Руководства, Инструкции, Бланки

Виды Тарифных Руководств img-1

Виды Тарифных Руководств

Рейтинг: 5.0/5.0 (1669 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Формирование тарифов на пассажирские перевозки


Главная | О нас | Обратная связь

Формирование тарифов на пассажирские перевозки

По объему пассажирских перевозок Российские железные дороги занимают четвертое место в мире после Китая, Индии и Японии. В России доля железных дорог в пассажирообороте всех видов транспорта составляет около 40 %. Таким образом, в условиях огромных размеров территории страны тарифы на перевозку пассажиров оказывают большое влияние на транспортную доступность регионов и уровень транспортной подвижности граждан, что, в свою очередь, влияет на благосостояние населения.

Тарифы на пассажирские перевозки различаются по видам сообщений: пригородное, внутреннее (местное и прямое), межгосударственное и международное .

На железных дорогах при перевозке пассажиров во внутреннем и пригородном сообщениях применяют следующие виды тарифов и сборов:

общий пассажирский тариф для проезда в поездах прямого дальнего и местного сообщений, который утверждается для общих линий железных дорог; на линиях, не примыкающих к общей сети (Сахалинская дорога), ОАО «РЖД»; на линиях с водными переправами – начальниками железных дорог;

пригородный тариф для проезда в поездах пригородного сообщения, который подразделяется на зонный. покилометровый. общий без страхового сбора и абонементный (общий и льготный) ;

общий багажный тариф для всех железнодорожных линий общего пользования по правилам тарифных расстояний, таким же как и для общего пассажирского тарифа. Тариф на перевозку грузобагажа включает в себя оплату погрузки, взвешивания, перевозки и выгрузки и определяется Тарифным руководством № 5. Минимальная расчетная масса отправки грузобагажа – 10 кг. Ценность груза багажа также оплачивается по правилам Тарифного руководства № 5. За хранение, взвешивание и транзит грузобагажа взимаются дополнитель­ные сборы;

различные тарифы и сборы с пассажиров. например, за пользова­ние комнатами матери и ребенка, предварительную продажу билетов и т. д.

Во всех случаях размерность тарифных платежей зависит от расстояния поездки.

Общий пассажирский тариф построен с учетом снижения стоимос­ти проезда одного пассажира на 1 км при увеличении расстояния по­ездки. Для поездов дальнего следования за основу взят тариф на про­езд в жестком вагоне с местами для сидения в зависимости от расстоя­ния поездки. Плата за проезд исчисляется по маршруту следования пассажирского поезда в соответствии с Указателем пассажирских со­общений и Тарифным руководством № 4. Если маршрут поездки не со­впадает с Указателем пассажирских сообщений и составленным на их основании указателем пассажирских маршрутов, то стоимость опреде­ляется по приложению 8 Тарифного руководства № 5.

Начиная с 1993 г. в Российской Федерации тарифы на перевозку пассажиров в дальнем следовании во внутригосударственном сообщении стали делиться на две составляющие: билетную и плацкартную части. При этом в билетную часть включаются затраты на содержание инфраструктуры, локомотивов и вокзалов, а плацкартную часть – на содержание и обслуживание пассажирских вагонов. Таким образом, стоимость проезда пассажиров на железнодорожном транспорте в дальнем следовании определяется по формуле

где ТПАС.ПЕР – стоимость проезда (тариф) пассажира на железнодорож-ном транспорте в дальнем следовании, руб.; SБ – стоимость билета, руб.;
SП – стоимость плацкарты, руб.

Разделение тарифа на билет и плацкарту связано с необходимо­стью распределения провозных платежей между участниками перевоз­ки пассажиров. Стоимость билета распределяется в прямом сообщении пропорционально проследованному расстоянию между всеми го­сударствами и соответственно железными дорогами. И наоборот, сто­имость плацкарты целиком направляется дороге, которая сформи­ровала состав либо является собственником прицепного вагона.

Стоимость проезда пассажиров различается в зависимости от рода вагона и категории поезда.

Стоимость проезда в жестком общем вагоне пассажирского по­езда служит основой пассажирского тарифа. Применительно к этой стоимости рассчитываются все доплаты за проезд в вагонах более высоких категорий и в скорых поездах. Тариф на билет и тариф на плацкарту построены по единому принципу в зависимости от про-следованного расстояния, а доплаты за купейность, мягкость и скорость не являются производными от тарифа.

Стоимость проезда определяется по Прейскуранту № 10-02-16, который включает следующие расчетные таблицы:

– таблица 1. Стоимость проезда по железным дорогам;

– таблица 2. Стоимость проезда детей по железным дорогам;

– таблица 3. Стоимость полного билета;

– таблица 4. Стоимость детского билета;

– таблица 5. Стоимость плацкарты;

– таблица 6. Доплата за скорость;

– таблица 7. Доплаты к полному билету жесткого общего вагона пассажирского поезда при проезде в вагонах или поездах более высокой категории;

– таблица 8. Доплаты к детскому билету жесткого общего вагона пассажирского поезда при проезде в вагонах или поездах более высокой категории;

– таблица 9. Провозные платы за перевозку багажа и грузобагажа по железным дорогам.

Все перечисленные таблицы составлены для внутреннего сооб­щения по железным дорогам Российской Федерации.

Стоимость проезда в вагонах различного типа по сравнению с вагонами, взятыми за основу (общий вагон пассажирского поезда), повышается на 22–27 % за проезд в жестком некупейном (открытом) вагоне с местами для лежания; 59–62 % в купейном вагоне с четырех­местными купе;
80–90 % в мягком вагоне с четырехместными купе; 113–130 % в вагоне СВ с двухместными купе. Пассажирский тариф учитывает не только затраты на перевозку, но и степень удобств и комфорт, предоставленный пассажиру. Так, для ускорения поездки пассажир может доплатить за скорость (ехать в скором поезде).

В состав пассажирского тарифа включен сбор обязательного стра­хования.

С 2003 г. на железнодорожном транспорте производится гибкое регулирование тарифов на перевозки пассажиров в поездах дальнего следования. Следует отметить, что решения об установлении стоимости проезда принимаются ОАО «РЖД» самостоятельно на сегменте транспортного рынка, связанного с перевозкой около 30 % пассажиров и получением более 50 % доходных поступлений.

Некоторым категориям пассажиров при проезде по железным до­рогам предоставляются льготы в виде бесплатного проезда или скид­ки с установленного тарифа.

Таким образом, при построении пассажирских тарифов на перевозки в дальнем сообщении учитываются следующие факторы:

– расстояние перевозки – протяженность сети железных дорог от 1 до 12420 км разделена на пояса дальности, расстояние внутри пояса дальности увеличивается с увеличением дальности следования;

– тип пассажирского вагона – общий плацкартный вагон, купированный вагон с 4-местными купе и с 2-местными купе (мягкий или СВ-вагон);

– скорость перевозки – при расчете тарифа учитывается категория поезда – пассажирские поезда, скорые и фирменные поезда.

В отличие от общего пассажирского тарифа в пригородных тари­фах стоимость проезда 1 км повышается при увеличении дальности поездки, однако он в два раза ниже общего пассажирского тарифа.

В пригородных пассажирских перевозках используются преимущественно два вида тарифов общие и зонные.

Общие тарифы устанавливаются по принципу построения тарифов в дальнем сообщении – для перевозки пассажиров в плацкартном вагоне с местами для сидения без страхового сбора. Общий тариф взимается по установленным поясам дальности и стоимость проезда определяется за среднее расстояние пояса.

Зонные тарифы используются на пригородных участках, имеющих высокие пассажиропотоки. При этом все расстояние пригородного направления разбивается на участки (зоны), в зависимости от числа наиболее крупных станций и величины пассажиропотока на станциях или между ними. Стоимость проезда устанавливается для всей зоны в целом.

В пригородных пассажирских перевозках применяются также покилометровые тарифы – на отдельных участках железных дорог, при этом стоимость проезда зависит от расстояния поездки и взимается за каждый километр; и абонентные тарифы – обычно устанавливаются на конкретный период (месяц, полугодие, год) и предполагают разовую оплату перевозок за весь период и имеют более низкую стоимость (на 10–30 % ниже разовой оплаты).

Дополнительные услуги, предоставление которых для пассажиров не обязательно, а производится по их желанию, оплачивается по тарифам на отдельные услуги. Эти тарифы устанавливаются каждой железной дорогой самостоятельно в зависимости от себестоимости и востребованности пассажирами. К таким услугам на железных дорогах относятся, например, просмотр видеопрограмм во время проезда в мягких вагонах поездов, заказ из поезда такси, гостиницы, пребывание в комнате матери и ребенка на вокзале, пребывание в комнатах отдыха на вокзале в ночное время, хранение багажа и ручной клади в камерах хранения и подноска ее к поезду или остановкам городского транспорта.

К дополнительным сборам относится также оплата услуг по оформлению и перевозке багажа и грузобагажа, уведомлению о его прибытии и хранении в течение определенного срока. За пользование постельным бельем в поезде взимается соответствующая плата с выдачей квитанции пассажирам.

Следует отметить, что в последнее время спектр дополнительных услуг предоставляемых железной дорогой пассажирам расширяется и совершенствуется.

Для расчета платежей за проезд пассажиров по территории дру­гих государств СНГ и Балтии применяется межгосударственный та­риф. Структура межгосударственного тарифа соответствует структу­ре внутреннего тарифа (Прейскурант 10-02-18) и содержит такие же таблицы. Базовый межгосударственный тариф, введенный с 1 марта 1995 г. рассчитан в швейцарских франках.

Важно подчеркнуть, что межгосударственный тариф применяет­ся на весь путь следования как для билета, так и для плацкарты. Особенность расчета межгосударственного тарифа на пассажирские перевозки заключается в следующем:

– стоимость билета рассчитывается по каждому государству отдель­но, причем перелом тарифа предусмотрен на пограничных пунктах;

– стоимость плацкарты определяется за общее расстояние сле­дования без переломов по границам.

В расчет стоимости проезда в межгосударственном сообщении вводится налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 18 % и коэффициенты индексации, которые устанавливаются различными государствами.

Другие статьи

2 определение тарифного расстояния

2. Определение тарифного расстояния

Железнодорожные пункты и станции, открытые для производства коммерческих операций, называются тарифными пунктами. Список тарифных пунктов опубликован в Тарифном руководстве ( ТР) № 4 книга 2 «Алфавитный список станций» с указанием их кодов, производимых на этих пунктах коммерческих операций в виде условных обозначений и расстояний до ближайших транзитных пунктов (ТП).

Тарифные расстояния – это кратчайшее расстояние между транзитными пунктами.

Определим тарифное расстояние от станции Липецк (Юго – Восточная железная дорога) до станции Уфа (Куйбышевская железная дорога).

К станции Липецк расположены два ближайших транзитных пункта - это Грязи Воронежские – 37 км и Елец – 78 км. К станции Уфа расположен один ближайший транзитный пункт - это Дема – 10 км. Так же расстояние между транзитными пунктами Грязи Воронежские - Дема составляет - 1392 км, а расстояние Елец - Дема составляет – 1507 км. Исходя из полученных данных строим схему:

Проверим все возможные пути следования, наикратчайшее расстояние является тарифным.

78 + 1507 + 10 = 1595 км – (Липецк-Елец-Дема-Уфа)

37 + 1392 + 10 = 1439 км – (Липецк-Грязи Воронежские-Дема-Уфа) – Тарифное расстояние;

3. Определение провозной платы за перевозку заданного груза и дополнительных сборов

Грузополучатели (получатели) и грузоотправители (отправители) осуществляют расчеты за перевозки, выполняемые железнодорожным магистральным транспортом по действующим тарифам.

Для определения провозных платежей предназначено ТР № 1 (прейскурант № 10 -01), состоящей из двух частей (часть 1 и 2).

Платежи за перевозку грузов рассчитывают после определения тарифного расстояния.

Плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся, зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика.

Формула расчета платы за перевозку грузов повагонной отправкой в вагонах парка МПС во внутригосударственном и международном сообщениях через российские порты в соответствии с Разделом 2 нового «Прейскурант № 10-01» выглядит так:

где И- базовые ставки соответствующей схемы И на конкретном расстоянии и для соответствующей загрузки вагона;

К1- К4 – система основных коэффициентов к ставкам тарифа за использование инфраструктуры и локомотивов РЖД (И);

К1- коэффициент к ставкам тарифа за использование инфраструктуры и локомотивов РЖД в зависимости от класса груза;

К2- Коэффициент к ставкам тарифа схемы И при перевозках грузов повагонными и контейнерными отправками В/из Калинградскую область и через порты Калининградской области;

К3- дополнительные поправочные коэффициенты по родам грузов;

К4 – поправочные коэффициенты в зависимости от количества вагонов в отправке и технологии перевозок;

В – Базовые ставки соответствующей схемы.

Определим плату за перевозку известняка молотого, перевозимого в полувагоне собственности Ж.Д. повагонной отправкой на расстояние 288 км, один полувагон грузоподъемностью 290т.

И3 = 19555 рублей - (Тарифное руководство № 1 часть 2)

В=5002 рублей - ( Тарифное руководство №1 часть 2)

К1= 1,00; К2=не берем; К3= 0,9 К4 = 1,00

Т = 19555 * 1,00* 0,9 * 1,00 + 5002 = 22601,5 рублей (за 6 вагонов грузоподъемностью 53т.)

Определение Дополнительных сборов

Воспользуемся Тарифным руководством № 3

О Правилах применения сборов за дополнительные операции,связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте

Ставки сборов за погрузочно - разгрузочные работы

¦ N ¦ Наименование грузов ¦ Сбор за тонно ¦

¦ 1. ¦ Тарно-штучные грузы на открытом подвижном ¦ ¦

¦ ¦ составе (в упакованном виде или в таре) ¦ ¦

¦ ¦ с массой одного места брутто: ¦ ¦

¦ ¦ от 51 кг до 250 кг ¦ 42 ¦

¦ ¦ от 251 кг до 500 кг ¦ 35 ¦

¦ 2. ¦ Грузы в пакетах и на поддонах на открытом ¦ 35 ¦

¦ 3. ¦ Лесоматериалы в пакетах или в стропах ¦ 28 ¦

¦ 4. ¦ Контейнеры универсальные массой брутто: ¦ ¦

¦ ¦ до 5 т включительно ¦ 28 ¦

¦ ¦ свыше 10 т до 24т ¦ 84 ¦

¦ ¦ свыше 30 т ¦ 160 ¦

160*270= 43200 рублей.

Ставки сборов за взвешивание грузов

в местах общего пользования на весах железной дороги

¦ Условия взвешивания груза ¦ Единица ¦ Сбор, ¦

¦ 1.1. при подаче вагонов на вагонные весы и ¦ Вагон ¦ 426 ¦

¦ уборке их после взвешивания локомотивом, ¦ ¦ ¦

¦ принадлежащим организации федерального ¦ ¦ ¦

¦ 1.2. при подаче вагонов на вагонные весы и ¦ Вагон ¦ 189 ¦

¦ уборке их после взвешивания локомотивом, не ¦ ¦ ¦

¦ принадлежащим организации федерального ¦ ¦ ¦

¦ 1.3. при взвешивании грузов и тары на ¦ Тонна ¦ 6 ¦

¦ 1.4. при взвешивании грузов и тары на ¦Автомобиль, в ¦ 8 ¦

¦ автомобильных весах. ¦т.ч.автомобиль¦ ¦

В нашем случае имеется 4 вагона, а локомотив принадлежит организации федерального железнодорожного транспорта, то

Ставки сборов за подачу и уборку вагонов на

железнодорожные подъездные пути, принадлежащие

железным дорогам, локомотивом, принадлежащим

организации федерального железнодорожного транспорта

¦ Суммарное число ¦ Расстояние, км в оба конца ¦

¦ убираемых вагонов ¦ до 0,5 ¦ свыше ¦ свыше ¦ свыше ¦ свыше ¦ свыше ¦ свыше ¦ свыше ¦ свыше ¦

¦ за один выход ¦ ¦ 0,5 до 1 ¦ 1 до 2 ¦ 2 до З ¦ 3 до 4 ¦ 4 до 5 ¦ 5 до 6 ¦ 6 до 7 ¦ 7 до 8 ¦

¦ ¦ 1. Ставки сборов за один выход локомотива на железнодорожный ¦

¦ ¦ подъездной путь за расстояние подачи и уборки в оба конца, руб. ¦

¦ до 5 ваг. вкл. ¦ 360,4 387,5 445,4 522,5 599,8 676,6 753,9 831,2 908,3¦

¦ Свыше 5 до 10 ваг.¦ 523,3 550,2 608,2 685,2 762,5 839,6 916,7 993,7 1071,0¦

¦ Свыше 10 вагонов ¦ 698,0 724,9 782,9 860,0 937,2 1014,3 1091,4 1168,4 1245,8¦

¦ ¦ 2. Ставки сборов за пользование железнодорожным подъездным путем, ¦

¦ ¦ исходя из развернутой длины подъездного пути, руб/сут. ¦

¦ ¦ 192,4 360,6 721,1 1201,8 1682,5 2163,2 2643,9 3124,6 3605,3¦

Расчет ставок сбора по таблице № 11 настоящего Тарифного руководства: в течение месяца (31 день) осуществлено 2 выхода локомотива, принадлежащего организации федерального железнодорожного транспорта, на железнодорожный подъездной путь, принадлежащий железной дороге, с развернутой длиной - 1 км, расстоянием подачи и уборки вагонов в оба конца - 3 км и суммарном числе подаваемых и убираемых вагонов за один выход - 6 вагона. По графе "свыше 3-х до 4-х" сбор за выходы локомотивов составит:

762,5 * 2 = 1525 руб. (часть 1 таблицы № 11 настоящего Тарифного руководства).

Сбор за пользование железнодорожным подъездным путем составит

360,6 * 31 = 11178,6 руб. (часть 2 таблицы № 11 настоящего Тарифного руководства).

Суммарная величина сбора за подачу и уборку составит

1525 + 11178,6 = 12703,6 руб.

4.Определение срока доставки для заданного груза и ответственности за просрочку

Доставка грузов по назначению в установленные сроки является одной из основных обязанностей железных дорог по выполнению договора перевозки.

Сроки доставки грузов исчисляют исходя из расстояния, по которому рассчитывается провозная плата, скорости перевозки.

Перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки доставки грузов и Правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.

Определяем срок доставки известняка молотого, перевозимого в полувагоне собственности МПС, повагонной отправкой на расстояние 1439 км.

Общий срок доставки определяется:

Т дост = tоп +Lтар / Vcут + tдоп сут,

Где tоп – время на операции по отправлении и прибытии груза(1 сутки);

Lтар – тарифное расстояние между станциями отправления и назначения, км;

Vсут – установленная указанием МПС среднесуточная скорость продвижения груза, зависящая от вида отправок, вида скорости, способа перевозки, рода груза и расстояния, км/сут;

Tдоп – Время на дополнительные операции, сутки.

310 км/сут – таблица 4.1 строка 4 для повагонных отправок.

5. Комплект перевозочных документов, назначение и порядок его заполнения на станциях отправления, назначения и в пути следования.

В соответствии со статьей 25 Устава железнодорожного транспорта при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель (отправитель) должен представить на каждую отправку груза составленную в соответствии с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная накладная и выданная на ее основании грузоотправителю (отправителю) квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю (получателю), грузоотправитель (отправитель) обязуется оплатить перевозку груза. Сторонами договора перевозки груза выступают перевозчик и отправитель. Отправитель груза и его собственник не всегда совпадает в одном лице. Так, отправителем груза может быть транспортный экспедитор или отправитель, действующий по поручению грузовладельца от собственного имени. По договору перевозки груз, доставленный в пункт назначения, должен быть выдан управомоченному на его получение лицу – грузополучателю (получателю). Накладная составляется на имя определенного грузополучателя (получателя), а потому является именным документом. Формы накладной и других перевозочных документов на перевозки грузов по железнодорожным путям общего пользования публикуются в Сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте. От грузоотправителя (отправителя) требуется надлежащее в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте заполнение граф накладной и предъявление ее вместе с грузом перевозчику. Никакие подчистки и помарки в накладной не допускаются. Накладная следует вместе с грузом со станции отправления на станцию назначения и затем выдается грузополучателю (получателю). В подтверждение заключения договора перевозки грузоотправителю (отправителю) выдаются желез но дорожная квитанция о приеме груза, которая не только подтверждает вручение груза перевозчику, но и имеет важное доказательственное значение при полной его утрате, а также в случае прибытия груза без накладной. Дорожная ведомость (лист 2 накладной) имеет большое значение, т.к. в ней содержатся все сведения о грузе, участниках перевозки и обо всем, что происходило с грузом и подвижным составом в пути следования. В корешке дорожной ведомости грузоотправитель (отправитель) расписывается в получении железнодорожной квитанции. Другими документами являются также прилагаемые к накладной сопроводительные документы: сертификаты качества Государственной хлебной инспекции, сертификаты на семенной, посадочный материал и семена картофеля, ветеринарное свидетельство или ветеринарный сертификат на грузы, подконтрольные Госветнадзору, удостоверение или сертификат качества скоропортящихся грузов, сертификат, удостоверяющий отсутствие в грузах карантинных организмов, качественный паспорт на нефтепродукты, таможенные документы и др.

Порядок пломбирования вагонов, составление вагонного листа на заданный вид отправки

Загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы запорно-пломбировочными устройствами перевозчиками и за их счет, если погрузка обеспечивается перевозчиками, или грузоотправителями (отправителями) и за их счет, если погрузка обеспечивается грузоотправителями (отправителями). В случаях, определенных Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, порожние вагоны, контейнеры должны быть опломбированы в порядке, установленном для загруженных вагонов, контейнеров.

Пломба – охранный знак, подтверждающий то, что в процессе перевозки доступа к грузу не было. Исправные пломбы (при неисправности вагона) свидетельствуют о том, что в вагон никто не входил и груз в нем находиться в том виде и количестве, в каком был на станции, наложившей пломбы. Поэтому наложение пломб на вагоны – одно из основных средств борьбы за сохранность грузов при перевозке по железной дороге.

На железной дороге используют запорно-пломбировочные «КЛЕЩ-60СЦ», «СПРУТ-УНИВЕРСАЛ».

«СПРУТ-УНИВЕРСАЛ» предназначен для пломбирования крытых вагонов, хоппер-зерновозов, цистерн, контейнеров, складских помещений, хранилищ и других объектов.

«КЛЕЩ-60СЦ» - контейнеров, автофургонов, складских помещений и хранилищ.

Запорно-пломбировочное устройство «СПРУТ-УНИВЕРСАЛ» состоит из трех основных элементов:

- охватывающий элемент – гибкий стержень;

- соединяющий элемент – плашка; - фиксирующий элемент – зажим.

Для различных видов отправок существуют отдельные формы вагонного листа: повагонная – ГУ-38а, маршрутная – ГУ-38б, контейнерная – ГУ-38в, мелкая – ГУ-38г. Вагонный лист заполняют чернилами или на пишущей машинке, наименование станции проставляют штемпелем. Основные данные о вагоне, грузе, станции назначения и грузополучателя, пломбах указывают обычной записью и цифровым кодом. Отмечают так же время подачи вагона под грузовые операции и окончания этих операций. На основании вагонных листов в товарной конторе окончательно заполняются накладная и дорожная ведомость.

7. Составление договора об электронном обмене данными при подготовке документов для организации перевозок грузов между грузоотправителем и железной дорогой отправления в системе ЭТРАН.

Сторонами настоящего Договора производиться электронный обмен данными (далее – ЭОД) при подготовке документов для организации перевозок грузов с использованием автоматизированного рабочего места подготовки электронных данных транспортных документов Клиента (далее – АРМ Клиента) и автоматизированного рабочего места подготовки электронных данных транспортных документов Дороги (далее – АРМ Дороги).

АРМ Клиента включает в себя автоматизированное рабочее место подготовки перевозочных документов (далее – АРМ ППД) автоматизированной системы централизованной подготовки и оформления перевозочных документов (далее – система ЭТРАН) и сертифицированные средства защиты информации (далее – СЗИ). АРМ Клиента подключается с использованием СЗИ к сети передачи данных Дороги (далее – СПД Дороги) и далее к системе ЭТРАН.

АРМ Дороги включает в себя АРМ ППД системы ЭТРАН, подключенный через СПД Дороги к системе ЭТРАН.

об электронном обмене данными при подготовке документов

для организации перевозок грузов

между грузоотправителем и железной дорогой отправления

Федеральное государственное унитарное предприятие ___________________ железная дорога, именуемое в дальнейшем «Дорога», в лице __________________________________________________________________, действующее на основании устава (доверенности от ______ №________), с одной стороны, и ______________________________________________________________, именуемое в дальнейшем «Клиент», в лице __________________________________, действующего на основании устава (доверенности от ________ № _______), с другой стороны, совместно именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор.

8. Описание характеристик несохранных перевозок, заполнение бланка коммерческого акта (форма ГУ-22) и акта общей формы (форма ГУ-23) для заданных условий.

Перевозчик обязан обеспечить сохранность груза с момента приема его к перевозке до выдачи получателю или передачи, согласно установленным правилам, другому предприятию или организации. Железная дорога несет ответственность перед отправителем и получателем во всех случаях, если не докажет, что недостача, утрата, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, предотвращение и устранение которых от нее не зависело.

Обстоятельства, обусловившие несохранность грузов и могущие служить основанием для материальной ответственности сторон, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы. Обычно их составляют работники станций.

Коммерческим актом удостоверяют: несоответствия между наименованием, массой или количеством мест груза в натуре и данными, указанными в перевозочном документе; порчу и повреждения груза; обнаружение груза без документов или документов без груза; непередачу перевозчиком на железнодорожный путь необщего пользования груза в течение 24 часов после документального оформления в товарной конторе выдачи груза.

Коммерческие акты составляются на бланках формы ГУ-22 с типографской нумерацией в трех экземплярах, из которых первый – в пятидневный срок направляется в грузовую службу дороги на служебное расследование, второй – выдается получателю по его требованию, а третий экземпляр хранится в делах станции.

Коммерческие акты составляются:

а) при выгрузке на местах общего пользования – в день выдачи груза получателю;

б) при выгрузке на местах необщего пользования – в день выгрузки грузов, при этом проверка должна производиться в процессе выгрузки или непосредственно после выгрузки.

Коммерческий акт подписывает начальник станции или его заместитель, приемосдатчик груза от станции, а также представитель клиента, если он участвовал в проверке состояния груза. Акт составляют до выдачи получателю, обязательно в день обнаружения несохранности.

Если несохранность груза замечена в исправном вагоне (контейнере), составляют только коммерческий акт, а если в неисправном – оформляют также технический акт о состоянии вагона (контейнера). Его составляет вагонный мастер или осмотрщик вагонов на станции. Первый экземпляр технического акта прилагают к первому экземпляру коммерческого акта, а копию оставляют в делах станции.

Актом общей формы удостоверяют обстоятельства, не требующие оформления коммерческого акта. К таким обстоятельствам относят: простой вагонов на станции прибытия по вине грузополучателя (получателя); неочистку вагона получателем после его разгрузки; подачу станцией неочищенных вагонов под погрузку; повреждение или потерю пломб, вагонов, контейнеров и приспособлений и пр. Акт общей формы подписывают не менее двух лиц от станции.

Список используемой литературы

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. - М. Транспорт, 2002.

Сборник основных федеральных законов о ж.д. транспорте.- М. Юридическая фирма «Юртранс», 2003.-192с.

Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом. Сборник.Книга1.-М. Юридическая фирма «Юртранс», 2003. -712с.

Грузовые вагоны колеи 1520 мм железных дорог СССР (альбом – справочник).- М. Транспорт,1989.

Алфавитный список железнодорожных станций. Тарифное руководство № 4

Книга 2. Часть 1.-М. Транспорт, 2001.

Тарифное расстояние между транзитными пунктами. Тарифное руководство №4. Книга 3.-М. Транспорт, 2001

Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами. Тарифное руководство №1. Часть1 и 2. Прейскурант № 10-01.-М. Бизнес проект.

Эрлих Н.В. Петров А.В. Управление грузовой и коммерческой работой на железнодорожном транспорте: Методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов специальности 190701 «Организация перевозок и управления на транспорте (железнодорожный транспорт)».- Самара: СамГАПС, 2004.

Похожие документы:

тем. кому нужно наработу. приходить в свои организации пораньше, например, к 6 часам утра. По. сроков перевозкигрузов из Китая в Европу примерно в 4 раза. По расчетам. ВЧК, он восстановил порядок нажелезнодорожномтранспорте. будучи 1-м народным комиссаром.

перевозкигрузов. В докладе начальника Мобилизационно-планового управления. работамна ответственные должности в аппарат ВМС». Вредительская работаорганизации шла по. тонн коммерческой грузоподъемности, пассажирский и грузовой. железнодорожноготранспорта.

дисциплины. «Приказать и взыскать», — таков был его метод управления. — морем. Между тем вес грузов. которые предстояло доставить. на их содержание средств. Организация академической работы тоже, по. окна, выходившего нажелезнодорожную платформу, и медленно.

К 1933 г на вооружение поступили торпеды тан-12.

на заседании мобилизационного отдела Управления ГВФ 20 августа 1931 г. Назначением его считались перевозкигрузов. по февраль 1934 года в три этапа проводилась “паспортизация нажелезнодорожномтранспорте ”. Первоначально паспортизация проводилась на.

в сфере грузовыхжелезнодорожных перевозок и на формирование действующих тарифов наперевозку угля железнодорожнымтранспортом с учетом. работы комиссии в Центре управления сетями (ЦУС) «Кировэнерго» состоится контрольная противоаварийная тренировка по.

Тарифное руководство - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Большая Энциклопедия Нефти Газа Тарифное руководство

В Тарифном руководстве № 1 ( часть 2, раздел 9) приведен классификатор тарифных схем при расчетах плат за перевозку грузов.

Затем в Тарифном руководстве МПС № 1 ( раздел 5) по Алфавиту номенклатуры грузов находят группу и позицию перевозимого груза. В данном случае это будут: № 362 - локомотивы, перевозимые на своих осях, и № 353 - локомотивы, перевозимые на платформах в неразобранном виде. При этом первые две цифры обозначают группу, а третья цифра-позицию группы, к которой относится груз по номенклатуре грузов.

В первой части тарифного руководства № 1 содержатся правила применения тарифов, номенклатуры грузов, общие и исключительные тарифы, алфавит к номенклатуре грузов; вторая часть содержит расчетные таблицы платы за перевозку, В тарифном руководстве № 4 приводятся тарифные расстояния.

В первой части тарифного руководства № 1 содержатся правша применения тарифов, номенклатуры грузов, общие и исключительные тарифы, алфавит к номенклатуре грузов; вторая часть содержит расчетные таблицы платы за перевозку. В тарифном руководстве № 4 приводятся тарифные расстояния.

Тарифная норма указывается согласно Тарифному руководству № 3 - Р или по установленному пароходством объему плота в связи с изменением судоходных условий или по графику, согласованному с владельцем плота.

Затем по расчетным таблицам Тарифного руководства № 1 определяют провозную плату по данной схеме за соответствующее расстояние в зависимости от рода груза, данных о весе груза пли грузоподъемности вагона. При расчете провозных плат вес груза округляют в установленном порядке.

Указанные расстояния определяются по тарифным руководствам. действующим на соответствующих видах транспорта.

Железнодорожный тариф определен по тарифному руководству МПС .

Штрафы, помещенные в Тарифном руководстве № 1, установлены соответствующими статьями Устава, за исключением штрафа за весовой и объемный недогруз вагона.

Тарифное расстояние перевозки определяется по Тарифному руководству № 4 с учетом вышеизложенных правил и указывается станцией отправления в накладной и дорожной ведомости. Для этого предварительно по алфавитному списку станций ( раздел 1, книга 2 Тарифного руководства № 4) находят пункты отправления и назначения. Затем в книге 1 отыскивают в таблицах отправления и назначения нужные пункты и устанавливают, на каком участке и между какими узлами они расположены.

Расчет доходной ставки от перевозки железной руды в четырехосных полувагонах.

Среднюю тарифную ставку рассчитывают по действующему Тарифному руководству для средних условий перевозки данного груза на 10 ткм. Для этого устанавливают группу и позицию, к которой относится данный груз, номер тарифной схемы и пояс дальности перевозок.

В случаях, указанных в тарифном руководстве. плата за перевозки грузов взимается исходя из фактически пройденного расстояния.

В 1985 г. после переиздания Тарифного руководства № 4, будет введен шестизначный код.

Автомобильный прицеп-тяжеловоз грузоподъемностью 100 Т фирмы Вилли Шеурле ( ФРГ с изменяющейся высотой грузовой платформы.

Грузовые тарифы на различных видах транспорта, Тарифы на железнодорожном транспорте - Транспортная логистика - Учебные материалы для студентов

Грузовые тарифы на различных видах транспорта

Действующая система грузовых тарифов каждого вида транспорта – совокупность взаимосогласованных и систематизированных в определенном порядке ставок, применяемых для расчета платежей за перевозки грузов, а также за выполнение связанных с перевозками грузовых и коммерческих операций (погрузки, выгрузки, хранения грузов и т.п.).

Конкретное выражение действующая тарифная система получает в тарифных схемах, тарифных руководствах и правилах исчисления платежей, сборов но перевозкам грузов.

Тарифы на железнодорожном транспорте

Грузовые тарифы подразделяются по видам, родам отправок и формам построения (табл. 4.3).

Все действующие тарифы опубликованы в Тарифных руководствах.

Тарифное руководство № 1 включает в себя две части: первая представляет собой правила применения тарифов, номенклатуру грузов, общие, исключительные тарифы и алфавит к номенклатуре грузов; вторая – расчетные таблицы плат за перевозку грузов.

Классификация грузовых тарифов на железнодорожном транспорте

Перевозка на сети дорог всех грузов, за исключением тех, для которых установлены исключительные, льготные или местные тарифы

Перевозка одного или нескольких грузов на определенное расстояние или в направлении между определенными пунктами, а также в некоторые периоды времени: эти тарифы могут быть пониженные (поощрительные) и повышенные (запретительные). Представлены в виде процентных скидок и надбавок. Цель исключительных тарифов заключается в стимулировании использования местного сырья, топлива, в развитии перевозок грузов в смешанном сообщении, ограничении перевозок грузов на излишне дальние расстояния и короткопробежных, которые выгоднее передать на автотранспорт, и др.

Льготные (пониженные против общих тарифов)

Перевозки в известных направлениях грузов, предназначенных для конкретных целей, принадлежащих определенным предприятиям и организациям. Представлены в виде процентных скидок с общего тарифа

Содержат однообразные ставки с тонны и километра (или вагона и километра, или с оси и километра) для всех расстояний перевозки. При построении грузовых тарифов применяется главным образом схемная форма

Тарифное руководство № 4 состоит из книг, содержащих таблицы тарифных расстояний.

Действующая тарифная номенклатура грузов приведена в разд. 6 ч. 1 Тарифного руководства № 1. Против каждой тарифной позиции номенклатуры груза для повагонной отправки устанавливается весовая норма загрузки вагона; в зависимости от принадлежности вагона определяется схема перевозки.

Тарифная схема № 1 – расчетные таблицы плат за перевозку грузов (кроме домашних вещей) повагонными отправками в обыкновенных (универсальных) вагонах (крытые, платформы, полувагоны) общего парка МПС России.

Тарифная схема № 2 – расчетные таблицы за перевозку грузов повагонными отправками тех же вагонов, принадлежащих предприятиям, организациям, концернам, акционерным обществам и др. или арендованных ими.

Провозная плата взимается для этих схем за массу отправки вагона, но не менее минимальной весовой нормы загрузки, установленной для соответствующих грузов.

При определении провозных плат учитываются различные сборы.

В ч. 1 Тарифного руководства № 1 приведены размеры штрафов, взимаемых с железной дороги, отправителя или грузополучателя при нарушении правил или условия перевозки продукции. Основанием для взыскания штрафов могут быть сведения, имеющиеся в перевозочном документе, а также относящиеся к данной отправке документы (например, акт общей формы).

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Обязанность грузоотправителя уплатить за перевозку установленную плату

Транспортное право
  • Понятие и предмет транспортного права
    • Понятие, предмет и метод транспортного права
    • Источники транспортного права
    • Понятие системы транспортных договоров
  • Виды транспорта. Управление транспортом
    • Виды транспорта
    • Органы управления транспортной деятельностью
    • Государственное регулирование транспортной деятельности
    • Правовое положение земель транспорта
  • Договор перевозки грузов
    • Понятие, предмет и краткая характеристика договора перевозки грузов
    • Субъекты обязательств по перевозке грузов
    • Оформление договора перевозки груза
    • Обязанность перевозчика по доставке груза в пункт назначения
    • Обязанность перевозчика по обеспечению сроков доставки
    • Обязанность перевозчика обеспечить сохранность груза
    • Обязанность перевозчика по выдаче груза получателю
    • Обязанность грузоотправителя уплатить за перевозку установленную плату
    • Прекращение договора перевозки груза
    • Ответственность сторон за неисполнение договора перевозки
    • Ответственность грузоотправителей и грузополучателей
    • Претензии и иски, вытекающие из перевозки грузов
  • Договор о подаче транспортных средств под погрузку и о предъявлении груза к перевозке
    • Понятие договора о подаче транспортных средств под погрузку и порядок его заключения
    • Права и обязанности сторон договора о подаче транспортных средств под погрузку
    • Ответственность сторон по договору о подаче транспортных средств под погрузку
  • Договор об организации перевозок
    • Понятие и предмет договоров об организации перевозок
    • Соотношение договора об организации перевозок и иных видов договоров
    • Виды договора об организации перевозок
    • Субъекты договора об организации перевозок. Порядок его заключения и форма
    • Содержание и исполнение договора об организации перевозок. Ответственность по договору
  • Договоры о подаче и уборке вагонов и об эксплуатации подъездных железнодорожных путей
    • Понятие договоров о подаче и уборке вагонов и об эксплуатации железнодорожных подъездных путей
    • Соотношение договоров о подаче и уборке вагонов и об эксплуатации железнодорожных подъездных путем с договорами об организации перевозок
  • Договоры, регулирующие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении
    • Договоры, регулирующие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении
    • Соглашения между транспортными организациями
    • Договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов
  • Договоры фрахтования
    • Понятие и сфера применения договора фрахтования
    • Права и обязанности сторон договора фрахтования. Ответственность по договору
  • Договор перевозки пассажира
    • Понятие договора перевозки пассажира
    • Порядок заключения договора перевозки пассажира
    • Права и обязанности сторон договора пассажирской перевозки
    • Ответственность сторон по договору пассажирской перевозки
    • Порядок рассмотрения споров по договору пассажирской перевозки
  • Договор буксировки
    • Понятие и сфера применения договора буксировки
    • Права и обязанности сторон по договору буксировки
    • Ответственность сторон по договору буксировки
  • Договор транспортной экспедиции
    • Понятие и сфера применения договора транспортной экспедиции
    • Виды договора транспортной экспедиции
    • Предмет договора транспортной экспедиции
    • Форма и содержание договора транспортной экспедиции
    • Ответственность экспедитора и клиента
    • Претензии и иски экспедитора и клиента
Обязанность грузоотправителя уплатить за перевозку установленную плату

Главной обязанностью грузоотправителя является внесение перевозчику провозной платы, которая установлена соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Поскольку в большинстве случаев договор перевозки грузов является публичным договором, то плата за перевозку груза определяется по утвержденным тарифам. Кроме того, работы и услуги, связанные с перевозкой и выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца, которые перевозчик выполнять не обязан (дополнительные услуги), оплачиваются по соглашению сторон (ст. 790 ГК РФ). Тарифом считается провозная плата и дополнительные сборы, взимаемые за перевозки, а также правила взимания этих плат и сборов. Система тарифов устанавливается органами исполнительной власти РФ, заранее объявляется для всеобщего сведения и обязательна как для работников транспорта, так и для клиентуры. В соответствии с Положением о Федеральной энергетической комиссии РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 960, названный орган является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с Законом о естественных монополиях регулирование деятельности субъектов естественных монополий на транспорте.

Основными функциями ФЭК являются: регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в сферах железнодорожных перевозок, услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, услуг транспортных терминалов, портов и аэропортов, включал ценовое регулирование, а также определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, или установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в работах и услугах, реализуемых субъектом естественной монополии. В указанной сфере ФЭК осуществляет методическое руководство деятельностью субъектов естественных монополии по вопросам реализации государственной политики в области регулирования тарифов. Система тарифов не ограничивается цифровыми таблицами расчетов за перевозку, она включает также сборы за дополнительные операции. Система тарифов включает также правила исчисления и применения платы и сборов. Тарифы строятся на базе себестоимости, т.е. действительных расходов. Ставки транспортных тарифов не подлежат судебному оспариванию. Наряду с тарифами и дополнительными сборами с грузополучателя могут взыскиваться денежные штрафы. Однако штраф является денежной санкцией, мерой воздействия на того или иного нарушителя. Он может быть взыскан как с грузоотправителя (грузополучателя), так и с перевозчика. Дополнительные сборы. являясь платой за оказанные услуги, относятся к такому условию договора, как его цена. Дополнительные сборы обязательно указываются в перевозочных документах (транспортной накладной, ведомости дополнительных сборов и т.п.). Для удобства пользования тарифами они систематизируются и издаются в виде специальных тарифных руководств.

Что касается порядка расчетов, то на всех видах транспорта, за исключением морского, существует правило о предварительной оплате перевозок. Наиболее подробно вопросы расчетов урегулированы на железнодорожном транспорте. В соответствии со ст. 30 УЖТ в исключение из общего правила о внесении предварительной платы порядок ее внесения может быть определен договором либо уставом. Так, ч. 4 названной статьи предусмотрено, что перевозчик может принимать решение о внесении провозной платы за перевозку грузов и иных причитающихся платежей на станции назначения. Если грузоотправитель не внес своевременно платежи за предыдущую перевозку грузов, перевозчик имеет право не осуществлять прием грузов и подачу транспортных средств под погрузку.

Плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они производятся. Однако тарифным руководством могут быть установлены случаи взимания платы исходя из фактически пройденного расстояния (ст. 15 УЖТ). Примером могут являться правила, установленные тарифным руководством, согласно которым провозная плата взимается:

  • за расстояние по кратчайшему направлению, если грузы перевозится грузовой и большой скоростью;
  • за действительно пройденное расстояние при перевозке грузов негабаритных и грузов на транспортерах;
  • за суммарное расстояние перевозки по РЖД при перевозках грузов с участием Калининградской железной дороги;
  • за расстояние перевозки с учетом обхода железнодорожных узлов для ряда опасных грузов и остальных грузов с учетом обхода малодеятельных участков и скоростных линий.

Размер провозной платы устанавливается в зависимости от ценности груза, который может быть сдан к перевозке с объявлением ценности и без такого объявления. За перевозки грузов с объявленной ценностью взимаются сборы согласно тарифному руководству (ст. 16 УЖТ). Постановлением ФЭК России от 17 июня 2003 г. N-47-T/5 утвержден Прейскурант 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железным дорогами» (Тарифное руководство №1). В соответствии с прейскурантом тарифы включают:

  • платы за пробег вагонов, локомотивов и другого передвижного оборудования на железнодорожном ходу общего парка;
  • платы за пользование инфраструктурой РЖД;
  • другие платы и сборы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры. выполняемые РЖД.

Тарифы дифференцированы по условиям тарификации грузов на три тарифных класса: первый, второй, третий. которые обусловлены свойствами грузов. Так, к первому классу отнесены лесоматериалы круглые, торф топливный, пиломатериалы, примерами грузов второго класса являются пшеница, рожь, овес, ячмень, нефть и, наконец, в качестве примеров грузов третьего класса можно назвать сырье табака и махорки, шерсть, волос, пух, перо, балки и швеллеры. В зависимости от класса груза устанавливается и величина тарифов. При расчете тарифов в зависимости от условий выполнения соответствующих услуг применяются поправочные коэффициенты. Например, установлены поправочные коэффициенты, призванные стимулировать отправку грузов на небольшие расстояния. Так, за отправку одного вагона на расстояние до 510 км. установлен коэффициент 1.08, в то время как за перевозку на расстояние от 511 до 1000 км. величина коэффициента составляет 1.04. На перевозки грузов могут устанавливаться исключительные тарифы. связанные с особыми условиями перевозок. Они являются дополнением к тарифному руководству и регламентируются соответствующими нормативными правовыми актами РФ (постановлениями Правительства РФ, ФЭК России и т.д.). Например, приказом ФСТ России «Об установлении исключительных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом на 2007 год» установлены исключительные тарифы в виде коэффициентов 0.91 на импортные перевозки угля через пограничные передаточные станции Российской Федерации назначением в Республику Болгария, Румынию, Венгрию, Сербию и Черногорию, Германию, Польшу.

Цена за перевозку на железнодорожном транспорте традиционно формируется по так называемой двуставочной системе. которая помимо ставок тарифов за перевозку включает ставки за начально-конечные операции. В тарифы по начально-конечным операциям входят следующие виды работ и услуг:

  • уведомление о прибытии груза и о подаче вагонов;
  • текущий ремонт порожних вагонов общего парка при подготовке их под погрузку;
  • техническое обслуживание на железнодорожных станциях грузовых вагонов, контейнеров;
  • осмотр вагонов общего парка в техническом и коммерческом отношении для подачи грузоотправителям под определенные грузы;
  • подготовка под налив цистерн, бункерных полувагонов общего парка;
  • подгруппировка вагонов для подачи под погрузку (выгрузку) определенным грузоотправителям (грузополучателям) и подготовка их к подаче;
  • прием к отправлению и выдача грузов, а также оформление перевозочных документов железнодорожной станцией;
  • выполнение приемо-сдаточных операций;
  • маневровая работа по расформированию и формированию поездов различных категории, по подаче (уборке) вагонов средствами РЖД;
  • технологические операции с контейнерами, не связанные с работой по приему и выдаче грузов.

Соответствующие правила тарифного руководства в полной мере согласуются с требованиями ст. 22 УЖТ, согласно которой грузоотправители, грузополучатели обязаны оплатить расходы перевозчиков, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также внести плату за пользование вагонами и контейнерами и другие расходы, возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных либо иных органов государственного контроля.

Кроме того, в тарифы, указанные в Тарифном руководстве № 1, по начально-конечным операциям включены следующие расходы:

  • по содержанию и обслуживанию зданий, сооружений, оборудования и инвентаря хозяйства грузовой и коммерческой работы и хозяйства перевозок;
  • по содержанию технологических центров по обработке перевозочных документов;
  • по амортизации, содержанию и ремонту станционных путей (без железнодорожных путей необщего пользования), устройств сигнализации и связи, вагонов, контейнеров общего парка при перевозке в них грузов, а также расходы по приему и отправлению поездов на железнодорожных станциях, работе поездных локомотивов, их амортизации, содержанию и капитальному ремонту.

При определении платы по Тарифному руководству № 4 определяется тарифное расстояние от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения. Устанавливается вид отправки предъявленного к перевозке груза (повагонная, групповая, маршрутная, контейнерная, мелкая или сборная повагонная), тип и принадлежность вагона, контейнера, локомотива и при определении платы применяются соответствующие правила ее расчета, приведенные в Тарифном руководстве № 1. Определяется тарифный класс груза. Из таблиц Тарифного руководства определяется номер тарифной схемы для данного вида отправки, а также поправочные коэффициенты к ним. По расчетным таблицам определяется плата как произведение единой платы на поправочные и исключительные коэффициенты.

Окончательные расчеты за перевозку грузов и дополнительные работы и услуги, связанные с перевозкой грузов, производятся грузополучателем по прибытии грузов на станцию назначения до момента их выдачи. Если же после выдачи груза выявлены обстоятельства, влекущие необходимость перерасчета стоимости перевозок и размера иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов, перерасчет может производиться после выдачи грузов (ч. 5 ст. 30 УЖТ).

Расчеты производятся через региональные агентства фирменного транспортного обслуживания, выполняющие функции ранее действующих технологических центров по обработке перевозочных документов.

На автомобильном транспорте порядок определения цены договора перевозки и расчетов определяется в соответствии с разд. VI УАТ РСФСР. Размер платы за автомобильную перевозку грузов, а также размер сборов за выполнение перевозчиком дополнительных операций устанавливается на основании тарифов (ст. 100. 101 УАТ РСФСР).

Прейскурантом № 13-01 на перевозки грузов автомобильным транспортом реализована схема из трех видов тарифов: сдельного, повременного и на условиях платных автотонно-часов. Каждый из этих тарифов в условиях обоснованного их применения позволяет обеспечить эффективное использование транспорта. Сдельные тарифы дифференцированы в Прейскуранте № 13-01 по массе отправок грузов (от мелких до автопоездных), а также по расстояниям и классам перевозимого груза. Такая схема сдельных тарифов более жестко отражает удельные затраты, которые складываются в перевозочном процессе, обеспечивает разновыгодность всех видов отправок, что способствует повышению качества транспортного обслуживания, рационализации взаимодействия видов транспорта, и в конечном итоге относительное снижение издержек на перевозки грузов. Применение повременных тарифов обусловлено, как правило, неопределенностью количественных характеристик перевозок, и прежде всего нестабильностью временных интервалов, в течение которых по условиям заказчика возможно производственное использование автомобильного подвижного состава.

Расчеты с перевозчиками производятся грузоотправителем (грузополучателем) в порядке, установленном разд. 9 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г. Форма расчетов должна быть обусловлена в годовых договорах на перевозку грузов автомобильным транспортом. При централизованных перевозках грузов все расчеты за перевозку и связанные с ней транспортно-экспедиционные операции и услуга производятся грузоотправителем или грузополучателем в зависимости от того, кто оплачивает по договору основную стоимость перевозки. До внесения провозной платы перевозчики грузы к перевозке не принимают. В настоящее время правила перевозок и ст. 103 УАТ РСФСР содержат правило, согласно которому в виде исключения грузы к перевозке до внесения провозной платы могут быть приняты автотранспортными предприятиями или организациями по разрешению вышестоящего по отношению к ним органа. В этом случае с грузоотправителя (грузополучателя) взыскивается дополнительно к провозной плате 0.5% от суммы платежей за каждый день просрочки внесения провозной платы. В условиях, когда существует многообразие организационно-правовых форм юридических лиц, представляется рецидивом командно-административной системы упоминание о вышестоящем по отношению к автомобильным перевозчикам органе. Исходя из принципа свободы договора, перевозчик и грузоотправитель сами должны решать вопрос о возможности расчетов по окончании перевозки и об ответственности за соответствующее нарушение.

Если перевозчик не приступит в течение 3 дней к выполнению заказа, полученная при его оформлении провозная плата должна быть возвращена грузоотправителю или грузополучателю в трехдневный срок. В случае несвоевременного возврата провозной платы за несостоявшуюся перевозку груза автотранспортное предприятие или организация уплачивает грузоотправителю или грузополучателю штраф в размере 0.5% от суммы платежей за каждый день просрочки. Размер штрафа, установленный УАТ РСФСР, достаточно велик, поэтому в каждом конкретном случае суд должен исследовать вопрос о соразмерности неустойки сумме основного долга. Окончательный расчет за перевозку груза производится грузоотправителем (грузополучателем) на основании счета автоперевозчика. Основанием для выписки счета за выполненную перевозку служат товарно-транспортные накладные, либо акты замера, либо акты взвешивания груза, а за пользование автомобилями, оплачиваемыми по повременному тарифу, — данные путевых листов, заверенные грузоотправителем или грузополучателем. Для окончательного расчета автотранспортное предприятие или организация в пятидневный срок выписывает счет грузоотправителю (грузополучателю). К счету должны быть приложены перевозочные документы.

Порядок расчетов при осуществлении морских перевозок. На морском транспорте плата за перевозку именуется фрахтом. размер которого устанавливается по соглашению сторон. Однако он может быть увеличен, если груз погружен на судно в большем количестве, чем предусмотрено договором морской перевозки груза. При отсутствии соглашения сторон размер фрахта исчисляется исходя из ставок, применяемых в месте погрузки груза и во время погрузки груза (ст. 164 КТМ РФ). В случае, если вместо предусмотренного договором морской перевозки груза на судно погружен другой груз, размер фрахта за перевозку которого больше, чем предусмотренный договором морской перевозки груза, фрахт уплачивается за перевозку действительно погруженного груза. Если же размер фрахта за перевозку действительно погруженного груза меньше, чем фрахт за перевозку груза, предусмотренный договором морской перевозки груза, уплачивается фрахт, предусмотренный договором морской перевозки груза. Все причитающиеся перевозчику платежи уплачиваются отправителем, получателем, фрахтователем или держателем коносамента (при условии, что в коносаменте есть отметка о внесении платежей в порту назначения). В случаях, предусмотренных соглашением между отправителем ИЛИ фрахтователем и перевозчиком, и при включении данных об этом в коносамент допускается перевод платежей на получателя (ст. 163 КТМ РФ). Эти правила носят диспозитивный характер и применяются, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

При перевозке наливных грузов широко применяется шкала стандартных ставок «Worldscale». Как отмечает Г.Г. Иванов, «на практике размер фрахта обычно калькулируется на основе веса или объема груза при условии одного порта погрузки и одного порта выгрузки с применением надбавок за дополнительные порты» 1 Комментарии к Кодексу торгового мореплавании Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. С. 290. Если груз обладает специфическими свойствами, которые влияют в ту или иную сторону на его массу (например, гигроскопические грузы), может быть достигнуто соглашение об оплате фрахта за погруженное, а не доставленное количество. При перевозке груза на линиях фрахт взимается по линейным тарифам. разработанным перевозчиками или конференциями перевозчиков. Обычно эти тарифы устанавливаются для перевозки определенного товара или с подробной разбивкой товара на классы. Тарифы определяются исходя из удельного погрузочного объема, массы, вида тары и т.д. При перевозке особо ценных грузов может применяться тариф, установленный в процентах к стоимости груза. Ставки устанавливаются для базовых портов с надбавками для перевозки в факультативные или промежуточные порты. Тарифная плата за перевозки грузов морским транспортом построена по двуставочной системе, включающей ставки движенческой операции и ставки стояночной операции. Ставки движенческой операции дифференцированы по классам грузов в зависимости от удельного погрузочного объема, что стимулирует грузовладельцев и морской транспорт лучше использовать грузоподъемность и грузовместимость судов. Ставки стояночной операции определены на базе нормативов стояночного времени, учитывающих изменение передовых технологий и высокопроизводительных механизмов. Территориальная дифференциация позволяет учесть природно-географические и экономические факторы.

За груз, утраченный при его перевозке, фрахт не взимается и, если он уплачен вперед, возвращается. В случае, если утраченный груз окажется впоследствии спасенным, перевозчик имеет право на фрахт в размере, пропорциональном пройденному судном расстоянию. При исчислении фрахта за фактически пройденное судном расстояние учитывается соотношение части пути, пройденного судном с грузом, и протяженности всего пути обусловленного рейса судна, а также соотношение расходов, затрат времени и труда, опасностей, которые связаны с пройденным судном с грузом расстоянием, и тех. которые обычно приходятся на оставшуюся часть пути. За груз, погибший или поврежденный вследствие его естественных свойств или зависящих от отправителя обстоятельств, фрахт уплачивается полностью, поскольку согласно пп. 8 и 12 п. 1 ст. 166 КТМ РФ перевозчик не отвечает за утрату или повреждение груза в результате его свойств, а также иных обстоятельств, возникших не по вине перевозчика, его служащих или агентов. Перевозчик имеет право на получение полного фрахта даже при условии, что не весь груз был погружен, это предусмотрено в тех случаях, когда перевозчик отправляет судно в плавание по истечении сталийного (контрсталийного) времени или когда фрахтователь потребовал отправить судно, хотя и не весь груз был погружен.

На воздушном транспорте правила формирования и применения тарифов, взимания сборов устанавливаются специально уполномоченным органом в области гражданской авиации. Плата за воздушные перевозки грузов устанавливается перевозчиками (ст. 64 ВК РФ). За воздушную перевозку груза с объявленной ценностью с грузоотправителя или грузополучателя взимается дополнительная плата, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки груза (ст. 119 ВК РФ).

На внутреннем водном транспорте порядок установления тарифов на перевозки грузов, погрузку и выгрузку грузов, другие услуги внутреннего водного транспорта, а также правила применения таких тарифов устанавливаются Правительством РФ (ст. 6 КВВТ РФ). Так, Положением об установлении и применении тарифов на погрузку и выгрузку грузов и связанные с ними услуги внутреннего водного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 марта 2004 г. № 116, установлено, что тарифы на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые субъектами регулирования, и порядок их применения устанавливаются органом регулирования естественных монополий на транспорте. Хозяйствующие субъекты, не включенные в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, устанавливают тарифы на погрузочно-разгрузочные работы самостоятельно. Услуги внутреннего водного транспорта, связанные с погрузкой и выгрузкой грузов, но не учитываемые при формировании тарифов на погрузочно-разгрузочные работы, оплачиваются по свободным (договорным) тарифам. Расчет тарифов на погрузочно-разгрузочные работы осуществляется на основе метода компенсации экономически обоснованных эксплуатационных затрат на выполнение этих работ с учетом обеспечения получения субъектами регулирования прибыли, необходимой для их эффективного функционирования и развития. Определение состава экономически обоснованных эксплуатационных затрат на выполнение погрузки и выгрузки осуществляется в соответствии с методическими указаниями по калькуляции себестоимости, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Тарифы на погрузочно-разгрузочные работы устанавливаются в зависимости от типа портовой механизации и в соответствии с номенклатурой грузов отдельно на:

  • погрузку грузов на суда, в автомашины, вагоны или выгрузку грузов из судов, автомашин, вагонов;
  • перевалку грузов, перевозимых в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.

Тарифы на погрузочно-разгрузочные работы устанавливаются вруб- лях без учета налога на добавленную стоимость. Решения об установлении тарифов на погрузочно-разгрузочные работы подлежат официальному опубликованию регулирующим органом в установленном порядке. Погрузка грузов на суда, в автомашины, вагоны и их выгрузка из судов, автомашин, вагонов оплачиваются исходя из суммы тарифов за погрузку и выгрузку независимо от способа выполнения работ (ручной или механизированный) и варианта работ (прямой или через склад).

Провозная плата устанавливается перевозчиками (ст. 6 КВВТ РФ). За объявленную ценность грузов взыскивается плата по тарифу (ст. 83 КВВТ РФ). Плата за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем до момента отправления груза из порта отправления, если иное не установлено соглашением сторон. При несвоевременном внесении указанных платы и платежей отправление груза перевозчиком может быть задержано и до их внесения может быть прекращена подача судна для следующей погрузки груза (ст. 75 КВВТ РФ). Как и на железнодорожном транспорте, груз выдается грузополучателю, указанному в транспортной накладной, после внесения всех причитающихся перевозчику платежей, предусмотренных правилами перевозок грузов. Перевозчик вправе удерживать груз в случае неуплаты ему обусловленных договором платежей. На основании соглашения с грузоотправителем или грузополучателем перевозчик может за отдельную плату выполнять работы по очистке судна. Провозная плата за непройденное расстояние возвращается грузоотправителю или грузополучателю, оплатившим перевозку груза. Выгрузка и хранение груза в порту осуществляются за счет перевозчика.

Потребление памяти: 0.5 Мб