Руководства, Инструкции, Бланки

Мамам Для Мам Образцы Текстов Под Диктовку За 2 Класс img-1

Мамам Для Мам Образцы Текстов Под Диктовку За 2 Класс

Рейтинг: 4.1/5.0 (1674 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Диктанты 2 класс по русскому языку

  • Олимпиада по русскому языку
  • Олимпиада по литературе
  • Школьные сочинения
Диктанты 2 класс по русскому языку на rus.fizolimpiada.ru
Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. (В. Г. Белинский)

Русский язык 1 - 11 класс

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
(К. Г. Паустовский).

Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья.
(К. Д. Бальмонт).

Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
(К. Г. Паустовский).

Красота, величие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.
(М. В. Ломоносов).

Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
(А. И. Куприн).

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
(И. С. Тургенев).

Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей.
(М. Горький).

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.
(Н. В. Гоголь).

Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого.
(А. С. Пушкин).

Диктанты 2 класс по русскому языку

Примеры диктантов по русскому языку для 1 - 8 классов:

Для успешной подготовки к написанию диктантов по русскому языку,
рекомендую ознакомиться с реальными вариантами текстов заданий по русскому языку.
На моем сайте размещены наиболее реалистичные варианты заданий к урокам русского языка.
Представленные примеры диктантов, позволят Вам хорошо подготовиться к их написинию,
а это очень серьезный шаг к получению отличных знаний по русскому языку.

Диктанты по русскому языку 2 класс

Два аиста деловито осмотрели старое свое гнездо и принялись за работу.
Они таскали со всей округи ветки, сучья, камышинки. До позднего вечера трудились птицы.
Мы каждый день наблюдали за аистами. Нам стало их жалко.
Федька и я накопали аппетитных красных червей за сараем и высыпали их около груши.
Аисты не торопились их съедать. Мы спрятались в кустах. Птицы мигом спустились на землю и застучали клювами.
Шло время. Аисты отъелись, окрепли. За кормом они летали на луг. Гнезда аистов уже не было видно.
Груша закрыла его своей листвой.

Над озером нависла черная туча. Потемнело. Я поспешил к берегу. У самой моей маски виляли хвостиками рыбешки.
Они тоже спешили в тростник.
Вдруг грянул гром! Я вздрогнул, а рыбешки разом выскочили из воды.
С первыми тяжелыми каплями дождя они плюхнулись в воду и завиляли хвостиками около маски.
Опять гром, и опять рыбешки выскочили из воды.
Так мы доплыли до берега. Я вздрагивал от грома, а рыбешки выскакивали.
У тростника я вышел из воды. Рыбешки ушли на дно. И тут хлынул ливень.

Зимой я шла на лыжах. Пушистый снег в лесу лежал на сучьях и ветках. Громко стучал дятел.
Из-под коры дерева он доставал жучка. Под елью была нора. Кто там живёт?
Слова для справок: из-под.

Олег и Вася шли из школы. Падал густой снег. Мальчики спустились к реке. Вася побежал по льду.
Хрупкий лёд треснул. Вася чуть не упал в воду. Ребята поспешили к дому.
Слова для справок: побежал, не упал, поспешили.

Весело закружились в воздухе снежинки. Ночью выпал снег. Утром на снегу звери и птицы оставили цепочку следов.
Вот прыгнул кот Васька с крыльца. А чей след ведет к саду?
Слова для справок: оставили.

Засыпало всю землю снежком. Трудно зайцу найти пищу. А на рябине висели сочные ягоды. Позвал зайка ветер.
Ветер стал сильно качать рябину. Крупные ягоды упали на снег. Зайка рад. Сыт пушистый зверёк.
Слова для справок: засыпало, рябина, висели.

Днём я с собакой Тимкой отправился в рощу. Хорошо было в роще. Всюду белым ковром лежал снег.
Вот на старую ель прыгнула белка. На сучке висел сухой гриб. Зверёк его заметил. Вот и обед.
Слова для справок: отправился, заметил, обед.

Ночью был сильный мороз. На воде - лёд. Утром выпал пушистый снег. На дворе весело и шумно.
Алёша запряг в сани Тома. Ребята гурьбой бежали за собакой.
Слова для справок: выпал, запряг, бежали.

Земля покрыта снегом. В полях и лесах бродит зима. С горки ветер сдул белый наряд зимы.
Показалась мёрзлая бурая земля. Вот и солнышко. Тихий звон капели будит лес. Под снегом журчит светлый ручей.
Песня птиц разнеслась по глухим тропам.
Слова для справок: показалась, разнеслась.

Настала весна. Ребята бегут к речке. По реке идёт лёд. Бурлит и шумит вода. Льдина на льдину находит.
На большой льдине плывёт собака. Быстро понесла вода льдину к берегу. У берега были брёвна.
Собака прыгнула на бревно и спаслась от беды.
Слова для справок: понесла, берег, спаслась, к речке.

Вот и весна. Сходит снег с гор. Быстрые талые воды бегут к озеру. У воды стоят голые кусты.
Грязные сугробы снега осели. Мутные струйки воды заполнили все ямки.
Всюду лужи. Ребята играют у крыльца. Там сухо.
Слова для справок: бегут, стоят.

Грязь со снегом хлюпают под ногами. Но как кругом весело! Солнышко светит ярко.
Тёплые лучи играют в лужах с галками и воронами. Река надулась и потемнела. Ветки кустов голы.
Но они уже живут и дышат. Вот и весна настала.

Наше село стоит на берегу озера Липки. Кругом густые леса и широкие луга. Жители украсили наше село садами.
Хорошо и красиво цветут сады весной. А к осени они дарят чудные плоды. Я люблю родные места.
Здесь родились и выросли мой дед и отец.
Слова для справок: родные, родились.

Семья Васильевых получила новую квартиру. В доме есть газ, лифт. Красив вид из окна на Воробьёвы горы.
В дом часто приходят друзья. Они помогают нам. Девочки играют с малышкой Ольгой.
Брат Илья с отцом расставляют мебель.
В доме должен быть порядок.
Слова для справок: приходят, помогают, расставляют, должен.

Наступил май. В долинах задул свежий ветер. Журчат ручьи. У подножия горы уже видна зеленая травка.
А среди молодой зелени во всех ямках блестят искры воды. Радуют глаз первые цветы.
На березе появились молодые листочки. (35 слов).
Грамматические задания:
1. В первом предложении разделить слова для переноса.
2. Из диктанта выпишите три слова с безударной гласной и подберите к нему проверочное слово.
3. В последнем предложении поставьте ударение.

Диктанты для 2 класса по русскому языку

Другие статьи

Тренировочные диктанты

Сын у меня замечательный! Но вот русский язык не его конек. Подарком к Новому году стала тройка в четверти.

В связи с этим мы вплотную занялись диктантами и контрольными списываниями.

Купили дополнительное пособие с проверочными диктантами по темам и пишем по одному в день. Дальше планируем потренироваться на типовых диктантах для 2 класса по программе Школа России .

Заодно повторяем пройденные темы: главные члены предложения, части речи, ну и пресловутые чу\щу, ча\ща не забываем))).

Я разделила диктанты на конкретное правило и общие диктанты по всему пройденному материалу.

Здесь выложены тренировочные диктанты для 1 класса .

Контрольные диктанты для 3 класса с заданиями здесь .

Проверочные диктанты по темам | 2 класс Диктант на жи\ши, ча\ща, чу\щу

Грянул майский гром. Заполнили лес чудесные звуки. Бормочут молчаливые совы. Лопочут зайцы. В чаще пропищал комар. Чуть слышно прозвучали бубенчики ландыша. В лужах плещутся и урчат лягушки. Даже сухой лист ожил. Шуршит и шмыгает по земле.

Алёша Чайков и Андрей Шишкин — два товарища. Оба любят животных. У Алеши живет ручная ворона. Он ухаживает за Карой. У Андрюши чудесная собака — Акбар. Мальчик учит Акбара служить.

Детский сад в зоопарке

Весной в зоопарке появились новые жители. Чудной медвежонок Топик сразу подружился с обезьянкой Чикой. Едят из одной миски тигренок Акбар и волчонок пик. Бельчонок Рыжик весело скачет по площадке. Львенок Кинг ловит его пушистый хвост.

Зима. В лесу лежит пушистый снег. На снегу точки и строчки. Следы ведут в чащу. По ночам хищные зверьки ищут пищу. Вот лесная речка. На льду сидят рыбаки. Мой товарищ поймал большую щуку.

Как хорошо весной! Мы идем в дубовую рощу. Тут весело поют чижи и дрозды. Громко кричат грачи. Стучат пестрые дятлы. Трещат шустрые сороки. Над цветком жужжит пчела.

Словарный диктант на чк\чн\чт\щн

крошечный, строчка, изящный, розочка, речной, мачта, звучный, удачный, помощник, вазочка, чтение, красочный, хищник, уличный, платочки, мощный, мучной, минуточка, одуванчик, овощной, пушечный, почта.

А теперь проверьте те же правила в художественном тексте

Диктант на чк\чн

Пришла шумная весна. Звонко поют птички. С сучка на сучок скачет рыжая белочка. Журчат ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Из разлома березовой веточки капает прозрачный сок. Яркими кружочками зеленеют кочки с брусничником.

Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живет ручная белка. На поляне бегает зайчик. Детям хорошо в лесу.

Диктант на двойные согласные 2 класс

В класс вошла учительница Анна Ивановна. Начался урок русского языка. Дети записывают слова с орфограммами. Сегодня одиннадцать учеников получили пятерки.

Диктант на звонкие и глухие согласные звуки

Наш сад охранял сторож Остап. С ним жил большой пёс Марат. Однажды зимой ударил крепкий мороз. Остап надел тулуп, шапку, варежки, тёплую обувь. Но ему было зябко. Он продрог и дул в ладошки. Вокруг мрак и тишь. Ветхую изгородь занёс снег. Низкое деревце накрыл сугроб.

Раз ночью сквозь разбитое оконное стекло вскочила большущая мерзкая жаба. Увидела Дюймовочку. Схватила скорлупку с девочкой и выпрыгнула в сад. Там текла широкая река. У берега была топкая и вязкая тина. Тут жила жаба с с сынком. Он был гадкий и противный.

Диктант на разделительный мягкий знак 2 класс

Семья Воробьевых большая и дружная. Все заняты делом. папа пишет научную статью. Бабушка шьет платье внучке. Мама утюжит белье. Дети Илья и Татьяна учат уроки. За ужином все пьют чай с черничным вареньем.

Словарный диктант на мягкий знак

июль, скамья,колосья,брать, ульи, веселье, день, зимовье, шьют, зелень, мыльница, Татьяна, Мальвина, житьё, чутьё, листья, костя, печенье, стулья, плюшки, крылья, летчик, качели, пьеса, бельё, ателье, муравьи, мёд, вьюга, салют.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

Проверочные диктанты для 2 класса | Школа России

Пришла весна. Пробегает слабый ветерок. Весеннее солнце сгоняет снег. Оживает каждый кустик и травинка. На деревьях набухли почки. На голых ветках орешника показались цветы. Они похожи на серые колючки на гибких прутьях.

Под корнями березы была нора. Наступила радостная весна. Там спал всю зиму сердитый ёжик. Солнце согрело землю. Ёжик выбежал на лесную поляну. По лесу побежали весёлые ручьи. Холодные ручей разбудил зверька.

(по Г. Скребицкому)

Курица ведет по двору цыплят. Пушистые комочки пищат и скачут. У крыльца большой цветник. А вот ворота в огород. На грядках краснеют помидоры, зреет капуста. Заметил цыпленок на земле червячка. Хвать беднягу! Закудахтала курица. Она хвалит сыночка.

Светит яркое солнышко, тают снега, плачут снежинки. На реке треснул лед. Над водой кружат быстрые чайки. К реке вышли лось и лосенок. Звонко стучит лесной доктор. Выскочил на поляну зайчишка. Звери и птицы рады теплу и весне.

Наша дача у лесочка. Там речка Щур. Был июль. Утро. Мы ловили рыбу на реке. Кот Васька спал в траве. Мы поймали окунька и щуку. Первую рыбку дали коту.

Дети играли в школу. Таня была учительница. Был урок русского языка. Петя принес ручку и тетрадь. Он писал слова и делил их по слогам. Игорь называл буквы алфавита. Анна читала стихи. Все хорошо работали.

Осень. Давно улетели на юг журавли. В лесу смолкли птичьи песни. Часто льют дожди. Сильный ветер рвет листья с деревьев. Над елью кружили клесты. Вот качнулась ветка. Это прыгнула белка. В сучьях сосны жилье зверька.

Новый год у ворот. Сторожка лесника. Дядя Ваня и ребята идут в лес. Они несут подарки. Для зайца морковку и листья капусты. Для лосей соль. Для птиц зерно и ягоды рябины. Лесные жители будут рады гостям.

Май. Настали теплые деньки. Зеленая листва укрыла деревья. Весело поют дрозды и чижи. На земле сочная травка. В лесу цветут душистые ландыши. Зреют лесные ягоды. Гудят шмели. Пчела летит от цветка к цветку. В цветах сладкий сок. У ручья урчат лягушки. К воде ползет уж.

Слова для справок: настали, зеленая, сочная, зреют, душистые, лесные, сладкий (учитель орфографически проговаривает безударные окончания имен прилагательных и глаголов).

Пес Мухтар и кошка Мурка дружили. Весной Мурка родила пять котят. Котята быстро росли. Однажды кошка ушла. Котята пищали. Мухтар стал играть с малышами. Большой котенок влез Мухтару на спину. Пес был рад. Скоро пришла Мурка, она стала кормить котят молоком. Мухтар весело смотрел на друзей.

Слова для справок: однажды, родились, росли, стала.

У дятла чудесный язык. Он у этой птицы большой длины. А ещё язык липкий. Муравьи часто прилипают к нему. Живая липкая ленточка!

Сложно собрать растения для гербария. Учёные решили обучить этому обезьян. Они показали им образцы редких растений. Скоро животные принесли растения и их плоды людям.

Лосина – вид замши. Раньше лосинами называли парадные штаны военных. Они плотно облегали ноги. Натягивали лосины мокрыми. В девятнадцатом веке лосины носили в некоторых полках России.

В горах Азербайджана растут удивительные деревья. Их плоды похожи по виду на соевые батончики. Плоды имеют вкус изюма. Такие конфеты очень любят есть дети. Конфетное дерево называется говения.

На севере Австралии встречаются очень большие бабочки. Своими размерами они достигают двадцати шести сантиметров. Местные жители употребляют их мясо в пищу. За бабочками охотятся и стреляют в них из лука.

В тундре живёт народ – саамы. Они очень бережно относятся к своей родной земле и считают её живым существом. Деревья и трава – её волосы. Зелёный дёрн, тундровый мох – её кожа. Поэтому нельзя делать больно земле.

Когда ящерица теряет свой хвост? Когда хвост ящерицы попадает в ловушку. Такая способность является защитной. Так ящерица спасается от своих врагов. Но потеря хвоста болезненна для зверька. Ведь с помощью хвоста ящерица сохраняет равновесие.

В Алжире есть селение Фази. В Фази все дома и даже крепость со стеной сделаны из обычной соли. В этих местах очень редко выпадают дожди. Вот почему селение из соли существует уже много лет. (37 слов)

Одуванчики появляются в конце весны. Они цветут почти всё лето. Во многих странах одуванчик считают сорной травой. А жители Японии и Индии выращивают его и едят. Из молодых листочков делают салат. Из сухих листьев готовят вкусный напиток.

В глубине моря царит темнота. Там плавают светящиеся рыбы. У каждого вида рыб сверкают разные огоньки рваных цветов. Чаще излучают свет глаза или пятнистые бока. У многих рыбок очень сильный свет. Такие рыбки даже хищника могут ослепить.

Комнатные растения не только украшают наши жилища. Ещё давно садовая герань считалась в Европе цветком городской бедноты. Она оздоровляла сырой воздух в их жилищах и улучшала сон. Люди верили в лечебную силу садовой герани и любили её.

Птенцы вывелись и просят есть. Они смотрят на мир жёлтыми глазами. Но ничего вокруг не замечают. Они ищут красное пятно. Оно есть на клюве взрослой чайки. Птенец стучит носиком в клюв родителей. Для родителей это приказ. Надо кормить.

Изюм – это маленькие и очень сладкие сухие виноградинки. Их тщательно высушили на солнышке. До этого виноград привезли на завод. Там специальные машины удаляют мусор. Виноград сушится и сильно теряет в весе. Из сорта винограда кишмиш получается изюм без косточек.

Грачи строят гнёзда на вершинах высоких деревьев. Грач ищет хворостинку и летит с ней к гнезду. Грачиха остаётся караулить постройку. Потом грачиха летит, а грач остаётся. Принесут грачи сухие перья, положат их пышной кучей на ветках. Гнездо построено.

Соболь живёт в дуплах. Зимой он не спит. Бегает и ищет пищу. Но от гнезда далеко не уходит. В сильные морозы и метели соболь вялый. Ест соболь лесных полёвок, птиц, кедровые орешки. Из ягод он часто ест рябину и землянику.

Удивительная птица воробей! Кличут воробья воришкой и драчуном. Весной воробей часто залезает в чужое гнездо. Гнёзда он любит вблизи домов. Часто он залетает в скворечник. Но скворцы почти всегда его выгоняют. А воробей всё равно блестит глазками и весело кричит.

Лубок – это нижние слои коры деревьев. Ещё давно из лубка мастерили картинки. Такими картинками люди часто украшали свои жилища. Появились картинки в Москве. Уличные торговцы носили их в заплечных коробах. Эти коробы похожи на наши большие рюкзаки. Только сделаны они из луба.

Вот ящерица ушастая замечает врага. Она широко разевает рот. В углах рта появились красные складки с белыми выростами. Так появился огромный зубастый рот. Кто отважится её тронуть? А если не помогло? Тогда эта ящерица может затрястись телом и утонуть в песке.

Сороку называют белобокой. У неё по бокам пёрышки белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные. Этим она похожа на ворону. Очень красив у сороки хвост. Он длинный и прямой. Перья на нём не просто чёрные. Они отливают зеленью. Нарядная птица сорока!

Паук минеус выходит на охоту с сачком. Сачок он сплетает из своей паутины. Он делает сеточку величиной с почтовую марку. Вечером он прячет сетку в ветвях и поджидает летунов. Вот увидел хитрец комара. Паук растянул лапками свой сачок и набросил его на жертву.

Гнездо скворец устраивает глубоко в скворечнике. Он таскает туда мох и солому. Скворца лучше всего наблюдать ранним утром в саду или на огороде. Попробуйте подбросить скворцу червяка или кусочек хлеба. Скоро птица возьмёт корм из ваших рук или даже сядет на плечо.

Деревья – жители нашей земли. Они живут очень долго. У них есть своя память. Она заключена в годовых кольцах. Широкие кольца говорят об обильных годах. Узенькие кольца расскажут о годах засушливых. По количеству колец можно определить возраст дерева. Сколько колец – столько и лет.

Очень надеюсь, что вам поможет эта подборка диктантов для 2 класса и вы станете частым гостем на Kidside.ru

Похожие статьи
  • Контрольные диктанты для 3 класса| Школа России
  • Тренировочные диктанты по русскому языку для 1 класса. Узорова О.В. Нефедова Е.А.
  • Контрольные диктанты по русскому языку | 4 класс
  • Лексическое значение слова| Русский язык| 3 класс

Русский язык

Русский язык ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить, как усвоен материал по основным темам программы: парные звонкие/глухие согласные на конце слов, безударные гласные в двусложных словах, слова с удвоенными согласными, слова с разделительным мягким знаком.

При диктовке четко проговариваются окончания слов.

Объем диктанта: 35–45 слов.

Вариант 1 Букет

Алеша с сестрой купили букет мимоз. Они весело вбежали в дом. Чудный запах лился от цветов. Вот пушистый букет на столе. Малышка Аннушка сунула нос в букет. С щеки упала пыльца. Как хороши были мимозы! Это цветы для мамы.

Слово для справки. вбежали.

Вариант 2 Ворона и лужа

Ребята вышли во двор. В лицо ударили яркие лучи солнышка. Вот лужа. Ручьи стайками бегут в лужу. Вода в луже мутная. Кусочки льда плавают в ней. Ворона села у воды. Она крепким клювом стала долбить льдинки. Вот забавная ворона!

Слова для справок. бегут, в ней, долбить.

Вариант 3 И снова зима

Гудело море. Волна с силой ударялась о скалу. Я посмотрел в окно. Облака плыли над самой землей. Сыпалась снежная крупа. Она была колкой и твердой. Крупа садилась на стекло и сучья деревьев. На листьях чайной розы был лед. Бутоны почернели, как угольки.

Слова для справок. посмотрел, почернели.

Примечание. Предупредить о постановке запятой.

Вариант 4 В саду

Солнышко устало и ушло за рощу. Земля хорошо прогрелась за день. Бабушка Анисья и ее внучка Ольга были в саду. Они поливали грядки с луком и укропом. У дома стоит ведро с теплой водой. Ольга шлепнула рукой по воде. Брызги упали на платье.

Слова для справок. прогрелась, поливали, стоит.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение грамотно списывать, самостоятельно находить и исправлять допущенные ошибки.

Олень

В лесу тихо. Только ветерок иногда играл с листочками. Особенно он любил осинку.
Вдруг послышался треск сучьев. Из чащи вышел олень. Чудные рога красовались на голове. Олень шагнул к ручью. Он жадно стал пить чистую вкусную воду.

Рыбка и свисток

К Виталику пришел его друг Сережа. В банке он увиде л рыбку. Сережа достал свисток. Виталик за свисток отдал ему рыбку.
Дома Сережа радовался. Виталик грустил. Он смотрел на пустую банку. В руках у него был свисток.
Но свисток его не радовал.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умение в логической последовательности записывать и грамотно оформлять части текста на письме, записывать ответы на вопросы, по опорным словам составлять текст.

1. Свободный диктант. Шалун

В сад тихо прошла луна. Ее свет упал на крыльцо. На крыльце спала собака Динга. Рядом был ее малыш Боб.
В кустах зашуршало. Боб бросился туда. А там был еж.
Боб завыл. Он уколол себе нос. Мать проснулась.

Слова для справок :

I часть – прошла, рядом;
II часть – зашуршало;
III часть – уко лол, проснулась.

2. Запиши ответы на вопросы.

Какое деревце встречает весну раньше всех? (Ива, дуб, осина, верба. )

Во что оно одевается?

Кто слетается на ивовый праздник?

3. Используя данные слова и словосочетания, составь предложения и запиши их.

Яркое солнце, снег осел, проталинки, первая травка.

Цель работы – проверить сформированность навыков по основным темам программы начального обучения.

Объем диктанта. 75–80 слов.

Вариант 1 Хорошо потрудились

В старом саду дорожки заросли крепким лопухом. Крапива встала густой стеной. К ней боязно было подходить. Около бочки с дождевой водой поселились лягушки.
К бабушке в деревню приехали внуки. Они дружно принялись за работу. От яблони к яблоне прорыли канавку. Теплая вода напоила деревья. Они расправили листочки. Засверкали на ярком солнышке яблочки. Настоящее сражение шло с сорняками.
Прошло несколько дней. Вечером в саду под старой липой собралась вся семья. Душистый запах от пирогов разносился по всей местности.

Слова для справок. лопухом, принялись.

Вариант 2 Вечером

Ярким светом была залита вся окрестность. В траве весь день гудели, жужжали шмели. Казалось, что они прятались там от жары. К вечеру сильная жара стала спадать. Потянул легкий ветерок. Он нес прохладу. Скворцы собрались на самой верхушке липы. Они возились, сбивали липовый цвет, громко кричали.
Мать с отцом возвратились с поля. Аленка готовила ужин. Сережа возился с самоваром. Темный мед в сотах лежал на тарелке. Чудный запах шел от него. Хорошо отдохнуть в кругу семьи после трудового дня.

Слово для справки. самовар.

Вариант 3 Лесная опушка

Из-за темного леса медленно выходит солнце. Оно рассыпает свои лучи по всей окрестности. Переливаются, сверкают росинки на изумрудной траве, листьях деревьев. Просыпается, оживает лесная опушка. Слышны звонкие голоса птиц. Пробегают зверьки. На старом пне греется змейка.
Летом лесные опушки утопают в цветах. Пахнет сладким вареньем. Красными огоньками горят душистые ягодки земляники. Гудят, стрекочут в цветах разные насекомые. Кого только не встретишь на опушке! Вот на шляпку грибка уселся лягушонок. Он принимал воздушные ванны, лапки вытянул, глазки закрыл.

Слова для справок. лягушонок, принимал.

Примечание. Обратить внимание на написание глаголов с -тся. (переливаются . просыпается . греется) .

Вариант 4 Сад спасен

Был разгар лета. Ночью в саду бушевал сильный ветер. Он перебегал от яблоньки к яблоньке, обламывал молодые веточки и листочки. Ранним утром ветер стих. Мы шли по дорожке сада. Дед Антон с внуком стали собирать сучья, листву и жечь их. Мы подошли к старой яблоне, обрезали слабые ветки, ствол обмазали глиной. Каждый вечер мы поливали деревца.
Прошла неделя. Деревья окрепли. Ожила и старая яблонька. Около нее жужжали пчелы, пели птицы. Мы были счастливы. Наш сад спасен.

Слова для справок. собирать, обламывал.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить сформированность навыка самоконтроля.

Объем работы. 75–80 слов.

Мы просидели в палатке до ночи. В полночь дождь стих. Мы разожгли большой костер и обсохли.
В лугах печально кричали ночные птицы. Белая звезда переливалась в чистом предутреннем небе. Я задремал. Разбудил меня крик перепела. Он кричал в зарослях шиповника и крушины. Мы спустились с крутого берега к воде, цепляясь за корни и травы. Вода блестела, как черное стекло. Рувим закинул удочку. Я осторожно подошел к нему. Он показал мне на поплавок. Клевала какая-то рыба.

Письмо космонавта

Чтобы стать человеком сильной воли, надо воспитывать свою волю. Одним людям это дается легче, другим – труднее, но каждому она в жизни необходима.
Воспитывать в себе волевые качества на всякий случай – дело бесполезное. Нужна цель, которая и поможет воспитанию этой хорошей черты характера человека.
Перед вами цель – успешно окончить школу. Значит, необходимо хорошо готовиться к каждому уроку, ни чего не делать наспех. Сумейте отказать ся от того, что отвлекает от дела. Сделайте это – и воля ваша укрепится.
Всего наилучшего вам, ребята!

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – умение составлять текст по опорным словам, воспроизводить текст по плану.

1. По опорным словам составь и запиши текст. Озаглавь.

Конец стужам, отражаются в лужах, юркая синица, дымится на солнце, робко пробивается, серебрятся почки, кораблики.

2. Текст для изложения. Овраг отступил

По небу плыло легкое пушистое облачко. Тепло. Насколько хватало глаз, тянулись стройным рядком сосенки. Молодая листва берез и осин блестела на солнце. Ребята возвращались по тропинке в деревню.
Вдруг один из них отстал. На тропе змеилась трещина шириной в два пальца. Пройдет ливень. По этой тропе хлынет поток воды. Безобидная трещина начнет шириться и расти. С каждым дождем новый овраг будет копить злую разрушительную силу. Ребята решили посадить здесь тополя. Деревца своими корешками заштопают трещину.
Прошло два года. Молодые деревца шумели своей листвой. Корешки крепко держались за землю. Овраг отступил.

Слова для справок :

I часть – насколько;
II часть – безобидная, шириться, здесь.

3. Текст-рассуждение. Самое дорогое

У матери один сын. Он служит в армии на берегу холодного моря. Все там холодное: и небо, и низкие облака, и море.
Загрустил солдат, пишет матери: "Пришли мне из дома что-нибудь самое дорогое".
Послала мать сыну щепотку родной земли.

Запиши ответ на вопрос: почему мать послала сыну щепотку земли?

1-Й КЛАСС (1 - 3) ДИКТАНТЫ

Цель работы. проверить умение писать под диктовку текст, включающий орфограммы по основным темам программы 1-го класса: большая буква в именах и кличках животных, предлоги, сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова, безударные гласные в двусложных словах, парные звонкие/глухие согласные на конце слова.

При диктовке четко проговариваются окончания слов.

Объем диктанта. 30–40 слов.

Вариант 1 У дома

Все жарче и жарче светило солнышко. Лучи падали на крышу дома. Скатывались струйки воды. У дома большая лужа. На бревне сидел кот Кузя. Упала сосулька. Ее звон испугал кота. Он спрятался за угол дома.

Вариант 2 Встреча

Внучка Даша жила у деда в деревне. Раз дед и внучка пошли в сад. Ровным рядком рос лук. Даша нагнулась за луком. В кустах зашуршало. Показалась мордочка. В кустах жил ежик. Даша принесла ему молока.

Слова для справок. пошли, показалась, принесла, ему.

Вариант 3 Вечером

Наступила тишина. Угасла свеча. На столе лежали игрушки. Чудесным был маленький дворец. Там жила девочка. С плеча у нее свисал шарф. На груди блестела круглая брошка. Стойкий солдатик был рядом.

Слова для справок. лежали, дворец, блестела, солдатик.

На реке

Весна в этом году задержалась. Река набухла. Утром треснул лед. Хлынула вода на поля. По воде плыло бревно. На бревне сидела ворона. Вода быстро несла бревно. Ворона каркнула и полетела в рощу. Пора строить гнездо.

Слова для справок. задержалось, несла, полетела.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать грамотно текст.

Объем работы. 30–40 слов.

В школе

У нас хорошая школа. Я учусь в первом классе. В классе много цветов и книг. Идет урок. Отрылась дверь. Вошел новый ученик. Он приехал из Москвы. Это Юра Семин. Мальчик хорошо умел читать и красиво писать. Он мой друг.

Однажды летом

Вот и лето наступило. Ребята едут на дачу. Около дачи роща и луг.
Однажды Коля и Федя были на лугу. Темная туча закрыла небо. Сверкнула яркая молния. Застучали частые капли дождя. Мальчики помчались домой. По дороге они укрылись в шалаше.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умения выделять из сплошного текста предложения.

1. Выделить голосом каждое предложение. Вишенка

В саду зреют вишни и сливы рядом со старой вишней выросла маленькая тонкая вишенка она вышла из косточки Алла и Илья стали ухаживать за малюткой они каждый день рыхлили землю вишенка распустила веточки теперь она радует глаз
Спиши, правильно оформи на письме каждое предложение.

2. Прочитай слова. Составь с ними предложения так, чтобы получился связный текст. Двор чист

Весна, снег, лужи, вышли во двор, разрушили сугробы, согнали воду в канаву, двор чист.

Запиши заглавие и текст.

3. Допиши 2–3 предложения. Встреча

Цель работы – проверить умения писать под диктовку текст, включающий орфограммы по программе 2-го класса в соответствии со стандартом.

При диктовке четко проговариваются окончания.

Объем диктанта. 55–60 слов.

Вариант 1 Сын и мать

Тихо подкрался поздний вечер. Сын делал уроки. Слабый свет падал на тахту. Там спала мама. Сын встал и накрыл ее теплым мягким одеялом. Он вгляделся в ее лицо. Около бровей тянулись узкие морщинки. Когда они появились? Морщинки были и около губ. Сыну стало грустно. Он решил больше не огорчать маму. Прожужжала сердито муха. Мама проснулась. Сын приветливо ей улыбнулся.

Слово для справки. приветливо.

Вариант 2 Встреча весны

На снег деревья отбрасывали лиловые тени. Чуткое ухо ловило первые знакомые звуки весны. Скрипнула старая ветка. Весенний ветер царствовал в лесу. Он промчался по верхушкам деревьев. С макушки ели свалилась тяжелая белая шапка. Во все стороны полетела снежная пыль. Она вспугнула лесную мышь. Мышь подъедала остатки своего завтрака. Забарабанил лесной музыкант. Он радостно встречал весну. Здравствуй, весна! Лес просыпался.

Слова для справок. отбрасывали, лиловые, завтрака.

Вариант 3 Домой

Из дальнего плавания возвращался крейсер "Мирный". В пути он боролся со штормом. Тяжелые гигантские волны набрасывались на него. Палуба пропадала в пене соленых брызг. Ревел ветер.
Сегодня на море тихо. Спокойная водная гладь нежилась под лучами солнца. Медленно проплывали зубцы гористого острова. Все матросы высыпали на палубу. Здравствуй, родная земля! Мы возвратились домой! Это был самый счастливый миг.

Слова для справок. крейсер "Мирный", на него.

Вариант 4 У реки

Тихо и задумчиво катила свои воды река. На берегу стоял наш шалаш. Дед Илья чистил рыбу. Солнце скрылось за лесом. Затихала дневная жизнь. Мы готовились к ночлегу. Умолкали птицы. Поникли головки у цветов. Ветерок поиграл с листочками и улетел. Длинные плоты тянулись по реке за буксирами.
Наступала ночь. Луна осветила реку. Зажглись первые звездочки на небе.

Слово для справки. задумчиво.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проследить, как формируется навык безошибочного списывания, навык самоконтроля.

Ну и рыба!

Холодная была в озере вода. Я забрел по колено, стою, топчусь на месте. Вдруг я почувствовал, что кто-то пальцы мне пощипывает.
Я нагнулся и прикрыл глаза от яркого света. Около меня кружили ерши. Я ногами воду взмутил, а они в мутной воде что-то ловили. А заодно и ноги мои "на зубок" пробовали ершики. Вот это встреча!

Кривая уточка

Жили-были старик со старухой. Пошли они раз за грибами в лес и нашли уточку. А та уточка была кривая. Они ее взяли и принесли домой. Дома старики сделали для уточки гнездышко из перьев.
Утром они ушли. Уточка обернулась девушкой, избу вымыла, воды наносила, пирогов напекла. Пришли старики и очень удивились. В доме чисто, прибрано. Вот чудеса!

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умение записывать текст по логически законченным частям (свободный диктант ), воспроизводить готовый текст по плану, составлять и записывать собственный текст на заданную тему.

1. Свободный диктант. Аисты

Два аиста деловито осмотрели старое свое гнездо и принялись за работу. Они таскали со всей округи ветки, сучья, камышинки. До позднего вечера трудились птицы.
Мы каждый день наблюдали за аистами. Нам стало их жалко. Федька и я накопали аппетитных красных червей за сараем и высыпали их около груши.
Аисты не торопились их съедать. Мы спрятались в кустах. Птицы мигом спустились на землю и застучали клювами.
Шло время. Аисты отъелись, окрепли. За кормом они летали на луг. Гнезда аистов уже не было видно. Груша закрыла его своей листвой.

2. Текст для обучающего изложения по коллективно составленному плану. В грозу

Над озером нависла черная туча. Потемнело. Я поспешил к берегу. У самой моей маски виляли хвостиками рыбешки. Они тоже спешили в тростник.
Вдруг грянул гром! Я вздрогнул, а рыбешки разом выскочили из воды. С первыми тяжелыми каплями дождя они плюхнулись в воду и завиляли хвостиками около маски. Опять гром, и опять рыбешки выскочили из воды.
Так мы доплыли до берега. Я вздрагивал от грома, а рыбешки выскакивали. У тростника я вышел из воды. Рыбешки ушли на дно. И тут хлынул ливень.

Слова для справок :

I часть – у самой, виляли, тоже;
II часть – разом выскочили;
III часть – вздрагивал, выскакивали, вышел.

3. Выбери тему, на которую ты хотел бы подготовить свой рассказ.

Ледоход на реке.
Грачи в роще.
Первые цветы.
Однажды в лесу (на реке, в парке).

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить сформированность навыка по основным темам программы 3-го класса: падежные окончания имен существительных и прилагательных, личные окончания глаголов, правописание предлогов с местоимениями, по центральной теме программы в начальных классах – безударные гласные в корне слова.

Объем диктанта. 70–80 слов.

Вариант 1 Странный малыш

Солнечные лучи залили ярким светом весь двор.
Повела курица своих деток во двор. Один из них был странный. У него были короткие ножки и широкий носик. Ходил он медленно, переваливался с ножки на ножку. Заметил малыш воду и прямо в нее кинулся. Курица кричит, крыльями машет. Молоденький петушок с испугу вытянул шейку и первый раз в жизни заорал хриплым голоском. Но малыш не утонул. Он плавал легко, быстро. Вышла из дома хозяйка и все поняла. Это ведь был утенок.

Слова для справок. странный, с испугу, поняла.

Вариант 2 Раковина

Хорошо плыть ночью по лунной дорожке. Плывешь и бросаешь в темноте горсти лунного золота. Я плыл и вглядывался в удивительный извилистый след. Лунный свет искрился и оседал на дно. Дно слабо светилось. Я заметил большую раковину. Она была похожа на гигантское семечко подсолнуха. Раковину бороздили темные полоски. Внутри раковин находят жемчуг. Речной жемчуг похож на капельку ртути. Только одна жемчужина приходится на тысячу раковин. Так что одну раковину мне и не стоило проверять.

Слова для справок. заметил, похожа, внутри, приходится.

Вариант 3 Добрый великан

Пойдем со мной на опушку леса, нагнемся и раздвинем руками траву. Вот тонкий стебелек с двумя листочками. Это березка. Она очень маленькая, ей всего один год. А вот из травы выглядывают крохотные иголочки. Это сосна. Рядом с этими деревьями ты стал великаном. Ты можешь сломать сосенку или березку одним пальцем. Но ты встанешь и осторожно перешагнешь через деревья.
Быстро пролетят годы. На этом месте будет шуметь лес. Ты станешь взрослым. Но никогда не забывай быть добрым великаном.

Слова для справок. никогда не забывай.

Вариант 4 У болотца

Из-за стволов старого леса показалось болотце. Оно густо поросло желтыми цветами, осокой и мелким кустарником. Запах душистых болотных трав разливался по всей окрестности. Под широким листом притаилась змея. Я отбежал. Змея не шелохнулась. Я стал наблюдать за ней. Около змеи сидела лягушка. Из раскрытой пасти змеи ярким червячком высунулся язык. Я ахнул, замахал руками. Гадюка зло завертелась и скрылась. Лягушка запрыгала с кочки на кочку. Она двигалась к воде. Видно, испугалась бедняжка.

Слова для справок. притаилась, шелохнулась.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить, насколько прочно сформирован навык орфографической зоркости, самоконтроля.

Объем работы. 70–80 слов.

Мечта сбылась

Архитектор был молод, красив, владел несколькими языками. Пятнадцать лет Карл Росси работал, не прерываясь ни на один день. Он делал чертежи, рисовал на бумаге дворцы с парадными залами, великолепными лестницами.
Время шло. Дворцы построены. По Невскому проспекту в Петербурге идет человек. Он задумчив. Взор его устремлен на чудные дома, созданные его мечтой и послушными рабочими руками. Стройные здания украшены колоннами.
Идешь мимо этих зданий и ты и видишь дивную аллею из ожившего камня.

Примечание. Обратить внимание на написание слов во втором предложении.

Помощник

До школы Сашке нужно было идти больше километра по лесной дороге, а потом ехать на автобусе. Их зеленый домик с желтыми наличниками стоял в лесу. Отец работал егерем в заповеднике. Он охранял зверей и птиц, устраивал для них кормушки, делал все, чтобы они не попали в беду. Сашка помогал отцу. В низине росла крапива. Отец косил ее, а Сашка вязал крапивные веники. Крапива жгла руки даже сквозь рукавицы. А что поделаешь? Зимой крапиву хорошо ели кабаны, косули, клевали серые куропатки.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умения составлять текст на тему, создавать свой текст-рассуждение.

1. Свободный диктант. Бывает и так

У меня было хорошее настроение. Мне купили настоящий футбольный мяч. Радостный, я позвал соседа Петьку. Я решил сделать настоящий праздник. На стол я постелил новую скатерть, достал земляничное варенье, кусочек торта.
Петька ложкой брал из вазочки варенье. С ложки капля за каплей сползало варенье на скатерть. Капли быстро растекались. Петька смеялся, шутил, рассказывал, как будем играть во дворе.
Он ушел. Мне стало очень грустно. Почему?

Подготовь и запиши текст-рассуждение.

Почему малышу было грустно?

Примечание. Для слабых учащихся можно дать этот текст с заданием.

Запиши текст, выдели в нем логически законченные части. (Текст записывается на доске без выделения частей.)

2. Составь и запиши текст на одну из тем.

Теплый день.
Первая капель.
Однажды на реке.
Весеннее утро.
Прощай, снеговик.