Руководства, Инструкции, Бланки

Протокольно Этикетное Выступление Образец img-1

Протокольно Этикетное Выступление Образец

Рейтинг: 4.7/5.0 (1690 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Протокольно этикетное выступление образец

объявление; устный ответ;

Основные правила подготовки информационных выступле-ний:

1. Информационное выступление должно содержать новую для слушателей информацию.

2. Оно должно быть актуально для слушателей.

3. Оно должно дать полную информацию.

4. При выступлении надо соблюдать чёткость перехода от одного пункта к другому.

5. Не говорить слишком эмоционально.

Упражнение 49. Объясните сокурсникам кратко и понятно, как играют в прятки. Ваши товарищи будут задавать вам вопросы, если им что-то непонятно: они сейчас малыши, сумейте им понятно объяснить.

Упражнение 50. Подготовьте краткие информационные выступления для местного радио по предложенным темам.

1. Сегодня на нашем факультете. 2. Состоялась экскурсия. 3. По-сещение выставки. 4. Происшествие. 5. Праздник факультета.

Упражнение 51. Представьте себе, что вам надо проинструктировать младшего брата, как пользоваться новым электрическим чайником. Он не всё понимает, недооценивает опасность. Дайте ему устную инструкцию, предупредите об опасностях.

Упражнение 52. Придумайте шуточные объявления по данным ниже случаям.

1. О потере совести на трамвайной остановке. 2. О наборе на годичные курсы водителей самокатов и трехколёсных велосипедов. 3. О том, что вы нашли чьё-то собственное мнение на дороге. 4. О том, что вы покупаете использованные тюбики от зубной пасты (придумайте, зачем они вам нужны) и т. д.

3. Развлекательное выступление

Виды развлекательных выступлений

смешной случай из жизни (собственной или жизни других людей);

Основные правила подготовки развлекательного выступле-ния:

1. Основная особенность развлекательного выступления – бесконфликт-ность.

2. Оно должна сочетать серьёзное и шутку, юмор должен преобладать.

3. В нём часто присутствует ирония, а часто и самоирония.

4. Оно должно произноситься совершенно гладко, без запинок и остановок, в импровизированном стиле.

5. Оно должно иметь краткое, афористичное, заранее продуманное завершение – шутливый призыв, вывод или мораль.

Упражнение 53. Оформите в виде тоста следующие пожелания.

Здоровья (бабушке и дедушке в день их золотой свадьбы); долголетия (дедушке в день рождения); поступления в институт (старшему брату, сестре); успехов в работе (отцу в день рождения); счастья и радости в жизни (маме в день рождения); успехов в учебе (сокурснику, товарищу); счастья, успехов, удачи в Новом году (компании); новых интересных статей (журналисту в день его рождения); успехов в научной работе (человеку, защитившему диссертацию); новых интересных книг (писателю, выпустившему новую книгу).

Упражнение 54. Придумайте начало тоста, заканчивающегося следующими пожеланиями.

1. За замечательное человеческое качество – доброту! 2. За верность человека своей мечте! 3. За то, чтобы сбылись все ваши мечты и надежды! 4. За то, чтобы вы были счастливы в вашей новой квартире! 5. За твой замечательный успех! 6. За моих замечательных родителей, которых мы с братом очень и очень любим! 7. За человека, без которого я не могу представить своей жизни! 8. За тех, кто всю душу вкладывает в воспитание детей! 9. Друзья, прекрасен наш союз!

4. Воодушевляющее выступление

Виды воодушевляющих выступлений

речь тренера перед игрой;

выступление кандидата на выборах перед своими сторонниками;

выступления лидеров на съезде победившей партии;

выступление с характеристикой успехов работы организации во время празднования её юбилея и др.

Основные правила подготовки воодушевляющего выступле-ния:

1. Напомнить о предшествующих успехах и победах.

2. Восхититься профессиональными качествами, решительностью, мораль-ным духом участников предстоящих событий.

3. Обязательно выразить уверенность в успешном преодолении предстоя-щих трудностей.

Упражнение 55. Прочитайте текст воодушевляющего выступления президента клуба болельщиков перед футбольной командой.

Итак, завтра мы играем со «Спартаком». Это важнейший для нас матч, от которого во многом будет зависеть турнирная судьба нашей команды. «Спартаку» надо стать чемпионом, нам – остаться в высшей лиге. «Спартак» – грозная команда, действующий чемпион и лидер первенства. Но разве это даёт нам сегодня повод её бояться? «Спартак» проигрывал более слабым командам, которые поставили себе цель его обыграть. Мы тоже обыгрывали в прошлом грозный «Спартак» – что может помешать нам сделать это и в этот раз? У нас сегодня прекрасный боевой состав, сплав опытных ветеранов с прекрасными амбициозными молодыми футболистами, которым пора громко заявить о себе. Наши болельщики считают, что завтра для этого самое время!

Вам гарантирована поддержка 30 тысяч искренних болельщиков. Все билеты на игру давно проданы. Мы уверены, что увидим прекрасную игру, великолепный зрелищный футбол и вы порадуете нас результатом!

Мы все патриоты нашего города и нашей любимой команды. Наша поддержка вам обеспечена. Порадуйте и вы нас! Дело за вами! Мы любим вас и надеемся на вас!

Что бы вы изменили, исправили в этом выступлении? Что можно добавить? Внесите изменения и произнесите эту речь перед футболистами.

Упражнение 56. Произнесите воодушевляющую речь по следующим поводам.

Перед трудным экзаменом; перед самым трудным участком вашего похода по горам; перед сторонниками вашего политического движения накануне выборов; на праздновании юбилея вашего факультета; на Дне города – от имени молодежи города; на встрече одноклассников по поводу пятилетия окончания школы.

5. Протокольно-этикетное выступление

Виды протокольно-этикетных выступлений:

официальное поздравление юбиляра;

приветственная речь на открытии какого-либо мероприятия, учреждения, памятника, мемориальной доски;

представление собравшимся какого-либо лица с краткой его характеристикой;

похвальная речь в адрес кого-либо или чего-либо (человека, организации, какого-либо явления, науки, искусства, общего дела и т. д.);

приветственное слово в адрес какого-либо собрания или другого мероприятия, произносимое от имени родственной организации;

заключительное слово при подведении итогов, закрытии какого-либо мероприятия (конференции, собрания, торжественного заседания);

траурная речь и др.

Основные правила подготовки поздравительных и привет-ственных речей:

1. Используйте уважительное обращение.

2. Охарактеризуйте повод, событие, в честь которого вы произносите свою речь.

3. Скажите, почему вам приятно выступать с поздравлением сегодня.

4. Выскажите эмоциональную похвалу в адрес того, кого поздравляете, отметьте его заслуги.

5. Не используйте стандартных фраз, постарайтесь быть в своём поздравлении оригинальным.

6. Приветливо улыбайтесь, говорите теплым искренним тоном, смотрите на виновника торжества.

7. Завершите эмоциональными пожеланиями.

Правила представления гостя:

1. Начало представления. Назвать имя гостя или имя, отчество и фамилию.

2. Сказать, где он работает, учится, чем занимается в профессиональной деятельности.

3. Сказать, откуда прибыл гость.

4. Кратко сказать о его качествах и достижениях.

5. Поблагодарить гостя за то, что пришел к нам.

6. Объявить программу встречи.

7. Предоставить слово гостю.

Правила подготовки похвального слова

Похвальное слово должно (быть):

3) содержать мысль о том, что данный человек давно известен с хорошей стороны;

4) называть моральные качества человека, которые мы ценим (доброта, внимание к людям, готовность помочь и т. д.);

5) содержать краткое перечисление хороших поступков того человека, кому адресована речь;

6) указывать на личное отношение выступающего к данному человеку, на личную благодарность ему от выступающего;

7) включать добрые пожелания на будущее.

Упражнение 57. Составьте поздравительную речь в адрес своей любимой вещи (сумки, бейсболки, телевизора, любимого кресла, подоконника, на котором вы любите сидеть в перерыве, своей любимой ручки, футболки и т. д.). Поздравьте их с каким-нибудь юбилеем, праздником.

Упражнение 58. Вам поручили сказать приветственное слово на встрече американской делегации преподавателей и студентов из штата Канзас, которая приехала в ваш институт. Вам надо за 2 мин: поприветствовать гостей от имени студентов; сказать, что у вас замечательный институт и гостям будет очень интересно с ним познакомиться; рассказать об институте, его основных достижениях, факультетах, о том, чем ваш институт отличается от других учебных заведений; пригласить гостей осмотреть институт, сказав, на что они в первую очередь должны обратить внимание.

Упражнение 59. Прочитайте текст (ученик представляет гостя классу).

Ребята! Сегодня к нам пришел спортсмен Сергей. А фамилия Воронов. То есть Воронин. Он хорошо катается на лыжах и много раз побеждал в соревнованиях. Ему 25 лет, он живёт в нашем городе на улице Таранченко. А ещё он учится в институте физкультуры. Он любит смотреть телевизор и гулять. Он много ездил по разным странам. Сейчас он нам обо всём этом расскажет. Только сидите тихо.

Какие ошибки совершил ученик? Что здесь лишнего? Чего не хватает? Какие изменения вы внесли бы в этот текст? Внесите изменения и выступите, представив спортсмена классу.

Упражнение 60. У вас новый преподаватель. Он знакомится с вами и просит вас как старосту рассказать о своих сокурсниках. Кратко представьте их преподавателю в выгодном свете.

Упражнение 61. Составьте похвальную речь, с которой вы выступите на открытии памятника: Белому Биму, Волку и Зайцу из мультфильма «Ну, погоди!», пепси-коле, футбольному мячу, телевизору, видеомагнитофону, лавочке у подъезда, шоколадке «Алёнка», компьютеру.

6 Агитационное выступление

Виды агитационных выступлений:

речи на политических митингах. призывающие поддержать того или иного кандидата на выборах;

выступления на собраниях с призывами поддержать какую-либо инициативу;

выступления с призывом приступить к чему-либо или отказаться от чего-либо и др.

Основные правила подготовки агитационного выступления:

1. Выступление должно быть эмоциональным.

2. Необходимо говорить короткими фразами.

3. Громкость должна быть выше средней.

4. Надо дать слушателям все необходимые данные для принятия ими немедленного решения.

5. Должны приводиться аргументы «за».

6. Необходимо учитывать, может ли аудитория совершить рекомендуемое действие (например, люди должны иметь средства, чтобы купить то, к чему их призывают, призыв к голосованию должен быть обращен к людям, имеющим право голоса, и т. д.).

7. Выступление необходимо завершить прямым призывом к совершению конкретного действия.

Упражнение 62. Подготовьте агитационное выступление «Записывайтесь в платную группу с углублённым изучением иностранного языка».

Упражнение 63. Подготовьте агитационные выступления на следующие темы.

1. Надо провести субботник и убрать мусор в нашем дворе. 2. Заведите себе кошку! 3. Надо поставить железную дверь на подъезд. 4. Надо сделать в квартире ремонт. 5. Голосуйте за…!

Оценка эффективности публичного выступления

Для самооценки публичного выступления оратор должен ответить на следующие вопросы:

Удалось ли завоевать внимание аудитории?

Удалось ли удержать внимание на протяжении всего выступления?

Уложился ли оратор в регламент?

Всё ли сказал, что хотел?

Подчеркнул ли в заключение главное?

Не сбивался ли, не отклонялся ли от темы?

Уверенно ли чувствовал себя за трибуной, не дал ли повода усомниться в своей компетентности?

8. Хотелось ли бы еще раз выступить перед этой аудиторией?

На каждый вопрос надо ответить по десятибалльной шкале: да – 10, нет – 1, остальные оценки в промежутке между 10 и 1. Если вы набрали менее 50 баллов, то ваше выступление должно быть признано неудачным. Посмотрите, за счет чего вы получили низкий балл, и поработайте над этим.

Экспертная оценка публичного выступления может быть проведена по следующей схеме:

Удачно ли начало выступления?

Удачны ли примеры, иллюстрации?

Адекватна ли громкость?

Адекватен ли темп?

Адекватен ли язык и стиль выступления?

Удачно ли завершено выступление?

Уложился ли оратор в регламент?

Хорошо ли держался оратор?

9. Интересно ли изложена тема?

Оригинален ли стиль изложения?

Ясна ли основная мысль выступления?

Убедительно ли выступление?

Экспертная оценка публичного выступления также осуществляется по десятибалльной шкале: да – 10 баллов, нет – 1 балл, остальные оценки в промежутке между 10 и 1. Данная анкета может быть использована для всех типов публичных выступлений, но при оценке развлекательных выступлений вопросы 12 и 13 не учитываются. Удачным считается выступление, набравшее не менее двух третей возможных баллов, т. е. не менее 86 при 13 вопросах.

Удобно сочетать самооценку выступления с его экспертной оценкой кем-либо из посторонних.

Список рекомендуемой литературы

Акишина А. А. Жесты и мимика в русской речи: Лингвострановедческий словарь / А. А. Акишина, X. Кано, Т. Е. Акишина. – М. Русский язык, 1991. – 145 с.

Аннушкин В. И. История русской риторики: Хрестоматия / В. И. Аннушкин. – М. Академия, 1998. – 416 с.

Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение / О. А. Баева. – Минск: Новое знание, 2001

Введенская Л. А. Культура и искусство речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов н/Д. Феникс, 1998. – 556 с.

Гришина Н. В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе / Н. В. Гришина [и др.]. – Л. Лениздат, 1990. – 274 с.

Далецкий Ч. Практикум по риторике / Ч. Далецкий. – М. Издат. центр «АЗ», 1996. – 192 с.

Зигерт В. Руководить без конфликтов: пер. с нем. / В. Зигерт, Л. Ланг. – М. Экономика, 1990. – 336 с.

Ивин А. Л. Искусство правильно мыслить / А. Л. Ивин. – М. Просвещение, 1990. – 237 с.

Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д. Карнеги. – М. Прогресс, 1989. – 80 с.

Крижанская Ю. С. Грамматика общения / Ю. С. Крижанская, В. П. Третьяков. – Л. Изд-во ЛГУ, 1990. – 206 с.

Куницина В. Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В. Н. Куницина, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – СПб. Питер, 2001. – 544 с.

Леммерман X. Учебник риторики / X. Леммерман. – М. Интерэксперт, 1997. – 255 с.

Львов М. Р. Риторика. Культура речи / М. Р. Львов. – М. Академия, 2002. – 272 с.

Михальская А. К. Основы риторики: мысль и слово / А. К. Михальская. – М. Просвещение, 1996. – 416 с.

Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика / Л. Г. Павлова. – М. Просвещение, 1991. – 320 с.

Пиз А. Язык жестов / А. Пиз. – Воронеж: НПО «Модэк», 1992. – 218 с.

Рождественский Ю. В. Теория риторики / Ю. В. Рождественский. – М. Добросвет, 1997. – 600 с.

Сопер П. А. Основы искусства речи / П. А. Сопер. – М. Пргресс, 1992. – 416 с.

Стернин И. А. Практическая риторика / И. А. Стернин. – М. Изд. центр «Академия», 2005. – 272 с.

Стернин И. А. Введение в речевое воздействие / И. А. Стернин. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. – 252 с.

2. Эффективность общения. ……….……………………………………3

3. Способы речевого воздействия.…………………………………. 5

4. Вербальное речевое воздействие…….……. …………………………..6

5. Невербальное речевое воздействие..……………………………………7

Общие особенности подготовки публичного выступления. 9

1. Виды публичных выступлений…………………………. …………….9

2. Основные требования к публичному выступлению…. ……………..11

3. Этапы подготовки публичного выступления..……. ….……………..12

Выбор темы и названия речи……………………. ….……. 13

Составление различных видов плана………………….…………..….15

Работа над основной частью текста…………………..………..16

Составление вступительной и заключительной части

текста выступления…………………………..……………. 20

Редактирование текста………………………………….………. 25

Подготовка разных видов публичных выступлений .………. ………. 33

1. Убеждающее выступление………………………………. …….……..33

2. Информационное выступление………………………. ……….……. 35

3. Развлекательное выступление………………………. ………….…….36

4. Воодушевляющее выступление……………………. ……………. 37

5. Протокольно-этикетное выступление……………. ………………. 38

6. Агитационное выступление……………………. …………………. 40

Приложение. Оценка эффективности публичного выступления .…. 41

Список рекомендуемой литературы ……………………………………. 42

Методические указания к практическим занятиям

для студентов нефилологических специальностей

Елена Викторовна Пучкова

Марина Григорьевна Синегуб

Главный редактор Л. А. Суевалова

Редактор Н. Г. Петряева

Компьютерная верстка М. Г. Синегуб

Подписано в печать 30.09.09. Формат 60х84 1/16.

Бумага писчая. Гарнитура «Таймс». Печать цифровая.

Усл. печ. л. 2,55. Тираж 300 экз. Заказ

Издательство Тихоокеанского государственного университета.

680035, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136.

Отдел оперативной полиграфии издательства

Тихоокеанского государственного университета.

680035, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136.

Похожие работы: Методическиеуказания к изучению курса длястудентовнефилологическихспециальностей заочной формы обучения

И КУЛЬТУРА РЕЧИ Методическиеуказания к изучению курса длястудентовнефилологическихспециальностей заочной формы обучения Хабаровск Издательство ТОГУ 2005. чем за 2 дня до начала практическихзанятий. Если тест не зачтен, то.

Учебно-методическое пособие Комсомольск-на-Амуре 2011 удк 808. 2: 82. 085(07) ббк 81. 2 Рус

– М. 1988. 8. Изучаем риторику: методическиеуказания к практическимзанятиямдлястудентовнефилологическихспециальностей / Сост. Е.В. Пучкова, М. Г. Синегуб. – Хабаровск. Изд-во ТОГУ, 2007.

Паказальнік літаратуры, якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 1, 2011 г Программы учебных курсов по дисциплине «русский язык как иностранный» длястудентов. аспирантов и стажеров

ДЛЯ БАКАЛАВРОВ, МАГИСТРАНТОВ И АСПИРАНТОВ НЕФИЛОЛОГИЧЕСКИХСПЕЦИАЛЬНОСТЕЙДля иностранных учащихся нефилологическихспециальностей. специальность – фармация: Методическиеуказаниядля иностранных студентов.

практическимзанятиям по фтизиопульмонологии длястудентов. методического комплекса "Русский язык и культура речи" длястудентовнефилологическихспециальностей // Материалы научно-методической.

Другие статьи

Виды публичных выступлений по цели - Студопедия

Виды публичных выступлений по цели

Важный вопрос, на который необходимо ответить оратору, приступающему к созданию речи, - «Зачем?». С какой целью он будет выступать перед слу­шателями? Причем этот вопрос должен вставать не только перед оратором на митинге или собрании, но и перед каж­дым человеком, готовящимся к любому устному выступ­лению.

Цель речи - это представление о том общем результате, который должен быть достигнут в процессе выступления.

Для практического обучения искусству публичного выступления наиболее целесообразно подразделение публичных выступлений на виды по цели, которую ставит оратор в своем выступлении . Иногда подобную классификацию называют классификацией жанров публичного выступления.

Первая классификация речей по цели была предложе­на Аристотелем в его знаменитой «Риторике». Кроме цели, в ней учитывались время и место общения. По этим признакам Аристотель выделил речи совещательные, су­дебные и эпидейктические. При этом совещательная речь, как он считал, обращена в будущее, выступает в форме со­вета и ставит целью склонить к совершению определенно­го действия; судебная речь обращена в прошлое и ставит целью убедить в виновности или невиновности подсуди­мого; эпидейктическая речь обращена к настоящему и со­держит похвалу или порицание.

Со времен Аристотеля формы красноречия претерпели существенные изменения, и современные речи не могут быть полностью уложены в эту триаду.

Сегодня по цели выделяют четыре основные, наиболее распространенные в ораторской практике вида публичных выступлений:

1. Цель - сообщить некоторую информацию, дать сведения о том или ином предмете, причем так, чтобы слушателям это было интересно.

Такая речь называется информационной. Информационный жанр, используется в научном докладе, сообщении, лекции перед студентами, в монологе учителя при объяснении, в рассказе о каком-либо случае или при описании некоторого явления, в ответе ученика на уроке. Инструкция, объявление о предстоящем собы­тии тоже относятся к информационным выступлениям.

Желательный результат любой информационной речи - возглас слушателей: «Как интересно!».

Главное в любом информационном выступлении - суметь пе­редать свои знания, донести до слушателей информацию. Очень важно использовать различные способы преподнесения материала. Надо несколько раз повторить основные положения, привести яркий пример, записать во время выступления на доске цифры, даты, проиллюстрировать свое выступление рисунками, схема­ми, иллюстрациями и т.д. (См. подробнее о данном виде публичных выступлений в 1.6.2.1.2 «Виды публичных выступлений по форме» и в 1.1.2.2.2 «Информативный аспект речи»).

2. Цель - соблюсти некоторый общепринятый ритуал, прото­кол, этикет, традиции общения в той или иной офици­альной ситуации.

В этом случае можно говорить о протокольно-этикетном вы­ступлении: приветствие официальной делегации, официальное поздравление юбиляра, вступительное слово перед каким-либо мероприятием, выступление с оценкой заслуг человека или организации (похвальное слово), речь на траурном митинге, офици­альный тост и др.

Виды протокольно-этикетных выступлений :

- Речь при встрече официальных гостей.

- Официальное поздравление юбиляра.

- Приветственная речь на открытии какого-либо мероприятия, учреждения, памятника, мемориальной доски.

- Речь с оценкой заслуг какого-либо известного человека (на­пример, писателя, ученого, основателя какого-либо учрежде­ния, научного направления и др. в годовщину его рождения или смерти).

- Представление собравшимся какого-либо лица с краткой его характеристикой.

- Похвальная речь в адрес кого-либо или чего-либо (человека, организации, какого-либо явления, науки, искусства, общего дела и т.д.).

- Официальный тост на банкете или юбилее в честь какого-нибудь лица или события.

- Воодушевляющая речь на торжественном собрании, юбилее коллектива (организации, учреждения, фирмы и т.д.), встрече единомышленников.

- Вступительное слово при открытии какого-либо мероприя­тия (встречи, собрания, конференции, съезда, торжественной линейки в начале учебного года).

- Приветственное слово в адрес какого-либо собрания, съезда или другого мероприятия, произносимое от имени родственной организации или учреждения и др.

- Заключительное слово при подведении итогов, закрытии ка­кого-либо мероприятия (конференции, собрания, торжественно­го заседания).

Основные требования к протокольно-этикетным выступлениям .

Протокольно-этикетное выступление должно (быть):

2. воодушевлять слушателей;

3. в меру энергичным и эмоциональным;

4. не содержать ничего спорного, вызывающего несогласие;

5. произноситься без бумажки;

6. пробуждать благородные чувства: восторг, благодарность, преданность, привязанность, восхищение.

Протокольно-этикетное выступление строится в своей основе на похвале.

Хвалить человека можно: за доброту, ум, готовность помочь другим; за то, что он всегда помогает друзьям и незнакомым лю­дям; за то, что много знает; за интеллигентность, высокую куль­туру в поведении и общении, справедливость, благородство в от­ношении младших и слабых, знания в какой-то конкретной об­ласти, умение объяснить другим то, что знает или понял сам, способности, талант в какой-либо области (он прекрасно умеет. он великолепно. ), бескорыстие, умение общаться с людьми, ост­роумие, вкус в одежде и т.д.

Организацию можно хвалить: за сложившиеся хорошие тради­ции, успехи в деятельности, стабильность трудовых показателей, хорошие результаты работы, наличие дружного, сплоченного кол­лектива, умного руководителя, умение работать в трудных усло­виях, стремление сохранить и укрепить сложившиеся за долгое время традиции и т.д.

Группу или коллектив единомышленников можно хвалить: за единство, сплоченность, хорошие взаимоотношения между членами коллектива, умение решать поставленные задачи, ра­ботать коллективно, налаженную взаимопомощь, «сплав моло­дости и опыта», наличие в коллективе многих талантливых лю­дей, традиционно хорошие отношения начальника и подчи­ненных, начальника - за его успешное руководство, умение ладить с людьми, добиваться своего, защищать свой коллектив перед вышестоящими инстанциями, умение работать в трудных условиях и т.д.

Правила подготовки поздравительных и приветственных речей:

1. Используйте уважительное обращение: уважаемый, уважа­емая, дорогой, дорогая (если виновник торжества присутствует); глубокоуважаемый - при официальном поздравлении, обраще­нии к старшему (например, к начальнику, руководителю).

2. Если у вас особенно теплые, дружеские отношения с винов­ником торжества, можно обратиться к нему милый, милая. Если вы хотите усилить выражаемые добрые чувства, то можно доба­вить наш или мой к обращениям милый, дорогой.

3. Охарактеризуйте повод, событие, в честь которого вы произ­носите свою речь: Сегодня мы отмечаем. ; Сегодня мы собрались здесь, чтобы поздравить. Событие, которое состоится сегодня, имеет большое значение для всех нас.

4. Скажите, почему вам приятно выступать с поздравлением сегодня: Мне особенно приятно произнести это слово, потому что я. (выпускник этого вуза, один из учеников этого преподавателя и т.д.); Сегодняшнее событие особенно важно для меня, потому что.

5. Выскажите эмоциональную похвалу в адрес того, кого вы поздравляете, отметьте его заслуги: можно отметить в нем то, что отличает с положительной стороны, перечислить его поло­жительные качества; перечислить, за что вы его особенно лю­бите; поблагодарить его за то, что он вам помогает, выручает вас и т.д.

6. Не используйте стандартных фраз, постарайтесь быть в своем поздравлении оригинальным.

7. Приветливо улыбайтесь, говорите теплым искренним тоном, смотрите на виновника торжества.

8. Завершите эмоциональными пожеланиями.

3. Цель - развлечь собравшихся, потешить, позабавить слушателей, дать им возможность улыбнуться, приятно провести время

В таком случае перед нами развлекательное выступление. Таковы, например, многие неофициальные тосты, речи на банкетах, рассказы об интересных происшествиях, смешных случаях из жизни и др.

Развлекательная речь должна поддерживать внимание и инте­рес слушателей, быть занимательной, приятной для них на всем протяжении. Она предназначена для общения на досуге и должна оставить слушателей в хорошем, оптимистическом настроении, с улыбкой на устах.

Основные правила подготовки развлекательного вы­ступлений :

1. Основная особенность развлекательной речи - бесконф­ликтность. Она ни в коем случае не должна никого обидеть, не должна содержать критики присутствующих.

2. В таком выступлении необходимо на протяжении всего рас­сказа удерживать внимание слушателей.

3. Речь должна быть короткой, но неоднословной.

4. Она должна сочетать серьезное и шутку, юмор должен пре­обладать.

5. В ней эффективны примеры из личной жизни рассказчика или присутствующих.

6. В ней часто присутствует ирония, а часто и самоирония.

7. Развлекательная речь обычно содержит преувеличения, в ней много сравнений и метафор.

8. Произносится без конспекта.

9. Она должна произноситься совершенно гладко, без запи­нок и остановок, в импровизированном стиле.

10. Должна иметь краткое, афористичное, заранее продуман­ное завершение - шутливый призыв, вывод или мораль.

Основными видами развлекательных выступлений являются :

1. Смешной случай из жизни (собственной или жизни других людей ).

Веселые случаи из реальной жизни - вашей или ваших знакомых, вашей компании -самые интересные для развлекательного общения: т.к. кроме вас, этот случай никто не знает, и это де­лает ваш рассказ особенно ценным для собравшихся и всегда обес­печивает рассказчику внимание.

Случаи из жизни начинают рассказывать с вводной фразы: Вы знаете, со мной был очень интересный случай; Я хочу рассказать вам один интересный <забавный) случай, который произошел со мной, моим знакомым.

Рассказ должен быть коротким, необходимо сопровождать его «сигналами достоверности» - упоминанием конкретного места события, времени, называть имена участников или присутство­вавших при этом людей, знакомых всем.

Важно правильное завершение рассказа - он должен заканчи­ваться какой-либо фразой, которая показала бы его окончание (Вот такая история с нами приключилась ; После этого я решил больше туда никогда не ездить; Теперь всегда, когда я иду в поход, я беру с собой только фарфоровые кружки и т.д.).

После завершения рассказа делается пауза для реакции собрав­шихся, а также оставляется возможность для ответа на шутливые вопросы слушателей.

Существуют определенные правила рассказывания анекдотов.

Публичный анекдот (его рассказывают публично, громко, группе слушателей) должен быть:

1. Приличным. То, что можно рассказать группе близких лю­дей, далеко не всегда рассказывается публично. Анекдот не дол­жен содержать грубых слов и выражений.

2. В нем не должно содержаться намеков на какие-либо каче­ства или особенности людей той или иной национальности, про­фессии, присутствующих здесь же.

3. Рассказывать его нужно в среднем темпе, не спеша, серьез­но, самому ни в коем случае не смеяться (улыбаться можно, за­вершив рассказ). Не надо заранее говорить, что анекдот смешной.

4. Если в анекдоте есть прямая речь, можно изобразить речь персонажей и (умеренно) их самих.

5. Анекдот должен быть коротким.

6. В процессе рассказывания анекдота нельзя запинаться, пу­таться - анекдот должен быть рассказан гладко и по возможности артистично.

7. Закончив рассказывать анекдот, ничего не прибавляйте к нему дополнительно от себя, не комментируйте только что рассказан­ное, сделайте паузу для смеха.

Поводом для того, чтобы рассказать анекдот, может быть :

- ситуация в компании, напомнившая вам анекдот, который вы знаете. В этом случае рассказывание анекдота предваряется сло­вами: Кстати, это напомнило мне анекдот; Кстати, на эту тему есть анекдот ;

- анекдот, рассказанный предыдущим рассказчиком. Тогда свой анекдот можно начать словами: Кстати, еще один анекдот на эту тему; Это напомнило мне еще один анекдот и др.;

- возникшая в общем разговоре пауза. В этом случае анекдот может помочь возобновить общий разговор. Начать можно слова­ми: Вы знаете, я недавно услышал новый анекдот; Кстати, слыша­ли ли вы новый анекдот про…

Есть и правила слушания анекдотов :

1. не перебивать,

2. не комментировать анекдот по ходу рассказывания;

3. слушать внимательно;

4. не говорить, что анекдот старый, если вы его уже слышали;

5. улыбнуться или посмеяться над анекдотом вместе со всеми
присутствующими.

Тост – это застольное пожелание, которое завершается пред­ложением выпить в честь кого-либо или чего-либо.

Тосты - важнейшая застольная традиция, обязательный эле­мент дружеского застолья.

- официальные (тогда это протокольно-этикет­ное выступление). Официальные тосты строятся по законам похвального слова; единственное их отличие - это завершающая часть, содержащая предложение поднять бокал за то или иное лицо или событие; кроме того, официальный тост обычно несколько коро­че протокольно-этикетных выступлений, длится не более минуты (длинные официальные тосты произносятся только в рамках дипломатического этикета на официальных банкетах в честь какого-либо человека или события);

- дружеские (а это уже развлекательное выс­тупление). Дружеские тосты произносятся за столом на дружеской вечеринке, дне рождения, дружеском застолье в честь какого-либо лица или события. Дружеский тост - это небольшое пуб­личное выступление, которое должно доставить приятное всем собравшимся, а если тост произносится в адрес конкретного человека, то, прежде всего, ему. Дружеский тост содержит эле­менты развлекательного выступления и строится по законам последнего.

Тосты бывают конкретными - в адрес определенного че­ловека, в честь конкретного события, за здоровье и счастье, осу­ществление желаний присутствующих людей, за этот дом, за но­вую квартиру и др. и абстрактными - за дружбу, любовь, за счастье всех, за прекрасных дам, за сильных и добрых мужчин, за людскую доброту и красоту, за порядок и стабильность, за улыбку и дружелюбие и т.д. Абстрактными такие тосты называют потому, что они не связаны непосредственно с той конкретной ситуацией и теми людьми, которые здесь присутствуют, содержат общие пожелания, относящиеся ко всем людям, всему обществу. Абстрактные тосты обычно произносятся в конце вечера или бан­кета, когда уже произнесены конкретные тосты за виновника торжества.

Собственные традиции произнесения тостов есть в каждой стране. В России, например, на дне рождения и на свадьбе при­нято первый тост произнести за юбиляра или молодоженов, а второй - за их родителей. У англичан на любом застолье надо произнести тост за королеву.

Правила произнесения дружеских тостов:

1. Тост должен быть коротким, не более минуты.

2. В России в отличие от Кавказа не приняты длинные тосты (на Кавказе считается, что чем длиннее тост, тем больше уважения демонстрируется в адрес того, кому тост предназначен; в России так не считается - длинный тост скорее будет рассматриваться как неуважение к присутствующим).

3. Начинается тост словами: Я хочу предложить тост за. ; Я пред­лагаю выпить за. ; Давайте выпьем за.

4. Ваш тост не должен повторять то, что сказано в предыдущих тостах, а по возможности развивать и дополнять мысли, выска­занные ранее. Можно сказать: Здесь уже говорили о. ; Здесь уже поднимали тост за. ; Я хочу добавить к тому, что уже сказали, еще
несколько слов. ; Я хочу сказать о том, о чем сегодня еще никто не говорил за этим столом.

В тосте принято указать на ваше личное отношение к челове­ку, событию, за которые вы поднимаете тост, рассказать, как этот человек или это событие связаны с вами, положительно на вас повлияли и т.д.

Развлекательные выступления обычно бывают необходимы в дружеской компании за столом, на отдыхе в компании друзей, на банкете в честь какого-либо события.

Убеждающая речь призвана показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу. Типичные случаи убеждающих выступлений - выступления в научных и политических дискуссиях, предвыбор­ные, агитационные, рекламные выступления (см. подробнее об убеждающих речах в 1.9 «Убеждающее выступление и его основные особенности»).

Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-эти­кетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны также и другие смешан­ные типы.

Виды публичных выступлений

  • 13.05.2016 Стартовал курс "Актерское мастерство"
  • 10.05.2016 Выпускной спектакль по курсу "Актерское мастерство"
  • 28.04.2016 Стартовал курс "Техника речи и постановка голоса"
  • 29.04.2016 Выпускное занятие по курсу "Ораторское искусство"
  • 26.04.2016 Выпускное занятие по курсу "Техника речи и постановка голоса"
  • 24.02.2016 Стартовал курс "Ораторское искусство"
  • 22.02.2016 Выпускной спектакль по курсу "Актерское мастерство"
  • 12.02.2016 Стартовал курс "Техника речи и постановка голоса"
Виды публичных выступлений

В ораторском искусстве по цели выделяют четыре основные, наиболее распространенные в ораторской практике вида публичных выступлений:

Первое, информационное. Цель — сообщить некоторую информацию.

Такая речь называется информационной. Информационный жанр используется в научном докладе, сообщении, лекции перед студентами, в монологе учителя при объяснении, в рассказе о каком-либо случае или при описании некоторого явления, в ответе ученика на уроке. Инструкция, объявление о предстоящем событии тоже относятся к информационным выступлениям.

Второе, протокольно-этикетное. Цель — соблюсти некоторый общепринятый ритуал, протокол, этикет.

В этом случае можно говорить о протокольно-этикетном выступлении: приветствие официальной делегации, официальное поздравление юбиляра, вступительное слово перед каким-либо мероприятием, выступление с оценкой заслуг человека или организации (похвальное слово), речь на траурном митинге, официальный тост и др.

Третье, развлекательное. Цель — развлечь собравшихся.

В таком случае мы будем иметь развлекательное выступление. Таковы, например, многие неофициальные тосты, речи на банкетах, рассказы об интересных происшествиях, смешных случаях из жизни и др.

Четвертое, убеждающее. Цель — убедить.

Убеждающая речь в ораторском искусстве призвана показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории этому вопросу. Типичные случаи убеждающих выступлений выступления в научных и политических дискуссиях, предвыборные, агитационные, рекламные выступления.

Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать, комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны также и другие смешанные типы.

Виды публичных выступлений по форме

Доклад — развернутое сообщение, которое раскрывает или важную научную или общественно-политическую проблему, на определенную тему. По времени доклады могут длиться от 10 —15 мин до 2 — 3 ч (например, доклады правительства).

Сообщение — небольшое по времени (5—10 мин) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщения обязательно должны быть короткими, содержать конкретную, фактическую информацию, наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать одну небольшую тему.

Выступление — подготовленное сообщение при обсуждении какого-либо заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки — 3-5 мин, тема может быть выбрана заранее (в рамках обсуждаемой проблемы) либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импровизационное выступление).

Лекция — связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. Лекции обычно бывают по длительности от 20—30 мин до 1—1,5 ч (вузовская лекция).

Беседа — развернутый, подготовленный (т.е. заранее продуманный оратором) диалог со слушателями. Беседа может включать достаточно продолжительные отрезки речи оратора (монологи), но она предполагает обязательное задавание вопросов слушателям, выслушивание, анализ и комментирование их ответов.