Руководства, Инструкции, Бланки

Договор О Квоте Мест С Гарантией Заполнения Образец img-1

Договор О Квоте Мест С Гарантией Заполнения Образец

Рейтинг: 4.3/5.0 (1607 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Вопросы для подготовки к

Вопросы для подготовки к ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ по профессиональному модулю 1.

  1. «Международная гостиничная конвенция».

  2. Международные гостиничные правила

  3. Информирование потребителя о способах бронирования

  4. Цель группового бронирования.

  5. Совместная работа служб бронирования с отделом маркетинга и продаж.

  6. Преимущества и недостатки группового обслуживания

  7. Заполнение образцов бланков бронирования для индивидуалов, компаний, турагентств и операторов.

  8. Написание отчета по совершившимся сделкам, отчета о выплате комиссий, отчета по отказам в предоставлении номеров.

  9. Основные показатели оценки деятельности гостиницы: загрузка номерного фонда, средняя цена гостиничного номера, среднее число гостей на один проданный номер, коэффициент двойной загрузки, занятость койко-мест, среднее количество убранных номеров за день.

  10. ведения деловых переговоров с представителями туроператора.

  11. Оформление проекта договора с турфирмой о квоте мест с гарантией заполнения на 30-80%

  12. Оформление проекта договора с турфирмой о квоте мест без гарантии заполнения.

  13. Оформление проекта договора с турфирмой о твердой закупке мест с полной оплатой.

  14. Оформление проекта договора о текущем бронировании.

  15. Возникновение компьютерных систем бронирования.

  16. Сотрудничество КСБ и турагенствами.

  17. Гостиницы в КСБ.

  18. Amadeus, Galileo, Worldspan, Sabre, Fidelio: история создания, подключение к системе, продукты, системы в России.

  19. Сирена, Ключ, Туринтел, Тур Резерв: история создания, подключение к системе, продукты, использование системы в российских гостиницах.
Похожие:

Теория государства и права
Вопросы для подготовки к итоговому государственному экзамену по направлению подготовки 030900. 62 – юриспруденция

Вопросы для подготовки к экзамену по профессиональному модулю 1
Проведение маркетинга существующих предложений от туроператоров для различных категорий потребителей

Учебное пособие для подготовки к мдэ
Вопросы и задания междисциплинарного экзамена составлены на основании девяти дисциплин

Методические указания по выполнению контрольных работ включают общие.
«Оренбургский государственный университет» в качестве методических указаний для студентов, обучающихся по программе высшего профессионального.

Вопросы для подготовки к государственному экзамену
Понятие, принципы и система гражданского права. Роль гражданского права в современных условиях

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки
Содержание: умк по дисциплине у. 1 Учебная практика в школе для студентов направления подготовки 44. 03. 02 Психолого-педагогическое.

Контрольные вопросы 84 глава 2 инструментарий конкурентного анализа.
Использование «Сводных таблиц» ms excel для подготовки аналитических отчетов о состоянии конкурентной среды 87

Сверить свои ответы на вопросы заданий егэ можно в выбранном Вами
Для подготовки к егэ советуем Вам потренироваться в заполнении бланков егэ. Ведь правильно решенное задание нужно правильно оформить.

Участники арбитражного процесса
Дано краткое содержание изучаемых тем, планы семинарских и практических занятий, тематика контрольных и курсовых работ, примерные.

Другие статьи

Оформление отношений турфирмы со своими партнерами

Оформление отношений турфирмы со своими партнерами

Туристский бизнес не только обеспечивает значительные поступления в бюджет, но и является крупнейшим работодателем, воздействуя на занятость в стране. В ряде стран более половины трудоспособного населения вовлечено в деятельность, которая прямо или косвенно связана с обслуживанием туристов.

Туристская деятельность ведет также к перетоку трудовых ресурсов из одних сфер экономики в другие. Развитие индустрии туризма способствует урбанизации конкретной территории: создаются сети коммуникаций, происходит концентрация гостиничных комплексов, и т. п. Туризм оказывает существенное влияние на политику правительства по стабилизации платежного баланса, воздействуя не только на потоки товаров и услуг, но и на движение капиталов.

Нередко туризм оказывался в разных странах тем рычагом, использование которого позволяло оздоровить всю национальную экономику страны. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально - экономического развития. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире.

Цель работы: рассмотреть документальное оформление отношений турфирмы со своими партнерами.


1.
Особенности договорных отношений туроператора и турагента

Законодательство требует оформлять сделки между юридическими лицами только в письменной форме - путём заключения между ними договоров. Не являются исключением и сделки между туроператором и турагентом.

К сожалению, многие руководители как туроператоров, так и турагентов не уделяют должное внимание юридически правильному оформлению этих отношений. Одни считают, что все вопросы можно решить по мере их возникновения путём переговоров, другим просто не хочется внимательно читать нудный текст договора. Некоторые турагенты полагают бесполезным анализировать договор с туроператором, поскольку, как им кажется, всё равно не смогут повлиять на его содержание. Это опасные заблуждения. Во-первых, как правило, дружеские отношения заканчиваются как раз там, где начинаются товарно-денежные. Во-вторых, лень - это порок, несовместимый с бизнесом. В-третьих, далеко не все туроператоры остаются глухи к просьбам своих агентов об изменении договора, тем более, если они обоснованы юридически и исходят не от одной, а от нескольких фирм. В четвёртых, в зависимости от договора с туроператором турагент должен строить свои отношения с туристами.

Чем же рискует турагент и туроператор, подмахивая договор «не глядя»? И на что необходимо обратить внимание при его заключении?

При ближайшем рассмотрении оказывается, что договор совсем не так сложен, каким представляется на первый взгляд. Часть отношений между туроператором и турагентом определена законодательством и совершенно не зависит от того, что по этому поводу написано в самом договоре, ибо закон имеет приоритет. Такую информацию договора можно смело пропустить, пробежав по ней взглядом лишь «по диагонали». А на чём же заострить внимание? Попробую перечислить основные такие моменты.

Перед тем, как читать договор, его необходимо где-то найти. Обычно туроператоры размещают договоры на своих сайтах в свободном доступе. Реже встречается ситуация, когда турагенту необходимо зарегистрироваться на сайте туроператора, чтобы получить доступ к договору. И совсем редко бывает, что туроператор высылает договор по запросу агента.

Кроме того, многие туроператоры защищают свой договор, размещённый на сайте, от внесения в его текст изменений. При этом обычно доступными для редактирования оставляют те поля договора, которые должен заполнить турагент. Это позволяет туроператору надеяться, что турагент не станет вносить в типовой договор какие-либо несанкционированные изменения. Ведь для этого турагенту понадобится своими руками набрать на компьютере как минимум один лист текста договора. Расчет на лень, как правило, оправдывается.

Итак, какие же виды сделок обычно предлагают туроператоры своим дилерам? Попробуем разобрать их:

- агентский договор.
Это стандартный вариант, предусмотренный Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В рамках этого вида сделки турагент обязуется за вознаграждение совершать по поручению туроператора юридические и иные действия (продвижение и реализацию туристского продукта) от своего имени, но за счет туроператора либо от имени и за счет туроператра. На этом виде отношений мы остановимся более подробно ниже.

- договор возмездного оказания услуг.
Некоторые до сих пор ошибочно называют его договором купли-продажи. В этой связи нужно иметь ввиду, что купле-продаже (за некоторыми исключениями) может быть подвергнут либо товар, либо имущественное право. В то время как туристский продукт чётко определён законодательством, как комплекс услуг. Но поскольку термин «купля-продажа» прочно закрепился в туризме со времён первой редакции Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», можно считать его жаргонным, не забывая при этом, что суд работает на языке закона, а не жаргона. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги8
. Подобные договоры часто предлагают своим дилерам туроператоры, обладающие значительной долей рынка и, как следствие, имеющие возможность навязать дилерам любые, даже самые невыгодные, условия сотрудничества. Обратите внимание, что по этому договору туроператор является исполнителем, а его дилер - заказчиком, а не турагентом. Т.е. дилер перестаёт быть профессиональным участником туристического рынка. Для туроператора это означает, что в его договоре с дилером все нюансы туруслуг должны быть освещены максимально подробно. Дилер, как непрофессиональный участник рынка, не обязан знать, например, эпидемиологическую обстановку в том или ином регионе, правила безопасности и другие особенности путешествия; их должен сообщить ему профессионал. Причем - сообщить так, чтобы потом это можно было подтвердить документально. Фактически должно получиться ни что иное, как договор о реализации туристского продукта. Точно такой же, как заключается с обычным туристом. При этом достаточно нелепо выглядят попытки отдельных туроператоров указать в договоре, кому и как должен дилер впоследствии реализовать турпродукт. Впрочем, надо отдать должное туроператорам, предлагающим своим дилерам договоры услуг: многие из них вместе с этим договором сразу предлагает дилеру образец его, дилера, договора с туристом. Хочется верить, что этот образец проработан юристами туроператора так же хорошо, как и свой собственный. Но во что нельзя поверить точно, так это в то, что он учитывает всё многообразие особенностей работы всех турфирм-дилеров, которые, к тому же, являются дилерами не у одного туроператора, а у многих.

У турфирмы-дилера при работе по договору оказания услуг возникают гораздо более серьёзные проблемы, чем у туроператора. Она уже не сможет заключить с туристом договор о реализации турпродукта, поскольку этот вид договоров имеют право заключать только туроператоры и турагенты. Формулировка Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» такова, что формально дилер вообще не может реализовать приобретённый им у туроператора комплекс услуг как турпродукт. Следовательно, ему придётся осуществлять реализацию туристу некого комплекса туруслуг (не турпродукта). Это значит, что дилер, а не туроператор, будет непосредственно отвечать перед туристом за надлежащее оказание этих услуг. Правда потом он сможет предъявить свои претензии туроператору, но сколько сил придётся на это потратить. Это также значит, что турист, например, может потребовать указать в договоре с ним отдельно стоимость каждой туруслуги (ведь это уже не турпродукт, целостность стоимости которого защищена законом).

Помимо сказанного, следует учитывать, что многие турфирмы-дилеры применяют упрощённую систему налогообложения. Чтобы не потерять право на её применение, их доходы не должны превышать установленного законодательством лимита. В случае работы таких дилеров по турагентским договорам, их доходом в целях налогообложения считается только агентское вознаграждение и дополнительная выгода (если она есть).

2. Заключение договоров с поставщиками услуг

Контрактно-договорные взаимоотношения в туризме регулируются нормами международного и национального гражданского права.

На международном уровне такие отношения регулируются следующими основными документами:

Международной конвенцией по контракту на путешествие, принятая 22.10.1970 г. Генеральной ассамблеей Всемирной ассоциации туристских агентств (ФУААВ);

Положение по туристским контрактам и обменам, принятым на Венской встрече государств - участников Совета Безопасности Совета Европы (СБСЕ) в 1992 г.;

Соглашением под унификации правил международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция), принятым 12.10.1929 г. с изменениями и дополнениями, внесенными в 1955 и 1975 гг.;


Женевской конвенцией по международной автомобильной перевозке пассажиров и багажа, принятой в Брюсселе в 1969 г.; Постановлением межпарламентской ассамблеи государств участников СНГ "Об основных принципах сотрудничества государств, участников СНГ в области туризма" от 29.10.96 г. и др.
На национальном уровне договорные отношения в области туризма регулируются следующими нормативно-правовыми актами:
- Гражданским кодексом РФ (ч.1 и 2 от 21.10.94 и от 22.12.95 г. соответственно);
- Федеральным законом от 2

4.11.96 г. "Об основах туристской деятельности в РФ";
- Трудовым кодексом РФ.
В практике торговли туристскими услугами инициативный туроператор не всегда выходит напрямую на поставщиков услуг. Он заключает договор с принимающим туроператором, который обеспечивает ему весь комплекс услуг на приеме.
Рассмотрим особенности заключения договоров рецептивного туроператора с поставщиками услуг и договор между рецептивным и инициативным туроператорами.
Договоры с поставщиками услуг составляются на основе типового договора с включением вопросов, касающихся обслуживания туристов и взаимоотношений партнеров (поставщика услуг и туроператора).
Все взаимоотношения с партнерами-поставщиками услуг по обслуживанию туристов на маршруте тура оформляются заключением письменных договоров (контрактов). Они могут иметь типовую форму договора купли-продажи или договора комиссии, либо договора-обмена (при безвалютном обмене туристскими группами).
Основные положения договоров с поставщиками услуг аналогичны положениям типового договора:
- предмет договора;
- основные условия;
- права и обязанности поставщика услуг;
- права и обязанности туроператора;
- ответственность сторон;
- форс-мажорные обстоятельства;
- юридические адреса и реквизиты партнеров.
Договор считается заключенным, когда между сторонами в надлежащей форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Договор о квоте мест с гарантией заполнения 30-80 % По такому договору туристская фирма получает от гостиницы определенное количество мест, которые она обязана в течение периода, оговоренного в контракте, заполнить туристами. При этом она гарантирует оплату 30-80 % выделенной квоты мест, даже если они не будут использованы. Остальную часть квоты фирма имеет право аннулировать в установленные сроки. По этому договору фирма получает цены на гостиничные места более низкие, чем обычные тарифы.
Договор о квоте мест без гарантии заполнения. По этому договору фирма не берет на себя никакой гарантии заполнения выделенной ей квоты мест. Поэтому в силу вступает обычное правило аннуляции мест, не использованных в установленные сроки. Фирма рассчитывается с гостиницей по обычным тарифам.
Договор о твердой закупке мест с полной оплатой. По такому договору фирма гарантирует гостинице полную оплату выделенной квоты мест, независимо от их заполнения. При таких условиях фирма выторговывает более низкие цены на размещение в гостинице, чем обычно.
Договор о текущем бронировании. Это наиболее типичный договор для туристских фирм, особенно тех, которые занимаются организацией индивидуального туризма. По такому договору фирма не получает от гостиницы никакой квоты мест. При обращении клиента она направляет гостинице заявку на бронирование и только по получении от нее подтверждения производит продажу гостиничных услуг. При таком договоре действуют обычные тарифы на гостиничные места.
Кроме того, важно обратить внимание на гарантии, которые нам дает партнер - поставщик услуги (гарантирует ли гостиница обещанное размещение).
Условие о невозможности обратного повышения цен (цены можно повышать только на не проданные услуги).
Договор с предприятием питания. Т
акой договор заключается с отдельным предприятием питания, если питание организуется вне средства размещения туристов и не входит в контракт с гостиничным предприятием. Это может иметь место на маршрутных тематических турах (питание в пути) и др.
Договор с автотранспортным предприятием.
Договорные взаимоотношения с автотранспортными предприятиями (АТП) строятся на основании договора аренды транспортного средства с экипажем (водителями), регламентируемого Гражданским кодексом РФ (гл. 40 "Перевозка"); положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.97 г. № 2; уставом автомобильного транспорта.
По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель (АТП) предоставляет арендатору (турфирме) транспортное средство во временное владение и пользование за плату и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Водители автобуса (их квалификация) должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора или требованиям обычной практики, т.к. они являются работниками арендодателя и подчиняются распоряжениям автотранспортной компании, касающимся управления и технической эксплуатации, а также распоряжениям турфирм, касающимся коммерческой эксплуатации автобуса. Как правило, расходы по оплате услуг водителя, а также расходы на их содержание несет АТП.
Если иное не предусмотрено договором аренды автобуса с экипажем, обязанность страховать транспортное средство и ответственность за ущерб им или третьим лицам в связи с эксплуатацией автобуса возлагается на арендодателя (АТП) в тех случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора. Например, при организации зарубежных поездок необходимо оформление специальной страховки (зеленой карты) и страхования ответственности за ущерб причиненный третьим лицам.
В договоре с АТП следует обязательно оговорить наличие такой страховки на автобус.
В международном и отечественном туризме принимаются меры по обеспечению безопасности туристов на автобусных турах и по обеспечению стандартов обслуживания. Так, во многих странах введено лицензирование автобусных перевозок туристов и экскурсантов.
Так, решением европейской транспортной комиссии введено требование по обязательному оснащению всех туристских автобусов с количеством мест 9 и более, включая место водителя, специальным контрольным прибором - тахографом. Это аналог черного ящика на самолетах - прибор контролирующий работу автобуса и водителя на маршруте и записывающий всю информацию.
Договор с авиакомпаниями.
Все правила авиа поездок в нашей стране регулируются воздушным кодексом РФ от 19.03.1977 г. а также рядом международных соглашений, одним из которых можно назвать Варшавскую конвенцию 1929 г. (Гамбургские правила).
Договорные взаимоотношения с авиа перевозчиками строятся на основе Гражданского кодекса РФ (гл. 40 "Перевозка").
Договоры с авиа компаниями могут быть трех видов: - договор на квоту мест на регулярных авиа рейсах;
- агентское соглашение;
- чартер (аренда самолета). Договор на квоту мест на регулярных авиа рейсах. Квота мест может быть жесткой или мягкой. Это влияет как на условия договора, так и на специальные льготы и скидки.
При жесткой квоте мест вся ответственность за не реализацию мест падает на туристскую фирму, независимо от причины не реализации. Финансовые потери несет турфирма.
При мягкой квоте мест устанавливаются сроки возможного отказа туристской фирмы от квоты или части квоты мест по причине не реализации туристских путевок. Эти сроки предусматривают возможность дальнейшей реализации этих мест самой авиакомпанией или другими ее агентами.


После того, как установлены места назначения, количество человек в группах и даты их заездов, в процессе переговоров с гостиницами, авиакомпаниями и другими поставщиками услуг наступает стадия подписания договоров и контрактов.
Контракт (договор) необходим для урегулирования обязанностей и ответственности сторон, в частности в ситуациях, когда остаются непроданными места в гостиницах, посадочные места в самолете, или в случаях, когда отменяются чартерные рейсы, чтобы предусмотреть систему санкций, штрафов для каждого конкретного случая.
Правильно организованная договорная работа туроператора помогает ему не попадать в зависимость от деятельности различных поставщиков услуг. Крупные туроператоры подписывают обычно долгосрочные контракты с отелями на определенное количество номеров или на обеспечение полной загрузки отеля, что дает им низкие цены, но представляет определенный риск для владельца отеля (он может потерять деньги в период высокой инфляции). Есть риск и для туроператора (он потеряет деньги в случае, если не все туры будут проданы).

Иногда турфирмам выгоднее заключать не посреднические договоры, а договоры страхования в пользу третьих лиц. На основании этого договора страховщиком является страховая компания, а страхователем - турфирма. Турфирма передает страховой компании списки туристов, которые должны быть застрахованы, и получает от нее страховые полисы.

В данном случае расчеты осуществляются так: турфирма перечисляет страховой компании страховую премию за счет своих денежных средств, а туристам продаются туристские путевки, в калькуляцию которых уже заложена страховая поддержка.

1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 14 ноября 2009 г.//Собрание законодательства РФ. 2009, № 49. Ст. 5491.

2. Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации»/Утверждена Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2001 г.//Собрание законодательства РФ. 2006, № 11.

5. Долговременная программа охраны природы и рационального использования природных ресурсов г.Новосибирска до 2005 года (Экологическая программа). Новосибирск, 2008. -31с.

6. Целевая программа «Развитие туризма в РФ до 2005 года»/ 13.09.99 № 500 // Информационный бюллетень ПО РАТА. 2009. № 12. -С.17-30.

7. Методические рекомендации по разработке и реализации региональных целевых программ развития туризма (разработаны Центром прикладных социально-экономических исследований, утверждены Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму).

8. Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма: Уч. пособие.М. 2002. - 220 с.

9. Волошин Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности М. 2002. - 198 с.

10. Косолапов А.Б. Рекреационные ресурсы Сибири: ДВГАЭУ, 2007. - 154 с.

11. Берестовой А.А. Туризм: факты, статистика, тенденции// Меридиан. 2009. № 7-8. - С. 4-6.

12. Какорина Г.А. Прибрежные ландшафты залива Петра Великого // Вопросы географии и геоморфологии советского Дальнего Востока. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2007. - С.52-60.

Не копируйте выложенное! Закажите уникальную работу!

Договорные отношения между туроператором и поставщиками


Главная | О нас | Обратная связь

Договорные отношения между туроператором и поставщиками

Отношения между туроператором и поставщиками турист­ских услуг строятся на основании договоров о сотрудничестве в области туризма.

Установление взаимовыгодных деловых отношений невоз­можно без достоверной информации о надежности потенциаль­ного поставщика: его правоспособности, кредитоспособности, дееспособности.

Правоспособность — это наличие у туристского предприятия юридического основания на ведение туристской деятельности (такими документами признаются свидетельство о государствен­ной регистрации предприятия, а также лицензии на осуществле­ние туристской деятельности, международных перевозок и пр.).

Кредитоспособность подразумевает наличие у предприятия необходимых финансовых средств для обеспечения своевремен­ных расчетов. Ее подтверждение может быть осуществлено дву­мя способами:

путем анализа финансового состояния предприятия (разме­ров уставного фонда, годового оборота, прибылей и убытков за предыдущие годы);

предоставлением банковской гарантий, на основании ко­торой банк принимает на себя всю ответственность за дей­ствия предприятия.

Критериями дееспособности предприятия являются его эф­фективная деятельность, положение на рынке, репутация в де­ловом мире, квалификация персонала и т.д. Объективное пред­ставление о потенциальном поставщике возможно лишь на основе комплексного и динамичного анализа.

Правильно организованная договорная работа туроператора помогает ему не попасть в зависимость от деятельности различ­ных поставщиков услуг. Крупные туроператоры обычно подпи­сывают долговременные контракты с отелями на определенное количество номеров или обеспечение полной загрузки отеля, что, с одной стороны, дает им низкие цены, но с другой — пред­ставляет определенный риск для владельца отеля (он может по­терять деньги в период высокой инфляции). Риск существует и для туроператора (он теряет деньги в случае, если не все туры будут проданы).

Небольшие или специализированные туроператоры, реали­зуя особые, самостоятельные, инклюзивные туры, могут иметь соглашения с отелями о свободной продаже, в которых послед­ние согласны гарантировать размещение для максимального числа туристов. Такие соглашения вполне пригодны для неболь­ших туристских программ, но имеют один существенный недос­таток: иногда владельцы отелей сохраняют за собой право «за­крыть» определенную дату.

Как известно, туроператоры подразделяются на инициативных (по отправке туристов) и рецептивных (по приему). Инициативный туроператор не всегда выходит напрямую на поставщиков услуг. Он заключает договор с рецептивным туроператором, который обес­печивает инициативному туроператору весь комплекс услуг по приему туристов.

Рассмотрим особенности заключения договоров рецептивно­го туроператора с поставщиками услуг, а также с инициативным туроператором.

Договоры с поставщиками услуг составляются на основе ти­пового договора с включением вопросов, касающихся обслужи­вания туристов и взаимоотношений партнеров (поставщика ус­луг и туроператора).

Все взаимоотношения с партнерами — поставщиками услуг по обслуживанию туристов на маршруте тура оформляются за­ключением письменных договоров (контрактов). Они могут иметь типовую форму следующих договоров: купли-продажи, комис­сии, обмена (при безвалютном обмене туристскими группами).

Основные положения договоров с поставщиками услуг ана­логичны положениям типового договора и включают предмет

договора, основные условия, права и обязанности поставщика услуг и туроператора, ответственность сторон, форс-мажорные обстоятельства, юридические адреса и реквизиты партнеров.

Договор считается заключенным, когда между сторонами в надлежащей форме достигнуто соглашение по всем существен­ным условиям. К существенным условиям договора между peцептивным туроператором и поставщиком туристских услуг от­носятся:

· информация о туроператоре;

· информация о поставщике туристских услуг;

· достоверная информация о свойствах туристских услуг;

· график заездов групп;

· розничная и оптовая цена услуг;

· порядок встречи и проводов туристов;

· права, обязанности и ответственность сторон;

· условия изменения и расторжения договора;

· порядок урегулирования возникших споров и возмещения убытков сторон и др.

Таким образом, стороны вправе устанавливать условия договора по своему усмотрению, так как в каждом случае есть своя специ­фика, зависящая от особенностей предоставления услуг туристам и взаимоотношений договаривающихся сторон. Исключение со­ставляют только те случаи, когда содержание соответствующего условия предписано (или запрещено) законодательством.

В международной практике известны и имеют широкое при­менение документы, регулирующие взаимоотношения гостинич­ных предприятий с турагентами и туроператорами. Один из них — Гостиничная конвенция 1970 г. разработанная под эгидой Меж­дународной гостиничной ассоциации и Всемирной федерации ассоциаций туристских агентств. Конвенция определяет обяза­тельства договаривающихся сторон, сферу ее применения, типы гостиничных контрактов, общие и особые правила их составле­ния, величину комиссионных и порядок платежей, а также усло­вия аннуляции договоров. В 1979 г. в Гостиничную конвенцию был внесен ряд поправок и она получила название «Междуна­родная гостиничная конвенция», а с 1993 г. стала называться Кодексом отношений между гостиницами и турагентствами и ис­пользоваться при заключении гостиничных контрактов (прило­жение 19).

Кодекс обязывает гостиничное предприятие давать точную ин­формацию по категории и расположению отеля, а также по каче­ству предоставляемых услуг. В нем определяется, что турагент не имеет права устанавливать для своих клиентов цены выше тех, ко­торые установлены по договору комиссии. Данное требование имеет отношение и к туроператору, работающему с гостиницей на тех же условиях. При этом ни турагент, ни туроператор, ни гости­ница не должны раскрывать цену, которая оговорена в контракте. Документами, регулирующими взаимоотношения туристского бизнеса с гостиничными предприятиями, являются Международные гостиничные правила, одобренные в 1981 г. Советом Междуна­родной гостиничной ассоциации (приложение 22), и Межрегио­нальная гармонизация критериев гостиничной классификации на основе классификационных стандартов, одобренная региональ­ными комиссиями ВТО в 1989 г. (приложение 11).

Несмотря на то что эти документы носят рекомендательный характер и не являются обязательными, они содержат много поло­жений, прочно вошедших в международную практику взаимоот­ношений между гостиничными и туристскими предприятиями.

Взаимоотношения с гостиничными предприятиями опреде­ляются в основном следующими соглашениями:

о квоте мест с гарантией заполнения 30—80 %. По такому договору туристское предприятие получает от гостиницы определенное количество мест, которые оно обязано в те­чение периода, оговоренного в контракте, заполнить тури­стами. При этом предприятие гарантирует оплату 30—80 % выделенной квоты мест, даже если они не будут использо­ваны. Остальную часть квоты предприятие имеет право ан­нулировать в установленные сроки. По этому договору предприятие получает на гостиничные места цены более низкие, чем при обычных тарифах;

о квоте мест без гарантии заполнения. В этом случае тури­стское предприятие не берет на себя никакой гарантии за­полнения выделенной ей квоты мест. Поэтому в силу вступает обычное правило аннуляции мест, не использо­ванных в установленные сроки. Туристское предприятие рассчитывается с гостиницей по обычным тарифам;

о твердой закупке мест с полной оплатой. По такому дого­вору турпредпритие гарантирует гостинице полную оплату

выделенной квоты мест независимо от их заполнения. При таких условиях оно выторговывает более низкие цены на размещение в гостинице, чем обычно;

о текущем бронировании. Это наиболее типичный договор для туристских фирм, особенно занимающихся организа­цией индивидуального туризма. По договору предприятие не получает от гостиницы никакой квоты мест. При обра­щении клиента оно направляет гостинице заявку на брони­рование и только после получения от нее подтверждения производит продажу гостиничных услуг. При таком дого­воре действуют обычные тарифы на гостиничные места.

В любом варианте договоров следует предусматривать (огова­ривать) следующие условия:

стоимость номеров и бронирования;

тип номеров и необходимое их количество;

продолжительность (сезоны) обслуживания;

графики заездов туристов;

сроки и продолжительность разового обслуживания;

набор входящих услуг;

количество и форма организации питания — варианты предоставления питания в ресторане гостиницы (завтрак, полупансион, полный пансион, шведский стол и т.д.);

время обслуживания туристов питанием;

специальные удобства на отдыхе (например, для инвалидов, вегетарианцев; при пользовании городским пляжем и т.д.);

языки, которыми необходимо владеть персоналу; » сроки подтверждения заезда туристов (бронирования);

сроки снятия заездов без предъявления штрафных санкций; » величина штрафных санкций в зависимости от сроков отказа;

скидки на большой заезд или постоянную загрузку;

материальная ответственность за неполный заезд (количе­ственный), срыв заезда, отказ в размещении гостей и др.;

другие специфические вопросы (например, входит ли в стои­мость номера пользование в гостинице сауной, бильярдом и др. время работы бассейна и пр.).

Кроме того, важно обратить внимание на гарантии, которые предоставляет поставщик услуги (например, гарантирует ли гос­тиница обещанное размещение).

Во взаимоотношениях с поставщиками услуг необходимо пре­дусмотреть (зафиксировать в договоре) условие о невозможности повышения цен (цены можно повышать только на непроданные услуги) и отработать механизм исполнения этого условия.

Если питание организуется вне средства размещения тури­стов и не входит в контракт с гостиницей, туристское предпри­ятие заключает соответствующий договор с отдельными предпри­ятиями питания.

В таком договоре должны быть отражены:

количество единовременно обслуживаемых туристов;

регулярность и величина заказов;

примерные варианты меню;

примерные цены на различные рационы питания;

скидки на большое количество клиентов или на постоян­ное обеспечение клиентуры;

сроки подачи заявок на питание;

предельные сроки снятия заказа без предъявления штраф­ных санкций;

материальная ответственность за срыв питания с одной или другой стороны с указанием сроков наступления мате­риальной ответственности и др.

Международные взаимоотношения по организации авто­транспортных перевозок туристов регулируются Европейским соглашением о нерегулярных международных перевозках пас­сажиров автобусами, принятым в Дублине 26 мая 1982 г. В со­ответствии с этим документом при организации нерегулярных международных пассажирских перевозок в странах Восточной и Западной Европы должен использоваться специальный кон­трольный документ (лист поездок), который должен находить­ся на борту автобуса.

Договорные взаимоотношения с автотранспортными пред­приятиями (АТП) строятся на основании договора аренды транспортного средства с экипажем (водителями). По этому Документу арендодатель (АТП) предоставляет арендатору (туристскому предприятию) транспортное средство во временное владение и пользование за плату и оказывает своими силами Услуги по управлению им и его технической эксплуатации.

Водители автобуса (их квалификация) должны отвечать обя­зательным для сторон правилам и условиям договора или требо­ваниям обычной практики, так как они являются работниками арендодателя и подчиняются распоряжениям АТП, касающимся управления и технической эксплуатации, а также распоряжени­ям туристского предприятия, касающимся коммерческой экс­плуатации автобуса. Как правило, расходы по оплате услуг води­телей, а также расходы на их содержание несет АТП.

Если иное не предусмотрено договором аренды автобуса с эки­пажем, обязанность страховать транспортное средство и ответст­венность за ущерб им или третьим лицам в связи с эксплуатацией автобуса возлагается на АТП в случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора. Например, при организации зарубежных поездок необходимы оформление специальной страховки (зеленой карты) и страхование ответствен­ности за ущерб, причиненный третьим лицам. В договоре с АТП следует оговорить обязательное наличие такой страховки на автобус.

Если иное не предусмотрено договором аренды автобуса с экипажем, туристское предприятие обычно несет расходы, возникающие в связи с эксплуатацией транспортного средства, в том числе на оплату топлива и других материалов, расходуемых в процессе эксплуатации, а также сборов (дорожных, стояноч­ных и пр.). Кроме того, в договоре с автотранспортным предпри­ятием необходимо оговорить следующее:

· марки автотранспортных средств, выделяемых для обслу­живания туристов (автомашин, автобусов);

· графики и сроки работы автотранспорта;

· маршруты, на которых будет использоваться автотранспорт; » сроки подачи заявок на выделение автотранспорта;

· сроки отказа от заявок без предъявления штрафных санкций;

· материальную ответственность АТП за срыв подачи авто­транспорта на обслуживание туристов;

· материальную ответственность туристского предприятия за нарушение использования автотранспорта;

· максимальные сроки ожидания автотранспорта при опо­здании туристов;

· максимальные сроки ожидания туристов при опоздании (неподаче) автотранспорта;

· основные права и обязанности туристов, гидов, экскурсо­водов при пользовании автотранспортными средствами;

· скидки и льготы (возможные варианты).

В международном и отечественном туризме принимаются меры по обеспечению безопасности туристов на автобусных турах и обес­печению стандартов обслуживания. Так, во многих странах сущест­вует лицензирование автобусных перевозок туристов и экскурсантов.

Решением Европейской транспортной комиссии введено требо­вание по обязательному оснащению всех туристских автобусов с количеством мест 9 и более, включая место водителя, специаль­ным контрольным прибором — тахографом. Это аналог «черного ящика» на самолетах — прибор, контролирующий работу автобуса и водителя на маршруте и записывающий всю информацию на та-хограммы. Пункт о наличии в туристском автобусе тахографа также включается в контракт с автотранспортным предприятием. Данное условие, а также наличие путевых листов должны быть оговорены в контракте с АТП при организации европейских маршрутов.

Правила авиаперевозок регулируются воздушными кодексами отдельных стран, а также международными соглашениями, од­ним из которых является Варшавская конвенция 1929 г. «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок», с изменениями, принятыми в 1959 г. (Гамбургские правила).

Договоры с авиакомпаниями могут быть трех видов: а) дого­вор на квоту мест на регулярных авиарейсах; б) агентское согла­шение; в) чартер (аренда самолета).

Договор на квоту мест на регулярных авиарейсах должен учи­тывать, что она может быть жесткой или мягкой. Это влияет как на условия договора, так и на специальные льготы и скидки. При жесткой квоте мест вся ответственность за их нереализа-цию независимо от причины ложится на туристскую фирму. При мягкой квоте мест устанавливаются сроки возможного отка­за туристской фирмы от квоты или ее части по причине нереали­зации туристских путевок. Эти сроки предусматривают возмож­ность дальнейшей реализации этих мест самой авиакомпанией или ее агентами. Договор с авиакомпанией на квоту мест на ре­гулярных авиарейсах включает:

· график функционирования туров в направлении «туда» и «обратно» с указанием мест назначения;

· количество туристов в каждой группе (квота мест);

· сроки подачи заявок и выкупа авиабилетов;

· сроки снятия заказов на билеты без удержания штрафов (мягкий блок);

· виды тарифов на приобретаемые билеты, льготные тарифы, условия предоставления льготных тарифов;

· скидки и льготы на квоту мест;

· порядок и сроки возврата выкупленных, но неиспользо­ванных билетов, материальную ответственность, вытекаю­щую из сроков возврата (мягкий блок).

Некоторые авиакомпании считают своими агентами все тури­стские фирмы, имеющие с ними договор на квоту мест. Однако в чистом виде агентское соглашение — это работа по реализации авиабилетов, т.е. когда туристская фирма получает возможность самостоятельно выступать как агентство авиакомпании по прода­же авиабилетов, что упрощает и ускоряет процедуру бронирова­ния и оформления проездных документов. Туристская фирма сама выступает в качестве кассы по продаже билетов авиакомпании, т.е. выписывает билеты и имеет соответствующее компьютерное оборудование и право доступа к сети бронирования данной авиа­компании.

В этом случае авиакомпания в лице данной туристской фир­мы имеет дополнительный пункт продажи. Одним из условий агентского соглашения обычно является продажа под туры биле­тов именно этой авиакомпании.

В агентском соглашении с авиакомпанией оговариваются и следующие моменты:

· кто и на каких условиях обеспечивает наличие оборудова­ния для оформления авиабилетов и их бланков;

· вопросы о подготовке кадров для обслуживания этого обо­рудования;

· объемы продаж (чаще всего устанавливаются индивидуаль­но) — по количеству билетов в месяц или выручке от продаж;

· пределы возможных продаж (регионально или по сегмен­там потребителей);

· по чьей цене продаются авиабилеты — авиакомпании или турагентства;

· цены и тарифы продаж авиабилетов;

· условия оплаты авиабилетов: предоплата или оплата по мере продажи;

· размер комиссионного вознаграждения за продажу авиаби­летов (до 9 % от проданного тарифа);

· сроки и регулярность подачи отчетов авиакомпании, их форма и необходимая в приложении документация; » размер банковских гарантий в пользу авиакомпании или Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) (от 20 тыс. дол. США);

членство в IATA.

При организации чартерных авиаперевозок заказчик и авиа­компания определяют маршрут, оговаривают обязанности сто­рон, выясняют соответствие арендного договора международ­ным правилам и определяют стоимость рейса, включающую аренду самолета, расход топлива, работу экипажа, обслуживание в аэропорту.

Затем заключается специальный чартерный договор, в кото­ром оговариваются:

· вид (марка) самолета;

· число мес.т, подлежащих продаже;

· стоимость аренды самолета;

· маршрут с указанием аэропортов вылета и прибытия;

· срок действия договора (сезон, год и т.д.);

· регулярность совершения авиарейсов;

· возможность и предельные сроки снятия (отмены) авиа­рейса и соответствующие санкции.

Отношения с авиакомпаниями при аренде воздушного судна предусматривают его оплату с обязательным подведением ба­ланса после каждого полета.

Чартерные рейсы не должны противоречить, требованиям Варшавской международной конвенции об обязанностях пере­возчика перед пассажиром. Практика чартерных программ пока­зывает, что браться за их организацию имеет смысл только то­гда, когда за 4—5 месяцев возможно проведение как минимум 15—17 сдвоенных рейсов (туда и обратно). Последние обычно выполняются 1—2 раза в неделю и совсем редко — с периодич­ностью в 10 или 14 дней.

Заметна тенденция, когда туроператоры формируют и эксплуатируют собственные чартерные авиарейсы преимущественно для обеспечения собственных туристов.

Достаточно часто в роли инициатора чартерной программы выступает несколько туроператоров. При этом они заранее оговаривают условия организации полетов. Главным вопросом для туроператора, впервые организующего собственный чартер, ос­тается выбор авиакомпании. В понятие «надежность авиакомпа­нии», по мнению туроператоров, входят прежде всего репутация и имя на мировом рынке авиаперевозок, отработанность техно­логической цепочки полетов на конкретном направлении, вели­чина и номенклатура летного парка, возможность наземной представительской поддержки. Безусловно, не последнюю роль при организации чартеров играет и цена перевозки.

Подписывая договор об организации чартера, авиакомпания практически всегда ставит перед туроператором жесткие усло­вия. Прежде всего от фирмы требуется предоплата. Каков бы ни был ее максимальный размер, авиакомпания всегда настаивает, чтобы заранее были оплачены первый и последний рейсы чар­терного цикла. Таким образом она страхует себя и ранее завезен­ных туристов от возможных неплатежей. Оплата рейсов оговари­вается заранее и производится, как правило, за 7—10 дней до начала полета. Согласно договору, в случае несвоевременной оплаты компания вправе выставить заказчику штрафные санк­ции или прервать с ним имеющиеся договорные отношения.

Договор о выделении мест в графиковых поездах при осуще­ствлении железнодорожных перевозок заключается по правилам, аналогичным соглашениям с авиакомпаниями на квоту мест, или по текущему бронированию. Особенности имеет договор на аренду специализированного туристстко-экскурсионного поез­да. В данный документ включается следующая информация:

· маршрут поездки с указанием всех пунктов остановки;

· стоимость аренды вагонов и вагонов-ресторанов;

· сроки путешествия с указанием дат и продолжительности остановок в каждом пункте маршрута;

· количество вагонов и мест в них, стоимость аренды вагонов;

· количество смен постельного белья на одного человека;

· расстояние (километраж) маршрута и стоимость проезда;

· сроки отказа от путешествия (не позже чем за 20 суток до отправления);

· услуги в поезде (чай, чайная продукция, завтраки в купе и т.д.).

Организация туристско-экскурсионных поездов в странах СНГ имеет свои традиции. Еще в советское время из каждого област­ного города, располагающего железной дорогой, выходило на маршрут ежегодно от 10 до 120 специализированных туристских поездов. Комфортабельность их была такой же, как у обычных пассажирских, что недостаточно для туристского путешествия. Вероятно, именно поэтому в настоящее время массовая органи­зация путешествий на турпоездах в странах СНГ отсутствует. Однако в России функционирует компания «Русь-Рейл», кото­рая организует для иностранных клиентов поездки по России на специализированных турпоездах VIP-класса.

Договор с экскурсионной фирмой включает следующие пункты:

· наименование и продолжительность экскурсий, способ пе­редвижения на них (автобусные, пешеходные, теплоход­ные и пр.);

· сроки подачи заявок на проведение экскурсий;

· сроки отмены заявок;

· цены на экскурсии;

· количество экскурсантов в группе на каждой экскурсии;

· материальная ответственность за срыв экскурсии (по вине экскурсионной фирмы или туроператора).

Договор с музеем включает:

· варианты экскурсий и их тематику;

· количество экскурсантов в группе;

· цены на экскурсии;

· скидки на групповое посещение музея;

· сроки подачи заявок на проведение экскурсий;

· сроки отмены заявок;

· материальную ответственность за срыв музейной экскур­сии по вине одного из партнеров и др.

Не следует забывать и о дополнительных услугах, т.е. не вклю­ченных в пакет тура. Они предоставляются туристам на месте за Дополнительную плату. Обычно это специфические экскурсии,

шоу, морские, горные или речные прогулки, посещение аква-парков, национальных парков и заповедников, сафари по горам и пустыням, охота, рыбалка и многое другое. С предприятиями, предоставляющими подобные услуги, составляются отдельные договоры с целью обеспечения такими услугами туристов и по­лучения льготных цен за счет выкупа билетов при групповом по­сещении.