Руководства, Инструкции, Бланки

Общее Руководство В Области Внутренних Дел Осуществляет img-1

Общее Руководство В Области Внутренних Дел Осуществляет

Рейтинг: 4.1/5.0 (1585 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Органы внутренних дел Российской Федерации

Органы внутренних дел Российской Федерации. Система органов внутренних дел РФ

Министерство органов внутренних дел во многих государствах представляет собой одну из самых старых и наиболее устойчивых в реорганизационном плане структур. При этом оно входит в небольшую группу ведомств, составляющих правительственное ядро. Органы внутренних дел России существуют порядка двух веков. В СССР они именовались НКВД, после смены режима – МВД. Далее рассмотрим подробнее деятельность органов внутренних дел.

Общие сведения

Органы внутренних дел Российской Федерации относятся к исполнительной ветви власти. Они осуществляют различные функции. Деятельность органов внутренних дел направлена на выработку и реализацию государственной политики, нормативно-правовое регулирование, разработку программ в миграционной сфере.

Отличительные черты

Основной особенностью структуры является то, что подразделения, входящие в нее, кроме всего прочего выполняют и правоохранительную функцию. Эта отличительная черта непосредственно и прямо отражается на полномочиях, которыми наделена система органов внутренних дел. Эта особенность просматривается и в структуре аппарата, методах и формах реализации функций, и в прочих элементах ее правового статуса.

В любом своем виде правоохранительная деятельность считается публичной. Другими словами, исполнение задач осуществляется за пределами отрасли: на улице, рынках, площадях, других общественных местах. Это говорит о том, что система органов внутренних дел – внутренние войска, полиция и прочие подразделения – выполняют задачу не внутриотраслевого характера. Она сформирована не для координации самообеспечения безопасности и порядка, а чтобы способствовать установлению и сохранению правопорядка в обществе как в отношении граждан, так и организаций.

Несомненно, внутри самой отрасли стоят различные задачи по совершенствованию ее организации, финансированию, оснащению и прочему. От качества и быстроты решения этих проблем зависит эффективность функционирования структуры за пределами отрасли. Однако при всей значимости и важности внутриотраслевой организации наиболее приоритетными задачами являются те, которые подчинены основной функции правоохранительной сферы - безопасности и охране порядка в обществе.

Полномочия

Органы внутренних дел Российской Федерации формируют масштабную структуру и составляют целую отрасль госуправления. Вместе с этим их полномочия распространяются на государство и все общество в рамках части правоохранительной сферы, отведенной им. Это предназначение структуры определяют все главные стороны ее организационно-правового статуса, методы и формы реализации, компетенцию. В основные задачи отрасли входят:

  • Разработка и претворение в жизнь внутригосударственной и миграционной политики.
  • Управление подразделениями ВД РФ и внутренними войсками страны.
  • Обеспечение безопасности здоровья, жизни, свобод и прав населения государства, иностранных лиц, субъектов, не имеющих гражданства; противодействие преступности, сохранение общественной безопасности, охрана собственности и порядка.
  • Нормативно-правовое регулирование.
  • Обеспечение правовой и социальной защиты сотрудников ОВД, служащих во внутренних войсках, государственных гражданских должностных лиц МВД.

Работники органов внутренних дел, граждане, уволенные со службы в ОВД и из рядов войск, члены их семей имеют право на получение соответствующего обеспечения. В соответствии с действующим законом, данная задача возложена на МВД.

Направления

Из приведенных полномочий посредством норм административного права осуществляется реализация двух видов деятельности: управленческой и оперативно-розыскной. Первая считается самой обширной из всех существующих подотраслей. Работа в органах внутренних дел по данному направлению требует большого количества сотрудников. В связи с этим для исполнения административных задач привлекается основная часть служащих. Управленческая сфера МВД объединяет множество конкретных видов деятельности органов ВД и сотрудников. В рамках данной подотрасли осуществляется надзор за общественным порядком, административный контроль и прочее.

Подразделения

На основании поставленных задач и компетенции ОВД строится и структура отрасли. В настоящий момент в состав системы входят такие главные подразделения и управления, как:

  • Центральный аппарат МВД РФ.
  • Полиция.
  • Главный командный аппарат внутренних войск.
  • Следственный департамент.
  • Главное управление обеспечения охраны общественного правопорядка и координации взаимодействий с исполнительными органами власти в субъектах.
  • ГИБДД.
  • Главный аппарат структуры вневедомственной охраны.
  • Центральное управление по противодействию экстремизму.
  • Главный аппарат собственной безопасности.
  • Центральное управление по экономической безопасности и противодействию коррупции.

Структурные различия

Из приведенного выше списка структур, формирующих отрасль, видно, что одни органы внутренних дел Российской Федерации имеют статус подразделения госуправления, например, отделы ВД. Другие же закреплены в качестве самостоятельных структурных элементов. Это означает, что их полномочия распространяются за пределы, собственно, структуры МВД. К таким подразделениям, например, относят ГИБДД.

Органы внутренних дел Российской Федерации и самостоятельные подразделения структуры реализуют данные им полномочия посредством своего аппарата. Он имеет определенное устройство. Центральное управление МВД включает в себя отделы и ведомства, которые сформированы в соответствии с принципом специализации исполнения тех или иных задач в пределах основных направлений.

Правовая основа

Главным нормативным актом, обеспечивающим регулирование деятельности системы МВД, выступает Конституция. Основные предписания содержатся также в актах Госдумы, распоряжениях и указах Президента, ФЗ, постановлениях Правительства. Юридическое обоснование деятельности осуществляется посредством норм и принципов мирового права, международных договоров, Положения о МВД. Порядок деятельности определяют также прочие приказы, инструкции, нормативные акты ведомства.

Функционирование структуры осуществляется на основе принципов соблюдения и уважения прав человека и гражданина, гуманизма, законности, гласности, тесного взаимодействия с органами госвласти и управления, населением, общественными объединениями, СМИ. Территориальные органы внутренних дел представлены областными (краевыми), районными, городскими управлениями и отделами.

Общие моменты организационно-правового положения

Функции между местной администрацией и МВД разделены в порядке формирования системы двойного подчинения – горизонтального и вертикального. Руководство аппарата управления сосредоточено главным образом на обеспечении материально-финансовых и организационных условий для эффективной реализации задач, возложенных на ОВД. В функции административной структуры входит также дача указаний и информирование о разнообразных мероприятиях (ярмарках, демонстрациях, митингах). Вышестоящие органы ВД решают вопросы по нормативному регулированию, совершенствованию методов и форм деятельности должностных лиц и подразделений в целом, обобщению опыта и так далее. Местные структуры выполняют преимущественно задачи по практическому предотвращению, пресечению неправомерных действий и обеспечению привлечения преступников к ответственности.

Особенности УВД субъектов

В краях (областях) управления ВД руководят нижестоящими органами в городах и районах. Они также реализуют отдельные правоохранительные задачи своими средствами и силами. В частности, они обеспечивают безопасность при проведении мероприятий краевого (областного) масштаба, осуществляют руководство полицейскими формированиями и так далее.

Городские и районные отделы представляют собой низовое звено системы МВД. Фактически они выполняют основной объем работы по обеспечению безопасности и охране правопорядка. Они имеют в своем распоряжении специализированные и квалифицированные силы полиции и прочих структур МВД. В сферу их деятельности входит практическое разрешение проблем паспортного режима, безопасности и охраны порядка на площадях, улицах и в прочих публичных местах. Должностные лица, занятые в этих подразделениях, достаточно много времени уделяют приему граждан, рассмотрению их жалоб и заявлений. Много времени ими отводится и объединению сил общественности по борьбе с преступлениями, контролю над деятельностью участковых инспекторов.

В структуре МВД присутствует два основных элемента, с помощью которых исполняются стоящие задачи и реализуются полномочия. К ним относят полицию и внутренние войска. В своем арсенале они имеют главным образом методы и средства административно-правового характера. Сами же эти подразделения относятся к правоохранительной структуре. Руководство и надзор за всеми нижестоящими элементами осуществляют Федеральные органы внутренних дел.

Полиция

Она представляет собой одну из важнейших частей системы ОВД. В качестве правовой основы функционирования полиции выступает Конституция страны, соответствующий ФЗ, международные договоры, постановления Президента и Правительства и прочие нормативные акты. Этот структурный элемент обеспечивает безопасность граждан и охрану порядка посредством патрулирования. В 2011 году была проведена реформа, в результате которой бывшая милиция была реорганизована в полицию.

В заключение

Общее руководство в области внутренних дел осуществляют Президент и Правительство страны. На структуру МВД возложены важнейшие задачи. От профессионализма сотрудников зависит безопасность на улицах, сохранность свобод и прав граждан. Органы ВД ведут активную борьбу с преступностью, обеспечивают защиту собственности.

Выступая в качестве основного, центрального звена, МВД страны реализует задачи по выработке и внедрению мер по защите населения, объектов (вне зависимости от их формы собственности) и проведению мероприятий по предотвращению и пресечению правонарушений административного, уголовного характера. Деятельность органов ВД включает в себя комплекс нескольких организационно-правовых форм: уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную и административную.

В правоохранительной сфере в последние несколько лет произошли существенные изменения. В частности, была реорганизована милиция, внесены коррективы в законодательную базу. Так, было введено право задержанного совершить телефонный звонок, детализация процедур применения спецсредств и задержания, описание полномочий, которые имеют полицейские при проникновении в жилое помещение, и прочие предписания.

Другие статьи

УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, Организационно-правовые основы управления в области внутренних дел

Организационно-правовые основы управления в области внутренних дел. Компетенция Министерства внутренних дел РФ

К области внутренних дел как сфере государственного управления относятся общественные отношения, складывающиеся в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности.

Правовой основой государственного управления в области внутренних дел являются Конституция, федеральные законы от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции", от 06.02.1997 № 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", от 30.11.2011 № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также иные нормативное правовые акты РФ в данной сфере.

Государственное управление в области внутренних дел осуществляет Министерство внутренних дел РФ.

Министерство внутренних дел РФ (МВД России) в соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ.

Основными задачами МВД России являются:

1) разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;

3) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;

4) управление органами внутренних дел РФ и внутренними войсками МВД России;

5) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства РФ возложено на МВД России.

В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России), территориальные органы МВД России, образовательные учреждения в том числе суворовские военные училища, колледжи, лицеи), научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.

Структура центрального аппарата МВД России, утвержденная Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248, следующая:

1. Министр внутренних дел РФ.

2. Первый заместитель Министра внутренних дел РФ.

3. Заместители Министра внутренних дел РФ.

4. Статс-секретарь — заместитель Министра внутренних дел РФ.

5. Заместитель Министра внутренних дел РФ — главнокомандующий внутренними войсками Министерства внутренних дел РФ.

6. Главное командование внутренних войск.

7. Следственный департамент.

8. Главное управление вневедомственной охраны.

9. Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения.

10. Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ.

11. Главное управление по противодействию экстремизму.

12. Главное управление собственной безопасности.

13. Главное управление на транспорте.

14. Главное управление уголовного розыска.

15. Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.

16. Департамент государственной службы и кадров.

17. Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций.

18. Департамент информационных технологий, связи и защиты информации.

19. Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению.

20. Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий.

21. Договорно-правовой департамент.

22. Организационно-аналитический департамент.

23. Национальное центральное бюро Интерпола.

24. Контрольно-ревизионное управление.

25. Оперативное управление.

26. Организационно-штатное управление.

27. Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации.

28. Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

29. Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации.

30. Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий.

31. Управление оперативно-разыскной информации.

32. Управление по организации дознания. Подразделения, указанные в п. 8—15, 23, 25, 28—32 данной структуры, являются подразделениями полиции.

В области предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений МВД России осуществляет оперативно-розыскную деятельность, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам; экспертно-криминалистическую деятельность, а также розыск лиц и похищенного имущества.

МВД России осуществляет контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, за сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового оружия, находящегося во временном пользовании у юридических лиц с особыми уставными задачами, за соблюдением указанными юридическими лицами законодательства РФ об оружии; выдачу гражданам и организациям лицензий на приобретение оружия и патронов к нему, разрешений на хранение, ношение и использование оружия, патронов и боеприпасов к нему, а также на их транспортирование, перевозку, ввоз па территорию и вывоз с территории РФ.

МВД России осуществляет:

лицензирование отдельных видов деятельности;

выдачу разрешений на приобретение, хранение, перс-возку автомобильным, морским и речным транспортом взрывчатых материалов промышленного назначения, а также на их транзит в случае перевозки указанными видами транспорта;

контроль частной детективной и охранной деятельности на территории РФ, а также деятельности ведомственной охраны.

МВД России организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения; обеспечивает охрану особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях. К ведению МВД России относятся следующие функции: организация производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск;

обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких;

разработка и проведение мероприятий по совершенствованию охраны общественного порядка на территории РФ;

обеспечение проведения государственной дактилоскопической регистрации, а также ряд других функций.

МВД России возглавляет Министр внутренних дел РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МВД России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Министр осуществляет полномочия по руководству входящими в систему МВД России органами, воинскими частями внутренних войск, организациями и подразделениями, осуществляет их реорганизацию и ликвидацию, а также издаст нормативные правовые акты МВД России, в том числе совместно с руководителями других федеральных органов исполнительной власти, заключает международные договоры РФ межведомственного характера в установленной сфере деятельности.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Государственное управление в области внутренних дел

Государственное управление в области внутренних дел.

Президент РФ и Правительство РФ обладают в области управления внутренними делами полномочиями общего характера. Согласно ч. 1 ст. 114 Конституции РФ и ст. 19 ФКЗ «О Правительстве РФ» Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно-опасными явлениями, разрабатывает и реализует меры по укреплению материально-технической базы правоохранительных органов.

В систему МВД РФ входят: органы внутренних дел, в том числе полиция; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД РФ (например, образовательные учреждения, научно-исследовательские и другие организации).

В систему МВД РФ входит полиция. Основными направлениями деятельности полиции являются:

1. Защита личности, общества и государства от противоправных посягательств.

2. Предупреждение и пресечение уголовных и административных правонарушений.

3. Выявление и раскрытие преступлений и административных правонарушений.

5. Производство по делам об административных правонарушениях.

6. Обеспечение правопорядка в общественных местах, безопасности дорожного движения.

7. Контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия, частной детективной и охранной деятельности.

8. Охрана имущества и объектов, в т.ч. на договорной основе.

9. Государственная защита потерпевших, свидетелей, должностных и других защищаемых лиц.

10. Осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Права и обязанности полиции могут устанавливаться только законом.

Долгое время в систему МВД РФ в качестве самостоятельного подразделения входила государственная противопожарная служба. Указом Президента РФ от 9 ноября 2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» эта служба была преобразована в государственную противопожарную службу МЧС РФ.

Из подведомственности МВД РФ выведена Федеральная миграционная служба РФ, деятельностью которой в настоящее время руководит Правительство РФ. ФМС РФ выполняет функции, касающиеся реализации миграционной политики. Важным направлением деятельности ФМС является обеспечение режима регистрации и паспортной системы. Паспортно-визовая служба выполняет функции по оформлению гражданства, реализации права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах России, выезда из страны и въезда на ее территорию, соблюдения правового положения иностранных гр-н.

В систему МВД РФ входят внутренние войска. Внутренние войска совместно с органами внутренних дел участвуют в охране общественного порядка, а также реализуют другие задачи, возложенные на них законодательством. Общее руководство внутренними войсками МВД осуществляет Президент РФ, непосредственное – министр внутренних дел.


28. Государственное управление в области иностранных дел.

Управление иностранными делами всегда было прерогативой высшего политического руководства страны. Конституция РФ наделяет Президента РФ исключительными полномочиями в области проведения внешней политики, составной частью которой является управление иностранными делами.

Правительство РФ осуществляет руководство в сфере обеспечения отношений с иностранными государствами и международными организациями.

Особое место среди органов, осуществляющих государственное управление в области иностранных дел занимает Министерство иностранных дел РФ.

МИД России является головным органом в системе федеральных органов исполнительной власти в области отношений с иностранными государствами, международными организациями и осуществляет общий контроль за выполнением международных обязательств Российской Федерации. МИД координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой области и международные связи субъектов РФ. Основными задачами Министерства являются: разработка общей стратегии внешней политики, реализация внешнеполитического курса России, обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов России на международной арене, защита прав и интересов граждан РФ и юридических лиц за рубежом, обеспечение дипломатических и консульских представительств РФ с иностранными государствами. В частности, министерство ведет единую государственную регистрацию и учет международных договоров РФ, осуществляет функции депозитария международных договоров.

В систему МИД РФ входят: дипломатические представительства и консульские учреждения; представительства Российской Федерации при международных организациях; представительства МИД РФ на территории РФ (территориальные органы); подведомственные министерству предприятия, учреждения, организации на территории России, созданные для обеспечения его деятельности.

Важное направление внешней политики России - сотрудничество с различными международными организациями. Россия является членом таких организаций как ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ и ряда других. Предусмотрено создание постоянных представительств Российской Федерации при международных организациях. Среди их основных задач и функций можно выделить: защита национальных интересов в рамках международной организации; реализация внешнего курса Российской Федерации в международной организации; выяснение и анализ деятельности международной организации и другие.

Глава 34

uristinfo.net

Страница 1 из 8

§ 1. Сущность и содержание государственного управления

в области внутренних дел

Управление в области внутренних дел как отрасль государственного управления возникло в России в 1802 г. при Александре I. Тогда для совершенствования системы государственного управления под руководством М.М. Сперанского было создано восемь министерств, в том числе Министерство внутренних дел, которое через подчиненных ему губернаторов осуществляло административно-политический контроль за населением и территорией всей Российской империи, охраняло общественный порядок и безопасность, боролось с преступностью. Кроме того, оно ведало промышленностью, торговлей, дорогами, почтой, медицинскими учреждениями, полицией, местами заключения, заботилось о развитии "добрых нравов". Первому министру внутренних дел В.П. Кочубею вменялось в обязанность "печись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве Империи".

На протяжении двух веков термин "внутренние дела" традиционно сохранялся, хотя содержание этой области государственной деятельности исторически менялось. После Октябрьской революции 1917 г. Народный комиссариат внутренних дел (НКВД, затем МВД) занимался строительством советской власти и многими другими внутренними делами, оставаясь вплоть до 60-х гг. XX в. на базе труда заключенных самым крупным промышленным и строительным министерством.

В современных условиях в соответствии с конституционными положениями, закрепившими изменения политической системы, организации государственной власти, федеративного устройства, экономических отношений, правового регулирования, коренным образом изменилось социальное назначение органов внутренних дел, милиции. Теперь оно заключается не в обслуживании политического режима, а в создании состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства; признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от тех или иных угроз в сфере правоохраны.

В общем виде к объектам управления в области внутренних дел относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Область внутренних дел государства включает в себя различные группы общественных отношений, связанные с:

защитой прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;

предупреждением и пресечением преступлений, административных правонарушений и иных посягательств;

выявлением и раскрытием преступлений, розыском преступников и пропавших без вести граждан, производством дознания;

осуществлением предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел;

обеспечением безопасности дорожного движения;

осуществлением лицензионно-разрешительной деятельности;

проведением в жизнь правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах России;

охраной имущества физических и юридических лиц по договорам;

обеспечением правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства и их транзита через территорию России;

осуществлением миграционной политики.

Возникающие в процессе названной деятельности общественные отношения по своей сути относительно близки, похожи, родственны и поэтому объединены в одну область внутренних дел.

Следовательно, сущность управления в области внутренних дел и его специфика состоит в том, что оно не только представляет собой целенаправленную организующую деятельность, но и включает непосредственную практическую охрану прав и свобод граждан, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности.

Содержание управления в области внутренних дел обусловливается характером и особенностями общественных отношений, составляющих объект управляющего воздействия, т.е. специфика объекта определяет и особенности управления в этой сфере. Его отличает: 1) динамизм функционирования; 2) значительно больший по сравнению с другими сферами управления объем государственно-властных принудительных полномочий; 3) профилактическая направленность; 4) сочетание централизма и децентрализма; 5) особенности службы в органах внутренних дел (вооруженность, строгая дисциплина, единоначалие, форма одежды, социальная защищенность личного состава).

Содержание управления раскрывают его функции:

а) общие - информационно-аналитическая, прогнозирование, планирование, регулирование, контроль, оценка эффективности;

б) специальные, или основные - административная, оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная (дознание, предварительное следствие), профилактическая;

в) обеспечивающие - кадровая, материально-техническая, финансовая, делопроизводство и др.

Субъекты управления в области внутренних дел. Основным субъектом управления внутренними делами является государство, осуществляющее свои функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Общее руководство в области внутренних дел осуществляет Президент РФ, издающий указы по вопросам, относящимся к этой сфере. Так, его указами утверждены Положения о МВД России, о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации. Конституционные полномочия Президента включают назначение на должность федерального министра внутренних дел и освобождение его от должности по представлению Председателя Правительства РФ, назначение и освобождение Главнокомандующего внутренними войсками, других высших должностных лиц органов внутренних дел (по представлению министра).

Непосредственное выполнение функций по обеспечению общественного порядка и безопасности осуществляют органы исполнительной власти. Их можно разделить на пять групп.

1. Правительство РФ, правительства (советы министров или администрация) субъектов Федерации. Эти органы общей компетенции осуществляют общее руководство и обеспечивают координацию всей государственной системы обеспечения общественного порядка и безопасности в пределах своей компетенции.

2. Федеральные органы исполнительной власти, которые наряду со своими основными функциями выполняют большой объем работы по обеспечению общественного порядка и безопасности в пределах полномочий своих предприятий, учреждений и организаций (Министерство транспорта, Министерство здравоохранения и социального развития).

3. Государственные органы исполнительной власти России, которые называют "силовыми", например Министерство обороны.

4. Правоохранительные органы, в объеме полномочий которых обеспечение общественного порядка и безопасности занимает значительное место. К ним относятся органы прокуратуры, юстиции, Федеральной службы безопасности, таможенные органы и ряд др.

5. Государственные органы, специально созданные для обеспечения общественного порядка и безопасности. К ним относятся: органы внутренних дел (милиция) и внутренние войска МВД России, органы Федеральной миграционной службы России, а также подразделения МЧС России, к полномочиям которого относится, в частности, обеспечение пожарной безопасности, органы Госнаркоконтроля России.

К государственной системе тесно примыкает и такое важнейшее низовое звено обеспечения общественного порядка и безопасности, как органы местного самоуправления, призванные выполнять в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации на территории муниципального образования функции охраны прав и свобод граждан, обеспечения соблюдения законов, актов вышестоящих органов государственной власти, осуществлять контроль за исполнением их решений организациями и гражданами.

Государственная система обеспечения общественного порядка и безопасности не может успешно функционировать без помощи и содействия общественных объединений и граждан, на добровольной основе участвующих в реализации этой важнейшей государственной функции.

Государственное управление в области внутренних дел - Студопедия

Государственное управление в области внутренних дел

Президент РФ и Правительство РФ обладают в области управления внутренними делами полномочиями общего характера. Согласно ч. 1 ст. 114 Конституции РФ и ст. 19 ФКЗ «О Правительстве РФ» Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно-опасными явлениями, разрабатывает и реализует меры по укреплению материально-технической базы правоохранительных органов.

В систему МВД РФ входят: органы внутренних дел, в том числе полиция; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД РФ (например, образовательные учреждения, научно-исследовательские и другие организации).

Центральное звено в системе органов управления внутренними делами – МВД РФ – действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248.

Начиная с 2000 г. осуществляется последовательное реформирование системы органов внутренних дел. Указом Президента РФ от 31 июля 2000 г. № 1415 «Вопросы МВД РФ» были образованы самостоятельные подразделения МВД РФ в федеральных округах. Их основными задачами являются: координация, контроль и анализ деятельности органов внутренних дел в соответствующих федеральных округах по борьбе с преступностью.

В систему МВД РФ входит полиция. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 4 «О полиции» она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Основными направлениями деятельности полиции являются:

1. Защита личности, общества и государства от противоправных посягательств.

2. Предупреждение и пресечение уголовных и административных правонарушений.

3. Выявление и раскрытие преступлений и административных правонарушений.

5. Производство по делам об административных правонарушениях.

6. Обеспечение правопорядка в общественных местах, безопасности дорожного движения.

7. Контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия, частной детективной и охранной деятельности.

8. Охрана имущества и объектов, в т.ч. на договорной основе.

9. Государственная защита потерпевших, свидетелей, должностных и других защищаемых лиц.

10. Осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Законом о полиции предусматривается независимость органов внутренних дел от бюджетов субъектов РФ. Также закреплено, что права и обязанности полиции могут устанавливаться только законом. Закон исключил такие функции полиции, как выдворение иностранных граждан за пределы Российской Федерации, технический осмотр транспортных средств, розыск должника и его имущества, ведение реестра дисквалифицированных лиц и другие.

30 ноября 2011 г. был принят Федеральный закон № 349 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты», который установил порядок поступления на службу в органы внутренних дел, порядок ее прохождения и прекращения, а также определил правовое положение (статус) сотрудника органов внутренних дел.

Долгое время в систему МВД РФ в качестве самостоятельного подразделения входила государственная противопожарная служба. Указом Президента РФ от 9 ноября 2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» эта служба была преобразована в государственную противопожарную службу МЧС РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» из подведомственности МВД РФ выведена Федеральная миграционная служба РФ, деятельностью которой в настоящее время руководит Правительство РФ (Положение о ФМС РФ утверждено Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2012 г. № 711). ФМС РФ выполняет функции, касающиеся реализации миграционной политики. Важным направлением деятельности ФМС является обеспечение режима регистрации и паспортной системы. Паспортно-визовая служба выполняет функции по оформлению гражданства, реализации права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах России, выезда из страны и въезда на ее территорию, соблюдения правового положения иностранных гр-н.

В систему МВД РФ входят внутренние войска. Они действуют на основании Федерального закона от 6 февраля 1997 г. № 27 «О внутренних войсках МВД РФ». Внутренние войска совместно с органами внутренних дел участвуют в охране общественного порядка, а также реализуют другие задачи, возложенные на них законодательством. Общее руководство внутренними войсками МВД осуществляет Президент РФ (утверждает состав, численность и структуру внутренних войск), непосредственное – министр внутренних дел. Законом предусмотрена должность главнокомандующего внутренними войсками, который одновременно является Заместителем Министра внутренних дел. Военнослужащие внутренних войск при несении службы имеют право пресекать преступления и административные правонарушения; проверять у граждан документы, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения; составлять протоколы об административных правонарушениях; производить досмотр транспортных средств, нарушивших правила, установленные на объектах, охраняемых внутренними войсками.

Государственное управление в области иностранных дел. Управление иностранными делами всегда было прерогативой высшего политического руководства страны. Конституция РФ наделяет Президента РФ исключительными полномочиями в области проведения внешней политики, составной частью которой является управление иностранными делами. В соответствии со ст. 86 Конституции РФ глава государства осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, принимает ратификационные, верительные и отзывные грамоты аккредитуемых дипломатических представителей.

Полномочия Правительства РФ по управлению иностранными делами закреплены в ст. 21 ФКЗ «О Правительстве РФ». Правительство РФ осуществляет руководство в сфере обеспечения отношений с иностранными государствами и международными организациями.

Особое место среди органов, осуществляющих государственное управление в области иностранных дел занимает Министерство иностранных дел РФ. Это один из старейших органов управления. Первоначально коллегия иностранных (чужестранных) дел возникла в эпоху петровских преобразований и вошла в число известных 12 коллегий. Датой ее учреждения принято считать 1720 г. Устройство коллегии произошло на базе Посольского приказа и Посольской канцелярии. В 1802 г. учреждается МИД России. 10 февраля 2003 г. в России впервые отмечался профессиональный праздник – День дипломатического работника. Указ об учреждении праздника дипломатов подписал Президент РФ 31 октября 2002 г. Именно на этот день приходится наиболее раннее упоминание Посольского приказа – первого внешнеполитического ведомства России. Его руководителем был назначен И.М. Висковатый.

МИД России является головным органом в системе федеральных органов исполнительной власти в области отношений с иностранными государствами, международными организациями и осуществляет общий контроль за выполнением международных обязательств Российской Федерации. МИД координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой области и международные связи субъектов РФ. Основными задачами Министерства являются: разработка общей стратегии внешней политики, реализация внешнеполитического курса России, обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов России на международной арене, защита прав и интересов граждан РФ и юридических лиц за рубежом, обеспечение дипломатических и консульских представительств РФ с иностранными государствами. Кроме того, согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 101 «О международных договорах» МИД РФ предоставлены широкие полномочия по обеспечению заключения Российской Федерацией международных договоров. В частности, министерство ведет единую государственную регистрацию и учет международных договоров РФ, осуществляет функции депозитария международных договоров. МИД РФ имеет специализированное печатное издание – Дипломатический вестник.

В систему МИД РФ входят: дипломатические представительства и консульские учреждения; представительства Российской Федерации при международных организациях; представительства МИД РФ на территории РФ (территориальные органы); подведомственные министерству предприятия, учреждения, организации на территории России, созданные для обеспечения его деятельности.

Зарубежными органами внешних сношений являются дипломатические представительства (посольства и миссии) и консульские учреждения.

Посольства образуются в странах, с которыми у России установлены дипломатические отношения. Посольство обеспечивает проведение единой политической линии в отношениях с государством пребывания. Посольство возглавляет Чрезвычайный и Полномочный посол РФ, который непосредственно руководит его работой. Посол является высшим официальным представителем РФ, аккредитованным в государстве пребывания.

15 мая 1809 г. Александр I подписал указ о создании экспедиции консульских дел. Эта дата считается днем основания консульской службы России. Правовой статус консульских учреждений определяется Федеральным законом от 5 июля 2010 г. № 154 «Консульский Устав РФ». Консульское учреждение осуществляет в пределах консульского округа на территории государства пребывания функции от имени РФ. Консульское учреждение открывается по решению Правительства РФ на основании международного договора РФ с соответствующим иностранным государством. В зависимости от класса консульские учреждения подразделяются на Генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульское агентство. Основными функциями консульского учреждения являются: защита в государстве пребывания прав и интересов РФ, граждан РФ и юридических лиц; осуществление паспортно-визового обслуживания в соответствии с законодательством РФ; осуществление в пределах своих полномочий нотариальных действий и государственной регистрации актов гражданского состояния и другие.

Важное направление внешней политики России - сотрудничество с различными международными организациями. Россия является членом таких организаций как ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ и ряда других. Предусмотрено создание постоянных представительств Российской Федерации при международных организациях. Среди их основных задач и функций можно выделить: защита национальных интересов в рамках международной организации; реализация внешнего курса Российской Федерации в международной организации; выяснение и анализ деятельности международной организации и другие.

Пунктом «о» ст. 72 Конституции РФ за субъектами РФ признается право развивать международные и внешнеэкономические связи. Общий порядок участия субъектов РФ в международных и внешнеэкономических связях определяется Федеральным законом от 4 января 1999 г. № 4 «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ».

Государственное управление в области юстиции. Система органов управления юстицией включает в себя Министерство юстиции РФ, Федеральную службу исполнения наказаний, Федеральную службу судебных приставов.

Министерство юстиции РФ имеет многовековую историю и является одним из старейших в стране. Оно было образовано в числе первых российских министерств в 1802 г. Первым министром юстиции в 1802-1803 гг. был выдающийся русский поэт и государственный деятель Г.Р. Державин. В настоящее время Министерство юстиции действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313. Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, в сфере адвокатуры и нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов. Министерство имеет специализированное печатное издание – Бюллетень Министерства юстиции РФ.

На Министерство юстиции РФ возложена функция контроля за соответствием ведомственных правовых актов Конституции РФ и федеральным законам, актам Президента РФ и Правительства РФ. Государственной регистрации подлежат только те акты, которые затрагивают права и обязанности человека, устанавливают правовой статус организаций, имеют межведомственный характер. Государственная регистрации нормативных правовых актов – это совокупность неразрывно связанных между собой действий регистрирующего органа. Она включает в себя юридическую экспертизу соответствия правового акта законодательству РФ, присвоение регистрационного номера, занесение нормативного правового акта в Государственный Реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Важным направлением деятельности Министерства юстиции РФ является регистрация некоммерческих организаций. В целях повышения качества исполнения этой функции принято два административных регламента:

1) по принятию в порядке, установленном законодательством РФ решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в т.ч. отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, иных юридических лиц ( Приказ МЮ РФ от 19 декабря 2006 г. № 372);

2) по принятию в порядке, установленном законодательством РФ, решения о государственной регистрации религиозных организаций и регистрации представительств иностранных религиозных организаций (Приказ МЮ РФ от 14 декабря 2006 г. № 361).

Физическим и юридическим лицам предоставляется информация о зарегистрированных организациях в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом МЮ РФ от 14 декабря 2006 г. № 362.

Решение о регистрации общественного объединения принимается органом юстиции в течение 30 дней со дня получения необходимых документов. Орган юстиции обязан уведомить налоговый орган о зарегистрированном объединении. Налоговые органы в течение 5 рабочих дней со дня получения сведений от органа юстиции должны внести запись об общественном объединении в Государственный Реестр юридических лиц и уведомить Министерство юстиции РФ в течение рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи. Неисполнение информационных обязанностей влечет административную ответственность должностных лиц регистрационных органов, предусмотренную ст. 19.7 КоАП РФ (Непредставление сведений (информации).

В соответствии со ст. 38 ФЗ «Об общественных объединениях» Министерство юстиции РФ осуществляет контроль за деятельностью общественных объединений. В рамках проведения контроля министерство имеет право выносить общественным объединениям предупреждение в письменной форме. После двух предупреждений Министерство юстиции или его органы вправе подать в суд заявление о приостановлении деятельности общественного объединения или прекращении его деятельности.

Важным направлением деятельности Министерства юстиции РФ является управление уголовно-исполнительной системой. История отечественной уголовно-исполнительной системы ведет свой отсчет с 12 марта 1879 г. когда в аппарате МВД появилось Главное тюремное управление. До этого систему централизованного управления в сфере исполнения наказаний заменяли собой губернаторы. На протяжении более чем столетия Министерство юстиции делило данную функцию с МВД. Уголовно-исполнительная система периодически то передавалась в ведение Минюста то вновь возвращалась в МВД. Впервые такая передача состоялась в соответствии с Законом Российской Империи от 13 декабря 1895 г. когда Главное тюремное управление было выделено из состава МВД и присоединено к Минюсту с присвоением Министру юстиции звания президента попечительского совета о тюрьмах. В прошлом Министерство юстиции руководило уголовно-исполнительной системой трижды: в 1895-1922 гг. 1930-1934 гг. 1953-1954 гг. После вступления России в Совет Европы произошла окончательная передача уголовно-исполнительной системы из ведения МВД России в ведение Министерства юстиции РФ. Она проводилась в соответствии с рекомендациями Кабинета Министров Совета Европы о единых пенитенциарных правилах. В настоящее время в уголовно-исполнительную систему входят: Федеральная служба исполнения наказаний, территориальные органы уголовно-исполнительной системы, учреждения, исполняющие наказания.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118 «О судебных приставах» Министерство юстиции РФ образует службу судебных приставов. Возглавляет ее Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Директор ФССП является главным судебным приставом Российской Федерации.

Административно-политическая сфера государственного управления имеет ряд отличительных признаков, которые выделил профессор А.А. Гришковец. Кратко представить их можно следующим образом:

1. в сфере расширенная по сравнению с другими сферами государственного управления федеральная компетенция (ст.ст. 71, 71 Конституции РФ);

2. высокая стабильность системы органов управления этой сферой;

3. президент РФ имеет исключительные управленческие полномочия в этой сфере. Согласно ст. 32 ФКЗ «О Правительстве РФ» глава государства руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел;

4. в этой сфере наиболее ярко выражены императивные методы регулирования общественных отношений. В этой сфере расширенные возможности по применению мер административного принуждения;

5. при регулировании отношений в этой сфере абсолютно господствуют нормы публичного права;

6. специальные особенности государственной службы в органах государственного управления этой сферой обусловлены характером службы, которая нередко сопряжена с повышенными физическими нагрузками и риском для здоровья и жизни.