Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Эвакуации Для Объектов С Массовым Пребыванием Людей Скачать img-1

Инструкция По Эвакуации Для Объектов С Массовым Пребыванием Людей Скачать

Рейтинг: 4.3/5.0 (1656 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Соблюдение правил пожарной безопасности в местах массового пребывания людей»

«Соблюдение правил пожарной безопасности в местах массового пребывания людей» Евгений Гришкин

Заместитель начальника отдела государственного пожарного надзора и профилактической работы

Заместитель начальника отдела государственного пожарного надзора и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калужской области Гришкин Евгений Геннадьевич

Тема: «Соблюдение правил пожарной безопасности в местах массового пребывания людей»

1. Как выглядит обстановка с пожарами в настоящее время на территории Калужской области?

Согласно статистическим данным в Калужской области ежедневно происходит до 5-ти пожаров, каждые 3 дня на пожарах погибает человек.

Основными причинами возникновения пожаров по-прежнему остаются: 1 - неосторожное обращение с огнём, 2 - нарушения правил устройства и эксплуатации электроприборов и электроустановок, и 3- это нарушения правил устройства и эксплуатации отопительных печей.

В прошлом (2014году) произошло 1080 пожаров, на которых погибло 99 человек, получили травмы различной степени тяжести 59 человек, материальный ущерб от пожаров составил более 250 миллионов рублей.

В настоящее время оперативная обстановка с пожарами на территории области также остается достаточно напряженной.

2. А как обстоит дело с пожарами непосредственно на объектах с массовым пребыванием людей?

Пожаров на объектах с массовым пребыванием людей в текущем году на территории Калужской области не зарегистрировано.

Однако хочу обратить Ваше внимание на пожары на объектах с массовым пребыванием людей, происходящие на территории Российской Федерации.

Это в первую очередь пожары на объектах социальной значимости:

- пожар, произошедший в 17-й наркологической клинике, расположенной на Болотниковской улице в г. Москва, унесший жизни 45 человек.

- пожар, произошедший в психоневрологическом интернате, расположенном близ города Тайга Кемеровской области при котором погибли 9 человек.

- пожары в домах-интернатах для престарелых и инвалидов в станице Камышеватской, Краснодарского края, в п. Екатерининское, Омской области унесли жизни 75 человек.

Число жертв пожара в доме престарелых и инвалидов в поселке Велье-Никольское (Тульская область), составило -31 человек. В момент пожара в старом двухэтажном кирпичном здании с деревянными перекрытиями находилось около 300 человек, из них 130 человек лежачие больные, которые не могли самостоятельно покинуть помещение.

3. Каковы причины произошедших пожаров?

Основной причиной наступления тяжких последствий произошедших трагедий явилось:

не знание своих обязанностей, отсутствие соответствующих навыков и не правильные действия дежурного персонала при возникновении пожара и проведении эвакуации, а также:

-позднее сообщение о пожаре в пожарную охрану;

- низкая численность дежурного персонала, способного провести мероприятия по эвакуации людей, находящихся в зданиях.

4. Какие профилактические мероприятия проводят органы пожарного надзора на объектах с массовым пребыванием людей?

На самом деле, состоянию пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей Главным управлением МЧС России по Калужской области уделяется первостепенное значение.

Органы надзорной деятельности, в соответствии с годовыми планами, проводят проверки противопожарного состояния данных объектов, с оказанием методической и практической помощи руководителям по выполнению противопожарных мероприятий.

В ходе проведения профилактических мероприятий:

осуществляются выступления (беседы) с персоналом, направленные на соблюдение норм и правил пожарной безопасности;

проводятся практические тренировки по отработке плана эвакуации при пожаре и чрезвычайной ситуации, а также практические занятия по использованию (применению) первичных средств пожаротушения (огнетушителей);

проводятся инструктажи по мерам пожарной безопасности с должностными лицами объектов под роспись в соответствующих журналах.

5. На что обращается внимание при проведении проверок объектов с массовым пребыванием людей?

Особое внимание обращается на содержание путей эвакуации, наличие и исправность первичных средств пожаротушения, наличие и работоспособность систем обнаружения и тушения пожара, наличие и исправность противопожарного водоснабжения, а также на обеспечение свободных проездов и подъездов пожарной техники к зданиям объектов.

6. Какие массовые объекты подвергнутся проверкам в ближайшее время?

В настоящее время нами осуществляются профилактические мероприятия на объектах проведения Святой Пасхи и объектах празднования 70 годовщины победы в Великой Отечественной Войне.

На всех объектах с работниками и должностными лицами, ответственными за пожарную безопасность, проведены инструктажи по мерам пожарной безопасности.

Организованы и проводятся пожарно-тактические занятия на объектах проведения торжественных мероприятий, с целью повышения готовности сил и средств пожарной охраны к оперативному реагированию на возможные чрезвычайные ситуации и происшествия.

В период проведения торжественных мероприятий спланировано несение дежурства личного состава Главного управления МЧС России по Калужской области на данной категории объектов.

7. Как правильно действовать дежурному персоналу объектов с массовым пребыванием людей при пожаре?

Во – первых на каждом объекте с массовым пребыванием людей распорядительным документом должен быть установлен соответствующий противопожарный режим, а также разработана инструкция по действиям дежурного персонала при пожаре, в соответствии с данной инструкцией руководителю объекта необходимо проводить практические занятия по отработке плана эвакуации при пожаре не реже одного раза в полугодие.

Основные действия дежурного персонала при пожаре следующие:

1.Во – первых, это немедленный вызов пожарной охраны по телефону единой службы спасения – 01, при этом необходимо четко назвать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию.

2.Во-вторых, задействование системы оповещения людей о пожаре и проведение организованной и быстрой эвакуации людей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации.

3.И только после этого проведение тушения пожара первичными средствами пожаротушения – огнетушителями и внутренними пожарными кранами, и то только в том случае, если это небезопасно для дежурного персонала объекта и людей, находящихся в здании.

Зачастую данные действия проводятся в обратной последовательности, т.е.:

Сначала дежурный персонал пытается потушить загорание собственными силами, а когда понимает, что это невозможно, начинается паника и беспорядочная эвакуация людей, и только после этого, когда пожар получил развитие и создалась реальная угроза жизни людей, находящихся в здании, вспоминают что надо позвонить в пожарную охрану или не вспоминают об этом вообще, что в конечном итоге в большинстве случаев приводит в трагедии.

8. По какому телефону можно обратиться по вопросам пожарной безопасности?

По всем вопросам обеспечения пожарной безопасности можно обратиться по телефону доверия Главного управления МЧС России по Калужской области: 54-77-90.

Другие статьи

Л) допустимое (предельное) количество людей, которые могут находиться на объекте


Главная | О нас | Обратная связь

Л) допустимое (предельное) количество людей, которые могут находиться на объекте.

Важен п.1. Так как в нем дана формулировка, понятия « объект».

1. Настоящие Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

117- ФЗ от 10.07.12 «О внесении изменений в 123-ФЗ» ст.4. «Тех.регулирование в области пож.безопасности» за исключением ст.64,

части 1 ст.82 (эл.обор соотв категории и группы гор.смеси),

ч. 7 ст.83 (Ф1.1 зд. Дет. дошкол. Обр. учр, спец. домов престарелых и инвалидов (неквартир), больницы, спаль. корп. обр. учр. интернатного типа и дет. учр; Ф1.2- гостиницы, общежития, спаль. корп. санаториев и дом отд, кемпингов, мотелей и пансион, Ф 4.1- зд общеобраз учр, образ. учр. доп. образ. детей, образ. учр. нач. проф и среднего проф. образов. Ф4.2- зд образ учр высш проф образ и доп проф образ (повыш квалиф) специал.- дубль сигнала в ПО- 10. 07.14 ) ,

ч. 12 ст.84 (мед.орг;учр.соц. защиты и соц.обслуж. с прибыванием людей на пост.основе – оповещ.с обратной связью – 10.07.14. ,

ч. 1.1 и 1,2 ст. 97 ("1.1. Подразделения пожарной охраны и пожарные депо размещаются на производственных объектах: 4) АЭС вне зависимости от мощности, ТЭЦ мощн- 1000 мвт и более, ГЭС мощн- 1500 мегаватт и более."

Проект изменения № 2 к СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»

Добавить раздел 8 следующего содержания: «8 Требования ПБ к планам эвакуации людей при пожаре

Примерный перечень документов по пожарной безопасности в организации

в соответствии с требованиями Правила противопожарного режима в РФ.

1.Инструкция о мерах пожарной безопасности в организации.

2 .Инструкции о мерах пожарной безопасности для пожаровзрывоопасных и пожароопасных помещений категории В1.

Основание: ППР 2. В отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем иным уполномоченным должностным лицом организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности
в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории В1 производственного и складского назначения.

XVIII. Требования к инструкции о мерах пожарной безопасности

460. Инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе настоящих Правил, нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

461. В инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:

а) порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;

б) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;

в) порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

г) порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;

д) расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ, в том числе временных;

е) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

ж) допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

з) порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

и) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

к) обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).

л) допустимое (предельное) количество людей, которые могут находиться на объекте.

462. В инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за:

а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства и дежурных служб объекта;

б) организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств;

в) проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);

г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;

д) прекращение всех работ в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;

е) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;

ж) осуществление общего руководства по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;

з) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;

и) организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;

к) встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;

л) сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;

м) по прибытии пожарного подразделения информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;

н) организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.

3. Приказ о назначении лица ответственного за пожарную безопасность.

Основание: ППР п.4. Руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте.

4.План эвакуации людей при пожаре.

Основание: ППР 7. На объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре. На плане эвакуации людей при пожаре обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения.

п. 12. На объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре. а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте.

Комментарий автора. Массовое пребывание – 50 и более человек на объекте (в здании).

п.5. В целях организации и осуществления работ по предупреждению пожаров на производственных объектах, объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей, руководитель организации может создавать пожарно-техническую комиссию.

ГОСТ 28130-89, ГОСТ Р 12.2.143-2009с 184-ФЗ от 27.12.02 г «О тех. регулировании»). ,

13-ый арбитражный апелляционный суд постановление от 10.02.2012г. по делу № А56-31633/2011, отменил требование Госпожнадзора о выполнении плана эвакуации со светящимися символами.

доп. к СП 3.13130-2009

ПРОЕКТ ИЗМЕНЕНИЕ № 2 к СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»

Добавить раздел 8 следующего содержания:

«8 Требования пожарной безопасности к планам эвакуации людей при пожаре

8.1 Планы эвакуации разрабатываются для объектов, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также для объектов с рабочими местами на этаже для 10 и более человек.

8.2 Планы эвакуации разрабатываются для каждого этажа в целом или для отдельных его частей в пределах пожарного отсека.

8.3 Количество планов эвакуации определяется из расчета один план эвакуации на 150 м2 площади этажа. Количество планов эвакуации на этаже должно быть не меньше количества эвакуационных выходов с этажа.

8.4 Планы эвакуации выполняются на бумаге или другом материале форматом А3 (297x420 мм) или А2 (420×594 мм), фон используемого материала должен быть белым. Планы эвакуации допускается помещать в рамки или ламинировать.

8.5 Планы эвакуации утверждаются руководителем организации, либо лицом, ответственным за пожарную безопасность.

8.6 Планы эвакуации состоят из следующих структурных элементов: графической части, текстовой части и реквизитов.

8.7 Графическая часть плана эвакуации состоит из плана этажа (части этажа) на котором условными графическими обозначениями указываются:

пути эвакуации и эвакуационные выходы;

места ручного пуска автоматических систем противопожарной защиты;

места размещения средств связи зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста;

места размещения телефонов;

места размещения огнетушителей, пожарных кранов, средств спасения, средств оказания первой медицинской помощи;

место размещения плана эвакуации на этаже.

Условные графические обозначения выполняются в соответствии с приложением Б.

8.8 На плане эвакуации должна быть расшифровка всех применяемых условных графических обозначений. Высота условных графических обозначений должна быть от 5 до 7 мм. На одном плане эвакуации они должны быть выполнены в едином масштабе.

8.9. Размещение условных графических обозначений на планах эвакуации (степень конкретизации, пространственная ориентация) должны определяться, исходя из условий удобства и быстроты их визуального восприятия.

Условные графические обозначения путей эвакуации (направление следования людей к эвакуационным выходам) рекомендуется наносить на план этажа после определения конфигурации зон эвакуации.

8.11. Текстовая часть плана эвакуации должна содержать:

название плана эвакуации с наименованием названия организации и этажа, для которого он разработан;

номер телефона пожарной охраны и помещения пожарного поста;

информацию, передаваемую СОУЭ (текст оповещения в зоне пожарного оповещения);

порядок и последовательность эвакуации людей при пожаре;

способы ручного запуска автоматических систем противопожарной защиты.

Надписи на плане эвакуации должны быть черного цвета. Следует применять прописные буквы русского алфавита и арабские цифры, которые в

пределах одного плана эвакуации должны быть выполнены шрифтом одного размера. Высота шрифта надписей на плане эвакуации должна быть 3, 4 мм.

8.12. На планах эвакуации следует отображать реквизиты «Утверждаю» и «Подпись».

Реквизит «Утверждаю» располагается в верхнем правом углу плана эвакуации и состоит из слова «Утверждаю» (без кавычек), должности лица утвердившего план эвакуации (включая наименование организации), личной подписи, расшифровки подписи, даты утверждения и печати организации.

Реквизит «Подпись» располагается в нижнем правом углу плана эвакуации. В состав реквизита входят: наименование должности лица, разработавшего план эвакуации, личная подпись, расшифровка подписи, дата подписания.

8.13. Планы эвакуации следует перерабатывать в случае изменения информации, содержащейся в графической, либо текстовой части документа.

8.14. Планы эвакуации следует размещать в 2-4 метрах от эвакуационных выходов. Планы эвакуации следует размещать на стенах помещений в соответствии с местом размещения, указанным на самом плане эвакуации.

8.15. Согласованию с органами государственного пожарного надзора планы эвакуации не подлежат.

3. В конце текста добавить Приложение А следующего содержания.

Приложение А (рекомендуемое) Расчет уровня звукового сигнала в помещениях

4. После вновь включенного Приложения А добавить приложении е Б в следующей редакции.(Продолжение изменения № 2 к СП 3.13130.2009)Приложение Б Условные графические обозначения

5.Договор (лицензия – аккредитация, план- график. журнал учета проведения ТО и ППР АПЗ. Записать в договор составление акта проверки работоспособности -ТО не реже 1 раза в квартал.

Основание: ППР п. 61. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапа-нов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.

При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зда-ний и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных докумен-тов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.

62. Перевод установок с автоматического пуска на ручной запрещается, за исключением случаев, предусмотренных нормативными документами по пожарной безопасности…

6.Годовой план-график ТО и ППР УАПЗ

Основание ППР п.63. Руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).

В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, связанных с отключением систем противопожарной защиты или их элементов руководитель организации принимает необходимые меры по защите объектов от пожаров.

7.Инструкция по эксплуатации систем ППЗ с указанием обязанностей дежурных и персонала.

Основание: ППР п. 64. Руководитель организации обеспечивает наличие в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта.

8.Нет требования о запрещении применения горючих материалов на путях эвакуации.

Основание: ППР 33. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями статьи 84 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.

п.35.Двери эваковыходов открываются изнутри без ключа.

п.62. … Устройства для самозакрывания дверей должны находиться в исправном состоянии. Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств).

Требования Правил противопожарного режима для объектов с массовым пребыванием людей (на которых может находиться 50 и более человек) - 21 Ноября 2012

Требования Правил противопожарного режима для объектов с массовым пребыванием людей (на которых может находиться 50 и более человек)

Пункт 5 новых «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее – ППР РФ ), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, содержит дословно следующее определение: «на … объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей». При этом пункт 1 ППР РФ под термином «объекты» определяет не только территории, здания, сооружения, но и помещения организаций и другие объекты (далее - объекты). Таким образом, с точки зрения ППР РФ, критерием оценки «массовости» пребывания людей где-либо является норматив 50 и более человек, независимо от площади и функционального назначения самого «объекта». Аналогичные положения были закреплены и в пунктах 16, 43 ранее действовавших Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), отмененных приказом МЧС России от 31.05.2012 № 306 «О признании утратившим силу приказа МЧС России от 18.06.2003 № 313».

Отметим, что СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» (Приложение А), а также СП 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования» (пункт 3.13) используют для своего применения иное понятие «массового пребывания людей», а именно: «Помещение с массовым пребыванием людей – помещение (залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные и др.) с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 м2 помещения площадью 50 м2 и более».

ППР РФ, как показано выше, устанавливают для своего применения более расширенное понимание термина «массового пребывания людей».

В соответствии с пунктом 7 ППР РФ «на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре». Данное требование существенно не отличается от пункта 16 ППБ 01-03, в котором было определено практически то же самое, только иными словами, а именно: «В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара».

Пункт 12 ППР РФ определяет: «на объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте».

Ранее пункт 16 ППБ 01-03 требовал проводить такие практические тренировки для «всех задействованных для эвакуации работников», что предполагало необходимость определить круг «всех задействованных для эвакуации работников», а потом именно с ними и проводить такие занятия.

Теперь же в отработке планов (схем) эвакуации должны участвовать все лица, осуществляющие какую-либо деятельность на объекте с массовым пребыванием людей.

Пункт 25 ППР РФ, точно так же, как и пункт 42 ППБ 01-03, запрещает в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание более 50 человек. При этом в зданиях IV и V степени огнестойкости по-прежнему одновременное пребывание более 50 человек допускается только в помещениях 1-го этажа.

В соответствии с пунктом 30 ППР РФ руководитель организации при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей (дискотеки, торжества, представления и др.) обязан обеспечить:

а) осмотр помещений перед началом мероприятий в целях определения их готовности в части соблюдения мер пожарной безопасности;

б) дежурство ответственных лиц на сцене и в зальных помещениях.

Точно такие же положения ранее содержались в пунктах 19 и 50 ППБ 01-03.

Пункт 31 ППР РФ определяет следующее: «при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях со сгораемыми перекрытиями допускается использовать только помещения, расположенные на 1-м и 2-м этажах.

В помещениях без электрического освещения мероприятия с массовым участием людей проводятся только в светлое время суток.

На мероприятиях могут применяться электрические гирлянды и иллюминация, имеющие соответствующий сертификат соответствия.

При обнаружении неисправности в иллюминации или гирляндах (нагрев проводов, мигание лампочек, искрение и др.) они должны быть немедленно обесточены.

Новогодняя елка должна устанавливаться на устойчивом основании и не загромождать выход из помещения. Ветки елки должны находиться на расстоянии не менее 1 метра от стен и потолков».

Ранее такие же требования были изложены в пункте 50 ППБ 01-03, только елка должна была устанавливаться просто «с таким расчетом, чтобы ветви не касались стен и потолка». Теперь же имеется уточнение «ветки елки должны находиться на расстоянии не менее 1 метра от стен и потолков».

Кроме того, в соответствии с пунктом 32 ППР РФ «при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в помещениях запрещается:

а) применять пиротехнические изделия, дуговые прожекторы и свечи;

б) украшать елку марлей и ватой, не пропитанными огнезащитными составами;

в) проводить перед началом или во время представлений огневые, покрасочные и другие пожароопасные и пожаровзрывоопасные работы;

г) уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и др.;

д) полностью гасить свет в помещении во время спектаклей или представлений;

е) допускать нарушения установленных норм заполнения помещений людьми».

Ранее, в пункте 50 ППБ 01-03, содержались аналогичные требования, но с добавлением, что «допускается использовать только помещения, … не имеющие на окнах решеток».

Теперь же ППР РФ такого требования больше не содержат и, к нашему ужасу, теперь можно даже детский садик по всему периметру наглухо затянуть глухими оконными решетками…

Конечно, окна не являются эвакуационными выходами и относятся только к аварийным выходам, при этом «аварийные выходы не учитываются при эвакуации в случае пожара» (см. п.п. 6.19 и 6.20 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», а также п. 4.2.8 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»), однако автора этого обзора данное обстоятельство никак не утешает… И лично я бы не хотел участвовать в мероприятии с массовым пребыванием людей, которое проходит в помещении с глухими решетками на окнах (личное авторское мнение).

Заметным нововведением является пункт 38 ППР РФ, определяющий, что «на объектах с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек».

Ранее пункт 55 ППБ 01-03 привязывал количество фонарей не к числу людей, а к числу работников дежурного персонала: «В зданиях с массовым пребыванием людей на случай отключения электроэнергии у обслуживающего персонала должны быть электрические фонари. Количество фонарей определяется руководителем, исходя из особенностей объекта, наличия дежурного персонала, количества людей в здании, но не менее одного на каждого работника дежурного персонала».

Не смотря на всю кажущуюся простоту исполнения требования пункта 38 ППР РФ, все же могут возникнуть трудности с определением максимально возможного числа людей (посетителей) на объекте (теперь на каждые 50 человек требуется фонарь), так как проектная и фактическая наполняемость объекта может отличаться. Конечно же, не все объекты с массовым пребыванием людей готовы установить системы и приборы учета посетителей с целью ограничения посещаемости ниже пороговых значений. При этом пункт 43 ППБ 01-03, позволявший при определении максимально допустимого количества людей в помещении (при отсутствии норм проектирования) принимать расчетную площадь, приходящуюся на одного человека, в размере 0,75 м2/чел – не вошел в состав новых ППР РФ.

Умалчивают новые ППР РФ и относительно каких-либо технических характеристик для требуемых «электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек».

Опасаемся, что исходя из известного принципа «что не запрещено – то разрешено», какие-либо объекты с массовым пребыванием людей будут ограничиваться закупкой самых простых брелков-фонарей со светодиодом…

По-прежнему ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов на объектах с массовым пребыванием людей и на путях эвакуации должны надежно крепиться к полу (п. 39 ППР РФ, ранее п. 56 ППБ 01-03).

Также как и в ППБ 01-03 (пункт 61) новые ППР РФ (пункт 43) определяют, что в зрительных, демонстрационных и выставочных залах знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей.

Пункт 107 ППР РФ, как и раньше пункт 149 ППБ 01-03, требует в зрительных залах и на трибунах культурно-просветительных и зрелищных учреждений кресла и стулья соединять между собой в ряды и прочно крепить к полу. Допускается не закреплять кресла (стулья) в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи к путям эвакуации. В зрительных залах, используемых для танцевальных вечеров, с количеством мест не более 200 крепление стульев к полу может не производиться при обязательном соединении их в ряду между собой.

По-прежнему руководитель организации при проведении распродаж, рекламных акций и других мероприятий, связанных с массовым пребыванием людей в торговых залах, обязан принять дополнительные меры пожарной безопасности, направленные в том числе на ограничение доступа посетителей в торговые залы, а также назначить ответственных за их соблюдение (п. 119 ППР РФ, ранее п. 163 ППБ 01-03).

Так как объекты с ночным пребыванием людей часто относятся к объектам с массовым пребыванием людей, рассмотрим пункт 9 ППР РФ, а именно: «На объекте с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения».

Указанный пункт новых ППР РФ ограничивается требованием наличия «телефонной связи» и больше не требует обеспечения «прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов» организаций с массовым пребыванием людей, как это требовалось ранее пунктом 39 отмененных ППБ 01-03.

Следует заметить, что указанный пункт ППР РФ содержит также и некоторую неопределенность по отношению к количеству требуемых «средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения».

Ранее пункт 129 ППБ 01-03 определял более четко, для кого нужны такие средства защиты, а именно: «Обслуживающий персонал зданий для проживания людей (гостиницы, кемпинги, мотели, общежития, школы-интернаты, дома для престарелых и инвалидов, детские дома и другие здания за исключением жилых домов) должен быть обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте обслуживающего персонала».

Теперь же формулировка пункта 9 ППР РФ позволяет предположить, что средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения требуются не только для обслуживающего персонала, но и вообще… для любого человека на объекте с ночным пребыванием людей.

А если так, то неужели при заселении в гостиницу или при госпитализации в больницу меня будут обучать применению «средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения».

Таким образом, мы столкнулись с тем, что при прочтении конкретных пунктов ППР РФ, требуется их толкование. Многие с надеждой ожидают разъяснений со стороны Департамента надзорной деятельности МЧС РФ о порядке применения новых ППР РФ. Однако большинство пожарных экспертов и юристов считают, что толкование новых «Правил противопожарного режима» Департаментом надзорной деятельности МЧС РФ – вне закона. Объяснение простое: МЧС не имеет права трактовать нормативные правовые акты на свое усмотрение.

Толковать нормы может только нормотворец. ППР РФ находится в статусе Постановления Правительства РФ, а не в ранге приказа МЧС (как это было с ППБ 01-03).

Поэтому, говоря о ситуации с принятием новых ППР РФ, многие эксперты предполагают, что в будущем они вполне могут получить разъяснения порядка их выполнения со стороны Верховного суда по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел.

Такие руководящие разъяснения (в Российской Федерации они издаются в форме постановлений Пленума Верховного суда), будучи разновидностью легального толкования, даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел, являются результатом их обобщения. В них разъясняются те вопросы, которые вызывают сомнения и неясности у судебных органов, порождают разобщенность в отправлении правосудия, ошибки и неправильные решения.

Требования к содержанию путей эвакуации, Схематические планы и инструкции по эвакуации людей при пожаре - Безопасность жизнедеятельности

Требования к содержанию путей эвакуации

Двери на путях эвакуации должны открываться наружу по направлению выхода из здания, а устройства для их само- закрывания должны быть всегда исправными. Нормальное положение дверей – закрытое.

Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа. Запрещается фиксировать двери эвакуационных выходов как в открытом, так и в закрытом положении, а также снимать их.

На путях эвакуации запрещается:

• устраивать пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;

• загромождать эвакуационные пути и выходы различными материалами, изделиями, оборудованием, отходами, мусором и т.п.;

• устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;

• фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре), а также снимать их;

• закрывать жалюзи или остеклять переходы воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;

• заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг;

• изменять направление открывания дверей, за исключением дверей, открывание которых не нормируется или к которым предъявляются иные требования в соответствии с нормативными правовыми актами.

Направление открытия дверей не нормируется.

На объектах с массовым пребыванием людей следует иметь исправные электрические фонари из расчета один фонарь на 50 чел.

Ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов на объектах с массовым пребыванием людей и на путях эвакуации надежно крепят к полу.

Схематические планы и инструкции по эвакуации людей при пожаре

На объектах (кроме жилых домов) с массовым пребыванием людей (50 чел. и более), а также на объектах с рабочими местами на этаже для 10 чел. и более должны быть вывешены планы эвакуации людей при пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей в дополнение к схематическому плану эвакуации разрабатывают инструкцию, определяющую действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей.

Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции предусматривают два варианта действий: в дневное и в ночное время.

Планы эвакуации могут быть этажными, секционными, локальными и сводными (общими).

Этажные планы эвакуации согласно "ГОСТ Р 12.2.143- 2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Системы фото- люминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля", утвержденному приказом Ростех регулирования от 23.07.2009 № 260-ст, разрабатывают для этажа в целом.

Секционные планы разрабатывают, если площадь этажа более 1000 м2; при наличии на этаже нескольких обособленных эвакуационных выходов, отделенных от других частей этажа стеной, перегородкой; при наличии на этаже раздвижных, подъемно-опускных и вращающихся дверей, турникетов; при сложных (запутанных или протяженных) путях эвакуации.

Сводный (общий) план эвакуации для здания в целом содержит вторые экземпляры этажных (секционных) планов эвакуации. Их хранят у дежурного и выдают по первому требованию руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации (пожара, взрыва, аварии).

Локальные планы эвакуации разрабатывают для отдельных помещений (номеров гостиниц, общежитий, больничных палат, кают пассажирских судов и т.п.).

План эвакуации состоит из графической и текстовой частей. Графическая часть представляет собой схематический план этажа, в котором зелеными сплошными стрелками указывают пути эвакуации, ведущие к основным эвакуационным выходам, а пунктирными зелеными стрелками – к аварийным выходам.

На планах эвакуации условными знаками, символами (с пояснениями их значений в текстовой части) также показывают размещение огнетушителей, пожарных кранов, телефонов, мест отключения электропитания, мест ручного включения систем пожарной автоматики и кнопок управления эвакуацией людей при пожаре, аптечек медицинской помощи, спасательных средств, место размещения самого плана эвакуации в здании.

На этажных планах эвакуации в графической части указывают номер этажа. Планы эвакуации вывешивают на стенах помещений и коридоров, на колоннах в строгом соответствии с местом размещения, указанным на самом плане.

В текстовой части плана эвакуации в виде вышеобозначенной инструкции излагают:

• способы оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации (пожара, аварии и др.);

• порядок и последовательность эвакуации людей;

• обязанности и действия людей, в том числе порядок вызова пожарных или аварийно-спасательных подразделений, экстренной медицинской помощи и др.;

• порядок аварийной остановки оборудования, механизмов, отключения электропитания и т.п.;

• порядок ручного (дублирующего) включения систем (установок) пожарной и противоаварийной автоматики.

По этим инструкциям не реже одного раза в полгода на предприятиях с массовым пребыванием людей (50 чел. и более) должны проводиться практические тренировки, цель которых – обучить работников структурных подразделений предприятия грамотным, согласованным действиям во время пожара. Противопожарной тренировке должна предшествовать подготовительная работа.

Разработанные планы эвакуации утверждают у руководителя организации и вывешивают на видных местах.

ГОСТ Р 12.2.143-2009 требует разрабатывать планы эвакуации на фотолюминесцентном материале, который после отключения освещения обеспечивает свечение плана не менее суток, а так же согласовывать их с территориальными подразделениями Госпожнадзора. За невыполнение этих требований инспекторы пожарного надзора в ряде случаев выдавали соответствующие предписания и штрафовали. Такие действия инспекторов и требования указанного ГОСТа вызывали много споров об их законности. Указывалось, что, во-первых, последний пункт приведенных требований явно нелогичен (в стране нет такого количества пожарных инспекторов, чтобы провести все соответствующие согласования и проверить на местах соответствие сотен миллионов этажей этим планам, тем более, что им вообще запрещено проверять предприятия чаще одного раза в три года), и, во-вторых, эти требования отсутствуют в Правилах противопожарного режима, утвержденных Правительством РФ.

Инструктивное письмо МЧС России от 18.12.2013 № 19-3-1-5587 за подписью директора Департамента надзорной деятельности разъяснило ситуацию по аналогичным спорам. В нем сообщается, что исчерпывающие требования пожарной безопасности регламентированы Правилами противопожарного режима, а все ведомственные нормативные акты (к которым, кстати, относится и данный ГОСТ), являются документами добровольного применения (что согласуется со ст. 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности") и не могут применяться органами надзорной деятельности МЧС России. Следовательно, и штрафовать за неисполнение таких требований нельзя.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter