Руководства, Инструкции, Бланки

Анализ Речи Воспитателя Образец img-1

Анализ Речи Воспитателя Образец

Рейтинг: 4.3/5.0 (1665 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Требования к речи воспитателя детского сада - Студопедия

Требования к речи воспитателя детского сада

Компоненты профессиональной речи воспитателя ДОУ

Значение культуры речи воспитателя детского сада

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

Такие исследователи, как А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой "речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно".

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

качество языкового оформления речи;

ценностно-личностные установки педагога;

четкий отбор информации для создания высказывания;

ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность– соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность– соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

Логичность– выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Чистота– отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста.

Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность– особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство– умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность– употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Нужно помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов. Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими, посредством собственной речи.

Обладая развитой речью. ребенок, будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Наряду с требованиями к речи воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям .

1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети.

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в повседневной жизни, и на занятиях

На всех занятиях в детском саду воспитатели широко пользуются вопросами как приёмом обучения детей. Вопрос воспитателя —очень действенный приём обучения детей мышлению и речи, так как вопрос направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь.

Для того чтобы вопросы выполняли своё назначение, они должны удовлетворять определённым требованиям:

Первое требование— вопрос должен обладать определённым содержанием . В практике проведения занятий часто ставятся лишние, ненужные для намеченного программного содержания, а иногда и вообще пустые и даже бессмысленные вопросы.

Второе требованиек вопросу — точность и конкретность .

Доступность вопроса зависит также и от его формулировки.

Небрежное, неправильное построение вопроса делает его мало понятным. Большое значение для ясности понимания вопроса имеет краткость формулировки. Стремясь к точности и краткости, некоторые воспитательницы впадают в другую крайность: чрезмерная краткость тоже делает вопрос непонятным.

Очень важным требованием является целенаправленность и последовательность в постановке вопросов детям.

Воспитательница должна помнить, что цель постановки вопросов — усвоение детьми намеченного программного материала. Поэтому вопросы нужно задавать не обо всём, что можно сказать на данную тему, а об основном, главном. Вопросы должны быть целенаправленными. Эта целенаправленность вопросов обусловливает и последовательность их.

Таким образом, основные требования к вопросу как приёму обучения сводятся к следующему: внимание к смысловому значению вопроса, к точности, краткости и правильности формулировки; вопрос должен быть доступным пониманию детей, целенаправленным; необходимо соблюдать последовательность в постановке вопросов.

Другие статьи

Статья по развитию речи на тему: Речь воспитателя

Статья по развитию речи на тему:
Речь воспитателя
Предварительный просмотр:

Важнейший момент воспитания ребенка, и одна из первостепенных задач в работе современного педагога - формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, умение предотвратить проявление агрессии слова. Не стоит, очевидно, доказывать, что речь воспитателя должна быть правильной, в меру эмоциональной и доходчивой. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые - спокойно или с раздражением, умеренно, громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют. Вслушайтесь, как говорят ваши дети - воспитанники, и вы непременно заметите, что в их интонациях. Словоупотреблении, ударения проявляют речевые особенности не только близких людей, но и ваши языковые особенности. Ребенок передает ваши жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи. Языковое богатство, как и недостаток языковой культуры тех людей, с которыми постоянно соприкасается ребенок, становится его достоянием.

Одна из первостепенных задач воспитателя - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить почаще перед собой вопросы: как звучит моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? Нет ли дефектов произношения, может ли моя речь служить образцом для ребят?

Дети учатся у воспитателя произносить правильно звуки, слова,
грамматически правильно строить предложения, логически последовательно
излагать мысль и т.д. Значит, педагог должен разговаривать с детьми понятно
и доступно, короткими фразами, а не громоздкими и витиеватыми;
правильно и точно подбирать слова, не допускать многословия; не
употреблять слова-сорняки (это самое, ну, вот так, так сказать и др.);
исключить всякого рода огрубленные выражения, избегать просторечий,
диалектизмов.

Воспитатель должен помнить: чем богаче его лексический запас, тем разнообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь. Тогда

он не будет испытывать особых затруднений в установлении речевых контактов с окружающими. Быть чутким к слову, постоянно обогащать свой лексический багаж - одно из требований современности. Расширение словарного запаса обогащает человека, положительно сказывается на его деятельности, в частности, педагогической. Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова, далекие по своему содержанию от мира детских мыслей. Однако, это не означает, что взрослый не может свободно использовать лексическое богатство родного языка. Ведь главное - учитывать возрастные особенности дошкольников и употреблять в речи такие слова, которые им понятны. Вводя новое слово, педагог объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи.

Интонационная выразительность речи - немаловажный фактор воздействия на ребенка. Воспитатель, разговаривая с детьми, должен использовать многообразную гамму голосовых оттенков, подчеркивающих эмоциональное и смысловое содержание сказанного. Интонации спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, присущие человеческой речи, помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету.

Очень важны доброжелательность и искренность интонации речи взрослого, даже если в ней выражается недовольство. Осмыслению того, о чем говорит воспитатель, способствуют и логические ударения, и паузы, и сила голоса. Немаловажно, как разговаривает педагог с детьми - быстро, умеренно или медленно. Ведь это один из значительных компонентов выразительности речи, который придает ей динамику, живость, убедительность.

Речь убыстренная (строчит, как из пулемета) малышами воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят. Равномерный, монотонный темп без

убыстрений и замедлений, снижает внимание и, следовательно, сказанное может быть не понятно или не дослушано. Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного. Недопустима бесстрастно-равнодушная растянутая речь.

Итак, если педагог стремите сделать свою речь наиболее выразительной, то он использует все интонационные средства: фразовые и логические ударения, паузы, движения голоса по высоте, силе, тембру, темп речи.

Пауза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи, усиливают понимание того, с каким выражением лица (старшего) разговаривает педагог с детьми. Особенно это важно для малышей - ведь по выражению лица старшего им легче определить смысл сказанного. Мимика, так же как и жест, дополняет, углубляет понимание слова, усиливает его эмоциональный оттенок. И здесь восплтатель является как бы актером, который хорошо владеет искусством позы, мимики, жеста. Но ни в коем случае нельзя переиграть: малейшая фальшь может дать обратный результат.

Известно, что речевое поведение воспитателя определяет не только речевые, но и интеллектуальное развитие ребенка. Учитывая установку на толерантное речевое поведение в семье и в д/с воспитатель должен иметь соответствующие речевые средства, к которым можно отнести:

  • «формулы вежливости», т.е. этикетные речевые обороты;
  • «словесные поглаживания» - добрые слова, похвалы;
  • речевые обороты «языка чувств» - в противоположность «навешиванию ярлыков» при разрешении конфликтов.

«Словесные поглаживания», комплименты - «смазка», без которой человеческие отношения «заскрипят».

Отдельно следует сказать и о роли педагога в формировании речевой личности дошкольника. Не требует специальных доказательств постулат о том, что нужно стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение. Это посильная задача для каждого цивилизованного человека, а для педагога, чья профессия предполагает повышенную ответственность за свои речевые поступки, - особенно необходимая.

Между тем, как показывают исследования, речь учителей и воспитателей иногда демонстрирует пренебрежительно-грубое или повелительно - покровительственное отношение к детям, что проявляется в резких замечаниях («рисуешь, (пишешь), как курица лапой», «сколько можно повторять?». «как вы меня достали»); грубых требованиях («Закрыли рты!», «живо мыть руки!»); уничижительных обращениях к детям по фамилии, а иногда даже явных оскорблениях и угрозах («Поставлю в угол!», «Считаю до трех». ).

Однако именно речевая агрессия педагога имеет наиболее опасные последствия: у детей снижается самооценка, возникает неуверенность в себе, появляется сначала страх перед конкретным воспитателем, а потом и перед взрослыми вообще - т.н. «дидактогенный невроз», который, по некоторым неофициальным данным, составляет 30% от всех детских неврозов. Кроме того, у детей складывается впечатление, что агрессия педагога направлена не на их поведение в конкретной ситуации («Сейчас ты поступаешь неправильно»), а непосредственно на них самих («Ты вообще плохой, глупый, невоспитанный» и т.п.). Наконец, добиваясь сиюминутных целей послушания в грубой, оскорбительной форме, следуя порочному принципу «Пусть ненавидят, лишь бы боялись», воспитатель, во-первых, невольно провоцирует ответную грубость детей (принцип бумеранга); во-вторых, демонстрирует им негативную модель речевого поведения для наблюдения и подражания.

Получается, что с одной стороны, неумение педагога управлять поведением детей в конфликтной ситуации приводит к отчуждению, враждебности, непониманию. С другой стороны, используя агрессию слова как способ коммуникативного воздействия, педагог также не достигает ни методических, ни воспитательных целей, а лишь демонстрирует авторитарный стиль общения и отсутствие профессионализма.

Речевая агрессия, имея под собой благодатную социальную почву (семья, окружение сверстников, ДОУ, СМИ), становится устойчивой формой в общении конкретного ребенка. Могут ли родители, воспитатели эффективно контролировать агрессию слова, своевременно предотвращать ее в общении между детьми, избегая в собственной речи и в процессе педагогического общения? Очевидно, что речевая агрессия является не только недопустимой в этическом отношении, но и просто неэффективной с коммуникативной точки зрения. Прежде всего необходим самоконтроль воспитателя над собственным речевым поведением. Часто мы просто теряем терпение, начиная раздражаться и возмущаться по поводу недостаточной сообразительности при рисовании домика и отсутствия ловкости во время завязывания шнурков. А ведь иногда достаточно бывает сохранить выдержку, продолжая говорить с ребенком ровным, спокойным тоном, подбадривая, избегая резких оценок и комментариев («Давай попробуем еще раз»; «Завтра у тебя получится лучше!», «Нужно еще потренироваться» и т.п.), чтобы не спровоцировать ответную агрессию. Кроме того, следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы его глазами, и чаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими. Совершенствование способности к эмпатии предполагает учет личностных особенностей и анализ конкретного эмоционального состояния ребенка, признание его права на собственное мнение.

Т.о. педагоги должны постоянно работать над собой, овладевать теми речевыми средствами, которые дадут возможность предотвращать конфликты, повышать самооценку воспитанника, создавать эмоционально комфортную обстановку в детском саду.

Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет

Речь воспитателя

В «Программе воспитания в детском саду» сказано: «На речь ребенка сильно влияет непосредственное общение со взрослыми. Учить детей следует на лучших образцах родного языка». Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, Надолго запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, так как в процессе общения внимание говорящего обращено прежде всего не на форму речи (как сказать), а на ее содержание (что сказать). Кроме того, в результате длительного небрежного отношения к своей речи некоторые недочеты могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться. Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов и другие несовершенства.

Чтобы знать о несовершенствах собственной речи, воспитателю необходимо прислушиваться к замечаниям товарищей. Открытые занятия полезно записывать на магнитофон, с тем чтобы во время их разбора (или специально) можно было; обратить внимание на речь воспитателя, провести анализ ее звуковой стороны, использования лексических средств, грамматического оформления. Конечно, нужно иметь в виду, что при записи на магнитную ленту речь улучшается за счет усиленного самоконтроля. Тем более важно, чтобы проявившиеся недостатки речи стали предметом внимания и самого воспитателя, и его товарищей. Обнаруженные несовершенства своей речи (плохая дикция, нарушения в лексико-грамматическом оформлении и т. д.) воспитатель отмечает в специальной тетради, затем вырабатывает план и организует работу по их устранению.

Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста

Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста

Русский язык - один из самых богатых языков мира. Недаром о нем говорят "великий, могучий"! Из энциклопедических источников известно, что активный словарь В. Шекспира насчитывает 16 тыс. слов, А.С. Пушкина - 21 тыс. Н.В. Гоголя - 10 тыс. Активный словарь нашего современника включает в среднем 7-13 тысяч слов. Эллочки - "Людоедочки" - 30 слов (Хо-хо! Парниша! Блеск! Мрак! Жуть!). Сегодня, в начале XXI в. остро встает вопрос о культуре речи. И это не случайно. Русский язык за последние два десятилетия перетерпел множество не самых лучших изменений. Актуальная для наших дней проблема - низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль .

В настоящее время известна поговорка "Слово - визитная карточка человека". От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Как показывает анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы, теоретические и практические изыскания посвящены в основном профессиональному становлению и развитию речевой умелости учителя, а не воспитателя.

Работая многие годы непосредственно с речью детей дошкольного возраста, наблюдая за процессом общения воспитателей с детьми, родителями была выявлена проблема: необходимость повышения качества речевого развития детей через повышение уровня речи педагогов.

Так, проблему обогащения опыта воспитателей и активизации их коммуникативно-речевых умений мы решили практически, организовав методическую работу в МОУ.

Цель работы: достижение высокой культуры речи педагогов через умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка.

Задачи:
  • строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт;
  • владение педагогами методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей;
  • умение педагогов применять культурные и методические требования к собственной речи во всех случаях общения с дошкольниками.

Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в различных видах деятельности: хозяйственно-бытовой и трудовой, учебной. Воспитатель организует игры с детьми, говорит с ними на всех занятиях, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения и т.д. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя детского сада владение образцовой речью - это показатель его профессиональной подготовленности. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям. Поэтому забота о совершенствовании коммуникативно-речевых умениях воспитателя имеет важнейшее значение в педагогическом процессе дошкольного учреждения. Является не только нравственным и общественным долгом каждого педагога, но и методической службы нашего ДОУ.

В исследованиях Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина и других основоположников, методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада - формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи". Именно поэтому к речи педагогов нашего ДОУ были предъявлены высокие требования, а проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривалась в контексте повышения качества дошкольного образования.

Для реализации выделенных задач были намечены этапы работы методической службы ДОУ.

Такие исследователи, как А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. Исходя из этого на подготовительном этапе работы педагогам ДОУ было рекомендовано продумать и создать обстановку в пределах детского сада и группы, внутри которой "речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно". Для решения проблемы повышения культуры речи на педагогической консультации были выделены компоненты профессиональной речи педагога и требования к ней.

Компоненты профессиональной речи педагога
  • качество языкового оформления речи;
  • ценностно-личностные установки педагога;
  • коммуникативная компетентность;
  • четкий отбор информации для создания высказывания;
  • ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Требования к речи педагога

Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Данный этап состоял из двух ступеней.

1 ступень - анализ речи воспитателя в педагогическом процессе. Оценивался в трёх направлениях и фиксировался в разработанных картах:

содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщает детям);

безупречная правильность формы (как говорит);

возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым - родителям, коллегам).

Анализ включал в себя следующие моменты: о чем полезном, новом, нужном воспитатель сообщил детям, что упустил или исказил; какие знания, сведения воспитатель дает детям; как истолковывает поступки и действия детей, окружающих людей; какова направленность его оценок, суждений (моральных, интеллектуальных, эстетических).

Отдельному анализу подвергалась речь педагогов в обыденной обстановке: во время отдыха, на прогулке, в раздевальной, в трудовой деятельности и т. д. так как зачастую в это время содержание его речи становится бедным, ограниченным организационными, дисциплинарными обращениями.

ОЦЕНКА ФОРМ РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Проводилась углублённая оценка форм речи педагога, где рассматривалось следующее:

Словарь - богатство и точность. Частота употребления слов, которые медленно усваиваются детьми, точность обозначения оттенков цвета, материал, форму, величину предметов и др. Использование художественного слова, фразеологических оборотов.

Грамматическое оформление - содержание разнообразных синтаксических конструкций.

Звуковая сторона речи - чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая правильность. Речь воспитателя должна быть яркой, выразительной: необходимы богатая мимика, приветливый, доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим.

Связная речь - умение вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь воспитателя должна быть немногословной, но очень понятной и логичной.

Навыки публичной речи - умение рассказывать и свободно держаться в детской аудитории, а так же выступить с сообщением перед товарищами, организовать коллективную беседу с родителями воспитанников и т. п. 0бразцом для окружающих должна быть вся манера поведения воспитателя в процессе речевого общения (поза, жест, отношение к собеседникам).

Возрастная направленность - доступность содержания, использование соответствующего возрасту детей словаря и синтаксиса. Особенно это важно при работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. В этом случае для педагога характерны некоторое замедление темпа, особо подчеркнутые артикуляция и дикция, эмоциональностъ речи.

По методике Э.Стоун проводился анализ взаимодействия педагога с детьми на занятиях. Цель которого: анализ речевых высказываний с точки зрения создания условий на занятии для проявления инициативности, активности детей, их познавательных способностей, творческих высказываний, саморегуляции. Приложение 1.

Проводимое исследование взаимодействия воспитателя с детьми на занятиях ставило цель: более полно проанализировать речевые высказывания педагога с точки зрения создания условий на занятии для проявления инициативности, активности детей, их познавательных способностей, творческого потенциала, саморегуляции.

Количественный и качественный анализ проводился с учётом целей наблюдения.

Первый способ Цель: выявить, как различные речевые категории сменяются во временной последовательности на занятии.

С помощью этого способа анализа очень хорошо просматривается педагогическое мастерство использования речевых категорий педагогом. 96% воспитателей поддерживали детскую познавательную активность, что давало возможность детям проявлять собственную инициативу на занятиях. 35,7% - порицали проявление детской активности, либо старались не замечать ее и уводили разговор детей в другое направление, отвлекая их от инициативы. Отмечалась формальность, стереотипность ведения занятия у 28,6% воспитателей, это не стимулирует самостоятельность высказываний детей.

Второй способ Цель: выявить удельный вес разговора педагога и детей, то есть определить уровень речевой активности детей на занятии.

Показательным для проявления познавательно-речевой активности детей являлись высказывания по собственной инициативе. Хочется отметить, что у 35,7% воспитателей дети не достаточно часто проявляли желание задавать самостоятельно вопросы; подводили к новой теме разговора, выходя за рамки заданной ситуации; проявляли творчество. Это означает, что педагог не создал условия для детской инициативы, проявления любознательности, заинтересованности и активности детей на занятии. Этот способ анализа позволил высоко оценить мастерство 28,6% воспитателей в создании условий для развития детской познавательной активности и инициативности в учебном процессе.

Третий способ Цель: оценить деятельность воспитателей, с точки зрения, создания мотивационной основы учебной деятельности детей.

21,4% воспитателей достаточно часто использовали распоряжения, приказы, указания, которым дети должны подчиниться в выполнении заданий. Делали критические замечания. Данные методы взаимодействия требуют от детей исполнительности, создают напряженность, страх, ожидание порицания, неуверенность в себе, в своих действиях, полную зависимость от оценки педагога, создают дискомфортное состояние, отрицательно сказываются на развитии мотивационной основы учебной деятельности детей. Но и частое использование 50% воспитателей похвалы и одобрения действий, ответов детей, их поведения может привести к тому, что ребёнок привыкнет ждать похвалу и будет активен в обучении при условии признания его успехов. Ведь распространенным является суждение о необходимости похвалы действий ребенка со стороны взрослых в учебном процессе в целях развития его желания учиться. При поверхностном взгляде это утверждение как будто действительно справедливо. В постоянной похвале таится опасность - развитие зависимости ребенка от взрослого: во-первых, похвала-это позиция "сверху", во-вторых, она делает человека зависимым от других. Не получив однажды похвалы за что-нибудь, ребёнок переживает тяжелое чувство неудовлетворенности. Поэтому данная категория взаимодействия с детьми, стали особым предметом обсуждения.

2 ступеньаналитического этапа. ставила цель: помочь воспитателям в анализе их речи, в постановке индивидуальных задач ее улучшения, а также в выполнении этих задач.

Предусматривал составление и проведение плана мероприятий с использованием разных форм методической работы.

ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Киндерград- сайт для родителей дошкольников и педагогов

Требования к речи воспитателя детского сада

Требования к речи воспитателя детского сада

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

  • Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
  • Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
  • Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
  • Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
  • Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
  • Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
  • Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Некоторые недочеты речи педагога:

u Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия), лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;

u Невнятность произношения;

u Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);

u Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;

u Неточность произнесения отдельных звуков или слов;

u Нарушения в лексико – грамматическом оформлении;

u Употребление в речи слов – паразитов;

u Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);

u Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што ), его (вместо ево ), счастье (щастье ) и т.д.;

u Речь с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др.;

u Произнесение слов с неправильным ударением;

u Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

u Частое употребеление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т.п.);

u Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);

u В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;

u Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.

Требования к связной речи педагога и ее лексико – грамматическому оформлению

u Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога;

u Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами;

u Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;

u Нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений, важно использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

u При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия;

Воспитатель должен обратить внимание на следующее:

u Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи;

u Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т.е. хорошую дикцию;

u Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм;

u Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;

u В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;

u Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей);

u Речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения).