Руководства, Инструкции, Бланки

Товарный Чек На Мойку Автомобиля Образец img-1

Товарный Чек На Мойку Автомобиля Образец

Рейтинг: 4.9/5.0 (1683 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Принятие к учету товарного чека от ИП на мойку автомобиля

Директор в командировку ездил на служебном ТС. По возвращению из командировки предоставил товарный чек на услуги автомойки данного ТС, Товарный чек не имеет нумерацию изготовленную типографским способом, но есть круглая печать ИП. Имеем ли мы право принять данный товарный чек к учету в командировочныйх расходах? Будет ли учтены вообще данные расходы по данному товарному чеку? Скачайте формы по теме

Расходы на мойку автомобиля, подтвержденные товарным чеком, не могут быть приняты к учёту, так как подтверждением выполненных работ должен быть акт, а оплата подтверждается кассовым чеком, квитанцией или бланком строгой отчетности.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

Рекомендация:Как оформить приобретение товаров (работ, услуг) через подотчетное лицо

Отчет по подотчетным суммам

На лицевой стороне отчета сотрудник указывает свою фамилию и инициалы, профессию (должность), назначение аванса и т. д. На оборотной стороне он должен отразить все расходы, произведенные им. Полученные оправдательные документы сотрудник прикладывает к авансовому отчету и нумерует в порядке их записи в отчете.

Проверка авансового отчета

При поступлении авансового отчета заполните в нем расписку (отрывная часть отчета) о том, что отчет принят к проверке, и передайте ее сотруднику.

Проверьте авансовый отчет, оформленный сотрудником. Для этого убедитесь, что соблюдены два условия.

Во-первых, проконтролируйте целевое расходование денег. Для этого обратитесь к документу, который послужил основанием для выдачи подотчетных сумм (расходный кассовый ордер, приказ, заявление и т. д.), и посмотрите, на какие цели сотрудник получил деньги от организации. Затем сравните цель с результатом согласно документам, которые сотрудник приложил к своему отчету. Если они совпадают, значит, сотрудник использовал деньги по целевому назначению.

Во-вторых, убедитесь в наличии оправдательных документов, которые подтверждают расходы, а также проверьте правильность их оформления и подсчет сумм.

Если сотрудник расплатился наличными, подтверждением расходов могут быть кассовый чек, квитанция к приходному кассовому ордеру или бланк строгой отчетности.* А при расчетах по банковской карте – оригиналы слипов, квитанции электронных банкоматов и терминалов. Суммы, израсходованные сотрудником согласно отчету, должны соответствовать суммам, указанным в платежных документах.

Документальное подтверждение покупок

Помимо платежных документов к авансовому отчету сотрудник должен приложить документы, подтверждающие покупку. Например, это могут быть товарные чеки, накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг) и т. д.*

Ситуация:можно ли принять авансовый отчет сотрудника по приобретению материалов, если к нему приложен только кассовый чек (без товарного чека)

Но для этого нужно самостоятельно оформить дополнительный документ, подтверждающий поступление ценностей (см. например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 февраля 2004 г. № Ф04/953-206/А45-2004 ).

Необходимость составления такого документа объясняется тем, что кассовый чек подтверждает только сумму, которую израсходовал сотрудник. На его основании нельзя принять приобретенные через сотрудника ценности к учету. Кассовый чек не содержит такого обязательного реквизита первичного документа, как подписи ответственных лиц (ч. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. п. 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н ).

заместитель директора департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.

Другие статьи

Как организации учитывать расходы, которые связаны с использованием автомобиля - Бухгалтерия Онлайн

Как организации учитывать расходы, которые связаны с использованием автомобиля Вводная информация

Первым делом, надо отметить, что законодатели, создавая Налоговый кодекс, особую фантазию в части «автомобильных трат» не проявили, поместив все возможные расходы, которые могут возникать у организаций-автомобилистов, в одну норму. А именно — в подпункт 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ. В нем сказано, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта. И все. Никаких конкретных указаний на то, что именно можно включить в такие расходы, мы в НК РФ не найдем. Поэтому порядок учета расходов, возникающих у организации в процессе владения автомобилем — на стоянку, мойку, оплату услуг временной парковки и т.п. вызывает трудности и даже иногда споры с налоговыми органами. Давайте попробуем разобраться, какие сопутствующие расходы можно учитывать и как доказать обоснованность их списания.

Расходы на стоянку

По своей сути расходы, связанные с оплатой стоянки автомобиля, можно разделить на две большие группы. В первую войдут затраты, связанные с хранением автомобиля в то время, когда он не используется организацией (ночью, в выходные и т.п.). А во вторую — оплата временных парковок во время разъездов.

Теоретически никаких проблем с включением этих затрат в расходы при налогообложении прибыли возникать не должно. Ведь, как мы уже упоминали, подпункт 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ сформулирован настолько широко, что под него можно подвести любые затраты, возникающие у организации в связи с владением автотранспортом. Да и связь расходов на хранение автомобиля и на разовые парковки с содержанием автотранспорта оспорить сложно.

Однако на практике с этим возникают проблемы. И вот почему. Любой расход можно включить в налоговую базу по налогу на прибыль только в том случае, если он экономически обоснован и документально подтвержден (ст. 252 НК РФ). Именно с документальным подтверждением в большинстве случаев и возникают проблемы.

Очень часто услуги по хранению и по парковке наличными деньгами оплачивает водитель. С точки зрения бухгалтера получается, что оплата произведена через подотчетное лицо. А значит, это лицо должно будет составить авансовый отчет (не позднее трех рабочих дней) и приложить к нему оправдательные документы (п. 11 Порядка ведения кассовых операций, утв. Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 № 40 (Письмо ЦБ РФ от 04.10.93 № 18)). И если составить отчет — не проблема, то с оправдательными документами все как раз наоборот.

Дело в том, что по закону в рассматриваемом случае таким документом должен быть кассовый чек — ведь произошел наличный расчет за услугу. Однако на практике автостоянки чеки не выдают, поскольку для этого нужно регистрировать кассовый аппарат, платить за его обслуживание и т.п.

Возникает логичный вопрос — можно ли чем-то заменить чек в рассматриваемой ситуации? Изучение закона о ККТ* позволяет дать на этот вопрос положительный ответ. Так, при оказании услуг населению (а в данном случае водитель корпоративной машины выступает для автостоянки именно как население) вместо чека ККТ можно выдать бланк строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона о ККТ). Такой бланк официально называется «Квитанция за парковку автомобилей». Он утвержден письмом Минфина России от 24.02.94 № 16-38 и продолжает применяться до сих пор (см. письмо Минфина России от 27.04.06 № 03-03-04/1/404 и п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.08 № 359).

Есть и еще один вариант, когда можно обойтись без кассового чека. Речь идет о праве «вмененщиков» заменять кассовые чеки документом, подтверждающим прием денежных средств за оказанную услугу (п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ). Такой документ вполне может подтверждать расходы организации на оплату услуг стоянки, с чем, кстати, не спорит и Минфин (см. письмо от 19.01.10 № 03-03-06/4/2 ).

Но самым, пожалуй, безопасным способом в случае с длительным (ночным, на выходных и т.п.) хранением автомобиля будет заключение официального договора со стоянкой, либо аренда (опять же официальная) гаража или парко-места. В таком случае у организации на руках будет официальный договор, а оплата будет происходить в безналичной форме. При таких условиях никаких проблем с учетом расходов возникнуть не должно.

В случае же с разовыми парковками, если не удается получить правильного документа, бухгалтеру предстоит решить: спорить с налоговиками по поводу учета расходов на парковки, или просто не учитывать данные суммы в расходах.

Тем, кто решит поспорить, сообщим, что судебной практике известны случаи, когда налогоплательщик доказывал свое право учитывать расходы на автостоянку на основании квитанций к ПКО (а именно этот документ на практике охотнее всего выдают «парковщики»). Речь идет о постановлении ФАС Московского округа от 03.05.07, 11.05.07 № КА-А40/3474-07. При рассмотрении дела суд принял в качестве документа, подтверждающего расходы на автостоянку, квитанции к приходному кассовому ордеру, в которых указывались фамилия работника, номер автомашины, сумма, а также содержалась печать организации, предоставившей услуги по стоянке. При этом суд отметил: отсутствие чеков ККТ не свидетельствует, что расходов не было вовсе — у организации имеются иные документы, подтверждающие понесенные расходы.

Штраф или оплата услуг стоянки?

Отдельно стоит остановиться на ситуациях, когда машина попадает на стоянку не по воле водителя, а по воле сотрудника ДПС. Или, проще говоря, об оплате так называемых штраф-стоянок, на которые машины помещаются за некоторые нарушения ПДД, в частности, за нарушение правил парковки.

Для ответа на вопрос о том, можно ли включить плату за штраф-стоянку в расходную часть налоговой базы по налогу на прибыль, нужно предварительно ответить на другой вопрос. Чем является перемещение автомобиля на такую стоянку — санкцией за нарушение Правил дорожного движения или услугой (пусть и навязанной) по хранению машины. В первом случае расходы учесть будет нельзя. Этому препятствует пункт 2 статьи 270 НК РФ, где сказано, что расходы в виде штрафов и других санкций при налогообложении не учитываются. Во втором случае учет этих расходов ничем не будет отличаться от оплаты обычной парковки.

Ответ на вопрос о сути штраф-стоянки надо искать в Кодексе об административных правонарушениях. Все виды санкций, которые могут применяться к лицам, допустившим административные правонарушения, исчерпывающим образом перечислены в статье 3.2 КоАП РФ. И такой санкции, как помещение автомобиля на штраф-стоянку или перемещение автомобиля в этой статье не предусмотрено. Из этого следует четкий вывод, что оплата штраф-стоянки санкцией или штрафом не является. Данный вывод подтверждает и статья 27.1 КоАП РФ, которая прямо называет перемещение автомобиля на штраф-стоянку мерой обеспечения производства по делу об административном нарушении.

То есть к санкциям и штрафам плата за перемещение машины на штраф-стоянку и оплата хранения автомобиля на ней отношения не имеет. Это означает, что данные суммы учитываются так же как и обычная парковка — на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Подтверждающим расходы документом будет являться квитанция за парковку или иные документы, которые доказывают оплату времени нахождения автомобиля на штраф-стоянке.

Штрафы за нарушение ПДД

Косвенно вопросы учета сумм штрафов мы затронули, когда рассматривали налоговые последствия помещения автомобиля на штраф-стоянку. На всякий случай напомним: пункт 2 статьи 270 НК РФ не позволяет учесть в расходах при налогообложении прибыли штрафы и прочие санкции, налагаемые госорганами. Штрафы за нарушение Правил дорожного движения как раз подпадают под действие этого пункта, поэтому в расходах не учитываются.

Однако это правило действует лишь в случае, когда речь идет о штрафах, наложенных на юрлицо, которое является владельцем автомобиля. Но в сфере дорожного движения к ответственности чаще привлекается водитель автомобиля, а не его владелец. Соответственно, подобные штрафы водитель платит за счет своих средств. Компенсировать их ему (при желании, конечно) можно различными премиями, матпомощью или надбавками. И если при этом в приказе о выплате данных сумм не указывать, что они предназначены именно для компенсации сумм штрафов, уплаченных водителем, то проблем с учетом подобных сумм в расходах не будет.

Мойка автомобиля

Наконец, несколько слов надо сказать о расходах на мойку автомобиля. Здесь ситуация, в принципе, аналогична той, что мы описали выше в части оплаты парковки и стоянки. Подпункт 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ охватывает и эти затраты. Причем, данный вывод чиновники не оспаривают (см. письмо Минфина от 20.06.06 № 03-03-04/1/530).

Поэтому проблемы могут возникнуть лишь в части документального подтверждения этих расходов. Как и в случае с парковками нужен или кассовый чек, или БСО. При этом к чеку налоговики предъявляют дополнительные требования — в нем должны быть указаны марка и государственный регистрационный номер автомобиля (см. письмо УФНС по г. Москве от 12.04.06 № 20-12/29007). Получается, что к кассовому чеку нужно приложить еще и товарный чек.

Но тут надо отметить, что в отличие от парковок, большинство организаций, оказывающих услуги по мойке автомобилей, имеют кассовый аппарат и не возражают против составления товарного чека. То есть получить данные документы гораздо проще, чем при оплате парковки.

* Федеральный закон от 22.05.03 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Автор: Алексей Крайнев, налоговый юрист портала «Бухгалтерия Онлайн»

Добрый день!
Скажите, а Вы перед тем как писАть свое "категорическое несогласие" саму статью, и - главное - текст вопроса из теста прочитали? Или просто присоединились к дискуссии на форуме?
Просто очень странно звучит Ваше утверждение про то, что для премии нужно постановление ГИБДД.
Тогда как вопрос в тесте звучит вот так: 

Цитата: Организация компенсирует водителю сумму штрафа, который он вынужден был заплатить за превышение скорости, когда отвозил директора в аэропорт. Можно ли учесть эту сумму при налогообложении прибыли?

Т.е. штраф заплатил водитель на основании протокола и постановления, составленного должностным лицом полиции в отношении именно водителя (не юрлица). Но т.к. нарушение было допущено фактически по вине организации - директор кричал: вези быстро, я за все плачу! То организация хочет как-то этот штраф водителю компенсировать.
И собственно вопрос-то об оформлении этой суммы и ее налоговом учете. А вовсе не штрафа, который уже давно в бюджете за счет личных средств водителя.
Так что, согласитесь, вряд ли Вы пойдете в ГИБДД за постановлением на премию

Цитата (Сергей Новиков): мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Доброго времени суток, коллеги!

И всё-таки я категорически не согласен)))

"Можно, если оформить ее как премию, материальную помощь или надбавку" - штраф за нарушение ПДД мы не сами оформляем, этим занимаются ГИБДД. Оформить штраф, как премию, - значит в документах ГИБДД должны указать, что это не штраф, а премия.

Чем бы мы не компенсировали водителю эту неприятность - премией ли, поглаживанием по голове или внеочередным отпуском, - сам штраф мы всё равно в расходы не включим, нам не поможет в этом ни объяснение того, что это не штраф на самом деле, а премия, ни ссылка на мнение автора.


Добрый день!
Когда Вы оставляете комментарии, не забывайте, пожалуйста, о правилах форума. Напомню: мы стремимся создать на нашем форуме доброжелательную атмосферу. Поэтому у нас принято здороваться. Уважительное отношение к форумчанам, экспертам и модераторам - требование правил форума.

Расходы на платную парковку, мойку, штрафстоянку

Учет и отчетность

Расходы на платную парковку, мойку, штрафстоянку

Как учитывать расходы на платную парковку, мойку, оплату автомобиля за пребывание на штрафной стоянке? Ответы на эти и другие вопросы дал «Расчету» Тенгиз Бурсулая, ведущий аудитор ООО «МауэрГрупп».

Для начала разберемся в бухучете трат на парковку. Если стоянку оплачивает водитель самостоятельно, то ему на эти цели выдают под отчет необходимую сумму, в учете бухгалтеру необходимо сделать следующие записи:

Дебет 71 Кредит 50
– выданы средства подотчетному лицу.

Стоимость услуг можно включить в расходы только после того, как водитель сдаст авансовый отчет и его утвердят. Именно в этот момент с сотрудника списывается задолженность и делается запись по дебету счетов затрат:

Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 71
– списана задолженность по подотчетным суммам.

Если же организация заключила с автостоянкой договор возмездного оказания услуг, то, как правило, сначала деньги перечисляются за хранение машины владельцу парковки, что отражается записью:

Дебет 60 или 76 Кредит 51
– перечислены деньги за хранение автомобиля.

Далее, на момент получения акта об оказании услуг, затраты включаются в состав стоимости услуг по содержанию автомобиля на платной стоянке по дебету счетов затрат:

Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 60 или 76
– отражены затраты по содержанию автомобиля на платной стоянке.

Теперь о налоговом учете этих трат. Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся затраты на содержание служебного транспорта, в том числе по оплате автостоянок, поэтому такие издержки можно учесть при расчете прибыли. При этом понесенные расходы обязаны удовлетворять условиям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, а именно: они должны быть экономически оправданы, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (Письмо Минфина от 27 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/404).

На 19,4 процента в августе 2015 года упали в России продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей

Если автомобиль используется в деятельности компании и у нее нет места для его стоянки, то расход экономически обоснован, и его можно учесть при исчислении налога на прибыль организаций (Письмо Минфина от 11 января 2006 г. № 03-03-04/2/1). Таким образом, затраты на платные автостоянки относятся к расходам на содержание служебного транспорта и уменьшают базу по налогу на прибыль. При методе начисления они признаются на дату: утверждения авансового отчета, если стоянка оплачена сотрудником или получения акта об оказании услуг в случае заключения договора с парковкой.

Документальное оформление

Теперь разберемся, какие бумаги нужно оформить, если фирма арендует место для стоянки служебного автомобиля. Как известно, в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться «первичными» оправдательными документами. Их формы определяет руководитель компании по представлению должностного лица, на которое возложено ведение учета. Напомню, что вся «первичка» должна содержать следующие обязательные реквизиты: название; дату составления; наименование экономического субъекта, составившего бумагу; содержание факта хозяйственной жизни, величину его натурального или денежного измерения с указанием единиц измерения; название должности лица, совершившего сделку, операцию и ответственного за ее оформление, либо должности ответственных за оформление свершившегося события; подписи с указанием фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации сотрудников.

Для того, чтобы у ревизоров не возникло претензий и вопросов по подтверждению расходов, в документе на оплату стоянки должна быть информация об автомобиле, который фирма держит на платной парковке, его марка и регистрационный номер. Так компания сможет документально подтвердить обоснованность расходов, то есть доказать, что именно это транспортное средство организация ставит на стоянку в условленные сроки и за плату.

Необходимыми оправдательными документами для учета расходов на платную парковку являются (Письма Минфина от 27 апреля 2006 г. № 03- 03-04/1/404, УФНС России по г. Москве от 12 апреля 2006 г. № 20- 12/29007): акт об оказании услуг; кассовый (если организация, предлагающая парковку, использует ККТ) и товарный чек; бланк строгой отчетности (если деловой партнер кассу не использует).

Расходы, понесенные в связи с пребыванием ТС на штрафной стоянке, не связаны с получением доходов от осуществления предпринимательской деятельности. В связи с этим можно сделать вывод, что организация не вправе учесть такие траты при исчислении базы по налогу на прибыль.

Как правило, акт об оказании услуг по парковке составляется при долгосрочной аренде машиноместа. Кроме того, с автопарковкой составляется договор, в котором указываются существенные условия: количество ТС и их характеристики, время заезда-выезда и т. п. Таким образом, когда организация заключает контракт на оказание платных услуг автостоянки, подтверждающим документом будет являться акт с указанием марки и регистрационного номера машины. Если в бумаге нет упоминания о конкретном транспортном средстве, то подтверждающим документом может быть перечень автомобилей, которые хранятся на автостоянке в соответствии с договором. Такой список обычно является приложением к контракту.

Напомню, что кассовый и товарный чеки выдаются при оплате наличными через подотчетных лиц. В случае если предприятие подтверждает услуги платных автостоянок с помощью кассового чека, то необходимо дополнительно к этому документу приложить товарный чек с указанием в нем марки и регистрационного номера автомобиля.

В Приказе Минтранса России от 24 июня 2014 года № 166 «Об утверждении форм бланков документов, используемых при оказании услуг по предоставлению парк вок (парковочных мест) на платной основе» приведены две формы парковочного чека: на случай оплаты наличными и для расчетов пластиковой картой. Обе бумаги являются документом строгой отчетности и применяются фирмами и ИП при расчетах за предоставление платных услуг парковок.

В парковочном чеке отражают такие сведения, как: кем он выдан (в этой графе указывают наименование, местонахождение и ИНН фирмы или ИП); зона машиноместа; номер и адрес паркомата; номер автомобиля; время начала и окончания парковки; размер платы за один час стоянки; итоговая сумма к оплате; номер платежной карты (если оплата производится с использованием карточки).

Затраты на мойку

Еще одна статья расходов для компании – мойка автомобиля. В соответствии с пунктами 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина от 6 мая 1999 года № 33н, расходы по содержанию основных средств, в рассматриваемом случае затраты организации на мойку ТС, являются расходами по обычным видам деятельности. Они принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, определяемой исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и поставщиком услуги (п. 6 ПБУ 10/99).

Расходы на парковки и штрафстоянки служебных автомобилей особенно актуальны для компаний, работающих в крупных городах. В столице без таких затрат просто не обойтись. С 10 августа 2015 года на некоторых улицах Москвы введен дифференцированный тариф: начиная со второго часа, платить приходится больше.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденному Приказом Минфина от 31 октября 2000 года № 94н, расходы по мойке автомобиля, являющиеся управленческими, не связанными непосредственно с производственным процессом, могут отражаться в бухгалтерском учете по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» или счета 44 «Расходы на продажу».

Теперь о налоговом учете затрат на мойку. Они включаются в состав расходов на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Против такого подхода Минфин не возражает (Письмо от 20 июня 2006 г. № 03-03-04/1/530).

Если оплата была произведена по безналичному расчету, то по итогам отчетного периода фирма и организация, осуществляющая мойку, подписывают акт об оказании услуг. Однако, как правило, водители обычно рассчитываются наличными. В этом случае подтверждать расходы будет кассовый или товарный чек. При этом в нем обязательно должно быть написано, за что деньги приняты – за услуги по мойке автомобиля. Кроме того, в чеке необходимо указать марку ТС и его государственный номер (Письмо УФНС России по г. Москве от 12 апреля 2006 г. № 20-12/29007).

Штрафная стоянка

Расходы на штрафную стоянку служебного автомобиля в целях бухгалтерского учета относятся к тратам по обычным видам деятельности на основании пунктов 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина от 6 мая 1999 года № 33н, как расходы по содержанию и эксплуатации основных средств. Для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом, предназначен счет 26 «Общехозяйственные расходы» или счет 44 «Расходы на продажу».

Согласно части 1 статьи 27.13 при нарушениях правил эксплуатации и управления ТС применяется задержание автомобиля, включающее его перемещение на специализированную стоянку и хранение на ней до устранения причины задержания.

В случае нарушения правил дорожного движения, в частности при неправильной парковке автомобиля, машину могут задержать. Расходы, понесенные в связи с пребыванием ТС на штрафной стоянке, не связаны с получением доходов от осуществления предпринимательской деятельности, то есть они не могут быть признаны экономически обоснованными. В связи с этим можно сделать вывод, что организация не вправе учесть такие траты при исчислении базы по налогу на прибыль. В бухгалтерском учете возникают постоянная разница и соответствующий ей постоянное налоговое обязательство (ПНО) (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. № 114н). Бухгалтерская запись по отражению ПНО производится в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов, и отражается следующей проводкой:

Дебет 99 Кредит 68/ПНО
– отражено ПНО в размере: сумма понесенных затрат по оплате услуг по хранению служебного автомобиля, умноженная на 20 процентов.

Помогайте вашему бизнесу развиваться

Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>

Поделиться

Учет парковки, мойки, штрафстоянки

Учет парковки, мойки, штрафстоянки

Как учитывать расходы на платную парковку, мойку, оплату автомобиля за пребывание на штрафной стоянке?
Для начала разберемся в бухучете трат на парковку. Если стоянку оплачивает водитель самостоятельно, то ему на эти цели выдают под отчет необходимую сумму, в учете бухгалтеру необходимо сделать следующие записи:
Дебет 71 Кредит 50
— выданы средства подотчетному лицу.
Стоимость услуг можно включить в расходы только после того, как водитель сдаст авансовый отчет и его утвердят. Именно в этот момент с сотрудника списывается задолженность и делается запись по дебету счетов затрат:
Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 71
— списана задолженность по подотчетным суммам.
Если же организация заключила с автостоянкой договор возмездного оказания услуг, то, как правило, сначала деньги перечисляются за хранение машины владельцу парковки, что отражается записью:
Дебет 60 или 76 Кредит 51
— перечислены деньги за хранение автомобиля.
Далее, на момент получения акта об оказании услуг, затраты включаются в состав стоимости услуг по содержанию автомобиля на платной стоянке по дебету счетов затрат:
Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 60 или 76
— отражены затраты по содержанию автомобиля на платной стоянке.
Теперь о налоговом учете этих трат. Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся затраты на содержание служебного транспорта, в том числе по оплате автостоянок, поэтому такие издержки можно учесть при расчете прибыли. При этом, понесенные расходы обязаны удовлетворять условиям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, а именно: они должны быть экономически оправданны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (Письмо Минфина от 27.04.2006 г. № 03-03-04/1/404).
Если автомобиль используется в деятельности компании и у нее нет места для его стоянки, то расход экономически обоснован и его можно учесть при исчислении налога на прибыль организаций (Письмо Минфина от 11.01.2006 г. № 03-03-04/2/1).
Таким образом, затраты на платные автостоянки относятся к расходам на содержание служебного транспорта и уменьшают базу по налогу на прибыль. При методе начисления они признаются на дату: утверждения авансового отчета, если стоянка оплачена сотрудником или получения акта об оказании услуг в случае заключения договора с парковкой.

Документальное оформление
Теперь разберемся, какие бумаги нужно оформить, если фирма арендует место для стоянки служебного автомобиля. Как известно, в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться «первичными» оправдательными документами. Их формы определяет руководитель компании по представлению должностного лица, на которое возложено ведение учета. Напомню, что вся «первичка» должна содержать следующие обязательные реквизиты: название; дату составления; наименование экономического субъекта, составившего бумагу; содержание факта хозяйственной жизни, величину его натурального или денежного измерения с указанием единиц измерения; название должности лица, совершившего сделку, операцию и ответственного за ее оформление, либо должности ответственных за оформление свершившегося события; подписи с указанием фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации сотрудников.
Для того чтобы у ревизоров не возникло претензий и вопросов по подтверждению расходов, в документе на оплату стоянки должна быть информация об автомобиле, который фирма держит на платной парковке, его марка и регистрационный номер. Так компания сможет документально подтвердить обоснованность расходов, то есть доказать, что именно это транспортное средство организация ставит на стоянку в условленные сроки и за плату.
Необходимыми оправдательными документами для учета расходов на платную парковку являются (Письма Минфина от 27.04.2006 г. № 03-03-04/1/404, УФНС России по г. Москве от 12.04.2006 г. № 20-12/29007): акт об оказании услуг; кассовый (если организация, предлагающая парковку, использует ККТ) и товарный чек; бланк строгой отчетности (если деловой партнер кассу не использует).

Расходы, понесенные в связи с пребыванием ТС на штрафной стоянке, не связаны с получением доходов от осуществления предпринимательской деятельности. Значит организация не вправе учесть такие траты при исчислении базы по налогу на прибыль.

Как правило, акт об оказании услуг по парковке составляется при долгосрочной аренде машиноместа. Кроме того, с автопарковкой составляется договор, в котором указываются существенные условия: количество ТС и их характеристики, время заезда-выезда и т.п. Таким образом, когда организация заключает контракт на оказание платных услуг автостоянки, подтверждающим документом будет являться акт с указанием марки и регистрационного номера машины. Если в бумаге нет упоминания о конкретном транспортном средстве, то подтверждающим документом может быть перечень автомобилей, которые хранятся на автостоянке в соответствии с договором. Такой список обычно является приложением к контракту.

Кассовый и товарный чеки выдаются при оплате наличными через подотчетных лиц. В случае если предприятие подтверждает услуги платных автостоянок с помощью кассового чека, то необходимо дополнительно к этому документу приложить товарный чек с указанием в нем марки и регистрационного номера автомобиля.

В Приказе Минтранса России от 24 июня 2014 года № 166 «Об утверждении форм бланков документов, используемых при оказании услуг по предоставлению парковок (парковочных мест) на платной основе» приведены две формы парковочного чека: на случай оплаты наличными и для расчетов пластиковой картой. Обе бумаги является документом строгой отчетности и применяется фирмами и ИП при расчетах за предоставление платных услуг парковок.
В парковочном чеке отражают такие сведения, как: кем он выдан (в этой графе указывают наименование, местонахождение и ИНН фирмы или ИП); зона машиноместа; номер и адрес паркомата; номер автомобиля; время начала и окончания парковки; размер платы за один час стоянки; итоговая сумма к оплате; номер платежной карты (если оплата производится с использованием карточки).

Затраты на мойку
Еще одна статья расходов для компании – мойка автомобиля. В соответствии с пунктами 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина от 6 мая 1999 года № 33н, расходы по содержанию основных средств, в рассматриваемом случае затраты организации на мойку ТС, являются расходами по обычным видам деятельности. Они принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, определяемой исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и поставщиком услуги (п.6 ПБУ 10/99).

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденному Приказом Минфина от 31 октября 2000 года № 94н, расходы по мойке автомобиля, являющиеся управленческими, не связанными непосредственно с производственным процессом, могут отражаться в бухгалтерском учете по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» или счета 44 «Расходы на продажу».

Теперь о налоговом учете затрат на мойку. Они включаются в состав расходов на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Против такого подхода Минфин не возражает (Письмо от 20.06.2006 г. № 03-03-04/1/530).

Если оплата была произведена по безналичному расчету, то по итогам отчетного периода фирма и организация, осуществляющая мойку, подписывают акт об оказании услуг. Однако, как правило, водители обычно рассчитываются наличными. В этом случае подтверждать расходы будет кассовый или товарный чек. При этом в нем обязательно должно быть написано, за что деньги приняты — за услуги по мойке автомобиля. Кроме того, в чеке необходимо указать марку ТС и его государственный номер (Письмо УФНС России по г. Москве от 12.04.2006 г. № 20-12/29007).

Штрафная стоянка
Расходы на штрафную стоянку служебного автомобиля в целях бухгалтерского учета относятся к тратам по обычным видам деятельности на основании пунктов 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина от 6 мая 1999 года № 33н, как расходы по содержанию и эксплуатации основных средств. Для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом, предназначен счет 26 «Общехозяйственные расходы» или счет 44 «Расходы на продажу».

Согласно части 1 статьи 27.13 при нарушениях правил эксплуатации и управления ТС применяется задержание автомобиля, включающее его перемещение на специализированную стоянку и хранение на ней до устранения причины задержания.
В случае нарушения правил дорожного движения, в частности при неправильной парковке автомобиля, машину могут задержать. Расходы, понесенные в связи с пребыванием ТС на штрафной стоянке, не связаны с получением доходов от осуществления предпринимательской деятельности, то есть они не могут быть признаны экономически обоснованными. В связи с этим можно сделать вывод, что организация не вправе учесть такие траты при исчислении базы по налогу на прибыль. В бухгалтерском учете возникают постоянная разница и соответствующий ей постоянное налоговое обязательство (ПНО) (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина от 19.11.2002 г. № 114н). Бухгалтерская запись по отражению ПНО производится в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов, и отражается следующей проводкой:
Дебет 99 Кредит 68/ПНО
— отражено ПНО в размере: сумма понесенных затрат по оплате услуг по хранению служебного автомобиля, умноженная на 20 процентов.

Комментарии ( 0 )


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Прямой эфир Блоги

Статья: Расходы на содержание служебного транспорта: налоговый учет ( - Российский налоговый курьер, 2007, N 9)

Бухгалтерская пресса и публикации 2008 Вопросы бухгалтеров - ответы специалистов 2008 Бухгалтерские статьи и публикации 2007 Вопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам 2007 Публикации из бухгалтерских изданий 2006 Вопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006 Публикации из бухгалтерских изданий Вопросы бухгалтеров - Ответы специалистов Статья: Расходы на содержание служебного транспорта: налоговый учет ("Российский налоговый курьер", 2007, N 9)

"Российский налоговый курьер", 2007, N 9

РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ СЛУЖЕБНОГО ТРАНСПОРТА: НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

Сегодня трудно найти организацию, не имеющую служебного транспорта. Эксплуатация автомобиля предполагает расходы на покупку топлива, техосмотр, мойку, парковку. Рассмотрим, как признать и документально подтвердить данные затраты в налоговом учете.

В гл. 25 Налогового кодекса предусмотрена специальная норма, согласно которой затраты на содержание служебного транспорта относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией. Она содержится в пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ. Однако в данном подпункте не раскрывается, что подразумевается под служебным транспортом для целей налогообложения и под затратами на его содержание. Поэтому у налогоплательщиков нередко возникают вопросы о возможности признания отдельных видов затрат в уменьшение налогооблагаемой прибыли, а также о применении той или иной нормы гл. 25 Кодекса.

Какую норму применить

Не вызывает сомнений утверждение, что расходы на приобретение топлива признаются в налоговом учете. Но не всегда для целей налогообложения прибыли их можно квалифицировать как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Например, затраты на покупку топлива для техники и грузовых автомобилей, используемых в организациях для обеспечения производственного процесса, являются материальными расходами и учитываются в соответствии со ст. 254 НК РФ. Они могут быть отнесены как к прямым, так и к косвенным расходам. Свой выбор с учетом положений ст. ст. 318 - 319 Кодекса налогоплательщику следует зафиксировать в учетной политике для целей налогообложения.

Практически у каждой организации есть легковые автомобили, которые эксплуатируются в производственных или управленческих целях. В частности, на служебном транспорте руководство фирмы ездит на деловые встречи или в госорганы, бухгалтер в банк. Расходы на приобретение горюче-смазочных материалов для служебных автомобилей считаются косвенными и учитываются в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Расходы на мойку автомобиля, его ремонт, парковку, аренду (если автомобиль арендован) и другие аналогичные затраты также уменьшают налогооблагаемую прибыль организации. Однако не во всех случаях они отражаются в налоговом учете как расходы на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Так, затраты на ремонт учитываются по правилам ст. 260 Налогового кодекса. Они рассматриваются как прочие расходы организации и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором были осуществлены, в размере фактических затрат. Доходы налогоплательщика уменьшают и затраты на ремонт арендуемых транспортных средств. Причем в договоре (соглашении) между арендатором и арендодателем не должна предусматриваться обязанность последнего возмещать такие затраты.

Сумма арендной платы, уплачиваемая по договору аренды автомобиля, признается в налоговом учете на основании пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ. И не важно, у кого арендуется автомобиль - у физического или у юридического лица.

Перечень расходов на содержание служебного транспорта является открытым. В целях налогообложения прибыли можно учесть и иные виды расходов, связанные с содержанием служебного транспорта, если они экономически обоснованны и документально подтверждены. К примеру, расходы на техосмотр экономически обоснованны, поскольку без прохождения этой процедуры невозможна эксплуатация транспорта. Организация и проведение государственного технического осмотра транспортных средств регламентируются Приказом МВД России от 15.03.1999 N 190.

Затраты на мойку автомобиля в специализированных помещениях также экономически обоснованны (см. Письмо Минфина России от 20.06.2006 N 03-03-04/1/530). В налоговом учете они отражаются в составе расходов на содержание служебного транспорта, то есть согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ. К экономически обоснованным затратам, которые включаются в расходы на основании этой нормы, относится и оплата стоянки.

Нередко организации используют служебный транспорт для доставки сотрудников к месту работы и обратно. Причем такое условие указывается в трудовых и (или) коллективном договорах. Можно ли признать в налоговом учете расходы на содержание транспорта в этом случае?

По мнению Минфина России, ответ на вопрос зависит от того, могут ли сотрудники добраться до офиса общественным транспортом. Если такая возможность есть, то затраты по доставке работников в черте города не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Эти разъяснения приведены в Письме финансового ведомства от 04.12.2006 N 03-03-05/21. В этом же Письме сказано, что данные расходы организация вправе признать в налоговом учете, если они обусловлены технологическими особенностями производства и предусмотрены в трудовых (коллективных) договорах. Дело в том, что такие исключения из общего запрета на признание расходов по оплате проезда и доставке сотрудников содержатся в п. 26 ст. 270 НК РФ. Причем исходя из буквального прочтения данной нормы два указанных исключения являются самостоятельными основаниями, позволяющими признать расходы на доставку сотрудников.

Тем не менее Минфин России не принял во внимание факт включения в трудовые (коллективный) договоры обязанности по доставке сотрудников. Видимо, основной причиной для вывода, заявленного в Письме, послужила экономическая необоснованность затрат на доставку при наличии маршрутов городского транспорта. Хотя, по мнению автора, для подтверждения оправданности затрат возможность добраться до офиса на общественном транспорте не всегда является определяющей. Если трудовые и (или) коллективные договоры содержат соответствующую запись, то у организации есть основания для признания в налоговом учете таких расходов.

Каким документом подтвердить

Прежде чем рассматривать особенности оформления отдельных видов затрат, остановимся на общих правилах документального подтверждения расходов. О том, какие затраты являются документально подтвержденными, говорится в ст. 252 Налогового кодекса. Это расходы, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, или документами, косвенно подтверждающими произведенные затраты.

В ст. 313 НК РФ установлено, что данные налогового учета подтверждаются:

- первичными учетными документами (включая справку бухгалтера);

- аналитическими регистрами налогового учета;

- расчетом налоговой базы.

Для целей налогообложения прибыли термин "первичные учетные документы" используется в том значении, которое определено в законодательстве о бухгалтерском учете (п. 1 ст. 11 НК РФ). Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции организация обязана оформлять оправдательными документами, которые являются первичными учетными документами. Эти документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В документах, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, обязательно указываются:

- дата составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Первичные учетные документы, составленные исходя из этих требований, являются подтверждающими для налогового учета. Таким образом, все затраты, о которых речь шла выше, должны быть подтверждены документами, удовлетворяющими указанным требованиям.

Наиболее распространенный способ покупки организациями бензина - приобретение на АЗС талонов или топливных карт, которые бывают "рублевыми" или "литровыми". По договорам, заключенным с АЗС, право собственности на топливо переходит в момент заправки автомобиля водителем или оплаты и передачи талонов покупателю. В последнем случае затраты признаются в налоговом учете только после фактического использования талонов (карт).

По итогам месяца АЗС передает организации акт о количестве отпущенного топлива. Акт вместе с документами на оплату бензина будет подтверждать факт приобретения топлива.

При покупке бензина за наличные подтверждающими документами служат кассовый чек и авансовый отчет, которые водитель передает в бухгалтерию.

В Положении по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденном Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 N 745, установлены реквизиты, которые должен иметь кассовый чек. Перечислим их:

- наименование организации (индивидуального предпринимателя);

- идентификационный номер организации (индивидуального предпринимателя);

- заводской номер ККМ;

- порядковый номер чека;

- дата и время покупки (оказания услуги);

- стоимость покупки (услуги);

- признак фискального режима.

В Письме Государственной межведомственной экспертной комиссии по ККМ от 28.11.1994 N АО-7-272 этот перечень расширен. В п. 35 Приложения N 3 к Письму разъяснено, что кассовый чек, в частности, содержит информацию о сумме покупки, марке и количестве отпущенных нефтепродуктов. В противном случае к кассовому чеку должен прилагаться товарный чек с указанием цены и вида топлива. При отсутствии в чеках обязательных реквизитов или невозможности их прочтения они не могут служить оправдательными документами, принимаемыми для целей налогообложения прибыли.

Обратите внимание: в некоторых моделях ККТ используется метод термопечати, который формирует неустойчивые оттиски платежных документов. Со временем краска на таких чеках выцветает, и информация становится недоступной. В результате при проведении налоговой проверки организация не сможет документально подтвердить произведенные расходы. Чтобы этого не произошло, целесообразно иметь товарные чеки с соответствующими реквизитами или сделать копии таких чеков. Копия документа заверяется подписью руководителя организации и (или) иного уполномоченного лица. Кроме того, на копии ставится печать организации.

Напомним, что обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета, а также документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, налогоплательщики обязаны в течение четырех лет. Такая норма прописана в пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Все документы, о которых говорилось выше, свидетельствуют лишь о количестве приобретенного топлива. В свою очередь, экономическую обоснованность и производственную направленность затрат подтверждает путевой лист. Формы путевых листов легковых и грузовых автомобилей для организаций утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 (далее - Постановление N 78). Согласно п. 2 данного Постановления эти формы первичного документа применяют организации всех форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств. Аналогичные разъяснения приведены и в Письме Федеральной службы государственной статистики от 03.02.2005 N ИУ-09-22/257. Индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по перевозке, следует применять формы, которые утверждены Приказом Минтранса России от 30.06.2000 N 68. Минфин России в Письмах от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77 и от 20.09.2005 N 03-03-04/1/214 разъяснил, что предприятия, не являющиеся автотранспортными, могут разработать свою форму путевого листа либо иного документа, который подтверждает расходы. Этот документ должен содержать все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ. Другой не менее важный вопрос касается регулярности составления путевых листов. В Постановлении N 78 сказано, что путевые листы составляются ежедневно или посменно. На более длительный срок этот документ выдается в случае командировки водителя. Эти требования распространяются на все организации, эксплуатирующие автотранспорт. В Письме от 03.02.2006 N 03-03-04/2/23 Минфин России высказал позицию, что первичные документы оформляются с такой регулярностью, чтобы на их основании можно было судить об обоснованности произведенных затрат. Главное, чтобы используемая периодичность составления путевых листов позволила организовать учет отработанного времени и расхода ГСМ. В этом Письме финансовое ведомство признало возможным оформлять путевые листы ежемесячно. В путевом листе обязательно указывают маршрут следования автомобиля, подтверждающий служебный характер поездки, все пункты следования и километраж. Обязательно ли в путевых листах перечислять конкретные пункты следования служебного автомобиля? По мнению финансового ведомства, это необходимо (см. Письмо от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129). Аналогичная позиция высказана Федеральной службой государственной статистики в Письме от 03.02.2005 N ИУ-09-22/257. Отсутствие сведений о маршруте следования не позволяет судить об использовании автомобиля именно в служебных целях. Значит, подобная информация обязательна, поскольку отражает содержание хозяйственной операции. Однако какие-либо четкие указания по данному вопросу отсутствуют. Такие записи в путевом листе, как "поездки по городу" или "по заданию руководителя организации", допустимы. Правда, если у проверяющих возникнут сомнения в экономической обоснованности затрат, подтвержденных путевыми листами с подобными формулировками, отстаивать свою точку зрения налогоплательщику придется в суде. Поэтому во избежание разногласий в путевых листах надо указывать максимально полную информацию. Кроме того, при использовании общей формулировки сложнее подтвердить обоснованность расхода топлива. В Налоговом кодексе такой вид затрат не отнесен к нормируемым. Между тем при решении вопроса об оправданности расходов на горючее нужно учитывать Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, которые утверждены Минтрансом России 29.04.2003 (Р 3112194-0366-03). Указанные Нормы обязаны применять только предприятия, которые входят в систему Минтранса России. Для остальных организаций они служат лишь ориентиром. А в отношении автомобилей, для которых нет нормативов, можно воспользоваться данными из технической документации завода-изготовителя (Письмо Минфина России от 04.05.2005 N 03-03-01-04/1/223). Чтобы признать в налоговом учете фактические затраты на покупку ГСМ, организация утверждает собственные нормативы. Причем она вправе зафиксировать отдельно летние и зимние нормы расхода топлива. Оформляют их как самостоятельный документ или приложение к учетной политике. Для обоснования таких нормативов организация может сделать контрольные замеры. Пример. В собственности ООО "РК-Ресурс", расположенного в Москве, находится легковой автомобиль AUDI A8 2.8, который используется для поездок по городу. Организация не относится к категории автотранспортных предприятий. Однако для учета служебных поездок она использует форму путевого листа, утвержденную Постановлением N 78. Такое положение ООО "РК-Ресурс" зафиксировало в учетной политике. В качестве приложения к учетной политике для целей налогообложения организация утвердила предельные размеры расходов топлива по каждому виду эксплуатируемого автомобиля. Соответствующие показатели основаны на контрольных замерах, произведенных в зимний, осенне-весенний и летний периоды. В отношении AUDI A8 установлено, что обоснованным считается расход топлива, не превышающий 13 л на 100 км пробега в осенне-весенний или летний период. Водитель 23 марта 2007 г. по поручению руководства фирмы отвез PR-менеджера компании на Павелецкий вокзал (сотрудник был направлен в командировку), бухгалтера в банк, а начальника отдела маркетинга на деловую встречу. На поездки по городу было израсходовано 10,5 л бензина А-95. Всего в течение дня было пройдено 87 км. Фактический расход топлива находится в пределах, максимально возможных для признания в налоговом учете. Поэтому для целей налогообложения прибыли организация имеет право включить в состав прочих расходов сумму фактических затрат на приобретение топлива. Образец заполнения путевого листа, переданного водителем в бухгалтерию, смотрите на с. 16. Типовая межотраслевая форма N 3 Место для штампа организации АИ 55 ПУТЕВОЙ ЛИСТ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ ------- N ------- ———— 23 марта 07 серия

"--" --------- 20-- г. AUDI A8 ---------¬ Марка автомобиля --------------------------------------- ¦ ¦ р 055 сн 97 +--------+ Государственный номерной знак ----------- Гаражный номер ¦ 12 ¦ Иванов И.Н. +--------+ Водитель ------------------------------- Табельный номер ¦ 153 ¦ фамилия, имя, отчество L------- ———— 123456 C Удостоверение N ------------------- Класс ------------- ———— стандартная, ограниченная Лицензионная карточка ----------------------- ———— ненужное зачеркнуть - Регистрационный N --------------- Серия _________ N ________ Задание водителю ¦ Автомобиль технически исправен ООО "РК-Ресурс" ¦ -------¬ В распоряжение -------------------¦ Показание спидометра, км ¦39 835¦ наименование ¦ Выезд разрешаю L----- ———— ¦ Петров Петров ______________________ L----------¦ подпись расшифровка организация ¦ подписи ул. Тверская, д. 5 ¦ Автомобиль в технически Адрес подачи ---------------------¦ исправном состоянии принял ¦ Иванов И.Н.Иванов __________________________________¦ Водитель ------- ----------- ———— __________________________________¦ подпись расшифровка

¦ подписи нарядчик _______ _________________¦ Движение горючего

подписи ¦ ¦количество,¦ __________________________________¦ __________________________________¦ Автомобиль принял. Показа- __________________________________¦ ние спидометра при возвра- ¦ щении в гараж, км --------¬ ¦ ¦ 39 922¦ Автомобиль ¦ L------ ———— сдал Иванов И.Н.Иванов ¦ Петров А.А.Петров водитель ------- -----------------¦ Механик ------- ------------ ———— подпись расшифровка ¦ подпись расшифровка

М.П. подписи ¦ подписи

Оборотная сторона формы N 3

Результат работы автомобиля Расчет заработной платы:

Расчет произвел ___________ _________ _____________________

должность подпись расшифровка подписи

Помыли автомобиль - не забудьте указать в документах

его марку и номер

Как уже отмечалось, Минфин России подтвердил, что расходы на мойку служебного автомобиля экономически обоснованны. Но признать их в налоговом учете можно, если в подтверждающих документах указаны марка и государственный регистрационный номер. Информация о марке и государственном регистрационном номере автомобиля обычно отражается в акте об оказании услуг по мойке автомобиля. Акт вместе с платежными документами на оплату данных услуг является документальным подтверждением соответствующих расходов.

Мойку служебного автомобиля, как правило, оплачивает водитель наличными денежными средствами, полученными под отчет. Вместе с остальными документами подтверждает эти расходы и авансовый отчет.

Если акт не заполняется, документом, подтверждающим факт оказания услуг в отношении служебного автомобиля, служит товарный чек, в котором указаны марка и государственный регистрационный номер машины.

Расходы на оплату парковки автомобиля

Выполняя служебные задания, водителям приходится пользоваться услугами городских платных парковок. Водители грузовых автомобилей, осуществляющие междугородние перевозки товаров, как правило, останавливаются на платных автостоянках. Расходы за парковку также рассматриваются как затраты, связанные с содержанием служебного транспорта, и признаются на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ. Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 27.04.2006 N 03-03-04/1/404.

Рассмотрим, какие документы помогут обосновать подобные расходы. Обычно парковку автомобиля водитель оплачивает наличными. В бухгалтерию он передает авансовый отчет и документ, подтверждающий оплату парковки. Таким документом является кассовый чек или квитанция за парковку автомобилей.

По общему правилу наличные денежные расчеты ведутся с применением контрольно-кассовой техники. Это установлено в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ. Автостоянки, использующие ККТ, обязаны выдавать водителю кассовый чек, который служит подтверждением оплаты парковки или стоянки.

По аналогии с расходами на мойку автомобиля рекомендуем к кассовому чеку приложить еще и товарный чек, в котором указаны марка и государственный регистрационный номер машины. Он будет служить подтверждением того, что услуга оказана именно в отношении служебного транспорта.

Квитанция за парковку автомобилей - это бланк строгой отчетности, который заменяет кассовый чек. В п. 2 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги населению, сделано исключение, позволяющее вместо кассовых чеков выдавать бланки строгой отчетности.

Порядок утверждения таких бланков урегулирован Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171.

Форма квитанции за парковку автомобилей утверждена Письмом Минфина России от 24.02.1994 N 16-38, то есть до введения в действие Положения. В п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 определено, что ранее установленные формы бланков строгой отчетности могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением, но не позднее 1 сентября 2007 г.

Принимая от водителя квитанцию за парковку машины, бухгалтеру следует проверить полноту заполнения всех реквизитов этого документа. Прежде всего нужно обратить внимание на то, указаны ли марка и номерной знак служебного автомобиля.

Компенсация за использование работником

личного легкового автомобиля

Бывает, что для выполнения служебных заданий сотрудники используют личный автомобиль, получая за это компенсацию от фирмы. Такой механизм взаимоотношений работодателя и сотрудника прописан в ст. 188 Трудового кодекса. В ней установлено, что выплачиваемая сумма предусматривает не только компенсацию использования, а также износа личного имущества, но и возмещение расходов, связанных с его эксплуатацией. Применительно к выплатам за использование личного транспорта эта формулировка означает, что компенсация должна покрывать расходы на бензин и другие ГСМ.

Размеры компенсации устанавливаются по соглашению сторон и фиксируются в локальном нормативном акте организации, например в приказе руководителя. Однако для целей налогообложения прибыли такие выплаты можно учесть в составе прочих расходов лишь в пределах норм, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92. Условия и порядок выплаты компенсации работникам бюджетных учреждений и организаций за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок установлены в Письме Минфина России от 21.07.1992 N 57. Норма компенсации для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см установлена в размере 1200 руб. в месяц. Признаваемая величина компенсации за использование более мощных автомобилей, у которых объем двигателя превышает указанный показатель, ограничена 1500 руб. в месяц. Сверхнормативные расходы на выплату компенсации не учитываются для целей исчисления налога на прибыль. Так сказано в п. 38 ст. 270 Налогового кодекса. Чтобы получить компенсацию, работник передает в бухгалтерию организации копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке. Если автомобиль эксплуатируется по доверенности, то дополнительно представляется ее копия. Тот факт, что у сотрудника нет права собственности на автомобиль, никоим образом не влияет на порядок выплаты компенсации и возможность ее признания в налоговом учете. Сотруднику, использующему личный автомобиль в интересах работодателя, следует вести учет служебных поездок в путевых листах или ином документе, утвержденном организацией для подобных целей. Это будет служить подтверждением производственной направленности расходов организации в виде выплаченной компенсации. На основании п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей, не подлежат обложению НДФЛ и ЕСН (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ). Однако для целей исчисления НДФЛ и ЕСН такие нормы не установлены. По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 29.12.2006 N 03-05-02-04/192, использование в этих целях норм, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92, не противоречит положениям п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ. Таким образом, сумма компенсации за использование личного транспорта, выплачиваемая работнику, в пределах норм, утвержденных указанным Постановлением Правительства РФ, не облагается НДФЛ и ЕСН на основании п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ. Сумма компенсации за использование личного транспорта, превышающая утвержденные нормы, также не облагается ЕСН. Ведь согласно п. 3 ст. 236 НК РФ у налогоплательщиков-организаций выплаты, поименованные в п. 1 данной статьи, не облагаются ЕСН, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде. Компенсации за использование личного транспорта не облагаются и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование. Как сказано в п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, объект и база для начисления страховых взносов соответствуют объекту налогообложения и налоговой базе по ЕСН, установленным в гл. 24 НК РФ. А.А.Ромахов Эксперт журнала "Российский налоговый курьер" Подписано в печать 18.04.2007 ————