Руководства, Инструкции, Бланки

Исковое Заявление Об Оспаривании Кадастровой Стоимости Здания Образец img-1

Исковое Заявление Об Оспаривании Кадастровой Стоимости Здания Образец

Рейтинг: 4.9/5.0 (1664 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец заявления на оспаривание кадастровой стоимости

Образец заявления на оспаривание кадастровой стоимости

В соответствии с российским законодательством право оспорить кадастровую стоимость имеют как юридические, так и физические лица. При этом для юридических лиц и органов государственной власти до суда обязательно предварительное обращение в комиссию по определению кадастровой стоимости. Для физических лиц данный этап не является обязательным. Регламентируются кадастровые споры законом об оценочной деятельности.


Сроки оспаривания кадастровой стоимости

Законом ограничен срок, в который вы можете оспорить кадастровую стоимость. Оспорить можно в срок начиная с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости до даты внесения изменений в данный реестр в ходе очередной государственной кадастровой оценки или при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, но не позднее 5-ти лет с даты внесения оспариваемых результатов.

Как узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости?

Данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости можно бесплатно получить в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра», отправив соответствующий запрос. Вы можете получить сведения о кадастровой стоимости на определенную дату, а также дату внесения данной стоимости в государственный кадастр и дату ее определения.

Заявление об оспаривании кадастровой стоимости

Чтобы оспорить кадастровую стоимость необходимо оформить и передать в комиссию соответствующее заявление.

Заявление составляется по определенной форме и должно содержать:

  1. Шапку с указанием ФИО председателя комиссии, на чье имя составляется заявление, вашими ФИО и адресом проживания.
  2. Данные об объекте, кадастровая стоимость которого оспаривается: вид объекта, кадастровый номер, адрес.
  3. Основание, на котором данный объект недвижимости затрагивает права составителя заявления.
  4. Основание для пересмотра результатов кадастровой стоимости.
  5. Описание приложений к заявлению.
  6. Дата и подпись с расшифровкой.
Что необходимо приложить к заявлению
  • Справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в которой содержаться сведения об оспариваемых результатах кадастровой оценки.
  • Нотариально-заверенную копию документа, подтверждающего право собственности на объект недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается.
  • Документы, подтверждающие недостоверность сведений, на основании которых может быть оспорена кадастровая стоимость.
  • Отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на его основе.
  • Заключение эксперта-оценщика, являющегося членом СРО оценщиков о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.

Данные документы являются обязательными для оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости и без них заявления не рассматриваются.

Срок рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости составляет 1 месяц с даты его поступления.

Образцы заявлений Полезные статьи

Другие статьи

Оспаривание кадастровой стоимости по-новому

Оспаривание кадастровой стоимости по-новому

Последние несколько лет процесс оспаривания кадастровой стоимости претерпевал постоянные изменения. И вот очередное. 15 сентября 2015 года вступил в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС). В новом кодексе одна из глав (глава 25) посвящена производству по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Таким образом, с указанной даты споры о кадастровой стоимости будут рассматриваться по правилам нового кодекса. Революционных изменений не произошло, но есть нюансы.

1) Согласно Кодексу обратиться в суд для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости возможно по двум основаниям (ст.248):
  • недостоверность сведений об объекте недвижимости, которые были использованы при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

2) Причем в суд нужно подается не просто исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости, а административное исковое заявление, оформленное по правилам ст.ст. 125 и 126 КАС РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 245 КАС РФ. К тому же учесть нужно тот факт, что в административном исковом требовании нужно четко соблюсти предмет требования, а именно – см. основания, изложенные нами выше. Попытка же включения каких-либо иных требований, не относящихся к оспариванию кадастровой оценки приведет к возврату требования без рассмотрения. Также существует ряд документов, которые необходимо обязательно приложить к исковому административному требованию, и к которым тоже предъявляются свои, довольно жесткие требования, несоблюдение которых приведет к отказу в рассмотрении иска.

Обратиться с иском в суд можно в срок не позднее пяти лет с даты внесения в ГКН оспариваемых результатов кадастровой стоимости. Срок разрешения споров при пересмотре кадастровой стоимости ,в соответствии со ст. 141 КАС РФ, не должен превышать двух месяцев со дня поступления административного иска в суд (для рассмотрения дел ВС РФ – не должен превышать трех месяцев).

3) Истцу необходимо будет представлять конкретные доказательства нарушения своего права: расчет налогов, размер их увеличения и доказать, что таким образом нарушаются его права. Кроме того, КАС обязывает административного истца указать в иске требования к административному ответчику. Данное положение осложняет процесс изменения кадастровой стоимости, потому что снижение кадастровой стоимости не связано с обвинениями органов власти в каких-либо нарушениях, а связано только с иной оценкой — индивидуальной рыночной оценкой участка (или здания). В связи с чем к составлению заявления нужно будет подходить более осмотрительно.

4) Усложнился процесс доказывания новой кадастровой стоимости. Теперь суд может перепроверить и отчет об оценке, и экспертное заключение на отчет.

Правило о том, что досудебный порядок обязателен только для юридических лиц, в КАС РФ осталось прежним. Причем ИП в этом смысле приравнены к гражданам: они могут обращаться в суд, минуя этап подачи заявления в комиссию. При оспаривании решения комиссии действует сокращенный срок, установленный главой 22 КАС РФ (оспаривание решений, действий (бездействия) органов власти и должностных лиц), который составляет три месяца со дня, когда компании или физическому лицу стало известно о нарушении его прав (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

Наша маленькая публикация носит лишь обзорный характер. Но и он позволяет уже сделать вывод о том, что законодатель постарался максимально затруднить процесс обжалования кадастровой стоимости, как для граждан, так и юридических лиц. Для чего это сделано – об этом умолчим.

Поэтому если на кону стоят значительные суммы, рекомендуем вам все же обратиться к специалистам, которые учтут все тонкости нового судейского крючкотворства.

Добавить комментарий

Как оспорить кадастровую стоимость, и не переплачивать налог на имущество

Новости и аналитика Важная тема Как оспорить кадастровую стоимость, и не переплачивать налог на имущество

Как оспорить кадастровую стоимость, и не переплачивать налог на имущество

С 1 января 2015 года в России постепенно вводится новый порядок расчета налога на имущество физических лиц. Пионерами его применения стали 28 регионов, в том числе Москва, Самарская, Рязанская и Тверская области, применяющие его уже с 2015 года. С 2016 года на новый порядок перешли жители еще 21 региона России, в том числе Санкт-Петербурга, Вологодской, Брянской и Воронежской областей. Остальные регионы России также обязаны перейти на новый порядок до 2020 года.

Налогом на имущество физических лиц облагаются следующие объекты недвижимости, находящиеся в собственности граждан:

  • жилой дом (в том числе жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства);
  • жилое помещение (квартира, комната);
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здание, строение, сооружение, помещение (п. 1 ст. 401 НК РФ ).

Если ранее такой налог исчислялся исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости, то новый порядок предусматривает его исчисление по кадастровой стоимости, которая обычно максимально приближена к рыночной цене. Однако, встречаются случаи, когда кадастровая стоимость превышает рыночную ввиду наличия неучтенных индивидуальных особенностей недвижимости, ошибки в расчете или в связи с падением рыночной стоимости объекта по различным причинам. А переоценка объектов недвижимости производится не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет), но и не реже чем один раз в течение пяти лет (ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации ").

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Алексей Мазуров,
к. ю. н. эксперт по земельному и смежному законодательству ООО "Межрегиональное бюро судебных экспертиз им. Сикорского".

Реформа земельного кодекса РФ: анализ актуальных новелл законодательства и практики применения.

В такой ситуации, владелец недвижимости, имеющей завышенную кадастровую стоимость, может оспорить кадастровую стоимость, чтобы не переплачивать налог. Для этого потребуется доказать факт неверного определения кадастровой стоимости. К сожалению, вернуть переплаченную сумму не получится, так как установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости ").

Следует отметить, что хотя налоговая инспекция обязана самостоятельно рассчитать и направить налогоплательщику налоговое уведомление (п. 2 ст. 409 НК РФ ), однако в случае непоступления такого уведомления каждый налогоплательщик обязан сообщить налоговому органу о наличии объектов недвижимого имущества. Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих документов представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.1 ст. 23 НК РФ ).Таким образом, неполучение уведомления о необходимости уплаты налога, не освободит от него.

Как узнать кадастровую стоимость вашей недвижимости

Прежде чем оспаривать кадастровую стоимость, необходимо узнать, в какую сумму оценили вашу недвижимость. Оценку производят независимые оценочные компании по договору с органами власти, а кадастровая стоимость каждого объекта недвижимости размещена в открытом доступе на официальном сайте Росреестра. Для поиска объекта недвижимости потребуется ввести его кадастровый номер или адрес, а жилой дом или иной объект, представляющий отдельное строение, можно просто найти на публичной кадастровой карте .

Если в форму поиска ввести кадастровый номер нужного объекта (его можно посмотреть в свидетельстве о праве собственности) или адрес и нажать кнопку "Сформировать запрос", то в базе данных будет найден нужный объект недвижимости и показаны имеющиеся источники данных.

Затем нужно выбрать в качестве источника данных "ГКН" (Государственный кадастр недвижимости), после чего будет выдана справочная информация по объекту недвижимости, в том числе кадастровая стоимость и дата ее утверждения. Кадастровую стоимость можно сравнить с реальной рыночной стоимостью на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость. К примеру, если на 16 декабря 2015 года кадастровая стоимость объекта недвижимости составляла 17 млн руб. а реальная стоимость на эту дату составляла 15 млн руб. то кадастровая оценка превышает рыночную стоимость на 2 млн руб. При расчете налога следует учитывать, что налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 м 2 общей площади этой квартиры (п. 3 ст. 403 НК РФ ), поэтому размер налоговой базы будет ниже кадастровой стоимости. Если же доказать, что кадастровая стоимость для данного объекта недвижимости является завышенной, а реальная рыночная стоимость составляет 15 млн руб. то размер налоговой базы также уменьшится.

Рассчитать размер налога для московской недвижимости можно с помощью нашего калькулятора расчета налога на имущество физических лиц в Москве

Следует учитывать, что за первый год налог исчисляется с понижающим коэффициентом 0,2. В течение последующих пяти лет размер налога будет постепенно расти, а с 2020 года понижающий коэффициент применяться не будет.

Основания для пересмотра кадастровой стоимости

Оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости существует только два:

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под недостоверными сведениями обычно понимаются ошибки, допущенные при проведении оценки, в том числе неправильное определение характеристик объекта недвижимости, повлиявшее на кадастровую стоимость. Верховный суд РФ в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости " указывал, что допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки включает следующие обстоятельства:

  • неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
  • неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости, в том числе:
    • местоположение объекта оценки;
    • его целевое назначение;
    • разрешенное использование земельного участка;
    • аварийное состояние объекта;
    • нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории;
    • иные условия;
  • неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости;
  • неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Помимо вышеизложенного, к недостоверным сведениям относятся кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости и также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости "). Чтобы определить наличие или отсутствие оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости жилья, можно запросить сведения об объекте недвижимости, использованные при определении кадастровой стоимости у заказчика проведения кадастровой оценки, сведения о котором можно узнать в территориальных подразделениях Росреестра. Ответить на такой запрос заказчик и оценщик обязаны в семидневный срок с момента его поступления (ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации "). Если же основанием к оспариванию кадастровой стоимости является превышение ею рыночной цены недвижимости, следует принять во внимание, что рыночная цена должна определяться не на текущий момент, а на момент установления кадастровой стоимости. Таким образом, даже резкое падение стоимости недвижимости, произошедшее позднее установления кадастровой стоимости, не поможет ее снизить. Не получится оспорить кадастровую оценку и жителям тех регионов, в которых налог по прежнему исчисляется по инвентаризационной стоимости. Позиция Верховного суда РФ заключается в том, что если права и обязанности лица еще не затрагиваются, то оно не имеет права обжаловать кадастровую оценку (определение Верховного Суда РФ от 24.06.2015 N 18-АПГ15-6 ).

Куда обращаться для пересмотра кадастровой стоимости

Действующее законодательство предусматривает два варианта процедуры оспаривания кадастровой стоимости:

  • в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
  • в суде (п. 2 ст. 403 НК РФ ).

Заявитель самостоятельно выбирает, в каком порядке оспаривать кадастровую стоимость. В случае судебного рассмотрения спора предварительного обращения в комиссию для физических лиц не требуется, но для организаций этот этап является обязательным. При этом, рассмотрение в комиссии имеет ряд преимуществ перед судебным:

Рассчитать размер госпошлины, подлежащей уплате при обращении в суд, можно с помощью нашего калькулятора госпошлины

  • быстрое рассмотрение спора (в течение месяца);
  • отсутствие судебных расходов, в том числе, необходимости уплачивать госпошлину (300 руб. для физических лиц, 2 тыс. руб. для организаций);
  • возможность оспорить решение комиссии, если оно не устроит заявителя, в судебном порядке.

Такие комиссии функционируют при каждом управлении Росреестра в регионах России.

Необходимые документы

По делам о пересмотре кадастровой стоимости каждая сторона обязана доказать обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Таким образом, обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на лице, которое обратилось с соответствующим заявлением заявлением (ч. 5 ст. 247 КАС РФ ).

Таким образом, заявителю потребуется представить документы, доказывающие его позицию. Кроме того, как в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, так и в суд с заявлением потребуется предоставить ряд документов (ст. 246 КАС РФ. ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации "):

  • кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (если заявление подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости);
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (если заявление подается на основании недостоверности указанных сведений);
  • отчет об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа (если заявление подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости);
  • положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший вышеуказанный отчет, о его соответствии требованиям законодательства и стандартов;
  • документы, подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки (если заявление подается в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости) (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости ").

При подаче административного искового заявления в суд, дополнительно необходимо представить:

  • уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления (либо копии документов для направления этим лицам);
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
  • доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца;
  • документы и материалы, подтверждающие соблюдение установленного федеральным законом досудебного порядка урегулирования спора (если в суд обращается юридическое лицо).

Заявления о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов Комиссиями по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости к рассмотрению не принимается, а судом оставляются без движения.

Досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости, поданное в комиссию по рассмотрению споров о кадастровой стоимости, рассматривается в течение одного месяца с даты его поступления.

В течение семи дней с момента поступления заявления, комиссия сообщает об этом с указанием даты рассмотрения дела в орган местного самоуправления и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов.

В течение пяти рабочих дней с момента принятия решения, комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.

Если основанием оспаривания кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, то комиссия вправе принять одно из следующих решений:

  • об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости (в случае, если использованные сведения будут признаны достоверными);
  • о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (если использованные сведения будут признаны недостоверными).

В случае, если основанием оспаривания явилось установление рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает одно из следующих решений:

  • об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;
  • об отклонении заявления.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде. Кроме того, заявитель имеет право оспаривать в суде не само решение комиссии, а результаты определения кадастровой стоимости. В этом случае решение комиссии не будет являться предметом рассмотрения в суде.

Судебный порядок оспаривания кадастровой стоимости

Процедура рассмотрения заявлений об оспаривании кадастровой стоимости в суде регламентирована главой 25 КАС РФ .

В судебном порядке граждане могут обжаловать как непосредственно результаты оценки кадастровой стоимости квартиры, так и решение комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости, если предварительно заявитель в такую комиссию обращался. Соответственно, административный истец может заявить одно из следующих требований:

  • об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
  • об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки;
  • об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии Росреестра.

Рассмотрение других требований не может производиться одновременно с оспариванием кадастровой стоимости, поскольку подсудны другим судам. Это значит, что если владелец квартиры хочет вернуть переплаченные налоги, то сначала ему нужно получить судебное решение по результатам рассмотрения его административного искового заявления, а потом уже обращаться с иском о взыскании переплаченных денежных средств.

Первой инстанцией для данной категории споров являются верховные суды республик; краевые, областные суды; суды городов федерального значения; суды автономных областей округов (п. 15 ст. 20 КАС РФ ).

Административными ответчиками по спорам о кадастровой стоимости будут являться Росреестр и орган, утвердивший оспариваемые результаты оценки кадастровой стоимости.

Законом установлены ограниченные сроки для оспаривания кадастровой стоимости недвижимости. Обратиться в суд по этой категории споров можно лишь в течение пяти лет с момента внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов. Однако, если на момент обращения в суд кадастровая стоимость объекта недвижимости в государственном кадастре недвижимости уже изменилась, то оспаривать предыдущую стоимость уже нельзя (п. 3 ст. 245 КАС РФ ).

Срок рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости в суде составляет два месяца, но он может быть продлен еще на месяц в связи со сложностью дела (ст. 141 КАС РФ ).

О месте и времени рассмотрения дела суд извещает стороны, однако их неявка не препятствует его рассмотрению, если стороны были извещены надлежащим образом (п. 4 ст. 247 КАС РФ ).

Следует учитывать, что поскольку стороны обязаны самостоятельно доказывать те обстоятельства, на которые ссылаются, то суд удовлетворит их ходатайства об истребовании дополнительных доказательств только в том случае, если они по объективным причинам лишены возможности представить доказательства без помощи суда. Тем не менее, суд не лишен права запрашивать необходимые доказательства по своей инициативе (п. 6 ст. 247 КАС РФ ).

При оспаривании кадастровой стоимости со стороны не единоличного собственника, а участника долевой собственности, суд пересматривает кадастровую стоимость объекта недвижимости в целом. Возражения других собственников оцениваются судом наряду с другими доказательствами по делу и не влекут обязательного отказа в удовлетворении заявленных требований (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости ").

Если по результатам рассмотрения дела суд удовлетворяет заявленные требования о пересмотре кадастровой стоимости, то в резолютивной части такого решения должна быть указана величина установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.

Принятое судом по результатам рассмотрения дела решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2016. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 107076, г. Москва, ул. Стромынка, д. 19, к. 2, internet@garant.ru .

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3153), adv@garant.ru. Реклама на портале.Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Образец административного иска об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости

Административный иск об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости

Образец административного иска об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости


В ___________________________
(наименование суда)
административный истец: ______________________
(ФИО заявителя, адрес)
административный ответчик: ______________________
(наименование, адрес
должностного лица)
административный ответчик: ______________________
(наименование, адрес
органа власти)

Административное исковое заявление
об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости


Излагаются обстоятельства по усмотрению административного истца (сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение; и иные сведения), с учетом требований ст. 246 КАС РФ.

На основании изложенного, прошу суд:


Признать результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости (указать) недействительными.

1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 КАС РФ, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
3) документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому КАС РФ предусмотрено обязательное участие представителя;
4) доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем, а также копия оспариваемого нормативного правового акта;
5) кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
6) нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
7) документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
8) отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
9) положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом;
10) документы и материалы, подтверждающие соблюдение установленного федеральным законом досудебного порядка урегулирования спора, за исключением случая, если административное исковое заявление подано гражданином.
11) иные документы на усмотрение истца.

Дата подачи заявления: «___»_________ ____ г. Подпись _______

Как оспорить кадастровую стоимость земельного участкаЖмурко Светлана Евгеньевна

Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка

Кадастровая стоимость земельного участка является базой для расчета земельного налога, поэтому чем выше кадастровая стоимость, тем больше размер земельного налога.

Оспорить кадастровую стоимость можно двумя способами:

  1. Обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
  2. Обращение в суд.

Способ 1: Обращение в комиссию.

Физические лица, в отличие от организаций, могут не обращаться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а отправляться сразу в суд. Однако, лучше в комиссию все же обратиться, т.к. при получении положительно решения, можно будет избежать суда.

Гражданин, который считает, что кадастровая стоимость его земельного участка завышена обращается с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:

— кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

— нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на земельный участок в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

— документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

— отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости.

— положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов, комиссией к рассмотрению не принимается.

Комиссия рассматривает заявление в течение месяца с даты обращения с заявлением и выносит по нему решение.

Если решение будет отрицательным, то следующим шагом будет обращение в суд.

Способ 2: Обращение в суд.

Для обращения в суд нужно подготовить исковое заявление и собрать пакет документов, идентичный тому, который мы готовили для обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Начиная с 15 сентября 2015 года обратившийся в суд с иском об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, именуется административным истцом, а само дело будет рассматриваться по правилам нового кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснены наиболее важные вопросы, которые могут возникнуть у лиц, оспаривающих кадастровую стоимость своего имущества, а также у суда, при рассмотрении данной категории дел.

Верховный Суд, в частности, указал, что лица, участвующие в деле о пересмотре кадастровой стоимости, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

Стороны вправе урегулировать спор о пересмотре кадастровой стоимости, заключив соглашение о примирении, которое должно содержать условия примирения, а также порядок распределения судебных расходов.

Резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости

Как разъяснил Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 30.06.2015 года № 28 при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость.

Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце).

Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Если кадастровая стоимость земельного участка или другого имущества рассчитана неверно, например, из – за неправильных сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (ГКН), то это повод для обращения в суд с иском для исправления ошибок в ГКН и оспаривании кадастровой стоимости. При этом, выставленный к оплате налог нужно уплатить. Во-первых срок уплаты пропускать нельзя, а то будут выставлены пени. Во-вторых, свою правоту еще предстоит отстоять в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде.

Сведения о проданных земельных участках и другом имуществе передаются в налоговую службу. Однако, если уведомление об уплате земельного налога пришло, а имущество не принадлежит вам уже давно, то нужно самостоятельно обратиться в налоговую инспекцию и предоставить копию договора купли-продажи с отметкой о переходе права собственности.

Важно убедиться, что заключенный договор купли-продажи прошел процедуру регистрации перехода права собственности в Росреестре. Ведь если регистрация не состоялась, то право собственности к покупателю не перешло, а значит, имущество по прежнему принадлежит продавцу и именно он должен платить налог.

Налогоплательщиками по налогу на имущество признаются физлица — собственники имущества, являющегося объектом обложения.

К такому имуществу относятся жилые дома, (в том числе жилые строения, расположенные, например, на дачных участках жилые помещения (квартиры, комнаты), гаражи и иные здания, строения, сооружения и помещения. Кроме того, с указанной даты в качестве объектов налогообложения выступают машино-место, единый недвижимый комплекс и объект незавершенного строительства.

Право на налоговые льготы при уплате налога на имущество физических лиц установлены п. 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой льготы имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп инвалидности;

3) инвалиды с детства;

4) участники гражданской войны и Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;

10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, — в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования;

15) физические лица — в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Если право на получение льготы возникло впервые и в налоговой инспекции нет сведений и документов, подтверждающих право на такую льготу, то лицо, имеющее право на налоговую льготу, должен подать в налоговый орган заявление о предоставлении льгот и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговые льготы.

Кроме того, на сайте ФНС России можно скачать бланк уведомления, который нужно направить в адрес налогового органа до 1 ноября 2015 года. В уведомлении нужно указать один объект налогообложения, в отношении которого налогоплательщик хочет применить льготу по налогу на имущество физических лиц.

Льгота предоставляется в отношении одного объекта каждого из следующих видов недвижимого имущества:

— квартира или комната;

— творческая мастерская, ателье, студия и т.п.;

— хозяйственное строение или сооружение не более 50 кв. м, расположенные на садовых и — дачных участках;

— гараж или машиноместо.

При наличии в собственности нескольких объектов недвижимости одного вида, например, две квартиры, налогоплательщик может выбрать тот объект, в отношении которого будет применяться льгота. Если же налогоплательщик владеет недвижимостью разных видов (например, жилой дом и гараж), то он имеет право заявить о льготном налогообложении обоих объектов.

Если налогоплательщик, имеющий право на льготу по налогу на имущество физлиц, не подаст уведомление до 1 ноября 2015 года, он вправе сделать это в следующем году для его учета при расчете суммы налога в 2017 году. При этом за 2015 год льгота будет предоставлена в отношении объекта с максимальной суммой налога.

Льготы по земельному налогу делятся на три вида:

  1. освобождение от уплаты земельного налога для отдельных категорий граждан;
  2. уменьшение налоговой базы на 10 000 руб. для отдельных категорий граждан;
  3. льготы, которые устанавливаются законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Полностью освобождены от земельного налога лишь лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Некоторые категории граждан имеют право на уменьшение налоговой базы на 10 000 рублей. К данной категории относятся:

— Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

— инвалидов I и II группы;

— инвалидов с детства;

— ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

— физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки (к таким лицам относятся в том числе граждане РФ, подвергшиеся воздействию радиации и участвовавшие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС);

— физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

— физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

В дополнение к этому, например, в городе Москве предоставляются в виде дополнительного уменьшения (помимо федеральных льгот) налоговой базы на одного налогоплательщика на 1 млн. руб. в отношении следующих категорий лиц:

— инвалидов I, II групп, инвалидов детства;

— ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

— физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки (к таким лицам относятся в том числе граждане РФ, подвергшиеся воздействию радиации и участвовавшие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС);

— физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

— физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

— одного из родителей (усыновителей) в многодетной семье.

Пример расчета льготы по земельному налогу:

Гражданин имеет в собственности земельный участок, предоставленный для ведения дачного хозяйства, расположенный в Москве. Кадастровая стоимость земельного участка 3 000 000 руб.

Сумма земельного налога в 2015 г. составит 750 руб. (3 000 000 руб. х 0,025%).

Если собственник земельного участка является инвалидом I группы, то сумма земельного налога в 2015 г. составит 497,50 руб. ((3 000 000 руб. — 10 000 руб. — 1 000 000 руб.) х 0,025%).

Для получения льготы в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму (10 000 руб.), налогоплательщик самостоятельно представляет в налоговый орган по месту нахождения земельного участка документы, подтверждающие право на получение льготы по земельному налогу.

Например, человек, являющийся инвалидом, представляет справку государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающую наличие у него определенной группы инвалидности (справка об инвалидности).

Налогоплательщики вправе представить документы, подтверждающие их право на льготы по земельному налогу, в течение трех лет, начиная с момента возникновения права на льготы, с последующим осуществлением зачета или возврата сумм излишне уплаченного налога.

Для возврата излишне уплаченного земельного налога налогоплательщик должен обратиться в налоговый орган с письменным заявлением. Такое заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченного налога.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного земельного налога должно быть принято налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления, а сам возврат налога произведен в месячный срок со дня получения заявления.

Что делать, если уведомление об уплате земельного налога не приходит

С 1 января 2015 г. введена новая обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество в том случае, если уведомление об уплате налога не приходят. Обязанность установлена п. 2.1. статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 2.1. статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики — физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Сообщение в налоговый орган необходимо направить не позднее 30 декабря года, следующего за годом приобретения объекта.

Если до 2017 года за непредставление сведений о наличии недвижимого имущества не предусмотрено никакой ответственности, то с 1 января 2017 года за несообщение или несвоевременное сообщение указанных сведений установлена ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога по соответствующему объекту недвижимости (п. 3 ст. 129.1 НК РФ).

Запись на консультацию к адвокату по телефону: 8(985)998-58-08