Категория: Бланки/Образцы
Практически каждый школьник ждет того дня, когда он станет студентом. И это легко понять – учиться в университете гораздо интереснее. Но не стоит забывать и об определенных сложностях, знакомых большинству студентов. Одна из них – успевать записывать за преподавателем. Конечно, можно взять конспект у одноклассника, переписать или сделать копию, найти лекции в Интернете. А что делать, если Интернет завис, все товарищи надеялись друг на друга, а преподаватель на семинаре требует конспект?
Все просто – нужно писать конспекты лекций. Существует несколько принципов, которые могут помочь, как можно эффективней работать на занятиях.
Конечно, прогресс движется вперед, и, возможно, когда-нибудь студенты буду приходить на лекции с ноутбуками, а не с тетрадями и ручками, но пока это время ещё не наступило, преподаватели продолжают ценить студентов, которые работаю на лекциях. В прочем, это личный выбор каждого, но нужно помнить, что к экзамену придется готовиться именно по тем конспектам, которые были написаны на лекции.
Статьи по теме: Оставить комментарийПодпишись на RSS
КомментарииПрисоединяйтесь к обсуждению
СВЧ, или микроволновая печь — полезное устройство, которое должно быть у каждой уважающей себя хозяйки. Основные моменты, которые нужно знать при покупке микроволновой печи. Объем СВЧ может быть от 9 до 41 л. Средний объем для обычной семьи — 20-28 л. У дешевых печей зачастую есть только две функции — подогрев блюда и разморозка. Более [. ]
19 Апрель 2012 · Здоровье
Красивая спина, гордая и стройная осанка — один из самых главных показателей женской красоты и здоровья. Берегите и постоянно заботьтесь о своем позвоночнике, который может выдержать большие нагрузки, а главное, отвечает за всё: и за осанку, и за состояние здоровья. Я советует больше двигаться. Старайтесь как можно чаще плавать, ходить в бассейн. Вода прекрасно расслабляет [. ]
Правильные советы на каждый день
кафедры; 4. Заключение кафедры; 5. Отзывнаоткрытуюлекцию (или занятие. кафедры подпись Ф.И.О. Форма оформленияотзыванаоткрытуюлекцию ОТЗЫВпо открытойлекции (указать должность и. учебной работе и др.). Примероформления отчета преподавателя О Т Ч Е.
Методические рекомендации по подготовке, оформлению. предзащите и защите курсовых и выпускных квалификационных работ на естественно-географическом факультете ргу имени с. А. Есенинавлияют на общую оценку при защите. Приложение А Примероформления задания на. г. (подпись) Приложение Г Примероформленияотзыва рецензента ОТЗЫВ РЕЦЕНЗЕНТА О ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ. ЛАНДШАФТ, МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ, ЛЕКЦИЯ. БЕСЕДА, СЕМИНАР, ЭКСКУРСИЯ.
оформлению ВКР 8 Общие требования 8 Оформление и нумерация рисунков и таблиц 10 Оформление уравнений и формул 11 Оформление. наоткрытом заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК) с участием не менее 2/3 ее состава. На.
В. Я. Степанец порядок выполнения, оформления и защиты дипломных работ по специализации "математическая электроника"отзывна базовую кафедру самостоятельно. Примерыоформленияотзыва и рецензии на дипломную работу приведены в приложении 4. Дипломная работа, отзыв (отзывы. 175 с. Четыре автора Лекции по теории графов. в открытой системе адсорбат—адсорбент на процессы.
Методические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ1. Личность лектора
2. Как начать лекцию
3. Как закончить лекцию
4. Как сделать ясным смысл вашего выступления
« фокстерьера с черным пятном под правым глазом».
5. Как заинтересовать слушателей
6. Как улучшить свой слог
7. Как развить уверенность в себе
8. Методы оптимизации лекции
3. Создание необходимого эмоционального настроя
9. Методы оптимизации семинара
4. Выполнение групповых контрольных заданий
1. Методы построения и проведения лекций
Лекция- традиционно ведущая форма обучения в вузе. Ее основная цель- формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебными материала. Будучи главным звеном дидактического цикла обучения, она выполняет научные, воспитательные и мировоззренческие функции, вводит студента в творческую лабораторию лектора[2 стр.10].
В ряде случаев лекция выполняет функцию основного источника информации: при отсутствии учебников и учебных пособий, чаще по новым курсам, в случае, когда новые научные данные по той или иной теме не нашлись отражения в учебниках, отдельные разделы и темы курсов очень сложны для самостоятельного изучения. В таких случаях только лектор может методически помочь студентам в освоении сложного материала. По силе личного эмоционального воздействия лектора, его контакта с аудиторией, производимого впечатления, общего влияния на студентов лекционный способ передачи учебного материала наиболее удачен[2 стр.25]. Лекция раскрывает понятийный аппарат конкретной области знания, проблемы, логику, дает цельное представление о предмете, показывая его место в системе науки связь с родственными дисциплинами, возбуждает интерес к предмету, развивает профессиональные интересы, в значительной мере определяет содержание других видов занятий.
Хотя основа материала лекций и учебника одинакова, лекция, безусловно, имеет неоспоримое преимущество перед учебником: в ней дается новейшее освещение научных вопросов, приводятся самые современные данные о достижениях науки, техники и производства, которых в учебнике может и не быть. Помимо этого, лекция и учебник различаются объемом материала: если учебник приводит подробности, детали, то в лекции их, как правило, нет. В отдельных случаях, например при создании совершенно новых курсов, лекция может оказаться единственной формой передачи студентам знаний, поскольку она опережает процесс создания учебника, который обычно длиться несколько лет. Содержание лекции устанавливается на основе учебной программы данной дисциплины[2 стр.37]. Это заставляет перейти на жесткую систему отбора материала, умело использовать наглядные пособия, технические средства и вычислительную технику.
Конкретное содержание лекций может быть разнообразным. Оно включает: изложение той или иной области науки в ее основном содержании: освещение задач, методов и успехов науки и научной практики; рассмотрение различных общих и конкретных проблем науки, техники и культуры; освещение путей научных изысканий; анализ исторических явлений; критика и научная оценка состояния теории и практики[1 стр.118].
Существенно важным для лекции является изложение материалов личного творчества лектора. Это повышает у студентов интерес к предмету, активизирует их мысленную работу.
Лекция в высшей школе - это не простой пересказ учебника или других литературных источников, это личное научно-педагогическое творчество преподавателя в определенной области знания. Настоящий преподаватель, педагог по призванию, готовиться к лекциям не накануне или за час-два до их проведения, а всегда, в течение всей своей деятельности, всю жизнь[2 стр.87].
В лекциях преподаватель, наряду с систематическим изложением фундаментальных основ науки, высказывает свои научные идеи, свое отношение к предмету изучения, свое творческое понимание его сущности и перспектив развития. Каждая лекция требует его личного анализа развития научных положений, исторического подхода к ним и в то же время непременного освещения их современного состояния, с критическим подходом и раскрытием противоречий в развитии науки и практике ее приложений. Подготовка к лекции требует самого тщательного отбора материала - главного, основного и существенного, привлечения ярких и выразительных примеров, иллюстрирующих положения науки. От лекции требуется также, чтобы она будила и направляла самостоятельную мыслительную деятельность студентов, формировала из мировоззрение [3стр.145].А это значит, что преподаватель должен не только всесторонне знать предмет обучения, но и глубоко понимать соответствующие педагогические и психологические проблемы. Быть философски вооруженным.
На лекции аудитория ждет от преподавателя живого, яркого, содержательного сообщения. Здесь от него требуется в дополнение к знаниям и профессиональному опыту широкая эрудиция, логика аргументации, увлеченность своей областью знаний и внутренняя потребность зажечь ею своих младших коллег- студентов. А это значит, что лектору необходимо не только воздействовать на разум, но и на чувства своих слушателей, т.е. обладать известными навыками красноречия.
На всех лекциях всегда можно установить, как состояние излагаемого учебного материала, так и его понимание и усвоение студентами по таким, например, признакам как внимание, интерес, вопросы к лектору и т.д. На хороших лекциях процесс рассмотрения учебной информации вполне управляем, и та обратная связь, которая для этого необходима, реально существует. На посредственных же и слабых лекциях обратная связь проявляется по-иному, там действительно студенты только делают вид, что слушают, а иногда и не скрывают, что не слушают, занимаясь иными, посторонними делами. Посещение таких лекций действительно носит только формальный характер. Но такое положение, как известно возникает на любых занятиях, если они плохо организованы и бессодержательны. Только на лекциях такая острота состояния отношений между аудиторией и педагогом выражается сильнее, так как и здесь действует только преподаватель, а студенты лишь воспринимают и усваивают лекцию, оценивая и лекцию и педагога. На каждой лекции, по сути дела, преподаватель держит экзамен перед аудиторией. Ясно, сколь важным является вопрос о качестве изложения лекционного материала. На лекциях нужны дерзания ученого, открытия новых страниц науки, тогда и обратная связь будет такой, какой ей надлежит быть [1 стр.120].
Необходимо учитывать и тот факт, что излагаемый не лекции материал, хотя и воспринимается и в определенной мере усваивается, но еще не закрепляется в прочные знания. Для этого существуют практические, лабораторные, семинарские занятия и непременная самостоятельная работа студентов над лекционным и дополнительным материалом.
Каждая лекция требует строго продуманной системы построения и расположения излагаемого материала: О чем говорит лектор? Какие основные положения он выдвигает? Какая между ними связь? Каждая лекция требует такого построения, чтобы студенты могли конспектировать ее в виде четко ограниченных, последовательных и взаимосвязанных положений, тезисов с выводами и заключениями. Все отдельные лекции лекционного курса требуют поэтому взаимосвязи, последовательности и единства цели. Существенно важной является связь лекционного материала с другими курсами и видами обучения.
Все лекции в высшей школе нуждаются в логической организации выражения, содержания, т.е. в четком раскрытии, объяснении явлений, событий закономерностей от частного к общему, от фактов к их обобщениям. Лекционный материал также требует включения, наряду с индукцией и дедукцией, анализа и синтеза [1 стр.122].
Как правило отдельная лекция состоит из трех основных частей: введения, изложения содержательной части и заключения [3 стр.148]:
1. Вводная часть. Формирование цели и задачи лекции. Краткая характеристика проблемы. Показ состояния вопроса. Список литературы. Иногда установление связи с предыдущими темами.
2. Изложение. Доказательства. Анализ, освещение событий. Разбор фактов. Демонстрация опыта. Характеристика различных точек зрения. Определение своей позиции. Формулирование частных выводов. Показ связей с практикой. Достоинства и недостатки принципов, методов, объектов рассмотрения. Область применения.
3. Заключение. Формулирование основного вывода. Установка для самостоятельной работы. Методические советы. Ответы на вопросы.
Таким же образом распределяются лекции в лекционных курсах: вводные, излагающие содержание и заключительные [3 стр.153].
Вводной лекции принадлежит особая роль. Ее материал подготавливает студентов к восприятию основной информации по данной дисциплине. Здесь рассматриваются задачи, поставленные перед конкретной областью науки, техники и производства. Методически вводная лекция должна быть построена так, чтобы у студентов появился интерес к данной науке, сложилось о ней цельное представление. От того, как пройдет вводная лекция, во многом зависят дальнейшие взаимоотношения со студентами. По первой лекции можно судить, установилась ли обратная связь преподавателя со студентами.
Студенты всегда проявляют интерес к вводной лекции. Их в равной степени интересуют и новая дисциплина, и новый лектор. Однако, если студенты после вводной лекции разойдутся без вопросов, без обмена впечатлениями, значит преподавателю не удалось пробудить интерес к предмету. В дальнейшем это будет мешать самостоятельным занятиям студентов.
На вводной лекции устанавливается связь лекционного материала с учебником. Форма изложения определяется индивидуальными особенностями, методической подготовленностью, педагогической квалификацией преподавателя, его знанием современного производства, а также содержанием и задачами лекции, наличием наглядных пособий и технических средств, степенью подготовленности студентов.
На заключительной лекции подводят итоги работы по всему курсу, внимание студентов обращают на практическую реализацию полученных знаний, рекомендуют литературу для дальнейшего изучения различных проблем данной области науки, работы над курсовым проектом, использования в научно-исследовательской работе.
Большое научное и образовательное значение имеют лекции спецкурсов по узкому кругу вопросов, с более глубоким научным содержанием. Главная их задача - поиски новых путей в решении тех или иных научных проблем. Особенно большой интерес представляют т.е. спецкурсы, где преподаватель излагает результаты собственной научной или производственной деятельности [3 стр.155].
Методически лекция должна отвечать таким основным требованиям: быть на современном уровне науки и техники; иметь законченный характер освещения определенной темы; обладать внутренней убежденностью, силой логической аргументации и вызывать у слушателей определенный интерес познания; содержать хорошо продуманные иллюстрированные примеры; давать направление для самостоятельной работы студентов; быть доступной для восприятия соответствующей аудиторией. Причем под доступностью лекции понимается обращение к границе высших интеллектуальных возможностей студентов [1 стр.213].
Лектор не может не считаться с общим уровнем подготовки и развитием студентов, но в то же время ему не следует ориентироваться как на слабо подготовленных студентов, так и на особо одаренных студентов. Ориентиром, очевидно, должны быть студенты, успевающие по данному предмету, представляющие основной состав лекционных потоков.
В лекционных курсах необходимо последовательно, от лекции к лекции повышать уровень научного изложения и наблюдать, чтобы лекции были посильны и интересны большинству студентов. Особенно велика развивающая роль лекций как формы научного мышления на первых курсах обучения. Здесь наряду с учебной информацией лекция организует и направляет самостоятельную работу студентов, вызывает потребность дополнительного приобретения знаний путем самообразования. Поэтому на первых курсах необходимо основное педагогическое и психологическое внимание уделять системности лекционного изложения и рекомендациям для самостоятельной работы. Развивающая роль лекционного преподавания на первых курсах нуждается в большей доступности изложения материала, в более четкой форме логического построения, в замедленном функционировании основных положений и выводов. На первых курсах нужны конкретные указания о связи лекций с учебниками, пособиями, заданиями и другой самостоятельной работой. Существенно необходимо на младших курсах приучить студентов вести записи лекций, так как правильное конспектирование не только фиксирует основное содержание лекций, но и активизирует восприятие лекционного материала и организует внимание студентов к предмету[1 стр.215].
Выводы: в процессе обучения у студентов вырабатывается способность усваивать необходимое количество учебной информации и анализировать достаточно сложный учебный материал. Поэтому на старших курсах лекции должны содержать более обобщенную информацию, с меньшей детализацией и ссылками на факты. Как на младших, так и на старших курсах не рекомендуется ни упрощать, ни усложнять излишне лекции. С методической, воспитательной точки зрения лекции значительно обогащаются вопросами, поставленными лектором перед аудиторией для ответов на семинарах, практических занятиях. Показателем активного восприятия лекции являются вопросы студентов к преподавателю и выражение их собственных взглядов в связи с поставленными лектором проблемами.
December 13, 2015
Чтобы лекция прошла удачно, необходимо хорошо к ней подготовиться. Для этого лектор должен тщательно продумать, что он хочет донести до аудитории, и внимательно прочитать все рекомендации. Будьте готовы, что на поиск нужной информации придется потратить определенное время, чтобы покопаться в нескольких источниках. Итак, как подготовиться к лекции и произвести впечатление на слушателей? Давайте разбираться.
Этапы подготовкиДля хорошего выступления необходима тщательная подготовка, проводить ее нужно в четыре этапа.
Если вы не знаете, как подготовиться к лекции, начните с выбора темы. Именно она определяет формат встречи, включает в себя определенные узловые элементы, которые последовательно раскрывают читаемый материал.
Тематика лекции может быть разнообразной, можно брать научный или популярный материал, который очень интересен обычным людям. Также, чтобы правильно выбрать тему лекции, необходимо обратить внимание на следующие факторы:
Тема выбрана, все условия учтены, и возникает вопрос, как подготовиться к лекции дальше? Самое время переходить к содержанию. Очень важно собрать интересный материал, для этого необходимо изучить несколько журналов или книг по необходимой тематике, отобрать ключевые мысли, раскрывающие тему наиболее ярко, поискать необходимую информацию в Интернете, посидеть довольно долгое время в библиотеке.
Если тема научная, очень важна точность информации. Необходимо выбрать текст, в котором рассказано о различных достижениях, проведении опытов. Можно провести сравнительный анализ, чтобы не было сухого и монотонного урока. Основные рекомендации по подготовке и проведению лекций вы уже знаете. Пришла пора переходить к делу!
Как составить план лекции?Когда уже определена тема встречи и собран материал, важно продумать примерный план лекции, который максимально раскроет информацию и будет соответствовать конечной цели, а она может быть:
Не жалейте времени на составление плана, ведь именно он поможет проводить встречу, не перепрыгивая с темы на тему. Любая лекция состоит из трех частей:
Вступительная часть должна заинтересовать слушателя. Добиться этого можно с помощью некоторой незаконченности мысли, вопросов. Важно, чтобы слушатель захотел узнать, что будет дальше. В основной части необходимо изложить весь основной материал, создать дискуссию или диалог, а в заключение сделать выводы, подвести итог раскрываемой тематики, ответить на возникшие вопросы.
Теперь вы знаете, как подготовиться к лекции, учесть все нюансы и быть на высоте перед любой аудиторией. Остается только пожелать удачи в ваших начинаниях!
МВД Российской Федерации
Всероссийский институт повышения квалификации
работников МВД России
А.В. Трофимов, Ю.П. Груненков
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕКЦИИДомодедово - 2004
ББК 74.58
Т 76
Трофимов А.В. Подготовка и проведение лекции: методические рекомендации / А. В. Трофимов, Ю. П. Груненков. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2004. - 23 с.
В работе раскрывается систематизированный подход к подготовке и проведению лекции со слушателями системы дополнительного профессионального образования МВД России. Особое место в методических рекомендациях отведено таким моментам, как методика подготовки текста лекции, методам активизации внимания слушателей, а также психолого-педагогическим основам применения визуальных средств в учебном процессе.
Методические рекомендации адресованы, в первую очередь, начинающим преподавателям учебных заведений системы дополнительного образования МВД России.
Рецензенты:
В.П. Новиков – кандидат педагогических наук, доцент;
Г.А. Минаев - доктор технических наук, профессор.
ISBN 5–9552–0061-4
© Всероссийский институт повышения
квалификации МВД России, 2004
В современных условиях образовательные учреждения дополнительного, профессионального образования предпринимают немало усилий для того, чтобы учебно-воспитательный процесс стал более динамичным и интенсивным.
В настоящее время в учебный процесс все шире внедряются такие формы обучения как упражнения, анализ конкретных ситуаций, деловые игры, учения. Тем самым все меньше и меньше учебного времени в учебно-тематических планах повышения квалификации отводится традиционным «консервативным» лекциям. Проведение учебного занятия, то есть непосредственный контакт и взаимодействие с аудиторией является главной и решающей фазой работы преподавателя. Для подготовки к встрече со слушателями преподаватель, зачастую, проводит большую подготовительную работу. На подготовку лекции затрачивается масса труда и усилий. И если, допустим, журналист, поставив последнюю точку, справедливо считает свою миссию законченной, то преподаватель творит дважды: за письменным столом и перед лицом аудитории. И если, допустим, журналист, поставив последнюю точку, справедливо считает свою миссию законченной, то преподаватель творит дважды: за письменным столом и перед лицом аудитории. Причем, следует отметить, что даже для опытного преподавателя в каждой встрече с аудиторией всегда есть что-то новое, неожиданное. Поэтому надо всегда помнить, что как бы хорошо ни была подготовлена лекция (групповое занятие), как бы тщательно не были подобраны аргументы и отработан текст, плохая ораторская техника и неумение управлять аудиторией могут резко снизить качество проведения занятия. Здесь уместно напомнить слова Ф. Энгельса о том, что «личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает»[1].
[1] К. Маркс и Ф.Энгельс об искусстве. 3-е М. Искусство, 1976, с.24.
Если все этапы подготовки к проведению занятия являются своего рода алгоритмом работы преподавателя, то само проведение занятия является проверкой и корректировкой этого алгоритма в процессе встречи с аудиторией. Опытный преподаватель строит любое занятие в неразрывном единстве содержания и замысла выступления, навыков произнесения речи и управления аудиторией. У начинающего преподавателя такие навыки еще не выработаны, и поэтому в пособии рассмотрен сложный и разнообразный комплекс рекомендованных педагогических приемов, направленных на совершенствование мастерства преподавателей.
Лекция – это ведущая форма группового обучения. Ведущей она является потому, что именно с нее начинается изучение каждой новой дисциплины, темы. И только после лекции следуют другие, подчиненные ей формы обучения: семинары, практические занятия и т. д.
Методологическое значение лекции состоит в том, что в ней раскрываются фундаментальные теоретические основы учебной дисциплины и научные методы, с помощью которых анализируются жизненные явления. В целом можно сказать, что лекции как форме и методу обучения присущи три основные педагогические функции, которые определяют ее возможности и достоинства в учебном процессе: познавательная, развивающая и организующая.
Познавательная функция выражается в понимании слушателями основ науки, научно обоснованных путей решения практических задач. Лекция призвана дать им взаимосвязанное, доказательное и отчетливое представление о самых сложных моментах в практической деятельности специалистов. Именно это, а не запоминание каждого слова или цифры, продиктованных лектором, является главным в познавательной функции.
Кроме того, следует помнить, что познавательная функция всякой лекции связана и с тем, что в живой разговорной речи самые сложные вопросы разъяснить и понять легче, чем тогда, когда они изложены письменно. Значит одно из основных достоинств лекции – это передача учебного материала не беззвучными строками текста, а конкретным человеком – преподавателем.
Лекция достигает цели, если помимо сообщения информации она выполняет развивающую функцию, то есть по содержанию и форме она ориентирована не на память, а на мышление обучаемых, призвана не только преподнести им знания, но и научить их самостоятельно мыслить. Именно такие предпосылки содержит лекция, подготовленная на высоком профессиональном уровне. В повседневном и интенсивном упражнении в научном мышлении и заключается главная ценность лекции.
Следовательно, развивающая функция лекции находится в зависимости от грамотно подобранного и составленного содержания лекции и методики его изложения. Логичное, доказательное расположение материала, Стремление лектора не просто изложить голые факты, а логично расположить материал, доказать его истинность, привести к обоснованным выводам, научить слушателей думать, искать ответы на возникающие вопросы и рассматривать приемы такого поиска – все это отличительные черты лекции, выполняющей в полной мере развивающую функцию.
Организующая функция лекции предусматривает, в первую очередь, управление самостоятельной работой как в процессе лекции, так и во внеурочное время. Эта функция сознательно усиливается проведением семинаров и практических занятий. В данном случае лектор рекомендует литературу, обращает внимание слушателей на то, что необходимо изучить и с чем сопоставить. Полученные в ходе лекции выводы и результаты служат основой при самостоятельной проработке рекомендованной литературы.
Несомненно, лекция требует высокого профессионализма и педагогического мастерства преподавателя. Поэтому чтение лекций поручают наиболее опытным преподавателям, как правило, начальникам (заведующим) кафедры (цикла), профессорам, доцентам и наиболее опытным старшим преподавателям.
1.1. ВИДЫ ЛЕКЦИЙСовременная дидактика рассматривает лекцию как развивающуюся форму обучения, то есть методика ее чтения должна меняться, исходя из целей, определяющих необходимый уровень усвоения программного материала. Обобщенный передовой педагогический опыт позволяет выделить наиболее встречающиеся разновидности лекций, каждой их которых присущи свои методы чтения.
Вводная лекция читается, как правило, в начале курса (дисциплины) с целью ориентации на его (ее) изучения. В данном случае раскрываются цели, задачи, структура курса (дисциплины), ее место в общей образовательной программе.
Основным методом чтения вводной лекции является популярное, как правило, монологическое изложение учебного материала, ориентирующее на предстоящее изучение учебной дисциплины с постановкой преподавателем отдельных проблем и путей их решения. Особенность данной лекции состоит в том, что в ней лектор должен стремиться раскрыть суть изучаемого курса (дисциплины). В основе своей лекция призвана дать знания на уровне общего представления о содержании дисциплины.
Цель установочной лекции – дать общие или конкретные установки на самостоятельное овладение программным материалом той или иной дисциплины. Наиболее распространенными методами чтения лекции являются метод объяснения с иллюстрацией и репродуктивный метод изложения материала. Возможно также применение и проблемного метода чтения лекций, если слушатели готовы воспринимать поставленные задачи для последующего их решения методом самостоятельной работы.
Лекция-беседа (дискуссия) объединяет два понятия: лекция как форма изложения материала и беседа как метод общения со слушателями. Для лекции-беседы характерны эмоциональность и доверительный тон лектора, которые активизируют внимание слушателей и вовлекают их в совместные размышления над решением проблем. Данным лекциям присуща моментальная обратная связь, то есть сама методика подачи материала преподавателем должна побуждать слушателей к доверительной беседе. Лекции-беседы хорошо воспринимаются, если они читаются отдельным учебным группам, а не потокам в целом.
Основным методом изложения учебного материала в данном случае является беседа, в ходе которой преподаватель вовлекает слушателей в диалог.
Итоговая лекция, как правило, завершает изучение курса (дисциплины) и на основе полученных знаний определяет ее место в общей образовательной программе. Вместе с тем она ориентирует на дальнейшее углубленное самостоятельное изучение материала для своего теоретического развития и совершенствования профессиональных качеств. Этот вид лекций, в зависимости от наполняемости аудитории, преподаватели могут читать различными методами: академическим, проблемным или методом беседы (дискуссии).
1.2. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ЛЕКЦИИПри анализе методики подготовки лекции особое внимание следует обращать на решение следующих организационно-методических вопросов:
1. Определение основной цели лекции, ее главной идеи. Она (цель) задается требованиями учебной программы, местом лекции в изучаемом курсе (дисциплин) и самим названием. Цель и содержание лекции, даже при одной и той же формулировке темы, могут и должны различаться при чтении слушателям разного уровня обучения: первоначальная подготовка, переподготовка, повышение квалификации и др. Поэтому целесообразно начинать подготовку лекции с постановки перед собой вопроса о том, для какой категории слушателей необходима данная лекция и какой конкретно материал необходимо вложить в ее текст. Ответив на поставленные вопросы, преподаватель конкретизирует содержание лекции.
2. Уточнение объема материала, входящего в содержание лекции.
Практика показывает, что у преподавателя, готовящегося к написанию текста лекции, как правило, материала бывает значительно больше значительно больше, чем его можно изложить за отведенное время. Следовательно, надо отобрать самое важное для достижения поставленной цели. В этом случае следует экономить время для раскрытия главного – таково правило наиболее опытных лекторов. Нехватка времени из-за чрезмерного объема материала – частый недостаток многих начинающих преподавателей, которые еще не научились рассчитывать время, необходимое для изложения того или иного вопроса. Здесь им поможет простой методический прием: нужно прочитать вслух подготовленный текст, заметив время, а затем увеличить это время примерно на 20-30%.Как показывает практика, столько времени будет затрачено при чтении лекции в аудитории. Безусловно, при определении объема содержания лекции необходимо ориентироваться на требования учебной программы.
Молодым преподавателям полезно вслух прочитать лекцию, записать ее на магнитофон (видеомагнитофон), а затем детально ее проанализировать с более опытным лектором.
3. Детальная проработка структуры лекции способствует уточнению содержания, его лучшему подчинению главной цели и выполнению основных требований. Практика показывает, что опытные преподаватели не ограничивают проработку структуры определением основных вопросов, а продумывают их структуру. Каждый вопрос они разбивают на подвопросы и формулируют название последних. Это обеспечивает более строгое подчинение материала теме и цели лекции, позволяет лучше отобрать материал и логичнее его расположить.
4. Написание текста лекции.
По любой теме в фонде кафедры целесообразно иметь полный текст лекции. При ее написании преподаватель должен работать над тем, как повысить научность и практическую значимость лекции, реализовать все ее функции, как лучше скомпоновать материал.
После того как написан первый вариант текста лекции, в него вносятся коррективы, продолжается работа над точностью и яркостью фраз и выражений.
Придание тексту наглядности облегчает пользование им, однако нельзя превращать лекцию в чтение текста. Текст лекции должен вести, направлять изложение материала.
5. Специальная подготовка средств наглядности и решение других организационно-методических вопросов – важный элемент в подготовке лекции. Тот факт, что использование в лекции средств наглядности является обязательным, не вызывает сомнений. Тем не менее, часто возникают дискуссии по вопросу об их количестве и характере. По нашему мнению, трудно назвать количественную норму применения средств наглядности, пригодную на все случаи чтения лекции. Практика показывает, что 5-7 обращений лектора к использованию средств изобразительной наглядности бывает вполне достаточно.
6. Непосредственный психологический настрой преподавателя на чтение лекции (более подробно рассматривается в п. 2.1
1.3. МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИВсегда следует помнить, что лекция имеет четкую структуру, включающую в себя: введение, основную часть и заключение. В каждом из ее элементов преподавателю следует соблюдать определенные действия и правила поведения, суть которых и определяет методику чтения лекции.
Во введении к числу основных действий преподавателя можно отнести:
1. Объявление темы и плана лекции, указание основной и дополнительной литературы.
2. Разъяснение целей занятия и способов их достижения.
3. Обозначение места лекции в программе и ее связь с другими дисциплинами.
4. Создание рабочей обстановки в аудитории, вызвать у слушателей интерес к изучаемой теме.
В основной части лекции преподавателю можно рекомендовать следующие методические приемы:
1. Установление контакта с аудиторией.
2. Убежденное и эмоциональное изложение материала.
3. Установление четких временных рамок на изложение материала по намеченному плану.
4. Использование материала лекции как опорного для лучшего усвоения изучаемой дисциплины.
5. Контроль за грамотностью своей речи (слогообразование, ударение и т.д) и поведением.
6. Наблюдение за аудиторией и поддержание с ней контакта на протяжении всего занятия.
В заключительной части лекции преподавателю рекомендуется:
1. Подвести итоги сказанного в основной части и сделать выводы по теме.
2. Ответить на вопросы слушателей.
3. Напомнить слушателям о методических указаниях по организации самостоятельной работы.
4. Объявить в аудитории очередную тему занятий и порекомендовать присутствующим ознакомиться с ее основным содержанием.