Руководства, Инструкции, Бланки

Служебное Задание На Разработку Программного Обеспечения Образец img-1

Служебное Задание На Разработку Программного Обеспечения Образец

Рейтинг: 4.6/5.0 (1681 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Техническое задание на разработку программного обеспечения Интернет-представительства - Техническое задание

Требования к разрабатываемому программному обеспечению Структура и функционирование системы управления информационным порталом.

Перечень компонентов системы:

Разрабатываемая система должна состоять из клиентской и серверной части. В общем случае серверная часть устанавливается и функционирует на серверном компьютере хостинг провайдера. В свою очередь клиентская часть состоит из 2-х частей — стандартного броузера, устанавливаемого совместно с операционной системой, и программы синхронизации локальных баз данных с информационным наполнением портала. Клиентская часть функционирует на компьютерах Заказчика.

Требования к способам и средствам связи для информационного обмена между элементами системы:

Информационный обмен между элементами происходит по сети, используя http-протокол. Для этого необходимы компьютер с установленной сетевой картой, подключенный в локальную сеть, либо модем и стабильное соединение с сервером.

Требования к содержанию информационного портала

Информационный портал должен содержать следующие разделы:

О предприятии (история развития, структура, юр. адрес);

Новости. Новости предприятия (архив новостей);

Персонал. Информация о имеющихся вакансиях, условиях приема на работу;

Вопрос-ответ. Возможность пользователя оставить вопрос на сайте с возможностью поиска в архиве;

Информация о работе предприятия (услуги, расписания, прейскурант цен);

Партнеры. Краткая информация о партнерах и представителях;

On-line газета «Автотранспортник». Архив номеров;

Схема движения маршрутов.

Функциональная часть портала должна содержать:

Требования к программе синхронизации локальных баз данных с информационным наполнением портала

Программа синхронизации должна обеспечивать:

простой и удобный для пользователя интерфейс;

синхронизацию локальных баз данных в режиме «Off-Line», т.е. пакетную выгрузку данных на сервер.

Требования к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы

Количество посетителей, имеющих доступ к просмотру информации портала через броузер, неограничено.

Необходимая квалификация персонала – знание компьютера на уровне пользователя ПК, дополнительное обучение работе с системой входит в объем поставки продукта и будет проведено с персоналом Заказчика.

Требования к защите информации от несанкционированного доступа

Вопросы безопасности хранения информации решаются средствами поставляемой системы. Администратор системы имеет уникальное имя. При входе пользователя в систему, система запрашивает имя и пароль. В случае правильного ввода этих данных, администратор получает доступ к информации портала.

Все остальные вопросы безопасности относятся к вопросам безопасности сети в целом и должны решаться системным администратором компании хостинг провайдера.

Требования к патентной чистоте.

По Закону о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ №3524-1 от 23 сентября 1992 года Авторские права на поставляемое программное обеспечение принадлежат Разработчику.

Требования к программному обеспечению

Серверная часть данной системы должны быть написаны на языке PHP. Для хранения данных должна использоваться база данных под управлением СУБД MySQL. Использование данных языка и формата определяется легкостью и быстротой разработки и возможностью расширения системы в дальнейшем. Структурированные данные хранятся в базе данных сайта (при необходимости система может быть перенесена с Windows платформы на Unix платформу, т.е. свобода выбора операционной системы).

Работа с системой не должна требовать знания языков программирования и специальных знаний и сравнима с работой в программе Internet Explorer.

Для работы описываемой системы необходимо наличие следующих программных средств:

На серверной стороне

Установленные операционные системы:

Unix-подобная POSIX-совместимая (Linux 2.2.5 и выше, Sun Solaris v7 и выше) или Windows 2000/NT 4.0 и выше

Web-сервер с поддержкой PHP (Apache v1.3)

На клиентской стороне

Данная часть системы располагается на компьютере в офисе компании Заказчика. Административная часть позволяет управлять информационным содержимым портала. Администратором портала является специально выделенный для этого специалист компании Заказчика и обученный правилам работы с системой.

Установленная операционная система:
Windows 95/98 с поддержкой протоколов семейства TCP/IP (для работы программы синхронизации).

Программное обеспечение:
Любой броузер.

На стороне посетителей портала

Любая операционная система с поддержкой протоколов семейства TCP/IP

Программное обеспечение:
Любой броузер.

Требования к техническому обеспечению

На серверной стороне

Техническое обеспечение сервера обеспечивает выбранный хостинг-провайдер.

На клиентской стороне

Любой компьютер имеющий доступ в Интернет и оснащенный Web броузером.

Состав и содержание работ по разработке системы

Все работы по поставке системы делятся на несколько этапов. Перечень и содержание этих этапов приведен в таблице ниже:

Порядок контроля и приемки системы

По окончанию разработки Разработчик уведомляет Заказчика о завершении работ. В течение 7 календарных дней Заказчик тестирует результаты работы Разработчика и подписывается акт приемки- сдачи работ. В случае отказа от приемки работ Заказчик обязан в течение 2 банковских дней предоставить Исполнителю в письменном виде перечень требований, выполнение которых является условием приемки работ. При этом стороны дополнительно согласовывают сроки и порядок приемки работ и составляют двухстороннее соглашение.

Требования к документированию

По окончании работ Заказчику предоставляется документация по работе с системой.

Документация поставляется в бумажном и электронном виде.

Похожие документы:

режимов работы техническая документация на кассовое оборудованиедокументация напрограммноеобеспечение. а также. технического нормативного правового акта) (на бумажном и электронном носителях)копия техническогозаданиянаразработку проекта технического.

Интернет. www.interrao.ru 3.1.5. Идентификационный номер налогоплательщика 2320109650 3.1.6. Филиалы и представительства. В рамках выполнения Техническогозаданиянаразработку Технико-экономического обоснования. средств направлена наобеспечение надежности.

Жарной безопасности и безопасности на водных объектах сборник №4 Калуга 2013

1. Разработка. согласование и утверждение техническогозаданиянаразработку рабочего проекта на реконструкцию. действие основного акта, на основе программногообеспечения в порядке, установленном. ) посредством сети Интернет. через средства.

; принципы представительства в государственных. разработкепрограммногообеспечения. Принимает участие в анализе качества программногообеспечения и его соответствия установленным требованиям и техническимзаданиям. Обеспечивает эргономичность программного.

образом, обеспечивается представительство интересов всех. поисковики в Интернете и во. подготовлено техническоезаданиенаразработку энергостратегии. направленных наобеспечение энергетической. программных средств, проектируя и внедряя программно -технические.

Другие статьи

Чем подтверждаются права на программное обеспечение

Чем подтверждаются права на программное обеспечение

В отношениях с контрагентами для подтверждения исключительного права на программы для ЭВМ или базы данных, как правило, достаточно представить свидетельство о государственной регистрации, выданное Роспатентом.

Однако данный вопрос имеет «второе дно». Такое свидетельство подтверждает факт обращения в Роспатент с заявлением о регистрации программного продукта на имя определенного лица. Роспатент, не проверяет принадлежность такому лицу исключительного права, а лишь вносит запись в государственный реестр программ и баз данных на основании представленных сведений. За достоверность таких сведений отвечает заявитель.

Юридически исключительное право на программное обеспечение основано не на государственном акте о его регистрации и выданном свидетельстве, как например, право на товарный знак или изобретение, которые охраняются исключительно в силу регистрации.

В соответствии с п.4 ст.1259 ГК РФ для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Поскольку ПО охраняется как произведения, для возникновения в отношении его исключительного права у автора достаточно факта его создания в любой объективной форме в результате его творческих усилий.

Для подтверждения наличия исключительного права на программные продукты у иного лица помимо автора требуется иметь целый пакет документ, состав которого может меняться в зависимости от основания отчуждения исключительного права от автора в пользу нового правообладателя.

Если программа создавалась автором создавалась самостоятельно и в собственных интересах, то передача исключительного права на нее третьему лицу возможна на основании договора отчуждения, дарения либо рядке наследования.

Когда программа писалась на заказ, необходимо знакомиться с условиями договора авторского заказа. В нем должно быть четко указано, что исключительное право на созданное по заказу ПО полностью переходит заказчику. Иначе оно сохраняется за автором.

Не менее распространенным вариантом возникновения исключительного права на программные продукты у юридических лиц является его создание в рамках трудовых отношений с разработчиком. В таком случае исключительное право работодателя подтверждается следующими минимальным набором документов:

2) должностная инструкция автора. включающая обязанности по созданию ПО;

3) исходный текст программы для ЭВМ;

4) подготовительные материалы (блок схемы, архитектура, технические задания. расчеты и проч.)

Помимо этого могут потребоваться:

1) приказы о начале работ над созданием конкретного ПО;

2) иная форма служебного задания конкретному программисту на создание программы;

3) договор с автором о распределении прав на служебное произведение, определяющий порядок передачи прав, определения размера и выплаты авторского вознаграждения;

4) платежный документ (расходный кассовый ордер, платежное поручение), подтверждающий выплату авторского вознаграждения автору.

Ответ подготовлен специалистами юридической компании АйТи-Лекс

Служебные произведения: Как защитить интеллектуальную собственность работодателя

Служебные произведения: Как защитить интеллектуальную собственность компании и предупредить действия недобросовестных конкурентов

Убытки в бизнесе зачастую следуют из отсутствия должного внимания к юридическим вопросам

кому: собственникам, бизнесменам, топ-менеджерам

Краткое предисловие от Евгения Севастьянова Сколько жареных петухов клюют Вас ежегодно?

Когда у нас принято задумываться о юридических вопросах? Правильно! Когда уже “жареный петух клюнул в голову”.

Готов утверждать, что каждый предприниматель сталкивался с ситуациями, когда отсутствие надлежащим образом оформленных юридических документов приводило к значительным убыткам в бизнесе и стрессам.

И что же случилось на этот раз: Очередной менеджер по продажам “смылся” с клиентской базой? Большую часть бизнеса увёл партнёр, пока Вы были в отпуске? Недобросовестный контрагент нашёл “дыры” в вашем договоре и теперь грозится подать в суд? А лучший сотрудник перешёл к конкурентам и наладил выпуск клона продукции, выпускаемой в вашей компании?

Сердечные отношения как хорошая возможность получить неожиданный удар под дых

Сердечные отношения как хорошая возможность получить неожиданный удар под дых

Среди бизнесменов бытует мнение, что главное — это сердечные отношения, а суды все “продажные”, и поэтому бессмысленно соблюдать юридические формальности. На самом деле все три утверждения ложны. Если все документы оформлены надлежащим образом, то выиграть спор в суде — дело техники.

Вот что я предлагаю делать, желательно, совместно с грамотным юристом:

  • провести аудит и составить список юридических рисков в вашем бизнесе;
  • расставить приоритеты каждому риску;
  • заранее предусмотреть, как предотвратить наступление этих событий и минимизировать от них ущерб; подготовиться заранее, “подстелить соломку”.

В дополнение к вышеперечисленному считаю, что очень важно каждому сотруднику доносить ваши принципы относительно "кому принадлежат служебные произведения" максимально чётко. Мой принцип такой: всё, что создано в рабочее время и по рабочим заданиям — принадлежит моей компании. Кратко рассказываю, как я добиваюсь соблюдения этого принципа в разделе "Безопасность: не ждите покуда грянет гром ". Наличие принципа ни в коем случае не отменяет необходимости соблюдения и юридической стороны.

Я понимаю, что многие бизнесмены по-прежнему надеются на “авось”. Поэтому я попросил своего брата, — юриста с 8-ми летним стажем работы начальником юридического отдела крупной компании — поделиться своим опытом с подписчиками блога “Открытой Студии”.

В статье найдёте живые примеры дел из реальной судебной практики (канцелярщина также встречается — не обессудьте, таковы суровые юристы). И, быть может, именно после этого Вы поймёте, по какому тонкому лезвию ходите каждый день.

Передаю слово Дмитрию.

Служебные произведения — основной объект защиты авторских прав и предмет баталий в судах

Давайте начнем с того, что определимся, что представляют из себя служебные произведения.

Служебные произведения - это объекты авторских прав, созданные в пределах установленных для работника трудовых обязанностей. Для неискушенных в юридической терминологии уточняю, что

  • объекты авторских прав - это произведения науки, литературы и искусства (ст. 1259 ГК РФ), а также программы для ЭВМ (также известные как компьютерные программы/софт), которые охраняются как литературные произведения;
  • работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (ст. 20 ТК РФ), т.е. подписавшее с работодателем трудовой договор.

Классическими примерами служебных произведений являются:

  • интернет-контент (в том числе статьи, фотографии, программный код и интернет-сайт в целом);
  • дизайн производимых товаров (дизайн как внешний вид готового изделия может также охраняться как промышленный образец, но об этом как-нибудь в другой раз);
  • разрабатываемое программное обеспечение;
  • регламенты (алгоритмы), должностные инструкции (рассматриваются как литературные произведения).

Обращайтесь за аудитом к юристам, чтобы не увидеть подобной картины с вашим бизнесом

Отличие между личными неимущественным и исключительным правом — многие их путают между собой

Так как мы выяснили, что служебное произведение представляет собой объект авторского права. соответственно, на него признаются авторские права. К авторским правам относятся исключительное право на произведение (т.е. право на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом) и личные неимущественные права.

Личные неимущественные права на служебное произведение (право авторства, право автора на имя и т.д.) неотчуждаемы и принадлежат автору как физическому лицу, творческим трудом которого создано соответствующее служебное произведение. Поэтому более подробно мы на них останавливаться не будем.

Гораздо больший интерес представляет собой исключительное право (т.е. право на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом). Именно оно является камнем преткновения во взаимоотношениях между работниками, работодателями и недобросовестными третьими лицами.

Как правило, исключительное право принадлежат работодателю, но.

Давайте разберемся, кто же вправе претендовать на исключительное право в отношении служебного произведения.

В соответствии со ст. 1295 ГК РФ, исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю. если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и работником (автором) не предусмотрено иное. Из этого можно сделать два вывода:

  • Если в договоре вопрос принадлежности исключительного права не раскрыт, то счастливым обладателем исключительного права является все равно работодатель.
  • Стороны (работодатель и работник) вправе путем согласования в договоре оставить исключительное право работнику. В этом случае работодатель имеет право использования соответствующего служебного произведения на условиях простой (неисключительной) лицензии. Стоит отметить, что в реальности такой вариант развития событий маловероятен, т.к. платить вознаграждение за использование произведения работодателю все равно придется и, следовательно, нет практического смысла делать такой щедрый подарок работнику.
Жестокая действительность вносит свои коррективы или “Как результаты труда ваших работников приносят хорошую прибыль конкурентам”

Не секрет, что работодатели не всегда придают большое значение правильному оформлению документов, относящихся к созданию служебных произведений. Для многих риски, связанные с незащищенностью таких произведений, малоочевидны. В связи с этим достаточно актуальным является вопрос, имеет ли вообще смысл тратить время (и деньги) на защиту служебных произведений.

Давайте попробуем ответить на этот вопрос, рассмотрев на примере конкретной ситуации.

История №1: Миграция текстов в парниковых условиях

Итак, действующие лица:

  • Работодатель — честный, но немного наивный парень.
  • Работник — хороший специалист в своем деле, и этим все сказано.
  • Конкуренты — беспринципные и меркантильные личности, стремящиеся к обогащению любыми средствами.
Действие первое, оно же последнее

Работник написал несколько текстов для информационного наполнения одного из разделов интернет-сайта Работодателя, т.е. создал контент. Тексты (с точки зрения авторского права — литературные произведения) сыграли немалую роль в деле привлечения новых клиентов. Работодатель не находил себе места от счастья!

И тут появились они.

Работодатель и глазом моргнуть не успел, как его уникальный контент оказался размещен на ряде конкурирующих интернет-сайтах, которые выросли как грибы после дождя. Поток новых клиентов иссяк до едва заметного ручейка. Конкуренты же довольно потирали руки и считали прибыль.

Безоговорочно веря в торжество справедливости, Работодатель обращается в арбитражный суд с требованием запретить Конкурентам использование его контента (в виде его незаконного размещения в сети Интернет), ссылаясь на то, что данный контент представляют собой принадлежащие ему служебные произведения. Ну и заодно требует денежную компенсацию (в соответствии со ст. 1301 ГК РФ, ее размер может составлять от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей и определяется по усмотрению суда, исходя из характера нарушения).

Арбитражный суд, рассмотрев все обстоятельства дела, отказывает Работодателю в удовлетворении его требований со следующей мотивировкой: “отсутствуют доказательства того, что рассматриваемый контент был создан сотрудником Работодателя как служебное произведение в пределах установленных для Работника трудовых обязанностей”.

Арбитражный суд отказал с формулировкой: "отсутствуют доказательства. "

Эту печальную историю вполне уместно закончить немного перефразированной цитатой известного классика: “Нет повести печальнее на свете, чем неполученная прибыль, дети!”.

Ну и не могу не отметить следующий факт. Если бы работодатель из нашего примера своевременно прочитал бы настоящую статью и добросовестно следовал бы ее рекомендациям, несомненно, решение суда было бы в его пользу, а сам он был бы в настоящий момент богатым и счастливым человеком.

Как видите, позаботиться о надлежащем оформлении документов, относящихся к созданию служебного произведения, даже если это повлечет за собой некоторые временные или денежные траты, все же стоит. Особенно, если Вы планируете извлекать денежные и иные выгоды из факта обладания служебным произведением.

Причем это актуально не только для компаний, чья деятельность напрямую связана с созданием объектов авторских прав, таких как СМИ, ИТ-организации, занимающиеся разработкой программного обеспечения, студии веб-дизайна, но и других организаций, использующих в своей деятельности объекты авторских прав, в том числе размещающих их в сети Интернет.

Тонкости документального оформления служебного произведения

Теперь непосредственно о том, как правильно документально оформить служебное произведение.

Вернемся к данному нами в самом начале определению. Формулировка «объект авторского права, созданный в пределах установленных для работника трудовых обязанностей» предполагает, что произведение считается служебным только в том случае, если создано непосредственно в рамках выполнения работником своей трудовой функции. которая фиксируется в трудовом договоре и/или в должностной инструкции, являющейся приложением к трудовому договору или утверждающейся как самостоятельный документ.

Еще один пример нам в помощь (обращаю Ваше внимание, что все события и персонажи вымышлены, любое сходство с реальными событиями и именами случайно).

История №2 Яблоко раздора вокруг аналитического обзора

Г-ну Сидорову, являющемуся Генеральным директором ООО “Яблоко и груша”, которое занимается оптовой продажей фруктов, пришла как-то вечером в голову гениальная идея о расширении территории сбыта своей продукции. Для успешной продажи плодовых на территории другого региона необходимо было предварительно составить аналитический обзор его фруктового рынка.

С этой целью г-н Сидоров вызвал своего сотрудника Босашвили, работающего в должности «Менеджер по продажам», и выдал ему в письменном виде (в письменном, так как он считал себя очень предусмотрительным человеком) служебное задание на написание вышеупомянутого аналитического обзора, который представляет собой не что иное, как литературное произведение (здесь полезно вспомнить, что литературное произведение является объектом авторских прав).

Работник Босашвили добросовестно поручение исполнил. И сразу же после этого продал свой отчет конкурентам из ООО “Слива и персик” за сто тысяч рублей (так как в отличие от шефа, хорошо знал нормы законодательства об авторском праве).

В чем же была ошибка г-на Сидорова, которой так ловко воспользовался его сотрудник Босашвили?

Оказывается, в трудовом договоре и должностной инструкции Босашвили не было никаких упоминаний о том, что в трудовые обязанности данного сотрудника входит создание литературных произведений.

Соответственно, исключительное право на написанную статью сохраняется за работником, работодатель не имеет никаких прав на нее. То, что хитрый Босашвили писал аналитический отчет в рабочее время, на своем рабочем месте и по письменному указанию работодателя, никакого значения не имеет.

Что нужно сделать для того, чтобы не повторить ту же ошибку?

Как видно из приведенного примера, нужно всего лишь правильно оформить трудовой договор и/или должностную инструкцию. предусмотрев в них возможность создания работником служебных произведений. При этом необходимо как можно более конкретно прописать те объекты авторских прав, которые работник может создать в процессе выполнения им своих трудовых обязанностей.

После того, как трудовые обязанности работника по созданию объектов авторских прав надлежащим образом закреплены в трудовом договоре и/или должностной инструкции, следует позаботиться о документах, подтверждающих создание конкретного служебного произведения именно в процессе трудовой деятельности работника.

Если все документы будут оформлены надлежащим образом — дело в суде будет выиграно + с виновного будет взыскан штраф

«Служебное задание» и «акт о создании произведения» – дополнительный фундамент к защищенности авторского права Работодателя

В первую очередь, таким документом будет являться Акт о создании произведения. который зафиксирует факт создания служебного произведения и передачу его работодателю. В Акте указывается дата создания произведения, его описание (характеристика), договоренность о передаче произведения работодателю.

И не забудьте про подписи сторон (как ни странно, некоторые и о них умудряются забывать). Если с оформлением акта возникнут сложности, его образец могу выслать по дополнительному запросу (форма внизу).

Важно оформить служебное задание, выдаваемое в рамках трудовых обязанностей работника, или распоряжение руководителя о создании

Целесообразным будет также оформить служебное задание. выдаваемое в рамках трудовых обязанностей работника, или распоряжение руководителя о создании, которые будет служить дополнительным доказательством того, что произведение создано в процессе трудовой деятельности и в срок действия трудового договора с работником (Акт о создании работник может же и отказаться подписывать).

Оформление служебного задания в первую очередь будет актуальным для сложных по своей структуре произведений, например, программ для ЭВМ, и позволит детально описать создаваемое служебное произведение с целью его последующей идентификации и разграничения с любыми другими объектами авторских прав.

Ну и по устоявшейся традиции, рассмотрим последствия неоформления документов, подтверждающих создание конкретного служебного произведения, на следующем примере.

Скорее всего, совместный путь подруг перешёл коварный мужчина — руководитель компании-конкурента :-)

История №3 Страсти по дизайну: “если друг оказался вдруг…”

Жили-были две подруги. Одна из них (подруга №1) — дизайнер, а другая (подруга №2) — предприниматель, владелец ателье по пошиву свадебных платьев.

В один прекрасный день подруга №1 (та, которая дизайнер), похвасталась своей бизнес-подруге №2, какие красивые свадебные платья она умеет рисовать. Та, естественно, изъявила желание посмотреть (какая женщина откажется!).

Платья на бумаге действительно оказались красивыми, и подруга №2 предложила подруге №1 поработать у нее в ателье дизайнером, разрабатывать дизайн новых свадебных платьев.

После подписания трудового договора Подруга №1 становится работником, а Подруга №2) - работодателем. Так мы и будем в дальнейшем их называть, хотя подругами они быть не перестали (на тот момент).

Надо отметить, что трудовым договором между работодателем и работником была предусмотрена обязанность работника в процессе выполнения трудовой функции создавать объекты авторских прав в виде дизайна свадебных платьев. Т.е. с точки зрения законодательства, трудовой договор был оформлен правильно.

Однако факт создания конкретного дизайна какими-либо внутренними документами не оформлялся, вознаграждение работнику также не уплачивалось. Работник проработал в ателье несколько месяцев, разработал 5 вариантов дизайна свадебных платьев и в конечном итоге уволился и устроился на работу к конкурентам.

Работник, с целью произвести впечатление на новом месте работы, прихватил с собой разработанные им дизайны свадебных платьев

По прошествии некоторого времени конкуренты начали шить платья по дизайнам, разработанным работником для первого работодателя. Оказывается, работник, с целью произвести впечатление на новом месте работы, прихватил с собой разработанные им дизайны свадебных платьев и не погнушался ими воспользоваться.

Понятное дело, что с этого момента дружбе пришел конец. Но остался вопрос, есть ли у первого работодателя возможность защитить свое исключительное право на произведения дизайна? Правильный ответ на него - “нет”, так как без подтверждающих документов (Акт о создании, служебное задание/распоряжение) невозможно доказать, что работник создал произведения дизайна именно в процессе выполнения своих трудовых обязанностей.

Чтобы окончательно отбить желание приторговывать служебными произведения — учтите все формальности

Вознаграждение работнику за создание служебного произведения

Да, и о нем забывать тоже нельзя. В соответствии с п.2. ст. 1295 ГК РФ, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, начнет использование служебного произведения, передаст исключительное право на него другому лицу, либо примет решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начнет использование этого произведения в указанный срок, работник (автор) имеет право на вознаграждение. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом.

Т.е. право работника на вознаграждение возникает не с момента создания служебного произведения, а по факту совершения работодателем одного из следующих действий.

  1. начало использования работодателем служебного произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом (например, распространение произведения путем продажи или иного отчуждения);
  2. передача работодателем исключительного права на служебное произведение другому лицу;
  3. принятие работодателем решения о сохранении служебного произведения в тайне.

Если же работодатель в течение трех лет с момента создания произведения воздерживается от совершения указанных выше действий, исключительное право на служебное произведение возвращается работнику.

Как было упомянуто выше, размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем должны определяются договором (трудовым или гражданско-правовым) между ним и работником. При этом необходимо иметь в виду, что данное вознаграждение не относится к заработной плате работника и не является ее составной частью.

В частности, о гражданско–правовом характере отношений, возникающих в связи с выплатой вознаграждения за создание служебного произведения, упоминается в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19 июня 2006 года N 15. Таким образом, попытки некоторых работодателей в целях экономии рассматривать данное вознаграждение как часть заработной платы работника не соответствуют нормам закона.

Заботьтесь о защите интеллектуальной собственности вашего бизнеса заранее!

Вместо послесловия или “не рискуйте и выигрывайте (дела в суде)”

Пожалуй, применительно к ситуации со служебными произведениями, данный слоган будет наиболее точным.

Лучше заранее озаботиться защитой своей интеллектуальной собственности. что в конечном счете благотворно скажется на защищенности и доходности вашего бизнеса. В случае, если в штате нет собственного юриста, целесообразно обратиться к внешнему специалисту и провести аудит текущей ситуации и потенциальных рисков.

Не стоит заниматься благотворительностью, стимулируя и давая возможность конкурентам или недобросовестным сотрудникам заработать на результатах вашего труда. Они все равно это вряд ли оценят!

А вот что планируется в следующих сериях: "Как с помощью соглашения о конфиденциальности защитить коммерческую тайну своего бизнеса", "Доменные имена: как недобросовестные конкуренты могут отсудить у Вас доменное имя".

Рекомендуемые услуги «Открытой Студии»

Тз на разработку программного обеспечения пример > - универсальные бланки

Техническое задание на программное обеспечение


Какая документация, в каком объеме и в согласовании с какими требованиями гостов будет также разработана; стадии и этапы разработки. В современном мире обязателен; надежность, условия эксплуатации, сохранность. Это уже половина фуррора разрабатываемого проекта. Скупой платит два раза, но в случае провала разработки по по причине плохой документации. Потому в процессе разработки тз на по вы должны проявить наивысшую бдительность и осведомленность в технических и организационных вопросцах. Итак, в какой области и с какой целью разрабатывается; основание для разработки, вне зависимости от избранного госта, техническое задание, постоянно включает последующие главные сведения по разрабатываемому: для что. Почаще всего мы думаем, пожалуй, о таком документе, как техническое задание. Давайте разглядим, что же включает в себя типовое. Оба эталона представлены на нашем корпоративном портале в разделе библиотека. Это когда лишь описание функций и структуры системы без рассмотрения технологий реализации решения, так и в предстоящем «перекочевать» в технический проект. Существует несколько гостов, регламентирующих разработку тз в нашей области: это гост 34.602 автоматизированные системы и гост 19.201 программное обеспечение. Разработку технического задания под ключ прямо на данный момент. Там как раз приведены примеры разных, включая сроки и стоимость. Вы сможете выбрать хоть какой уровень детализации. Вы сможете без помощи других ознакомиться с ними наиболее тщательно. Разработка технического задания на программное обеспечение по гост 19.201 и технического задания на автоматизированную систему по гост 34.602. Это, как правило, основной документ в рамках проектной документации. При этом, техническое задание может разрабатываться как в рамках эскизного проекта, говоря языком гостов. Очевидно, в этом случае качество разрабатываемого тз играет главную роль, потому здесь очевидно не стоит экономить и лучше доверить разработку такового тз экспертам, имеющим большой опыт в этом деле. Наиболее детализированное описание с учетом избранных технологий. Вторых, техническое задание может быть как поверхностным к примеру, предназначенное для инвесторов проекта, подробное тз для программера, общеконцептуальное, так и наиболее детализированным к примеру. Или сможете заказать у нас. Третьих, в неких вариантах можно обойтись лишь подготовкой 1-го технического задания для описания разрабатываемой системы.

Тз на разработку программного обеспечения пример

Тз на разработку программного обеспечения пример

Группа: Пользователь
Сообщений: 19
Регистрация: 01.09.2013
Пользователь №: 18087
Спасибо сказали: 3 раз(а)

тз на разработку программного обеспечения пример

Группа: Администраторы
Сообщений: 1255
Регистрация: 11.02.2008
Пользователь №: 8
Спасибо сказали: 418 раз(а)

Зачем давать работнику письменное служебное задание

Зачем давать работнику письменное служебное задание

Сегодня поговорим о том, почему нужно давать работнику письменное служебное задание на создание объектов интеллектуальной собственности (например, программного обеспечения, статей и т.п.).

Короткий ответ на этот вопрос такой:
«Служебное задание нужно давать работнику в письменном виде под роспись, для того, чтобы доказать служебный характер тех произведений, которые он создает».

Теперь давайте посмотрим на связанные с этим проблемы на конкретном примере.

Представим, что вы заключили трудовой договор с разработчиком, в соответствии с которым в его трудовую функцию входит создание объектов авторского права (как это предписывает п. 1 ст. 1295 ГК РФ). Пусть даже в трудовом договоре есть фраза о том, что «все созданное в период действия настоящего договора является собственностью работодателя».

Почему этого не достаточно?
Может быть ограничиться устным заданием работнику?

Все довольно просто.

Предположим, что ваш работник стал использовать в своих целях те наработки, которые он сделал в период работы на вашу организацию. И вы подали соответствующий иск в суд.

Поскольку иски всегда конкретны, то речь в процессе будет вестись о совершенно определенных объектах интеллектуальной собственности.

В этой связи, вы как истец должны будете доказать то, что вы являетесь правообладателем конкретного объекта интеллектуальной собственности. Если говорить точнее, то вам придется доказывать, что спорный объект является служебным произведением.

Если единственное, что вы подписывали с работником - это трудовой договор, то это опять-таки единственный документ, на который вы можете сослаться.

Причем, приведенная выше формулировка, используемая в договоре, слишком абстрактна и не позволит вам описать конкретный объект авторского права.

Тогда возникают следующие вопросы:

  • из чего следует, что именно РАССМАТРИВАЕМЫЙ СПОРНЫЙ объект является служебным?
  • когда он был создан?
  • как вы докажете, что спорный объект был создан ИМЕННО вашими работниками, а не чьими-нибудь другими?

Вот именно для предвосхищения всех этих вопросов вам и нужно давать работникам письменные служебные задания. Причем давать их нужно под роспись работников.

Служебное техническое задание - это тот документ, который позволит вам идентифицировать конкретный объект интеллектуальной собственности, поскольку содержит требования к результату работы. Оно также определяет момент начала разработки.

После того, как объект интеллектуальной собственности будет создан, вам нужно будет зафиксировать факт его создания - актом или отчетом о выполнении служебного задания.

Служебное задание и акт в сумме с трудовым договором обеспечивают вас доказательной базой для предъявления соответствующих исков.

  • Как охраняется коммерческая тайна (конфиденциальная информация) в России?
  • Как правильно оформить права на служебное произведение
  • Что такое ноу-хау как способ (секрет) производства
  • Как работник может использовать исходный код программ работодателя: плагиат или нет?
  • Какой смысл в регистрации программ для ЭВМ?

Разработка программного обеспечения

Разработка программного обеспечения

Руководитель работ Сидоров А.В.

Ниже приведено 15 вариантов программных продуктов. По указанию преподавателя выберите свое индивидуальное задание. Разработайте техническое задание на создание программного продукта по всем требованиям.

1. Разработка программного комплекса «Автотранспорт».

2. Разработка программного комплекса «Деканат института».

3. Разработка программного комплекса «Обслуживание банкомата».

4. Разработка программного комплекса «Управление гостиницей».

5. Разработка программного комплекса «Выдача кредитов в банке».

6. Разработка программного комплекса «Строительная фирма».

7. Разработка программного комплекса «Управление библиотечным фондом».

8. Разработка программного комплекса «АРМ работника склада»

9. Разработка программного комплекса «АРМ администратора ателье по ремонту оргтехники»

10. Разработка программного комплекса «АРМ администратора автосалона».

11. Разработка программного комплекса «АРМ администратора ресторана».

12. Разработка программного комплекса «АРМ сотрудника ЖЭСа».

13. Разработка программного комплекса «АРМ администратора аэропорта».

14. Разработка программного комплекса «АРМ работника отдела кадров».

15. Разработка программного комплекса «АРМ администратора спорткомплекса».

Профессор кафедры ВС

на разработку «Модуля автоматизированной системы оперативно-диспетчерского управления теплоснабжением корпусов института»

Лабораторная работа 2.

ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (ООП).

Цель работы: познакомиться с принципами объектно-ориентированного программирования в среде Delphi.

Класс - абстрактный тип данных, включающий в себя свойства объекта (поля) и методы. Класс позволяет упростить процесс программирования, так как человеку проще представлять любой объект из реальности, обладающий некоторыми характеристиками (свойствами) и действиями, которые может совершать объект или которые можно совершать над ним.

Класс - это тип данных. Объект класса - переменная типа «класс». Из определения класса следует первое свойство ООП - инкапсуляция. Инкапсуляция данных означает, что они являются не глобальными - доступными всей программе, а локальными -- доступными только малой ее части. Инкапсуляция автоматически подразумевает защиту данных. Для этого в структуре class используется спецификатор раздела private, содержащий данные и методы, доступные только для самого класса. Если данные и методы содержатся в разделе public, они доступны извне класса. Раздел protected содержит данные и методы, доступные из класса и любого его производного класса.

Интегрированная среда разработчика DELPHI

Среда Delphi визуально реализуется в виде нескольких одновременно раскрытых на экране монитора окон. Количество, расположение, размер и вид окон может меняться программистом в зависимости от его текущих нужд, что значительно повышает производительность работы. При запуске Delphi вы можете увидеть на экране картинку, подобную представленной на рис. 1.

Рнс.1. Внешний вид окна Delphi. 1 - главное окно; 2 - основное меню; 3 - пиктограммы основного меню; 4 - окно инспектора объектов; 5 - окно текста программы; 6 - окно пустой формы, 7 - меню компонентов Главное окна всегда присутствует на экране и предназначено для управления процессом создания программы. Основное меню (прил.1)содержит все необходимые средства для управления проектом. Пиктограммы облегчают доступ к наиболее часто применяемым командам основного меню. Через меню компонентов (прил. 2) осуществляется доступ к набору стандартных сервисных программ среды DELPHI, которые описывают некоторый визуальный элемент (компонент), помещенный программистом в окно формы. Каждый компонент имеет определенный набор свойств (параметров), которые программист может задавать. Например, цвет, заголовок окна, надпись на кнопке, размер и тип шрифта и др. Окно инспектора объектов (вызывается с помощью клавиши F11) предназначеного для изменения свойств выбранных компонентов и состоит из двух страниц. Страница Properties (Свойства) предназначена для изменения неоходимых свойств компонента, страница Events (События) - для определения реакции компонента на то или иное событие (например, нажатие определенной клавиши или щелчок "мышью " по кнопке). Окно формы представляет собой проект Windows-окна программы. В это окно в процессе написания программы помещаются необходимые компоненты. Причем при выполнении программы помещенные компоненты будут иметь тот же вид, что и на этапе проектирования. Окно текста программы предназначено для просмотра, написания и коретироваиия текста программы. В системе DELPHI используется язык программирования Object Pascal. При первоначальной загрузке в окне текста программы находится текст, содержащий минимальный набор операторов для нормального функционирования пустой формы в качестве Windows-окна. При помещении некоторого компонента в окно формы текст программы автоматически дополняется описанием необходимых для его работы библиотек стандартных программ (раздел uses) и типов переменных (раздел type). Программа в среде DELPHI составляется как описание алгоритмов, которые необходимо выполнить, если возникает определенное событие, связанное с формой (например, щелчок "мыши" на кнопке - событие OnClick, создание формы - OnCreate). Для каждого обрабатываемого в форме события, с помощью страницы Events инспектора объектов в тексте программы организуется процедура (procedure), между ключевыми словами begin и end которой программист записывает на языке Object Pascal требуемый алгоритм. Переключение между окном формы и окном текста программы осуществляется с помощью клавиши F12. Меню и команды Delphi Чтобы выдать команду в среде Delphi, можно воспользоваться тремя основными способами: С помощью меню. С помощью полоски SpeedBar (инструментальной линейки). С помощью SpeedMenu (одного из локальных меню, которое активизируется при нажатии правой кнопки мыши). Меню File Команды выпадающего меню File можно использовать для работы, как с проектами, так и с файлами исходного кода. К командам, работающим с проектами, относятся New, New Application, Open, Reopen, Save Project As, Save All, Close All, Add to Project и Remove from Project. С файлами исходного кода работают команды New, New Form, New Data Module, Open, Reopen, Save As, Save, Close и Print. Основной командой является File/New, которую можно использовать для вызова экспертов, для начала работы с новым приложением, для наследования формы из уже существующей и т.д. Чтобы открыть проект или файл исходного кода, с которыми вы работали последний раз, используйте команду File/Reopen. Меню Edit Стандартные возможности меню Edit применимы как к тексту, так и к компонентам формы. Можно копировать и вставлять тот или иной текст в редакторе, копировать и вставлять компоненты в одной форме или из одной формы в другую. Также можно копировать и вставлять компоненты в другое групповое окно той же формы, например, в панель или блок группы; копировать компоненты из формы в редактор, и наоборот. Delphi помещает компоненты в буфер обмена, преобразуя их в текстовое описание. Можно соответствующим образом отредактировать этот текст, а затем вставить его обратно в форму в виде нового компонента. Можно выбрать несколько компонентов и скопировать их как в другую форму, так и в текстовый редактор. Это может пригодиться, когда вам придется работать с рядом схожих компонентов. Вы сможете скопировать один компонент в редактор, размножить его нужное число раз, а затем вставить назад в форму целую группу. Меню Search Если вы выберете команду Incremental Search, то вместо того чтобы показать диалоговое окно, где вводится образец для поиска, Delphi переходит в редактор. Когда вы введете первую букву, редактор перейдет к первому слову, которое начинается с этой буквы. Продолжайте набор букв и, курсор будет последовательно переходить к словам, в начале которых будут стоять введенные символы. Эта команда очень эффективна и чрезвычайно быстра. Команда Browse Symbol вызывает Object Browser - инструмент, который можно использовать для просмотра многих деталей при исследовании откомпилированной программы. Меню View Большинство команд меню View применяются для отображения какого-либо окна среды Delphi, например Project Manager, Breakpoints List или Components List. Эти окна не связаны друг с другом. Эти окна не связаны друг с другом. Команда Toggle Form/Unit используется для перехода от формы, над которой вы работаете к ее исходному коду, и обратно. Команда New edit window создает дубликат окна редактирования и его содержимого. В Delphi это единственный способ просмотреть два файла рядом друг с другом, поскольку редактор для показа нескольких загруженных файлов использует ярлычки. После дублирования окна редактирования могут содержать разные файлы. Последние две команды меню View можно использовать для удаления с экрана полоски SpeedBar и палитры Components, хотя при этом среда Delphi становится менее удобнее для пользователя. Команда Build All заставляет Delphi откомпилировать каждый исходный файл проекта, даже если после последней трансляции он не был изменен. Для проверки написанного кода без создания программы можно использовать команду Syntax Check. Команда Information дает некоторые подробности о последней выполненной вами трансляции. Команда Options применяется для установки опций проекта: опций компилятора и редактора связей, опций объекта приложения и т.д. Меню Run Меню Run можно было бы назвать Debug (отладка). Большинство команд в нем относится к отладке, включая саму команду Run. Программа, запускаемая внутри среды Delphi, выполняется в ее интегрированном отладчике (если не отключена соответствующая опция). Для быстрого запуска приложения используется клавиша F9. Остальные команды применяются в процессе отладки для пошагового выполнения программы, установки точек прерывания, просмотра значений переменных и объектов, и т.п. Меню Component Команды меню Component можно использовать для написания компонентов, добавления их в библиотеку, а также для конфигурирования библиотеки или палитры компонентов. Меню Tools Меню Tools содержит список нескольких внешних программ и инструментальных средств. Команда Tools позволяет сконфигурировать это выпадающее меню и добавить в него новые внешние средства. Меню Tools также включает команду для настройки репозитория и команду Options, которая конфигурирует всю среду разработки Delphi. Работа с формами Проектирование форм - ядро визуальной разработки в среде Delphi. Каждый помещаемый в форму компонент или любое задаваемое свойство сохраняется в файле, описывающем форму (DFM-файл), а также оказывает некоторое влияние на исходный текст, связанный с формой (PAS-файл). Можно начать новый пустой проект, создав пустую форму или начать с существующей формы (используя различные доступные шаблоны) или добавить в проект новые формы. Проект (приложение) может иметь любое число форм. При работе с формой можно обрабатывать ее свойства, свойства одного из ее компонентов или нескольких компонентов одновременно. Чтобы выбрать форму или компонент, можно просто щелкнуть по нему мышью или воспользоваться Object Selector ( комбинированный список в Object Inspector), где всегда отображены имя и тип выбранного элемента. Для выбора нескольких компонентов можно или нажать клавишу Shift и щелкать по компонентам левой кнопкой мыши, или отбуксировать в форме рамку выбора. SpeedMenu формы содержит ряд полезных команд. Для изменения относительного расположения компонентов одного вида можно использовать команды Bring to Front и Send To Back. Командой Revert To Inherited можно воспользоваться, чтобы в унаследованной форме установить те значения свойств выбранного компонента, которые были у них в родительской форме. При выборе сразу нескольких компонентов вы можете выровнять их или изменить их размеры. С помощью SpeedMenu можно также открыть два диалоговых окна, в которых устанавливается порядок обхода визуальных управляющих элементов и порядок создания невизуальных управляющих элементов. Команда Add To Repository добавляет текущую форму в список форм, доступных для использования в других проектах. Для установки положения компонента кроме применения мыши имеются еще два способа: Установка значений для свойств Top и Left. Использование клавиш курсора при нажатой клавише Ctrl. Метод Ctrl+клавиша курсора особенно удобен при тонкой подстройке положения элемента. Точно также, нажимая клавиши курсора при нажатой клавише Shift, можно подстроить размер компонента. Палитра компонентов Чтобы добавить в текущую форму новый компонент, можно щелкнуть на одной из страниц палитры Components, а затем, чтобы разместить новый элемент, щелкнуть в форме. Причем в форме можно или буксировать мышь с нажатой левой кнопкой, чтобы установить сразу и размер, и положение компонента, или просто щелкнуть один раз, позволяя Delphi установить размер по умолчанию. Каждая страница палитры содержит ряд компонентов, которые обозначены пиктограммами и именами, появляющимися ввиле подсказки. Эти имена являются официальными названиями компонентов. В действительности это названия классов, описывающих компоненты без первой буквы T (например, если класс называется Tbutton, имя будет Button). Если необходимо поместить в форму несколько компонентов обного и того же вида, то при выборе компонента щелчком в палитре удерживайте нажатой клавишу Shift Затем при каждом щелчке в форме Delphi будет вставлять новый компонент выбранного вида.Чтобы остановить эту операцию, просто щелкните по стандартному селектору (пиктограмма стрелки) слева от палитры Components. Структура программ DELPHI Программа в DELPHI состоит из файла проекта (файл с расширением .dpr), одного или нескольких файлов исходного текста (с расширением .pas), файлов с описанием окон формы (с расширением .dfm). В файле проекта находится информация о модулях, составляющих данный проект. Файл проекта автоматически создается и редактируется средой DELPHI и не предназначен для редактирования. Файл исходного текста- программный модуль (Unit) предназначен для размещения текстов программ. В этом файле программист размещает текст программы, написанный на языке PASCAL. В разделе объявлений описываются типы, переменные, заголовки процедур и функции, которые могут быть использованы другими модулями, через операторы подключения библиотек (Uses). В разделе реализации располагаются тела процедур и функций, описанных в разделе объявлений, а также типы переменных, процедуры и функции, которые будут функционировать только в пределах данного модуля. Раздел инициализации используется редко,и ею можно пропустить. Модуль имеет следующую структуру: unit Unit1; interface // Раздел объявлений implementation // Раздел реализации begin // Раздел инициализации При компиляции программы DELPHI создает файл с расширением .dcu, содержащий в себе результат перевода в машинные коды содержимого файлов с расширением .pas и .dfm. Компоновщик преобразует файлы с расширением .dcu в единый загружаемый файл с расширением .exe. В файлах, имеющих расширение . Пример написания программылинейного алгоритма. Задание: составить программу вычисления для заданных значений х, у, z арифметического выражения: [ u=tg 2 ( x + y)-e y-z *cosx 2 + sin z 2 ] Настройка формы Пустая форма в правом верхнем углу имеет кнопки управления, которые предназначены: для свертывания формы в пиктограмму. для разворачивания формы на весь экран и возвращения к исходному размеру и для закрытия формы. С помощью мыши, "захватывая" одну из кромок формы или выделенную строку заголовка, отрегулируйте нужные размеры формы и ее положение на экране (рис2.). Рис.2. Внешний вид формы Изменение заголовка формы Новая форма имеет одинаковые имя (Name) и заголовок (Caption) -FORM1. Имя формы менять не рекомендуется, т.к. оно входит в текст программы. Для изменения заголовка вызовите окно инспектора объектов (F11) и щелкните кнопкой мыши на форме. В форме инспектора объектов найдите и щелкните мышью на Properties - Caption. В выделенном окне наберите "Лраб №1". Размещение строки ввода (TEdit) Если необходимо ввести из формы в программу или вывести на форму информацию, которая вмещается в одну строку, используют окно однострочного редактора текста, представляемого компонентом TEdit. В данной программе с помощью однострочного редактора будут вводиться переменные х, у, z типа extended или integer. Выберите в меню компонентов Standard пиктограмму. щелкните мышью в том месте формы, где вы хотите ее поставить. Вставьте три компонента TEdit в форму. Захватывая их "мышью", отрегулируйте размеры окон и их положение. Обратите внимание на то, что в тексте программы появились три новьгх однотипных переменных Edit1, Edit2, Edit3. В каждой из этих переменных: расширением .Text будет содержаться строка символов (тип String) и отображаться в соответствующем окне Edit. Так как численные значения переменных х, у, z имеют действительный тип для преобразования строковой записи числа, находящегося в переменной Edit.Text, в действительное, используется стандартная функция X:=StrToFloat(Edit1.Text). Если исходные данные имеют целочисленный тип, например integer, то используется стандартная функция Х:=StrToInt(Edit1.Text). При этом в записи числа не должно быть пробелов, а действительное число пишется с десятичной занятой. С помощью инспектора объектов установите шрифт и размер символов, отображаемых в строке Edit (свойство Font). Размещение надписей (TLabel) На форме имеются четыре пояснительные надписи. Для нанесения таких надписей на форму используется компонент TLabel. Выберите в меню компонентов Standard пиктограмму. щелкните на ней мышью. После этого в нужном месте формы щелкните мышью, появится надпись Label1. Проделайте это для четырех надписей. Для каждой надписи, щелкнув на ней мышью, отрегулируйте размер и, изменив свойство Caption инспектора Объектов, введите строку, например "Введите значение X:", а также выберите размер символов (свойства Font). Обратите внимание, что в тексте программы автоматически появились четыре новых переменных типа .TLabel. В них хранятся пояснительные строки, которые можно изменять в процессе работы программы. Размещение многострочного окна вывода (ТМето) Для вывода результатов работы программы обычно используется текстовое окно, которое представлено компонентом (ТMemo). Выберите в меню компонентов пиктограмму и поместите компонент ТМеmо на форму. С помощью мыши отрегулируйте его размеры и местоположение. После установки с помощью инспектора свойства ScrollBars - SSBoth в окне появятся вертикальная и горизонтальная полосы прокрутки. В тексте программы появилась переменная Memo1 типа ТMemo. Информация, которая отображается построчно в окно типа ТMemo, находится в массиве строк Memo1.Lines. Каждая строка имеет тип String. Для чистки окна используется метод Memo1.Сlеаr. Для того чтобы добавить новую строку в окно, используется метод Memo1.Lines.Add (переменная типа String). Если нужно вывести число, находящееся в переменной действительного или целого типа, то его надо предварительно преобразовать к типу String и добавить в массив Memo1.Lines. Например, если переменная u:=100 целого типа, то метод Memo1.Line.Add сделает это и в окне появится строка "Значение u=100". Если переменная u:=-256,38666 действительная, то при использовании метода Meno1.Lines.Add('Значение u='+FloatToStrF(u.ffFixed,8,2)) будет выведена строка "Значение u= -256.39". При этом под все число отводится восемь позиций, из которых две позиции занимает его дробная часть. Если число строк в массиве Memo1 превышает размер окна, то для просмотра всех строк используется вертикальная полоса прокрутки. Если длина строки Memo1 превосходит количество символов в строке окна, то в окне отображается только начало строки. Для просмотра всей строки используется горизонтальная полоса прокрутки. Написание программы обработки события нажатия кнопки(ButtonClick) Поместите на форму кнопку, которая описывается компонентом TButton, для чего выберем в меню компонентов Standard пиктограмму. С помощью инспектора объектов измените заголовок (Caption) - Button1 на слово "Выполнить" или другое по вашему желанию. Отрегулируйте положение и размер кнопки. После этого два раза щелкните мышью на кнопке, появится текст программы, дополненной заголовком процедуры обработчика события - нажатия кнопки (Procedure TForm1.ButtonClick(Sender. TObject);). Наберите текст этой процедуры, приведенный в примере. Запуск и работа с программой Запустить программу можно нажав Run в главном меню Run, или клавишу F9, или пиктограмму. При этом происходит трансляция и, если нет ошибок, компоновка программы и создание единого загружаемого файла с расширением .exe. На экране появляется активная форма программы. Работа с программой происходит следующим образом. Нажмите (щелкните мышью) кнопку "Выполнить". В окне Memo1 появляется результат. Измените исходные значения х, у, z в окнах Edit и снова нажмите кнопку "Выполнить" - появятся новые результаты. Завершить работу программы можно нажав или в главном меню Run, или кнопку <> на форме. Текст программы: unit tema1; interface Windows, Messages. SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls; TForm1 = class(TForm) Label1:TLabel; Edit1:TEdit; Label2: TLabel; Edit2:TEdit: Label3: TLabel; Edit3: TEdit; Label4: TLabel; Memo1:TMemo; Buttonl. TButfon; procedure FormCreate(Sender: TObject); procedure Button1Click(Sender: TObject); private public Form1: TForm1; Implementation procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); x, y, z, a, b, c, u. extended; begin x:=StrToFloat(Edit1.Text); // Считывается значение X Memo1.Lines.Add('X = '+Edit1.Text); // Вывод X в окно Memo1 y:=StrToFloat(Edit2.Text); // Считывается значение Y Memo1.Lines.Add('Y = '+Edit2.Text); // Вывод Y в окно Memo1 z:=StrToFloat(Edit3.Text); // Ситывается значение Z Memo1.Lines.Add('Z = '+Edit3.Text); // Вывод Z в окно Memo1 // Вычисляем арифметическое выражение a:=Sqr(Sin(x+y)/Cos(x+y)); b:=Exp(y-z); c:=Sqrt(Cos(Sqr(x))+Sin(Sqr(z))); // Выводим результат в окно Memo1 Memo1.Lines.Add('Результат U = '+FloatToStrF(u,ffFixed,8,3)); Кнопки-переключатели в DELPHI При создании программ и DELPHI дня организации разветвлений часто используются компоненты в виде кнопок-переключателей. Состояние такой кнопки (включено - выключено) визуально отражается на форме. Компонент TCheckBox организует кнопку независимого переключателя, с помощью которой пользователь может указать свое решение типа да/нет. В программе состояние кнопки связано со значением булевской переменной, которая проверяется с помощью оператора if. Компонент TRadioGroup организует группу кнопок - зависимых переключателей. При нажатии одной из кнопок группы все остальные кнопки отключаются. В программу передается номер включенной кнопки (0,1,2. ), который анализируется с помощью оператора case. Пример написания программыразветвляющегося алгоритма Задание: ввести три числа - х, у, z. Вычислить по усмотрению u=sin(x) или u=cos(x), или u=tg(х). Найти по желанию максимальное из трех чисел: max(x, у, z), или min (|x|, |у|, |z|). Создать форму и написать соответствующую программу. Создание формы Создайте форму, такую же как в первом задании, скорректировав текст надписей и положение окон TEdit. Работа с компонентом TCheckBox Выберите в меню компонентов Standard пиктограмму <> и поместите ее в нужное место формы. С помощью инспектора объектов измените заголовок (Caption) на "maabs". В тексте программы появилась переменная CheckBox типа TCheckBox. Теперь в зависимости от того, нажата или нет кнопка, булевская переменная CheckBox.Checked будет принимать значения True или False. Работа с компонентом TRadioGroup Выберите в меню компонентов Standard пиктограмму <> и поместите ее в нужное место формы. На форме появится окаймленный линией чистый прямоугольник с заголовком RadioGroup1. Замените заголовок (Caption) на U(х). Для того чтобы разместить на компоненте кнопки, необходимо свойство Columns установить равным единице (кнопки размещаются в одном столбце). Дважды щелкните по правой части свойства Items мышью, появится строчный редактор списка заголовков кнопок. Наберите три строки с именами: в первой строке sin(x), во второй - cos(х), в третьей - tg(х), нажмите ОК. После этого на форме внутри окаймления появится три кнопки-переключателя с введенными надписями. Обратите внимание на то, что в тексте программы появилась переменная RadioGroup типа TRadioGroup. Теперь при нажатии одной из кнопок группы в переменной целого типа RadioGroup1.ItemIndex будет находиться номер нажатой клавиши (отсчитывается от нуля), что используется в тексте приведенной программы. Создание обработчиков событий FormCreate и Botton1Click Процедуры - обработчики событий FormCreate и Botton1Click создаются аналогично тому, как и в первой теме. Текст процедур приведен ниже. Запустите программу и убедитесь в том, что все ветви алгоритма выполняются правильно. Текст программы приведен ниже. unit tema2; interface Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls, ExtCtrls; TForm1 = class(TForm) CheckBox1: TCheckBox; RadioGroup1: TRadioGroup; Memo1: TMemo; Button1:TButton; Edit1:TEdit; Label1: TLabel; Label2: TLabel; Edit2:TEdit; Label3: TLabel: Edi3: TEdlt; procedure FormCreate(Sender: TObject); procedure Button1Click(Sender: TObject); private public Form1: TForm1; implementation procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject); begin Edit1.Text:='0,1'; Edit3.Ttext:='0,356'; Memo1.Clear; Memo1.Lines.Add('Рез-ты ст.гр. 9383 Валента А.А.'); procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); var x, y, z, u, ma. extended; begin // Ввод исходных данных и их вывод в окно Memo1 x:= StrToFloat(Edit1.Text); Memo1.Lines.Add('x='+Edit1.Text); y:=StrToFloat(Edlt2.Text); Memo1.Lines.Add('y='+Edit2.Text); z:=StrToFloat(Edtt3.Text); Memo1.Lines.Add('z='+Edit3.Text); // Проверка номера нажатой кнопки и выбор соответствующей ей функции case RadioGroup.ltemlndex of 0: u:=cos(x); 1: u:=sin(x); 2: u:=sin(x)/cos(x); //ПроверкасостояниякнопкиСheckBox1 if CheckBox1.Checked then begin u:=abs(u); y:=abs(y); z:=abs(z) //Нахождение максимального из трех чисел if u>y then ma:=u else ma: =y; if z>ma then ma:=z; if CheckBox1.Checked then Memo1.Lines.Add(' maxabs='+FloatToStrF(ma,ffFixed,8,2)) Memo1.Lines.Add('max='+FtoatToStrF(ma,ffGeneral,8,2)); Пример написания программы циклического алгоритма Задание: написать и отладить программу, которая выводит таблицу значений функции S(х) для х изменяющихся в интервале от XI до Х2 с шагом h. Текст программы приведен ниже. unit tema3; interface Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls, ExtCtrls; TForm1 = class(TForm) Memo1: TMemo; Button1: TButton; Label1: TLabel; Label2: TLabel; Label3: TLabel; Label4: TLabel; Edit1: TEdit; Edit2: TEdit; Edit3: TEdit; Edit4: TEdit; procedure FormCreate(Sender: TObject); procedure Button1Click(Sender: TObject); private public var Form1: TForm1; implementation procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject); begin Edit1.Text :='0'; Edit2.Text :='2'; Edit3.Text :='5'; Edit4.Text :='0.25'; Memo1.Clear; Memo.Lines.Add('Результаты ст. гр. 9383 Валета А.В.'); procedure TForm1.Button1Cllck(Sender: TObject); var x1, x2, x, h, a, s. extended; N, k, c. integer; begin x1:=StrToFloat(Edit1.Text); Memo1.Lines.Add('x1='+Edit1.Text); x2:=StrToFloat(Edit2.Text); Memo1.Lines.Add('x2='+Edit2.Text); N:=StrTolnt(Edit3.Text); Memo1.lines.Add('N='+Edit3.Text); h:=StrToFloat(Edit4.Text); Memo1.Lines.Add(' h='+Edit4.Text); repeat for k:=1 to N do begin a:=c*a*x/k; Memo1.lines.Add('при x=' +FloatToStrF(x,ffFixed,6,2)+ ' сумма = '+FloatToStrF(s,tfFtxed,6,2)); until x>x2; После отладки программы составьте тест (N=2, Х1=0, Х2=1, h=3), установите курсор на первый оператор (N:= ), нажмите клавишу F4. После этого нажимая клавишу F7, выполните пошаговую программу и проследите, как меняются все переменные в процессе выполнения. Индивидуальные задания. Ниже приведено 15 вариантов задач из трёх частей. По указанию преподавателя выберите свое индивидуальное задание. Уточните условие задания, количество, наименование, типы исходных данных. В соответствии с этим установите количество окон Edit, тексты заголовков на форме, размеры шрифтов, а также типы переменных и функции преобразования при вводе и выводе результатов. С помощью инспектора объектов измените цвет формы, шрифт выводимых символов. Часть 1. Использование ООП для программирования линейных алгоритмов. 1. Найти сумму цифр заданного четырехзначного числа. 2. Определить число, полученное в оратном порядке цифр. заданного трехзначного числа. 3. Вывести на экран 1 или 0 в зависимости от того, равна ли сумма двух первых цифр заданного четырехзначного числа сумме двух его последних цифр. 4. Вывести на экран 1 или 0 в зависимости от того, равен ли квадрат эго трехзначного числа кубу суммы цифр этого числа. 5. Вывести на экран 1 или 0 в зависимости от того, есть ли среди первых дробной части заданного положительного вещественного числа цифра. 6. Вывести на экран 1 или 0 в зависимости от того, есть ли среди цифр трехзначного числа одинаковые. 7. Присвоить целой переменной k третью от конца цифру в записи положительного целого числа n. 8. Присвоить целой переменной k первую цифру из дробной части положительного вещественного числа. 9. Целой переменной S присвоить сумму цифр трехзначного целого числа k. 10. Идет k-я секунда суток. Определить, сколько полных часов (h) и полных минут (m) прошло к этому моменту. 11. Определить f - угол (в градусах) между положением часовой стрелки в начале суток и ее положением в h - часов, т - минут и s - секунд (0<=Н<=11, 0<=т,s< =59). 12. Определить h - полное количество часов и m - полное количество минут, прошедших от начала суток до того момента (в первой половине дня), когда часовая стрелка повернулась на f градусов(0<=f<360, f - вещественное число ). 13. Пусть k - целое от 1 до 365. Присвоить целой переменной n значение 1,2,3. 6 или 7 в зависимости от того, на какой день недели (понедельник, вторник. суббота или воскресенье) приходится k-й день невысокосного года, в втором 1 января - понедельник. 14. Поменять местами значения целых переменных х и у, не используя дополнительные переменные. 15. Вывести на экран 1 или 0 в зависимости от того, имеют три заданных числа одинаковую четность или нет. Часть 2. Использование ООП для программирования ветвящихся алгоритмов. 1. Известно, что из четырех чисел а1,а2,а3 и а4 одно отлично от трex других, равных между собой. Присвоить номер этого числа переменной п. 2. По номеру n (n>0) некоторого года определить c - номер его столетия (учесть, что, к примеру, началом XX столетия был 1901, а не 1900 год!). 3. Значения переменных а, b и c поменять местами так, чтобы оказаль а<=b<=с. 4. Дано целое k от 1 до 180. Определить, какая цифра находится в k-й позиции последовательности 10111213. 9899. в которой выписаны подряд все двузначные числа. 5. Дано натуральное k. Определить k-ю цифру в последовательности 110100100010000100000. в которой выписаны подряд степени 10. 6. В старояпонском календаре был принят 60-летний цикл, состоявший из пяти 12-летних подциклов. Подциклы обозначались названиями цвета: green(зеленый), red (красный), yellow (желтый), white(белый) и black (черный). Внутри каждого подцикла годы носили названия животных: крысы, коровы, тигра, зайца, дракона, змеи, лошади, овцы, обезьяны, курицы, собаки и свиньи. (1984 год - годзеленой крысы -был началом очередного цикла). Разработать программу, которая вводит номер некоторого года нашей эры и выводит его название по старояпонскому календарю. 7. Если сумма трех попарно различных действительных чисел х, у, zменьше единицы, то наименьшее из этих трех чисел заменить полусуммой двух в противном случае заменить меньшее из х и у полусуммой двул оставшихся значений, 8. Для целого числа k от 1 до 99 вывести фразу "мне k лет", учитывая при этом, что при некоторых значениях k слово "лет" надо заменить на слово "год" или "года". 9. Для натурального числа k вывести фразу "мы выпили k бутылок пива", согласно окончание слова "бутылка" с числом k. 10. Type курс=(С,В,Ю,3); <север, восток, юг, запад> Приказ=(вперед, вправо, назад, влево); Var К1, К2 :курс; ПР:приказ; Корабль сначала шел по курсу К1, а затем его курс был изменен согласно прикаказу ПР1. Определить К2 - новый курс корабля. 11. Туре месяц = (январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноя6рь,декабрь); день=1. 31; Var d1,d2:день; m1,т2:месяц; t:boolean; Переменной t присвоить значение 1 если дата d1, m1 предшествует (в рамках года) дате d2, m2, и значение 0 в других случаях. 12. Туре нота=(до, ре, ми, фа, солmь, ля, си); интервал=(секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима); var n1, n2. нота; i. интервал; Определить i-й интервал, образованный нотами п1 и п2(п1<>п2): секунда - это интервал из двух соседних (по кругу) нот (например, ре и ми, си и до), терция - интервал через ноту (например, фа и ля, си и ре) и т.д. 13. Туре единица=(дециметр, километр, метр, милиметр, санптиметр); длина=real; varх. длина; Р. единица; Значение переменной х, означающее некоторую длину в единицах р, заменить на величину этой же длины в метрах. 14. Туре сезон=(зима, весна, лето, осенъ); Var m :месяц;<определение «месяц» см. в 26> S. сезон; Определить S-сезон, на который приходится месяц m. 15. Var k: 1. 9; Вывести значение переменной k римскими цифрами. Часть3. Использование ООП для программирования циклических алгоритмов. 1. Подсчитать k - количество цифр в десятичной записи целого - n неотрицательного числа n. 2. Переменной t присвоить значение 1 или 0 в зависимости от того, является ли натуральное число k степенью 3. 3. Дано n вещественных чисел. Вычислить разность между максимальным и минимальным из них. 4. Дана непустая последовательность различных натуральных чисел, за которой следует 0. Определить порядковый номер наименьшего из них. 5. Даны целое n>0 и последовательность из n вещественных чисел, среди которых есть хотя бы одно отрицательное число. Найти величину наибольшего среди отрицательных чисел этой последовательности. 6. Дано n вещественных чисел. Определить, образуют ли они возврастающую последовательность. 7. Дана последовательность из n целых чисел. Определить, со скольких отрицательных чисел она начинается. 8. Определить k - количество трехзначных натуральных чисел, сумма цифр которых равна n(1<=n<=27). Операции деления (/, div и mod) не использовать. 9. Вывести на экран в возрастающем порядке все трехзначные числа, в десятичной записи которых нет одинаковых цифр (операции деления не использовать). 10. Переменной t присвоить значение 1 или 0 в зависимости от того, можно или нет натуральное число n представить в виде трех полных квадратов. 11. Дано натуральное число n. Выяснить, входит ли цифра 3 в запись числа n<2>. 12. Дано натуральное число n. Найти сумму его цифр 13. Дано целое n>0, за которым следует n вещественных чисел. Определить, сколько среди них отрицательных. 14. Дано натуральное число n. Переставить местами первую и последнюю цифры числа n. 15. Дано натуральное число n. Заменить порядок следования цифр числа n на оборот. Лабораторная работа3. ВИЗУАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ Цель работы: приобретение навыков работы с визуальными компонентами. Общие положения Меню - один из распространенных элементов пользовательского интерфейса. Меню представляет собой список пунктов, объединенных по функциональному признаку, каждый из которых обозначает команду или вложенное меню (подменю). Главное меню располагается в верхней части формы под ее заголовком и содержит наиболее общие команды приложения. В Delphi главное меню представлено компонентом MainMenu. Для создания и изменения меню в процессе разработки приложения в среде Delphi предназначен Конструктор меню (Menu Designer). Запуск Конструктора меню можно выполнить по команде Menu Designer… контекстного меню компонента MainMenu, а также с помощью двойного щелчка кнопкой мыши на этот компонент. При конструировании меню имеет тот же вид, что и при выполнении приложения. Наименование пункта меню задается путем присвоения нужного значения его свойству Caption. Кроме того, в Delphi у компонента MainMenu доступны такие свойства как Checked и Bitmap, определяющие соответственно: Checked = true/false - наличие/отсутствие отметки у пункта меню (для отметки выбора); Bitmap = рисунок, определяющий наличие картинки перед названием пункта в меню. Для закрепления процедуры за выбором некоторого пункта меню (событие OnClick), на этапе проектирования приложения следует выбрать этот пункт с помощью клавиатуры или мыши. Пример написания программы Задание. Используя компонент MainMenu создать приложение, которое при выборе определенного пункта меню обеспечивает: вывод на экран сообщения «Привет!»; ввод пользователем некоторого числа (аргумента); вычисление cos, sin, tg, ctg, введенного аргумента; вывод формул для вычисления arccos(x), arcsin(x), actg(x),arcctg(x); выход из программы. Реализация. Создали новую форму и расположили на ней компоненты: MainMenu, Bevel, Label, Edit, Image, согласно рисунку 1.