Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Удостоверения Участника Ато img-1

Образец Удостоверения Участника Ато

Рейтинг: 4.7/5.0 (1622 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Права участников АТО: как получить официальный статус?

Права участников АТО: как получить официальный статус?

Спустя год после начала боевых действий на востоке Украины лишь 20% участников АТО смогли официально получить соответсвующий статус.

По данным Украинского Хельсинского союза по правам человека, на сегодняшний день статус участника боевых действий получили лишь 39 тыс. военнослужащих. Следует признать, что с проблемами при оформлении статуса участника АТО сталкиваются как военнослужащие частей, которые дислоцированы в зоне АТО, так и уже демобилизованные. Первым нужно как-то оказаться на свободной земле, чтобы оформить свой статус, вторым же комиссариаты иногда предлагают снова съездить в зону АТО, чтобы раздобыть там какую-то недостающую справку или подпись.

Благотворительный фонд «Коло» и «Юридическая сотня» разработали методичку, в которой описали пошаговый алгоритм оформления официального статуса участника АТО.

Итак, кто имеет право на СТАТУС УЧАСТНИКА АТО

Военнослужащие (резервисты, военнообязанные) и работники Вооруженных Сил, Национальной гвардии, СБУ, Службы внешней разведки, Госпогранслужбы, Госспецтрансслужбы, лица рядового и начальствующего состава, военнослужащие, работники МВД, Управления государственной охраны, Госспецсвязи, ГСЧС, ГПтС, военных формирований, которые защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимали непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечивали ее проведение, находясь непосредственно в районах проведения АТО, а также работники предприятий, учреждений и организаций, которые привлекались и принимали непосредственное участие в антитеррористической операции в районах ее проведения, признаются участниками боевых действий (пункт 19 части первой статьи 6 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты».

КАК ПОЛУЧИТЬ СТАТУС И УДОСТОВЕРЕНИЕ УЧАСТНИКА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Порядок предоставления статуса участника боевых действий участникам АТО определен в Постановлении Кабинета Министров Украины от 20 августа 2014 No 413.

В соответствии с Порядком предусмотрено два способа получения вышеуказанного статуса.

Его можно получить автоматически и самостоятельно .

Первый способ предполагает, что командир (начальник) воинской части (органа, подразделения) или другой руководитель учреждения (заведения) в месячный срок после завершения лицами выполнения задач антитеррористической операции в районах ее проведения обязан представить на рассмотрение ведомственных комиссий, созданных при указанных выше министерствах и ведомствах, справки и документы, которые являются основанием для предоставления лицам статуса участника боевых действий.

Кроме того, командир воинской части ВСУ обязан подать список военнослужащих, которые принимали участие в АТО, в Департамент кадровой политики Минобороны в письменном и электронном виде.

Если командир (начальник) воинской части (органа, подразделения) или другой руководитель учреждения, заведения НЕ подают документы, то участник АТО может САМОСТОЯТЕЛЬНО подать документы в ведомственную комиссию, созданную при Минобороны, МВД, ГСЧС, ГПтСУ, СДСУ, Госспецсвязи, СБУ, СВРУ ГПС.

Далее процедура проверки документов одинакова как для поданных командирами, так и для представленных в ведомственную комиссию самостоятельно:

- Ведомственная комиссия проверяет документы

- В случае неточностей документы возвращаются на доработку

- Проверенный пакет документов ведомственная комиссия передает в межведомственную комиссию

- Межведомственная комиссия в течение 1 месяца принимает решение о предоставлении статуса участника боевых действий и передает его в соответствующий департамент кадровой политики - Департамент кадровой политики Минобороны, МВД, СБУ, Службы внешней разведки, Администрации Госпогранслужбы, Администрации Госспецтрансслужбы, Управления государственной охраны, Администрации Госспецсвязи, ДСНС, ГПтС, а органы социальной защиты населения по месту регистрации заявителя организовывают выдачу удостоверений участника боевых действий, нагрудных знаков и листов-талонов на право получения проездных билетов с 50-процентной скидкой их стоимости.

ОТКАЗ КОМАНДИРА (НАЧАЛЬНИКА) ВЫДАТЬ СПРАВКУ

Справку об участии в АТО и копии всех документов, удостоверяющих пребывание и участие в АТО, может засвидетельствовать только командир.

Если командир не хочет выдавать справку или подавать документы в военную комиссию, нужно:

1. Письменно обратиться к нему с просьбой указать причины отказа. Обязательно требовать дать письменный ответ. В случае использования почтовых услуг оформить обращение к командиру ценным письмом с уведомлением о вручении.

2. Обратиться на горячую линию МО или МВД. Если есть возможность, следует найти контакты руководителя соответствующего штаба оперативного командования ВСУ (например, руководитель оперативного командования Север, Восток), которому подчиняется батальон, и пожаловаться на такого командира. Указанные действия должны стать стимулом для командира оформить соответсвующие документы.

С целью подтверждения факта:

- Направления командиром документов на получение статуса участника АТО нужно направить запрос с требованием предоставить письменный ответ, когда были отправлены документы, или указанием причины, почему они не были отправлены.

- Получения ведомственной или межведомственной комиссией документов, а также получения информации о результатах рассмотрения дела комиссией и принятого решения нужно направить им письменные запросы.

Для подтверждения направления этих запросов рекомендуется направить их заказными или ценными письмами. В письмах указывать требование предоставить письменный ответ на указанный отправителем адрес.

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СТАТУСА УЧАСТНИКА АТО:

- документы о непосредственном привлечении к выполнению задач антитеррористической операции в районах ее проведения, о направлении (прибытии) в командировку в районы проведения АТО, и пребывании в таких районах (выписки из приказов, директив, распоряжений, удостоверений командировки, журналов боевых действий, боевых донесений, дислокаций, книг нарядов, графиков несения службы, отчетов, сводок, донесений, материалов специальных (служебных) расследований по фактам получения ранений);

• для привлеченных работников предприятий, учреждений, организаций

- документы о непосредственном привлечении к выполнению задач антитеррористической операции в районах ее проведения или документы о направлении (прибытии) в командировку для непосредственного участия в АТО в районах ее проведения (выписки из приказов, распоряжений, удостоверений, книг нарядов, материалов специальных (служебных) расследований по фактам получения ранений)

- а также документы, которые были основанием для принятия руководителями предприятий, учреждений, организаций решение о направлении лиц в такую командировку.

Для самостоятельного подтверждения участия в АТО лучше также иметь:

- Справку участника боевых действий (выдается в строевой части);

- Выписка из приказа воинской части о пребывании в списках части и выполнении задач в зоне АТО (выдается в строевой части);

- Печать в военном билете (ставится в строевой части в некоторых бригадах).

Дополнительные документы для доказательства участия в АТО:

- Справка об участии в АТО (установленного образца!);

- Справка о прикреплении к воинской части;

- Медицинские документы (ВВК, эпикризы военных госпиталей);

- Копии удостоверений (при наличии);

- Копии документов о получении ранений (при наличии).

Кроме того, вместе со всеми документами нужно предоставить письменное согласие (с личной подписью!) на обработку персональных данных

Все копии документов должны быть заверены подписью командира (начальника) воинской части (органа, подразделения), учреждения, заведения и скреплены гербовой печатью.

Участники антитеррористической операции, уволенные с военной службы, документы подают через комиссии областных военных комиссариатов и городского военного комиссариата города Киева.

Во избежание ошибочного написания фамилии, имени и отчество желательно также предоставить копию первой страницы паспорта гражданина Украины.

В случае отказа в предоставлении статуса участника боевых действий этот вопрос может повторно выноситься на рассмотрение межведомственной комиссии по решению Министра социальной политики.

В случае отказа в предоставлении статуса участника боевых действий решение может быть обжаловано в судебном порядке.

В случае обращения граждан в суд по установлению факта участия в боевых действиях или иных событиях, которые дают право на определение их участниками боевых действий и принятия судом соответствующего положительного решения такое решение суда признается документом, который подтверждает право гражданина на признание его участником боевых действий.

В настоящее время практически все добровольческие батальоны входят в состав национальных военных формирований различного подчинения (МО, МВД и т.д.). Учитывая это, процедура получения удостоверения участника АТО, а также перечень необходимых для этого документов, для добровольцев является таким же, как и для других военнослужащих.

За детальной информацией можно обращаться в Государственную службу Украины по вопросам ветеранов, инвалидов и участников антитеррористической операции: 01601, г. Киев, Музейный переулок, 12, тел. (044) 281-08- 48, (044) 281-08-50, (044) 281-08-48.

Другие статьи

Получение статуса участника АТО

Получение статуса участника АТО

О том, что теперь наши воины смогут претендовать на все льготы. положенные участникам боевых действий, мы уже писали, как получить статус участника боевых действий – тоже. Недавно президент своим указом инициировал необходимость подготовки законопроекта, который бы обеспечивал возможность получения статуса участника антитеррористической операции бойцами добровольческих батальонов. Ведь многих призывал военкомат, а попадали служить наши орлы как в подразделения вооруженных сил, так и в территориальные воинские формирования. О патриотизме и героизме и тех, и других ходят легенды. Социальную поддержку заслужили все и это только мизер. Добра вам, благополучия, здоровья и мира! И уклон вам, и сердечная благодарность.

Как уже говорилось, документы на присвоение статуса должны быть направлены в комиссию по рассмотрению дел участников боевых действий в течение месяца. Так, уже создана подобная комиссия при Державній службі з надзвичайних ситуацій. началась работа и в Вооруженных силах Украины.

Пакет документов для получения статуса участника АТО

Бойцы вооруженных сил (а вернее – их руководство и только в отдельных случаях сами военнослужащие) подают в комиссию Министерства обороны Украины по вопросам определения участников боевых действий следующие документы:

  • справку об участии лица в антитеррористической операции (образец 1 );
  • выдержки из приказов по строевой части про убытие и прибытие в военную часть после выполнения заданий в АТО;
  • копии удостоверений про командировку;
  • список военнослужащих, которые защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимали непосредственное участие в АТО, обеспечении ее проведения, пребывая в районах АТО (образец 2 ).

Документы предоставляются в Департамент кадровой политики Минобороны, расположенный по адресу:

03168, г. Киев, 168, Воздушнофлотский пр-т, 6.

Списки военнослужащих по образцу 2 подаются в электронном виде в Microsoft Excel (версия 97-2003) на автоматизированную систему управления Вооруженных сил Украины “Дніпро” Deg_dkp@dod.ua

Как должны быть оформлены документы?

Все копии должны быть соответствующим способом заверены подписью командира военного подразделения и скреплены гербовой печатью.
Формат бумаги — А4, поля: верхнее и нижнее – 20-25 мм, левое – 3-35 мм, правое – 1-15 мм.

После получения вышеуказанных документов от министерской комиссии межведомственная комиссия по вопросам рассмотрения материалов о признании участников боевых действий принимается решение о предоставлении статуса.

Участники АТО, уволенные с военной службы, подают документы через военкоматы. Порядок предоставления статуса участника боевых действий лицам, которые защищали независимость, суверенитет, территориальную целостность Украины и принимали непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 20.08.2014 № 413.

Также будет интересно:

На Днепропетровщине суд впервые вынес положительное решение о признании факта участия в боевых действиях погибшего добровольца из Добровольческого украинского корпуса. Дальше уже — возможность получения статуса семьи погибшего и государственные гарантии для семьи будут оформлять в Минсоцполитики.

На эту же тему выступил и глава Госслужбы по делам ветеранов Артур Деревянко. Соответствующий законопроект о предоставлении статуса убд (участника боевых действий) бойцам добровольческих батальйонов уже подготовлен, согласован с новым составом кабмина и подан на рассмотрение Верховной Раде Украине. Будем отслеживать события, когда же законодатели внесут соответствующие поправки в законодательство, а те патриоты, кто наравне с военными отстаивают свободу своей страны, смогут претендовать и на социальные гарантии от нее. Речь идет о добровольцах Правого сектора, батальйона ОУН, волонтеров. Об этом Артур Деревянко заявил в своем интервью Урядовому курьеру от 20 декабря.

НОВОСТИ.
12.02.2015 Верховная Рада приняла законопроект № 1688, и теперь статус участников АТО смогут получить и наши доблестные бойцы добровольческих батальйонов.

Образец удостоверения участника ато

FAQ по получению статуса участника боевых действий (АТО)

До сих пор в Украине сохраняется парадоксальная ситуация: людям, которые защищают свою страну, приходится бороться за то, чтобы государство признало их участниками антитеррористической операции. Процедура довольно сложная и муторная, особенно непросто приходится первым патриотам, которые пошли на Донбасс в составе добровольческих батальонов, в последствии вошедших в состав Нацгвардии и других формирований.

Впрочем, "головной болью" для всех без исключения участников АТО является получение заветного удостоверения участника боевых действий, без которого невозможно получить целый ряд предусмотренных государством льгот. Заместитель командира танковой роты по работе с личным составом в запасе, легендарный киборг Иван Начовный (позывной Гном) делится собственным опытом получения этого статуса.

Есть три пути получения удостоверения:

Если вы военослужащий, то документы для Вас оформляет и подает ваша воинская часть;

Если вы «дембель», то документы на Вас подает ваш родной военкомат

Вы можете лично подать документы для рассмотрения комиссией прямо в Министерство.

Все эти пути состоят из сбора различных документов, которые собираются в пакет и отправляются на рассмотрение ведомственной или межведомственной комиссией для присвоения вам статуса «участника боевых действий».

  1. Необходимо сделать ксерокопию паспорта (1-2 страницы и если вы старше 25 то и 3-ей). Эта ксерокопия нужна для того, чтобы Вашу фамилию имя и отчество правильно внесли и обработали в протоколе, а в дальнейшем ПРАВИЛЬНО записали в ваше удостоверение УБД. Ксерокопию нужно делать так, чтобы слева оставалось поле в 2 см для подшивки.
  2. Ваш Индивидуальный Налоговый Номер (ИНН). Нужен для того, чтобы Вас сразу внесли в базу льготников.
  3. 2 фотографии размером 3 на 4 см. Фотографии, где вы выглядите как в жизни, а не как будто вас только что разбудили и заставили сфотографироваться. Если вы в реальной жизни носите бороду, то с бородой. По вопросам: по форме или нет? Мы для нашей 93 ОМБр сдавали фотографии — кто в чем гаразд. Главное требование – в приличной одежде, без спортивных костюмов и затасканных свитеров. На обороте фотографий напишите ПРАВИЛЬНО ваше ФИО (как в паспорте) и укажите ваше подразделение.
  4. Соглашение на обработку персональных данных. Заполняется ЛИЧНО. Это шаблонный документ, в котором 2 раза нужно прописать свое ФИО и 2 раза в правильных падежах указать орган, которому разрешаете обрабатывать свои данные (например, Министерство Обороны Украины).

Ваш командир или работник строевой части/военкомата:

  1. Выписка из именного списка. Это документ, что вы действительно состоите/состояли в штате на такой-то должности с таким-то званием.
  2. Выписка из приказа на убытие в зону АТО. В ней указывается, что такой-то убыл в зону АТО, основание для убытия такое-то… может быть рапорт начальника, шифрограмма высшего командования и др.
  3. Выписка из приказа на убытие ИЗ зоны АТО. В ней указывается, что такой-то убыл ИЗ зоны АТО, основание для убытия такое-то… может быть рапорт начальника, шифрограмма высшего командования и др.
  4. Справка об участии в АТО установленного образца. Она является основание для выдачи Вам удостоверения УБД и в ней указывается: кто в какие периоды и по каким приказам убывал/прибывал в/из зоны АТО.
  1. Запрашивает выписку из секторального приказа на вас. Это самый ненужный и лишний документ во всем цикле. Из-за него тормозится все движение с УБД и он является камнем преткновения во всей процедуре.
  2. Собирает ваши данные в сопроводительную таблицу, куда вносятся ваши персональные данные: ФИО, место призыва, место жительства, должность и звание, место вашего пребывания в зоне АТО, номера приказов и т.д. Данная таблица постоянно меняет свое внутреннее содержание и поэтому к моменту выхода данной статьи может получить еще ряд дополнительных колонок в таблицу.

А дальше начинается «чехарда».

Строевая часть готовит протокол от воинской части, в которой рассматривают ваши документы с целью присвоения вам статуса участника боевых действий.

Далее этот протокол вместе со всеми вышеперечисленными документами отправляется в Оперативное командование (например «СХИД»), где внутренняя комиссия этого органа также выпускает протокол, в котором подтверждает протокол вашей части (вопрос — зачем она нужна тогда?). Проблема бюрократическая здесь в том, что для протокола нужно собрать большое количество подписей внутри Оперативного командования, включая и командующего… А это все время….

Далее пакет документов, обросший дополнительными бумажками, убывает в ведомственную/межведомственную комиссию Министерства Обороны или Министерства Внутренних дел. Там в департаменте кадровой политике и будут рассматриваться Ваш пакет документов. Комиссии заседают пару раз в неделю, за одно заседание рассматривают несколько сотен дел. Вот и представьте, сколько уйдет времени, пока до ваших документов дойдет очередь. Но это удачный случай, когда у вас все получилось с первого раза. Обычно документы могут пару раз вернуться на любом этапе по разным причинам (например, у нас пару пакетов заливали водой, и приходилось делать дубликаты ксерокопий паспортов и ИНН). Также к моменту вашего приезда в МО может выйти очередное новшество и вам придется доделывать/переделывать «готовый» пакет.

Итак, ваши документы прошли комиссию МО и Вы узнали, что решением комиссии вам присвоен статус участника боевых действий.

Но, тут начинается «долгий путь на родину».

Комиссия готовит протокол своей работы, где указывает всех, кому присвоен заветный статус. По правилам, помимо самого протокола должны быть Выписки из приказа о присвоении статуса УБД на каждого, кто есть в протоколе.

Далее протокол убывает в Оперативное командование, где должна происходить следующая процедура: всем бойцам, которые продолжают нести службу и кадровым военнослужащим, удостоверение будут выписываться здесь в Оперативном командовании с дальнейшей передачей удостоверений на их места службы. Для уволенных военнослужащих Оперативное командование должно разослать куски протокола по областным военкоматам, находящимся в его ведомстве.

Далее областные военкоматы должны разослать по районным военкоматам выписки из протокола, в которых собраны демобилизованные бойцы этих районных военкоматов. Вроде все просто и логично. Для этого даже есть инструкция по выдаче удостоверений .

  1. Если вы действующий военнослужащий, то возьмите свои фотографии и лично отвезите их в Оперативное командование (это ускорит процедуру выписки вам заветного удостоверения).
  2. Если вы «дембель», то узнавайте в своей части, когда будет протокол, а далее настаивайте на скорейшей его передаче в ваш военкомат. Там вы и получите ваше удостоверение.
  3. Общие правила. Удостоверение выписывается каллиграфическим печатным почерком. В него вклеивается ваша фотография. Ставятся 2 печати (на фотографию и подпись). Вместе с удостоверением выписываются талоны на проезд. Еще должен выдаваться нагрудный знак, но их нет и когда будут — неизвестно.
  4. УДОСТОВЕРЕНИЕ получается ЛИЧНО – в нем есть место для личной подписи. Помимо удостоверения вам еще нужно расписаться в ведомости при получении. Получение удостоверений инвалидам и тяжелораненным обговаривается в каждом конкретном случае либо с командованием части, либо с военкомом.

"И поймите, скорость получения вашего удостоверения напрямую зависит от вашего желания его получить. Есть хорошее выражение: — «Шустрики съедают мямликов». Чем дольше вы будете тянуть, тем быстрее ваши более активные побратимы получат свои удостоверения", - говорит Иван Начовный.

Памятка: Как получить удостоверение участника АТО

Юристы Сети правовых приемных Крыма – общественной инициативы «Восток-SOS» подготовили памятку для военных, а также добровольцев, которые находятся в зоне проведения АТО. В ней оговорены юридические аспекты, связанные с получением статуса участника АТО.

«Горячие линии» помощи с 10:00 до 19:00 (ежедневно):
МТС: (050) 823 77 02, (066) 686 65 12
Life: (093) 295 18 27
Киевстар: (098) 808 81 93

«Не секрет, что участники АТО подвергаются большому риску. Случится может всякое. Основной идеей нашего проекта было заставить людей позаботится о статусе до того, как они будут ранены или им потребуется подтверждение факта нахождения в зоне АТО. Ведь если такой статус закреплен, то медицинская помощь должна осуществляться полностью за счет государства». — прокомментировала координатор юридического направления общественной инициативы «Восток-SOS» Александра Дворецкая.

Получить электронную версию вы можете написав по электронной почте dvoretska@vostok-sos.org

Получить печатную версию памятки вы можете сделав заказ по электронной почте dvoretska@vostok-sos.org, с указанием:

– ФИО;- Контактный телефон;

– Название иницициативы или организации;

– Адрес “Новой почты” и номер отделения (в Киеве можно забрать самостоятельно);

– Количество памяток (их ограниченное количество, потому хорошо расчитать свои силы и понять, сколько памяток вы можете реально отдать в ркуи);

– Где будете распространять (подразделение МО, МВД и пр. офис НГО или волонтерской инициативы, освобожденные города, военкоматы и т.п.)


У юристов Инициативы Восток-СОС вы также можете получить бесплатную консультацию и ответы на основные вопросы переселенцев: оформление и восстановление документов, получение пенсий, социальных пособий, увольнение с работы регистрация и т.п.

Порядок получения статуса участника боевых действий в Украине

Советы юристов-юридическая консуль.

Новый порядок получения статуса участника боевых действий, для бойцов антитеррористической операции, определен в постановлении КМ Украины.

Соответствующее постановление за номером 413 было принято на заседании Правительства 20.08.2014 года.

В состав межведомственной комиссии, которая будет образовываться в Государственной службе по делам участников АТО и ветеранов войны, будут привлекаться специалисты Министерства обороны, СБУ, МВД и других военных формирований, которая и будет принимать решение о статусе участника боевых действий. А полномочия по созданию такого специального коллегиального органа возложены на Министерство социальной политики.

Документы для получения статуса участника боевых действий

Военный, который изъявил желание и имеет основания получить статус участника боевых действий обязан предоставить справку по образцу (в приложении к вышеуказанному постановлению №413) и следующие документы:

  • военный билет с соответствующей отметкой, которая должна удостоверять пребывания в зоне АТО;
  • приказ командира воинской части с гербовой печатью (где указываются все необходимые данные - место пребывания, период действия и т.д.).

Военнообязанным для получения удостоверения участника боевых действий. призванным на военную службу до зоны АТО во время мобилизации, нужно обратиться в областные и Киевский городской (в городе Киеве) военные комиссариаты.

Участник боевых действий

№ 36-37 «ЗЕРКАЛО НЕДЕЛИ. УКРАИНА» 10 октября — 17 октября

Они были в "котлах", видели смерть и страдания, они стояли за себя, за Украину и ее народ. Они, бойцы АТО. — герои уже потому, что не побоялись взять в руки оружие и стать на защиту своей страны. Но по возвращении домой не всех будут ждать награды. Большинство ожидает новая война. На этот раз на административном фронте с бюрократической машиной государственного аппарата. За право получить статус участника боевых действий (УБД).

20 августа 2014 г. Кабинет министров принял постановление №413, которым утвердил Порядок предоставления статуса участника боевых действий участникам АТО. Кроме официального признания, статус участника боевых действий дает право на ряд социальных и материальных льгот, в частности: скидку на коммунальные платежи, бесплатное медицинское обслуживание, в том числе лекарства, обследование и лечение, проезд в транспорте, санаторно-курортное обеспечение.

Военнослужащие ждали этого постановления с 6 мая 2014-го, когда Верховная Рада Украины впервые внесла изменения в статью 6 Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты", которыми приравняла военнослужащих участников АТО к участникам боевых действий. 1 июля 2014 г. Верховная Рада приняла закон, которым расширила пункт 19 статьи 6 Закона Украины "О статусе ветеранов войны", установив, что "порядок предоставления статуса участника боевых действий лицам (…), категории таких лиц и сроки их участия (…) в антитеррористической операции, а также районы антитеррористической операции определяет Кабинет министров".

Почти два месяца Кабмин готовил Порядок предоставления статуса участника боевых действий. Однако официально опубликованный 10 сентября текст постановления стал очередным разочарованием.

Первое, что сразу бросается в глаза, — это приложения к постановлению: образцы справок об участии в АТО, которые должны выдавать командиры воинских частей. Любой, кто общался с участниками антитеррористической операции, подтвердит, что на сегодня большинство уже имеет справки об участии в АТО. Однако ни одна из этих справок не похожа на установленный законом образец.

Фактически до вступления в силу постановления, командиры воинских частей на многочисленные запросы личного состава выдавали справки об участии в АТО произвольного образца. Как правило, справки написаны на узкой бумажке (экономили бумагу), где указаны ФИО военнослужащего (без указания военного звания и должности) и период (с какого и по какое число принимал участие в АТО). Справка выдавалась для предъявления по месту требования. Эту информацию скрепляют только подпись командира части и круглая гербовая печать Министерства обороны. Справка имеет регистрационный номер и дату. Кроме того, на основании такой справки в военном билете делалась отметка в форме печати об участии в АТО.

В принятом Кабинетом министров Порядке предоставления статуса участника боевых действий участникам АТО нет ни одного положения о справках об участии в АТО, выданных до вступления в силу этого Порядка. В пункте 4 Порядка указан перечень документов, подтверждающих участие в операции. Однако в этом перечне не упоминаются ни военный билет с печатью, поставленной на основании справки об участии в АТО, ни собственно сама справка.

Ошибка, нехватка консультаций с юристами-практиками или умышленно созданное препятствие?

Процедура разработки и принятия постановлений Кабмином предусматривает проведение консультаций, совещаний, рабочих встреч, привлечение специалистов и общественных объединений (пункты 6 и 7, параграфа 33 Регламента Кабинета министров Украины). На протяжении двух месяцев подготовки Порядка предоставления статуса участника боевых действий участникам АТО процедура была полностью выдержана. Консультации с экспертами и практиками проводились. Более того, вопрос об уже выданных справках поднимался. Однако разработчик проекта этот момент не учел. Напрашивается предположение, что это было сделано умышленно.

Военнослужащему, уже имеющему на руках справку, в военном билете которого четко указано, что он участвовал в АТО, будет сложно объяснить, почему его документы (полученные вполне легитимно) вдруг стали ничего не значащими. Не поймут парни, почему им придется снова ехать — в большинстве случаев за несколько сот километров от их места жительства — в воинскую часть, снова писать рапорт на выдачу справки, которая у них уже и так есть. Более того, непонятно, выдадут ли эту новую справку сразу на месте, или придется еще подождать ее какое-то время.

Учитывая путаницу, трудности и длительность процесса, можно быть уверенным, что часть претендентов на статус участника боевых действий отсеется уже на этапе вынужденного переделывания справок.

Никто не спорит, что единый формат справок об участии в АТО нужен. Это сделает невозможной их подделку, упростит этап изучения документов, подтверждающих участие в операции, комиссиями, уполномоченными принимать решения о предоставлении статуса участника боевых действий. Однако единый образец надо было устанавливать раньше. А если уж так случилось, что справки выдавали и до того, то, наверное, стоило бы учесть это обстоятельство при разработке образца документа.

Немало вопросов и по выдаче справки нового формата. Пункт 6 Порядка предусматривает, что командиры воинских частей в месячный срок после завершения выполнения лицом заданий антитеррористической операции в районах ее проведения обязаны подать на рассмотрение комиссий справки по форме согласно приложению 1 и документы, являющиеся основанием для предоставления лицам статуса участника боевых действий.

Во-первых, если внимательно вчитаемся в п. 6 Порядка, придем к выводу, что справки об участии в АТО командиры частей должны передавать непосредственно комиссиям, уполномоченным рассматривать документы, подтверждающие участие лица в АТО. О выдаче таких справок на руки самим военнослужащим в Порядке не говорится. То есть, вполне возможна ситуация, когда справки старого образца не примут, а новые не выдадут. Что не совсем правильно, особенно учитывая то, что Порядок предусматривает возможность доказательства участия в АТО лицом-участником самостоятельно.

Во-вторых, в Порядке не определено, что именно понимать под завершением выполнения лицом заданий антитеррористической операции. Огромное количество военнослужащих получили ранения во время выполнения боевых заданий в зоне АТО. Во многих случаях характер ранений не позволяет вернуться в строевую часть и далее выполнять обязанности военной службы. С момента такого ранения, а собственно с момента завершения выполнения заданий антитеррористической операции, во многих случаях месяц давно прошел. Означает ли этот факт истечения указанного в Порядке срока, что командир воинской части уже не имеет права выдать справку об участии в АТО и передать документы на рассмотрение комиссий? И что обязанность доказательства факта участия в АТО ложится на военнослужащего? Каковы последствия того, что справка об участии в АТО не была выдана в течение месяца?

Имеющиеся упущения связаны с органами, которые рассматривают документы и принимают решения о предоставлении статуса УБД. Предусмотрена двухуровневая проверка документов. На первом этапе документы участников АТО рассматривают комиссии, созданные в министерствах, других центральных органах исполнительной власти или других государственных органах, в ведении которых находились воинские части (органы, подразделения), учреждения и организации, в составе которых проходили службу или работали военнослужащие. На втором этапе межведомственная комиссия рассматривает присланные комиссией документы, принимает решение о предоставлении статуса участника боевых действий, о чем сообщает комиссии.

Очевидный вопрос, вытекающий из текста Порядка: сколько времени займет рассмотрение документов и предоставление статуса УБД. Дело в том, что в Порядке временные рамки для этого определены только для межведомственной комиссии. Так, согласно пункту 6 (5) и 7 (2) у межведомственной комиссии есть месяц на рассмотрение документов, заслушивание объяснений лиц, свидетелей и представителей государственных органов, после чего она должна принять решение. Для комиссий, созданных в министерствах, других центральных органах исполнительной власти или других государственных органах, Порядок не устанавливает временных рамок. Отмечается лишь, что эти комиссии изучают представленные документы, а в случае отсутствия оснований, которые подтверждаются документами, возвращают их в воинские части (органы, подразделения), учреждения, заведения для дальнейшей доработки.

Неопределение в Положении срока рассмотрения документов комиссиями первого уровня фактически создает почву для промедления с рассмотрением документов лиц, участвовавших в АТО. Вполне возможны ситуации, когда комиссия каждый раз будет выявлять ошибки в документах одного и того же человека, и отправлять их на доработку в воинскую часть.

Ввиду того, что Кабинет министров постановил создать единый реестр участников антитеррористической операции (п. 2 постановления №413 от 20 августа 2014 г.), встает вопрос о целесообразности проверки документов двумя комиссиями. Создание единого реестра участников АТО предусматривает, что Государственная служба по делам ветеранов войны и участников антитеррористической операции уже проверит списки участников, представленные и выверенные командирами частей. А так получается, что закон на самом деле устанавливает четыре уровня проверки документов лица, претендующего на статус участника боевых действий, а именно: внутренняя проверка при формировании списков и выдаче справок участника АТО командирами воинских частей; проверка списков при формировании единого реестра Государственной службой по делам ветеранов войны и участников антитеррористической операции; проверка документов комиссией при соответствующих министерствах; проверка документов межведомственной комиссией.

Конечно, тщательная проверка документов лиц, претендующих на статус участника боевых действий, нужна. Во-первых, речь идет о миллиардных расходах Государственного бюджета. Во-вторых — о справедливости, ведь недопустимо предоставлять статус УБД лицам, которые в зоне АТО находились только формально. Межведомственная комиссия, которая согласно п. 5 Порядка создается Государственной службой по делам ветеранов войны и участников антитеррористической операции с включением в ее состав специалистов Минобороны, МВД, Национальной гвардии, СБУ, Службы внешней разведки, Администрации Госпогранслужбы, Администрации Госспецтрансслужбы, Управления государственной охраны, Администрации Госспецсвязи, ГСЧС, ГПтС, воинских формирований, абсолютно способна принять взвешенное объективное решение. Особенно, если на момент заседания межведомственной комиссии уже будет сформирован единый реестр участников АТО, и командиры частей передадут в комиссию собственные списки участников АТО и соответствующие документы в подтверждение. Наличие одного органа принятия решения а) ускорит процедуру предоставления статуса УБД; б) сэкономит административно-человеческий ресурс министерств и ведомств; в) уменьшит вероятность искусственного затягивания процесса манипуляций с документами.

Разработчик Порядка исходил из того, что списки участников АТО и соответствующие документальные доказательства в комиссии будут подавать командиры частей, начальники органов, подразделений или другие руководящие лица. Однако на практике в ходе антитеррористической операции не всегда придерживались правил ведения документации: учет военнослужащих велся с нарушениями, не все дислокации документировались, не всегда заполнялись графики несения службы и т.п. Поэтому весьма вероятно, что не все лица, принимавшие участие в АТО, найдут себя в представлениях на предоставление статуса УБД.

Очевидно, что учитывая именно такую ситуацию, в пункте 8 Порядка предусмотрена возможность самостоятельно обратиться в комиссию. Из текста Порядка следует, что разработчик отнесся к самостоятельному обращению скорее как к исключению, чем правилу. Однако можно быть уверенным, что таких обращений будет много.

Для того чтобы человек мог сам обратиться в комиссию или в межведомственную комиссию, он должен собрать необходимые документы. Это означает, что воинским частям следует готовиться к многочисленным обращениям с просьбой сделать выписки из приказов, директив, распоряжений, удостоверений о командировках, журналов боевых действий, боевых сводок, дислокаций, книг нарядов графиков несения службы, отчетов, сводок, материалов специальных (служебных) расследований по фактам получения ранений. То есть, как минимум нужно расширить штат кадрового обеспечения и получить бюджетное обеспечение канцелярских нужд (в частности принтеров и бумаги).

Кроме того, отметим, что в Порядке игнорируется возможность обращения в комиссии родственников людей, погибших во время участия в АТО. Этот вопрос особенно важен для семей, потерявших в АТО кормильцев. Не предусмотрена также возможность самостоятельного обращения в комиссии третьих лиц. Таким образом, семьи погибших просто обделили правом воспользоваться льготами, закрепленными за участниками боевых действий.

Настораживает и отсутствие норм по определению оснований для отказа в предоставлении статуса участника боевых действий межведомственной комиссией. Это свидетельствует о непрозрачности механизма предоставления статуса УБД.

Также в пункте 8 Порядка недостаточно четко выписана процедура обжалования отрицательных решений межведомственной комиссии. В случае отказа предоставить статус участника боевых действий вопрос о предоставлении лицу указанного статуса может повторно выноситься на рассмотрение межведомственной комиссии по решению министра социальной политики. Лицо, которому отказали в таком статусе, должно подать ходатайство или обращение министру. Однако ни порядок такого обращения, ни сроки его рассмотрения не предусмотрены. Обычному военнослужащему, без опыта общения с органами государственной власти, составить такое обращение без четко определенных правил и процедуры будет фактически невозможно!

В связи с порядком обжалования решений межведомственной комиссии возникает еще один вопрос. По сути, лишь в пункте 8 Порядка, касающемся самостоятельных обращений в межведомственную комиссию, предусмотрена возможность обжалования решений. Значит ли это, что в случае передачи справок и документов, подтверждающих участие лица в АТО, командирами воинских частей, начальниками органов, подразделений и т.д. отказ в предоставлении статуса участника АТО невозможен? Очевидно, что ответ на этот вопрос все же отрицателен. Таким образом, для четкости рекомендуется перенумеровать абзацы 2 и 3 пункта 8 в отдельный пункт 9 Порядка.

Последнее замечание касается нынешнего пункта 9, где указано, что удостоверения выдаются органами Минобороны, МВД, СБУ, Службы внешней разведки, Администрации Госпогранслужбы, Администрации Госспецтрансслужбы, Управления государственной охраны, Администрации Госспецсвязи, ГСЧС, ГПтС. Порядок выдачи, опять-таки, не предусмотрен. Остается только надеяться, что после передачи удостоверения и нагрудного знака в соответствующие органы, человеку позвонят и сообщат, когда он должен прийти их получить.

Возможно, последнее предложение покажется абсолютной утопией в реалиях административного механизма органов государственной власти. Однако его имплементация была бы свидетельством настоящего уважения к людям, которые мужественно защищали суверенитет и территориальную целостность Родины.

Целесообразно было бы:

— признать действительным доказательством участия лица в АТО справку, выданную командиром части и скрепленную печатью до вступления в силу Порядка об участии в АТО;

— дополнить перечень документов, подтверждающих участие в АТО, военным билетом с печатью и справкой об участии в АТО;

— создать единый реестр участников АТО;

— обеспечить ускоренную и упрощенную процедуру рассмотрения документов одним органом — межведомственной комиссией;

— установить четкие сроки рассмотрения документов и принятия решений комиссиями — 10 дней с момента подачи справки участника АТО и документов командиром части, начальником подразделения; 30 дней с момента подачи документов лицом самостоятельно;

— сформулировать критерии отказа в предоставлении статуса УБД;

— предусмотреть четкий пошаговый механизм обжалования решений комиссии;

— предоставить право обращения в комиссии родственникам погибших участников АТО;

— обеспечить выдачу удостоверения участника боевых действий соответствующими органами без необходимости обращения военнослужащего за таким удостоверением.

Участники АТО не претендуют на большее, чем предусмотрено для них законом. Искусственное создание условий, при которых защитникам страны фактически придется в каждой инстанции доказывать, убеждать, просить, — издевательство и унижение.

Умные должны держаться вместе!
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях