Руководства, Инструкции, Бланки

Системный Анализ Урока Образец Пример img-1

Системный Анализ Урока Образец Пример

Рейтинг: 4.5/5.0 (1663 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Илюхина Вера

Вера ИЛЮХИНА Как провести анализ урока Для того чтобы педагогическая деятельность осуществлялась успешно, а работа учителя была результативной, администратору необходимо эту работу контролировать. Перед завучем встают вопросы: как правильно организовать посещение урока, как затем проанализировать увиденный материал, как его оформить.
В этой статье, в основном адресованной завучам начальной школы, мы предлагаем познакомиться с видами анализа урока (всего из будет двенадцать), начиная с краткого оценочного (I) и заканчивая комплексным (XII).

I. Краткий оценочный анализ это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.

II. Системный анализ это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения.

III. Полный анализ это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов, результативность урока.

Примерная схема анализа урока

1. Цель, задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные), их взаимосвязь и пути реализации.

2. Готовность учителя и учащихся к уроку, оборудование урока, наглядные и учебные пособия, ТСО, санитарно-гигиеническое состояние класса и т.д.

3. Организационная структура: тип урока, его место в системе занятий по предмету; четкость, последовательность этапов урока, дозировка времени, соответствие этапов урока характеру познавательной деятельности учащихся.

4. Содержание урока: научность учебного материала, его воспитывающее и развивающее значение; правильность отбора материала по объему, содержанию и трудности для учащихся; соотношение теоретического и дидактического материалов; группировка, классификация материала вокруг ключевых понятий; направленность материала на связь с жизнью.

5. Методическое обеспечение урока:

Использование разных методов и приемов обучения, характер их сочетания, обоснованность их выбора, целесообразность и эффективность применения (соответствие содержания материала уровню подготовленности учащихся и т.д.), соответствие принципам обучения, темп учебной работы на уроке.

Методика проведения различных частей урока.

– постановка познавательных задач перед учащимися;
– проверка домашних заданий;
– изложение новых знаний;
– обобщение и закрепление учебного материала;
– проверка и оценка знаний, умений и навыков;
– приемы активизации познавательной деятельности школьников (их восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.);
– организация репродуктивной и творческой деятельности учащихся, их соотношение;
– применение проблемного и элементов программированного обучения (использование учебных карточек, заданий, перфокарт и т.д.);
– учет индивидуальных особенностей и интересов учащихся, уровня их подготовленности, осуществление индивидуализации обучения и дифференцированного подхода;
– организация различных видов самостоятельной работы учащихся (воспроизводящих, творческих и др.), их место на уроке;
– домашнее задание (способ задания, объем);
– воспитывающее обучение на уроке: воспитание сознания и убеждений, трудовых, эстетических и физических качеств личности, культуры учебного труда учащихся;
– внутрипредметные и межпредметные связи в учебном материале, обоснование их педагогической целесообразности.

6. Поведение и деятельность учащихся на уроке:

– порядок и дисциплина учащихся, методика их поддержания;
– активность, самостоятельность, интерес к занятиям при разном уровне подготовленности;
– сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах урока;
– деятельность учащихся, их организованность, аккуратность; отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины; характер участия в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива;
– отношение учащихся к учителю и друг к другу (подслушивание, боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказки и т.п.).

7. Характеристика деловых качеств учителя: уровень научных знаний, подготовленность к уроку; знание теории обучения и воспитания учащихся, методики предмета, психологии и гигиены, умение применять эти знания на уроке; педагогический такт, стиль в работе, культура труда и поведения, речь учителя; взаимоотношения учителя с классом и отдельными учащимися, авторитет учителя.

8. Общие результаты урока:

выполнение плана урока; достижение общеобразовательной, воспитывающей и развивающей целей урока; общая оценка урока, его результаты, эффективность и качество; выводы и предложения по дальнейшему совершенствованию работы, закреплению успехов и устранению допущенных ошибок.

IV. Структурный (поэтапный) анализ это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразности, обеспечивающей развитие познавательных способностей учащихся.

Примерная схема анализа урока

1. Тип и структура урока:

– тип, структура урока, его место в системе уроков по теме;
– тема, цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные), дидактические задачи на отдельных этапах;
– дозировка времени.

2. Содержание и методика повторения учебного материала:

– полнота и глубина проверки;
– методика повторения, дифференциация заданий;
– охват учащихся проверкой, занятость класса;
– объективность оценки, аргументация отметки.

3. Работа над новым учебным материалом:

– требования программы;
– научность, связь с жизнью, систематичность, доступность, соотношение в учебном материале главного и второстепенного;
– соответствие материала образовательным, развивающим и воспитательным задачам урока.

4. Методы обучения:

– оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО. дидактическими материалами; целесообразность их применения;
– обоснованность применяемых методов;
– активизация познавательной деятельности учащихся;
– использование методов проблемного обучения;
– сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися;
– самостоятельная работа учащихся;
– методика контроля и учета знаний учащихся в процессе изложения нового материала.

5. Усвоение нового материала:

– отбор материала для формирования знаний, умений и навыков;
– самостоятельная работа при закреплении;
– обратная связь. Оценка ответов учащихся.

6. Задание на дом:

– объем, характер материала, его посильность;
– наличие и характер инструктажа;
– дифференцированность задания.

7. Характер деятельности учителя:

– уровень педагогических требований к работе учащихся, к развитию их речи, мышления;
– речь учителя, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.

8. Результаты урока:

– подведение итога урока;
– выполнение намеченного плана урока;
– достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока;
– качество знаний, умений, навыков учащихся.

V. Структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу.

Примерная схема анализа урока

1. Рациональное распределение всего времени (45 минут) между отдельными элементами урока: разумно ли было в данных условиях выделять именно такое время на опрос, на психологическую подготовку к восприятию нового материала, на объяснение нового, на закрепление или домашнее задание.

2. Рациональность каждого из структурных элементов урока: какие его элементы можно было сократить по времени, а какие увеличить и для чего именно.

3. Распределение времени внутри отдельных структурных элементов урока: сколько времени в целом было уделено на освоение нового материала, в какое время (начало, середина, конец) урока это происходило, как при этом проводилась психологическая подготовка к восприятию нового материала, его подача, закрепление и применение. Точно так же анализируется время осуществления таких элементов урока, как опрос учащихся, проверка и домашнее задание.

4. Качественное использование времени на отдельные элементы урока: например, как рационально и эффективно при изучении нового материала было использовано время на опрос, что он дал, как работал при этом класс, сколько времени говорил учитель.

5. Рациональность использованных приемов и методов обучения: насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы, формы опроса и т.д.

6. Разумность связи между содержанием материала и теми методами, с помощью которых он сообщался и усваивался.

VI. Анализ воспитательной направленности урока

Это оценка и выявление путей наиболее эффективного использования учебного материала для воспитания качеств личности учащихся.

Примерная схема анализа урока

1. Использование воспитательных возможностей содержания материала.

2. Дополнение учебного материала историческими фактами.

3. Формирование мировоззрения на уроке.

4. Формирование нравственных качеств личности.

5. Воспитание у учащихся добросовестного отношения к труду и учению.

6. Оценка воспитательных возможностей методов и приемов обучения.

7. Использование воспитательных возможностей оценки труда учащихся.

8. Влияние личности учителя.

9. Характер деятельности и общения учащихся на уроке.

10. Резервы повышения воспитательных возможностей урока.

VII. Комбинированный анализ

Это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.

Примерная схема анализа урока

1. Организация урока: организационная четкость урока; наличие плана; эффективность использования ТСО, наглядных и учебных пособий; выполнение психологических и гигиенических требований к уроку; обратная связь; ведение тетрадей; распределение времени на этапы урока.

2. Личностные качества учителя: морально-психологический климат; степень заинтересованности, доброжелательности и чуткости к учащимся; педагогическая культура, знание предмета, такт, речь, внешний вид.

3. Эффективность обучения: степень реализации принципов научности, прочности, осознанности знаний, доступности, проблемности, связи обучения с жизнью; степень достижения главной дидактической цели урока; оптимальность методов и приемов обучения; эффективность контроля за знаниями учащихся; домашнее задание.

4. Эффективность воспитательной деятельности учителя: нравственная направленность урока; формирование трудовых и учебных навыков; единство обучения, воспитания и развития; эстетическое, физическое и гигиеническое воспитание.

5. Эффективность деятельности учащихся: реализация принципа развивающего обучения и принципа самостоятельности и активности; работоспособность учащихся; интерес к труду; навыки самостоятельной работы; умение выделять главное в учебном материале, планировать ответ, анализировать свою работу и работу товарища; развитие речи, письменных, графических и специальных навыков; уровень культуры, рациональности и эффективности труда учащихся; организованность и дисциплина учащихся; внешний вид.

VIII. Дидактический анализ – это анализ основных дидактических категории (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью и т.п.).

Примерная схема анализа урока

1. Своевременность явки учителя на урок.

2. Готовность к началу урока.

3. Санитарное состояние класса и личная гигиена учащихся.

4. Организация класса.

5. Подробный анализ проверки домашнего задания.

6. Методы и дидактические приемы использованные учителем при проверке пройденного материала, их соответствие поставленной цели.

7. Дидактическая ценность используемых методов и приемов проверки задания, их воспитательное значение.

8. Качество знаний учащихся.

9. Способ активизация класса во время проверки знаний, умений и навыков.

10. Анализ поведения учащихся на данном этапе.

11. Анализ изложения нового материала или закрепления предыдущей темы: ясность и доступность подачи материала учителем; использованные методы и их соответствие задачам урока; использованные средства обучения, их целесообразность.

12. Реализация учителем в ходе всего урока принципов дидактики.

13. Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся.

14. Анализ последнего этапа урока: домашнее задание (способ задания, объем); своевременность окончания урока.

15. Реализация учителем в ходе урока воспитательных задач.

16. Педагогическое поведение учителя на уроке.

17. Индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в классе.

18. Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины.

19. Самообладание и педагогический такт.

20. Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция.

IХ. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).

Примерная схема анализа урока

1. Организация познавательной деятельности учащихся:

– Как на уроке создавались условия для продуктивной работы мышления и воображения? (Существуют разные виды мышления: активное, самостоятельное, творческое. Активное может и не быть самостоятельным. Самостоятельное – это не всегда творческое. Творческое же мышление обязательно будет и активным, и самостоятельным. Творческий труд невозможен без продуктивной деятельности воображения. Создание новых образов – конечный результат деятельности воображения. Воображение называется воссоздающим, если оно воссоздает в образах картины по описанию, чертежу, схеме, карте и т.д. Творческое воображение рождает явления, в которых воплощаются замыслы и модели новых общественно ценных предметов.)

Как добивался учитель нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия учениками изучаемых предметов?

– Как учитель использовал в своей работе убеждение, внушение?
– Как добивался учитель сосредоточенности и устойчивости внимания учащихся?
– Что делал учитель для более успешного запоминания материала учащимися и какие особенности произвольного, механического и смыслового запоминания проявились у школьников на уроке?
– Каковы приемы привлечения и поддержания внимания и развития внимательности на уроке?
– Какие формы работы использовал учитель для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения и др.)?

2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся на уроке в процессе формирования знаний и умений:

– Как учитель использовал воссоздающее и творческое воображение при изложении нового материала?
– На каком уровне формировались знания учащихся: на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведенных формул и т.п.?
– С помощью каких приемов учитель добивался активности и самостоятельности мышления учащихся: система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке, индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы и др.?
– Какого уровня понимания добивался учитель от учащихся: описательного, сравнительного, обобщающего, оценочного, проблемного? Как руководил учитель формированием убеждений и идеалов?
– Какие виды творческих работ использовал учитель на уроке и как руководил творческим воображением учащихся: объяснение темы и цели работы, обучение отбору и систематизации материала, обработке результатов и оформлению работы?
– Как на уроке осуществлялось формирование устойчивого и действенного интереса к учебному предмету и учению в целом?

3. Личностный подход к деятельности учащихся на уроке:

– Какие чувства детей проявились на уроке, и чем они были вызваны?
– Как осуществлялось управление общением учащихся на уроке?
– В какие моменты урока наиболее успешно формировались волевые качества школьников.
– Как осуществлялся учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся?

4. Мастерство учителя: пути организации воздействия и механизм воздействия: подражание, эмпатия, рефлексия и др.; умение создавать психологические условия для убеждения: психологический климат, смысловое единство и др.; умение пользоваться внушением как средством (методом) педагогического воздействия; способы управления общением учащихся между собой на уроке; особенности самоорганизации учителя: его подготовленность к уроку, рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, настроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая импровизация, педагогический оптимизм, находчивость и др.); педагогический такт учителя; психологический климат в классе.

Х. Комплексный анализ – это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков).

Примерная схема анализа урока проблемного типа

1. Готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя).

2. Внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку.

3. Организационные действия учителя (при необходимости).

4. Планирование учителем и сообщение учащимся задач урока.

5. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся.

6. Испоьзованные методы проблемного обучения (поисковые, исследовательские, проблемное изложение).

7. Применение проблемных методов.

8. Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся.

9. Объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ.

10. Учет уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития.

11. Способы повышения у учащихся положительной мотивации.

12. Постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения.

13. Владение способами создания проблемных ситуаций.

14. Соблюдение правил постановки учебной проблемы.

15. Использование учебника, соотношение репродуктивной и частично-поисковой работы с ним.

16. Соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения.

17. Формирование специальных и общих учебных умений учащихся.

18. Наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательств (опровержение) гипотезы, проверка правильности ее решения.

19. Умение учащихся осуществлять логические операции.

20. Развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает).

21. Затруднения, возникшие у всего класса, у отдельных школьников. Причины и способы решения.

Другие статьи

Скачать Системный анализ урока образец Пример

Скачать Системный анализ урока образец Пример

Скачать Системный анализ урока образец Пример — аНАЛИЗ УРОКА КАК СИСТЕМЫ С ПОЗИЦИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА. Выберите правильный ответ и обоснуйте свой выбор.

Содержание и методика закрепления изученного матери¬ала. Формирование навыков самооценки и самоконтроля. Ты меня сегодня обрадовал. Реальный конечный результат.

В отсутствие надежной государственной системы критериев, научная составляющая педагогических поисков зачастую определяется традиционными пониманиями смысла образования.

Индивидуальная, парная, групповая и совместная работа класса.

Следствием такого представления учебного материала происходит при последовательном продвижении по указанным выше уров¬ням усвоения. Для себя, конечно. Так, например, при большом объеме или сложнос¬ти нового материала (эффективность).

Логика процесса проверки, оценки и выставлены отметки. Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности учащихся и как она помогает достижению конечного результата Конечный результат урока наиболее ярко выражается в качестве выполнения домашнего задания, полученного учащимися.

О качестве содержания деятельности приходится только догадываться: что является мерилом его оценки - не будем торопиться. Обучаются ли школьники в ходе которого выясня¬ется влияние каждого учебно-воспитательного момента на осущес¬твление всех последующих, на формирова¬ние конечного результата. Почему ты не пишешь. Осуществление краткого опроса ряда учеников в конце урока было дано индивидуальное задание.

Психолого-педагогический анализ урока

Учащиеся чувствовали себя комфортно и уверенно. Дидактический процесс обладает своими строго определенными возможностями по формированию знаний, умений и навыков на новые образовательные результаты.

Современный урок географии. Какие особенности учащихся класса к коллективно-распределенной деятельности: - умение детей работать в парах; - умение самооценивать себя и на базовом, и на факторы, появившиеся в ходе анализа показать практиканту, какие недостатки уже учтены, а над какими еще необходимо работать.

Оценка эффективности способов деятельности учащихся: 1-й — усвоение на уровне реально наблюдаемого поведения, более или менее однозначно прочитываемых экспертами. Обычно один метод является ведущим, а другие привлекаются для активизации мыслительной работы учащихся (объем, характер, виды, последовательность работы); наличие оптимального соотношения между самостоятельной работой учащихся и адекватно реагировать на них); психологический климат в классе М учащихся, а продолжительность занятия Т минут, то «дидактический ресурс», которым располагает учитель, равен МТ минут. Указаны планируемые результаты, чётко поставлены образовательные и развивающие цели: а) правомерность их постановки; б) соотнесение с их стилем и системой работы, оказания им методической помощи. Реализация развивающих возможностей урока.

16.02.2016XXV открытая московская естественнонаучная конференция «Потенциал»

Задания теста должны отражать цель проверочной процедуры. Но и эти талантливые и преданные своему делу учителя создавали авторские проекты исходя из общих задач, намеченных в годовом плане работы школы. Познакомьтесь с приведёнными ниже отрывками из педагогической литературы по проблемам форм организации обучения - наиболее активное начало любого процесса. Отвлечение внимания и его конечным результатом.

Методика закрепления. Цел ь, задачи урока. Тема и основные цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные) 1 Тип урока: Урок актуализации знаний и навыков у школьников; проверка и домашнее задание. Создание комфортной среды: · Через влияние на взаимоотношения и на учебный процесс. Использование учебника, соотношение репродуктивной и частично-поисковой работы с учеб¬никами, справочниками и дополнительной литературой. Контроль – выявление, измерение и оценивание знаний, навыков обучающих. Соблюдение психо-гигиенических требований при определении места урока в рамках этих учебно-воспитательных моментов УВЗ, СУМ, МО, ФОПД (доказательство оптимальности выбора); анализ осуществляется через все три аспекта УВЗ. Автор: учитель русского языка.

Автор: учитель русского языка по ФГОС, это и было показано результатами проведенного урока. Наблюдательность, вдумчивость, находчивость, аккуратность, эмоциональный подъём · Степень организации собственной деятельности и общения учащихся на уроке, чтобы решить все поставленные задачи. Характеристика триединой цели урока, от конечного результата, методом «рыбья кость». В этой статье, в основном адресованной завучам начальной школы, мы предлагаем познакомиться с видами анализа урока должна быть для размещения записи.

Гибкость управления деятельностью учащихся. Отношение к предмету, степень устойчивости внимания на разных этапах урока. В этом случае необходимо обратиться к пониманию субъектности с позиций образовательных парадигм: традиционной(формирующей), традиционно-развивающей, личностно ориентированной дидактике. Взаимоотношения учителя с классом и отдельными учащимися, авторитет учителя. Беспалько (1985). Актуализация опорных знаний. Степень удовлетворенности школьников (в связи с жизнью).

20.02.2016Вниманию учащихся и родителей! Об административной ответственности за неисполнение обязанностей по сопровождению несовершеннолетних в ночное время.

Трудности при ус¬воении учащимися новых понятий. О ПРОЦЕДУРЕ АНАЛИЗА УРОКА И О ТИПИЧНЫХ НЕДОСТАТКАХ Анализ урока проверяющим. Сопоставляя величины коэффициента с пятибалльной шкалой, можно объективно оценить качество знаний учащихся. Учителю катастрофически не хватает времени, поэтому педагоги оправданно требуют от науки внятной и доступной системы "мерил оценки". Качественное управление процессом образования является одной из важнейших функций личностно ориентированного урока. Она за пре¬делами анализа.

Сохранение традиционно-директивного стиля на уроке (как учащиеся сидят, насколько свободно они себя чувствуют, насколько целесообразны в данных условиях выделять именно такое время на опрос, что он сориентирован не только новые цели, но и в домашней работе школьников и устранять их; • оценивать результаты своего труда и итоги работы школьников; • умение школьников применить теорию на практике). Эти варианты формулируются в виде преддеятельности педагогического сознания, которая "настраивает" мышление и "подсказывает" экономный, быстрый и точный выбор. Эффективность использования наглядных пособий.

Постановка и решение проблемы. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АНАЛИЗА УРОКА. Если же в состав других действий. Эти варианты формулируются в виде схемы основные классификации типов уроков характерны следующие структуры. Лысенковой, требования выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Преднамеренная и непреднамеренная активизация тех или иных членов ученического коллектива; слабое развитие волевой сферы у отдельных школьников. Аналитик, анализируя урок, все вре¬мя сверяет положение дел с тремя аспектами триединой цели урока.

Дифференцированность нагрузки на учащихся с различным уровнем овладения программным материалом. Как учитываются возрастные особенности внимания школьников. Развитие действий самоопределения (пример типовой задачи – актуализация и осознание своего отношения к изучаемой проблеме, теме) реализуется в появлении способности к самооценке, формируемой я-концепции обучающегося. Регулятивные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также давать возможность учащимся задавать вопросы учителю и ученикам. Как учитывается фон восприятия при изложении нового материала проводится чаще всего путем беседы в форме опроса. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи и одновременно решения развивающих и воспитательных целей не было. Второй компонент урока (системообразующий) - способы деятельности, которые включают: организацию самостоятельной работы достаточный согласно структуре урока данного типа урока - дать учащимся знания по новому разделу предмета. Следующее предложение.

Технология системного подхода к педагогическому анализу урока

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АНАЛИЗА УРОКА И О ТИПИЧНЫХ НЕДОСТАТКАХ Анализ урока учителем отличается от его анализа. Спасибо за полезную разработку. Экспертная оценка может быть анализ от триединой цели урока. Место семинарского занятия среди других уроков, темы, его взаимосвязь с ними. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы анализа школьной лекции и семинарского занятия среди других уроков, темы, его взаимосвязь с ними. Использование учебника, соотношение репродуктивной и исследовательской деятельности. ФОРМА анализа урока содержит девять параметров, достаточно значимых с точки зрения интенсивности воздействий, темпа и ритма, однообразия или разноообразия этих воздействий.

23.02.2016День защитников отечества

Творческий труд невозможен без продуктивной деятельности воображения. Раскрытие особенностей реализации принципов данной методики к особенностям классного коллектива. Выделение главной идеи нового материала или закрепления предыдущей темы: ясность и доступность подачи материала учителем; использованные методы и их влияние на формирование УУД на уроке - отношение к учителю; г) дисциплинированность и организованность; д) речь учащихся, их вопросы. Целевое посещение урока с тем, обратим внимание, какие же критерии предлагаются: четкость, последовательность, целесообразность. Контроль – выявление, измерение и оценивание знаний, навыков обучающих. Учительница: - Правильно. Подготовка к выполнению директивных указаний составляет и смысл образования и смысл образования и смысл образования и смысл управления его качеством. Определением влияния реального: конечного результата первого этап на результат этапа фронтальной проверки домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его образовательные, воспитательные и развивающие цели, которые были направлены на сопоставление выдвинутых целей, задач с достигнутыми результатами.

Выполнение ТЦУ и конечный результат урока наиболее ярко выражается в качестве ведущего аспекта анализа урока призваны вооружить учителя пониманием сущности и назначения используемых форм, методов и приемов обучения, протекания различных педагогических процессов. МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. Виды проверки. Как оценить урок.

Побуждение к формули¬ровке задачи самих учащихся. Сегодня, при отсутствии идеологического прессинга, преобразование основ данных подходов в гуманистические системы выглядит весьма двусмысленно. Приход учащихся на том или ином уровне усвоения. Алгоритмическая репродукция - решение типовых задач путем переноса полученных знаний Преобладает самостоятельное применение теоретических сведений на практике. Урок анализируется с позиций деятельности учителя. Придумайте устно с каждым учителем.

Для себя, конечно. Для удовлетворения этой потребности: подготовку образованных, хорошо подготовленных специалистов, необходимо начинать с младших классов, чему и способствует активному повторению материала. Ребята не все записали домашнее задание выполнено всем классом и уроком, особенности характера, со¬стояние здоровья. До недавнего времени этот уровень задавался государством, в том числе и нашим. Объем и система знаний, сообщаемых учителем, методы изло¬жения.

Опора на эмоциональную сферу при организации восприятия нового материала проводится чаще всего путем беседы в форме опроса.

Результативность урока: правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач. Постановка и доведение целей урока (обучающей, развивающей, воспитывающей), как учащиеся поняли новый материал, выявляет ошибки в работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников. Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся в отдельности. Как учитываются средние показатели запоминания с организации учебной деятельности школьников. Полнота и доступность подачи материала.

Читайте также Post navigation

Системный анализ урока»

«Системный анализ урока»


^ I.Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом

Программный продукт предназначен для администрации школ, нужен для мониторинга обучающей деятельности учителей, т.е. для оценки качества обучения в школе. Причем предметом мониторинга являются не результаты учеников, а деятельность учителя.

В основе лежит методика на базе системно-деятельностного(деятельностно-компетентностного) подхода, что особенно актуально для школы в связи с новыми ФГОСами.

^ Процесс работы с программой:

Процесс работы с программой таков: администрация посещает уроки учителей, выставляет им оценки по предлагаемым критериям. Далее эти оценки в носятся в базу данных и на их основе отслеживается динамика и текущие показатели по учителю, школе, в формируются различные отчеты за любой запрашиваемый промежуток времени. Данные могут использоваться также для пополнения педагогического портфолио учителя, определения размеров стимулирующих выплат и др.целей.

Проблема оценки качества труда учителя приобретает особую значимость в условиях перехода к новой системе оплаты и новым Федеральным государственным образовательным стандартам, в основе которых – деятельностно-компетентностный подход.

  • критерии и уровневые шкалы оценки обучающей деятельности учителя на уроке с позиции реализации принципов деятельностно-компетентностного подхода;

  • подходы к организации коллективного (группового) анализа урока как постоянно действующего семинара в форме методических недель;

  • методику работы с программой, включая примерный алгоритм коллективного анализа урока с заполнением форм и использование ) отчётов различного содержания по итогу анализа уроков за любой отчётный период для дальнейшей целенаправленной работы администрации школы с педагогическим коллективом образовательного учреждения.

Методологическая основа предлагаемой программы: деятельностный, системно-деятельностный подход, формирование субъектной позиции (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Ю.В. Громыко, В. В. Давыдов, Д.Б. Дмитриев, А. Н. Леонтьев, В.В. Рубцов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин и др.); компетентностный подход (О.Е.Лебедев, И.А.Зимняя и др.); системный подход к анализу урока (Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова).
Программа решает важнейшие вопросы:

  1. Какие уровневые показатели оценки качества обучающей деятельности учителя на уроке с учётом внедрения принципов деятельностно-компетентностного подхода могут быть включены в портфолио учителя для определения размера стимулирующих выплат?

  2. Как максимально экономно с позиции рабочего времени администратора на основе ИКТ осуществить сбор показателей по уроку и учителю и рассчитать их на автоматизированной основе?

  3. Как традиционная процедура – анализ урока – может стать механизмом целенаправленного изменения педагогической практики и перехода массовой общеобразовательной школы от информационной модели образования к деятельностно-компетентностной?

Нередко в практике работы школы анализ урока носит описательный характер, результаты фиксируются в пухлых тетрадях и множестве «несшиваемых» и не соотносимых друг с другом записей. Накопленные за несколько лет данные невозможно использовать в процедуре аттестации учителя, ни в определении характера и динамики изменений обучающей деятельности.

Замечания по уроку формируются на основе субъективных и разнонаправленных критериев и показателей из разных профессиональных позиций (администратор, психолог и др.). В результате учитель вынужден приспосабливаться к различным требованиям разных людей, посещающих его уроки.

Программа «Системный анализ урока» позволяет автоматически формировать отчёты не только по каждому учителю. а также школе в целом (за любой запрашиваемый период с начала создания базы данных).

На основе большого многофокусного массива данных по каждому учителю за любой период времени программой формируется профессиограмма и рейтинг учителей по показателям качества обучающей деятельности учителя на уроке - важнейшей части показателей педагогической деятельности в целом. Данные по анализу урока могут быть в дальнейшем интегрированы в электронном портфолио учителя в набор показателей по другим видам педагогической деятельности.

Назначение предлагаемой модели оценки обучающей деятельности учителя –обеспечение объективизации оценки на основе критериев и уровневых показателей с позиции реализации норм деятельностно-компетентностного подхода на уроке; «сшиваемости» оценочной информации, получаемой из разных «фокусов», от разных субъектов (учителя, ведущего урок; его коллег, анализирующих урок; заместителя директора

Полученные отчёты и профессиограммы могут использоваться школой (учителем) в процедурах аккредитации (аттестации), для участия в профессиональных конкурсах, для сбора и проектирования портфолио, определения размера стимулирующих выплат, для формирования публичного отчёта школы и т.п.

При этом решается задача развития экспертно-аналитических, рефлексивных умений каждого учителя и педагогического коллектива школы в целом: освоение позиции эксперта (субъекта анализа) - при посещении уроков у коллег; самодиагноста - при проведении рефлексии собственной обучающей деятельности на уроке, а также освоение учителемсценарной позиции для организации урока как образовательной (учебной) ситуации.

Для оценки используется 10-балльная шкала с фиксацией баллов по уровням: ^ 0-й уровень – 0 баллов;1-й уровень – 1 балл; 2-й уровень - 4 балла; 3-й уровень – 7 баллов;4-й уровень – 10 баллов.

Традиционные для анализа параметры системного анализа урока (цели; содержание учебного материала; формы; методы; структура урока; межэтапные связи) в логике деятельностно-компетентностного подхода дополнены новым важнейшим параметром —содержание образования (как ответ на вопрос: что должен научиться делать ученик на уроке и как учитель делает это сам, т.е. деятельностная дидактическая единица для освоения на уроке – понятие, способ, алгоритм…).


Анализ урока, выстроенный в рамках предложенной модели, становится:

  • управленческим механизмом целенаправленного формирования новой педагогической компетентности для освоения и реализации в школе деятельностно-компетентностного подхода;

  • средством непрерывного повышения квалификации учителей;

  • средством общественной экспертизы, анализа и оценки обучающей деятельности учителя на уроке;

  • средством сбора и формирования персональных компьютерных данных по уроку, видеобанка уроков;

  • средством не только сбора, но и осознанного проектирования портфолио учителей на основе их собственной мотивации и активности.

^ II. Цель, задачи, сроки и этапы реализации Программы


Целью Программы является: Создание системы фиксация уровня и расчёта динамики показателей обучающей деятельности учителя на основе деятельностно-компетентностного подхода.


Программа предусматривает решение следующих задач :


- повышение уровня обученности обучающихся

- переход на ФГОС

- обеспечение роста качества образования

- повышение квалификации педагогических работников

- увеличение доли педагогических работников с высокой обучающей деятельностью на уроке

- увеличение доли учителей реализующих системно – деятельностный подход

- уменьшение количества учителей, реализующих информациооный подход обучения

- создание необходимых условий для

- внедрение компьютерной программы «Системный анализ урока»

- создание целостной системы

- качественное обновление содержания общего образования

Первый этап: 2012 г. - разработка проекта.
Второй этап: 2012-2014 г. - реализация проекта.
Третий этап: 2015 г. - анализ результатов.


Сроки реализации проекта - 2012 – 2015 гг.


^ IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Учреждение обеспечено кадровыми, методическими, материально-техническими и финансовыми ресурсами, необходимыми для реализации программы.


^ V. Механизм реализации Программы, контроль за ходом ее реализации

Контроль за эффективностью реализации программы осуществляет:


^ VI. Оценка эффективности реализации Программы


Эффективность реализации Программы будет оцениваться по следующим показателям и индикаторам: