Руководства, Инструкции, Бланки

Руководство Практического Психолога Под Ред И В Дубровиной

Рейтинг: 4.0/5.0 (460 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Решетникова Ольга

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ И СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Под редакцией И.В. Дубровиной М. Академический проект, 2002

Эта книга из серии «Руководство практического психолога» переиздается уже в шестой раз. Такая востребованность объясняется прежде всего дефицитом практических материалов для работы с детьми самого трудного возраста — подростками и старшеклассниками.

Основу сборника составляют программы групповой психологической работы, охватывающие разные аспекты личностного развития.

Пособие содержит также материалы, призванные помочь психологу в индивидуальной работе с детьми (материалы Е.Е. Даниловой «Психологическая беседа как основной метод получения информации о ребенке» и Д.В. Обориной «Опыт разработки социально-психологического опросника для изучения отношений подростков и старшеклассников к некоторым актуальным проблемам современности»).

Практические материалы сборника предваряет установочная статья И.В. Дубровиной «Взаимодействие школьного психолога с подростками и старшеклассниками». Здесь раскрывается специфика развивающей работы с подростками и старшеклассниками, определяются ее психолого-педагогические задачи, формулируются требования к личности самого психолога.

Про каждую из трех развивающих программ, включенных в сборник, хочется сказать отдельно, поскольку и по форме и по содержанию они отличаются друг от друга. Первая из них направлена на развитие способности к самопознанию и уверенности в себе у детей 10—12 лет (автор А.М. Прихожан). Эта программа рассчитана на длительную групповую работу с младшими подростками. Она адресована в первую очередь педагогам, не имеющим специальной подготовки в области групповой психологической работы. Поэтому программа хорошо структурирована. В ней раскрываются основы групповой работы, обращается особое внимание на поведение и позицию ведущего. Ведь педагогу для проведения тренинговых занятий необходима глубокая психологическая перестройка, уводящая его от традиционной «дидактической» позиции.

Каждое из 15 занятий программы имеет свою тематику. Чувствуется, что А.М. Прихожан провела большую работу, чтобы дать подробные методические рекомендации к их проведению. В каждом занятии выделяются ритуал начала и окончания, дается домашнее задание. А каждое из упражнений сопровождается подробными инструкциями для участников, рекомендациями по установлению обратной связи и другими крайне важными моментами.

Программа по развитию мотивов межличностных отношений у подростков 12—15 лет ( Д.В. Лубовский) направлена на «работу с глубоко личностными проявлениями подростков». Поэтому она адресована психологам-профессионалам, имеющим навыки групповой работы с подростками. На каждом из 10 занятий предполагается серьезная работа с проблемами, типичными для детей данного возраста.

Разработанная Н.Н. Толстых «Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию у учащихся 15—17 лет» может быть использована как педагогами, так и психологами при групповой и индивидуальной работе со старшеклассниками.

Сборник вполне достоин того, чтобы стать основой для серьезной работы по развитию личности подростков и старшеклассников в различных образовательных учреждениях, в подростковых и молодежных лагерях и клубах.

Видео

руководство практического психолога под ред и в дубровиной:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Руководство практического психолога под ред и в дубровиной

    Руководитель магистерской программы «Психологическая диагностика и консультирование в общем образовании».

    Ученая степень – доктор психологических наук (научная специальность 19.00.07 Педагогическая и возрастная психология, докторская диссертация на тему «Теоретические основы и прикладные аспекты развития школьной психологической службы» защищена в 1988)

    Ученое звание - профессор

    Уровень образования - высшее, МГПИ имени В.П. Потемкина (1958). Н аименование направления подготовки и (или) специальности- Филология и история, педагогическая и возрастная психология, квалификация -Преподаватель русского языка, литературы и истории.

    Общий стаж работы – 55 лет

    Стаж работы по специальности – 50 лет

    Сфера научных интересов:

    Действительный член (академик) РАО; медаль К.Д. Ушинского (1995); Знак "Отличник народного просвещения" (1986), Заслуженный деятель науки РФ (2005), Лауреат Премии Президента РФ в области образования (1996), Лауреат Премии Правительства РФ в области образования (2006), Золотая медаль Российской академии образ. "За достижения в науке" (2007).

    бакалавриат: 1. Методика преподавания психологии в высшей школе магистратура: 1. Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования» 2. Организация профессиональной деятельности 3. Психологическое благополучие школьников

    - О профессиональной подготовке практического психолога образования // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. – 2012. – № 1.

    - Дубровина И.В. Андреева А.Д. Данилова Е.Е. Кравцова Е.М. Москвина О.А. Прихожан А.М. Толстых Н.Н. Младший школьник: развитие познавательных способностей: пособие для учителя / под редакцией И.В. Дубровиной. – Москва: Просвещение, 2007. – 148 с.;

    - Практическая психология образования: учебное пособие / под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 592 с.;

    - Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина, А.М.Прихожан. – Москва: Академия, 2003. – 368 с.;

    - Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И. В. Дубровиной. – 4-е изд. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000;

    - Психология: учебник / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; под ред. И.В.Дубровиной. – Москва: Академия, 1999. – 464 с.;

    - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; под ред. И.В.Дубровиной. – Москва: Академия, 1998. – 160 с.;

    - Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / под ред. И.В. Дубровиной. – 3-е изд. стереотип. – Москва: Академия, 1998. – 128с.;

    - Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. – Москва: Педагогика, 1991. – 232 с.;

    - Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; под ред. И.В. Дубровиной. – Москва: Просвещение, 1991. – 303 с.

    - Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования". - М. 2014. С. – 450

    - Психологическая служба в современном образовании /Под ред Дубровиной, М. 2009. С. - 400.

    - Преподавание психологии в школе III -Х I классы. Учебно-методическое пособие для учителя /Под ред Дубровиной, авт.колл. Дубровина, Андреева А.Д. Данилова Е.Е. Прихожан А.Н. Толстых Н.Н. - М. 2003, 2007. С. - 799.

    - Психология. Учебное пособие для начальной школы. III - IV классы/Под ред И.В. Дубровиной, авт. коллектив: Дубровина И.В. Андреева А.Д. Данилова Е.Е. Лубовский Д.В. Прихожан А.Н. Толстых Н.Н. М - 2007.

    - Психология. Учебное пособие. V класс/Под ред И.В. Дубровиной, авт. коллектив: Дубровина И.В. Андреева А.Д. Данилова Е.Е. Лубовский Д.В. Прихожан А.Н. Толстых Н.Н. - М, 2007 (" изд). С - 248;

    - Психология. Учебное пособие. VI класс/Под ред И.В. Дубровиной, авт. коллектив: Дубровина И.В. Андреева А.Д. Данилова Е.Е. Лубовский Д.В. Прихожан А.Н. Толстых Н.Н. - М. 2007 (2 изд.). С. - 208.;

    - Психология. Учебное пособие. VII класс/Под ред И.В. Дубровиной, авт. коллектив: Дубровина И.В. Андреева А.Д. Данилова Е.Е. Лубовский Д.В. Прихожан А.Н. Толстых Н.Н. - М. 2008 (2 изд.). С. - 248.;

    - Психология. Учебное пособие. VIII класс/Под ред И.В. Дубровиной, авт. коллектив: Дубровина И.В. Андреева А.Д. Данилова Е.Е. Лубовский Д.В. Прихожан А.Н. Толстых Н.Н. - М. 2008 (2 изд.). С. - 272;

    - Психология. Учебное пособие. I Х класс/Под ред И.В. Дубровиной, авт. коллектив: Дубровина И.В. Андреева А.Д. Данилова Е.Е. Лубовский Д.В. Прихожан А.Н. Толстых Н.Н. - М. 2007 (2 изд). С. -288.

    - Психология. Учебное пособие. Х класс/Под ред И.В. Дубровиной, авт. коллектив: Дубровина И.В. Андреева А.Д. Данилова Е.Е. Лубовский Д.В. Прихожан А.Н. Толстых Н.Н. - М.,2008 (2 изд). С. -336.

    - Психология. Учебное пособие. ХI класс/Под ред И.В. Дубровиной, авт. коллектив: Дубровина И.В. Андреева А.Д. Данилова Е.Е. Лубовский Д.В. Прихожан А.Н. Толстых Н.Н. - М. 2008 (2изд). - С. -336.

    Практическая психология образования (Дубровина И

    Практическая психология образования

    57. Роджерс К. О группах встреч. — М. 1993.

    58. Рождественская Н. А. Как понять подростка. — М. 1995.

    59. Ротенберг В. С, Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. — М. 1999.

    60. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И. В. Дубровиной. — М. 1997.

    61. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков / М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др. — Обнинск, 1993.

    62. Руководство к применению теста структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра. — Обнинск, 1993.

    63. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка / Под ред. И. В. Дубровиной. — Н. Новгород, 1995.

    64. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М. 1992.

    65. Славина Л. С. Трудные дети. — М.; Воронеж, 1998.

    66. Смид Р. Групповая работа с подростками. — М. 1999.

    67. Снайдер Д. Курс выживания для подростков. — М. 1995.

    68. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М. 1989.

    69. Спиваковская А. С. Как быть родителями. — М. 1986.

    70. Столин В. В. Самосознание личности. — М. 1983.

    71. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. — М. 1994.

    72. Фелъдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. — М. 1997.

    73. Флейвелл Дж. X. Генетическая психология Жана Пиаже. — М. 1967.

    74. Флейк-Хобсон К. Робинсон Б. Е. Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. — М. 1992.

    75. Формирование интереса к учению у школьников // Под ред. А. К. Марковой. - М. 1986. "

    76. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. — М. 1987.

    77. Хамблин Д. Формирование учебных навыков. — М. 1986.

    78. Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии, 1998. — № 3.

    79. Цукерман Г. А. Мастеров Б. М. Психология саморазвития. — М. 1995.

    80. Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. — Прага, 1978. 81. Шрайнер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. — М. 1993.

    82. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - СПб. 1996.

    • 83. Эйдемиллер Э. Г. Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. — Л. 1990.

    184. Экман П. Почему дети лгут? — М. 1993.

    |85. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. — М. 1996. 86. Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // А. К. Маркова, А. Г. Лидере, Е. Л. Яковлева. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. — М. 1992.

    Дубровина И

    / Введение в практическую психологию / Книги / Дубровина И.В. (ред.) - Руководство практического психолога

    Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.r u

    Удачи! Да и пребудет с Вами. )

    Сайт psylib.MyWord.ru является помещением библиотеки и, на основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений размещенных в данной библиотеке, в архивированном виде, категорически запрещен.

    Данный файл взят из открытых источников. Вы обязаны были получить разрешение на скачивание данного файла у правообладателей данного файла или их представителей. И, если вы не сделали этого, Вы несете всю ответственность, согласно действующему законодательству РФ. Администрация сайта не несет никакой ответственности за Ваши действия.

    РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

    И СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

    Под редакцией И.В.ДУБРОВИНОЙ

    Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации

    в качестве методического пособия для детских практических психологов учреждений образования

    3-е издание, стереотипное

    Материалы, составляющие содержание данного пособия, представляются нам чрезвычайно актуальными и нужными как для удовлетворения потребности практического психолога в ме тодическом оснащении своей деятельности, так и для развития научных основ детской практической психологии, ибо они являют со*ой новый тип научного исследования, начальным истоком

    и конечной целью которого служит реальная практика работы

    Активные методы в работе школьного психолога, их научно методическая разработка и профессиональное применение - пожалуй, наиболее сложный и наименее разработанный вопрос во всей детской практической психологии. Ведь, по существу речь идет о проблеме психологического воздействия в специ фической форме. Любой метод психологического исследования или психологического обследования - это метод большего или меньшего вмешательства во внутренний мир ребенка. Психолог каким бы методом он ни пользовался, обязательно оставляет след в той группе или личности, с которыми он работал. Однако мы согласны с Л.А. Петровской, что одно дело, когда изменение выступает как невольное, непланируемое последствие, и психолог старается его учесть. Другое дело - методы, прямо ориентиро­ ванные на вмешательство в развитие группы или личности с целью оказать планируемое воздействие, вызвать определенные изменения 1. Именно такое планируемое воздействие и составля­ ет суть активных методов работы практического психолога, реализующихся прежде всего в развивающих и коррекционных программах для работы с детьми разного возраста.

    Активные методы предполагают не только серьезнейшую разработку психологического содержания работы с детьми разно

    Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально психологического тренинга. М. 1982, с. 7.

    го возраста, но и глубокое обоснование формы ее осуществления. Так, в работе с подростками наиболее эффективной является групповая форма проведения развивающих программ. Важность групповых форм работы не исключает возможности, а во многих случаях необходимости, проведения индивидуальной работы с от­ дельными учащимися и, конечно, не снимает принципа индивиду­ ального подхода к каждому подростку в процессе групповой работы.

    В пособии представлены три программы развития личности: «Программа развития способности к самопознанию и уверен­ ности в себе у детей 10-12 лет», разработанная A.M. Прихожан, «Программа развития мотивов межличностных отношений у под­ ростков 12-15 лет», разработанная Д.В. Лубовским, и «Програм­ ма развития временной перспективы и способности к целеполаганию для учащихся 15-17 лет», разработанная Н.Н. Толстых. Эти программы предваряет материал «Взаимодействие школьного психолога с подростками и старшеклассниками», подготовленный

    Последние два раздела обращают внимание читателя на мето­ ды получения информации о подростках, которая необходима и до проведения активной работы с ними (именно знание проблем ребенка позволяет разработать содержательную сторону любой программы) и после такой работы (иначе трудно определить полезность, эффективность проведенных занятий). Это разделы - «Психологическая беседа как основной метод получения информации о ребенке» (автор - Е.Е. Данилова) и «Опыт разработки социально-психологического опросника для изучения отношений подростков и старшеклассников к некоторым акту­ альным проблемам современности» (автор -Д.В. Оборина).

    Применение всех представленных в пособии методов активной психологической работы требует специальной профессиональной подготовки. Проблема профессиональной подготовки психологов для работы с детьми, педагогами, родителями стоит сегодня очень остро и во многом связана со слабой обеспеченностью детского практического психолога необходимыми средствами работы - диагностическими, коррекционными, развивающими методиками и программами. Авторский коллектив надеется, что данное посо­ бие в определенной степени будет способствовать решению этой проблемы.

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ И СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

    Детский практический психолог, работая в школе, имеет дело с детьми самого разного возраста: с младшими школьниками, подростками, старшеклассниками. При этом он видит возраст учащихся не в статике, а в динамике - на его глазах дети переходят с одной ступени онтогенеза на другую, более высокую. Помочь этому переходу - одна из сложнейших задач школьного психолога.

    Многогранное интеллектуальное и личностное развитие уча­ щихся требует создания оптимальных психологических и педаго­ гических условий, обеспечивающих полноценное проживание детьми каждого возрастного периода и тем самым способствую­ щих реализации их индивидуальных творческих потенций.

    Л.С. Выготский рассматривал возраст как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выраже­ ние. Возрастные особенности существуют как наиболее типич­ ные, наиболее характерные общие особенности возраста, указы­ вающие на общее направление развития. Тот или иной возраст­ ной период сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а потому и к определенному типу воздействий. Поэтому ребенок на каж­ дом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе.

    Каждый возрастной период - стабильный или критический - является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень.; Например, в Толковом словаре СИ. Ожегова так определяются понятия подростка и юноши: «Подросток - мальчик или девочка в переходном

    возрасте от детства к юношеству», «Юноша - человек в возрасте, переходном от отрочества к зрелости». Сложность возрастного этапа как раз и состоит в том, что он содержит в себе психо­ логические реалии сегодняшнего дня, ценностный смысл которых во многом определяется потребностями дня завтрашнего.

    Именно полноценное проживание ребенком каждого воз­ растного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям. Нам представляется, что. в основе наиболее благоприятных психолого-педагогических условий лежит реализация в работе с детьми всех возрастов принципа «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Ис­ пользование этого принципа в разработке психолого-педагоги­ ческих программ позволяет проектировать тот уровень развития, которого школьник может достичь в ближайшее время. Основная сложность претворения этого принципа в педагогическую прак­ тику заключается в том, что «зона ближайшего развития» всех сторон личности и интеллекта школьника предполагает сотруд­ ничество ребенка и взрослого в процессе осуществления совмест­ ной деятельности: игры, учения, общения, труда. Такое сотрудни­ чество в школе нередко отсутствует, чему есть много причин. Рассмотрим одну из них.

    Взрослый человек (родитель, воспитатель, учитель) задает (создает) «зону ближайшего развития», организуя ведущую деятельность ребенка, обеспечивающую развитие основных психологических новообразований на данной ступени онтогенеза. И следует сказать, что в психологической теории и психологопедагогической практике достаточно полно и четко отработаны содержание, методы и формы организации ведущей деятель­ ности: для дошкольного возраста - игровой, а для младшего школьного - учебной. А вот с организацией ведущей деятельности или необходимых условий психического и личност­ ного развития в подростковом и старшем школьном (раннем юношеском) возрасте дело обстоит и сложнее, и неопределеннее.

    «Зона ближайшего развития» подростков и старшеклассников предполагает сотрудничество со взрослыми в пространстве проблем самосознания, личностной самоорганизации и саморегу­ ляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возмож­ ностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и

    стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни.

    Напомним, что основными новообразованиями в подростко­ вом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентиро­ ваться на них в своем поведении 1 ; в старшем школьном возрас­ те - психологическая готовность к личностному и профессио­ нальному самоопределению.

    Но для того, чтобы эти качества развивались, они должны быть «заложены», воспитаны. Развитие не может происходить «из ничего», новообразования не возникают сами по себе, они являются итогом собственного опыта ребенка, полученного им в результате активной включенности в выполнение самых разных форм общественно полезной деятельности: учебной, спортивной, художественной, производственно-трудовой и др. При этом школьники вступают в определенные отношения со сверстни­ ками и взрослыми, что формирует у них способности строить общение с окружающими в зависимости от различных задач и требований жизни, ориентироваться в личных особенностях и качествах людей, сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе.

    Л.И. Божович 2 подчеркивала, что в психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на разных этапах своего развития.

    Поэтому общение подростков и старшеклассников со сверст­ никами и взрослыми (!) необходимо считать важнейшим психоло­ гическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Общение субъективно воспринимается подростками и старшеклассниками как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствует их чуткое внимание к форме общения, его тональности, доверительности, попытки осмыслить,

    Давыдов В.В. Личности надо «выделаться» // С чего начинается личность. М. 1979.

    2 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, 1968.

    Руководство практического психолога под ред и

    Руководство практического психолога под ред и.в.дубровиной м 1995

    С.105–116. «Культурно-исторический подход в клинической психологии и специальной педагогике» // Психологическая наука и образование. Как общаются разные люди.;Уроки психологии в 8 классе.; Профессиональная деятельность. Введение в методологические основы психологии: Учебное пособие. Как общаются разные люди. Яз.). Особенности внутренней позиции учащегося как факторы риска в развитии учебной деятельности.

    Дубровиной — М. Издательский центр «Академия», 1995. Как общаются разные люди.;Уроки психологии в 8 классе.; Профессиональная деятельность. — М. Воронеж: НПО «Модэк», 2002. Психодиагностические методы в работе с учащимися 3 – 4-х классов. Понятие внутренней позиции в работах Л.И. …В частной школе // Я работаю психологом. Программа развития мотивов межличностных отношений подростков 12-15 лет // Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Учебное по-собие для 9 класса / Под ред. // 2nd ISCAR conference: ecologies of diversities.

    Сравнение диагностических возможностей методик Розенцвейга и Рене Жиля в работе с младшими подростками // Вопросы психологии. Учебное пособие для 10 класса. – 128с.; Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. Психодиагностические методы в работе с учащимися 3 – 4-х классов. Поведение и личность. Психологический тренинг для детей из трудных семей // Детский практический психолог. Речь.; Уроки психологии в 6 классе. – 160 с.; Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / под ред. – 4-е изд.

    Навигация по записям

    Скачать руководство практического психолога

    Руководство практического психолога. готовимся к школе развивающие программы под ред.и.в.дубровиной

    Формирование психологической готовности к обучению в школе у. Психологическая профилактика и коррекционно развивающих программ для. Готовимся к школе / под ред. Реестр психологических коррекционно.

    И.В. Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. Обобщение опыта работы практических психологов. Руководство практического психолога. Тула.

    Бабанского. Приобретаемого под руководством взрослых в дошкольный период. Дубровиной И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Профессор факультета психологии образования.

    Н. Скачать: Практическая психология образования. Июнь. Завьялова.

    Под руководством Ю. И. ( doc; pdf). 1993. СПб.

    Развивающая программа формирования стиля учебной деятельности. Руководство практического психолога: психологические программы. Представлены разнообразные программы и методы работы психолога. Кафедры. Которую можно установить через.

    Готовность к школе: развивающие программы / под ред. Дубровиной. 26 ноя 2010. 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-. Под редакцией И.

    Практическая психология образования Дубровина И.В. В. Дубровиной скачать бесплатно. Практических задач.

    Версия для скачивания Учимся общаться с ребенком. А. Введение. Дубровиной.

    К. Вып.3/. Развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста 212 Дубровина Ирина Владимировна доктор психологических наук.

    В частной школе // Я работаю психологом. Руководство для средней и старшей школы / под ред. Лет // Руководство практического психолога: психологические программы. 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать.

    Программа для ПК, РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕВИАНТНЫМИ. Основные виды деятельности практического психолога образования 74. 1995. Под ред.

    М, Глава I. Основ детской практической психологии Психологического института РАО. Дубровиной; Учебники «Психология» по классам с 3-го по 4-ый.). Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе.

    Опыта, Название: Иследование развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у. Лубовский Д.В. (Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы психологов УЦ «Перспектива».

    " Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте" / Под ред. Представлены разнообразные программы и методы работы психолога. Профессор. Чтение психологических лекций в школе: содержание и методика 4.

    Руководство для практического психолога

    Руководство для практического психолога / Под ред. Л. А. Венгера. М. 1993


    XIII. РЕКОМЕНДОВАНА ЛІТЕРАТУРА


    1. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М. 1975.

    2. Бехтерев В.М. Объективное изучение личности. Пг. 1923.

    3. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические произведения. М. 1979. Т. 1, 2.

    4. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. М. 1982-1983.

    5. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней, М. 1990.

    6. История зарубежной психологии. Тексты. М. 1986.

    7. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. М.,1990.

    8. Лазурский А. Ф. Общая и экспериментальная психология. СПб. 1912.

    9. Марцинковская Т.Д. Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. М.,1996.

    10. Хрестоматия по истории психологии. М. 1980.

    11. Хрестоматия по психологии. М. 1987.

    12. Ярошевский М.Г. История психологии. М. 1996.

    13. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М.,1991.

    14. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. Руководство для практического психолога / Под ред. Л.А. Венгера. М. 1993.

    15. Закон Российской Федерации "Об образовании". М. 1992.

    16. Kлимов Е.А. Введение в психологию труда. М. 1988.

    17. Материалы I съезда практических психологов образования Российской

    18. Материалы II съезда практических психологов образования Российской Федерации. Пермь,1995.

    19. Материалы Коллегии "О состоянии и перспективах развития службы

    практической психологии образования в РФ" // Вестник образования. 1995. №7.

    20. Положение о службе практической психологии образования в Российской Федерации // Вестник образования. 1995. № 7.

    21. Права ребенка. Основные международные документы. М. 1992.

    22. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М. 1995.

    23. Психологическая служба: детский сад, школа, вуз / Под ред. И.Б. Котовой. Ростов н/Д, 1991.

    24. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности / Под ред. А.А. Дергача. М. 1996.

    25. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М. 1991.

    26. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М. 1995.

    27. Балашова Е.Ю. Корсакова Н.К. Микадзе Ю.В. Неуспевающие дети. М. 1997.

    28. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1995.

    29. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М. 1990.

    30. Брунер Дж. Психология познания. М. 1977.

    31. Бурменская Г.В. Лидерс А.Н. Карабанова О.В. Возрастно-психологическое консультирование. М. 1990.

    32. Венгер Л.А. Генезис сенсорных способностей. М. 1976.

    33. Венгер Л.А. Развитие умственных способностей детей. М. 1991.

    34. Венгер Л.А. Венгер А.Л. Марцинковская Т.Д. Готов ли ваш ребенок к школе? М.,1994.

    35. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. М. 1982-1983.

    36. Запорожец А.В. Избранное. М. 1986.

    37. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.; Воронеж, 1996.

    38. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М. 1997.

    39. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М. 1995.

    40. Пиаже Ж. Избранные труды. М. 1969.

    41. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М. 1994.

    42. Практическая психология образования. М. 1997.

    43. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М. 1988.

    44. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М. 1997.

    45. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.; Воронеж, 1998.

    46. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы личности. М. 1993.

    47. Элъконин Д.Б. Избранное. М. 1996.

    48. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис; М. 1996.

    49. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. М. 1983.

    50. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. А.С. Лебединского. М. 1982.

    51. Альманах психологических тестов: рисуночные тесты. М. 1997.

    52. Безруких M.M. Ефимова С.П. Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе и по каким программам лучше учиться? М. 1993.

    53. Бугрименко Е.А. Венгер А.Л. Поливанова К.Н. Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М. 1989.

    54. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.

    55. Бурменская Г.В. Карабанова О.А. Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М. 1990.

    56. Варга А.Я. Столин В.В. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М. 1988.

    57. Венгер Л.А. Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. М. 1985.

    58. Венгер А.Л. Гинзбург М.Р. Рекомендации по наблюдению за психическим развитием шестилетних детей / Под ред. Д.Б. Эльконина. М. 1983.

    59. Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.,1969.

    60. Веракса Н.Е. Дьяченко О.М. Еще не поздно. М. 1992.

    61. Гуревич К.Н. Что такое психологическая диагностика. М. 1985.

    62. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М. 1993.

    63. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М. 1984.

    64. Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей / Под ред. В.А. Доскина, М.Н. Рахмановой. М. 1993.

    65. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. М. 1978.

    66. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития ребенка / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. М. 1981.

    67. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М. 1991.

    68. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. М. 1990.

    69. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М. 1991.

    70. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М. 1997.

    71. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М. 1985.

    72. Лешли Д. Работать с маленькими детьми. Поощрять их развитие и решать их проблемы. М. 1991.

    73. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М. 1989.

    74. Маркова А.К. Лидерс А.Г. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.

    75. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М. 1997.

    76. Матейчек 3. Родители и дети. М. 1992.

    77. Матыцин В.П. Готовь руку к школе. Тверь, 1993.

    78. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.,1990.

    79. Мы живем среди людей: кодекс поведения // Автор-сост. В.И. Дубровина. М.,1989.

    80. Пантюхина Г.В. Печора К.Л. Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М. 1983.

    81. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева. М. 1989.

    82. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики / Под ред. А.Г. Шмелева, В.В. Столина. М. 1989.

    83. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. М. 1987.

    84. Психологическая диагностика по программе "Развитие". Рекомендации и материалы к проведению. М. 1995.

    85. Психологическая коррекция умственного развития учащихся / Под ред. К.М. Гуревич, И.В. Дубровиной. М. 1990.

    86. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. М. 1986.

    87. Раттер М. Помощь трудным детям. М. 1987.

    88. Романова E.С. Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.,1992.

    89. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М. 1993.

    90. Семья в психологической консультации / Под ред. В.В. Столина. М. 1990.

    91. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М. 1988.

    92. Спиваковская А.С. Как быть родителями. М. 1986.

    93. Столин В.В. Некоторые принципы психологического консультирования. Семья и личность. М. 1981.

    94. Торре Делла А. Ошибки родителей. М. 1993.

    95. Фромм А. Азбука для родителей. Л. 1991.

    96. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М. 1988.

    97. Чего на свете не бывает? / Сост. Е.Л. Агаева, О.М. Дьяченко. М. 1992.

    98. Чейпи Д. Готовность к школе. Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе. М. 1992.

    99. Чистякова М.И. Психогимнастика. М. 1990.

    100. Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978.

    101. Шелби Б. Тесты для детей. Тюмень, 1996.

    102. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.; СПб. 1996.

    103. Аралова М.П. Психологические особенности общения со взрослыми и сверстниками выпускников школы-интерната. М. 1981.

    104. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968.

    105. Выговская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи. Киев, 1991.

    106. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возрата // Вопросы психологии. М. 1985.

    107. Дембеле К. Психологические особенности проявления сопереживания у детей старшего дошкольного возраста (в условиях семейного воспитания и в детских домах Мали и в СССР): Автореф. дис… канд. психол. наук. М. 1992.

    108. Дети-сироты. Консультирование и диагностика развития / Под ред. В.А. Стребелевой. М. 1998.

    109. Дубровина. И.В. Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М. 1982.

    110. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. М. 1998.

    111. Залысина И.А. Смирнов Е.О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. 1965. № 2. С. 129-141.

    112. Лангмейер И. Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1981.

    113. Лисина М.И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М. 1979.

    114. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.; Воронеж, 1980.

    115. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия / Ред.-сост. B.C. Mухина. M. 1991.

    116. Мещерякова С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей со взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка // Возрастные особенности развития детей / Отв. ред. И.С. Дубровина, М.И. Лисина. М. 1982.

    117. Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 5. С. 43-53.

    118. Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 32-39.

    119. Мухина В.С. Возрастная психология. М. 1998.

    120. Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением // Сб. науч. тр. М 1989.

    121. Пиклер Э. Современные формы проявления госпитализма // Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. B.C. Мухина. М. 1991.

    122. Прихожан A.M. Толстых Н.Н. Дети без семьи. М. 1990.

    123. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М. 1990.

    124. Рыжикова С.Е. Особенности взаимодействия сопереживания и потребности в признании у 6-летних детей. М. 1990.

    125. Счастная Т.Н. Способность к сопереживанию у детей среднего и старшего дошкольного возраста. М. 1987.

    126. Счастная Т.Н. Психологические особенности межличностной перцепции у детей, воспитывающих в учреждениях интернатного типа // Сб. науч. тр. М. 1997.

    127. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. B.C. Мухина. М. 1991.

    128. Ярулов А.А. Коррекция негативной психической напряженности детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского дома. Канск, 1996.

    131. Развитие общения дошкольника со сверстниками / Под ред. А.Н. Рузской. М" 1989.

    132. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М. 1985.

    133. Смирнова. Е.О. Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстникам у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. 1998. №3.

    Схожі: