Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Приемке Нефтепродуктов img-1

Инструкция По Приемке Нефтепродуктов

Рейтинг: 4.5/5.0 (1675 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Приемка нефтепродуктов на АЗС

НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЕ Проверка соответствия качества и количества нефтепродукта

Доставка нефтепродуктов на АЗС осуществляется автомобильным или, в редких случаях, железнодорожным и трубопроводным транспортом.

Заказ на получение АЗС нефтепродуктов передается на предприятие по обеспечению нефтепродуктами через диспетчерскую службу компании (фирмы).

Нефтепродукты, поступающие на АЗС в автомобильных цистернах, принимаются по товаротранспортной накладной (выписываемой в четырех экземплярах), в которой указывается: номер автоцистерны, количество нефтепродукта, наименование и сорт в соответствии с государственным стандартом. На каждую партию нефтепродукта водитель обязан сдать получателю также паспорт (сертификат) качества, в котором указываются государственный стандарт или технические условия на сдаваемый нефтепродукт и все показатели качества, предусмотренные этим стандартом с обязательным штампом, заверенным подписью ответственного лица.

Результаты измерения температуры продукта в автоцистерне должны быть отмечены в товарно-транспортной накладной и сменном отчете. В товарно-транспортной накладной должно быть указано время (часы и минуты), когда налита автоцистерна.

Перед сливом нефтепродукта в резервуар оператор отбирает пробу из отстойника автоцистерны на наличие воды и механических примесей в нефтепродукте. Проба берется в стеклянную тару, к которой прикрепляется табличка с указанием номера АЗС. марки нефтепродукта, номера товарно-транспортной накладной, номера автоцистерны, ФИО водителя и оператора, даты, плотности и температуры нефтепродукта, номера резервуара. Проба хранится на АЗС до следующего слива нефтепродукта в данный резервуар.

Объем и масса нефтепродукта, принятого на АЗС из железнодорожной цистерны, определяются путем измерения уровня, плотности и температуры нефтепродукта в цистерне, а также определения количества подтоварной воды.

В опломбированных автоцистернах подтоварную воду не проверяют, а проверяют сохранность пломб.

В автомобильной цистерне, не имеющей посантиметровой градуировочной таблицы, уровень нефтепродукта не замеряется, а объем определяется по паспорту цистерны и полноте ее заполнения. В этом случае оператор поднимается на цистерну и проверяет количество нефтепродукта. Цистерна должна быть заполнена по планку (на горловине цистерны приваривается планка, указывающая уровень наполнения цистерны). При отклонении уровня бензина в автоцистерне от планки (контрольной риски), например, из-за колебания температуры нефтепродукта в пути измерение объема нефтепродукта в пределах горловины цистерны следует определять с учетом коэффициентов объемного расширения. При отсутствии расхождения между количеством нефтепродуктов, указанным в товарно-транспортной накладной и определенным в результате измерений в транспортных средствах или узлами учета при приемке, оператор расписывается в накладной, один экземпляр которой остается на АЗС, а три возвращаются водителю, доставившему нефтепродукт.

При выявлении несоответствия поступивших на АЗС нефтепродуктов товарно-транспортной накладной по количеству или качеству, составляется акт о недостаче установленной формы в трех экземплярах. О недостаче нефтепродукта делается соответствующая отметка во всех экземплярах товарно-транспортной накладной.

Слив автоцистерн

Правилами защиты от статического электричества предусматривается заземление автоцистерны перед сливом из нее нефтепродуктов. Из-за опасности искрообразования, при подсоединении «заряженной» автоцистерны к заземляющему устройству заземление необходимо выполнять вне взрывоопасной зоны медным проводом, причем его сначала необходимо присоединить к автоцистерне, а затем к специальному выводу заземляющего контура АЗС с помощью болтового зажима.

Автоцистерна устанавливается по ходу движения автотранспорта, и для нее должен быть обеспечен свободной выезд на случай аварийной ситуации.

При сливе нефтепродукта самотеком или насосом АЗС двигатель автоцистерны должен быть выключен, автотранспортное средство поставлено на тормоз, водитель не должен находиться в кабине автомобиля.

Во время слива не допускается движение автотранспорта на расстоянии менее 8 м от сливных муфт резервуаров.

Нефтепродукты, доставленные на автозаправочную станцию в автомобильных и железнодорожных цистернах, должны быть слиты полностью. Оператор, принимающий нефтепродукт, должен лично убедиться в этом, осмотрев цистерны после слива.

В процессе приема нефтепродуктов, оператор обязан следить за уровнем продукта в резервуаре, не допуская переполнения резервуара и разлива нефтепродукта.

Нефтепродукты сливают из цистерны через сливной фильтр самотеком или под напором.

Весь процесс слива нефтепродукта в резервуар АЗС из автоцистерны должен производиться в присутствии оператора АЗС. который должен следить за герметичностью сливного устройства. При обнаружении утечки нефтепродукта оператор должен немедленно прекратить слив.

Запрещается принимать нефтепродукты при следующих условиях:

  • неисправность сливного устройства автомобильной или железнодорожной цистерны;
  • отсутствие или нарушение пломбировки на железнодорожной цистерне;
  • неправильное оформление товарных и отгрузочно-транспортных документов;
  • недостача нефтепродуктов;
  • содержание воды в нефтепродуктах;
  • присутствие в нефтепродукте других примесей и явное сомнение в соответствии качества нефтепродукта требованиям стандарта.

Отпуск нефтепродукта из резервуара, в который сливается нефтепродукт, прекращается до окончания слива.

Операции по окончании слива

По окончании слива нефтепродукта водитель автоцистерны совместно с оператором АЗС через верхний смотровой люк убеждаются в том, что нефтепродукт из автоцистерны слит полностью.

После окончания приема нефтепродукта выключается перекачивающий насос (если слив осуществляется не самотеком), закрываются запорные вентили автоцистерны и перекачивающего устройства, сливной рукав автоцистерны отсоединяется от перекачивающего устройства, остатки нефтепродукта из шланга автоцистерны сливаются в ведро, закрываются крышкой муфта сливного устройства резервуара и колодец, заземляющее устройство отключается от автоцистерны.

Объем нефтепродуктов, принятых по трубопроводу, товарный оператор нефтебазы и оператор АЗС определяют в присутствии представителя администрации нефтебазы измерением уровня, температуры до перекачки нефтепродукта и после нее, а также уровня подтоварной воды в резервуаре АЗС .

По окончании перекачки нефтепродукта задвижку на трубопроводе от предприятия до АЗС пломбирует представитель администрации предприятия, пломбир хранится у руководителя предприятия.

На сданный по трубопроводу нефтепродукт составляется акт в двух экземплярах, который подписывают товарный оператор, оператор АЗС и представитель администрации предприятия. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию и является основанием для списания нефтепродукта с подотчета материально-ответственных лиц предприятия, а второй остается у оператора АЗС и прилагается к сменному отчету.

Приемка расфасованных нефтепродуктов

Нефтепродукты, расфасованные в мелкую тару, должны транспортироваться в упаковке, исключающей разлив нефтепродуктов, порчу тары и этикеток.

При приеме нефтепродуктов, расфасованных в мелкую тару, оператор проверяет число поступивших мест и соответствие трафаретов данным, указанным в товарно-транспортной накладной.

Количество принятых и проданных на АЗС расфасованных нефтепродуктов фиксируется в книге учета движения расфасованных нефтепродуктов, фильтров, запасны частей.

Приемка отработанных масел

Отработанные масла принимаются от индивидуальных владельцев транспортных средств дежурным оператором.

Учет принятых отработанных нефтепродуктов ведется в специальных журналах.

Отработанные нефтепродукты принимаются на АЗС без анализа. Слитые из картера двигателя непосредственно на станции отработанные масла принимаются как моторные, все прочие нефтепродукты — как смешанные.

АЗС. которые принимают отработанные нефтепродукты, должны быть оборудованы эстакадой, сборником и оснащены измерительными приспособлениями для определения объема и массы принимаемых нефтепродуктов.

Приемка нефтепродуктов на АЗС

Другие статьи

Статья: Количественный учет нефтепродуктов на АЗС

Бухгалтерская пресса и публикации 2008 Вопросы бухгалтеров - ответы специалистов 2008 Бухгалтерские статьи и публикации 2007 Вопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам 2007 Публикации из бухгалтерских изданий 2006 Вопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006 Публикации из бухгалтерских изданий Вопросы бухгалтеров - Ответы специалистов Статья: Количественный учет нефтепродуктов на АЗС. Расчет акцизов ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 37)

"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", N 37, 2004

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ УЧЕТ НЕФТЕПРОДУКТОВ НА АЗС.

Множество АЗС, функционирующих сегодня, используют автоматизированные системы измерения и учета нефтепродуктов (далее - АСИ), другие таковых не имеют, применяя неавтоматизированные методы учета.

При наличии на АЗС АСИ проблем количественного учета, как правило, не возникает. А вот как правильно и вместе с тем оптимально организовать учет нефтепродуктов на АЗС, не оснащенных АСИ, при ручных методах измерений и считывания физических параметров?

Мы предлагаем некоторые варианты организации количественного учета нефтепродуктов на АЗС в контрольных целях. А также рассмотрим исчисление и учет акцизов при оптовой и розничной торговле нефтепродуктами по наиболее популярным вариантам взаимоотношений участников реализации. Надеемся, что данный материал поможет многим нашим читателям разрешить вопросы, возникающие при осуществлении операций с нефтепродуктами.

Учет неавтоматизированными методами

Учет количества нефтепродуктов на АЗС осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами по учету нефтепродуктов на АЗС. Основным является Инструкция о порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и автозаправочных станциях системы Госкомнефтепродукта СССР, утвержденная Госкомнефтепродуктом СССР 15.08.1985 N 06/21-8-446 (далее - Инструкция).

Инструкция предполагает, что при выполнении учетно-расчетных операций используется обширный перечень действующих ГОСТов, методических указаний, правил и другой нормативной документации согласно Приложению N 2 к Инструкции.

Количественный учет нефтепродуктов на АЗС согласно п.1.1 Инструкции ведется в литрах, количественно изменяющихся вследствие специфики физических свойств нефтепродуктов одновременно с изменением температуры окружающей среды. Кроме того, зачастую в емкости сливаются нефтепродукты одних и тех же марок разных производителей, имеющие различную сортность и некоторые связанные с ней особенности технико-экономических характеристик.

Для оптимальной организации учета нефтепродуктов на АЗС целесообразно определить:

- порядок (систему) организации учета нефтепродуктов, элементы которых приведены ниже, включая документооборот и периодичность проведения инвентаризации;

- материально-ответственных лиц из числа персонала АЗС;

- лиц, осуществляющих контроль организации, порядка и правильности осуществления учета;

- состав инвентаризационной комиссии.

Учет нефтепродуктов на АЗС осуществляется по совокупности:

- наличия в резервуарах (учитывается количество нефтепродуктов по каждому резервуару и суммарно по нефтепродуктам каждой марки);

- наличия в технологических трубопроводах;

- результатов отпуска через топливо-, маслораздаточные колонки.

Учет нефтепродуктов на АЗС в оперативных целях ведется в единицах объема (л). На наш взгляд, в контрольных целях количественный учет нефтепродуктов на АЗС целесообразно вести также и в единицах массы (т, кг), поскольку показатели массы в отличие от показателей плотности и объема нефтепродуктов являются постоянными по своему количественному значению, не зависящими от изменений каких-либо условий и (или) параметров.

Масса нефтепродукта определяется следующим образом (разд.2 Инструкции):

- при объемно-массовом методе измерения - по его объему и плотности при одинаковых условиях или условиях, приведенных к одинаковым (температура и давление) (п.2.1 Инструкции);

- при массовом методе - измеряется в таре и транспортных средствах путем взвешивания на весах (п.2.32 Инструкции);

- при объемном методе - измеряется только объем нефтепродукта. Данный метод является частью объемно-массового и применяется на АЗС для учета нефтепродуктов (п.2.38 Инструкции);

- при гидростатическом методе - как произведение разности давлений столба продукта (в начале и конце товарной операции) и средней площади сечения части резервуара, из которой отпущен продукт, деленных на ускорение силы тяжести, установленной по формуле (п.2.42 Инструкции).

Наиболее универсальным и применяемым из установленных в Инструкции методов измерений является объемно-массовый.

Аналитический учет нефтепродуктов на АЗС рекомендуется вести в разрезе:

- собственных нефтепродуктов и нефтепродуктов на ответственном хранении (собственность поклажедателей).

Поступление нефтепродуктов от поставщиков и поклажедателей на АЗС может осуществляться:

- путем слива нефтепродуктов в резервуары АЗС:

- из железнодорожных цистерн;

- при поставках в автоцистернах;

Наиболее распространенное для АЗС поступление нефтепродуктов - автоцистернами.

В накладных (товарно-транспортных накладных унифицированной формы N 1-Т) производителями-поставщиками проставляются показатели отгрузки:

- точное наименование нефтепродукта по маркам,

- температура, плотность и объем нефтепродукта в момент отгрузки,

При применении объемно-массового метода в момент приемки нефтепродуктов измеряют объем и плотность продукта при одинаковых или приведенных к одинаковым условиям (температура и давление).

Объем нефтепродукта определяется из градуировочных таблиц по измеренному уровню в резервуарах, железнодорожных цистернах, танках судна или по полной вместимости указанных емкостей. Объем можно также измерять счетчиком жидкости.

Плотность нефтепродуктов в резервуарах и транспортных средствах определяется по пробам, отобранным в соответствии с ГОСТ 2517-85. Плотность определяется в лаборатории или на месте отбора проб по ГОСТ 3900-85 "Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности" (п.2.24 Инструкции), введенному взамен ГОСТ 3900-47.

Количество нефтепродуктов в единицах массы при приеме на АЗС определяется по формуле:

Мпост. = Pпост. х Vпост.,

где: Мпост. - масса нефтепродуктов,

Vпост. - объем нефтепродуктов при температуре измерения уровня (куб. м);

- пост. - плотность нефтепродукта при температуре измерения уровня в момент приема нефтепродуктов (кг/куб. м).

В ходе и по завершении слива нефтепродуктов в резервуары АЗС необходимо данные о фактически принятом количестве внести в журнал поступления нефтепродуктов, в сменный отчет и товарно-транспортную накладную.

При отсутствии расхождения между фактически принятым количеством (в тоннах) нефтепродукта и количеством (в тоннах), указанным в накладной, необходимо расписаться в накладной, один экземпляр которой остается на АЗС, а три - возвращаются водителю, доставившему нефтепродукты.

При выявлении несоответствия поступивших нефтепродуктов данным накладной составляется акт на недостачу в трех экземплярах, из которых первый прикладывается к сменному отчету, второй - вручается водителю, доставившему нефтепродукты, а третий - остается на АЗС. О недостаче нефтепродукта делается соответствующая отметка на всех экземплярах накладной.

Возможность приема нефтепродуктов в случае выявления недостачи, вызванной нарушением времени следования автоцистерны до АЗС, неполным наполнением или иными причинами, определяется руководством организации-владельца или АЗС (в соответствии с принятым порядком организации учета нефтепродуктов).

Выдача нефтепродуктов на АЗС осуществляется только через топливо- или маслораздаточные колонки в баки транспортных средств.

Общее количество нефтепродуктов, отпущенных АЗС за смену, в единицах массы определяется по формуле:

Мрасх. = Pсмен. х Vрасх.,

где: Мрасх. - общая масса нефтепродуктов, отпущенных АЗС за смену;

Vрасх. - объем нефтепродуктов, отпущенных АЗС за смену по счетным механизмам ТРК;

- смен. - плотность нефтепродукта при температуре измерения уровня на момент приема-передачи смены.

Передача смены и составление сменных отчетов

При приеме и передаче смены операторы (передающие и принимающие смену) совместно:

- снимают показания суммарных счетчиков всех топливо- и маслораздаточных колонок;

- определяют объем нефтепродуктов, реализованных потребителю за смену;

- по результатам измерений уровня (объем определяется по градуировочной таблице), плотности и температуры рассчитывают количество (массу) остатков, находящихся в каждом резервуаре АЗС;

- передают по смене остатки денег, талонов и иные материальные ценности;

- проводят контроль погрешности каждой ТРК (МРК).

При передаче смены составляется сменный отчет АЗС по форме N 25-НП Инструкции либо форме, разработанной организацией на базе указанного документа.

Помимо основных показателей, предусмотренных формой N 25-НП, на наш взгляд, в отчете необходимо приводить результаты измерения плотности и температуры в установленные моменты.

В сменном отчете определяется излишек или недостача нефтепродуктов за смену как разница между данными показаний счетных механизмов ТРК и произведенных измерений остатка нефтепродуктов в резервуарах в единицах объема.

Излишки и недостача нефтепродуктов в единицах массы, выявленные в результате фактической погрешности измерений ТРК по сменным отчетам, учитываются бухгалтерией по каждой смене в контрольно-накопительной ведомости в течение межинвентаризационного периода. На дату проведения инвентаризации производится в сальдированном виде подсчет итогов погрешности и определяется результат за весь период.

Ежемесячно формируется оборотно-сальдовая ведомость о движении нефтепродуктов в единицах массы в разрезе:

- собственных нефтепродуктов и нефтепродуктов на ответственном хранении (собственность поклажедателей).

Инвентаризация нефтепродуктов проводится ежемесячно. В ходе инвентаризации производится снятие натурных остатков в единицах объема по состоянию на 1-е число каждого месяца. На основании данных о таких остатках и измеренной плотности нефтепродуктов в разрезе марок определяются натурные остатки в единицах массы, которые сличаются с книжными (бухгалтерскими) остатками. В разрезе марок нефтепродуктов выявляются недостача или излишки.

По результатам проведенной инвентаризации оформляется сличительная ведомость с учетом погрешности, предусмотренной разд.3 ГОСТ 26976-86 "Нефть и нефтепродукты. Методы измерения массы".

Выявленная при инвентаризации и других проверках недостача может регулироваться в следующем порядке:

- убыль ценностей в пределах установленных норм, а также недостача нефтепродуктов в пределах норм погрешности измерения топливораздаточных колонок на АЗС распределяются между собственником - АЗС и поклажедателями пропорционально доле нефтепродуктов, проданных покупателям и переданных поклажедателям в течение отчетного периода;

- недостача ценностей сверх норм убыли, а также недостача нефтепродуктов, превышающая фактическую погрешность измерения топливораздаточных колонок на АЗС, взыскиваются с материально-ответственных лиц.

Выявленные при инвентаризации излишки распределяются между собственником - АЗС и поклажедателями пропорционально доле нефтепродуктов, проданных покупателям и переданных поклажедателям в течение отчетного периода.

Излишки и недостача в единицах объема, выявленные при инвентаризации, пересчитываются в единицы массы по формуле:

Мизл/нед. = Pинвент. х Vизл/нед.,

где: Мизл/нед. - масса выявленных излишек (недостач);

Vизл/нед. - объем излишек (недостач);

- инвент. - плотность нефтепродуктов при температуре измерения уровня нефтепродуктов при инвентаризации.

Распределение недостач в пределах установленных норм, а также в пределах норм погрешности измерения топливораздаточных колонок на АЗС распределяются в единицах массы.

Пример 1. На 1 ноября 2003 г. остатки бензина на АЗС-1 ООО "Янтарь" составили при температуре замера +10 град. С:

- марки АИ-95 - 18 633 л при плотности этой марки 0,766 массой 14 273 кг;

- А-76 - 17 123 л при плотности 0,724 массой 12 397 кг. Количественное значение всех показателей условное.

3 ноября на АЗС-1 поступили нефтепродукты поставками в автоцистернах при температуре замера + 5 град. С:

- АИ-95 - 9420 л при плотности этой марки 0,769 массой 7244 кг;

- А-76 - 7780 л при плотности 0,728 массой 5664 кг.

В ноябре отпущено с АЗС-1 водителям организаций и покупателям - физическим лицам нефтепродуктов:

- марки АИ-95 - 19 200 л;

На 1 декабря 2003 г. остатки бензина на АЗС-1 ООО "Янтарь" составили при температуре замера +1 град. С:

по учетным данным

- АИ-95 - 8853 л при плотности этой марки 0,773 массой 6843 кг;

- А-76 - 9103 л при плотности 0,732 массой 6663 кг.

по фактическим данным инвентаризации

- АИ-95 - 8880 л при плотности этой марки 0,773 массой 6864 кг;

- А-76 - 9090 л при плотности 0,732 массой 6654 кг.

Таким образом, отклонения по результатам инвентаризации составили:

- АИ-95 - излишки 27 л, излишки массы 21 кг;

- А-76 - недостача 13 л, недостача массы 9 кг.

Экономический аспект показателя плотности

В настоящее время на некоторых АЗС практикуется применение показателя средней плотности нефтепродуктов в целях упрощения учетно-расчетных процедур при ведении ручных методов измерений и считывания.

При этом показатель средней плотности нефтепродуктов исчисляется за прошедший отчетный период либо устанавливается на предстоящий отчетный период, например на сезон. Результатами инвентаризации, проводимой на конец отчетного периода, учетные остатки нефтепродуктов, исчисленные на базе средней плотности, приводятся в соответствие с фактическими остатками нефтепродуктов, исчисляемыми на базе плотности, измеряемой на момент проведения инвентаризации.

Кроме того, на показатель средней плотности, причем исчисляемый как среднеарифметический показатель, ссылаются авторы некоторых опубликованных статей.

Выше мы указывали, что на АЗС замеры объема и плотности с одновременным исчислением массы нефтепродуктов осуществляются:

- при приеме нефтепродуктов на АЗС,

- при приеме-передаче смены,

Показатель плотности является расчетным, "моментным", количественно изменяющимся в зависимости от температуры испытания (окружающей среды), измеряемый в соответствии с ГОСТ 3900-85 "Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности", с применением таблиц перевода плотности при температуре испытания в плотность при +20 град. С.

На наш взгляд, именно показатель плотности, представляющий собой по физическим характеристикам постоянно изменяющуюся величину, не может применяться в учетных целях в среднем значении, поскольку на АЗС количественный учет нефтепродуктов в межинвентаризационный период искажается, в результатах инвентаризации содержатся не только недостачи и излишки, но и отклонения расчетных значений нефтепродуктов от среднеустановленных.

Средний показатель плотности может применяться в случаях необходимости исчисления, например в управленческих целях, среднего значения показателя плотности за какой-либо отчетный период. Тогда он должен быть исчислен как частное от деления за этот отчетный период массы на объем по формуле:

где: Pj - среднеотчетное значение плотности нефтепродуктов за отчетный период (кг/куб);

Мj - масса нефтепродуктов за отчетный период (т, кг);

Vj - объем нефтепродуктов за отчетный период (куб. м, л).

Пример 2. Используем условия примера 1 с разницей в применении среднесезонного показателя плотности на осенний период (до 1 декабря):

- марки АИ-95 - 0,760;

- марки А-76 - 0,720.

На 1 ноября 2003 г. остатки бензина на АЗС-1 ООО "Янтарь" составили при температуре замера +10 град. С:

- марки АИ-95 - 18 633 л при плотности этой марки 0,766 массой 14 273 кг;

- А-76 - 17 123 л при плотности 0,724 массой 12 397 кг.

3 ноября на АЗС-1 поступили нефтепродукты поставками в автоцистернах при температуре замера +5 град. С:

- марки АИ-95 - 9420 л при среднесезонном показателе плотности этой марки 0,760 массой 7159 кг;

- А-76 - 7780 л при среднесезонном показателе плотности 0,720 массой 5602 кг.

В ноябре отпущено с АЗС-1 водителям организаций и покупателям - физическим лицам нефтепродуктов:

- марки АИ-95 - 19 200 л;

- марки А-76 - 15 800 л.

На 1 декабря 2003 г. остатки бензина на АЗС-1 ООО "Янтарь" составили при температуре замера +1 град. С:

по учетным данным:

- АИ-95 - 8853 л при среднесезонном показателе плотности 0,760 массой 6728 кг;

- А-76 - 9103 л при среднесезонном показателе плотности 0,720 массой 6554 кг.

по фактическим данным инвентаризации:

- АИ-95 - 8880 л при плотности 0,773 массой 6864 кг;

- А-76 - 9090 л при плотности 0,732 массой 6654 кг.

отклонение по результатам инвентаризации:

- АИ-95 - излишки объема 27 л, излишки массы 136 кг;

- А-76 - недостача объема 13 л, излишки массы 100 кг.

- АИ-95 - излишки - 27 л, излишки массы 21 кг;

- А-76 - недостача - 13 л, недостача массы 9 кг.

Таким образом результаты инвентаризации при применении среднесезонного показателя плотности искажены, поскольку содержат отклонения: по марке АИ-95 - на 115 кг (136 кг - 21 кг), по А-76 - на 109 кг (100 кг + 9 кг). Однако формирование этого вывода возможно лишь при сравнении показателей количественного учета нефтепродуктов по общеустановленному методу и по методу применения показателя средней плотности.

Необходимо отметить, что искусственное увеличение излишков нефтепродуктов на отклонение расчетных значений количества нефтепродуктов от среднеустановленных повлечет налоговые последствия для АЗС, являющихся плательщиками акцизов.

Поскольку получение (оприходование) нефтепродуктов лицом, имеющим свидетельство, признается объектом налогообложения по акцизам (пп.3 п.1 ст.182 НК РФ) выявленные у данного лица при инвентаризации и оприходованные по рыночной стоимости излишки нефтепродуктов подлежат включению в налоговую базу при исчислении акциза на нефтепродукты.

Внимание! В то же время норм, предусматривающих уменьшение налоговой базы на объем выявленной при инвентаризации недостачи нефтепродуктов, так же как и уменьшение начисленной при получении нефтепродуктов суммы акциза на сумму налога в части недостачи, в НК РФ не установлено.

Акцизы: налогообложение в зависимости

от вариантов взаимоотношений участников реализации

С начала 2003 г. акцизы на нефтепродукты платят организации, получившие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, а также лица без свидетельств, производящие нефтепродукты путем переработки давальческого сырья. Переработчик уплачивает акциз только если у собственника сырья отсутствует свидетельство на осуществление операций с нефтепродуктами.

Условия получения свидетельства

Свидетельство выдается только организациям, имеющим в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) мощности по производству и отпуску нефтепродуктов, или указанные мощности имеются в собственности организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50% уставного (складочного) капитала (фонда) ООО либо голосующих акций АО. Порядок выдачи свидетельств установлен Приказом МНС России от 06.02.2003 N БГ-3-03/52 "Об утверждении Порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами".

Свидетельства выдаются на следующие осуществляемые с нефтепродуктами виды деятельности:

К сведению! В зависимости от количества и видов полученных организацией свидетельств НК РФ устанавливает сроки уплаты акциза и представления декларации.

В соответствии со ст.179.1 НК РФ налогоплательщикам могут быть выданы свидетельства на:

- производство - при наличии мощностей по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов;

- оптовую реализацию - при наличии мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов, и (или) при наличии договора на оказание услуг по переработке принадлежащей данному налогоплательщику сырой нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, и (или) при наличии договора аренды мощностей, являющихся государственной собственностью (для АО, имеющих в уставном капитале долю государства не менее 50%);

- оптово-розничную реализацию - при наличии мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов и стационарных топливораздаточных колонок и (или) при наличии договора аренды мощностей, являющихся государственной собственностью (для АО, имеющих в уставном капитале долю государства не менее 50%);

- розничную реализацию - при наличии мощностей по хранению и отпуску со стационарных топливораздаточных колонок нефтепродуктов (за исключением моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей) и (или) мощностей (помещений) по хранению и реализации моторных масел.

Согласно разъяснениям налоговых органов, изложенным в Письме Управления МНС по г. Москве от 7 июля 2003 г. N 24-11/36771, организации или индивидуальные предприниматели, имеющие свидетельство, должны начислять акциз на весь объем полученных (оприходованных) подакцизных нефтепродуктов независимо от их вида (в том числе и нефтепродукты, не указанные в свидетельстве). Соответственно это относится и к нефтепродуктам, поступившим на арендованные организацией мощности по их хранению и отпуску.

Обязанность уплачивать акциз у организаций оптовой и оптово-розничной торговли нефтепродуктами возникает с получением свидетельства.

С 1 января 2003 г. свидетельства служат основанием для применения налоговых вычетов при определении налогоплательщиком, производящим или реализующим нефтепродукты оптом или в розницу, сумм акцизов, подлежащих уплате в бюджет. Если организация отвечает всем требованиям, предъявляемым налоговыми органами при выдаче свидетельства, целесообразно проанализировать, нужно ли получать свидетельство, поскольку, имея свидетельство, начислив и уплатив акциз, можно не получить права на вычет, реализуя товар покупателю, не имеющему свидетельства. Тот или иной вывод можно сделать, проанализировав сложившиеся у организации договорные отношения.

Получение свидетельства является правом, а не обязанностью налогоплательщика (ст.179.1 НК РФ). Часть первая НК РФ не предусматривает ответственность за отсутствие свидетельства.

Вычет по уплаченным акцизам производится только при представлении налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов:

- договора с покупателем, имеющим свидетельство;

- счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов.

Такая отметка проставляется налоговым органом при соответствии данных в налоговой декларации налогоплательщика-покупателя и в представленных покупателем счетах-фактурах. Отметка проставляется в течение пяти дней по истечении срока, установленного для сдачи декларации.

Налог зачитывается всем, кроме конечного продавца, которым чаще всего выступают автозаправочные станции. В результате многие автозаправочные станции не получили свидетельства и платить акцизы на нефтепродукты продолжают нефтеперерабатывающие заводы. По некоторым данным, 80% всех сборов от акцизов на нефтепродукты сосредоточено в 22 регионах.

Реализация нефтепродуктов покупателям

Уплаченный при получении нефтепродуктов акциз при их реализации лицам, не имеющим свидетельства, в том числе при розничной реализации с АЗС, включается в стоимость нефтепродуктов. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцом, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах соответствующая сумма акциза не выделяется. Таким образом, реализация нефтепродуктов лицам, не имеющим свидетельства, становится невыгодной, так как налогоплательщик на сумму акциза должен увеличить показатель выручки от реализации нефтепродуктов и соответственно базу по НДС.

На практике довольно часто возникает вопрос: можно ли для получения свидетельства на розничную продажу бензина предъявить документы, подтверждающие право собственности на бензовозы? Напомним, что реализацией нефтепродуктов в розницу признается их отпуск посредством топливораздаточных колонок (п.8 ст.200 НК РФ). Следовательно, наличие в собственности парка бензовозов при отсутствии топливораздаточных колонок права на получение свидетельства не дает.

Правила и условия транспортировки и хранения нефтепродуктов, виды транспортных средств и хранилищ нефтепродуктов, а также требования, предъявляемые к ним, установлены ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение".

Согласно указанному ГОСТу автоцистерны относятся к транспортным средствам, а не к средствам (мощностям) по хранению нефтепродуктов. В связи с этим наличие в собственности у лиц, осуществляющих оптовую, оптово-розничную, розничную реализацию нефтепродуктов, только специализированных транспортных средств не является основанием для выдачи им свидетельства.

Вместе с тем если организация использует в качестве резервуаров для хранения нефтепродуктов списанные специализированные транспортные средства, принадлежащие ей на праве собственности, то в случае документального подтверждения органами Госстандарта России соответствия этих хранилищ правилам и требованиям, установленным в разд.4 "Хранение" ГОСТ 1510-84, они могут получить свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, в общеустановленном порядке.

Рассмотрим конкретный порядок уплаты акцизов при разных вариантах взаимоотношений, наиболее часто встречающихся в практике реализации нефтепродуктов.

Вариант 1. Производитель, оптовик и розничный продавец без свидетельств

При этом варианте объект налогообложения по акцизам возникает у производителя. Поскольку у оптовика и розничного продавца свидетельства нет, они покупают нефтепродукты по цене с учетом акцизов, не начисляя данный налог и не уплачивая его в бюджет.

Пример 3. НПЗ, не имеющий свидетельства, из собственной нефти произвел 200 тонн дизельного топлива. Все топливо реализовано оптовику, не имеющему свидетельства. Тот, в свою очередь, продал его розничному продавцу, также не имеющему свидетельства. Ставка акцизов на дизельное топливо - 1000 руб. за тонну.

После оприходования дизельного топлива завод должен начислить акцизы в сумме 200 000 руб. (200 т х 1000 руб.). Производитель без свидетельства не имеет права на налоговые вычеты (п.8 ст.200 НК РФ). Поэтому начисленную сумму акцизов завод должен уплатить в бюджет и включить в цену реализуемого топлива (пп.1 п.4 ст.199 НК РФ).

Начисленная сумма акцизов в расчетных документах и счетах-фактурах отдельной строкой не выделяется (пп.1 п.5 ст.198 Кодекса). НДС начисляется на цену с учетом акцизов.

Вариант 2. Производитель со свидетельством, а оптовик и розничный продавец - без свидетельств

Как и в предыдущем случае, плательщиком акцизов будет производитель. Причем, несмотря на наличие свидетельства, он не сможет получить налоговый вычет, так как, чтобы воспользоваться вычетом, производитель не только должен сам иметь свидетельство, но и продать нефтепродукты покупателю, имеющему такой же документ (п.8 ст.200 НК РФ). У оптовика его нет, поэтому производитель не имеет права на вычет.

Начисленную сумму акцизов производитель должен уплатить в бюджет и включить в цену реализуемых нефтепродуктов. Оптовик и розничный продавец покупают нефтепродукты по цене с учетом акцизов. Сами они акцизы в бюджет не начисляют и не уплачивают.

Вариант 3. Производитель и оптовик со свидетельствами, а розничный продавец - без свидетельства

При этом варианте всю начисленную сумму акцизов НПЗ принимает к вычету, и бремя уплаты налога ложится на оптовика. У розничного продавца свидетельства нет, поэтому он покупает нефтепродукты по цене с учетом акцизов. Сам же он акцизы не начисляет и в бюджет не уплачивает.

Пример 4. НПЗ, имеющий свидетельство, из собственной нефти произвел 200 тонн дизельного топлива и реализовал его оптовику, имеющему свидетельство. Оптовик, в свою очередь, продал топливо розничному продавцу без свидетельства.

После оприходования дизельного топлива завод должен начислить акцизы в сумме 200 000 руб. (200 т х 1000 руб.). После реализации топлива оптовику, имеющему свидетельство, производитель может принять всю эту сумму к вычету. То есть сумма акцизов, подлежащая уплате в бюджет, будет равна нулю.

НПЗ, реализуя топливо оптовику, имеющему свидетельство, акцизы в цену этого топлива не включает (даже когда акцизы начисляются в одном месяце, а принимаются к вычету в другом). В связи с этим НДС начисляется на цену топлива без учета акцизов.

Оптовик, имеющий свидетельство, при получении топлива должен начислить акцизы в сумме 200 000 руб. Поскольку оптовик отгрузил топливо розничному продавцу, не имеющему свидетельства, права на налоговый вычет он не имеет. Поэтому начисленную сумму акцизов оптовик должен уплатить в бюджет и включить в цену реализуемого топлива.

Розничный продавец акцизы в бюджет не начисляет и не уплачивает.

Вариант 4. Производитель и розничный продавец со свидетельствами, а оптовик - без свидетельства

Как и в варианте 2, производитель должен начислить акцизы и уплатить их в бюджет, поскольку отгрузка произведена оптовику, не имеющему свидетельства. Сумма акцизов включается в цену нефтепродуктов.

Оптовик, приобретая нефтепродукты, акцизы не начисляет и в бюджет не уплачивает, так как у него нет свидетельства.

Розничный продавец, имеющий свидетельство, покупая нефтепродукты, должен начислить акцизы и уплатить их в бюджет полностью, так как права на налоговый вычет у него нет.

Таким образом, налицо двойное налогообложение - акцизы в бюджет платит и производитель, и розничный продавец.

Однако, на наш взгляд, этого можно избежать. Покупателям, которые имеют свидетельства, но получают нефтепродукты от поставщиков без свидетельства, можно посоветовать заключать агентские договоры, когда нефтепродукты продаются без приобретения их в собственность. Например, если розничный продавец заключает с оптовиком агентский договор и продает нефтепродукты от имени оптовика, начислять и платить в бюджет акцизы ему не придется.

Если же нефтепродукты приобретаются у лица, имеющего свидетельство, целесообразнее заключать договоры купли-продажи. Тогда нефтепродукты будут приобретаться по цене без учета акцизов.

Инструкция по приемке нефтепродуктов

Автоуслуги Автозаправочная станция

Автозаправочная станция (АЗС) предназначена для обеспечения потребителей нефтепродуктами. На АЗС осуществляются следующие технологические процессы:

  • прием,
  • хранение, выдача (отпуск),
  • учет количества нефтепродуктов.

Дополнительно на АЗС реализуют смазки, специальные жидкости, запасные части к автомобилям и другим транспортным средствам, а также оказываются услуги владельцам и пассажирам транспортных средств.

Блочная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.

Модульная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

Контейнерная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива (ПАЗС) - АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжатым природным газом (далее - СУГ).

Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом.

Передвижная автомобильная газозаправочная станция (ПАГЗС) - АЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения сжиженного углеводородного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение резервуаров указанного блока топливом на территории АГЗС.

Передвижная автомобильная газонаполнительная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств компримированным природным газом, характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения компримированного природного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение сосудов указанного блока топливом на территории этой АЗС.

Многотопливная автозаправочная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный углеводородный газ (сжиженный пропан-бутан) и сжатый природный газ

Доставка нефтепродуктов на АЗС может осуществляться автомобильным, железнодорожным, трубопроводным или водным транспортом.

Нерасфасованные нефтепродукты отпускаются в баки автотранспортных средств и тару потребителей исключительно через топливо- и маслораздаточные колонки.

Место расположения автозаправочной станции обозначается дорожным знаком "АЗС". Проезжая часть территории АЗС должна иметь твердое покрытие и быть в исправном состоянии, обеспечивать свободный подъезд автотранспорта к каждой топливо-раздаточной колонке, сливным устройствам, пожарным водоемам, местам выгрузки тарных грузов.

Территория АЗС оборудуется канализационной системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод с поверхности проезжей части, локализацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов.

На территории АЗС выделяются и оборудуются места сбора материалов, использованных при устранении последствий разлива нефтепродуктов, а также выделяются места для установки мусоросборников.

В зимнее время проходы и проезды на территории АЗС регулярно очищаются от снега и льда.

При производстве ремонтных работ на территории АЗС котлованы, ямы, траншеи, должны быть надежно ограждены. По окончании ремонтных работ покрытие территории должно быть восстановлено.

При выполнении ремонтных работ на территории АЗС в котлованах, ямах, траншеях осуществляется контроль за состоянием воздушной среды в них.

В случае обнаружения паров нефтепродуктов, работы необходимо прекратить до полной дегазации котлована и анализа состояния воздушной среды в нем.

В случае ограждения территории АЗС ограждающие конструкции должны быть продуваемые и выполнены из негорючих материалов.

Не допускается озеленение территории АЗС деревьями хвойных пород, деревьями, кустарниками и травами, выделяющими волокнистые вещества или опушенные семена. На территории АЗС должно быть обеспечено постоянное скашивание и удаление высохшей травы, вырубка поросли деревьев и кустарников, сбор и удаление опавшей листвы.

Территория АЗС в темное время суток должна иметь среднюю горизонтальную освещенность в соответствии со строительными нормами и правилами.

Выполнение любого рода ремонтных работ транспортных средств на территории АЗС запрещается, если это не предусмотрено проектом.

На территории АЗС устройство подземных помещений, подпольных пространств под зданиями и сооружениями, а также подземных сооружений (туннели, каналы и т.п.) запрещается. Приямки для ТРК, кабельные колодцы, технологические колодцы должны быть засыпаны негорючим материалом.

Стоянка транспортных средств на территории АЗС запрещена, кроме парковок и стоянок, определенных проектом.

Прием нефтепродуктов на АЗС

Нефтепродукты могут поступать на АЗС всеми видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, трубопроводным, водным. Возможна комбинация видов поставок нефтепродуктов (суда - трубопровод - АЗС, ж.д. цистерны - трубопровод - АЗС). Технологическая схема приема нефтепродуктов на АЗС должна быть отражена в проекте АЗС.

Автоцистерны после их заполнения нефтепродуктом на нефтебазе (складе топлива и т.д.) в обязательном порядке подлежат пломбированию ответственным лицом грузоотправителя. Схема пломбировки должна соответствовать технической документации на автоцистерну. После заполнения пломбируются:

  • горловина (горловины);
  • сливной вентиль (сливная задвижка).

В случае оборудования автоцистерны насосом пломбируется вентиль (задвижка), находящаяся между емкостью и насосом. Установленные пломбы должны полностью исключать возможность открытия люка, вращения или открытия сливного вентиля (задвижки), снятия маховика со штока сливной задвижки. Пломбы должны иметь четкий, не нарушенный оттиск пломбира организации - грузоотправителя.

  • противопожарным инвентарем и средствами пожаротушения в соответствии с действующими нормами;
  • сливными рукавами из маслобензостойких материалов, не имеющими расслоений, трещин и т.д.;
  • сливные рукава с наконечниками из искронеобразующих материалов, обеспечивающими герметичное соединение с приемными устройствами трубопроводов.

Автоцистерны поверяются в установленном порядке, имеют свидетельства о поверке (паспорта). Доставка нефтепродуктов автоцистернами без свидетельства об их поверке или с истекшим сроком очередной поверки не допускается.

Прием нефтепродуктов в резервуары АЗС из автоцистерны проводится не менее чем двумя работниками.

При подготовке к сливу нефтепродуктов оператор:

  • открывает задвижку для приема нефтепродукта в резервуар аварийного пролива;
  • закрывает задвижку на трубопроводе отвода дождевых вод в очистные сооружения с площадки для автоцистерны;
  • обеспечивает место слива нефтепродуктов первичными средствами пожаротушения;
  • принимает меры к предотвращению разлива нефтепродуктов, локализации возможных последствий случайных или аварийных разливов нефтепродуктов (наличие сорбента, песка и др.);
  • организует установку автоцистерны на площадку для слива нефтепродукта;
  • проверяет время следования автоцистерны от нефтебазы и делает отметку о времени прибытия на АЗС;
  • проверяет сохранность и соответствие пломб на горловине и сливном вентиле (сливной задвижке) автоцистерны;
  • проверяет уровень заполнения автоцистерны (прицепа) "по планку". С использованием водочувствительной ленты или пасты убеждается в отсутствии воды, отбирает пробу, измеряет температуру и плотность нефтепродукта в ней, убеждается в соответствии данных (объем, плотность) указанных в товарно-транспортной накладной, данным полученным при контроле нефтепродукта в автоцистерне. Регулирование расхождений полученных результатов осуществляется в соответствии с документом по учету нефтепродуктов;
  • убеждается в исправности технологического оборудования, трубопроводов, резервуаров, правильности включения запорной арматуры и исправности устройства для предотвращения переливов;
  • прекращает заправку транспорта через ТРК, связанную с заполняемым резервуаром до окончания слива в него нефтепродукта из автоцистерны; измеряет уровень и определяет объем нефтепродукта в резервуаре;
  • принимает меры для исключения возможности движения автотранспорта на расстоянии ближе 3-х метров от места слива нефтепродуктов;
  • контролирует действия водителя.
  • устанавливает автоцистерну на площадку для слива нефтепродуктов;
  • выключает двигатель автоцистерны;
  • присоединяет автоцистерну (прицеп) к заземляющему устройству;
  • контролирует исправность технологического оборудования автоцистерны (сливные устройства, сливные рукава, заземление);
  • присоединяет рукава автоцистерны к сливному устройству.

В ходе и по завершении слива нефтепродуктов в резервуары АЗС необходимо:

  • снять пломбы с горловины и сливного вентиля;
  • открыть горловину настолько, чтобы был обеспечен доступ атмосферного воздуха в пространство над нефтепродуктом;
  • начало слива, характеризующееся заполнением сливных рукавов и приемных трубопроводов, выполнять при малом расходе, с постепенным его увеличением по мере заполнения трубопроводов;
  • выполнить слив нефтепродуктов из автоцистерны;
  • обеспечить постоянный контроль за ходом слива нефтепродукта и уровнем его в резервуаре, не допуская переполнения или разлива;
  • по завершении слива оператор лично убеждается в том, что нефтепродукт из автоцистерны и сливных рукавов слит полностью;
  • отсоединить сливные рукава;
  • после отстоя и успокоения нефтепродукта в резервуаре (не менее чем через 20 мин.) произвести измерение уровня и определить объем фактически принятого продукта по градуировочной таблице;
  • внести в журнал поступления нефтепродуктов, в сменный отчет и товарно-транспортную накладную данные о фактически принятом количестве нефтепродукта;
  • при отсутствии расхождения между фактически принятым количеством (в тоннах) нефтепродукта и количеством (в тоннах), указанным в товарно-транспортной накладной, расписаться в накладной, один экземпляр которой остается на АЗС, а три экземпляра возвращаются водителю, доставившему нефтепродукты. При выявлении несоответствия поступивших нефтепродуктов товарно-транспортной накладной, составить акт на недостачу в трех экземплярах, из которых первый приложить к сменному отчету, второй - вручить водителю, доставившему нефтепродукты, а третий остается на АЗС. О недостаче нефтепродукта делается соответствующая отметка на всех экземплярах товарно-транспортной накладной.

Запрещается производить прием нефтепродуктов в следующих случаях:

  • при неисправности технического и технологического оборудования АЗС;
  • при неисправности сливного устройства автоцистерны;
  • при неисправности заземляющего устройства автоцистерны;
  • при отсутствии товарно-транспортных документов либо их неправильном оформлении;
  • во время грозы;
  • при наличии в нефтепродукте воды и любого рода примесей;
  • при несоответствии или отсутствии документов, подтверждающих качество нефтепродуктов;
  • при выявлении недостачи нефтепродукта в автоцистерне до согласования с руководством АЗС и составления соответствующего акта.

Возможность приема нефтепродуктов в случае выявления недостачи, вызванной нарушением времени следования автоцистерны до АЗС, неполным наполнением или иными причинами, определяется руководством организации-владельца или руководством АЗС.

Порядок выполнения операций и требований при приеме нефтепродуктов регламентируется:
- при приеме по отводам от нефтепродуктопроводов, водным транспортом, железнодорожным транспортом, технологическим трубопроводам с нефтебаз в соответствии с действующей нормативно-технической документацией.

На принятый по трубопроводу нефтепродукт составляется акт в двух экземплярах, который подписывается членами комиссии. Один экземпляр акта представляется в бухгалтерию организации-поставщика, второй остается на АЗС и прилагается к сменному отчету.

Количество принятого в резервуары АЗС нефтепродукта фиксируется в журнале учета поступивших нефтепродуктов и в сменном отчете.

Нефтепродукты, расфасованные в мелкую тару, транспортируются в упаковке, исключающей разлив нефтепродуктов, порчу тары и этикеток.

При приеме нефтепродуктов, расфасованных в мелкую тару, работник АЗС проверяет число поступивших мест, соответствие трафаретов данным, указанным в товарно-транспортной накладной, наличие паспортов и сертификатов качества.

При приеме нефтепродуктов по трубопроводу и от наливных судов обязательно представление данных о партии и сертификатов качества.

Выдача нефтепродуктов на АЗС

Выдача нефтепродуктов на АЗС осуществляется только через топливо- или маслораздаточные колонки в баки транспортных средств или тару потребителей, а также путем продажи расфасованных нефтепродуктов.

Образцы расфасованных нефтепродуктов выставляются в витрине или на специальных стендах для ознакомления потребителей с ассортиментом и розничными ценами.

Запрещается выдача нефтепродуктов в пластиковую и стеклянную тару.

При заправке транспортных средств на АЗС должны соблюдаться следующие правила:

  • оператор контролирует расположение транспортных средств. Расположение транспортных средств в ожидании заправки должно обеспечивать возможность аварийной их эвакуации с территории АЗС;
  • заправка транспортного средства осуществляется в порядке общей очереди. Внеочередное обслуживание предусмотрено для специального автотранспорта (скорая помощь, милиция, пожарная охрана, аварийные газового хозяйства), автомобилей под управлением инвалидов войны и труда, Героев СССР и России, а также других категорий лиц;
  • во время заправки двигатель заправляемого автомобиля выключается;
  • мотоциклы и мотороллеры следует подавать к ТРК с заглушенными двигателями. Остановку и пуск двигателей производить на расстоянии не ближе 15 метров от ТРК;
  • автомобили к ТРК должны подъезжать своим ходом;
  • загрязненные или случайно облитые нефтепродуктами части автомобилей, мотоциклов и мотороллеров после заправки до пуска двигателей должны быть протерты водителями насухо;
  • случайно или аварийно пролитые на землю нефтепродукты должны быть немедленно засыпаны песком с последующим его удалением в специально выделенные контейнеры (емкости);
  • расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилями 3 метра, а находящимися в очереди должно быть не менее 1 метра;
  • при заправке транспортные средства должны располагаться на территории в районе ТРК таким образом, чтобы в случае возникновения аварийных ситуаций имелась возможность прекращения заправки и немедленной эвакуации их в безопасное место;
  • перед заправкой автобусов пассажиры покидают салоны вне территории АЗС.

Оператор АЗС во время выдачи нефтепродуктов:

  • обеспечивает постоянный контроль за выполнением правил заправки автотранспортных средств;
  • требует от водителя заправляемого транспорта выполнения правил заправки транспортных средств и правил поведения при нахождении на территории АЗС;
  • осуществляет постоянный контроль за работой ТРК;
  • визуально контролирует места заправки транспортных средств, предупреждая возможные разливы нефтепродуктов и принимает меры к устранению;
  • обеспечивает соблюдение водителями и пассажирами транспортных средств правил пожарной безопасности.

В целях контроля работы ТРК, МРК во время передачи смены проводится контрольная проверка погрешности ТРК, МРК с помощью поверенных мерников II разряда.

Перед проведением проверки контрольно-кассовую машину устанавливают в режим "технологические операции" или "отпуск в кредит", чтобы в кассовом чеке и фискальной памяти регистратора значение стоимости отпущенного нефтепродукта через ТРК(МРК) не фиксировалось.

После проведения проверки нефтепродукт из мерника сливают в резервуар с составлением акта, который вместе с чеком прилагают к сменному отчету.

Если значение погрешности ТРК (МРК) выходит за пределы основной допустимой погрешности, то проводят регулировку или, при необходимости, ремонт ТРК (МРК).

Хранение нефтепродуктов на АЗС

Хранение нефтепродуктов на АЗС осуществляется в резервуарах и в фасованном виде в таре.

Эксплуатация резервуаров осуществляется в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации резервуаров.

Техническое и технологическое оборудование АЗС должно обеспечивать исключение загрязнения, смешения, обводнения, воздействия атмосферных осадков на хранимые в резервуарах нефтепродукты.

При хранении в резервуарах бензинов не допускается наличие подтоварной воды выше минимального уровня, обеспечиваемого конструкцией устройства для дренажа воды.

Хранение нефтепродуктов осуществляется с учетом требований к сокращению их потерь и сохранению качества нефтепродукта.

Порядок хранения фасованных нефтепродуктов должен гарантированно обеспечивать сохранность и целостность тары. Руководитель АЗС обязан ежедневно контролировать порядок хранения и сохранность тары фасованных нефтепродуктов.

Хранение легковоспламеняющихся жидкостей в мелкой таре разрешается в объеме, необходимом для 5-суточной торговли. Запасы технических жидкостей для автотранспорта в торговом зале (операторной) не должны превышать двадцати расфасованных единиц.

Заполнение резервуара нефтепродуктом не допускается более 95% его номинальной вместимости.

Учет нефтепродуктов на АЗС

Учет количества нефтепродуктов на АЗС осуществляется в соответствии с действующей нормативной документацией по учету нефтепродуктов на АЗС.

Приказом (распоряжением) по организации для обеспечения учета нефтепродуктов на АЗС определяются:

  • порядок (система) организации учета нефтепродуктов;
  • материально-ответственные лица из числа персонала АЗС;
  • лица, осуществляющие контроль за организацией, порядком и правильностью осуществления учета нефтепродуктов;
  • состав инвентаризационной комиссии;
  • периодичность проведения инвентаризации и порядок предоставления результатов;
  • порядок учета нефтепродуктов, находящихся в технологических трубопроводах.

Учет нефтепродуктов на АЗС осуществляется по:

  • наличию в резервуарах (учитывается количество нефтепродуктов по каждому резервуару и суммарно по нефтепродуктам каждой марки);
  • результатам отпуска через топливо-, маслораздаточные колонки;
  • наличию в технологических трубопроводах;
  • фасованных - по фактическому наличию;
  • документам, отражающим движение нефтепродуктов и иных товаров.

Порядок передачи смен

При приеме и передаче смены операторы (передающие смену и принимающие смену) совместно выполняют следующее:

  • снимают показания суммарных счетчиков всех топливо- и маслораздаточных колонок;
  • определяют объем нефтепродуктов, реализованных потребителю за смену;
  • по результатам измерений уровня (объем определяется по градуировочной таблице), плотности и температуры определяют количество (массу) остатков продукта, находящихся в каждом резервуаре АЗС;
  • определяют количество расфасованных в тару нефтепродуктов и других товаров;
  • передают по смене остатки денег, талонов и иные материальные ценности;
  • проводят контроль погрешности каждой ТРК(МРК).

При выполнении ремонтных, зачистных работ по резервуарам, когда требуется его освобождение от нефтепродуктов, для ликвидации и предотвращения аварийных ситуаций допускается перемещение (перекачка) нефтепродуктов в другие резервуары АЗС с идентичной маркой нефтепродукта. Перемещения нефтепродуктов оформляются актом, утверждаемым руководителем организации и отражаются в сменном отчете.