Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Эксплуатации Тяговых Аккумуляторных Батарей img-1

Инструкция По Эксплуатации Тяговых Аккумуляторных Батарей

Рейтинг: 4.7/5.0 (1690 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Вопрос по обслуживанию тяговых аккумуляторов глубокого разряда

posted 8-2-2012 23:49 Если речь идёт о свинцово-кислотных, то электролит Мудрое Наставление рекомендует такой же, как в стартёрных батаеях - плотностью 1,27. Хотя я бы применил 1,25. Доливать таки да, можно, разряженными держать категорически не рекомендуецца, потому что в случае глубокого разряда увеличивается шанс засульфатировать пластины. Если аккумы куплены официально, то к ним должна быть приложена подробная инструкция. Если её нет - гугель в помощь.

posted 9-2-2012 22:17 quote: Originally posted by Фёдорыч:

Но! При доливе воды после выкипания плотность снизится. Как ее повысить если не электролитом?




Электролит-смесь кислоты с водой. Испаряется при выкипании вода. Её и надо доливать. Когда АКБ разряжен, то плотность снижается, когда заряжен-повышается. Если вы дольёте в разряженный АКБ электролит, то после зарядки плотность повысится выше уровня. До 1,30-1,32. Что не есть хорошо. Грубо говоря, Вы увеличите долю кислоты в электролите.

posted 11-3-2012 09:47 Во времена плавания на электромоторе юзал акумулятор глубокого разряда Deka. (Эта же фирма, к слову, делает и батареи для небезызвестной МинКоты) Бывают тяговые и тягово-пусковые. Первые не обеспечивают больших кратковременных стартерных токов, вторые - обеспечивают и обычно имеют 2 пары клемм - для автомобиля и для лодочных моторов - под гайку-барашек.

Федорычу совет - не заморачиваться и заиметь 3 вещи:

1 - Скачать хорошую советскую брошюрку по эксплуатации и обслуживанию ОБЫЧНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫХ БАТАРЕЙ. Любую.

2 - Купить зарядное устройство - ЛЮБОЕ, пусть даже самое простое и дешевое, без всякой автоматики.

3 - Купить ареометр - в любом автомагазине за 40-50 рублей.

Если аккумулятор новый - то больше ничего не надо. Не надо всяких индикаторов заряда, нагрузочных вилок и прочих "аксессуаров".

Все остальное - по книжке. Она объяснит, что нагрев батареи при заряде - нормален, пузыри и их шум - нормальны, доливать надо только воду, а не электролит и прочие прописные истины.

posted 11-3-2012 10:18 да сдохнет автомобильный, макс 2 сезона при очень бережной эксплуатации(а бережно обычно не получается).

posted 11-3-2012 13:12 quote: Originally posted by hesh:

да сдохнет автомобильный, макс 2 сезона при очень бережной эксплуатации(а бережно обычно не получается).

Местная поговорка, гласящая о том, что на Ганзе постов не читают, подтверждается день за днем и год за годом
В этой теме ни cлова не сказано об автомобильных аккумуляторах

posted 15-3-2012 10:24 У меня американский DEKA MARINE MASTER на 105 А/час.
В паспорте написано, что надо подзаряжать раз в месяц, если аккумулятор не используется.
В связи с этим такой вопрос. На зиму аккумулятор вместе с электромотором убраны в погреб, где хранится картошка и всякие консервы-соления. Температура там никогда не опускается ниже +2 градусов. Возможности для подзарядки нет. Не скажется ли такое хранение на сроке службы аккумулятора?
Да, забыл написать, перед помещением в погреб аккумулятор был полностью заряжен.

posted 15-3-2012 17:10 Если разок за зиму достать и подзарядить - будет отлично. Если этого не сделать - тоже все будет нормально. У меня был такой же аккум.

Другие статьи

Правила эксплуатации тяговых аккумуляторов

Правила эксплуатации тяговых аккумуляторов

Тяговые аккумуляторы применяются в сфере электрического транспорта. Они незаменимы на тех транспортных средствах, где требуется регулярная подпитка электрическим током.

Свинцово-кислотные тяговые аккумуляторы применяются на уборочной технике, а также на технике, которую используют на складах.

При покупке аккумуляторов, прежде всего, необходимо выяснить, какой вид аккумуляторов вам нужен. Возникает логичный вопрос – какие аккумуляторы лучше? Аккумуляторы обоих категорий имеют свои минусы и плюсы.

К достоинствам обычных тяговых аккумуляторных батарей с жидким электролитом относится их довольно невысокая стоимость, а также то, что обслуживающий персонал, как правило, знаком с ними очень хорошо. К недостаткам таких АКБ можно отнести необходимость выделения отдельного специального помещения для подзарядки батареи, к которому предъявляют особые требования со стороны противопожарного и санитарно-гигиенического надзора. Это обусловлено тем, что при зарядке обычных тяговых аккумуляторов выделяется большое количество взрывоопасных и вредных газов, что требует установки в таких помещениях специальной усиленной вентиляции. Кроме того, при перевозке АКБ с жидким электролитом есть вероятность его выплескивания. При эксплуатации этих аккумуляторов необходимо регулярно следить за уровнем электролита в АКБ и при необходимости добавлять в него дистиллированную воду, которую следует или покупать, или приготавливать самостоятельно.

Гелиевые аккумуляторы (с желеобразным электролитом) не имеют вышеперечисленных недостатков. Их можно заряжать абсолютно в любом месте, так как они не выделяют вредных газов. Такие АКБ полностью герметичны – они не потребуют доливания электролита на протяжении всего срока работы. К тому же, густой электролит не сможет выплеснуться при транспортировке. Поэтому единственным их недостатком является достаточно высокая стоимость.

При покупке тягового аккумулятора, прежде всего, необходимо осмотреть его и убедиться в отсутствии каких-либо механических повреждений. Аккумуляторный отсек на технике должен быть хорошо очищен и, если есть необходимость, высушен. Для нормального беспрепятственного выхода газов, которые образуются при использовании батареи, необходимо следить за тем, чтобы вентиляционные отверстия отсека не были засорены или закрыты.

При установке аккумуляторов в отсек необходимо соблюдать их расположение, для того чтобы был обеспечен верный порядок их соединении перемычками. А после установки необходимых перемычек и присоединения проводов от техники все соединения необходимо покрыть защитной смазкой для предотвращения возникновения коррозии.

В настоящее время в зависимости от ценовой политики фирм-производителей АКБ для погрузчиков, выпускаются аккумуляторы Low-сегмента и Premium-сегмента. В Premium-сегменте представлены высококачественные аккумуляторы по достаточно высокой цене, а в Low-сегменте – батареи бюджетного класса. Однако экономить на тяговых аккумуляторах не рекомендуется – ведь от их качества и надежности напрямую зависит работа погрузчика и его срок эксплуатации.

В первую очередь, при эксплуатации тяговых АКБ необходимо безоговорочно выполнять все правила, оговоренные в инструкции. В частности, следует регулярно и полностью заряжать батарею, ставить ее на подзарядку сразу же после частичного или полного разряжения, а также постоянно проверять уровень электролита, находящегося в аккумуляторной батарее. Специалисты настоятельно не советуют применять тяговой аккумулятор, если он заряжен не полностью.

При полном или частичном копировании ссылка на сайт обязательна!

Статьи

Фёдор, Уход за тяговыми аккумуляторными батареями

Уход за тяговыми аккумуляторными батареями.

Основные причины снижения сроков службы и преждевременный выход из строя тяговых аккумуляторных батарей.
В реальных условиях эксплуатации АКБ существует ряд факторов, которые снижают срок службы, причем могут оказывать разное влияние на долговечность.
Возможно, осуществить приблизительный прогноз срока службы тяговой батареи, при этом основными параметрами, влияющими на продолжительность срока службы, будут:

• средняя температура эксплуатации;
• многократный ток заряда;
• режим эксплуатации (односменный, двухсменный), количество рабочих дней в году.
Данная методика естественно подразумевает эксплуатацию и хранение данных батарей в соответствии с инструкциями по эксплуатации и обслуживанию. Однако на практике мы очень часто встречаемся со случаями, когда данные инструкции не соблюдаются, что так же сказывается на продолжительности работы и эффективности данного оборудования. Важнейшими факторами, влияющими на срок службы, являются так же:
•условия хранения – хранение при температуре выше 0°С, с периодическими уравнительными и поддерживающими зарядами (1 раз в 1-3 месяца);
•глубокие разряды при эксплуатации могут происходить из-за часто неисправного оборудования и неправильно организованного технологического процесса, что приводит к глубоким разрядам выше 80%;
•своевременное и правильное обслуживание (долив дистиллированной воды, уравнительные, антисульфатационные заряды, чистка батареи и контейнера и т.д.) При этом надо помнить, что для каждого типа АКБ существует свой порядок и вид обслуживания;
•наличие соответствующего зарядного устройства и его правильная настройка, например, на колебания сетевого напряжения.

Все эти факторы необходимо комплексно учитывать и при закупке новых батарей, т.е. при подборе батарей наиболее правильно соответствующих условиям эксплуатации, обслуживания и квалификация персонала.

Рассмотрим подробнее наиболее характерные факторы, обуславливающие преждевременные выходы из строя АКБ.

1. Средняя температура эксплуатации
Выделения тепла в аккумуляторе возникают в связи с разностью принимаемой при заряде и отдаваемой при разряде энергией. Так в среднем заряде, повышает температуру аккумуляторной батареи на 12-15°С. Если рассмотреть график изменения температуры электролита тяговой батареи в течении недели при односменном режиме работы и температуре воздуха 20°С. то мы увидим, что средняя температура электролита аккумуляторной батареи после заряда, отстоя, рабочей смены не успевает
вернуться к исходному значению и происходит нарастание температуры в течении недели таким образом, что к концу недели после заряда температура электролита превышает 50°С.
Превышение средней температуры 40°С электролита, существенно снижает срок службы (особенно гелиевых батарей), температура 55°С для классических батарей (45°С для гелиевых) является максимально допустимой во избежание повреждений батарей.
На практике очень часто встречаются случаи преждевременного выхода из строя тяговых батарей именно по причине повышенной средней температуры, причём особенно для необслуживаемых гелиевых батарей, где невозможно компенсировать потери воды в электролите.

2. Многократный ток разряда
В соответствии с DIN 43 539 при испытаниях поддерживается разрядный ток – 1,25 I5. В реальных условиях мы встречаем высокие токи, связанные с максимальными нагрузками, что приводит к большому выделению тепла или наоборот низкие токи, которые ведут к сильному воздействию на активную массу.

3. Условия хранения
Аккумуляторные батареи могут поставляться как в сухозаряженном состоянии, так и залитые и заряженные. Причём в последнем случае обязательно должна быть указана дата заряда (ввод в АКБ в эксплуатацию).
При поставке в сухозаряженном состоянии батареи могут сохранять ёмкость в течении нескольких лет при соблюдении определённых условий, основными из которых являются влажность и перепады температуры, которые приводят к конденсации влаги внутри батареи. Повышение температуры хранения выше 40°С приводит к ускорению процессов старения батареи.
При хранении залитой и заряженной батареи, необходимо ежемесячно производить уравнительные и поддерживающие заряды. Как правило, несоблюдение данных условий приводят к необратимым последствиям в батареи и к её полному выходу из строя. Такие случаи особенно характерны для предприятий, которые закупают батареи впрок и хранят их на складе в упаковочном виде, с последующим вводом в эксплуатацию и часто не соблюдают указанные в инструкциях правило хранения.

4. Обслуживание
Зачастую предприятия экономят на квалифицированном обслуживании, что приводит к незначительным финансовым затратам на закупку нового оборудования. В качестве примера можно привести случаи эксплуатации батареи с низким уровнем электролита в элементах, например при неисправности системы залива дистиллированной воды. Отсутствие воды длительное время, приводят к необратимым изменениям в верхней (сухой) части пластин, вследствие чего батарея теряет ёмкость и преждевременно выходит из строя.

5. Технология заряда
Срок службы батареи весьма существенно зависит от технологии заряда. Необходимо рассматривать совместно батарею и зарядное устройство применительно к существующим условия эксплуатации. Существующие технологии заряда в основном определяются тремя величинами: ток заряда, напряжение заряда и температура. Разработанные технологии заряда отличаются для батарей с жидким и гелиевым электролитом. Некоторые типы многофункциональных зарядных устройств требуют перенастройки под конкретный тип аккумулятора квалифицированным персоналом, в противном случае батарея может преждевременно выйти из строя.
Основными и наиболее часто встречающимся процессами, которые могут возникать в процессе эксплуатации свинцово-кислотных тяговых аккумуляторных батарей являются: сульфатация, перезаряд тяговой батареи, заводнение, переплюсовка, металлизация сепараторов.

6. Перезаряд тяговой батареи
К признакам перезаряда батареи относятся: повышенный расход воды в электролите, чрезмерное повышение температуры электролита во время заряда, сильное газовыделение (кипение), а так же рост положительных полюсов. В этом случае наблюдается: разрушение активной массы на положительной пластине, интенсивная коррозия пластин, а так же снижение электропроводности на границе между рабочей поверхностью пластины и её основой. Всё это ведёт к прогрессирующей потери ёмкости батареи, снижение срока её службы и быстрому выходу батареи из строя. Происходит перезаряд в основном из-за неправильной настройки или неисправности зарядного устройства, а так же вследствие её неправильного выбора.

Признаки.
•повышенный расход воды;
•ненормальное повышение температуры;
•сильное газовыделение (кипение);
•рост положительных полюсов.
Причины:
• неправильная настройка зарядного устройства;
• зарядное устройство не отключается.
Воздействие на батарею:
•коррозия пластин;
•осыпание активной массы положительной пластины;
•затвердевание активной массы отрицательной пластины;
•высвобождение ионов сурьмы;
• плохая электропроводность между активной массой и основой.
Последствия:
•прогрессирующая потеря ёмкости;
•уменьшения срока службы АКБ;
•быстрый выход батареи из строя.
Для устранения последствий перезаряда, лучше всего обратится в сервисную службу производителя или компанию, у которой Вы приобрели АКБ.

7. Сульфатация
По мнению специалистов сервисных служб производителей и официальных продавцов АКБ, сульфатация является одной из главных причин сокращения срока службы АКБ и выхода её из строя.
Сульфатация батареи происходит в результате её хранение в разряженном состоянии, а так же из-за неполного и чрезмерного заряда, чересчур высокой плотности электролита, или не достаточное его количества. Основным признакам сульфатации является быстрый рост напряжения на электродах батареи при низкой плотности электролита, а так же перегрев элементов батареи “во время заряда”.
В этом случае «активная масса становится рыхлой и быстро осыпается”, при этом рабочая поверхность пластин электродов уменьшается. В результате батарея быстро теряет ёмкость, и её пластинам наносятся необратимые повреждения.

Признаки:
• быстрое повышение напряжения, при этом плотность электролита остаётся низкой;
• усиленный разогрев элементов при заряде.
Причины:
•недостаточный заряд;
•глубокие разряды;
•хранение без подзаряда;
•высокая плотность электролита;
•недостаток электролита.
Воздействия на батарею:
•потеря плотного соединения активной массы с решеткой;
•рыхлая, осыпающаяся активная масса;
•активная масса на отрицательной пластине рассыпчатая, осыпающаяся.
Последствия:
• прогрессирующая потеря ёмкости, которая не может быть устранена, если процесс слишком затянулся;
• повреждения пластин и батареи.
Способы устранения сульфатации, в том случае, если она существует не продолжительное время.
Способы устранения:
•многократный выравнивающий заряд током менее 5А/100Ач в течении нескольких часов с паузами для отдыха батареи;
•при прогрессирующей форме сульфатации, должен применятся заряд током возможно малого значения до тех пор, пока плотность электролита не начнёт повышаться. Температура электролита не должна превышать 55°С;
•заряд постоянным напряжением до установления тока нормального значения. По окончании необходимо откорректировать плотность электролита;
•при очень сильной сульфатациис высокой плотностью, удалить электролит и залить дистиллированную воду и заряжать малым током не более 5А / 100Ач
После десульфатационного заряда необходимо выровнять плотность электролита, а затем желательно провести глубокий разряд малым (12h) током с последующим качественным зарядом.
Особо следует отметить, что доливать кислоту в элементы для повышения плотности электролита категорически недопустимо. Это, не даст ни какого положительного эффекта, а только усугубит ситуацию. Плотность электролита следует увеличивать только путём использования методов, стимулирующих разложение образовавшегося на пластинах электродов сульфата свинца на исходные составляющие: электрохимически активную массу, состоящую из свинца и оксида свинца, водный раствор серной кислоты.

8. Заводнение
Если в электролите плавают белые хлопья, а батарея не заряжается, т.е. зарядный ток равен нулю, - это признак заводнения АКБ. Возникает вследствии того, что разряженный элемент слишком долго остаётся в электролите низкой плотности, в результате чего на положительной пластине образуется слой гидрата свинца (являющегося диэлектриком), и она выходит из строя.
К сожалению, этот процесс необратим, и такой элемент батареи восстановить уже не удастся.
Следует отметить, что заводнение АКБ случается крайне редко.

Признаки:
• белые хлопья в электролите.
Причины:
• разряженный элемент слишком долго оставался с электролитом с низкой плотностью.
Воздействия на батарею:
• гидрат свинца выступает на положительной пластине (гидрата свинца - диэлектрик).
Последствия:
• процесс необратим;
• элемент повреждён.

Признаки:
• значение напряжения при разряде противоположно.
Причины:
• элемент смонтирован в батарею наоборот;
• элемент отдаёт слабую мощность при разряде, является получателем энергии.
Воздействие на батарею:
• превращение отрицательной активной массы в положительную и наоборот;
• образование диоксида свинца.
Последствия:
• отсутствие ёмкости;
• сокращение срока службы при использовании в циклическом режиме
Способы устранения:
• не может быть устранена после примерно 10 циклов.

10. Металлизация сепараторов
Металлизация сепараторов вызывается соединением высвободившегося свинца в порах сепаратора и сопровождается интенсивным саморазрядом батареи. Это происходит в результате эксплуатации батареи при высокой температуре либо при слишком большой плотности электролита и приводит к опасности короткого замыкания внутри элементов батареи, а также – к резкому сокращению возможных сроков хранения.

Признаки:
• сильный саморазряд.
Причины:
• эксплуатация при высоких температурах или при высокой плотности электролита.
Воздействие на батарею:
• высвободившийся свинец осаждается в порах сепаратора, вследствие чего ток саморазряда увеличивается.
Последствия:
• очень короткие сроки складирования;
• опасность короткого замыкания.

11. Промежуточный заряд
Этот вопрос актуален для многих пользователей. С одной стороны, промежуточный заряд продлевает время рабочей смены батареи, а с другой в процессе подзаряда температура батареи повышается. Это приводит к сокращению срока службы батареи. Так же может появиться так называемый “эффект памяти”.
При принятии решения об осуществлении промежуточного заряда батареи рекомендуется руководствоваться следующим принципом: если мощности (ёмкости) батареи хватает, что бы отработать полную смену без подзаряда, то производить его не следует. Когда мощности недостаточно, подзаряжать батарею следует только в том случае, если она разряжена не менее чем на 20%.

12. Глубокий разряд
Глубокий разряд – это более чем на 80% от номинальной ёмкости батареи. Глубокие постоянные разряды приводят к разрушению активной массы пластин и соответственно снижению ёмкости, к механическому повреждению пластин, и иногда даже к изменению полярности элементов.

13. Зарядные устройства
Сейчас продаётся очень много различных зарядных устройств для тяговых батарей, от самых простых и дешевых до дорогих с большим количеством функций и компьютерным управлением.
Иногда спрашивают зарядные устройства, которые могут заряжать несколько батарей. Если речь идёт об одновременном заряде батарей, то лучше использовать два отдельных зарядных устройства, так как силовые части всё равно будет две, а сэкономить можно будет только на корпусе. Если же говорить о заряде разных типов батарей, то такие устройства существуют, но, несмотря на кажущееся удобство, обладают двумя существенными недостатками: во-первых, могут возникать ошибки при распознании батареи (глубоко разряженная 48-вольтовая батарея может определиться как 36-вольтовая), а во-вторых, их использование не экономично. Менее мощная батарея использует более дорогое зарядное устройство, которое использует лишь часть своей мощности. Особенно ощутима эта экономическая разница при большем парке батарей.

14. Работа при низких температурах
Если температура батареи существенно ниже номинальной, то следует использовать зарядное устройство с датчиком температуры, иначе может происходить не дозаряд.
После передачи батареи на заряд из холодной зоны необходимо выдерживать батарею в тёплом месте, чтобы температура электролита перед зарядом была не менее 10°С.

15. Поддержание батареи в чистоте – важное условие безупречной работы
Дело в том, что пыль и электролит на поверхности корпуса батареи образуют токопроводящий слой, по которому протекают так называемые блуждающие токи.
Вследствии этого может наблюдаться повышенный саморазряд батареи или неоднородный саморазряд различных элементов.

16. Ограничение при чистки батарей
•категорически нельзя использовать моющие средства;
•температура воды не должна превышать 60°С;
•рабочее давление – не более 50 бар;
•не задерживать струю на одной точке долее 3-х секунд;
•жидкость, попавшая внутрь короба, должна быть откачена.

В заключении рекомендации экспертов и специалистов компании:
Категорически недопустимо оставлять батарею в разряженном состоянии даже на ночь, не говоря уже о выходных днях! Правильный подбор и квалифицированная эксплуатация АКБ и зарядных устройств, является самым главным требованием! Только в этом случае, возможно, добиться наибольшей экономической эффективности применения АКБ и экономии Ваших средств!

оригинал статьи:http://www.multikar.ru/benefits/spares/akb/297-akbuseful

Просмотров: 474 24.04.2012

Аккумуляторные батареи электропогрузчиков - причины преждевременного старения - Эксплуатация электропогрузчиков - Статьи, публикации

Статьи, публикации Аккумуляторные батареи электропогрузчиков - причины преждевременного старения Условия хранения аккумуляторов

Аккумуляторные батареи могут поставляться как в сухозаряженном состоянии, так и залитые и заряженные. Причём в последнем случае обязательно должна быть указана дата заряда (ввод в АКБ в эксплуатацию).

  • При поставке в сухозаряженном состоянии батареи могут сохранять ёмкость в течении нескольких лет при соблюдении определённых условий, основными из которых являются влажность и перепады температуры, которые приводят к конденсации влаги внутри батареи. Повышение температуры хранения выше 40°С приводит к ускорению процессов старения батареи.
  • При хранении залитой и заряженной батареи, необходимо ежемесячно производить уравнительные и поддерживающие заряды. Как правило, несоблюдение данных условий приводят к необратимым последствиям в батареи и к её полному выходу из строя. Такие случаи особенно характерны для предприятий, которые закупают батареи впрок и хранят их на складе в упаковочном виде, с последующим вводом в эксплуатацию и часто не соблюдают указанные в инструкциях правило хранения.
Условия эксплуатации аккумуляторных батарей электропогрузчиков
Средняя температура эксплуатации

Выделения тепла в аккумуляторе возникает в связи с разностью принимаемой при заряде и отдаваемой при разряде энергией. Так в среднем, заряд повышает температуру аккумуляторной батареи на 12-15°С. В течении недели при односменном режиме работы и температуре воздуха 20°С. средняя температура электролита аккумуляторной батареи после заряда, отстоя, рабочей смены не успевает вернуться к исходному значению и происходит нарастание температуры таким образом, что к концу недели после заряда температура электролита превышает 50°С.

Превышение средней температуры 40°С электролита, существенно снижает срок службы (особенно гелиевых батарей), температура 55°С для классических батарей (45°С для гелиевых) является максимально допустимой во избежание повреждений батарей.

На практике очень часто встречаются случаи преждевременного выхода из строя тяговых батарей именно по причине повышенной средней температуры, причём особенно для необслуживаемых гелиевых батарей, где невозможно компенсировать потери воды в электролите.

Работа при низких температурах

Если температура батареи существенно ниже номинальной, то следует использовать зарядное устройство с датчиком температуры, иначе может происходить не дозаряд.

После передачи батареи на заряд из холодной зоны необходимо выдерживать батарею в тёплом месте, чтобы температура электролита перед зарядом была не менее 10°С.

Ток разряда

В соответствии с DIN 43 539 при испытаниях поддерживается разрядный ток – 1,25 I5. В реальных условиях мы встречаем высокие токи, связанные с максимальными нагрузками, что приводит к большому выделению тепла или наоборот низкие токи, которые ведут к сильному воздействию на активную массу.

Условия обслуживания АКБ

Зачастую предприятия экономят на квалифицированном обслуживании, что приводит к значительным финансовым затратам на закупку нового оборудования. В качестве примера можно привести случаи эксплуатации батареи с низким уровнем электролита в элементах, например при неисправности системы залива дистиллированной воды. Отсутствие воды длительное время, приводят к необратимым изменениям в верхней (сухой) части пластин, вследствие чего батарея теряет ёмкость и преждевременно выходит из строя.

Технология заряда аккумуляторов

Срок службы батареи весьма существенно зависит от технологии заряда. Необходимо рассматривать совместно батарею и зарядное устройство применительно к существующим условия эксплуатации. Существующие технологии заряда в основном определяются тремя величинами: ток заряда, напряжение заряда и температура. Разработанные технологии заряда отличаются для батарей с жидким и гелиевым электролитом. Некоторые типы многофункциональных зарядных устройств требуют перенастройки под конкретный тип аккумулятора квалифицированным персоналом, в противном случае батарея может преждевременно выйти из строя.
Основными и наиболее часто встречающимся процессами, которые могут возникать в процессе эксплуатации свинцово-кислотных тяговых аккумуляторных батарей являются: сульфатация, перезаряд тяговой батареи, заводнение, переплюсовка, металлизация сепараторов.

Сульфатация

По мнению специалистов сервисных служб производителей и официальных продавцов АКБ, сульфатация является одной из главных причин сокращения срока службы АКБ и выхода её из строя. Сульфатация батареи происходит в результате её хранение в разряженном состоянии, а так же из-за неполного и чрезмерного заряда, чересчур высокой плотности электролита, или не достаточное его количества. Основным признакам сульфатации является быстрый рост напряжения на электродах батареи при низкой плотности электролита, а так же перегрев элементов батареи “во время заряда”.
В этом случае «активная масса становится рыхлой и быстро осыпается”, при этом рабочая поверхность пластин электродов уменьшается. В результате батарея быстро теряет ёмкость, и её пластинам наносятся необратимые повреждения.

Признаки сульфатации:
  • быстрое повышение напряжения, при этом плотность электролита остаётся низкой;
  • усиленный разогрев элементов при заряде
Причины возникновения:
  • недостаточный заряд;
  • глубокие разряды;
  • хранение без подзаряда;
  • высокая плотность электролита;
  • недостаток электролита
Воздействие на аккумулятор:
  • потеря плотного соединения активной массы с решеткой;
  • рыхлая, осыпающаяся активная масса;
  • активная масса на отрицательной пластине рассыпчатая, осыпающаяся
Последствия:
  • прогрессирующая потеря ёмкости, которая не может быть устранена, если процесс слишком затянулся;
  • повреждения пластин и батареи
Способы устранения сульфатации, том случае, если она существует не продолжительное время:
  • многократный выравнивающий заряд током менее 5А/100Ач в течении нескольких часов с паузами для отдыха батареи;
  • при прогрессирующей форме сульфатации, должен применятся заряд током возможно малого значения до тех пор, пока плотность электролита не начнёт повышаться. Температура электролита не должна превышать 55°С;
  • заряд постоянным напряжением до установления тока нормального значения. По окончании необходимо откорректировать плотность электролита;
  • при очень сильной сульфатации плотностью удалить электролит и залить дистиллированную воду и заряжать малым током не более 5А /100Ач. После десульфатационного заряда необходимо выровнять плотность электролита, а затем желательно провести глубокий разряд малым током с последующим качественным зарядом. Особо следует отметить, что доливать кислоту в элементы для повышения плотности электролита категорически недопустимо. Это, не даст ни какого положительного эффекта, а только усугубит ситуацию. Плотность электролита следует увеличивать только путём использования методов, стимулирующих разложение образовавшегося на пластинах электродов сульфата свинца на исходные составляющие: электрохимически активную массу, состоящую из свинца и оксида свинца, водный раствор серной кислоты.
Перезаряд тяговой батареи

К признакам перезаряда батареи относятся: повышенный расход воды в электролите, чрезмерное повышение температуры электролита во время заряда, сильное газовыделение (кипение), а так же рост положительных полюсов. В этом случае наблюдается: разрушение активной массы на положительной пластине, интенсивная коррозия пластин, а так же снижение электропроводности на границе между рабочей поверхностью пластины и её основой. Всё это ведёт к прогрессирующей потери ёмкости батареи, снижение срока её службы и быстрому выходу батареи из строя. Происходит перезаряд в основном из-за неправильной настройки или неисправности зарядного устройства, а так же вследствие её неправильного выбора.

Заводнение

Если в электролите плавают белые хлопья, а батарея не заряжается, т.е. зарядный ток равен нулю, – это признак заводнения АКБ. Возникает вследствии того, что разряженный элемент слишком долго остаётся в электролите низкой плотности, в результате чего на положительной пластине образуется слой гидрата свинца (являющегося диэлектриком), и она выходит из строя.
К сожалению, этот процесс необратим, и такой элемент батареи восстановить уже не удастся.
Следует отметить, что заводнение АКБ случается крайне редко.

Признак заводнения: белые хлопья в электролите.

Причина возникновения: разряженный элемент слишком долго оставался с электролитом с низкой плотностью.

Воздействие на батарею: гидрат свинца выступает на положительной пластине (гидрата свинца – диэлектрик).

Последствия: процесс необратим, элемент поврежден

Переплюсовка

Признак переплюсовки: значение напряжения при разряде противоположно.

Причина возникновения: элемент смонтирован в батарею наоборот или элемент отдаёт слабую мощность при разряде, является получателем энергии.

Воздействие на батарею: превращение отрицательной активной массы в положительную и наоборот и образование диоксида свинца.

Последствия: отсутствие ёмкости, сокращение срока службы при использовании в циклическом режиме

Металлизация сепараторов

Металлизация сепараторов вызывается соединением высвободившегося свинца в порах сепаратора и сопровождается интенсивным саморазрядом батареи. Это происходит в результате эксплуатации батареи при высокой температуре либо при слишком большой плотности электролита и приводит к опасности короткого замыкания внутри элементов батареи, а также – к резкому сокращению возможных сроков хранения.

Признак заводнения: сильный саморазряд.

Причина возникновения: эксплуатация при высоких температурах или при высокой плотности электролита.

Воздействие на батарею: высвободившийся свинец осаждается в порах сепаратора, вследствие чего ток саморазряда увеличивается.

Последствия: очень короткие сроки складирования, опасность короткого замыкания.

Промежуточный заряд

Этот вопрос актуален для многих пользователей. С одной стороны, промежуточный заряд продлевает время рабочей смены батареи, а с другой в процессе подзаряда температура батареи повышается. Это приводит к сокращению срока службы батареи. Так же может появится так называемый “эффект памяти”.

При принятии решения об осуществлении промежуточного заряда батареи рекомендуется руководствоваться следующим принципом: если мощности (ёмкости) батареи хватает, что бы отработать полную смену без подзаряда, то производить его не следует. Когда мощности недостаточно, подзаряжать батарею следует только в том случае, если она разряжена не менее чем на 20%.

Глубокий разряд

Глубокий разряд – это более чем на 80% от номинальной ёмкости батареи. Глубокие постоянные разряды приводят к разрушению активной массы пластин и соответственно снижению ёмкости, к механическому повреждению пластин, и иногда даже к изменению полярности элементов.

Своевременная очистка

Дело в том, что пыль и электролит на поверхности корпуса батареи образуют токопроводящий слой, по которому протекают так называемые блуждающие токи.
Вследствии этого может наблюдаться повышенный саморазряд батареи или неоднородный саморазряд различных элементов.

Правила очистки аккумуляторов:
  • категорически нельзя использовать моющие средства;
  • температура воды не должна превышать 60°С;
  • рабочее давление – не более 50 бар;
  • не задерживать струю на одной точке долее 3-х секунд;
  • жидкость, попавшая внутрь короба, должна быть откачена.
Зарядные устройства

Сейчас продаётся очень много различных зарядных устройств для тяговых батарей, от самых простых и дешевых до дорогих с большим количеством функций и компьютерным управлением. Иногда спрашивают зарядные устройства, которые могут заряжать несколько батарей. Если речь идёт об одновременном заряде батарей, то лучше использовать два отдельных зарядных устройства, так как силовые части всё равно будет две, а сэкономить можно будет только на корпусе. Если же говорить о заряде разных типов батарей, то такие устройства существуют, но, несмотря на кажущееся удобство, обладают двумя существенными недостатками: во-первых, могут возникать ошибки при распознании батареи (глубоко разряженная 48-вольтовая батарея может определиться как 36-вольтовая), а во-вторых, их использование не экономично. Менее мощная батарея использует более дорогое зарядное устройство, которое использует лишь часть своей мощности. Особенно ощутима эта экономическая разница при большем парке батарей.

Рекомендации специалистов
  • Категорически не допустимо оставлять батарею в разряженном состоянии даже на ночь, не говоря уже о выходных днях
  • Правильный подбор и квалифицированная эксплуатация АКБ и зарядных устройств, является самым главным требованием

Тяговый аккумулятор

Эксплуатация и обслуживание тяговых батарей

После покупки тяговой батареи (см. каталог тяговых батарей ) очень важно правильно ее эксплуатировать. Уход за тяговой батарей прост. Необходимо в соответствии с инструкцией в определенные сроки производить ряд операций, которые помогут увеличить срок службы тягового аккумулятора и предотвратить его преждевременную разрядку.

Установка тяговой батареи

Удостоверьтесь, что на корпусе нет механических повреждений. Устанавливая тяговую батарею на погрузчик, штабелер или уборочную технику, убедитесь, что отсек для установки батареи очищен и высушен. Для беспрепятственного выхода газов, образующихся при эксплуатации тяговых батарей, нужно следить, чтобы вентиляционные отверстия отсека не были закрыты или засорены. Расположение аккумуляторов должно быть последовательное. Устанавливая аккумуляторы в отсек, необходимо строго соблюдать их расположение, чтобы обеспечить правильный порядок их соединения перемычками. После установки всех перемычек и подсоединения проводов от машины соединения следует покрыть смазкой для защиты от коррозии.

Эксплуатация тяговых батарей

Если не соблюдать условия эксплуатации тяговых батарей, срок их службы значительно сокращается. У заранее подготовленных и заряженных тяговых батарей разрядка в нормальном режиме происходит при следующих условиях: максимально допустимая температура электролита 50С, крайнее разрядное напряжение аккумулятора до 1,7 В, плотность электролита в разряженном состоянии 1,13- 1,12 г/см3. Частые и глубокие разрядки ведут за собой глубокую сульфацию аккумуляторных пластин, а это самая большая проблема при зарядке батарей. Нельзя оставлять тяговую батарею свыше 12 часов в разряженном состоянии. Если возможно, в начале эксплуатации новой батареи (первые 10 цикла "заряд - разряд") разряд не должен быть более 80% от номинальной ёмкости. Если соблюдается это условие и во время регулярной эксплуатации, оно со своей стороны обеспечит лёгкое заряжение батареи и долгую жизнь. Если появляются признаки ранней зарядки, это свидетельствует о плохом техническом состоянии батареи, и ей необходимо квалифицированное обслуживание. Периодически тяговые батареи подвергают выравнивающему заряду. При его помощи, компенсируются все пропуски, допущенные во время зарядки аккумуляторной батареи в периоде эксплуатации. Если аккумуляторную батарею не эксплуатируют регулярно, с его помощью компенсируются утраты от саморазряда, которые неизбежны. В двухсекционных батареях с четырьмя полюсными выводами уровень заряда может быть разным, поэтому следует проверить все аккумуляторы в батарее.

Обслуживание тяговых батарей

Техническое обслуживание тяговых батарей должно осуществляться техническим специалистом. Необходимо выполнять периодические действия по обслуживанию - зарядка, выравнивающий заряд, чистка, поддержка уровня электролита и т.д.

  • Аккумуляторная батарея для погрузчиков и штабелёров должна быть чистой и сухой, её поверхность очищается и обязательно подсушивается.
  • Не допускается наличие жидкости в металлическом сундуке. Для этой цели периодически осуществляется проверка, и жидкость выкачивается с помощью пластмассовой трубки, находящейся в батарее.
  • Батарею для погрузчиков и штабелеров надо заряжать подходящим токовыпрямителем. Во время зарядки вентиляционные крышки должны быть открытыми, а во время работы тяговой батареи - закрытыми.
  • Необходимо ежедневно контролировать уровень электролита в аккумуляторах, чтобы не допустить вскипания и доливать воду примерно 1 раз в неделю. В аккумуляторы запрещается доливать электролит!
  • Полюсные выводы аккумуляторов для погрузчиков и штабелеров должны быть чистыми и сухими. После чистки, открытые металлические части полюсных выводов надо смазать техническим вазелином.
  • Грязь и пыль, которые скапливаются на поверхности элементов аккумуляторной батареи во время работы, необходимо удалять.
  • Чтобы избежать повреждений и несчастных случаев, не следует оставлять металлические предметы на аккумуляторную батарею.
До истечения гарантийного срока, ответственность за неисправность тяговой батареи несет производитель. Как заряжать тяговые батареи?

При установке зарядного устройства вблизи погрузчика, можно зарядить аккумуляторную батарею не снимая с погрузчика. Рассмотрим последовательно действия при зарядке аккумуляторной батареи.

  1. Отключить батарею от погрузчика (электрокара).
  2. Почистить тяговую батарею от грязи и подсушить её. Открыть колпачки всех аккумуляторов.
  3. Проверить состояние "контролируемых" аккумуляторов и записать данные в журнал батареи. Для контроля выбирают 4-5 аккумулятора, которые периодически меняют. При нумерации аккумуляторов необходимо соблюдать следующее правило: N 1 - это аккумулятор с "+" Далее необходимо проверить уровень электролита каждого аккумулятора и если он выводом батареи, следующий последовательно связанный - N 2 и т.д. Последний аккумулятор должен быть с "-" выводом.
  4. Далее необходимо проверить уровень электролита каждого аккумулятора и если он низкий, долить "чистой воды" до уровня 10-15 мм над предохранительной решёткой.
  5. Почистить и подсушить батарею.
  6. Связать аккумуляторную батарею с зарядным устройством, соблюдая требование: положительный вывод батареи - с положительным выводом токовыпрямителя. Отрицательный вывод батареи - с отрицательным выводом токовыпрямителя.

Аккумуляторная батарея должна заряжаться до появления газоотделения во всех аккумуляторах и напряжения 2,4 V на каждый аккумулятор. Во время зарядки вентиляционные крышки должны быть открытыми.

Тяговую батарею можно считать нормально заряженной, если в процессе зарядки восстановились 120% от ёмкости. Перезарядка тяговой батареи приводят к ее разрушению.

Срок службы тяговых батарей

Срок службы тяговых аккумуляторных батарей зависит от нескольких факторов: методов зарядов, глубины разрядов, температуры, обслуживания аккумуляторов и обращения с ними. При правильной эксплуатации срок службы тяговой аккумуляторной батареи может составлять от 4 до 5 лет. Это примерно 1500 циклов заряда-разряда.

Если емкость батареи ниже 80% от первоначального значения, то такая батарея считается вышедшей из строя.

Хранение тяговых батарей

На срок службы влияет условия и срок хранения аккумуляторной батареи перед эксплуатацией

Сухозаряженная и без электролита (не залитая) тяговая аккумуляторная батарея должна храниться в заводской упаковке, сухом проветриваемом помещении при температуре от 0?С до +35?С в защищённом от прямых солнечных лучей месте. Перед установкой тяговых батарей на хранение следует плотно закрывать пробками отверстия элементов. Хранить сухозаряженную батарею желательно не более 12 месяцев с момента изготовления. По истечении этого срока, тяговые батареи пригодны для работы, но время их первоначальной зарядки увеличивается.

Залитые заряженные тяговые аккумуляторные батареи рекомендуется хранить при температуре воздуха от 0?С до +20 ?С не более 9 месяцев. Чем выше температура электролита, тем интенсивнее саморазряжаются аккумуляторные батареи в процессе хранения. При хранении залитые батареи требуют ежемесячных подзарядов и постоянного ежемесячного контроля плотности электролита, что увеличивает трудоемкость обслуживания при хранении. Несоблюдение этого условия может привести к сульфации нового аккумулятора и выходу его из строя.