Руководства, Инструкции, Бланки

Танк Т-26 Образца 1933 Года Фото img-1

Танк Т-26 Образца 1933 Года Фото

Рейтинг: 4.8/5.0 (1399 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Т-26 - Отечественные танки до 1945 года - ТМ

ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

"…Я имею все основания утверждать, что Советский Союз отправлял в Испанию лучшее свое оружие. Что касается танков, то они по своим качествам превосходили германские и итальянские танки мятежников. В середине октября в республиканскую зону прибыли 50 советских танков. Уже 29 октября испанские танкисты, обученные советскими товарищами и сопровождаемые в бою храбрыми инструкторами, продемонстрировали полное превосходство над врагом и его техникой, нанеся ему тяжелые потери". Так писал о событиях 1936 года Энрике Листер, видный деятель Компартии Испании и прославленный военачальник республиканской армии. Машина, которая упоминается в мемуарах, - Т-26.

В начале 30-х годов, несмотря на многочисленные экспериментальные работы, советские танкостроители не могли еще создавать полностью свои, оригинальные модели. Приходилось брать за основу то лучшее, что делалось за границей, придерживаться одной из двух танковых концепций, царивших на Западе. Французы конструировали малые тихоходные танки сопровождения и тяжелые, сильно бронированные машины прорыва, а англичане - скоростные, легковооруженные танки со слабой броней.

Более передовым в техническом отношении было английское направление. Повышение скорости - задача посложнее, чем, скажем, усиление брони, и требует мощного, легкого двигателя и надежной, устойчивой ходовой части.

Купили несколько иностранных образцов, в том числе английский "виккерс" образца 1930 года, кстати, не принятый на вооружение в самой Англии. "Виккерс" и стал прототипом Т-26, который поступил в части РККА в 1931 году.

В ноябре танки участвовали в параде на Красной площади. Первый вариант Т-26, созданный конструкторским бюро под руководством инженера Зигеля, почти ничем не отличался от английского, если не считать несколько измененной формы передней части корпуса и очертаний двух независимо вращающихся пулеметных башен. Такое размещение вооружения, по мысли английских конструкторов, обеспечивало наибольший темп стрельбы и позволяло вести огонь одновременно с правого и левого борта. Позже советские специалисты сочли пулеметы недостаточно мощным оружием, и на одной из башен появилась 37-миллиметровая пушка. Выяснилось также, что "бронеколпаки" мешают друг другу - сосредоточить огонь на одном борту невозможно. Классическая схема - одна башня с пушкой - одержала победу. К ней и вернулись при работе над модификацией Т-26 1933 года. Танкисты наконец получили радиостанцию, созданную коллективом под руководством Д. Ф. Масанова. Она работала в диапазоне коротких волн и обеспечивала связь на расстоянии 15 км. Позже в танках устанавливали внутрипереговорное устройство.

В середине 30-х годов выпуск Т-26 на некоторое время прекратился. Его место должен был занять колесно-гусеничный танк Т-46. Машину сконструировали в соответствии с популярной тогда идеей броневой машины-"оборотня". По хорошей дороге Т-46 мчался на колесах, а пересеченную местность преодолевал в гусеничной "обувке".

Конечно, такая схема сложнее, к тому же на вооружение уже поступили колесно-гусеничные танки БТ. Т-26 начали строить снова.

"Двадцать шестой" хорошо проявил себя в испанской войне. Правда, выяснилось, что слабовата броня. Усилить ее без каких-либо переделок, только за счет толщины, не позволяло шасси: ходовую часть рассчитывали на вес в 6 т и не модернизировали.

Но можно противостоять удару не только мощью бронелиста. Ведь снаряд, встречаясь с преградой, подчиняется элементарным законам физики - рикошетирует от наклонной поверхности. Этим свойством воспользовались инженеры, и на танках выпуска 1937 года башни приобрели коническую форму. Позднее наклонные листы появились и на подбашенной коробке.

Впрочем, решено было не отказываться и от старого способа - сделать лист толще. Но чтобы не перебрать в весе, машину укоротили. Удалось даже выкроить несколько сотен килограммов на дополнительный боезапас и топливо.

Т-26 - уникальная машина не только по числу модификаций, служивших в РККА. Танк сыграл роль подвижной, так сказать, лаборатории - на нем опробовали новые идеи.

В 1934 году из заводских ворот вышла небольшая партия Т-26 с короткоствольным орудием калибра 76,2 мм. Тогда же были созданы три образца самоходных установок: СУ-5-1 (76-мм пушка), СУ-5-2 (112-мм гаубица) и СУ-5-3 (152-мм гаубица). Скорость и бронирование остались теми же, что и прежде.

Вооруженцы меняли не только тип орудия, но и сам принцип поражения противника. На базе Т-26 строились огнеметные танки ОТ-26 (выпуска 1933 года, вес 9 т) и Т-130 (выпуска 1938 года, вес 11,5 т). Такое оружие очень помогло при прорыве линии Маннергейма. Выпускались танки-мостоукладчики и танки-тральщики с навесным оборудованием.

В 1935 году Т-26 сдавал экзамен на воде - испытывались надувные поплавки. А через год танк ходил по дну - проводились эксперименты со шноркелем - трубой, через которую "дышал" двигатель.

В течение почти десятилетия, вплоть до конца 30-х годов, Т-26 вместе с БТ оставался основным танком Красной Армии. Он "выжил" даже во времена увлечения колесно-гусеничными машинами. Именно на Т-26 опробованы многие конструктивные решения, получившие самостоятельную жизнь и ставшие теперь классическими в танкостроении.

ВАРИАНТЫ ДВУХБАШЕННОГО ЛЁГКОГО ТАНКА Т-26 (фото)

ВАРИАНТЫ ОДНОБАШЕННОГО ЛЁГКОГО ТАНКА Т-26 (фото)

ЛЁГКИЙ ТАНК Т-26 С КОНИЧЕСКОЙ БАШНЕЙ (фото)

ОГНЕМЁТНЫЕ ТАНКИ ОТ-26 и ОТ-130 (на базе лёгкого танка Т-26) (фото)

Вернуться в СОВЕТСКИЕ ТАНКИ ДО 1945 года

Вернуться в БРОНЕТЕХНИКА

Вернуться в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА

Видео

Другие статьи

Танки Т-26 и модификации, созданные в 1933 и 1939 годах

В 1933 году появиась новая модификация Т-26 с однй цилиндрической башней. Этот танк оснастили 45-мм танковой пушкой образца 1932 года, которая была смещена в сторону левого борта. Весил он 9,4 тонны, боекомплект пушки состоял из 136 снарядов. На 110 мм увеличилась высота машины, остальные данные остались прежними. Танки командиров оснащались радиостанциями с поручневыми антеннами, при этом боекомплект приходилось ограничивать 96 снарядами. Опыт боев в Испании и у озера Хасан показал, что противник обычно сосредотачивает огонь именно на них, поэтому поручневую антенну заменили менее заметной штыревой. Типичным для этих танков стали две фары-прожектора над пушкой для ведения огня ночью.

С 1935 года бронелисты корпуса и башни стали соединять с помощью электросварки (до этого они соединялись заклепками), боекомплект пушки уменьшили до 122 выстрелов (82 танка с радиостанцией), но увеличили емкость бензобаков. Масса машины возросла до 9600 кг.

На танках 1936 года начали устанавливать пулемет в кормовой нише башни, боекомплект опять сократили, оставив 102 снаряда, незначительные изменения внесли в ходовую часть - танк потяжелел до 9,65 т.

С 1937 года на Т-26 появился зенитный пулемет, размещенный на крыше башни, и внутреннее переговорное устройство типа ТПУ-3, двигатель форсировали до 95 л.с. Боевая масса достигла 9,75 тонн.

Т-26 образца 1937 года получили конические башни, сваренные из 15-мм бронелистов, лучше выдерживающих попадания пуль. Емкость бензобаков возросла с 182 до 290 литров (один бензобак - 180, второй - 110 литров), боекомплект составил 107 снарядов, боевая масса возросла до 10,25 тонн.

Начиная с 1938 года на танках начали устанавливать стабилизатор линии прицеливания пушки в вертикальной плоскости, ввели нижний люк - лаз. В пушках выпуска 1937 и 1938 годов появился электрический затвор, обеспечивавший производство выстрела ударным способом и с помощью электротока. Пушки с электрозатвором оснащались телескопическим прицелом ТОП-1 (с 1938 года - ТОС).

Танки, выпускавшиеся с февраля 1939 года, имели подбашенную коробку с наклонными бронелистами, задний башенный пулемет убрали и боекомплект пушки довели до 165 снарядов (на машинах без радиостанции до 205). Увеличив степень сжатия в цилиндрах двигателя, его мощность повысили до 97 л.с. С 1940 года подбашенную коробку стали выполнять из 20-мм гомогенной стали вместо цементированной. Наконец, для усиления бронезащиты около сотни танков в ходе советско-финской войны оснастили навесными бронеэкранами, при этом толщину нижней лобовой части корпуса и передней стенки довели до 60 мм. Иногда эти машины называют Т-26Э. Однако они явно были перетяжелены - масса достигала уже 12 тонн.

Выпуск Т-26 прекратили в первой половине 1941 года, но в июле-августе 1941 года в Ленинграде достроили около сотни машин из неиспользованного задела корпусов. Всего Красная Армия получила более 11000 легких танков Т-26 двадцати трех модификаций, включая огнеметные (тогда называвшиеся "химическими") и саперные (мостовые).

Т-26 были предназначены для непосредственной поддержки пехоты в составе стрелковых соединений (батальон Т-26 входил в состав ряда стрелковых дивизий) и дальней поддержки пехоты в составе моторизованных подразделений, а также для выполнения самостоятельных и оперативных задач.

В состав механизированного корпуса входило 52 химических танка, в танковых бригадах имелось 10—11 боевых машин этого типа. К концу

Конструкция танка была проста. Т-26 отличался легкостью управления, не требовал большого ухода. Компановка следовала классической схеме: впереди отделение управления, затем боевое и в корме - моторное. Четырехтактный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров позволил уменьшить высоту кормовой части, где находился 182-литровый бензобак. Силовая передача состояла из главного фрикциона, 5 скоростной коробки передач тракторного типа, расположенной в передней части корпуса слева от водителя, бортовых фрикционов и редукторов. Ведущее колесо находилось впереди, в ходовой части имелось по две тележки с 4 обрезинеными катками. Радиостанций пулеметные танки не имели. 45-мм пушки образцов 1932, 1934 и 1938 годов с клиновым полуавтоматическим затвором и углом наведения в вертикальной плоскости от -5° до +22° обладали практически одинаковыми баллистическими характеристиками и отличались лишь небольшими усовершенствованиями. Начальная скорость бронебойного снаряда равнялась 760 м/с, осколочно-фугасного - 335 м/с.

В 1936 году на базе однобашенного танка того же года появился ОТ-130. у которого огнеметом заменили пушку, но сохранили пулемет. Запас огнесмеси был равен 400 л, дальность огнеметания составила 50 м. Масса танка - 10 т, экипаж - 2 человека.

В 1938 - 1940 годах появились новые модификации огнеметных машин ОТ-131, ОТ-132 и ОТ-133. Последний, массой 10,5 т, имел два пулемета. И наконец, в 1940 году изготовили ОТ-134 (масса - 10,8 т, экипаж - три человека), в конической башне которого находилась 45-мм пушка и пулемет, а в переднем верхнем листе - огнемет. Дальность огнеметания достигла 50 м.

В 1933 году был разработан мостоукладчик с надвижным мостом длиной 7 м и грузоподъемностью 14 т. По 1935 год их построили 65 единиц. В 1934 году изготовили опытные бронетранспортеры ТР-26 и ТР-4 для перевозки пехоты, а также ТР-4-1 для снабжения боеприпасами танковых частей, и в 1935-1936 годах два танка-танкера Т-26Ц для подвоза горючего ("Ц" - цистерна). До 1938 года было изготовлено 183 артиллерийских тягача Т-26 и Т-26-2.

В том же году испытали комплект надувных поплавков для движения Т-26 на плаву, а в следующем - оборудование для хождения по дну рек и озер на глубине до 5 м. Танки, оснащенные им, получили обозначение Т-26ПХ.

Существовали танки-тральщики без пушки, с навесным ножевым или цепным бойковым тралом, скорость траления противотанковых мин составляла 5-6 км/ч.

Особняком в этом ряду стоят телемеханические группы ТТ-26 и ТУ-26 (1935-1936 гг.) и ТТ-ТУ (1938 г.). В первую, выпущенную в количестве 55 машин, входили телетанк ТТ-26 — легкий химический танк подавления, оснащенный огнеметом, и танк управления. имевший стандартное вооружение. Вторую, оставшуюся в опытных образцах, составляли телемеханический танк со сбрасываемым подрывным зарядом и танк управления.

Свое боевое крещение Т-26 получили в Испании. 26 сентября 1936 года а порт Картахена прибыла первая партия из 15 «двадцатьшестых», а всего до конца гражданской войны Советский Союз поставил республиканской Испании 297 танков этого типа (только однобашенных). Эти машины принимали участие практически во всех боевых операциях, проводившихся армией республиканцев, и показали себя с хорошей стороны. Немецкие Pz l и итальянские танкетки CV 3/33. имевшие только пулеметное вооружение, были бессильны против Т-26. Следует отметить, что экипажи танков состояли не только из советских танкистов, прибывших из элитных частей Красной Армии, но и из испанцев и бойцов интербригад.

В 30-е годы, помимо Испании, танки Т-26 поставлялись в Турцию (60 шт.). Китай (82 шт.) и, по некоторым данным, в Афганистан. Китайские Т-26 состояли на вооружении одного полка 200-й механизированной дивизии Китайской национальной армии и были задействованы в боях с японцами в Южном Китае и в Бирме в 1942 году.

Первой боевой операцией Красной Армии, в которой участвовали танки Т-26. стал советско-японский вооруженный конфликт у о. Хасан в июле 1938 года. В составе 2-й механизированной бригады. 32-го и 40-го отдельных танковых батальонов, принимавших участие в боевых действиях, имелось 257 танков Т-26. К концу операции 85 из них были подбиты.

В боевых действиях у р. Халхин-Гол в 1939 году принимало участие небольшое количество огнеметных танков на базе Т-26.

Накануне Второй мировой войны Т-26 главным образом состояли на вооружении отдельных легкотанковых бригад (256 — 267 танков а каждой) и отдельных танковых батальонов стрелковых дивизий (одна рота - 10—15 танков). В составе этих частей и подразделений они принимали участие в «освободительном походе» в Западную Украину и Западную Белоруссию и советско-финской войне.

В частности, 17 сентября 1939 года польскую границу пересекли 878 Т-26 Белорусского фронта (22 тбр, 25 тбр. 29 тбр, 32 тбр) и 797 Т-26 Украинского фронта (26 тбр. 36 тбр, 38 тбр). Потери в ходе боевых действий во время польского похода были весьма незначительны: всего 15 "двадцатьшестых", а вот по причине разного рода технических неисправностей в ходе маршей вышли из строя 302 боевых машины. Потери танков, в том числе и Т-26, в ходе «зимней войны» были значительно больше.

На 1 января 1941 года танковые войска Красной Армии располагали 9665 танками Т-26 всех модификаций, включая специальные. Они составляли большинство боевых машин в механизированных корпусах приграничных военных округов. В Западном особом военном округе, например, на 22 июня 1941 го имелось 1136 танков Т-26 — 52% всех танков округа. В механизированных корпусах Юго-Западного фронта, сформированного после начала войны из войск Киевского особого военного округа, имелось 1316 Т-26 — 35% танков фронта.

По своим боевым качествам танки Т-26 поздних выпусков были в состоянии противостоять большинству немецких танков (за исключением Pz.III и Pz.IV), участвовавших в нападении на СССР. В ходе боевых действий первых месяцев Великой Отечественной войны большинство Т-26 оказались потерянными, в основном от огня артиллерии и ударов авиации. Много машин вышло из строя по техническим причинам, вследствие износа материальной части и хронической нехватки запасных частей. Оставшиеся принимали участие в боях с немецкими войсками вплоть до 1944 года. В частности, в январе 1944-го в составе 1-й и 220-й танковых бригад Ленинградского фронта имелось по 32 танка Т-26.

Последней боевой операцией с участием Т-26 стал разгром японской Квантунской армии в августе 1945 года. Эти танки состояли на вооружении вторых и третьих батальонов большинства отдельных танковых бригад, участвовавших в операции.

В период Второй мировой войны некоторое число трофейных Т-26 разных модификаций состояло на вооружении гитлеровского вермахта. Активно эксплуатировали их и союзники Германии. Например, на 1 ноября 1942 года в румынской армии имелось 33 танка Т-26. «Двадцатьшестые- были самыми массовыми боевыми машинами финской армии, танковый парк которой на 80% состоял из советских трофеев. Так, на 1 июля 1942 года в финских частях имелось 102 танка Т-26 разных модификаций. Финны поставили рекорд по длительности эксплуатации боевых машин этого типа: на 1 января 1960 года армия Финляндии еще располагала 17 танками Т-26 и тремя тягячами Т-26Т.

Тактико-технические характеристики
легкого танка Т-26 обр.1939 г.

Танк Т - 26 и его модификации - Танки - Бронетехника - Современное оружие россии и мира

Танк Т - 26 и его модификации

В 30-е годы на вооружение Красной Армии начал поступать легкий танк непосредственной поддержки пехоты, обозначенный как Т-26. Силуэт танка всем известен, частично из-за того, что танк внешне выглядел довольно необычно, частично из-за того, что танк был выпущен огромной серией - порядка 12000 машин.


Танк Т-26 был разработан в ответ на требования советских военных теоретиков обеспечить пехоту средством, способным подавлять пулеметные гнезда противника на поле боя.


В начале 30-х годов с этой же целью был создан шеститонный танк Vickers-Armstrong. Англичане не приняли его на вооружение и разрешили к экспорту. Танк вооружался двумя пулеметами, смонтированными в двух независимых башнях с ограниченным сектором поворота. В качестве варианта танк мог быть вооружен короткоствольной 47-мм пушкой QFSA и 7.71-мм пулеметом, при этом пушка и пулемет размешались в одной большой башне. Как уже говорилось выше, весной 1930 года Советский Союз купил несколько шеститонных танков Vickers-Armstrong. Первые танки, прибывшие в Ленинград, прошли всестороннее испытание на факультете механизации и моторизации Академии артиллерийских войск им. Ф.Э. Дзержинского. Одновременно, на ленинградском заводе «Большевик» по лицензии выпустили два прототипа. Прототипы получили обозначение ТММ-1 и ТММ-2. Внешне они слегка отличались от английских образцов. Дальнейшие события развивались довольно быстро. 13 февраля 1931 года Реввоенсовет принял танк Т-26 на вооружение, не дожидаясь окончательных результатов испытаний.


Однако военные потребовали улучшить боевые характеристики танка, увеличив сектор вращения башен в сторону бортов. Очень быстро для танка разработали новые башни с характерным выступом в задней части. Спереди были проделаны большие смотровые щели. Сектор вращения башен достиг 265 градусов. Чтобы поднять скорострельность и кучность, пулеметы разместили в шаровых установках. Вместо пулеметов с водяным охлаждением ствола, использовавшихся на прототипах, серийные машины получили 7,62-мм пулеметы ДТ. Танк имел одно значительное неудобство. Сиденья башенных стрелков (командир танка занимал левую башню) неподвижно крепились к корпусу танка и не вращались вместе с башней.


Механик-водитель располагался в правой стороне корпуса, рядом с коробкой передач. КПП механическая, пять передач вперед и задний ход. Двигатель, созданный по образцу английского Armstrong-Siddeley, монтировался на корме танка и развивал мощность 91 л.с. Двигательное и боевое отделения разделяла противопожарная переборка. У машин первых производственных серий (1931 -1933) бронеплиты соединялись заклепками. Броня обеспечивала защиту от пуль и осколков. Ходовая часть каждого борта состояла из двух тележек с четырьмя опорными катками на каждой и полуэллиптическими рессорами. Нерабочую часть гусеницы поддерживали четыре поддерживающих катка. Ведущее колесо находилось спереди.
Осенью 1931 года начался серийный выпуск танков Т-26. К концу года было выпущено 120 двухба-шенных машин этого типа.


Всем было ясно, что два пулемета слишком слабое вооружение для восьмитонного танка. Было решено увеличить огневую мощь. С этой целью в левой, командирской башенке попытались разместить крупнокалиберный 12,7-мм пулемет. Существовал вариант командирского танка Т-26ТУ, у которого в правой башне монтировали короткоствольную 37-мм пушку, а в левой башне оставался стандартный ДТ.


С 1933 года танки Т-26ТУ стали оснащать радиостанцией, которую монтировали в правой башне. Командирские танки было легко узнать по поручневой антенне, шедшей вдоль всего корпуса. Эти машины предназначались для командиров взводов и рот. Командиры роты были особенно сильно перегружены работой, так как кроме обычного поиска и поражения целей им приходилось управлять своей ротой и поддерживать связь с командиром батальона. И все это приходилось делать, находясь в тесной башне.


Эффективность 37-мм пушки была признана недостаточной. Тем временем, во многих странах на вооружение были приняты 20 и 37-мм противотанковые пушки. Эти пушки оказались грозными противниками для машин, оснащенных противо-пульной броней. Теперь танкам приходилось бороться не только с пулеметами, но и с противотанковыми пушками. Для этого требовалось более мощное вооружение. Такое вооружение уже имелось в виде 37-мм танковой пушки ПС-2 образца 1930 года. Эта пушка представляла собой дальнейшее развитие немецкой пушки Rheinmetall, выпускавшейся в СССР по лицензии. Пушка имела ствол длиной 1665 мм и посылала снаряды массой 0,665 кг с начальной скоростью 800 м/с. Однако, отдача пушки поворачивала правую башню до упора, кроме того, внутри башни было слишком тесно.

Становилось ясно, что для танка нужна совершенно новая башня. В 1933 году на Т-26 установили новую большую башню, оснащенную 37-мм пушкой БС-3 (образца 1930 года). Эта башня была разработана для колсено-гусеничного танка БТ. Пушка и башня не были достаточно сбалансированы, что затрудняло огонь при езде по пересеченной местности. Кроме того, здесь повторилась прежняя ошибка, когда сиденья заряжающего и командира танка оказались прикреплены к корпусу танка и не вращались вместе с башней. Тем временем в распоряжении конструкторов появилась новая 45-мм пушка образца 1932 года. Конструкцию башни снова переработали и серийный выпуск новых Т-26 начался в августе 1933 года. Болыная циллиндрическая башня с нишей в верхней части вмещала 45-мм пушку образца 1932 года и 7,62-мм пулемет ДТ. Некоторые танки получали дополнительный пулемет, смонтированный в нише в шаровой установке. Отдельные Т-26 получили зенитный пулемет.

Командирские танки Т-26ТУ оснащались радиостанциями и внешне отличались по поручневой антенне вокруг башни. Радиостанция при мощности 15-20 Вт обеспечивала связь на расстоянии 2 км. Масса однобашенного танка увеличилась до 9,4 тонн, а удельное давление на грунт возросло с 0,55 до 0,64 кг/см2. В ходе серийного выпуска в конструкцию танка внесли множество усовершенствований. В числе прочего были доработаны заглушки смотровых щелей и бойниц, а на крылья над гусеницами поместили контейнеры с запчастями. Ближе к концу серийного производства на танки установили алюминиевые опорные катки.


Выпуск танков Т-26 быстро нарастал, и к 1936 году было выпущено 5500 машин этого типа. В это время планировалось перейти к выпуску колесно-гусеничного танка Т-46, который напоминал Т-26. но имел колесно-гусеничное шасси с четырьмя опорными катками. Небольшая серия танков Т-46 была выпущена, но ходовая часть оказалась слишком сложной и ненадежной, поэтому от дальнейшего производства этих машин отказались. Не было никакого смысла выпускать танк, мало чем отличающийся от танка БТ. Поэтому в 1936 году выпуск улучшенной модификации танка Т-26 продолжился. Выпуск шел до 1940 года, всего было построено порядка 12000 танков этого типа. Эти машины поступали в танковые батальоны пехотных дивизий (38 машин в батальоне). Танковые и механизированные бригады имели по 201 или 267 танков Т-26, соответственно.


Танки Т-26 впервые участвовали в боевых действиях в 1934-1935 г.г. на границе с Манчжурией. В феврале 1938 года 82 танка Т-26 были переданы китайскому правительству. Все машины имели дополнительный пулемет в кормовой нише башни и зенитный пулемет. Множество танков Т-26 было направлено в Испанию, куда Советский Союз доставил 362 танка, подавляющее большинство которых составляли Т-26.


В Испании танк Т-26 отлично показал себя благодаря своей 45-мм пушке, в то время как немецкие и итальянские танки вто время по-прежнему были вооружены одними пулеметами. Летом 1937 года два трофейных Т-26 франкисты передали Германии. где машины прошли всесторонние испытания. Вот несколько выдержек из итогового донесения. Танк, называемый в рапорте "русским танком типа Vickers-Armstrong", испытывался на устойчивость к пулеметным пулям с бронебойным сердечником (SmK).

«Качество бронеплит хорошее. сборка танков проведена хорошо». Качество гусениц критиковалось, так как гусеницы часто соскальзывали. О ходовой части был дан такой отзыв: «танк очень хорошо держится даже на неровной почве и представляет собой надежную огневую платформу». Снаряд 45-мм пушки образца 1932 года, которая была выше всяких похвал, пробивал на дистанции 500 метров броню тол-шиной 35 мм. Спустя год, в июле 1939 года было отмечено, что «превосходное вооружение советского танка Т-26 компенсирует недостатки его конструкции».


Немцы учли опыт войны в Испании и немедленно приступили к выпуску танков, вооруженных пушкой. Опыт войны также повлиял на организацию, структуру, тактику и оперативные принципы танковых частей. Опыт был сформулирован так: «при правильно организованной противотанковой обороне и достаточной решительности личного состава. танки, вооруженные мелкокалиберными пушками (20 и 37 мм) становятся бесполезными на поле боя». Этот вывод был сделан на основе опыта применения в Испании немецкой противотанковой пушки 3,7 cm Рак L/45.


Опыт боев в Испании также учли в конструкции танка Т-26. В 1937 году начался выпуск машин, оснащенных коническими башнями, угол наклона брони которых способствовал рикошету снарядов. Заклепки уступили место электросварке. Коническая башня могла оснащаться маской пушки одного из двух типов: углового и скругленного. Вскоре бронеплитам корпуса также придали наклон и тоже применили электросварку.


Как и прежде, некоторые танки оснащались дополнительным пулеметом в нише башни, а некоторые машины получали станок для зенитного пулемета. Как на танках БТ-7, танки Т-26. выпускавшиеся с 1937 года, оснащались стабилизатором пушечного ствола в вертикальной плоскости. Командные танки (Т-26ТУ) теперь вместо демаскирующих поручневых антенн стали оснащаться менее заметными штыревыми антеннами. Установка радиостанции требовала сокращения боекомплекта. Емкость топливных баков увеличили, что позволило поднять запас хода с 160 до 225 км. Хотя толщина брони осталась прежней, масса танка возросла до 10,3 тонн.


Опыт финской кампании снова показал, что противопульная броня уже не спасает танк на поле боя. Состоявшие на вооружении финской армии противотанковые пушки шведского производства легко пробивали броню Т-26 .


После декабря 1939 года многие легкие Т-26. также как и средние Т-28. получили накладную броню. Модернизации подвергались машины, выпущенные после 1937 года, а также огнеметные танки ОТ-130. В результате масса танка заметно возросла, а ходовые качества ухудшились. В 1940 году выпуск танков Т-26 свернули, изготовив в тот год 1549 машин. Совместно с танком БТ, танк Т-26 был основным советским танком 30-х годов. Конструкция танка была очень проста. Он не отличался сложностью в управлении, был легок в обслуживании и не требовал больших усилий в эксплуатации. Хотя на танке стоял двигатель с горизонтально расположенными цилиндрами. силуэт танка оставался низким. Многие технические решения, примененные на Т-26, позднее использовались и на других танках. Недостатками танка была низкая скорость (30 км/ ч), плохое распределение массы и недостаточная надежность. В начале войны с Германией танки Т-26 применялись в массовых количествах. Несмотря на все попытки поднять их боевые качества, Т-26 не могли на равных противостоять немецким танкам и противотанковой обороне. Большинство машин Т-26 было потеряно к осени 1941 года.

Тактико-технические характеристики(Т-26 образца 1931 года)


Командирские танки Т-26ТУ оснащались штыревой антенной. Радиостанция размещалась в нише башни, что вело к сокращению боекомплекта для пушки.
С 1932 года на базе танка Т-26 было создано несколько образцов специализированных танков, самоходных установок и других гусеничных машин. Чтобы превратить Т-26 в танк артиллерийской поддержки, его оснастили башней с 76,2-мм гаубицей образца 1927/32 года и 7,62-мм пулеметом ДТ. Однако трехдюймовое орудие оказалось слишком тяжелым для легкого танка. В 1934 году выпустили лишь небольшую серию таких машин.


Еще две модификации танка предназначались для решения задач, возникающих перед саперами. Первой модификацией был СТ-26 («саперный танк»), представлявший собой гусеничный мостоукладчик. Машина базировалась на шасси танка Т-26 образца 1931 года и несла семиметровый мостовой пролет, грузоподъемностью 14 тонн. Мостоукладчик был испытан в 1934 году. Отчет немецкой разведки от 9 ноября 1935 года упоминает о другом танке-мос-тоукладчике на базе Т-26. Этот танк въезжал в ров и раздвигал мостовой пролет длиной 3,5 м на 1,5 метра вперед и назад. Раздвижение пролета имело электропривод. Каждый мостоукладчик действовал в паре с гусеничным тягачом, который извлекал танк из рва после того, как необходимость в мосте отпадала. Этот мостоукладчик испытывался в Ленинграде в 1934 году.


Кроме того, старые танки Т-26 использовались в качестве минных тральщиков. Танки оснащали минным тралом, скорость движения с тралом составляла 5-6 км.

Категория. Танки | Добавил. garanchuk (31.01.2010) Просмотров. 16824 | Комментарии. 2 | Рейтинг. 2.2 / 4

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Танк Т-26 образца 1933 года; фото № 5063447, фотограф Андрей Апрельский

Танк Т-26 образца 1933 года

Изображение помещёно в вашу корзину покупателя.
Вы можете перейти в корзину для оплаты или продолжить выбор покупок.
Перейти в корзину ▶

удалить из корзины

Размеры в сантиметрах указаны для справки, и соответствуют печати с разрешением 300 dpi; купленные файлы предоставляются в формате JPEG.

¹ Стандартная лицензия разрешает однократную публикацию изображения ограниченным тиражом в качестве иллюстрации к информационному материалу или обложки печатного издания (подробнее );

² Расширенная лицензия разрешает прочие виды использования, в том числе в рекламе, упаковке, дизайне сайтов и т. д. (подробнее );

³ Для приобретения лицензии Печать в частных целях. пожалуйста, свяжитесь с нами по телефону или e-mail: ( roed?rolirr! u. asel?solirr! u ).

* Пакеты изображений дают значительную экономию при покупке большого числа работ (подробнее )

Размер оригинала: 3264×4928 пикс. (16.1 Мп)

Внимание! Использование произведений из фотобанка возможно только после их покупки. Любое иное использование (в том числе в некоммерческих целях и со ссылкой на фотобанк) запрещено и преследуется по закону.

Изображение помещёно в вашу корзину покупателя.
Вы можете перейти в корзину для оплаты или продолжить выбор покупок.
Перейти в корзину ▶

удалить из корзины

5063447 Название Танк Т-26 образца 1933 года © Андрей Апрельский / Фотобанк Лори

Только редакционное использование!

Использование этого изображения в рекламных и промо-материалах запрещено ( подробнее )

Изображения с той же съёмки (все 5 шт. )

Дата съёмки 18 сентября 2013 г. Ключевые слова

Легкий танк Т-26 - Танки Второй мировой: история, фото, видео

Легкий танк Т-26

История создания В танковых войсках Красной Армии танк Т-26 был самым массовым, так называемым "общевойсковым" танком, предназначенным для непосредственной поддержки пехоты в разных боевых ситуациях.

Первым танком этого класса был танк Т-18 (также известный под названием МС-1), сконструированный и выпускавшийся во второй половине 20-х годов. Позже появились танки Т-19 и Т-20, которые должны были стать в ближайшем будущем основными танками. Однако проблемы с доводкой этих машин – прежде всего из-за отсутствия подходящего двигателя - привели к тому, что вместо их выпуска была куплена лицензия на английский легкий танк "Виккерс E".

28 мая 1929 года советская миссия закупок вооружения подписала с фирмой Виккерс контракт на поставку 15 машин в двухбашенном варианте, первый танк должен был быть поставлен советской стороне 22 октября 1930 года, а последний - 4 июля 1931 года. Первые доставленные в СССР танки Виккерс - известные под обозначением В-26 - послужили основой для постройки модернизированного варианта танка, названного ТММ-1 (позже появился танк ТММ-2, несколько отличавшийся от ТММ-1).

На полигоне в Кубинке провели сравнительные испытания импортных танков с танками собственной конструкции Т-19 и Т-20, а также с "гибридными" танками ТММ. Лучше всего себя показал танк Т-20, однако он приводился в движение двигателем, не выпускавшимся серийно.

13 февраля 1931 года РВС СССР постановил принять на вооружение Красной Армии танк Vickers Е под обозначением Т-26 (в те годы этот танк также называли "истребитель малой мощности") и рекомендовал начать серийный выпуск этой машины. Главным производителем танков должен был стать Сталинградский тракторный завод, ежегодно

предполагали выпускать по 13800 танков этого типа! Однако к тому времени СТЗ еще не был введен в строй, поэтому заказ временно разместили на заводе "Большевик" в Ленинграде. Вскоре танковое отделение завода выделилось в самостоятельный Завод №174 им. К.Е.Ворошилова. На этом заводе действительно построили 12000 танков Т-26, но не за год, а за 10 лет - последние машины этого типа покинули сборочный цех в начале 1941 года.

Первые серийные Т-26 были двухбашенными и по конструкции практически не отличались от английских прототипов. Первые машины попали в части осенью 1931 года и участвовали в параде на Красной Площади 7 ноября.

Т-26 стал "рабочей лошадкой" танковых войск РККА, а на базе шасси этого танка появилась большая гамма различной бронетехники. Этот танк стал, как выразился ныне уже покойный писатель, историк полковник В.Д.Мостовенко, "проклятьем советских танкистов" - танк выпускался в огромных количествах, несмотря на тонкую броню и слабый двигатель.

В 1931-1941 годах появилось 23 модификации данного танка и три модификации двигателя, причем, несмотря на все доработки, мощность мотора возросла с 90 л.с. всего лишь до 97 л.с. Главным проектировщиком и создателем большинства модификаций, ответственным за модернизацию танка, был инженер С. А. Гинзбург - главный конструктор и начальник КБ ОКМО (Завода №185) в Ленинграде.

Линейные танки
На протяжении первых двух лет танк Т-26 выпускался исключительно в двухбашенном варианте (позже, когда в частях Красной Армии появились танки разных модификаций, для них использовали соответствующие обозначения. Двухбашенные танки Т-26 известны как танки образца 1931 и 1932 годов. однобашенные с цилиндрической башней - как танки образца 1933-1937 годов, а однобашенные с конической башней - как танки образца 1938 и 1939 года (широко используемые в иностранной литературе обозначения Т-26А, Т-26В и Т-26С впервые использованы немцами в годы 2-й Мировой войны и совершенно неизвестны в СССР, тем более, что Т-26А означаает артиллерийский вариант танка). В каждой башне размещался один человек, башни вращались независимо в секторе около 270°.

Вооружение танка составляли или два пулемета ДТ или 37-мм пушка и один ДТ. Танки, вооруженные пушками, предназначались для командиров взводов и рот. Поэтому некоторые из пушечных танков оснастили приемо-передающими радиостанциями: радиофицированные танки можно было легко отличить по характерной поручневой антенне в задней части корпуса. 37-мм пушка представляла собой пушку Гочкиса, модернизированную в СССР. В конце 1931 года прототипы получили 37-мм пушку образца 1930 года (ПС-2, конструктор - инженер П. Н. Сячентов; пушка ПС-2 представляла собой вариант 37-мм противотанковой пушки Rheinmetall Pak 30), которая имела более длинный ствол и большую начальную скорость снаряда. Вооруженный этой пушкой танк известен как танк Т-26 образца 1932 года.

В 1933 году начался выпуск однобашенного варианта танка Т-26, оснащенного цилиндрической башней большого диаметра (аналогичной башне БТ-5), в которой разместилась 45-мм пушка 20K образца 1932/38 года со спаренным пулеметом ДТ. Это была самая массовая модификация танка, всего советская промышленность дала более 5000 таких машин. В ходе серийного выпуска конструкция танка подвергалась многочисленным изменениям и доработкам: была увеличена емкость топливных баков, танк оснастили зенитным пулеметом, начиная с 1937 года все танки были радиофицированы (радиостанция 71-ТК-З), вместо клепки широко использовали сварку, пушка получила литую маску, были усовершенствованы прицелы, для стрельбы в темноте пушку оснастили мощным прожектором, разные модификации танка отличались друг от друга возимым боезапасом и постоянно возрастающей массой.

В 1938 году появилась новая модификация танка Т-26, оснащенная сварной конической башней. В башне разместили модернизированную 45-мм пушку 20K образца 1932/38 года с улучшенным прицелом (некоторые танки оснащались телескопическим прицелом ТОС со стабилизированной линией прицеливания). В днище танка проделали дополнительный (аварийный) люк и в очередной раз увеличили емкость топливных баков.


В 1939 году появилась очередная модификация танка - Т-26 образца 1939 года. Эта модификация имела наклоненные бронеплиты подбашенной части корпуса, улучшенные жалюзи воздухозаборника (для защиты от бутылок с зажигательной смесью - опыт боев в Испании), вместо пулемета в задней части башни разместили дополнительный боезапас. Все переделки привели к тому, что масса танка значительно возросла. До конца 1939 года было выпущено более 1300 танков с конической башней.

Боевое применение
Еще до начала 2-й Мировой войны танки Т-26 участвовали в боях, и не только в Испании и Китае. В июле 1938 года вспыхнул вооруженный конфликт на озере Хасан, который через несколько дней (в первых числах августа) превратился в полномасштабную многодневную битву с участием многочисленных войсковых частей и большого количества разной техники.

С советской стороны в боях участвовала 2-я отдельная механизированная бригада комбрига А. П. Панфилова (три батальона Т-26, батальон и рота БТ и отряд экспериментальных самоходок СУ-5), приданная 39-му стрелковому корпусу, а также 32-й и 40-й отдельные батальоны танков Т-26 из 32-й и 40-й пехотных дивизий.

Батальонами командовали майор М. В. Алимов и старший лейтенант Ситников. Всего перечисленные части насчитывали в своем составе 351 танк (257 Т-26, в том числе 10 ОТ и 3 СТ, 81 БТ-5 и БТ-7, а также 13 СУ-5).


Десятидневное сражение не принесло ни одной из сторон решающей победы. Потери советской стороны составили: 9 сожженных и 76 поврежденных Т-26 и 8 БТ, что составило почти треть от первоначальной численности. 39 поврежденных танков удалось отремонтировать непосредственно в частях, остальные пришлось отправить на завод. Большое количество повреждений среди Т-26 объясняется не только слабой подготовкой механиков-водителей, но также из-за технологических причин и не слишком высокого качества бронетехники (чаще всего из строя выходил главный фрикцион и коробка передач).

Танки сталкивались с серьезными трудностями при движении по заболоченной местности. Мы уже говорили, что броня Т-26 была очень тонкой и легко пробивалась противотанковыми снарядами. Использование поручневых антенн демаскировало командирские танки и в первый же день боев, почти все командирские машины были выбиты, поскольку именно на них противник концентрировал огонь.

Стало ясно, что несмотря на многочисленность, танки не смогли выполнить поставленные перед ними задачи и сколько-нибудь значительно повлиять на исход сражения. В дальнейших боях, произошедших в июле-августе 1939 года на Халхин-Голе, главную роль играли БТ, ставшие к тому времени основными советскими танками. Тем не менее, огнеметные танки ОТ-26 и ОТ-130 получили высокую оценку командования.

В конце августа 1939 года танковые войска Красной Армии располагали почти 8500 танками Т-26. Эти танки составляли главную силу нескольких отдельных танковых бригад, приданных стрелковым корпусам или общевойсковым армиям. Точные сведения о бригадах (нумерация, дислокация) не известна, но мы можем назвать номера и места базирования некоторых из них. 11-я (в дальнейшем 35-я) бригада дислоцировалась в Петергофе, 16-я, 18-я, 21-я, 22-я, 25-я и 29-я - в Старых Дорогах, 32-я - в Староконстантинове (все - ЗОВО); 36-я и 38-я - в Шепетовке, 49-я - в Житомире (КОВО), 39-я - в Рязани (МВО), 17-я - в Грузии.

Отдельная танковая бригада легких танков Т-26 состояла из штаба, 4 батальонов танков, моторизованного и ремонтного батальона и разведывательной роты, роты поддержки, роты связи и санитарной роты. По штатам военного времени весьма эластичные отдельные танковые бригады насчитывали от 256 до 267 танков Т-26 (240-245 линейных Т-26, из них часть радиофицированные, 24 танка поддержки Т-26-4, практически ни в одной бригаде не было такого количества танков поддержки, а также 10-11 огнеметных танков. Кроме того, в бригаде имелись разведывательные танки Т-37/Т-38 (до 17 штук). Роты танков Т-26 имелись в отдельных танковых батальонов некоторых (первого удара?) стрелковых дивизий. Эти батальоны носили номера с 301 по 399 и использовались во время боевых операций в Польше в 1939 году.


Модификации Т-26 и машины на его базе
Уже в 1933 году завод "Красный Пролетарий" разработал на базе танка Т-26 танк поддержки пехоты. Первый проект - П-Т-26 - так и остался на бумаге. Затем последовал проект "артиллерийского" танка - Т-26А или Т-26-4 с башней от танка БТ-7А, в которой располагалась 76.2-мм пушка КТ-26. Машины этого типа должны были следовать позади обычных танков и огнем своих мощных пушек подавлять цели, против которых оказались бессильны пушки калибра 45 мм. В 1934-1935 годах построили 65 таких машин, после чего от их выпуска, по-видимому, отказались.

T-26ПT - двухбашенный танк с радиостанцией 71-ТК-1 (1933 г.), выпущено 96 машин.

OT-26 (ХT-26) - химический (огнеметный) танк (1933-1934 гг.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ, выпущена небольшая партия машин.

T-26ПT - с цилиндрической башней и радиостанцией 71-ТК-1 (71-ТК-З) — (1933-1940 гг.). Выпущено 3938 машин.

T-26A (T-26-4) - артиллерийский танк (1933 г.). Вооружение: 76,2-мм пушка КТ-26 и 2 пулемета ДТ, выпущена небольшая партия машин.

СT-26 - саперный танк (мостоукладчик) (1933-1935 гг.). Вооружение: пулемет ДТ, выпущено 65 машин.

TT-26 - легкий химический (огнеметный) танк подавления, вооружение: пулемет ДТ и огнеметная установка.

TУ-26 - танк управления, вооружение: 45-мм танковая пушка 20K образца 1932/38 года и пулемет ДТ, выпущено 55 машин.

OT-130 - химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ, выпускался серийно.

OT-131 - химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ, выпущена небольшая партия машин.

OT-132 - химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ, выпущена небольшая партия машин.

OT-133 - химический (огнеметный) танк (1939 г.). Вооружение: огнеметная установка и 2 пулемета ДТ, выпускался серийно.

OT-134 - химический (огнеметный) танк (1940 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка 20K образца 1932/38 г. 2 пулемета ДТ и огнеметная установка, выпущен опытный образец. Всего было выпущено 1336 огнеметных танков.

Источники:
М.Барятинский "Советские танки Второй мировой войны", 1995
"Легкие танки и бронемашины Красной Армии 1931-1939", 1997

Статьи по теме