Руководства, Инструкции, Бланки

На Какой Автомобиль В Конце 70-х Пересело Всё Партийное Руководство Страны img-1

На Какой Автомобиль В Конце 70-х Пересело Всё Партийное Руководство Страны

Рейтинг: 4.4/5.0 (1688 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

США в конце 70-х гг

США в конце 70-х гг

Избрание Р. Рейгана на пост Президента США

На рубеже 70—80-х годов инициатива в идейно-теоретической и политической жизни большинства стран Запада перешла к неоконсерваторам, чьи кредо и политика существенно отличались от тех, которые определяли основные параметры общественного развития в течение всего послевоенного периода. В противовес социал-демократической реформистской модели в этих странах начала создаваться во многом отличная от нее неоконсервативная модель.

Перед вступлением в должность президента США Р. Рейгана экономику США сильно «лихорадило». В 1973—1974 гг. нефтяной картель ОПЕК, на долю которого тогда приходилось 90% мирового экспорта нефти, ограничил производство и увеличил цены на нефть почти на 8 долл. за баррель. В относительном выражении цена барреля нефти за несколько месяцев возросла в 4 раза. Затем в 1979—1980 гг. ОПЕК сумел навязать еще более значительное увеличение цен — почти 21 долл. за баррель. Таким образом, баррель нефти, который продавался в 1972 г. за 2,5 долл. оценивался в 1980 г. в 34 долл.

Воздействие более высоких цен на нефть было настолько всеохватывающим, что стало важным фактором стагфляции 70-х годов. Как отмечалось, высокие цены на энергию поставили американских производителей перед лицом более высоких издержек производства на единицу продукции. Действительно, практически не было такой отрасли, производственные и транспортные издержки которой не увеличились бы из-за повышения цен ОПЕК. С точки зрения модели инфляции, обусловленной ростом издержек, это увеличение издержек переместило кривую совокупного предложения влево и вызвало как более высокий уровень цен, так и сокращения в реальном объеме производства и занятости.

Нужно подчеркнуть, что не на все американские отрасли увеличение ОПЕК цен на нефть повлияло отрицательно. Американские нефтепроизводящие компании, в частности, стали получать резко возросшие прибыли. Экономика нефтепроизводящих штатов, таких как Техас и Луизиана, процветала в 70-е годы. Возродилась угольная промышленность.

Более высокие цены на нефть оказали также драматическое воздействие на международные валютные рынки. Международная стоимость доллара в течение 8 лет (с 1972—1979 гг.) понизилась более чем на 40% относительно других свободно конвертируемых валют. Данное обесценение доллара усилило происходившую инфляцию, обусловленную ростом издержек. В результате всех неблагоприятных экономических факторов экономика США попала в тяжелый спад 1980—1982 гг. Все эти проблемы Р. Рейган получил «в подарок» от правления демократов.

70-е годы ознаменовались заметным ухудшением экономического положения в США. В этом десятилетии, особенно во второй его половине, в американской экономике обозначились долговременные негативные тенденции: замедлились темпы экономического развития, научно-технического прогресса и роста производительности труда, развернулись структурные кризисы, быстро возрастало количество безработных, ускорились темпы роста цен (на рубеже 80-х инфляция достигла рекордного послевоенного уровня и превратилась в острейшую национальную проблему, потребовавшую принятия самых неотложных мер). Во второй половине 70-х обнаружилась растущая неэффективность сложившихся форм и методов бюджетного и кредитно-денежного регулирования экономики, которое не смогло воспрепятствовать кардинальному ухудшению экономического положения страны.

Экономические и политические причины привели к катастрофическому падению популярности президента Картера, что вселяло в республиканцев надежду на легкую победу над демократами. К началу 1980 года в движение пришли все фракции «великой старой партии». Один за другим о своем намерении баллотироваться на пост президента официально заявляют ультраконсерваторы Ф. Крейн, Дж. Коннелли и Р. Рейган, консерваторы Р. Доул, Дж. Буш и Г. Бейкер, либерал Дж. Андерсон.

Основным соперником Рональда Рейгана на первичных выборах был Джордж Буш. Он был несомненным фаворитом аппарата республиканской партии и обладал поддержкой 36% членов Национального комитета партии и представителей партийных комитетов штатов, тогда как в пользу Рейгана высказывались лишь 25%, Коннелли – 16, Бейкера – 6, а за всех остальных – не более 2%. Расположение партийных функционеров Буш снискал в первую очередь своей лояльностью к партии и многолетней работой во всех звеньях ее машины, однако, была и другая причина: аппарат республиканцев опасался успеха ультраконсерватора типа Рейгана, который придал бы всей партии налет экстремизма. Подобная перспектива вполне устраивала партийные организации тех штатов Юга и Запада, где особо сильны были консервативные настроения, но была совершенно неприемлемой для партии в других районах страны, в которых на местном уровне доминировали демократы и сильны были либеральные традиции.

На протяжении всего 1979 г. опросы общественного мнения неизменно показывали, что бывший губернатор Калифорнии многократно превосходил по своей популярности любого из его республиканских соперников, и это вселяло в настроения многих партийных лидеров чувство обреченности, неизбежности конечного успеха Рейгана. Тот же опрос, который выявил расположение партийных функционеров к Бушу, зафиксировал, что большинство из них, тем не менее, были уверены в победе Рейгана (54%) и лишь 23% считали более вероятным кандидатом на пост президента Буша. Национальный комитет партии, который уже с осени 1979 года начал создавать комитет по выработке будущей партийной платформы, также исходил, судя по всему, из уверенности, что на всеобщих выборах против демократов будет выступать именно Рейган. Председателем комитета был назначен ультраконсервативный южный сенатор Дж. Тауэр, который включил в его состав приверженцев правого республиканизма и сторонников «новых правых». Таким образом, платформу начали писать «под Рейгана» еще до того, как он официально выдвинул свою кандидатуру.

Начало кампании Рейгана было стремительным, и оно должно было, по мысли его консультантов, сразу отмести все сомнения избирателей в отношении его способности осуществлять динамичное руководство страной. За первые пять дней Рейган выступил в девяти штатах, продемонстрировав энергию и напор, которым могли бы позавидовать и политики помоложе. Содержание его речей претерпело разительные перемены по сравнению с кампанией 1976 года. И сам Рейган, и его сторонники понимали, что даже в условиях определенного роста консервативных настроений в стране консерватор «голдуотеровского толка» не имеет практических шансов добраться до Белого дома. Опытный демагог и умелый актер, Рейган старался воздерживаться от ультраконсервативной риторики. Он не давал втянуть себя в детальное обсуждение своих позиций, ограничиваясь чаще всего общими рассуждениями о сбалансированном бюджете, и наотрез отказывался встречаться с другими республиканскими кандидатами и вести с ними дебаты по телевидению.

Общий настрой кампании Рейгана его штаб определил следующим образом: «Представить Рейгана, исходя из его деятельности в Калифорнии, как новатора в подходе к различным проблемам – от реформы вспомоществования до медицинского страхования. Рейган смягчит свой имидж борца против федерального правительства, не только подчеркивая свои заслуги в Калифорнии, но и путем выдвижения серии детальных предложений по проблемам энергетики и экономики».

Серьезную конкуренцию Рейгану мог составить также Джеральд Форд, который по опросам общественного мнения имел больше других шансов победить любого потенциального кандидата демократической партии. Однако он явно не желал вновь пускаться в изматывающий предвыборный марафон и отвергал все призывы республиканских лидеров включиться в кампанию. Форд объявил, что вступит в борьбу, если у него «будут все шансы победить и это не потребует ведения самостоятельной кампании». Иными словами, если бы избиратели отвергли всех других кандидатов республиканцев, он согласился бы принять вызов демократов на всеобщих выборах.

Таким образом, на первичных выборах основная борьба развернулась между Рейганом, Бушем и Андерсоном. В первых штатах праймериз бывший губернатор Калифорнии столкнулся с определенными сложностями, пропустив вперед Буша, однако вскоре, после телевизионных дебатов и ряда публичных выступлений, Рейгану удалось поправить свое положение и в конечном итоге уверенно победить, заставив конкурентов снять свои кандидатуры. Далее предстояло подготовиться к партийному конвенту и выработке платформы.

Как уже говорилось выше, в комитете по выработке партийной платформы преобладали правые взгляды, что во многом и предопределило ее содержание. Программа, которую Рейган выносил на суд избирателей на всеобщих выборах, главным образом основывалась на критике администрации Картера и включала в себя в качестве основных традиционные для республиканцев пункты о значительном снижении налогов, сбалансированном бюджете, сокращении государственных регулирующих мероприятий и борьбе с «марксистской тиранией». Черным американцам Рейган не сулил значительных изменений к лучшему, однако, обращал их внимание на то, что Картер не выполнил своих обещаний, данных черному населению: число черных безработных увеличилось, а средний доход черной семьи значительно сократился. Новым было предложение о создании предпринимательских зон, которое предусматривало снижение налогов для мелкого бизнеса в районах массовой безработицы и нищеты: именно усилия мелкого бизнеса, а не государственные социальные программы должны помочь безработным и бездомным.

Что же касается действующего президента Джимми Картера, то он продолжал терять популярность у населения, и к началу первичных выборов в демократической партии он уступал в общественной поддержке своему конкуренту Э. Кеннеди. Ценой немалых усилий ему все же удалось переломить ход борьбы и добиться выдвижения своей кандидатуры на переизбрание. Однако, по мере замедления темпов экономического роста в США и нарастания напряженности во внешней политике (проблема освобождения заложников в Иране и экономические санкции по отношению к СССР) позиции Картера заметно ухудшались. В июле 1980 года его деятельность на посту президента одобрил только 21% избирателей. Меньшей поддержкой не пользовался ни один хозяин Белого дома за все время опросов общественного мнения в США.

Большая надежда демократами возлагалась на грамотно составленную предвыборную платформу, которая, как ожидалось, должна была оправдать их ошибки и расположить к себе избирателей. Обилие пафоса и призывов к патриотизму американцев, должно было отвлечь население от реальной действительности и возродить доверие к власти. Так, например, если республиканцы сравнивали важность настоящего момента лишь со Второй Мировой войной, то в варианте демократов помимо этого появляются аналогии с Великой депрессией, Гражданской и Первой мировой войной. Демократы признавали, что за четыре года пребывания у власти им не удалось решить все проблемы американцев, однако, можно ли ожидать существенных улучшений за столь короткое время, учитывая то обстоятельство, что перед этим страна восемь лет находилась под властью республиканцев? В качестве рецепта возрождения экономики страны демократы также призывали к снижению налогов, однако, обращали внимание на то, что в отличие от «бесцельного» республиканского снижения, которое приведет к инфляции и социальному кризису, налоговая реформа демократов возродит промышленность, создаст рабочие места и способствует экономическому подъему.

Программа демократов имела определенный успех, поэтому в сентябре 1980 года штаб избирательной кампании Рейгана принимает решение изменить предвыборную тактику и перейти в контратаку на президента. «Мы постарались перенести фокус кампании с наших ошибок на то, что в конечном счете предопределило исход выборов, а именно: превратить выборы в референдум о деятельности президента Джимми Картера», – вспоминал один из руководителей рейгановской избирательной команды Р. Уиртлин. Успеху этой тактики способствовало резкое ухудшение экономической ситуации в стране осенью 1980 года, когда появились все признаки серьезного циклического кризиса, а уровень инфляции приблизился к 13%. США захлестнула волна увольнений (8 млн. чел. к осени 1980 г.), в связи с резким повышением ставок по банковским кредитам сократилось жилищное строительство. Несостоятельность экономической политики Картера привела к тому, что на финише избирательной кампании, впервые за многие годы, республиканская партия начала восприниматься американцами, как более способная справиться с инфляцией и спадом, как не уступающая демократам даже в решении задачи повышения занятости.

В результате на выборах 1980 года Рейгану удалось получить значительное число тех избирателей, которые традиционно составляют костяк электората демократов: 41% голосов членов профсоюзов, 13% черных американцев, 40% лиц с наименьшим уровнем доходов, 46% католиков. Очень много сторонников демократов осталось в день выборов дома, что стало одной из причин рекордно низкой явки избирателей, составившей 52,6%. Общие результаты выборов были таковы: Рейган – 50,75%; Картер – 41,01%; Андерсон – 6,61%; другие кандидаты – 1,62%.

Как можно догадаться, столь резкое изменение политических пристрастий не было обусловлено привлекательностью программы республиканцев или же неприемлемостью того, что предлагали на выборах демократы.

Традиционные приверженцы демократической партии в большинстве своем голосовали за Рейгана лишь потому, что Картер, по их мнению, повернулся спиной к их нуждам. Инфляция, энергетический кризис, снижение темпов производства, ослабление американского влияния в мире и кризис с заложниками в Иране – вот основные факторы, приведшие к потере уверенности в завтрашнем дне среди простых американцев. Рейгану же удалось заверить население в том, что все можно поправить. Американцам хотелось видеть на посту президента убежденного и оптимистичного человека – настоящего американца, и Рейган с успехом справился с этой ролью.

Таким образом, кризис администрации Картера, грамотная предвыборная кампания республиканцев и временная переориентация сторонников демократов позволили Рональду Рейгану победить на президентских выборах. Содержание того, что предлагал бывший губернатор Калифорнии (программа республиканцев 1980 года по существу мало чем отличалась от программ двенадцатилетней давности), оказалось на деле менее значимым, чем то, как он преподносил себя и свои идеи. Действительно, мало кто из американцев серьезно вникал в смысл того, что означали предложения о снижении налогов, ограничении власти федерального правительства и укреплении позиций США на международной арене. «Рейганизм» и «рейганомика» не были целиком представлены американцам хотя бы потому, что программа экономического восстановления и другие реформы находились в стадии разработки, единственное, чем располагали избиратели – это предвыборный меморандум 1979 года и выступление Рейгана 9 сентября 1980 года в Чикаго на заседании экономистов-республиканцев, работавших в администрации Никсона и Форда. В остальном же дело ограничивалось общими фразами в предвыборной платформе и высказываниями Рейгана относительно необходимости сбалансированного бюджета.

Меню

Другие статьи

СССР В СЕРЕДИНЕ 40-* - Краткие лекции по истории России

Краткие лекции по истории России - файл hist-metoda.doc hist-metoda.doc

^ СССР В СЕРЕДИНЕ 40-* - НАЧАЛЕ 50-х ГОДОВ

Победа антигитлеровской коалиции во второй мировой войне коренным образом изменила международную обстановку. Отношения между всеми ведущими державами на некоторое время приобрели партнерский, даже дружественный характер. Надежды на мирное послевоенное развитие внушало и создание Организации Объединенных Наций /ООН/. Возрос международный авторитет Советского Союза. Показателем этого стало расширение межгосударственным связей: если до войны СССР имел дипломатические отношения с 26 странами, то к концу войны - уже с 52.

Однако потепление международного климата не было длительным. Уже в 1946 г. начинается новый виток противостояния между СССР и капиталистическими странами, положивший начало эпохи "холодной войны". Одной из важнейших задач во внешней политике СССР считал оказание помоши в восстановлении разрушенного войной хозяйства и проведении социалистических преобразований в ряде стран Центральной и 10га-Восточной Европы и Азии. В некоторых европейских странах уже во второй половине 40-к годов у власти находились коммунистические правительства. К началу 50-х i-одов с помощью СССР эти страны сумели восстановить и превзойти довоенный уровень экономического развития. В 1949 г. была создана организация - Совет Экономической Вчзимопомощи /СЭВ/, призванная на первых порах устанавливать постоянные и взаимовыгодные двух- и многосторонние контакты между всеми се членами.

СССР оказал военную и экономическую помощь коммунистическим сипам Китая и Кореи. В результате в конце 40-х начале 50-х годов образовалось

В 1947 г. президент США Трумэн декларировал "правительство" США вмешиваться во внутренние дела других стран. Доктрина Трумэна предусматривала ведение против СССР атомной и бактериологической войны /е тот период СССР не имел атомного оружия/. Размещение американских поиск на территории Греции и Турции явилось первым шагом стратегии окружения СССР кольцом военных баз. Так началась "холодная война", главным "полигоном" которой стала Европа.

Обстановка все более накалялась. В апреле 1949 г. в Вашингтоне был создан Североатлантнчсский союз НАТО, имевший открыто антисоветскую направленность. В 1949 г. США разработали секретный план "Дроптот", предусматривавший применение против СССР только в первые месяцы войны 300 атомных и 250 тыс. тонн обычных бомб. Нарушая Потсдамские договоренности США. Англия н Франция пошли на создание ФРГ. В ответ на это была создана ГДР, а в 1955 г. организация Варшавского Договора.

В июне 1950 г. началась война между Корейской Народно-Демократической Республикой и Южной Кореей.

^ Переход СССР от войны к миру. В послевоенный период главной проблемой внутри страны являлась ликвидация последствий войны. Фашисты разрушили и уничтожили 1710 городов и поселков городского типа, более 30 гыс. сел, около 32 тыс. промышленных предприятий, разграбили 98 тыс. колхозов, 2 тыс. совхозов - всего на сумму 679 млрд. рублей. Общей ущерб от войны составил 2,5 трлн. рублей. Основными направлениями перехода от войны к миру были следующие:

- перевод экономики страны на мирные рельсы. Конверсия предприятий
была проведена в короткие сроки - за 1,5 года: к концу 1946 г. реорганизация

- отмена обязательных сверхурочных работ, восстановление отпусков и

восьмичасового рабочего дня;

- отмена карточной системы (за которой, однако. Последовала денежная
реформа, приведшая к принудительному изъятию денег у населения и
стимулировавшая рост цен на продукты и товары);

• демобилизация Советских Вооруженных Сил. Всего к 1948 г. из армии было уволено 8,5 млн. человек.

Началось восстановление народного хозяйства страны. В марте 1946 г. на первой сессии Верховного Совета СССР второго созыва был принят план четвертой пятилетки, основная задача которого заключалась в восстановлен и и довоенного уровня промышленности и сельского хозяйства и превышении этого уровня в значительных размерах. В соответствии с заданиями пятилетки к 1950 г. уровень промышленного производства должен был превзойти довоенный на 48 %.

Советский Союз восстанавливал народное хозяйство опираясь на внутренние ресурсы /страны Западной Европы получили от США по плану Маршала 13 млрд. долларов/. Благодаря напряженному труду и энтузиазму советских людей, эту задачу удалось решить в короткие сроки. Довоенный объем промышленного производства был превзойден уже в 1948 г. За 1948 -1950 гг. в строй вошло свыше б тыс. крупных промышленных предприятий. Национальный доход к 1950 г. превысил довоенный на 64 %, объем промышленности увеличился на 73 % /вместо 48 % по плану/.

Однако задания в области сельского хозяйства оказались невыполнимыми. За голы воины посевные площади сократились на 36 млн. га, снизилась техническая оснащенность колхозов и совхозов. Критическое положение в сельском хозяйстве усугубила засуха 1946 г. в ряде районов страны начался голод.

В послевоенный период произошли некоторые изменения в самосознании советского общества. Победа укрепила в людях чувство собственного достоинства, уверенности н себе, научила критически мыслить, инициативно действовать, брат. на себя ответственность. Кроме torn, в ходе войны многие советские граждане /8 - 10 млн. в составе действующей армии и 5,5 млн. репатриантов/, оказавшись за границей, смогли оценить достижения Запада и сопоставить их с положением в своей стране.

В ряде регионов СССР, присоединенных перед войной, отмечалось активное неприятие социалистических идей, а в Прибалтике и на Западной Украине до начала 50-х гт. велась настоящая партизанская борьба против советской власти.

Таким образом, острая социально-экономическая ситуация в стране требовала проведения коренных реформ во всех областях жизни общества. Однако в этот период проявило себя еще более усилившееся противоречие между потребностями общества и существующей в стране тоталитарной системой. Началась новая волна грубых нарушений законности, произвола и репрессий, ужесточился режим личной власти Сталина. По его указанию ведомством Берии были сфабрикованы "ленинградское дело", "мингрельское дело", "дело врачей-отравителей", "дело космополитов". По обвинению а государственной измене были репрессированы председатель Госплана СССР Н. А. Вознесенский, секретарь ЦК ВКП/б/ А. А. Кузнецов, Председатель Совета Министров РСФСР М. И. Родионов, секретарь Ленинградского обкома партии П. С. Попков и др. В том же 1949 г. новыми "врагами народа" были объявлены "безродные космополиты", обвиненные в низкопоклонстве перед Западом. Усилились антисемитские настроения.

Усилился дектат в сфере науки и культуры, в области естествознания господствовала школа академика Т. Д. Лысенко, многие перспективные отрасли знания, такие как генетика, кибернетика, были объявлены буржуазными лженауками. В конце 40-х - начале 50-х гг. прошли дискуссии по проблемам биологии, экономики, философии, языковедения. Почти все они вышли за рамки своего предмета, обратившись к анализу общих социально-экономических и политических проблем. В дискуссиях принял участие Сталин,

65

причем его позиция объявлялась единственно правильной. Таким образом, научный поиск ограничивался узкими рамками тоталитаризма.

Гонениям подвергались культура и искусство. В постановлениях ЦК ВКП/б/ "О журналах "Звезда" и "Ленинград". "О кинофильме '"Большая жизнь" .'1946 г./, "Об опере "Великая дружба" В. Мурадели" /1948 г./ предпринимались попытки под видом борьбы за партийность литературы и искусства задушить пробивающиеся ростки критического реализма, глубокого анализа жизненных явлений. В 1958 г. ЦК КПСС признал "неоправданную резкость оценок творчества ряда советских писателей и композиторов". В последствии эти постановления были отменены как ошибочные.

Суть происходящего заключалась в том, что после войны тоталитарный режим еще более окреп. По мере угасания энтузиазма народа, вызванного победой, вновь начались массовые репрессии.

СССР в 1953 -1964 гг.

И. В. Сталин, находившийся у власти около 30 лет, умер 5 марта 1953 г. К этому времени он занимал посты секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР, т. е. был главой партии и правительства. Наиболее реально на власть мог претендовать Л. П. Берия, курировавший войска МВД и МГБ. Однако против него выступила группа руководителей, которую возглавил Н. С. Хрущев. Им удалось арестовать Берию. Он был осужден и расстрелян.

На него списали многие преступления И. В. Сталина. В сентябре 1953 г. Н. С. Хрущев стал Первым секретарем ЦК КПСС. Это позволило ему в борьбе за власть заручиться поддержкой партийного аппарата. В 1954 г. было пересмотрено "ленинградское дело", установлен контроль над органами госбезопасности и внутренних дел. Однако основная масса незаконно репрессированных все еще находилась в лагерях.

Появились первые критические статьи о необходимости развития демократии. На закрытом заседании XX съезда выступил Н. С. Хрущев с докладом, разоблачающий "культ личности Сталина". Основные положения доклада нашли отражение в постановлении ЦК КПСС от 30 июня 1956 г. В нем сделана попытка объяснить произошедшую в стране трагедию особенностями ситуации и личными качествами Сталина. Постановление определило официальные границы критики Сталина.

Для того времени это постановление имело громадное значение. Оно способствовало проведению ряда мероприятий, направленных на восстановление справедливости и укрепление законности. Началась массовая реабилитация невинно пострадавших людей. МГБ был преобразован в КГБ с усилением контроля за его деятельностью. Были приняты основные законодательства по всем отраслям права.

Восстанавливались некоторые демократические кормы партийной и государственной жизни. Регулярно стали собираться съезды и пленумы партии.

Были расширены права союзных республик. Новые полномочия полечили местные Советы.

Вес эти процессы неоднозначно воспринимались окружением Хрущева. В течение 1953 - 1957 гг. он вел борьбу за упрочение своих позиций. После того, как Н. С. Хрущев выступил с разоблачительным докладом на XX съезде, группа руководителей во главе с Г. Маленковым, Л. М. Кагановичем и В. М. Молотовым попытались снять Хрущева с поста первого секретаря на июньском Пленуме ЦК КПСС 1957 г. Однако широкая поддержка Хрущева, в том числе и военными, не позволила им зто сделать. Пленум закончился осуждением деятельности названных ли».

В 1958 г. Хрущев стал председателем Совета Министров СССР. сосредоточив в своих руках огромн)ю власть. С этого момента рее более ощущались ошибки в его политике, приведшие к отрицательным результатам. В 1961 г. на XXII съезде КПСС была принята третья программа партии -программа построения коммунизма. В связи с этим, правительство провело ряд мер, направленных на ускорение перехода к коммунистическим общественным отношениям.

В эти же годы начался процесс роста инакомыслия среди интеллигенции, что в последствии вылилось в дисседентское движение. В 1957 г. появился роман В. Д. Дудинцеаа "Не хлебом единым", открывший в советской литературе тему репрессий. Драматическим событием культурной жизни страны стали гонения Б. Л. Пастернака, которому в 1958 г. присудили Нобелевскую премию за роман "Доктор Живаго", опубликованный в Италии. Настоящее потрясение у миллионов советских людей вызвал выход в свет небольшой по объему повести А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича", в которой была показана вся бесчеловечность тоталитарного режима. Следует отметить, что автора поддержал Н. С. Хрущев, и по его инициативе эта повесть была выдвинута на присуждение Ленинской премии. Правда, вопреки мнению Хрущева, премию А. И. Солженицыну не присудили.

Социально-экономическая ситуация в стране в этот период также была крайне противоречивой. В середине 50-х - начале 60-х годов основные отрасли народного хозяйства развивались весьма динамично. Несмотря на снижение темпов к концу 50-х годов, в 1956 - 1958 гг. темпы развития промышленности составили 10-15 % /против планового задания 7,6 %>'. Особенно быстро развивалось машиностроение. В годы семилетки /1959 - 1965 гг./ удвоились основные промышленные фонды, значительные успехи были достигнуты в химической промышленности. Вместе с тем снизились темпы развития легкой и пищевой промышленности, что объяснялось отставанием сельского хозяйства.

С целью преодоления этого отставания было принято решение об освоении целины. Кроме того, еще по решению сентябрьского /1953 г./ Пленума ЦК КПСС в три раза были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию; техника МТС передавалась в ведение колхозов. Вместе с тем основной прирост продукции был получен за счет экстенсивного пути


ы>

67

развития. В 1954 - Т956 гг. было освоено 36 млн. га целинных земель, что позволило значительно увеличить валовый сбор зерна.

Однако на рубеже 50 - 60-х гг. были допущены крупные просчеты в аграрной политике: ликвидация малых деревень, сокращение личных хозяйств колхозников/с 1958 по 1962 г. поголовье коров в личном подворье сократилось с 22 млн. до 10 млн. голов/, "кукурузная" кампания и т. ,i, В результате с начала 60-х годов СССР стал закупать зерно за границей.

На протяжении этого периода осуществлялся поиск оптимальной структуры управления народным хозяйством. Данная работа велась в направлении дсцентралгоацин управления. С этой целью в 1954 г. было ликвидировано 200 главков и отделов министерств, десятки трестов. В 1956 г. некоторые министерства были преобразованы из союзных в сокушо-республиканские. В ведение республик передавалось около 15 тыс. промышленных предприятий. В 1957 г. были ликвидированы отраслевые министерства и ведомства, а вместо них созданы совнархозы. Однако эта реформа, носившая административный характер, показала, что без существенного реформирования хозяйственного механизма и условий хозяйствования обеспечить качественные сдвиги в экономике невозможно,

И тем не менее, уровень жизни людей в целом вырос. Регулярно повышалась заработная плата. Был принят закон о пенсиях. Прекратился выпуск обязательных облигаций. Отменены все виды платы за обучение. Достигнуты высокие темпы жилищного строительства.

В 1958 г. было введено обязательное восьмилетнее образование. Существенно увеличился выпуск специалистов из высших учебных заведений. Росло количество научных учреждений. В 1957 г. на востоке страны было создано Сибирское отделение Академии наук СССР, в Дубне начал функционировать крупный международный исследовательский центр -Объединенный институт ядерных исследований. В 1957 г. на космическую орбиту был выведен первый в мире советский спутник, построен первый в г^ире атомный ледокол "Ленин", 12 апреля 1961 г. в космос полетел первый человек - гражданин СССР Ю. Л. Гагарий. Это была триумфальная победа советской науки н техники. Научно-технические достижения "хрущевской" эпохи заложили основу для достижения в последующем военно-стратегического паритета с США.

^ В области внешней политики во второй половине 50-х - начале 60-х гт. происходили крайне противоречивые процессы. С одной стороны, наблюдалась тенденция к снижению уровня Противостояния и поворот к мирному сосуществованию государств с различным общественным строем. СССР выступил с рядом масштабных инициатив но разоружению, используя в качестве аргумента проводимые в стране крупные односторонние сокращения Вооруженных Сил. В 1958 г. Советским Союзом был объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания. В 1959 г. состоялся первый визит советского лидера в США, где прошли переговоры Н.С. Хрущева с американским

j руководством. В i960 г. в Женеве были начаты переговоры между СССР, США

| и Англией о прекращении испытаний ядерного оружия.

С другой стороны, периодически возникали серьезные обострения международной обстановки. 9 мая 1955 г. странами Запада было принято решение а включении в НАТО ФРГ, что означало восстановление военного потенциала Западной Германии. В ответ на это СССР и его союзники приняли решение о создании своего военно-политического союза - Организации Варшавского Договора. Подписанием 14 мая 1955 г. Албанией /вышла из ОВД в 1968г./, Болгарией, Венгрией. ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи был оформлен военно-политический союз социалистических стран. Таким образом, на Ввропейском континенте появились два противостоящих друг другу военных блока.

Советский Союз и страны НАТО не отказались от вмешательства в дела других государств, что неоднократно создавало угрозу возникновения военных конфликтов. Об этом говорят события 1956 г. в Венгрии и в ГДР. Несомненно одно: без советского вмешательства коммунистическим правительствам этих стран не удалось бы удержаться у власти.

В 1962 г. назрел Карибский кризис, поставивший мир на грань ядерной катастрофы. Вместе с тем все эти события дали опыт взаимодействия правительств двух крупнейших ядерных держав в условиях столкновения

; .интересов, позволили выработать механизм поиска компромиссов. Выход из Карибского кризиса дал толчок процессу поисков устранения ядерной опасности. Большим успехом всех миролюбивых сил стало подписание 5 августа 1963 г. в Москве договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой.

В развитии культуры в конце 50-х - начале 60-х годов появились противоречивые тенденции. Культура по-прежнему подвергалась сильному давлению со стороны административно-командной системы. Большое влияние на культурную политику оказывал Н С. Хрущев. Но сам процесс "оттепели" не мог не вызвать оживление культурной жизни.

Большое внимание уделялось развитию народного образования, укреплению связи школы с жизнью. Срок обучения в средней школе был увеличен до 11 лет, причем последние два года учащиеся привлекались к производственному труду.

"Оттепель" отразилась прежде всего на литературе. Возникли новые журналы "Юность", "Молодая гвардия", "Москва", "Наш современник". Усиливались позиции демократически настроенной интеллигенции. Особую роль сыграл журнал "Новый мир", возглавляемый А. Т. Твардовским.

Личная неуравновейjeiniocTb H. С. Хрущева, сочетающаяся с его слабым пониманием специфических вопросов культуры, приводила к эксцессам, сильно снижавшим ел> авторитет. Так случилось во время осмотра выставки московских художников, где Н. С. Хрущев резко критиковал абстракционистов и формалистов.

"Оттепель" скаэалась и на развитии науки, особенно гуманитарных дисциплин. Усилился интерес к истории. На страницах научных изданий развернулись многочисленные дискуссии.

СССР в 1964-1985 ГОДАХ

В начале 60-х годов реформаторский курс Н. С. Хрущева зашел в тупик. Объективные причины этого заключались в следующем:

попытки изменения тоталитарной системы опирались на старые партий но-государстве иные структуры, большинство представителей которых усматривали в реформах угрозу своему благополучию;

система управление изменялась в рамках существующей командно-административной системы, в обществе отсутствовали влиятельные социальные группы, заинтересованные в демонтаже тоталитаризма,

события 1956 г. в Венгрии стали серьезным предупреждением руководящей элите, которая опасалась их повторения в СССР.

Несостоятельность политики Хрущева объяснялась и субъективными причинами:

противодействием партийно- государственного аппарата

дальнейшему разоблачению культа личности Сталина, а также непоследовательностью курса реформ;

недовольством населения повышением цен на продукты питания, а также денежной реформы 1961 г. и замораживанием выплаты государственных займов. В июне 1962 г. было подавлено выступление рабочих в Новочеркасске, вызванное повышением цен и снижением расценок за выполненную работу.

Начался закат "оттепели" в области литературы и искусства. Все это позволило противникам Хрущева перейти в наступление. В октябре 1964 г. он был снят со всех постов и отправлен на пенсию.

После отстранения Н. С. Хрущева первым секретарем ЦК КПСС /позднее генсеком/ стал Л. И. Брежнев /октябрь 1964 - ноябрь 1982 гг7, председателем Совета Министров А. И. Косыгин. Новое руководство восстановило единую структуру партийных организаций, взамен совнархозов создало промышленные министерства.

Еще в начале 60-х годов специалисты в области экономики пришли к выводу о необходимости проведения радикальных экономических реформ- В соответствии с поручением правительства предложения по реформам были подготовлены ведущими экономистами страны и вынесены на обсуждение. В марте 1965 г. на Пленуме Центрального комитета КПСС был рассмотрен вопрос "О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства СССР", а в сентябре этого же года также на Пленуме ЦК КПСС обсуждался вопрос "Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства". Принятые решения составили суть экономической реформы. Они заключались в следующем:

расширялись хозяйственная самостоятельность, инициатива .предприятий;

сокращалось число директивно планируемых показателей; усиливалось экономическое стимулирование производства с помощью таких рычагов как цена, прибыль, премия, кредит;

вводился ограниченный хозрасчет, часть прибыли оставалась в распоряжении предприятий;

восстанавливался отраслевой принцип управления

в области сельского хозяйства намечалось восстановление принципа материальной заинтересованности тружеников деревни в увеличении производства сельскохозяйственной продукции. Вводились твердые планы закупок на несколько лет вперед. С колхозов была списана задолженность по ссудам Госбанка СССР в сумме 2 млрд. рублей.

Хозяйственная реформа стала проводиться с первого года восьмой пятилетки /1966 - 1970 гг./. За 1966 г. на новые условия хозяйствования перешли 704 предприятия, а к концу 1969 г. - 36 тыс. предприятий, производящих 83 % всей промышленной продукции. 8 1970 г. хозяйственная реформа была в основном завершена.

Восьмая пятилетка /1966 - 1970 гг./ по темпам роста была одной из наиболее удачных за все послевоенное время. Однако уже в начале 70-х годов темпы роста снова упали. Административно-командная система оказалась невосприимчивой к новым формам управления и свела на нет позитивные стороны реформы.

Руководство страны в целом осознавало необходимость интенсификации производства: шло сокращение количества строящихся крупных предприятий /с 800 до 200 в гол', создавались научно-производственные объединения: возникали новые отрасли промышленности: роботостроение, микроэлектроника и др. предпринимались попытки более гибкого планирования /вводились перспективные и комплексные планы/. Однако эти тенденции не стали определяющими для развития экономики. С начала 70-х годов темпы экономического роста стали замедляться. Снижение мировых цен на топливо, которое являлось главной статьей экспорта, еще более ycyi-убило трудности. В середине 80-х годов страна на пороге экономического кризиса.

Неблагоприятным продолжало оставаться положение и в области сельского хозяйства. Обладая плодородными землями, наша страна начала вести в массовом масштабе закупки зерна за фаиицей. В то же время до 40 % производимой сельхозпродукции пропадало из-за больших потерь при уборке, транспортировке и хранении. Крайне неэффективно проводились мелиоративные работы, шла бездумная химизация почвы. Безусловно, за чти годы произошел сдвиг в повышении благосостояния советских людей. По уровню потребления на душу населения Советский Союз занимал лишь 77-е место в мире.

На здравоохранение тратилось не более 4 % национального дохода /в развитых странах - 10-12 %/. С 1956 г. не изменялось законодательство о

пенсиях, в стране проживало 57 млн. пенсионеров. 40 % всех трудящихся были заняты не квалифицированным тяжелым трудом. Уже в 70-х голах н отдельных регионах страны начала вводиться карточная система распределения продуктов.

Все это поставило страну перед необходимостью серьезной реконструкции существующих основ.

Новое руководство страны во главе с Л. И. Брежневым взяло курс на сворачивание процессов десталинизации общественной жизни. В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, которая провозглашала построение в нашей сгране "развитого социализма". Конституция декларировала многие права и свободы человека. S том числе право на жилье, свободу слова, печати и т. п. В политической сфере народовластие должны были осуществлять Советы народных депутатов. Разнообразные политические функции призваны были осуществлять общественные организации, профсоюзы, трудовые коллективы.

Коммунистическая партия продолжала наращивать свое влияние в обществе. В конце 60-х - начале 70-х годов практически не осталось предприятий и строек, колхозов и совхозов, учреждений и учебных заведений, в которых не было первичных парторганизаций. Постоянно увеличивалось число членов партии: с 12,4 млн. в 1966 г. оно возросло до !5,б млн. в 1976 г. и до 17,5 млн. в 1981 г.

Съезды партии проходили в атмосфере парадности и отсутствия критики и самокритики. Начиная с XXIII съезда КПСС /март-апрель 1966 г./, все последующие съезды-XXIV/март-апрель 1971 г./, XXV/февраль-март 1976 г./ и XXVI /февраль-март 1981 г./ - не смогли выполнить свою роль органов коллективного руководства. Выступавшие, как правило, не предпринимали никаких попыток реалистично оценить положение дел в партии и обществе и занимались самоотчетами, одобрением "работы Центрального Комитета и лично генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева". В Конституцию СССР впервые была включена специальная глава о политической системе, которая юридически закрепляла руководящую роль КПСС /статья б/.

Развитие науки, образования и культуры в эти годы также отличалось динамизмом. Росли количественные показатели: доля лиц с высшим и средним образованием увеличилась с 65 %в 1970 г. до 81 % в 1979 г. и до 92 % в 1989 г. Вместе с тем, образование еще отставало от требований времени, научно-технического прогресса. "Валовой" подход привел к тому, что к началу 80-х годов в СССР сложился избыток одних специалистов /главным образом технического профиля/ и острый недостаток других /экономистов, юристов, социологов/. По числу дипломированных инженеров наша страна почти вчетверо превзошла США.

Продолжался рост численности научных учреждений /в 1970 г. -2078 НИИ, в 1985 г. - 2607/и научных сотрудников/а 1970 г. - 928 тыс. чел. в 1985 г. - 149! тыс./. Увеличивалось финансирование науки /доля расходов в национальном бюджете в 1970 г. составляла 4 %, в 19S5 г. - 5 %/.

В области внешней политики рассматриваемый период характеризовался некоторым смягчением международной обстановки. Экономическое

сотрудничество СССР с социалистическими странами осуществлялось в рамках СЭВ. В 1971 г. страны - члены СЭВ приняли комплексную программу социалистической экономической интеграции, которая сыграла положительную роль в формировании системы международного социалистического разделения труда. В оен но-политическое сотрудничество осуществлялось в рамках Организации Варшавского Договора. Однако это сотрудничество нередко было направлено против демократических процессов в восточноевропейских странах. Так произошло в 1968 г. когда государства - участники ОВД ввели войска в Чехословакию и силой подавили попытки демократических преобразовании п стране.

Во взаимоотношениях с развивающимися государствами главное внимание уделялось сотрудничеству со странами так называемой "социалистической ориентации" /Египет, ИРАК, Ангола, Мозамбик, Эфиопия, Никарагуа и др./, которые получали от СССР экономическую и военную помощь.

Отношения с капиталистическими странами строились на конфронтацией ной основе, однако наметилась тенденция к уменьшению противостояния и разрядке напряженности. Этому способствовали встречи руководителей СССР и США, в ходе которых был подписан ряд важных документов. В частности, в 1971 г. было заключено соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной воины между СССР и США, в мае 1972 г. приняты Основы взаимоотношений между СССР и США, а также договор об ограничении систем противоракетной обороны и временное соглашение о мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений /ОСВ-1/. Важное значение имел советско-американский договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия от 3 июля 1974 г.

Крупнейшим событием мировой политики стало состоявшееся в августе 1975 г. е Хельсинки Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, в котором приняли участие 33 европейские страны, США и Канада. Был подписан Итоговый документ, закрепивший в Европе послевоенные Гранины, а также расширивший экономические, политические и гуманитарные контакты между странами.

Процесс разрядки международной напряженности стал возможен также потому, что в конце 60-х - начале 70-х годов Советский Союз добился военно-отратегического паритета /равенства/ с США. Суть его заключалась в примерном равенстве сторон в стратегическом ядерном оружии, системах ПРО, в других видах ядерного и обычного вооружений, которое исключает военно-техническое, а следовательно, и военно-стратегическое превосходство одной стороны над другой. 70-е годы показали, что любое нарушение военно-стратегического равновесия чревато серьезными последствиями: каждый непродуманный шаг вызывает ответные меры и влечет за собой новый виток гонки вооружений. Так было, например, с размещением в конце 70-х годов ракет средней дальности в европейской части СССР: США немедленно начали размещение таких же ракет в Европе.

7J

Обострение противоречий тоталитарной системы и попытки их разрешения в конце 70-х - с ередине 80-х годов. В конце 70-х гг. произошло резкое обострение противоречий и ь'ризисрщх явлений всех сторон жизни советского общества, вызванное как внешними, так и внутренними причинами.

Внешняя причина этого заключалась в том, что развитие Советского Союза было искусственно оторвано от развития мировой цивилизации. В этот период в странах Запада был осуществлен ряд технологических переворотов. Прогресс западных и целого ряда ранее отсталых стран /Японии, Южной Кореи, Сингапура, Мексики, Бразилии и др./ основынался на гибкой рыночной экономике и производстве наукоемкой продукции. В отличие от индустриального общества, где главным богатством является "осязаемый" капитал /земля, фабрики и т. д./, в пост индустриальном обществе на эту роль все более претендуют знания, информация.

Советский Союз продолжал развиваться по индустриальному пути, административно-командная экономика тиражировала устаревшие производства, и лишь за счет административного нажима и громадной концентрации средств удавалось добиться результата в отдельных /преимущественно военных/ отраслях. Эго приводило к серьезному отставанию в использовании достижений научно-технической революции. Так, в 1985 г. США использовалось 17 млн. персональных ЭВМ, не считая других видов электронной вычислительной техники, а в СССР - лишь несколько десятков тысяч ЭВМ. В советской промышленности к началу 80-х годов было автоматизировано или комплексно механизировано только 10-15 % предприятий. В то же время 35-40 % рабочих в промышленности, 55-60 % в строительстве, 70-75 % в сельском хозяйстве занимались неквалифицирован­ным ручным трудом. Таким образом, существовавшая система не смогла обеспечить переход на новую стадию экономического развития, и Советский Союз все более отставал от передовых стран мира.

Во внешней политике наряду с курсом на мирное сосуществование государств с различным общественным строем Советский Союз проводил жесткий курс на "укрепление социалистического лагеря" /в 1981 г. руководство Польши под давлением СССР было вынуждено ввести в своей стране чрезвычайное положение/, а также на поддержку "революционных движений" во всем мире. Именно тга противоречивая политика привела к вводу в 1979 г. советских войск в Афганистан и ведению там до февраля 1989 г. боевых действий. Эта война стоила жизни 14751 тыс. советскому войну.

Ставка на жесткую военную конфронтацию и недостаточное внимание к политическим методам обеспечения безопасности СССР со стороны советского руководства тяжелым бременем ложилась на экономнку страны /на оборону работало до 80 °/о машиностроения/. Попытки сохранить военно-стратегический паритет с Соединенными Штатами вели к тому, что советское руководство стремилось адекватно ответить на любой шаг США в военной области.

Внутренней причиной обострения противоречив тоталитарной системы явился глубокий социально-экономический, политический и нравственный

кризис, разразившийся в стране э конце 70-х - начале 80-х годов и затронувший практически все сферы материальной и культурной жизни общества:

в области экономики резко снизились темпы роста валового национального продукта - с 42 % в восьмой пятилетки /1966 - 1970 гг./ до 19 % водиннадцатой/198] - 1985/;

в области сельского хозяйства значительно уменьшился прирост сельскохозяйственной продукции /с 21 % в восьмой пятилетке до б % в одиннадцатой/. Этот прирост был меньше, чем темпы прироста населения;

в социальной области с начала 70-х годов перестала увеличиваться средняя продолжительность жизни и начала расти детская смертность. К началу 80-х годов СССР находился лишь на 35-м месте в мире по Продолжительности жизни и на 50-м - по уровню детской смертности;

в политической области сохранилась монополия КПСС на власть, быстро формировался культ Л. И. Брежнева.

Все важнейшие решения, в том числе -жономкческие, принимались как и прежде в узком кругу партийных функционеров. Любое инакомыслие преследовалось. Пример тому - травля и ссылка выдающегося ученого-физика А. Д. Сахарова, высылка из страны А. И. Солженицына. Несмотря на это в стране существовало диссидентское движение, уничтожить которое властям не удавалось. Год от году дряхлевшее партийное руководство было уже не в состоянии предотвратить надвигающийся кризис. После смерти Л. И. Брежнева на Ноябрьском /1982 г./ Пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем Центрального Комитета был избран Юрий Владимирович Андропов, занимавший до этого должность секретаря ЦК КПСС. Резко выделяясь на фоне политических деятелей того времени, он отличался ответственным отношением к делу, острым и цепким умом, высоким уровнем культуры, творческими способностями, личной скромностью и бескорыстием. Он был ярким представителем жесткого, "силового" стиля руководства, что проявлялось и в его действиях на высшем посту в партии и государстве. За короткий срок /с середины ноября 1982 г. до февраля 1984 rJ удалось достичь немалых успехов в укреплении дисциплины и организованности, борьбе с коррупцией и преступностью. Многих руководителей, не справляющихся со своими обязанностями, стали заменять более молодыми и компетентными. За 15 месяцев пребывания > власти было сменено 18 союзных министров и приравненных к ним лиц, переизбрано 37 первых секретарей обкомов, крайкомов КПСС, ЦК коммунистических партий союзных республик. Только за счет наведения элементарного порядка в 1983 г. удалось добиться увеличения объема промышленного производства на 4,7 % /в 1982 г. прирост объема промышленного производства составлял 2,1 %/.

Приход после смерти Ю. В. Андропова в феврале 1984 г. нового партийного и государственного лидера К. V. Черненко означал возвращение к прежним, устоявшимся при Брежневе порядкам. Движение кадров вновь стало сокращаться, ухудшались экономические показатели, что означало приближение кризиса.

К. У. Черненко, будучи тяжело больным, мало занимался государственными делами. Однако в политическом руководстве страны складывалась группа относительно молодых лидеров /М. С. Горбачев, Е. К. Лигачев, Э. А. Шеварднадзе, Н. И. Рыжков и др./ - сторонников обновления системы власти. Именно в период, когда у власти находился Черненко, среди зтих руководителей созрело окончательное решение о необходимости радикальных перемен. После смерти Черненко в марте 1985 г, пост Генерального секретаря занял лидер нового поколения М. С. Горбачев.