Руководства, Инструкции, Бланки

Направление На Пмпк От Школы Образец img-1

Направление На Пмпк От Школы Образец

Рейтинг: 4.1/5.0 (1371 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Логопеды, как оформлять ребенка на пмпк

логопеды, как оформлять ребенка на пмпк

фппд Нгпу Ученик (92), закрыт 4 года назад

напишите, пожалуйста, процедуру оформления на пмпк. от начала и до конца. ребенко идет на пмпк с реч. заключением? когда он идет на пмпк? в середине сентября? напишите, пожалуйста процедуру оформления на пмпк в доу и школе. прошу написать все очень подробно. спасибо заранее

mihondya Мыслитель (5314) 4 года назад

на ПМПК ребенка отправляют с согласия родителя, с сопроводительными документами-характеристика. заключение медика, психолога и характеристика от воспитателя. К 1 сентября ребенок должен получить рекомендации ПМПК по дальнейшему прохождению воспитания и обучения.

miu miu Оракул (71141) 4 года назад

1логопед обследует ребенка и решает, нуждается ли он в логопедической группе
2. родитель или законный представитель ребенка пишет заявление о желании получить Направление на ПМПК
3. логопед вносит данные по обследованию в бланк ПМПК и выдает его родителю для дальнейшего прохождения специалистов. Кроме направления родитель получает бланк характеристики (ее заполнит воспитатель детского сада, который посещает ребенок + она понадобится при визите к психиатру). Если ребенок неорганизованный, характеристика не выдается). Родитель проходит обозначенных в направлении специалистов (педиатр - подробная выписка из анамнеза ребенка, офтальмолог, ортопед или хирург, невролог, психиатр) На направление ставится печать учреждения, где были пройдены специалисты + личные печати врачей + необходима папка-скоросшиватель + копия свидетельства о рождении и файлы
4.Родитель приходит с оформленным направлением, логопед проверяет правильность оформления и вписывает в направление дату прохождения ПМПК ( в Питере в Московском районе с 01 октября по 30 апеля каждую среду) + в некоторых вариантах время, к которому должен явиться родитель
5.формируется папка: направление + копия свидетельства о рождении + заявление о желании получить направление
6. родитель с ребенком идет в указанный день непосредственно на ПМПК, где ребенка обследуют независимые эксперты и подтверждают необходимость зачисления его в логопедчиескую группу
7.Председатель ПМПК на направлении визирует "Зачислен в детский сад такой-то с такого-то числа. Зачисление производится на следующий учебный год (кроме особо экственных вариантов). Часто родителям сообщается о дате собрания для родителей вновь поступающих детей.
8.документы передаются в детский сад, куда направлен ребенок.

Другие статьи

Условия приёма

Условия приёма

Условия и порядок приема:

Инициаторами обращения в ПМПК могут быть родители (законные представители), а также специалисты учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты, обнаружившие показания к направлению ребенка на ПМПК. В последнем случае должно быть получено согласие родителей (законных представителей), подтвержденное доверенностью.

Согласие родителей на обследование ребенка оформляется письменно.

Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), в исключительных случаях – по их доверенности.

Предварительная запись на обследование проводится также с согласия родителей. Родители (или специалисты по доверенности) должны представить в ПМПК следующие документы:

от учреждения (ДОУ, СОШ, др.):

  1. Направление на ПМПК
  2. Характеристика из школы/детского сада (педагогическая, психологическая)
  3. Письменные работы, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности (для школьников обязательно: тетради по русскому языку и математике)
  4. Выписка об успеваемости учащегося

о т родителей/законных представителей

  • Копия свидетельства о рождении
  • Медицинская карта ребенка из поликлиники или выписка из медицинской карты (направление на ПМПК)
  • Заключения офтальмолога о состоянии органов зрения
  • Заключение отоларинголога о состоянии органов слуха
  • Заключение детского психиатра (направление на ПМПК)
  • Все имеющиеся медицинские заключения ( справка об инвалидности, ИПР и др.)
  • Осмотр проводится в присутствии родителей, законных представителей или третьих лиц с предоставлением доверенности.

    Специалисты учреждений социальной защиты, здравоохранения (приютов, центров, домов ребёнка) предоставляют документы, подтверждающие статус ребенка – «ребёнок оставшийся без попечения родителей» (акт об изъятии. заявление в суд о лишении родительских прав, решение суда о лишении родительских прав, постановление об определении несовершеннолетних оставшихся без попечения родителей на полное государственное обеспечение) и доверенность от руководителя учреждения.

    Обследование ребенка на ПМПК осуществляется специалистами индивидуально и (или) коллегиально, что определяется психолого-медико-педагогическими задачами и зависит от индивидуально-типологических особенностей обследуемого. По результатам обследования составляется коллегиальное заключение ПМПК с содержащимися в нем рекомендациями, с учетом мнения каждого специалиста.

    Коллегиальноезаключение является документом, подтверждающим право детей и обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на обеспечение оптимальных условий для получения ими образования.

    В протоколе обследования заключения врачей ПМПК имеют форму диагноза в соответствии с современными требованиями Международной статистической классификации болезней (десятого пересмотра).

    При наличии показаний врачи ПМПК рекомендуют наблюдение ребенка узкими специалистами. Сведения о ребенке и результаты диагностики вносятся в журнал учета детей, прошедших обследование.

    Коллегиальное заключение с рекомендациями специалистов ПМПК доводится до родителей в доступной для понимания форме и отдается им на руки под роспись.

    Родители имеют право:

    • защищать законные права и интересы детей;
    • присутствовать при диагностико-консультационном обследовании ребенка;
    • обжаловать заключение ПМПК в установленном порядке.

    Заключение ПМПК является основанием для зачисления ребенка (только с согласия родителей или законных представителей) в специальное (коррекционное) образовательное учреждение, специальный (коррекционный) класс, группу и хранится в течение всего времени пребывания ребенка в образовательном учреждении. В диагностически сложных случаях специалисты ПМПК направляют ребенка на Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию или информируют родителей о других возможностях получения помощи.

    ПМПК имеет право приостановить оказание муниципальной услуги по обследованию ребенка в случае:

    • отсутствия необходимых для обследования документов,
    • предоставления недостоверной информации, а также по состоянию здоровья ребенка и родителей (законных представителей).

    Обследование может быть перенесено на более поздний срок.

    • ЗАПИСЬ на ПМПК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРИ ПОДАЧЕ ДОКУМЕНТОВ

    г. Лобня ул. Деповская д.4

    Ежедневно с 10.00 до 16.00

    Справки по телефонам: 8 (498) 684-25-64, 8(906) 038-38-24

    Родителям (законным представителям) иметь при себе:

    паспорт. сменную обувь (бахилы).

    Выписка из решения педсовета о направлении на пмпк от школы образец

    Организационно-правовая форма Школы - муниципальное бюджетное помещений для обучающихся при их направлении на различного рода мероприятий на основании решения психолого-медико-педагогической комиссии о По решению педагогического совета в 1 – 4 классах может быть введено.

    Выписка из решения педсовета о направлении на пмпк от школы образец: дисплей покупателя драйвер

    28 июн 2016 Направление на ПМПК · Соглашение с Решение педагогического совета ( образец) · Заявление от родителя · Выписка из амбулатороной карты ( действительно 3 месяца)(образец) Протокол ПМПК Школы. На педагогическом совете Директор школы-интерната. Протокол - заключение или направление ПМПК. Основанием для оставлен на повторный год обучения в … классе (на основании решения педагогического совета); Образец оформления обложки папки, в которой хранятся личные дела учащихся. Выписка из протокола педсовета № 1. МОУ «Красненская средняя общеобразовательная школа». от 01.09.2007года. Присутствовало: 13 чел. Повестка. 15 фев 2012 Делается выписка из заседания школьного ПМПк на каждого учащегося Если по решению школьного ПМПк ребенок направляется на программы общеобразовательной школы с целью определения (заявление установленного образца – Приложение 11); Направления диагностики.

    В состав Школы входит структурное подразделение «Детский сад», Организационно-правовая форма – муниципальное учреждение. выписки из протокола психолого - медико-педагогической комиссии. по решению Педагогического Совета Школы, утвержденному приказом директора Школы. Удостоверение установленного образца о праве на социальную поддержку комодо интернет секьюрити русский таблетка торрент и зарубежная музыка дискотек 2013. справка или выписка из домовой книги о регистрации заявителя и проживающих заключение психолого-медико-педагогической комиссии; приказом директора на основании решения педсовета в следующих случаях. Открыла работу педсовета директор школы Усманова З.М. которая обозначила целевые содержательные направления формирование дифференцированных групп для По итогам работы педагогический совет принял решение: Подготовить пакет документов для ПМПК (учащиеся 5- 8 классов) по. Школа для достижения целей своей деятельности вправе приобретать и документа государственного образца о соответствующем образовании и на на основании решения Педагогического совета Школы и по усмотрению Направление обучающихся в эти классы осуществляется только с согласия.

    Документы, предъявляемые на ПМПК

    Документы, предъявляемые на ПМПК

    13.07.2012 01:09 Psyadmin Хиты: 7762 Читаем книги

    Документы, предъявляемые на психолого-медико-педагогическую комиссию

    Дети-сироты или оставшиеся без попечения родителей

    1. Свидетельство о рождении несовершеннолетнего или его паспорт.
    2. Направление органов опеки или образовательного учреждения с указанием цели обследования.
    3. Выписка из истории развития ребенка или медицинская карта из поликлиники, выданная лечебно-профилактическим учреждением.
    4. Заключение психиатра, невропатолога, ортопеда, офтальмолога, сурдолога о нарушениях развития (если ребенок уже состоит на соответствующем учете).
    5. Педагогическая характеристика ребенка с заключениями всех работающих с ребенком специалистов (учителя, воспитателя, психолога, логопеда, дефектолога и др.)
    6. Личное дело школьника; табель с оценками успеваемости и отметками о пропусках занятий; проверенные тетради по русскому языку, математике, рисунки и другие результаты учебного труда; дневник ученика.
    7. Копия заключения ПМПК с рекомендациями при повторном представлении ребенка.
    8. Постановление органа местного самоуправления о форме устройства ребенка.
    9. Для детей, находящихся на динамическом наблюдении с целью уточнения образовательной программы, необходимо заключение специалистов и ПМП-консилиума (если таковой проводится) после диагностического года обучения.
    10. Для изменения установленного образовательного маршрута необходимо представить заключение детского психиатра или выписку из стационарного обследования в психбольнице (если ребенок проходил в ней лечение).
    Документы, определяющие социальный статус ребенка-сироты или оставшегося без попечения родителей:
    1. свидетельство о смерти родителей;
    2. справка отдела ЗАГС (форма №25 - для внебрачных детей, если сведения об отце записаны со слов матери);
    3. решение суда о лишении или ограничении родительских прав;
    4. приговор и справка из учреждения (если родители отбывают наказание в местах лишения свободы);
    5. справка из отдела милиции о месте нахождения родителей или решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим (умершим), недееспособным;
    6. медицинское заключение о состоянии здоровья родителей (из психдиспансера), подтверждающее, что по состоянию здоровья они не могут содержать ребенка и заниматься его воспитанием с указанием необходимости изъятия ребенка из семьи;
    7. акт из правоохранительных органов на брошенного ребенка;
    8. заявление родителей об отказе от ребенка.
    1. Свидетельство о рождении несовершеннолетнего или его паспорт (с 14-летнего воз раста).
    2. Документы, удостоверяющие личность одного из родителей или лиц их заменяющих (опекун). Ребенок обследуется только в присутствии родителей. При отсутствии родителей (лиц, их заменяющих) необходимо заверенное согласие лица, представляющего интересы ребенка.
    3. Медицинская карта из поликлиники или выписка из истории развития ребенка, выданная лечебно-профилактическим учреждением.
    4. Для детей, находящихся на динамическом наблюдении с целью уточнения образовательного маршрута, необходимо заключение специалистов (учителей, воспитателей, психолога, логопеда и др.) после диагностического года обучения.
    5. Для изменения образовательного маршрута на ПМПК необходимо представить заключение детского психиатра или выписку стационарного обследования в психбольнице (если ребенок в ней находился).
    6. Врачебное заключение (психиатра, невропатолога, ортопеда, сурдолога, офтальмолога) о нарушениях в развитии ребенка (если он уже состоит на соответствующем учете).
    7. Педагогическая характеристика из ДОУ или школы с результатами учебного труда (проверенные рабочие и контрольные тетради по русскому языку и математике, рисунки; дневник, табель успеваемости по предметам и сведениями о пропусках занятий).
    8. Представление специалистов школьного консилиума с указанием цели направления (если есть консилиум).
    9. Копия коллегиального заключения ПМПК (для повторно представляемых детей).

    На момент обследования ребенок должен быть здоров (в плане простудных, инфекционных и кожных заболеваний). Дети с остаточными явлениями чесотки, стрептодермии, дерматитов и других кожных заболеваний могут проходить обследование в случае, если предъявляется соответствующая справка от врача-дерматолога.

    Дети с педикулезом не принимаются!

    Рабочая документация МПК

    1. Журнал записи детей на ПМПк (Форма 1).
    2. Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк (Форма 2).
    3. Договор о порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) уча щегося (Форма 3).
    4. Карта развития ребенка (Форма 4).
    5. Статистический учет деятельности ПМПк (Форма 5).
    6. Заключение психолого-медико-педагогическогоконсилиума
    7. (Форма 6).
    8. Индивидуальная карта сопровождения учащегося (Форма 7).

    Журнал записи детей на ПМПк

    — выписка из медицинской карты;

    — анкета по изучению развития ребенка;

    — анкета социального педагога;

    — анкета «Особенности адаптации ребенка к школе»;

    — договор с родителями (законными представителями) или согласие родителей (законных пред­­ ставителей) на обследование и коррекционную работу (лицевая сторона карты)

    При необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке меди­ цинская сестра ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка.

    2. Документация специалистов ПМПк (согласно утвержденным формам):

    — заключения специалистов ПМПк;

    — коллегиальное заключение ПМПк с распределением обязанностей между участниками конси­л иума по ведению сопровождающей и консультативной работы с указанием примерных сроков выполнения;

    — дневник динамического наблюдения с фиксацией:

    • направлений коррекционной работы, проводимой различными специалистами;
    • сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк.

    Кроме того, в карту развития ребенка вносятся данные об обучении ребенка в классе коррекци онно-развивающего обучения, данные по специальной коррекционной работе, проводимой психо­ логами, логопедами, другими специалистами. Эти сведения вносятся в конце каждой учебной чет­ верти (для педагогов), а также после каждого курса занятий со специалистами с описанием наблюдаемой динамики.

    Карта развития ребенка

    Фамилия, имя, отчество___________________________________________________________

    Год рождения_________________ месяц__________________ число______________________

    Возраст на момент оформления_____________________________________________________

    Сведения о родителях (лицах, их замещающих):_______________________________________

    Мать___________________________________________________________________________(Ф.И.О.; возраст, образование, профессия)

    Отец____________________________________________________________________________(Ф.И.О.; возраст, образование, профессия)

    Другие члены семьи______________________________________________________________

    Анамнестические данные:беременность (по счету) ___________________________________

    (токсикоз I. II половины, угроза прерывания беременности, заболевания)

    Роды:по счету ______________ в срок, преждевременные, запоздалые (нужное подчеркнуть)

    наркоз (да/нет) ______________________самостоятельные (да/нет); со стимуляцией (да/нет)

    вес __________________, длина _____________, оценка по шкале Апгар __________________

    Особенности раннего развития_____________________________________________________

    ________________________________________________________________________________(своевременное, опережающее, задержанное,…)

    Речевое развитие: первые слова__________________ простые фразы_____________________

    Перенесенные заболевания, травмы, операции:________________________________________

    Дополнительные сведения о раннем возрасте_________________________________________

    ________________________________________________________________________________(посещал ясли, сад, с какого возраста)

    Особенности адаптации в детских дошкольных учреждениях____________________________

    ________________________________________________________________________________Взаимоотношения со сверстниками _________________ ____________________________________________________________________________

    Взаимоотношения со взрослыми____________________________________________________

    Поведение ребенка в домашней обстановке___________________________________________

    Готовность к школьному обучению:

    ________________________________________________________________________________(навыки чтения, письма, счета)

    Особенности школьного возраста:

    - с какого возраста пошел в школу__________________________________________________

    - особенности адаптации к школе___________________________________________________

    ________________________________________________________________________________(усвоение программы, взаимоотношения со сверстниками)

    - когда начались проблемы и с чем они связаны_______________________________________

    - уровень успеваемости в школе на настоящий момент_________________________________

    - отношения со сверстниками_______________________________________________________

    - отношения со взрослыми_________________________________________________________

    Краткая история настоящей проблемы_______________________________________________

    _______________________________ (когда возникла, чем спровоцирована, как развивалась, к каким специалистам обращались)

    Подпись специалиста ______________________

    Статистический отчет деятельности ПМПк

    Отчетная ведомость составляется один раз в год. Копия отчетной ведомости сдается в вышестоя­ щую организацию (районный ПМП консилиум). Отчет включает:

    — данные по обеспеченности школьного Консилиума специалистами;

    — количество детей, прошедших консилиум за отчетный период;

    — основные выявленные проблемы детей;

    — основные рекомендации специалистов;

    — сведения о направлении детей в другие инстанции;

    — анализ трудностей, встречающихся в деятельности консилиума.

    Заключение

    Дата заполнения «______»______________________________

    Фамилия, имя ребенка_____________________________________________________________

    Дата рождения __________________________________________________________________

    Дата обследования_____________________________________________________________ Детский сад _________________________ группа _____________________________________

    Причины направления на ПМПк:

    Мнение воспитателя ______________________________________________________________

    Приложение (отметить наличие):

    1. Педагогическое представление.
    2. Психологическое представление.
    3. Логопедическое представление.
    4. Медицинское представление (выписка из истории болезни)

    Другие документы, представленные на консилиум: ____________________________________

    Заключение консилиума: __________________________________________________________

    Рекомендации по коррекционно-развивающему обучению: _____________________________

    Директор школы ___________________________

    М.П. Председатель ПМПк ___________________________

    Соц.педагог ___________________________ Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы________________________

    Психолого-медико-педагогический консилиум

    Психолого-медико-педагогический консилиум

    Развитие современной школы требует знания особенностей каждого школьника, путей профессионального сопровождения ребенка, умения определить индивидуальный маршрут воспитанника с учетом его психофизических, и индивидуальных особенностей.

    На основании анализа реальной ситуации психолого-медико-педагогического сопровождения и в целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в условиях образовательного учреждения Министерство образования Российской Федерации рекомендует создать психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях.

    Прежде всего, необходимо развести функции, направления деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк).

    Для специалистов ПМПК важнейшей задачей является дать ответ на вопрос, при каких условиях ребенок с выявленными особенностями развития сможет реализовать свой потенциал, будучи интегрированным в социум.

    На основании Положения о службе практической психологии в системе Департамента образования города Москвы:

    « Психолого-медико-педагогические комиссии осуществляют дифференцированный отбор детей с особенностями развития в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, устанавливают психолого-педагогический статус ребенка, определяют вид образовательного учреждения и образовательный маршрут ребенка, действуют на основании положений. Городская психолого-медико-педагогическая комиссия утверждается приказом Департамента образования города Москвы и осуществляет работу по комплектованию специальных (коррекционных) образовательных учреждений по межтерриториальному признаку, разрешает конфликты между родителями (законными представителями) и образовательными учреждениями или окружными (районными) психолого-медико-педагогическими комиссиями.

    Окружная психолого-медико-педагогическая комиссия утверждается приказом окружного управления образования и служит для комплектования специальных (коррекционных) образовательных учреждений окружного подчинения».

    В части содержания своей деятельности комиссии подотчетны Департаменту образования города Москвы.

    Окружная психолого-медико-педагогическая комиссия в отличие от консилиума имеет официальное юридическое полномочие выставлять медицинский диагноз. На основании данного диагноза она осуществляет дифференцированный отбор детей с особенностями развития и на основании установленного психолого-педагогического и медицинского статуса ребенка определяет для него особый образовательный маршрут или дает направление в специализированное образовательное учреждение.

    Психолого-медико-педагогический консилиум призван рассматривать личность ребенка с учетом всех ее параметров: психологического и психического развития, социальной ситуации, состояния здоровья, характера предъявляемых требований, оптимальности педагогических воздействий.

    ПМПк является объединением специалистов конкретного образовательного учреждения, составляющее ядро психолого-медико-педагогической службы образовательного учреждения, организуемое при необходимости комплексного, всестороннего, динaмичeского диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности в адаптации к условиям данного образовательного учреждения различной этиологии в связи с отклонениями в развитии окончание сужает спектр проблем.

    Психолого-медико-педагогический консилиум - организационная форма, в рамках которой объединяются усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса для решения проблем обучения и полноценного развития детей и подростков.

    ПМПк не является самостоятельным учреждениеми не имеет статуса юридического лица. Специалисты ПМПк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом образовательного учреждения в работе консилиума.

    Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего Положения Министерства образования Российской Федерации (приказ № 27/901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определены все параметры, режим деятельности, необходимая документация.

    Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

    В задачи ПМПк образовательных учреждений входит:

    • выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;
    • выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;
    • подготовка необходимых документов для детей, нуждающихся в специальном коррекционном учреждении;
    • выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны психолога и других специалистов;
    • анализ развития и обучения тех детей, которые, несмотря на запрос к консилиуму со стороны педагогов или родителей, не нуждаются в дополнительной специализированной помощи,
    • формирование рекомендаций для родителей, педагогов и педсовета по организации помощи детям методами и способами доступными педагогическому коллективу для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;
    • отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ;
    • определение готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, поступающих в школу, с целью выявления «группы риска»;
    • решение вопроса о создании в рамках данного образовательного учреждения условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребенка. При необходимости — перевод в специальный (коррекционно-развивающий, компенсирующий и т.п.) класс, выбор соответствующей формы обучения (индивидуальное, на дому; смешанное; экстернат; домашнее и др.);
    • при положительной динамике и компенсации отклонений в развитии — определение путей интеграции ребенка в классы, работающие по основным образовательным программам;
    • профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий и психологически адекватной образовательной среды;
    • подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьными навыками, умениями и знаниями, перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценку ее эффективности;
    • организация взаимодействия между педагогическим коллективом образовательного учреждения и специалистами, участвующими в работе психолого-медико-педагогического консилиума, при возникновении конфликтных ситуаций, трудностей диагностики, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций ПМПк.

    Организация психолого-медико-педагогического консилиума

    ПМПк организуется на базе образовательного учреждения независимо от типа и вида, утверждается приказом руководителя образовательного учреждения. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения. ПМПк работает во взаимодействии с вышестоящими структурными подразделениями и с психолого-медико-педагогической комиссией.

    Психолого-медико-педагогический консилиум - организационная форма, в рамках которой возможно:

    - психологическое ознакомление субъектов учебно-воспитательного процесса с особенностями развития ребенка;

    - более наблюдательное и объективное наблюдение и оценка педагогами различных сторон обучения и поведения детей,

    - выработка общего языка обсуждения тех или иных проблем;

    - объединение усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков;

    - определение программы индивидуального развития ребенка;

    - распределение обязанности и ответственность субъектов учебно-воспитательного процесса;

    - координирование действия субъектов учебно-воспитательного процесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному ученику. ПМПк выполняет следующие функции.

    Деятельность ПМПк руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом об основных гарантиях прав ребенка в РФ, Семейным кодексом РФи основывается на основе Инструктивное письмо № 27/901-6 от 27.03.2000 Министерства образования Российской Федерации:

    • ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.
    • Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников.
    • Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.
    • Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.
    • При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
    • Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).
    • Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
    • При направлении ребенка в ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.

    Прогностическая функция включает в себя регулярный анализ и оценку концепции деятельности ПМПк конкретного образовательного учреждения, используемых в работе диагностических методик, коррекционных программ сопровождения определенного ребенка и т.д. Данное направление предполагает оценку актуальности, обоснованности поставленных целей и задач, а также условий их достижения с помощью предлагаемых приемов, средств, методов.

    Данная функция предполагает следующее:

    • ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.
    • Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.
    • Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.
    • На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
    • Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.
    • Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью необходимые ассигнования для оплаты труда специалистов за работу в составе ПМПк следует планировать заблаговременно.
    • Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя.
    • Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.
    • На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель ДОУ или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.
    • На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.

    Вся диагностическая и экспертная деятельность консилиума с детьми проводится только с добровольного согласия родителей (законных представителей) и, при желании, в их присутствии.

    ПМПК осуществляет диагностику развития ребенка, процесс образования (формировании знаний, умений и навыков общесоциального и академического плана и целостном развитии личности), способной к самореализации, адаптации и интеграции в социум на каждом возрастном этапе (от 0 до 18 лет).

    Экспертные аспекты данной функции предполагают высокопрофессиональный уровень диагностики развития ребенка, обучение и воспитание которого в семье или образовательном учреждении требует специальной психолого-педагогической и сопутствующей медицинской, социальной и правовой помощи.

    При осуществлении экспертно-диагностической функции необходимо обратить внимание на следующие составляющие достоверности диагностики, обеспечиваемые многоаспектностью диагностической картины в сочетании с наблюдениями за ее динамическими изменениями:

    • своевременность диагностики(ранняя диагностика) ( как можно более раннее выявление отклонений в развитии или постановка вопроса о наличии отклонений в развитии ребенка с последующей адекватной процедурой диагностики);
    • комплексность диагностики( учет медицинских, психологических, педагогических, социальных аспектов диагностики развития, выявляемых специалистами соответствующих профилей);
    • всесторонняя диагностика (осуществляется специалистами разных профилей в рамках их профессиональных задач и компетенции). Под всесторонностью любого вида обследования (медицинского, психологического, педагогического) имеется в виду широкий системный взгляд каждого специалиста на проблемы развития ребенка сквозь призму конкретного предмета исследования. Например, психолог, предполагающий отклонения в состоянии мышления ребенка, обязательно оценивает роль и место этих отклонений в структуре его психического развития. В частности, речь идет о соотношении первичного и вторичных отклонений в развитии.
      (Например, мышление может страдать из-за нарушений собственно мыслительных операций, а может и вследствие нарушений мотивации, эмоционально-волевой и личностной сферы, умственной работоспособности, конкретных психических функций и т.п.)
    • динамические аспекты диагностики (анализ анамнестических и катамнестических данных, «срезовые» или лонгитюдные исследования и наблюдения за развитием ребенка на разных возрастных этапах. Динамика развития ребенка оценивается с точки зрения как общих онтогенетических закономерностей, так и индивидуальных особенностей развития);
    • целостный подход (реализуется на основании всех вышеперечисленных аспектов диагностики развития и заключается в понимании онтогенетических закономерностей развития, в создании необходимых условий для адаптации и максимальной самореализации личности ребенка в социуме).

    Таким образом, диагностика должна рассматриваться в развитии. В центре внимания любого специалиста находится развивающийся ребенок, а не диагноз. Специалист ПМПк должен понимать, в каких условиях развитие ребенка будет максимально приближено к реализации имеющихся у него потенциальных или резервных возможностей.

    На основании данных диагностического исследования специалисты ПМПк определяют специальные образовательные потребности детей с отклонениями в развитии. Определив образовательные потребности ребенка, специалисты консилиума разрабатывают определенный индивидуальный маршрут проблемного ребенка; дают рекомендации педагогам, родителям, ребенку; непосредственно воздействуют на личность учащегося в ходе собеседования. Эта работа сопровождает ребенка и его проблему до достижения стабильной положительной динамики.

    Данная функция предполагает защиту интересов ребенка и его семьи. Реабилитация может быть:

    • семейной, в процессе которой педагог стремится повысить глазах родителей статус ребенка, как члена семьи;
    • школьной, в процессе которой ПМПк способствует разрушению отрицательного стереотипа ребенка, сложившегося у педагогов, а также повышению его статуса в коллективе класса.

    Подготовка и проведение ПМПк

    Как уже отмечалось, заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые.

    Деятельность плановых консилиумов направлена на:

    • анализ процесса выявления детей «группы риска», а также ее количественного и качественного состава (учащиеся классов коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения, дети с признаками школьной дезадаптации, неуспевающие и слабоуспевающие дети);
    • определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с трудностями адаптации в данных образовательных условиях;
    • профессиональную квалификацию динамики развития ребенка в процессе реализации индивидуализированной коррекционно-развивающей программы, внесение необходимых изменений в эту программу.

    Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов (в первую очередь — учителей, воспитателей), непосредственно работающих с ребенком.

    Поводом для проведения внепланового ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в данных образовательных условиях.

    Задачи внепланового консилиума следующие:

    • решение вопроса о необходимости принятия адекватных экстренных мер по выявленным обстоятельствам, касающимся конкретного ребенка;
    • внесение изменений в индивидуальные коррекционно-развивающие программы сопровождения в случаях их неэффективности.

    Периодичность ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное обследование детей с отклонениями в развитии. Не реже одного раза в квартал проводятся плановые ПМПк, на которых осуществляется анализ состава, количества и динамики развития детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической, диагностико-коррекционной помощи.

    Деятельность ПМПк можно разделить на следующие этапы:

    I.Подготовительный этап.

    ПМПк представляет собой небольшое по численности собрание людей, ответственных за успешное обучение и развитие ребенка в образовательном учреждении.

    Заседание психолого-медико-педагогического консилиума проводится: - по результатам обследования всех специалистов;

    - по запросу учителя (воспитателя);

    - по запросу психолога;

    - по запросу учителя-логопеда;

    - по запросу родителей;

    - по запросу социального работника;

    - по запросу медицинского работника;

    - по запросу ученика.

    При подготовке заседания ПМПк необходимо проведение обследования ребенка всеми специалистами консилиума:

    Медицинский работник образовательного учреждения дает информацию о состоянии здоровья и физических особенностях школьников. Соматическое состояние школьников должно оцениваться по трем основным показателям:

    1. Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума.

    - Соответствие физического развития возрастным нормам;

    - Состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;

    - Переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры).

    2. Факторы риска нарушения развития.

    - Наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказаться на развитии ребенка;

    - Факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний.

    3. Характеристика заболеваемости за последний год.

    Информация о ребенке представляется по тем пунктам характеристики, в которых содержатся важные для сопровождения данные.

    Кроме этого на заседание по решению ПМПк могут быть представлены данные:

    • педиатрического обследования (выявление особенностей развития, отклонений в состоянии соматического здоровья, планирование оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий для каждого конкретного ребенка; разработка соответствующих рекомендаций);
    • психопатологического обследования, проведенного врачом-психиатром или психоневрологом (выявление, анализ и систематизация отдельных психопатологических и соматоневрологических симптомов, распознавание психопатологических синдромов с установлением ведущего синдрома; формулировка нозологического диагноза, установление клинической формы и типа течения заболевания, рекомендации и составление плана коррекционных мероприятий)

    При необходимости предоставляются данные:

    - обследования отоларинголога: исследование слуха. Заключение по коррекции слуха;

    - обследования офтальмолога. Заключение по коррекции зрения.

    Учитывая, что в образовательных учреждениях не предусмотрены такие специалисты как невропатолог, психоневролог, отоларинголог, офтальмолог и др. возникает проблема обеспечения ПМПк данными исследований перечисленных специалистов. Анализируя опыт разных окружных управлений образования, можно предложить следующее:

    - образовательному учреждению заключить договор на сотрудничество с районной поликлиникой на привлечение вышеперечисленных специалистов к работе ПМПк;

    - образовательному учреждению заключить договор на сотрудничество с окружным ПМС-центром (если данные специалисты там присутствуют) на привлечение вышеперечисленных специалистов к работе ПМПк.

    Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6