Руководства, Инструкции, Бланки

Заявление На Возврат Переплаты По Налогу На Прибыль Образец img-1

Заявление На Возврат Переплаты По Налогу На Прибыль Образец

Рейтинг: 4.3/5.0 (1627 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

В декларации по налогу на прибыль за полугодие, с учетом авансовых платежей, произведенных во II квартале, компанией заявлена сумма к возмещению

Новости и аналитика Правовые консультации (практика) Налоги и налогообложение В декларации по налогу на прибыль за полугодие, с учетом авансовых платежей, произведенных во II квартале, компанией заявлена сумма к возмещению. Через месяц после сдачи декларации компания обратилась в налоговый орган с письмом о возврате переплаты по налогу на прибыль, чтобы сразу после окончания камеральной проверки был произведен возврат переплаты. В ответ налоговый орган в письме сообщил, что проводится камеральная проверка декларации и что по истечении трехмесячного срока после сдачи декларации компания должна повторно обратиться в налоговый орган с актом сверки и заявлением о возврате. Правомерно ли требование налогового органа о представлении повторного заявления на возврат, а также представлении акта сверки, с учетом того, что в данном случае возврат налога отодвигается еще на месяц?

В декларации по налогу на прибыль за полугодие, с учетом авансовых платежей, произведенных во II квартале, компанией заявлена сумма к возмещению. Через месяц после сдачи декларации компания обратилась в налоговый орган с письмом о возврате переплаты по налогу на прибыль, чтобы сразу после окончания камеральной проверки был произведен возврат переплаты. В ответ налоговый орган в письме сообщил, что проводится камеральная проверка декларации и что по истечении трехмесячного срока после сдачи декларации компания должна повторно обратиться в налоговый орган с актом сверки и заявлением о возврате. Правомерно ли требование налогового органа о представлении повторного заявления на возврат, а также представлении акта сверки, с учетом того, что в данном случае возврат налога отодвигается еще на месяц?

29 сентября 2014

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Существующий в настоящее время порядок возврата излишне уплаченных налоговых платежей позволяет налоговым органам фактически осуществлять их возврат (зачет) не ранее окончания сроков камеральной проверки.

При этом у налогоплательщика отсутствует обязанность повторно подавать заявление и проводить сверку расчетов после окончания срока проведения камеральной проверки.

В соответствии с положениями ст.ст. 54 и 55 НК РФ налоговая база определяется и подлежащая уплате в бюджет сумма налога исчисляется по итогам налогового периода, который может состоять из нескольких отчетных периодов. Статьями 286. 287 НК РФ предусмотрено, что уплата налога на прибыль организаций производится путем уплаты самостоятельно исчисленных налогоплательщиком авансовых платежей по итогам отчетных периодов либо ежемесячных авансовых платежей.

Право налогоплательщика на зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов корреспондирует с обязанностью налогового органа осуществить зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов в порядке, предусмотренном НК РФ (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ, пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ). Порядок зачета (возврата) излишне уплаченных налогов регулируется ст. 78 НК РФ. В силу п. 2 ст. 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено НК РФ, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено указанной статьей.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Пунктом 7 ст. 78 НК РФ предусмотрено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено НК РФ. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 8 ст. 78 НК РФ).

Статья 78 НК РФ, регулируя порядок возврата (зачета) суммы излишне уплаченного налога, не определяет при этом процедуры признания соответствующих сумм в качестве излишне уплаченных, а также не устанавливает сроков, в течение которых налоговым органом должна быть осуществлена проверка заявления налогоплательщика о наличии излишне уплаченной суммы налога.

В соответствии с п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 НК РФ" срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный п. 9 ст. 78 НК РФ (в настоящее время п. 6 ст. 78 НК РФ), начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ (смотрите, например, письма Минфина России от 03.07.2013 N 03-02-08/25502, от 07.09.2011 N 03-02-07/1-317. от 22.04.2010 N 03-02-07/1-178 ).

По смыслу п. 6 ст. 78 НК РФ, предусматривающего исчисление срока возврата со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления, в данном случае регулируются те ситуации, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже были установлены налоговым органом на момент подачи заявления о возврате (зачете) этих сумм. В таком случае месячный срок предоставляется налоговому органу для проверки наличия недоимки по иным налогам и сборам и осуществления обязательного зачета суммы излишне уплаченного налога в счет ее погашения (п. 5 ст. 78 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации установление факта излишней уплаты в сумме превышения авансовых платежей, уплаченных в течение отчетных периодов, над исчисленной суммой авансового платежа может быть осуществлено налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки, срок которой в силу ст. 88 НК РФ составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

В случае подтверждения данного факта по итогам камеральной проверки, учитывая наличие заявления общества о возврате, налоговый орган обязан будет в течение срока, определенного п. 6 ст. 78 НК РФ, осуществить обязательный зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по иным налогам и сборам, а оставшуюся сумму возвратить налогоплательщику. При этом ст. 78 НК РФ не предусмотрено обязанности налогоплательщика подавать заявление на возврат излишне уплаченного налога (авансового платежа) только после завершения инспекцией каких-либо проверок (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012 N 07АП-6026/12). Не предусмотрена и обязанность повторно подавать заявление о возврате ввиду проведения налоговым органом камеральной проверки.

Отметим, что ст. 78 НК РФ не предусмотрено такое основание отказа в возврате излишне уплаченного налога, как проведение камеральной налоговой проверки (с учетом того, что налоговики требуют повторной подачи заявления, логично предположить, что в удовлетворении первого заявления было отказано). Поэтому срок на возврат суммы излишне уплаченного авансового платежа, определенный п. 6 ст. 78 НК РФ, должен исчисляться со дня подачи первоначального заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ.

По вопросу правомерности требования налогового органа о проведении сверки расчетов отметим следующее. Пунктом 3 ст. 78 НК РФ определено, что в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 8 ст. 78 НК РФ).

Возврат сумм излишне уплаченного налога осуществляется на основании соответствующего заявления, которое налогоплательщик вправе представить в порядке, установленном НК РФ. Требований о проведении сверки расчетов при направлении заявления о возврате излишне уплаченного налога НК РФ не содержит.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

член Палаты налоговых консультантов Медведь Светлана

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

12 сентября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Другие статьи

Как использовать просроченную переплату по налогам

Как использовать просроченную переплату по налогам

Заявление на возврат или зачет налоговой переплаты можно подать в инспекцию только в течение 3 лет со дня излишней уплаты налога (Пункт 7 ст. 78 НК РФ). А если 3 года прошли? Все, деньги навсегда остаются в бюджете? Ничего подобного, вы по-прежнему можете их использовать. Есть несколько способов это сделать.

Проверяем, действительно ли истекли 3 года

Сроки для подачи в ИФНС заявления на возврат (зачет) налоговой переплаты такие (Пункты 7, 14 ст. 78, п. п. 3, 9 ст. 79 НК РФ):
- для излишне уплаченного налога - 3 года со дня уплаты налога;
- для излишне взысканного налога - 1 месяц со дня, когда стало известно о факте излишнего взыскания налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Но если вашу переплату сформировали авансовые платежи по налогу, то 3 года, отведенные для подачи в инспекцию заявления о возврате и зачете, исчисляются иначе. Недавно ВАС РФ указал (Постановление ВАС РФ от 28.06.2011 N 17750/10), что в таких случаях 3 года отсчитывают не от даты перечисления суммы авансового платежа в бюджет, а от дня, на который приходится:
(или ) дата подачи декларации по налогу за весь налоговый период, если она была сдана вовремя;
(или ) крайний срок подачи такой декларации, если вы сдали ее с опозданием.
К примеру, переплату сформировали авансовые платежи по налогу на прибыль за I квартал 2008 г. уплаченные 28 апреля 2008 г. Если декларацию по этому налогу за 2008 г. вы сдали 28 марта 2009 г. (то есть за 2 дня до крайнего срока ее представления), то днем для отсчета 3 лет на подачу заявления о зачете или возврате будет именно 28 марта 2009 г. Таким образом, последний день для подачи заявления на возврат или зачет переплаты - 29 марта 2012 г. а вовсе не 29 апреля 2011 г. как склонны считать налоговики. И если инспекция вам откажет, то вы сможете обжаловать отказ в арбитражном суде в обычном порядке.
Если же вернуть налог через ИФНС действительно нельзя, действуем так.
Вариант 1.Используйте переплату, не требуя ее возврата
Сначала нужно получить результаты сверки, в которых будет отражена переплата, и написать в инспекцию заявление на ее возврат, несмотря на то что 3 года с момента излишней уплаты налога уже прошли. Скорее всего, инспекция в возврате откажет. Однако, подав заявление и получив отказ, вы зафиксируете, что в инспекцию за возвратом денег вы обращались. Дальше у вас есть несколько путей.

Используйте переплату как "налоговую подушку"

Она избавит вас от пеней и штрафов в случае, если инспекция выявит возникшую после излишней уплаты налога недоимку по налогам, перечисляемым в те же бюджеты, в размере меньшем, чем сумма переплаты, или равном ей (Пункт 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5; Постановления ФАС ВСО от 16.03.2010 по делу N А58-7447/09; ФАС СЗО от 31.10.2008 по делу N А42-1477/2008; Письмо Минфина России от 29.09.2005 N 03-02-07/1-251). То, что 3 года с момента излишней уплаты истекли, вовсе не означает, что переплата "сгорела", и не отменяет того факта, что бюджет получил денег больше, чем должен был. Поэтому казна от выявленной инспекторами недоплаты налога ничего не потеряла, а значит, не должно быть ни пеней, ни штрафа.

Из авторитетных источников
Петрова Светлана Михайловна, судья Высшего Арбитражного Суда РФ, кандидат юридических наук, доцент
"Недоимка - это задолженность налогоплательщика перед соответствующим бюджетом по уплате конкретного налога. Если на момент возникновения недоимки у налогоплательщика имеется переплата по налогам, перечисляемым в те же бюджеты, в сумме большей, чем недоимка, или равной ей, то занижение налога не приводит к возникновению задолженности перед бюджетом.
Это правило применяется и тогда, когда такая переплата не может быть возвращена налогоплательщику по его заявлению из-за того, что пропущен трехлетний срок на его подачу. Соответственно, налогоплательщику не могут быть начислены пени, которые являются компенсацией потерь бюджета, и с него нельзя взыскать штраф по ст. 122 НК РФ".

Используйте переплату для погашения недоимки

по другим налогам, задолженности по пеням и штрафам, в том числе и задолженности по текущим платежам в бюджет.
Дело в том, что КС РФ указал: п. 7 ст. 78 НК РФ, который ограничивает срок подачи заявления на возврат и зачет переплаты 3 годами, "не определяет срок, за пределами которого налоговый орган не вправе произвести зачет суммы излишне уплаченного налога в счет. недоимки и задолженности по пеням" (Пункт 3 мотивировочной части Определения КС РФ от 08.02.2007 N 381-О-П).
То есть зачет по заявлению налогоплательщика (Пункт 4, абз. 3 п. 5, п. 7 ст. 78 НК РФ) и зачет в счет имеющейся недоимки (пеней, штрафов), который инспекция обязана сделать самостоятельно (Абзацы 1, 2 п. 5 ст. 78 НК РФ), - совершенно разные зачеты. Для первого срок подачи заявления ограничен 3 годами, для проведения второго срок не ограничен вовсе.
Таким образом, через 3 года после излишней уплаты налога вы лишаетесь не переплаченных в бюджет денег, а возможности указать инспекции, что с ними делать (вернуть, либо зачесть в счет будущих платежей по этому или другим налогам, либо зачесть в счет названных вами недоимки, пеней или штрафов). С этого момента переплата может идти только на погашение недоимок по другим налогам (причем только таких, сроки взыскания которых не истекли (Абзац 2 п. 5 ст. 78 НК РФ)). А какие из таких недоимок погашать переплатой, налоговики решают сами. Инспекция обязана закрывать задолженность переплатой самостоятельно. Срок - 10 рабочих дней с момента:
(или ) составления акта сверки, в котором отражена недоимка;
(или ) обнаружения переплаты;
(или ) вступления в силу решения суда, которым подтверждено существование переплаты.
Но от инспекции ждать такого автоматического зачета, скорее всего, бесполезно. Поэтому все-таки письменно попросите провести зачет. Если инспекция переплату не зачтет, то придется дождаться требования на уплату недоимки и затем обращаться в суд, чтобы:
(или ) признать недействительным требование;
(или ) обязать инспекцию провести зачет.
Правда, обяжет ли суд сделать зачет переплаты, которой уже более 3 лет, неизвестно. По крайней мере, однажды суд поддержал именно налоговиков (Постановление ФАС СЗО от 22.12.2009 по делу N А05-10308/2009).

Рассказываем юристу
В заявлении в суд важно подчеркнуть разницу между:
- зачетом переплаты в счет недоимки, срок принудительного взыскания которой прошел;
- зачетом в счет недоимки переплаты, с момента перечисления в бюджет которой прошло больше 3 лет.
На недопустимость первого зачета указал КС РФ (Определение КС РФ от 08.02.2007 N 381-О-П).

Вариант 2.Попытайтесь вернуть переплату через суд
Вернуть переплату через суд можно, заявив иск о возврате излишне уплаченных в бюджет денег в течение 3 лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о переплате налога (Статья 196, п. 1 ст. 200 ГК РФ; п. 3 ст. 79 НК РФ; Определение КС РФ от 21.06.2001 N 173-О; Постановления Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 17372/09, от 08.11.2006 N 6219/06). И этот момент далеко не всегда совпадает с днем излишней уплаты налога (Пункт 7 ст. 78 НК РФ). Но прежде нужно обратиться в инспекцию с заявлением о возврате переплаты, несмотря на почти стопроцентную вероятность получить отказ. Без этого суд может не принять ваш иск (Пункт 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).

Из авторитетных источников
Петрова С.М. ВАС РФ
"Если налогоплательщик пропустил срок на возврат налоговой переплаты через налоговую инспекцию, то обращение в суд с требованием вернуть излишне уплаченную сумму налога следует расценивать как заявление имущественного характера. Поэтому размер госпошлины будет исчисляться от суммы налога (Подпункт 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).
Обычно такие дела рассматривают судьи налогового состава".

Как показывает арбитражная практика, доказать, что организация узнала об излишней уплате налога позже момента его уплаты, непросто. Однако если есть желание, то побороться за возврат денег можно.
Ситуация 1.Вы узнали о переплате из акта сверки. Тогда вы можете настаивать, что именно день получения акта сверки является моментом, от которого должны отсчитываться 3 года для обращения в суд с иском о возврате налога (Постановления Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 17372/09, от 08.11.2006 N 6219/06).
Ситуация 2.У вас есть документ, который подтверждает, что организация узнала о переплате меньше 3 лет назад (то есть что 3 года исковой давности начали течь не с момента излишней уплаты, а позже). Это может быть:
(или ) составленное менее 3 лет назад заключение внешних аудиторов или налоговых консультантов, где они указывают вам на обнаруженную ими ошибку в расчете налога, которая привела к переплате (Постановление ФАС ЗСО от 29.12.2010 по делу N А45-29759/2009);
(или ) появившееся менее 3 лет назад постановление ВАС РФ по спорному вопросу, разрешающее его в вашу пользу. Например, вы в какой-то неоднозначной ситуации платили налог, а потом ВАС РФ пришел к выводу, что в таком случае платить налог не нужно. С даты судебного акта ВАС РФ и начинается отсчет трехлетнего срока исковой давности (Постановления ФАС УО от 14.02.2011 N Ф09-256/11-С3, от 21.12.2010 N Ф09-10010/10-С2; пп. 1 п. 1 ст. 304 АПК РФ);
(или ) ваше заявление в инспекцию о возврате налога (Постановления ФАС УО от 18.12.2008 N Ф09-3027/08-С3, от 29.11.2010 N Ф09-9846/10-С3; ФАС ЦО от 23.09.2008 по делу N А64-7140/07-13).

Ситуация 3.Вашу переплату инспекция некоторое время зачитывала в счет текущих налоговых платежей. В этом случае настаивайте, что вы узнали о переплате только тогда, когда инспекция начала ее зачитывать (Постановление ФАС УО от 15.12.2008 N Ф09-9393/08-С3). Это возможно, если есть какой-то документ от инспекции, подтверждающий зачет (например, решение или извещение инспекции о зачете в рамках п. 5 ст. 78 НК РФ).
Учтите, что бесполезно настаивать на том, что трехлетний срок исковой давности для возврата налога через суд - от какого бы момента он ни отсчитывался - прерывается и начинает течь заново, когда инспекция самостоятельно стала зачитывать переплату в счет других платежей либо отразила ее в акте сверки (Статья 203 ГК РФ; Постановления ФАС ВВО от 24.02.2009 по делу N А28-5660/2008-155/21, от 16.02.2009 по делу N А43-5795/2008-40-86; ФАС ПО от 11.02.2010 по делу N А65-11889/2009; ФАС СКО от 04.03.2010 по делу N А32-7594/2009-51/103; ФАС МО от 27.01.2011 N КА-А40/17087-10).

Из авторитетных источников
Петрова С.М. ВАС РФ
"Правила ГК РФ о прерывании срока исковой давности не действуют в налоговых правоотношениях. Да и о самом сроке исковой давности в этих случаях говорить нельзя. Ведь в ст. 2 ГК РФ установлено, что гражданское законодательство к налоговым правоотношениям не применяется. Действительно, Конституционный Суд РФ указал, что пропуск трехлетнего срока для подачи в налоговый орган заявления о возврате излишне уплаченного налога не мешает налогоплательщику обратиться в суд с требованием о возврате этой переплаты в течение срока, равного общему сроку исковой давности. Но таким образом КС РФ просто очертил срок давности взыскания, срок обращения в суд в подобных случаях. И это вовсе не означает, что правила ГК РФ о прерывании срока исковой давности могут применяться к налоговым правоотношениям".

Ситуация 4.Инспекция письменно не сообщила вам о числящейся в карточке расчетов с бюджетом излишней уплате. Настаивайте, что срок давности не пропущен, поскольку налоговики не выполнили свою обязанность проинформировать вас о выявленной переплате (Пункт 3 ст. 78 НК РФ). Некоторые суды приходят к выводу, что и в таких случаях 3 года исковой давности должны отсчитываться с даты акта сверки, из которого налогоплательщик узнал о переплате (Постановления ФАС ДВО от 11.07.2011 N Ф03-2746/2011; ФАС СЗО от 08.04.2011 по делу N А56-25060/2010; ФАС ПО от 21.04.2010 по делу N А49-9726/2009).
Доказать, что 3 года исковой давности нужно отсчитывать с даты подачи вами уточненной декларации, в которой вы показали переплату, вряд ли получится (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08).
Вариант 3.Уменьшите налог текущего периода
Это возможно, если переплата - следствие ошибки, которая привела к завышению налоговой базы в прошлом периоде (например, вы занизили расходы или завысили доходы) (Пункт 1 ст. 54 НК РФ). Вы можете сделать вид, что ошибку обнаружили только сейчас. А такие ошибки п. 1 ст. 54 НК РФ позволяет исправлять в периоде их выявления.
Увы, и этот способ, скорее всего, приведет вас в суд. Ведь в Минфине считают, что таким образом можно исправить ошибки не "старше" 3 лет (Письма Минфина России от 05.10.2010 N 03-03-06/1/627, от 04.08.2010 N 03-03-06/2/139).

Еще один возможный способ использовать просроченную переплату - списать ее на "прибыльные" расходы как безнадежный долг. Однако без спора с налоговиками сделать это не получится. Этим летом Минфин разъяснил, что такую переплату нельзя считать безнадежной дебиторской задолженностью и списывать в налоговые расходы за истечением срока давности возврата (Письмо Минфина России от 08.08.2011 N 03-03-06/1/457).

Срок давности для возврата налоговой переплаты

Срок давности для возврата налоговой переплаты

Наличие переплаты по налогам нередко спасает налогоплательщиков от налоговых доначислений. В то же время у таких «излишков» также имеется срок годности. Причем, как следует из Определения Верховного Суда РФ от 3 сентября 2015 г. N 306-КГ15-6527, таковой определяется с учетом особенностей уплаты каждого конкретного налога. В рассматриваемом деле речь шла о налоге на прибыль организаций.

Положения пп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса (далее — Кодекс) дают налогоплательщикам право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Если мы говорим об «излишке», который попал в бюджет по инициативе (ошибке и т.п.) самого налогоплательщика, то порядок его возврата (зачета) регламентирован ст. 78 Кодекса.

Возврат (зачет) сумм излишне уплаченного налога осуществляется на основании заявления налогоплательщика (п. п. 4 и 6 ст. 78 НК). Решение о зачете «излишка» в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения такого заявления или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если таковая проводилась. Аналогичный срок установлен и на возврат налогоплательщику налоговой переплаты, что называется, живыми деньгами.

Обратите внимание! Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможном наличии налоговой переплаты, по предложению инспекции или компании (ИП) может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

В данном случае необходимо учитывать, что при наличии у налогоплательщика помимо переплаты еще и долга перед бюджетом в первую очередь «излишек» пойдет на его покрытие. И уже с «остатками» он сможет «работать».

Как бы там ни было, согласно п. 7 ст. 78 Кодекса заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах. При этом возврат «излишка» должен быть произведен в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (п. 6 ст. 78 НК). При нарушении данного срока налоговики должны вернуть помимо «излишка» еще и проценты за каждый день опоздания. Таковые рассчитываются исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК).

На практике нередко возникает проблема с определением «часа икс», то есть момента, с которого начинает исчисляться срок, отведенный на подачу в налоговый орган заявления о возврате налоговой переплаты. Особенно часто это касается переплаты по налогу на прибыль. Именно такую ситуацию рассмотрел Верховный Суд РФ в Определении от 3 сентября 2015 г. N 306-КГ15-6527 по делу N А72-6526/2014.

Суть спора заключалась в следующем. Компания 8 апреля 2011 г. представила в инспекцию декларацию по налогу на прибыль за 2010 г. в которой указала к уменьшению 3 350 228 руб. В итоге сумма исчисленного налога за отчетный период составила 2 374 291 руб. при начислении к уплате авансовых платежей в размере 5 724 519 руб. В июне 2011 г. была представлена «уточненка» за первый квартал 2011 г. в которой к уменьшению было заявлено 2 250 984 руб.

Всего за 2010 и 2011 гг. обществом уплачено авансовых платежей и налога на прибыль в сумме 4 884 088 руб. 29 коп. Справкой, датированной 11 июля 2011 г. N 12352 и актом сверки расчетов от 29 января 2013 г. N 3768, инспекция подтвердила наличие у общества переплаты по налогу на прибыль: в федеральный бюджет — 485 089 руб. в бюджет субъекта — 4 365 794 руб. В марте 2014 г. компания подала заявление в налоговый орган о возврате «излишка», но получила, что называется, от ворот поворот. Отказ в возврате переплаты по налогу на прибыль инспекторы мотивировали тем, что общество пропустило срок, установленный Кодексом на подачу такого заявления. Связано это было с тем, что последний платеж был произведен 18 марта 2011 г. и с момента его осуществления прошло более трех лет.

В досудебном порядке спор разрешить не удалось. В связи с этим и был подан иск в суд. И суды всех трех инстанций признали отказ инспекции правомерным.

Однако Верховный Суд упрекнул своих нижестоящих коллег в том, что они забыли про особенности исчисления и уплаты налога на прибыль. Дело в том, что положения ст. 287 Налогового кодекса устанавливают правило о зачете уплаченных авансов в счет уплаты последующих авансовых платежей (и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода), основывающееся на методе нарастающего итога. Соответственно, в случае когда налогоплательщиком не было заявлено требование о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода. Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК).

Таким образом, юридические основания для возврата излишне уплаченного налога на прибыль наступают с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.

Отметим, что указанная правовая позиция изложена и в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. N 17750/10. То есть в этой части имеет место правопреемство в решениях высших судов.

Кстати говоря, представители ВС в рассматриваемом деле «раскритиковали» и отказ судей в возврате налогоплательщику «излишка» в судебном порядке. Причем руководствовались они теми же «мотивами» (пропущен срок на подачу соответствующего иска). При этом они отталкивались от момента, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты заявленной к возврату суммы налога.

Такой подход ВС признал ошибочным. Причем судьи опять же сослались на правовую позицию ВАС, изложенную уже в п. 79 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57. В нем сказано, что пропуск срока на подачу заявления в налоговый орган не препятствует налогоплательщику обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в течение трех лет считая со дня, когда он узнал (или должен был узнать) о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм.

В общем и целом Определение ВС РФ от 3 сентября 2015 г. N 306-КГ15-6527 ничего революционного в судебную практику не привнесло. Однако и недооценивать его все же нельзя.

Во-первых, тем самым ВС подтвердил, что по сей день жива позиция Высшего Арбитражного Суда касательно порядка исчисления «срока давности» для подачи заявления на возврат излишне уплаченного налога на прибыль.

Во-вторых, ценность представляет и «наказ» ВС нижестоящим судам при разрешении аналогичных споров учитывать особенности исчисления налога на прибыль. А это позволяет распространить его и на иные налоги, по которым Кодексом предусмотрена уплата авансовых платежей (налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, налог на имущество, земельный налог и т.д.).

В завершение хотелось бы отметить, что указанный подход не запрещает налогоплательщику требовать возврата излишней уплаты сумм авансового платежа, если, к примеру, он по ошибке перечислен в большем размере, нежели был исчислен. В этом случае дожидаться окончания налогового периода, когда станет известен окончательный финансовый результат компании, вовсе не нужно. Ведь и в упомянутом Постановлении Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. N 17750/10 сказано, что в «случае, когда налогоплательщиком не было заявлено требование о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода».

В.Мухин
«Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия», 2015, N 35

Навигация по записям

Как вернуть (зачесть) переплату по налогам, пеням, штрафам

Как вернуть (зачесть) переплату по налогам, пеням, штрафам

Возвращать суммы из бюджета нужно в зависимости от того, по какой причине у организации образовалась переплата и каким способом вы планируете ее вернуть. Возможны три варианта:

  • организация по собственной инициативе перечислила в бюджет излишнюю сумму и планирует ее зачесть;
  • организация по собственной инициативе перечислила в бюджет излишнюю сумму и возвращает переплату на свой расчетный (лицевой) счет;
  • налоговая инспекция взыскала с организации излишнюю сумму.

Обнаружить переплату может как сама организация, так и налоговая инспекция.

Если первыми это сделали инспекторы (например, в ходе внутренней проверки), то в течение следующих 10 рабочих дней они должны письменно сообщить об этом организации (п. 3 ст. 78 НК РФ). Форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90. При этом под датой обнаружения переплаты следует понимать день, когда сотрудник налоговой инспекции выявил излишне уплаченную сумму по конкретному налогу. Эта дата будет указана в самом сообщении.

Зачет в счет недоимки

Если у организации есть недоимка по другим налогам (сборам, пеням, штрафам), то в первую очередь сумма переплаты направляется на ее погашение. Инспекция может самостоятельно решить, в счет какой недоимки засчитать переплату, и сообщить об этом организации.

Причем зачесть переплату коммерческой организации инспекция вправе без помощи суда.

Также организация вправе подать в инспекцию заявление о зачете с указанием, в счет какого налога (сбора, пеней, штрафа) зачесть переплату. Инспекция может предварительно назначить сверку расчетов с бюджетом .

В любом случае инспекция принимает решение о зачете излишне уплаченных сумм в счет недоимки в течение 10 рабочих дней:

  • с момента обнаружения переплаты, если организация не обращалась в инспекцию с заявлением о зачете в счет конкретного платежа;
  • со дня получения заявления организации о зачете в счет конкретного платежа (если организация подала такое заявление);
  • со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом (если инспекция и организация провели сверку);
  • с момента вступления в силу решения суда (в т. ч. если организация добилась зачета через суд).

Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

Зачет в счет предстоящих платежей

Если недоимки по другим налогам (сборам, пеням, штрафам) у организации нет, переплату можно зачесть в счет предстоящих платежей в бюджет. Такое решение налоговая инспекция принимает по заявлению организации. Предварительно могут назначить сверку расчетов с бюджетом .

Как заявить о зачете

Заявления о зачете подайте по форме, утвержденной приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90.

В заявлении есть строка для указания суммы, направляемой в счет погашения недоимки. Однако на момент подачи такого заявления вы можете и не знать точную сумму недоимки, в счет которой предполагается зачет. Например, если подаете заявление до составления налоговой декларации.

Если сумму долга перед бюджетом не знаете, то сумму предстоящего платежа, в счет которого организация просит зачесть переплату, в заявлении можете не указывать (письмо Минфина России от 2 сентября 2011 г. № 03-02-07/1-315). После того как размер недоимки станет известен, инспекция направит всю сумму имеющейся переплаты на ее погашение.

В какую налоговую инспекцию обращаться

Заявления о зачете налогов, излишне уплаченных в региональные бюджеты по местонахождению обособленных подразделений организации, можно подавать как в налоговую инспекцию по местонахождению организации, так и в налоговые инспекции по местонахождению обособленных подразделений (письмо ФНС России от 19 ноября 2010 г. № ЯК-37-8/15939).

Какими способами можно подать заявление

Заявление можно подать:

Об этом сказано в пункте 4 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

В течение какого срока можно заявить

Заявление о зачете организация может подать в течение трех лет с момента уплаты излишней суммы налога. Налоговая инспекция должна принять решение о зачете в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от организации. Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

Совет: если планируете зачесть переплату в счет предстоящих платежей (по тому же или другому налогу), то заявление о зачете лучше подать заблаговременно. Как минимум за 10 рабочих дней до срока уплаты налога, в счет которого хотите зачесть переплату. В противном случае инспекция может начислить пени.

Налог считается уплаченным со дня вынесения инспекцией решения о зачете (подп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ). В свою очередь, инспекция принимает решение в течение 10 рабочих дней со дня, когда получит от организации заявление о зачете (п. 4 ст. 78 НК РФ). Если подать заявление слишком поздно (например, накануне или в последний день уплаты налога, в счет которого планируется зачесть переплату), то проверяющие могут не успеть с зачетом. И тогда у организации возникнет недоимка, а инспекция начислит пени за просрочку платежа до дня вынесения решения о зачете (подп. 4 п. 3 ст. 45, п. 3 ст. 75 НК РФ).

И что обидно, если инспекция примет решение о зачете своевременно (в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления), то оспорить пени не удастся. Ведь действия контролеров соответствуют действующему законодательству. Аналогичные разъяснения есть в письмах Минфина России от 2 августа 2011 г. № 03-02-07/1-273, от 12 февраля 2010 г. № 03-02-07/1-62.

Ситуация: как определить срок, начиная с которого отсчитывается трехлетний период для подачи заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных налогов?

Ответ на этот вопрос зависит от вида налога. Вернее, от того, предусмотрены ли авансовые платежи по этому налогу.

Общий срок для подачи заявлений о возврате или зачете излишне уплаченного налога – три года со дня уплаты данной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ). Но что считать днем уплаты? Зависит как раз от того, есть ли авансы по налогу.

Переплата по налогу, по которому перечислять авансовые платежи не нужно

Например, по НДС, НДПИ, ЕНВД, налогу на игорный бизнес. В таком случае трехлетний срок для подачи заявления отсчитывайте со дня перечисления излишней суммы налога. Если переплата возникла в результате нескольких платежей, то срок для заявления определяйте отдельно по каждому из них. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см. например, постановление Президиума ВАС РФ от 29 июня 2004 г. № 2046/04, определение ВАС РФ от 26 марта 2009 г. № ВАС-1890/09, постановление ФАС Московского округа от 1 ноября 2008 г. № КА-А40/10257-08).

В бюджет переплатили налог, для которого предусмотрены авансовые платежи

Например, это налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог. Для них трехлетний срок для подачи заявления нужно отсчитывать:

  • со дня представления декларации за налоговый период – если организация сдала декларацию в установленный срок или досрочно. Например, если организация сдала годовую декларацию по налогу на прибыль 20 марта 2015 года, она может подать заявление о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога по этой декларации до 20 марта 2018 года;
  • с даты, установленной для подачи налоговой декларации, – если организация сдала декларацию с опозданием. Например, если организация сдала годовую декларацию по налогу на прибыль 15 апреля 2015 года, она может подать заявление о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога по этой декларации до 28 марта 2018 года.

Правомерность такого вывода подтверждается письмами Минфина России от 15 июня 2012 г. № 03-03-06/1/309, ФНС России от 21 февраля 2012 г. № СА-4-7/2807 и арбитражной практикой (см. например, постановления Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 17750/10, ФАС Московского округа от 16 февраля 2012 г. № А40-49892/11-116-139, Дальневосточного округа от 13 февраля 2012 г. № Ф03-45/2012).

Заметьте: даже если вы не успели подать заявление в трехлетний срок, вернуть или зачесть налог можно через суд.

Пример обжалования решения налоговой инспекции об отказе в возврате суммы переплаты по налогу

Организация «Альфа» 27 января 2016 года подала в налоговую инспекцию заявление на возврат излишне уплаченного транспортного налога за 2012 год. По декларации за 2012 год сумма налога составила 390 000 руб. по уточненной декларации – 375 000 руб. Переплата в размере 15 000 руб. образовалась из-за применения неверной налоговой ставки.

Транспортный налог за 2012 год «Альфа» перечисляла авансовыми платежами. Авансы были уплачены тремя платежными поручениями:
– 26 апреля 2012 года – 130 000 руб.;
– 19 июля 2012 года – 130 000 руб.;
– 25 октября 2012 года – 130 000 руб.

Инспекция отправила «Альфе» решение от 15 февраля 2016 года. В решении инспекция указала, что отказывает в возврате налога, потому что трехлетний срок для подачи заявления пропущен. День, начиная с которого отсчитывается трехлетний период для подачи заявления, инспекция определила как дату платежа, перечисление которого повлекло за собой переплату, а именно 25 октября 2012 года.

Бухгалтер принял решение обжаловать решение налоговой инспекции. 22 февраля 2016 года организация обратилась в региональное УФНС России с письменной жалобой .

Ситуация: можно ли зачесть (вернуть) переплату по налогу, если с момента уплаты излишней суммы прошло более трех лет ?

Как правило, для этого нужно обратиться в суд. Дело в том, что трехлетний срок, о котором сказано в пункте 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ, установлен для внесудебного зачета (возврата) переплаты. Пропуск этого срока не лишает организацию права зачесть (вернуть) переплату через суд. Такие выводы содержатся в определении Конституционного суда РФ от 21 июня 2001 г. № 173-О.

Обращаться в суд есть смысл, если инспекция отказалась возвращать (зачитывать) излишне уплаченные суммы или вообще не ответила на заявление организации в установленный срок (п. 33 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, письмо Минфина России от 1 июня 2009 г. № 03-02-07/1-281). При этом надо учитывать, что в некоторых случаях инспекции вправе самостоятельно проводить зачет переплаты, возникшей более трех лет назад. Речь идет о ситуациях, когда помимо переплаты у организации есть недоимка по налогам, пеням или штрафам. Если такую недоимку можно взыскать, не обращаясь в суд, и если срок для взыскания не истек, то «старую» переплату инспекция вправе зачесть в счет погашения этой недоимки. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 22 апреля 2015 г. № 03-02-07/2/23112.

Срок исковой давности

При рассмотрении дела в суде срок исковой давности определяется по нормам гражданского, а не налогового законодательства. Суд будет отсчитывать срок исковой давности не с момента уплаты излишней суммы, а с момента, когда организация узнала (должна была узнать) об этом (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Таким образом, основная задача организации, которая намерена вернуть переплату в судебном порядке, – доказать, что между датой обращения в суд и датой, когда ей стало известно о наличии переплаты, прошло не более трех лет (п. 1 ст. 65 АПК РФ).

Чем подтвердить трехлетний срок

Прежде чем подавать исковое заявление, нужно оценить, располагает ли организация необходимыми доказательствами. Например, если организация получала из инспекции сообщение о переплате, то обращаться в суд целесообразно только в том случае, если с момента получения такого документа не прошло три года.

Универсальных доказательств для подтверждения начального срока исковой давности (даты, когда организации стало известно о переплате) нет. В каждом конкретном случае суды могут по-разному оценивать доводы, представленные как организацией, так и налоговой инспекцией (ст. 71 АПК РФ).

День получения разъяснений от ФНС России и Минфина России

Суд должен учитывать все обстоятельства, имеющие значение для дела (постановление Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2009 г. № 12882/08). Например, если организация обратилась в ФНС России или Минфин России с запросом по поводу определения налоговой базы, срок исковой давности может исчисляться с момента получения разъяснений. Ведь до получения разъяснений организация не могла правильно рассчитать сумму налога.

А вот дата подачи уточненной налоговой декларации, в которой организация показала уменьшение налога, не является точкой отсчета для исчисления срока давности. Решения, подтверждающие правомерность такого подхода, есть в окружной арбитражной практике (см. например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2010 г. № А32-4895/2009-59/76).

День получения акта выездной проверки

Начальным моментом для отсчета срока исковой давности может быть получение акта выездной налоговой проверки. Обычно это происходит, если по результатам проверки организации доначисляют налог на имущество, транспортный, земельный и другие налоги, которые учитываются при налогообложении прибыли.

В такой ситуации у организации возникают дополнительные расходы, поэтому ранее перечисленные суммы налога на прибыль становятся излишне уплаченными. Уточнив свои налоговые обязательства, организация сможет зачесть эти суммы в счет текущих (будущих) платежей или вернуть на банковский счет.

Поскольку о возникновении переплаты по налогу на прибыль и о возможности зачета (возврата) этих сумм организация узнает только после получения акта налоговой проверки, отсчитывать срок исковой давности в этом случае нужно с момента получения акта (ст. 200 ГК РФ). Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см. например, постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 мая 2015 г. № Ф08-2175/2015, ФАС Уральского округа от 19 декабря 2007 г. № Ф09-10590/07-С3).

День составления акта сверки расчетов

Организация может сослаться на то, что узнала о переплате при составлении актов совместной сверки расчетов с бюджетом . В таких случаях срок исковой давности начинается с даты подписания акта сверки (см. например, определение ВАС РФ от 16 октября 2009 г. № ВАС-13453/09, постановления ФАС Уральского округа от 22 июня 2009 г. № Ф09-4077/09-С3, Дальневосточного округа от 11 июля 2011 г. № Ф03-2746/2011, от 23 апреля 2010 г. № Ф03-2351/2010, Московского округа от 22 марта 2010 г. № КА-А40/2210-10, от 9 ноября 2009 г. № КА-А41/11714-09, от 22 апреля 2009 г. № КА-А40/3293-09, от 6 февраля 2009 г. № КА-А41/188-09, Западно-Сибирского округа от 29 июля 2009 г. № Ф04-4570/2009(11952-А75-15)).

Прерывание срока давности

Следует отметить, что срок исковой давности может прерываться. Для этого необходимо, чтобы инспекция совершила какие-либо действия, свидетельствующие о признании долга (ст. 203 ГК РФ).

Однако воспользоваться этой нормой на основании акта сверки, выданного налоговой инспекцией, не удастся. Акты сверки расчетов, а также решения о проведении частичного зачета переплаты не являются признанием долга. Следовательно, они не могут быть основанием для прерывания срока давности для возврата (зачета) излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов.

Такой вывод подтверждается устойчивой арбитражной практикой (см. например, определения ВАС РФ от 22 февраля 2012 г. № ВАС-1345/12, от 24 января 2012 г. № ВАС-17660/11, постановления ФАС Московского округа от 12 апреля 2013 г. № А40-68277/12-90-445, от 20 марта 2013 г. № А40-120856/11-107-499, Северо-Кавказского округа от 26 сентября 2011 г. № А22-1389/2010, от 4 марта 2010 г. № А32-7594/2009-51/103, от 27 февраля 2010 г. № А32-12635/2008-70/98, Поволжского округа от 11 февраля 2010 г. № А65-11889/2009, Западно-Сибирского округа от 5 октября 2011 г. № А46-16162/2010, Волго-Вятского округа от 30 апреля 2009 г. № А17-2713/2008).

Совет. старайтесь проводить сверку расчетов с бюджетом не реже чем один раз в год. Это позволит вовремя обнаружить переплату и заявить о зачете (возврате) излишне перечисленных сумм. К тому же предварительная инвентаризация обязательств (в т. ч. и налоговых) необходима, чтобы составить годовую бухгалтерскую отчетность (п. 38 ПБУ 4/99, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, ч. 1 ст. 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Ситуация: может ли налоговая инспекция списать переплату по налогу, если по ней истек срок исковой давности ?

Да, может, но только при выполнении нескольких условий .

Вообще Налоговый кодекс РФ не предусматривает списание переплаты по налогам. Однако, по мнению Минфина России и ФНС России, налоговая инспекция вправе это сделать, если одновременно выполняется ряд условий:

  • инспекция уведомляла организацию об имеющейся переплате;
  • организация не имеет недоимки по другим налогам и сборам;
  • в течение трех лет со дня уплаты налога организация так и не подала заявление о зачете или о возврате;
  • организация не ведет деятельность и не представляет отчетность, на основании которой переплату можно было бы зачесть в счет предстоящих платежей.

Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, инспекция не вправе списывать переплату. Например, инспекция не спишет переплату организации, которая ведет деятельность и регулярно сдает налоговую отчетность. Даже если организация в течение трех лет со дня уплаты налога не подала заявление о зачете или о возврате переплаты.

Кроме того, налоговая инспекция может списать переплату по следующим основаниям:

  • по заявлению организации;
  • на основании судебного решения, согласно которому организации отказано в восстановлении срока давности для возврата этой суммы налога.

Такая точка зрения отражена в письмах Минфина России от 22 февраля 2006 г. № 03-02-07/2-10 и ФНС России от 1 ноября 2013 г. № НД-4-8/19645.

Решение о зачете

О своем решении провести зачет или отказать в этом налоговая инспекция должна сообщить организации в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения (п. 9 ст. 78 НК РФ).

Ограничения на зачет

Зачесть излишне уплаченные суммы в счет недоимки или в счет предстоящих платежей можно только по налогам одного вида (федеральные, региональные, местные). Такой порядок зачета предусмотрен пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ. Например, переплату по НДС (федеральный налог) можно зачесть в счет недоимки по налогу на прибыль (тоже федеральный налог). А вот в счет недоимки по земельному налогу – нельзя, так как земельный налог относится к местным.

Группы налогов перечислены в статьях 13–15 Налогового кодекса РФ. При этом ЕСХН, единый налог при упрощенке и ЕНВД признаются федеральными налогами (п. 7 ст. 12 НК РФ).

Заметьте: возможность зачета не зависит от того, как распределяются налоги между бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами. Например, налог на прибыль направляется и в федеральный, и в региональный бюджеты. Но, несмотря на это, его можно зачесть в счет уплаты НДС – федерального налога. Такой же порядок распространяется и на пени, начисленные по соответствующим налогам. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 августа 2009 г. № 03-02-07/1-401, от 4 сентября 2008 г. № 03-02-07/1-363.

Ситуация: можно ли зачесть переплату по налогу, который организация перечислила как налогоплательщик, в счет уплаты другого налога, по которому она является налоговым агентом ?

Зачесть излишне уплаченные суммы в счет недоимки или в счет предстоящих платежей можно в пределах налогов одной группы (федеральные, региональные, местные). Такое правило распространяется как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов. Ведь общая сумма поступлений в бюджет по группе начисленных налогов (например, федеральных) в результате зачета не изменится. Поэтому, например, переплату по налогу на прибыль организация вправе зачесть в счет недоимки по НДФЛ.

Такой порядок следует из пунктов 1 и 14 статьи 78 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 25 марта 2016 г. № 03-02-07/1/19163.

Стоит отметить, что раньше Минфин России занимал другую позицию. Финансовое ведомство давало разъяснения, из которых следовало, что налоги, излишне уплаченные организацией – налогоплательщиком, нельзя засчитывать в счет налогов, которые эта же организация должна перечислять в бюджет в качестве налогового агента. Например, переплату по НДС или по налогу на прибыль нельзя зачесть в счет уплаты НДФЛ, который организация удерживает из доходов своих сотрудников (письма Минфина России от 23 ноября 2010 г. № 03-02-07/1-543, от 19 февраля 2010 г. № 03-02-07/1-69, от 20 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-515, от 19 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-81).

Однако с выходом письма Минфина России от 25 марта 2016 г. № 03-02-07/1/19163 прежние разъяснения больше не актуальны.

Пример зачета переплаты по федеральным налогам

Организация, применявшая общую систему налогообложения, с 1 января перешла на уплату ЕНВД. По результатам сверки расчетов с бюджетом налоговая инспекция подтвердила, что по состоянию на 1 января у организации имеется переплата по НДС в размере 100 000 руб.

В мае (после подачи декларации по ЕНВД за I квартал) выяснилось, что при расчете единого налога из-за искажения размера физического показателя была занижена налогооблагаемая база. В результате у организации образовалась недоимка по ЕНВД в сумме 30 000 руб. Поскольку и НДС, и ЕНВД относятся к федеральным налогам, организация может зачесть переплату по НДС в счет погашения недоимки по ЕНВД в сумме 30 000 руб.

По другим федеральным налогам (штрафам, пеням) у организации недоимок нет. В связи с этим оставшуюся часть переплаты по НДС в размере 70 000 руб. (100 000 руб. – 30 000 руб.) организация может зачесть в счет предстоящих платежей по ЕНВД.

Пример зачета переплаты по транспортному налогу в счет предстоящих платежей по этому же налогу

Организация в феврале текущего года (после подачи декларации по транспортному налогу за предыдущий год) выяснила, что при расчете транспортного налога была завышена сумма налога из-за применения неверно рассчитанного коэффициента использования транспортного средства. Сумма завышения составила 13 077 руб. В связи с этим бухгалтер подал уточненную декларацию по транспортному налогу за предыдущий год, отразив в ней уменьшенную сумму налога.

По состоянию на момент подачи уточненной декларации недоимок по налогам (сборам, пеням, штрафам) у организации нет. Поэтому переплату по транспортному налогу было решено зачесть в счет предстоящих платежей по этому налогу. Бухгалтер организации составил заявление о зачете переплаты .

Ситуация: должны ли налоговые инспекторы начислить проценты, если зачитывают в счет недоимки по другому налогу излишне взысканные суммы налога (сбора, пеней) ?

На сумму излишне взысканного налога (сбора, пеней) начисляются проценты (п. 5 ст. 79 НК РФ). Организация имеет право получить проценты и в том случае, когда она попросила зачесть излишне взысканный налог (сбор, пени) в счет недоимки по другому налогу (п. 9 ст. 79 НК РФ). Объясняется это тем, что проценты – это компенсация материальных потерь организации, которые были вызваны излишним взысканием сумм налога. И неважно, в какой форме деньги возвращаются организации – перечислением на банковский счет или зачетом в счет недоимки по другому налогу.

Аналогичная точка зрения отражена в письме ФНС России от 21 сентября 2011 г. № СА-4-7/15431.

Согласны с таким подходом и судьи (см. например, определение ВАС РФ от 24 ноября 2008 г. № 15129/08, постановления ФАС Московского округа от 5 мая 2011 г. № КА-А40/3771-11-П, от 20 августа 2009 г. № КА-А41/8136-09, Восточно-Сибирского округа от 21 июля 2008 г. № А19-18067/07-33-Ф02-3291/08).