Руководства, Инструкции, Бланки

Если Кто-нибудь Работает Под Моим Руководством Продолжить Предложение img-1

Если Кто-нибудь Работает Под Моим Руководством Продолжить Предложение

Рейтинг: 4.2/5.0 (1430 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Тест Сакса-Леви

Тест Сакса-Леви

Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений.

Исследованию методом "незаконченные предложения" должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.

МЕТОД "НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"

Инструкция: "На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами".

1. Думаю, что мой отец редко_________ __________________________________

2. Если все против меня, то____________________________________ _________

3. Я всегда хотел__________________________________________ ____________

4. Если бы я занимал руководящий пост__________________________________

5. Будущее кажется мне________________________________________________

6. Мое начальство_____________________________________________________

7. Знаю, что глупо, но боюсь_____________________ _______________________

8. Думаю, что настоящий друг__________________________________ ________

9. Когда я был ребенком_______________________________________________

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является_______________________

11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной_____________________________

12. По сравнению с большинством других моя семья_________________ ______

13. Лучше всего мне работается с________________________________________

14. Моя мать и я______________________________________________________

15. Сделал бы все, чтобы забыть_____ ____________________________________

16. Если бы мой отец только захотел_____________________________________

17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы_____________________________

18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы_____________________________

19. Если кто-нибудь работает под моим руководством______________________

20. Надеюсь на_______________________________________________________

21. В школе мои учителя_______________________________________________

22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь____________________

23. Не люблю людей, которые__________________________________________

24. Когда-то______________________________________________________ ___

25. Считаю, что большинство юношей (девушек)__________________________

26. Супружеская жизнь кажется мне_____________________________________

27. Моя семья обращается со мной как с___ _______________________________

28. Люди, с которыми я работаю________________________________________

29. Моя мать_________________________________________________________

30. Моей самой большой ошибкой было__________________________________

31. Я хотел бы, чтобы мой отец_________________________________________

32. Моя наибольшая слабость заключается в том____________ _______________

33. Моим скрытым желанием в жизни является____________________________

34. Мои подчиненные____________ _____________________________________

35. Наступит тот день, когда____________________________________________

36. Когда ко мне приближается мой начальник____________________________

37. Хотелось бы мне перестать бояться___________________________________

38. Больше всех люблю тех людей, которые_______________________________

39. Если бы я снова стал молодым_______________________________________

40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)___________________________

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь________________________

42. Большинство известных мне семей_______________________________ ____

43. Люблю работать с людьми, которые__________________________________

44. Считаю, что большинство матерей_______ _____________________________

45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если________________________

46. Думаю, что мой отец_______________________________________________

47. Когда мне начинает не везти, я_______________________________________

48. Больше всего я хотел бы в жизни_____________________________________

49. Когда я даю другим поручение_______________________________________

50. Когда буду старым_________________________________________________

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю_____________________

52. Мои опасения не раз заставляли меня_________________________________

53. Когда меня нет, мои друзья__________________________________________

54. Моим самым живым воспоминанием детства является___________________

55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)_____________________

56. Моя половая жизнь_________________________________________________

57. Когда я был ребенком, моя семья_____________________________________

58. Люди, которые работают со мной_________ ___________________________ ____________________________________________________________________

59. Я люблю свою мать, но___________________________________ __________

60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это_______________________

См. также

Другие статьи

Незаконченные предложения

Незаконченные предложения

Методика «Незаконченные предложения» применяется в экспериментально-психологической практике давно. Ее вариантов и интерпретаций существует великое множество. В данном случае было принято решение представить вариант, разработанный Саксом и Леви.

Этот вариант методики «Незаконченные предложения» включает в себя 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным.

Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Проведение самого тестирования по методике «Незаконченные предложения», без учета его последующей детальной обработки, занимает от 20 минут до нескольких часов в зависимости от личности испытуемого.

В содержании теста Вы видите 60 незаконченных предложений, их необходимо дописать исходя из своих индивидуальных ощущений одним или несколькими словами.

Думаю, что мой отец редко

Если все против меня, то

Если бы я занимал руководящий пост

Будущее кажется мне

Знаю, что глупо, но боюсь

Думаю, что настоящий друг

Когда я был ребенком

Идеалом женщины (мужчины) для меня является

Когда вижу женщину вместе с мужчиной

По сравнению с большинством других семей моя семья

Лучше всего мне работается с

Сделал бы все, чтобы забыть

Если бы мой отец только захотел

Думаю, что я достаточно способен, чтобы

Я мог бы быть очень счастливым, если бы

Если кто-нибудь работает под моим руководством

В школе мои учителя

Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь

Не люблю людей, которые

Считаю, что большинство юношей и девушек

Супружеская жизнь кажется мне

Моя семья обращается со мной как с

Люди, с которыми я работаю

Моей самой большой ошибкой было

Я хотел бы, чтобы мой отец

Моя наибольшая слабость заключается в том

Моим скрытным желанием в жизни

Наступит тот день, когда

Когда ко мне приближается мой начальник

Хотелось бы мне перестать бояться

Больше всего люблю тех людей, которые

Если бы я снова стал молодым

Считаю, что большинство женщин (мужчин)

Если бы у меня была нормальная половая жизнь

Большинство известных мне семей

Люблю работать с людьми, которые

Считаю, что большинство матерей

Когда я был молодым, то чувствовал себя виновным, если

Думаю, что мой отец

Когда мне начинает не везти, я

Больше всего я хотел бы в жизни

Когда я даю другим поручение

Когда буду старым

Люди, превосходство которых над собой я признаю

Мои опасения не раз заставляли меня

Когда меня нет, мои друзья

Моим самым живым воспоминанием детства является

Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)

Моя половая жизнь

Когда я был ребенком, моя семья

Люди, которые работают со мной

Я люблю свою мать, но

Самое худшее, что мне случилось совершить, это

Для каждой группы предложений методики «Незаконченные предложения» выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Примеры предложений и варианты ответов с оценкой смотрите ниже в табличных данных.

Большинство известных мне семей

Несчастливы, недружные, распались

Что вы думаете?

Здравствуйте. Очень не хватает трезвого профессионального взгляда. Провела «тест незаконченных предложений», вроде все понятно, но хотелось бы больше мнений, или точнее взглядов со стороны. Заранее не хотела обращаться к тем кого уже знаю, потому что зная себя, предполагаю, что буду писать так как бы хотела что бы они меня видели, а ни так как есть, если короче то осознание, что это увидят незнакомые мне люди помогает мне быть более искренней в своих ответах.
Заранее большое спасибо.


Тест «незаконченные предложения»
1. думаю, что мой отец редко думал о чувствах других людей.
2. Если все против меня, то скорее всего во мне что-то не так.
3. Я всегда хотела. что бы у меня больше получалось.
4. Если бы я занимала руководящий пост, я бы не справилась без надежного помощника.
5. Будущее кажется мне насыщенным.
6. Мое начальство думает, что мной можно пользоваться
7. Знаю, что глупо, но боюсь многих хороших людей.
8. Думаю, что настоящий друг примет меня такой какая я есть.
9. Когда я была ребенком у меня еще был шанс.
10. Идеалом мужчины для меня является надежный, умный и самодостаточный человек.
11. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной. я начинаю злится на них за то что они не совершенны или за то что они хорошо подходят друг другу и счастливы.
12. По сравнению с большинством других семей моя семья не имеет будущего.
13. Лучше всего мне работается с теми кто может себе позволить подождать пока я все пойму.
14. Моя мать и я очень сильно похожи и это меня пугает.
15. Сделал бы все, что бы забыть некоторые способы все забывать.
16. Если бы мой отец только бы захотел, я бы больше о нем помнила.
17. Думаю, что достаточно способна, чтобы рисовать на обоях.
18. Я могла бы быть очень счастливой, если бы могла больше любить себя.
19. Если кто-нибудь работает под моим руководством, я всегда горжусь нами, даже если результаты не очень хорошие.
20. Надеюсь на то что смогу найти себя.
21. В школе мои учителя были единственными людьми с которыми мне было интересно.
22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь их потерять.
23. Не люблю людей, которые обвиняют других в своих бедах.
24. До войны я даже не знала, что есть люди которые могут зарабатывать деньги убивая.
25. Считаю, что большинство юношей и девушек не задумываются о глобализме.
26. Супружеская жизнь кажется мне сложной, но глубокой и более искренней чем какая-то другая.
27. Моя семья обращается со мной как будто мне не надо больше быть лучше.
28. Люди с которыми я работаю, очень умные и способные.
29. Моя мать не может бросить пить.
30. Моей самой большой ошибкой было упущенное время в школе.
31. Я хотела бы что бы мой отец помогал моей маме после развода.
32. Моя наибольшая слабость заключается в том, что я растрачиваю впустую разные возможности.
33. Моим скрытным желанием в жизни можно считать желание смерти некоторых близких людей.
34. Мои подчиненные могут быть со мной искренними.
35. Наступит тот день, когда люди поймут что их дурачат.
36. Когда ко мне приближается мой начальник, я сжимаюсь от страха.
37. Хотелось бы мне перестать бояться, что все меня бросят.
38. Больше всего люблю тех людей, которые меня не бросают.
39. Если бы я снова стал молодым, я бы больше уделала своей учебе и творчеству.
40. Считаю, что большинство мужчин мне более интересны чем женщины.
41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь это могло бы стать показателем моего физического и психического здоровья.
42. Большинство известных мне семей не могут стать для меня примером.
43. Люблю работать с людьми, которые быстро реагируют и не тратят зря время.
44. Считаю, что большинство матерей думают только о себе перед тем как родить ребенка.
45. Когда я была молодой, то чувствовала себя виноватой, если не могла объяснить почему я делаю то что кому-то не нравится.
46. Думаю, что мой отец мог любить меня больше.
47. Когда мне начинает не везти, я думаю что внутри меня творится что-то неладное.
48. Больше всего я хотела бы в жизни быть гармоничным человеком.
49. Когда я даю другим поручение. я всегда рассчитываю на то что оно будет выполнено.
50. Когда я буду старым, я займусь фортепиано.
51. Люди, превосходство которых над собой я признаю, не подпускают меня к себе сильно близко.
52. Мои опасения ни раз заставляли меня жалеть о потраченном на них времени.
53. Когда меня нет, мои друзья находят чем заняться.
54. Моим самым живым воспоминанием о детстве является моя зависть другим детям.
55. Мне очень не нравится когда мужчины забывают о своих обещаниях.
56. Моя половая жизнь наладится когда я глубже займусь собой.
57. Когда я была ребенком, моя семья казалась мне лучше.
58. Люди которые работаю со мной молодцы!
59. Я люблю свою мать, но я бы не хотела закончить как она.
60. Самое худшее что мне случилось совершить. должно стать мне уроком.
_________________
Кто хочет находит возможность, кто не хочет - причину.

Последний раз редактировалось: Soly (Чт Ноя 16, 2006 23:31), всего редактировалось 1 раз

Незаконченные предложения

Испытуемому предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро дописать его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью. Предложения начинаются весьма неопределенно, поэтому у испытуемого практически неограниченные возможности закончить его. Они касаются различных жизненных сфер, куда входят отношения к отцу, матери, собственной семье, работе, руководству, подчиненным, к прошлому и будущему, к здоровью и т. д. Каждая из сфер представлена четырьмя предложениями, разбросанными, перемешанными друг с другом.

Цейтнот, в котором находится испытуемый, заставляет его дописывать именно те слова, которые первыми пришли в голову, то есть то, что его волнует. Времени на обдумывание конца фразы нет, выбрать несколько вариантов концовки невозможно.

Этот тест оказывается полезным при поиске конфликтной ситуации, больного места.

В качестве примера давайте, читатель, посмотрим некоторые предложения, дописанные при тестировании 35-летним директором предприятия, испытывавшим головные боли, раздражительность, плохой сон, сердцебиения. В беседе с врачом пациент все свои беды связывал с тем, что много работает, устает, переживает трудности с подбором и расстановкой кадров.

Предварительно ранее разбросанные предложения скомпонуем по разделам, жизненным сферам. Не буду приводить все предложения, а лишь те, в которых наиболее остро чувствуется конфликт. Итак, приступим. Предложения, отражающие отношения с матерью, свидетельствуют о любви испытуемого к ней, хотя в одном из них («Я люблю мать, но. часто с ней спорю по вопросам своей семейной жизни») можно отметить некоторые трения. Это еще ни о чем не говорит. У кого нет подобных трений?

Следующая сфера — «отношение к отцу». «Думаю, что мой отец редко. думал о семье», «Если бы мой отец только захотел. моя жизнь сложилась бы по-другому», «Я хотел бы, чтобы мой отец. в действительности был отцом». Это уже что-то. И не просто что-то, а довольно длительный и мощный конфликт. Не будем здесь выяснять, почему это случилось. Ведь мы анализируем тест, а не болезнь моего пациента. И еще одно, прямо-таки убийственное предложение из этой сферы: «Думаю, что мой отец. не имеет права им называться». Да, четко видно, что пациент весьма отрицательно относится к своему отцу. Это очень тяжело для любого человека.

Далее — «отношение к половой жизни». «Когда вижу женщину вместе с мужчиной. возникает мысль о том, что дружбы между ними быть не может», «Моя половая жизнь. складывается вполне удовлетворительно». Как будто ничего особенного. Ну, некоторый скепсис. «Если бы у меня была нормальная половая жизнь. психологическое состояние было бы лучше». Несколько расходится с утверждением, сформулированным в предыдущем предложении. Конфликт? Вероятно.

А как с отношением к женщинам вообще? «Идеалом женщины для меня является. женственность». Фраза несколько шероховатая, но следует учесть цейтнот, дефицит времени на обдумывание конца фразы. «Считаю, что большинство девушек. к сожалению, не похожи на Татьяну Ларину», «Считаю, что большинство женщин. не могут быть тем идеалом, которым должна быть женщина для мужчины». Вот так-то! Да, требования к женщинам чересчур высокие.

Ну ладно. Что там у нас дальше? Отношения к вышестоящим людям на работе. «Мое начальство. не всегда правильно оценивает мои действия», «Когда ко мне приближается мой начальник. я не могу спокойно чувствовать себя в этот момент». С одной стороны, чувствуется, что нет четкого взаимопонимания с руководством, а с другой — страх перед ним. Интересно, за счет чего?

Взглянем в раздел «Страхи и опасения». Что здесь? «Знаю, что глупо, но боюсь. казаться еще глупей», «Хотелось бы мне перестать бояться. неуверенности в fee6e», «Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь. когда-нибудь ошибиться в последний раз». Прямо как минер! Тяжело, видимо, живется моему пациенту с его чувством неуверенности в себе, страхом проявить некомпетентность. Отсюда, естественно, неспокойное самочувствие при встрече с руководством.

Идем дальше. «Мои подчиненные. всегда и во всем со мной советуются», «Если кто-нибудь работает под моим руководством. он всегда должен разделять мою точку зрения». Моему пациенту трудно, и его подчиненным не легче. Как хотите, читатель, но я бы не хотел работать на этом предприятии. Это уж точно! Трудно всегда и во всем разделять точку зрения руководителя.

Таково отношение к подчиненным. А к себе? «Если все против меня. то я должен быть против всех», «Моя наибольшая слабость заключается в том, что. я не умею защищать себя», «Думаю, что достаточно способен, чтобы. руководить более крупным предприятием». В разделе «Сознание вины» читаем следующее предложение: «Моей самой большой ошибкой было то. что я пошел на руководящую работу». Вот это да! Не согласуется абсолютно с утверждением о собственной способности руководить более крупным предприятием. В разделе «Отношение к будущему» имеется фраза, также противоречащая утверждению пациента о том, что сожалеет о выборе работы: «Надеюсь на. более успешное продвижение по службе». Да, действительно трудно продвигаться по служебной лестнице, если жалеешь о выбранном пути.

Везде прослеживается высокий уровень притязаний, оппозиционность к окружающим и даже агрессивность по отношению к подчиненным, ригидность (малоподвижность) установки на лидерство. При этом неуверенность в себе: «. не умею защищать себя».

Давайте заглянем в раздел «Цели». К чему стремится испытуемый? «Я всегда хотел. быть больше того, что я есть сейчас», «Я мог бы быть счастливым, если бы. был здоров». В этих предложениях четко видны цель, неудовлетворенность достигнутым положением и не менее четко взгляды больного на причины его неудач. Все, по его мнению, связано со здоровьем. Они подтверждаются и тем, как мой пациент закончил предложения раздела «Отношение к здоровью»: «Мое здоровье позволяет. не очень многое, к сожалению», «Забота о здоровье. в настоящее время на первом месте».

Итак, тест незаконченных предложений выявил очень многие стороны личности испытуемого, пролил некоторый свет и на причины, почему сформировалась именно такая, а не другая личность (давний, вероятно с детства, конфликт с отцом). Весьма богатый материал для последующей психотерапии. Между прочим, обычная беседа с больным не выявила и пятой части того, что продемонстрировал тест. Повторяю, мы анализировали не случай болезни, а лишь возможности теста.

Ключ к тесту Сакса Леви Незаконченные предложения

Ключ к тесту Сакса Леви Незаконченные предложения. Обработка теста. Интерпретация.

В основе методики лежит положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, испытуемый дает информацию, касающуюся его собственной личности, то есть он проецирует себя в свои ответы. Методика Сакса Леви позволяет выявить признаки внутриличностных и межличностных конфликтов, нарушение отношений личности, характер которых может затем уточняться в индивидуальной беседе.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.

1. Думаю, что мой отец редко

16. Если бы мой отец только захотел

31. Я хотел бы, чтобы мой отец

46. Думаю, что мой отец

2. Если все против меня,то

17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы

32. Моя наибольшая слабость заключается в том

47. Когда мне начинает не везти, я

3. Нереализованные возможности

3. Я всегда хотел

18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы

33. Моим скрытым желанием в жизни является

48. Больше всего я хотел бы в жизни

4. Если бы я занимал руководящий пост

19. Если кто-нибудь работает под моим руководством

34. Мои подчиненные

49. Когда я даю другим поручение

5 Будущее кажется мне.

35. Наступит тот день, когда

50. Когда буду старым

6.Отношение к вышестоящим лицам

6. Будущее кажется мне

21. В школе мои учителя

36. Когда ко мне приближается мой начальник

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю

7. Знаю, что глупо, но боюсь

22.Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь

37.Хотелось бы мне перестать бояться

52. Мои опасения не раз заставляли меня

8. Думаю, что настоящий друг

23. Не люблю людей, которые

38. Больше всех люблю тех людей, которые

53. Когда меня нет, мои друзья

9.Когда я был ребенком

39. Если бы я снова стал молодым

54. Моим самым живым воспоминанием детства является

10.Отношение к лицам противоположного пола

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является

25. Считаю, что большинство юношей (девушек)

40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)

55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)

11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной

26. Супружеская жизнь кажется мне

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь

56. Моя личная жизнь

12.По сравнению с большинством других моя семья

27. Моя семья обращается со мной как с

42.Большинство известных мне семей

57. Когда я был ребенком, моя семья

13.Лучше всего мне работается с

28.Люди, с которыми я работаю

43.Люблю работать с людьми, которые

58. Люди, которые работают со мной

44.Считаю, что большинство матерей

59. Я люблю свою мать, но

15.Сделал бы все, чтобы забыть

30. Моей самой большой ошибкой было

45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если

60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это

Хотя стандартный метод применения подразумевает, что испытуемый должен уловить стимул и отреагировать на него в письменной форме, для тревожной личности будет полезнее провести опрос устно и записывать ответы самому. Этот процесс дает возможность разрядить напряжение. Такие тестируемые часто используют SSCT как стимул для отреагирования и после говорят, что они "чувствуют себя намного лучше". Устный метод также дает возможность отметить специфические темы, на которых респондент блокируется, наблюдая за временем реакции, приливам крови, выражением лица, изменениями в тоне или тембре голоса и общим поведением. Методики позволяют выявить не только отношения к окружающим, но и чер­ты характера /мнительность, эгоизм/ или скрытые, зачастую не осознан­ные им переживания / ипохондричность, мысли о самоубийстве, психоген­ные факторы. Эмоционально значимые предложения сопровождаются за­держкой /удлинением латентного периода, мимико-вегетативной реакцией.

Больные со скрытыми бредовыми переживаниями в предложениях, выра­жающих отношения к людям могут "проговориться" и раскрыть свои болез­ненные суждения. У больных со страхом и опасениями выявляется неуве­ренность в будущем. У многих больных шизофренией страдают все виды отношений. например, безличное отношение к родственникам, к семье, к противопо­ложному полу, причем отрицательные отношения тем выраженней, чем больше социальная декомпенсация.

Методика помогает разобраться в многообразной системе отношений личности больного, выявить нарушения этих отношений, найти пути восс­тановления этих отношений, реабилитации.

При количественной обработке ответов испытуемого определяется со­циальная /антисоциальная/ одобряемость, или неопределенная "колеблюща­яся" позиция, которая может вызвать внутриличностные конфликты.

Качественный /смысловой/ анализ предложений, "законченных" обсле­дуемым по той или иной группе может выявить не только отношения к ок­ружающим, но и черты характера.

Затем выносится оценка степени расстройства у респондентов этой сфере, соответственно со следующей шкалой:

· · 2 балла. Серьезные расстройства. Требуется помощь психотерапевта для работы над эмоциональным конфликтом в этой области.

· · 1 балл. Небольшие расстройства. Имеется эмоциональный конфликт в этой области, но есть возможность его устранения без помощи психотерапевта.

· · 0 баллов. Нет заметных расстройств в этой области.

· · Х. Неизвестно. Недостаточно сведений.

Далее следуют заключения и оценки отдельных установок, схема которых представлена в общем заключении по данным SSCT:

1. Утверждения из тех областей, в которых респондент показал наиболее явные нарушения установок. Могут обеспечить терапевта необходимыми ключами.

2. Описание взаимозависимости между установками применительно к содержанию. Часто освещает динамические факторы данного случая. Например, респондент № 1 описал свою мать как "слишком нервозную" и "мелочную". Он считает, что большинство матерей "слишком любят своих детей и балуют их". Он утверждает, что его семья "нормальная", но они относятся к нему "как к маленькому". Он очень враждебен по отношению к женщинам, которых рассматривает как "лживых особ, которым нельзя доверять". Он осторожно относится к браку: "Брак хорош, если заранее все обговорено". Он считает своего отца хорошим человеком, но хотел бы, чтобы тот "перестал упрямиться". Он презрительно относится к руководству. Он не любит мелочных людей. Его наиболее живое воспоминание о детстве: "Со мной неправильно обращались". Он боится за себя, и когда обстоятельства против него, он сдается. Еще он полагает, что у него есть возможность 'что-либо сделать". Его отношение к будущему поверхностно и почти нереально оптимистично. Однажды он ожидает "заработать миллион".


Методика чернильных пятен

Эта методика является одной из самых популярных. Разработанная швейцарским психиатром Германом Роршахом, она впервые была описана в 1921 г. Хотя стандартизированные серии чернильных пятен использовались психологами и раньше для изучения воображения и других психических функций, Г. Роршах был первым, кто применил чернильные пятна для диагностического исследования личности в целом. Развивая этот метод, Роршах экспериментировал с большим количеством чернильных пятен, которые он предъявлял различным группам психически больных. В результате подобных клинических наблюдений те характеристики ответов, которые можно было соотнести с различными психическими заболеваниями, постепенно объединялись в системы показателей. Методы определения показателей затем отрабатывались с помощью дополнительного тестирования умственно отсталых и нормальных людей, художников, ученых и других лиц с известными психологическими характеристиками. Роршах предложил основные способы анализа и интерпретации ответов.

В методике Роршаха используются 10 карточек, на каждой из которых отпечатано двухстороннее симметричное пятно. Пять пятен выполнено только в серо-черных тонах, два содержат дополнительные штрихи ярко-красного цвета, а остальные три представляют собой сочетание цветов пастельных топов. Таблицы предъявляются последовательно с 1-й по 10-ю в стандартном положении, указанном на обороте. Предъявление таблицы 1 сопровождается инструкцией: "Что это такое, на что это может быть похоже?". В дальнейшем инструкция не повторяется. После окончания спонтанных высказываний испытуемого с помощью дополнительных вопросов стимулируют к продолжению ответов. Помимо дословной записи ответов испытуемого по каждой карточке экспериментатор отмечает время ответа, непроизвольные реплики, эмоциональные проявления и другие изменения поведения испытуемого во время сеанса диагностирования. После предъявления всех 10 карточек экспериментатор по определенной системе опрашивает испытуемого относительно частей и особенностей каждого из пятен, по которым возникли ассоциации. Во время опроса испытуемый может также уточнить или дополнить прежние свои ответы.

Имеется несколько систем для подсчета и интерпретации показателей методики Роршаха. К числу наиболее общих включаемых в показатели категорий можно отнести локализацию, детерминанты, содержание, популярность/оригинальность.

Локализация указывает на часть пятна, с которой испытуемый ассоциирует свой ответ: используется ли при ответах все пятно, какая-то общая деталь, необычная деталь, белая часть карточки или какая-то комбинация белого и темного участков.

Детерминанты ответа включают форму, цвет, оттенок и "движение". Хотя, конечно, в чернильном пятне самом по себе нет никакого движения, все же восприятие испытуемым пятна как движущегося объекта относится к этой категории. Внутри этих категорий проводится более подробная дифференциация. Например, движение человека, движение животного, а также абстрактное или неодушевленное движение подсчитывается отдельно. Точно так же оттенок может восприниматься как представляющий глубину, текстуру, неопределенную форму, например, облако или серо-белое воспроизведение цвета.

Трактовка содержания меняется в зависимости от системы определения показателей, но некоторые основные категории используются постоянно. Главными среди них являются человеческие фигуры и их детали (или фрагменты человеческого тела), фигуры животных и их детали, анатомическое строение. К другим широко применяемым категориям показателей можно отнести неодушевленные объекты, растения, географические карты, облака, пятна крови, рентгеновские снимки, сексуальные объекты, символы.

Показатель популярности часто определяется на основе относительной частоты различных ответов среди людей вообще, сравнением с таблицами популярных ответов.

Интерпретация показателей методики Роршаха опирается на относительное число ответов, попадающих в различные категории, а также на определенные соотношения и взаимосвязи различных категорий. Направления интерпретации не имеют удовлетворительного теоретического обоснования, а целиком определяются эмпирическими соотношениями отдельных показателей с теми или иными свойствами личности. Так, например, трудно объяснить с научных позиций, почему использование в ответах редких деталей свидетельствует о неуверенности, тревожности, а толкование белого фона у экстравертов — о негативизме.

В психологическом заключении по результатам методики Роршаха обычно описываются интеллектуальная и аффективная сферы личности, а также особенности межличностных взаимодействий. Психолог-клиницист, составляя его, учитывает и дополнительную информацию, полученную из внешних источников.

Основным фактором, затрудняющим интерпретацию показателей методики Роршаха, является суммарное число ответов, известное как продуктивность ответов. Эмпирически показано, что продуктивность ответов непосредственно связана с возрастом, интеллектуальным уровнем и образованием индивида. Хотя считается, что описываемая методика применима к людям в возрасте от дошкольного до взрослого, нормативные данные изначально были получены в основном в группах взрослых. Стремясь расширить возрастные границы интерпретации методики Роршаха, Л. Эймс и его коллеги собрали и опубликовали нормы для детей в возрасте от 2 до 10 лет, для подростков — от 10 до 16 лет, для пожилых людей — в возрасте от 70 лет и выше [3] .

В настоящее время предпринимаются попытки использовать вычислительную технику в обработке результатов этой методики

Незаконченные предложения (тест Сакса-Леви)

"Незаконченные предложения"
тест Сакса-Леви

Метод незаконченных предложений применяется в экспериментально-психологической практике давно. Существует множество вариантов. Мы предлагаем вариант этого метода, разработанный Л. Саксом и В. Леви. Он включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели. Тестирование (без обработки) занимает от 20 мин до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого_

Инструкция "На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами".

Бланк теста
  1. Думаю, что мой отец редко
  2. Если все против меня, то
  3. Я всегда хотел
  4. Если бы я занимал руководящий пост
  5. Будущее кажется мне
  6. Мое начальство
  7. Знаю, что глупо, но боюсь
  8. Думаю, что настоящий друг
  9. Когда я был ребенком
  10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является
  11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной
  12. По сравнению с большинством других семей моя семья
  13. Лучше всего мне работается с
  14. Моя мать и я
  15. Сделал бы все, чтобы забыть
  16. Если бы мой отец только захотел
  17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы
  18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы
  19. Если кто-нибудь работает под моим руководством
  20. Надеюсь на
  21. В школе мои учителя
  22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь
  23. Не люблю людей, которые
  24. Когда-то
  25. Считаю, что большинство юношей (девушек)
  26. Супружеская жизнь кажется мне
  27. Моя семья обращается со мной, как с
  28. Люди, с которыми я работаю
  29. Моя мать
  30. Моей самой большой ошибкой было
  31. Я хотел бы, чтобы мой отец
  32. Моя наибольшая слабость заключается в том
  33. Моим скрытым желанием в жизни
  34. Мои подчиненные
  35. Наступит тот день, когда
  36. Когда ко мне приближается мой начальник
  37. Хотелось бы мне перестать бояться
  38. Больше всех люблю тех людей, которые
  39. Если бы я снова стал молодым
  40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)
  41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь
  42. Большинство известных мне семей
  43. Люблю работать с людьми, которые
  44. Считаю, что большинство матерей
  45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если
  46. Думаю, что мой отец
  47. Когда мне не везет, я
  48. Больше всего в жизни я хотел бы
  49. Когда я даю другим поручение
  50. Когда буду старым
  51. Люди, превосходство которых над собой я признаю
  52. Мои опасения не раз заставляли меня
  53. Когда меня нет, мои друзья
  54. Моим самым живым воспоминанием детства является
  55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)
  56. Моя половая жизнь
  57. Когда я был ребенком, моя семья
  58. Люди, которые работают со мной
  59. Я люблю свою мать, но
  60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это
Обработка и интерпретация результатов Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Примеры предложений и варианты ответов с оценкой:

Большинство известных сне семей:
1) несчастливые, недружелюбные
2) нервные, не очень дружелюбные
3) все одинаковы
Будущее кажется мне:
1) мрачным, плохим, странным
2) туманным, неприглядным
3) неясным, неизвестным

Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений.

Отношение к отцу
Отношение к себе
Нереализованные возможности
Отношение к подчиненным
Отношение к будущему
Отношение к вышестоящим лицам
Страхи и опасения
Отношение к друзьям
Отношение к своему прошлому
Отношение к лицам противоположного пола
Сексуальные отношение
Отношения к семье
Отношение к сотрудникам
Отношение к матери
Чувство вины

Исследованию методом "незаконченные предложения" должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.

Источник:
  1. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М. Эксмо, 2007. - 416 с. (с. 22-24)

Завершение предложения» - Д

/ Психологические тесты / «Завершение предложения» - Д. Сакса и Леви

«ЗАВЕРШЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» МЕТОДИКА

(Sacks sentence completion test, SSCT)

(вариант Д. Сакса и Леви)

Проективная методика. Данный вариант на завершение предложений, направлен на получение важного клинического материала в четырех представительных областях адаптации, был разработан Джозефом М. Саксом (Joseph M. Sacks) и другими психологами Нью-йоркского Управления ветеранов службы ментальной гигиены.

Тест состоит из 60 пунктов, которые выражают 15 установок (отношений), перечисленных ниже. На каждую установку приходится по четыре пункта.

В методику включены четыре области:

3. межличностные взаимоотношения,

1. Область семьи включает три набора установок: на мать, отца и родственников. Каждый из них представлен в четырех пунктах, что стимулирует испытуемого выразить установку к каждому из родителей и семье в целом. Предложения «Моя мать и я. », «Если бы только мой отец. » и «В семье ко мне относятся. » являются примерами пунктов, разработанных для выявления этих отношений. Он рассчитан на то, что даже когда испытуемый осторожничает и уклоняется, он предоставляет ценный материал в ответе как минимум по одному из четырех пунктов.

2. Область секса включает отношение к женщинам и гетеросексуальным контактам. Восемь пунктов этой области позволяют респонденту выразиться по отношению к женщинам как социальным индивидам, к браку и к сексуальным отношениям как таковым. Темы «Я думаю, что большинство девушек. » и «Если бы у меня были сексуальные отношения. » являются типичными для этой области.

3. Область межличностных взаимоотношений включает установки на друзей и знакомых, коллег по работе или по школе, начальника на работе или в школе и подчиненных. Шестнадцать тем этой области позволяют респонденту выразить свои чувства к окружающим вне дома и его представления об отношениях окружающих к нему. Предложения «Когда меня нет, мои друзья. », «Когда я вижу, что идет начальник. », «Люди, которые на меня работают. » и «На работе я лучше всего лажу с. » являются примерами тем из этой области.

4. Самовосприятие включает страхи, чувство вины, цели и отношения к своим способностям, прошлому и будущему. Установки, выраженные в этой области, дают психологу картину самовосприятия субъекта, какой он есть, каким был, каким хочет быть и каким, по его мнению, он станет. Среди 24 пунктов в этой области находим: «Я бы хотел избавиться от боязни. », «Моей самой большой ошибкой было. », «Я думаю, у меня есть способность. », «Когда я был маленьким. », «Однажды я. » и «Больше всего от жизни я хочу. ».

Создание теста осуществлялась следующим образом: 20 клинических психологов попросили предложить на рассмотрение по три пункта на завершение предложений, имеющих целью выявить значимые установки по каждой из указанных категорий. К ним были добавлены пункты, отобранные из литературы по завершению предложений. Таким образом, было получено 280 пунктов. Их распределили в количестве от 14 до 28 на категорию. Например, 19 пунктов относились к категории установки к матери, 22 — к категории установки к отцу и так далее. Затем 20 психологов попросили выбрать в каждой категории четыре пункта, которые, на их взгляд, лучше всего подходят для выявления значимых установок в этой категории. Пункты, выбираемые наиболее часто, вошли в тест.

Надежность и валидность теста. Автор описывает следующую процедуру психометрической оценки методики.

Три психолога проранжировали степень нарушений у 100 человек по каждой из пятнадцати категорий на основании их ответов на тест. Психиатры, которые наблюдали этих людей, сделали независимое заключение о степени их нарушений по каждой из пятнадцати категорий, основываясь на своих клинических данных. Надежность суждений психологов в отношении степени нарушений определялась по совпадению мнений двух из троих психологов на 92% 1500 оценок. Психиатры не имели понятия о результатах SSCT. Когда оценки психологов сопоставили с оценками психиатров, значение вероятностных коэффициентов оказалось в пределах от 0,48 до 0,57 при допущении на ошибку 0,02 и 0,03. Эти цифры показывают, что оценки психологов практически совпали с оценками психиатров. Для 50 человек психологи написали интерпретации по 15 установкам, основываясь на ответах по 4 пунктам, вошедшим в каждую установку. Эти интерпретации были проверены психиатрами, которые оценили их с точки зрения клинических данных. Около 77% выводов были оценены как совпадающие или частично совпадающие с клиническими данными. Эти результаты SSCT выигрывают по сравнению с теми, которые были обнаружены в исследованиях на валидность других методов изучения личности, например теста Роршаха иТАТ .

SSCT может применяться индивидуально и в группах и занимает от 20 до 40 минут.

Особенности проведения процедуры тестирования.

Перед обследованием испытуемым дается следующая Инструкция:

«Ниже находятся шестьдесят частично незаконченных предложений. Прочитайте каждое и завершите его, записывая первое, что придет на ум. Делайте это по возможности быстро. Если вы не можете закончить тему, обведите номер предложения и вернитесь к нему позже».

Респонденты часто спрашивают: «Нельзя ли подумать, чтобы дать разумный ответ?» Надо подчеркнуть, что ответ должен состоять из первой спонтанной реакции на всякий стимульный пункт и что респондент не должен останавливаться, чтобы найти логическое завершение. Другим распространенным вопросом является: «Должен ли я вписать только одно слово?» Ему надо ответить, что приемлемо как одно слово, так и целая фраза, и что желательны спонтанные мысли. Иногда респонденты просят проверяющего посмотреть на ответ и сказать, насколько он правильный. Им надо разъяснить, что это правильный ответ, если он представляет собой спонтанную реакцию на стимул. Иногда проверяющего спрашивают о смысле слов в начале предложения. Допустимо сказать, к примеру, что «редко означает «вряд ли». Но если респондент просит объяснить смысл всего предложения, его надо попросить отвечать в соответствии с тем, как он понял это предложение.

Когда респондент готов ответить на первый вопрос, необходимо отметить время начала в верхнем правом углу листа. Когда он возвращает тест, надо пометить время окончания.

По мере возможности необходимо проводить опрос. Проверяющий выбирает ответы, которые могут быть значащими или зашифрованными, и просит респондента «рассказать поподробней». Значение этой процедуры показывает следующий случай. Один из ответов депрессивного, непродуктивного пациента был таким: «Моим наиболее живым воспоминанием о детстве является несчастный случай». Когда его попросили рассказать подробнее, он рассказал о событии, которое произошло с ним, когда ему было 5 лет. Играя на кухне с другим ребенком, он опрокинул чайник с кипятком, который ошпарил его товарища, что привело к смерти последнего. Позже он смог обсудить этот инцидент со своим терапевтом.

Хотя стандартный метод применения подразумевает, что респондент должен уловить стимул и отреагировать на него в письменной форме, для некоторых тревожных пациентов будет полезнее провести опрос устно и записывать их ответы. Этот процесс дает возможность разрядить напряжение. Такие пациенты часто используют SSCT как стимул для отреагирования и после говорят, что они «чувствуют себя намного лучше». Устный метод также дает возможность отметить специфические темы, на которых респондент блокируется, наблюдая за временем реакции, приливам крови, выражением лица, изменениями в тоне или тембре голоса и общим поведением.

1.Думаю, что мой отец редко

2. Если все против меня, то

3. Я всегда хотел

4. Если бы я занимал руководящий пост

5. Будущее кажется мне

6. Мое начальство

7. Знаю, что глупо, но боюсь

8. Думаю, что настоящий друг

9. Когда я был ребенком

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является

11.Когда я вижу женщину рядом с мужчиной

12. По сравнению с большинством других моя семья

13. Лучше всего мне работается с

14. Моя мать и я

15. Сделал бы все, чтобы забыть

16. Если бы мой отец только захотел

17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы

18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы

19. Если кто-нибудь работает под моим руководством

21.В школе мой учителя

22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь

23. Не люблю людей, которые

25. Считаю, что большинство юношей (девушек)

26. Супружеская жизнь кажется мне

27. Моя семья обращается со мной как с

28. Люди, с которыми я работаю

30. Моей самой большой ошибкой было

31. Я хотел бы, чтобы мой отец

32. Моя наибольшая слабость заключается в том

33. Моим скрытым желанием в жизни является

34. Мои подчиненные

35. Наступит тот день, когда

36. Когда ко мне приближается мой начальник

37. Хотелось бы мне перестать бояться

38. Больше всех люблю тех людей, которые

39. Если бы я снова стал молодым

40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь

42. Большинство известных мне семей

43. Люблю работать с людьми, которые

44. Считаю, что большинство матерей

45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если

46. Думаю, что мой отец

47. Когда мне начинает не везти, я

48. Больше всего я хотел бы в жизни

49. Когда я даю другим поручение

50. Когда я умру

51.Люди, превосходство которых над собой я признаку

52. Мои опасения не раз заставляли меня

53. Когда меня нет, мои друзья

54. Моим самым живым воспоминанием детства является

55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)

56. Моя половая жизнь

57. Когда я был ребенком, моя семья

58. Люди, которые работают со мной

59. Я люблю свою мать, но

60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это

Примеры оценки результатов теста:

Оценочный лист, разработанный для SSCT, сводит вместе, по каждой установке, четыре стимульных пункта и ответы респондента на них. Например:

Отношение к отцу

1. Мне кажется, что мой отец редко работает.

16. Если бы только мой отец стал лучше.

31. Я хочу, чтобы мой отец умер.

46. Мне кажется, что мой отец нехороший человек.

Слова курсивом - это ответы респондента. Эти четыре ответа рассматриваются вместе в заключении, которое делается для прояснения клинической картины установок респондента в этой области. В этом случае в заключении записывается: «Чрезвычайная враждебность и презрение в сочетании с желанием смерти».

Затем выносится оценка степени расстройства у респондента в этой сфере, соответственно со следующей шкалой:

??2 балла. Серьезные расстройства. Требуется помощь терапевта для работы над эмоциональным конфликтом в этой области.

??1 балл. Небольшие расстройства. Имеется эмоциональный конфликт в этой области, но есть возможность его устранения без помощи терапевта.

??0 баллов. Нет заметных расстройств в этой области.

??Х. Неизвестно. Недостаточно сведений.

Этот метод ранжирования четырех ответов отличается от процедуры, используемой Тендлером, Роттером и Виллерманом и других, кто занимался техникой завершения предложений. Традиционный метод оценивает отдельные ответы и приходит к финальной оценке адаптации путем сложения отдельных оценок. Автору SSCT кажется, что более приемлемо просто обозначить области расстройства и определить их посредством сбора ответов. Валидность оценки, конечно, зависит от клинического фона и сообразительности экспериментатора, так же как и от материала, предоставленного респондентом.

Далее следуют заключения и оценки отдельных установок, схема которых представлена в общем заключении по данным SSCT:

1. Утверждения из тех областей, в которых респондент показал наиболее явные нарушения установок. Могут обеспечить терапевта необходимыми ключами.

2. Описание взаимозависимости между установками применительно к содержанию. Часто освещает динамические факторы данного случая. Например, респондент № 1 описал свою мать как «слишком нервозную» и «мелочную». Он считает, что большинство матерей «слишком любят своих детей и балуют их». Он утверждает, что его семья «нормальная», но они относятся к нему «как к маленькому». Он очень враждебен по отношению к женщинам, которых рассматривает как «лживых особ, которым нельзя доверять». Он осторожно относится к браку: «Брак хорош, если заранее все обговорено». Он считает своего отца хорошим человеком, но хотел бы, чтобы тот «перестал упрямиться». Он презрительно относится к руководству. Он не любит мелочных людей. Его наиболее живое воспоминание о детстве: «Со мной неправильно обращались». Он боится за себя, и когда обстоятельства против него, он сдается. Еще он полагает, что у него есть возможность «что-либо сделать». Его отношение к будущему поверхностно и почти нереально оптимистично. Однажды он ожидает «заработать миллион».

Примеры оценки результатов теста.

1. Отношение к матери

Случай № 2 Оценка: 2

14. Моя мать — ворчунья .

29. Моя мать и я очень отличаемся друг от друга .

44. Я считаю, что большинство матерей слишком зависят от своих

59. Мне нравится моя мать, но мне она не нравится.

Заключительная интерпретация. Полностью отвергает и осуждает мать, которую считает

Случай № 23 Оценка: 1

14. Моя мать бережлива .

29. Моя мать и я — хорошие друзья с разными позициями .

44. Я считаю, что большинство матерей своей любовью разрушают

59. Мне нравится моя мать, но нет никаких «но» .

Заключительная интерпретация. Видит просчеты матери, но принимает их и допускает разницу

Случай № 56 Оценка: 0

14. Моя мать — замечательная женщина.

29. Моя мать и я — большие друзья .

44. Я считаю, что большинство матерей — значимые персоны .

59. Мне нравится моя мать, но мой отец тоже ничего .

Заключительная интерпретация. Выражает только положительные чувства по отношению к

2. Отношение к отцу

Случай № 52 Оценка: 2

1. Мне кажется, что мой отец редко работает .

16. Если бы только мой отец стал лучше .

31. Я хотел бы, чтобы мой отец умер.

46. Мне кажется, что мой отец нехороший человек .

Заключительная интерпретация. Крайняя враждебность и презрение с явным желанием смерти.

Случай № 71 Оценка: 1

1. Мне кажется, что мой отец редко говорит со мной как отец с сыном.

16. Если бы только мой отец прислушался .

31. Я хотел бы, чтобы мой отец (без ответа).

46. Мне кажется, что мой отец — значимая персона .

Заключительная интерпретация. Восхищается отцом, но хочет, чтобы их отношения стали ближе.

Случай № 14 Оценка: 0

1. Мне кажется, что моему отцу редко не хватает чувства юмора .

16. Если бы только мой отец взял отпуск .

31. Я хотел бы, чтобы мой отец остался таким, как сейчас .

46. Мне кажется, что мой отец — очень хороший человек .

Заключительная интерпретация. Выражает полное удовлетворение личностью отца.

3. Отношение к членам семьи

Случай № 12 Оценка: 2

12. По сравнению с большинством семей, моя семья редко бывает вместе .

27. Моя семья относится ко мне как к чужому, но не показывает этого.

42. Большинство семей, которые я знаю, в своем роде страдальцы .

57. Когда я был ребенком, моя семья ссорилась, и мы не ладили друг

Заключительная интерпретация. Чувствует себя отвергнутым семьей, в которой всегда не хватало солидарности и где постоянно были проблемы.

Случай № 10 Оценка: 1

12. По сравнению с большинством семей моя семья в порядке .

27. Моя семья относится ко мне как к маленькому мальчику .

42. Большинство семей, которые я знаю, похожи на мою.

57. Когда я был ребенком, моя семья хорошо со мной обращалась .

Заключительная интерпретация. Беспокоится, что семья не воспринимает его как зрелую личность, но не ощущает трудностей в общении с ней.

Случай № 16 Оценка: 0

12. По сравнению с большинством семей моя семья самая лучшая .

27. Моя семья относится ко мне как к близкому другу .

42. Большинство семей, которые я знаю, — неплохие люди .

57. Когда я был ребенком, моя семья много переезжала .

Заключительная интерпретация. Частая смена места жительства лишь незначительно повлияла на его замечательное отношение к семье.

4. Отношение к женщинам.

Случай № 1 Оценка: 2

10. Я представляю себе совершенную женщину как — нет такой .

25. Я считаю, что большинству девушек нельзя доверять .

40. Я считаю, что большинство женщин лживы.

55. В женщинах мне меньше всего нравится то, что они противоположного пола .

Заключительнаяинтерпретация. Чрезвычайно недоверчив. Возможна гомосексуальная тенденция.

Случай № 26 Оценка: 1

10. Я представляю себе совершенную женщину как понимающую и прекрасную.

25. Я считаю, что большинство девушек обыкновенные .

40. Я считаю, что большинство женщин хорошие .

55. В женщинах мне меньше всего нравится их макияж .

Заключительнаяинтерпретация. Высокие идеалы, но амбивалентные чувства.

Случай№ 31 Оценка: 0

10. Я представляю себе совершенную женщину как идеал .

25. Я считаю, что большинство девушек прелестны .

40. Я считаю, что большинство женщин привлекательны .

55. В женщинах мне меньше всего нравятся длинные юбки .

Заключительнаяинтерпретация. Лишь незначительная и поверхностная критика.

5. Отношение к гетеросексуальным связям

Случай № 17 Оценка: 2

11. Когда я вижу мужчину и женщину вместе, я просто смотрю и прохожу мимо.

26. Я думаю о супружеской жизни, что это то, о чем я думаю.

41. Если бы у меня были сексуальные отношения, мне было бы все равно.

56. Моя половая жизнь ничего особенного из себя не представляет .

Заключительная интерпретация. Надеется достигнуть нормальной сексуальной адаптации.

Случай № 25 Оценка: 1

11. Когда я вижу мужчину и женщину вместе, мне интересно, как они ладят.

26. Я думаю о супружеской жизни, что это может быть приятно ,если оба партнера

встречают друг друга на полпути .

41. Если бы у меня были сексуальные отношения, я был бы больше удовлетворен.

56. Моя половая жизнь не была очень интересной .

Заключительнаяинтерпретация. Хочет иметь сексуальный опыт, но сомневается в своей способности вступить в брак.

Случай № 70 Оценка: 0

11. Когда я вижу мужчину и женщину вместе, мне это нравится.

26. Я думаю о супружеской жизни, что это замечательно.

41. Если бы у меня были сексуальные отношения, но у меня они есть.

56. Моя половая жизнь — я ей доволен .

Заключительная интерпретация. Показывает на удовлетворение в этой области.

6. Отношение к друзьям и знакомым

Случай № 83 Оценка: 2

8. Мне кажется, что настоящий друг помогает тебе выжить .

23. Я не люблю людей, которые пялятся на меня .

38. Больше всего мне нравятся люди — таких мало.

53. Когда меня нет, мои друзья — я не очень-то верю в своих друзей .

Заключительная интерпретация. Недоверчив и очевидно одинок.

Случай № 22 Оценка: 1

8. Мне кажется, что настоящий друг — это тот, кто искренен .

23. Я не люблю людей, которые лгут .

38. Больше всего мне нравятся люди, которым нравлюсь я .

53. Когда меня нет, мои друзья иногда говорят обо мне .

Заключительная интерпретация. Вероятно ждет одобрения от окружающих, перед тем как эмоционально выразить себя.

Случай № 76 Оценка: 0

8. Мне кажется, что настоящий друг поможет мне .

23. Я не люблю людей, которые говорят громко .

38. Больше всего мне нравятся люди, которые близки ко мне .

53. Когда меня нет, мои друзья ищут меня .

Заключительная интерпретация. Выражает хорошие взаимные чувства между друзьями и им самим.

7. Отношение к начальству на работе и в школе

Случай№ 48 Оценка: 2

6. Мое начальство часто бывает несправедливым .

21. В школе мои учителя слишком властные.

36. Когда я вижу, что входит начальник, я опускаю голову .

51. Люди, которых я считаю выше меня по положению — я боюсь

Заключительная интерпретация. Обижается на начальство и боится его.

Случай № 45 Оценка: 1

6. Мое начальство — нормальные люди.

21. В школе мои учителя преимущественно были хорошими людьми .

36. Когда я вижу, что входит начальник, я немного напрягаюсь .

51. Люди, которых я считаю выше меня по положению — я так к

Заключительная интерпретация. Небольшие трудности в признании авторитета.

Случай № 98 Оценка: 0

6. Мое начальство любит меня .

21. В школе мои учителя были неплохими людьми .

36. Когда я вижу, что входит начальник, я продолжаю делать то,чем занимался .

51. Люди, которых я считаю выше меня по положению, — это мои родители.

Заключительная интерпретация. Выражает отсутствие конфликта с авторитарными персонами. Чувствует, что они тоже его воспринимают надлежащим образом.

8. Отношение к подчиненным

Случай №55 Оценка: 2

4. Если бы я занимал ответственную должность, я был бы строже .

19. Если бы люди работали под моим руководством, я бы был плохим начальником .

34. Люди, которые работают под моим руководством, должны сожалеть об этом .

48. Отдавая приказы другим людям, я (без ответа ).

Заключительная интерпретация. Чувствует, что он был бы не в состоянии контролировать свою враждебность при управлении другими людьми.

Случай № 22 Оценка: 1

4. Если бы я занимал ответственную должность, я бы увидел, что все хорошее уже сделано.

19. Если бы люди работали под моим руководством, я бы относился к ним хорошо.

34. Люди, которые работают под моим руководством, довольны .

48. Отдавая приказы другим людям, я иногда чувствую трудности .

Заключительная интерпретация. Чувствует способность выполнять хорошую руководящую работу, но имеет какие-то предубеждения по поводу применения авторитета.

Случай № 79 Оценка: 0

4.Если бы я занимал ответственную должность, я бы делал все от меня зависящее .

19. Если люди работали бы под моим руководством, я был бы добр с ними.

34. Люди, которые работают под моим руководством, думают, что я — хороший босс.

48. Отдавая приказы другим людям, я делаю это нормально .

Заключительная интерпретация. Чувствует себя в своей тарелке и хорошо воспринимается подчиненными.

9. Отношение к коллегам на работе и в школе

Случай № 9 Оценка: 2

13. На работе я лучше всего лажу ни с кем .

28. Те, с кем я работаю, — плохие люди .

43. Мне нравится работать с людьми, которые дружелюбны .

58. Мои сослуживцы обычно не любят меня .

Заключительная интерпретация. Чувствует себя отверженным коллегами и осуждает их.

Случай № 39 Оценка: 1

13. На работе я лучше всего лажу с моими коллегами .

28. Те, с кем я работаю, очень мне помогают .

43. Мне нравится работать с людьми, которые счастливы .

58. Мои сослуживцы обычно думают, что я не вполне компетентен .

Заключительная интерпретация. Имеются небольшие трудности по работе, респондент зависим от помощи своих коллег. Доверяет им.

Случай № 2 Оценка: 0

13. На работе я лучше всего лажу почти со всеми .

28. Те, с кем я работаю, преимущественно приятные люди .

43. Мне нравится работать с людьми, которые приятны .

58. Мои сослуживцы обычно любят меня .

Заключительная интерпретация: Выражает взаимные хорошие чувства.

Случай№ 40 Оценка: 2

7. Я знаю, что это глупо, но я боюсь ложиться спать .

22. Большинство моих друзей не знают, что я боюсь высоты .

37. Я хотел бы избавиться от боязни ложиться спать .

52. Иногда мои страхи заставляют меня волноваться, и я не знаю, что мне надо сделать, чтобы побороть их .

Заключительная интерпретация. Нарушения в области очевидных страхов потери идентичности или сознания и, возможно, контроля над своими импульсами.

Случай № 68 Оценка: 1

7. Я знаю, что это глупо, но я боюсь некоторых людей.

22. Большинство моих друзей не знают, что я боюсь (без ответа ).

37. Я хотел бы избавиться от боязни говорить перед людьми .

52. Иногда мои страхи заставляют меня отступать.

Заключительная интерпретация. Страх самоутверждения, которые часто

возникает и не прогрессирует.

Случай № 84 Оценка: 0

7. Я знаю, что это глупо, но я боюсь — ничего не боюсь .