Руководства, Инструкции, Бланки

Положение О Нормированном Рабочем Дне Образец img-1

Положение О Нормированном Рабочем Дне Образец

Рейтинг: 4.6/5.0 (1653 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Положение о ненормированном рабочем дне (образец заполнения)

Положение о ненормированном рабочем дне (образец заполнения)

Положение о ненормированном рабочем дне (образец заполнения)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о ненормированном рабочем дне в соответствии с действующим законодательством (ст. ст. 97, 101, 116, 119, 126 ТК РФ) устанавливает порядок привлечения работников с ненормированным рабочим днем к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, установленной для данной категории работников, перечень должностей работников, которым может быть установлен ненормированный рабочий день, а также порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день.

1.2. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения Генеральным директором и действует до введения нового Положения о ненормированном рабочем дне.

1.3. Внесение изменений в действующее Положение производится с учетом мнения профсоюза приказом Генерального директора.

2. Установление ненормированного рабочего дня

2.1. Ненормированный рабочий день как особый режим работы, в соответствии с которым работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени, может быть установлен работникам, занимающим следующие должности:

- заместитель генерального директора;

- заместитель начальника отдела;

- специалист по кадрам;

2.2. Установление режима ненормированного рабочего дня конкретному работнику производится на основании внесенного в его трудовой договор условия о ненормированном рабочем дне.

2.3. На работников, работающих в режиме ненормированного рабочего дня, распространяются Правила внутреннего трудового распорядка, касающиеся времени начала и окончания рабочего дня, однако на основании распоряжения работодателя (в том числе и в устной форме) данные работники могут эпизодически привлекаться к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего дня, как до его начала, так и после его окончания.

2.4. Учет времени, фактически отработанного работником в условиях ненормированного рабочего дня, производится в журналах учета рабочего времени структурных подразделений. Контроль за ведением журналов учета рабочего времени структурных подразделений возлагается на их руководителей.

2.5. Запрещается привлечение работников с ненормированным рабочим днем к работе в выходные и нерабочие дни, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, и в порядке, установленном ст. ст. 113, 153 ТК РФ.

3. Порядок предоставления ежегодного дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день

3.1. Работа в режиме ненормированного рабочего дня компенсируется предоставлением ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

3.1.1. Денежная компенсация времени, отработанного за пределами продолжительности рабочего времени в режиме ненормированного рабочего дня, не устанавливается.

3.2. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска устанавливается с учетом объема работы, степени напряженности труда и составляет:

3.3. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный день предоставляется работнику ежегодно (каждый рабочий год) независимо от фактической продолжительности его работы в условиях ненормированного рабочего дня. Перенос дополнительного отпуска на следующий год не допускается.

3.4. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам путем присоединения его к ежегодному оплачиваемому отпуску или по желанию работника, на основании его письменного заявления, в другое время в соответствии с графиком отпусков.

3.5. При увольнении право не неиспользованный ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день реализуется в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации для ежегодных оплачиваемых отпусков.

3.6. Контроль за предоставлением дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день осуществляет отдел кадров.

Филина М.А. Филина

Маркина Е.И. Маркина

Видео

Другие статьи

Режим работы при ненормированном рабочем дне

Режим работы при ненормированном рабочем дне

Ст. 101 ТК РФ гласит: "Ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников." В ст.119 ТК РФ говорится, что "работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней"

Это все. Из чего можно сделать вывод, что данная статья дает право работодателю на законных основаниях привлекать работника к сверхурочной работе. Термин "эпизодически" не раскрывается, и что понимается под ним, не понятно. Если заглянуть в толковые словари, то мы увидим, что этот термин расшифровывается как "случайный, не систематический, не имеющий решающего значения; несущественный". Однако, в рамках трудового законодательства трудно установить, какое число рабочих сверхурочных часов работодатель сочтет несущественным. Если требования ст.99 ТК РФ ограничивают число сверхурочных часов в год (не более 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год) и требует от работодателя обеспечения точного учета продолжительности сверхурочной работы каждого работника с оплатой ее на основании ст.152 ТК РФ, то работники с ненормированным рабочим днем абсолютно никак не защищены нормами закона.Отказаться от такого режима, если он прописан в трудовом договоре в соответствии с Перечнем должностей работников с ненормированным рабочим, нельзя.

Требование учета работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени статьей 101 ТК РФ не предусмотрено. Даже достаточного устного распоряжения о том, чтобы Вы вышли на работу. Отказ - лишение премии и т.п. неприятности.

При работе с любым другим режимом труда сверхурочная работа подлежит либо оплате, либо компенации в виде дополнительного времени отдыха, в то время, как работники с ненормированным рабочем днем обязаны по распоряжению директора оставаться на работе, когда этого потребует производственная необходимость.

Как правило, за такую работу устанавливается 3 дня дополнительного отпуска, это 24 часа, а сколько часов за эти три дня Вы отработаете?

Роструд тоже разделяет такую точку зрения.Единственное, что следует из его письма от 07.06.2008 № 1316-6-1, что в выходные дни работодатель привлекать Вас к работе не имеет права.

". Таким образом, Кодекс не признает переработку при режиме ненормированного рабочего дня сверхурочной работой, при которой должны соблюдаться определенные гарантии (например, ограничение часов переработки, дополнительная оплата), а ст. 97 Кодекса, разграничивающая возможность переработки на два случая (для сверхурочной работы; для работ в условиях ненормированного рабочего времени), фактически это подтверждает. Другими словами, за работу в режиме ненормированного рабочего дня предоставляется компенсация только в виде дополнительного отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и не может быть менее трех календарных дней. Вместе с тем введение ненормированного рабочего дня для работников не означает, что на них не распространяются правила, определяющие время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени и т.д. Эти работники на общих основаниях освобождаются от работы в дни еженедельного отдыха и праздничные дни."

Рекомендация эксперта
Что можно посоветовать в этой ситуации?

1.Вести самим точный учет отработанных часов сверх нормальной продолжительности рабочего времени. Подойти с этим табелем к руководителю и показать, что переработка составила столько-то, дней отпуска всего столько-то, что намного меньше, чем отработано. Если учесть, что ТК РФ за 1 месяц работы предоставляет работнику 2,33 календарных дня отдыха (28/12мес.), то будет вполне резонным попросить увеличения количества дней отпуска в соответствии с переработанными часами или попросить о дополнительной надбавке к окладу.

2.Самая радикальная мера - обратиться в Конституционный суд с вопросом о конституционности этой нормы.

3. Поменять работу,

Кодексы: Биография:

Образование: высшее, окончила в 1981 году Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова по специальности "История". Сфера интересов: трудовое право, судебная практика по трудовым спорам Специализируюсь в сфере трудового права и социального обеспечения. Опыт работы в сфере трудового права свыше 15 лет, в своей профессиональной деятельности постоянно сталкивалась с защитой прав как работника, так и работодателя. Поэтому могу рассказать о самых важных трудовых правах, которые.

Ольга Симонова (Заказать консультацию)

Биография:

В 2005 году окончила Институт государства и права Тюменского государственного университета по специальности юриспруденция с квалификацией - юрист, специализация - гражданско-правовая. Опыт в сфере юриспруденции широкого профиля: в сфере международных поставок и перевозки грузов, трудового права и кадровой работы, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в области строительства, опыт работы в органах опеки и попечительства в качестве начальника отдела опеки и попечительства Тюменс.

Эдуард Балдин (Заказать консультацию)

Если трудовым договором предусмотрен ненормированный рабочий день, то работодатель вправе Вас периодически привлекать к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего дня. Но не более 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Описанная Вами схема работы соответствует закону. Так как Вы будете перерабатывать по 2 часа в день по вторникам и четвергам - в неделю 4 часа. В месяц переработка составит - тоже 4 часа. А в год - всего 48 часов. Это более разумная схема. Что же касается смещения рабочего времени, то это уже изменение существенных условий трудового договора. О таких изменениях работодатель обязан письменно известить работника за 2 месяца (ст. 74 ТК РФ). Работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней. В соответствии со ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Рекомендация эксперта
Рекомендую Вам принять предложенную работодателем схему работы (по вторникам и четвергам), так как она соответствует закону.

Кодексы:

Ненормированный рабочий день

Согласно трудовому кодексу рф ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)» Анализируя ст. 101 Трудового кодекса необходимо выделить следующие моменты: 1) ненормированный рабочий день — это особый режим работы; 2) выполнять работу на условиях ненормированного рабочего дня могут только отдельные работники (то есть его нельзя установить всем работникам организации). Причем перечень этих работников должен быть закреплен первоначально коллективным договором или другим нормативным актом; 3) для привлечения работников к работе на условиях ненормированного рабочего дня необходимо распоряжение работодателя; 4) к работе на условиях ненормированного рабочего дня работники могут привлекаться только при необходимости; 5) к работе на условиях ненормированного рабочего дня работники могут привлекаться только эпизодически (то есть от случая к случаю, а не регулярно и систематически); 6) ненормированный рабочий день означает выход за пределы нормальной продолжительности рабочего времени; 7) в условиях ненормированного рабочего дня работник должен выполнять свои трудовые функции. 8) за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени- то при данном режиме продолжительность рабочего времени для них все-таки устанавливается (то есть она определена и фиксирована). При установлении работнику режима труда работодатель определяет следующие параметры: фактическую продолжительность рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, количество рабочих часов в неделе, месяце, году, сменность работы (количество рабочих смен в сутки, продолжительность рабочей смены), продолжительность и время предоставления перерывов для отдыха и питания, выходные дни и др. Например, принимая на работу офисного работника, работодатель может определить его режим работы следующим образом: «Работнику установлен нормированный рабочий день продолжительностью 8 часов в день. Продолжительность рабочей недели – 40 часов. График работы – пятидневная рабочая неделя с понедельника по пятницу, с выходными днями – суббота-воскресенье. Начало работы в 9.00. Окончание 18.00. В течение рабочего дня работнику с 13.00 до 14.00 предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью 1 час, который не включается в рабочее время». Устанавливая офисному работнику особый режим работы подразумевается отличие его от нормального, установленного в организации порядка распределения работы по всем рассматриваемым выше параметрам. То есть продолжительность работы в день может и превышать 8 часов в день и 40 часов в неделю, окончание рабочего дня может быть и позже чем в 18.00, и начало рабочего дня может быть ранее, чем в 9.00 и перерывы для отдыха и питания могут быть в связи с этим предоставлены в другое время и другой продолжительности. В отношении так называемой льготной категории работников (работников в возрасте до 18 лет, инвалидов I или II группы, работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда), которым законодательно сокращается продолжительность рабочего времени, а также работников, которым работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по их просьбе (беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением), ненормированный рабочий день не устанавливается ввиду ограничений, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Еще Народный Комиссариат Труда СССР своим постановлением от 13.02.1928 № 106 «О работниках с ненормированным рабочим днем» (прим. Постановление не отменено в настоящее время, то есть является действующим в пунктах не противоречащих Трудовому кодексу) разрешил применение ненормированного рабочего дня в учреждениях, предприятиях и хозяйствах: а) для лиц административного, управленческого, технического и хозяйственного персонала; б) для лиц, труд которых не поддается учету во времени (консультанты, инструкторы, агенты и пр.); в) для лиц, которые распределяют время для работы по своему усмотрению; г) для лиц, рабочее время которых по характеру работы дробится на части неопределенной длительности. По сути, аналогичный перечень применяется до сих пор при определении категорий работников, для которых допускается установление ненормированного рабочего дня. Так, например, в Правилах предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 № 884. Согласно пункту 2 Правил в перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем включаются: 1) руководящий, технический и хозяйственный персонал и другие лица, труд которых в течение рабочего дня не поддается точному учету (сколько потратил времени генеральный директор на разработку стратегического плана развития посчитать практически невозможно); 2) лица, которые распределяют рабочее время по своему усмотрению (ярким примером являются творческие работники) 3) лица, рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределенной продолжительности. Несмотря на то, что подобные критерии допустимости в качестве обязательных установлены только для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, они с успехом применяются и в коммерческих организациях — иных пока не придумали. Но чаще всего в Перечни должностей работников с ненормированным рабочим днем включаются работники, не совсем отвечающие этим критериям — руководители всех структурных подразделений, рядовые специалисты и др. Основное требование, предъявляемое законодательством, состоит в необходимости закрепления перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем «в коллективном договоре, соглашении или в правилах внутреннего трудового распорядка организации». Примечательно, что последнее требование установлено только в отношении должностей служащих, а, следовательно, рабочие «выведены» за пределы действия статьи 101 ТК РФ. Соответствующий пункт Правил внутреннего трудового распорядка может выглядеть, например, следующим образом: «. 23. К работе на условиях ненормированного рабочего дня привлекаются работники, занимающие соответствующие должности, которые указаны в Перечне должностей работников с ненормированным рабочим днем (Приложение 1 к настоящим Правилам)». Важно отметить, что согласно ст. 190 Трудового кодекса текст правил внутреннего трудового распорядка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа. Причем с 6 октября 2006 г. порядок учета мнения представительно органа осуществляется исходя из требований прописанных в ст. 372 Трудового кодекса. Поэтому при установлении перечня должностей, кому работодатель может установить ненормированный рабочий день этот вопрос и сам перечень утверждается с учетом мнения представительного органа. Кроме того, поскольку режим труда и отдыха при ненормированном рабочем дне отличается от общих правил, установленных в организации, то он должен найти свое отражение и в трудовом договоре, заключаемом с работником (статья 57 ТК РФ). Выписка: Статья 57. Содержание трудового договора (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); Много вопросов на практике, в частности при инспекционных проверках встает относительно того, должно ли привлечение к работе при ненормированном рабочем дне оформляться письменным распоряжением работодателя либо достаточно устного распоряжения. Ведь с работником данный момент был согласован при установлении ему такого режима и прописании его в трудовом договоре. Если исходить из аналогии норм самого Трудового кодекса РФ, то распоряжение работодателя должно выражаться в приказе руководителя организации или иного должностного лица (возьмем ту же служебную командировку, направление в которую осуществляется по распоряжению работодателя — которое и оформляется в виде приказа форма которого предусмотрена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» - унифицированной формы Т-9). При этом нельзя не учесть справедливого вопроса работодателей – в чем же тогда состоит особенность данного режима, если порядок привлечения к нему аналогичен привлечению к сверхурочной работе работника с нормированным рабочим днем. Ведь необходимость такого графика с работником заранее согласована и обоснована при составлении Перечня. Любой руководитель который установил такой режим, например, главному инженеру в связи с необходимостью отслеживать работу оборудования и при работе вечерних смен назовет нелепым предложение о выпуске приказов каждый раз когда надо это проконтролировать с учетом того, что это именно нормальные обязанности по данной должности и прописаны в должностной инструкции этого специалиста. Поэтому на сегодня можно говорить о том, что распоряжение может быть письменным, а может быть и устным – решать это надо конкретному работодателю с учетом конкретных обстоятельств. Главное, что для привлечения работника к выполнению работ за пределами нормальной продолжительности рабочего дня должны иметься соответствующие основания, то есть должна сложиться ситуация, при которой объективно необходима работа конкретного работника или группы работников именно за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Для урегулирования вопросов необходимости такой работы возможно, например, о определить хотя бы примерный перечень обстоятельств, при наступлении которых требуется привлечение работника или группы работников к работе сверх установленной продолжительности рабочего дня. Разумеется, что перечислить все обстоятельства невозможно. Но и обобщение «в связи с производственной необходимостью» не решит всех вопросов. Поскольку необходимость привлечения разных работников в значительной степени зависит от занимаемых ими должностей, обстоятельства, при возникновении которых работники могут привлекаться к работе за пределами нормальной продолжительности дня, целесообразно конкретизировать в положениях о структурных подразделениях или в том локальном акте, в котором содержится перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем.

Несомненно, все случаи перечислить невозможно. Да и не нужно, поскольку такая жесткая регламентация ограничит свободу работодателя на привлечение работников к работе на условиях ненормированного рабочего дня и при возникновении случаев, не указанных в локальных нормативных актах может сделать невозможным принятие оперативных решений. Но общие принципы определить все же следует, хотя бы для того, чтобы уменьшить неконтролируемое и не всегда обоснованное привлечение работников к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Если распоряжение о привлечение к такой работе оформляется в письменном виде, основания привлечения должны указываться в констатирующей части (преамбуле, если это приказ). Если применяются устные способы привлечения работника к такой работе, то мотив (причина) привлечения работника к работе сверх нормальной продолжительности рабочего дня работнику на условиях ненормированного рабочего дня также должно быть выражено и обосновано устно в каждом конкретном случае. Поскольку речь при данном режиме идет о выполнении работы сверх установленной продолжительности рабочего времени, такое привлечение не может носить постоянный характер. Статья 101 ТК РФ прямо указывает на то, что привлечение работников к работе за пределами нормальной продолжительности дня должно носить эпизодический характер. Под эпизодом (от гр. epeisodion) понимается отдельное происшествие, случайное событие, обстоятельство или происшествие. «Эпизодически» означает, что работодатель иногда, время от времени, от случая к случаю привлекает работника к работе на условиях ненормированного рабочего дня. Постоянная (ежедневная) же работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени будет нарушать принцип, закрепленный в статье 2 Трудового кодекса РФ, а именно — обеспечение права каждого работника на отдых, включая ограничение рабочего времени. Необходимо обратить внимание, что ТК РФ не накладывает ограничений на количество «эпизодов» привлечения работника к работе на условиях ненормированного рабочего дня. Однако это не означает, что этой свободой следует неконтролируемо злоупотреблять. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (статья 91 ТК РФ). Норма рабочего времени, исчисленная в соответствии с производственным календарем за 2006 год, составила 1980 часов при 40 часовой рабочей неделе. Указанная норма рабочего времени распространяется на все режимы труда и отдыха. То есть, и режим работы работнику с ненормированным рабочим днем устанавливается применительно к нормальному режиму работы организации. Согласно ст. 91 и 99 Трудового кодекса работодатель обязан обеспечить учет отработанных работником часов при любом режиме, никаких исключения для режима ненормированного рабочего дня в Трудовом кодексе не содержится. Выписка: Статья 91. Понятие рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Статья 99. Сверхурочная работа Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника. Учет и контроль явки на работу и ухода с работы ведется в табеле учета рабочего времени – унифицированные формы Т-12, Т-13 согласно Постановления Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Поскольку при ненормированном рабочем дне работа выполняется за пределами нормальной его продолжительности, то на практике такой учет может производиться на основании данных в журналах поста охраны, использовать электронные системы контроля рабочего времени и др. удобные для работодателя варианты. На условиях ненормированного рабочего дня работник должен выполнять только свои трудовые функции и только те, которые указаны в его трудовом договоре и (или) в должностной инструкции (т.е. те, которые он каждый день выполняет в обычном режиме). С учетом того, что Трудовой кодекс дал определение ненормированного рабочего дня исходя из понятия сверхурочной работы. В статьях 99 и 101 Трудового кодекса содержится одно и то же выражение: "…по распоряжению (инициативе) работодателя за пределами нормальной (установленной) продолжительности рабочего времени". Это выражение является определением сверхурочной работы. Выписка: Статья 101. Ненормированный рабочий день Ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени… Статья 99. Сверхурочная работа Сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период…. Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Исходя из анализа приведенных двух статей можно сделать вывод, что если работник при ненормированном рабочем дне привлекается к работе сверх установленной продолжительности, то это именно сверхурочная работа, которая компенсируется не оплатой, а именно дополнительным отпуском согласно ст. 119 Трудового кодекса. Причем до внесения поправок в Трудовой кодекс РФ которые текст ст. 119 Трудового кодекса напрямую предусматривал возможность компенсации этих переработок именно как сверхурочную работу. Ниже приведено сравнение ст. 119 Трудового кодекса до введения изменений в Трудовой кодекс и после них.

Кодексы: 29 апреля

После новогодних каникул майские праздники традиционно являются для россиян законной возможностью получить передышку от работы и провести время с семьей. В 2016 году в начале мая страна будет отдыхать целую неделю, правда с трехдневным перерывом.

12 января

Если у застрахованного лица размер заработка ниже МРОТ или вообще отсутствует заработок, пособия рассчитываются, исходя из продолжительности рабочего времени и среднего дневного заработка. Как это правильно сделать, рассказал Фонд социального страхования.

31 июля 2015

Кабинет министров принял постановление, которое облегчает подтверждение сроков фактического пребывания работника в командировке.

6 июня 2015

Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике не хочет изменять сложившийся производственный календарь россиян. Праздники останутся неприкосновенными.

27 апреля 2015

Согласно действующему законодательству, сроки заключения сделки не обязательно привязывать к рабочим дням.

2 июля 2015

Изменения коснулись Уголовного кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, Трудового кодекса РФ, Лесного кодекса РФ и Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.

11 июня 2015 Авторизация Биография:

Имею два высших образования, стаж работы частнопрактикующим юристом более 15 лет. Решение юридических задач для меня является очень интересным видом деятельности и моя цель - совершенствоваться в этой области. Особенный интерес представляют арбитражные споры, поскольку первое экономическое образование и опыт работы дает мне знание экономических основ деятельности предприятий, знание принципов ведения бухгалтерского учета, а также составления и анализа финансовой отчетности. Приятно, что мн.

Николай Баликин

Заказ консультации юриста

Тематики юриста: Биография:

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес

© 1997 - 2016 Петербургский правовой портал
Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна

Внедрение системы нормирования труда в учреждении

Внедрение системы нормирования труда в учреждении

Склярова М. Е.. специалист по кадрам
ГБУК ВО «Воронежский областной центр народного творчества и кино»

Переход бюджетных учреждений на систему эффективного контракта предполагает, что зарплата сотрудников бюджетной сферы будет зависеть от показателей работы и от качества предоставляемых госуслуг. В связи с этим в учреждениях разрабатываются и внедряются системы нормирования труда.

Основными целями системы нормирования труда в учреждениях являются:

- создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации труда;

- обеспечение нормального уровня напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ, госуслуг;

- повышение эффективности обслуживания потребителей госуслуг.

Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 года № 2190-р предусмотрено изменение и разработка типовых норм труда федеральными органами исполнительной власти в период с 2013 по 2018 годы.

Статьей 159 Трудового кодекса РФ работникам гарантируется применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором. Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ заработная плата работника определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также включает в себя компенсационные и стимулирующие выплаты.

Нормы труда – нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы – устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и др.) нормы труда в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением правительства РФ от 11.11.2002 № 804.

Помимо норм труда существуют также нормативы по труду. Если нормы труда рассчитываются применительно к конкретным условиям выполнения нормируемого процесса, то нормативы по труду устанавливаются к различным вариантам типизированных или усредненных организационно-технических условий, они многократно используются для расчета норм труда.

В настоящее время активно проходит процесс разработки и внедрения систем нормирования труда в учреждениях. Минтрудом России утверждены методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях, а также методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда.

В соответствии с методическими рекомендациями для государственных (муниципальных) учреждений по разработке систем нормирования труда, утвержденными приказом Минтруда России от 30 сентября 2013 года №504 в государственных и муниципальных учреждениях системы нормирования труда должны быть установлены с учетом установленных федеральными отраслевыми министерствами типовыми нормами. Если типовые нормы по труду по каким-либо видам работ отсутствуют, учреждению необходимо установить свои нормы времени или численности используя хронометраж рабочего времени и другие методы в соответствии с методическими рекомендациями. При отсутствии типовых норм труда по отдельным должностям (профессиям рабочих), видам работ (функциям) соответствующие нормы труда разрабатываются в учреждении с учетом рекомендаций вышестоящей организации, либо с привлечением внешних специалистов в установленном порядке.

Типовые отраслевые нормы труда ориентированы на комплекс организационно-технических условий, которые обеспечивают возможность нормальной работы в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими стандартами, а именно:

а) деятельность работников регламентируется должностными инструкциями, внутренними трудовыми распорядками, правилами по охране труда и пожарной безопасности и иными локальными нормативными актами, принятыми а конкретных учреждениях;

б) при распределении работ между работниками следует учитывать их квалификацию, специализацию и деловые качества, что должно способствовать качественному и быстрому выполнению заданий;

в) площадь помещения должна соответствовать нормам, учитывающим требования рационального размещения необходимого оборудования. При этом рекомендуются помещения прямоугольной формы. Уровень освещенности рабочего места, кратность обмена воздуха и температура в рабочих помещениях должны находиться в пределах, предусмотренных соответствующими санитарными нормами;

г) при расстановке мебели в рабочем помещении следует учитывать удобства подхода к каждому рабочему месту и обеспечение рациональных схем движения документов с учетом специализации исполнителей;

д) режим труда и отдыха работников устанавливается в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка с учетом регламентации всех обязательных работ и выполнения наиболее сложных из них в первой половине дня, когда у работающих отмечается высокая устойчивая трудоспособность.

Под системой нормирования труда в государственном (муниципальном) учреждении понимается комплекс решений, формализованных в локальном нормативном акте учреждения или коллективном договоре, определяющий:

- применяемые в учреждении нормы труда по должностям служащих (профессиям рабочих) различных категорий и групп при выполнении тех или иных видов работ (функций) (общеотраслевые должности, основной персонал, вспомогательный персонал), а также методы и способы их установления;

- порядок внедрения норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту;

- организацию замены и пересмотра норм труда на базе оценки уровня их напряженности, прогрессивности и других качественных показателей;

- меры, направленные на соблюдение установленных норм труда (инструктаж работников, мастер-классы и др.).

В соответствии со статьей 159 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ ), системы нормирования труда определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаются коллективным договором.

Устанавливаемые при этом нормы труда должны соответствовать достигнутому уровню техники, технологии, организации производства и труда.

В соответствии с методическими рекомендациями системы нормирования труда в учреждении рекомендуется устанавливать в Положении о системе нормирования труда учреждения (далее - Положение), которое утверждается локальным нормативным актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников, либо включается в качестве отдельного раздела в коллективный договор.

Таким образом, руководитель после подготовки Положения должен направить его (официальным письмом) на рассмотрение в представительный орган работников учреждения. В течение 30 календарных дней представительный орган работников должен направить официальный ответ (письмо) с мнением.

Официальный ответ представительного органа работников учреждения, независимо от положительного или отрицательного содержания, должен в обязательном порядке прикладываться к Положению.

В случае положительного ответа представительного органа работников учреждения работодатель имеет право ввести в действие нормы труда и систему нормирования труда в учреждении, при этом представительный орган работников теряет право опротестовать введенные нормы труда в течение 5 лет.

В случае отрицательного отпета представительного органа работников учреждения работодатель имеет право ввести в действие нормы труда и систему нормирования труда в учреждении, при этом представительный орган работников имеет право опротестовать введенные нормы труда в судебном порядке в течение 5 лет.

Положение в обязательном порядке должно быть согласовано со всеми структурными подразделениями учреждения.

Положение должно включать в себя следующие разделы:

2.Термины и определения.

3.Основные цели и задачи нормирования труда в государственном (муниципальном) учреждении.

4. Нормативные материалы и нормы труда, применяемые в государственном (муниципальном) учреждении.

5. Организация разработки и пересмотра нормативных материалов по нормированию труда.

6. Порядок согласования и утверждения нормативных материалов по нормированию труда.

7. Порядок проверки нормативных материалов для нормирования труда на соответствие достигнутому уровню техники, технологии, организации труда.

8. Порядок внедрения нормативных материалов по нормированию труда в государственном (муниципальном) учреждении.

Нормы труда должны быть зафиксированы в приложении(ях) к Положению. (то есть по мере выходов сборников типовых норм труда необходимо вносить изменения в Положение).

В государственном (муниципальном) учреждении необходимо вводить именно те нормы, которые относятся к конкретному учреждению. Локальные нормы труда разрабатываются государственными (муниципальными) учреждениями с учетом типовых, отраслевых, межотраслевых норм труда. Локальные нормы труда устанавливаются ниже, либо в соответствии с типовыми. Все межотраслевые и отраслевые нормы труда могут быть только рекомендационными и являться ориентирами при разработке локальных норм.

Приказ об утверждении и введении в действие Положения должен включать в себя (пример содержания Приказа прилагается):

1. Перечень лиц или подразделений, с которыми согласован приказ.

2. Дату утверждения и дату, до которого нужно ознакомить заинтересованных работников с вводимыми нормами и нормативами.

3. Факт учета мнения представительного органа работников (номер и дата письма от представительного органа работников).

4. Дату введения в действие норм (нормативов) (должно быть не менее 60 календарных с дней с даты ознакомления).

5. Срок действия вводимых нормативных материалов (не более 5 лет или 60 месяцев).

6. Ответственных за курирование нормативных материалов в период их действия и за организацию проверки, мониторинга, пересмотра норм труда (рекомендуется назначать начальника отдела кадров, либо специалистов по управлению персоналом, в случае отсутствия специалистов по оплате труда и др.).

Информацию об утвержденных нормах труда необходимо отслеживать на сайтах министерства образования и науки Российской Федерации, министерства здравоохранения Российской Федерации, министерства культуры Российской Федерации, министерства труда и социального развития Российской Федерации, НИИ Труда.

Основаниями для пересмотра норм труда учреждения в более ранние сроки могут послужить такие факторы, как внедрение новых стандартов оказания услуг, новой техники, технологии, видов продукции (услуг). Пересмотр ошибочных норм осуществляется по мере их выявления с учетом мнения представительного органа работников. Достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда.

Для соблюдения установленных норм труда в государственном (муниципальном) учреждении рекомендуется осуществлять следующие меры:

- проводить внутренний контроль за соблюдением установленных норм труда (не реже одного раза в год);

- проводить анализ результатов независимой оценки качества услуг, оказываемых учреждением;

- обеспечивать высокий уровень укомплектованности учреждения персоналом (не менее 90%).

В соответствии со статьей 162 ТК РФ о введении новых норм труда работники государственного (муниципального) учреждения должны быть извещены не позднее чем за два месяца. Форма извещения о внедрении новых норм труда определяется учреждением самостоятельно. При этом рекомендуется указать ранее действовавшие нормы труда, новые нормы труда, факторы, послужившие основанием введения новых норм труда.

При заключении трудового договора работник должен быть проинформирован о нормах труда. В случае установления учреждением норм численности, в трудовом договоре работника указывается норма рабочего времени. Работник должен быть проинформирован о нормах времени на выполнение работ (оказание услуг) или нормах обслуживания если они ему устанавливаются с указанием на то, что они выполняются в пределах установленной ему продолжительности рабочего времени.

Рекомендуется перед введением новых норм труда провести инструктаж и обучение работников наиболее эффективным приемам и методам выполнения работ, при этом могут быть использованы как индивидуальные, так и групповые формы их проведения.

Ответственность за состояние нормирования труда в государственном (муниципальном) учреждении, своевременное проведение организационно-технических мероприятий, внедрение рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшение организации труда, возлагается на руководителя учреждения или по его поручению на одного из заместителей руководителя, курирующего вопросы организации и нормирования труда.

Разрабатывать систему нормирования труда в учреждении должны специалисты, обладающие необходимыми знаниями и умениями в сфере организации и нормирования труда. Желательно, чтобы выполнением работ, связанных с нормированием труда, занималось специализированное подразделение (служба) учреждения по нормированию труда. Ее создают с учетом численности работников и специфики деятельности учреждения. Если такого подразделения нет, выполнение работ можно возложить на структурное подразделение либо работника, в ведении которого находятся вопросы кадрового обеспечения деятельности учреждения, организации труда и заработной платы. Разрабатывать систему нормирования труда в учреждении должны специалисты, обладающие необходимыми знаниями и умениями в сфере организации и нормирования труда.

Согласно статьи 5.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде (в том числе отсутствие локальных актов) предусмотрены административные штрафы в размере:

- для должностных лиц - от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

- для юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Норма численности на основе типовых норм времени определяется по следующей формуле:

Нч = (То / Фп) x Кн,

где Нч - норма численности работников определенной квалификации, необходимых для выполнения работ, по которым определены нормы времени;

То - общие затраты времени за год на объем работ, выполняемых работниками (часы);

Фп - плановый нормативный фонд рабочего времени одного работника за год. Он определяется по производственному календарю на текущий год. При этом фонд рабочего времени по производственному календарю уменьшается с учетом установленной продолжительности оплачиваемых отпусков работника (как основного, так и дополнительных) и сокращенной продолжительности рабочего времени по отдельным должностям служащих (профессиям рабочих), а также в зависимости от условий труда;

Кн - коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время неоплачиваемого отпуска, болезни и т.п.

В свою очередь, коэффициент Кн определяется по формуле:

Кн = 1 + Вр / (Фсум x Чср),

где Вр - суммарное время, не отработанное из-за невыходов работников учреждения за расчетный период времени;

Фсум - нормативный фонд рабочего времени одного работника за расчетный период времени;

Чср - среднесписочная численность всех работников учреждения (включая работников, занимающих должности служащих, для которых в ходе данного расчета актуализируются нормы численности) за расчетный период времени (рекомендуемый расчетный период - не менее двух лет, предшествующих месяцу проведения расчета).

Общие затраты времени за год на объем работ, выполняемых работниками (часы) (То), определяются по формуле:

где Тр - затраты времени на соответствующий вид работ, по которым определены нормы времени (суммируются значения по всем видам выполняемых работ);

Кр - коэффициент, учитывающий трудозатраты на работы, носящие разовый характер, по которым не определены нормы времени:

Кр = 1+% ненормированных работ / 100.

Затраты времени на соответствующий вид нормируемых работ (Тр) рассчитываются по формуле:

где Нв - типовая норма времени на работу i-го вида (часы);

Оi - объем работы i-го вида, выполняемый в течение года.

Государственное бюджетное учреждение

Осуществить разработку системы нормирования труда в учреждении до 01.05.2016 г.

Назначить ответственным за разработку норм труда в учреждении специалиста по кадрам Фамилия И.О.

Подготовить Положение о системе нормирования труда в ГБУ _________________ до 20.02.2016 г. специалисту по кадрам Фамилия И.О.

Создать рабочую группу по подготовке норм труда в учреждении в следующем составе:

- Фамилия И.О. – заместитель директора;

- Фамилия И.О. – специалист по кадрам;

- Фамилия И.О. – заместитель главного бухгалтера;

- Фамилия И.О. – председатель профкома учреждения.

5. Рабочей группе проверить организационно-техническую подготовленность рабочих мест к работе по новым нормам (насколько организационно-технические условия выполнения работ соответствуют условиям, предусмотренным нормативными материалами). В случае выявления недостатков предложить организационно-технические мероприятия по их устранению. По результатам проверки составить протокол обследования до 20.03.2016 г.

6. Начальнику отдела Фамилия И.О. предоставить до 20.03.2016 г. сводную информацию по должностям отдела с указанием перечня видов деятельности должностей (сотрудников) отдела и периодичности выполнения работ, в том числе учесть работы, носящие разовый характер, по которым не определены нормы времени (Приложение 1).

7. Специалисту по кадрам (Фамилия) до 01.05.2016 г. подготовить Приложение № 1 к Положению о системе нормирования труда в учреждении «Нормы труда по _______________________________ в учреждении».

8. Специалисту по кадрам (Фамилия) и заместителю главного бухгалтера (Фамилия) произвести расчет нормы численности на основе норм времени до 01.05.2016 г.

9. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Фамилия И.О.