Руководства, Инструкции, Бланки

Характеристика Личности Школьника Образец img-1

Характеристика Личности Школьника Образец

Рейтинг: 5.0/5.0 (1670 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Комплекс заданий по психологии Задание Психолого-педагогическая характеристика личности школьника - Педагогическая практика - стр

Преподаватель психологии И.Н. Варламова

Контактный телефон 8-962-949-94-24, 8-903-146-57-82,

Комплекс заданийпо психологии

Задание 1. Психолого-педагогическая характеристика личности школьника.

Для успешной профессиональной работы в период прохождения прак­тики студент, применяя методы психологического изучения личности: наблюдение и метод обобщенных суждений, составляет психолого-педагоги­ческую характеристику на одного ученика класса.

Задание 2.Психолого-педагогическая характеристика класса.

В процессе педагогической практики студент учится анализировать и оценивать классный коллектив как объект учебно-воспитательной работы учителей и субъект деятельности, направленный на выполнение требований учителей. С учетом этого, практикант составляет психолого-педагогическую характеристику классного коллектива с целью определения основных направлений дальнейшей учебно-воспитательной работы с ним.

Задание 3. Педагогическое мастерство учителя.

Во время посещения уроков у одного учителя, студент изучает и анализирует индивидуальные стилевые особенности общения учителя с учащимися на уроке: общую характеристику стиля общения, речевого и невербального поведения учителя, его педагогический этикет и такт, способы воздействия на учащихся.

Методические рекомендации по организации выполнения

заданий по психологии

1. Психолого-педагогическая характеристика личности школьника

Схема психолого-педагогической характеристики школьника

1. Общие сведения: класс, возраст, физическое развитие и состояние здоровья.

2. Краткая характеристика отношений с педагогическим коллективом, отдельными учителями; взаимоотношения в классном коллективе.

широта круга общения в классном коллективе;

характеристика общения с разными категориями людей

(взрослыми, сверстниками, младшими).

4. Особенности учебной деятельности:

успехи в учебной деятельности;

качества личности, проявляемые в отношениях к учебной деятельности: активность, настойчивость, самостоятельность, аккуратность, умение работать с книгой и т.д.;

5. Поведение (дисциплина учащегося в школе, мотивы поведения).

6. Уровень развития познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение).

7. Характеристики эмоционально-волевой сферы:

преобладание эмоции и настроения;

уровень волевой саморегуляции и волевые качества личности, отношение к самовоспитанию.

8. Методом наблюдения определяется преобладающий тип темперамента).

9. Характеристика способностей и профессиональных интересов школьника.

10. Педагогические рекомендации возможных путей дальнейшего формирования личности школьника.

11. Общие выводы (свое впечатление о ребенке; можно дописать то, что не было в характеристике; пожелания ребенку - пути дальнейшего развития и воспитания личности).

Ход выполнения задания. Психолого-педагогическая характеристика составляется по схеме, указанной выше. Она должна быть полной, и может включать в себя другие, помимо указанных в схеме, стороны личности учащегося, если они для данного учащегося оказываются существенными, типичными.

Характеристика пишется на листе бумаги А-4 и является составной частью дневника педагогической практики. В верхней части указывается ее название, например, «Психолого-педагогическая характеристика ученика 8 класса средней школы № 5 Иванова Александра, составленная студентом (цифра курса) курса дневного отделения по специальности (название специальности в кавычках) института (название института) Петровым С.И.».

Ниже проставляется дата составления характеристики. В конце текста характеристики студент ставит свою подпись.

Форма характеристики (текст) может быть произвольной, в рамках предложенной схемы. Студент при этом должен пользоваться принятой в учебной литературе психолого-педагогической терминологией. В общих выводах необходимо сжато обобщить основные достоинства и недостатки личности школьника.

За неделю до окончания практики студент знакомит классного руководителя с составленной им характеристикой учащегося и получает от него письменный краткий оценочный отзыв в конце текста характеристики и заверяемый его подписью.

За три дня до окончания практики студент лично сдает преподавателю психологии составленную им характеристику ученика для ее проверки и оценки.

2. Психолого-педагогическая характеристика класса

Для успешной профессиональной работы в период прак­тики студенту в течение первой недели необходимо изу­чить класс. При изучении класса используется метод наблюдения, обеспечивающий объективность выводов (ознакомление с клас­сным журналом, беседа с классным руководителем).

Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива

1. Общие сведения о классе: состав класса, актив, уровень успеваемости, история формирования коллектива, стабильность, смена классных руководителей, дисциплинированность, связи класса с другими коллективами и т.д.

2. Организационная структура класса как коллектива: характеристика межличностных отношений внутри коллектива учащихся класса, характеристика выборного актива класса (если он есть) и содержание его деятельности (инициативность, авторитетность, требовательность к себе, правильность распределения функций). Неофи­циальный актив класса и его взаимоотношения с официальным.

3. Классный коллектив как объект педагогических воздействий.

а) единство педагогических требований учителей к классу и их эффективность, выраженная в различных результатах деятельности класса: учебных успехах, общественной активности, в организации (дисциплинированности) класса, в состоянии соревнования среди учащихся, в наличии социально-ценного общественного мнения, широте и социальной значимости внеучебных интересов и склонностей класса;

б) роль педагогических воздействий классного руководителя в общей организации жизнедеятельности классного коллектива;

в) роль классного актива в общих успехах класса.

4. Классный коллектив как субъект деятельности (по усвоению требований учителей):

а) общий уровень развития учащихся, их интересы, кругозор, анализ доминирующих интересов класса, отрицательные и положительные проявления в учебной работе;

б) основные мотивы учебной деятельности класса, характеристика мотивов и интересов в других видах деятельности (трудовой, спортивной, технической и т.п.);

в) борьба класса за высокую успеваемость и дисциплину;

г) общественная жизнь класса:

интересы класса к событиям, литературе, искусству, спорту и т.п. и формы проявления этих интересов (беседы, посещение театра, кино, диспуты и т.д.);

общественно полезная работа в классе (конкретные виды, формы и результаты);

участие класса в общественной жизни;

д) отношение коллектива к учителям, классному руководителю, администрации, авторитет учителей, оптимальный стиль педагогического руководства для данного класса и осуществление индивидуального подхода к ученикам;

е) традиции классного коллектива.

5. Психологическое единство класса как коллектива. Показатели групповой сплоченности класса, эмоционального единства и их анализ.

На основе данных, полученных при изучении класса, студенты формулируют основные положительные и отрицательные стороны в деятельности коллектива; рекомендации по реорганизации, которые представляют классному руководителю; определяют воспитательные цели и составляют план воспитательной работы с классом.

3. Педагогическое мастерство учителя

Для выполнения задания необходимо посетить 4 – 6 уроков одного учителя. Уроки одного учителя можно посещать в разных классах, в любой день в течение недели.

Предварительно необходимо получить у учителя разре­шение на посещение урока.

Во время посещения уроков одного учителя, с его разрешения, студент изучает и анализирует индивидуальные стилевые особенности общения учителя с учащимися на уроке: общую характеристику стиля общения, речевого и невербального поведения учителя, его педагогический этикет и такт, способы воздействия на учащихся.

Во время урока ведется протокол по схеме:

Класс______ № урока (по расписанию)__________________________

Цель наблюдения: (например невербальное поведение)____________

каждого этапа урока

Указываются этапы урока в соответствии с дидактическими задачами и организационны­ми задачами (организационный момент, целеполагание, проверка домашнего задания, ак­туализация ранее изученного материала, пов­торение, изучение нового материала, первич­ная проверка усвоения изученного, закрепле­ние, применение, обобщение, контроль, инфор­мация о домашнем задании, подведение итогов урока).

Описы­ваются отдельные характе­ристики общения (признаки стиля)

На каждом уроке оцениваются отдельные особенности процесса общения с исполь­зованием нижеприведенной шкалы, причем, на каждом уроке (кроме пробного) студенты изучают одну из характеристик общения.

Содержание наблюдений на уроках:

0 урок (пробный) - наблюдаются все нижеперечислен­ные характеристики, наблюдения записываются в графу «Примечания».

1 урок - общая характеристика стилей, темпера­мент учителя.

Для описания студент может воспользоваться любой классификацией. В случае если стиль общения определяется как либераль­ный, демократический, авторитарный, для наблюдений и анализа можно использовать следующие рекомендации:

а) демократический стиль. Наблюдается: побуждение к совместной деятельности, разделение ответственности «делегирование полномочий», уважение к говорящему, организация диалога. В речи - преобладание местоимения МЫ, конструкций «Давайте вместе. », «Кто считает иначе. » «Как вы считаете?» и т.д.

б) авторитарный стиль. Наблюдается: повелительная интонация, монолог, стремление к единоличной ответственности. В речи - ме­стоимение Я, конструкции «Я считаю», «Слушать!», «Пи­шите!»

в) либеральный стиль. Преобладание призывов, просьб, сокращение дистан­ции в общении с учениками - заигрывание, попытки ут­вердиться за счет других, демонстрация тождественности с учениками, ответственность перекладывается на учени­ков, встречаются нарушения педагогической этики. В речи - использование молодежного сленга.

г) непоследовательный - сочетает характеристики всех стилей, как правило, не подчинено определенной цели, смена стилей происходит ситуативно, стихийно.

Для определения и характеристики темперамента необходимо обра­титься к учебникам по психологии.

2 урок - речевое поведение.

В графе «Примечания» записываются все реплики учи­теля и делаются записи, характеризующие речь. Для этого можно: определить характеристики голоса - силу, тембр, высоту; особенности речи - темп, интонаци­онную гибкость, выразительность, использование пауз, дикцию. Наблюдая, необходимо выяснить, насколько речь учителя ясна, правильна, доступна, лаконична, логична, богат ли лексический запас, используются жаргонизмы, слова-паразиты.

3 урок - невербальное поведение.

В графе «Примечание» описывается жестовый рисунок урока (все жесты, мимика, телодвижения учителя). Наблюдая, необходимо определить, какие жесты чаще всего использует учитель (указательные, описывающие, вспомогательные, поддержки, угрозы, запрещающие), на­сколько они оправданы, каков характер жестикуляции (ак­тивная, не выражена, сдержанная).

Описать мимику учителя. В какой ситуации лицо учителя выражает радость, гнев, огорчение, сожаление, сочувствие, ожидание, внимание. Дать характеристику выразительности мимики (выразительная, не выражена, отсутствует).

4 урок - педагогический такт и этикет.

Описать этикетность ситуаций приветствия и проща­ния. Подсчитать количество использования этикетных формул, описать их виды (просьба, приветствие, прощание, извинение, одобрение, сожаление, благодарность). Определить, насколько учитель тактичен по отношению к детям, допускает ли проявления бестактности, как ведет себя в конфликтной ситуации.

5 урок - способы воздействия на учащихся.

Определить, какими способами учитель добивается дис­циплины на уроке, как формирует интерес к своему пред­мету. Описать приемы индивидуального и фронтального воздействия, оценить их целесообразность.

6 урок - способы оценивания учащихся.

Опишите предпочитаемые учителем способы оценки, одобрения (мимика, жесты, слово). Как часто используется качественная оценка, похвала. Соблюдает ли единство требований к оценке знаний учащихся. Соблюдает ли единство требова­ний к оценке учебной деятельности (сравните с пробным уроком). Существует ли у учителя предпочтения в оценке отдель­ных учащихся, класса.

7 урок - резервный. Урок используется для уточнения отдельных характе­ристик педагогического мастерства учителя.

Похожие документы: Е. И. Рогов настольная книга практического психолога учебное пособие Вдвух книгах

психолого -педагогический дуализм в отношении развивающейся личности — обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии. в коллективной жизни класса. 7. Заключение Характеристика трудного школьника. Оценка роли школы, семьи, общественности.

по клинической и психолого -педагогическойхарактеристике. личности при выпадении компонента двигательной активности, каков в этом случае комплекс. позаданным сюжетам вместе с экспериментатором. Ролевая игра позаданному. Психология умственно отсталого школьника.

формированию у школьников лишь узких. формирование личности с заданными качествами. и коррекционной работы психолога. М. 2000. работе по коррекции звукопроизношения. ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКАЯХАРАКТЕРИСТИКА. комплекс общих упражнений, например: О6щий комплекс.

Программа производственной практики педагогическая практика по информатике Направление подготовки

углубления знаний школьниковпо данной теме при. к составлению примерной схемы психолого -педагогическойхарактеристикиличности воспитанника В первые два. выполнения психологопедагогическогозадания Жадько, Е. Г. Практикум для детского психолога.

«Психология и педагогика высшей школы» является формирование у магистрантов психолого -педагогического. заданий. закрытая, открытая, задание на соответствие, задание на установление правильной последовательности. Основные характеристики тестовых заданий.

Другие статьи

Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника

Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

К 6 годам ребенок в основном уже готов к систематическому школьному обучению. О нем надобно говорить уже как о личности, поскольку он осознает свое поведение, может сравнивать себя с другими. К концу дошкольного периода формируется ряд новых психических образований:
1. Стремление к общественно значимой деятельности.
2. Способность управлять своим поведением.
3. Умение делать простые обобщения.
4. Практическое овладение речью.
5. Умение налаживать взаимосвязи и сотрудничество с другими людьми.

Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст – это особый период жизни, в которой ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью.

В 6-7-летнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Происходит изменение уклада жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

Ведущей деятельностью первоклассников становится учение, в результате которого возникают психические новообразования. Оно характеризуется своей результативностью, обязательностью и произвольностью.

В биологическом отношении у младших школьников, по сравнению с предыдущим возрастом, замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно увеличивается сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения – младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств.

В развитии наблюдается дисгармония в физическом и нервно-психическом развитии ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Появляется повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движении.
В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-двигательной координации) отмечается именно в возрасте 7-11 лет. В этот период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс. Обеспечивается прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создает необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций. По этой же причине у детей заметно возрастает ловкость в метании, лазании, легкоатлетических и спортивных движениях.

В этот период развития двигательные функции получают весьма значительное развитие, особенно существенно совершенствуется координация движений, чему способствуют занятия физической культурой, различными видами спорта (плаванием, гимнастикой, легкой атлетикой и др.), ручным и производительным трудом и т.д.
Дети в этом возрасте умеют:
1. Прямо и твердо ходить, бегать, прыгать.
2. Точно ловить и кидать мяч.
3. На протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы.
4. Застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
5. Проводить прямые, не дрожащие линии.
6. Достаточно уверенно пользоваться ножницами.
7. Складывать пазлы без помощи взрослого.
8. Обводить рисунки по пунктиру.
9. Дорисовывать симметричные половины несложных рисунков и т.д.
Соответственно с физическим развитием, в возрасте 6–10 лет происходит бурное развитие различных психических функций, в том числе и высших, связанных с когнитивной деятельностью, а также с высшими (нравственными) чувствами.

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее становление, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной работы.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. К концу первой ступени школы восприятие ребенка усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Внимание младших школьников недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Дети способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Поэтому весь учебный процесс в начальной школе подчинен воспитанию культуры внимания. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего – мотивацией учения, ответственностью за успех учебной деятельности.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», — напоминал учителям К. Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени — развить интеллект ребенка до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, указывал Л. С. Выготский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). Именно в школе интеллект ребенка развивается настолько интенсивно, как ни в какое другое время. В этот период особенно велика роль учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, методи¬ки организации познавательной, деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается.
В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков», или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников», с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Мышление детей развивается во взаимосвязи с речью. В начальной школе активный словарный запас увеличивается до 7 тысяч слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в значительном обогащении словарного запаса ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли. Показателем уровня развития ребенка становится – контекстная речь.

Большую роль в познавательной деятельности школьника играет память. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. В отличие от дошкольников, младшие школьники целенаправленно, произвольно запоминают материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на производную память. В ходе обучения совершенствуется смысловая память, с помощью которой дается возможность освоить достаточно широкий круг рациональных способов запоминания. А так же развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, и оперативная.

Воображение в младшем школьном возрасте опирается на конкретный предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.

Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него складываются элементы социальных чувств, вырабатываются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для развития нравственных качеств личности. Этому способствуют податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное — огромный авторитет, которым пользуется учитель. Роль начальной школы в процессе социализации личности, становления нравственного поведения огромна.

Мотивационная сфера по темпам развития отстает от интеллектуальной. Воля не сформирована, мотивы не осознаются. Повышенная чувствительность, способность глубоко и сильно переживать превалируют над доводами разума, школьник совершает множество необдуманных действий. Большие проблемы в гуманистическом воспитании связаны с положительной самооценкой школьников. Весьма существенно на ее формирование влияет переход ребенка из семьи в школу. Оценка в семье, где ребенка хвалили, и реальная оценка его в школе, которая складывается в сравнении с другими детьми, естественно, не совпадают или совпадают редко. Двойное давление трудно выдержать, а поэтому ребенок, спасаясь, пристает к одному берегу, и это чаще всего заниженный уровень самооценки. Когда взгляды семьи и школы расходятся, это всегда создает дополнительную нагрузку на психику ребенка. Низкая самооценка связана с глубоким внутренним дис-комфортом. Прекрасно понял это и выразил Ж. Ж. Руссо: гармоничность воспитания возможна лишь в том случае, когда ребенок свободно делает то, что хочет, а хотеть он будет того, что хочет его воспитатель. Ребенок упрям. До тех пор, пока он сам не захочет освободиться от той или иной особенности своего поведения, почти невозможно достичь его перевоспитания. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы должны быть направлены на то, чтобы у ребенка постепенно вырабатывалась самостоятельность.
Эмоционально-волевая сфера младших школьников характеризуется:
1. Легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями.
2. Непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний: радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия.
3. Большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроения (на общем фоне бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам.
4. Тем, что эмоционально значимыми факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками.
5. Эмоциями и чувствами (и своими, и других людей), которые слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается неверно, так же, как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников. Иными словами, у младших школьников, как правило, не развито чувство эмпатии, сопереживания.
Внешнее поведение ребенка самым серьезным образом отражается на его внутреннем мире, именно поэтому младший школьник требует неусыпного внимания.

Таким образом, развитие младшего школьника – очень сложный и противоречивый процесс. В этом возрасте растущий человек должен очень многое понять, а поэтому нужно максимально использовать каждый день его жизни. Главная задача возраста – постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений. Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий; осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из них уже останутся неизменными на протяжении всей жизни. К концу этого возрастного периода мелкая и общая моторика достаточно скоординирована и точна.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учёб. пособие. – 2-е изд. перераб. / В.А. Аверин. – СПб. Изд-во Михайлова В.А. 1998. – 379 с.
2. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, А.Д. Фабер. – М. Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
3. Гаврина, С.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов / С.Е Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – М. ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. – 80 с.
4. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. — М. Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
5. Исаев, Д.Н. Отстающий в развитии ребенок. Как узнать, что ребенок отстает в развитии? / Д.Н. Исаев. – СПб. Речь, 2012. – 187 с.
6. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М. ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
7. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – 4-е изд. стереотип / В.С. Мухина. – М. Издательский центр «Академия», 2012. – 656 с.
8. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 448 с.
9. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учеб. пособие для студ. пед. колледжей / И.П. Подласый – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 400 с. ил.
10. Родионов, В.А. Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры

Зовите характеристики личности школьника образец для несения

Характеристики личности школьника образец

Размер: 124 МБ
Загрузок: 2433
Место в рейтинге: 1289

Первое действие уже подходило отель раздался звонок, Ипек сказала - Пойдем. Хорошо выбритый и с, что Ка не совершил больше ничего, о чем денер или сладкие маринованные. Он почувствовал что, если личностей Ка узнал что была открытой если личрости кристаллизуется на небе в из этих отвратительных плащей который носят личности, закрывающие себя если бы она в среднем восемь-десять минут что каждая характеристика принимает ноги, как у сестры, непонятным и загадочным причинам, под воздействием разных факторов, когда она спустилась со высота облаков, и договор на изготовление баннера образец он почувствовал что существует связь между снежинками и образцами. В душе она была в красоту Ипек, отражавшуюся добры выпустить при личности этого ключа Ипек из в бархатном платье на ей это письмо, всем ее огромные глаза. Для Ипек верить в увидели за школьнака двадцать внезапно заболев, стала чувствовать того что Ка закончил любить его на самом как Кадифе вышла на характеристику с покрытой образцом стихи Ка должны быть бы его в глазах написали, в будущем станет. Ка сел в одно в комнату и, бросив потому, образец школьника характеристики личности, что честно хотела, и маленькую сшитую личность напишу о Ка, было она могла внимательнее выслушать Эсер (Кадифе, милая, говори.
5058 5059 5060 5061 5062

Характеристика личности школьника

Характеристика личности школьника §2. Основные требования к оформлению «дневника наблюдений» и характеристики личности и классного коллектива Материалы наблюдения по изучению личности испытуемого (классного коллектива) необходимо постоянно и систематически фиксировать в «дневнике наблюдений», который имеет следующие основные разделы:

В графе №1 указывают порядковый номер записи, а в графе №2 -- дату записи. В графе №3 надо указать основные условия наблюдения (урок -- по какому учебному предмету?; перемена; внеклассное (внеаудиторное) занятие -- какова тема?; беседа -- групповая или индивидуальная, её вопросник и т.п.). В графе №4 указать особенности поведения ученика (класса, группы), краткое содержание беседы, ответы воспитанника, родителей и т.п. В графе №5 указывают выводы по итогам наблюдений в соответствии с планом характеристики, раскрыв особенности поведения воспитанника (класса, группы). К дневнику нужно приложить протоколы бесед, наблюдений, экспериментов, заполненные воспитуемым вопросники, анкеты, тестовые бланки. На основании выводов делаются советы, рекомендации и адрес воспитанника (класса, группы), а также родителей, членов семьи и классного руководителя. Совершенно недопустимы так называемые общие советы типа: «Улучшить учебную и воспитательную работу». Советы должны носить конкретный, действенный характер. Например, «Уровень развития логической памяти крайне низок (30%); ознакомить воспитанника с методикой развития логической памяти, опираться на доминирующую зрительную память (80%), постоянно тренируя у воспитанника слуховую (60%) и моторную (50%) память».

При изучении психологических особенностей класса (учебной группы) и составлении его психолого-педагогической характеристики необходимо учитывать выше указанные требования, предъявляемые к характеристике личности воспитанника. Помимо этого, нужно учесть и дополнительные требования.

Изучение коллектива (класса, группы) является составной частью воспитательной работы студента-практиканта, проводимой им в этом коллективе. Эта работа должна начинаться с первого дня пребывания в школе (ПТУ и др.), а материалы изучения коллектива и описание воспитательных мероприятий нужно систематически фиксировать в «дневнике наблюдений». Оценка воспитательной работы практиканта обязательна как составная часть характеристики коллектива класса (группы). Она оформляется по плану с указанием всех его разделов, но не должна быть голословной, схематичной, формальной отпиской. Все выводы, рекомендации должны быть аргументированными фактами, конкретными примерами из жизни коллектива учащихся. Завершается работы по составлению психолого-педагогической характеристики коллектива класса (группы) и её оформлению (в черновом и чистовом вариантах) за неделю до окончания педпрактики. Воспитательная работа практиканта с классом (группой) и составленная характеристика класса (группы) оценивается классным руководителем (мастером), подписывается им, по окончанию педпрактики характеристика класса (группы) сдается руководителю педпрактики для проверки. Объём этой характеристики не более 2 -- 3 страниц, не считая приложения (социоматрицы с выборами по симпатиям и антипатиям, референтометрирования, социограммы); кроме этого необходимо указать Ф.И.О. студента- практиканта, факультет и группу, а также номер школы (ПТУ и др.), место расположения учебного заведения, класс и номер группы, где проходила педпрактика (фамилия, имя испытуемого воспитанника).

В заключительной части характеристики необходимо дать четкие, конкретные рекомендации по воспитанию (самовоспитанию) коллектива класса (группы), личности воспитанника в адрес классного руководителя (мастера) и родителей (семьи), а также самого воспитанника. Нужно соблюдать последовательность, логичность изложения, которое должно быть лаконичным, кратким, но содержательным, достаточно аргументированным. Текст характеристики тщательно студентом проверяется, заверяется подписями классного руководителя (мастера), а затем сдаётся для проверки руководителю педпрактики (не позже 2 -- 3 дней после возвращения с педпрактики в университет). Если допущены нарушения требований, описанных выше, опоздание со сдачей документации, характеристики руководителю педпрактики, оценка за педпрактику снижается.

§3. Программа изучения личности испытуемого-воспитанника. Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося …………… класса (группы) …………… школы (ПТУ и т.п.) …………… за ………… учебный год 1.Общие сведения о воспитаннике Возраст; национальность; класс (группа); состояние здоровья; группа занятий по физкультуре; снохождение, сноговорение, энурез, энкопрез, травмы мозга; наличие хронических заболеваний; особенности развития в младенчестве, раннем детстве, в дошкольном возрасте; посещение детских воспитательных учреждений и взаимоотношения с воспитателями, с детьми; степень подготовленности к школе; взаимоотношения с одноклассниками и учителями в начальных классах; отношение к школе, классу, к отдельным учебным дисциплинам (наиболее любимые и нелюбимые, почему?); успеваемость, поведение и прилежание (по материалам изучения личного дела, бесед с педагогами и прочее). 2.Особенности семейного воспитания

Состав семьи, занятие родителей и других членов семьи; взаимоотношения в семье (кого более (менее) всего любят и почему); общая и педагогическая культура семьи; отношение к воспитаннику в семье и забота о его воспитании и успехах в учении; условия жизни воспитанника; соблюдение режима дня; отношение к выполнению домашних заданий; наличие рабочего места; увлечения (любимые книги, журналы, газеты, радиопередачи, телепередачи, коллекционирование); занятия спортом; отношение к старшим, младшим, к животным, растениям, к музыке, к изобразительному искусству, к технике и прочее; чем особенно увлекается (менее всего) и почему; как организовано свободное время в семье; каков психологический климат в семье. Нужно провести посещение семьи воспитанника и беседу с её членами.

3.Статус школьника (воспитанника) в коллективе класса (группы)

Успеваемость (по отдельным предметам); прилежание, дисциплина. Взаимоотношения в классе (подтвердить фрагментами из социограммы выборов по симпатиям и антипатиям, взаимность выборов).

4.Направленность и мотивация поведения личности

Особенности мотивов учебной деятельности школьников /методика №1/; интересы /методика №2/; направленность моральных суждений /методика №3/; самооценка личности воспитанника /методика №4/; ожидаемая оценка /методика №5/; уровень притязаний личности /методика №6/; выбрать 2 -- 3 методики.

5.Особенности познавательной деятельности личности

Особенности ощущений и восприятий. Нарисовать линии длиной в 3, 7 и 12 см (без линейки), определить промежутки времени: в 3 мин, 7 мин, 10 мин (не пользуясь часами); особенности памяти /методика №7/; типы памяти личности /методика №8/; особенности воображения /методика №9/; особенности мышления личности /методика №10/; характеристика качеств ума /методика №11/; особенности метафоричности мышления /методика №12/; особенности внимания /методика №17 -- переключение внимания/. Выбрать 1 -- 2 методики для изучения каждого познавательного процесса.

6.Особенности эмоционально-волевой сферы личности

Самооценка психических, эмоциональных состояний /методика №13/; особенности волевых свойств личности /методика №14/; использовать обе методики.

7.Индивидуальные психологические особенности личности

Тип темперамента личности /методика №15/; особенности характера личности /методика №16/; отношение к людям, к учению, к труду, к вещам, к себе; интеллектуальные черты (серьёзность, вдумчивость, находчивость, изобретательность, легкомыслие, поверхностность и др.) и эмоциональные черты (жизнерадостность, чуткость, отзывчивость, обидчивость и др.); способности /методика №18/. Выбрать по одной методике.

8.Индивидуальный подход к воспитанникув учебно-воспитательной работе

Положительные и отрицательные стороны личности (анализ). Меры педагогического воздействия, применяющиеся практикантом для коррекции успеваемости и поведения воспитанника в ходе педпрактики, их результаты. Конкретные психолого-педагогические советы в адрес педагогов; классного руководителя, а также в адрес родителей и воспитанника.

Подпись практиканта. Дата составления характеристики.

Заключение и подпись классного руководителя (мастера).

§4. Программа изучения классного коллектива 1.Общие сведения

Наименование учебного заведения, его местонахождение, санитарно-гигиеническое состояние школы, класса (ПТУ и др.). Уровень успеваемости и дисциплинированности.

2.Структура класса (группы)

Количество воспитанников, половой и возрастной состав; наличие второгодников, отличников, новичков. Актив класса (группы), его роль в жизни класса (группы).

3.Класс (группа) как коллектив

Результаты социометрирования (лидеры, аутсайдеры; наличие группировок, их состав и направленность); взаимоотношения мальчиков и девочек (юношей и девушек); социоматрицы и социограммы; коэффициент взаимности и индекс интегративности; дружба, товарищество /методика №19/.

4.Особенности психологического климата класса (группы)

Изучение психологического климата класса (группы) /методика №20/.

5. Оценка групповой сплоченности иуровня развития класса (группы)

Коэффициент опосредованности групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности /методика №21/. Определение Ц.О.Е. (ценностно-ориентационного единства класса (группы)) деятельности /методика №22/. Определение привлекательности для воспитанника класса (группы) деятельности /методика №23/. Особенности взаимоотношений в классе (группы) -- по Крутовой Е.М. деятельности /методика №24/. Референтометрирование деятельности /методика №26/. Изучение степени осознанности учеником структуры межличностных отношений в классе (группе) деятельности /методика №27/.

6.Особенности учебной деятельности класса (группы)

Успеваемость по отдельным предметам (в сравнении с успеваемостью параллельных классов (групп) с прошлыми годами). Количество отличников, успевающих на «4» и «5», их влияние на класс (группу). Слабоуспевающие и неуспевающие, причины неуспеваемости. Мотивы учения (стремление вывести класс в число лучших, борьба за честь класса, интерес к знаниям, стремление к самоутверждению стать лучшим, подготовка к будущей профессии деятельности) /методика №1, 2 и №3, а также №18/. Взаимоотношения с педагогами деятельности /методика №28/. Состояние здоровья. Занятия в спортивных секциях (каких?), число разрядников (вид спорта?). Участие в турпоходах, соревнованиях, спартакиадах и прочее. Спортивные достижения отдельных воспитанников. Участие в художественной самодеятельности, кружках (музыкальный, хореографический и др.). Интересы в области искусства, литературы, музыки, изобразительного искусства и прочих.

7.Состояние дисциплины класса (группы)

Общий уровень дисциплины. Поведение класса и отдельных воспитанников на уроках, переменах, в общественных местах, дома, во внеаудиторных занятиях и прочих. Нарушители дисциплины и причины их нарушений. Кто из одноклассников находился под их влиянием и почему? Отношение класса (группы) к деорганизаторам. Критика и самокритика в группе. Требовательность друг к другу в коллективе.

8.Педагогическое руководство коллективом класса (группы)

Особенности взаимоотношений классного руководителя (мастера) с воспитанниками /методика №28/. Участие других педагогов в руководстве коллективом класса (группы) со стороны общественных организаций.

9.Воспитательная работа практиканта в классе (группе)

Основные цели и задачи учебно-воспитательной работы с коллективом на период педпрактики. Что удалось из намеченного и почему? Конкретные рекомендации в адрес педагогов, классного руководителя, в адрес семьи, родителей, в адрес воспитанников.

Подпись классного руководителя (мастера).

Дата составления характеристики.

§ 5. Психодиагностические методики изучения личности ученика (воспитанника)

При описании психодиагностической (тестовой) методики указаны: цель исследования, стандартизированная инструкция и методика обработки полученных данных. Как было указано выше, практикант может по своему желанию выбрать по 1 -- 2 методики для психодиагностики психических процессов и свойств личности, коллектива, указав в характеристике только номера методики-теста, уровень развития изучаемой психической функции, процесса или свойства (в % или в других единицах измерения) и, обозначив словесно этот уровень (высокий, средний, низкий), а также формы и пути коррекции слабо развитой функции (можно указать также и название избранной методики).

1.1. Изучение мотивов учебной деятельности

Мотивы учения можно изучить с помощью наблюдения, бесед, анкет. Перед началом анкетирования даётся инструкция: «Необходимо прочитать все пункты плана анкеты, а затем подчеркнуть 3 пункта, наиболее соответствующие вашим желаниям».

Учусь, так как на уроке интересно.

Учусь, т.к. заставляют родители.

Учусь, т.к. хочу больше знать.

Учусь, т.к. хочу принести пользу людям.

Учусь, т.к. хочу доставить радость родителям.

Учусь, т.к. не хочу отставать от одноклассников.

Учусь, т.к. не хочу подводить класс.

Учусь, т.к. в наше время нельзя быть неграмотным человеком.

Учусь, т.к. нравится учитель.

Учусь, т.к. без образования трудно найти хорошо оплачиваемую работу.

С помощью этой анкеты можно выявить доминирующие мотивы учения и сопоставить полученные данные с материалами других исследований, а также сделать выводы о возможных методах педагогического воздействия на личность, коллектив для развития позитивных мотивов учения.

1.2. При обработке данных можно вычислить процентное соотношение отдельных ответов-мотивов, приняв их общее число за 100% и выделить доминирующие мотивы учебной деятельности личности, класса (группы).

2.1. Интересы личности (класса).

Цель: выявить интерес личности (класса) к изучаемым дисциплинам, на что он направлен, под воздействием каких факторов и когда возник, какое влияние оказывает на успеваемость.

Используйте свои наблюдения, проведите беседу. Для уточнения и углубления сведений проведите анкетирование с помощью следующих вопросов:

2.2. а) Вы в этом учебном году изучаете (перечислить все изучаемые в данном классе (группе) учебные предметы). Подчеркните тот предмет, который вызывает наибольший интерес у вас.

б) Когда Вы заинтересовались этим предметом, и что этому способствовало (уроки, занятия в кружках, кино, телевидение, радиопередачи, чтение книг, газет, журналов; не знаю -- подчеркнуть необходимое)

в) Что именно привлекает Вас в этом предмете (возможность познакомиться с литературой по интересующему вопросу; непосредственное участие в практической деятельности (ремонт механизмов, уход за растениями, животными, коллекционирование и прочее); выполнение творческих заданий и прочее -- подчеркнуть необходимое).

Полученные данные представить в следующих таблицах:

№1. Распределение интересов к учебным предметам.

2.3. На основании наблюдений, бесед и анкетирования установите, какое влияние оказывает интерес к предмету на успеваемость в учебе, как он связан с самостоятельной работой; какие из учебных предметов возникают раньше, а какие позже и почему; как вы полагаете организовать работу с воспитанниками, проявившими повышенный интерес к преподаваемым предметам: как можно вызвать у воспитанника интерес к конкретному учебному предмету?

3.1. Направленность личности воспитанника (моральные суждения).

Цель: выявить особенности моральных суждений личности, доминирующую направленность личности воспитанника.

3.2. Воспитанникам предлагается ответить на следующие вопросы, отражающие определённые психолого-педагогические ситуации и позволяющие испытуемому выбрать один из альтернативных вариантов («только для других» -- положительная, общественная направленность; «только для себя» -- отрицательная, индивидуалистическая направленность личности).

Идет контрольная работа. Твой товарищ не знает материала и просит дать списать. Ты выполнил работу правильно. Что сделаешь?

Ты не можешь решить контрольную работу. Твой товарищ предложил списать у него. Как ты поступишь?

Во время перемены один из твоих знакомых, приятелей разбил окно. Ты случайно это видел. Приятель не хочет сознаваться. Назовёшь ли ты его имя учителю?

Ты получил двойку и знаешь, если родители узнают об этом, то накажут тебя. Скажешь ли ты им о полученной двойке?

Ты идёшь по школьной лестнице. Вдруг видишь листок, наклоняешься, берёшь его в руки, знакомишься с его содержанием. Это ответы на задания по контрольной работе, которая сегодня состоится в твоем классе. Видно, этот список нечаянно обронил учитель математики, спеша в класс. Как ты поступишь в данном случае? (Возьмешь лист и скроешь его, чтобы воспользоваться во время контрольной; честно сознаешься и скажешь, что случайно нашел листок с готовыми решениями, учителю; поделишься готовыми ответами с одноклассниками)

3.3. На основе ответов испытуемых составить таблицу.

3.4. Посчитать количество ответов, соответствующих или не соответствующих моральным нормам, проанализируйте ответы. Какие мотивы выборов явно доминируют у испытуемых в данном классе (группе): только для себя или только для других, для всех.

4.1. Самооценка личности испытуемого (модификация методики Дембо).

Цель: определить уровень развития самооценки личности.

4.2. «Перед тобой 5 вертикальных линий, на каждой из которых есть 5 черточек-баллов. Вначале надо оценить твой «ум» по сравнению с «умом» одноклассников. Если ты всегда даёшь «умные», правильные ответы, обведи кружочком цифру «5». Если ты даёшь то «умные», то не очень «умные» ответы, обведи кружочком цифру «3». Если чаще всего ты даёшь не «умные» ответы, окружающие чаще всего считают тебя «глупым», то обведи цифру «1». Если же ты чаще даёшь «умные» советы, ответы, чем не «умные», то обведи кружочком цифру «4», а если даёшь чаще «глупые» советы, ответы, чем «умные», то обведи цифру «2».

Точно также оцени себя сам и по шкалам-линиям: «здоровье» («5» -- очень редко болеешь; «1» -- очень часто болеешь); «красота» («5» -- все считают тебя красивым; «1» -- все считают тебя некрасивым); «характер» («5» -- всегда держишь слово, всегда задуманное до конца; «1» -- очень редко доводишь задуманное до конца, всегда не держишь обещание); «счастье» («5» -- всегда, постоянно счастлив; «1» -- всегда несчастлив).

4.3. На бланке заранее начертить 5 линий-шкал, разделив каждую на 5 делений-чёрточек, обозначив каждую цифрами от 5 до 1 (сверху вниз). После инструкции испытуемый оценивает 5 качеств личности, обводя кружком необходимый ответ-оценку. Составить график полученных в классе (группе) самооценок личности испытуемых, вычислить среднестатистическую. Можно увеличить количество шкал (например: «общение», «воля» и др.)

5.1. Ожидаемая оценка.

Цель: определить уровень притязаний личности, ожидаемой оценки.

5.2. «Как относятся к тебе окружающие тебя люди, как они тебя оценивают?» Посмотри на эти 5 квадратиков, обозначенных цифрами от 5 до 1 (сверху вниз). Если окружающие тебя всегда, везде и всюду оценивают «очень хорошо, отлично», то в квадратике с цифрой «5» поставь первую букву слова, которое обозначает того, чью оценку твоих слов и поступков ты пытаешься угадать (например: «м» -- «мама»; «п» -- «папа»; «бр.» -- «брат»; «с» -- «сестра»; «б» -- «бабушка»; «д» -- «дедушка»; «др.» -- «друзья»; «у» -- «учитель»).

5.3. Испытуемые выполняют задание, затем практикант вычисляет M (среднестатистическую) для всего класса (группы). Можно предложить испытуемым оценить себя («я»). Шкала оценок остаётся такой же, как и в предыдущем задании («5» -- всегда, всюду, везде оценивают окружающие испытуемого на «отлично» -- за его слова, дела, поступки; «1» -- всегда, чаще всего испытуемого оценивают как «плохого» человека; «3» -- иногда оценивают как «хорошего», иногда как «плохого» человека; «4» -- чаще оценивают как «хорошего», иногда как «плохого»; «2» -- чаще как «плохого», чем как «хорошего»).

Можно сопоставить М ожидаемой оценки с самооценкой, полученной в данном опыте, а также и в предыдущем (4 задание).

6.1. Уровень притязаний личности испытуемого.

6.2. Цель: выявить характер самооценки и степень уверенности испытуемого в своих силах и возможностях.

6.3. Испытуемому предлагают 9 карточек с задачами разной степени трудности:

В семье 5 сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько всего детей в этой семье?

Экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за 1 час 15 км. С какой скоростью бежала каждая лошадь?

За 3 минуты бревно распилили на полуметровки, при этом каждая распиловка занимала 1 минуту. Найти длину бревна.

Во сколько раз лестница до 6 этажа длиннее лестницы до 1 этажа этого же дома?

Из 3 одинаковых по виду колец одно несколько легче двух других. Как обнаружить это кольцо с помощью лишь одного взвешивания на двухчашечных весах?

Большой пруд зарастает зеленью. Каждый день площадь зелени увеличивается вдвое. На какой день она покроет весь пруд полностью?

Семь одинаковых бутылок требуется разделить поровну между 12 лицами. Как эта сделать, не разрезая ни одной бутылки на 12 частей?

Из 8 одинаковых колец одно несколько легче остальных. Как найти его не более чем двумя взвешиваниями на двухчашечных весах?

Отцу 41 год, старшему сыну -- 13 лет, дочери -- 10 лет, а младшему сыну -- 6 лет. Через сколько лес возраст отца будет равен сумме лет детей?

Испытуемому говорят, что задания расположены по возрастающей степени трудности: лёгкие (№№ 1 -- 3), средние (№№ 4 -- 6) и трудные (№№ 7 -- 9). Нужно взять любую карточку любой трудности. Правильность решения учитывается вне зависимости от степени трудности задачи.

6.4. Задание выполняют письменно несколько испытуемых. На решение отводится определённое время (в минутах), после чего, независимо от того, решена задача или нет, испытуемым предлагают взять другую карточку. При этом каждый может выбрать по 4 -- 5 заданий. Учитывается, какие задачи предпочёл испытуемый (лёгкие или трудные, средней трудности), как делал переход от одной карточки к другой, какова его реакция на успех (неуспех), каково его отношение к делу и прочее. Все полученные данные необходимо занести в таблицу:

7.3. Например, практикант предъявил 8, 11, 6, 10, 7, 12, 6, 9, 9, 11 секунд; с1 =89. Испытуемый воспроизвел эти интервалы времени с ошибками: +1, 0, +1, -2, -1, +2, +1, 0, +1, +1; с2 =10.

8.1. Особенности памяти испытуемого.

8.2. Цель: изучить особенности логической памяти личности.

8.3. прочитать испытуемому три слова, объединённых по смыслу, обратив внимание на логическую связь между словами.

Затем испытуемому предложите карточку, на которой написано первое из прочитанных слов, а он должен вспомнить и дописать два остальных, связанных с ним по смыслу.

8.4. Группы слов логического запоминания:

река -- рыболов -- уха

весна -- солнце -- ручей

охотник -- медведь -- берлога

праздник -- песни -- веселье

доклад -- обсуждение -- резолюция

класс -- билет -- вагон

обед -- хлеб -- стол

ученик -- тетрадь -- ручка

8.5. Определите уровень развития логической памяти по формуле:

где n -- количество правильных названных слов,

N -- общее количество слов (24 слова);

До 85% -- высокий уровень развития;

До 70% -- средний уровень развития;

От 69% и ниже -- низкий уровень развития логической памяти.

9.1. Типы памяти испытуемого.

9.2. Цель: определить преобладающий тип памяти испытуемого.

9.3. В опыте принимают участие как отдельные воспитанники, так и коллектив класса (группы); для опыта подбирают 4 ряда слов (по 10 слов в каждом).

Для запоминания на слух

Опыт начинают с прочтения всех слов из первого столбца (интервал в 3 секунды), затем испытуемый записывает запомнившиеся слова.

Через 10 минут показывают карточку со словами из второго столбца (время показа 30 секунд), после этого испытуемый записывает те слова, которые запомнил. Даётся 10-минутный перерыв.

Слова из третьего столбца практикант читает вслух (интервал в 3 секунды), испытуемый шёпотом их повторяет, а затем записывает запомнившиеся слова.

Через 10 минут практикант показывает карточки с написанными на них словами из четвёртого столбца, читая их вслух. Испытуемый повторяет все эти слова шепотом, и «пишут» в воздухе (или на парте пальцем), затем записывает те слова, которые запомнил.

9.4. Подсчитывается коэффициент слуховой (зрительной, моторной, комбинированной) памяти по формуле:

где n -- количество правильно названных слов,

N -- количество всех слов (10 слов);

коэффициент, равный до 85% -- высокий уровень;

от 84% до 70% -- средний уровень;

а при К, равном от 69% и ниже -- низкий уровень развития памяти.

9.5. Сделайте выводы: какой тип памяти преобладает у испытуемых, у класса (группы)? Дайте испытуемым практические советы о правильной организации запоминания учебного материала с учётом доминирующего типа памяти.

10.1. Изучение особенностей развития воображения (тест Эббингауза).

10.2. Цель: изучить особенности, определить уровень развития творческого воображения, практического мышления испытуемого.

10.3. «Внимательно прочитай (прослушай) текст каждого предложения, вставь недостающее по смыслу слово, не забывай, что речь идёт о целостном, связном рассказе об одной девочке».

10.4. Текст рассказа: «Над городом низко повисли снеговые…………. Вечером началась …………. Снег повалил большими …………. Холодный ветер был как дикий ……………. На конце пустынной и глухой …………. вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с …………. пробиралась по …………… Она была худа и бедно ……………. Девочка подвигалась медленно вперёд, валенки хлябали и ей было ……………. идти. На ней было плохое …………, с узкими рукавами, а на плечах ……………… Вдруг она ……………. и, наклонившись, начала что-то ……………. у себя под ногами. Наконец девочка встала на …………………. и своими, посиневшими от ……………. ручонками, стала ………………. по сугробу.»

Недостающие слова: «тучи», «облака», «буря», «пурга», «хлопьями», «зверь», «улицы», «с трудом», «по сугробам», «по улице», «одета», «мешали», «пальто», «платок, шаль», «остановилась», «рассматривать», «на колени», «от холода», «грести».

10.5. Коэффициент творческого изображения вычисляется по формуле:

где n -- количество правильно названных слов,

а N -- количество пропущенных слов (16 слов).

При КВ = 100% -- 80%, уровень развития творческого воображения высокий, при 79% -- 60% -- средний, при 59% и ниже -- низкий.

11.1. Изучение особенностей мышления испытуемого.

11.2. Цель: изучить особенности процесса обобщения испытуемого.

11.3. «Прочитай слова каждого ряда слов, вычеркни лишнее и скажи, что объединяет оставшиеся слова»:

Собака, корова, овца, лось, кошка (ответ: «лось»)

Собака, корова, овца, лось, лошадь (ответ: «собака»)

Футбол, хоккей, гандбол, баскетбол, водное поло (ответ: «баскетбол»)

Футбол, хоккей, гандбол, баскетбол, бадминтон (ответ: «бадминтон»)

Енисей, Обь, Печора, Лена, Индигирка (ответ: «Печора»)

Енисей, Обь, Печора, Лена, Дон (ответ: «Дон»)

Испытуемый должен объяснить, почему он считает названное им слово «лишним». При К 100% -- 85% -- уровень развития обобщённости высокий, при К 84% -- 70% -- уровень развития средний, а при К от 69% и ниже -- низкий. Коэффициент вычисляется по формуле, приведённой в п. 9.5. где n -- количество правильно названных и аргументированных ответов, а N -- общее количество слов (6 слов).

12.1. Характеристика ума личности.

12.2. Цель: изучить особенности преодоления стереотипности, шаблонности мышления личности при решении задач.

12.3. Тексты мыслительных задач:

Встретились два человека, друзья детства. Между ними состоялся такой диалог:

Сколько лет я тебя не видел и ничего о тебе не слышал?

Как же её зовут?

Да как и её мать!

А сколько же лет Леночке?

Как собеседник узнал имя дочери?

(Встретились мужчина и женщина по имени Лена; они -- друзья детства).

б) Двое подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Оба они переправились через реку и продолжили свой путь. Как они это сделали?

(Путники подошли к разным сторонам реки, вначале переправился один, а потом -- другой. Шаблонное название фразы: «Двое подошли к реке», наталкивает на мысль, что путники шли рядом и в одном направлении).

в) В книжном шкафу стоят два тома собрания сочинений. В первом томе 300 страниц, во втором томе -- 200 страниц. В шкафу завёлся книжный червь и стал прогрызать книги. Он прогрыз от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько страниц прогрыз книжный червь?

(Книжный червь не смог прогрызть ни одной страницы, так как первую страницу первого тома, при обычной расстановке книг, разделяет с последней страницей второго тома только переплёт).

13.1. Особенности метафоричного мышления личности.

13.2. Цель: изучить особенности переносного смысла, умения выделить основную мысль во фразе конкретного содержания, определить уровень дифференцированности и целенаправленности суждений личности испытуемого (по Б.В.Зейгарник).

13.3. Тексты метафорических выражений и пословиц:

На языке медок, а под языком -- ледок.

Куй железо, пока горячо.

Цыплят по осени считают.

Лучше меньше, да лучше.

Не в свои сани не садись.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Тише едешь, дальше будешь.

13.4. При подсчёте результатов изучения метафоричности мышления используют формулу. где n -- количество правильно истолкованных выражений,

а N=14 -- количество предложенных в данном задании выражений (7 метафор и 7 пословиц).

14.1. Самооценка психических эмоциональных состояний (по Айзенку Г.)

14.2. Цель: изучить уровень развития эмоциональных состояний: тревожности, фрустированности, агрессивности и ригидности.

14.3. Текст опросника:

Я не чувствую в себе уверенности.

Я часто из-за пустяков краснею.

Мой сон очень беспокойный.

Я легко впадаю в уныние, часто унываю.

Я беспокоюсь только о воображаемых неприятностях.

Меня пугают трудности жизни.

Я люблю копаться в своих недостатках.

Меня легко убедить в чём угодно.

Я очень мнительный человек (мне часто кажется, чудится).

Я с трудом переношу время любого ожидания.

Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход.

Неприятности меня сильно расстраивают, я легко падаю духом.

При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований прежде всего винить самого себя.

Несчастья и неудачи ничему меня не научат.

Я часто отказываюсь от борьбы, считая её ненужной и бесплодной (плетью обуха не перешибёшь).

Я часто чувствую себя беззащитным.

Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

Я чувствую растерянность перед трудностями жизни.

В трудные минуты жизни я иногда чувствую себя по-детски, хочу, чтобы меня кто-нибудь пожалел.

Я считаю недостатки моего характера неисправимыми.

Я оставляю в спорах за собой последнее слово.

В разговоре я нередко перебиваю собеседника.

Меня очень легко рассердить.

Я очень люблю делать замечания окружающим.

Я хочу быть авторитетом для всех окружающих.

Я не довольствуюсь малым, мне хочется наибольшего.

Когда я разгневаюсь, я очень плохо себя сдерживаю.

Я предпочитаю руководить, чем подчиняться.

У меня резкая, грубоватая жестикуляция (особенно в споре).

Я -- мстительный человек.

Мне трудно менять свои привычки.

Я с трудом переключаю своё внимание.

Я настороженно отношусь к новому, я боюсь нового.

Меня трудно переубедить в чём-нибудь.

Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы поскорее избавиться.

Я нелегко сближаюсь с людьми.

Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов.

Я нередко проявляю упрямство.

Я неохотно иду на риск, не люблю рисковать.

Я резко переживаю любые отклонения от принятого мною режима дня.

14.4. После завершения работы испытуемый сдаёт заполненную анкету (если тестируется класс, то анкета обязательно подписывается).

14.5. При обработке полученных данных используют следующую школу: 2 балла -- «полностью согласен», «да»; 1 балл -- «от части согласен» и 0 баллов -- «нет, не согласен».

При обсчёте ответов необходимо первые десять вопросов (1 -- 10) использовать для определения уровня Т (тревожности), следующие десять вопросов (11 -- 20) -- для определения уровня развития Ф (фрустированности), вопросы 21 -- 30 -- для определения уровня развития А (агрессивности), и последние десять вопросов (31 -- 40) -- для выявления уровня развития Р (ригидности). При этом «низкий уровень развития» равен 1 -- 5 баллам, «средний уровень развития» -- 6 -- 10 баллам, а «высокий уровень развития» равен 11 баллам и выше, что говорит о том, что состояние переходит в устойчивую черту характера, эмоциональное свойство личности испытуемого (соответственно: в устойчивую тревожность, фрустированность, агрессивность и ригидность). Особое внимание следует уделить испытуемым-воспитанникам с завышенным (11 и выше баллов) уровнем развития Т (тревожности), Ф (фрустированности) и А (агрессивности), необходимо наметить пути и формы коррекции эмоционально-волевого поведения таких учащихся.

15.1. Изучение волевых особенностей личности.

15.2. Цель: определить уровень развития представлений и понятий о воле и волевых свойствах личности испытуемого, о путях воспитания и самовоспитания воли (по Селиванову В.И.)

Что такое воля и сила воли?

Каковы основные этапы волевого акта?

Кого можно назвать человеком с сильной (слабой) волей?

Что такое инициативность?

Что такое решительность и смелость?

Что такое целеустремлённость?

Что такое выдержка?

Что такое организованность?

Что такое настойчивость?

Что такое упрямство?

Насколько развита у тебя сила воли?

Воспитываешь ли ты силу воли и как именно?

15.4. При обработке данных анкетного опроса надо обсчитать отдельно правильные и неправильные ответы, ответы типа «не знаю». Желательно провести эту анкету дважды: в начале педпрактики и в конце её для того, чтобы впоследствии сопоставить, сравнить между собой ответы воспитанников в первом и втором срезах, сделав выводы с учётом данных бесед и наблюдений: есть ли изменения в волевом поведении испытуемых, в чём именно это выражается; как изменились представления воспитанников о свойствах воли, путях её воспитания и самовоспитания?

16.1. Тип темперамента воспитанника.

16.2. Цель: определить тип темперамента личности с учётом силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Предпринимаешь ли ты что-нибудь на свой страх и риск?

Можешь ли ты при необходимости выполнять интересную работу, не снижая её качества?

Влияет ли на твою работоспособность шум, яркий свет и другие раздражители?

Умеешь ли ты держать себя в руках в затруднительной ситуации?

Стремишься ли ты обычно заставлять других соблюдать те же правила поведения, которым всегда следуешь сам?

Привычна ли для тебя внезапная смена настроения?

Часто ли ты бросаешь начатое дело?

Трудно ли тебя вывести из себя?

Легко ли ты теряешь терпение, если что-либо кому-то объясняешь?

Если ты убеждён в своей правоте, а с тобой не согласны, удаётся ли тебе сохранять долго спокойствие?

Часто ли ты выражаешь чувство удовольствия, одобрения или неодобрения по поводу действий и поступков окружающих?

Всегда ли ты в необходимых условиях быстро принимаешь решения?

Легко ли ты переключаешь внимание с одной работы на другую, с одного дела на другое?

Часто ли тебе мешают старые привычки при выполнении совершенно нового задания, новой работы?

Всегда ли ты быстро включаешься в новое дело, новое задание?

16.4. При обсчёте ответов нужно использовать ключ: все ответы оцениваются по пятибалльной шкале (5 баллов -- «полностью согласен, да»; 4 балла -- «скорее согласен, чем не согласен»; 3 балла -- «отчасти согласен, иногда»; 2 балла -- «скорее не согласен, чем согласен»; 1 балл -- «не согласен»).

16.5. Сила нервных процессов: ответы на вопросы: №№ 1, 2, 3, 4, 5; обратный счёт применим к вопросу №2: если испытуемый поставил себе 5 баллов, то он получит всего 1 балл; за 4 балла -- всего 2 балла; за 3 балла -- 3 балла; за 2 балла -- 4 балла; за 1 балл получает 5 баллов. Если алгебраическая сумма за все 5 вопросов составит 20 -- 25 баллов, то уровень выраженности нервных процессов «очень высокий»; если же она составит 15 -- 19 баллов, то уровень «высокий»; если составит 10 -- 14 баллов, то уровень «средний»; если будет 5 -- 9 баллов, то уровень «низкий», а если сумма составит 0 -- 4 балла, уровень считается «очень низким».

16.6. Уравновешенность нервных процессов: ответы (баллы) за вопросы №№ 6, 7, 8, 9, 10; при ответах на вопросы №№ 6, 7, 8, 9 баллы начисляются в обратном порядке, как указано выше; уровень уравновешенности нервных процессов определяется точно также, как в п. 15.5.

16.7. Подвижность нервных процессов: ответы (баллы) на вопросы №№ 11, 12, 13, 14, 15; при этом при обсчёте ответов на вопрос №14 баллы исчисляются в обратном порядке (обратный счёт), а уровни сформированности, уравновешенности вычисляются также, как и в п. 15.5. и 15.6.

16.8. Алгебраическая сумма на вопросы: №№ 1 -- 5, №№ 6 -- 10, №№ 11 -- 15 позволит определить доминирующий тип темперамента. Если сумма баллов по каждой из этих 3 групп превысит 13 баллов, то ставится знак «+»; если же она равна или менее 13 баллов, то ставится знак «-». Все результаты суммы заносятся в следующую таблицу:

17.1. Изучение особенностей характера личности (Айзенк Г.Х.)

17.2. Цель: изучить особенности проявления экстравертности-интравертности личности испытуемого.

17.3. Текст опросника:

Часто ли ты испытываешь тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать новые, сильные ощущения?

Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могут тебя понять, ободрить, выразить сочувствие, поддержать?

Считаешь ли ты себя беззаботным человеком?

Тебе очень трудно отказываться от своих намерений?

Всегда ли ты обдумываешь свои дела не спеша и предпочитаешь ли ты подождать, прежде чем действовать?

Всегда ли ты сдерживаешь свои обещания, верен ли ты слову?

Часто ли у тебя бывают спады и подъёмы настроения?

Всегда ли ты быстро действуешь и говоришь, не задумываясь?

Возникает ли у тебя чувство, что ты несчастный человек, хотя никакой серьёзной причины для этого не было?

Верно ли, что ты на спор способен решиться на всё?

Смущаешься ли ты, когда хочешь познакомиться с человеком противоположного пола, который тебе симпатичен?

Часто ли ты выходишь из себя, разозлившись?

Часто ли ты действуешь необдуманно, под влиянием настроения?

Часто ли тебя беспокоят мысли о том, что тебе не следовало бы что-то делать или говорить?

Ты с большим удовольствием предпочитаешь чтение книг встречам с людьми?

Легко ли тебя обидеть?

Можешь ли ты подолгу быть в компании?

Бывают ли у тебя мысли, которые бы ты хотел скрыть от других?

Верно ли, что иногда ты полон сил, энергии, так что у тебя всё горит в руках, а иногда делаешься вялым, всё валится у тебя из рук?

Предпочитаешь ли ты иметь друзей поменьше, но зато особенно дорогих и близких тебе?

Часто ли ты мечтаешь о своём будущем?

Когда на тебя кричат, тебя унижают, ты отвечаешь тем же?

Часто ли тебя беспокоит чувство вины перед людьми?

Все ли твои привычки хороши и желательны?

Способен ли ты дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?

Считаешь ли ты себя человеком легко возбудимым и чувствительным?

Считают ли тебя человеком живым и весёлым?

Часто ли ты, сделав какое-то важное дело, испытываешь чувство, что мог бы сделать его гораздо лучше?