Категория: Инструкции
Реорганизация в форме выделения: пошаговая инструкция 2016. Подробное описание регистрации изменений. >>>
Пошаговая инструкция по реорганизации АО в форме выделения и регистрации изменений приведена в рекомендациях ниже.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах « Системы Юрист »
Рекомендация. Как провести выделение АО
Выделение АО – достаточно длительный и сложный процесс, результат которого во многом зависит от правильной работы юриста. Каждый этап требует максимальной собранности и внимательности. Так, разделительный баланс, составленный с нарушением требований законодательства, может повлечь для реорганизуемого общества и создаваемых обществ солидарную ответственность по долгам кредиторов. Нарушение прав акционеров на общем собрании может стать причиной для признания судом решения о выделении АО недействительным. Из-за ненадлежащего уведомления кредиторов реорганизуемого АО регистрирующий орган может отказать во внесении в ЕГРЮЛ записи, подтверждающей факт реорганизации. Подача в регистрирующий орган неполного комплекта документов не позволит зарегистрировать создаваемые общества.
Понятие выделения АО и основные этапы работы юриста в процессе выделения АОВыделение АО – форма реорганизации АО, при которой часть прав и обязанностей реорганизуемого общества передается одному или нескольким создаваемым обществам без прекращения деятельности реорганизуемого общества (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; далее – Закон об АО).
В такой реорганизации участвуют только акционерные общества: и реорганизуемое, и создаваемые юридические лица по своей организационно-правовой форме должны быть ОАО и (или) ЗАО. Реорганизация в форме выделения из АО юридических лиц иных организационно-правовых форм считается недействительной. Другими словами, выделение АО может осуществляться лишь в целях образования новых АО (п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах"»; далее – постановление № 19).
Чтобы реорганизация в форме выделения прошла в соответствии с законом и без негативных последствий, юрист реорганизуемого АО должен в первую очередь разработать примерный план действий. Процедура складывается из нескольких этапов. При выделении АО необходимо:
Внимание! Если акционерное общество является эмитентом облигаций, необходимо провести дополнительные мероприятия в процессе его реорганизации в форме выделения.
Закон предоставляет акционерным обществам право размещать облигации (п. 1 ст. 33 Закона об АО ). Если реорганизуемое общество воспользовалось такой возможностью (т. е. стало эмитентом облигаций), то реорганизацию необходимо провести с учетом ряда особенностей.
Прежде всего при составлении разделительного баланса нужно проследить за тем, чтобы все обязательства по облигациям одного и того же выпуска:
В противном случае (т. е. если распределить обязательства по облигациям между разными обществами) будут нарушены правила пункта 6 статьи 27.5-5 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о РЦБ). Это нарушение может стать причиной отказа в регистрации реорганизации .
Если обязательства по облигациям передаются создаваемому акционерному обществу, то необходимо обратить внимание на три момента.
Такие правила установлены в абзаце 2 пункта 6 статьи 27.5-5 Закона о РЦБ.
Изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций вносит совет директоров реорганизуемого акционерного общества, если его полномочия не отнесены к компетенции общего собрания акционеров.
Пункт 2 статьи 24.1 Закона о РЦБ устанавливает, что изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг вносит орган эмитента, к компетенции которого отнесено утверждение такого решения.
Правом утверждать это решение обладает совет директоров (наблюдательный совет) либо орган управления, осуществляющий функции совета директоров хозяйственного общества (п. 2 ст. 17 Закона о РЦБ. п. 2.3.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 4 июля 2013 г. № 13-55/пз-н ; далее – Стандарты эмиссии).
Функции совета директоров акционерного общества может осуществлять общее собрание акционеров, но только в случае, если одновременно выполняются два условия (абз. 2 п. 1 ст. 64 Закона об АО ):
Суть изменений сводится к тому, что в качестве эмитента облигаций указывается не реорганизуемое акционерное общество, а его правопреемник – создаваемое АО, к которому переходят обязательства по облигациям. Такие изменения нужно изложить по форме. утвержденной в приложении № 6 (1) к Стандартам эмиссии .
Изменения можно внести без согласия владельцев облигаций (п. 4 ст. 24.1 Закона о РЦБ ).
Если выпуск (дополнительный выпуск) облигаций подлежал государственной регистрации, то изменения, внесенные в решение о таком выпуске, также нужно зарегистрировать (п. 5 ст. 24.1 Закона о РЦБ ). Документы, необходимые для регистрации, перечислены в пункте 3.1.9 Стандартов эмиссии. Порядок регистрации установлен в пунктах 2.1–5 статьи 20, пунктах 6–9 статьи 24.1 Закона о РЦБ.
Во-вторых, в течение 30 дней с момента завершения реорганизации созданное акционерное общество, к которому перешли обязательства по облигациям, обязано уведомить межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам о реорганизации эмитента облигаций и его замене на правопреемника. Если реорганизованное акционерное общество было эмитентом биржевых облигаций, то вместо межрегионального управления необходимо уведомить биржу, допустившую биржевые облигации к организованным торгам (п. 7 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ ).
В-третьих, созданное акционерное общество, к которому перешли обязательства по облигациям, обязано осуществить раскрытие информации по правилам статьи 30 Закона о РЦБ в каждом из следующих случаев:
Такое правило установлено в пункте 8 статьи 27.5-5 Закона о РЦБ.
Каким требованиям должен отвечать разделительный баланс при выделении АОК создаваемому (создаваемым) АО переходит часть прав и обязанностей реорганизуемого АО – на основании разделительного баланса (п. 4 ст. 58 ГК РФ. п. 4 ст. 19 Закона об АО ). Разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве (т. е. о переходе прав и обязанностей) по всем обязательствам реорганизуемого АО, передаваемым каждому из создаваемых АО (абз. 4 п. 6 ст. 15 Закона об АО ).
Внимание! Отсутствие в разделительном балансе положений о правопреемстве по обязательствам влечет негативные последствия для АО.
При отсутствии в балансе положений о правопреемстве налоговая инспекция может отказать в регистрации реорганизации (абз. 2 п. 2 ст. 59 ГК РФ ).
Если реорганизацию все-таки зарегистрируют, то создаваемое (создаваемые) АО и реорганизуемое АО будут нести солидарную ответственность перед кредиторами (абз. 3 п. 6 ст. 15 Закона об АО ). Это означает, что кредиторы смогут потребовать исполнения обязанности с любого из обществ или со всех обществ совместно (п. 1 ст. 323 ГК РФ ).
Права и обязанности реорганизуемого общества должны распределяться между ним и всеми создаваемыми АО по принципу справедливого распределения активов и обязательств (принципу пропорциональности). Например, реорганизуемое АО не вправе передать создаваемому АО долги по обязательствам, в несколько раз превышающие сумму переданных активов. Такую реорганизацию, скорее всего, зарегистрируют, однако интересы кредиторов реорганизуемого АО будут ущемлены. В одном из своих постановлений Пленум ВАС РФ указал, что при нарушении принципа справедливого распределения активов и обязательств кредитор вправе предъявить требование к любому из обществ, участвующих в реорганизации (а не только к тому обществу, к которому долг по обязательству перешел на основании разделительного баланса). Другими словами, общества станут солидарными должниками (абз. 2 п. 22 постановления № 19 ).
Пример из практики: Суд не заменил должника (ОАО) его правопреемником по правилам статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ из-за нарушения принципа справедливого распределения активов и обязательств при реорганизации ОАО в форме выделения
ООО «В.» (кредитор) взыскало с ОАО «С.» (должник) в судебном порядке денежную сумму. Затем ОАО «С.» провело реорганизацию в форме выделения из него ОАО «Т.». После этого ОАО «С.» обратилось в суд с заявлением о замене должника его правопреемником (ОАО «Т.») на стадии исполнения судебного акта в связи с реорганизацией (ст. 48 АПК РФ ).
Суд установил, что по разделительному балансу к ОАО «Т.» перешло 45 процентов от суммы кредиторской задолженности ОАО «С.» (включая обязанность возвратить долг ООО «В.»). Вместе с тем, реорганизованное общество передало правопреемнику лишь 0,6 процента от суммы своих активов. В результате размер кредиторской задолженности ОАО «Т.» во много раз превысил размер его активов.
Суд решил, что при утверждении разделительного баланса был нарушен принцип справедливого распределения активов и обязательств. А это в свою очередь является основанием возникновения солидарной ответственности всех обществ, участвующих в реорганизации (абз. 2 п. 22 постановления № 19 ).
Таким образом, обязанность возвратить долг не перешла от ОАО «С.» к ОАО «Т.» из-за нарушений, содержащихся в разделительном балансе. В итоге суд не произвел замену должника (постановление ФАС Поволжского округа от 23 мая 2011 г. по делу № А55-30072/2009 ).
Разделительный баланс составляет бухгалтерия реорганизуемого АО при взаимодействии с юридическим отделом. Форма разделительного баланса законодательно не утверждена. Обычно в нем устанавливается, что реорганизуемое АО передает, а правопреемник (создаваемое АО) принимает:
Разделительный баланс вступает в силу с момента его утверждения общим собранием акционеров реорганизуемого общества (подп. 7 п. 3 ст. 19 Закона об АО ).
Реорганизация в форме выделения: пошаговая инструкция 2016, как принимается решениеПо закону вопрос о реорганизации вносится в повестку дня собрания только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 3 ст. 49 Закона об АО ). Иной порядок внесения вопроса о реорганизации может предусматриваться уставом АО. Например, можно установить, что такой вопрос вправе внести в повестку дня акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентами (5% и т. д.) голосующих акций.
Решение принимается большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, участвующих в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 Закона об АО ). Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания акционеров (п. 2 ст. 63 Закона об АО ).
Решение может содержать указание на срок, по истечении которого оно не подлежит исполнению.
Пример формулировки условия о сроке, по истечении которого решение о реорганизации не подлежит исполнению
«Реорганизация АО в форме выделения должна быть осуществлена в течение трех месяцев со дня принятия решения о реорганизации; если по истечении указанного срока общество не реорганизовано, то принятое решение не подлежит исполнению».
Совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого АО вносит в повестку дня общего собрания акционеров:
В создаваемом АО совет директоров может не избираться и его функции может осуществлять общее собрание акционеров, если соблюдаются следующие условия (абз. 2 п. 1 ст. 64 Закона об АО ):
Решение о реорганизации АО в форме выделения должно содержать (п. 3 ст. 19 Закона об АО ):
Это зависит от того, какой из способов размещения акций создаваемого акционерного общества (конвертация, распределение, приобретение) предусмотрен в решении о реорганизации.
Вариант 1. Акции размещаются путем конвертации или распределения. В этом случае акционерами создаваемого акционерного общества изначально могут быть только акционеры реорганизуемого общества. Однако если акционер предъявит требование о выкупе и лишится акций реорганизуемого акционерного общества, то стать акционером создаваемого акционерного общества он не сможет (ст. 75 Закона об АО ).
Вариант 2. Все акции создаваемого акционерного общества приобретает реорганизуемое акционерное общество. В такой ситуации именно реорганизуемое общество выступает в роли единственного акционера создаваемого акционерного общества.
Вариант 3. Одновременно используются все три способа либо два из них, включая приобретение (т. е. приобретение и конвертация или приобретение и распределение). В этом случае акционерами создаваемого акционерного общества изначально будут реорганизуемое акционерное общество и его акционеры.
В каждой из ситуаций третьи лица могут стать акционерами создаваемого акционерного общества лишь после его государственной регистрации (например, путем последующего приобретения его акций). Непосредственно в момент регистрации выступить в роли учредителей третьим лицам не удастся. Нельзя создать общество, часть акций которого будет размещена в процессе выделения (п. 9.9 Стандартов эмиссии ), а другая часть –посредством размещения при учреждении (п. 4.1 Стандартов эмиссии ). Учреждение и реорганизация общества – это разные способы создания акционерного общества (ст. 8 Закона об АО ).
Кто может передать имущество в уставный капитал АО, создаваемого в результате выделенияТолько реорганизуемое акционерное общество.
Ни акционеры реорганизуемого общества, ни любые другие лица не вправе передать имущество в уставный капитал акционерного общества, создаваемого в процессе выделения.
Уставный капитал создаваемого акционерного общества формируется за счет:
Такое правило установлено в пункте 9.4.11 Стандартов эмиссии.
Размер уставного капитала ОАО должен быть не менее 100 тыс. руб. а ЗАО – не менее 10 тыс. руб. (ст. 26 Закона об АО ).
Помимо перечисленных выше обязательных положений, решение о реорганизации может содержать:
Внимание! Если общее собрание акционеров проведено с нарушением требований закона, то решение о реорганизации АО в форме выделения может быть признано недействительным.
В таком случае совет директоров (наблюдательный совет) будет вынужден провести еще одно (внеочередное) общее собрание акционеров (ст. 55 Закона об АО ), что негативно отразится на деятельности АО:
Пример из практики: Суд признал недействительным решение о реорганизации ОАО, так как акционер не был уведомлен о проведении общего собрания
Общее собрание акционеров ОАО «ВФФ» приняло решение о реорганизации общества путем выделения из него ОАО «Ф.» и ОАО «В.». При этом Россия владела 49 процентами акций, и ее представители в собрании не участвовали.
Росимущество (представитель России) обратилось в суд с иском к ОАО «ВФФ» о признании недействительным решения о реорганизации, оформленного протоколом общего собрания акционеров.
Суд установил, что ОАО «ВФФ» не известило истца надлежащим образом о проведении собрания. В частности, ответчик нарушил 70-дневный срок для уведомления акционера (абз. 2 п. 1 ст. 52 Закона об АО ). Суд признал такое нарушение существенным и ущемляющим права истца (п. 7 ст. 49 Закона об АО ). По этой причине он удовлетворил заявленные требования. В итоге реорганизация ОАО «ВФФ» в форме выделения не состоялась (постановление ФАС Дальневосточного округа от 27 сентября 2010 г. № Ф03-6763/2010 по делу № А51-7097/2007 ).
Реорганизация в форме выделения: пошаговая инструкция 2016, какие действия нужно выполнитьПосле принятия решения о реорганизации на общем собрании акционеров реорганизуемое общество должно выполнить ряд установленных законом действий:
Внимание! Если реестр акционеров реорганизуемого АО ведет регистратор, общество обязано уведомить его о начале процедуры выделения.
АО, которое не ведет реестр акционеров самостоятельно. должно представить своему регистратору один из следующих документов, заверенных обществом:
Документ нужно представить регистратору в течение семи рабочих дней со дня составления протокола собрания (п. 1.6 Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 23 декабря 2010 г. № 10-77/пз-н ). В свою очередь, протокол необходимо составить в течение трех рабочих дней с момента закрытия собрания (п. 1 ст. 63 Закона об АО ). Таким образом, регистратора нужно уведомить о начале процедуры реорганизации не позднее 10 рабочих дней с момента принятия решения о выделении.
Как уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизацииВ течение трех рабочих дней после дня принятия решения о реорганизации в налоговую инспекцию необходимо представить письменное уведомление (сообщение) о начале процедуры реорганизации по форме № P12003. утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@. К уведомлению нужно приложить решение о реорганизации (п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации).
Уведомление подписывает генеральный директор (иное уполномоченное лицо) реорганизуемого АО. Подлинность подписи необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации ).
Уведомление нужно представить в инспекцию, осуществляющую функции регистрирующего органа. Важно учесть, что в городах с численностью населения от 1 млн человек могут быть созданы единые регистрационные центры (п. 3 приказа МНС России от 22 июля 2004 г. № САЭ-3-09/436@ ). Если в городе создан Единый регистрационный центр, то другие городские инспекции регистрацию не осуществляют. Например, в Москве регистрирующим органом (Единым регистрационным центром) является МИФНС № 46 по г. Москве. Именно туда нужно подавать уведомление о начале процедуры реорганизации АО, находящегося на территории Москвы.
Инспекция в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что общество находится в процессе реорганизации. В качестве подтверждения внесения записи инспекция выдает АО следующие документы:
До 24 августа 2013 года в налоговую инспекцию также нужно было представлять сообщение о реорганизации акционерного общества по форме № С-09-4 .
Такое требование было установлено в подпункте 4 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ. Уведомление направляли в налоговую инспекцию по месту нахождения общества. С 24 августа 2013 года налогоплательщики освобождены от исполнения этой обязанности (подп. «б» п. 4 ст. 1 Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»).
Как уведомить кредиторов и рассчитаться с нимиРеорганизуемое АО обязано уведомить кредиторов о начале процедуры реорганизации (абз. 2 п. 1 ст. 60 ГК РФ. п. 2 ст. 13.1 Закона о государственной регистрации. абз. 2 п. 6 ст. 15 Закона об АО ). Для этого необходимо поместить сообщение (уведомление) о своей реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 приказа ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@ ). Правила приема и публикации сообщений представлены на сайте журнала .
Обязательные сведения, содержащиеся в сообщении (п. 6.1 ст. 15 Закона об АО ):
Чтобы кредиторы смогли оценить экономическое состояние реорганизуемого АО, общество вправе включить в уведомление дополнительные сведения (п. 6.2 ст. 15 Закона об АО ):
Сообщение помещается в журнале «Вестник государственной регистрации» дважды с периодичностью один раз в месяц (п. 6 ст. 15 Закона об АО ).
Первое уведомление можно поместить только после того, как инспекция внесет запись в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации. Конкретный срок для публикации первого сообщения не установлен. В целях ускорения процесса реорганизации имеет смысл подать заявку на публикацию в максимально короткие сроки (например, на следующий день после получения листа записи ЕГРЮЛ ).
Второе уведомление можно опубликовать не раньше чем через месяц после первого. Например, если первое опубликовали 28 января 2013 года, то второе нужно разместить не ранее 1 марта 2013 года.
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока (п. 3 ст. 192 ГК РФ ). Следовательно, второе уведомление можно разместить не ранее дня, следующего за днем истечения одного месяца со дня публикации первого (абз. 5 п. 12 письма ФНС России от 23 января 2009 г. № МН-22-6/64 ).
При нарушении правил уведомления кредиторов или при отсутствии доказательств такого уведомления налоговая инспекция может отказать в регистрации реорганизации (абз. 2 п. 6 ст. 15 Закона об АО ).
Обязано ли акционерное общество направить в адрес каждого кредитора письменное уведомление о начале процедуры выделения по правилам статьи 13.1 Закона о государственной регистрации?
Пункт 2 статьи 13.1 Закона о государственной регистрации действительно предусматривает обязанность направить в адрес кредиторов письменные уведомления о реорганизации. Однако в пункте указано, что такое правило применяется в случае, если другие (специальные) законы не устанавливают иной порядок уведомления кредиторов.
Порядок уведомления кредиторов при реорганизации АО установлен пунктом 6 статьи 15 Закона об АО. Ранее (до 31 декабря 2008 года) этот пункт обязывал реорганизуемое АО направлять в адрес всех известных ему кредитивов письменные уведомления о начале процедуры реорганизации. Если АО не исполняло эту обязанность, суд признавал недействительным решение налоговой инспекции о регистрации реорганизации.
С 31 декабря 2008 года и по настоящее время действуют другие правила уведомления кредиторов (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»). Теперь пункт 6 статьи 15 Закона об АО не обязывает направлять сообщения в адрес каждого кредитора.
Кредиторы вправе требовать досрочного исполнения обществом тех обязательств, которые возникли до момента опубликования сообщения в журнале «Вестник государственной регистрации». Если обязательство нельзя исполнить досрочно, кредиторы могут требовать его прекращения и возмещения связанных с этим убытков (п. 2 ст. 60 ГК РФ ).
Как представить документы для государственной регистрации выпуска (выпусков) акцийПри реорганизации акционерного общества в форме выделения размещение акций создаваемого (создаваемых) АО происходит на основании решения о такой реорганизации (п. 1 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ ). Причем документы для государственной регистрации выпуска (выпусков) акций необходимо подать в регистрирующий орган до того момента, как зарегистрируют самого эмитента (эмитентов) – АО, создаваемое (создаваемые) в результате выделения (абз. 2 п. 2 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ ).
Чтобы зарегистрировать выпуск акций, нужно оформить и утвердить решение об их выпуске (п. 2.1.1. 2.3. 2.5.2 Стандартов эмиссии). Сделать это имеет смысл после того, как истечет 45-дневный срок для предъявления акционерами требований о выкупе акций (абз. 2 п. 3 ст. 76 Закона об АО ).
При выделении АО не конвертируются и не учитываются в процессе распределения акции, в отношении которых акционер предъявил требование о выкупе и которые общество выкупило в соответствии со статьей 75 Закона об АО, но не успело реализовать до даты государственной регистрации создаваемого АО (п. 9.4.5 Стандартов эмиссии ).
Решение утверждает совет директоров реорганизуемого общества (п. 2 ст. 17. п. 4 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ, п. 2.3.2. 9.2.1 Стандартов эмиссии).
Может ли возникнуть ситуация, когда решение о выпуске акций, размещаемых в результате выделения, будет утверждать не совет директоров, а иной орган?
Вместо совета директоров решение о выпуске акций уполномочено утверждать общее собрание акционеров реорганизуемого общества, если одновременно выполняются два условия:
Такое правило установлено в абзаце 2 пункта 1 статьи 64 Закона об АО.
Решение о выпуске акций подписывает генеральный директор (п. 4 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ. п. 2.3.6. 9.2.1 Стандартов эмиссии).
Кто должен подписать решение о выпуске акций, размещаемых в процессе выделенияПодписать решение должно одно из следующих лиц:
Такие правила установлены в абзаце 2 пункта 2.3.6 Стандартов эмиссии.
После принятия решения о выпуске акций необходимо подготовить комплект документов для подачи в регистрирующий орган. Функции такого органа осуществляет Банк России в лице межрегиональных управлений Службы Банка России по финансовым рынкам (п. 1 ст. 20 Закона о РЦБ ).
Перечень документов, представляемых в Банк России для государственной регистрации выпуска акций, размещаемых при реорганизации в форме выделения (п. 2.5.2. 9.3.1 Стандартов эмиссии):
Какие документы не нужно представлять для государственной регистрации выпуска акций, размещаемых при реорганизации в форме выделения?
Не требуется представлять в регистрирующий орган (п. 9.3.4 Стандартов эмиссии ):
Совет! Конкретный перечень представляемых документов имеет смысл уточнить в том межрегиональном управлении Службы Банка России по финансовым рынкам, куда документы будут подаваться. Дело в том, что в каждом конкретном подразделении Банка России требования к составу представляемых документов могут немного отличаться от требований, установленных в законодательстве.
Нужно ли регистрировать проспект акций, размещаемых при реорганизации в форме выделения, одновременно с выпуском этих акций?
Это делать не обязательно.
По закону государственная регистрация выпуска акций должна сопровождаться регистрацией проспекта акций, если одновременно выполняются два условия:
Такие правила установлены в пункте 1 статьи 22 Закона о РЦБ, пункте 2.1.3 Стандартов эмиссии.
При реорганизации в форме выделения акции размещаются не путем подписки, а иными способами (п. 9.9.1 Стандартов эмиссии ). Следовательно, регистрировать проспект акций одновременно с выпуском акций не требуется. Впоследствии созданное АО сможет зарегистрировать проспект акций по правилам главы XI Стандартов эмиссии.
Вместе с тем, не запрещено регистрировать проспект акций одновременно с их выпуском (п. 2.1.3 Стандартов эмиссии ). Косвенное подтверждение того, что государственная регистрация выпуска акций, размещаемых при реорганизации в форме выделения, может сопровождаться регистрацией их проспекта, содержится в абзаце 4 пункта 9.3.6 Стандартов эмиссии.
При одновременной регистрации выпуска акций и проспекта акций реорганизуемое АО должно представить в регистрирующий орган дополнительные документы .
Государственная регистрация выпуска акций, размещаемых при реорганизации в форме выделения, сопровождается регистрацией проспекта этих акций. Какие документы нужно представить в регистрирующий орган?
Если ранее реорганизуемое АО представляло документы для их предварительного рассмотрения. то в регистрирующий орган также нужно подать:
Регистрирующий орган обязан зарегистрировать выпуск акций (либо принять мотивированное решение об отказе в регистрации) в течение 20 дней с момента получения документов (подп. 1 п. 3 ст. 20 Закона о РЦБ. подп. 2 п. 2.5.8 Стандартов эмиссии ). Если одновременно с выпуском акций регистрируется их проспект. регистрацию проводят в течение 30 дней с момента получения документов (подп. 1 п. 3 ст. 20 Закона о РЦБ. подп. 1 п. 2.5.8 Стандартов эмиссии ).
В качестве подтверждения того, что выпуск акций зарегистрирован, регистрирующий орган выдает следующие документы (п. 9.3.6 Стандартов эмиссии ):
Если одновременно с выпуском акций регистрировался их проспект, регистрирующий орган выдает также два экземпляра проспекта акций с отметкой о его регистрации, государственным регистрационным номером выпуска акций и указанием на то, что решение о государственной регистрации выпуска вступает в силу со дня государственной регистрации создаваемого АО.
Если впоследствии налоговая инспекция откажет в регистрации создаваемого АО, решение о регистрации выпуска акций аннулируется (п. 3 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ ).
Реорганизация в форме выделения: пошаговая инструкция регистрации нового АОРеорганизация АО в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из созданных АО (п. 4 ст. 16 Закона о государственной регистрации ).
Регистрация осуществляется посредством внесения налоговой инспекцией записей в ЕГРЮЛ. Реорганизуемое АО должно подать в инспекцию установленный законодательством комплект документов .
О представлении документов необходимо уведомить регистратора, ведущего реестр акционеров реорганизуемого АО(п. 9.4.7 Стандартов эмиссии ). Уведомление нужно направить в день подачи документов в инспекцию.
Несмотря на то что формально реорганизация считается завершенной после ее регистрации налоговой инспекцией, созданные АО (правопреемники) обязаны совершить ряд действий, связанных с проведенной реорганизацией. Каждое созданное АО должно:
Обязанности по совершению необходимых действий могут возникнуть и у реорганизованного общества. Так, если акции реорганизованного акционерного общества конвертировались в акции созданных обществ (правопреемников), это акционерное общество должно направить в межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам уведомление об изменении сведений, связанных с выпуском ценных бумаг (глава X Стандартов эмиссии ), в частности об уменьшении количества ценных бумаг выпуска в результате погашения части размещенных акций в связи с реорганизацией (абз. 2 подп. 1 п. 10.4 Стандартов эмиссии ).
Как провести выделение АО одновременно со слиянием или присоединениемИногда выделение АО оказывается только одним из этапов в более сложном процессе. Предположим, нужно провести реорганизацию АО-1 в форме выделения из него АО-2 и АО-3. Затем требуется реорганизовать АО-2 путем слияния с уже существующим АО-4 либо путем присоединения к АО-4. Какие правила устанавливает закон: необходимо последовательно провести две реорганизации в разных формах или же можно сочетать эти формы реорганизации в одной процедуре?
Закон допускает выделение АО одновременно со слиянием или с присоединением (ст. 19.1 Закона об АО ). Причем можно реорганизовать в форме слияния или присоединения как одно из вновь созданных обществ, так и все (например, можно одновременно провести слияние АО-2 с уже существующим АО-4 и присоединение АО-3 к уже существующему АО-5). При этом процедура выделения осуществляется по общим правилам. но с некоторыми особенностями.
Особенности выделения АО с одновременным слиянием1. Совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого АО вносит в повестку дня общего собрания акционеров вопрос о реорганизации в форме присоединения к другому обществу создаваемого (создаваемых) в процессе выделения обществ. Решение по такому вопросу принимается на собрании акционеров, решающем вопрос о выделении АО (п. 3 ст. 19.1 Закона об АО ).
2. Общее собрание акционеров определяет лицо, которое будет подписывать договор о присоединении от имени создаваемого в процессе выделения общества (п. 2 ст. 19.1 Закона об АО ).
3. Изменяется порядок эмиссии акций (п. 7 ст. 19.1 Закона об АО ). Акции АО, создаваемого в результате выделения, размещаются одновременно с их погашением при конвертации в акции основного АО, то есть общества, к которому осуществляется присоединение (п. 9.10.2 Стандартов эмиссии ). При этом выпуск акций общества, создаваемого в результатевыделения, регистрировать не надо (п. 9.10.1 Стандартов эмиссии ). Такому выпуску присваивают идентификационный номер одновременно с регистрацией выпуска акций, размещаемых при присоединении (п. 9.10.3. 9.10.7 Стандартов эмиссии). Причем вместе с документами, подаваемыми для регистрации выпуска акций при присоединении. необходимо представить дополнительные документы. Если основное АО не размещает акции, то общество, создаваемое в результате выделения, должно подать необходимые документы до того момента, как в ЕГРЮЛ внесут запись о создании этого общества и его прекращении в результате присоединения (абз. 2 п. 9.10.3 Стандартов эмиссии ).
4. Разделительный баланс выступает в роли передаточного акта. Передаточный акт определяет права и обязанности, которые переходят от реорганизуемого АО к основному обществу (п. 8 ст. 19.1 Закона об АО ).
5. Реорганизация считается завершенной с момента одновременного внесения в ЕГРЮЛ двух записей:
Рекомендация. Как зарегистрировать реорганизацию АО
Реорганизация в форме выделения: пошаговая инструкция 2016Реорганизуемое АО должно подать установленный законодательством комплект документов в налоговую инспекцию. Адрес инспекции определяется по местонахождению реорганизуемого общества (п. 1 ст. 15 Закона о государственной регистрации ).
Документы от имени реорганизуемого АО представляет генеральный директор (директор) или иное лицо, которое вправе действовать без доверенности.
Перечень документов, необходимых для регистрации создаваемого (создаваемых) АО (п. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрации ):
Реорганизация АО в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из созданных АО (п. 4 ст. 16 Закона о государственной регистрации ).
Важно учесть, что при реорганизации в форме выделения статус реорганизуемого АО не меняется, однако оно обязано внести в свой устав изменения. связанные с реорганизацией (например, вследствие уменьшения уставного капитала). Для их регистрации в инспекцию необходимо представить комплект документов (п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации ). Кроме того, нужно внести изменения в сведения об этом АО, содержащиеся в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 17 Закона о государственной регистрации ).*
Персональные консультации по учету и налогам
Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.