Руководства, Инструкции, Бланки

Как Правильно Подавать Записки О Здравии И О Упокоении Образец img-1

Как Правильно Подавать Записки О Здравии И О Упокоении Образец

Рейтинг: 4.6/5.0 (1651 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Храм святых Жен-Мироносиц – Патриаршее подворье в Марьино г

Как правильно подавать записки «О здравии» и «О упокоении»? Как подать записку о здравии и за упокой.

1. Подавая записку в храм, будем помнить, что нам необходимо и самим молиться о наших ближних.

2. Лучше всего записки в храме подать вечером или утром, до начала службы.

3. Количество имён не ограничено, но лучше, если их будет не более 10 в одной записке. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких - подайте несколько записок.

4. Имена должны быть написаны разборчиво (лучше печатными буквами), в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).

5. Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем четко указывается их сан. Например, «о здравии» патриарха Кирилла, игумена Макария, протоиерея Валерия, иерея Александра, затем пишите свое имя, своих родных и близких. Неправильно в записках именовать священников или монашествующих «отцами» и «старцами». Сокращение «прот.» употребляется в Церкви как «протоиерей», а «иер.» как «иерей».

6. Все имена желательно писать так, как крестили человека (например, Иоанна, а не Ивана) и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли). Если имя человека не содержится в церковных святцах, в записке следует указывать то имя, с которым он был крещен в Православной Церкви. В случае, если человек был крещен в Православной Церкви с именем, которого нет в святцах (например, Станислав), то после написания имени в скобках пишут (крещен).

7. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.

8. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец (мл. Феодор), до 14 лет – как отрок (отр. Алексий).

9. В записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного». Не пишут в записках – «блаженного», «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего». В записках «Об упокоении» усопший в течение 40 дней после смерти именуется «новопреставленный». Допускается в записках «Об упокоении» перед именем писать «убиенный», «воин».

10. Не следует в записку об упокоении вносить имена канонизированных, то есть прославленных Церковью святых.

11. Все записки, поданные в храме, прочитываются служителями храма, при этом имена могут произноситься ими вполголоса.

Записки подаются на следующие Богослужения: Литургию, Молебен, Панихиду, а также Сорокоуст, Годовое или Полугодовое поминовение

На Литургию можно подать записки "О здравии" и "О упокоении" (только о членах Православной Церкви):

- поминовение совершается на проскомидии - первой части Литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из просфор (особые хлебцы) вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;

Молебен - церковное богослужение, заключающее благодарственное или просительное моление, обращенное к Богу, Богородице или Святым. На молебен подаются записки только "О здравии".

Панихида - заупокойное богослужение, на котором совершается поминовение умерших православных христиан. На панихиду подаются записки об упокоении.

Сорокоуст - молитва, на которой совершается поминовение православных христиан в течение 40 дней. На сорокоуст подают записки как о здравии, так и об упокоении.

12. Случайное внесение имени живого человека в записку об упокоении никоим образом этому человеку не вредит. Ведь молитвы приемлет Всевидящий Бог.

О поминовении самоубийц и некрещенных.

Посмертную участь самоубийц Церковь предоставляет Суду Божию. Поэтому за лишивших себя жизни можно молиться только частным образом, а не общецерковно (нельзя совершать отпевание и подавать записки на Литургию или панихиду).

Если самоубийство совершил человек, имевший доказанное умственное расстройство, в этом случае необходимо подать прошение на имя правящего архиерея (для Москвы на имя Патриарха) о разрешении общецерковного поминовения (справка 8-495-637-28-40).

Преподобный Лев Оптинский, не допуская церковной молитвы за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), завещал молиться за них келейно так: «Взыщи, Господи, погибшую душу (имя): аще возможно есть, помилуй. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».

Точно также о некрещеных живых молиться нужно лишь частным образом, прося Господа привести их к вере и спасению.

Нет препятствия ставить свечи в храме с молитвой о некрещеных людях. Также можно помолиться святому мученику Уару – он имеет дерзновение просить Господа о них.

Другие статьи

Образец записки о здравии и упокоении - Знакомим с информацией

Образец записки о здравии и упокоении

ПИШЕМ ЗАПИСКИ ПРАВИЛЬНО К ак правильно написать записку? В нашем храме есть уже готовые бланки красного цвета - "о здравии" и синего - "об упокоении". Далее крупным разборчивым почерком надо перечислить в родительном падеже полные имена обычно 10 — 15 именданные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании. Имена детей тоже надо писать полностью, например, "Сергия", а не "Сережи". Нужно четко писать окончания имен, которые носят и мужчины и женщины: Александра мужчина и Александры женщинаВалентина и Валентины и т. Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: "архиеп. До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках? Это и указывается сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Можно ли писать в записках "заблудшего", "озлобленного"? Перед именами живых крещеных, но не живущих церковной жизнью людей, пишут: "заблудшего", чтобы священнослужитель понимал, о ком он молится. Не пишут: "страждущего", "озлобленного", "скорбящего", "девицы", "вдовицы". В заупокойных записках следует отметить "новопреставленного" в течение 40 дней после кончины"приснопамятного" если усопший имеет в этот день памятную дату"убиенного", "воина". К именам священнослужителей добавляют сан и пишут их в начале записок. За кого нельзя подавать записки? Как происходит поминовение по запискам на проскомидии? Совершением этого священнодействия душам поминаемых по запискам людей подается благодать Святого Духа. Можно ли писать в записках имена, которых нет в православном месяцеслове, например, Егор? Как правило, Егор в Крещении принимает православное имя Георгий. Что такое сорокоуст и как его заказать? В нашем храме сорокоуст принимается только об упокоении новопреставленных и кроме литургии, также поминается на панихиде. Сорокоуст можно заказать там, где в храме продают свечи свечной ящик только за крещеных православных христиан. Что такое годовое, полугодовое поминовение? Имена записываются в поминальный синодик и братия храма в течение указанного срока за каждой литургией молится об этих людях. Что такое вечное поминовение? В нашем храме таким поминовением является "". Что такое "именной кирпичик" и как его купить? Если Вы приобретаете в нашем храме "именной кирпичик", то на одном из кирпичей будет написано имя человека для которого Вы приобретаете кирпич, Вам дадут свидетельство на "именной кирпич" имя записывается в специальный синодик. Кирпичи с написанными на них именами идут на строительство храма. Приобрести "" можно в храме за свечным ящиком или в церковной лавке. Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка? Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан. Следует подавать записки о здравии плодоносящей непраздной матери — это будет полезно и для нее, и для ребенка. Будущей матери необходимо посещать храм, и не просто посещать, а исповедоваться и причащаться. В нашем храме каждый четверг в 17:00 служится молебен "для будущих мам". Необходимо ли, по канонам церкви,а не в силу сложившихся традиций перед именами усопших в записках ставить сокращения: младенец, убиенный. Какие дни для поминания усопших есть, кроме указанных в календаре, день смерти, 9-й, 40-й день, день рождения? Добрый день, Илья, Христос говорит, что для начала новой жизни нужно родиться свыше. Для этого необходимо в молитве искренне обратиться к Богу и покаяться. После этого прийти в храм и в Таинстве исповеди завершить своё покаяние. И надо начинать жить по Евангельским заповедям, для этого надо читать Евангелие. Приходите в храм, будем рады Вас видеть. Записка о здравии на месяц - когда истекает ее срок? Имеется ввиду календарный месяц или 30 дней в зависимости от расписания служб? В Храмепринимающие записки всегда отвечают по разному, иногда смотрят на календарь и советуют подавать новую не раньше чем через полтора месяца. Во всех храмах одно правило или по-разному? Добрый день, Екатерина, в нашем храме Литургии совершаются ежедневно, поэтому месячное поминовение соответствует месяцу. Главное при этом самой молиться о тех, за кого Вы подаете поминовение. Покончил жизнь наш племянник 18 лет. Неразделенная любовь+ скандальный развод родителей+ уже 5 лет его пьющая мать. Бабушка говарит, что пока его не помянет Церковь, его душа будет вечно маяться. В каких случаях разрешают подать записки за покончивших самих? Слышала, что Патриарх Кирилл подал прошение на особую молитву за самоубиенных в Святой Синод, вот только ответ незнаю. Мальчик был очень хороший, восиитывался бабушкой кротким и добрым. Его душа не вынесла тягот земных. Добрый день, Анна, к сожалению самоубийц на проскомидии не поминают, если только нет справки, что во время жизни человек наблюдался у психолога и был невменяем. Его Вы сами можете поминать в своих личных молитвах. Мой сын крещенныйему 35 летно невоцерковленныйкак правильно писать его в записке о здравии, Молебене, Сорокоусте? Если Вас сын не является открытым атеистом, то его вполне уместно поминать в записках не только на молебнах, но и на Литургии. Также можно заказать сорокоуст. И самое главное, конечно же, регулярно молитесь о его духовном просвещении. Хорошо читать каждый день Евангелие и каждый раз предварять и заканчивать это чтение молитвой о. С уважением, священник Алексий Веретельников. Добрый день ,как правильно писать в записке о упокоении Федоры или Феодоры, нет возможности получить информацию был ли крещенный умерший отец,а очень хочется его поминать, возможно ли это делать? Если да то как правильно Дорогая Людмила, обычно принято писать имя Феодора, Федора - больше простонародное имя. Своего умершего отца Вы можете писать в записках с припиской: "если крещен". Но главное, Ваше личное поминовение, т. Вам необходимо ежедневно в личных молитвах поминать родителей. Здраствуйте,меня смущает вопрос,можно ли присутствовать на литургии и не причещаться,особенно после прочтения наставления по этому поводу Иоанна Златоуста: "Скажи мне, пожалуйста, если бы кто-нибудь был приглашен на трапезу, пошел туда, помыл свои руки, сел и приготовился к трапезе, а затем не стал бы есть, разве он не оскорбил бы того, кто его пригласил? Не лучше ли было бы, если бы он не приходил вообще? Так и ты: пришел на трапезу, пел с остальными песнопения, исповедовал, что ты достоин поскольку не удалился вместе с недостойнымикак ты можешь после всего этого оставаться на Литургии и не причащаться от этой Трапезы? Ведь далеко не все причащаются еженедельно,а не приходить на воскресную службу тоже нарушение заповеди. Я стараюсь причещаться не реже раза в месяц,так пока рекомендовал священник. И зачастую,если я не причещаюсь в воскресенье или на двунадесятый праздник,прихожу на всенощное бдение,а на литургию не иду. Это наверное тоже неправильно? Если говорить о частоте Причастия, то это вопрос не совсем простой, потому что сейчас vs находимся на стыке двух слoжившихся в истории практик и традиций. Одна традиция построена на тщательной пoдготовке ко Причастию с 2-3 дневным гoвением и частотой Причастия 1-2 раза в месяц. При этом по канонам не допускается более двух воскресений подряд не бывать на службе, кроме случаев, когда это невозможно по объективной причине. Другая традиция - частое Причастие - традиция которая восходит к практике первых веков существования Церкви и также закрепленная канонически. При этом подготовка ко Причастию значительно отличается. В Вашем случае этот вопрос нужно решить с духовником или со священником у которого Вы регулярно исповедуетесь. Если говорить в общем, то если Вы регулярно посещаете воскресные и праздничные Литургии, то ничто не мешает Вам с соответствующей подготовкой приступать ко Причастию на этих службах. Это будет вполне благоразумно. Но это вновь вопрос к духовнику. Но даже если Вы не готовились ко Причастию в воскресный день мы должны все равно быть в храме. Заповедь о воскресном дне всегда в силе. Вероятно Вы имеете ввиду молебны. Да, вполне допустимо писать в записке, например, Ольги со чадами, Иоанна со сродниками. Можно написать и сокращенно - Ольги со чад. С уважением, священник Алексий Добрый вечер. Какой должен быть текст сорокоуста,если я его хочу сама себе написать. Тяжело Здарвствуйте, святые отцы советуют во время депрессий молиться по псалтыри. Попробуйте ежедневно читать несколько псалмов или кафизму и В заметите какую силу имеют молитвы из этой книги. Возможно Вы имеете в виду сорокадневное поминовение в храме. Да, за себя это поминовение можно подать. Но тем не менее важно и Вам самой приложить духовные усилия, чтобы не впасть в уныние и не потерять смысл жизни. Очень хорошо будет читать Евангелие, псалмы и молитвы, духовную литературу. Нужно задуматься над тем, какое место в Вашей жизни занимает Бог и духовная жизнь. И будет замечательно, если Вы сможете подготовиться к Исповеди, а после общения со священником и ко Причастию. Жизнь с Богом - это полнота, радость и мир вне зависимости от внешних обстоятельств. С уважением, священник Алексий. Подскажите пож-та, можно ли так делать и что писать в записке, если имени у ребенка еще не было? Здравствуйте, Вы можете помолиться о малыше своими слова дома, на Богослужении и в любом месте. Где бы Вы не молились о нём он чувствует Вашу любовь. На исповеди я покаялась ,что живу с женатым и батюшка допустил меня к причастию, но спросил с меня обещания что я расстанусь и я пообещала. На исповедь я больше не ходила но очень хочу ,боюсь. Ведь я не исполнила своего обещания ,мне тяжело с ним расстаться. Для меня Пасха Великий Христианский Праздник. Я очень хочу в Храм в этот день и причастится. Но на душе у меня очень плохо и я понимаю что не достойна. К сожалению, пока не разрешится Ваша ситуация и Вы не откажетесь от греха, Причастие не допустимо, в силу того, что оно будет только в осуждение. Мы все недостойны, мы все грешные и Господь милует. Но есть абсолютные препятствия ко Причастию. Это не прощение обид, злоба, ненависть, пребывание в ереси, и конечно же, наличие у человека нераскаянных грехов. Самое распространенное это конечно же грехи против седьмой заповеди - блуд и прелюбодеяние. Причастие такому человеку будет только во вред и в осуждение. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает" 1Кор. Вам нужно возыметь решимость и любовь к Богу, чтобы изменить свою жизнь. Иначе, Вы рискуете не только быть несчастной в этой жизни - ведь грех всегда наносит рану, но и наследовать муки вечные. Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего" 1Кор. Господь ждет Вашего покаяния. Бояться нужно только греха. Придите в храм и поговорите со священником. Крайне желательно подойти к тому же священнику у которого Вы исповедовались последний раз, рассказать обо всем и продолжить с ним разрешение Вашей не простой ситуации. Помоги Господи Вам разрешить этот важный жизненный вопрос! С уважением, священник Алексий Веретельников. У меня умер кот от старости в возрасте 21,5 лет. За это время он стал уже членом семьи и его утрата очень тяжела. Скажите пожалуйста, можно ли молиться за упокой его души или поставить свечку за упокой? Как кажется в этом просто нет смысла. За людей мы мoлимся, чтобы Господь простил их согрешения, смилостивился и даровал жизнь вечную. У животных нет грехов, поэтому и молиться за них не имеет смысла. Ваше горе может понять каждый кто имеет домашних питомцев, но мы все-таки должны знать, что в святоотеческой традиции превалирует мнение о том, что души животных смертны, т. Эту привязанность может помочь облегчить только время. И если Вы сами постараетесь помочь какому-нибудь страждущему человеку, переключив свое горе на горе ближнего. И конечно же, нужно постараться обратить внимание на то как живем мы. Соблюдаем ли Заповеди Божьи? Участвуем ли в Церковных Таинствах, читаем ли Евангелие? Стараемся ли хранить мир с ближними? Только тогда, когда мы всецело стремимся жить духовной жизнью, Господь дает многое понять и дает реальные силы пережить то или иное горе. С уважением, священник Алексий Веретельников. Обычно в начале поминается священноначалие, духовник, потом родители, родные и близкие. Себя можно писать как в конце, так и вместе со сродникам, которых Вы хотели бы помянуть. С уважением, священник Алексий. Мне 57 лет и я ни когда не была на исповеди. Несколько раз собиралась, и мне становилось стыдно ,как я буду исповедоваться. Я грешная, но не знаю как набраться сил. Бояться нечего, поверьте, священника Вы ничем не удивите. Наоборот одно из утешений пастырского служения является Исповедь человека, который искренно кается и желает отречься от своей греховной жизни. Поэтому бояться ничего не. Поститься перед Исповедью не обязательно. Чтобы не растеряться когда подойдете к священнику свои грехи можно в виде шпаргалки записать на бумаге. Можно сказать батюшке, что Вы первый раз пришли на Исповедь. Желательно поисповедоваться вечером - у священника вечером всегда больше времени. В нашем храме вечерняя Исповедь совершается каждый день кроме вечера понедельника и пятницы. Помолитесь Господу и пусть Он поможет Вам совершить этот подвиг первой Исповеди! С уважением, священник Алексий Веретельников. Здравствуйте, можно ли и если можно как правильно, написать записку за выздоровление, о крещёном, но душевно-нездоровом психологически нездоровом человеке? Скорее всего, он атеист вследствие своей болезни. Обязательно можно и нужно подать записку на молебен. На молебне мы молимся за. На Проскомидию на Литургии не стоит подавать записки, если точно известно, что человек не верующий и особенно если он говорит кощунственные и богохульные вещи. И конечно же молиться дома. С уважением, священник Алексий. Сегодня хотела подать записку о здравии тяжело больного новорожденного младенца, но из-за неуверенности успели его покрестить или нет пришлось вычеркнуть. Знаю, что родители малыша православной веры и крещенные, действительно нельзя было подавать за него требу? Добрый день, Нина, если Вы не уверены крещен человек или нет, Вы можете писать в записке слова: "Если крещен". Но на молебен Вы можете подавать записки не сомневаясь, т. Вы также можете подойти к священнику и попросить, чтобы он особенно помолился о болящем младенце. Как правильно перечислить их имена? Особенно детейцаревич Алексей. Поэтому обычно в записках не пишут. Подскажите пожалуйста, у меня давно уже умер отец, он с нами не жил и я не знаю крещенный он или нет, как можно за него молиться и можно ли писать записки в церкви об усопших? За людей, которые умерли без Святого Крещения, мы не можем молиться на Божественной Литургии и совершать за них заупокойные службы в Церкви, но мы можем и должны молиться о них в личных домашних молитвах. Так, преподобный Лев Оптинский, утешая своего духовного сына Павла Тамбовцева, отец которого трагически умер вне Церкви, сказал: «Ты не должен чрезмерно печалиться. Бог без сравнения более, чем ты, любил и любит. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблагоизволит помиловать, то кто может противиться Ему». Великий старец дал Павлу молитву, которую, несколько изменив, можно произносить и за некрещеных: «Помилуй, Господи, душу раба Твоего имяотшедшего в жизнь вечную без Святаго Крещения. Не постави мне во грех сей молитвы. Но да будет святая воля Твоя». Эту молитву вполне можно употреблять при чтении Псалтири за усопших, читая ее на каждой «Славе». Другой святой Оптинский старец, преподобный Иосиф, позже говорил, что имеются свидетельства о плодах этой молитвы. Ее можно читать в любое время в течение дня неоднократно. Мысленно можно творить ее и в храме. Помогает посильная милостыня, подаваемая за умершего нуждающимся. Хорошо молиться Матери Божией, прочитывая по четкам «Богородице Дево, радуйся…» сколько позволяют силы: от 30 до 150 раз в день. В начале и в конце этого правила надо просить Богородицу помочь душе умершего. У близких покойного особенно у детей и внуков — прямых потомков есть большая возможность повлиять на загробную участь покойного. А именно: явить плоды духовной жизни - жить в молитвенном опыте Церкви, участвовать в Святых Таинствах и жить по заповедям Христовым. Хотя отошедший некрещеным не сам явил эти плоды, а его дети и внуки, но и он причастен к ним как корень или ствол. Не нужно унывать, а делать все возможное, чтобы помочь, помня милосердие Господа и зная, что все окончательно определится на Суде Божием. Помоги Господи Вам и пусть Господь упокоит душу Вашего родителя. С уважением, священник Алексий. Хочу подать записку о здравии, но не знаюкак при крещении названы некоторые родственники. Как быть в таком случае? В подобной ситуации уместно написать то имя, которое Вы знаете. При этом недопустимо подавать записки на Литургию за тех кто, хоть и крещен в Православной Церкви, но при этом является глубоко неверующим человеком. За них мы можем молиться на молебнах, и конечно же, в домашней молитве. Храни Господи Вас и Ваших близких! С уважением, священник Алексий. Подскажите,пожалуйста, сегодня в монастыре написала записку о здравии по уже напечатанной в церкви форме, а уйдя из церкви засомневалась,точно ли было написано О здравии, вдруг я перепутала с Управлением. Не переживайте и не расстраивайтесь, у Бога все живы и Ваша ошибка никак не повлияет отрицательно на жизнь Ваших близких. Но для полного спокойствия, Вы можете покаяться в этой небрежности на Исповеди. С уважением, священник Алексий. Страницы 19 минут 50 секунд назад 21 минута 7 секунд назад 26 минут 30 секунд назад 1 час 50 минут назад 1 день 5 часов назад 3 дня 11 минут назад 3 дня 7 часов назад 4 дня 3 часа назад 4 дня 5 часов назад 4 дня 5 часов .

Ведь я не исполнила своего обещания ,мне тяжело с ним расстаться. Сергей, это индивидуально для каждого прихода.

Что такое помянник? Зачем православные христиане подают записки о здравии и о упокоении? † Отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства

Что такое помянник? Зачем православные христиане подают записки "о здравии" и "о упокоении"?
Категория: Миссия » СТАТЬИ » Информ-листок

автор: TATIANA | 11 ноября 2011 | Просмотров: 15751

Что такое помянник и церковная записка "О здравии" и "О упокоении" ?

Церковная записка. подаваемая "О здравии" или "О упокоении". - это сравнительно недавнее явление.

В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги.

Помянник - это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон. Церковная записка, в сущности, - разовый помянник и требует к себе такого же уважения.

Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения.

Между тем, помянники и записки как по своему внешнему виду, так и по употреблению, могут быть названы богослужебными книжками: ведь на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом.

Зачем в церкви подают записки о здравии и о упокоении? Как правильно их написать?

Записки или, говоря по-церковному, поминовения. подаются верующими за свечной ящик (место при входе в храм, где продают свечи и оформляют требы) перед началом Божественной литургии – главного богослужения Православной Церкви, совершаемого в утреннее время. Записки передаются в алтарь, где священнослужители, прочитывая, – поминая – их, вынимают при этом частицы из просфор (небольших двухчастных хлебцев с изображением креста).

В конце Литургии эти частицы погружаются в чашу с Телом и Кровью Христовой; при этом священник произносит такие слова: «Отмый (омой), Господи, грехи зде (здесь) поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих». Таким образом, душам поминавшихся о здравии и о упокоении подается особаяБожия благодать.

Поминовение за Божественной литургией – особый вид общецерковной молитвы; заказывая его, мы наилучшим образом заботимся о здравии и душевном спасении наших близких и о блаженном упокоении усопших. Кроме обычных записок, за службой можно подавать заказные записки (с особым поминовением), заказывать сорокоусты, полугодовые, годовые и вечные поминовения.

При написании записок или при заполнении поминальников – небольших книжечек о здравии и упокоении, продающихся в каждом храме – следует соблюдать определенные правила.

В записках пишутся только имена поминаемых и только в родительном падеже (отвечая на вопрос кого? – например, Андрея, Марии). В начале записки следует изобразить крест и написать «О здравии» или «О упокоении».

Поминать можно лишь церковные имена крещеных в Православной Церкви; при этом в поминовениях о упокоении нельзя писать имена покончивших с собой.

Кроме имен поминаемых, в записках допускаются следующие уточнения: перед именами священнослужителей пишется их сан (причем вместо слова «священник» пишется «иерей»); дети до 7 лет именуются «младенец», старше 7 лет – «отрок» или «отроковица»; военнослужащие именуются «воин», усопшие до наступления сорокового дня – «новопреставленный». Перед именем поминаемого о здравии больного пишется «болящий», перед именем скончавшегося насильственного смертью – «убиенный». Все эти слова можно писать в сокращенном виде.

Подавать записки следует заранее, до начала Божественной литургии, потому что поминовение за службой совершается лишь до определенного момента – Херувимской песни («Иже херувимы…»).

В чем преимущество молитв о наших родных и близких в храме?

Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы как молитва общая, совокупная, то есть молитва Церкви.

Церковная молитва - эта та молитва, о которой Господь сказал: "Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 19-20).

В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм - дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву. Еще в ветхозаветные времена молитвы сопровождались принесением в жертву животных во очищение от грехов и умилостивление Бога.

В Церкви же Нового Завета жертвоприношения животных не существует, ибо "Христос умер за грехи наши" (1 Кор. 15, 3). "Он и есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира" (1 Ин. 2,2).

Он принес в жертву за всех Свою Пречистую Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечери совершать, в воспоминание о Нём, принесение под видом бескровных даров - хлеба и вина, - Его Пречистой Плоти и Крови во оставление грехов, что и совершается в храмах на Божественной литургии.

Как в Ветхом Завете к молитвам присоединялись жертвы, так и теперь в храмах, кроме молитвы, возносится Святейшая Бескровная Жертва - святое Причастие. Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу.

"Я вас избрал и поставил вас, - говорит Спаситель Своим Апостолам, - чтобы. чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам" (Ин. 15, 16).

Данные от Господа апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего. "совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков" (1 Тим. 2,1).

Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним" (Иак. 5, 14). Святой праведный Иоанн Кронштадтский вспоминал, как его, еще молодого священника, незнакомая женщина попросила помолиться об успехе одного ее дела.

- Я не умею молиться, - смиренно отвечал отец Иоанн.
- Помолитесь, - продолжала просить женщина. - Я верю, что по вашим молитвам Господь поможет мне.

Отец Иоанн, видя, что она возлагает такие большие надежды на его молитву, еще больше смутился, снова утверждая, что он не умеет молиться, но женщина сказала:
- Вы, батюшка, только помолитесь, я вас прошу, как умеете, а я верю, что Господь услышит.

Отец Иоанн стал поминать за литургией эту женщину. Через некоторое время батюшка снова встретил ее, и она сказала:
- Вот вы, батюшка, только помолились за меня, и Господь послал мне по вашим молитвам, что я просила.

Этот случай так повлиял на молодого священника, что он понял всю силу иерейской молитвы.

Кого нужно и можно поминать в записках?

В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.


Первая записка, подаваемая нами, - "О здравии".

Понятие "здравие" включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии - нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.

В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.


Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: "молитесь друг за друга" (Иак. 5, 16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.


В императорской России все молебны начинались с имени Государя Императора, от "здравия" которого зависела судьба не только России, но и каждой семьи, каждого православного. Сейчас мы должны первым написать имя нашего Патриарха, а за ним - Архипастыря, Преосвященного Архиерея, поставленного от Бога духовного владыку, заботящегося и приносящего Господу молитвы и жертвы за врученную ему паству.


Так поступают многие христиане, так учит Священное Писание: "прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2, 1-4).


Затем пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: "Поминайте наставников ваших" (Евр. 13,7).

Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи. "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" ( 1 Тим. 5,8).


За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу: "отдавайте всякому должное. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон" (Рим. 13,7-8).


Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: (любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф. 5, 44).

Молитва за врагов, за враждующих - великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем - и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

Записки "о здравии" подаются в церковный киоск на православных (Некрещёный - для Бога не рождённый!). Кроме имени, можно указать священный сан, воин (если это профессия или человек находится на действительной срочной службе), младенец (если ребёнку нет 7 лет), отрок (от 7 до 14 лет), болящий.

Все имена пишутся разборчиво (лучше печатными буквами), в родительном падеже (кого?). Количество имён не ограничено, но лучше, если их будет не более десяти. Имена пишутся в канонической форме. Ваша записка должна выглядеть примерно так:

О ЗДРАВИИ
иерея Николая
иеромонаха Илии
инокини Александры
младенца Виктории
отрока Илии
Наталии
болящей Марии
воина Василия
болящей Варвары
и всех сродников.

Прежде чем продолжить рассказ, сделаем небольшое отступление. Наверное, все посещающие Богослужения слышали, как батюшка на молебнах читает по листочкам имена. Но многие не знают, что есть службы, на которых имена вслух не оглашаются. Эти имена священник поминает во время молитвы в алтаре, совершая Таинство Проскомидии. Чтобы небыло недоразумений, ниже по тексту мы будем уточнять, на каких службах имена
оглашаются, а на каких нет.

Записки можно подать на обедню или Литургию (оглашаются), на Проскомидию (не оглашаются), на полгода (не оглашаются), на год и более (не оглашаются).

Записку о болящем лучше подать на Литургию (то же самое, что обедня) (оглашаются), написав только одно имя, например: болящего Кирилла.

Подавая записку в киоск, нужно сказать, на какую службу вы подаёте записку или на какой срок (сорокоуст - 40 дней).

Кроме перечисленных выше, можно заказать заздравный молебен (оглашаются) или акафист (оглашаются). Акафист можно заказать Святой Троице, Божией Матери, святым. (Акафист - название особенных хвалебных, благодарственных песнопений)

Молебны бывают не только "О здравии", но и на начинание всякого доброго, Богоугодного дела и благодарственные - по завершении дела. Благодарственный молебен нужно заказывать Святой Троице.

Уезжая куда-либо, закажите молебен о путешествующих. Можно заказать молебен всем святым или кому-либо из святых лично.

Есть молебны "по частным нуждам". Это название чисто условное, собирательное. К архангелам, святым и иконам Божией Матери можно обратиться за помощью о врачевании недугов, о наставлении в учении, о избавлении от винного запойства, утешении в бедах и тому подобном.


Вторая записка, подаваемая нами, - "О упокоении".

В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог.


Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших - и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.


Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лк. 20, 38).


Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках.


Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее Одну Главу - Господа Иисуса Христа. "Живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми" (Рим. 14, 8-9).

Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.

Записки "о упокоении" подаются в церковный киоск на крещёных, православных, в праведном духе скончавшихся, т.е. умерших естественной или случайной смертью, но не оставивших жизнь по своему желанию (самоубийцы). Кроме имени, можно указать священный сан, отношение к армии на момент смерти, младенец (если ребёнок умер до семилетнего возраста), отрок (от 7 до 14 лет). Все имена нужно писать разборчиво, лучше печатными буквами, в родительном падеже (кого?).

О УПОКОЕНИИ
инокини Ольги
воина Иоанна
Илии
Марии
Владимира
Екатерины
Гавриила
младенца Георгия
и всех сродников.

Количество имён не ограничено, но лучше, если их будет не более десяти. Имена пишутся в канонической форме. Подавать записки нужно до начала службы, но лучше это сделать заблаговременно на определённое число или на какой-то определённый срок: на сорок дней (сорокоуст), на полгода, год. В этом случае ваши родные будут поминаться в течение указанного срока на каждой заупокойной службе, панихиде.

С подачей записки желательно сделать приношение в церковь или поддержать неимущих.

В киоске есть книжечки "Поминовение". Можно купить их, заполнить и подавать в киоск по надобности. В раздел "о упокоении" вписываются имена на основаниях, указанных выше, но с условием: отпетые по кончине в церкви. Эти усопшие поминаются священником в алтаре во время совершения им Таинства Проскомидии. (В этом случае имена вслух не оглашаются).

Другие новости по теме:

Как правильно подавать записки - о здравии - и - об упокоении

Как правильно подавать записки "о здравии" и "об упокоении"

Казалось бы, как просто подать записку. Возьми листок и напиши имена своих близких. Но зачастую на этом шаге возникают вопросы. А как? Как написать правильно? Эти вопросы задают достаточно часто. И не только кто впервые пришел в храм, но к счастью и те, кто наконец-то задумался о смысле этого привычного действия.

Господь наделил апостолов не только правами, но и возложил на них обязанности и полномочия. Апостолы передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего.

«совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1 Тим. 2,1).

Святой апостол Иаков говорит всем христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним» (Иак. 5, 14).

Конечно же помолиться можно и нужно дома, но домашняя молитва, не имеет такой благодатной силы как молитва общественная, общая, то есть молитва Церкви. Церковная молитва - эта такая молитва, о которой сам Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20). В храме для молитвы собираются верующие христиане. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм – это дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву.

И мы с Вами хотим что бы о наших близких так же помолились священники, которым дано на это право и власть, самим Господом. Мы подаем поминальные записки на поминовение за Божественной Литургией. Можно сделать вывод, что записка, написанная неряшливым, неразборчивым почерком свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения. Будьте внимательны и старайтесь избегать суетливости и небрежности там, где она недопустима.

1. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.

2. Количество имён не ограничено, но лучше, если их будет не более десяти в одной записке. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких - подайте несколько записок.

3. Имена должны быть написаны разборчиво (лучше печатными буквами), в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).

4. Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем четко указывается их сан. Например, «о Здравии» архиепископа Пантелеимона, игумена Макария, протоиерея Валерия, иерея Александра, затем пишите свое имя, своих родных и близких. Сокращение «арх.» воспринимается в Церкви как «архиепископ», а «архим.» как «архимандрит». Неправильно в записках именовать священников или монашествующих «отцами» и «старцами».

5. Все имена должны быть в церковном написании и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли) с которым он был крещен в Православной Церкви.

6. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.

7. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец, до 14 лет – как отрок (отроковица).

8. В записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного». Не пишут в записках – «блаженного», «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего». В записках «об Упокоении» усопший в течение 40 дней после смерти именуется «новопреставленный». Допускается в записках «об Упокоении» перед именем писать «убиенный», «воин».

9. Не следует в записку об упокоении вносить имена канонизированных, то есть прославленных Церковью святых.

10. Все записки, поданные в Церковь, прочитываются служителями Храма, при этом часть имен произносится ими вполголоса. Записки подаются на следующие Богослужения: Литургию (Обедню), Молебен, Панихиду, а также Сорокоуст, Годовое или Полугодовое поминовение.

На Литургию можно подать следующие записки (только о членах Православной Церкви) - на проскомидию - первую часть Литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из просфор (особые хлебцы) вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых - на обедню - так в народе называют Литургию. Обычно такие записки после поминовения на проскомидии священнослужители прочитывают на Литургии перед Святым Престолом.

Молебен - церковное богослужение, заключающее благодарственное или просительное моление, обращенное к Богу, Богородице или Святым. На молебен подаются записки о здравии. Панихида - заупокойное богослужение, на котором совершается поминовение умерших православных христиан. На панихиду подаются записки об упокоении.

Сорокоуст - молитва, на которой совершается поминовение православных христиан в течение сорока дней. На сорокоуст подают записки как о здравии, так и об упокоении.

Посмертную участь самоубийц Церковь предоставляет Суду Божию. Поэтому за лишивших себя жизни можно молиться только частным образом, а не общецерковно (нельзя совершать отпевание и подавать записки на Литургию или панихиду).

Если самоубийство совершил человек, имевший доказанное умственное расстройство, в этом случае необходимо подать прошение на имя архиерея о разрешении общецерковного поминовения.

Преподобный Лев Оптинский, не допуская церковной молитвы за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), завещал молиться за них келейно так: «Взыщи, Господи, погибшую душу (имя): аще возможно есть, помилуй. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».

Точно также о некрещеных живых молиться нужно лишь частным образом, прося Господа привести их к вере и спасению.