Руководства, Инструкции, Бланки

Дневник Педагогической Практики В Доу Студента Заполненный Образец img-1

Дневник Педагогической Практики В Доу Студента Заполненный Образец

Рейтинг: 4.5/5.0 (1421 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Материал по логопедии (старшая группа) по теме: ДНЕВНИК ПРАКТИКИ По дополнительной квалификации «Воспитатель дошкольного учреждения для детей с недост

Материал по логопедии (старшая группа) по теме:
ДНЕВНИК ПРАКТИКИ По дополнительной квалификации «Воспитатель дошкольного учреждения для детей с недостатками речевого развития»

формирование у студентов профессиональных умений и навыков целеполагания, планирования, организации, проведения и анализа осуществленной деятельности в соответствии с должностными обязанностями воспитателя детей с недостатками речевого развития.

1. Познакомиться с должностными обязанностями воспитателя детей с недостатками речевого развития.

2. Формировать представление об основных направлениях предстоящей деятельности в условиях базового ДОУ.

3. Развивать умение наблюдать за педагогическим процессом и системой коррекционного воздействия на речь детей.

4. Определить цель, задачи коррекционной деятельности с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей.

5. Обоснованно выбирать эффективные формы, методы, средства коррекционного воздействия на речь ребенка.

6. Самостоятельно анализировать свою профессиональную деятельность.

База практики: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Тополёк». имеющие логопункт.

Руководителем практики. учитель-логопед Осипова Оксана Генадьевна.

1 этап. Знакомство с ДОУ

В ходе беседы с заведующим МБДОУ детским садом "Тополёк" Сафроновой Л.С. выяснила основные сведения о дошкольном учреждении:

  1. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Тополёк»;
  1. основным направлением работы является забота о сохранении здоровья воспитанников детского сада;
  1. основной программой является программа обучения и воспитания под редакцией М.А. Васильевой и дополнительные программы;
  1. детский сад посещают дети от 3 до 7 лет;
  1. количество групп 6, во второй младшей и двух средних группах по 22 ребенка, в старшей и двух подготовительных группах по 24 ребенка, группы полностью укомплектованы;

Педагогический процесс в МБДОУ обеспечивают специалисты:

  1. заведующий;
  1. заместитель заведующего по ВМР;
  1. 2 учителя-логопеда;
  1. педагог-психолог;
  1. музыкальный руководитель;
  1. инструктор по физической культуре;
  1. воспитатель по изобразительной деятельности;
  1. педагог дополнительного образования;
  1. 12 воспитателей.
  1. С высшим образованием – 12 педагогов
  1. Со средним специальным – 6 педагогов
  1. Обучаются в ВУЗах – 7 педагогов
  1. С высшей квалификационной категорией – 6 педагога
  1. С первой квалификационной категорией – 9 педагогов
  1. Со второй квалификационной категорией – 5 педагогов

2 этап. Знакомство с группой.

Из беседы с воспитателем подготовительной группы №1 Михеевой Т.Н. узнала, что количество детей в группе 24 из них мальчиков 16, а девочек 8. Учебно-воспитательную работу осуществляет на основе программы "Обучения и воспитания" М.А. Васильевой, как дополнительные использует методические пособия Колесниковой и Новиковой по обучению детей ФЭМП, грамоте, пособия программы "Радуга" для развития творческих способностей детей, основным направлением художественно-эстетическое развитие детей, работу в данном направлении осуществляет уже 6 лет.

В группе имеется мальчик с трудным поведением, повышенная гиперактивность, что существенно осложняет работу в группе в целом, особенно при обучении на занятиях. В группе существует традиция отмечать дни рождения, делать подарки своими руками. Стиль отношения воспитателя с детьми можно охарактеризовать как «Мы вместе», с родителями осуществляет тесное взаимодействие, привлекает к жизни группы детского сада.

  1. Диапроектор (или фильмоскоп) 1 шт.

Раздаточный материал, ручки, карандаши разных цветов

Организация логопедической работы

Начало и продолжительность учебного года, продолжительность каникул устанавливается в логопедическом пункте в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении и Уставом Муниципального образовательного учреждения.

Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основании обследования речи обучающихся, которое проводит учитель – логопед с 15 по 30 мая и с 01 по 15 сентября. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются в списке обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи. Зачисление обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года. На каждого обучающегося, зачисленного на логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту (сводную речевую карту).

На логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи - ОНР разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи -ФФН; фонематическое недоразвитие речи; нарушение произношения – фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР, ФФН, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь на логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с ОНР, ФФН и фонематическим недоразвитием речи).

Прием и выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года по мере устранения нарушений в развитии устной и письменной речи.

Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося.

Предельная наполняемость (чел.)

Занятия с обучающимися на логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учётом режима работы дошкольного учреждения.

Групповые занятия проводятся:

  1. с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи;

нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР, не менее 3 раз в неделю,

  1. с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные ФФН или фонематическим недоразвитием речи не менее 2-3 раз в неделю.
  1. с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее 1-2 раз в неделю;
  2. с заикающимися обучающимися не менее 3 раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее 3 раз в неделю с обучающимися, имеющими ОНР II уровня, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).

По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся, занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, занятия с микрогруппой – 25-30 минут, индивидуального занятия – 20 минут.

2 раза в неделю формиров. лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.

2 – по формированию звуковой культуры речи,

1- по обучению грамоте

Изучение перспективного и календарного планов работы группы

В процессе изучения перспективного плана отметила, структуру написания в табличной форме, обозначены цель, задачи, формы, работы, разработано примерное содержание и сроки реализации поставленных целей и задач плана. На титульном листе указана группа, возраст детей, Ф.И.О. учителя - логопеда, год написания. В плане указана сетка занятий, расписание видов деятельности по дням. Конкретно не указаны дети, с которыми планируется индивидуальная работа. Указана литература. В разделе работа с родителями указаны форма работы, основные цели, предполагаемые даты реализации.

Построение календарного плана соответствует следующим критериям: в нем прописаны задачи, методы и приемы соответствуют возрастным особенностям данной группы, в плане отражена индивидуальная работа с детьми. План вполне реален и доступен в реализации. В плане указана сетка занятий. Конкретно указаны дети, с которыми планируется индивидуальная работа. Не указана литература. Указан вид взаимодействия с родителями. Указана совместная деятельность учителя-логопеда с воспитателем. План оформлен аккуратно в табличной форме, эстетично и грамотно.

Перспективный план коррекционной работы учителя-логопеда на 1 месяц.

Ознакомление с работой логопеда непосредственно в его практической деятельности.

Ознакомление с документацией. Знакомство с нормативно-правовыми документами, регламентирующими работу логопеда. Знакомство с программой обучения детей логопедической группы, перспективным и календарным планированием работы, отчетом логопеда за учебный год.

Просмотр и анализ индивидуального занятия, проведенного логопедом.

Посмотрела индивидуальное занятие в подготовительной группе с Машей Г. С. Цель занятия закрепление произношения и различения звуков С и С*. Занятие проведено в игровой форме, использовано много наглядного материала: кукла, глобус, предметные картинки. Хороший эмоциональный настрой способствовал активной работе ребенка. Выдержаны все этапы работы со звуком.

Просмотр индивидуального занятия на тему: «звук Р».

Занятие провела с Ильей Т. Занятие дано в игровой форме, использовала наглядные пособия: игрушки, предметные картинки. Следила за речью ребенка, правильным произношением звуков.

Подведение итогов практики.

Практика познакомила меня с моей будущей профессией. Я много узнала о работе логопеда.

В процессе практики я училась проводить логопедическое обследование, составляла конспекты индивидуальных и фронтальных занятий, училась правильно выбирать языковой и речевой материал, обоснованно использовать методы, формы и приемы преодоления нарушений речевой деятельности.

Практика научила меня любить и принимать детей такими, какие они есть. Я поняла, что работая с детьми нужно быть очень терпеливым человеком, иметь выдержку, чувство долга, быть ответственным. Я поняла, что нужно постоянно заниматься самовоспитанием и самообразованием. Чтобы быть профессионалом в своей работе надо много знать, а профессиональные качества требуют развития.

IV этап. Самостоятельная деятельность в роли воспитателя детей с недостатками речевого развития.

  1. Ф.И. ребенка: Лазутина Катя
  2. Дата рождения: 29.06.05
  3. Адрес: г. Советский, ул. Железнодорожная.
  4. Диагноз невропатолога в медицинской карте неуказан.
  5. Состояние органов слуха и носоглотки: norm
  6. Данные окулиста: vis 1,0_1,0
  7. Краткая характеристика ребенка по данным педагогических исследований (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания, отношение ребенка к собственному дефекту): Внимание неустойчивое, медленно включается в работу; переключение с одного вида работы на другой с трудом; часто отвлекается; задания выполняет в среднем темпе; быстрая утомляемость (замедление темпа, ухудшение качества); жалобы на усталость; отмечается спад работоспособности в середине занятия.
  8. Общий анамнез: Неотягощенный.
  9. Раннее психомоторное и речевое развитие:

СОСТОЯНИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

  1. Двигательная память: двигательная память удовлетворительная
  1. Статическая координация движений: позу удерживает хорошо
  1. Пространственная ориентировка: ориентировка в пространстве достаточная.
  1. Чувство ритма: есть соответствует возрасту.

СОСТОЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

  1. Статическая координация движений: в норме.
  1. Динамическая координация движений: в норме.
  2. «Зайчик» - «Козел» (переключение): удовлетворительно

ВЫВОДЫ: объем движений полный, координация нормальная, темп нормальный, переключение от одного движения к другому нормальное, активность нормальная.

АНАТОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА:

аномалия развития артикуляционного аппарата отсутствует; отсутствие зубов в соответствии с возрастной нормой; нормальное строение и размеры языка;

СОСТОЯНИЕ МОТОРИКИ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА: Тонус мышц органов артикуляционного аппарата слабо развит, повышенная солевация.

СОСТОЯНИЕ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ: развита в норме.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ: замена звуков, слогов и добавление несуществующих.

СОСТОЯНИЕ ПРОСОДИКИ: с незначительным отклонением.

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА:

КЛУБНИКА +
ВЕЛОСИПЕД - валосипет
СКОВОРОДА +
ЛЕКАРСТВО +
СТРОИТЕЛЬСТВО - строитерство
СТИХОТВОРЕНИЕ - стихотарение
ВЕЛОСИПЕДИСТ - валосипидист
ФОТОГРАФИРОВАТЬСЯ +
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ СТОИТ МИЛИЦИОНЕР – На пеекестке стоит мирционер
ПЕТЯ ПЬЕТ ГОРЬКОЕ ЛЕКАРСТВО +

ВЫВОДЫ: при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи /фонетические дефекты звукопроизношения – искажения.

СОСТОЯНИЕ ФУНКЦИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА:

  1. Выделение гласного звука из других гласных звуков +
  1. Выделение согласного звука из др. согласных звуков +
  1. Выделение звука среди слогов +
  1. Выделение звука в словах +
  1. Выделение на слух сходных звуков +

ВЫВОДЫ: фонематическое восприятие: способность различать и опознавать на слух фонемы - сохранена; слухопроизносительная дифференциация звуков речи: несмешиваемых в произношении, смешиваемых в произношении – сохранена; слуховая дифференциация произнесенных звуков – сохранена.

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ:

  1. Выделение первого ударного звука (утка, осень, аист) + + +
  1. Выделение последнего глухого согласного (суп, кот) + +
  1. Выделение первого согласного (дом, кот) + +

ВЫВОДЫ: Фонематические представления: сформированы, определение звука в словах предъявляемой фразы (предложения, текста).

ВЫВОДЫ: соответствие словаря возрастной норме.

  1. Образование множественного числа +
  1. Образование уменьшительно ласкательных форм +
  1. Согласование прилагательных с существительными +
  1. Согласование существительных с числительными +
  1. Образование прилагательных от имени существительных +
  1. Образование притяжательных прилагательных +

ВЫВОДЫ: владение синтаксическими конструкциями соответствует возрастной норме

  1. Составление рассказа по сюжетной: картинке 3-4 предложения.
  1. Пересказ: Основной сюжет рассказа передает, но без сравнений. без описаний и мало использует прилагательные.
  1. Составление рассказа описание: 2-3 предложения.

ВЫВОДЫ. удовлетворительный уровень (рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку); пересказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, побуждения); единичные нарушения структуры предложений); рассказ описание составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен – в нём не отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета; отмечаются: незавершённость ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений.

Перспективный план логопедической работы

1.Развитие общей и речевой моторики:

1)развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук;

2)нормализация моторики артикуляционного аппарата( активная артикуляционная гимнастика).

2.Работа над развитием силы, высоты голоса.

3.Работа над просодической стороны речи:

1)дифференциация на слух различных по интонационной выразительности музыкальных отрывков;

2) знакомство с различными типами интонации на практической основе.

4.Работа над речевым дыханием:

1)нормализация ритма дыхания;

2)развитие ротового вдоха и выдоха.

5.Коррекция произношения дефектных звуков:

2) автоматизация звука в слогах, словах,….

6.Коррекция фонематической стороны речи:

1) различение на слух гласных и согласных звуков;

2) определение места звука в слове;

3) определение количества звуков в слове.

7.Коррекция слоговой структуры слова:

1) воспроизведение ритмического рисунка слова:

а )с опорой на проговаривание;

б) без опоры на проговаривание;

2) проговаривание слогов со стечением согласных;

3) закрепление в речи слов сложной слоговой структуры.

8.Коррекция лексико- грамматической стороны речи, связной речи.

1)формирование обобщающих понятий «транспорт», « посуда»;

2)активизация словаря с учетом речевых возможностей ребенка;

3) совершенствование навыков словообразования глаголов;

4) различение и сопоставление форм слов.

а )существительных среднего рода в единственном и множественном числе;

б )существительных в родительном падеже единственного и множественного числа;

5) работа над пониманием и употреблением предложных конструкций;

6) формирование навыков рассказывания.

9.Развитие слухового внимания, слуховой и зрительной памяти на линейный ряд, формирование умственных действий обобщения, сравнения, анализа и синтеза.

Занятие учителя-логопеда Осиповой О.Г. тема: ЗВУК М,МЬ

Цель. Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков МЬ,М в слогах,словах,фразах.

- упражнять в подборе антонимов;

-учить работать над предложением ;

-воспитывать умение слушать и отвечать на вопросы;

-воспитывать желание помогать друг другу;

-развивать фонематический слух;

2. Повторение пройденного.

а ) «Какие звуки мы учили?»

б ) Уточнение артикуляции звуков А и У.

в )Угадывание звуков по беззвучной артикуляции.

в )Характеристика звуков (гласные звуки)

3. Показ картинки со звуками А, У в названиях. Дает детям задание: на мольберте поставить сначала со звуком А, затем со звуком У в названиях.

Дети маршируют на месте. На звук А останавливаются, на звук У приседают.

4.Дидактическая игра «Угадай слово »

«Я стану загадывать слова. Чтобы отгадать слово, вам надо будет поставить к нему первый звук - А или У.Отгадывать слова вам помогут картинки на мольберте.

Словарный материал. пельсин. тюг. льбом. ши. нтенна. жи. сы. втобус. тята. стра.

5.Анализ и синтез слогов.

Называю слоги, задаю вопросы.

1. «АУ –сколько звуков я произнесла?»(Два.)

Какой первый звук? (А) (Дети дают характеристику звука.)

Какой второй звук?(У) (Дети дают характеристику звука.)

2.Первый звук А. Второй звук У. Что получилось? (АУ)

Аналогично разбирается слог УА.

6.Подведение итога занятия.

Анализ подгруппового занятия, проведенного студенткой в подготовительной группе детского сада

Занятие, проведенное студенткой по теме звуки « А - У»

соответствует календарному плану занятий, программе, речевым и возрастным особенностям детей подготовительной группы. Цели занятия

поставлены правильно. Методы и приемы подобраны продуманно, учитывая специфику каждой задачи обучения.

На занятии присутствовало 6 детей. Использовалось много различного оборудования, наглядных пособий: предметные картинки на звуки «А - У»,

предметные картинки, сюжетная картина.

Студентка использовала в занятии загадки, чтение произведения и лексическую и грамматическую работу по содержанию.

Она внимательно следила за речью детей, артикуляцией звуков. Замечания делала спокойно и тактично.

В занятии использовала различные словесные приемы речевой образец, повторение, объяснение, указания, вопросы.

Студентка хорошо владеет коллективом детей, умело организовала их для работы.

Ее речь доступна для детей, выразительна, эмоциональна.

Цели данного занятия были достигнуты. Во времени занятие выдержано.

Проведение занятия оценено на 5 (отлично).

Конспект индивидуального логопедического занятия по звуковой культуре речи, проведенного студенткой Алыевой Н.В. Вовой П.

ТЕМА: ЗВУКИ П, ПЬ.

Цель. Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков П,ПЬ.

- формировать навыки звукового анализа и слогов;

- воспитывать желание заниматься на занятии;

-умение слушать и отвечать на вопросы;

-не выкрикивать и не мешать друг другу;

- развивать фонематический слух;

-развивать память, внимание.

  1. Вопросы;
  2. Объяснение;
  3. Указания;
  4. Игров. упр. «Дополни предложение»
  5. Д/и «Твердый - мягкий»

1. Организационный момент.

1. «Сейчас мы с тобой повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки, отгадай сам.» (Отгадывание звуков а, у, и по беззвучной артикуляции.)

2. « Какие это звуки?» (Гласные.) «Почему они называются гласными? Что такое звук?»

3. Анализ слогов АИ,УИ,АУ,УА.

3.Знакомство с новым материалом.

1. Читаю загадку: Он круглый и красный.

Как глаз светофора.

Нет сочней (помидора)

Задает вопрос: «Какой первый звук в слове помидор?» (звук П)

Логопед произносит звук п. Уточняет его артикуляцию (губы сжаты и «стреляют»)

Ребенок берет зеркало и произносит П.

Логопед дает характеристику звука (согласный, твердый):

Если все ты будешь знать,

То получишь в школе( пять.)

2. Д/и «твердый - мягкий»

Логопед выставляет картинки на звук П,ПЬ.И спрашивает: «Какой звук твердый, а какой мягкий?»На звук П ребенок поднимает синий квадрат, на звук ПЬ- зеленый.

Как ты думаешь, с какими звуками мы сегодня будем знакомиться? (Со звуками П,ПЬ.)

4. Речевая зарядка.

Дошкольное детство - важный период в речевом, нравственном и психическом становлении личности.

С момента рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей; звуки, издаваемые животными, птицами; шелест листвы деревьев…Но единственно важным являются лишь речевые звуки, которые служат целям общения ребенка со взрослыми, средством передачи информации и побуждают к определенным действиям. Пока еще малыш не может понимать смысл слов, не может произносить слова, но он реагирует на интонацию, благодаря чему и различает слова по смыслу.

Постепенно ребенок начинает вслушиваться в слова, которые мы произносим, пытается повторять их, слышит и различает звуки родного языка. И вот ребенок заговорил. Но он не всегда может отчетливо произнести услышанное слово, четко проговорить все звуки, сохранить слоговую структуру.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье ,в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевают правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последние годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», на «бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще», «хотит» вместо «хочет» и т. д.

Особенно нужно произносить четко незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.

Вы должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Опытный учитель, присмотревшись к вновь поступившим ученикам, очень быстро составит свое мнение о том, что дала ребенку его семья (общее развитие, интеллект, развитие речи).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместных праздников с родителями в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения

Развлечения и праздники детей - не только форма отдыха, но и мощного средства опосредованного воспитания и образования. В представленном материале - психология, подготовка праздника, практически совет.

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЕЧЕБНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АМБЛИОПИЕЙ И КОСОГЛАЗИЕМ».

Представленная мною статья раскрывает возможности взамодействия лечебно-востановительной и коррекционной-педагогической работы в специализированном дошкольном учреждении для детей амблиопи.

Коррекционная работа в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения.

Данная презентация отражает взаимодействие всех служб дошкольного учреждения при работе с детьми имеющими нарушения зрения - как первичный дефект, так и вторичные отклоне.

В данной статье раскрываются проблемы преемственности между дошкольным коррекционным учреждением и начальной общеобразовательной школой. Раскрываются современные формы преемственности, актуальность да.

Коррекционно-образовательная направленность работы специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения.

РАБОТА ТИФЛОПЕДАГОГА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ (из опыта работы)

Система работы тифлопедагога детского сада.Функциональные обязанности, документация. Рекомендации по организации зрительной работы.

Консультация "Основные направления работы специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения"

Организацию лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими зрительную патологию нужно проводить как можно раньше, желательно в условиях специализированного дошкольного учреждения.

Видео

Другие статьи

Педагогическая практика в детском саду

Педагогическая практика в детском саду

Вы принимаете на практикустудентов педагогического института. Как обеспечить успешное педагогическое взаимодействие воспитателей с практикантами, а в случае необходимости, помочь будущим специалистам преодолеть возможные трудности при выполнении всех задач и видов работ педагогической практики, чтобы в будущем, при приеме на работу, легко пройтииспытательный период?

Значение и организация педагогической практики в детском саду

Важным звеном в профессиональной подготовке специалистов дошкольного образования является порядок прохождения педагогической практики. При обучении студенты проходят целый ряд различных учебных и производственных видов практики, которые определены образовательными стандартами высшего профессионального образования РФ. Каждая из них обеспечивает поступательный профессиональный рост будущих специалистов. От характера подготовки и организации практики во многом зависит ее успех.

Основные подходы в определении видов практической педагогической деятельности, их содержания и организации были разработаны выдающимися деятелями дошкольного образования, талантливыми преподавателями факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ: А.В. Суровцевой, Е.А. Флериной, Ф.С. Левин-Щириной, Л.И. Красногорской, Д.В. Менджерицкой, А.В. Кенеман, М.М. Кониной, Е.И. Корзаковой, А.К. Бондаренко, В.И. Ядэшко, Л.В. Поздняк и др.

Организация педагогической практики в детском саду занимает центральное место среди других видов практической подготовки. Проводится она со слушателями бакалавриата на четвертом курсе, когда ими изучены все основные психолого-педагогические и методические дисциплины. Это позволяет практикантам осознанно и творчески применять полученные знания, организуя образовательный процесс в детском саду .

Цель организации педагогической практики в детском саду

Основная цель организации педагогической практики в дошкольных учреждениях – формирование у студентов профессионально значимых качеств личности воспитателя.

В ходе тестовой профессиональной деятельности у практикантов закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает более устойчивый интерес к профессии. Они получают представление о разнообразии задач и направлений работы в сфере дошкольного образования.

Студенты распределяются на практическое обучение в дошкольные учреждения задолго до ее начала. Поэтому у них есть возможность заранее познакомиться с групповым руководителем и детским садом, в котором они будут оттачивать мастерство.

Со многими базовыми дошкольными учреждениями принято знакомится на лабораторных практикумах. Обычно в одно базовое учреждение направляют 6–10 студентов. Это количество является оптимальным как для группового руководителя, так и базового учреждения.

До начала практики в вузе проходит совещание, на которое приглашают руководителей детских учреждений и преподавателей – групповых руководителей. На совещании выступают: представитель деканата, общий руководитель, методисты-консультанты. Участников знакомят с задачами и содержанием педагогической деятельности, особенностями ее организации, ведением необходимой документации, раздают материалы к практике: анкеты, практические задания, планы практики и др. – определяют обязанности каждого из участников практики .

После этого групповой руководитель, заведующий и старший воспитатель ДОУ проводят совещание в дошкольном учреждении с коллективом детского сада и назначают наиболее опытных воспитателей для руководства практикантами. Их знакомят с содержанием учебных целей, определяют место и задачи каждого члена коллектива для успешной ее организации, степень и формы включения практикантов в решение задач деятельности детского сада.

Таким образом, обеспечиваются положительный настрой на работу с практикантами и четкое представление всех членов коллектива ДОУ об их предстоящем участии.

Организация педагогической практики в детском саду: виды деятельности

Виды практики на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ:

  • «Педагогическая практика в детском саду в группах раннего возраста»;
  • «Первые дни ребенка в школе»;
  • «Педагогическая практика в дошкольных учреждениях»;
  • «Методическая практика в дошкольных учреждениях» и др.

Обучение студентов организации образовательной работы с детьми строится на системном подходе. Содержание работы заключается в проведении практикантами психолого-педагогической диагностики детей, составлении проекта собственной образовательной деятельности с детьми. Основное время пребывания в ДОО посвящено освоению студентами всех форм образовательной работы с дошкольниками, выполнению функциональных обязанностей воспитателя детского сада.

Организация педагогической практики в детском саду

В первый день практики на факультете проводится вступительная конференция. На следующий день студенты знакомятся с дошкольным учреждением и коллективом детского сада. Практиканты распределяются по возрастным группам, выбирается староста. В методическом кабинете целесообразно для студентов организовать «Уголок практиканта», где будут предоставляться информация о плане осуществления профессиональной деятельности, методические разработки, диагностические задания, графики проведения зачетных мероприятий студентов, их график работы и др.

Руководителям и сотрудникам ДОО необходимо помнить, что студенты еще не являются кадровыми специалистами, и их основная задача на практике – приобретение профессионально-педагогических умений. Поэтому работу с практикантами следует организовать таким образом, чтобы сначала научить их, дать время овладеть необходимыми навыками, а затем уже требовать выполнение педагогических задач на определенном уровне.

В дошкольном учреждении практикант находится в течение 6 ч посменно в соответствии с графиком, утвержденным групповым руководителем (примерно: 1-я смена – с 8.00 до 14.00, 2-я смена – с 13.00 до 19.00). Дни, пропущенные студентом по уважительной причине, должны быть подтверждены документально и отработаны в другое время.

Ежедневно работу студентов наблюдают воспитатели групп. Педагогическую деятельность практикантов 1–3 раза в неделю изучают групповой руководитель, старший воспитатель, заведующий дошкольным учреждением. Результаты отражаются в «Дневнике наблюдений за студентами». Для удобства учета выполнения студентами всех задач практики и видов деятельности, предусмотренных планом, можно использовать «Таблицу учета выполнения студентами задач практики».

Весь период практической деятельности условно делится на несколько этапов:

  • ознакомительно-адаптационный,
  • диагностико-прогностический,
  • конструктивно-исполнительский,
  • итоговый.
Организация педагогической практики в детском саду: ознакомительно-адаптационный этап

Ознакомительно-адаптационный этап длится приблизительно три дня в зависимости от готовности студента к профессионально-педагогической деятельности и его индивидуально-психологических особенностей. В этот период студенты знакомятся с содержанием и методами работы воспитателей, изучают характер представлений и уровень развития детей, их психологические особенности. Углубленно анализируют освоение детьми одного из разделов программы воспитания и обучения (по выбору или в соответствии с задачами экспериментальной части курсовой работы).

Постепенно практиканты переходят к руководству детской деятельностью: от проведения отдельных ее видов до организации всего дня. Например, сначала практикант готовит и самостоятельно проводит только режимные моменты, на следующий день – уже одно из занятий, на третий день, во второй его половине, организует труд детей (или досуг и т. п.). В конце недели студент в течение рабочего дня организует все виды детской деятельности, т. е. работает самостоятельно, без участия воспитателя. К концу первой недели студенты составляют индивидуальный план практики.

Организация педагогической практики в детском саду: диагностико-прогностический этап

На диагностико-прогностическом этапе студенты завершают психолого-педагогическую диагностику, анализируют ее результаты и в соответствии с ними проектируют свою будущую деятельность с детьми на последующие недели. При этом учитываются стратегические направления (программные требования) и определяются тактические задачи педагогической деятельности, разрабатывается методика их реализации. Затем студенты составляют календарный перспективный план на каждую неделю, в котором они конкретизируют, уточняют общий проект с учетом результатов работы с детьми, развития ситуации, возникающих оперативных задач и др. Утверждают его у группового руководителя.

Для практикантов особое значение имеет выполнение экспериментальной части курсовой работы. Ее задачи должны быть внесены в план воспитательно-образовательной работы.

С целью овладения аналитическими умениями, педагогической рефлексией студенты ведут дневник, отражая в нем свои профессиональные успехи и неудачи. Можно порекомендовать практикантам пособие «Дневник студента на педагогической практике в дошкольных образовательных учреждениях», в котором можно вести свои записи.

Примерная форма дневника студента-практиканта

Организация педагогической практики в детском саду: конструктивно-исполнительный этап

На конструктивно-исполнительском этапе студенты работают в качестве воспитателя по своему проекту педагогической деятельности, реализуют поставленные задачи, выполняют все профессиональные функции воспитателя.

Одна из функций педагога – осуществление преемственности в образовательной работе с семьей. С этой целью студенты используют различные формы работы с родителями: беседы, консультации, открытые занятия, анкетирование, подготовка выставок, стендов.

На последней неделе студенты проводят зачетные виды деятельности: организация по одному виду учебной и внеучебной деятельности.

В течение всего времени студенты активно участвуют в общественной и культурной жизни коллектива: производственных собраниях, профессиональных конкурсах, концертах, спектаклях для детей и сотрудников и др.

Каждый практикант помогает воспитателям группы в оснащении педагогического процесса: изготавливает учебные пособия, атрибуты к играм, игрушки, костюмы к спектаклям и др.

Критерии оценки практической деятельности студентов:

  • уровень сформированности профессионально-педагогических умений;
  • профессиональная компетентность;
  • отношение к практике, проявление профессионально значимых качеств;
  • качество выполнения всех задач и видов работы на практике;
  • качество и своевременность сдачи отчетной документации.
Организация педагогической практики в детском саду: итоговый этап практики

Итоговый этап охватывает последние два дня пробной практической деятельности. В это время студенты осуществляют итоговую диагностику детей, цель которой – выявить эффективность разработанного ими педагогического проекта. Анализируют результаты работы.

Составляют отчетную документацию, в т. ч. самоанализ результатов прохождения практики, для чего используется «Лист самооценки педагогической деятельности практиканта».

В предпоследний день практики в дошкольном учреждении организуется итоговое совещание, на котором обсуждается деятельность каждого студента. Составляются характеристики на практикантов. Проводится выставка пособий и игр, изготовленных студентами. На итоговом совещании в дошкольном учреждении студентам выставляется предварительная оценка по практике. Окончательно она утверждается на заседании кафедры.

Документация по практике:

  • индивидуальный план с отметкой о его выполнении; дневник педагогического анализа;
  • план учебно--воспитательной работы с детьми;
  • конспекты зачетных видов деятельности;
  • материалы по работе с родителями; отчет по оказанию помощи дошкольному учреждению (в изготовлении пособий, игрушек, атрибутов к играм, составлении конспектов, сценариев, оформлении помещений, участков и др.);
  • отчет о прохождении практики (самоанализ профессионального становления, реализация задач практики, самооценка выполнения различных видов деятельности, положительные и отрицательные стороны практики, предложения по совершенствованию организации практики).

На итоговой конференции по практике в вузе обсуждаются следующие проблемы:

  • характеристика педагогической деятельности базового дошкольного учреждения и материально-техническая оснащенность воспитательно-образовательного процесса;
  • учет методов работы воспитателя, уровня развития и особенностей детей при реализации собственного проекта педагогической деятельности; результативность запланированных мероприятий;
  • самоанализ организации учебных и внеучебных видов деятельности дошкольников;
  • реализация работы с родителями;
  • самооценка профессионально-педагогических умений; участие в жизни педагогического коллектива и оказание помощи в оснащении педагогического процесса;
  • успехи и трудности при прохождении практики;
  • предложения по совершенствованию организации практики.

ВЫ СПРАШИВАЕТЕ, должен ли руководитель образовательного учреждения оплачивать труд студента, проходящего в учреждении практику? ОТВЕЧАЕТ Электронная система "Образование" - просто получите бесплатный демо-доступ прямо сейчас !