Руководства, Инструкции, Бланки

Заключение Тифлопедагога Образец img-1

Заключение Тифлопедагога Образец

Рейтинг: 4.4/5.0 (1694 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Тема 7

Тема 7. Тифлопедагогическое обследование

1. Схема тифлопедагогического обследования.

2. Программа обучения пространственной ориентировке.

3. Методические материалы для проведения тифлопедагогического обследования.

4. Образец заключения по результатам обследования ребёнка с нарушением зрения.

При организации обследования тифлопедагогом необходимо помнить, что когда речь идёт о распознавании индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка, диагностика должна исходить из единых подходов как к методам, так и результатам обследования и опираться на единую систему принципов, позволяющих создать индивидуально-ориентированную программу для каждого ребёнка в соответствии с его возможностями и потребностями.

Программа не должна быть статичной. Очень важно как ориентироваться на актуальный уровень развития ребёнка, так иметь в виду перспективный уровень его развития. С этой целью тифлопедагогическое обследование в ПМПК проводится в системе комплексного обследования и опирается на объективное мнение учителей, воспитателей, социальных педагогов и др. специалистов, принимающих участие в воспитании и развитии ребёнка.

Схема тифлопедагогического обследования:

- фамилия, имя, отчество и возраст ребёнка;

- осуществляется зрительный диагноз – острота зрения;

- выясняется причина дефекта и время выявления;

- выясняется положение ребёнка в семье;

- выясняются сопутствующие заболевания;

- исследуется состояние зрительного анализатора;

- устанавливается наличие готовности осязательно-двигательного анализатора;

- выясняется культура осязательного восприятия;

- исследуется способность распознавания предметов различных форм и поверхностей различными частями тела (в соответствии с возрастом);

- исследуется готовность слухового анализатора к пространственно-различительной деятельности;

- исследуется обонятельная чувствительность;

- выясняется уровень развития двигательной сферы;

- устанавливается наличие пространственных представлений;

- устанавливается наличие временных представлений;

- исследуются психические процессы;

- исследуется предметное представление;

- анализируется изобразительная деятельность в соответствии с возрастными возможностями;

- исследуются личностные качества;

- формулируются рекомендации, результаты заносятся в таблицу.

Видео

Другие статьи

Методическая разработка по теме: Диагностическая карта тифлопедагогического обследования ребенка старшей группы

Методическая разработка по теме:
Диагностическая карта тифлопедагогического обследования ребенка старшей группы

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 45»

Дата поступления в ДОУ_______________________________________________________

Поступил из Д/с_____________________________________________________________

Год обучения в данной группе__________________________________________________

Острота зрения на момент обследования______________________________________

Исследование уровня развития мелкой моторики

и координации движения руки и глаза.

1.Навык держания карандаша_________________________________________________

2.Прослеживание и зрительно-моторная координация___________________________

3.Регуляция силы нажима____________________________________________________

4.Прекращение движений в нужной точке_____________________________________

5.Умение регулировать движения в соответствии с задачами изображения_______________________________________________________________

6.Рисование простых узоров__________________________________________________

8..Работа с трафаретами____________________________________________________

9.Определение степени дифференцированности тонких движений пальцев, «дорожки»_________________________________

10.Координация движений глаз-рука при работе с ножницами «Вырезание круга»___________________

Исследование восприятия пространства и пространственной ориентировки.

1.Дифференцировка понятий «Право-лево»_____________________________________

2.Определение пространственного расположения игрушек и предметов с точкой отсчета от себя: справа-слева, вверху-внизу. впереди-сзади______________________

3.Навыки микроориентировки на листе бумаги, на поверхности стола___________

4.Ориентировка в понятиях далеко-близко, дальше-ближе_____________________

5.Демонстрация действий с предметами (в,на,под,около,над,между,)_____________

6.Узнавание, называние и воспроизведение движений________________________

1.Найти различия в объектах при сравнении_________________________________

2.Сравнивать две картинки, установить сходство и различие___________________

3.Указать недостающие или лишние детали на объекте_______________________

4.Обнаружить скрытую фигуру_____________________________________________

Исследование зрительного восприятия

1.Узнавание и называние предметов:

  1. Реальные предметы
  2. Модели
  3. Графические изображения
  4. Контурное изображение
  5. Силуэтное изображение предметов
  6. Перечеркнутые фигуры
  7. Наложенные предметы
  8. Зашумленные изображения
  1. Называние цветов спектра «Назови цвет, который я покажу»

Красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой, белый, черный, ___________________________________________________________________

  1. Узнавание цвета «Найди у себя тот цвет, который я назову»
  1. Построение сериационного ряда в ритмически заданной последовательности
  1. Классификация предметов по цвету_______________________________________
  2. Выкладывание сериационного ряда по цветовой насыщенности
  3. ___________________________________________________________________
  4. Знание о теплых и холодных цветах «Подумай и правильно разложи цветные кружки под картинками с изображением зимы и лета»
  5. _________________________________________________________________
  6. Получение новых цветов, оттенков разными способами___________________
  7. Выполнение конструктивных заданий с опорой на представление о цвете
  8. ____________________________________________________________________
  1. Соотнесение геометрических фигур по форме ( объемных и плоскостных)
  1. Зрительное соотнесение «Посмотри на фигуры, которая у меня, и покажи такую же»_______________________________________________________________
  2. Зрительно-осязателньый перенос «Посмотри на фигуру, которая у меня, и найди такую же в «Волшебном мешочке»_____________________________________
  3. Осязательно-зрительный перенос «Ощупай фигуру и найди такую же из предложенных»______________________________________________________
  4. Осязательно-осязательный перенос «Закрой глаза, ощупай фигуру и найди такую же в «Волшебном мешочке»___________________________________________
  5. Зрительное соотнесение плоскостных и объемных фигур___________________
  6. Узнавание и называние плоскостных и объемных геометрических форм
  7. ___________________________________________________________________
  8. Соотнесение предметного изображения с геометрическим эталоном
  9. ___________________________________________________________________
  10. Нахождение заданной формы в окружающей обстановке___________________
  11. Восприятие и воспроизведение сложной формы ( конец года):

1.Анализ и конструирование образца из геометрических форм «Выложи из геометрических фигур такой же предмет»

2.Составление целого из частей (4-8частей) _________________________________________

  1. Глазомерная оценка предметов и предметных изображений «Найди указанный по величине предмет» __________________________________________________
  2. Узнавание величины «Найди у себя тот предмет по величине, который я назову»
  1. Называние величины «Назови величину предмета»
  2. Выстраивание предметного ряда по величине от самого маленького и наоборот
  1. Сравнение предметов, предметных изображений по величине_______________
  1. Измерение объектов условными мерками________________________________
  1. Классификация предметов по величине____________________________________

1.Обобщение понятий (фрукты, овощи и т.д.)

2.Исключение понятий ( 4 лишний)

3.Понимание сюжетной картинки, ее называние:

  1. Перечисление объектов______________________________________________
  2. Называние фона___________________________________________________
  3. Перечисление действий_____________________________________________
  4. Установление системы причинно-следственных связей___________________

4.Найти закономерность (недостающую фигуру в квадрате)_______________

-запомнить изображения, расположение предметов__________________________________

-найти изменения предметов в ряду_______________________________________________

2.исследование слуховой памяти.

1. Назови Фамилию, Имя, Отчество

2.В каком городе ты живешь?

3.Назови настроение ( радость, горе, страх, стыд, злость)

4.Назови предметы гигиены

5.Из чего сделаны предметы? (глина, пластмасса, стекло, металл)

6.Раздели кухонную посуду ( кухонная, чайная, столовая)

7.Раздели транспорт на группы ( воздушный, наземный, водный)

8.Назови птиц ( домашних, перелетных, зимующих)

9.Назови детенышей домашних животных

10 Какие ты знаешь деревья?

11.Кому, что нужно для работы?

12.Назови зимние (весенние, летние) месяцы

Общее заключение :___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическое обследование проводиться учителем-дефектологом 3 раза в год для отслеживания эффективности коррекционной работы, на основе тифлопедагогического обследования составляется индивидуальная.

Диагностическая карта обследования устной речи обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени в коррекционной школе

Материал предназначен для обследования обучающихся коррекционной школы, имеющих системное недоразвитие речи тяжелой степени. В основе диагностики лежит методика Л.И. Переслени, Т.А. Фотековой с балльн.

Диагностическая карта тифлопедагогического обследования

Диагностическая карта тифлопедагогического обследования заполняется на поступающего ребенка в 1 класс охраны зрения для определения уровня общего и речевого развития, а также развития зрительного и пр.

Диагностическая карта (лист развития) Развития музыкально – художественной деятельности детей старшей группы. Диагностика проведена по журналу « Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы»

Диагностический журнал представляет систему обследования динамики развития детей старшей группы в освоении программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаро.

Материал для диагностики детей дошкольного возраста с ЗПР.

Диагностическая карта для обследования ребенка.

Диагностический материал обследования (задания) ребенка :* Анкетные данные* Анамнез* Психофизическое развитие*Сенсорное развитие*Развитие ВПФРазвитие мелкой моторики*развитие крупной моторики.

Сводная речевая карта логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста

Вашему вниманию предлагается сводная речевая карта, составленная в соответствии с методологическими принципами обследования детей старшего дошкольного возраста. Содержит полный объ.

Ljbutu: Страницы

Образцы документации тифлопедагога

Скачать Образцы документации тифлопедагога


Информация о файле:
Загружен: 11.04.2013
Скачан раз: 103
Рейтинг: 391
Средняя скорость скачивания: 7376 КБ/сек.
Похожих файлов: 29

Документация тифлопедагога. 1) Тифлопедагогическое обследование детей.Знакомство тифлопедагога с ребенком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК Оформление документации и подготовка к занятиям в рабочее время не входят. Умение строить по образцу Уважаемые дефектологи (тифлопедагоги) пришлите пожалуйста на почту baklan4ik@list.ru документацию по Челябинский дошкольный » Методический кабинет » Методические материалы и разработки » Документация тифлопедагога, рекомендации для воспитателей. Направления работы тифлопедагога. Тифлопедагог в дошкольном учреждении ведет специальную документацию, к которой относятся Знакомство тифлопедагога с ребенком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребенка в данное учреждение В перечень нормативной документации учителя-дефектолога (олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога) входят Тифлопедaгогическое обследование детей. Знакомство тифлопедагога с ребенком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалиста: ми ПМПК (большой выбор); должностная инструкция и ИОТ по профессии; формы учета деятельности и отчетность тифлопедагога (примерные образцы документации) 5000 № 02-22. Основные коррекционные задачи тифлопедагога: Формирование у детей навыков цвета», «Составь узор по образцу» и т.д. помогают развивать цветовосприятие, закреплять название Конструктивная деятельность 1. Тифлопедагогическое обследование детей. r

Qikiterast. 26.02.2016 в 11:01
Прокат и аренда автомобилей в Бургасе, Болгария! Машины на прокат Аэропорт Бургас! Наш сайт http://www.bulgariarentalcar.com/ru/bulgaria_rent_a_car_in_Bourgas/rentalcar_in_Bourgas.php.
Qikiterast. 22.03.2016 в 17:14
Гроубокс под заказ. Семена Марихуана. Стандартные гроубоксы. Купить семена конопли элитных сортов в Украине. Наш сайт http://sunnyseed.com.ua/shop.html.
Linetikats. 26.03.2016 в 16:02
Все для ios http://smart-classic.ru/psp/igry Игры, программы, темы, приложения на android, windows phone, ios, psp.

Должностная инструкция учителю-дефектологу (учителю-логопеду, тифлопедагогу, сурдопедагогу, олигофренопедагогу) - образец РБ 2016

Должностная инструкция учителю-дефектологу (учителю-логопеду, тифлопедагогу, сурдопедагогу, олигофренопедагогу) Текст документа: 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог) относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя учреждения образования.

2. На должность учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога) назначается лицо, имеющее высшее образование по профилям "Педагогика", "Педагогика. Профессиональное образование" (направление "Специальное образование") или высшее образование по профилям "Педагогика", "Педагогика. Профессиональное образование" и переподготовку по направлению "Специальное образование".

3. В своей деятельности учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог) руководствуется:

- законодательными и нормативными документами, регулирующими соответствующие вопросы;

- методическими материалами, касающимися вопросов его деятельности;

- приказами руководителя учреждения (непосредственного руководителя);

- правилами и нормами гигиены труда, правилами трудового распорядка;

- настоящей должностной инструкцией.

4. Учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог) должен знать:

- Кодекс Республики Беларусь об образовании;

- иные нормативные правовые акты, инструктивно-методические документы и информационно-аналитические материалы, определяющие направления и перспективы развития системы образования, специального образования, прав ребенка;

- возрастную, социальную и специальную педагогику и психологию;

- анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;

- методы и приемы предупреждения и исправления нарушений в развитии детей;

- санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы;

- основы трудового законодательства;

- правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

5. Во время отсутствия учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога) его обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за их надлежащее исполнение.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

6. Для выполнения возложенных на него функций учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог) обязан:

6.1. Осуществлять коррекционно-педагогическую помощь лицам с особенностями психофизического развития, реализовывать образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

6.2. Осуществлять работу, направленную на коррекцию нарушений психофизического развития детей.

6.3. Проводить психолого-педагогическое обследование детей с особенностями психофизического развития с согласия или в присутствии его законного представителя, выявлять образовательные потребности ребенка, определять формы организации его обучения и воспитания.

6.4. Оказывать раннюю комплексную помощь детям с фактором риска в развитии, их законным представителям, осуществлять сопровождение развития детей с особенностями психофизического развития.

6.5. Участвовать в комплектовании групп, классов для организации учебных занятий в зависимости от структуры и степени тяжести имеющихся у детей физических и (или) психических нарушений, проводить подгрупповые и индивидуальные занятия по исправлению и (или) ослаблению физических и (или) психических нарушений, устранению ограничений активности.

6.6. Рекомендовать оптимальные условия обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, создавать банк данных, прослеживать динамику развития каждого ребенка для максимального охвата специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью.

6.7. Обеспечивать адекватное коррекционно-компенсаторное воздействие на развитие детей с особенностями психофизического развития.

6.8. Решать задачи обеспечения образовательного процесса специальными средствами обучения и социальной реабилитации детей с особенностями психофизического развития.

6.9. Осуществлять коррекционно-развивающую работу, направленную на укрепление физического и психического состояния ребенка.

6.10. Создавать условия для максимально возможного вовлечения обучающихся в социально-экономическую жизнь общества.

6.11. Осуществлять профессиональную деятельность, связанную с восстановлением речи у лиц после перенесенных заболеваний или травм, применять современные методы, приемы диагностики и реабилитации.

6.12. Проводить методическую и консультативную работу.

6.13. Повышать свой образовательный и квалификационный уровень, совершенствовать профессиональную компетентность.

6.14. Разрабатывать, изучать, систематизировать, обобщать педагогический опыт по вопросам специального образования, применять новейшие достижения науки и практики.

6.15. Оказывать организационно-методическую помощь работникам учреждений образования по вопросам интегрированного обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития.

6.16. Вести систематическую работу с законными представителями несовершеннолетних обучающихся, вовлекая их в решение реабилитационных и коррекционно-педагогических задач обучения и воспитания обучающихся.

6.17. Пропагандировать дефектологические знания, милосердное и гуманное отношение общества к лицам с особенностями психофизического развития средствами массовой информации и другими формами работы.

3. ПРАВА

7. Учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог) имеет право:

7.1. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями.

7.2. Знакомиться с соответствующими документами и информацией, необходимыми для качественного выполнения своих обязанностей.

7.3. Повышать свою квалификацию в установленном порядке.

7.4. Требовать от руководства оказания содействия в осуществлении своих обязанностей.

7.5. Принимать участие в обсуждении вопросов охраны труда, выносимых на рассмотрение собраний (конференций) трудового коллектива (профсоюзной организации).

4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ) 5. ОЦЕНКА РАБОТЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

10. Работу учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога) оценивает непосредственный руководитель (иное должностное лицо).

11. Учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог) несет ответственность:

11.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией,- в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.

11.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

11.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

11.4. За несоблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты - в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Республики Беларусь и локальных актов в _____________________.

КОММЕНТАРИЙ

Примечание. Квалификационные категории (высшая, первая, вторая) присваиваются учителям-дефектологам (учителям-логопедам, тифлопедагогам, сурдопедагогам, олигофренопедагогам) в соответствии с нормативными правовыми актами, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь.

Должностная инструкция разработана в соответствии с Квалификационным справочником должностей служащих, занятых в образовании, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. N 53 (с изменением, внесенным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011 N 105).

Данная инструкция является примерной. Она может применяться как основа при разработке соответствующей инструкции работника с учетом специфики деятельности организации.

Приложения к документу: Какие документы есть еще: Что еще скачать по теме «Должностная инструкция»:
  • Каким должен быть правильно составленный трудовой договор
    Трудовой договор определяет взаимоотношения работодателя и сотрудника. От того, насколько досконально будут учтены условия взаимоотношения сторон, его заключивших, зависит соблюдение сторонами прав и обязательств, им предусмотренных.
  • Как грамотно составить договор займа
    Взятие денег в заем – явление, достаточно, характерное и распространенное для современного общества. Юридически правильным будет оформить кредитный заем с последующим возвратом средств документально. Для этого стороны составляют и подписывают договор займа.
  • Правила составления и заключения договора аренды
    Ни для кого не секрет, что юридически грамотный подход к составлению договора или контракта является гарантией успешности сделки, ее прозрачности и безопасности для контрагентов. Правоотношения в сфере найма не исключение.
  • Гарантия успешного получения товаров – правильно составленный договор поставки
    В процессе хозяйственной деятельности многих фирм наиболее часто используется договор поставки. Казалось бы, этот простой, по своей сути, документ должен быть абсолютно понятным и однозначным.

Новое за 02 октября 2016

  • Внесены корректировки в
  • Контрольная работа - Содержание работы тифлопедагога по развитию зрительного восприятия в детском саду для детей с нарушением зрения

    Контрольная работа - Содержание работы тифлопедагога по развитию зрительного восприятия в детском саду для детей с нарушением зрения - файл 1.doc

    МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    по предмету. Методика развития зрительного восприятия

    детей с нарушением зрения.

    Тема: Содержание работы тифлопедагога по развитию зрительного восприятия в детском саду для детей с нарушением зрения.

    Студентка 6 курса

    Преподаватель: Образцова Е.Н.
    Краснодар

    1. Целенаправленное обучение зрительному обследованию…………………..…….3.

    2. План зрительного обследования предметов………………………………………..5.

    3. Последовательность обучения обследования предметов…………………………..6.

    4. Обучение зрительному обследованию и выделению признаков явлений природы…………………………………………………………………………………7

    У детей с патологией зрения отмечается специфичность формирования зрительных образов. В этой связи возникает необходимость развития у них способности к наблюдению, специального обучения зрительному выделению и узнаванию различных объектов и явлений, их анализу и синтезу. Кроме того, необходимо научить детей пользоваться слуховым, осязательным и другими видами восприятия, дополняющими неполноценное зрение. Только в этом случае возможно формирование у детей данной категории адекватных представлений об окружающем мире. В специализированном образовательном учреждении для дошкольников с патологией зрения в основе коррекционно-педагогической работы лежит медицинская и педагогическая коррекция имеющихся у детей нарушений зрительных функций. Одним из направлений этой работы является развитие зрительного восприятия детей, которое осуществляется на специальных коррекционных занятиях тифлопедагога, общеобразовательных занятиях и в свободных видах деятельности детей. Следует отметить, что на специальных коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия тифлопедагог формирует у детей алгоритм действий, первоначальные навыки зрительного восприятия, обучает их приемам зрительного обследования, которые обеспечивают успешность процесса зрительного восприятия. Таким образом, создается основа для дальнейшей работы воспитателей с детьми в этом направлении.

    Одной из важнейших задач коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими нарушение зрения, является обучение их приемам визуального обследования. Обучение визуальному обследованию предполагает специально организованное педагогом зрительное восприятие предметов или явлений окружающей действительности на общеобразовательных занятиях и в повседневной жизни детей. Цель — научить детей использовать полученную зрительную информацию в той или иной самостоятельной деятельности.


    ^ 1. Целенаправленное обучение зрительному обследованию.

    Дошкольный возраст — период первоначального ознакомления ребенка с окружающей действительностью. В это время интенсивно развиваются его познавательный интерес и познавательные способности.

    Чтобы познавать окружающий мир, ребенок должен научиться замечать, визуально выделять характеризующие предмет признаки. Ребенок с нарушением зрения, как правило, не может самостоятельно зрительно выделить именно те признаки, которые являются наиболее информативными, позволяющими получить о предмете реальное представление.

    Детей с нарушением зрения необходимо целенаправленно учить зрительному обследованию, осуществляя обучение по определенной системе. Эта система предполагает теснейшую взаимосвязь специальных коррекционных занятий, на которых у ребенка формируют умения воспринимать и анализировать с помощью зрения окружающий мир, с игровой, учебной, изобразительной, конструктивной, трудовой деятельностью в детском саду.

    Это очень важно, т.к. активное использование детьми зрительного восприятия в различных видах деятельности позволяет педагогу познакомить их с такими признаками окружающих предметов и явлений, которые дети самостоятельно не выделяют. Происходит это потому, что дети не приучены внимательно рассматривать и зрительно выделять целый ряд признаков (например, материал, из которого сделан предмет, соотношение частей предмета по величине, пространственное расположение предмета и т.д.)-

    Следует учитывать, что, обучая детей зрительному выделению признаков предметов или явлений, необходимо попутно объяснить им, что означает слово «признак». Делается это на доступном для понимания детей данной возрастной группы уровне. Так, дети должны усвоить, что признаки предметов — это то, что помогает им узнавать каждый предмет среди многих других. Детям наглядно демонстрируют, что такое цвет, форма, величина и т.д. Объясняют также, что если говорят о признаках разных времен года (например, сезонные изменения погоды, изменения в природе), то это те характеристики, которые позволяют понять, что происходит в окружающей нас природной среде. Практика показала, что педагоги, спрашивая у ребенка «Какие признаки осени (весны, лета, зимы) ты знаешь?» или давая задание «Назови признаки этого предмета», не задумываются над тем, понимают ли дети смысл слова «признак». В результате может случиться так, что ребенок не отвечает на вопрос и не выполняет задание, так как не понимает, чего от него хотят.

    Задача педагога — воспитать у детей привычку, потребность, понимание необходимости предварительного тщательного зрительного обследования предметов, которые тем или иным образом используются детьми в различных видах деятельности.

    В зависимости от тех задач, которые решает педагог на том или ином занятии, организуется обучение детей зрительному обследованию. Так, если детей учат рассматривать предмет, который является образцом для конструирования, то их внимание обращается на форму, строение, количество и соотношение частей данной конструкции. В этом случае для правильного и полного зрительного восприятия объемной формы детям предлагают рассмотреть предмет с разных сторон. Одновременно детей учат дополнять свои зрительные впечатления осязательными, предлагая им тщательно ощупать предмет.

    При зрительном обследовании предмета, который дети будут затем рисовать, педагог обращает их внимание на цвет предмета, его контур, основные части. В этом случае предмет рассматривают с одной (обращенной к ребенку) стороны.

    Для того чтобы дети с нарушением зрения были успешными в дидактических играх и упражнениях, в тех заданиях, в которых требуется составить игрушку, геометрическую фигуру, предмет из двух, трех и более частей, их учат воспринимать общий контур и выделять составные их части. Следует отметить, что в процессе обучения зрительному обследованию педагог должен постоянно направлять и контролировать зрительное восприятие ребенка (подсказывающими вопросами, инструкциями). Это необходимо, так как зрительное внимание у детей рассматриваемой категории крайне неустойчиво, они с трудом удерживают свое внимание на изучаемом объекте или явлении, отвлекаясь на другие объекты.

    ^ 2. План зрительного обследования предметов.

    Рекомендуется учить детей с патологией зрения проводить зрительное обследование предметов (игрушек, геометрических фигур) последовательно, по определенному плану.

    План зрительного обследования предметов.

    1. Зрительное выделение ребенком предмета, названного педагогом.

    2. Зрительное выделение и называние ребенком основных признаков предмета (цвета, формы, величины, материала, из которого сделан предмет, его пространственного расположения).

    3. Зрительное выделение и называние ребенком основных частей предмета, особенностей его строения.

    4. Зрительное выделение и словесное обозначение ребенком пространственного расположения частей предмета относительно друг друга (справа, слева, выше, ниже и т.д.).

    5. Целостное зрительное восприятие предмета.

    Обучение зрительному обследованию предметов проводится в три этапа. На первом этапе это осуществляется на основе показа и словесных обозначений и инструкций педагога. Например, педагог предъявляет предмет (мяч) и называет его, привлекая к нему внимание детей инструкцией «Посмотрите внимательно. Это мяч». Затем педагог указкой с ярким наконечником или рукой обводит контур предмета, его части, жестом направляя и удерживая зрительное внимание детей. Называя признаки предмета ( «Мяч красного цвета. Он круглый » и т.д.), педагог дополняет свои слова указательным жестом, используя указку или показывая рукой. На втором этапе ребенку предоставляется самостоятельность в зрительном выделении предметов и их основных признаков, частей предмета. При этом ребенок следует направляющим инструкциям педагога и отвечает на его вопросы. На третьем этапе предполагается полная самостоятельность детей.


    ^ 3. Последовательность обучения обследования предметов.

    Обучение дошкольников с нарушением зрения зрительному обследованию предметов (игрушек, геометрических фигур) должно осуществляться целенаправленно и последовательно.

    1. Зрительное обследование натуральных предметов ближайшего окружения (в соответствии с возрастом ребенка выбираются предметы — от простой ко все более сложной форме, с постепенным увеличением зрительно воспринимаемых признаков).

    2. Зрительное обследование игрушек, геометрических фигур (как и в первом случае — от простой к все более сложной форме, с постепенным увеличением зрительно воспринимаемых признаков).

    3. Зрительное обследование предметных изображений (от простых к более сложным), сопровождаемое соотнесением изображений с предметами.

    4. Зрительное обследование сюжетных изображений (от простых — одноплановых, с небольшим количеством изображенных предметов — до изображений с двух- и трехплановой перспективой и с постепенным увеличением числа изображенных предметов).

    5. Зрительное узнавание, нахождение предметов (игрушек, геометрических фигур, предметных и сюжетных изображений) по описанию педагога, с опорой на имеющийся зрительный опыт детей.

    6. Описание детьми зрительно воспринятых предметов, игрушек, геометрических фигур, предметных и сюжетных изображений, предъявленных педагогом и по памяти (сначала — с помощью вопросов педагога, позже — самостоятельно).

    ^ 4. Обучение зрительному обследованию и выделению признаков явлений природы.

    Обучение зрительному обследованию и выделению признаков явлений природы дошкольников с патологией зрения происходит следующим образом.

    1. Непосредственные наблюдения (с участием педагога) за природой во время целевых прогулок, на экскурсии (например, на территории детского сада, в парке, в лесу), Если нет возможности вывести детей за пределы территории детского сада, то педагог предлагает родителям сходить с ребенком в парк или лес. При этом он обязательно предварительно консультирует родителей, на что обратить внимание ребенка, что показать ему, дать потрогать, понюхать и т. п.

    2. Самостоятельное выделение ребенком определенных признаков, характеризующих то или иное явление природы.

    3. Осмысление происходящих в природе процессов (с помощью объяснений педагога).

    4. Описание ребенком воспринятых им признаков явлений природы (по вопросам и направляющим инструкциям педагога).

    5. Обобщение педагогом всей зрительной информации о данном явлении природы, полученной ребенком в процессе наблюдений и самостоятельного выделения характеризующих это явление признаков.

    6. Самостоятельное описание ребенком данного явления природы (в совокупности всех его признаков).

    7. Объяснение ребенком сути происходящих явлений природы (с помощью наводящих вопросов педагога).

    В процессе организации обучения детей зрительному обследованию следует учитывать разные уровни развития дошкольников с нарушением зрения, поступающих в детский сад. Бывает так, что ребенок 5—6-летнего возраста нуждается в формировании самых элементарных навыков пользования своим нарушенным зрением. В таком случае обучение приходится начинать с освоения ребенком самых простых приемов зрительного обследования, уже знакомых детям младшего дошкольного возраста.

    Для развития познавательной деятельности у дошкольников с нарушением зрения и формирования у них адекватных представлений об окружающей действительности необходимо умение зрительно сравнивать предметы, игрушки, геометрические фигуры, изображения, а также наблюдаемые явления окружающей жизни.

    Необходимо обратить внимание педагогов на то, что детей необходимо познакомить со значением термина «сравнение». Когда педагог, обращаясь к детям, предлагает «Давайте сравним эти две игрушки!», он не может быть уверен, что дети понимают, что сейчас будут делать. Поэтому педагог на конкретных, понятных детям данного возраста примерах должен разъяснить, что сравнить — значит внимательно посмотреть, увидеть и понять, чем отличаются и чем похожи, например, два мяча, две куклы, две пирамидки. Такие же разъяснения необходимы в отношении слов «одинаковые» и «разные». Наблюдения за детьми показали, что нередко они не понимают смысла этих слов и нуждаются в наглядной демонстрации предметов, характеризуемых этими словами, и объяснении.

    Для обучения детей зрительному сравнению педагог побуждает их описывать и объяснять свои зрительные впечатления. Для этого детям задают вопросы, направляющие их зрительное восприятие.

    Дети старшего дошкольного возраста должны уже не только понимать, что включает в себя процесс зрительного сравнения, но и объяснять значение этого слова и активно использовать его в своей речи. Дети должны уметь объяснять свои действия, например: «Я рассматриваю две игрушки. Я сравниваю их. Я внимательно рассматриваю игрушки и нахожу, что у них одинаковое, чем они похожи и что у них разное, чем они отличаются друг от друга». Далее ребенок должен назвать те признаки, которые он сравнивает.

    Начинать обучение сравнению следует с предъявления двух предметов, постепенно добавляя по одному (до десяти предметов — в подготовительной группе). Сначала надо брать для зрительного сравнения предметы (игрушки) с одним-двумя отличительными или сходными признаками. По мере овладения ребенком операцией сравнения можно предъявлять ему предметы с большим количеством соотносимых признаков. В процессе обучения дошкольников с нарушением зрения приемам зрительного сравнения повышается устойчивость зрительного внимания, улучшается зрительная память, стимулируется развитие всех зрительных функций.

    Организация обучения зрительному обследованию детей с патологией зрения по предложенной нами методике положительно влияет на развитие их познавательной деятельности, они становятся более активными и самостоятельными. Очень важно и то, что дети начинают понимать важность и роль зрения в их жизни, осознавать, что с помощью зрения они могут многое узнать об окружающем мире.

    1. Григорьева Л.П. Бернадская М.Э. Блинникова И.В. Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. — М. Школа-Пресс, 2001.

    2. Григорьева Л.П. Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения: Учебно-методическое пособие. —М. 1990.

    3. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. — Калуга, Адель, 1998.

    4. Подколзина Е.Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения // Дефектология. — 2002. — № 6; 2003. - № 3.

    5. Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения детей с нарушением зрения // Дефектология. — 2001. — № 2.

    6. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / Под ред. В.А.Феоктистовой. — СПб. 1995.

    7. Филъчикова Л.И. Бернадская М.Э. Парамей О.В. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: Методическое пособие. — М. ПолиграфСервис, 2003