Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Применению Высокопрочных Болтов В Эксплуатируемых Мостах img-1

Инструкция По Применению Высокопрочных Болтов В Эксплуатируемых Мостах

Рейтинг: 4.7/5.0 (1680 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по применению высокопрочных болтов в эксплуатируемых мостах

Инструкция по применению высокопрочных болтов в эксплуатируемых мостах


МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПУТИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МОСТОВ

УТВЕРЖДЕНО
Главным управлением пути МПС РФ


ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ВЫСОКОПРОЧНЫХ БОЛТОВ В ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ МОСТАХ


МОСКВА "ТРАНСПОРТ"
1995

Инструкция по применению высокопрочных болтов в эксплуатируемых мостах / МПС России. М: Транспорт, 1995.-7 6 с.

Разработана взамен аналогичной инструкции 1980 г. сотрудниками научно-исследовательского института мостов (НИИ мостов) Маниловой Р. 3. Савельевым В. Н. Хусид Р. Г. при участии Лазарева А. Н. Ивановой А. А. и отдела инженерных сооружений Главного управления пути МПС России.

Инструкция составлена с учетом отечественного и зарубежного опыта в области проектирования, строительства, эксплуатации, усиления и ремонта пролетных строений железнодорожных мостов с соединениями на высокопрочных болтах, а также результатов последних исследовании в этой области.

Инструкция предназначена для работников, занимающихся содер­жанием, ремонтом и усилением эксплуатируемых железнодорожных мостов.

Ответственные, за выпуск Р. 3. Манилова, В. Н. Савельев, Р. Г. Хусид

Заведующий редакцией В. К. Тихонычева Редактор А. С. Яновский
Выпущено по заказу Министерства путей сообщения Российской Федерации

Главное управление пути МПС России, 1995

Содержание

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСОКОПРОЧНЫМ БОЛТАМ, ГАЙКАМ И ШАЙБАМ

3. ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ О РАБОТЕ, РАСЧЕТЕ НА ВЫСОКОПРОЧНЫХ БОЛТАХ

4. ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ О РАБОТВ, РАСЧЕТЕ И КОНСТРУИРОВАНИИ КОМБИНИРОВАННЫХ КЛЕПАНО-БОЛТОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ.

5. ПОДГОТОВКА КОНТАКТНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ЭЛЕМЕНТОВ И ДЕТАЛЕЙ

6. ПОДГОТОВКА ВЫСОКОПРОЧНЫХ БОЛТОВ, ГАЕК И ШАЙБ

7. СБОРКА СОЕДИНЕНИЙ

8. НАТЯЖЕНИЕ ВЫСОКОПРОЧНЫХ БОЛТОВ

9. УКАЗАНИЯ ПО ЗАМЕНЕ ВЫСОКОПРОЧНЫМИ БОЛТАМИ ОСЛАБЛЕННЫХ И ДЕФЕКТНЫХ ЗАКЛЕПОК

10. КОНТРОЛЬ И ПРИЕМКА РАБОТ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (НОРМАТИВНЫЕ УСИЛИЯ НАТЯЖЕНИЯ БОЛТОВ, КОЭФФИЦИЕНТЫ ТРЕНИЯ И КОЭФФИЦИЕНТЫ НАДЕЖНОСТИ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (ПЕСКОСТРУЙНЫЕ АППАРАТЫ)

ПРИЛОЖЕНИЕ З (ДРОБЕСТРУЙНЫЕ АППАРАТЫ ДЛЯ ОЧИСТКИ КОНТАКТНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (СОПЛА ДЛЯ ПЕСКОСТРУЙНОЙ ОЧИСТКИ)

Error: Reference source not found (МАСЛОВОДООТДВЛИТЕЛЬ)

Error: Reference source not found (ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНА ТРУДА ПРИ ПЕСКОСТРУЙНЫХ РАБОТАХ)

Error: Reference source not found (ПРАВИЛА РАБОТ, ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНА ТРУДА ПРИ ОГНЕВОЙ ОЧИСТКЕ ПОВЕРХНОСТЕЙ)

Error: Reference source not found (СИЖКОЦИНКОВЫЕ ГРУНТЫ И КРАСКИ)
(ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРАСКОРАСПЫЛИТЕЛЕЙ)

Error: Reference source not found (ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЛЩИНЫ КОНСЕРВИРУЮЩИХ ФРИКЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ)

Error: Reference source not found (ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ФРИКЦИОННЫМИ ПОКРЫТИЯМИ)

Error: Reference source not found (ФОРМА ЖУРНАЛА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КОНТАКТНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ЭЛЕМЕНТОВ И ДЕТАЛЕЙ СТАЛЬНЫХ МОСТОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ С СОЕДИНЕНИЯМИ НА ВЫСОКОПРОЧНЫХ БОЛТАХ)

Error: Reference source not found (ХАРАКТЕРИСТИКА КАРБИДА КРЕМНИЯ)

Error: Reference source not found (ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ЭПОКСИДНЫМ КЛЕЕМ)

Error: Reference source not found (КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОПРОЧНЫХ БОЛТОВ, ГАЕК И ШАЙБ)

Error: Reference source not found (ДИНАМОМЕТРИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ ДЛЯ НАТЯЖЕНИЯ ВЫСОКОПРОЧНЫХ БОЛТОВ)

Error: Reference source not found (ГАЙКОВЕРТЫ ДЛЯ НАТЯЖЕНИЯ ВЫСОКОПРОЧНЫХ БОЛТОВ)

Error: Reference source not found (НАТЯЖЕНИЕ ВЫСОКОПРОЧНЫХ БОЛТОВ С РЕГУЛИРОВАНИЕМ УСИЛИЙ ПО УГЛУ ПОВОРОТА ГАЙКИ)

Error: Reference source not found (ТАРИРОВАНИВ ДИНАМОМЕТРИЧЕСКИХ КЛЮЧЕЙ)

Error: Reference source not found (ФОРМА ЖУРНАЛА КОНТРОЛЬНОЙ ТАРИРОВКИ ДИНАМОМЕТРИЧЕСКИХ КЛЮЧЕЙ)

Error: Reference source not found (ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ НАТЯЖЕНИИ ВЫСОКОПРОЧНЫХ БОЛТОВ ГИДРАВЛИЧВСКИМИ ДИНАМОМЕТРИЧЕСКИМИ КЛЮЧАМИ ТИПА КЛЦ)

Error: Reference source not found (ФОРМА ЖУРНАЛА ПОСТАНОВКИ ВЫСОКОПРОЧНЫХ БОЛТОВ)

Другие статьи

Руководство мостовому мастеру

/ Руководство мостовому мастеру

(рис.2.23, а). Просверленную головку срубают зубилом (рубильным молотком). Заклепочный стержень выбивают из отверстия бородком, а если это не удаётся сделать - то высверливают.

Трубчатым сверлом, внутренний диаметр которого на 4 мм меньше диаметра заклепки производят частичную срезку головки (рис. 2.23, б). Оставшуюся часть заклепки выбивают бородком.

Головку заклепки срезают кислородным резаком (рис.2.23, в). При этом для обеспечения сохранности основного металла оставляют венчик высотой 2 - 3 мм. Оставшийся стержень выбивают или высверливают.

Острым узким зубилом (крейцмесселем) разрезают головку заклепки на четыре сектора и удаляют их по одному. Оставшийся стержень выбивают или высверливают.

Рис.2.23. Способы удаления заклепочных головок:

а - сверлением головки; б - с помощью трубчатого сверла;

При удалении заклепок всеми перечисленными способами категорически запрещается выжигать стержень заклепки.

При замене заклепок в узле прикрепления раскоса, выполняемой для повышения выносливости этого элемента, болты ставят не менее чем в двух поперечных рядах ближайших к краю узловой фасонки. В данном случае болтами заменяют как ослабленные, так и неослабленные заклепки, при этом в прикреплении двухстенчатого элемента замену производят сначала в одной ветви, а затем в другой. В прикреплениях поперечных балок к фермам и продольных балок к поперечным, где заклепки испытывают растягивающие усилия, при замене слабых заклепок по одну сторону от вертикальной оси прикрепления за-

меняют также симметричные им неослабленные заклепки, находящиеся по другую сторону от этой оси.

После замены заклепок на высокопрочные болты необходимо проверить состояние расположенных рядом заклепок и в случае их расстройства заменить эти заклепки также на высокопрочные болты.

В соединениях, где болты испытывают внешние растягивающие усилия, натяжение болтов в начальный период эксплуатации значительно уменьшается. В таких узлах через две - три недели после установки болтов требуется их проверить и ослабленные вновь затянуть до нормативного усилия.

При применении высокопрочных болтов для замены слабых заклепок должно быть обеспечено выполнение следующих требований 21 :

- вместо каждой заменяемой заклепки должен быть поставлен высокопрочный болт;

- диаметр отверстий может быть больше диаметра в пределах, указанных

в табл.2.2, а в прикреплениях, не определяющих геометрию конструкции - до 6 мм более номинального диаметра болта;

- болты, как правило, должны ставиться с шайбами под головку и гайку,

в верхних поясах продольных балок, включая рыбки, под мостовыми брусьями болты следует ставить головками вверх без шайб под головки;

- металл в местах постановки шайб должен быть очищен от ржавчины и старой краски;

- натяжение высокопрочных болтов на нормативное усилие производится динамометрическими ключами на расчетный момент закручивания

Таблица 2.2 Диаметры заклепок и устанавливаемых вместо них высокопрочных

21 Инструкция по применению высокопрочных болтов в эксплуатируемых мостах, 1995 г.

2.5.2 Засверливание концов трещин

Небольшие (менее 10 мм по длине) трещины на кромках элементов рекомендуется удалять наждачным кругом или зубилом с последующей зачист-

Трещины длиной более 10 мм, за исключением трещин, выходящих на заклепочное отверстие, необходимо для прекращения дальнейшего их развития засверливать. При этом, прежде всего надлежит точно установить и отметить керном концы трещины, а затем просверлить в этом месте отверстия диаметром 14 - 18 мм на всю толщину листа или уголка, имеющего трещину (рис.2.24, б, в). Отверстие раззенковывается с обеих сторон на глубину 2-3 мм. Засверленные отверстия окрашивают на всю толщину поврежденного элемента.

Засверленные трещины, которые по их расположению и грузоподъемности элементов могут быть оставлены не перекрытыми, должны находиться под постоянным наблюдением (не реже, чем при каждом текущем и периодическом осмотрах). При этом надлежит следить, не распространяется ли трещина дальше отверстия.

Рис.2.24. Схемы удаления и засверливания трещин: а - удаление трещин на кромках; б - засверливание трещин с двух концов; в - засверливание трещины с одного конца

Трещины, значительные по длине и опасные по расположению (в частности, направленные поперек действия сил в элементе), должны быть засверлены по концам и перекрыты накладками на высокопрочных болтах.

2.5.3 Перекрытие трещин и других дефектов накладками на высокопрочных болтах

Для перекрытия трещин и других дефектов в элементах металлических пролетных строений и опор могут применяться плоские и уголковые двухсторонние или односторонние накладки. Предпочтительнее применение двухсторонних накладок, обеспечивающих лучшую передачу усилий и работу болтов.

Размеры накладок назначаются в зависимости от размеров перекрываемых элементов и количества болтов, подлежащих постановке в соответствии с расчетом или проектом.

Для плоской накладки минимальную толщину принимают равной 10 мм, максимальную - не более 16 мм. Минимальная толщина прокладки - 4 мм. Уголки берут сечением не меньше, чем 100x100x10 мм. В уголковых накладках необходимо сострогать или снять наждачным кругом металл у обушка (вершину уголка) для обеспечения плотного прилегания их к перекрываемому уголку.

Резка металла при заготовке накладок может производиться гильотинными ножницами, газовыми резаками, рубильными молотками. Резка электродугой не допускается. Кромки металла после газовой резки и рубки зубилом подлежат дополнительной обработке строжкой или наждачным кругом (после газовой резки строжка должна быть на глубину не менее 2 мм).

Отверстия в накладках сверлят при их заготовке по разметке или шаблону, снятому с натуры, в случае необходимости постановки болтов по1 старым дырам в элементах. Диаметр отверстий следует принимать на 4 мм больше диаметра болтов с целью облегчения сборочных работ, т.к. разметка может быть не достаточно точной (в отверстиях для соединений на высокопрочных болтах допускается "чернота", не препятствующая постановке болта).

Постановка накладок осуществляется, как правило, в "окно". В случае, если для постановки накладок не требуется расклепа стыков и прикреплений или удаление большого количества связующих заклепок (на протяжении менее 0,5 м), все работы, кроме натяжения высокопрочных болтов, могут выполняться без предоставления специального "окна". Новые отверстия в элементах, в местах постановки накладок, сверлят заранее до "окна" по шаблону, снятому с заготовительных накладок. Существующие заклепки, мешающие постановке накладок, в интервал между поездами по одной заменяют обычными болтами и пробками по 50% тех и других. Высокопрочные болты при постановке накладок должны ставиться в соответствии с рекомендациями п.п.2.5.1.

При постановке накладок все контактные поверхности накладок и ремонтируемого элемента должны быть очищены от старой краски, ржавчины, отстающей окалины, масляных пятен, грязи, наледи. Очистку производят сухопескоструйными аппаратами или жесткими металлическими щетками (иглофрезами, сжатыми щетками). Поверхности накладок и прокладок могут быть очищены огневым способом.

После обработки контактных поверхностей монтаж соединений должен быть произведен не позднее, чем через трое суток, иначе, как и при повторном загрязнении, обработку контактных поверхностей следует произвести заново. С целью продления указанного срока прибегают к так называемой консервации контактных поверхностей. Ее осуществляют путем нанесения краски или грунта, имеющих цинкосиликатную основу. Покрытие наносят на поверхность равномерным слоем толщиной 60 - 70 мкм, используя метод пневмораспыления. Работы ведут при температуре не ниже 4-5°С. Между очисткой и консервацией поверхности перерыв более 3 ч не допускается.

Возможно также применять консервирующее клеефрикционное покрытие, которое осуществляется следующим образом. На очищенную пескоструйным способом поверхность наносят слой эпоксидной смолы, в который до схватывания внедряют механическим способом зерна карбида кремния. В результате образуется покрытие с четко выраженной шероховатостью, которое требуется наносить лишь на одну из соприкасающихся поверхностей. Вторую соприкасающуюся поверхность достаточно очистить щетками непосредственно перед сборкой соединения. При такой конструкции соединения уменьшение несущей его способности не происходит. Данная технология позволяет избежать применения на объекте пескоструйного аппарата.

В элементах главных ферм накладки чаще всего ставят для перекрытия усталостных повреждений металла по месту крепления раскосов к верхним узлам. В таких случаях как правило, ставят двухсторонние накладки, монтируемые с частичным или полным охватом заклепочного соединения. Если трещи-

ной поврежден не весь элемент, а лишь отдельная его часть, то накладками перекрывают сечение только данной части, при этом после монтажа накладок заменяют высокопрочными болтами три первых поперечных ряда заклепок в прикреплении уцелевшей части; в случае двустенчатой конструкции элемента аналогичную замену производят в прикреплении неповрежденной ветви

Рис. 2.25. Перекрытие трещины двухсторонними накладками в прикреплении раскоса к узлу фермы:

I - трещина; 2 - фасонка; 3 - раскос; 4 - накладки; 5 - прокладка; 6 - высокопрочные болты по старым дырам; 7 - высокопрочные болты по новым дырам существующие заклепки

Для перекрытия очагов коррозии за пределами узлов ферм, например, в горизонтальных листах коробчатых нижних поясов, открытых сверху, обычно ставят односторонние накладки (рис.2.26). Здесь болты, прикрепляющие накладку, устанавливают взамен связующих заклепок и распускать несущее со-

единение не требуется. Работы ведут в промежутках между поездами.

Рис. 2.26. Перекрытие дефектов главных ферм вне узла: I - накладка усиления; 2 - зона сильного поражения коррозией внутренних уголков и горизонтального листа; 3 - дренажное отверстие; 4 - существующие заклепки;

5 - высокопрочные болты по старым отверстиям; 6 - высокопрочные болты по новым отверстиям

При ремонте продольных балок проезжей части старых пролетных строений трещины, возникающие в местах прикрепления к поперечным балкам, перекрывают двухсторонними накладками (Рис.2.27,а). Накладки наводят на поясные уголки и на вертикальные уголки прикрепления с установкой между накладками и стенкой соответствующих прокладок. Работы ведут в следующем порядке:

- засверлить концы трещины.

- заменить заклепки в уголках по месту крепления новых деталей на временные высокопрочные болты.

- произвести натурные обмеры и изготовить шаблоны, накладки и прокладки, при этом в накладках и прокладках просверливают все монтажные отверстия.

- наметить и просверлить в стенке одно среднее и два крайних отверстия для крепления прокладок, временно закрепить болтами и пробками обе прокладки на стенке и через них просверлить в стенке остальные отверстия.

- все временные болты, а также прокладки снять, очистить контактные поверхности старого и нового металла, после чего установить все детали в проектное положение, заполнить отверстия постоянными болтами, стянуть пакеты

и произвести натяжение болтов.

В заключение произвести герметизацию соединения и его подкраску. Следует отметить, что при снятых временных болтах прикрепление ока-

зывается распущенным, поэтому для обеспечения безопасности движения поездов место работ на время роспуска этого прикрепления ограждают сигналами остановки. Кроме того, перед снятием временных болтов ремонтируемый конец продольной балки опирают на пояса главных ферм через специальные брусья, чтобы исключить возможность провисания этого конца при снятых болтах.

В случае усиления стенки балки накладками по месту пробоины или сильной вмятины поврежденный участок стенки предварительно вырезают и взамен ставят прокладку соответствующих размеров. Крепят накладки к стенке,

по возможности, не затрагивая существующих заклепочных соединений, с размещением болтов только по новым отверстиям (рис.2.27, б).

В верхних поясах продольных балок накладки устанавливают для перекрытия трещин и выколов, которые появляются в выступающих полках уголков при отсутствии горизонтальных поясных листов. Для установки на пояса балок применяют односторонние накладки - уголкового сечения или плоские. Уголковые накладки ставят для перекрытия трещин и прикрепляют только вертикальной полкой (рис.2.28, а), при этом обушок накладки сострагивают для обеспечения плотного прилегания к старому металлу. Плоские накладки применяют для перекрытия выколов и крепят к горизонтальным полкам обоих поясных уголков (рис.2.28, б). В первом случае болты размещают по старым отверстиям взамен заклепок, а во втором - по новым отверстиям.

Рис.2.27.Перекрытие накладками трещин и поврежденных участков в стенках двутавровых клепаных балках: а - в прикреплении продольных и

поперечных балок; б - в стенке балки; I - трещина; 2 - существующие заклепки; 3– высокопрочные болты

РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МОСТОВ ИЗ АТМОСФЕРОСТОЙКОЙ СТАЛИ (страница 8) от 29 ноября 2011 г

2011 год Ноябрь 2011 Тех.требования к металл. пролетным строениям жд мостов из атмосферостойкой стали

РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МОСТОВ ИЗ АТМОСФЕРОСТОЙКОЙ СТАЛИ (страница 8) от 29 ноября 2011 г. N 2569р

5.10. В сварных конструкциях трещины могут возникать и развиваться как в сварных швах, так и в основном металле вблизи швов. Особо тщательно нужно осматривать места наиболее вероятного появления трещин: места резких изменений сечения элементов, в частности, обрывы листов, неплавное изменение их толщины или ширины; концы швов вертикальных и горизонтальных ребер жесткости, места их пересечений и основной металл стенки в этих зонах; швы, прикрепляющие фасонки связей к балкам и элементы связей к фасонкам; места прикрепления опорных ребер к нижним поясам; швы малой длины и участки металла между близко расположенными сварными швами; места примыкания диафрагм, фасонок и всякого рода накладок; концы сварных швов и места с изменением их толщины и формы; концы фланговых швов нахлесточных соединений; все стыковые швы; швы, направленные поперек усилия в элементе, их околошовные зоны и линии сплавления; швы в накладках, обваренных по контуру; сварные швы с технологическими дефектами: непроварами, несплавлениями по кромкам, подрезами кромок, наплывами, шлаковыми включениями, порами, прожогами, незаделанными или невыведенными кратерами; неплавные усиления швов, создающие высокую концентрацию напряжений.
В сплошностенчатых балках появлению трещин может способствовать изгиб стенки из плоскости, вызываемый воздействием временной нагрузки и колебаниями тротуарных консолей и консолей убежищ. При осмотрах сварных пролетных строений, сварных элементов и соединений следует руководствоваться Указаниями по осмотру и усилению сварных эксплуатируемых пролетных строений.
5.11. При обследовании соединений и прикреплений элементов на высокопрочных болтах надлежит обращать внимание на состояние головок болтов, гаек и шайб. В головках болтов, гайках и шайбах не должно быть трещин. Высокопрочные болты со следами сварных швов или прихваченные сваркой в эксплуатацию не допускаются. Высокопрочные болты, гайки и шайбы с трещинами подлежат немедленной замене. Высокопрочные болты проверяются и затягиваются до расчетного усилия тарированными динамометрическими ключами. В других соединениях проверку натяжения болтов следует производить только при возникновении сомнений в достаточности их натяжения (наличие трещин в краске по торцам элементов и по периметру шайб, потеков ржавчины из-под шайб и т.п.). При обследовании соединений на высокопрочных болтах следует руководствоваться Инструкцией по применению высокопрочных болтов в эксплуатируемых мостах, 1995, б/н.
Высокопрочные болты и гайки с цинковым термодиффузионным покрытием не окрашиваются. Резьбовую часть высокопрочных болтов и гаек из марок стали по ГОСТ 52643-2006 зачищают и окрашивают при проверке натяжения.
5.12. Выявление трещин в металле осуществляется визуальным осмотром, в необходимых случаях - с использованием лупы и специальных микроскопов, а также с помощью дефектоскопов и других современных диагностических средств.
Для определения остаточной толщины металл целесообразно использовать ультразвуковые и электромагнитоакустические толщиномеры. При визуальном осмотре необходимо обращать внимание на подтеки и следы свежей ржавчины, являющиеся косвенными признаками трещин в металле. Такие места должны быть очищены и осмотрены с применением лупы или микроскопа. В случае сомнения в наличии трещины необходимо узким острым зубилом срубить тонкую стружку с поверхности металла по направлению предполагаемой трещины. Раздваивание стружки подтверждает наличие трещин в данном месте. При работе с зубилом нельзя допускать зарубок металла. Металл в местах образования усталостных трещин рекомендуется окрасить белилами или светлой краской для облегчения последующих наблюдений.

Железнодорожные документы - jd-doc.ru

Повторное использование высокопрочных болтов - Металлические конструкции - Форум

Повторное использование высокопрочных болтов

Кстати, ВП болт не затягивается, если действовать в пределах норм, более чем на 90% от условного предела текучести. А в количество с на 10%-уменьшенным R попадает не более 0,1% болтов, если верить распределению Гаусса.

Ну да, плюс точность натяжения (при качественном контроле) варьирует в 20%, плюс то что для высокопрочной стали условный предел текучести отстоит не очень далеко от разрывного усилия а предельная деформация пониженная.
Плюс то что усилие в болте в процессе эксплуатации так или иначе гуляет, то есть циклические повреждения (при уровне напряжений гораздо выше предела усталости) накапливаются.
Я собственно это и имел в виду, говоря про близость к разрывному усилию и к тому что данный запрет собственно этим и объясняется.
Вообще по логике норм использование чего либо повторно допускается после обследования. Обследовать каждый болт на все возможные в нем повреждения затруднительно. Но если как Leonid555 написал что в процессе строительства - то по моему рисков никаких особо и нет.

Последний раз редактировалось ETCartman, 22.07.2016 в 18:12.

СТП 136-99
11.6 Допускается повторное (не более 3-кратного) использование во фрикционных соединениях высокопрочных болтов (ВПБ), не имеющих задиров и повреждений на опорных поверхностях и на резьбе болтов и гаек. При этом надлежит обеспечивать подготовку болтов, гаек и шайб к установке в конструкцию.

"ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ВЫСОКОПРОЧНЫХ БОЛТОВ В ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ МОСТАХ"

8.10. Разрешается повторное использование высокопрочных болтов и гаек, если они не имеют повреждений резьбы, а гайки навертываются на болт от руки без затруднений.

То что смог накопать кроме СТО Нострой

__________________
Надежда - первый шаг на пути к разочарованию.
Безделье - суть ересь!
non errat, qui nihil facit

Кстати, ВП болт не затягивается, если действовать в пределах норм, более чем на 90% от условного предела текучести. А в количество с на 10%-уменьшенным R попадает не более 0,1% болтов, если верить распределению Гаусса.

Ильнур. если вспомнить диаграмму Ету самую с текучестью, то первый участок идёт упругой деформации, это когда металл после снятия нагрузки восстанавливает свою геометрическую форму, второй участок, это когда имеется остаточная деформация и третий, это текучесть, ну дальше там ещё идет, но это нам не интересно.
Ну вот про остаточной деформации после снятия нагрузки остаётся остаточная деформация, а какия она, кто тебе сказал что она 10%, например у нас для стали ст.3 допускаемое напряжение 150МПа, а у вас от сигмы текучести (примерно 235МПа) это что 10%?

__________________
After us the deluge

Сообщение от Serge Krasnikov

Ну вот про остаточной деформации после снятия нагрузки остаётся остаточная деформация, а какия она, кто тебе сказал что она 10%, например у нас для стали ст.3 допускаемое напряжение 150МПа, а у вас от сигмы текучести (примерно 235МПа) это что 10%?

Offtop: Мда. Похоже у кого-то вечер пятницы удался .

Offtop: Да сдайте уже в металлолом эти болты! А то вон уже и механики не выдерживают.

__________________
Сон разума рождает чудовищ. (испанская пословица)


Steel Constructions Padawan

кстати, у механиков-то болты такие же. И фланцы, я думаю, такие же встретить можно. Используют ли механики болты повторно?

__________________
May the force and the moment be with you

14 проверка габарита инструментальные измерения

14. ПРОВЕРКА ГАБАРИТА. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ

14.1. Проверка габарита приближения строений на мостах и в тоннелях должна производиться периодически не реже одного раза в пять лет, а также регулярно при обнаружении деформаций (например, обделки тоннеля) и немедленно после производства работ, которые могут вызвать нарушение габарита: перекладка обделки, перешивка, подъемка и понижение пути, сплошная замена мостовых брусьев, усиление, переустройство перил и др. Проверка габарита приближения строений производится в зависимости от конкретных условий различными способами: при помощи габаритной рамы, стальной выверенной рулеткой.

14.2. Приведение мостов к габаритному состоянию может быть осуществлено переустройством связей, подъемкой пролетных строений или понижением пути (для путепроводов), заменой негабаритных конструкций, а также передвижкой пути на мосту до совпадения с осью пролетного строения или передвижкой самих пролетных строений. Устранение или снижение негабаритности в тоннелях может быть достигнуто рихтовкой и понижением пути, подтеской обделки или ее перекладкой.

14.3. При наличии в тоннелях каких-либо коммуникаций (линии связи, электропередачи, водопровод и т.п.) необходимо следить за тем, чтобы эти устройства находились вне пределов габарита приближения строений.

14.4. Съемка профиля и плана рельсового пути производится: на мостах после замены мостовых брусьев или укладки железобетонных плит безбалластного мостового полотна; на мостах с ездой на балласте и в тоннелях после ремонтов верхнего строения пути, а также во всех случаях изменения положения пути (рихтовка, понижение или подъемка, в том числе при пучении).

14.5. Для всех мостовых переходов с пролетными строениями длиной более 20 м должны иметься профили и планы пролетных строений, снятые геодезическими инструментами.

Периодические инструментальные съемки плана и профиля должны производиться:

при удовлетворительном состоянии пролетных строений -не реже одного раза в 10 лет;

на мостах, имеющих дефекты в очертании профиля или плана пролетных строений (значительные их провесы, искривления и т.п.) - по заключению мостоиспытательной станции, но не реже, чем через 5 лет;

на мостах с предварительно напряженными железобетонными пролетными строениями (съемки профиля) - не реже одного раза в 5 лет;

на мостах со сквозными открытыми металлическими пролетными строениями (съемка плана верхних поясов ферм) в зависимости от состояния их - по заключению мостоиспытательной станции, но не реже одного раза в 5 лет;

на всех мостах до и после усиления или ремонта, связанного с подъемкой ферм, а также в случаях повреждений или деформаций пролетных строений.

14.6. Съемка профиля сквозных ферм производится по поясам ферм. При этом рейки устанавливаются при нивелировке нижних поясов - на поясные уголки, фасонки связей или свесы горизонтальных листов вблизи поясных уголков; при нивелировке верхних поясов - на горизонтальные листы, причем должны быть приняты во внимание число и толщина горизонтальных листов. В исключительных случаях допускается съемка профиля по поперечным балкам.

Съемка профиля железобетонных мостов производится по металлическим маркам или, в крайнем случае, по борту балластного корыта.

14.7. Съемка плана ферм производится в плоскости обоих поясов по узлам ферм или связей (для сплошных балок) с помощью теодолита.

План ферм небольшого пролета может быть снят путем натягивания проволоки по оси моста и измерения от нее расстояний до оси ферм.

14.8. Результаты съемки профиля и плана ферм и рельсового пути оформляют в виде графиков, на каждом из которых необходимо указать температуру и условия съемки. На отдельном графике последняя съемка совмещается с предыдущими для сравнения.

14.9. Положение опор каждого моста должно быть зафиксировано нивелировкой подферменных площадок, осевыми знаками и измерениями расстояний между осями опор и шкафными стенками устоев. В балочных мостах разрешается вместо этого промерять расстояние между осями опорных частей (балансиров и подушек) смежных пролетных строений на опорах и между осью опорных частей и шкафной стенкой на устоях; в арочных мостах - зазоры деформационных швов.

Изменение положения опор (наклон, осадка, сдвиг) может быть определено по результатам нивелировки подферменных площадок, связанных с репером, по теодолитной съемке наклона граней опор, при помощи отвесов и т.п. Кроме того, в балочных мостах наклон или сдвиг опор может быть определен по изменению расположения элементов подвижных опорных частей и других подвижных сопряжении, а в арочных мостах - по изменению раскрытия деформационных швов. В необходимых случаях, определяемых мостоиспытательными станциями, применяют более точные методы с установкой специальных марок, реперов и устройством постоянных площадок для установки теодолитов.

Результаты измерений положения опор оформляют в виде сравнительных схем и таблиц.

14.10. Для тоннелей должны иметься данные нивелировки обделки (по реперам, забетонированным в стенах) и рельсового пути, а также поперечные сечения внутреннего очертания обделки в каждом ее кольце или при отсутствии деления на кольца -через каждые 10 м на кривой и через 20 м на прямой.

На чертежах поперечных сечений (рекомендуемый масштаб 1:50), должны быть нанесены: ось тоннеля, положение пути и контактного провода (на электрифицированных участках), габарит приближения строений. Заснятые сечения должны быть привязаны к пикетажу (а на дефектных участках, кроме того, отмечены и в натуре) для того, чтобы все последующие проверки были сопоставимы.

Контрольную нивелировку обделки и промеры ширины колец (в середине кольца) следует повторять не реже одного раза в 5 лет. Для контрольных нивелировок на обоих порталах тоннелей должны быть установлены геодезические реперы или путевые реперы.

За дефектными кольцами (деформированными или имеющими горизонтальные и косые трещины), а также смежными с ними кольцами должны проводиться регулярные инструментальные наблюдения; для этого в тоннельную обделку по ее поперечному сечению заделывают постоянные металлические марки с обеих сторон пути: на уровне головки рельса, на высоте 2560 и 5300 мм от головки рельса, а также в замке свода. При наблюдениях производят нивелировку марок, а также измерение горизонтальных и диагональных расстояний между ними.

Положение марок с их отметками и взаимными расстояниями между ними должно быть показано на чертеже поперечного сечения обделки в данном месте, привязанном к пикетажу. Результаты последующих измерений записывают в тоннельной книге со ссылкой на чертеж, а все изменения в положении марок отмечают на чертеже с указанием даты.

14.11. Трубы и пешеходные тоннели должны быть пронивелированы по замку и лотку в случае обнаружения признаков деформации или осадки звеньев трубы или тоннеля. При этом в трубе нужно измерять величину зазоров между звеньями и оголовками. В случае деформации поперечного сечения проверяют ширину звеньев в свету.

14.12. Все материалы по проверке габарита, съемкам плана и профиля рельсового пути и пролетных строений, а также другим инструментальным наблюдениям за искусственными сооружениями должны прилагаться к Книгам искусственных сооружений.

14.13. Все инструментальные съемки искусственных сооружений должны производиться самым тщательным образом с надлежащей точностью измерений (которая должна быть обязательно указана). Высотные отметки сооружения должны быть увязаны с постоянными геодезическими реперами вне сооружения. Каждая съемка производится не менее двух раз. За результат измерения принимается среднее арифметическое.

Съемки и измерения рекомендуется производить в несолнечное время (например, рано утром). При съемках необходимо фиксировать условия погоды, температуру воздуха и ферм, а также все прочие условия и обстоятельства съемки (тип и точность инструмента, места установки реек). Если же съемку не удалось произвести в несолнечное время, то необходимо указать температуру и освещенность всех четырех поясов металлических ферм.

Места установки реек должны быть очищены от грязи, ржавчины, старой краски, отмечены в натуре и указаны на графиках, чтобы повторные съемки производились по тем же точкам.

Перечень основных руководящих документов по содержанию искусственных сооружений.

1. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации

2. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации

3. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации

4. Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ

5. Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути

6. Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России

7. Инструкция по содержанию земляного полотна железнодорожного пути

8. Инструкция по подготовке сооружений путевого хозяйства и объектов водоснабжения к ледоходу и пропуску весенних и ливневых вод

9. Правила техники безопасности и производственной санитарии при ремонте и содержании железнодорожного пути и сооружений

10. Правила электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных железных дорогах

11. Указания по гидрологическим наблюдениям на мостовых переходах

12. Указания по устройству и конструкции мостового полотна на железнодорожных мостах

13. Инструкция по содержанию деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев железных дорог колеи 1520 мм

14. Технические указания по устройству, укладке и содержанию бесстыкового пути

15. Правила и технология сплошной замены мостовых брусьев

16. Инструкция по применению и проектированию безбалластного мостового полотна на железобетонных плитах на металлических пролетных строениях железнодорожных мостов

17. Правила и технология укладки уравнительных приборов на мостах

18. Технологические правила окраски эксплуатируемых железнодорожных мостов

19. Правила и технология работ по текущему содержанию искусственных сооружений.

20. Инструкция по применению высокопрочных болтов в эксплуатируемых мостах

21. Указания по ремонту бетонных и железобетонных конструкций эксплуатируемых мостов и труб

22. Инструкция по устройству гидроизоляции мостов и труб на железных, автомобильных и городских дорогах

23. Технологические правила торкретирования кладки инженерных сооружений

24. Технологические правила цементации кладки искусственных сооружений

25. Памятка мостовому мастеру по содержанию старых металлических пролетных строений железнодорожных мостов

26. Инструкция по заземлению устройств электроснабжения на электрифицированных железных дорогах

27. Указания по осмотру и усилению эксплуатируемых сварных пролетных строений

28. ОСТ 32.120-98 "Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта"

29. Инструкция по устройству и содержанию судоходной сигнализации на железнодорожных мостах

30. Руководство по определению грузоподъемности металлических пролетных строений железнодорожных мостов

31. Руководство по определению грузоподъемности железобетонных пролетных строений железнодорожных мостов

32. Инструкция по содержанию земляного полотна и технике безопасности работ на селеопасных участках

33. Указания по устройству и содержанию бесстыкового пути с уравнительными рельсами на металлических мостах

34. Указания по определению условий пропуска поездов по железнодорожным мостам

35. Типовая инструкция по охране труда для обходчиков железнодорожных путей, искусственных сооружений и монтеров пути, назначаемых для осмотра

36. Инструкция по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов

37. Инструкция обходчику железнодорожных путей и искусственных сооружений

38. Инструкция по применению габаритов приближения строений

39. Правила плавания по внутренним судоходным путям

40. Положение по оценке состояния и содержания искусственных сооружений на железных дорогах

41. Инструкция по содержанию эксплуатируемых пролетных строений с герметически замкнутыми элементами

42. СНиП 3.06.07-86. Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний

43. Технические указания на укладку бесстыкового пути на мостах со всеми типами мостового полотна и температурными пролетами более 110м

44. Руководство по определению грузоподъемности опор железнодорожных мостов

45. Инструкция по защите железнодорожных подземных сооружений от коррозии блуждающими токами

46. Технические указания на укладку бесстыкового пути на мостах со всеми типами мостового полотна и температурными пролетами более 110м

Периодичность и объемы работ по капитальному ремонту искусственных сооружений железных дорог.

(выписка из Технических условий на проведение планово-предупредительных ремонтов инженерных сооружений железных дорог России МПС 1998 г.)

1. Кроме того, в помещении обходчика должны иметься: график обхода, местная инструкция по обслуживанию моста (тоннеля), выписка из расписания движения поездов по данному участку, книги приема и сдачи дежурства и осмотра сооружения, перечень сигнальных принадлежностей, ручного инструмента для обходчика на данном объекте, утвержденный начальником дистанции пути.

2. В зависимости от конструкции и состояния сооружений перечень и количество инструмента могут быть уточнены начальником дистанции пути.

Термины, применяемые в инструкции

мост полной длиной свыше 100 м.

расстояние от подошвы рельса до уровня меженных вод или до нижней точки лога или автопроезда.

мост под два пути, состоящий из двухпутных пролетных строений или из однопутных пролетных строений,

установленных параллельно на общих опорах.

сооружения, имеющие неисправности, дальнейшее развитие которых может понизить несущую способность конструкции (искривление сжатых элементов, трещины в сварных пролетных строениях, подмывы опор и т.п.); сооружения,

выполненные из рельсов со сварными соединениями и из балок типа «Пейне»; пролетные строения старых лет постройки, усиленные сваркой; водопропускные сооружения с недостаточной водопропускной способностью и подверженные

скопления вымытых и приносимых рекой деревьев с корнями, пней и крупного кустарника, представляющие

большую опасность для сохранности мостового перехода.

скопление льда при ледоходе как выше, так и ниже моста по течению реки и представляющее большую опасность для искусственного сооружения.

мосты. путепроводы, эстакады, виадуки, тоннели, трубы, галереи, селеспуски, пешеходные мосты и тоннели.

укрупненный показатель по грузоподъемности железнодорожных мостов всех типов, который устанавливается в

зависимости от допускаемой грузоподъемности для обращения по мосту поездной нагрузки. Установлено 5 категорий

мостов по грузоподъемности, определение которых осуществляется согласно Руководствам по определению

грузоподъемности металлических пролетных строений железнодорожных мостов, по определению грузоподъемности железобетонных пролетных строений железнодорожных мостов и по определению грузоподъемности опор

мост полной длиной до 25 м.

часть конструкции пролетного строения, предназначенная для укладки и обслуживания рельсового пути на мостах.

К мостовому полотну относятся: деревянные или металлические поперечины, безбалластные железобетонные и

металлические плиты с элементами крепления, охранные приспособления, настил внутри колеи, а при езде на балласте - конструкции балластного корыта, не входящие в состав пролетного строения, балластный слой, шпалы, боковые

тротуары, контруголки (контррельсы), а так же боковые тротуары с настилом, площадки убежищ.

комплекс сооружений, включающий сам мост, участки подходных насыпей, а также регуляционные и другие сооружения-

водопропускной режим, при котором на большем своем протяжении работы труба работает полным сечением. трубы

суммарное расстояние в свету между опорами или конусами насыпи в уровне высоких вод.

расстояние между боковыми стенками прямоугольных труб или внутренний диаметр трубы.

мост над железнодорожными путями для пропуска пешеходов.

контур, образованный низом пролетного строения моста, судоходным горизонтом (уровнем проезда для путепроводов) и внутренними гранями опор.

Полная длина моста

длина между задними гранями устоев, для косых мостов - между наиболее отдаленными частями задних граней устоев.

расстояние между внутренними гранями соседних опор в свету (в рассматриваемом уровне).

Путь на подходах

участки пути до 500 м, примыкающие к мостам и тоннелям с каждой стороны сооружения.

количество воды, протекающей через отверстие сооружения за единицу времени (мУс).

расстояние между осями опирания пролетного строения на смежные опоры или консоли консольных пролетных строений.

Расчетный судоходный уровень воды

судоходный уровень воды, определяемый расчетом в соответствии с действующими нормативами, от которого

отсчитывается судоходный габарит.

рельсы со скреплениями, уравнительные приборы или уравнительные рельсы, рельсовые замки разводных пролетов.

термин, принятый в настоящей Инструкции для районов со средней температурой воздуха наиболее холодной

пятидневки ниже минус 40°С с обеспеченностью 0,98 по СНиП 2.01.01-82 "Строительная климатология и геофизика".

заклепка, утратившая свои первоначальные служебные свойства и приводящая заклепочное соединение к серьезным повреждениям - значительному росту концентрации напряжений у заклепочного отверстия. Признаки слабой заклепки - дрожание, глухой и дребезжащий звук при остукивании молотком, ржавые потеки из-под головок заклепки, трещины в

окраске около головок.

Слабые сооружения (элементы)

сооружения (элементы) по своей грузоподъемности (прочности и устойчивости), не обеспечивающие пропуск

обращающихся поездов без ограничения скорости, а также грузоподъемность которых равна или близка к обращающейся нагрузке, сооружения, имеющие нестабилизировавшиеся деформации (просадки, крены и пучение опор), повышенные

прогибы и колебания пролетных строений и опор мостов (в том числе пешеходных) под нагрузкой.

сооружения и устройства, предназначенные для обслуживания искусственных сооружений (включая мероприятия по

технике безопасности) и прокладки коммуникаций, а также устройства, связанные с обеспечением безопасности

движения поездов, судоходства и противопожарного состояния. К эксплуатационным обустройствам относятся: убежища

на мостах, камеры и ниши в тоннелях, конусов и насыпи, передвижные подмости для осмотра тоннелей,

служебно-бытовые компрессорные станции с воздухопроводами, освещение, оповестительная сигнализация, телефонная

связь, заземление металлических конструкций мостов на электрифицированных линиях и при наличии линий

электропередачи, ограждение контактной сети на путепроводах и пешеходных мостах, устройства для прокладки

коммуникаций, контрольно-габаритные устройства (КГУ), заградительные светофоры, светофоры прикрытия и предохранительные тупики либо сбрасывающие башмаки или стрелки на разводных мостах, габаритные ворота и

дорожные знаки перед путепроводами через автомобильные дороги, ограждения опор этих путепроводов, указатели для снегоочистителей, судоходная сигнализация, противопожарные средства, а также другие устройства, необходимые по

местным условиям для нормальной эксплуатации сооружений и безопасности движения поездов, автотранспорта,

Похожие работы:

методом гидромеханизации 3.4. Работы по искусственному замораживанию грунтов 3.6. Механизированное рыхление. сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений. а также гидротехнических сооружений. полномочия по осуществлению надзораза.

) гидротехнических сооружений и сооружений инженерной защиты. надзора. осуществляющее надзор по следующим направлениям: региональный государственный надзорза. 100 SR D – отношение площади искусственного лесовосстановления к площади выбытия лесов в.

производство искусственных суставов, ортопедических приспособлений и обуви, искусственных зубов, зуботехнических приспособлений, искусственных частей. технический надзорза маломерными судами и базами (сооружениями ) для их стоянок, а также за их.

на человека. Пожарный надзор и его права. Билет. и т.п. Постоянная борьба за свое существование вынуждала человека. многих лет использовались искусственные удобрения и различные токсиканты. элементами техносферы (машины, сооружения и т.п.) и действиями.

эксплуатации канализации входит постоянный надзор и уход за водоотводными сооружениями. выявление недостатков и выполнение. кальция в качестве противогололедного реагента на искусственныхсооружениях. тротуарах, посадочных площадках остановок городского.