Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Монтажу Гбо img-1

Инструкция По Монтажу Гбо

Рейтинг: 4.5/5.0 (1660 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Техподдержка ГБО

Техподдержка ГБО

Представляем Вашему вниманию технические материалы по системам управления ГБО: инструкции по использованию, программное обеспечение для разных типов контроллеров, схемы подключения аппаратуры газобаллонного оборудования.

Если у вас остались какие то вопросы, то напишите нам на Е-мейл или позвоните по телефону. Мы обязательно вас проконсультируем.

Система распределённой подачи газа Инструкции

Примечание:
Для корректной загрузки программ рекомендуем использовать последние версии браузеров: Google Chrome ,Yandex.Browser. Mozilla Firefox

Изменения и поправки к «Версии программы DIGITRONIC 11.1.0.1
для блоков Digitronic 3D-S Power и блоков Maxi первого поколения.»

  • Конфигурация последовательности впрыска газа в окне "Установка газовых форсунок".
  • Корректировка алгоритма «Обеднение MAZDA» (теперь нет необходимости вручную устанавливать значения).
  • Добавление функции «Корректировка ускорения», которая предотвращает заливание двигателя газом (в частности при использовании топлива CNG) во время резкого ускорения нагрузки при низких оборотах.
  • Добавление защиты от нежелательного впрыска газа после остановки двигателя.
  • Оптимизация корректировок по температуре и давлению форсунок.
  • Улучшение встроенной корректировки в зависимости от температуры газа.
  • Устранение зависимости значения множителя от температуры газа во время автокалибровки.
  • Добавление датчика уровня газа: 43pp8-15 CNG.
  • Добавление диагностики датчиков:
    - температуры газа
    - температуры редуктора
    - давления газа
    - вакуумметрического давления во впускном коллекторе (МАП)
  • Добавление окна отчёта об ошибках, сохраняющего параметры работы ГБО при возникновении ошибки газового контроллера.
Схема подключения эмулятора (GM) давления топлива в рампе Драйверы

Центр испытаний ГАЗ-АВТО: установка ГБО новейших типов, настройка ГБО.

Итак, если Вас интересует квалифицированная установка газового оборудования на автомобиль, техподдержка газобаллонного оборудования ( ГБО ). система распределённой подачи газа. настройка ГБО, лучших мировых производителей, установка ГБО на автомобиль, профессиональное техническое обслуживание или ремонт газобаллонного оборудования. установленного другой компанией, то у нас Вы всегда получите своевременную помощь в монтаже и наладке ГБО.

Установка ГБО

Другие статьи

Инструкция по эксплуатации ГБО

Инструкция по эксплуатации ГБО

Инструкция по эксплуатации легковых, грузовых автомобилей и автобусов для работы на сжиженном нефтяном (СНГ) и компримированном природном (КПГ) газах.

Данная инструкция распространяется на легковые, грузовые автомобили и автобусы всех модификаций ,отечественного и иностранного производства с "карбюраторными" и "инжекторными" двигателями, оборудованные Газобаллонной аппаратурой ( далее ГБО) фирмы LOVATO, BIGAS, TOMASETTO, ZAVOLI и других производителей и устанавливает общую методику и порядок эксплуатации, и ТО.

2.1 Автомобиль предназначен для эксплуатации на СНГ марок ПА или ПБА по ГОСТ 27578-87,

КПГ или бензине.

2.2 Не допускается работа двигателя при одновременной подаче газа и бензина.

2.3 Для сохранения нормальной работоспособности бензиновой системы питания и продления срока службы резинотехнических изделий газового редуктора, рекомендуется применять запуск и прогрев холодного двигателя на бензине с последующим переводом на газ.

2.4 Останавливайте двигатель выключением зажигания.при постановке автомобиля на ремонт или длительную стоянку необходимо выработать газ из системы, для чего при работающем на газе двигателе в режиме холостого хода ( вне закрытого помещения) перекрыть расходный вентиль мультиклапана ( если это СНГ ) или вентили на всех баллонах ( если это КПГ ) и дождаться останова двигателя. Во избежание повреждений уплотнителей закрывайте наполнительный и расходный вентили мультиклапана (СНГ) и вентили баллонов (КПГ) только усилием руки, без применения какого либо инструмента.

2.5 Техническое обслуживание или ремонт ГБО, а также других узлов и агрегатов автомобиля производите только после выработки газа из газовой системы питания, при закрытых вентилях.

2.6 Ремонт баллона или мультиклапана производите только после слива газа (СНГ) или стравливания (КПГ) в безопасном месте, и последующей продувки воздухом или нейтральным газом.

2.7 Наполнение баллонов производите на газонаполнительных станциях АГНС и АГНКС с соблюдением соответствующих правил этих станций.

2.8 При эксплуатации автомобиля обращайте особое внимание на герметичность всех соединений газовых трубопроводов и газовой аппаратуры, соединений бензопроводов ( подтекание бензина является в 90% случаев причиной возгорания автомобилей с ГБО). состояния изоляции электропроводки относящейся к ГБО. состояние шлангов подводящих тосол к редуктору-испарителю( от уровня тосола зависит эффективность испарения и подогрева газа и при отсутствии должного уровня ОЖ в системе в редукторе-испарителе может образоваться воздушная пробка, приводящая к обмерзанию редуктора и прекращению работы автомобиля на газе.

2.9 Не допускается эксплуатация автомобиля с истекшим сроком испытания (переосвидетельствования) баллонов. Баллоны подлежат периодическому освидетельствованию в сроки определенные "ПРАВИЛАМИ", которое производится на специальных испытательных пунктах, имеющих разрешение органов Госгортехнадзора. Дата следующего испытания и клеймо наносятся на табличке баллона.

2.10 Перед проверкой электрооборудования на автомобиле убедитесь в отсутствии газа в подкапотном пространстве автомобиля и окружающем пространстве. Техническое обслуживание или ремонт электрооборудования производите только при отключенной аккумуляторной батарее. Не допускайте ненадежного крепления контактов, а также неизолированных концов проводов, находящихся под напряжением, во избежание искрения или короткого замыкания.

2.11 Не допускайте к ремонту и регулировке ГБО лиц, не имеющих достаточной квалификации в этой сфере.

2.12 В случае пожара, при возможности, закройте расходные клапаны на баллонах и, выработав газ при повышенных оборотах двигателя, выключите зажигание. Пламя тушите порошковым или углекислотным огнетушителем, песком, ветошью, одеждой.

3.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АППАРАТУРЫ.

ГБО состоит из следующих узлов и деталей:

- Выносного заправочного устройства (СНГ) или заправочного вентиля (КПГ)

- Баллонов с моноблочной арматурой (мультиклапаном и коробкой предохранительной-СНГ) и вентилем баллона (КПГ).

- Электромагнитного клапана газа (может быть сблокирован с редуктором-испарителем).

- Дозатора газа (для эжекционных систем).

- Смесителя газ-воздух (для эжекционных систем)

- Блока управления (для систем распределенного впрыска газа)

- Электромагнитного клапана бензина (для карбюраторных двигателей )

- Переключателя видов топлива.

- Трубопроводов и шлангов системы.

Заправка баллонов на АГЗС и АГНКС производится заправщиком - это его обязанность, при возможности всегда предоставляйте ему возможность самому производить подключение и отключение заправочного пистолета к Вашему автомобилю. Пистолет на АГНКС универсален, а

на АГЗС встречается евро-вариант и Российский стандарт (для подсоединения Российского варианта используйте переходник, который Вы можете приобрести после установки ГБО).

Баллоны для газа подлежат периодическому освидетельствованию в организациях имеющих разрешение органов Гостехнадзора. Периодичность освидетельствования баллонов для СНГ- 2 года, для КПГ - 5лет. По результатам освидетельствования делается отметка в паспорте баллона

( при наличии такового) и пробивается срок следующего испытания на табличке баллона или непосредственно на корпусе баллона.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ КЛАПАН ГАЗА.

Электромагнитный клапан газа (ЭМК газа) размещен в моторном отсеке а/м и предназначен для перекрытия подачи газа из баллонов в газовый редуктор. В состав газового клапана, как правило, входит фильтр очистки газа (войлочный или бумажный) - он нуждается в периодической чистке и в случае необходимости в замене. Отказ ЭМК газа приводит к невозможности подачи газа в газовый редуктор. Причиной отказа может быть выход из строя катушки клапана, полное засорение фильтра газа, а также отсутствие напряжения на контактах катушки в режиме работы а/м на газе.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ КЛАПАН БЕНЗИНА.

Электромагнитный клапан бензина размещен в моторном отсеке а/м и предназначен для перекрытия подачи бензина в карбюратор во время работы двигателя на газе. Имеет вентиль аварийного открытия, позволяющий продолжить, в случае необходимости движение на бензине не зависимо от работоспособности самого клапана. В обслуживании не нуждается. Необходимо периодически проверять шланги подвода и отвода бензина к клапану и контролировать затяжку хомутов крепления шлангов, исключая возможные подтекания бензина могущих стать причиной пожара в моторном отсеке. Отсутствует в системах ГБО для инжекторных двигателей.

Расположен в моторном отсеке А/М. Предназначен для снижения давления газа поступающего из баллона, испарения (СНГ) или подогрева ( КПГ ) и обеспечения потребного количества газа для двигателя на любых режимах работы. Подсоединен к "малому кругу" системы охлаждения двигателя при помощи шлангов и хомутов. Принцип действия у редукторов разных производителей аналогичен, отличия только в конструкции. Нуждается в периодической очистке от внутренних смолистых отложений ( следствие некачественного газа СНГ ) сливе газового конденсата ( раз в 5000 км. пробега после остановки двигателя,через отверстие для слива конденсата находящееся в нижней части редуктора), при необходимости производится замена резинотехнических изделий редуктора ( в среднем раз в 60000 км пробега ). Необходимо следить за надежностью крепления редуктора, состоянием шлангов подводящих к нему ОЖ, затяжкой хомутов крепления шлангов.

Расположен на шланге между редуктором-испарителем и смесителем газ-воздух. В системах с лямбда-регулированием может быть выполнен в виде шагового электродвигателя. Бывает однопроходным и двухпроходным. Принцип действия аналогичен водопроводному крану - он перекрывает проходное сечение газового шланга, позволяя отрегулировать нужное количество газа, поступающее в двигатель.

Применяется в эжекционных системах ГБО. В карбюраторных двигателях бывает верхнего или нижнего расположения (в зависимости от места подсоединения к карбюратору). Обеспечивает оптимальную подготовку газовоздушной смеси перед поступлением в двигатель а/м. Для инжекторных двигателей выпускаются варианты совместного расположения смесителя и предохранителя ДМРВ (Предохранитель датчика массового расхода воздуха - устройство сводящее к минимуму ущерб для деталей системы впрыска а/м и воздушного фильтра при возникновении "обратных хлопков газа"). Уход за смесителем заключается в периодическом очищении от смолистых отложений и контролю за надежностью крепления друг к другу его составных частей. Отсутствует в системах распределенного впрыска газа.

ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ ВИДОВ ТОПЛИВА.

Находится в салоне автомобиля. Выполнен в виде трехпозиционного переключателя или сенсорной клавиши. Позволяет переключать режимы "ГАЗ" и "БЕНЗИН" с визуальным или звуковым подтверждением с места водителя.

Может содержать индикатор резерва и указатель уровня газа в баллоне.

СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕННОГО ВПРЫСКА ГАЗА.

СРВГ - технически сложная система, предполагающая квалифицированное обслуживание и ремонт. При возникновении ситуаций связанных с отказами оборудования или проблемами в работе, рекомендуем обращаться в специализированный сервис.

Установка ГБО (газового оборудования) на автомобиль по новым правилам

Установка газового оборудования на авто по всем правилам

Установка газового оборудования на автомобиль позволяет в большинстве случаев существенно снизить расходы автовладельца на топливо. В отличие от бензина газ стоит значительно дешевле. Поэтому если раньше вы проезжали определенный километраж на бензине, например, за 1000 рублей, то на газовом топливе вы его проедете всего за 600-700 рублей.

Ранее мы уже детально рассказывали о газобаллонном оборудовании для автомобилей: его устройстве и принципе работы, видах, поколениях, производителях, и об основных критериях выбора ГБО (все подробности смотрите по этой ссылке ).

Следующий важный шаг, как нам кажется, – это ознакомление наших читателей с технологией установки газового оборудования на авто, и процедурой его правильного оформления в органах ГИБДД.

Из этой статьи вы узнаете о следующем:

  1. Правила оформления ГБО при установке на автомобиль в органах Госавтоинспекции;
  2. Порядок установки газового оборудования на авто шаг за шагом.

А внизу страницы смотрите видео-инструкцию по профессиональной установке газобаллонного оборудования на автомобиль.

Также обращаем ваше внимание на то, что если пробег машины в год не превышает 15-20 тыс. км, то окупаемость установки ГБО на авто составит не менее 4-5 лет, что равняется среднему сроку эксплуатации газового оборудования до замены в нем некоторых дорогостоящих узлов. Таким образом, учитывая стоимость установки газобаллонного оборудования, а также значительные затраты времени и сил на его регистрацию, мы считаем оправданным переоборудование машины на газ, если годовой пробег машины составляет хотя бы 30 тыс. км.

Правила оформления ГБО при установке на автомобиль

За установку газобаллонного оборудования на легковой автомобиль, в случае отсутствия регистрации данной процедуры, предусмотрен не только штраф в размере 500 руб (КоАП, Ст. 12.5, ч. 1), но и арест машины. Эксплуатация таких транспортных средств запрещена. Впрочем, это касается и внесения других изменений в конструкцию без соответствующего разрешения.

Внесение изменений в конструкцию транспортных средств, в том числе и установки газового оборудования на автомобиль, предусмотрено Разделом 4 Главы V Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

По новым правилам (приказ МВД России, устанавливающий порядок предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию ТС и выдаче свидетельства о соответствии ТС с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности) устанавливать ГБО на авто придётся в следующем порядке:

  1. Необходимо написать заявление в МРЭО ГИБДД на получение разрешения для монтажа газобаллонного оборудования и пройти предварительную техническую экспертизу автомобиля. Срок рассмотрения заявления – до одного месяца.
  2. Получив одобрение, можно ехать в сертифицированный сервисный центр для установки газового оборудования. По завершению монтажных работ вам должны выдать копии сертификатов на установленное ГБО и Заявление-декларацию сервисного центра.
  3. Далее необходимо будет провести проверку безопасности и получить свидетельство о соответствии внесенных в конструкцию транспортного средства изменений требованиям безопасности.
  4. С полученным свидетельством нужно снова отправляться в отделение ГИБДД для внесения изменений в ПТС и переоформления свидетельства о регистрации ТС.

На всё про всё может уйти от двух дней до двух месяцев. Но помимо затрат времени, вся эта процедура потребует от автовладельца и определенных финансовых расходов – порядка 10-18 тыс. рублей без учета стоимости ГБО и его установки.

Имейте в виду, что демонтаж газового оборудования, ранее законно установленного и надлежащим образом оформленного в ГИБДД, также будет считаться внесением изменений в конструкцию. А это, в свою очередь, повлечет за собой прохождение тех же процедур и расходов, что и при установке газобаллонного оборудования на автомобиль.

Также стоит отметить, что после установки ГБО законодательством предусмотрено проведение периодических испытаний газового оборудования с оформлением свидетельства по установленной форме. Периодичность испытаний совпадает с периодичностью освидетельствования баллонов:

  • Раз в 2 года для ГБО на сжиженном газе (пропан-бутане);
  • Раз в 5 лет для ГБО на компримированном природном газе (метане).

Для владельцев машин с ранее установленным газовым оборудованием, и не имеющим свидетельства о соответствии внесенных в конструкцию автомобиля изменений требованиям безопасности, мы видим минимум три варианта действий:

  1. Обратиться в сертифицированный сервисный центр для оформления установки ГБО по новым правилам;
  2. Демонтировать газовое оборудование с машины и дальше ездить на бензине;
  3. Ничего не делать и продолжать ездить до первого "залёта", а после действовать по ситуации.

В любом случае, установка ГБО на автомобиль становится всё менее доступной процедурой для рядового автолюбителя и, на наш взгляд, со временем станет прерогативой в основном коммерческого транспорта.

Порядок монтажа газобаллонного оборудования при его установке на автомобиль

После выбора газобаллонного оборудования можно приступать к его установке в автомобиль. Подробную видео-инструкцию по монтажу газового оборудования 4-го поколения смотрите чуть ниже.

Перед началом установки необходимо определиться с местами крепления заправочного клапана (обычно под бампером или в районе заправочной горловины бензобака) и кнопки переключения топлива (газ/бензин) в салоне машины.

На время монтажа газового оборудования аккумулятор должен в обязательном порядке отсоединяться от бортовой сети автомобиля!

Первым элементом ГБО, который установливают на авто, является газовый редуктор. Его задача состоит в снижении давления газа и поддержании постоянного давления на выходе из редуктора. Сам редуктор закрепляют на неподвижных и устойчивых элементах в моторном отсеке.

Затем к нему подсоединяют резиновые шланги, по которым поступает антифриз из системы охлаждения двигателя для подогрева редуктора в процессе работы. В большинстве автомобилей подключаться к системе охлаждения следует параллельно, то есть между блоком двигателя и радиатором печки (так называемый, малый круг).

Далее обычно устанавливают электромагнитный клапан. который также крепится к кузову автомобиля (желательно как можно ближе к редуктору).

После этого монтируют и подключают электронный блок управления или, как его еще называют, контроллер – он является "мозгом" газовой установки. Для выполнения такой работы необходимо владеть базовыми знаниями по устройству электрической системы автомобиля и иметь схему подключения электронного блока управления газом.

Чтобы упростить задачу, нужно отыскать место в пучке электропроводки автомобиля, в котором можно одновременно найти все сигналы:

  • Сигнал от датчика кислорода (лямбда-зонда);
  • Сигнал бензиновых форсунок;
  • Обороты двигателя.

При наличии простого лямбда-зонда нужно подключаться к сигнальному проводу параллельно (напрямую), а если в автомобиле установлен широкополосный зонд UEGO, тогда следует подключаться последовательно, разрезав сигнальный провод (смотрите на видео ниже).

Проводку к бензиновым форсункам можно реализовать с помощью разъема, либо путем впайки в жгут проводки. Обычно к бензиновым форсункам от блока управления впрыском топлива проходят два электрических провода: питающий и сигнальный. Для впаивания в проводку следует найти сигнальные провода форсунок, разрезать их и подключиться по схеме.

Следующий сигнал, который необходим блоку управления газом – это обороты двигателя. Его можно найти в жгуте проводов катушки зажигания.

Переключатель топлива газ/бензин устанавливается в кабине водителя. К нему подключаются несколько проводов:

  1. "Плюс" от замка зажигания: напряжение на этой линии должно появляться при включении зажигания, и исчезать при его выключении;
  2. Провода от 16-ти контактного диагностического разъема OBDII, согласно схеме подключения.

Чтобы безошибочно определить необходимые для подключения контакты диагностического разъема OBDII, к нему предварительно подключают автосканер. О том, что такое автосканер и чем он может быть полезен вам ещё читайте здесь .

Очень ответственной операцией при установке автомобильного газового оборудования является сверловка отверстий во впускном коллекторе под штуцеры (ввёртыши) от газовых форсунок. Важно чтобы отверстия были выполнены таким образом, чтобы вкрученные в них штуцеры находились под тем же углом, что и бензиновые форсунки.

В полученных во впускном коллекторе отверстиях нарезается резьба под газовые штуцеры, а перед завинчиванием самих штуцеров на их резьбу наносят специальный герметик, устойчивый к воздействию высоких температур.

После завинчивания штуцеров на них надевают газовые шланги, которые, в свою очередь, подключают к газовым форсункам. Эти шланги должны быть одинаковой длины.

Газовые форсунки предназначены для дозирования газа непосредственно во впускной коллектор двигателя. Они, как правило, располагаются на общей рампе и крепятся в непосредственной близости от впускного коллектора двигателя. Подключение электрических разъемов к форсункам осуществляется в той же последовательности, что и выполненное ранее на заводе подключение бензиновых форсунок. На фото ниже можно увидеть подключенный блок газовых форсунок.

Окончательную очистку газа, попадающего в форсунку, обеспечивает фильтр паровой фазы. Он устанавливается непосредственно за редуктором и подключается входом к нему, а выходом к блоку газовых форсунок.

Далее в общей части впускного коллектора сверлится отверстие под штуцер для отбора вакуума. после чего на вкрученный в него штуцер надевается шланг, который соединяется с вакуумным патрубком газового редуктора для регулировки производительности последнего.

Газовый баллон обычно подбирается, исходя из размеров ниши для запасного колеса. В нише выполняются два отверстия под болты для крепления баллона и одно большое отверстие для вентиляционного сапуна. Во избежание появления коррозии, полученные отверстия обрабатываются антикоррозийным составом.

Перед закреплением газового баллона в нише автомобиля, в него устанавливается мультиклапан. Этот узел монтируется таким образом, чтобы поплавок уровня газа двигался снизу вверх. Далее баллон помещается в нишу и закрепляется двумя болтами.

К мультиклапану подключаются:

  • Газовая трубка (вход) от заправочного клапана;
  • Газовая трубка (выход) к электромагнитному клапану;
  • Электрические провода индикации уровня и от электромагнитного клапана.

Вентиляционный сапун предназначен для вывода возможных утечек газа наружу машины. Он вставляется в нижнюю часть газового баллона и прикручивается к нему саморезами, а со стороны днища его герметизируют таким образом, чтобы вода не попадала под баллон.

Когда основные части газового оборудования будут установлены в автомобиль, можно начинать монтаж газопроводных трубок согласно монтажной схемы. Все газовые трубки прикрепляются с помощью металлических клипс и саморезов.

Вдоль проложенной газовой магистрали укладываются электрические провода электромагнитного клапана и индикации уровня газа, которые крепятся зажимными пластиковыми стяжками.

На завершающем этапе установки ГБО на автомобиль монтируется заправочное устройство (клапан). В заранее выбранном для этого месте сверлятся три отверстия: одно для самого клапана, и два – для его крепления. После соединения с газовой трубкой клапан устанавливается на место и закрепляется.

После завершения установки газобаллонного оборудования, к блоку управления газа подключается диагностический сканер, который проверяет правильность считывания всех параметров и проводит автокалибровку оборудования. Затем, во время работы мотора на газе, все соединения проверяются на герметичность.

А для того, чтобы автомобиль в любой ситуации правильно работал на газовом топливе, в обязательном порядке необходимо провести настройку системы управления газом в движении (так называемая, настройка множителя).

На видео ниже вы можете наглядно ознакомиться с профессиональной установкой газового оборудования на автомобиль в сертифицированном сервисном центре и его настройкой.

Видео-инструкция по установке ГБО на автомобиль

Распоряжение Минтранса РФ от 30 июля 2012 г

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Распоряжение Минтранса РФ от 30 июля 2012 г. № НА-96-р “Об утверждении Методических рекомендаций по установке газобаллонного оборудования на колесные транспортные средства, находящиеся в эксплуатации в Российской Федерации”

Обзор документа

Распоряжение Минтранса РФ от 30 июля 2012 г. № НА-96-р “Об утверждении Методических рекомендаций по установке газобаллонного оборудования на колесные транспортные средства, находящиеся в эксплуатации в Российской Федерации”

Во исполнение пункта 5 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 11 октября 2010 г. № ВП-П9-54-пр:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по установке газобаллонного оборудования на колесные транспортные средства, находящиеся в эксплуатации в Российской Федерации.

2. Установить, что пункт 5 Методических рекомендаций по установке газобаллонного оборудования на колесные транспортные средства, находящихся в эксплуатации в Российской Федерации, вступает в силу с 1 января 2013 г.

Методические рекомендации
по установке газобаллонного оборудования на колесные транспортные средства, находящиеся в эксплуатации в Российской Федерации
(утв. распоряжением Минтранса РФ от 30 июля 2012 г. № НА-96-р)
I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации по установке газобаллонного оборудования на колесные транспортные средства (далее - КТС), находящиеся в эксплуатации в Российской Федерации (далее - Методические рекомендации), устанавливают комплекс мероприятий и технических воздействий, направленных на установку газобаллонного оборудования (далее - ГБО) на колесные транспортные средства, находящиеся в эксплуатации в Российской Федерации.

2. Методические рекомендации предназначены для использования физическими и юридическими лицами, осуществляющими установку газобаллонного оборудования на КТС, находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации, при подготовке локальных актов предприятий, регламентирующих проведение такого вида работ

II. Организация работ по установке газобаллонного оборудования

3. Общие требования по установке ГБО для сжиженного углеводородного газа (далее - СУГ) и компримированного природного газа (далее - КПГ) на колесные транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, установлены Техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720* .

Базовыми документами технического регламента в части установки ГБО (СУГ и КПГ) на колесные транспортные средства являются Правила Европейской экономической комиссии ООН (далее - ЕЭК ООН) 67-01, 110 и 115. Их положения распространяются на: перечень обязательных элементов оборудования для питания двигателя газообразным топливом (Правила ЕЭК ООН 67-01, часть I, 110, часть I) и правила установки этого оборудования на КТС (Правила ЕЭК ООН 67-01, часть II, 110, часть II, 115).

4. Установка комплекта ГБО на конкретную категорию КТС определяется инструкцией по монтажу комплектов газового оборудования заводов-изготовителей.

В инструкции показаны монтажные схемы расположения узлов и деталей комплекта на колесном транспортном средстве, представлены перечень и последовательность установки элементов и методики настройки и проверки качества выполненных работ, включая проверку герметичности ГБО.

Пункт 5 настоящих Методических рекомендаций вступает в силу с 1 января 2013 г.

5. Средства измерений, применяемые при установке ГБО и испытаниях газотопливных систем питания, поверяются согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2010 г. № 250 «О перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства средств измерений государственными региональными центрами метрологии»** .

III. Колесные транспортные средства, принимаемые для установки газобаллонного оборудования

6. Техническое состояние колесных транспортных средств, принимаемых для установки ГБО, соответствует эксплуатационной документации заводов, изготавливающих КТС.

7. Колесные транспортные средства принимаются на пункт установки ГБО при отсутствии (без):

трещин, сильной коррозии, ослабленных соединений и механических повреждений в местах крепления ГБО;

поврежденных продольных и поперечных брусьев, досок пола грузовых, специализированных, специальных автотранспортных средств и прицепов, имеющих деревянную платформу или фургон, в случае крепления баллонов под ними;

предметов, расположенных в багажных отделениях легковых автомобилей и автобусов, грузовых отделений фургонов и грузовых платформ грузовых автомобилей.

8. На колесных транспортных средствах с дизельными двигателями, предназначенными для переоборудования в газодизельные, штатная топливная аппаратура проверяется и при необходимости регулируется, ремонтируется или заменяется.

9. Принимаемое для установки ГБО колесное транспортное средство имеет запас топлива в топливном баке не менее 25 % емкости топливного бака.

10. При приемке-сдаче колесного транспортного средства оформляется приемосдаточный акт в двух экземплярах, подписываемый заказчиком и исполнителем, один из которых остается у исполнителя, второй экземпляр выдается заказчику.

11. Для колесного транспортного средства с дизельным двигателем к приемосдаточному акту прикладывается протокол результатов проверки и регулировки топливного насоса высокого давления (далее - ТНВД) и форсунок.

IV. Газобаллонное оборудование

12. Комплект ГБО газовой системы питания двигателя с искровым зажиганием включает в себя следующие компоненты:

газовый баллон (баллоны) с соответствующими креплениями на автотранспортном средстве;

внешнее заправочное устройство;

электронный блок управления с соответствующими жгутами проводов;

инжекторы (инжекторную рейку или дозатор);

рукава газовые автомобильные гибкие;

газопроводы жёсткие (медные, стальные);

комплект деталей для крепления компонентов на автотранспортном средстве;

комплект эксплуатационной документации.

V. Монтаж газобаллонного оборудования на колесные транспортные средства

13. Размещение ГБО на колесном транспортном средстве проводится с обеспечением удобства и безопасности его монтажа, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта в различных условиях и защиты от солнечной радиации и теплового излучения системы выпуска отработанных газов.

14. На КТС монтируется газобаллонное оборудование, обладающее герметичностью и не образовывающее в воздухе концентрации природного или сжиженного углеводородного газа свыше предельно допустимых значений.

VI. Технологическое оборудование и средства измерения, используемые для проведения работ по установке газобаллонного оборудования

15. Установка газобаллонного оборудования на КТС и его обслуживание осуществляется на следующих специализированных участках:

испытания газотопливных систем и технического обслуживания автотранспортного средства;

комплектации, подготовки, ремонта и поверки газобаллонного оборудования;

установки ГБО на автотранспортное средство.

16. Установка газобаллонного оборудования на КТС, его обслуживание и ремонт обеспечиваются применением специального инструмента, приборов, оборудования, стендов:

компьютер с системой не ниже WIN-95;

интерфейсы AE 171 (AE 171 US);

ключ программы AEB ON LINE (дилерский);

четырехкомпонентный газоанализатор двухкомпонентный (СО/СН/СО2,О2);

компрессоры, рабочее давление 1, 6 МПа (СУГ), 10,0 МПа (КПГ);

автотестер для контроля зажигания и электрооборудования автомобиля;

тестер плотности (мыльная пена);

детектор утечек газа;

стенд для проверки газового оборудования;

стенд для проверки газовых форсунок;

прибор для проверки свечей малогабаритный;

профессиональный цифровой стробоскоп;

сканер диагностический типа ДСТ.

VII. Приемка работ по установке газобаллонного оборудования

17. Приемка КТС производится в соответствии с технической документацией изготовителя ГБО. При приемке колесного транспортного средства на установку ГБО проверяют комплектность и техническое состояние КТС. Внешним осмотром и с помощью специальных средств измерения определяют состояние кузова, рамы, кабины, крыши.

18. Установка (монтаж) ГБО на КТС состоит из следующих основных операций:

работы по установке деталей и узлов ГТА на двигателе и в моторном отсеке;

монтаж газовых баллонов и деталей ГТА на раме или кузове, включая газовые трубопроводы высокого давления;

установка дополнительного электрооборудования и контрольно-измерительных приборов и автоматики (далее - КИПиА);

монтаж грузовой платформы (кассет с газовыми баллонами).

VIII. Испытания газовой системы питания газобаллонных колесных транспортных средств

19. Испытания газовой системы питания газобаллонных колесных транспортных средств производятся на специализированных станциях (участках) сжатым воздухом с последующим вакуумированием ГБО газобаллонных автотранспортных средств.

20. Испытания ГБО включают в себя:

проверку на герметичность давлением 1,6 МПа (СУГ), 10,0 МПа (КПГ);

проверку на прочность соединений газопроводов, агрегатов и узлов ГБО на КПГ (опрессовку ) давлением 19,6 МПа;

регулировку двигателя, проверку работоспособности;

проверку содержания СО, СН в отработавших газах двигателя, дымности газодизельного двигателя.

IX. Выдача газобаллонных колесных транспортных средств заказчику

21. По окончании работ заказчику установщиком ГБО выдаются:

заверенные в установленном порядке копии сертификатов соответствия на выполнение услуг по установке, проверке герметичности и опрессовке газовой системы питания;

заверенное в установленном порядке свидетельство формы 2а о соответствии колесного транспортного средства с установленным на него ГБО требованиям безопасности;

заверенное в установленном порядке свидетельство формы 2б о проведении периодических испытаний ГБО, установленного на колесном транспортном средстве;

инструкцию по эксплуатации ГБО, содержание которой определяется Правилами ЕЭК ООН № 115-00.

X. Территории и производственные помещения для проведения работ по установке газобаллонного оборудования

22. При установке ГБО используются производственные, вспомогательные, санитарно-бытовые помещения и открытые площадки для хранения газобаллонных автотранспортных средств, соответствующие действующим нормам и правилам в строительстве и на транспорте.

23. Хранение и работы с газобаллонными автотранспортными средствами, в баллонах которых находится КПГ под давлением, может проводиться в помещениях без принудительной вентиляции и системы автоматического пожаротушения при условии, что свободный объем (объем воздуха в помещении) превышает минимально допустимую величину, определяемую расчетным путем. В расчет принимается допущение, что происходит авария только одного баллона. Для парка автотранспортных средств с установленными баллонами объемом 50 л и рабочим давлением 19,6 МПа, оснащенными вентилем или автоматическим клапаном, допустимый свободный объем составляет не менее 2872 м3.

24. Участок испытания и регулировок газотопливной аппаратуры для СУГ имеет свободный объем помещения 170 м3 на 1 л объема газового баллона. В расчет принимается допущение, что происходит авария только одного баллона. Участок испытания отделяется от других участков кирпичной или железобетонной перегородкой высотой от 3,5 до 4,0 м и оборудуется системой контроля загазованности среды и вытяжной вентиляцией с нижним забором воздуха.

25. При размещении участка СУГ в производственном корпусе обеспечивается максимальное естественное освещение (наличие оконных проемов) и примыкающая проезжая часть для транспортировки баллонов и въезда (выезда) автотранспортных средств.

26. При организации выхода из производственного помещения через внутренний коридор обеспечивается отсутствие в последнем порогов и других препятствий, а также достаточная ширина для свободной транспортировки баллонов.

27. При размещении оборудования и определении ширины проемов учитывается свободное перемещение крупногабаритных комплектующих (кузов, баллоны в сборе, крупногабаритные агрегаты) с помощью кран-балки, подъемников и тележек на основном производственном участке, складе или площадке для временного хранения.

ХI. Безопасность и охрана окружающей среды

28. Помещения для технического обслуживания (далее - ТО), текущего ремонта (далее - ТР) и хранения газобаллонных автотранспортных средств оборудуются:

непрерывно действующей системой автоматического контроля (далее - САК) воздушной среды в помещении с установкой датчиков до взрывоопасных концентраций;

аварийной вентиляцией кратностью не менее пяти объемов в час с резервными вентиляторами;

легкосбрасываемыми перекрытиями для помещений категории А.

29. Независимо от категории помещения обеспечиваются воздухообменом кратностью не менее одного объема в час.

30. При невозможности осуществления однократного воздухообмена только за счет естественной вентиляции, помещения оборудуются вентиляцией с механическим побуждением, обеспечивающей однократный воздухообмен системой автоматического контроля воздушной среды. В ремонтных канавах (при их наличии) предусматривается принудительная приточная вентиляция.

31. Приемные отверстия для удаления газо-воздушной смеси размещаются в верхней зоне помещения.

32. Сигналы о достижении опасного уровня концентрации газа от системы автоматического контроля поступают в помещения, где осуществляется круглосуточное дежурство обслуживающего персонала (диспетчерская, контрольно-пропускной пункт, помещение охраны).

САК воздушной среды срабатывает при достижении в помещениях концентрации природного газа (по метану), составляющей 20 % от нижнего концентрационного предела распространения пламени.

33. Рекомендуется устанавливать не менее двух датчиков САК на каждый пост ТО (ТР) и на каждые 50 м2 в помещениях для хранения газобаллонных автотранспортных средств.

Учитывая, что относительная плотность природного газа по воздуху менее 0,54-0,56 датчики САК для КПГ размещаются в верхних точках помещений (над источниками возможной утечки природного газа).

34. Вторичные приборы системы автоматического контроля воздушной среды, контрольно-измерительные и испытательные устройства, выполненные в не взрывозащищенном исполнении, располагаются вне взрывоопасных зон по ПУЭ.

35. При достижении в одном из контролируемых зон помещения концентрации КПГ, составляющей 1% газа по объему (в пересчете на метан), САК обеспечивает:

включение аварийной вытяжной вентиляции помещений хранения, ТО, ТР, диагностических и регулировочных работ, выполненной во взрывозащищенном исполнении;

включение звуковой сигнализации и аварийного освещения указанных помещений, включая рампы, а также всех путей эвакуации из них с установкой световых указателей над выходами из помещений и через каждые 50 м по путям эвакуации;

отключение всех прочих потребителей электроэнергии, за исключением систем противопожарной автоматики и связи (при их наличии).

36. Включение аварийной вентиляции предусматривается от приборов, сигнализирующих об опасной концентрации газа в воздухе в помещении, дублированных ручным пуском. Одновременно с этим обеспечивается отключение других приемников электрической энергии в помещении, а так же приточной вентиляции рассматриваемого и смежных с ним помещений.

С наружной стороны входов в служебных помещениях устанавливается световая сигнализация.

Возможность рециркуляции воздуха для дежурного отопления помещений исключается.

37. Электроснабжение САК воздушной среды, аварийного освещения и аварийной вентиляции (при их наличии) предусматривается по 1-й категории надежности.

38. Электрооборудование смежных помещений, расположенное в пятиметровой зоне от дверных проемов помещений при выполнении его в не взрывозащищенном исполнении (по ПУЭ), при срабатывании САК отключается одновременно с электрооборудованием соответствующего участка.

39. На постах ТО и ТР газобаллонных колесных транспортных средств на КПГ предусматривается наличие выгороженных вытяжных вентиляционных камер.

XII. Техника безопасности при установке газобаллонного оборудования

40. Перевод КТС для работы на СУГ или КПГ производится в соответствии с требованиями конструкторской и нормативной документации изготовителя ГБО.

41. Сварочные, малярные работы (включая искусственную сушку), а также работы с электродрелью, абразивными и другими материалами, дающими искрение, проводятся при отсутствии газа в баллонах.

42. Работы по снятию и установке ГБО выполняются специальными инструментами, агрегаты снимаются только в остывшем состоянии.

43. Установка баллонов на КТС производится с помощью грузоподъемных устройств. При установке баллонов выдерживаются соответствующие технической документацией монтажные размеры, а также положение вентилей и штуцеров для подсоединения газопроводов.

44. Под каждый хомут крепления баллона устанавливаются резиновые прокладки.

45. На КТС устанавливаются только газопроводы высокого давления, соответствующие документации. Перед установкой газопроводов они продуваются сжатым воздухом и осматриваются (не допускается наличие трещин и повреждений).

46. Работы по установке ГБО проводятся при отключенной массе аккумуляторных батарей.

47. При разработке нормативно-методических документов, регламентирующих установку газобаллонного оборудования на колесные транспортные средства, в них рекомендуется включить следующие положения:

1) в помещениях, предназначенных для проведения работ по переводу колесных транспортных средств на СУГ и КПГ, запрещается:

курить, пользоваться открытым огнем и работать с применением паяльных ламп и сварочных аппаратов;

заправлять КТС жидким топливом, а также сливать жидкое топливо из баков;

оставлять открытыми отверстия горловин топливных баков (для жидкого топлива);

подзаряжать аккумуляторные батареи (в помещениях);

мыть или протирать бензином кузов, детали или агрегаты газобаллонного автомобиля, а также руки и одежду;

хранить жидкое топливо, за исключением жидкого топлива в баках, а также не предусмотренные материалы и предметы;

2) не допускается проводить подтяжку гаек и соединений, замену узлов и деталей системы питания, находящиеся под давлением;

3) при проведении электромонтажных работ необходимо соблюдать следующее:

не допускается проворачивание закрепленных проводов относительно клемм приборов;

не допускается касание проводов, проложенных в моторном отсеке к датчику давления газа, электромагнитному газовому клапану, бензиновым и газовым форсункам, электронному блоку управления подачи газообразного топлива, вариатору опережения зажигания и другим элементам электрооборудования и системы управления нагреваемых деталей двигателя;

не допускается касание металлических деталей автотранспортного средства с токонесущими клеммами приборов и наконечниками проводов;

не допускается повреждение изоляции проводов;

не допускается расположение проводов на острых кромках и ребрах деталей автотранспортного средства;

не допускается плотная посадка изоляционных трубок на наконечники проводов, а также их зажим крепежными деталями;

4) не допускается:

производить заправку, обслуживание и ремонт газобаллонной аппаратуры при наличии людей в салоне и кабине автотранспортного средства;

в случае утечки газа запускать двигатель с открытыми расходными вентилями на баллонах;

пользоваться открытым огнем, в том числе при проверке герметичности соединений.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 38, ст. 4475.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 17, ст. 2099, 2012, № 1, ст. 200.

Обзор документа

Утверждены методические рекомендации по установке газобаллонного оборудования (ГБО) на колесные транспортные средства (КТС), находящиеся в эксплуатации в России.

Они предназначены для физических и юрлиц, устанавливающих газобаллонное оборудование на КТС.

Установка комплекта ГБО на конкретную категорию КТС определяется инструкцией по монтажу комплектов газового оборудования заводов-изготовителей.

В ГБО входят газовый баллон, внешнее заправочное устройство, инжекторы, электронный блок управления и др.

Установка ГБО и обслуживание транспортного средства осуществляются на специализированных участках. Закреплены правила техники безопасности при установке оборудования. При этом КТС не должны иметь трещины, ослабленные соединения и механические повреждения в местах крепления ГБО.

На автомобилях с дизельными двигателями, предназначенными для переоборудования в газодизельные, штатная топливная аппаратура проверяется и при необходимости регулируется, ремонтируется или заменяется.

При приемке-сдаче КТС оформляется приемосдаточный акт.

Испытания газовой системы питания газобаллонных КТС производятся на специализированных станциях.

Положения, касающиеся средств измерений, применяемых при установке ГБО и испытаниях газотопливных систем питания, вступают в силу с 1 января 2013 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: