Руководства, Инструкции, Бланки

Фас Инструкция По Применению Цена img-1

Фас Инструкция По Применению Цена

Рейтинг: 4.9/5.0 (1606 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Супер Фас: эффективное средство от клопов

«Супер Фас»: насколько средство эффективное.

О чем говорится в этой статье

В борьбе против клопов очень важно правильно подобрать эффективные средства. Чем лучше будет эффект, тем меньше времени и сил потребуется на повторные обработки. Если возможности воспользоваться услугами профессиональных дезинсекторов по каким-то причинам нет, то в качестве доступной альтернативы можно попробовать фас ? таблетки и порошок от клопов.

Главное преимущество средства ? невысокая цена при высокой степени эффективности. Многочисленные супер отзывы в сети это лишь подтверждают. За 30-50 рублей можно полностью избавиться от домашних ночных кровопийц.

Что собой представляет фас-дубль?

Фас ? это универсальный инсектицидный препарат, который можно использовать для уничтожения ползающих и летающих насекомых:

В основе препарата оригинальная технология: объединившийся с двумя активными компонентами катализатор. Это сочетание вместе с особой формой частиц порошка позволяет средству обеспечить максимальную защиту обработанным поверхностям от повторного заражения паразитами. Препарат используется максимально экономно, четко по месту за счет продуманной конструкции упаковки.

Чтобы обработать 40-60 квадратных метров зараженного помещения будет достаточно 2-3 граммов отравы (одной упаковки).

Применение фас-дубля

Прежде, чем начинать дезинфекцию, потребуется определить места скопления клопов. Чаще всего вредители поселяются недалеко от спальных мест. Обнаружить их можно по черным точкам (клопиный помет), личинкам, кладкам яиц.
Для уничтожения клопов средство равномерно распределяется в местах локализации паразитов. Наносить препарат нужно тонким слоем на стены, на пол, там, где есть трещины. Обязательно нужно будет смазать пространство за плинтусами, задние крышки мебели, обратную сторону ковров и половиков.

Особенности применения «Фас-дубля»

Инсектицидное средство широко используется для дезинсекции помещения в домашних и производственных условиях. Для медицинской дезинсекции также активно применяют дубль. Отзывы о действии препарата в этих случаях исключительно положительные ? порошок помогает уничтожить ползающих насекомых быстро, надежно и без лишних затрат, незаменим для профилактики появления насекомых в случаях травли их в соседних помещениях.

Важно помнить о том, что препарат относится к группе химических реагентов, поэтому представляет опасность для здоровья человека, а значит, целесообразнее будет поручить выполнение дезинсекции профессионалам.

Сберегать препарат следует в недоступном месте для детей и животных, на безопасном расстоянии от продуктов питания и предметов гигиены.

После окончания дезинсекции должно пройти не менее 3-х часов, после чего нужно будет протереть рабочие поверхности влажным мыльным раствором с содой. На других поверхностях, недоступных для детей и животных, средство можно оставить еще на 6-8 недель.

Фас-дубль выпускается не только в порошке. Для дезинсекции активно применяются и таблетки. Достаточно будет растворить таблетки в комнатной температуры воде, после чего обработать раствором зараженные поверхности.

При обработке поверхностей, площадью более 50 метров квадратных нужно надевать специальный халат, респиратор и резиновые перчатки, соблюдать правила личной гигиены. Препарат сберегается на протяжении 24 месяцев с момента изготовления.

Хочешь получить признательность друзей? Поделись интересной информацией!

Поделиться с друзьями:

Другие статьи

Блокатор калорий Фаза 2 - отзывы, инструкция, цена

Обращаем Ваше внимание, что описания лекарственных средств носит чисто ознакомительный характер. Более подробную информацию ищите на сайтах производителей препаратов и у вашего лечащего врача! Администрация сайта не несет ответственности за возможные последствия!
  • Инструкция
  • Регистрация в РФ
  • Цена
  • Вопрос врачу (бесплатно)
Блокатор калорий Фаза 2 отзывы

Растительный блокатор. Средство для уменьшения калорий, БАД.
Изготавливается из экстракта фасоли, которая блокирует фермент пищи альфа-амилазу. Данный фермент расщепляет углеводы-крахмалы в желудочно-кишечном тракте на сахара. Впоследствии они легко всасываются в кровь. Поскольку крахмалы не усваиваются в организме, экстракт фасоли действует на желудок как блокиратор накопления жира. Ученые доказали, что Блокатор калорий Фаза 2 эффективно подавляет 75% тяжелых калорий в организме. Уменьшение калорий быстро приводит к снижению веса. Блокатор калорий помогает людям, сидящим на диете. Известно, что с его помощью улучшается эмоциональный контроль при похудении. Применяя препарат, вы можете не ограничивать себя в употреблении картофеля, хлеба, макаронных изделий. Эффективность препарата подтверждена сразу в нескольких странах Европы, а также в США.

Инструкция по применению, противопоказания, состав

Гормональный сбой у женщин

Казалось бы, о гормональных сбоях могут сказать только результаты анализов, но есть и другие способы. Если внимательно прислушиваться к сигналам, которые подает организм вполне можно. читать далее.

Эффективные таблетки для похудения

Официальная медицина признала в нашей стране только 2 препарата – сибутрамин и орлистат. Они прошли регистрацию в РФ. И именно о них мы расскажем ниже. читать далее.

Показания
Ожирение, последствия ожирения.
Применяется для тех, кто хочет:
- уменьшить количество калорий;
- снизить потребляемое количество пищи, сократив общее число калорий в сутки;
- питаться, соблюдая здоровую диету для того, чтобы снизить вес;
- похудеть, не изменив рациона;
- держать тело в форме;
- не переедать.

Противопоказания
Непереносимость и аллергия на некоторые вещества, которые содержатся в препарате. Запрещено использовать во время беременности, кормления грудью.

Способ применения
По 2 таблетки препарата во время еды – в сутки три раза в течение 30 дней. Если эффект показался недостаточным, лечение можно продолжить и дальше.

Особые указания (предостережения)
Не является лекарством, продается без рецепта.
Не вызывает привыкания, не обладает эффектом послабления желудка.
Можно применять при повышенном кровяном давлении, сахарном диабете 2 степени, гормональных нарушениях и других диагнозах, способствующих быстрому набору веса.
До начала приема следует провести консультацию с врачом.
Хранить в сухом месте, куда не доберутся дети, при температуре до 25 градусов.

Побочные действия
Наблюдались побочные действия со стороны желудка и кишечника: боли в животе, вздутие, газы, отрыжка.

Передозировка
Данных о передозировках нет. При возникновении каких-либо симптомов прекратить прием препарата, прочистить желудок, обратиться к врачу.

Форма выпуска
1 таблетка 440 мг содержит фасоли экстракт 250 мг, гуммиарабик 190 мг.
Упаковки выпускаются по 20, 40 или 120 штук.

2016-08-29 12:52:46 Россия / Москва

У мужа после 12 лет совместной жизни начались проблемы с потенцией. Поначалу было стыдно даже разговаривать на эту тему, но когда семейная жизнь оказалась под угрозой решили обратиться к доктору. Врач сказал, что мужу необходимо похудеть, что, скорее всего, его проблема из-за лишнего веса. Сидеть на диете он не может и не хочет, пришлось прибегнуть к помощи таблеток для похудения Фаза 2. Благодаря им муж за 2 месяца похудел на 7 кг, (стал даже моложе выглядеть), и, что самое главное, у него снова появилась мужская сила). Сейчас мы с мужем снова счастливы, как молодожены))).

#3 Лопухина Даша Семенвна

2016-08-04 00:14:08 Россия / Ногинск

Захотелось сбросить лишние кило к лету. Записалась на фитнес и решила использовать натуральный фаза-2 в помощь потере веса. Прием таблеток проходил без побочных эффектов. Не болей в животе не газов не было. За пару месяцев ушло 4, 5кг. Самочувствие было хорошее. Результат для меня более чем. Интересно какой лучше делать перерыв между курсами? и сколько курсов оптимально? С таким успехом я бы еще курс пропила.

2016-07-26 23:35:39 Россия / Таганрог

Хочу похудеть к юбилею, в декабре 35, возраст скажу я вам сложный. Не могу быстро сбрасывать как раньше, приходиться пить Фаза 2. Он мне подошел и помогает. Мне нравится что есть с ним могу практически все, главное от сладкого отказаться и тогда будет вес уходить. Я с ним уже на 7 кг похудела, все говорят стала выглядеть моложе даже, мне так нравится принимать комплименты.

Серная шашка ФАС - Каталог - Антигрызун

«Заказывала в Москве отпугиватель крыс. Доставили во время, на следующий день. Менеджер помог с выбором и рассказал как лучше его разположить в квартире. Пользуем уже месяц, грызунов не видно, но внача. [читать далее] ле конечно было страшно, потому что у них видимо снесло крышу. Спасибо за помощь »

Иванова Катя ,
Отзыв с Яндекс Маркета, Москва

«Достоинства:Хороший магазин
Недостатки:Не увидел
Комментарий:Брал отпугиватель собак для дочери. Менеджер подсказал брать Гром поскольку и от грабителей сможет помочь)) Насчет грабителей не знаю, от. [читать далее] собак помогает. Хороший магазин »

Пользователь скрыл свои данные ,
Отзыв с Яндекс Маркета, СПб

«Достоинства:Очень понравилась оперативность, с которой был доставлен заказ. Консультант очень терпеливо ответил на все вопросы.
Недостатки:Недостатков не нашел
Комментарий:Неожиданно в доме появилис. [читать далее] ь муравьи. Вывести их "народными" методами оказалось невозможно. Менеджер помог подобрать нужное средство и муравьи очень быстро (1-2 дня) пропали. Спасибо. »

Антонов Никита ,
Отзыв с Яндекс Маркета, Санкт-Петербург

Только что купили

Серная шашка ФАС

Серная дымовая шашка ФАС. это эффективное средство для уничтожения плесени, грибков и насекомых, предназначенное для использования в погребах, подвалах, теплицах и т.д. Кроме того дымовая шашка может использоваться для того, что бы выгнать грызунов, а так же для просушки подвальных помещений.

Применение серной шашки ФАС (инструкция):

1. Необходимо вытащить из упаковки шашку и фитиль
2. Найдите подходящую опору для шашки. Опора должна быть устойчивой и негорючей. Учтите, что после горения, на этой опоре останется след.
3. Установите шашку (или шашки) на опору. Если Вы используете несколько шашек, то между ними должно быть расстояние не меньше полуметра.
4. Установите фитиль на шашку.
5. Подожгите фитиль.
6. Убедитесь, что серная шашка тлеет (на ней образуется тёмное пятно, она выделяет сильный запах и прозрачный дым).
7. Покиньте и закройте помещение. Если потребуется временно заделайте все щели влажной тканью.

Фумигация помещения происходит в течении 24-36 часов.

По окончании окуривания помещения, его необходимо проветривать в течении двух суток.
Наслаждайтесь результатом!

  • Пустые погреба и подвалы обрабатывайте до закладки картофеля и овощей из расчета одна серная шашка на объём 5-10 кубических метров.
  • Парники, теплицы или оранжереи окуривать необходимо до посадки, а так же после сбора урожая из расчета одна шашка на 5 кубических метров.

Старая цена: 149 руб.

Средства от бытовых насекомых: Фас Дубль (125г)

Фас Дубль (125г)

Состав и форма выпуска. Дуст от светло-серого до светло-коричневого цвета, содержащий в качестве действующего вещества зета-циперметрин и эс-фенвалерат. Выпускается в упаковках из двойного полиэтилена по 50 и 125 г для быта и по 10 кг в крафт-мешках для служб дезинфекционного профиля.

Дозы и способы применения. Для борьбы с тараканами дуст используют в местах обнаружения, скопления, возможного обитания тараканов. Обработку проводят одновременно во всех помещениях, где обнаружены тараканы. Норма расхода дуста составляет 3 г/м2. Повторные обработки проводят при появлении тараканов. Для уничтожения муравьев обработать пути передвижения («дорожки») и скопления муравьев, нанося дуст тонким слоем.

Норма расхода дуста 2 г/м2. При появлении рабочих муравьев обработку следует повторить.

Для уничтожения клопов дуст равномерно наносят на места обитания клопов. Скопления насекомых выявляют предварительно перед обработкой. Препарат наносят на участки стен, мебели, за плинтусами, а также на заднюю поверхность мебели и обратную сторону ковров. Норма расхода дуста 2 г/м2. Повторные обработки проводят при появлении клопов.

Для уничтожения блох в помещениях обрабатывают поверхность пола. При наличии в доме животных (кошки, собаки) обрабатывают места их отдыха - нижнюю сторону подстилок и ковриков, которые через 3 суток вытряхивают, а затем стирают перед предыдущим использованием. Норма расхода дуста при обработке помещений от блох составляет 2 г/м2. В захламленных подвалах (если очистка их затруднена) расход нужно увеличить вдвое. При обнаружении блох обработку следует повторить.

Для уничтожения окрыленных мух различных видов средство «ФАС-дубль» используют только на открытом воздухе, обрабатывая мусоросборники, возможно его применение и в подвалах - для обработки мусорокамер. Норма расхода дуста 2 г/м2. Повторные обработки проводят по энтомологическим показаниям - появлении окрыленных мух или обнаружении личинок или куколок мух в мусорокамерах и мусоросборниках, чтобы предотвратить вылет имаго.

Меры предосторожности. Обработку помещений проводят при открытых форточках (окнах), желательно в отсутствие людей и домашних животных. Не обрабатывать внутреннюю поверхность шкафов или другие места хранения продуктов или посуды.

После окончания обработки, но не ранее, чем через 3-6 часов после ее проведения препарат убирают влажным способом (мыльно-содовым раствором) с рабочих поверхностей или с тех мест, где он может загрязнять продукты или пищевую посуду. В других местах, недоступных для детей и домашних животных, а также за плинтусами, трубами и т. п. препарат должен быть оставлен до окончания его срока действия: на 6-8 недель.

При обработке дустом более 50 м2 площади рекомендуется использовать халат, косынку, резиновые перчатки и респиратор. При работе с дустом необходимо соблюдать общие правила личной гигиены. При случайном отравлении препаратом следовать методическим указаниям.

Условия хранения. Хранить препарат отдельно от пищевых продуктов в сухом темном месте, недоступном для детей и животных.

Срок годности препарата 24 месяца от даты изготовления.

Количество шт. в коробке:90

Дуст порошок от клопов- инструкция по применению и его цена

Дуст порошок от клопов — инструкция и его цена Дуст- это спасение от непобедимых клопов

Инсектицидный дуст «Чистый дом» предназначен для уничтожения тараканов, муравьев, блох, постельных клопов, мух (места выплода).

Упаковка рассчитана на 10кв.м. обрабатываемой поверхности.

Порошок отлично помогает побороть клопов. Мы уже знаем, что они прячутся в мебели. одежде, кроватях и даже в террариумах ваших любимцев. Порошок можно засыпать в любую щель дома, в этом его особый плюс.

Содержание и состав Дуста

1.Тальк (играет роль наполнителя)

2. Циперметрин (бесцветная, вязкая жидкость)

3. Малатион (действует против любых видов насекомых)

3. Синергист пиперонилбутокисид (ППБ-самое главное в составе)

Состав может меняться, зависит от желания производителя.

На фото клопы мужская и женская особь

Хранить дуст нужно в сухом, прохладном, защищённом от солнечных лучей месте.

В местах не доступных для детей и животных, отдельно от пищевых продуктов. Срок годности составляет обычно 3 года (указывается на шве пакета)

Порошок используется для уничтожения клопов. но и также отлично подходит для выведения таких вредителей как муравьи, тараканы, вши и так далее.

Меры предосторожности:
  • Обработку помещения проводить в перчатках
  • При открытых форточках и окнах
  • В отсутствии людей и животных
  • Во время обработки рядом не должно быть ни продуктов, ни посуды
  • Избегать попадания дуста на глаза и на кожу (при случайном попадании промыть водой)
  • После окончания обработки лицо и руки вымыть водой с мылом
  • Уборку можно проводить через 24 часа после обработки мыльно-содовым раствором в резиновых перчатках
Где купить Дуст и его цена

Купить Дуст от клопов можно в специализированных, хозяйственных магазинах, в ларьках для садоводов и огородников. Цена за указанный на фото пакетик весом в 50г. составляет всего 14.50 рублей. Пожалуй, это самое не дорогое средство от клопов. При выборе обращайте внимание на степень токсичности, сильно концентрированная смесь конечно быстрее поможет, но помните, что вам еще жить в этом доме.

До начала использования дуста обязательно определитесь, точно ли в вашем доме клопы. Это можно определить по следующим признакам:

1) Красные пятна на коже (похожие на волдыри).

Укус постельного клопа

2) Следы крови на постели (они могли появиться, когда в момент сна вы давили их не осознавая этого).

3) Следы экскрементов насекомых (чем-то напоминает крошки красно-коричневого цвета).

4) Неприятный запах (Так заложена у клопов защитная реакция).

5) В отличие от блох, клопы кусают только открытые участки тела.

Инструкция по применению
  1. Необходимо вскрыть упаковку.
  2. Нанести дуст тонким слоем на места обитания, скопления или передвижения насекомых.
  3. Для выведения клопов нужно места возможного обитания насекомых (заднюю поверхность ковров, мебели, картин, диванов, кресел, кроватей, щелей в плинтусах) обсыпать дустом.
  4. Подстилки и коврики для животных обработать с нижней стороны, через сутки обязательно тщательно выбить, а через 3 суток постирать перед последующим использованием.

Использование порошка при выведении клопов, это не быстрый процесс! Следуйте следующим советам специалистов!

Удалите из дома сожителей, животных.

Чтобы средство не попало на кожу, не пошла аллергическая реакция (что чаще всего бывает у людей пропускающих данный совет), нужно надеть резиновые перчатки, одежду прилегающую к телу (или приобрести спецодежду), медицинскую маску.

Порошком пройдите мебель, одежду, разберите компьютер (в дневное время клопы любят подобные места), за плинтусом, не пропустите ни одного места. Заранее отодвиньте мебель.

Тщательно вымойте руки с мылом

Препарат Уголь активированный ФАС-Э: инструкция по применению, цена, описание

  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/www/doktor/data/www/favourdoctor.ru/sites/all/modules/views/views.module on line 879.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/www/doktor/data/www/favourdoctor.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 589.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/www/doktor/data/www/favourdoctor.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 589.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/www/doktor/data/www/favourdoctor.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 149.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/www/doktor/data/www/favourdoctor.ru/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 25.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/www/doktor/data/www/favourdoctor.ru/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 135.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/www/doktor/data/www/favourdoctor.ru/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 135.
Уголь активированный ФАС-Э: инструкция по применению, цена, описание. В каких формах выпускается, какова цена в аптеках

гранул пак 10г. цена временно не известна

гранул пак 5г. цена временно не известна

Аналогичные препараты: синонимы, дженерики, заменители
  • Микросорб П
  • Уголь активированный
  • Уголь активированный МС
  • Уголь активированный ФАС-Э
  • Уголь активированный-УБФ
  • Ультра-адсорб
Показания к применению

Диспепсия, заболевания, сопровождающиеся процессами гниения и брожения в кишечнике, повышенная кислотность и гиперсекреция желудочного сока, диарея, острые отравления, заболевания с токсическим синдромом - пищевые токсикоинфекции, сальмонеллез, дизентерия, ожоговая болезнь в стадии токсемии и септикотоксемии, хронический и вирусный гепатиты, цирроз печени, хроническая почечная недостаточность; бронхиальная астма; атопический дерматит, подготовка к рентгенологическим исследованиям.

Противопоказания

Повышенная чувствительность, язвенные поражения ЖКТ, желудочные кровотечения, одновременное назначение антитоксических веществ, эффект которых развивается после всасывания.

Побочные эффекты

Диспепсия, снижение всасывания из ЖКТ жиров, белков, витаминов, гормонов, питательных веществ и др.; запор или понос, окрашивание стула в черный цвет; при гемоперфузии через активированный уголь возможно развитие эмболии, геморрагии, гипокальциемии, гипогликемии, гипотермии, гипотензии.

Фармакологическая группа Фармакологическое действие

Фармакологическое действие - адсорбирующее, дезинтоксикационное, антидиарейное. Характеризуется большой поверхностной активностью, обусловливающей способность связывать вещества, понижающие поверхностную энергию. Сорбирует газы, токсины, алкалоиды, гликозиды, соли тяжелых металлов, салицилаты, барбитураты и другие соединения, уменьшает их всасывание в ЖКТ и способствует выведению из организма с фекалиями. Слабо адсорбирует кислоты и щелочи. Не раздражает слизистые оболочки. При местном применении в пластыре увеличивает скорость заживления язв. Для развития максимального эффекта рекомендуется вводить сразу после отравления или в течение первых часов. Необходимо создать избыток угля в желудке до его промывания и в кишечнике (после промывания желудка). Наличие пищевых масс в ЖКТ требует введения в высоких дозах, т.к. содержимое ЖКТ сорбируется углем и его активность снижается. Особенно эффективен в качестве сорбента при гемоперфузии в случаях острых отравлений барбитуратами, глютатимидом, теофиллином.

Состав

Активное вещество - активированный уголь.

Взаимодействие

Снижает всасывание и эффективность лекарственных препаратов, уменьшает активность внутрижелудочно действующих веществ.

Особые указания

Хранение на воздухе (особенно во влажной среде) снижает сорбционную способность. Ультра-Абсорб. В течение 2 часов после приема нельзя принимать какую-либо пищу. За 2 часа до приема не принимать др. медикаменты.

Условия хранения

Рекомендуется хранить в сухом месте, отдельно от веществ, выделяющих в атмосферу газы или пары. Хранение на воздухе (особенно во влажной среде) снижает сорбционную способность.

Порядок отпуска препарата Уголь активированный ФАС-Э

Для покупки рецепт не требуется

Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 5 июня 2012 г

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 5 июня 2012 г. "Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции"

Обзор документа

Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 5 июня 2012 г. "Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции"

Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 06.12.2011 № 401-ФЗ) и Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (с учетом изменений, внесенных Приказами ФАС России от 20.10.2011 № 732 и от 30.03.2012 № 203)

1. Порядок заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества

В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее - договоры), может быть осуществлено только по результатам проведения торгов за исключением установленных в частях 1, 3.1 и 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции случаев.

Согласно части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Таким образом, заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции. При этом исключения, установленные частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, распространяются на заключение договоров в отношении государственного и муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

2. Дача собственником государственного или муниципального имущества согласия (задания) на заключение договоров в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного (принадлежащего) государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления

Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственными или муниципальными предприятиями или учреждениями на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Таким образом, дача собственником имущества согласия (задания) на передачу государственным или муниципальным предприятием или учреждением государственного или муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, целевым образом без проведения торгов может содержать признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, собственник имущества, закрепленного за государственным или муниципальным предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, должен принимать решение о даче согласия на передачу этого имущества с соблюдением требований Закона о защите конкуренции, в том числе с учетом необходимости проведения торгов при передаче прав на такое имущество.

3. Заключение договора с единственным участником торгов

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества могут быть переданы без проведения торгов лицу, подавшему единственную заявку на участие в аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным документацией об аукционе, а также лицу, признанному единственным участником аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в аукционе и документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении аукциона. При этом для организатора торгов заключение предусмотренных настоящей частью договоров в этих случаях является обязательным.

Пунктами 101 (151) Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (далее - Правила), предусмотрено, что в случае если торги признаны несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в торгах либо признания участником торгов только одного заявителя, с лицом, подавшим единственную заявку на участие в торгах, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным документацией о торгах, а также с лицом, признанным единственным участником торгов, организатор торгов обязан заключить договор на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в торгах и документацией о торгах, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении торгов.

Также согласно пункту 28 Правил, размещение информации о проведении конкурсов или аукционов на официальном сайте торгов в соответствии с Правилами является публичной офертой, предусмотренной статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

В соответствии с пунктами 50 и 120 Правил заявка на участие в торгах подается в срок и по форме, которые установлены документацией о торгах. Подача заявки на участие в торгах является акцептом оферты в соответствии со статьей 438 ГК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Таким образом, организатор торгов обязан заключить договор аренды государственного или муниципального имущества с единственным участником торгов, единственным заявителем (в случае соответствия заявки на участие в торгах, поданной единственным заявителем, требованиям, установленным документацией о торгах, в том числе требованиям к участникам торгов) на условиях, предусмотренных документацией о торгах.

4. Заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, с некоммерческими организациями

В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции действие указанного закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно с пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Таким образом, действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяется на случаи, когда стороной по договору о передаче имущества, которая получает право владения и (или) пользования государственного или муниципального имущества, выступают некоммерческие организации, не осуществляющие деятельность, приносящую доход.

Следовательно, передача государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям, не осуществляющим деятельность, приносящую доход, может осуществляться без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предоставление прав владения и (или) пользования государственным и муниципальным имуществом возможно без проведения торгов некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Таким образом, передача государственного или муниципального имущества на основании пункта 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции может осуществляться вне зависимости от того, осуществляют ли указанные в данном пункте некоммерческие организации деятельность, приносящую доход, или нет.

5. Заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, с образовательными учреждениями

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров может быть осуществлено без проведения торгов при предоставлении прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущество образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм.

Согласно части 1 статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон об образовании) государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

В соответствии со статьей 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

При этом, согласно части 1 статьи 12 Закона об образовании образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 12 Закона об образовании образовательное учреждение является юридическим лицом и может быть государственным (федеральным или находящимся в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальным, негосударственным (частным, учреждением общественных и религиозных организаций (объединений)). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм.

Исходя из статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», индивидуальный предприниматель не является юридическим лицом.

С учетом вышеизложенного, пункт 6 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции следует применять с учетом определений и норм, содержащихся в Законе об образовании.

Таким образом, передача государственного или муниципального имущества в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции может осуществляться только некоммерческим организациям, осуществляющим образовательную деятельность.

6. Предоставление прав владения и (или) пользования для размещения сетей связи

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров для размещения сетей связи может быть осуществлено без проведения торгов.

Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи) определяет сеть связи как технологическую систему, включающую в себя средства и линии связи и предназначенную для электросвязи или почтовой связи.

Согласно пункту 28 статьи 2 Закона о связи под средствами связи понимаются технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.

Следовательно, по смыслу статьи 2 Закона о связи, базовые станции сотовой связи и ретрансляторы являются средствами связи.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона о связи, под линиями связи понимаются линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи.

К линиям связи могут быть отнесены отдельные линии передачи, в том числе волоконно-оптические линии связи, используемые при оказании услуг связи.

7. Предоставление прав владения и (или) пользования на сети инженерно-технического обеспечения

Пункт 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции допускает возможность заключения договоров без проведения торгов с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно пункту 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 (далее - Правила № 83), технологически связанные сети это принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Вместе с тем, по мнению ФАС России, положения Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст. 48), Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ч. 1, 6, 9, 12 ст. 13), позволяют сделать вывод о том, что объекты электросетевого хозяйства (линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование) относятся к сетям инженерно-технического обеспечения.

С учетом изложенного, понятие технологически связанных сетей, определенное в Правилах № 83, применимо и к электрическим сетям.

Следует отметить, что положения пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции могут применяться только при обязательном соблюдении двух условий: участок сети инженерно-технического обеспечения, подлежащий передаче, должен являться частью соответствующей сети, которая находится во владении или пользовании у лица, претендующего на такой участок сети, и данные часть сети и сеть являются технологически связанными.

Примерами таких участков могут быть ранее являвшиеся бесхозными участки сетей инженерно-технического обеспечения, право собственности на которые зарегистрировано за тем или иным публично-правовым образованием, а также вновь построенные участки распределительных (внутриквартальных) сетей, принятые в государственную или муниципальную собственность в соответствии с рекомендациями Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Обращаем внимание, что действия органов власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий и иных обладателей имущественных прав по передаче без торгов лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, прав на участки сетей инженерно-технического обеспечения, технологически не связанных с данной сетью, будут являться нарушением статей 17.1 и 20 Закона о защите конкуренции, что влечет за собой последствия, установленные статьей 21 Закона о защите конкуренции, в том числе, возврат данного имущества.

Также признаки нарушения указанных статей Закона о защите конкуренции будут содержать действия по неоднократной последовательной передаче прав на участки сетей одному хозяйствующему субъекту без проведения торгов. Такие действия должны рассматриваться антимонопольным органом как взаимосвязанные сделки, имеющие своей целью передачу без торгов прав не на отдельные участки, а на всю сеть инженерно-технического обеспечения.

8. Предоставление государственного или муниципального имущества на срок не более чем тридцать календарных дней

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, в том числе договоров аренды, может быть осуществлено без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров при предоставлении указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Согласно статье 190 ГК РФ установленный законом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции исчисление срока установлено в днях.

Таким образом, минимальным сроком предоставления прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции является один день.

9. Предоставление прав владения и (или) пользования частью или частями помещения, здания, строения или сооружения

Согласно пункту 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, может быть осуществлено без проведения торгов в случае предоставления имущества, которое является частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если его общая площадь составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество.

При этом вышеуказанное ограничение по площади имущества, права на которое могут быть переданы без проведения конкурса или аукциона, - десять процентов от площади находящегося у правообладателя помещения, здания, строения или сооружения, но не более двадцати квадратных метров - относится ко всем договорам, заключаемым правообладателем без проведения торгов, в отношении каждого здания (строения, сооружения, помещения) в совокупности.

Если общая площадь всех частей помещения, здания, строения или сооружения, передаваемых во владение и (или) пользование третьим лицам, превышает 20 квадратных метров или десять процентов от общей площади помещения, здания, строения или сооружения, то предоставление прав в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам осуществляется в соответствии с частями 1, 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

10. Заключение договора субаренды

В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 указанной части, передача указанного имущества в субаренду может осуществляться без проведения торгов.

Согласно статье 615 ГК РФ к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Таким образом, в случае, если не соблюдаются требования пункта 16 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, передача государственного или муниципального имущества в субаренду осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

11. Срок подписания договора, заключенного по результатам торгов

Согласно части 7 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не допускается заключение договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах конкурса или аукциона на официальном сайте торгов. Соответствующее требование также содержится в подпункте 14 пунктов 40 (114) Правил.

Договор, заключенный ранее указанного срока, будет являться ничтожным, как несоответствующий требованиям закона (статья 168 ГК РФ).

12. Изменение существенных условий договора

В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В результате заключения дополнительных соглашений, изменяющих предмет договора, размер арендной платы, целевое назначение объекта и другие существенные условия договора у сторон возникают новые правоотношения, которые должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ).

С учетом вышеизложенного, заключение дополнительных соглашений, изменяющих существенные условия договора без проведения торгов, является нарушением требований, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, поскольку указанные условия согласованы в момент заключения договора на торгах (часть 5 статьи 448 ГК РФ).

Кроме того, уменьшение арендной платы является предоставлением преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о конкуренции предоставление таких преимуществ является государственной или муниципальной преференцией и подлежит контролю в порядке, установленном главой 5 вышеупомянутого закона.

Учитывая указанные нормы ГК РФ и требования антимонопольного законодательства, подпункт 16 пункта 40 (114) Правил не допускает изменение условий договора, заключенного на торгах, как по соглашению сторон, так и в одностороннем порядке.

В соответствии с частью 8 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, при заключении и (или) исполнении указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи договоров их цена может быть увеличена по соглашению сторон в порядке, установленном договором.

Пункт 98 Правил устанавливает, что договор заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается договор, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации. При заключении и (или) исполнении договора цена такого договора не может быть ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении конкурса, но может быть увеличена по соглашению сторон в порядке, установленном договором.

Учитывая указанные нормы действующего законодательства, пунктами 40 (114) Правил установлено, что документация о торгах должна содержать порядок пересмотра цены договора (цены лота) в сторону увеличения, а также указание на то, что цена заключенного договора не может быть пересмотрена сторонами в сторону уменьшения.

13. Заключение на новый срок (пролонгация) договоров

1. Согласно части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

В соответствии с частью 10 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны в части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, за исключением следующих случаев:

1) принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом;

2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.

Таким образом, договор аренды государственного или муниципального имущества может быть продлен в порядке, установленном частями 9-10 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, в случаях, если такой договор был заключен в соответствии с законодательством Российской Федерации, иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации.

При этом, в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предоставление прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества возможно без проведения торгов на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Согласно пункту 9 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предоставление прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом возможно без проведения торгов в порядке, установленном главой 5 указанного закона.

При этом, в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции при принятии решения о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган может ввести ограничения путем установления предельного срока предоставления такой преференции. Если такое ограничение установлено, преференция не может быть предоставлена (использована) после окончания указанного срока.

Кроме того, срок предоставления государственной или муниципальной преференции должен быть установлен актом соответствующего органа, которым такая преференция предоставлена.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предоставление прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом возможно без проведения торгов лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта.

Согласно части 3 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.

Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.

Таким образом, максимальный срок договора аренды, заключенного по основаниям, установленным пунктами 9 - 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, ограничен законодательством и не может быть изменен (продлен) по правилам, предусмотренным частями 9 - 11 указанной статьи.

14. Условие об оплате задатка

Правилами проведения торгов не регулируется порядок определения размера задатка, поэтому при проведении конкурса, аукциона размер задатка и необходимость его внесения определяются организатором торгов.

При этом в соответствии с частью 12 пункта 40 (частью 12 пункта 114) Правил проведения торгов установление требования об обязательном заключении договора задатка между организатором конкурса (аукциона) и заявителем не допускается.

15. Возврат задатка победителю конкурса (аукциона)

В соответствии с пунктом 100 (147) Правил, в случае если было установлено требование о внесении задатка, задаток возвращается победителю конкурса (аукциона) в течение пяти рабочих дней с даты заключения с ним договора.

Пунктом 4 статьи 448 ГК РФ установлено, что при заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Таким образом, задаток засчитывается победителю в счет исполнения обязательств по заключенному договору, предусматривающему переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, в случае если такие обязательства возникают в течение 5 рабочих дней с момента заключения договора в размере таких обязательств.

При этом сумма задатка, превышающая размер указанных обязательств, подлежит возврату в соответствии с пунктом 100 (147) Правил.

16. Срок договоров в отношении имущества, включенного в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии субъектов малого и среднего предпринимательства Российской Федерации» в перечни государственного или муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства)

В соответствии с пунктами 31 (105) Правил в извещении о проведении конкурса (аукциона) указывается срок действия договора, который определяется организатором торгов (конкурса, аукциона) самостоятельно в соответствии с принципом свободы договора, который декларируется статьей 421 ГК РФ, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор на определенных условиях предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством сторон.

Согласно части 4.3. статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) срок, на который заключаются договоры в отношении имущества, включенного в перечни государственного или муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, должен составлять не менее чем пять лет.

Пунктом 39 (113) Правил предусмотрено положение о том, что указываемый в конкурсной документации (документации об аукционе) срок, на который заключаются договоры в отношении имущества, предусмотренного Законом № 209-ФЗ, должен составлять не менее пяти лет.

На основании вышеизложенного, заключение договоров в отношении государственного или муниципального имущества, не включенного в указанные перечни, возможно на любой срок.

17. Предоставление бизнес-инкубаторами субъектам малого и среднего предпринимательства государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду)

В соответствии с частью 4.3. статьи 18 Закона № 209-ФЗ максимальный срок предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства не должен превышать три года.

Пунктами 39 (113) Правил также установлено, что максимальный срок предоставления бизнес - инкубаторами государственного и муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства не должен превышать трех лет.

Пунктом 77 Правил установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе при предоставлении бизнес-инкубаторами государственного и муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства.

18. Подача заявки на участие в торгах в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (далее - Закон об электронной цифровой подписи) под электронным документом понимается документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.

Порядок подписания электронного документа регламентируется Законом об электронной цифровой подписи.

Инструкция по заполнению заявки на участие в торгах, способы ее подачи и вскрытия должны содержаться в документации о торгах (согласно пунктам 40 и 114 Правил).

При этом разработка и утверждение документации о торгах осуществляется организатором торгов самостоятельно (пункт 5 Правил).

19. Сроки организации и проведения торгов на право заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества

Торги в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции могут проводиться, в том числе, и до момента истечения срока действующего договора, но с учетом того, что новый договор должен вступать в силу по истечении срока действующего на момент проведения торгов договора. К моменту вступления в силу договора, заключенного по результатам проведения торгов, государственное или муниципальное имущество должно быть свободным от прав третьих лиц, за исключением случаев, когда оно закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

20. Установление организатором торгов порядка предоставления и размера обеспечения исполнения договора

В соответствии с пунктом 40 (114) Правил конкурсная (аукционная) документация, помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении конкурса (аукциона), должна содержать, в том числе, размер обеспечения исполнения договора, срок и порядок его предоставления, в случае если организатором конкурса (аукциона) установлено требование об обеспечении исполнения договора. Размер обеспечения исполнения договора устанавливается организатором конкурса (аукциона) (подпункт 13 пункта 40, подпункт 13 пункта 114).

Таким образом, порядок, размер предоставления обеспечения исполнения договора устанавливается организатором торгов самостоятельно.

21. Определение начальной (минимальной) цены договора (цены лота)

В случае проведения торгов на право заключения договора аренды, договора безвозмездного пользования, договора доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предметом торгов является право заключения таких договоров.

В соответствии с пунктами 31 и 105 Правил извещение о проведении торгов должно содержать сведения о начальной (минимальной) цене договора (цене лота) с указанием при необходимости начальной (минимальной) цены договора (цены лота) за единицу площади имущества, права на которое передаются по договору, в размере ежемесячного или ежегодного платежа за право владения или пользования указанным имуществом, в размере платежа за право заключить договор безвозмездного пользования указанным имуществом.

Таким образом, при проведении торгов начальной (минимальной) ценой договора может являться либо минимальная цена (плата) за право заключения договора, либо начальный (минимальный) размер арендной платы.

При этом, учитывая, что Правила проведения торгов не регулируют порядок определения начальной (минимальной) цены договора (цены лота), она устанавливается организатором торгов (конкурса, аукциона) самостоятельно с учетом норм законодательства, регулирующего оценочную деятельность в Российской Федерации.

Победителем аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за право заключения договора аренды или наибольшую арендную плату. При проведении конкурса определение победителя осуществляется на основании оценки и сопоставления заявок по критериям, предусмотренным конкурсной документацией, в том числе, цене за право заключения договора аренды или размера арендной платы.

22. Снижение «шага аукциона»

Согласно пункту 139 Правил «шаг аукциона» устанавливается в размере пяти процентов начальной (минимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении аукциона. В случае если после троекратного объявления последнего предложения о цене договора ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более высокую цену договора, аукционист обязан снизить «шаг аукциона» на 0,5 процента начальной (минимальной) цены договора (цены лота), но не ниже 0,5 процента начальной (минимальной) цены договора (цены лота).

Увеличение начальной (минимальной) цены договора (цены лота) осуществляется на «шаг аукциона» и в случае наличия предложений договор заключается на таких условиях.

Снижение «шага аукциона» в соответствии с пунктом 139 Правил осуществляется при отсутствии предложений о заключении договора по объявленной цене.

Таким образом, аукцион продолжается путем снижения «шага аукциона» до тех пор, пока «шаг аукциона» не снизится до 0,5 процента начальной (максимальной) цены договора (цены лота) и ни от кого из участников аукциона не поступят новые предложения, и только в этом случае аукционист объявляет об окончании проведения аукциона, последнее и предпоследнее предложения о цене договора, номер карточки и наименование победителя аукциона и участника аукциона, сделавшего предпоследнее предложение о цене договора. Тем самым достигается максимальная эффективность аукционной процедуры.

23. Форма проведения торгов

Пунктом 3 Правил установлено, что заключение договоров путем проведения торгов в форме конкурса возможно исключительно в отношении видов имущества, перечень которых утвержден Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (далее - Перечень).

При этом торги на право заключения договоров в отношении видов имущества, по которым заключение договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, могут по решению организатора торгов проводиться также и в форме аукциона.

Проведение торгов в форме конкурса в отношении имущества, не указанного в Перечне, будет являться нарушением пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что, согласно части 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

24. Информационное обеспечение конкурсов или аукционов

С 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 № 767 «Об определении официального сайта Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и определении уполномоченного на его ведение федерального органа исполнительной власти» таким сайтом является сайт torgi.gov.ru.

Неразмещение информации о проведении конкурсов и аукционов на право заключения договоров на официальном сайте торгов будет являться нарушением Правил, статей 17, 17.1 Закона о защите конкуренции, что в соответствии с частью 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции является основанием для признания судом торгов и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 № 767, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ведению официального сайта торгов является Министерство экономического развития Российской Федерации.

Обзор документа

Разъяснены некоторые вопросы, связанные с проведением торгов на заключение договоров о переходе прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом.

В частности, собственник имущества, закрепленного за государственным или муниципальным предприятием (учреждением) на праве хозведения или оперативного управления, должен давать согласие на его передачу, учитывая, в частности, необходимость проведения торгов при передаче прав на такое имущество.

Что касается условия об оплате задатка, а также его возврата победителю конкурса (аукциона), отмечено следующее. При проведении конкурса, аукциона размер задатка и необходимость его внесения определяет организатор торгов. Однако устанавливать требование об обязательном заключении договора задатка между последним и заявителем не допускается.

Задаток засчитывается победителю в счет исполнения обязательств по заключенному договору владения и (или) пользования государственным (муниципальным) имуществом, если они возникают в течение 5 рабочих дней с момента заключения договора в размере этих обязательств.

Сумма задатка, превышающая размер данных обязательств, возвращается в течение 5 рабочих дней с даты заключения договора.

Кроме того, организатор торгов самостоятельно устанавливает порядок предоставления, а также размер обеспечения исполнения договора.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: