Руководства, Инструкции, Бланки

Претензия По Транспортным Услугам Образец

Рейтинг: 4.0/5.0 (701 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Претензия по оплате транспортных услуг услуг образец - Новинки файлов

Претензия по оплате услуг грузоперевозки образец

При осуществлении транспортных услуг нередко возникают конфликты разного рода, обусловленные либо. Важно понимать, что претензия по оплате услуг. Претензия по договору оказания услуг и возврату денежных средств в связи с. Несмотря на то что оплата транспортных услуг пройдет через вашу. В разделе можно скачать образец договора оказания. В соответствии с условиями договора обязуется по заданию оказать транспортные услуги по перевозке. Образец претензии нарушение прав потребителя при оказании транспортных услуг. Следует помнить, что претензии по качеству услуг могут быть предъявлены.

Время идет но оплата так и не поступила на ваш счет. Образец претензии по договору оказания транспортных услуг - претензия по договору оказания услуг. В случае оплаты исполнителем пропуска на право въезда на территорию погрузки и выгрузки груза заказчика. Договор на услуги порта по транспортно-. Образец претензии, если нарушены права потребителя при оказании транспортных услуг. Следует помнить, что претензии по качеству услуг могут быть. Претензия об оплате задолженности по договору на оказание услуг. Просим в срок до произвести оплату по договору от, в размере, а также.

Образец претензии в транспортную компанию поможет вам составить документ, адресованный перевозчику. Важно понимать, что претензия по оплате услуг. В свою очередь, у заказчика возникает обязательство по оплате оказанной услуги в сумме, оговоренной. Бланк договора на оказание транспортных услуг по рф. Претензия по оплате. При осуществлении транспортных услуг нередко. По оплате услуг.

Однако до указанного срока услуга по. Услуг по оплате. Образец претензии по. Претензия об оплате. Оказать услуги (перечень услуг. Претензии по.). Образец претензии по факту. За неуплату транспортного. Ему услуги в. Претензия по договору. Услуги по размещению. Средства для оплаты услуг. Претензия по. Товарные и транспортные. Осуществить оплату за услуги после.

претензия по транспортным услугам образец:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Транспортная экспедиция – неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, судебная практика

    Транспортная экспедиция – неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, судебная практика

    Транспортно-экспедиционные услуги регулируются в главе 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция», а также Федеральном законе от 30 июня 2003г. № 87 – ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон).

    В 2006 г. Правительством разработаны и приняты Правила транспортно-экспедиционной деятельности (далее – Правила). Следует также отметить и ведомственное нормотворчество последнего времени: учитывая, что экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции, Минтранс РФ Приказом от 11 февраля 2008 г. утвердил Порядок и формы экспедиторских документов.

    Предмет и условия договора:

    Согласно п.1 ст.801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

    Закон (ст.1) определяет и регулирует правила транспортно-экспедиционной деятельности как экспедиционные услуги и включает в них:
    1. порядок оказания услуг по организации перевозок грузов;
    2. порядок оформления перевозочных документов;
    3. порядок оформления документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.
    К экспедиторским услугам относятся:
    • участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
    • оформление документов, прием и выдача грузов;
    • завоз-вывоз грузов;
    • погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
    • информационные услуги;
    • подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств; ж) страхование грузов;
    • платежно-финансовые услуги;
    • таможенное оформление грузов и транспортных средств и др.

    Вопрос ответственности экспедитора по договору транспортной экспедиции освещен в ст. 803 ГК РФ.

    В данной статьей предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 ГК РФ. В статье 803 ГК РФ содержится правило: при условии, если экспедитору удастся доказать, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, то ответственность экспедитора перед клиентом определится по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Исходя из вышесказанного, общие положения об основаниях и размере ответственности за нарушения гражданско-правовых обязательств распространяют свое действие и на правоотношения, вытекающие из договора транспортной экспедиции.

    Единственное исключение, когда ответственность экспедитора подвергается регулированию затрагивает ситуации, в которых по условиям договора транспортной экспедиции на экспедитора возложена обязанность заключить договор (договоры) перевозки от своего имени, так как только в этом случае на перевозчика может быть возложена ответственность перед экспедитором. Если договор перевозки заключен экспедитором от имени и по его доверенности, то лицом, располагающим правом привлечения перевозчика к ответственности, будет не экспедитор, а клиент, который является стороной в договоре перевозки. Характерной чертой ответственности за нарушение обязательств по перевозке груза является ее ограниченный характер.

    Отдельные нарушения условий договора перевозки груза ответственность перевозчика установлена либо в форме возмещения прямого ущерба, либо его части (но не упущенной выгоды), например за повреждение груза, либо в форме исключительной неустойки, в частности за просрочку его доставки. Ответственность экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение основывается на общих основаниях. Единственным условием, которое может служить основанием освобождения экспедитора от ответственности за нарушение своих обязательств (если оно будет доказано экспедитором), является неосуществимость их исполнения, наступившая вследствие непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ).

    Применительно к договору транспортной экспедиции возможен односторонний отказ от исполнения договора. Между тем в целях стимулирования сторон к надлежащему исполнению принятых на себя обязательств законодатель, несмотря на прямое закрепление прав на отказ от договора (ст.806 ГК РФ), определяет последствия таких действий. Сторона, инициировавшая расторжение договора, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере 10% суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат.

    Убытки должны быть определены таким образом, чтобы компенсировать только те расходы стороны, которые непосредственно связаны с расторжением договора.

    Экспедитор не несет ответственности за утрату груза, если таковая произошла по обстоятельствам, за которые экспедитор не отвечает в силу общих правил гражданского законодательства (например, форс-мажор – обстоятельства непреодолимой силы). Все остальные юридические факты, влекущие имущественные потери клиента, находятся в поле ответственности экспедитора.

    Пример, образец: Исковое заявление о взыскании задолженности по договору транспортной экспедиции, процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами

    В Арбитражный суд города Москвы

    Исковое заявление о взыскании задолженности по договору транспортной экспедиции, процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами

    (проект документа дело №А40-104533/11)

    Раздел 1. Фактические обстоятельства спора.

    01 сентября 2010 года между ООО «Фирма «Трансгарант» ( Истец, Экспедитор) и ООО «Кедр-Транс» (Ответчик, Клиент) был заключен договор транспортной экспедиции № 1-У-28-389/10 (Договор).

    Согласно указанному договору Экспедитор принял на себя обязательство организовать перевозку грузов Клиента, а Клиент обязался оплатить услуги Экспедитора.

    Согласно п. 3.1. Договора стоимость услуг Экспедитора в том числе размер вознаграждения, порядок и сроки оплаты определяются в дополнительных соглашениях/приложениях являющихся неотъемлемой частью Договора. В соответствии с п. 9 приложения №5 от 22.02.2011г. оплата услуг Экспедитора осуществляется Клиентом в порядке 100% предоплаты за заявленный объем услуг. На основании Договора и Дополнительного соглашения №5 от 22.02.2011г. в марте 2011 года Клиенту своевременно и в полном объеме были оказаны услуги по перевозке грузов, что подтверждается Актами оказанных услуг №3103/425 от 01.03.2011 на общую сумму 153 183, 76 рублей и №3103/215 от 31.03.2011 на сумму 60 196,07 рублей. Предоплата за вышеуказанные услуги поступила от Клиента в размере 153 183,76 рублей, что подтверждается платежным поручением №19 от 15.03.2011г. По итогам месяца между сторонами был подписан Акт сверки взаимных расчетов от 31.03.2011г, согласно которому за Ответчиком образовалась задолженность в сумме 60 196,07 рублей (в том числе НДС 18% в размере 9 182,45 рублей). В дальнейшем услуги Ответчику не предоставлялись. 15.05.2011 года от Ответчика поступила оплата в размере 10 000 рублей.

    В соответствии с Договором, стороны согласовали досудебный претензионный порядок урегулирования спора, в связи с чем 01.06.2011 года в адрес Ответчика была направлена претензия №123/ТГ с требованием оплатить образовавшуюся задолженность, однако по настоящее время данная задолженность погашена не была.

    Фактическая задолженность Ответчика составила 50 196,07 рублей.

    Вышеизложенные обстоятельства явились основанием для подачи настоящего иска.

    Раздел 2. Правовая аргументация исковых требований

    В соответствии со статьей 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

    Анализ указанной нормы Гражданского кодекса и содержания заключенного Договора позволяет установить, что взаимные обязательства сторон возникли именно из договора транспортной экспедиции. Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

    Договор между Истцом и Ответчиком, в совокупности с приложениями, дополнительными соглашениями, являющимися его неотъемлемой частью, является заключенным, поскольку содержит все существенные условия, в том числе наименование услуги, порядок оплаты, цену. Сроки оказания услуги также согласованы сторонами.

    В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства между сторонами должны исполняться надлежащим образом в полном объеме в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

    Согласно п. 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте нахождения кредитора учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.

    Поскольку оплата предоставленных услуг Ответчиком не произведена своевременно, Истец вправе требовать с него оплаты процентов за пользование чужими денежными средствами исходя из следующего расчета:

    50 196,07 руб. х 8% ^ 360 дн. х 151 дней =1684 руб. 36 коп. в котором :

    1. 50 196,07 - сумма основного долга (в т.ч. НДС 18%);

    2. 8% - ставка рефинансирования Банка России на день подготовки иска

    3. 360 – количество дней в году для расчета.

    4. 151 дней – период неправомерного пользования чужими денежными средствами с момента последней оплаты по договору (с 15.05.2011 г. по 15.10.2011 г.)

    Учитывая, что свои обязательства в соответствии с условиями заключенного между сторонами договора Ответчик выполнил не в полном объеме, оплата за оказанные услуги по перевозке грузов не произведена своевременно, существуют правовые основания требовать взыскания с Ответчика в судебном порядке суммы задолженности за предоставленные услуги по перевозке грузов и процентов за пользование чужими денежными средствами.

    Вышеизложенное свидетельствует о правомерности заявленных исковых требований Истца.

    На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 15, 432, 801, 395, 309, 310 ГК РФ ст.ст. 35,125,126 АПК РФ

    1. Взыскать с ООО «Кедр-Транс» в пользу ООО «Фирма «Трансгарант» сумму долга в размере 50 196,07 рублей.

    2. Взыскать с ООО «Кедр-Транс» в пользу ООО «Фирма «Трансгарант» сумму процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами в размере 1684 руб. 36 коп.

    3. Начисление процентов за пользование чужими денежными средствами в дальнейшем производить начиная с 17.05.2011 по день фактического исполнения обязательства.

    4. Взыскать с ООО «Кедр-Транс» в пользу ООО «Фирма «Трансгарант» госпошлину в размере 2007 рублей 84 коп.

    1. Копия договора транспортной экспедиции № 1-У-28-389/10 от 01 сентября 2010 года на 7 листах.
    2. Копии платежных поручений на 3 листах.
    3. Копия акта сверки взаимных расчетов от 31.03.2011г на 2 листах.
    4. Копия претензии №123/ТГ от 01.06.2011г на 1 листе.
    5. Копии учредительных документов ООО «Фирма «Трансгарант».
    6. Выписка из ЕГРЮЛ на ООО «Кедр-Транс».
    7. Платежное поручение об уплате госпошлины №37 от 27.07.2011г.
    8. Почтовое уведомление о вручении претензии Ответчику.

    Директор ООО «Фирма «Трансгарант» С. Б. Иванов

    Комментарий из судебной практики по Исковому заявлению о взыскании задолженности по договору транспортной экспедиции, процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами

    1. В деле № А40-104533/11 можно увидеть признаки нарушения обязательств вытекающих из существенных условий договора в части оплаты предоставленных услуг. Нарушение одной из сторон статей 309, 310 ГК РФ в части исполнения обязательств. В данной ситуации была возможность взыскать проценты за неправомерное пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 ГК РФ. Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 1998 г. №13/14. Также при необходимости, исходя из анализа возникшей ситуации, на основании ст. 139 ГПК РФ, истец мог обратиться в суд с заявлением об обеспечении иска. Указанное заявление подается в случае, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.

    2. Иск - обращение в суд заинтересованного лица с требованием о защите нарушенного или оспариваемого субъективного права или охраняемого законом интереса путем разрешения спора.

    Исковое заявление это документ установленной формы для обращения в суд заинтересованного лица с требованием о защите нарушенного или оспариваемого субъективного права или охраняемого законом интереса путем разрешения спора о праве.

    Иск служит процессуальным средством разрешения спора о праве между сторонами материально-правового отношения.

    3. Проект документа может быть использован стороной участвующей в деле в ситуации, когда возникает необходимость оспорить исковые требования, заявить ходатайства об истребовании доказательств, предоставить отзыв. При наличии оснований предусмотренных ст. 138 ГПК РФ подать встречный иск.

    Истец обращается в суд в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, для получения процессуальных гарантий тем самым реализуя свои процессуальные права и обязанности. Экономической составляющей вопроса при обращении в суд за защитой своих прав и законных интересов будет являться недопущение ухудшения материального положения истца, путем взыскания кредиторской задолженности.

    4. Применимое законодательство – статьи 309, 310 (недопустимость одностороннего отказа от выполнения обязательства), 395 (ответственность за неисполнение денежного обязательства), Гражданского Кодекса РФ ст.35, 65, 101, 110, 125, 126 АПК РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 1998 г. №13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" (в редакции от 04.12.2000).

    5. Исковое заявление подается в суд в письменной форме (ст. 131 ГПК).

    Исковое заявление условно делится на несколько частей: вводную, мотивировочную, просительную, резулятивную части и приложение.

    В правом верхнем углу вводной части искового заявления указываются наименование суда, в который подается заявление полное, с указанием его местонахождения, наименование истца (юридическое лицо) адрес его место нахождения как юридический, так и фактический, ИНН, ОГРН. Данные ответчика, наименование (юридическое лицо) адрес местонахождения, ИНН, ОГРН.

    В этой же части иска истцом указывается цена иска, если он подлежит оценке (расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм указывается в мотивировочной части иска).

    В вводной части иска также указывается размер уплачиваемой истцом госпошлины, он указывается сразу же после указания цены иска.

    Далее пишется наименование искового заявления.

    Сразу же после наименования искового заявления излагается его мотивировочная часть.

    Мотивировочная часть иска излагается в произвольной форме, но ее содержание должно быть емким, логичным, последовательным. Мотивировочная часть содержит указание на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца. Также в заявлении истец указывает юридические факты, повлиявшие на возникновение, изменение или прекращение определенных отношений, приводит доказательства, ссылается на законы и иные нормативные акты, в обоснование своих требований.

    Далее следует просительная часть заявления, где истец излагает свои требования и ходатайства.

    В приложении указывается перечень прилагаемых к исковому заявлению документов Также истец прилагает копии искового заявления и документов по количеству лиц участвующих в деле (ст. 132 ГПК).

    Заявление подписывается истцом или его представителем, в случае если истцом является юридическое лицо, заявление подписывается руководителем юридического лица.

    Также к заявлению необходимо приложить доверенность, на основании которой действует представитель истца.

    6. Возможные решения суда при рассмотрении искового заявления – удовлетворение исковых требований в полном объеме, удовлетворение исковых требований частично.

    Решение Арбитражного суда может быть обжаловано в течение месяца путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный апелляционный суд. Другие лица участвующие в деле вправе предоставить отзывы на исковое заявление, заявлять ходатайства, в том числе и об истребовании доказательств, при наличии оснований в соответствии со ст.ст. 16-18 ГПК РФ заявлять отводы судье и составу суда. Ответчик вправе признать иск и заключить с истцом мировое соглашение. Ответчик при наличии оснований предусмотренных ст. 138 ГПК РФ вправе подать встречный иск.

    Карачев Игорь Владимирович

    Махова Анастасия Михайловна

    Специалист по экономике и праву

    Образец претензии: Нарушение прав потребителя при оказании транспортных услуг - Интернет-журнал «Юридический ликбез»

    jur_likbez

    Образец претензии: Нарушение прав потребителя при оказании транспортных услуг jur_likbez 11 мая, 2010

    Основу законодательства, регулирующего оказание транспортных услуг, составляют нормы общегражданского законодательства. Отношения между перевозчиком и гражданином-потребителем регулируются и Законом РФ «О защите прав потребителей». В ГК РФ нормы, регулирующие перевозку, содержаться в главе 40, где определяется понятие договора перевозки, его виды, права и обязанности сторон, а также ответственность за нарушение условий договора. Ст. 784 ГК РФ устанавливает, что условия перевозки конкретными видами транспорта определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. К числу действующих в настоящее время относятся:

    • Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 февраля 2001 г. (КВВТ)
    • Устав железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г. (УЖТ)
    • Кодекс торгового мореплавания РФ от 31 марта 1999 г. (КТМ)
    • Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 8 ноября 2007 г. (УАТ)
    • Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. (ВК)

    Местными органами власти принимаются различные правила в сфере регулирования городского транспорта: правила пользования метрополитеном, трамваем, троллейбусом, автобусом и т.д.

    Права потребителей по договору перевозки

    Договор перевозки — разновидность договора на оказание услуг. Следовательно, к нему применимы общие положения закона РФ «О защите прав потребителей» о праве на качество, безопасность, своевременную и надлежащую информацию об оказываемой услуге, а также положения главы 3 Закона «О защите прав потребителей» при оказании услуг.

    Ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» гласит, что исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве, исполнитель обязан оказать услугу, пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется. Если исполнитель при заключении договора был поставлен в известность о конкретных целях оказания услуги, он обязан оказать услугу, пригодную для использования в соответствии с этими целями. Исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обязательным требованиям, установленным законодательством.

    Наиболее часто условием договора о качестве становится класс обслуживания, от которого зависит набор дополнительных услуг, предлагаемых при перевозке. Класс обслуживания определяет, как правило, уровень комфортности посадочного места, качество питания, возможность получения иных дополнительных услуг и принадлежностей комфорта. Например, на любой авиакомпании мира существует три класса: первый, бизнес — класс и экономический, а при железнодорожной перевозке это купе, плацкарт и т.д. Таким образом, нарушения условий договора о качестве, например, размещение в более низком классе, непредоставление каких -либо услуг, предусмотренных классом обслуживания, — это недостаток услуги.

    Под пригодностью для целей, для которых услуга такого рода обычно используется, понимается средний для страны (региона) уровень требований, которому должна соответствовать услуга по перевозке. Если же требования к обслуживанию установлены в законодательстве как обязательные (в правилах обслуживания на различных видах транспорта, санитарных нормах, стандартах и т.д.), их нарушения будут являться недостатками услуги.

    Права потребителя при оказании услуги ненадлежащего качества установлены ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей». Перевозчику могут быть предъявлены по выбору потребителя требования о безвозмездном устранении недостатков; соответствующем уменьшении цены услуги, возмещении понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами; расторжении договора и полном возмещении убытков, если обнаруженные недостатки существенные или не были устранены исполнителем в назначенный срок.

    Кроме того, потребитель вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему из-за недостатков оказанной услуги. Следует помнить, что претензии по качеству услуг могут быть предъявлены по их обнаружении, в ходе оказания услуги по перевозке, либо по ее завершении. Особенности и сроки предъявления претензий по перевозке различными видами транспорта устанавливаются транспортными уставами и кодексами (глава 8 УЖТ, глава 18 КВВТ, ст. ст. 124 — 127 ВК, глава 7 УАТ).

    Право потребителя на безопасность оказываемой услуги, т.е. на то, чтобы в процессе ее оказания не был причинен вред жизни, здоровью потребителя или его имуществу, закреплено в ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей». Поскольку любое транспортное средство — источник повышенной опасности, одной из государственных гарантий данного права является обязательное страхование пассажиров, установленное Указом Президента «Об обязательном личном страховании пассажиров» от 07 июля 1992 г. № 750. Согласно Указу, обязательному страхованию от несчастных случаев подлежат пассажиры на всех видах транспорта при внутренних перевозках в РФ, за исключением перевозок на пригородном и городском транспорте. Страховой взнос включается в стоимость билета.

    Ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков оказанной услуги устанавливается в параграфе 3 главы 59 ГК РФ и ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей». Согласно данным нормам, причиненный вред подлежит возмещению в полном объеме.

    Право на компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, регламентировано ст. 15 Закона.

    Ст. 8, 9, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», устанавливают право потребителя на своевременную, полную и достоверную информацию об исполнителе, об оказываемой услуге, обеспечивающую возможность ее правильного выбора. Перевозчик обязан довести до сведения потребителей свое полное наименование, место ее нахождения, режим работы, информацию о лицензии. Данная информация должна предоставляться на русском языке (дополнительно, по усмотрению перевозчика, на языках субъектов РФ). Информация об услугах должна обязательно содержать правила их оказания, эффективного и безопасного использования, сведения об их потребительских свойствах (п. 2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Транспортными уставами и кодексами (п. 6 ст. 19 УАТ, ст. 99 КВВТ, ст. 85 УЖТ, ст. 106 ВК) предусматриваются обязанности перевозчика предоставить информацию о расписании движения транспорта, стоимости проезда и провоза багажа, времени работы билетных касс, камер хранения, расположении вокзальных помещений, предоставляемых определенным категориям граждан льготах и другие сведения, относящиеся к данному виду транспорта.

    Ответственность перевозчика за непредоставление надлежащей информации определяется ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей». Так, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора вышеуказанную информацию, он вправе потребовать от исполнителя возмещения причиненных в связи с этим убытков, или если в связи с недостоверной информацией приобретенная услуга не обладает необходимыми потребителю свойствами — потребовать возврата уплаченной суммы и иных убытков. Например, если из-за несвоевременной или недостоверной информации о расписании движения вы не успели на поезд и понесли убытки, перевозчику следует предъявить требование об их возмещении, на основании вышеуказанных норм.

    Ответственность перевозчика за нарушение сроков оказания услуги — просрочку доставки груза, пассажира и багажа на различных видах транспорта транспортными уставами и кодексами определяется по разному. По общему правилу, перевозчик несет ответственность, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

    При внутренних воздушных перевозках за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы (ст. 120 ВК), при внутренних водных — за несоблюдение сроков доставки груза перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы.

    За задержку отправления пассажирского судна или прибытие его с опозданием, за исключением перевозок по пригородному, внутригородскому маршрутам перевозок пассажиров и на переправах, перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки или опоздания, но не более чем в размере стоимости проезда (ст. 116 КВВТ).

    За просрочку доставки груза железнодорожным транспортом перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов (ст. 97 УЖТ). За просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает пассажиру, получателю при его выдаче на основании акта, составленного по требованию пассажира, получателя, пени в размере трех процентов платы за перевозку багажа за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку багажа.

    Такой же размер пени установлен при перевозке пассажира за задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения.

    Ответственность перевозчиков за несохранность груза или багажа при внутренних перевозках на различных видах транспорта и особенности предъявления претензий.

    Перевозчик несет ответственность за несохранность багажа после принятия его для перевозки и до выдачи его пассажиру, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Согласно ст. ст. 796 ГК РФ, 96, 107 УЖТ, ст. 119 КВВТ, п. 7 ст. 34 УАТ, ст. 119 ВК ущерб возмещается перевозчиком в следующем размере:

    • в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
    • в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;
    • утраты груза или багажа, сданного для перевозки с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.

    При воздушных перевозках размер ответственности авиаперевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, — в размере их стоимости, но не более чем в размере двух установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса багажа или груза, а за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, — в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления — в размере не более чем десять установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (ст. 119 ВК).

    Стоимость груза или багажа, сданного без объявления ценности, определяется по тем доказательствам, которые может предоставить пассажир (например, цены, указанной в документах о приобретении вещей, а при их отсутствии исходя из их среднерыночной стоимости). Наряду с возмещением ущерба перевозчик обязан возвратить стоимость провоза груза или багажа.

    Следует помнить, что все обстоятельства, влекущие ответственность перевозчика (несохранность груза, багажа) удостоверяются актами, составляемыми совместно с пассажиром (грузоотправителем), один экземпляр которого выдается пассажиру (ст. 160 КВВТ, ст. 38 УАТ, ст. 119 УЖТ, ст. 124 ВК). Отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира, грузоотправителя или грузополучателя права на предъявление претензии или иска. При отказе перевозчика от составления акта необходимо незамедлительно предъявить перевозчику претензию, в которой следует указать на отказ сотрудников перевозчика от составления акта.

    Обратите внимание. что по спорам, связанным с договорами перевозки груза, до предъявления иска в суд предъявление перевозчику претензии обязательно.

    Срок предъявления претензий к перевозчику при внутренних перевозках автомобильным ьоанспортом — 1 год, железнодорожным транспортом — 6 месяцев, в отношении штрафов и пеней — 45 дней (ст. 39 УАТ, ст. 123 УЖТ). При внутренних воздушных перевозках установлен общий срок для предъявления претензий — 6 месяцев (ст. 126 ВК). При внутренних водных перевозках, претензии могут быть предъявлены в течении срока исковой давности, который устанавливается: по требованиям к перевозчику или буксировщику, возникающим в связи с осуществлением перевозок грузов — один год; по требованиям, возникающим в связи с осуществлением перевозок пассажиров и их багажа, — три года (ст. ст. 161, 164 КВВТ).

    При этом, исчисление сроков для предъявления претензий производится в соответствии со ст. 126 ВК, ст. 161 КВВТ, ст. 123 УЖТ, ст. 42 УАТ.

    Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

    Претензию необходимо предъявлять под расписку о получении, т.е. один экземпляр передается, а на втором, который останется у вас, уполномоченное лицо перевозчика должно расписаться с указанием своей фамилии, должности, даты принятия. Желателен также штамп или печать компании. Другой вариант вручения претензии — отправка по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

    Форма претензии произвольная, но ней надо указать обстоятельства произошедшего (например, в чем заключались недостатки услуги), сослаться на документы, подтверждающие оказание услуг, и предъявить перевозчику соответствующее требование.

    Образец претензии при нарушение прав потребителя при оказании транспортных услуг

    В Администрацию компании _________________________
    от______________________________________ ____ (Ф.И.О)
    ____________________________________ Адрес, телефон

    ___ __________ 2010 г. я воспользовался услугами по перевозке, предоставленными компанией ___________________ на основании билета №_____.

    Услуги были оказаны с недостатками (указать, в чем заключались недостатки). Указанное подтверждается актом, составленным ___ ________ 2010 г.

    Мне причинены следующие убытки: (указать на убытки, причиненные в связи с недостатками, по возможности предоставить подтверждающие документы).

    В связи с этим, требую в установленный законом срок: (указать требование из числа вышеизложенных).

    Претензии и иски в области транспортно-экспедиционных отношений (статья)

    Претензии и иски в области транспортно-экспедиционных отношений (статья)

    В настоящее время в области транспортно-экспедиционных отношений существуют как обязательный, так и добровольный претензионный порядок урегулирования споров - в зависимости от субъектного состава транспортно-экспедиционного обязательства. В Гражданском кодексе нет никакого упоминания об обязательном претензионном порядке урегулирования споров по договору транспортной экспедиции. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности вводит обязательный претензионный порядок урегулирования споров для клиента, осуществляющего предпринимательскую деятельность (ст. 12). Клиент, пользующийся экспедиционными услугами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, вправе обращаться в суд без соблюдения претензионного порядка. Соблюдение же экспедитором претензионного порядка урегулирования споров необязательно.

    В литературе существуют противоположные позиции по вопросу претензионного порядка урегулирования споров в области экспедиционных отношений. Так, с одной стороны, справедливо отмечается, что «претензионные сроки всегда носили пресекательный характер и могли служить непреодолимым препятствием на пути предъявления требований к перевозчику в судебном порядке», а также, что претензионный порядок является искусственным, бюрократическим препятствием в осуществлении права на защиту своих интересов и не соответствует принципу беспрепятственного осуществления гражданских прав. С другой стороны, также правильно отмечается, что необходимость введения претензионного порядка обусловлена «постоянной работой экспедитора в правовом поле перевозчика», а транспортными уставами (кодексами) предусматривается претензионный порядок урегулирования споров, вытекающих из договора перевозки груза.

    Требование об обязательном предъявлении претензии к экспедитору, сроки и порядок предъявления претензии во многом заимствованы из транспортных уставов и кодексов. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности предусматривает, что право на предъявление экспедитору претензии и иска имеют следующие лица: во-первых, клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, вовторых, получатель груза и, в-третьих, страховщик, приобретший право суброгации (сп.2 ст. 12 Закона). Клиент должен предъявить претензию в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии. Перечень документов, прилагаемых к претензиям, не связанным с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, Законом не установлен, но очевидно, что клиент должен приложить к претензии имеющиеся у него документы, подтверждающие заявленные требования и их размер.

    Претензия должна быть предъявлена экспедитору в шестимесячный срок, исчисляемый со дня возникновения права на предъявление претензии. Возникновение права на претензию Законом устанавливается не единообразно, а различно - в зависимости от вида нарушения. Так, при утрате, недостаче или повреждении (порче) груза днем возникновения права на предъявление претензии считается день, следующий за днем, когда груз должен быть выдан. Если в отношении утраты груза подобное начало течения срока для предъявления претензии оправдано, то для недостачи или повреждения (порчи) груза начало течения срока для предъявления претензии со дня, когда груз должен быть выдан, не совсем понятно; течение срока для предъявления претензии по поводу недостачи или повреждения (порчи) груза должно быть определено датой выдачи груза. И в Уставе железнодорожного транспорта РФ (ст. 123), и в Уставе автомобильного транспорта РСФСР (ст. 163) устанавливается, что срок для предъявления претензии железнодорожному перевозчику или, соответственно, автотранспортному предприятию за повреждение (порчу) или недостачу груза начинает течь со дня выдачи груза.

    В случае нарушения экспедитором срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции срок для предъявления экспедитору претензии начинает течь со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами. Иное определение начала течения претензионного срока может быть предусмотрено как непосредственно при заключении договора транспортной экспедиции, так и после заключения договора путем внесения согласованных сторонами изменений или дополнений в договор. Так, например, стороны могут придти к соглашению, что претензионный срок в отношении каждого действия, которое должен совершить экспедитор в соответствии с договором экспедиции, начинает течь со дня, следующего за последним днем, установленным для выполнения определенного действия. Стороны также могут предусмотреть, что претензионный срок в отношении возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, начинает течь через месяц со дня прекращения действия договора.

    В случае нарушения экспедитором иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, претензионный срок начинает течь со дня, когда лицо, обладающее правом подачи претензии, узнало или должно было узнать о соответствующих нарушениях. Данное правило, сформулированное Законом о транспортно-экспедиционной деятельности, аналогично общей норме, предусмотренной Гражданским кодексом, согласно которой течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200).

    Шестимесячный срок для предъявления претензии экспедитору дает ему возможность в свою очередь не пропустить срок для предъявления претензии к перевозчику. Так, согласно статье 123 Устава железнодорожного транспорта претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение шести месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней - в течение сорока пяти дней, такие же сроки установлены и для предъявления претензий к автоперевозчику (ст. 163 Устава автомобильного транспорта); шестимесячный срок для предъявления претензии к перевозчику установлен также и при внутренних воздушных перевозках (ст. 126 Воздушного кодекса РФ). В отношении морского и внутреннего водного перевозчика претензионный срок по договору перевозки груза равен одному году. Рассматривая вопрос о претензионном сроке по договору перевозки груза, Г.П. Савичев справедливо утверждает, что «новый ГК, в отличие от ГК РСФСР 1964г. транспортных уставов и кодексов, не устанавливает каких-либо сроков на предъявление претензий к перевозчику и не предоставляет такой возможности транспортным уставам и кодексам. Однако, ТУЖД и ВК, принятые после введения в действие второй части нового ГК, проигнорировали содержание ст. 797 ГК: сроки на предъявление претензии установлены ст. 139 ТУЖД, ст. 126 ВК и ст. 406 КТМ». Действительно, согласно пункту 1 статьи 797 ГК РФ, «до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим уставом или кодексом». Представляется, что порядок предъявления претензии не включает в себя вопрос о сроке предъявления претензии, хотя в юридической литературе существует и расширительное толкование статьи 797 ГК, согласно которому порядок предъявления претензии включает в себя и срок для предъявления претензии. В транспортном законодательстве по рассматриваемому вопросу также не существует единства. Кодекс торгового мореплавания РФ различает понятия «порядок» и «срок»: так, статья 405 КТМ называется «Порядок предъявления претензии», а статья 406 - «Срок для предъявления претензии, вытекающей из договора морской перевозки грузов», Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации в статье 161 «Порядок предъявления претензий к перевозчику или буксировщику» упоминает также и о сроке предъявления претензии. Однако, в Кодексе торгового мореплавания (ст.406) и в Кодексе внутреннего водного транспорта (ст. 161) срок для предъявления претензий по договору перевозки грузов равен сроку исковой давности, поэтому Кодексы по сути соответствуют статье 797 ГК РФ, в отличие от Устава железнодорожного транспорта, в котором претензионный срок равен шести месяцам, а срок исковой давности равен одному году. Однако, как отмечает В.В. Витрянский, несмотря на то, что при принятии новых транспортных уставов и кодексов вновь были предусмотрены сроки для претензий, претендующие на установление их пресекательного характера, тем не менее, сложившийся в судебно-арбитражной практике подход к оценке указанных сроков не изменился; а подход был не в пользу пресекательных претензионных сроков.

    Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение тридцати дней со дня получения претензии.

    В случае частичного удовлетворения или отклонения претензии экспедитор должен указать основания подобного решения (п.5 ст. 12 Закона). Данная норма заимствована из соответствующих транспортных уставов (кодексов). Правило, согласно которому при отклонении или частичном удовлетворении претензии перевозчик указывает основания этого решения, содержатся Уставе железнодорожного транспорта РФ (ст. 124), в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ (ст. 163), в Уставе автомобильного транспорта (ст. 164). Рассматриваемая норма Закона о транспортно-экспедиционной деятельности посвящена досудебному урегулированию споров и соответственно имеет целью обеспечить возможность подобного урегулирования, так как стороны выясняют обоснованность собственной правовой позиции и правовой позиции контрагента. Однако, данная норма Закона не подкреплена какой-либо санкцией в случае необоснованного отказа экспедитора от удовлетворения правомерных требований клиента, хотя, например, Закон предусмотрел ответственность клиента за необоснованный отказ от оплаты понесенных экспедитором расходов (ст. 10). При отказе или частичном удовлетворении претензии экспедитор возвращает заявителю документы, представленные вместе с претензией.

    Если клиент просрочил предъявление претензии, экспедитор все же вправе принять для рассмотрения претензию, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной (п.6 ст. 12 Закона). Подобная норма существует и в Воздушном кодексе РФ (ст. 126), и в Уставе железнодорожного транспорта - так, в соответствии со статьей 123 УЖТ РФ перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии. Можно отметить, что в отношении экспедитора рассматриваемая норма Закона носит несколько декларативный характер: даже если причина пропуска срока для предъявления претензии будет уважительной, экспедитор вправе, но не обязан рассматривать такую претензию. Как уже было отмечено, в Кодексе торгового мореплавания и в Кодексе внутреннего водного транспорта претензионный срок равен одному году, поэтому высока вероятность, что экспедитор, имея положительный ответ на свою претензию от морского и внутреннего водного перевозчика, в соответствующем случае признает причину пропуска предъявления клиентом претензии уважительной. В отношении железнодорожных и автотранспортных перевозок грузов установлен шестимесячный (за исключением претензий об уплате штрафов) претензионный срок, поэтому экспедитор вряд ли будет иметь возможность принять претензию к рассмотрению по истечении шестимесячного срока, за исключением, если соответствующий перевозчик принял претензию к своему рассмотрению по истечении шестимесячного срока для предъявления претензии. В отношении требований клиента, которые не связаны с перевозкой груза, экспедитор имеет все основания принимать к рассмотрению претензию, поданную с нарушением срока, однако, вопрос о принятии претензии зависит от усмотрения экспедитора, который вряд ли может быть заинтересован в последующих арбитражных процессах.

    Установление Законом о транспортно-экспедиционной деятельности претензионного порядка урегулирования споров не только в отношении требований, вытекающих из перевозки грузов, но и отношении иных требований обусловлено необходимостью единообразного регулирования транспортно-экспедиционных отношений. В противном случае - при установлении претензионных сроков только для требований, вытекающих из перевозки - возникала бы определенная путаница, так как клиент может вообще не знать причину возникновения ущерба и тот факт, произошел ли ущерб вследствие ненадлежащего исполнения перевозчиком договора перевозки или, например, вследствие ненадлежащей упаковки груза, осуществленной экспедитором.

    Установление обязательного претензионного порядка урегулирования споров, а также срока предъявления претензии в области транспортно-экспедиционных отношений является следствием существования претензионного порядка в области перевозки. До тех пор, пока области перевозки будет действовать претензионный порядок урегулирования споров, законодатель при регулировании транспортно-экспедиционных отношений будет также тяготеть к аналогичному правовому регулированию.

    До принятия Закона о транспортно-экспедиционной деятельности в области транспортно-экспедиционных правоотношений действовал общий срок исковой давности в три года. В настоящее время Законом для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, устанавливается специальный срок исковой давности равный одному году. Предусмотренный Законом срок исковой давности не соответствует общему сроку исковой давности, установленному в три года, но возможность установления федеральным законом, в частности Законом о транспортно-экспедиционной деятельности, специального срока исковой давности предусмотрена статьей 197 Гражданского кодекса, согласно которой для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком (п.1). Специальный срок исковой давности в один год, установленный для требований, вытекающих из договора экспедиции, аналогичен сроку исковой давности, вытекающему из договоров перевозки груза, установленному Кодексом торгового мореплавания РФ (ст. 408), Уставом железнодорожного транспорта (ст. 125), Кодексом внутреннего водного транспорта (ст. 164). Срок же исковой давности, предусмотренный Уставом автомобильного транспорта РСФСР для грузоотправителей и грузополучателей, меньше одного года и составляет два месяца со дня получения ответа автотранспортного предприятия на претензию или со дня истечения срока, установленного для ответа (ст. 165). Иски же автотранспортных предприятий и организаций к грузоотправителям и грузополучателям могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня, определенного Уставом в статье 166.

    Совпадение (во многих случаях) сроков для предъявления клиентом претензий и исков к экспедитору со сроками для предъявления претензий и исков к перевозчику имеет своим следствием практически немедленное принятие экспедитором после установления факта утраты, недостачи, повреждения (порчи) груза или иных нарушений транспортно-экспедиционных обязательств, активных действий для получения возмещения с перевозчиков. Ведь в противном случае клиент, предъявивший претензию или иск в последний день срока, имеет возможность получить возмещение с экспедитора, экспедитор же, не предъявивший претензию или иск до дня их предъявления клиентом, лишается подобной возможности.

    Закон о транспортно-экспедиционной деятельности устанавливает, что в отношении транспортно-экспедиционных обязательств, срок исковой давности исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска (ст. 13), при этом не определяя, когда возникает право на предъявление иска. Думается, в настоящем случае имеется недоработка со стороны законодателя, который должен был определить начало течения срока исковой давности по аналогии, например, с Уставом железнодорожного транспорта РФ. В соответствии со статьей 125 УЖТ исковая давность исчисляется со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий. В настоящее время возможно определение начала течения срока исковой давности согласно общему правилу Гражданского кодекса, в соответствии с которым течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст.200).

    Наличие в области транспортно-экспедиционных правоотношений сокращенного срока исковой давности может повлечь невозможность одной стороны получить возмещение с другой. Так, например, в процессе исполнении договора транспортной экспедиции экспедитор заключает договор со стивидором. Затем, в результате нарушения экспедитором (по причине нарушения обязательств клиентом по договору транспортной экспедиции) условий договора о выполнении погрузочно-разгрузочных работ стивидор получает в судебном порядке возмещение с экспедитора по истечении годичного срока. В результате, экспедитор не вправе взыскать убытки с виновной стороны - клиента по договору транспортной экспедиции. Или, наоборот, с клиента, являющегося поставщиком по договору поставки товара, по истечении одного года покупателем взыскиваются убытки. В итоге, клиент-поставщик не может взыскать убытки с виновной стороны - экспедитора (естественно, если убытки произошли в связи с ненадлежащим выполнением экспедитором договора транспортной экспедиции). Однако, законодатель исходит из того, что основная масса требований по договору транспортной экспедиции будет связана именно с выполнением договора перевозки груза, где установлен сокращенный срок исковой давности.

    В заключение хотелось бы отметить, что в России транспортно-экспедиционная деятельность и, соответственно, законодательство, регулирующее транспортную экспедицию, находятся в процессе развития. В дальнейшем, в соответствии со статьей 2 Закона должны быть приняты Правила транспортно-экспедиционной деятельности, определяющие порядок оказания экспедиционных услуг, требования к их качеству, перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции). Необходимо, чтобы законодательство в области транспортно-экспедиционной деятельности было единой, внутренне непротиворечивой системой, что позволит избежать ненужных помех при развитии сферы оказания транспортно-экспедиционных услуг.

    Автор: Морозова Н.В.