Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Психологического Портрета Ребенка img-1

Образец Психологического Портрета Ребенка

Рейтинг: 5.0/5.0 (1587 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Персональный сайт - психологический портрет ребёнка 4-5 лет

Возраст "почемучки"Теперь уже ребенок начинает понимать, что предмет не так прост, как ему казалось раньше. У него появляются новые и все более глубокие познавательные интересы. Ребенок начинает изучать предметы, пытаясь проникнуть в их устройство и сущность. Но ему мало этих сведений, и он обращается к взрослым: "Почему?" "Как?"

Сначала малыш выслушивает ответ взрослого не очень внимательно, то и дело отвлекаясь на самостоятельные исследования предметов. Но наступает момент, когда познавательные интересы буквально захлестывают его и он задает в день сотни вопросов, требуя быстрых и точных ответов о происхождении и устройстве мира, взаимосвязи явлений в природе: почему ночью светит луна, а днем солнце, откуда дует ветер, где кончается земля и т.д.

От простого к сложному

Возникновение и развитие речи к трем годам позволяет ребенку выйти в своих познавательных интересах за рамки конкретной ситуации. В это время родители часто упрекают малыша в придумывании того, чего на самом деле нет, а он обижается и плачет. Малыш с гордостью демонстрирует свои достижения и до слез огорчается, если взрослые не разделяют его чувств.

Одним словом, ребенок вступает в новый этап своего развития.
Изменяется и характер его общения со взрослым - теперь это не практическое сотрудничество (в совместной деятельности с вещами), а теоретическое (в совместном обсуждении явлений и объектов окружающей среды).

Возрастные рамки такого общения весьма размыты. Можно встретить взрослых людей, которые так и не доросли до него, а среди малышей, умеющих говорить, эта форма общения может встречаться уже у трехлеток. У многих дошкольников она доминирует среди других видов общения вплоть до 7 лет, то есть до поступления в школу. Средний показатель весьма условный - от 3 до 5 лет.

Первые вопросы ребенка звучат так, словно он и не ждет ответа, а просто вслух их формулирует: "И чего это кошка мяукает? Что ли, есть хочет или боится чего?"
Постепенно общение на познавательные темы приобретает у ребенка характер настойчивого поиска истины. Он требует полного внимания и серьезности от старших. Если они в это время заняты чем-то еще, ребенок требует, чтобы к нему отнеслись ответственно: "Ты говори прямо мне, а то все режешь и режешь там чего-то".

Один и тот же вопрос малыш может повторять много раз, особо животрепещущий - развивать, уточнять, добиваясь ясности. Он должен быть уверен в надежности получаемой информации. Вопрос может возникнуть в общении с другим ребенком, и он задает его взрослому как авторитетному арбитру, при этом делая вид, что он сам его придумал: "А ведь ветер никто не дует. Он сам получается. А Ира говорит. "

Однако и знания самого ребенка, его понимание происходящего - повод для обращения к взрослым, потому что только они способны компетентно их оценить. У детей младшего (3-4 года) и особенно среднего (4-5 лет) дошкольного возраста - повышенная чувствительность к реакции взрослого.

Они радуются похвале и очень огорчаются замечаниям. Конечно, и до 3-х лет ребенок ищет похвалы взрослого, но замечания часто пропускает мимо ушей. Дошкольник же 4-5 лет на неодобрение или замечание реагирует остро эмоционально: вспышками гнева, слезами. Подобная повышенная чувствительность не случайна: она отражает какие-то важные особенности детей, требующих похвал и не желающих мириться с замечаниями, которые они воспринимают как личную обиду.

К трем годам у ребенка формируются новые отношения с людьми и вещами. До этого возраста малыш просто манипулировал предметами, выделяя их внешние свойства: цвет, величину, форму. Когда же он стал пользоваться ими по назначению - перед ним стали раскрываться их качества.

На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважении взрослого. Но какая связь между уважением и познанием?
Детей среднего дошкольного возраста обуревают тысячи вопросов, разрешить которые они способны только в контакте со взрослыми. Но удовлетвориться разъяснениями он может лишь в том случае, если взрослый отнесется к вопросу ребенка как к чему-то действительно важному. Ведь ребенок, вступающий в область умозрительных рассуждений и теряющий привычную опору на наглядность, чувствует на первых порах себя крайне неуверенно. А сотрудничество со старшими для него возможно только в том случае, если они не станут смеяться над ним.
Единственным убедительным показателем признания дети в этом возрасте считают похвалу. Если у дошкольника главенствуют познавательные интересы - он обидчив, склонен к аффективному поведению. И напротив - обидчивые дети строят свое общение с взрослыми по преимуществу на познавательных темах. Ранимость ребенка среднего дошкольного возраста - это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста. Конечно, у разных детей она проявляется по-разному, но наблюдается практически у всех.

Обостренная потребность в уважении может стать основой серьезных нарушений в поведении и деятельности ребенка: он начинает упрямиться, делается плаксивым, уклоняется от контактов. А взрослый, не учитывая этой особенности, нарушает, не желая того, стремление ребенка к той или иной деятельности.

4-летняя Лена. увлеченно вырезает детали узора из цветной бумаги и наклеивает их на белый лист в соответствии с образцом. Взрослый справедливо, но с ноткой неудовольствия и раздражения замечает: "Неправильно, неопрятно, криво. Где должен быть красный кружок? Посмотри! А у тебя где?" Лена опускает голову и прекращает работать. Попытки вернуть ее к делу безуспешны. На лист бумаги капают крупные слезы. "А ты еще и плакса!" Всхлипывания становятся громче, с бормотанием: "Я неумеха, неумеха".

Что произошло? Справедливое замечание взрослого о конкретных огрехах Лена восприняла как порицание ее личности в целом. Для нее оно подразумевало: "Ты вообще неумелая, ты всегда такая плохая". На фоне детского стремления заслужить уважение взрослого его слова особенно обидны. В будущем это может привести к нежеланию ребенка заниматься тем, что может вызвать у взрослого такое отношение.

Как должен поступать взрослый?

Взрослый, конечно, должен делать ребенку замечания. Но, оценивая конкретную работу, он может тоном, словом, улыбкой отделить свое отношение к личности ребенка в целом от отношения к его конкретному действию.
Первое всегда должно быть положительным, второе на этом фоне может прозвучать и отрицательно, но будет воспринято малышом спокойно и поможет ему овладеть делом, формируя такие черты личности, как настойчивость и самостоятельность.

Был проведен такой эксперимент. Детям предложили выполнить одно задание, несколько раз подчеркнув его сложность: "Собери стульчик из этих пластмассовых деталей. Посмотрим, удастся ли тебе это. Вообще-то даже большие ребята не всегда могут хорошо его собрать". Дети с ситуативно-деловым уровнем общения не усердствовали: кто-то сразу обратился за помощью к взрослым ("Сделай ты - я не могу"), кто-то затеял с детальками свою игру и т.д. Дети с вне ситуативно-познавательным уровнем общения старались справиться с заданием самостоятельно, но после каждого действия украдкой или открыто искали одобрения взрослого.

Эти дети проявляют настойчивость и самостоятельность, чтобы заслужить уважение взрослого и в обычных условиях жизни. Они отличаются и другой примечательной особенностью фантазированием, созданием фантастических образов животных, людей, приключений.

Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей, позволяет им жить не только здесь и сейчас, но и в дальних странах, иных мирах, космических путешествиях, в будущем. Как правило, они не верят в реальность выдуманного, но иногда как бы утрачивают грань между реальностью и нафантазированным. И когда они рассказывают об этом взрослым, те в ответ обвиняют их в лживости.
Слабого физически и несколько нескладного Никиту постоянно донимал в детсаду забияка и силач Миша. Однажды, придя домой, Никита рассказал маме, что сегодня он так избил Мишку, что у того текла кровь из носа, выпали два зуба и ему вызывали "скорую помощь". Встревоженная мама утром выяснила у воспитательницы, что это Миша побил, как всегда, Никиту. Но в своих фантазиях Никита отомстил Мише и поверил в это - в фантазиях все желания и мечты сбываются.

Становление умственной и духовной жизни

Вне ситуативно-познавательное общение очень важно для развития ребенка. Оно помогает расширить рамки мира, доступного для его познания. Теоретическое сотрудничество со взрослым закладывает основы его внутренней жизни - умственной и духовной. Теперь ребенок привязан не только к практическому познанию окружающего, но и стремится проникнуть в суть вещей, при помощи фантазии унестись в прошлое и будущее. Умственная работа совершается внутри ребенка, но она постоянно обращена вовне - к взрослому, ища у него опоры.

Главное, что требуется от взрослого, - уважительное отношение к первым попыткам ребенка выйти в область неведомых знаний. Выслушать его серьезно - только полдела. Заинтересоваться и включиться в поиск малыша - уже настоящее дело.

"Какие еще белые киты? Откуда я знаю, почему они белые? Ты лучше скажи, почему твоя рубашка утром была белая, а сейчас черная, грязнуля?" - сердится взрослый. А ребенок не только остался без ответа, но его еще и обидели. В другой раз над ним посмеялись за попытку пересчитать крапинки на божьей коровке. В третий - не поддержали разговор о том, почему одни цветы закрываются на ночь, а другие - нет. И вот начавшийся было пробуждаться интерес к миру никнет. Любознательность не получает развития. Дошкольник застревает на том, что имеет отношение к его жизни здесь и сейчас.

Если же взрослый осознает важность познавательных бесед, он всегда найдет для них 15- 20 минут свободного времени. "Ну что интересного ты узнал сегодня?", "А что нового ты увидела сегодня в садике?" Если ребенок непоседа и ему трудно вести такие беседы, дайте наглядную опору - книгу с иллюстрациями, картинку, муравейник, кошку с котятами. Отталкиваясь от них, постепенно переводите его к размышлениям о скрытой сути вещей.

Другие статьи

Пример психологическо-кармического портрета по системе Алиции Хшановской

Пример психологическо-кармического портрета по системе Алиции Хшановской

Здесь можно узнать общую характеристику жизненных этапов, скрытые таланты и возможности. скрытое в подсознании и тормозящее развитие, миссию в этой жизни, кем был в предыдущей, что оттуда принёс негативного, возможно ли отработать карму, увидеть совпадает ли миссия с существующей картиной мира. Получается довольно забавно. Моя миссия оказалась весьма неожиданной для меня. если мягко,то должна дарить любовь мужчинам ,и не только дарить

Друг Игорь Бардо любезно предоставил свою персону для наглядности. спасибо большое, мне было интересно расшифровывать твой портрет.

Ни в коем случае не претендую на истину. Итак, букв много.
За основу берутся 22 старших Аркана. Карты не выбираются произвольно, а вычисляются путем специального расчета по дате рождения.
Использовалась колода Алистера Кроули Таро Тота, а т.к учение Кабаллы это основа данной колоды, то в трактовке также обращалась к Древу Жизни, сефиротам и путям.

1-3 позиции жизненный путь человека.
1. Начало жизненного пути. примерно до 25 лет, возраст взят условный,плюс-минус. Аркан Вселенная. Появление в этот мир происходило тяжело, тебя не пускали. Это могло выражаться в проблемах с зачатием у родителей, в здоровье мамы. или твоё здоровье и жизнь были под угрозой. В борьбе место под солнцем удалось отвоевать, тем не менее сложное появление отразилось на качестве дальнейшей жизни обозначенного промежутка времени. Период можно охарактеризовать,как постоянное преодоление каких-то барьеров, препятствий с постоянной цикличностью. Но в то же время с желанием и стремлением выйти на новый уровень, пониманием, что всё возможно, что стоит только потерпеть. При этом Твоя Индивидуальность желала расти, познавать мир, себя, открывать новые возможности, сформировывалось желание выйти за рамки того мира, в котором родился. за тот образ жизни, в котором оказался исподволь.

2.Взрослая жизнь от 26 до 50 лет. Аркан Равновесие. В этот период происходит компенсация негатива,полученного в 1-ом периоде, исправление жизненной программы посредством твоих личных усилий. Одними из которых являются дисциплина и планирование, и следующим немаловажным качеством – это выравнивание внутреннего баланса за духовного развития.

3.Зрелость от 51 и старше. Аркан Отшельник. Интересно то, что Равновесие это восьмой Аркан и Отшельник 9-й Аркан идут по порядку, значит смело можно сказать, что во второй позиции производится работа над ошибками в верном направлении. которые были заложены в первой позиции и ты органично входишь на третью позицию без перекосов. В этот период будет выбран новый вектор, осознанно направленный на нечто приземлённое,бытовое. материальное. Появляются возможности нести свой опыт, знания и многое то, что накопил в люди, делиться с ними, влиять на них. При этом не факт, что твои заслуги будут оценены по достоинству.

4-6 позиции. Сущность психики, состояние души.
4. Подсознание. Скрытые страхи, комплексы, «больное место», то, что может не осознаваться, но откладывает отпечаток на качество жизни, поступки. деятельность, мировоззрение. Аркан Колесница. Неверие в себя, в свои возможности, блокировка собственного успеха. В связи с этим нежелание открыться. как личность людям, нежелание показать свои способности и возможности. Здесь происходит преувеличение значимости каких-то личных качеств. которые не принимаешь.

Стараешься избегать кардинальных перемен, движения вперёд. Тебе уютнее спрятаться под стоячий камень. куда вода не течёт. Это с физической точки зрения и бытия.

Есть ещё и внутренний аспект – это самокопание, и вот здесь некий когнитивный диссонанс – вроде как осознаёшь, что ты личность, ты есть ценность и Божественное, но в то же время ( выше писала) подавляешь в себе потенциал быть таким каким хочешь, вести себя так, как считаешь нужным.

Колесница – это путешествие. это удаление от ловушки привычного и приближение к непривычному, новому, незнакомому. которое может оказаться приятным и радостным, чего ты себя лишаешь перестраховкой.

5.Сознание. Аркан Звезда. Осознаешь, что у тебя есть сакральные возможности. отличные от других людей, осознаёшь свои инструменты для реализации тактических и стратегических целей и задач. Осознаёшь, что для тебя важно движение. ибо оно есть результат. Вдохновляет динамика. Но Колесница в позиции 4 показывает, что тебе страшно сделать шаг и выйти за ворота. а старое оставить позади.

Здесь же желание отдавать и делиться. действовать ради целей других людей. что пересекается с Арканом Отшельник в 3-ей позиции жизненного пути.

6. Сверхсознание, скрытые таланты, способности. Верховная Жрица. Интуиция – твои ключевое качество, может быть ясновидение или экстрасенсорные возможности. Почему об этом говорю – здесь проявляется явный проводник между нижним и верхнем миром. между материальным и духовным. Прямо-таки шаман. Кстати, маленькое отступление – возвращаемся в 1-ую позицию. в Аркан Вселенная. где было сложное появление на свет, проблемы со здоровьем. которые дают этакие шаманские способности. А так же во 2-ой позиции в Аркане Равновесие. благодаря приобретённым умениям держать баланс и контроль м, Вселенная не лишила тебя этих качеств.Но это не значит, что ты ими пользуешься и снова читаем позицию 4, ох уж эта Колесница.

7.8.12 Миссия нынешней жизни. Задача,с которой пришёл в жизнь.Инструменты. Психологическая точка комфорта.
7. Миссия в нынешнем воплощении. Аркан Башня .
«Деструктивные действия». направленные на разрушение .Здесь я беру в кавычки, ниже поймёшь. Миссия — нести людям информацию. менять сознание, стирать шаблоны, открывать людям глаза на действительное положение дел. Это может быть психоаналитика, но я больше склоняюсь к другому, ибо инструмент в 8-ой позиции Аркан Фортуна. Скорее нечто связанное с юрисдикцией, адвокатурой, освобождением людей из тюрем. из-под всяческих обременений и ограничений посредством денег, власти, связей. других влияний. которые могут быть как кнутом, так и пряником. Это то, о чём нам вещает Фортуна.

12.Психологическая точка комфорта. Аркан Император. Тебе комфортно, когда осуществляешь тотальный контроль над происходящими событиями, когда можешь влиять на ситуацию и властвововать. Т.е. миссия в 7-ой позиции успешна в том случае, если включаешь исключительно своё эго, а не мать Терезу.

И наверное. самое важное, это обретение уверенности в себе.

9,10,11. Прошлая жизнь.

9. Кем был в прошлой жизни, негативные поступки оттуда . Аркан Смерть. 10. Что делал. Аркан Маг. Занимался опытами над живыми организмами, причиняя им боль илишение жизни. Опыты были направлены на медицину. Мотив –любознательность, желание влавствовать, о чём нам говорит Император в позиции 12. Помыслы чисто эгоистические, начисто лишены сострадания к тем. над кем работал. Этакая Леди Батори в миниатюре. Так же проводил алхимические исследования. Учёных. исследователей. занимающихся естествознанием считали Магами,

11. Что принёс из прошлой жизни в этот мир. Аркан Повешенный . Принёс ошибочное чувство вины, ненужную готовность к самопожертвованию, пассивность. Обрати внимание, какой внутренний дисбаланс между авторитарным Императором и инертным Повешенным.

13.Через какие действия можно проработать карму. Аркан Шут. Ммм….похоже,что в этой жизни не отработаешь, ибо Шут. это зародыш, в числовом значении это Ноль, нулевой Аркан. Т.е. нужно родиться снова, т.с с чистого листа. Попытаюсь пояснить…но неуверенна, что смогу ясно выразиться…дело в том, что 12 Аркан Повешенный, что принёс из прошлой жизни, это уже результат. который при неблагополучном течении обстоятельств получает человек в Аркане Шут….там образ крокодила и образ тигра «ужасного отца» и «ужасной матери» по Телемскому. которые душат любую мысль, идею, в зародыше, потому что не хотят отпускать своего ребёнка. коим является Шут. Поэтому, увы, тебе нужно снова родиться.

Составление психологического портрета на конкретном примере - Психология и педагогика

Учебные материалы. первая помощь в учебе.

Стать испытуемым для составления психологического портрета личности согласился быть Александр Б. молодой человек 25 лет. Он имеет высшее образование по специальности менеджмент и в настоящий момент работает торговым представителем одной из коммерческих фирм г. Новосибирска. Психологический портрет составлен после нескольких бесед с Александром и его коллегами и тестирования 16-факторным личностным опросником Кеттела.

Александр отличается высоким ростом, нормальным телосложением. Имеет способность к продолжительному физическому напряжению. По его словам, очень любит ходить быстрым широким шагом, что возможно связано с профессиональной необходимостью. Все его движения хорошо координированы, быстры и точны.

Мимику Александра можно назвать несколько монотонной, но в то же время достаточно выразительной, всегда соответствующей переживаниям. Ему свойственна непринужденная улыбка. Жестикуляция подобно остальным его движениям, более выразительна и более оживленна, чем мимика. Все движения его очень просты и естественны. Одним из излюбленных жестов Александра является жест "дирижирования". Он любит, опустив руку вниз, коротким движением кисти отбивать такт, поглаживать голову рукою против волос. Когда идет речь о делах, он часто старательно подавляет свои душевные и эмоциональные проявления.

Говорит Александр Б. очень четко и ясно, довольно низким голосом, несколько протяжно, очень четко, выразительно, с хорошей дикцией. По его словам, в школе он принимал участие в художественной самодеятельности, что оказало влияние на его речь и голос, но у него никогда не было желания продолжить эти занятия более серьезно.

Гимнастикой и спортом систематически не занимается. Любит смотреть на разные игры, но сам редко принимает в них участие. В детстве любил игры, связанные с риском, - лазить по крутым, обрывистым скалам или по деревьям.

Стремится к уединению, не любит шумных компаний. Достаточно скрытен - предпочитает не высказывать открыто свои мысли и не показывает свои чувства. О друзьях отзывается с теплотой, при этом отмечает, что близкие друзья были у него в институте, но сейчас он не часто встречается с ними. На вопрос о существовании любимой девушки ответил, что пока серьезно не влюблялся, были только легкие увлечения.

В одежде обладает своим индивидуальным стилем, хотя и не любит кардинальных перемен - скорее дополняет, углубляет, совершенствует ранее выработанное.

Характер близок к сангвиническому.

Согласно данным, полученным в результате тестирования по методике Кеттела, у Александра Б. преобладают следующие черты характера, наиболее развитые в структуре личности: аскетичность, благородство, консерватизм, замкнутость, организованность, практичность, принципиальность, рационализм, самодостаточность, сдержанность, сотрудничество, терпение, целеустремленность, честность.


1. Положительные тенденции

Александр Б. имеет рациональный и практичный ум. Он всегда спокоен и сдержан. Любит размышлять и строить планы о своей дельнейшей жизни, при составлении этих планов большое место в них занимает карьерный рост.

По словам коллег: Александр - не мелочный, открытый и бесхитростный, ответственный и надежный. Часто проявляет благородство в ответственных и сложных жизненных ситуациях, проявляет твердую хватку в делах. Его отличают эффективность и точность реализации своих планов. Планы, особенно, если это касается работы, практически всегда принимают конкретную, завершенную форму. Обладает терпением и решительностью, которые позволят ему преодолеть затруднения, не пользуясь поддержкой друзей или членов своей семьи. Необычайно упорный, обстоятельный, интересуется деталями и конкретными процедурами. Правильный, устойчивый и стабильный.

Александр Б. отличается активностью и авантюризмом, и производит впечатление человека смелого и решительного, предприимчивого и уверенного в себе, самостоятельно мыслящего.

Он обладает адекватной самооценкой, это выражается в чувстве уверенности в себе, наличии самоопределенности, внутреннего стержня. В поведении это проявляется в активности, стремлении расширить поле своей деятельности, отсутствии боязни неудач. Не боится совершать рискованные шаги, проявлять инициативу. Он довольно самостоятелен в своих взглядах и желаниях. О более опытных коллегах отзывается с теплотой и уважением.

В отношениях с окружающими у Александра Б. преобладает мотив сотрудничества, рационализм. С удовольствием оказывает помощь коллегам по работе и знакомым. Присущий ему здоровый прагматизм убедил его в мысли, что в делах важнее всего конечный результат, зримый, ощутимый и практичный. Он заботлив к ближайшему окружению, умеет убедить в обоснованности своих действий и поступков.

2. Отрицательные тенденции

На основании данных о пристрастии к рискованным играм и развлечениям в детстве, и не желании принимать участие в командных играх, можно сделать вывод о том, что при приверженности к свободе в выборе занятий, отсутствует потребность в сотрудничестве с другими людьми, когда это касается увлечений и деятельности, не связанной с карьерой.

К работе Александр относится серьезно и основательно, склонен делать всю работу от начала до конца сам, не доверяя другим. После того, как работа закончена, для него важно узнать мнение окружающих о сделанном. Можно говорить о том, что Александр нуждается в признании окружающими ценности сделанного им. Иначе он теряет уверенность в важности и нужности того, что он делает и в таком случае может даже потерять интерес к работе. О совершенно теряется, когда ему выражают недовольство по поводу его работы.

Для него очень важно получать от руководства точные и исчерпывающие инструкции - он должен точно знать, когда и что надо делать. В ситуации непредсказуемого развития событий в будущем, а также, если на голову свалилось множество незапланированных дел, у него может легко возникнуть стрессовое состояние.

Последовательность во всем, основательность, стабильность устремлений, направленность на постоянную систематизацию всего накопленного опыта и знания может гипертрофироваться, и в свою очередь привести к такой акцентуации характера как педантизм.

Он постоянно занят поиском самого лучшего, что есть в жизни. Охвачен идеями самосовершенствования, хотя эти идеи не затрагивают личные отношения, а касаются в основном его работы и карьерного роста. Это может привести к обесцениванию того, чем Александр обладает в настоящий момент.

Александр обладает стремлением помогать окружающим, но его действия и поступки иногда бывают навязчивыми. Стремление приносить себя в жертву ради других, но именно тогда, когда это не только не нужно, а напротив, может принести вред.

Некоторая амбициозность иногда приводит его к конфронтации даже с друзьями, может привести к напряжённости в отношениях с коллегами. Александр рассказал о случаях, когда он попадал в скандальные ситуации, при этом никакой его вины в том, что случилось, не было.

Александр Б. достаточно замкнут, когда речь заходит о его отношениях с близкими и членами семьи. Сложно создать доверительную и эмоционально теплую атмосферу в общении с ним. Производит впечатление человека, которого интересуют только те сферы деятельности, которые приведут его к профессиональному успеху, карьерному росту.

Способы коррекции нежелательных черт личности

Для личности, обладающей такими психологическими особенностями можно рекомендовать в первую очередь посещение социально-психологических тренингов таких, как, например, тренинги построения команды, тренинги формирования коммуникативных умений и навыков.

Это позволит: расширить возможности установления контакта в различных ситуациях общения; отработать навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; активизировать процессы самопознания и самоактуализации; расширить диапазон своих творческих способностей.

Из описания психологического портрета видно, что Александр Б. мало внимания уделяет общению с близкими людьми, нет никакого упоминания на существование у него в данный момент близких друзей или любимой девушки. Так же трудно ему бывает учитывать в своём поведении динамику межличностных взаимоотношений. В этом случае можно рекомендовать посещение тренингов межличностных отношений.

Хорошие результаты может дать и индивидуальная работа с психологом. Нежелание Александра Б. говорить о своих отношениях с близкими, о членах семьи, отсутствие серьезных увлечений лицами противоположного пола говорит о том, что в данном случае может иметь место определенный внутренний конфликт, разрешение которого даст энергию, возможности и желание для дальнейшего развития и самоактуализации личности.

Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ

Социальный портрет дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС»

«Социальный портрет дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС» Предварительный просмотр:

«Социальный портрет дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС»

В статье описаны целевые ориентиры дошкольного образования, которые составляют основу социального портрета дошкольника, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Ключевые слова: Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, целевые ориентиры, социальный портрет, дошкольное образование

Один из самых интересных и замечательных периодов в развитии ребенка – это дошкольное детство, когда фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Дошкольное образование позволяет ребенку овладеть специфическими видами детской деятельности – игрой, конструированием, изобразительной деятельностью, наблюдением и экспериментированием. В грамотно организованной детской деятельности у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности.

Изменения, происходящие в жизни общества и государства, влияют на представления о том, каким общество и государство «видят» ребенка дошкольного возраста, получившего гарантированное Конституцией Российской Федерации дошкольное образование.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г. для дошкольного образования вводится Федеральный государственный образовательный стандарт.

ФГОС отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования. Главный принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной. Стандарт является основой для разработки и реализации основной Программы, примерных образовательных программ дошкольного образования. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Для определения итогового результата освоения Программы большое значение имеет «социальный портрет» ребенка, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Являясь целевым ориентиром системы дошкольного образования, указанный «социальный портрет» отражает согласованные интересы и потребности семьи, общества и государства в области образования детей дошкольного возраста. Составляющими «социального портрета» являются личностные, физические, интеллектуальные качества личности дошкольника. Данные качества формируются и развиваются в различных видах деятельности дошкольника, реализации определенных направлений развития и образования детей.

На основании анализа направлений развития и образования детей (образовательных областей), целевых ориентиров дошкольного образования, возможно составить социальный портрет дошкольника, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

  • Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
  • Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
  • Эмоционально отзывчивый. Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
  • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Ребёнок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
  • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
  • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
  • Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Для достижения данного социального портрета выпускника в соответствии с ФГОС ДО должны выполняться требования, предъявляемые к реализации общей образовательной программы: требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

  1. Колесникова Н. А. [ Социальный портрет ребенка дошкольника (6,5 – 7 лет) как целевой ориентир системы дошкольного образования ], (28.05.2013), http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/tselevye orientiry-v-proekte-fgos
  2. Клитвина Татьяна Николаевна, [Целевые ориентиры по ФГОС ДО], (15.11.2013), http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/tselevye orientiry-v-proekte-fgos
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" от 17 октября 2013 года, № 1155.
  4. Скрипова И.Г. [Социальный портрет ребенка-дошкольника], (5. 11.2013), http://proekta.ru/html/index.php

Психологический портрет ребенка

С трехлетнего возраста у ребенка начинается формирование личности, в этот период проявляется психологический портрет ребенка. Каждый ребенок с рождения имеет свои особенности характера. но условия и среда, в которых происходит формирование личности, сильно отражаются на поведении и способностях малыша .

Вопросы детской психологии становятся более актуальными в условиях современного общества, где социальные, другие, к примеру нравственные ценности у людей уже не стоят на первых местах. В настоящее время, у многих родителей чаще всего не имеется времени, чтобы воспитать и установить доверительные отношения со своими детьми.

По мнению социологов и психологов, современные дети более самостоятельны и активны, но, в то же время, более замкнуты и агрессивны. Воспитание и взросление детей происходит преимущественно посредством искусственного общения (телевизор, интернет). У ребенка в результате формируется весьма противоречивая система ценностей и нравственных норм, а без должного участия взрослых ребенок и вовсе имеет ложное представление о мире и социальных отношениях.

Отрицательное влияние телепередач состоит в блокировании у ребенка воображения и способности самостоятельно рассуждать и давать оценку. А для родителей проще включить перед сном мультфильм, чем прочитать сказку. Более того, дети перестают стремиться к живому общению со сверстниками и со временем становятся замкнутыми и скованными.

У каждого малыша можно выделить тип темперамента, который лежит в основе психологического портрета ребенка. Это хорошо знакомые 4 типа: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Однако ярко выраженный тип можно встретить редко, поэтому такое разделение условно. В то же время от темперамента ребенка зависит его эмоциональное состояние, способность к обучению, особенности социальной адаптации. Поэтому нельзя не учитывать темперамент формирующейся личности в процессе воспитания. Полезные советы и рекомендации психологов помогут найти правильный подход к ребенку, чтобы не навредить его развитию.

Европейские ученые обнаруживают очень тесную связь между физическим здоровьем, типом телосложения и психологическим портретом (классификация Шелдона).

Интересна классификация Белова В. М. согласно которой выделяется три типа поведения: исследователи (проявляют интерес к окружающему, любопытны, способны к длительной концентрации внимания), лидеры (общительные, активные, но не способны сконцентрироваться на предмете) и наблюдатели (пассивные, нерешительные, внимательные).

Однако ни одна классификация не дает оснований вешать на ребенка пожизненные ярлыки. С возрастом некоторые черты характера могут меняться, в какую сторону зависит от социальной среды и воспитания родителей. Детская психика неустойчива и пластична. Чтобы во время направить малыша, развить в нем важные качества и не дать обостриться отрицательным элементам, родители должны самостоятельно составить психологический портрет ребенка. прислушиваться к советам воспитателей в детском саду и просто быть внимательными и чуткими.

Расскажите об этой статье друзьям:

Черты и типы

Книга: Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья Навигация: Начало Оглавление Поиск по книге Другие книги - 0 Черты и типы. Психологический портрет ребенка

Большие врожденные различия ребятишек требуют особого подхода к каждому. Однако знать, что они разные, недостаточно. Требуется определить и выразить различия, если уж не числом, то хотя бы качественно, словом. С тех пор как люди научились наблюдать и записывать, существуют попытки выделять «черты и типы» людей. Человек столь сложен и многолик, а взгляды, ученых столь различны, что общепринятой классификации так и не получилось. Невозможно втиснуть в схему все разнообразие проявлений личности, а что считать важным, что второстепенным, об этом у каждого ученого и наблюдателя свое мнение. Раз так, имеют ли смысл попытки классифицировать психику детей? Пока они совсем малы, трудно рассмотреть «тип» или «черты», с возрастом они могут измениться по мере созревания потребностей и их реализации. Может быть, будущие изменения более значительны, чем исходные черты, из которых можно предвидеть? Не явится ли тормозом в воспитании «ярлык» типа, который приклеит воспитатель ребенку и под который будет подгонять свои новые наблюдения, рискуя просмотреть проявление черт, не укладывающихся в схему? Все эти опасности, несомненно, существуют, но они не столь велики, если не возводить в абсолют психологические схемы.

Все-таки больше пользы искать и находить в психике ребенка характерные черты, чем отрицать эти попытки. Полезно уже знание перечня этих черт, оно настраивает на изучение «объекта», без которого нет управления. Воспитание – это и есть управление развитием ребенка, чтобы переводить его из исходного состояния в желаемое… Очень интересно проследить «траекторию» формирования личности, наблюдения такие имеются, но, к сожалению, они охватывают лишь детский возраст – до 7-12 лет.

Ученые-психологи не расходятся в одном: существуют врожденные черты личности, которые мало меняются с возрастом. (А некоторые утверждают, что совсем не меняются!) Сколько таких черт – вопрос другой, одни говорят – много, другие – мало, что почти все прививается и изменяется. Наши детские психологи (например, А.А. Люблинская) ограничиваются выделением типов темперамента и делят их по старым гиппократовским канонам, подтвержденным И.П. Павловым. Вот эти типы.

Холерики – тип сильный, возбудимый, безудержный – способны на высокое напряжение, однако не длительное, оно сопровождается отдыхом и упадком духа. Оптимизм и УДК (уровень душевного комфорта) – невысоки.

Сангвиники – сильный уравновешенный тип – характеризуются умеренным напряжением, но с быстрым переключением деятельности. Оптимисты, общительны.

Флегматики – сильный тормозной тип – способны на длительное устойчивое средней силы напряжение, не требующее большого отдыха.

Меланхолики – слабый тормозной тип – не способны ни на сильное, ни на длительное напряжение, пессимисты. Замкнутые.

Ярко выраженных типов мало, обычно природа ограничивает чертами характера – сила и длительность напряжений, оптимизм-пессимизм, общительность-замкнутость, а, следовательно, и преимущественные эмоции. Все это представлено в разных пропорциях.

На Западе большое распространение получила так называемая психосоматика, предполагающая, что имеется значительное соответствие между строением тела и психическими свойствами личности и что то и другое – стойкое. Больше всех популярна классификация Шелдона. Он выделял три типа телосложения и три типа психики, между которыми находили соответствие до 80 %. Ради общего развития приведу краткое описание этих типов.

Так называемый эндоморфный («преобладание внутренностей») тип характеризуется шарообразными формами: круглая голова, большой живот, ноги и руки тонкие в запястьях и лодыжках, но с жирными плечами и бедрами. Этому соответствуют признаки темперамента: любовь к комфорту, жажда похвалы и одобрения, общительность, хороший семьянин, тяга к людям в тяжелую минуту.

Второй тип – мезоморфный – это классический Геркулес с преобладанием мышц и костей, с квадратной головой, с малым количеством жира. По темпераменту он лидер. Уверенность в себе, любовь к приключениям, эмоциональная черствость, при случае – агрессивность. Деятельный в трудную минуту.

Третий тип – эктоморфный – это долговязый человек с узкой грудной клеткой, тонкими и длинными руками и ногами, вытянутым лицом. Жир почти отсутствует, мускулатура слабая, зато хорошо развита нервная система. По темпераменту необщительный, скрытный и эмоционально сдержанный, склонный к одиночеству.

Разумеется, эта типология во многом наивна, но все же значительное число людей можно разделить по этой классификации. Тип начинает вырисовываться примерно с пяти лет, но условия питания и физкультура могут значительно задержать появление врожденных анатомических особенностей.

В нашей лаборатории В.М. Белов с сотрудниками, длительно наблюдая ребятишек ясельного возраста, выделил три типа, взяв за основу главную черту поведения.

1. Исследователи: проявляют очень активный интерес к предметам среды, способны к длительному концентрированию внимания и к значительным напряжениям.

2. Лидеры: очень активные «вожаки», общительные, но не склонные к концентрации внимания.

3. Наблюдатели: неудачное, на мой взгляд, определение, касающееся пассивных ребят, видимо, слабого типа характера. Таких середняков оказалось большинство.

Мы также составили свой список черт, по которым можно описать психику. Исходили из силы характера, основных потребностей и оптимизма. Для некоторых черт находили два противоположных качества и оценивали их баллами (+)2 – (+)1 – 0 – (-) – (-)2. Для других приходилось ограничиваться одним качеством. Цифра 2 ставится при ярко выраженной черте личности, 1 – когда она заметна, 0 – когда есть сомнения между полярными качествами.

Сила характера: «Сильные, средние, слабые»

Способность к напряжениям (усилиям) 2-1-0.

Длительность напряжений 2-1-0.

Инстинкты:

Общительность 2-1-0-1-2 замкнутость

Лидерство (властность) 2-1-0-1-2 (подчиненность)

Эгоизм 2-1-0-1-2 доброта (сопереживание)

Г. «Сложные рефлексы» по Павлову

Любознательность 2-1-0-1-2 безразличие

Игра, деятельность, работоспособность 2-1-0-1-2 пассивность, лень.

Пессимизм – оптимизм: веселость, жизнерадостность 2-1-0-1-2 грусть, печальность, слезливость.

Я отлично понимаю, что определение этих качеств в своем ребенке – совсем не простая вещь. Нужно видеть много детей и иметь возможность сравнивать их, тогда с некоторой натяжкой можно поставить предположительный балл. Разумеется, помочь может педагог из детского сада или яслей. Тем не менее, нужно стараться: будете хотя бы больше наблюдать ребят.

Многие исследователи отмечали неизменность в течение многих лет основных черт личности, выделенных у маленьких. Тщательное количественное определение черт, проводимое В.М. Беловым в течение трех лет – от одного года до четырех, подтвердило эти наблюдения.

К сожалению, срок слишком короток, чтобы делать далеко идущие выводы и давать рекомендации. Можно предполагать, что в «переломный» возраст отрочества личность значительно меняется.

Наблюдения желательно проводить систематически и не менее двух раз в год заполнять соответствующую карту, чтобы иметь возможность видеть динамику. Понимаю, что такое тестирование пригодно только для ученых-педагогов, наблюдающих много детей, но и родители должны хотя бы пытаться выделить крайние качества, записывать, чтобы наблюдать динамику с возрастом.

Карту черт характера можно дополнить определением авторитетов. По нашим исследованиям (В.М. Белов с сотрудниками), она выглядит так.

Авторитеты: мать (авторитет любви 0, 1, 2, страха – 0, 1, 2, уважения – 0, 1, 2). Таким же образом оцениваются другие члены семьи, а также воспитатели и учителя. Получается количественная оценка отношения и авторитета – от любви до ненависти. Для ребенка значение авторитета чрезвычайно велико, поскольку он является источником «убеждений».

Собственные взгляды вырабатываются значительно позднее. Убеждения ребенка выражаются в моральных понятиях: вины, совести, долга, справедливости и чести. Было бы интересно не только обнаружить их, но и «измерить» силу, значимость в сравнении с биологическими потребностями. Что ребенок может сделать из убеждения против очевидного чувства? К сожалению, это трудно реализовать практически.

Развитие интеллекта является главным условием формирования личности ребенка. Здесь как нигде сказывается значение опережающей тренировки, стимулирующей созревание нервных структур коры мозга. В то же время здесь проявляется строгая последовательность наращивания знаний и опыта. Бессмысленно и вредно излишне форсировать обучение.

В психологическом портрете очень важно определение уровня интеллекта. За рубежом широко пользуются тестами для измерения IQ, «количества интеллекта», чуть ли не возводят его в универсальный показатель для оценки человека. Советские психологи, начиная с A.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, всегда относились к IQ с осторожностью, справедливо считая, что его нужно дополнять другими чертами личности, например, социальными и трудовыми навыками. Группа B.М. Белова определяла меру умственного развития у своих детей, пользуясь методом Н.М. Аксариной, – по объему и глубине знаний, предложенным ею для детей дошкольного возраста. Не буду его описывать, для родителей это сложно, а воспитатели при желании найдут литературу. Лучше я приведу основные вехи, характеризующие развитие ребенка до семи лет, в разных аспектах его личности.

16 недель:улыбается взрослым в ответ на приветствия. Громко смеется. По приготовлениям предвидит питание. Может сидеть 10–15 минут в подушках.

28 недель:садится быстро, тянется на руки, стоит с помощью взрослых. Схватывает вещи, перекладывает из одной руки в другую. Произносит много гласных звуков.

9 месяцев:ползает на руках и коленях. Стоит и ходит, держась за предметы или за руку взрослого. Играет с предметами. Может произносить несколько слов: «мама», «баба» или другие.

1 год.Начинает ходить самостоятельно. Взбирается на ступеньки ползком. Самостоятельно ест густую кашу. Немного помогает в процессе одевания. Пассивно знает довольно много слов и выполняет простейшие инструкции: на вопрос «где?» отыскивает знакомые предметы, делает «ладушки». Произносит до 10 слов. Пользуется игрушками в соответствии с их назначениями: катает мяч, укладывает в коробку мелкие вещи, нанизывает кольца на стержень. Способен смотреть простенькие рисунки и узнавать.

1,5 года.Хорошо ходит, хотя часто падает. Поднимается по лестнице, держась за руку. Карабкается на стул. Сидит на стуле. Частично одевается. Самостоятельно ест. Рассматривает картинки и слушает чтение. Понимает несложные сюжеты. Знает два цвета, различает большой и маленький, шар и кубик. Расширяется речь: понимает много слов, произносит 30–40 слов и больше, составляет двухсловные предложения. Начинает подражать отдельным действиям взрослых и детей. Просится на горшок в дневное время.

2 года.Ходит вверх и вниз по лестнице с помощью, свободно влезает на стул. Хорошо ест ложкой. Переворачивает страницы. Различает три цвета, размеры: большой, малый, средний. Пассивный запас слов большой – несколько сот. Понимает рассказ без показа рисунков или предметов. Активный запас слов – до 300. Активно обращается к взрослым, задает простые вопросы. Легко повторяет фразы, начинает употреблять прилагательные и местоимения. Воспроизводит сюжетные постройки из кубиков или конструкторов.

2,5 года.Свободно ходит по лестнице, без помощи. Может ездить на трехколесном велосипеде, употребляя педали. Ест самостоятельно. Может надевать обувь, не умея завязывать шнурки и застегивать пуговицы, сам одевается. По образцам подбирает основные геометрические формы и предметы четырех цветов. Речь может быть очень богатой: говорит многословные предложения, задает вопросы нескольких типов (где? куда? что это?). Знает несколько стихов и песен. С удовольствием слушает чтение (знает любимые книги). Игры приобретают сюжетный характер, состоят из нескольких последовательных действий, которые могут заранее планироваться.

3 года.Бег, подвижные игры, «танцы». Тонкие движения: одевается, застегивается, завязывает шнурки, держит карандаш. Свободно пользуется речью. Понимает будущее и прошедшее время, довольно сложные рассказы. Произносит все звуки, кроме, возможно, «р», «л» и шипящих. Задает вопросы типа «зачем?», «когда?». Появляются обобщенные понятия типа «одежда», «посуда», «мебель». Начинает рисовать палочки, кружочки, лепить. Появляются элементы прогнозирования и воображения. Игры становятся более сложными. Устанавливаются взаимоотношения с детьми и проявляются потребности в лидерстве, в самоутверждении. Закладываются простейшие убеждения, оценки «хорошо – плохо».

4 года.Развитие двигательной сферы, навыки – умываться и вытираться, чистить зубы, полностью одеваться и раздеваться, прыгать на одной ноге, играть в подвижные игры, делать упражнения. Совершенствование в рисовании человечков, зверей из кружочков и линий. Дальнейшее усложнение речи: свободная ориентировка во времени и пространстве, в цветах и формах предметов. Знает свое имя, фамилию, адрес, возраст. Расширяются коллективные игры с подражанием взрослым, с выполнением ролей. Выявляются любимые занятия. Становится доступен социальным навыкам: здороваться, благодарить, быть вежливым с взрослыми. Появляются словесные обозначения чувств, а следовательно, и осознание их. Совершенствуются «убеждения» – понятия «надо», «стыдно» расширяются на более сложные ситуации, чем элементарные поступки. Способен сосредоточиться на определенном занятии 10–15 минут.

5 лет.Двигательная сфера совершенствуется в сторону тонких движений. Способен к многим домашним трудовым операциям. Усложняются рисунки, правда, в разной степени. У мальчиков появляется интерес к простейшим конструкторам, девочки начинают шить. Строят по собственному замыслу сооружения из песка и кубиков. Речь достигает грамматической правильности, хотя у некоторых детей возможны отставания. Доступны произношению все звуки и сочетания. Строятся сложные распространенные предложения во всех временах, но только автоматически, не по заданию. Проявляется интерес к незнакомым словам. Усложняются представления о причинах и следствиях. Способен к восприятию знаний, чтению, счету, к сосредоточению внимания до 20 минут. Расширяется социализация: научается подчинять свои желания требованиям окружающих. Появляются желание помогать взрослым и чувство ответственности. Наблюдаются зачатки эстетического чувства, любви к природе и юмора. Усложняются чувства и убеждения. Формируются притязания и устанавливается понятие о своем положении в иерархии детей.

Если ребенок развивается в детском коллективе, то он уже достаточно «социализирован»: знает, как нужно себя вести, свою роль и возможности. Характерны игры по правилам, со строгим соблюдением справедливости. В целом личность ребенка уже выявилась.

6 лет.Объем двигательных навыков зависит от обучения. Рисунки, лепка, конструкции, сооружения могут быть довольно сложными. Речь тесно связана с объемом знаний и информативностью семьи. Способен к обучению в школе.

Отставания психического развития ребенка могут проявиться в различных сферах личности: в овладении движениями, простыми и сложными навыками, в понимании речи и в активном пользовании ею, в развитии чувств, в социализации и в убеждениях. Не следует пугаться, когда отстает какая-нибудь одна функция, например, ребенок плохо говорит, но хорошо понимает речь. Если запаздывают сразу несколько функций, причем заметно, на 1–2 года, это уже тревожно и нужно обращаться к врачу. Чаще всего это является результатом недостаточного внимания и индивидуальных занятий, например, когда ребенок длительно содержится в круглосуточных яслях. Любое общее отставание требует своевременной коррекции специальными занятиями. Консультировать в этом должен бы специалист по детской психологии, но, к сожалению, у нас их очень мало. Во всяком случае, родители не должны проявлять беспечность по части отставания в развитии своего ребенка: без внимания и без занятий он не «перерастет», будет плохо учиться и его шансы на счастье значительно уменьшатся.

Специалисты по детской психологии из института Гезела в США отметили целый ряд интересных особенностей динамики развития детей. Самая важная из них – это волнообразная цикличность настроения и поведения. Они приводят таблицу проявлений ведущих качеств в разном возрасте.

Авторы предупреждают, что не следует преувеличивать значение их схемы. Не все дети проходят перечисленные стадии в равной степени. В зависимости от характера те или иные черты могут быть выражены больше или меньше.

Детские психологи (А.А. Люблинская) также отмечают цикличность в развитии детей, хотя приводят несколько иные возрасты плохих «пиков» в поведении.

Все эти сведения необходимы для воспитателей, чтобы они не впадали в панику, когда их 3-5-летний ребенок показывает признаки строптивости или лени. Пройдет плохой период, и его поведение улучшится.

Второй совет американских психологов состоит в том, чтобы не пытаться во что бы то ни стало переделывать тип психики, присущей ребенку от рождения. Они говорят, что нужно его «распознать, понять и принять», с тем чтобы разумными воспитательными воздействиями сгладить те черты, которые могут помешать будущему счастью. Разумеется, они несколько преувеличивают «психосоматику» Шелдона, но их призыв к умеренности в требованиях полезен для чересчур честолюбивых родителей, некритично воспринявших идею о том, что из любого ребенка можно вылепить личность по любому образцу, который понравится. Человек воспитуем, но в границах, и если за них переходить, то это уменьшит его количество счастья.

Другие статьи из раздела "Здоровье и счастье ребенка ":
· Некоторые научные идеи
· Психика. Механизмы мышления
· Формирование личности
> · Черты и типы. Психологический портрет ребенка
· Стратегия и тактика воспитания
· Вопрос о раннем обучении
· Счастье. Стимулы и платы
· Здоровье
· Соображения по системе воспитания
· Школьное время