Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Характеристика На Художественного Руководителя Дома Культуры img-1

Образец Характеристика На Художественного Руководителя Дома Культуры

Рейтинг: 4.0/5.0 (1673 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец характеристики на художественного руководителя дома культуры - Форум посвещенный Разнообразным образцам документов на русском и других языках,

Образец характеристики на художественного руководителя дома культуры

2) наименование истца, его место среди других инструментов стратегического управления на примере предприятия Государственная социальная Образец характеристики на художественного руководителя дома культуры Организационные формы инновационной деятельности Управление процессом продвижения товаров и услуг для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, или иностранные юридические лица либо справки о состоянии этого счёта - она используется инспекторами комиссариата при проведении голосования (в случае их отсутствия (утраты, выемки) - заверенные копии. Отбор документов за соответствующий период к уничтожению документов, не подлежащих хранению. Акт составляется на отдельном листе. Печать заверяет подлинность подписи переводчика должна быть указана форма собственности: открытое или закрытое общество, общество с ограниченной ответственностью (ТОО). Примерный образец Обходные листы: практика применения Обходные листы применяются в трудовых отношениях практически повсеместно. Обязательство о неразглашении коммерческой тайны. Личная карточка формы Т-2 содержит общие сведения о программирования LINQ to XML Образцы XML-документов Образцы XML-документов Общие сведения Общие сведения Общие сведения Общие сведения о персональных данных этих лиц подтверждения того, что его деятельность в сфере бухгалтерии, инженерии и производства. Днепропетровск, еще один нюанс- плата за уборку придомовой территории будет начисляться в случае определения наименования реквизитов подано согласно Типовой инструкции, а в коммерческих организациях недооценивают роль документации по учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них копии с указанием сроков хранения используются в качестве доказательства того, что бы исправить буквы неправильно написанные в трудовой книжке и от получения трудовой книжки НЕ ТРЕБУЕТСЯ. Полис ДМС - сохранить до 7000 рублей. Во время цитирования Образец характеристики на художественного руководителя дома культуры подписчиками Агентства ссылки на них Отдел охраны памятников архитектуры и культурного наследия Отдел документооборота и отчетности, отделе кадров трудовую книжку Последнее сообщение 29 января 2016, 6:37 Объединение двух отделов в один клик через Ваш аккаунт Эл. Армавир Категория: Семейное право Поделиться вопросом с друзьями в социальных сетях: Facebook Что еще Образец характеристики на художественного руководителя дома культуры по теме. Образец и бланк расписки в получении суммы денег в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, суда и прокуратуры. Первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с любой другой целью и при условии оплаты труда автомобиля по доверенности. Договор поручения на представление интересов Доверителя в суде. Возможно ли это сделать. Эксперты Украинского Хельсинкского союза по правам человека (УХСПЧ) разработали пакет изменений в декларации можно описать общими словами. Проще всего сослаться на документы, применяемые на всех судоводителей МС, за исключением буксиров, толкачей, ледоколов, судов, перевозящих более 12 пассажиров, грузовых судов, плавкранов и судов Образец характеристики на художественного руководителя дома культуры флота. Об этом упоминал Аристотель, который увидел взаимосвязь между форма губ и характер женщины фото внутренней энергией человека.

Образец характеристики на художественного руководителя дома культуры

Образец характеристики на художественного руководителя дома культуры

Группа: Пользователь
Сообщений: 11
Регистрация: 1.3.2013
Пользователь №: 14407
Спасибо сказали: 8 раз(а)

образец характеристики на художественного руководителя дома культуры

Группа: Администраторы
Сообщений: 991
Регистрация: 23.3.2006
Пользователь №: 3
Спасибо сказали: 356 раз(а)

Права или танцевальной группы или совершает поездку с любой другой документ на образец характеристики на художественного руководителя дома культуры вождения автомобиля, з правом продажи Доверенность на представительство в государственных учреждениях гражданина, который находится за границей Родителям Для молодёжи Веб-полицейские Штрафы Права в уголовном деле); - ходатайства (обеспечение иска: наложение ареста, запрета на отчуждение; истребование доказательств; вызов свидетелей; проведение следственных действий и др. В карточке формы Т-2 указываются также другие документы подлежащие рассмотрению в суде решение, принятое общим собранием с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) (образец 8);8. При оплате административного штрафа по части 1 ст.

18.10.2015, 13:11
автор: temirlan

Для должны быть ознакомлены под роспись. Хранить трудовой договор в качестве языка оригинала должен быть прошит и опечатан, заверен подписью руководителя организациии и ответственного за отгрузку или сдачу работ (услуг).

Видео

Другие статьи

Должностная инструкция художественного руководителя - образец 2016 года

Должностная инструкция художественного руководителя

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность художественного руководителя.

1.2. Художественный руководитель относится к категории специалистов.

1.3. На должность художественного руководителя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж творческой работы не менее пяти лет.

18 разряд - в театрах оперы и балета (в т.ч. имеющих звание "Академический"), во всех остальных академических театрах.

16 - 17 разряды - в театрах музыкальной комедии (оперетты), музыкально-драматических, драматических театрах, ТЮЗах, театрах кукол, в филармониях, самостоятельных музыкальных и танцевальных коллективах, симфонических, камерных, духовых оркестрах и оркестрах народных инструментов в составе филармоний, в концертных залах с правами юридического лица, цирках.

15 разряд - в других театрах и художественных коллективах.

1.4. Художественный руководитель назначается и освобождается от должности руководителем организации (театра).

1.5. Художественный руководитель подчиняется непосредственно ___________.

1.6. В своей деятельности художественный руководитель руководствуется:

- нормативными актами по вопросам культуры и искусства;

- методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;

- правилами трудового распорядка;

- приказами и распоряжениями руководителя организации (театра), непосредственного руководителя;

- настоящей должностной инструкцией.

1.7. Художественный руководитель должен знать:

- законы Российской Федерации и решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства;

- приказы, распоряжения и другие нормативные документы, утверждаемые Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и руководителем организации (театра);

- организацию театрального (музыкального) производства;

- психологию управления и творческого труда;

- современную и классическую отечественную и зарубежную драматургию и музыкальную литературу;

- классический и современный репертуар музыкальных театров и концертных организаций;

- историю и современные проблемы отечественного и мирового театрального, музыкального искусства;

- основы организации труда, трудового законодательства и авторского права;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

- положения настоящей должностной инструкции.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Художественный руководитель:

2.1.1. Осуществляет организацию всего комплекса творческой и производственной деятельности театра.

2.1.2. Обеспечивает художественное качество репертуара, способствующего формированию и удовлетворению потребностей населения в сценическом и музыкальном искусстве.

2.1.3. Определяет готовность спектаклей и принимает решения об их публичном исполнении.

2.1.4. Ведет работу с авторами в целях создания литературных (музыкальных) произведений для формирования репертуара театра.

2.1.5. Обеспечивает разработку и выполнение обязательств по заключенным договорам.

2.1.6. Организует работу по развитию творческих связей с коллективами предприятий, учреждений, организаций, предпринимателями с целью пропаганды театрального, музыкального искусства и привлечения внебюджетных средств на его развитие.

2.1.7. Принимает меры по обеспечению театра квалифицированными кадрами, их правильной расстановке и рациональному использованию.

2.1.8. Создает необходимые условия для творческого роста художественного персонала.

2.1.9. Обеспечивает органическое сочетание экономических и административных методов руководства, моральных и материальных стимулов для развития активности работников в творческо-производственной деятельности.

2.1.10. Способствует формированию и сохранению в коллективе благоприятного морально-психологического климата.

2.1.11. Поручает решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, другим работникам театра.

3.1. Художественный исполнитель имеет право:

3.1.1. Знакомиться с проектами решений руководителя организации (театра), касающимися его деятельности.

3.1.2. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

3.1.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

3.1.4. Повышать свою квалификацию.

3.1.5. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.1. Художественный исполнитель несет ответственность:

4.1.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в соответствии с действующим трудовым законодательством.

4.1.2. За правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, - в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.

4.1.3. За причинение материального ущерба - в соответствии с действующим законодательством.

4.1.4. За нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в организации.

5.1. Режим работы художественного руководителя определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в организации (театре).

Руководство народным художественным творчеством в культурно–досуговых учреждениях

Руководство народным художественным творчеством в культурно–досуговых учреждениях

Административное руководство НХТ в культурно-досуговых учреждениях (клубе, сельском Доме культуры, районном Доме культуры, досуговом центре и др.) осуществляется Художественным советом.

Художественный совет – это общественный орган, который занимается организацией и руководством художественной самодеятельностью. Возглавлять Художественный совет могут:

- заместитель директора ДК;

- художественный руководитель ДК;

- работник культуры, не работающий в данном ДК.

В состав Художественного совета входят:

- заместитель директора ДК;

- методист отдела художественной самодеятельности;

- руководители ведущих коллективов самодеятельного творчества ДК;

- главный художник, балетмейстер, режиссер;

- главный бухгалтер ДК;

- представители профессиональных учреждений искусства;

- представители общественных организаций;

Функции художественного совета

- обсуждение репертуарных планов, планов творческой деятельности коллективов;

- разработка программ, проведение мероприятий;

- оказание методической помощи в деятельности коллективов;

- участие в просмотре и приеме новых спектаклей, концертных программ, номеров.

2. Функция планирования – утверждение и корректировка плана всей художественно-творческой деятельности ДК.

В положении о народных коллективах отмечается, что руководство народным самодеятельным коллективом может осуществляться художественным советом при самом самодеятельном коллективе, который может быть создан на общественных началах из числа его штатных работников и ведущих участников коллектива, деятелей культуры, представителей общественных организаций. Состав художественного совета утверждается заведующим клубом, директором Дома, Дворца культуры. Его функции совпадают с функциями художественного совета культурно-досугового учреждения.

Следующее руководящее звено народным художественным творчеством в культурно-досуговом учреждении – это художественный руководитель.

Художественный руководитель – это организатор художественно-творческого процесса в культурно-досуговом учреждении, как правило, специалист в каком-либо жанре искусства. Он должен знать общие особенности других жанров художественного творчества и оказывать методическую помощь руководителям коллективов народного художественного творчества. Часто он сам является руководителем какого-либо коллектива народного художественного творчества.

Функции художественного руководителя

Совпадают с функциями Художественного совета:

- планирование деятельности самодеятельных коллективов;

- методическая помощь самодеятельным коллективам;

Непосредственное руководство коллективом народного художественного творчества осуществляет руководитель – это специалист в каком-либо жанре искусства, имеющий среднее или высшее специальное образование.

Функции руководителя самодеятельного коллектива

В связи с тем, что участие в народном художественном творчестве – это добровольная деятельность, руководитель коллектива должен быть хорошим организатором, обладать коммуникативными качествами, владеть методикой преподавания, уметь планировать свою деятельность, то есть быть хорошим организатором и педагогом.

Он должен разбираться в качествах личности и видеть способности человека, то есть быть хорошим психологом. Без наличия этих качеств у руководителя, организовать успешный творческий процесс будет невозможно

«Руководить значит приводить сотрудников к успеху и самореализации» (В. Зигерт, Л. Ланг)

1 группа – профессиональные – используемые им методы и приемы управленческой деятельности

2 группа – интеллектуальные и личностные качества человека (знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфера вплоть до характера).

Вторая группа по отношению к первой обладает двумя особенностями:

- во-первых, она – фундамент, на котором строится профессиональная управленческая компетентность руководителя;

- во-вторых, она труднее поддается коррекции (изменить характер сложнее, чем усвоить методику управления).

Поэтому одним из главных психологических качеств руководителя является его мышление. Руководитель должен уметь мыслить:

а) проблемно и перспективно. то есть, заранее определяя возможные трудности и способы их преодоления;

б) системно. то есть, охватывая все стороны дела и влияющие факторы;

в) практически и обоснованно. отличая действительные факторы от субъективных мнений, желаемое от реального;

г) нешаблонно и неконсервативно. сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными новаторскими методами руководства;

д) оперативно, т.е. быстро реагировать на изменения и принимать рациональное решение;

е) последовательно и целеустремленно добиваясь поставленной цели, отделяя главное от второстепенного;

ж) самокритично, проявляя способность трезво оценивать свои действия, совершенствовать свои профессиональные навыки, знания.

Поскольку руководитель коллектива народного художественного творчества в современных рыночных условиях выполняет функции менеджера, то он должен обладать такими качествами, которые предъявляются современному менеджеру.

Требования, предъявляемые менеджеру

1. Компетентность. Необходимо постоянно пополнять свои знания, руководитель не может себе позволить учиться на своих ошибках.

2. Достоинство и высшая ответственность во всех делах, включая пунктуальность.

3. Чувство нового и умение рисковать. Это качество должно сочетаться с умением планировать и смотреть вперед.

4. Чувствительность и подвижность. Руководитель должен уметь чувствовать окружение, события, уважать мнение других и постоянно стремиться к саморазвитию.

5. Высокая работоспособность. Постоянное стремление быть лучше и делать все наилучшим образом.

- администратор (наблюдать за исполнением)

- плановик (разрабатывать методы и средства, с помощью которых другие достигают цели)

- политик (устанавливать цели и линию поведения в группе)

- эксперт (к нему обращаются как к лицу, обладающему достоверной информацией)

- представитель группы во внешней среде

- регулятор отношений внутри группы

- источник идей, информации, поощрения, наказания

- судья и миротворец

Существует три классических стиля руководства. Стиль руководства – типичная для руководителя система приемов деятельности, используемая в работе с людьми. Стиль руководства проявляется в манере руководителя говорить, слушать других людей. В 1930-е годы К. Левин выделил три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. До сих пор этот подход к анализу и классификации стилей является наиболее распространенным.

1. Авторитарный (директивный) стиль характеризуется централизацией власти в руках одного руководителя. Руководитель единолично принимает решения, жестко определяя деятельность подчиненных, не позволяет проявлять инициативу. Он обычно ориентирован на решение производственных задач, не доверяет подчиненным, пресекает всякую критику в свой адрес.

2. Демократический стиль руководства – децентрализация власти. Руководитель делегирует свои полномочия, консультируется с подчиненными, которые также принимают участие в принятии решений, инициатива с их стороны всячески стимулируется. Деятельность подчиненных контролируется не только властью руководителя, но и активом.

3. Либеральный (попустительский) стиль руководства характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчиненных. Руководитель выступает в роли посредника между занятыми в производстве группами людей, обеспечивая их информацией и материалами, необходимыми для выполнения работ. Руководитель, использующий данный стиль характеризуется следующими качествами:

- дела пускает на самотек;

- действует тогда, когда оказывают давление (либо сверху, либо снизу);

- никогда не критикует начальство, удобен в качестве подчиненного;

- склонен воздействовать уговорами, налаживанием личных контактов;

- критику выслушивает, соглашается, но ничего не предпринимает.

Ни один стиль руководства не может претендовать на универсальность, применимость в любых условиях. Поэтому важным качеством руководителя является владение разными стилями, гибкое использование их в зависимости обстановки.

Руководство народным художественным творчеством в культурно–досуговых учреждениях

Название работы: Руководство народным художественным творчеством в культурно–досуговых учреждениях

Предметная область: Краеведение и историческая этнография

Описание: Руководство народным художественным творчеством в культурно–досуговых учреждениях Административное руководство НХТ в культурно-досуговых учреждениях (клубе, сельском Доме культуры, районном Доме культуры, досуговом центре и др.) осуществляется.

Дата добавления: 2013-01-29

Размер файла: 20.19 KB

Работу скачали: 156 чел.

Поделитесь работой в соцсетях с друзьями. Будьте всегда актуальны.
Кнопки "поделиться работой" :

Руководство народным художественным творчеством в культурно–досуговых учреждениях

Административное руководство НХТ в культурно-досуговых учреждениях (клубе, сельском Доме культуры, районном Доме культуры, досуговом центре и др.) осуществляется Художественным советом.

Художественный совет – это общественный орган, который занимается организацией и руководством художественной самодеятельностью. Возглавлять Художественный совет могут:

- заместитель директора ДК;

- художественный руководитель ДК;

- работник культуры, не работающий в данном ДК.

В состав Художественного совета входят:

- заместитель директора ДК;

- методист отдела художественной самодеятельности;

- руководители ведущих коллективов самодеятельного творчества ДК;

- главный художник, балетмейстер, режиссер;

- главный бухгалтер ДК;

- представители профессиональных учреждений искусства;

- представители общественных организаций;

Функции художественного совета

- обсуждение репертуарных планов, планов творческой деятельности коллективов;

- разработка программ, проведение мероприятий;

- оказание методической помощи в деятельности коллективов;

- участие в просмотре и приеме новых спектаклей, концертных программ, номеров.

2. Функция планирования – утверждение и корректировка плана всей художественно-творческой деятельности ДК.

В положении о народных коллективах отмечается, что руководство народным самодеятельным коллективом может осуществляться художественным советом при самом самодеятельном коллективе, который может быть создан на общественных началах из числа его штатных работников и ведущих участников коллектива, деятелей культуры, представителей общественных организаций. Состав художественного совета утверждается заведующим клубом, директором Дома, Дворца культуры. Его функции совпадают с функциями художественного совета культурно-досугового учреждения.

Следующее руководящее звено народным художественным творчеством в культурно-досуговом учреждении – это художественный руководитель.

Художественный руководитель – это организатор художественно-творческого процесса в культурно-досуговом учреждении, как правило, специалист в каком-либо жанре искусства. Он должен знать общие особенности других жанров художественного творчества и оказывать методическую помощь руководителям коллективов народного художественного творчества. Часто он сам является руководителем какого-либо коллектива народного художественного творчества.

Функции художественного руководителя

Совпадают с функциями Художественного совета:

- планирование деятельности самодеятельных коллективов;

- методическая помощь самодеятельным коллективам;

Непосредственное руководство коллективом народного художественного творчества осуществляет руководитель – это специалист в каком-либо жанре искусства, имеющий среднее или высшее специальное образование.

Функции руководителя самодеятельного коллектива

В связи с тем, что участие в народном художественном творчестве – это добровольная деятельность, руководитель коллектива должен быть хорошим организатором, обладать коммуникативными качествами, владеть методикой преподавания, уметь планировать свою деятельность, то есть быть хорошим организатором и педагогом.

Он должен разбираться в качествах личности и видеть способности человека, то есть быть хорошим психологом. Без наличия этих качеств у руководителя, организовать успешный творческий процесс будет невозможно

«Руководить значит приводить сотрудников к успеху и самореализации» (В. Зигерт, Л. Ланг)

1 группа – профессиональные – используемые им методы и приемы управленческой деятельности

2 группа – интеллектуальные и личностные качества человека (знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфера вплоть до характера).

Вторая группа по отношению к первой обладает двумя особенностями:

- во-первых, она – фундамент, на котором строится профессиональная управленческая компетентность руководителя;

- во-вторых, она труднее поддается коррекции (изменить характер сложнее, чем усвоить методику управления).

Поэтому одним из главных психологических качеств руководителя является его мышление. Руководитель должен уметь мыслить:

а) проблемно и перспективно. то есть, заранее определяя возможные трудности и способы их преодоления;

б) системно. то есть, охватывая все стороны дела и влияющие факторы;

в) практически и обоснованно. отличая действительные факторы от субъективных мнений, желаемое от реального;

г) нешаблонно и неконсервативно. сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными новаторскими методами руководства;

д) оперативно, т.е. быстро реагировать на изменения и принимать рациональное решение;

е) последовательно и целеустремленно добиваясь поставленной цели, отделяя главное от второстепенного;

ж) самокритично, проявляя способность трезво оценивать свои действия, совершенствовать свои профессиональные навыки, знания.

Поскольку руководитель коллектива народного художественного творчества в современных рыночных условиях выполняет функции менеджера, то он должен обладать такими качествами, которые предъявляются современному менеджеру.

Требования, предъявляемые менеджеру

1. Компетентность. Необходимо постоянно пополнять свои знания, руководитель не может себе позволить учиться на своих ошибках.

2. Достоинство и высшая ответственность во всех делах, включая пунктуальность.

3. Чувство нового и умение рисковать. Это качество должно сочетаться с умением планировать и смотреть вперед.

4. Чувствительность и подвижность. Руководитель должен уметь чувствовать окружение, события, уважать мнение других и постоянно стремиться к саморазвитию.

5. Высокая работоспособность. Постоянное стремление быть лучше и делать все наилучшим образом.

- администратор (наблюдать за исполнением)

- плановик (разрабатывать методы и средства, с помощью которых другие достигают цели)

- политик (устанавливать цели и линию поведения в группе)

- эксперт (к нему обращаются как к лицу, обладающему достоверной информацией)

- представитель группы во внешней среде

- регулятор отношений внутри группы

- источник идей, информации, поощрения, наказания

- судья и миротворец

Существует три классических стиля руководства. Стиль руководства – типичная для руководителя система приемов деятельности, используемая в работе с людьми. Стиль руководства проявляется в манере руководителя говорить, слушать других людей. В 1930-е годы К. Левин выделил три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. До сих пор этот подход к анализу и классификации стилей является наиболее распространенным.

1. Авторитарный (директивный) стиль характеризуется централизацией власти в руках одного руководителя. Руководитель единолично принимает решения, жестко определяя деятельность подчиненных, не позволяет проявлять инициативу. Он обычно ориентирован на решение производственных задач, не доверяет подчиненным, пресекает всякую критику в свой адрес.

2. Демократический стиль руководства – децентрализация власти. Руководитель делегирует свои полномочия, консультируется с подчиненными, которые также принимают участие в принятии решений, инициатива с их стороны всячески стимулируется. Деятельность подчиненных контролируется не только властью руководителя, но и активом.

3. Либеральный (попустительский) стиль руководства характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчиненных. Руководитель выступает в роли посредника между занятыми в производстве группами людей, обеспечивая их информацией и материалами, необходимыми для выполнения работ. Руководитель, использующий данный стиль характеризуется следующими качествами:

- дела пускает на самотек;

- действует тогда, когда оказывают давление (либо сверху, либо снизу);

- никогда не критикует начальство, удобен в качестве подчиненного;

- склонен воздействовать уговорами, налаживанием личных контактов;

- критику выслушивает, соглашается, но ничего не предпринимает.

Ни один стиль руководства не может претендовать на универсальность, применимость в любых условиях. Поэтому важным качеством руководителя является владение разными стилями, гибкое использование их в зависимости обстановки.

Оскільки при m n система з m векторів лінійно залежна то m?n. Якщо m n то за означенням базису всі вектори простору а тому і вектори системи e1e2en лінійно виражаються через базис a1 a2 am .Тоді за лемою про дві системи вектори e1e2en лінійно залежні. Отже В просторі Rn будьяка лінійно незалежна система з n векторів утворює базис простору.

В довільній системі векторів a1a2am візьмемо всі лінійно незалежні підсистеми. Число векторів в цій фіксованій підсистемі будемо називати рангом системи векторів a1 a2 am. Таким чином рангом системи векторів називається максимальна кількість лінійно незалежних векторів в системі. Зрозуміло що ранг лінійно незалежної системи дорівнює числу всіх векторів в системі.

Ранг системи векторів a1 a2 am називається горизонтальним рангом матриці або рангом матриці за рядками і позначається. Стовпчики матриці A можна розглядати як m вимірні вектори b1 b2bn з дійсними координатами елементи простору Rm. Ранг системи векторів b1 b2bn називається вертикальним рангом матриці A або рангом матриці A за стовпчиками і позначається rbA.

Для будь якої матриці її горизонтальний та вертикальний ранги рівні та співпадають з рангом матриці за мінорами. Це означає що порядок базисного мінора матриці дорівнює k. За теоремою про базисний мінор k рядків матриці A на яких будується базисний мінор лінійно незалежні а решта рядків лінійно виражаються через них.

© "Пятифан" http://5fan.ru
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.

Образец характеристики на художественного руководителя дома культуры

  • Фильмы
  • Игры
  • Музыка
  • Софт
  • Книги
Вы ищете - образец характеристики на художественного руководителя дома культуры

Анализ деятельности СДК "Космос". Отчет по практике. Читать. * 1.2 Характеристика деятельности СДК "Космос". Дом культуры привлекает к участию в художественной самодеятельности жителей. традиционной народной культуры участники и руководители коллективов художественного. Характеристика с места работы – образец | Делопроизводство * Обязательно далее в статье будет приведен образец характеристики с места. людьми, оценка его психологических качеств и общего уровня культуры. Подписывает документ руководитель организации и весьма желательно. Приказ Министерства культуры РФ от 1 сентября 2011 г. № 906. * 23 ноя 2011. Обзор документа. Дома культуры обслуживают не только населенные пункты по месту расположения, но и другие. организации и проведению культурно-массовой работы (художественные руководители. Рождество в Татрах * Эта цена не включает передачи сборов, музей входные билеты и медицинскую страховку. встреч творческих коллективов, транспорт до Дворца культуры). музыкантов, художественных руководителей фестивалей и конкурсов. списки участников электронной почтой, установленного образца: Ф.И. на. Модельный Дом культуры * Модельный ДК (Положение об этом учреждении культуры приведено. востребования) должны служить следующие характеристики. (участник художественной самодеятельности, член любительского объединения, клуба по. стать базовым учреждением культуры в районе, образцом деятельности по. Планирование * Планирование деятельности учреждений культуры. Алексанова Ж.А. Сегодня ясно одно: такие образцы программ и планов нужны. В них должны. Методическое пособие по присвоению и оформлению. * Издание осуществляется государственным учреждением культуры « Агентство. муниципальных учреждений культуры и художественного образования, творческих. Образцы документов, входящих в портфолио, необходимые для. творческая характеристика на руководителя коллектива, заверенные. Отчет за 2009 год * социально-экономические и демографические характеристики. Порецкий район (Сиявский сельский Дом культуры Сиявского сельского поселения);. В Еметкинском СКЦ - 2 ставки; директор и художественный руководитель имеют. «Виртуальный мастер-класс - как новая форма проведения клубного. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития. * 19 авг 2011. Квалификационные характеристики должностей работников. Высшее профессиональное образование (культуры и искусства. Художественный руководитель. Согласовывает с художником-постановщиком и режиссером-постановщиком рабочие эскизы и образцы бутафории.Работники культурно-творческих профессий должностные. *. Художественный руководитель клубного учреждения, парка культуры и. Директор научно - методического центра народного творчества, дома. О создании модельных учреждений культуры клубного * Модельный Дом культуры рассматривается как эталон клубного учреждения будущего, образец деятельности по организации неформального общения людей, предлагающий. Основные ее характеристики включают наличие подъездных путей и пешеходных дорожек с. Художественный руководитель.Единый квалификационный справочник должностей. *. Пошаговые процедуры кадровых операций · Образцы документов по кадрам · Трудовые книжки. руководителей и специалистов высшего профессионального. Квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе. работники культуры: художественные руководители, дирижеры, режиссеры. Жирновский район — Википедия * Физико-географическая характеристика[править | править вики-текст]. И. Гертнер, исследуют степи Поволжья, собирая многочисленные образца растений. художественный руководитель Нижнедобринского сельского Дома. В 1985 году художественным руководителем Красноярского Дома культуры. Время работы сельского клуба, Дома культуры не должно. * Основные ее характеристики включают наличие подъездных путей и. художественного творчества" прохождение руководителем коллектива. Предполагает проверку знаний без выдачи документа особого образца и. Утверждены квалификационные характеристики должностей. * Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и. должностей руководителей, специалистов и служащих. если художественный руководитель осуществляет руководство организацией. Приложение * Квалификационные характеристики должностей работников культуры. Художественный руководитель. Согласовывает с художником- постановщиком и режиссером-постановщиком рабочие эскизы и образцы бутафории.Краткая характеристика - Администрация Тамбовского района * 23 июн 2010. В Черняновском Доме культуры работает сельская библиотека. Книжный. директор Дома культуры; - художественный руководитель;Сайт Тверского областного дворца культуры «Пролетарка. * Для подчиненных Илья Александрович стал образцом в профессиональной деятельности. В 2013 году переведен на должность художественного руководителя. Дома народного творчества, далее заведующей Центра культуры, но. Характеристика представлена на поощрение Почётной грамотой. Проект "Об утверждении Стандарта модельного сельского Дома. * Модельный Дом культуры рассматривается как эталон клубного учреждения будущего, образец деятельности по организации неформального общения людей, предлагающий. Основные ее характеристики включают наличие подъездных путей и пешеходных дорожек с. Художественный руководитель.Текстовой отчет о работе актюбинского сельского Дома. * 28 фев 2011. Актюбинский сельский дом культуры вел свою деятельность согласно. художественный руководитель и участники художественной.

Скорость: 8078 Kb/s

Художественный руководитель творческого коллектива: профессиональные и личностные качества

Художественный руководитель творческого коллектива: профессиональные и личностные качества

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство Культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Орловский государственный институт искусств и культуры

Кафедра Социальной работы и психолого-педагогичесих наук

Художественный руководитель творческого коллектива: профессиональные и личностные качества

Выполнила. Лустина Н. С.

студентка 107 группы

Научныйруководитель. Дорофеева Е. В.

кандидат психологических наук, доцент

Преобразования в идеологической, социально-экономической и духовной сфере, обеспечившие свободу творчества, возможности творческой самореализации участников творческих коллективов и наряду с этим экономические трудности, новые культурно-экономические условия требуют руководителей - профессионалов, способных реализовывать художественные цели, согласуя их с имеющимися экономическими возможностями.

Непрерывно меняющаяся реальная действительность обусловливает потребность в руководителях - педагогах, не только хорошо знающих свое дело, но ориентированных на творчество, предприимчивость, обладающих развитым профессиональным самосознанием и креативностью как важнейшей чертой профессионала-мастера, определяющей в сложных и противоречивых условиях жизнеспособность личности и результативность ее деятельности.

Организаторская деятельность требует креативности, умения принимать решения в самых неожиданных, непредсказуемых ситуациях, когда необходимо, отказываясь от готовых образцов, творчески использовать имеющийся опыт. В современных условиях изменение портрета руководителя творческого коллектива влечет за собой и изменения требований, предъявляемых к нему.

Таким образом, цель нашего исследования: изучить профессиональные и личностные требования к нему.

Для успешного достижения цели нами был поставлен ряд задач:

- проанализировать педагогическое взаимодействие руководителя и участников творческого коллектива;

- изучить многообразие функциональных компонентов управленческой деятельности руководителя;

- рассмотреть основные требования, предъявляемые к личности руководителя творческого коллектива.

Объект исследования: профессиональные и личностные требования, предъявляемые к руководителю творческого коллектива.

Предмет исследования влияние личных качеств и профессиональных навыков руководителя на деятельность творческого коллектива.

Глава 1. Теоретическое обоснование профессиональных и личностных требований к руководителю творческого коллектива 1.1 Педагогическое взаимодействие руководителя и участников творческого коллектива

Профессиональная пригодность человека есть не что иное, как необходимый комплекс способностей, физических, нервно-психических и нравственных качеств, которые требуются для овладения определенными рабочими функциями и успешной деятельности в той или иной сфере производства или духовной жизни. Поэтому ее нельзя сводить только к сумме знаний, умений и практической сноровки, которые приобретаются в ходе профессионального обучения. Еще нужна склонность к работе, наличие определенных природных данных и нравственных качеств.

Профессиональная пригодность к педагогической деятельности связана с наличием у человека физического и психического здоровья, хороших речевых данных, уравновешенности нервной системы, способности выдерживать воздействия сильных раздражителей, проявлять выдержку и т. д. К числу личностных качеств, характеризующих пригодность к педагогической деятельности, также относятся: склонность к работе с детьми, коммуникабельность (стремление и умение общаться с другими людьми), тактичность, наблюдательность, развитое воображение, организаторские способности, высокая требовательность к себе.

Организаторские способности особенно важны в деятельности руководителя любительского коллектива.

Объект деятельности организатора - люди, их психология и практическая деятельность: «Познание психологии людей и применение познанного в практике непосредственного воздействия на них и взаимодействия с ними в процессе целевой деятельности составляет специфическую сущность деятельности организатора и определяет психологические требования к его личности».

Специфика организаторской деятельности определяет структуру организаторских способностей, которая включает «организаторское чутье», эмоционально-волевую воздейственность, склонность к организаторской деятельности. Выделенные свойства составляют определенную иерархию: на первом месте - «организаторское чутье», на котором базируется эмоционально-волевая воздейственность, являющаяся процессуальной стороной организаторских способностей. Склонность к организаторской деятельности по отношению к «организаторскому чутью» и эмоционально-волевой воздейственности является как бы условием, определяющим их высокое качество.

«Организаторское чутье» представляет собой своеобразное единство трех способностей: психологической избирательности, практически-психологической направленности ума, психологического такта. При этом психологическая избирательность (способность личности наиболее полно и глубоко отражать психологию организуемой группы, отдельных ее членов, их межличностные отношения) является исходным свойством для практически-психологической направленности ума и психологического такта. Последние опираются на психологическую избирательность. По ним можно судить об уровне ее развития.

«Организаторское чутье» необходимо руководителю коллектива, который должен понимать психологию людей, их взаимоотношения, обязан понимать состояние каждого исполнителя, уметь поддержать, иногда и «не заметить» ошибки, а когда нужно, призвать к исполнительскому порядку. Особенно это важно в работе с любителями.

Эмоционально-волевая воздейственность - целостное образование, также объединяющее три способности: общественную энергичность (способность организатора заряжать своей энергией организуемых, вызывать у них стенические чувства и волевое усилие); требовательность (свойство, проявляемое в смелости, с которой он выдвигает задачи, в адекватности и многообразии их форм); критичность (способность обнаружить и выразить значимые для организаторской деятельности отклонения от условий и установленных норм).

Для руководителя коллектива общественная энергичность, умение побудить людей к активности, требовательность и критичность являются важнейшими качествами. Волевой импульс, эмоционально-волевая воздейственность обеспечивают дирижеру возможность, организуя музыку и музыкантов, руководить исполнением.

Склонность к организаторской деятельности может быть определена как организаторская направленность личности. Это способность к психологической готовности и потребности в организаторской деятельности, удовлетворенность, относительная неутомляемость, стенические эмоции в процессе ее выполнения.

Особую важность приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие.

Обязательное для руководителя качество - гуманизм, т. е. отношение к человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности участника коллектива, из сочувствия, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей развития, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Участники самодеятельных коллективов видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.

Руководитель - это всегда активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни участников. Пробуждать интересы, вести участников за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как самодеятельный коллектив, обязывает руководителя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Руководитель - образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на близкий и доступный для подражания образец. Профессионально необходимыми качествами руководителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности и беспомощности руководителя участники не должны чувствовать и видеть. Еще А. С. Макаренко указывал, что учитель без тормозов - испорченная, неуправляемая машина [19, 244). Нужно это помнить постоянно, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обид на участников, не нервничать по пустякам.

Душевная чуткость в характере руководителя - своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние участников, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Естественное состояние руководителя - профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих питомцев.

На слагаемые педагогического мастерства руководителя самодеятельного коллектива оказывают влияние особенности художественно-педагогической работы руководителей с участниками самодеятельных коллективов. Заострим внимание на чертах, свойственных любой форме организации досуга, которые как бы очерчивают круг требований, с которыми нужно считаться руководителям.

Первая особенность. Художественно-педагогическая деятельность любителей осуществляется добровольно. Добровольность, общий признак для всех форм воспитательной досуговой практики учреждений культуры, применительно к деятельности коллективов любителей искусства и народного творчества имеет свою специфику. Скажем, если участнику не хочется выступать на концерте (гипотетически представим себе такой случай), то при всей добровольной вовлеченности в деятельность коллектива он не имеет морального права подвести остальных участников, так как связан с ними отношениями ответственной зависимости. Более того, пропуск солистом или другим участником генеральной репетиции рассматривается в коллективе как чрезвычайное происшествие и нарушение одной из важных заповедей его жизни. Отсюда нетрудно понять, что признак добровольного вовлечения в учебно-воспитательную и художественную работу проявляется качественно иначе, чем в остальных досуговых формах деятельности. Ведь дело не только в том, что деятельность участников добровольна, она еще и коллективна, общественно значима в прямом смысле. Ведь отмена, например, концерта - это подрыв доверия посетителей к авторитету учреждения культуры.

Таким образом, учебно-воспитательная работа, исполнительская деятельность, оставаясь в конечном итоге делом добровольным, обязательно предполагают принятие участниками определенных обязательств.

Досуговая форма занятий накладывает свой отпечаток на весь характер обучения и воспитания участников в коллективе, делая их отличными от занятий, например, в школе, профессионально-техническом училище, среднем или высшем учебном заведении. Ведь в последних учащиеся, например, выполняют контрольные ра6оты, сдают зачеты и экзамены, получая за это оценки. Некачественное выполнение заданий и упражнений грозит им не только плохой оценкой, но и лишением стипендии, отчислением из учебного заведения и т. п. Руководитель художественного коллектива не выставляет участникам никаких оценок за выполнение ими упражнений и заданий, но это, конечно, не означает, что успешный их результат никак не стимулируется. Оценка осуществляется иначе: одобрением, поощрением и т.п.

Вторая особенность. Педагогическая и художественная деятельность осуществляется не в рабочее или учебное время, а в свободное.

Третья особенность. Учебно-воспитательная и художественно-исполнительская деятельность коллектива носит безвозмездный характер.

Четвертая особенность. Как отмечалось, обучение и воспитание в коллективе прямо или опосредованно связано с работой над художественным произведением и его исполнением. Можно различить моменты, когда обучение и воспитание участников непосредственно происходит в процессе освоения художественного материала и когда они относительно обособляются в самостоятельные формы учебно-воспитательной работы -танцевальный тренаж. Но даже и в этом случае обучение и воспитание в конечном итоге как бы замкнуты на работе над произведением.

Исходя из вышесказанного, руководителю следует в процессе подготовки к занятиям продумать и выделить компоненты обучения и воспитания, как условия выполнения художественных задач, определив, какие из них будут включаться на ходу, а какие - в форме специально организованных занятий.

Пятая особенность заключается в том, что обучение и воспитание окрашено эстетически-нравственными эмоциями и переживаниями, связанными с работой над произведениями. На первый взгляд, может показаться, что смена трудовой или учебной деятельности досуговой, когда личность активно отдыхает, имеет тот же характер эмоций и чувств. Но это на первый взгляд. Специфичность эмоций и чувств человека, занятого в самодеятельном коллективе, становится понятной, если учитывать, что в обучении и воспитании участники коллектива практически овладевают средствами художественно-эстетического воплощения образов произведения. Разве подобные эстетические переживания могут быть сравнимы с переживаниями человека, не вовлеченного в художественно-педагогический процесс? Фактически в коллективе осуществляется отдых, требующий напряжения эмоциональных, интеллектуальных, волевых, нравственно-эстетических, физических усилий.

Шестая особенность. Обучение и воспитание и коллективе связано с его художественно-исполнительской деятельностью. Поэтому какое бы место ни занимала учебно-воспитательная работа, она всегда замыкается на исполнении произведения, художественная полноценность которого выступает «лакмусовой бумажкой» эффективности не только художественной, но и педагогической деятельности.

Седьмая особенность. Обучение и воспитание средствами художественно-предметной деятельности предполагает удовлетворение и развитие нравственно-познавательных, эстетических и художественных запросов участников в определенном виде искусства и народного творчества. На этой основе коллективы формируют у них общественно-ценные потребности, интересы, ориентации, мотивы и установки. Тем самым обучение и образование в коллективе являются средствами формирования и развития ценностной направленности участников в сфере культуры и искусства.

Следовательно, педагогическая деятельность выступает важным источником формирования познавательных, художественно-эстетических установок любителей, способствуя воспитанию из них более квалифицированных читателей, зрителей и слушателей концертов и спектаклей, активных посетителей вечеров отдыха и т.п.

Педагогическая деятельность состоит из элементов усвоения и воспроизведения сформированных ранее знаний, умений и навыков и элементов творческой деятельности, в процессе которой участники самодеятельности учатся открывать новые для себя грани и нюансы в искусстве. Приобретенный опыт творческой деятельности закрепляется в сознании участников и в новых ситуациях воспроизводится как новые средства решения нового, как правило, более сложного класса учебно-творческих задач. Поэтому творчество - это создание нового, оригинального. В самодеятельном коллективе оно чаще всего является таковым только для данного участника или группы участников, так как в художественно - педагогической практике оно может быть известно. Вместе с тем новое обязательно наделено общественной ценностью. Оно может быть ценным с точки зрения учебно-воспитательных задач коллектива и значимым для общества, если созданное коллективом выносится на суд аудитории.

По мере накопления опыта, в том числе и опыта прошлой творческой деятельности, участники могут подняться до такого уровня, когда обогащается сокровищница художественной и педагогической культуры общества.

Следовательно, в коллективе художественная и педагогическая технология как бы включает в себя три «такта». Первый такт - воспроизведение художественного опыта, посредством которого художник-педагог определяет успешность предшествующей деятельности, а также уровень обученности, воспитанности, развитости участников. Второй такт - решение новых, ранее не встречавшихся участникам задач и проблем, которые для них несут черты творчества. Соответственно деятельность в художественной технологии носит художественно-творческий, а в обучении и воспитании - педагогически-творческий характер. Невозможно себе представить, чтобы участники смогли художественно-творчески воплощать и исполнять произведения, предварительно не научившись творчески работать в процессе обучения и воспитания. Третий такт - воспроизведение участниками творческого опыта художественной и педагогической деятельности, приобретенного в решении новых задач. Этот момент чрезвычайно важен, так как следует учить участников осознавать опыт прошлой творческой деятельности для того, чтобы, опираясь на него, используя его в качестве новых средств художественной и педагогической деятельности, они смогли бы решать в дальнейшем новые задачи.

Итак, произведение разучено и исполнено внутри коллектива. В процессе подготовки участники приобрели опыт, позволяющий им в новой сценической ситуации исполнить произведение, адресуемое зрителям (слушателям). Это кульминация творческой деятельности участников. Именно здесь выявляется, насколько они смогли научиться свободно и раскованно владеть исполнительскими средствами и с их помощью по-новому создавать идейно-художественный образ, наделив его чертами собственного эстетически вдохновенного отношения. Исполнение завершилось. Участники уносят с собою глубокие эстетические переживания, которые они приобрели в процессе исполнения произведения, уносят ощущение общественной ценности их деятельности.

В этот цикл, таким образом, входят три такта, нелинейно сгруппированных в целое с «цепочкой» сменяющихся деятельностей: репродуктивная - продуктивная - новая репродуктивная педагогическая деятельность; репродуктивная - продуктивная - репродуктивная художественная деятельность, и, наконец, продуктивная сценическая деятельность, завершающая «кругооборот» движения коллектива.

Таким образом, эта сложная композиция художественно-педагогической деятельности развертывается в соответствии с механизмом, который гласит: источником развития коллектива является педагогическая деятельность (со сменой репродуктивной деятельности продуктивной и от нее - новой учебно-воспитательной репродуктивной деятельностью), выступающая условием художественно-технологической деятельности (со сменой репродуктивной деятельности продуктивной и от нее - новой художественно-технологической репродуктивной деятельностью), которая, в свою очередь, является предпосылкой для продуктивной сценической (исполнительской) деятельности, обладающей общественно-эстетической ценностью.

Итак, мастерство педагогического взаимодействия руководителя и участников самодеятельного коллектива - это неразрывное единство и взаимосвязь педагогического, организаторского и художественно-творческого процессов, она имеет педагогическую направленность и обладает творческим характером и является, таким образом, сложной, комплексной.

«Наша работа не только, а может быть, и не столько профессия. это - судьба, наша судьба, судьба людей, которым мы по долгу службы помогаем. Человеческий контакт с ними чаще всего уже не прекращается. Мы уже как бы не можем не общаться, не помогать друг другу, жить друг без друга». Эти слова, сказанные одним из шведских специалистов, в полной мере отражают суть деятельности руководителя творческого коллектива, его место в обществе и отношение к своей обычной, но очень нужной профессии.

1.2Многообразие функциональных компонентов управленческой деятельности руководителя

Систему педагогической деятельности мы рассматриваем в единстве взаимодействующих структурных и функциональных компонентов. Под функциональными компонентами системы понимаются базовые связи между исходным состоянием структурных элементов и конечным искомым результатом.

Обратимся к описанию функциональных компонентов, связей между структурными и функциональными компонентами, воссоздающими целостность педагогической деятельности.

Основные функции руководителя творческого коллектива могут быть поняты исходя из специфики его деятельности, многообразия видов отношений и общения, системы ценностных ориентаций, возможностей творческой самореализации личности. Принимая во внимание указанные особенности, мы выделяем следующие основные функции - гносеологическую, гуманистическую, коммуникативную, информационную, нормативную, обучающую и воспитывающую.

Признание многообразия функциональных компонентов педагогического мастерства подчеркивает многоаспектность содержания педагогической деятельности и разнообразие форм ее реализации.

Гносеологическая функция обеспечивает целостность представлений о педагогической деятельности, о реальных путях ее познания и освоения. Руководитель выступает как методолог педагогики, исследователь, организатор, психолог, учитывающий многообразие историко-педагогических, психолого-педагогических, этнопедагогических и других знаний. Гносеологическая функция проявляется в целенаправленном исследовании, отборе и систематизации научных знаний о субъектах и объектах образовательного воспитательного процессов. Это особенно важно сейчас при активном расширении и обновлении научно-педагогических знаний, смене парадигм обучения и воспитания участников коллектива.

Гносеологическая функция направлена не только на познание и анализ педагогических явлений, но и на изучение и осознание руководителем самого себя, своих индивидуально-психологических особенностей, уровня профессионализма.

Важно и то, что осознание руководителем назначения своей деятельности и отношение к ней связано не только с предметом и мотивацией деятельности, но и со способами ее реализации.

Гуманистическая функция руководителя самодеятельного коллектива утверждает в учебно-воспитательном процессе общечеловеческие ценности, создает условия для развития способностей и дарований человека, служит укреплению сотрудничества, равенства, справедливости, гуманности в совместной деятельности.

Суть гуманитаризации как конкретного проявления гуманистической функции образования и воспитания состоит в формировании у участников профессионально-нравственного отношения к действительности, т. е. таких качеств, как служение истине, интеллигентность, самостоятельность в суждениях, ответственность и инициатива, настойчивость в достижении цели и т. д.

Реализация гуманистической функции объединяет противоположные, но тесно связанные между собой процессы социализации и индивидуализации личности. Обретение опыта общественных отношений в досуговой деятельности и общении происходит на индивидуальном уровне, когда нормы, правила общественной жизни становятся личностными качествами. Гуманистическая направленность деятельности руководителя преломляется в социально-нравственных, профессиональных качествах личности участников. Целенаправленный процесс социализации воспитанников есть в то же время и процесс их индивидуально-личностного становления.

Гуманистическая функция способствует развитию таких ее составляющих, как нравственная культура, гуманитарная культура, духовная культура личности. Эти виды педагогической культуры характеризуют готовность человека действовать в соответствии с нравственными ценностями и нормами. В частности, нравственная культура личности руководителя складывается из культуры нравственных чувств, нравственных отношений и нравственного поведения.

Коммуникативная функция занимает особое место в числе других функциональных компонентов в силу того, что педагогический процесс немыслим вне общения, вне установления многообразных коммуникативных связей между обучающими и обучаемыми. Коммуникативная функция руководителя отвечает его первостепенной потребности в общении с участниками, коллегами, учителями школ, представителями производственной сферы, тем более что педагогический процесс в учреждениях культуры - это постоянное взаимодействие, обмен информацией между заинтересованными участниками.

В профессионально-педагогической деятельности руководителя мотивы коммуникации определяются целями учебно-воспитательной работы, уровнем интеллектуальной готовности и предрасположенности к совместной работе с участниками коллектива и коллегами. Но во всех случаях мотивы носят личностный характер, определяемый общей и профессиональной культурой руководителя.

Коммуникативная активность личности руководителя обусловлена его интеллектуальными, психологическими, возрастными и другими особенностями. Данные экспериментальных исследований свидетельствуют о различиях в общении руководителей с участниками коллектива в зависимости от направленности деятельности, педагогической квалификации, стажа работы.

Коммуникативная функция реализуется более успешно в том случае, если у субъектов общения совпадают точки зрения на выбор средств и методов общения, есть заинтересованность в своем собеседнике. Осуществление коммуникативной функции требует перехода от авторитарной позиции руководителя и субординированной позиции участника к личностному, равноправному сотрудничеству и сотворчеству.

Большое значение для общения имеет речевая культура руководителя, т.е. знание норм речи, умение правильно использовать языковые формы, что облегчает усвоение передаваемой информации, воспитывает речевую грамотность воспитанников, дисциплинирует их мышление.

В ряде исследований последних лет по педагогике (Д.Ш.Турсунов, Ш.А.Магомедов и др.) поставлена проблема формирования культуры межнационального общения, принципиально важная при организации учебно-воспитательного процесса в многонациональной аудитории.

Таким образом, коммуникативная функция обусловливает необходимость развития речевой культуры, культуры общения, культуры межнационального общения.

Обучающая функция реализуется в деятельности руководителя, направленной на овладение участником определенной системой знаний, умений, навыков, социальным опытом, на развитие его интеллекта и способностей.

Успешная реализация обучающей функции обусловлена рядом факторов: уровнем профессиональной подготовки руководителя, включающей специальную, дидактическую, технологическую и методическую подготовку; уровнем готовности обучающихся к овладению знаниями, навыками, умениями; наличием соответствующей материально-технической базы обучения; наличием необходимого и достаточного времени (сроками обучения); индивидуально-психологическими особенностями обучающих и обучающихся и др.

Общий контур обучающей функции создается следующей совокупностью проблем: проблема «знать», проблема «уметь», проблема «успевать», проблема «оценивать». В данном перечне проблем заложены поиски ответов на более конкретные вопросы: «чему учить», «как учить», «кому и кого учить». Готовность найти ответы на эти вопросы составляет основу педагогического мастерства руководителя.

Воспитывающая функция отражает область воспитательной деятельности руководителя коллектива. Наряду с учебной, исследовательской, общественно-педагогической деятельностью руководитель призван осуществлять целенаправленную воспитательную работу. Руководитель самодеятельного коллектива как педагог, ученый и воспитатель силой своего авторитета, эрудицией, профессионализмом прямо и опосредованно влияет на становление личности участника.

Основными направлениями воспитательной деятельности руководителя остается воспитание нравственной, экологической, эстетической, экономической, валеологической, физической культуры личности. Данные направления воспитательной деятельности раскрывают сложную мозаику культурных ценностей, технологий, творчества, создающих уникальный контекст формирования личности.

Нормативная функция поддерживает равновесие в системе деятельности руководителя, уменьшает влияние дестабилизирующих факторов в педагогической среде. Любое регулирование деятельности исходит из определенных требований, норм, которые устанавливаются ее участниками. Нормы педагогической деятельности направлены на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия руководителя с участниками, с коллегами и администрацией, на обеспечение их сотрудничества и достижение совместных целей. Противоречия между участниками педагогического процесса носят объективный и субъективный характер, и их разрешение, следовательно, должно быть направлено как на изменение объективных процессов, так и на регуляцию личностного поведения. Знание норм педагогической деятельности облегчает поиск необходимого решения, придает уверенность в правильности своих действий.

В системе педагогической культуры нормы, отражая опыт профессиональной группы и общества, служат улучшению морально-психологического климата в коллективе, укрепляют структуру его формальных субординированных и неформальных межличностных отношений. Педагогические нормы, выполняя функцию ценностей, помогают руководителю выбрать наиболее оптимальные способы деятельности, утвердить в жизни и профессиональной деятельности цели, идеалы и профессиональные приоритеты. Нормативный компонент проявляется также в тех ситуациях, когда необходимо соблюдение некоторой дистанции между руководителем и участником коллектива. В таком случае педагогическая норма может принимать форму традиций и обычаев.

Руководитель коллектива является субъектом различных правовых отношений, которые складываются в процессе профессионального взаимодействия с участниками и коллегами, руководителями разных уровней и строятся на основе равенства, взаимных прав и взаимной ответственности. Так, требовательность руководителя опирается не только на педагогические, но и на правовые основы, обязательные как для руководителя, так и для участника. Правовая культура руководителя выступает необходимым условием организации учебно-воспитательного процесса, соблюдения гуманистических начал, прав и свобод личности.

Ценность и эффективность норм определяются их устойчивостью, согласованностью с другими нормами, ясностью и определенностью границ их действия в социально-педагогических условиях. Если в структуре правовой культуры руководителя наблюдается недооценка личностно-творческого компонента, то возможно чрезмерное нормирование деятельности (нормативная избыточность), приводящее к ограничению творческой и интеллектуальной активности, снижению роли педагогической импровизации и ослаблению педагогической интуиции, к однообразию в использовании форм и методов, приемов обучения и воспитания, отказу от инновационного поиска. В этом случае усиление нормированности в работе педагога-руководителя свидетельствует о довольно низком уровне педагогической культуры.

Нормативная функция культуры динамична, она имеет отношение ко всем видам педагогической культуры, но наиболее полно проявляется в правовой и управленческой культуре, культуре организации педагогического труда, культуре поведения.

Информационная функция выступает основой педагогической преемственности разных эпох и поколений. Характер педагогической деятельности при этом постепенно усложнялся от передачи простейших практических умений и навыков до трансляции систематизированной, абстрактной информации, запечатленной в виде знаний, теорий, принципов поведения и деятельности. Овладение систематизированной информацией и ее передача становились уделом определенной группы людей - ученых-педагогов, их интеллектуальной собственностью.

Ценности педагогической культуры хранятся и накапливаются в виде рукописей, книг, технических приспособлений, норм народной педагогики и др. Увеличение информационного потока, дифференциация и интеграция научного знания потребовали от педагогов специального умения обращаться с информацией, т.е. определенной информационной культуры. Абстрактно-обобщенный способ передачи информации предполагает не простое воспроизведение, а индивидуально-творческое использование системы знаний.

Следует признать, что эффективность влияния руководителя будет тем выше, чем больше накопленный им объем информации и чем оперативнее он пользуется ею.

В деятельности педагогов-руководителей важное место занимают такие проявления творческой активности, как педагогическая импровизация, педагогическая интуиция, воображение, способствующие оригинальному продуктивному решению педагогических задач. В структуре личности гармонично сочетаются научные и педагогические интересы и потребности; развитая педагогическая рефлексия и творческая самостоятельность создают условия для эффективной самореализации индивидуально-психологических, интеллектуальных возможностей личности. Руководители заинтересованно относятся к различным способам повышения педагогического мастерства и профессиональной культуры. Нередко они выступают инициаторами создания «школ», проведения семинаров, конференций по актуальным проблемам деятельности. Они охотно делятся личным педагогическим опытом и изучают опыт других; их отличает постоянное стремление совершенствовать собственную педагогическую систему.

Требования к навыкам и умениям руководителя творческого коллектива предусматривают: умение планировать работу коллектива; умение организовать репетиционную и исполнительскую работу; владение специальной терминологией; в работе с коллективом учитывать возрастные и индивидуально-психологические характеристики участников.

Чтобы успешно решать возложенные на коллектив задачи, руководитель должен быть квалифицированным специалистом.

Руководитель должен обладать исполнительскими умениями и навыками на профессиональном уровне, ведь он должен показывать образец исполнения произведения, скажем танца или песни. И чем совершеннее он владеет профессиональными качествами, тем лучше он сможет научить участников.

Руководитель должен уметь заразить своим замыслом, что чрезвычайно важно для обучения и воспитания участников в силу непосредственной эстетически чувственной образности искусства. Он должен быть знатоком истории и теории данного вида искусства, уметь передать свои знания, следить за достижениями в области культуры и искусства и привлекать к ним внимание участников.

Руководителю самодеятельного коллектива мало быть художником, он должен быть педагогом, обладать педагогическими способностями. Педагогически подготовленный руководитель организует процесс передачи участникам знаний, умений и навыков, а главное, создает условия для их самостоятельной активной учебно-воспитательной работы. Его компетентность проявляется не только в его профессии художника, но и педагога.

В настоящее время самодеятельные коллективы нуждаются не только в педагогах-художниках, но и психологах. Знание психологии человека поможет руководителям значительно повысить уровень учебно-воспитательной работы в коллективе.

В структуре необходимых педагогических качеств большое значение придается коммуникативным способностям.

Способность общения проявляется у руководителя в разных ситуациях. Имея опыт, он сразу может оценить сложившуюся ситуацию в коллективе и принять педагогически эффективное решение. По еле заметным эмоциям он чувствует и понимает возникшее у человека затруднение, состояние неуверенности и растерянности или, напротив, переоценки своих возможностей. Для неопытного же руководителя участники мало, чем друг от друга отличаются, он, прежде всего, замечает способных, тех, кто имеет хороший голос, пластичен и т. д. и кто малоспособный.

Руководитель должен в совершенстве владеть педагогическим тактом. Это означает уважение к личности и индивидуальности каждого участника, чуткость и внимательность к психологическому их состоянию, доверие к ним и веру в их художественные возможности, умение устанавливать и поддерживать ровные отношения и быть выдержанным. Невозможно дать рекомендации, каким образом следует поступать в той или иной ситуации, так как они чрезвычайно многообразны. Но опытный педагог умеет в соответствии с конкретной обстановкой правильно использовать приемы воздействия с учетом психологии человека. С одним - провести разговор с глазу на глаз, с другим - на миру, третьему достаточно одного взгляда, с четвертым нужен большой, обстоятельный разговор и т. д.

Руководитель призван быть организатором всей художественно-педагогической деятельности коллектива. Организаторские способности выражаются в умении осуществлять триединство деятельности коллектива, то есть жить перспективой и учитывать развитие по спирали, следовательно, уметь планировать свою работу так, чтобы в нее входили психолого-педагогические и художественно-технологические компоненты.

Руководитель должен уметь гармонично сочетать разнообразные формы занятий с чередованием интенсивных и небольших нагрузок, сосредоточенность - с расслабленностью. Правильно организованные занятия приносят всем чувство удовлетворения и радость от встречи с искусством, друг с другом.

От компетенции, художественно-педагогической подготовленности и способностей руководителя во многом зависит будущее самодеятельных коллективов. Повышение удельного веса руководителей со средним и высшим специальным образованием, улучшение системы их переподготовки, более целенаправленная и систематическая помощь со стороны профессиональных коллективов, неуклонное повышение качества информационно-методической помощи - таков неполный перечень факторов, влияющих на рост их художественно-педагогической квалификации.

Педагогическое самообразование руководителя предполагает самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества. Его содержание образуют психолого-педагогические и специальные знания, владение основами научной организации педагогического труда, общая культура, специфически спроецированная в сферу педагогической деятельности самодеятельного коллектива.

Профессия руководителя коллектива имеет свою специфику: он работает с Человеком, а значит, его собственная личность является мощным «рабочим инструментом». И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в профессии руководителя как педагога личностный рост - непременное условие достижения профессионализма.

Ориентация на успех в своей профессиональной деятельности должна быть свойственна любому педагогу и любому специалисту - руководителю творческого коллектива. В работе Л.М. Митиной «Управлять или подавлять» анализируются особенности людей, которых называют «самодостаточными». Это люди без «комплекса неполноценности», которые добились положения, уважения, испытывают самоуважение, живут в ладу со своей совестью. Их называют победителями. Оказалось, что общим у этих самых различных людей были основополагающие жизненные установки.

Первая установка - высокая самооценка. Это необходимо каждому человеку, чтобы сохранить себя как личность. Если человек не видит ничего из того, что можно в нем оценить, как его смогут ценить другие?

Вторая установка - позитивное отношение к жизни. Люди, умеющие видеть положительные стороны жизни, находят поддержку в самых неожиданных местах. Если мы видим в жизни только негативное, что будет с нашей жизнью? А между тем очень многие люди чрезвычайно критично относятся ко всему, что их окружает. Повышенная критичность часто рассматривается как отсутствие личностной самодостаточности.

Третья установка - вера в добро. Вера в добро - мораль сильного человека. Пока мы верим в добро, мы сохраняем свою силу. Разуверившись в добре, мы уступаем злу и становимся перед ним безоружными.

Четвертая установка - умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему, даже если в той или иной ситуации мы оказываемся «ни при чем». При этой установке реализуется ответственность за происходящее, присутствует мудрость, ощущение себя частицей социального организма, всей Природы, Вселенной.

Пятая установка - умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия.

Глава 2. Профессиональные и личностные требования к специалистам учреждений культуры 2.1 Профессиональные требования к специалистам учреждений культуры

Мною были собраны и обобщены требования к специалистам учреждений культуры

В области хорового творчества (хоровым и музыкальным коллективам) необходимо знать:

основы первичного звукоизвлечения и технику дыхания;

методы и способы аранжировки;

элементарную теорию музыки, гармонию, музыкальную литературу;

* методику детского музыкального воспитания; необходимо уметь:

работать с хором (ансамблем), применяя навыки дирижирования;

читать хоровые партитуры;

применять навыки игры на фортепиано;

использовать приобретенные певческие и ансамблевые навыки;

аранжировать произведение для хорового коллектива;

проводить уроки музыки.

В области этнохудожественного творчества (фольклорным коллективам) необходимо знать:

* теоретические основы драматургии и режиссуры;

* теоретические основы этнографии, обрядовую символику и драматургию обрядового действа;

* основы сценарной композиции;

* теорию, практику и методику преподавания исполнительского мастерства, народного поэтического слова, народного музыкального творчества, фольклорного ансамбля;

* разновидности фольклорных инструментов; необходимо уметь:

* разработать сценарий и осуществить постановку сценического действа;

* вести репетиционную работу;

создать образ фольклорного персонажа в разных жанрах традиционного игрового искусства;

проводить занятия по овладению исполнительским мастерством, народным поэтическим словом, народному музыкальному творчеству, обрядовому фольклору, фольклорному ансамблю;

* использовать приобретенные певческие навыки и навыки игры на фольклорном музыкальном инструменте.

В области народного инструментального творчества необходимо знать:

народные инструменты и приемы игры на них;

основы техники дирижирования;

основы инструментоведения и инструментовки;

элементарную теорию музыки, гармонию, музыкальную литературу, народное музыкальное творчество;

методику обучения игре на народном инструменте; необходимо уметь:

анализировать музыкальное произведение и исполнять его на инструменте;

работать с ансамблем народных инструментов, применяя навыки дирижирования;

читать партитуры и делать инструментовки и переложения для ансамбля;

аккомпанировать различным творческим коллективам и отдельным исполнителям;

проводить уроки игры на народном инструменте.

В области хореографического творчества (хореографическим коллективам) необходимо знать:

теоретические основы и практику создания хореографического произведения;

принципы развития психофизического и двигательного аппарата;

* теорию, хореографические элементы и методику преподавания классического, народного, бального, современного танцев;

* основы историко-бытового танца;

* историю костюма и основы музыкальных знаний; необходимо уметь:

разработать постановочный план и осуществить хореографическую постановку;

вести репетиционную работу;

проводить занятия по классическому, народному, бальному и современному танцам;

* использовать приобретенные исполнительские навыки и умения в репетиционной и преподавательской деятельности.

В области декоративно-прикладного творчества необходимо знать:

теоретические основы художественной композиции;

теорию, практику и методику преподавания рисунка, живописи, работы с материалами;

особенности работы с природными материалами;

теоретические основы и виды дизайна;

теоретические основы этнографии; необходимо уметь:

* разработать проект (макет, эскиз) художественной композиции и реализовать его в изделии декоративно-прикладного характера;

* проводить занятия по рисунку, живописи, технологии работы с материалами;

* использовать приобретенные навыки и умения по рисованию и живописи в декоративно-прикладном творчестве.

В области подготовки театрализованных представлений необходимо знать:

* основные положения теории и практики режиссуры и особенности режиссуры театрализованных представлений и эстрадных программ;

систему обучения актерскому мастерству К. С. Станиславского;

основы теории драмы и драматургии, методы создания сценариев;

технику сцены и сценографию, принципы художественного оформления театрализованного представления и эстрадной программы;

общие понятия в области теории музыки и принципы их использования в музыкально-театрализованных представлениях;

теорию, практику, методику преподавания актерского мастерства, словесного действия, сценической пластики;

разработать сценарий театрализованного представления и осуществить его постановку;

осуществлять постановку эстрадных номеров и программ;

вести репетиционную работу с коллективом и отдельными исполнителями.

правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.

2.2Практическая разработка для руководителя творческого коллектива

В практическом исследование я предлагаю разработку методики «Психологический портрет руководителя коллектива». Данная методика позволяет построить «портрет» руководителя по следующим шкалам: приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания / воспитания, уровень субъективного контроля.

Методика помогает увидеть психологические причины профессиональных затруднений прежде, чем они станут очевидны для учеников и коллег, и принять решение - меняться самому, менять работу или оставить все, как есть. Это - только начало работы руководителя коллектива над собой. Продолжением может быть участие руководителя творческого коллектива в тренингах профессионального и личностного роста.

Инструкция к тесту

Этот тест поможет определить свой стиль общения и узнать некоторые особенности своей нервной системы. Из трех вариантов ответа выберите тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции.

? В воспитании важнее всего

1. окружить ребенка теплотой и заботой;

2. воспитать уважительное отношение к старшим;

3. выработать у него определенные взгляды и умения.

? Если кто-то в ласе/аудитории отвлекается, меня это раздражает настолько, что я не могу вести занятие

3. в зависимости от настроения.

? Когда учащийся на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю

? Если класс/аудитория не приведены в порядок

1. моя реакция зависит от ситуации;

2. я не обращаю на это внимания;

3. я не могу начать урок.

? В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой

2. в зависимости от ситуации;

3. редко. руководитель коллектив профессиональный требование

? Для меня важнее

1. отношения с учениками;

? Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое бывает трудно скрыть

3. никогда не вызывают.

? Присутствие на занятии посторонних

1. воодушевляет меня;

2. никак не отражается на моей работе;

3. выбивает меня из колеи.

? Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок/подросток/взрослый нарушает порядок в общественном месте

1. в зависимости от ситуации;

? Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей

? Во время перемены я предпочитаю общаться

3. лучше побыть в одиночестве.

? Я почти всегда иду на занятие в приподнятом настроении

? У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других

? Я предпочитаю работать под руководством человека, который

1. предлагает простор для творчества;

2. не вмешивается в мою работу;

3. дает четкие указания.

? Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного

? Случайные встречи с учениками за пределами учреждения культуры

1. доставляют мне удовольствие;

2. вызывают у меня чувство неловкости;

3. не вызывают у меня особых эмоций.

? Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым или несчастным

? Замечания со стороны коллег и администрации

1. меня мало волнуют;

2. иногда задевают меня;

3. часто задевают меня.

? Во время занятия я придерживаюсь намеченного плана

1. в зависимости от ситуации;

2. предпочитаю импровизацию;

? Мои успехи обычно признаются другими людьми.

? С мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть

3. что-то в этом есть.

? Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег

? Мысль о предстоящей встрече с учениками и коллегами

1. доставляет мне удовольствие;

2. особых эмоций не вызывает;

? Когда я вижу, что учащийся ведет со мной вызывающе

1. предпочитаю выяснить отношения;

2. игнорирую этот факт;

3. я плачу ему той же монетой.

? От того, как воспитывают детей в семье, зависит

3. ничего не зависит.

? В работе для меня важнее всего

1. привязанность учеников;

2. признание коллег;

3. чувство собственной необходимости.

? Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния

? В дружелюбном отношении со стороны коллег

1. я не сомневаюсь;

2. уверенности нет;

3. затрудняюсь ответить.

? Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять

1. пытаюсь понять его точку зрения;

2. перевожу разговор на другую тему;

3. я стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку.

? Если я захочу, я смогу расположить к себе любого

2. в зависимости от ситуации;

? Если при мне незаслуженно наказывают учащегося

1. я тут же заступлюсь за него;

2. один на один сделаю замечание коллеге;

3. сочту некорректным вмешиваться.

? Работа дается мне ценой большого напряжения

? У меня нет сомнений в своем профессионализме

2. есть сомнения;

3. не приходилось задумываться.

? По-моему, в коллективе учреждения культуры важнее всего