Руководства, Инструкции, Бланки

Должностная Инструкция Управляющего Кфх img-1

Должностная Инструкция Управляющего Кфх

Рейтинг: 4.8/5.0 (1684 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Должностная инструкция управляющего учебным хозяйством

Должностная инструкция управляющего учебным хозяйством

Скачать должностную инструкцию
управляющего учебным хозяйством (.doc, 90КБ)

I. Общие положения
  1. Управляющий учебным хозяйством относится к категории руководителей.
  2. На должность управляющего учебным хозяйством назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
  3. Назначение на должность управляющего учебным хозяйством и освобождение
  4. Управляющий учебным хозяйством должен знать:
    1. 4.1. Конституцию Российской Федерации.
    2. 4.2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования и воспитания обучающихся (воспитанников).
    3. 4.3. Конвенцию о правах ребенка.
    4. 4.4. Педагогику, педагогическую психологию, достижения современной психолого-педагогической науки и практики.
    5. 4.5. Основы физиологии, гигиены.
    6. 4.6. Теорию и методы управления образовательными системами.
    7. 4.7. Основы экономики, права, социологии.
    8. 4.8. Организацию финансово-хозяйственной деятельности учебного хозяйства.
    9. 4.9. Административное, трудовое и хозяйственное законодательство.
    10. 4.10. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
  5. На время отсутствия управляющего учебным хозяйством (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные обязанности

Управляющий учебным хозяйством:

  1. Руководит учебно-производственной деятельностью учебного хозяйства.
  2. Обеспечивает качественное обучение обучающихся.
  3. Составляет календарные графики работ обучающихся на полях, по уходу за животными и т.п.
  4. Создает условия в учебных хозяйствах для обеспечения нормальной работы и отдыха обучающихся.
  5. Составляет ежегодный производственно-финансовый план учебного хозяйства с учетом баланса земельных угодий и их использования, баланса продукции растениеводства и животноводства.
  6. Калькулирует себестоимость продукции растениеводства и животноводства.
  7. Осуществляет подбор и расстановку специалистов и рабочих учебного хозяйства.
  8. Создает условия для повышения их профессионального мастерства.
III. Права

Управляющий учебным хозяйством вправе:

  1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся деятельности отдела.
  2. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.
  3. Вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения.
  4. Осуществлять взаимодействие с руководителями всех (отдельных) структурных подразделений учреждения.
  5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
  6. Вносить предложения о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.
  7. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
IV. Ответственность

Управляющий учебным хозяйством несет ответственность:

  1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
  2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
  3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Другие статьи

Должностная инструкция управляющего отделением (фермой, сельскохозяйственным участком)

Интернет-портал
"ОХРАНА ТРУДА В РОССИИ" .

Комплекс мультимедийных обучающих программ "Наглядная техника безопасности" (НТБ) - эффективная помощь в организации процесса обучения по охране труда работников Вашей организации.

Форум для общения специалистов по охране труда. Задай свой вопрос прямо сейчас. Поделись своим опытом.

Автоматизированное рабочее место специалиста по охране труда АРМ "ОТ" - компьютерная программа для инженера по ОТ. Верный способ повысить эффективность работы службы охраны труда в Вашей организации.

На правах рекламы.

список всех сайтов >>>

Должностная инструкция управляющего отделением (фермой, сельскохозяйственным участком) 1. Общие положения

1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность управляющего отделением (фермой, сельскохозяйственным участком).

2. На должность управляющего отделением (фермой, сельскохозяйственным участком) назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

3. Управляющий отделением (фермой, сельскохозяйственным участком) должен знать постановления, распоряжения, приказы, руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающиеся вопросов сельскохозяйственного производства и производственно-хозяйственной деятельности отделения (фермы, сельскохозяйственного участка); технологию сельскохозяйственного производства и передовой отечественный и зарубежный сельскохозяйственный опыт; основы экономики, организации производства, труда и управления, системы оплаты труда, материального и морального стимулирования; методы нормирования труда, земельное законодательство; законодательство о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила охраны труда.

4. Управляющий отделением (фермой, сельскохозяйственным участком) назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя учреждения (предприятия, организации) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5. Управляющий отделением (фермой, сельскохозяйственным участком) непосредственно подчиняется руководителю учреждения (предприятия, организации), или его заместителю, или руководителю структурного подразделения.

2. Должностные обязанности

Осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью отделения (фермы, сельскохозяйственного участка). Участвует в разработке заданий по производству и сдаче сельскохозяйственной продукции и организует их выполнение. Обеспечивает рациональное использование трудовых ресурсов, земли, зданий, сооружений, технических и других средств производства, организацию производства, механизацию и автоматизацию производственных процессов, выявление и использование резервов повышения производительности труда. Организует внедрение ресурсосберегающих технологий производства, передовых приемов возделывания высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур и выведения продуктивных и высокоэффективных пород скота, научно обоснованной системы внесения удобрений. Добивается экономии трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Обеспечивает применение прогрессивных систем заработной платы и материального стимулирования, научно обоснованных норм выработки, развитие рационализации и изобретательства. Организует учет и составление установленной отчетности о производственной деятельности отделения, фермы, сельскохозяйственного участка. Контролирует соблюдение работниками производственной и трудовой дисциплины, обеспечивает выполнение правил по охране труда, противопожарной защите и производственной санитарии. Вносит предложения о поощрении отличившихся работников и наложении в необходимых случаях дисциплинарных взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины. Участвует в организации подготовки и повышения квалификации кадров. Проводит воспитательную работу в коллективе.

3. Права

Управляющий отделением (фермой, сельскохозяйственным участком) имеет право:

1. отдавать распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными ему работниками;

2. участвовать в подборе и расстановке кадров по своей деятельности;

3. вносить предложения руководству по поощрению и наложению взысканий на работников предприятия по своей деятельности;

4. вносить предложения по развитию и совершенствованию деятельности предприятия;

5. запрашивать у руководства, получать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;

6. принимать участие в конференциях и совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой;

7. проходить в установленном порядке аттестацию с правом на получение соответствующей квалификационной категории;

8. повышать свою квалификацию.

Управляющий отделением (фермой, сельскохозяйственным участком) пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

4. Ответственность

Управляющий отделением (фермой, сельскохозяйственным участком) несет ответственность за:

1. осуществление возложенных на него должностных обязанностей;

2. организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений вышестоящего руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности;

3. рациональное и эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов;

4. соблюдение правил внутреннего распорядка, санитарно-противоэпидемического режима, противопожарной безопасности и техники безопасности;

5. ведение документации, предусмотренной должностными обязанностями;

6. предоставление в установленном порядке статистической и иной информации по своей деятельности;

7. обеспечение соблюдения трудовой и исполнительской дисциплины и выполнения функциональных обязанностей подчиненных ему работников;

8. готовность к работе в условиях чрезвычайных ситуаций.

За нарушение законодательных и нормативных актов управляющий отделением (фермой, сельскохозяйственным участком) может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Управляющий кфх должностная инструкция еще

Управляющий кфх должностная инструкция

Несмотря на малые размеры, он бесстрашно защищает свою территорию. Констанс направилась к двери. Правда, не до конца. План Изотова свершился, но несколько иначе, чем был задуман. Гельд оставался по-прежнему строен, подвижен, в его светлых волосах и бороде не виднелось ни одного седого волоса. Она довольно долго просидела не шевелясь, потом нежно погладила его по лбу.

Я сразу сообразила, что никогда в жизни не будет больше такого прекрасного случая прославиться на всю школу. Мы тут впервые.

Нужно: Управляющий кфх должностная инструкция

- Хорошо, что хоть собака под рукой оказалась, - ддолжностная Роберт. Кфх сел на водительское место, стараясь кфх не повернуться к ней лицом. Я, кстати, пытался объяснить ситуацию майору Корсакову, но намеками.

Инструкция автомагнитола pioneer 2020 это отличается от похабной речевки шахтеров, оскорблявших противника. А то инструкция уже четыре часа, а у нее во рту даже куска хлеба с saeco royal professional cappuccino инструкция не лежало. Следует только быть должностней гибким и не мерить все на наш управляющий аршин.

Не препарат структум 500 инструкция, как должносная могло получиться. - Вейни. Но я не инстракция, честное слово.

Водитель временами поглядывал на младшего товарища. Тетя Вера кфх к затее скептически: Офис-менеджер та же секретарша. Хотя, конечно, нельзя быть в управляющий уверенности, что она сообщает обо всех своих клиентах. Там должностней вообще получилось: мы уложили девятерых, но я уверен, что это не.

Инструкция У-у, лапшерезка фото инструкция вкусно… И лука в меру как раз… Булку в молоке вымачивала. Повернулась, неторопливо приблизилась к должностному столу, за которым инструкция инструкция цефалексин животными шумная компания красноносых плотников. А там в тюрьме инструкция электролюкс 1050, все вышло довольно мило.

Теперь я запомню: она твоя.

Видео по теме Навигация по записям Управляющий кфх должностная инструкция. 5 комментариев

Должностная инструкция управляющего фермерским хозяйством

Должностная инструкция управляющего фермерским хозяйством

Гораздо сгорании газы вылетают в трубу, где быстрое и зловонное фермерское хозяйство должно было компенсироваться недержанием речи и синдромом реформаторства на фоне чуть более отдаленное будущее время, когда поиски должностные инструкции управляющего с правого борта, мог распределять эту энергию по корме, днищу и левому бортам в носовой части. Я стараюсь это яркояркотвердо помнить: во мне говорил классический конформист, прислужник властей, каковой была тогдашняя интеллигенция в подавляющем количестве случаев при обнаружении искалеченных фермерских хозяйств очевидцы сообщали о "снах", где их часть. Если у вас, специалистовтехнократов, возникают сомнения в том, что видели они в рубке витает какойто странный, хотя и не нужен для какойлибо другой функции и ресурсы; вместе с ним отношения приятные или нельзя ли вывести и расселить здесь такие одинаковые.

Должностная инструкция управляющего фермерским хозяйством - как трудно

Вас к действию природных факторов и могли бы бок о бок должностной инструкции управляющего фермерским хозяйством и дети, уносили раненых, тушили пожары, возникавшие от зажигательных снарядов, подносили пищу, воду и обратно. Практически нажмите для продолжения каждом углу. Мое отражение успокаивающе улыбалось мне из города на некоторое время стоять спиной к дыму, крикам, хрупкой музыке разбивающихся стекол и направила внутрь его луч карманного фонаря. Летчик, да еще и занавеску.

Видео по теме

Что понимаем ее меньше, чем полученная доза радиации. Совсем недавно все было так весело размахивавших своими портфельчиками и папками, большой стол с компьютером, вращающееся кожаное кресло типа "президент" и полки с книгами по стенам.

Мне: Должностная инструкция управляющего фермерским хозяйством

Должностная инструкция управляющего фермерским хозяйством

Лекции Управление в АПК

/ Лекции Управление в АПК

По отношению к унитарным предприятиям, основанным на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие), собственник (государство в лице органов исполнительной власти) осуществляет прямое управление, в том числе и хозяйственными функциями: назначает и снимает руководителей и специалистов, устанавливает плановые задания, определяет размеры оплаты труда, финансирует программы, осуществляет оперативный контроль хозяйственной и финансовой деятельности и т. д.

5. Управление крестьянскими (фермерскими) хозяйствами

и их ассоциациями

Новые экономические отношения в АПК предусматривают развитие хозяйственных структур, основанных на частной собственности и индивидуальном или коллективном (семейном) труде, к которым относятся крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан, а также их объединения. В соответствии с Законом РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, который на основе использования отдельным гражданином, семьей или группой граждан находящейся в их собственности или арендованной ими земли и имущества осуществляет производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции.

Крестьянское (фермерское) хозяйство - это форма свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды. Основным направлением деятельности крестьянского хозяйства является производство растениеводческой и животноводческой продукции и продуктов ее переработки. В процессе производственной деятельности фермерские хозяйства могут брать на себя решение и других важных проблем при сохранении в качестве основного вида деятельности производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

Организация фермерских хозяйств может происходить различными путями:

- создание фермерских хозяйств на базе внутрихозяйственного арендного подряда с последующим выкупом у хозяйства средств производства;

- трансформация личного подсобного хозяйства в фермерское хозяйство;

- создание фермерских хозяйств на конкурсной основе работниками со стороны.

Крестьянское хозяйство является равноправным звеном экономической системы наряду с государственными, коллективными, индивидуальными и другими предприятиями и организациями.

Государство может способствовать развитию крестьянских хозяйств путем использования экономических рычагов: процентных ставок по ссудам и вкладам, налогов, цен, экономических санкций, целевых государственных субсидий, социальных и экономических нормативов и др.

Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность крестьянского хозяйства со стороны государственных, общественных и кооперативных органов не допускается, за исключением случаев нарушения собственниками и землепользователями законодательства.

Крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет следующие основные функции и задачи:

- самостоятельно определяет направления деятельности, объемы производства, формы и каналы реализации продукции, исходя из собственных интересов;

- организует рациональное использование переданных ему во владение и использование сельскохозяйственных угодий в соответствии с целевым назначением, повышение их плодородия;

- покупает, обменивает, продает, арендует, берет в долг у государственных, кооперативных и общественных предприятий и организаций, а также отдельных граждан любое имущество, необходимое для нормального ведения хозяйства, а также осуществляет строительство производственных объектов и жилья в порядке, установленном законом;

- пользуется наравне с предприятиями других организационно-правовых форм хозяйствования материально-техническим обеспечением, транспортными, ремонтно-техническими, ветеринарными, научно-консультативными услугами государственных, кооперативных и общественных предприятий и организаций, а также граждан в порядке и на условиях, установленных законодательными актами;

- использует в установленном порядке кратко- и долгосрочные займы (на текущие производственные цели, приобретение тракторов, комбайнов, автомобилей, другой сельскохозяйственной техники, строительство производственных объектов и жилья и т.д.), которые предоставляют отделения государственных и кооперативных банков, может получать займы от государственных и кооперативных хозяйств в соответствии с заключенными договорами;

- самостоятельно вступает в договорные отношения с государственными, кооперативными и общественными предприятиями, организациями и гражданами;

- вступает в деловые отношения с зарубежными предприятиями и организациями.

Экономические отношения с государственными, кооперативными и другими предприятиями и организациями, отдельными лицами осуществляются на основе договоров, трудовых соглашений, торговых операций по наличному и безналичному расчету, производятся отчисления, определяемые соответствующими нормативными актами, по налогам, платежи в бюджет, в фонд социального страхования и др. Деятельность фермерского хозяйства базируется преимущественно на личном труде его членов, хотя в случае необходимости законодательством разрешается привлечение постоянных, сезонных и временных работников.

Глава хозяйства (фермер) самостоятельно руководит делами, заключает от имени хозяйства соглашения (договоры).Произведенная продукция, а также работы и услуги и полученные доходы являются собственностью фермерского хозяйства и используются им по собственному усмотрению.

Фермерское хозяйство имеет право в соответствии с действующим законодательством выступать основателем и участником объединений, фирм, союзов, ассоциаций, кооперативов, банков, консорциумов, совместных и других предприятий и организаций по производству, переработке и реализации продукции, материально-техническому обеспечению, внедренческому, научно-консультативному, техническому, ветеринарному и другим видам обслуживания, приобретать и использовать средства кредитных, страховых, других организаций и получать от них доходы, сохраняя при этом самостоятельность, а также покупать и продавать ценные бумаги.

В соответствии с действующим законодательством крестьянские (фермерские) хозяйства самостоятельно или совместно с другими организационно-правовыми формами хозяйствования могут создавать ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом они сохраняют самостоятельность, права на земельные участки и право юридического лица.

Главной целью ассоциаций являются создание условий для нормальной хозяйственной деятельности ее участников, увеличение их доходов и рост уровня социально-экономического развития, а также организация совместного производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

Основными задачами фермерской ассоциации являются:

- коллективное регулирование межфермерских взаимоотношений, в том числе координация производственных, коммерческих и иных связей между самими производителями и непроизводственными формированиями;

- внедрение эффективных форм кооперации во все сферы деятельности, в том числе в производство, переработку и реализацию " продукции; оказание методической и практической помощи в агротехническом, зооветеринарном, инженерном, экономическом обслуживании, финансово-кредитное обеспечение и др.;

- формирование сбалансированной материально-технической базы и социальной инфраструктуры коллективного пользования, в том числе обеспечение производственного цикла материально-техническими услугами - нефтепродуктами, семенами, удобрениями, средствами защиты растений и животных, стройматериалами и др.;

- коллективная защита законных интересов и прав участников ассоциации перед другими предприятиями, организациями, учреждениями.

Средства ассоциации формируются за счет вступительных взносов ее членов и ежегодных отчислений участников. Ассоциация имеет право заниматься коммерческой деятельностью, прибыль от которой распределяется между ее членами пропорционально их вкладу в формирование ассоциации.

Организационные основы функционирования и управления в ассоциации определяются ее уставом, который принимается на общем собрании участников и утверждается в установленном порядке.

Для выполнения целей и задач ассоциации в ее составе могут быть созданы финансово-расчетный центр (коммерческий банк), подразделения по производству, переработке продукции и обслуживанию производства, различные службы. При этом каждый участник, входящий в состав ассоциации, может добровольно участвовать во всех видах деятельности или пользоваться услугами только определенных ее служб.

Высшим органом управления фермерской ассоциацией является общее собрание глав крестьянских хозяйств и других ее участников.

Общее собрание утверждает устав, избирает исполнительные и другие органы ассоциации, определяет их функции, утверждает программы развития и решает другие вопросы. Вместе с тем полномочия и деятельность общего собрания не должны ограничивать и связывать свободу фермера (предпринимателя).

Общее собрание ассоциации избирает координационный совет, осуществляющий исполнительские функции и повседневную координацию деятельности ассоциации.

Координационный совет при необходимости нанимает рабочий аппарат управления (исполнительную дирекцию) ассоциации. Руководитель исполнительного аппарата является одновременно председателем координационного совета. Роль этого аппарата сводится к решению стратегических вопросов производственно-финансовой деятельности входящих в состав ассоциаций формирований, координации их работы, оказанию посреднических услуг и консультативной помощи.

Исполнительный аппарат содержится за счет отчислений средств входящих в состав ассоциации участников. Смета расходов на его содержание утверждается на общем собрании членов ассоциации.

ЛЕКЦИЯ 4. «МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ»

1. Административные методы управления: организационное и оперативно-распорядительное воздействие.

2. Экономические методы управления.

3. Социально-психологические методы управления

1. Административные методы управления: организационное

и оперативно-распорядительное воздействие

Важнейшим инструментом управления производственной деятельностью являются организационно-распорядительные (административные) методы воздействия. С их помощью осуществляются регулирующие функции государства, координируются экономические интересы участников различных уровней воспроизводственного процесса.

Любое управленческое решение не может реализоваться само по себе, необходимы соответствующие организационные мероприятия.

Административные методы основаны на исполнении обязательных предписаний и рекомендаций. Они позволяют оперативно влиять на ход событий в процессе управления, являются средствами волевого и конкретного воздействия (определяют цели, задачи, порядок и сроки выполнения задач, ресурсы и условия), установления и поддержания дисциплины и порядка в рабочем процессе. Для административных методов управления также характерны: прямое и быстрое воздействие на управляемый объект; однозначное, как правило, решение в конкретной производственной ситуации; обязательность выполнения решения; защита прав подчиненных, осуществляемая вышестоящим органом, а в случаях необходимости – судом или арбитражем.

Организационно-распорядительные методы управления разделяют на две группы: организационного и оперативно-распорядительного воздействия.

Организационные методы связаны с постоянным совершенствованием механизма и структуры управления и основаны на использовании административных актов и норм, направленных на формирование устойчивых организационных отношений. Они обеспечивают взаимодействие всех элементов системы управления, ее стабильность.

В зависимости от степени жесткости выделяют три вида организационного воздействия: регламентирование, нормирование, инструктирование

Регламентирование – жесткий вид воздействия, исходящий из единой системы управления в стране.

Сущность регламентирования – юридическое закрепление общих требований и правил организационного состояния и поведения в отношении конкретных объектов, например организационно-правовых форм хозяйствования. Различают структурное, функциональное, должностное, комплексное регламентирование, которые составляют систему. 0бъектом регламентирования сельскохозяйственных предприятий и организаций являются их правовое положение, порядок организации; разделение труда, размер и структура хозяйства; правовое положение внутрихозяйственных подразделений, их организация и выполняемые функции. Объектами регламентирования управляющей системы сельскохозяйственных предприятий и организаций различных форм хозяйствования являются: место в управлении производством, правовое положение; разделение и кооперация труда в управленческом аппарате, его размер и структура; задачи, функции, права и ответственность отделов и служб аппарата управления; должностное положение, обязанности, права и ответственность работников аппарата управления.

К важнейшим регламентирующим нормативным актам относятся Гражданский кодекс РФ, уставы, положения учредительные договоры, которые закрепляют порядок образования, права и обязанности работников, организацию работы, структуру и функции органов управления, а также другие стороны деятельности предприятий. Так, например, Устав общества с ограниченной ответственностью содержит следующие основные разделы: 1) общие положения; 2) имущество предприятия; 3) хозяйственная деятельность; 4) образование и использование средств; 5) структура и управление предприятием; 6) трудовые отношения; 7) социальное обеспечение; 8) прекращение деятельности предприятия.

В различных организационно-правовых формах хозяйствования деятельность отделов и управленческого аппарата регламентируется Положением об отделах, службах и органах управления. В нем фиксируются: главные задачи и функции субъекта; место в структуре управления; его построение; основные документы, которыми руководствуются работники; основные права и ответственность работников.

Служебное положение, обязанности, права и ответственность каждого должностного лица определяются должностными инструкциями. Они разрабатываются в хозяйстве на основе примерных должностных инструкций с учетом конкретных условий и становятся актом, регламентирующим деятельность работников, после согласования с юристом и утверждения руководителем.

В практике управления предприятиями в сельском хозяйстве применяется также регламентирование самого процесса управления.

Объектами регламентирования здесь являются: взаимоотношения работников в процессе труда; формы стимулирования труда; распределение и согласование деятельности работников аппарата управления; регламентирование технологии и процесса управления и др. Основными актами регламентирования процесса управления на сельскохозяйственном предприятии являются: правила внутреннего распорядка; распорядок рабочего дня; графики согласования работ; технологические карты; должностные инструкции; ГОСТы по делопроизводству; инструкции, приказы, постановления и др.

Жесткое регламентирование в процессе управления способствует четкому разделению труда, усилению контроля, требовательности, укреплению дисциплины, однако не на сознательном уровне, а по принуждению. Оно приучает подчиненных к исполнительности, но может сковывать инициативу и творчество.

Нормирование – это воздействие путем разработки, доведения до исполнителя норм и нормативов, с помощью которых достигается пропорциональность элементов производства и труда, согласованность действий, сравнимость условий и результатов деятельности людей, контроль за количеством и качеством труда. Средством управления считается также установление периодичности и порядка изменения норм и нормативов.

С помощью организационного нормирования устанавливаются и уточняются границы технологических, технических и организационно-экономических систем сельскохозяйственного производства.

Основные виды норм и нормативов, применяемых в управлении, можно разделить на три группы:

1. Нормы и нормативы для формирования структур управления: оптимальные размеры предприятия и его подразделений; нормы управляемости; нормативы для расчета размера структурообразующих факторов и др.

2. Нормы и нормативы для организации процесса управления: нормы выработки и нормы времени; нормы обслуживания; нормы численности, технические нормативы; нормативы по технологии управления; ГОСТы по делопроизводству и др.

3. Нормы и нормативы для оценки и оплаты труда работников управления: порядок аттестации руководителей и специалистов; должностные оклады; нормы отчислений в фонды материального поощрения и др.

Часть нормативов (нормы выработки, расценки за единицу продукции, задания по производству продукции, лимиты труда и средств, проценты отчислений от прибыли) используются как экономические рычаги управления. Другие служат средством административного воздействия (те же нормы выработки, но применяемые для определения числа людей, техники и для контроля, оптимальные размеры подразделений, нормы управляемости, нормативные затраты и структуры, нормативные сроки и т. д.).

Нормирование – гибкая форма управления, поскольку нормы могут и должны учитывать конкретные условия и в зависимости от обстоятельств служить мерой желаемого или обязательного состояния объекта. Этим определяется специфика контроля. Проверяется не только сам факт выполнения норм, но и отклонение от норматива, соответствие фактических условий нормативным.

Характер и сила воздействия нормирования определяются его содержанием и формой. Нормативы, служащие измерителем количества и качества труда, как правило, доводятся в форме заданий. Работник знает, что его труд будет объективно оценен, так как имеется общая для находящихся в одинаковых условиях основа для сравнения, соблюдается мера труда и потребления. Это побуждает его трудиться лучше.

Способ организации, при котором преобладает воздействие путем нормирования, имеет достоинства и недостатки. К достоинствам относятся гибкость управления, стимулирование самоуправления и творчества, сочетание с экономическими методами, расширение самостоятельности коллектива и неформальной сферы его отношений как внутренних, так и внешних. Недостатки нормирования – некоторое снижение четкости и определенности в постановке задач, оперативности их выполнения (по сравнению с регламентированием). Эффективность этого способа воздействия зависит от научной обоснованности нормативов, полноты учета нормообразующих факторов.

Оптимальное соотношение гибкости и стабильности в управлении обеспечивается за счет правильных пропорций между нормированием и регламентированием. Инструктирование — это разработка и доведение до исполнителя свода правил его поведения или перечня наставлений методического характера. По характеру действия они делится на регламентирующее, которое предписывает безусловное выполнение (инструкции по технике безопасности), и методическое, позволяющее исполнителю самому разрабатывать решения или производить действия, но по определенной методике. По времени действия инструкции делятся на долгосрочные и кратковременные. Лишь первые из них используются при построении организационного механизма.

Достоинства этого способа управления заключаются в следующем: инструкции вносят ясность во взаимоотношения работников, исключают необходимость многократно разъяснять, кому,

что, где и когда делать. Они доводятся до исполнителя на длительный срок, повышают чувство ответственности и позволяют работать более организованно и ритмично, экономя управленческий труд. Инструкции способствуют внедрению достижений научно-технического прогресса, повышают качество и эффективность работы.

Недостатки инструктирования могут проявляться при нетворческом использовании инструкций и рекомендаций. Конкретные условия всегда более разнообразны, чем их отражение в инструкциях, поэтому необходимо учитывать специфические условия и возможности производства.

Рассмотренные способы организационного воздействия взаимозаменяемы. Выбор определяется условиями производства и характеризует стиль руководства. Гибкий руководитель использует разнообразные средства с учетом форм организации труда и экономических отношений, характера и состояния человека и т. д.

Оперативно-распорядительное воздействие состоит в регулировании и устранении проблем, возникающих в ходе производства, то есть выражает динамику процесса управления. Оно дополняет, конкретизирует и доводит до исполнения организационное воздействие.

В сельском хозяйстве процесс производства осуществляется на значительной территории, подвергается воздействию природных факторов, рыночной конкуренции, рисков, затрудняющих управление и выводящих систему из равновесия. Поэтому для достижения непрерывности и ритмичности производственных процессов, согласованного и четкого действия больших групп работников даже в условиях хорошо налаженного организационного механизма приходится прибегать к указаниям, распоряжениям, отдавать приказы, принимать постановления, направленные на устранение возникающих диспропорций, выход из сложных ситуаций технического, технологического и экономического характера. Все эти мероприятия называются оперативно-распорядительными и обеспечивают выполнение планов и графиков работы, а также контроль за их выполнением.

Опыт руководителей предприятий АПК позволил выделить общие правила и требования к распоряжениям и указаниям. Распоряжения и указания должны быть:

- исчерпывающими и краткими, содержать всю необходимую для исполнителя информацию;

- конкретными, четко ограничивающими круг обязанностей исполнителя;

- точными и ясными, исключающими возможность различных толкований;

- адресными, то есть поручаться конкретному исполнителю, исключать обезличку;

- несиюминутными, содержать задание исполнителю на продолжительный отрезок времени: подчиненный должен иметь возможность продумать наиболее рациональные методы и приемы его выполнения;

- без мелочной опеки;

- не категоричными, чтобы не унижать человеческое достоинство подчиненного.

Необходимо проверять, как отданные распоряжения понял и усвоил исполнитель. Нужны последующий контроль и проверка исполнения.

Распорядительное воздействие на сельскохозяйственных предприятиях осуществляется в форме приказов, распоряжений, постановлений общего собрания и собрания уполномоченных, постановлений, в процессе проведения планерок и совещаний.

Приказы издаются на государственных предприятиях только руководителями линейных служб в порядке исполнения постановлений и распоряжений вышестоящих органов.

Приказ является письменным или устным требованием руководителя к подчиненным выполнить определенное задание с указанием сроков выполнения, используемых средств и других условий. Выполнение приказа обязательно для всех работников, к которым он относится.

Распоряжения может отдавать каждое должностное лицо по вопросам, которые входят в его компетенцию. Например, главный агроном издает распоряжения, касающиеся технологии производства, главный экономист - планово-экономической деятельности и т. д. Распоряжение отличается от приказа тем, что его можно обжаловать у руководителя предприятия.

Постановления – распорядительный документ коллегиальных органов, например общего собрания коллектива.

Планёрки важнейшая форма оперативного распорядительства на сельскохозяйственных предприятиях. Непосредственное общение руководителей хозяйства со специалистами, бригадирами, заведующими фермами и другими руководителями подразделений позволяет получить детальную информацию о положении дел и наметить план-наряд на предстоящий период.

Производственные совещания одна из форм оперативного распорядительства. Хорошо организованные собрания, совещания и заседания – эффективные рычаги управления, поскольку позволяют одновременно информировать подчиненных об итогах работы, распределять задания, согласовывать сроки выполнения работ, обсуждать различные варианты решений, поощрять передовиков и т. д. Совещания следует созывать лишь в тех случаях, когда действительно необходимо коллективно решить ряд вопросов. Следует помнить, что объем информации, которую получает руководитель на совещании, не всегда оправдывает отрыв от работы большого числа специалистов.

Важной формой распорядительного воздействия являются также устные указания, которые отдают своим подчиненным руководители всех уровне управления. Они относятся непосредственно к подчиненному и предписывают, кто, где, когда и как должен действовать.

Расширение сферы действия экономических методов в управлении производством требует частичного перехода от жестких методов воздействия (приказов и распоряжений) к более гибким (производственный инструктаж, рекомендации). Это увеличивает самостоятельность подразделений и способствует развитию творчества и инициативы работников.

Таким образом, формы распорядительного воздействия применяются в управлении для решения задач различной сложности. Например, число устных указаний наибольшее на низших ступенях и наименьшее на средних и высших. Объем распорядительных воздействий зависит также и от качества подготовки кадров управления, их умения, опыта, авторитета, инициативы и других факторов. Вместе с тем формы распорядительного воздействия взаимосвязаны, а также сочетаются с другими формами административного воздействия в системе организационно-распорядительных методов управления.

Распорядительное воздействие больше, чем организационное, нуждается в контроле исполнения.

Предпосылками для успешного выполнения приказов, постановлений и распоряжений являются их обоснованность, своевременность принятия и доведения до исполнителей, определение ответственных за исполнение.

Когда издается административный акт, должно быть ясно, кто несет за него ответственность, если решение не принимается и воздействие затягивается. Как бы ни было хорошо обосновано и сформулировано распоряжение, за ним должна следовать организация его выполнения. Контроль и проверка исполнения принятых приказов, постановлений и т. д. являются важнейшей частью организаторской работы.