Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Согласие На Прохождение Полиграфа img-1

Образец Согласие На Прохождение Полиграфа

Рейтинг: 4.3/5.0 (1648 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Заявление о добровольном согласии на прохождение опроса с использованием компьютерного полиграфа в таможенных органах Российской Федерации

Заявление о добровольном согласии на прохождение опроса с использованием компьютерного полиграфа в таможенных органах Российской Федерации

03 Октября 2016

Работодатели, заключая с физическими лицами договоры гражданско-правового характера, довольно часто прописывают в них условия, позволяющие потом контролирующим органам квалифицировать данные договоры как трудовые. А как известно, от правовой природы взаимоотношений между страхователем и физическим лицом зависят наступающие в связи с этим последствия, в частности возникновение обязанности по уплате взносов в ФСС.

В некоторых компаниях сотрудники часто пользуются услугами платных парковок, например, при разъездном характере работы. Компании, в свою очередь, компенсируют понесенные расходы. Рассмотрим, каким образом отразить в бухгалтерском и налоговом учете расходы на компенсацию сотруднику оплаты парковки.

В Письме от 14.06.2016 № 03‑03‑06/1/34531 чиновниками Минфина снова был рассмотрен вопрос о порядке обложения НДФЛ и налогом на прибыль сумм возмещения организацией расходов на аренду квартиры работника, переехавшего в связи с работой в другой местности. Правда, на этот раз выводы чиновников в части налога на прибыль едва ли порадуют налогоплательщиков. Впрочем, и из данной ситуации они могут извлечь определенную выгоду. Какую именно, поясним далее, вначале проанализируем нынешнюю позицию финансистов.

29 Сентября 2016

С 1 января 2017 года вступит в силу недавно принятый Федеральный закон № 238‑ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее – Закон № 238‑ФЗ), устанавливающий порядок прохождения такой оценки работниками. Одна из целей введения этой процедуры – создание для работника возможности подтвердить свою квалификацию не у своего работодателя или образовательном учреждении, а в других, независимых, специально созданных для этого организациях. Предполагается, что такая оценка будет удобна не только для работников, но и для работодателей. Правда, убедиться в этом мы сможем еще не скоро. А пока попробуем разобраться, что на сегодняшний момент установил законодатель по поводу независимой оценки квалификации работника.

В период простоя работнику в общем порядке выплачивают заработную плату, а не компенсационные выплаты. Оплату простоя облагают страховыми взносами в ПФР, ФФОМС, ФСС России и взносами на "травматизм". Если время простоя оплачивается, то указанный период засчитывают в страховой стаж сотрудника.

Семинары

Другие статьи

Правомерно ли прохождение работником полиграфа?

Правомерно ли прохождение работником полиграфа? Вопрос

Вопрос в связи с требованиями во многих компаниях - правомерно ли внести в документы обязанность сотрудника проходить полиграф?Если нет, почему? Если да, то снова почему и в каком документе это лучше закрепить в ПВТР или ТД?Аналогичный вопрос - имеет право работодатель затребовать согласие у соискателя на изучение кредитной истории?

Ответ

Трудовым законодательством, использование детектора лжи (полиграфа) в трудовых отношениях не запрещено. Более того, использование детектора лжи прямо предусмотрено при приёме работников в ряд государственных организаций (например, в следственном комитете). Для коммерческих организаций и остальных государственных органов подробно данный вопрос не проработан. Поэтому при решении вопроса об использовании детектора лжи в таких организациях, следует руководствоваться общими правилами.

Таким образом, использование полиграфа, при приёме сотрудника на работу, допустимо. Однако, для его использования необходимо получить согласие работника. Принуждение работника к прохождению детектора лжи неправомерно и нарушает основные конституционные права работника. Это следует по смыслу статьи 17 и части четвёртой статьи 29 Конституции РФ.

Отказ работнику в приеме на работу, на основании нежелания работника пройти детектор лжи, является неправомерным. Так как в соответствии со статьёй 64 ТК РФ, не обоснованный отказ в приёме на работу, не связанный с деловыми качествами работника, запрещён.

Полученная соответствующим путём информация относится к персональным данным работника. Однако недопустимо получать информацию, обработка которой работодателю запрещено. Например: о политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, интимной жизни и т.п. (ст. 10 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ)

Если работодатель всё же откажет работнику в подобном случае в приёме на работу, то работник сможет обжаловать такой отказ в судебном порядке (ст. 391 ТК РФ). Кроме того, работодатель может быть привлечён к административной ответственности за нарушение законодательства о труде, либо за нарушение законодательства о персональных данных (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. http://vip.1kadry.ru/?utm_source=www.kdelo.ru&utm_medium=refer&utm_campaign=qa_innerlink&#/document/130/51195/dfas965zuc/ ).

Для исключения подобных рисков, рекомендуем следовать указанным выше рекомендациям. То есть:

  • получать письменное согласие работника на прохождение испытания через детектор лжи;
  • интервьюирование только по вопросам в пределах действующего законодательства;
  • при отказе работнику в приёме на работу, не указывать в качестве причины отказа, нежелание работника пройти тест на полиграфе.

Порядок использование полиграфа может быть включён в любой локальный нормативный акт организации. Например, в Правила внутреннего трудового распорядка. Соответствующий порядок организация может разработать самостоятельно. При этом рекомендуем учитывать указанную выше информации. В частности, следует прямо указать, что результаты теста на полиграфе или нежелание работника пройти такой тест, не являются препятствием для приёма его на работу.

Согласие на прохождение теста на полиграфе, следует оформить в произвольном порядке (см. приложение к ответу ниже).

Следует отметить, что если при тестировании на полиграфе работнику будут задаваться вопросы, которые позволят получить работодателю персональные данные работника, то с него следует получить согласие на обработку его персональных данных (http://vip.1kadry.ru/?utm_source=www.kdelo.ru&utm_medium=refer&utm_campaign=qa_innerlink&#/document/130/50962/block_161_54855/ ).

Что касается согласия на обработку кредитной истории, то в данном случае действуют аналогичные правила. То есть, работодатель вправе запросить такие сведения у работника, однако без наличия его письменного согласия, он не вправе получать такие сведения. Также он не может отказать работнику в приёме на работу в связи с отказом от предоставления согласия.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Формы документов: Образец согласия на прохождения тестирования на полиграфе.

паспорт серия 45 01 № 255123

Приказ Федеральной таможенной службы от 25 сентября 2007 г

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Федеральной таможенной службы от 25 сентября 2007 г. № 1196 «Об утверждении Временной инструкции о порядке проведения опросов с использованием компьютерного полиграфа в таможенных органах Российской Федерации»

Приказ Федеральной таможенной службы от 25 сентября 2007 г. № 1196 «Об утверждении Временной инструкции о порядке проведения опросов с использованием компьютерного полиграфа в таможенных органах Российской Федерации»

26 октября 2007

Во исполнение приказа ФТС России от 5 сентября 2006 г. N 839 "Об организации применения полиграфа в деятельности таможенных органов Российской Федерации", для обеспечения единообразных подходов к организации и проведению опросов с использованием компьютерного полиграфа в таможенных органах приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Временную инструкцию о порядке проведения опросов с использованием компьютерного полиграфа в таможенных органах Российской Федерации (далее - Временная инструкция).

2. Начальнику Управления кадров Г.Л. Кириллову организовать проведение опросов с использованием компьютерного полиграфа (далее - ОИП) в таможенных органах в соответствии с Временной инструкцией .

3. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, обеспечить:

а) доведение Временной инструкции до сведения всех должностных лиц таможенных органов;

б) проведение ОИП в подчиненных таможенных органах в соответствии с Временной инструкцией .

4. Возложить ответственность за формирование научно-методического обеспечения ОИП на Консультативно-методический совет по вопросам психологической работы и совершенствования деятельности психологической службы таможенных органов Российской Федерации, утвержденный приказом ФТС России от 18 января 2005 г. N 27.

Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель
действительный государственный советник
таможенной службы Российской Федерации

Приложение
к приказу Федеральной
таможенной службы
от 25 сентября 2007 г. N 1196

Временная инструкция
о порядке проведения опросов с использованием компьютерного полиграфа в таможенных органах Российской Федерации
I. Общие положения 1. Основные понятия и термины

1. Временная инструкция о порядке проведения опросов с использованием компьютерного полиграфа в таможенных органах Российской Федерации (далее - Временная инструкция) устанавливает порядок проведения опросов с использованием компьютерного полиграфа (ОИП) в таможенных органах Российской Федерации (далее - таможенные органы), а также определяет основные направления, принципы и условия использования полиграфа при решении кадровых вопросов.

2. Полиграф - техническое средство, предназначенное для гласной синхронной регистрации в процессе опроса человека физиологических параметров (в том числе параметров дыхания, сердечно-сосудистой активности, кожного сопротивления и других физиологических процессов) и позволяющее представить результаты регистрации в аналоговом и (или) цифровом виде.

3. Специалист по опросу с использованием полиграфа (далее - полиграфолог) - должностное лицо таможенного органа, получившее специальную подготовку в соответствии с государственным стандартом на базе сертифицированных учебных центров, подтвержденную свидетельством (дипломом) государственного образца, и имеющее соответствующую форму допуска.

Должность специалиста по ОИП организационно входит в состав подразделения психологической службы (в состав функциональной группы психологов подразделения кадровой службы) либо в состав кадрового подразделения таможенного органа в качестве отдельного специалиста.

При назначении на должность полиграфолога документы кандидата согласовываются в отделе координации работы психологов Управления кадров ФТС России.

4. Ассистент полиграфолога - должностное лицо таможенного органа, специально подготовленное полиграфологом для оказания технической помощи при проведении ОИП, либо прошедший специальную подготовку на базе одного из сертифицированных центров в период заочно-лабораторного курса.

5. Опрос с использованием полиграфа - безвредная для жизни и здоровья человека совокупность действий (включающая, в том числе тестирование на полиграфе), ориентированная на проверку полиграфологом достоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом.

6. Тестирование на полиграфе - составная часть опроса, включающая регистрацию физиологических параметров человека в ответ на задаваемые вопросы, предъявляемые предметы или изображения.

7. Опрашиваемый - физическое дееспособное лицо, добровольно (в письменной форме) выразившее согласие на проведение в отношении себя ОИП, реализующее свои права в соответствии с законодательством Российской Федерации и Временной инструкцией.

8. Инициатор опроса с использованием полиграфа - должностное лицо таможенного органа, инициирующее проведение ОИП.

9. Представитель инициатора - должностное лицо таможенного органа, которое по поручению инициатора участвует в организации ОИП.

10. Отказ от прохождения опроса с применением полиграфа - зафиксированное в письменной форме решение опрашиваемого не проходить ОИП.

11. Результат опроса с применением полиграфа - письменное заключение полиграфолога о достоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом, составленное на основе информации, полученной в ходе проведения опроса.

12. Материалы опроса с применением полиграфа - результат опроса с применением полиграфа, заданные опрашиваемому лицу в ходе тестирования на полиграфе вопросы и зарегистрированные при этом его физиологические реакции, а также аудио- и (или) видеозаписи, полученные при проведении предтестовой беседы, тестирования на полиграфе и (или) послетестовой беседы.

13. Фактор риска - признаки, препятствующие поступлению лица на службу (работу) или продолжению выполнения должностным лицом служебных обязанностей в таможенных органах.

- наличие отрицательных мотивов поступления на службу (работу);

- наличие алкогольной, наркотической и игровой зависимостей;

- наличие иных противопоказаний к службе (работе) медицинского характера;

- искажение анкетных данных и сокрытие сведений, препятствующих прохождению службы в таможенных органах;

- увольнение с прежнего места работы по компрометирующим и негативным обстоятельствам;

- сокрытие криминального прошлого, связей с преступными сообществами или сообществами, имеющими преступные намерения;

- участие в экстремистских организациях, религиозных и общественных объединениях деструктивного типа;

- наличие фактов злоупотребления служебным положением.

2. Цели и области применения опросов с использованием полиграфа

14. ОИП проводится с соблюдением положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", федеральных законов от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", Трудового кодекса Российской Федерации, Таможенного кодекса Российской Федерации, нормативных правовых актов Федеральной таможенной службы, приказа ФТС России от 5 октября 2006 г. N 964 "Об утверждении аналитической программы ФТС России "Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007 - 2009 гг." и в соответствии с Временной инструкцией.

15. В таможенных органах ОИП проводятся в целях оценки достоверности сведений, сообщаемых опрашиваемым лицом и выявления факторов риска .

16. ОИП в таможенных органах проводится в следующих случаях:

- при получении и подтверждении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;

- при приеме граждан Российской Федерации, поступающих на службу (работу) в таможенные органы, и при назначении должностных лиц на другую должность;

- при осуществлении выборочного контроля осуществления служебной деятельности;

- при возникновении спорных ситуаций по итогам служебных проверок, в том числе и по инициативе должностного лица, в отношении которого инициировалась проверка.

3. Принципы проведения опросов с использованием полиграфа

17. ОИП проводятся в случаях, предусмотренных Временной инструкцией, с согласия опрашиваемого лица на прохождение ОИП, зафиксированного в письменной форме (приложение N 1 к Временной инструкции), в сроки, предложенные инициатором опроса. с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с принципами законности, гуманности, научности и конфиденциальности.

18. Недопустимо применение угроз, насилия или иных незаконных мер воздействия с целью принуждения человека к получению согласия на проведение ОИП или прохождению такого опроса. При проведении ОИП недопустимо унижение чести и достоинства опрашиваемого лица.

19. Отказ от проведения ОИП не является подтверждением нарушения установленных норм поведения опрашиваемым лицом и не может рассматриваться как свидетельство сокрытия выявляемых в ходе ОИП сведений.

20. Информация, содержащаяся в материалах ОИП, а также полученная участниками опроса в процессе его проведения, не подлежит разглашению без согласия опрашиваемого лица, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 4 пункта 26 Временной инструкции.

Недопустимо использование этой информации в целях, не предусмотренных Временной инструкцией.

II. Организация и проведение ОИП 4. Основания проведения ОИП

21. Инициаторами проведения ОИП являются руководитель ФТС России и его заместители, начальник Управления кадров ФТС России и его заместители, начальники региональных таможенных управлений и таможен.

22. Представителями инициатора проведения ОИП являются начальник отдела координации работы психологов Управления кадров ФТС России, руководители кадровых служб региональных таможенных управлений и таможен, руководители подразделений (функциональных групп) психологической работы региональных таможенных управлений.

23. Основанием для проведения ОИП является задание (приложение N 2 к Временной инструкции), подписанное инициатором или представителем инициатора, в котором должна быть указана цель проверки опрашиваемого лица и вопросы, требующие выяснения при проведении опроса.

24. При необходимости проведения ОИП в отношении должностных лиц таможенного органа, в котором отсутствует полиграфолог. начальник указанного таможенного органа обращается в соответствии с установленным порядком к начальнику регионального таможенного управления со специальным запросом о возможности проведения ОИП.

5. Обязанности, права и ответственность инициатора (представителя инициатора), полиграфолога, ассистента полиграфолога и опрашиваемого лица

25. Инициатор (представитель инициатора) ОИП (по п.п. 4. 5. 6. 7 - совместно с полиграфологом) обязан:

1) представить полиграфологу имеющиеся материалы об опрашиваемом лице, необходимые для проведения опроса с использованием полиграфа;

2) представить полиграфологу перечень факторов риска ;

3) обеспечить полиграфологу необходимые условия для проведения опроса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к помещениям, предназначенным для проведения опросов с использованием компьютерного полиграфа (приложение N 3 к Временной инструкции);

5) ознакомить в письменном виде лицо, которому предстоит пройти ОИП, с правовыми основаниями и причиной планируемого опроса;

6) получить согласие опрашиваемого лица на прохождение ОИП;

7) гарантировать письменно (по установленной форме) опрашиваемому лицу, что полученная от него в ходе ОИП информация не будет передана третьим лицам без предварительного разрешения опрашиваемого лица;

8) обеспечить безопасность проведения ОИП, полиграфолога и участников опроса на всех этапах его проведения;

9) строго следовать полученным от полиграфолога инструкциям и не вмешиваться в его действия при проведении ОИП, в том числе делать какие-либо замечания или заявления.

1) получить от полиграфолога разъяснения по технологии и организации проведения ОИП;

2) получить от полиграфолога полный отчет о результатах ОИП;

3) самостоятельно принимать решение о времени ознакомления опрашиваемого лица с результатами проведенного в отношении него ОИП;

4) инициативно передать результаты ОИП компетентным органам исполнительной власти, если результаты такого опроса содержат информацию, являющуюся основанием для подозрений опрашиваемого лица в подготовке или совершении им противоправных деяний, отнесенных Уголовным кодексом Российской Федерации к категории тяжких и особо тяжких преступлений;

5) определять, в каждом конкретном случае индивидуально, исходя из интересов служебной деятельности, вопрос об ознакомлении опрашиваемого лица с результатами ОИП.

27. Инициатор (представитель инициатора) несет ответственность:

- за нарушение положений Временной инструкции в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- за разглашение информации, ставшей ему известной при проведении опроса, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

28. Полиграфолог в соответствии с основными принципами и нормами профессиональной деятельности (приложение N 4 к Временной инструкции) обязан:

1) проводить опрос только при наличии письменного согласия опрашиваемого лица на прохождение такого опроса, полученного без принуждения со стороны третьих лиц;

2) ознакомить опрашиваемое лицо с вопросами, которые будут ему заданы в ходе тестирования на полиграфе ;

3) дать по требованию инициатора опроса разъяснения по технологии и организации проведения ОИП;

5) сохранять в тайне информацию, которая стала ему известна в связи с проведением ОИП, за исключением случаев, когда передача такой информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) проводить собеседование с опрашиваемым лицом по предварительным итогам опроса;

7) прекращать проведение тестирования на полиграфе в случаях:

- ухудшения самочувствия опрашиваемого лица в ходе тестирования;

- отказа опрашиваемого лица от продолжения тестирования;

- умышленного несоблюдения опрашиваемым лицом инструкций полиграфолога, обусловленных методическими требованиями тестирования на полиграфе;

1) знакомиться с имеющимися у инициатора или у представителя инициатора опроса материалами. необходимыми для подготовки к работе и работы с лицом, в отношении которого инициирован ОИП. на основе которых он делает заключение о возможности и целесообразности ОИП и определяет условия для его качественного проведения;

2) отказаться от проведения ОИП:

а) при непредставлении инициатором опроса материалов и условий, необходимых для качественного проведения ОИП;

б) при отсутствии достаточного времени для необходимой подготовки к работе с опрашиваемым лицом;

в) в случае невозможности и (или) нецелесообразности проведения ОИП.

1) задавать при тестировании на полиграфе вопросы, направленные на получение от опрашиваемого лица сведений, составляющих государственную тайну;

2) скрывать от инициатора опроса какую-либо информацию, полученную от опрашиваемого лица при проведении ОИП;

3) высказывать в своём заключении суждения или выводы юридического, медицинского, психологического, психиатрического или иного характера в отношении опрашиваемого лица, если полиграфолог не является профессиональным специалистом в указанных областях знаний;

4) разглашать выводы по результатам проведения ОИП и сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан, которые стали ему известны в процессе проведения ОИП, без согласия опрошенного лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

31. Полиграфолог несет ответственность за нарушение положений Временной инструкции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

32. Опрашиваемое лицо имеет право:

1) перед проведением опроса с применением полиграфа быть ознакомленным с правовыми основаниями и причинами предстоящего опроса;

2) при проведении ОИП:

- в ходе предтестовой беседы и в период тестирования на полиграфе отказаться от дальнейшего участия в них с указанием или без указания причин принятия такого решения;

- знакомиться с содержанием вопросов, которые будут ему заданы, и, если необходимо, участвовать в их редактировании и уточнении их содержания;

- отказаться от участия в проведении ОИП, если уведомление о таковом было сделано менее чем за сутки;

- представить письменное медицинское заключение, свидетельствующее о невозможности проведения опроса с применением полиграфа;

- подать заявление об изменении сроков прохождения опроса с применением полиграфа.

33. При выполнении тестирования на полиграфе опрашиваемое лицо обязано строго следовать инструкциям полиграфолога.

34. Отказ опрашиваемого лица от проведения предтестовой беседы, инициативное досрочное прекращение опрашиваемым лицом тестирования на полиграфе (кроме ухудшения самочувствия) или умышленное невыполнение опрашиваемым лицом инструкций полиграфолога приравниваются к отказу от прохождения ОИП.

35. Ассистент пол и графолога:

- не имеет права вмешиваться в действия полиграфолога и обязан строго следовать полученным от него инструкциям;

- несет ответственность за разглашение информации, ставшей ему известной в ходе тестирования на полиграфе, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Структура проведения ОИП

36. При выполнении ОИП в соответствии с технологической картой работы специалиста по опросам с использованием компьютерного полиграфа с одним опрашиваемым (приложение N 5 к Временной инструкции) полиграфологом осуществляются следующие основные действия:

1) подготовка к работе с опрашиваемым лицом;

2) работа с опрашиваемым лицом (проведение предтестовой беседы, выполнение тестирования на полиграфе, проведение, по усмотрению полиграфолога, послетестовой беседы);

3) анализ и оценка зарегистрированных физиологических реакций;

4) оформление результатов опроса с использованием полиграфа.

37. Для проведения ОИП применяют технические средства, соответствующие государственным требованиям по электробезопасности, предъявляемым к изделиям медицинской техники, санитарным правилам и государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

38. Проведение ОИП в отношении кандидатов на службу осуществляется только после предварительного этапа профессионального психологического отбора и психодиагностического обследования, но до решения о его приеме на службу.

39. ОИП запрещается проводить в случаях:

1) если полиграфолог:

- находится или находился в служебной или иной зависимости от опрашиваемого лица;

- является близким родственником или состоящим в свойстве (братья, сестры, родители и дети супругов) с опрашиваемым лицом;

- лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе проводимого опроса;

2) физического или психического истощения опрашиваемого лица;

3) наличия у опрашиваемого лица психического расстройства или фазы обострения заболевания, связанного с нарушением деятельности сердечнососудистой либо дыхательной системы;

4) нахождения опрашиваемого лица в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

5) нахождения опрашиваемого лица - женщины во второй половине периода беременности.

7. Лица, присутствующие при проведении ОИП

40. При проведении ОИП помимо опрашиваемого лица и полиграфолога в помещении имеют право присутствовать:

1) инициатор опроса;

2) представитель инициатора опроса;

3) ассистент полиграфолога (с разрешения полиграфолога).

41. Присутствие при проведении ОИП лиц, не упомянутых в пункте 40 Временной инструкции, не допускается.

8. Язык, на котором проводится опрос с использованием полиграфа

42. Опрос с использованием полиграфа проводится на государственном языке Российской Федерации.

III. Оформление, хранение и использование результатов проведения ОИП 9. Оформление результатов ОИП

43. Выводы по результатам проведения ОИП полиграфолог оформляет в виде заключения (приложение N 6 к Временной инструкции), в котором должны быть указаны:

- инициатор и основания проведения ОИП;

- цель проведения ОИП;

- вопросы, поставленные для выяснения;

- дата и место проведения ОИП;

- использовавшиеся при проведении ОИП технические средства;

- фамилия, имя, отчество, год рождения опрошенного лица;

- факт получения письменного согласия опрошенного лица на проведение ОИП;

- фамилия, имя, отчество, должность специалиста, название и номер удостоверения на право проведения ОИП;

- выводы по результатам ОИП.

44. В заключении могут быть указаны значимые особенности проведения ОИП и поведения опрошенного лица, представлен анализ зарегистрированных физиологических данных, из которых следуют выводы специалиста.

45. Результаты ОИП носят вероятностный характер и имеют для инициатора опроса ориентирующее значение, могут служить основанием для проведения дополнительных проверочных мероприятий в отношении этого лица.

10. Хранение материалов и результатов ОИП

46. Заключения по результатам ОИП передаются для хранения в подразделения специальной проверки и архивных фондов кадровой службы. В случае присвоения заключению и материалам ОИП грифа секретности указанные документы передаются в подразделение защиты государственной тайны в установленном порядке.

47. Материалы опроса с использованием полиграфа подлежат обязательному хранению в течение срока, определяемого для документов с грифом "Для служебного пользования", если инициатором опроса не установлен иной срок хранения.

48. Материалы проведения ОИП (задания, заявления о согласии, записи физиологических данных на бумажных носителях и в электронном виде, аудио- и видеозаписи, рабочие журналы, вопросники, копии заключений полиграфолога) хранятся у полиграфолога в запираемых и опечатываемых шкафах-сейфах.

49. Условия хранения материалов опроса с использованием полиграфа и, при необходимости, последующего их использования должны исключать возможность их утраты, искажения или несанкционированного доступа к ним.

11. Использование материалов и результатов ОИП

50. Материалы ОИП могут быть использованы в научно-исследовательской и учебно-методической работе только после изменения в них анкетных данных опрошенных лиц.

51. В случае служебной необходимости материалы проведения ОИП (задания, заявления о согласии, записи физиологических данных на бумажных носителях и в электронном виде, аудио- и видеозаписи, рабочие журналы, вопросники, копия заключения специалиста и т.д.) передаются в отдел координации работы психологов Управления кадров ФТС России в порядке, определенном для документов с грифом "Для служебного пользования".

Заместитель начальника
Управления кадров

Приложение N 1
к Временной инструкции
о порядке применения опросов с
использованием компьютерного
полиграфа в таможенных органах
Российской Федерации

Заявление
о добровольном согласии на прохождение опроса с использованием
компьютерного полиграфа (ОИП)

Приложение N 2
к Временной инструкции
о порядке применения опросов с
использованием компьютерного
полиграфа в таможенных органах
Российской Федерации

Приложение N 3
к Временной инструкции
о порядке применения опросов с
использованием компьютерного
полиграфа в таможенных органах
Российской Федерации

Требования,
предъявляемые к помещениям, предназначенным для проведения опросов с использованием компьютерного полиграфа

Стационарное помещение, предназначенное для проведения опросов с использованием компьютерного полиграфа, должно гарантировать безопасность здоровья опрашиваемого лица и обеспечивать минимизацию негативных экзогенных воздействий, приводящих к возникновению систематических артефактов.

Площадь шумоизолированного помещения должна быть не менее 12 м2, высота потолка не менее 2,5 м, система кондиционирования и увлажнения воздуха должна обеспечивать поддержание температуры около +21 - 23.С и влажность около 30 - 60%.

Помещение должно быть оборудовано сигнализацией, не менее чем тремя электрическими розетками (одна из них с соответствующей защитой для подключения компьютера), цветным принтером, специальным низким широким креслом (без колесиков) с подлокотниками для обследуемого, подвижным креслом для специалиста-полиграфолога, четырьмя стульями, столом для полиграфа, сейфом, шкафами: металлическим, платяным, книжным.

Стены и потолок помещения должны быть окрашены (или декорированы) в нейтральный мягкий цвет, наличие на стенах каких-либо изображений и предметов не допускается. На окнах должны быть плотные однотонные шторы или жалюзи неяркого оттенка.

В случае проведения выездного опроса необходимо учитывать ряд дополнительных требований, а именно:

1) шумозащищенность предложенного инициатором помещения;

2) обращать внимание на наличие в помещении розеток, их расположение и тип; рекомендуется иметь при себе комплект переходников и удлинитель;

3) необходимо предусмотреть наличие недалеко от помещения для опроса туалетной комнаты.

Приложение N 4
к Временной инструкции
о порядке применения опросов с
использованием компьютерного
полиграфа в таможенных органах
Российской Федерации

Основные принципы и нормы
профессиональной деятельности полиграфолога

Полиграфолог принимает на себя добровольное обязательство твердо придерживаться следующих основных принципов и норм профессиональной деятельности, а именно:

1. Полиграфолог осознает свою ответственность перед человеком, давшим добровольное согласие на проведение опроса с применением полиграфа, независимо от тех обстоятельств, которыми была вызвана необходимость этой процедуры, и обязуется быть честным, объективным и беспристрастным в отношении опрашиваемого лица, вне зависимости от социального и экономического статуса данного человека, его политических, религиозных взглядов и убеждений, расовой или этнической принадлежности, физических данных.

2. Полиграфолог признаёт невозможность проведения опроса с применением полиграфа против воли человека. Полиграфолог не приступит к проведению опроса, не убедившись, что опрашиваемое лицо дало добровольное письменное согласие на эту процедуру без принуждения со стороны третьих лиц.

3. Полиграфолог должен выполнять свои обязанности с чувством достоинства, самоуважения и независимости: его заключения по результатам проведенного опроса с применением полиграфа должны быть свободны от финансового, политического, служебного или иного давления со стороны физических или юридических лиц.

4. Полиграфолог обязан использовать при проведении опроса полиграф, обеспечивающий нетравмирующий и безвредный для здоровья опрашиваемого лица контроль, как минимум трёх физиологических процессов - дыхания, сердечно-сосудистой системы и кожно-гальванического рефлекса. Это не исключает возможность контроля иных физиологических процессов и их соответствующей регистрации.

5. Полиграфолог в ходе опроса с применением полиграфа не должен использовать вопросы, связанные с религиозными убеждениями, политическими пристрастиями и расовыми взглядами, за исключением случаев, связанных со специальными расследованиями, проводимыми по указанию и в интересах правоохранительных органов.

6. Полиграфолог в ходе опроса с применением полиграфа не должен использовать вопросы, направленные на получение от опрашиваемого лица сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, или сведения конфиденциального характера.

7. Полиграфолог не должен проводить опрос лица, которое, по его мнению, не подлежит исследованию с применением полиграфа по причине неудовлетворительного физического или психического состояния.

8. Полиграфолог имеет право сделать заключение по результатам конкретного опроса с применением полиграфа лишь при условии не менее чем трехкратного предъявления опрашиваемому лицу каждого из вопросов любого из примененных тестов.

9. Полиграфолог не должен - если он не является профессиональным специалистом - включать в свое письменное заключение выводы медицинского, юридического, психиатрического или иного характера, относящиеся к области знаний специалистов другого профиля. При необходимости, полиграфолог имеет право составить описание поведения и внешности опрашиваемого лица, если это описание имеет отношение к процедуре опроса с применением полиграфа, но от вынесения какого-либо заключения полиграфолог должен воздержаться.

10. Полиграфолог должен дать опрашиваемому лицу возможность объяснить зафиксированные на полиграмме реакции на соответствующие вопросы, по возможности перепроверить их и учесть эти объяснения при подготовке письменного заключения по результатам опроса.

11. Полиграфолог не имеет права оказывать услуги по обучению мерам противодействия опросам с использованием компьютерного полиграфа.

Приложение N 5
к Временной инструкции
о порядке применения опросов с
использованием компьютерного
полиграфа в таможенных органах
Российской Федерации

Технологическая карта работы специалиста по опросам с использованием компьютерного полиграфа с одним опрашиваемым

Ознакомление с фабулой дела (запроса) и принятие специалистом решения о возможности или невозможности проведения опроса

Выяснение, дает ли лицо (лица), подлежащее опросу на полиграфе, свое добровольное согласие на ее проведение, определение сроков проведения полиграфического опроса, числа лиц, которых предполагается подвергнуть процедуре "детекции лжи". Выяснение, находится ли объект (объекты), подлежащий опросу в адекватном данной процедуре психическом, физическом и функциональном состоянии. Выяснение цели опроса.

Поступление запроса на проведение опроса от инициатора

Изучение материалов дела (запроса)

Анализ информации, имеющей отношение к расследуемому событию, беседа с лицом (оперативным работником, сотрудником службы безопасности или работником отдела кадров и т. д.), ведущим данное расследование.

Личный контакт с инициатором (представителем инициатора) запроса

Трансформация материалов дела в конкретные тесты, т.е. составление вопросника

Составление вопросника в соответствии с особенностями скринннгового исследования (отдельного события или дела)

Наличие материалов по событию и запроса

Организационное обеспечение опроса

Проверка состояния готовности специального помещения (температурный режим, наличие шумоизоляции, наличие розеток, необходимое освещение, наличие стола, стульев и т. д. особенно при проведении выездного мероприятия)

Наличие специально оборудованного и соответствующего требованиям помещения

Проведение предтестовой беседы

1. Подтверждение добровольного согласия на прохождение опроса. 2. Краткое объяснение человеку, подлежащему опросу, его прав и обязанностей (содержатся на типовом бланке о добровольном согласии). 3. Краткое изложение сути предстоящей процедуры. 4. Установление и поддержание психологического контакта. 5. Краткое обсуждение элементов биографии обследуемого лица. 6. Параллельно с установлением психологического контакта специалист отрабатывает еще один элемент предтестовой беседы, а именно выясняет: имеются ли противопоказания для проведения опроса в отношении данного лица. 7. Обсуждение фабулы расследуемого дела пли факторов риска (в случае скрининговой проверки)

Добровольное согласие обследуемого

Установка датчиков и непосредственное тестирование на полиграфе

Правовые аспекты применения полиграфа

Правовые аспекты применения полиграфа

Многие кадровые отделы и службы безопасности нередко стараются не прибегать к проверкам сотрудников на полиграфе в связи с тем, что до настоящего времени психофизиологические исследования с применением полиграфа прямо не закреплены на законодательном уровне. Правовой статус полиграфа в Российской Федерации, особенно при работе с кадровым составом, в настоящее формируется совокупностью нормативных актов и не вызывает сомнения в его законности.

В случаях применения полиграфа в кадровой работе важным аспектом является его добровольность. Это вытекает из положений ст. 2 и ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которым человек, а также его права и свободы признаются высшей ценностью и их осуществление не может нарушать права и интересы других лиц. Исходя из этих норм, при прохождении проверки на полиграфе, обязательно добровольное согласие тестируемого.

Но как быть, если сотрудник компании отказывается от прохождения проверки на полиграфе, мотивируя свой отказ незаконностью такой процедуры? Может ли работодатель не принимать на работу кандидата лишь за отказ от прохождения психофизиологического исследования? Для этого следует рассмотреть правовые аспекты, регулирующие применение полиграфа в действующем законодательстве.

Так, ст. 3 Трудового Кодекса РФ (ТК РФ) гарантирует защиту от ограничений работникам, устанавливаемых кем-либо в отношении их трудовых прав. Часть 3 указанной статьи гласит, что не являются ограничением прав работников установление различий, исключений, предпочтений, и иные ограничения трудовых прав работников, ввиду свойственных данной разновидности труда требованиям, установленными федеральным законом. По смыслу данной статьи, работодатель вправе установить, к примеру, ограничением для материально-ответственных лиц отсутствие фактов привлечения к уголовной ответственности по корыстным преступлениям, если должность предусматривает такое ограничение в законе. Выявление такой информации является основанием к увольнению или отказу в оформлении на должность .

Статья 8 ТК РФ регламентирует право работодателя разрабатывать и вводить в действие локальные нормативные акты, которые могут содержать дополнительные нормы регулирования труда, не противоречащие действующему трудовому законодательству и не ухудшающие положение работников по сравнению с ним. Если организация планирует применять в своей деятельности полиграф для проверки новых или уже работающих сотрудников на постоянной или разовой основе, то данные положения лучше заранее закладывать в локальные нормативные акты или же разработать отдельный документ, регламентирующий порядок и основания для проведения тестирования с применением полиграфа.

Результаты проверки работника являются персональными данными, что следует из ст. 85 ТК РФ, определяющих таковые как информацию, необходимую работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающуюся работника. В этой связи такие данные подлежат защите и соблюдению правил их обработки, предусмотренной главой 14 ТК РФ и ФЗ «О персональных данных».

Статья 70 ТК РФ предоставляет работодателю право установить работнику испытание при найме на работу, но не закрепляет однозначной формы данного испытания. Им, в том числе, может являться и психофизиологическое исследование с применением полиграфа, прописанное в трудовом договоре. Подписание трудового договора с данным условием или дополнительного письменного согласия на проверку означает готовность работника пройти такое тестирование.

Проведение как разовых, так и регулярных проверок должно быть также оговорено в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему (для уже принятых на работу), а в дальнейшем может быть включено в состав мероприятий при ежегодных аттестациях, экзаменах или проверках на соответствие занимаемой должности. Данный способ особенно актуален для государственных и муниципальных учреждений. Таким образом, легитимность проверки на полиграфе должна закладываться со стадии приема на работу и подлежит отражению в перечне всех существенных условий в трудовом договоре. Проведение проверок в случаях хищения или иных инцидентах на производстве подпадает под положения трудового договора, предусматривающие право работодателя по своему усмотрению проводить общие или выборочные проверки сотрудников на полиграфе.

Если проверкой на полиграфе будет установлен факт сокрытия или умышленного искажения работником информации о себе в условиях, когда предоставление такой информации требовалось работодателю при приеме на работу, то трудовой договор с сотрудником может быть в одностороннем порядке прекращен на основании п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. А в случае установления исследованием иных обстоятельств, которые являются основанием к увольнению (кража, растрата, разглашения охраняемой законодательством тайны и т.д.) – по соответствующему пункту и части ст. 81 ТК РФ.

Для привлечения работника к дисциплинарной ответственности за незаконное разглашение информации со статусом коммерческой тайны, в организации должен быть обеспечен надлежащий режим коммерческой тайны с отражением данных положений в локальных актах. Что подпадает под коммерческую тайну, кто имеет к ней доступ и какие меры должны быть приняты к ее сохранности – все это должно быть отражено в локальной документации в соответствии с требованиями ст. 10 ФЗ «О коммерческой тайне». Лица, имеющие доступ к информации, признанной коммерческой тайной, должны под роспись ознакомиться с внутренним положением о режиме коммерческой тайны и иметь в трудовых договорах соответствующие ограничения на разглашение информации.

Необходимость сохранения режима коммерческой тайны на предприятии является одним из серьезных оснований к установлению обязательного требования – тестирования на полиграфе, как одного из методов обеспечении сохранности конфиденциальной информации. Аналогичная методика может быть использована и в организациях, работающих с государственной тайной.

В уголовном судопроизводстве заключение специалиста-полиграфолога подпадает под действие положений статьи 80 УПК РФ, по которой заключение или мнение допрошенного в установленном порядке специалиста является доказательством по уголовному делу.

В гражданском процессе заключение специалиста-полиграфолога является письменным доказательством, содержащим имеющие значения для дела сведения.

Именно благодаря правильной организации кадровой работы и разработке необходимой внутренней документации организации, использование полиграфа в кадровой работе в целях проверки вновь принимаемых и действующих сотрудников является абсолютно законным и осуществляется без противоречий действующему законодательству.