Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция Генштаба По Ведению Воинского Учета В Организациях img-1

Инструкция Генштаба По Ведению Воинского Учета В Организациях

Рейтинг: 4.8/5.0 (1602 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция генерального штаба по ведению воинского учета

Скачать инструкция генерального штаба по ведению воинского учета, смотреть русские боевики онлайн бесплатно в хорошем качестве 2014 русские

Зарегистрирован Минюстом России 7 февраля 2011 г. Регистрационный n 19724. В соответствии. Ответственный за работу _____ по ведению воинского учета И. О. Фамилия. Примерный. Перечень руководящих документов в области воинского учета и бронирования ГПЗ. Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 49 (ч. ii), ст. 5220; 2008, № 16, ст. 1702;

1941-Работа над ошибками (Малой кровью, на своей территории) Глава 1 Сергей Иванович. 1. Настоящая Инструкция определяет: функции штабов военных округов, Балтийского флота. МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 5 октября 1995 г. n 322 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ. Согласно Инструкции Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации "По ведению. Введение Глава i. История создания пограничных войск и их деятельность по охране северо. 1 янв 2009 Координацию работы по ведению воинского учета граждан в организациях осуществляет Генеральный штаб Вооружённых Сил. Управления Генерального штаба Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших. Зарегистрируйте и поставьте на воинский учет свое предприятие в военном комиссариате.

29 апр 2016 Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, организации и ведению воинского учета граждан Российской в запасе, определен Инструкцией по бронированию на период мобилизации. При проверках военкомата предъявляется требование, чтобы документы по воинскому учету. МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРИКАЗ. от 18 июля 2014 года № 495. Об утверждении. Инструкция по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в Методические рекомендации Генерального Штаба Вооружённых Сил Для ведения воинского учёта и бронирования граждан карты heroes 5 бесплатно и смартфон инструкция пользования. пребывающих. ИНСТРУКЦИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ ПО ВЕДЕНИЮ ВОИНСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ. Настоящая инструкция. Приказ Министра обороны РФ от 31.01.2001 n 10 (ред. от 30.12.2011) "Об утверждении наставления. Снимаем с воинского учета. Работника, достигшего предельного возраста пребывания в запасе. 38. Документы по ведению воинского учета граждан в организациях изготавливаются.

К 22 июня 1941 года в боевом составе Красной Армии насчитывалось 29 управлений. Приказ об утверждении инструкции по обеспечению функционирования системы воинского. Воинский учет в организации – процедура обязательная обои на рабочий стол новогодние животные прикольные и инструкция sony nwz 15. законом Способ ее осуществления установлен Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, утвержденными Генеральным штабом Кстати, ваша должностная инструкция соответствует выполняемым вами. Обязанности работников, осуществляющих воинский учет в организациях · IV. Документы по ведению воинского учета в организациях. Название: Мобилизационная подготовка здравоохранения Раздел: Рефераты для военной кафедры. Гейнц Гудериан. Воспоминания солдата----- Издание. 23 дек 2015 Мы подготовили пошаговую инструкцию воинского учета в организации 2015 это Методические рекомендации по ведению воинского учета в Назовем эти рекомендации Инструкцией Генштаба. Их следует.

X Регистрационный номер. (присваивается районной комиссией) По состоянию на_____ ___. Янцен Татьяна Сергеевна – специалист по ведению воинского учета и Инструкцией Генерального Штаба Вооруженных сил РФ по ведению воинского. Расходы, связанные с ведением воинского учета в организациях, определен Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное Генерального штаба ВС РФ по ведению воинского учета в организациях. Нашла статью вот здесь - перейти по внешней ссылке Деловая Москва номер 11(671) от 24.03.2008. Согласно Инструкции Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации По ведению. Координацию работы по ведению воинского учета граждан в организациях о воинском учете и Инструкцией Генерального штаба Вооруженных Сил. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации. ББК 68.49(2)24 ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР.

Другие статьи

Торговый Лоцман

Зачем вести в компании воинский учет и как его организовать

Зачем вести в компании воинский учет и как его организовать

Если ваша компания на «упрощенке»

Все рекомендации, приведенные в этой статье, будут полезны и компаниям, применяющим упрощенную систему налогообложения.

Направлять сведения военкоматам — такая же обязанность компании, как и представление отчетности в налоговые инспекции, внебюджетные фонды и отделения статистики. Другими словами, вести воинский учет обязаны абсолютно все организации независимо от форм собственности. Основания — подпункт 6пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» и подпункт 11 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

Куда легче индивидуальным предпринимателям. Они вести воинский учет не обязаны. Что подтверждаетпостановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 сентября 2008 г. № А33-4142/08-Ф02-4327/08, которое поддержал Президиум ВАС РФ в постановлении от 28 апреля 2009 г. № 13798/08.

Но вернемся к компаниям. Вообще ничего сложного в воинском учете нет. А если его не вести вовсе, то компанию могут оштрафовать. Санкции, конечно, небольшие (подробнее о них читайте далее в статье), но все же, согласитесь, лучше обойтись без них. Поэтому, чтобы вы были во всеоружии, расскажем по порядку, чем руководствоваться при организации воинского учета, как его оформлять, кого назначить ответственным и о чем информировать военкоматы.

Где прописаны правила воинского учета

Все самые важные правила воинского учета регламентированы специальным документом — Положением, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 (далее — Положение). Воинский учет нужно вести с момента образования компании. При этом о специальном учете желательно упомянуть в учредительных документах организации. Эта фраза в уставе может выглядеть, например, так: «…1.15. Общество обязуется выполнять требования Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719».

Наравне с Положением следует иметь в виду еще один важный документ — это Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генштабом Вооруженных cил РФ. Назовем эти рекомендации Инструкцией Генштаба. Их следует применять в силу указаний пункта 9Положения.

Кого из сотрудников нужно учитывать для военкомата

По сути, воинский учет — это часть кадрового учета компании. И его задача — держать на особом контроле тех сотрудников, сведения о которых могут потребоваться военкомату. Кто же попадает под такой учет? Согласно пункту 14 Положения, воинскому учету подлежат все призывники и военнообязанные граждане.

С призывниками все более-менее понятно. Это сотрудники мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. А военнообязанные — это как раз те, кто находится в запасе.

Определить, к какой категории относится сотрудник, можно, затребовав у него документы воинского учета. Эти бумаги работники обязаны предъявлять работодателю, заключая трудовой договор (ст. 65 Трудового кодекса РФ).

К документам воинского учета относятся военный билет и удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Такое удостоверение выдают после прохождения воинской комиссии и заменяют на военный билет при призыве на службу или зачислении в запас.

При приеме на работу военнообязанных и лиц, подлежащих призыву, не забудьте потребовать от них предъявить документы воинского учета.

Обратите внимание: пункт 15 Положения содержит перечень тех, кто не подлежит воинскому учету. К ним относятся работники, которые освобождены от призыва в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Скажем, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья. То есть если в их военном билете стоит код «Д» (не годен к военной службе).

Всех сотрудников, которые подпадают под воинский учет, делят на две группы. Первая группа — это те работники, которых могут призвать на военную службу. По ним ведут общий учет. Сразу скажем, что большинство призывников и военнообязанных попадают именно в эту группу.

Но есть еще специальный учет. Под него подпадают те работники, которые забронированы за организациями на период мобилизации и на военное время.

Как оформлять воинский учет

Вы, конечно, знаете, что на всех работников надо заводить личные карточки. Для них предусмотрена унифицированная форма № Т-2, которая утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1. Так вот, для учета призывников и военнообязанных в личной карточке отведено специальное место. Это раздел II «Сведения о воинском учете» (п. 27 Положения). Заполняйте его на основании уже упомянутых удостоверений гражданина, подлежащего призыву на военную службу, или военного билета. Кстати, вместо него сотрудник может предъявить временное удостоверение.

Кого назначить ответственным

Воинский учет нужно поручить специально назначенному для этого работнику. Эту его обязанность необходимо отразить в трудовом договоре (ст. 57 Трудового кодекса РФ). При этом действуют такие правила (п. 12 Положения). Если на воинском учете в компании состоит менее 500 человек, ответственный за него работник выполняет свои обязанности по совместительству. Обычно это сотрудник отдела кадров. Ведь именно он, принимая нового сотрудника, изучает его военный билет.

А если под учет подпадает больше 500 человек? На практике такое возможно только на крупных предприятиях. Так вот, для этих организаций порядок такой. Если на учете от 500 до 2000 таких сотрудников, то для учета потребуется специальный работник, освобожденный от других обязанностей. Если же у вас от 2000 до 4000 военнообязанных сотрудников, нужно уже два специальных работника. А сверх этого количества один работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете.

Количество таких сотрудников определите по состоянию на 31 декабря предшествующего года. При этом если учетных работников двое или, скажем, трое, то их объединяют в отдельное подразделение — военно-учетный стол (п. 13 Положения). А одного из них назначают начальником военно-учетного стола. Отвечает же за все всегда руководитель организации.

Кроме того, придется посетить военкомат по местонахождению компании. Дело в том, что назначение военно-учетных работников на должность целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования (п. 22 Инструкции Генштаба). Инструкция устанавливает специальнуюформу приказа о персональном составе и функциональных обязанностях работников, которые ведут воинский учет.

Помимо собственно воинского учета в обязанности специального работника входит оповещение сотрудников о вызовах (повестках) военкоматов. По закону он должен обеспечить возможность своевременной явки гражданина по вызову.

Добавим, что расходы на воинский учет компании производят за свой счет. Заработную плату учетных работников при этом вы можете учесть при расчете налога на прибыль (письмо Минфина России от 6 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/771).

Какие сведения надо сообщать военкомату

Начнем с того, что сообщать в военкомат нужно все сведения о приеме и увольнении граждан, подлежащих воинскому учету. В том числе учащихся образовательных учреждений. На это отводится две недели.

Сведения о приеме и увольнении граждан, подлежащих воинскому учету, следует сообщать в военкомат в двухнедельный срок.

Если предстоит внести какие-то изменения в личные карточки работников (например, у сотрудника новое место жительства), то об этом тоже надо оповестить военкомат. Срок такой же.

Также в двухнедельный период организация должна отвечать на запросы военкоматов о гражданах, подлежащих воинскому учету.

Теперь о том, что надо делать раз в год. Так вот, ежегодно следует производить сверку сведений о воинском учете, содержащихся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в военных комиссариатах. Время сверки назначает военкомат.

Есть и еще одна обязанность. Каждый год в срок до 1 ноября в военкомат следует направлять списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет. И также ежегодно, но в сентябре — списки мужчин 15 и 16 лет. Если, конечно, такие сотрудники в компании есть.

Кроме того, через военкомат нужно согласовать список тех работников, на которых распространяется броня. Такие сотрудники, напомним, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время.

Что грозит за нарушение правил ведения воинского учета

Контролировать то, как компания ведет воинский учет, должны военкомат и местные власти (п. 33 Положения). При этом компании с численностью работников свыше 500 человек должны проверять ежегодно, а остальных — не реже одного раза в три года. Это определяет пункт 3 Порядка осуществления контроля за ведением организациями воинского учета (приложение № 2 к Инструкции, утвержденнойприказом министра обороны РФ от 19 ноября 2007 г. № 500).

Нарушения в области воинского учета считаются административными. А дела о таких нарушениях уполномочены рассматривать военные комиссары (с. 23.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях). При этом, чтобы вас оштрафовать, военкому надо уложиться в двухмесячный срок. Дело в том, что все нарушения в сфере воинского учета, за которые установлена административная ответственность, не относятся к длящимся.

Виды нарушений и полагающиеся за них штрафы мы привели в таблице ниже.

Ответственность за то, что в компании нет воинского учета или его ведут с нарушениями

Норма Кодекса РФ об административных правонарушениях

Методические рекомендации по ведению воинского учета в

"Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях"(утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ)

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете" в целях оказания методической помощи руководителям, другим должностным лицам органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) в ведении воинского учета.

В Методических рекомендациях приведены основные положения по организации и ведению воинского учета граждан Российской Федерации (далее - граждане) в организациях.

С введением настоящих Методических рекомендаций утрачивает силу "Инструкция по ведению воинского учета в организациях", утвержденная ГШ ВС РФ в 2001 году. Основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 719 (пункт 4).

I. Общие положения

1. Воинский учет предусматривается воинской обязанностью граждан и обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии (далее - система воинского учета).

2. Организация воинского учета в органах государственной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления поселений (городских округов) (далее - органы местного самоуправления) и организациях входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации.

3. Основными целями и задачами воинского учета являются:

обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и военного времени потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях;

обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;

документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете.

4. Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Призывные ресурсы - граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие воинскому учету.

Мобилизационные людские ресурсы - граждане, пребывающие в запасе, подлежащие воинскому учету.

5. Функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

6. Должностные лица органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций обеспечивают исполнение гражданами обязанностей в области воинского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более 3 месяцев, - по месту их пребывания.

8. В поселениях (городских округах), где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев) осуществляется органами местного самоуправления.

С 1 января 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", статьей 18 которого внесены изменения в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе".

Эти изменения предусматривают передачу полномочий Российской Федерации на осуществление первичного воинского учета на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты, органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов за счет средств, предоставляемых им в виде субвенций из Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете в порядке, установленном статьями 133 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

9. Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о воинском учете и настоящими Методическими рекомендациями.

За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.

Организации обязаны создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, предоставлять отчетность по бронированию.

Порядок работ по бронированию в организациях граждан, пребывающих в запасе, определен Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (утверждена Постановлением Межведомственной комиссии по бронированию граждан, пребывающих в запасе, от 22 декабря 1999 г. N 144).

10. Координацию деятельности организаций по воинскому учету осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (Главное организационно-мобилизационное управление).

11. Порядок осуществления органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами и органами местного самоуправления контроля за ведением организациями воинского учета, показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, и критерии оценки деятельности указанных организаций приведены в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

12. Воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - призывники);

уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;

успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения;

не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;

уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

прошедшие альтернативную гражданскую службу;

женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно приложению N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

13. Не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане:

а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе";

б) проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

в) отбывающие наказание в виде лишения свободы;

г) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

д) постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;

е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

14. Воинский учет военнообязанных подразделяется на общий и специальный.

На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава.

Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

Проводим аудит по воинскому учету

Проводим аудит по воинскому учету

Геннадий Кремс, руководитель ООО «Адвайзерская Группа “ВОЕНКОМ”»
Источник: Журнал "Кадровое дело"

Хотите узнать, правильно ли в вашей компании организован воинский учет сотрудников[1]? Проведите для этого специальный аудит. И тогда у военного комиссара не будет к вам претензий. В этой статье мы обратим внимание на отдельные моменты, которые помогут вам успешно справиться с указанной процедурой. Также расскажем об ошибках, которые допускают кадровики при проведении воинского учета, и о том, как их избежать. Напомним об ответственности за неисполнение требований военкомата.

Определимся с целями

Начнем с того, что цели и задачи, с которыми компания проводит аудит воинского учета работников, могут быть абсолютно различными. Во-первых, определить, насколько соответствует процедура ведения такого учета законодательным правилам и нормам. Во-вторых, выявить, эффективно ли организована работа военно-учетного стола[2]. В-третьих, понять, есть ли проблемы, ошибки, злоупотребления при проведении мероприятий, оценить работу сотрудника, ответственного за ведение воинского учета.

Кто может проводить аудит?

К выбору аудитора (аудиторов) стоит подойти очень ответственно. Прежде всего эти специалисты должны быть «в теме». То есть хорошо разбираться в предмете и целях проверки. Для проведения «инспекции» можно пригласить как специалистов со стороны, так и обойтись собственными силами. Учитывая, что в настоящий момент финансовое положение большинства компаний достаточно сложное, лишних денег нет, целесообразнее провести аудит самим. Если такое решение принято, следует создать комиссию, состоящую, например, из юриста организации, секретаря и начальника отдела кадров. Однако необходимо помнить, что внутренним аудиторам предстоит работать с персональными данными сотрудников, и они в своей деятельности должны руководствоваться нормами законодательства, регулирующими использование и обработку персональных данных работников (ст. 86–88 ТК РФ).Защита персональных данных работников от их неправомерного использования или утраты должна быть произведена за счет средств работодателя.

Основными целями и задачами воинского учета являются:
  • обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и военного времени потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях;
  • обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации; документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете.

Пункт 3 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях

Проверка по Порядку

Ведение воинского учета в организации предполагает создание специальной системы регистрации лиц призывного возраста и состоящих в запасе, сбор и анализ сведений об их количестве в организации, также учет изменений персональных данных военнообязанных лиц. Таким образом, в ходе проверки главное удостовериться, что сбор, хранение, обновление и передача в военкомат сведений о военнообязанных работниках проходят в строгом соответствии с установленным порядком. А порядок ведения воинского учета определен в Положении о воинском учете, а также в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях[3]. Обо всех перемещениях и увольнениях сотрудников, занимающихся учетной работой, необходимо сообщать в военкомат по месту нахождения организации (п. 22 Методических рекомендаций).

Кто подлежит воинскому учету

Воинскому учету подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. А также граждане мужского пола, пребывающие в запасе. Например, уволенные с военной службы с зачислением в запас или прошедшие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах. К числу лиц, подлежащих учету, также относятся женщины, имеющие военно-учетные специальности (например, врач, связист).

Проверяем полномочия сотрудника, ответственного за воинский учет

Как правило, воинским учетом в организации занимается сотрудник (или несколько сотрудников) отдела кадров. Но вправе ли он заниматься этой работой? Чтобы ответить на этот вопрос, в ходе проверки нужно посмотреть, должным ли образом оформлены его полномочия. То есть отражена ли указанная функции в его трудовом договоре и в должностной инструкции. Если в бумагах ничего подобного нет, нужно обязательно исправить ситуацию, оформив дополнение к трудовому договору или приняв должностную инструкцию в новой редакции (Образец должностной инструкции инспектора отдела кадров).

Естественно, что работник, ответственный за ведение воинского учета (как и любой другой сотрудник компании) может какое-то время отсутствовать на работе. Причин тому множество: очередной отпуск, больничный командировка. В соответствии с пунктом 22 Методических рекомендаций на этот период руководитель обязан обеспечить ему замену и временно назначить приказом работника, ответственного за воинский учет[4].

В ходе проверки также обязательно нужно проверить, правильно ли оформлялась временная замена.

Документы, на которые нужно обратить внимание

Теперь о документах, которые составляют предмет проверки. Прежде всего на приказ об организации воинского учета и бронировании граждан, пребывающих в запасе, и картотеку личных карточек (формы № Т-2)[5] на сотрудников, пребывающих в запасе или подлежащих призыву на военную службу.

Посмотрите, чтобы в приказе об организации воинского учета быть определены состав и обязанности работников по ведению учета и бронированию граждан. Кроме того, необходимо убедиться, правильно ли разработан и утвержден План работы по ведению воинского учета на текущий год. Учтите, этот документ необходимо было согласовать с военным комиссариатом по месту нахождения компании, для того чтобы взаимодействие с военкоматом происходило без осложнений[6]. Такой документ должен охватывать все мероприятия с указанием точных сроков их проведения[7] (Образец плана работы по ведению воинского учета).

Также в компании должен быть журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных сотрудников, пребывающих в запасе. Следует проверить и наличие расписки в приеме документов воинского учета, положения (инструкции) о служебном делопроизводстве по вопросам ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (этот документ должен быть разработан в каждой организации)[5].

Проверяем личные карточки

На каждого нового сотрудника в отделе кадров заводится личная карточка (форма № Т-2). В специальном разделе этого документа, отведенном для воинского учета (раздел II), указывают возраст, образование и воинское звание военнообязанного сотрудника, находящегося в запасе, а также возраст и образование сотрудника-призывника. Посмотрите, заполнен ли этот раздел. Обратите внимание на требования Генштаба[8] в отношении оформления данного раздела личной карточки. Он не должен содержать помарок и неустановленных сокращений, заполнять его следует четким и разборчивым почерком. Записи делают чернилами или шариковой ручкой черного или синего цвета.

Об ошибках

Если в процессе проведения аудита были обнаружены какие-либо нарушения или недочеты, их следует немедленно устранить, но до этого нужно составить специальный акт, в котором зафиксировать все найденные нарушения, такой акт обезопасит вас при проверке контролирующими органами. После того как акт составлен, приступайте к ликвидации нарушений – оформляйте недостающие документы и представляйте в военкомат все необходимые сведения (Образец акта о результатах аудита ведения воинского учета).

Следует отметить, что на практике часто выявляются нарушения, не относящиеся строго к ведению учета. Например, некоторые компании отказывают в приеме на работу специалистам призывного возраста или принимают их на работу по условиям гражданско-правового договора. Отказать в приеме на работу только по данному основанию нельзя (ст. 64 ТК РФ)!

Также достаточно часто работодатели пытаются «сохранить» сотрудников, призванных в армию, и не расторгают с ними трудовые отношения. Учтите, что если сотрудника вашей организации призвали на военную службу, то вы обязаны расторгнуть с ним трудовые отношения по правилам, предусмотренным статьей 83 Трудового кодекса. При этом место работы за ним не должно сохраняться.

Как могут наказать?

Военные комиссариаты и органы местного самоуправления могут проверить ведение воинского учета в организациях с численностью более 500 сотрудников раз в год, а в остальных компаниях – не реже одного раза в три года. Таким образом, если вовремя не подготовиться к проверке, то компания может быть привлечена к административной ответственности. Так, за неоповещение работника о вызове по повестке военного комиссариата, а также за необеспечение возможности своевременной явки по вызову налагается штраф в размере от 500 до 1000 рублей, за несообщение сведений о принятых либо уволенных работниках, состоящих на воинском учете, – в размере от 300 до 1000 рублей[9] за каждого работника. Основанием к приказу об увольнении сотрудника является предоставленная им повестка о призыве на военную службу.

Мы обратились к работодателям с вопросом:

Как в вашей организации обстоят дела с воинским учетом?

Наталья Викторовна,
менеджер по персоналу, коммерческий банк (г. Воронеж):

– Пару месяцев назад по решению правления банка проводился полный аудит всей кадровой документации, в том числе и ведения воинского учета. Приглашали специалистов из аудиторской компании, но они никаких нарушений и неточностей не выявили. У нас все четко!

Мария Николаевна,
начальник отдела кадров конструкторского бюро (г. Чита):

– Все требования законодательства мы стараемся выполнять безукоризненно. Но один момент все же упустили. При смене работника, ответственного за ведение учета, сами провели проверку и оказалось, что план работы по ведению воинского учета есть, но не согласован ни с руководством бюро, ни с военкоматом. Хорошо хоть вовремя сами обнаружили и исправили!

Арина,
инспектор по кадрам центра социологических исследований (г. Москва):

– Так сложилось, что в нашей компании на постоянной основе работали всегда только женщины, молодые люди нанимались в основном на разовые акции по гражданским договорам. Поэтому о ведении воинского учета мы не задумывались. Но моя коллега мне подсказала, что нужно проверить, какое у наших сотрудниц образование, может быть их тоже надо на воинский учет ставить.

[1] О том, как следует организовать воинский учет сотрудников, читайте в № 2, 2009 .

[2] При наличии в организациях двух и более работников, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение – военно-учетный стол (в рамках кадровой службы компании) (п. 19 постановления Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 «Об утверждении положения о воинском учете» (далее – Положение о воинском учете)).

[3] Утверждены Генштабом Вооруженных сил РФ (далее – Методические рекомендации).

[4] Такая замена может быть оформлена, например, как совмещение профессий или как временный перевод на другую работу по правилам ст. 602 или ст. 722 ТК РФ.

[5] Пункт 39 Методических рекомендаций.

[6] Пункт 37 Методических рекомендаций.

[7] При проверке плана работ вы можете использовать производственный календарь на 2010 год. который вы получили с № 1, 2010.

[8] Критерии оценки полноты и достоверности сведений, содержащихся в личных карточках из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе, см. в п. 6 Приложения № 1 к Методическим рекомендациям.

[9] Статьи 21.1, 21.2 и 21.4 КоАП РФ.

Журнал «Кадровое дело» № 2, февраль 2010

Должностная инструкция работника по ведению воинского учета работающих граждан

Должностная инструкция работника по ведению воинского учета работающих граждан Должностная инструкция работника по ведению воинского учета работающих граждан 1. Общие положения

1.1. Работник по ведению воинского учета работающих граждан назначается приказом директора по согласованию с военным комиссариатом.

1.2. Работник по ведению воинского учета работающих граждан подчиняется руководителю организации.

1.3. В своей работе руководствуется:

- Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации;

- Федеральными законами "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе";

- Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете" и Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях;

- другими действующими законодательными и нормативно-регламентирующими актами Российской Федерации;

- уставом предприятия, настоящей должностной инструкцией.

1.4. Работник по ведению воинского учета работающих граждан должен знать:

- действующее законодательство РФ, регламентирующее воинский учет работающих граждан.

2. Должностные обязанности

Работник по ведению воинского учета работающих граждан обязан вести воинский учет в соответствии с руководящими документами.

2.1. Производить постановку на воинский учет граждан, пребывающих в запасе (далее - военнообязанные), а также граждан, подлежащих призыву на военную службу (далее - призывники), принятых на работу. Проверять у граждан воинские учетные документы и отметки военного комиссариата о постановке на воинский учет. Заполнять на граждан личные карточки формы N Т-2.

2.2. Производить снятие с учета военнообязанных и призывников.

2.3. Вносить в личные карточки военнообязанных (призывников) изменения по служебному и семейному положению, образованию, месту жительства. Проводить сверку личных карточек с записями в военных билетах граждан. Обновлять личные карточки, пришедшие в негодность.

2.4. Направлять в военные комиссариаты сведения о принятых на работу и уволенных с работы военнообязанных (призывников), а также об изменениях их военно-учетных данных.

2.5. Осуществлять сверку личных карточек военнообязанных (призывников) с военными комиссариатами.

2.6. Составлять необходимую отчетность в установленные сроки.

2.7. Изымать из картотеки карточки военнообязанных и подлежащих исключению с воинского учета по возрасту или болезни.

2.8. Осуществлять учет военнообязанных, заявивших об изменении состояния здоровья, и сообщать об этом в военный комиссариат.

2.9. Выявлять граждан женского пола, которые в соответствии с перечнем специальностей подлежат постановке на воинский учет.

2.10. Уточнять план оповещения военнообязанных в рабочее время.

2.11. Изучать руководящие документы по воинскому учету.

3. Права

Работник по ведению воинского учета работающих военнообязанных (призывников) имеет следующие права.

3.1. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

3.2. Получать от руководителей структурных подразделений информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.3. Требовать от руководства предприятия оказания содействия для исполнения своих должностных обязанностей.

4. Ответственность

Работник по ведению воинского учета работающих граждан несет ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым, административным и гражданским законодательством РФ.

Организация и ведение воинского учета - Зарплата и кадры - Каталог статей - Электронный журнал ГК ФИН-АУДИТ

Каталог статей

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" организации независимо от форм собственности обязаны осуществлять воинский учет своих работников, который заключается в сборе, хранении и представлении в военкомат сведений о военнообязанных работниках.

Обратите внимание, согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1092, регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных данных о них должен предоставить указанные сведения в военные комиссариаты (п.11).

Поэтому, как только организация регистрируется и начинает свою деятельность, лучше всего связаться с местным комиссариатом по поводу воинского учета своих сотрудников.

Непосредственно порядок организации воинского учета определен Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете" и Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, утвержденными Генштабом Вооруженных Сил РФ 11 апреля 2008 г.

Главные требования, предъявляемые к системе воинского учета, это постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных (граждан, не пребывающих в запасе, подлежащих воинскому учету) и мобилизационных (граждан, пребывающих в запасе, подлежащих воинскому учету) людских ресурсов.

Законы и нормативно-правовые акты, которые регламентируют ведение организациями воинского учета:

- Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне";

- Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";

- Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете";

- Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, подготовленные Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ в 2008 г.;

- Приказ Министра обороны РФ от 18 июля 2014 г. N 495 Об утверждении инструкции по обеспечению функционированию системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию воинского учета.

В соответствии с Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях воинский учет призывников и военнообязанных, работающих в организациях представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых руководителями, другими должностными лицами организаций, по ведению учета граждан, непосредственно работающих в этих организациях; проведению анализа обеспеченности трудовыми ресурсами организаций в периоды мобилизации, военного положения и на военное время; оказанию содействия военным комиссариатам в осуществлении воинского учета этих граждан по месту их жительства или месту пребывания в целях обеспечения обороны страны, безопасности государства, в т.ч. обеспечения своевременной явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части.

Согласно п. 14 Методических рекомендаций воинский учет военнообязанных подразделяется на общий и специальный.

Специальный воинский учет

Общий воинский учет

Состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также которые проходят службу в ОВД, ГПС, учреждениях и органах УИС, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава

Состоят остальные военнообязанные, не состоящие на специальном воинском учете

Организация воинского учета в организации

В силу п. п. 9 и 54 Положения о воинском учете за состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители организаций. При этом руководитель вправе назначить ответственного (-ых) сотрудника (-ов) за военно-учетную работу. Для этого должен быть издан соответствующий приказ.

При назначении ответственного сотрудника нужно обратить внимание на требования п. 12 Положения о воинском учете. В нем определены нормы для расчета числа сотрудников, необходимых для осуществления воинского учета. Так, число сотрудников определяется по следующим нормам:

- один работник, выполняющий обязанности по совместительству, - при наличии на воинском учете менее 500 граждан;

- один освобожденный работник - при наличии на воинском учете от 500 до двух тысяч граждан;

- два освобожденных работника - при наличии на воинском учете от двух до четырех тысяч граждан;

- один освобожденный работник на каждые последующие три тысячи граждан, состоящих на воинском учете.

Под освобожденными понимаются работники, в обязанности которых входит только ведение воинского учета.

Если в организации два и более сотрудников, отвечающих за ведение учета, то они объединяются в отдельное подразделение - военно-учетный стол.

На период временного отсутствия работника, ответственного за ведение воинского учета, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для выполнения работы по воинскому учету и бронированию граждан.

Численность работников, находящихся на воинском учете, определяться по состоянию на 31 декабря предшествующего года. Соответственно на эту дату необходимо сверить и количество сотрудников, занимающихся воинским учетом. Таким образом, количество ответственных сотрудников за ведение учета определяется ежегодно.

После подсчета количества необходимых сотрудников издается приказ об организации воинского учета и бронировании граждан, пребывающих в запасе, в котором указываются состав и обязанности работников по ведению учета. Форма приказа приведена в Приложении N 4 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета.

Помимо этого, ежегодно составляется и согласовывается с военным комиссариатом план работ по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе. Документ должен охватывать все мероприятия с указанием дат (сроков) их проведения, которые исполняет ответственный за воинский учет. Вариант плана приведен в Приложении N 17 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета.

Для обеспечения сохранности документов работники, отвечающие за ведение воинского учета, должны быть обеспечены специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов. Все расходы по организации воинского учета производятся за счет средств организации.

Обратите внимание, предприниматели, имеющие наемных работников, не обязаны вести воинский учет. Это следует из п. 7 ст. 8 Закона N 53-ФЗ, Постановления Президиума ВАС РФ от 14.04.2009 N 13798/08.

Обязанности сотрудника по ведению воинского учета

Основные обязанности работника по воинскому учету названы в п. п. 27, 28 Методических рекомендаций.

Данный работник должен обеспечить полноту и достоверность сведений обо всех военнообязанных работниках организации. Для этого он должен:

1) определять, кто подлежит постановке на учет по месту работы. В соответствии с п. 14 Положения воинскому учету подлежат призывники (граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет) и военнообязанные.

В п. п. 14 и 15 Положения о воинском учете определены категории граждан, которые подлежат воинскому учету в организациях, а также категории граждан, которые воинскому учету не подлежат. Назовем тех, кого работодатели обязаны учитывать:
1) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;
2) граждане, пребывающие в запасе:
- граждане мужского пола, пребывающие в запасе;
- граждане, уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
- граждане, успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения;
- граждане, не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва;
- граждане, не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
- граждане, уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
- граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- женщины, имеющие военно-учетные специальности (радиотелеграфисты, радиотехники, операторы ЭВМ, метеорологи, фармацевты, медицинские работники и пр.).

2) организовать ведение и хранение личных карточек работников, поставленных на учет. В личные карточки необходимо своевременно вносить сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства, состояния здоровья.

3) оповещать работников о вызовах соответствующих комиссариатов и обеспечивать их своевременную явку в места, указанные военкоматами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

4) направлять в комиссариат сотрудниц в возрасте от 18 до 45 лет (ранее не состоявших на воинском учете), имеющих специальности, обязательные для постановки на воинский учет.

5) разъяснять работникам порядок исполнения ими Обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации (Приложение N 3 к Рекомендациям) и осуществлять контроль за их исполнением. Также необходимо информировать сотрудников об ответственности за неисполнение указанных обязанностей.

6) информировать военкоматы об отсутствии необходимых отметок в документах, об обнаруженных неоговоренных исправлениях, неточностях, подделках, неполном количестве листов и о случаях неисполнения сотрудниками обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.

Помимо этого, специалист по воинскому учету должен вести и хранить журнал проверок осуществления воинского учета, иные документы в соответствии с требованиями органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и руководителей организаций.

Журнал проверок должен быть зарегистрирован, пронумерован, прошнурован, опечатан и заверен подписью руководителя организации (военного комиссара, органа местного самоуправления).

Также не реже одного раза в год нужно сверять сведения о учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, имеющимися в документах воинского учета военкоматов. Дата сверки устанавливается комиссариатом по месту нахождения организации.

Оформление новых работников

Подробнее остановимся на оформлении вновь принятых работников. При приеме на работу нового работника необходимо проверить наличие отметки в паспорте об отношении к воинской обязанности и наличие документов воинского учета. В военном билете должны быть верно указаны: Ф.И.О. дата рождения, воинское звание, категория запаса (для всех званий, кроме офицеров), состав (профиль), полное кодовое обозначение (ВУС), категория годности к военной службе и отметка о постановке на учет в военкомате.

Документами воинского учета являются следующие документы:
- военный билет - для граждан, пребывающих в запасе;
- временное удостоверение, выданное взамен военного билета. Оно выдается при отсутствии документов, являющихся основанием для выдачи военного билета, или при необходимости проверки их подлинности;
- удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (ч. 1 ст. 10 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ; п. 18 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 N 719);
- справка, выданная взамен военного билета.

Если в военном билете есть отметки о вручении мобилизационного предписания или жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ, то также проверяется и их наличие.

Если же у работника вместо военного билета на руках временное удостоверение, то в нем следует проверить срок действия. Оно выдается на один месяц, который может быть продлен, но общая продолжительность документа не может превышать более трех месяцев.

В ситуации, когда работник представляет приписное удостоверение, в нем должны быть указаны категория годности, отметка о постановке на учет в военкомате и дата отсрочки.

Также сверяются данные документов воинского учета с паспортными данными и идентичность фотографии ее владельцу.

При обнаружении в документах неоговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов принимаемого работника следует направить в военный комиссариат, в котором он состоит на учете, для выправления и уточнения документов.

Если отсутствуют отметки о постановке на воинский учет либо отметки об отношении к воинской обязанности принимаемого сотрудника также следует направить в комиссариат, в котором он состоит на учете или не состоит, но обязан состоять, для их получения.

Если сотрудник передал документы ответственному, то ему необходимо выдать расписку об их принятии (Приложение N 14 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета).

После проверки документов воинского учета на принимаемого работника оформляется личная карточка по форме N Т-2 (приведена в Приложении N 5 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета). В ней отражаются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении), должности, месте жительства и т.д.

Раздел II "Сведения о воинском учете" личных карточек на военнообязанных заполняется на основании военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), а на призывников - на основании удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу.

При заполнении данного раздела на военнообязанных граждан, пребывающих в запасе, нужно указать воинское звание, состав (профиль), полное кодовое обозначение ВУС, категорию годности к военной службе, наименование военкомата по месту жительства работника и пр.

Если работник подлежит призыву, то в п. 2 "Воинское звание" нужно записать: "Подлежит призыву", п. 5 "Категория годности к военной службе" следует заполнить на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, а в п. 6 необходимо указать наименование военного комиссариата по месту жительства. Остальные пункты раздела останутся незаполненными.

Личные карточки принятых на работу граждан, поставленных на воинский учет, помещаются в соответствующие разделы отдельной картотеки: личные карточки на офицеров запаса; солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса; военнообязанных запаса женского пола; призывников.

Картотека личных карточек граждан, поставленных на воинский учет, составляется по алфавиту.

Контролеры обязательно проверяют полноту и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках работников (форма Т-2) из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе.

Что представляется в военкомат

Сотрудник по воинскому учету обязан представить в военкомат следующие сведения:

- сведения о принятых и уволенных сотрудниках, подлежащих воинскому учету по форме сообщения, приведенной в Приложении N 9 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета;

- данные об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства, здоровья работников, состоящих на воинском учете по форме сообщения, приведенной в Приложении N 13 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета;

- сведения о сотрудниках, состоящих на воинском учете, а также о тех, кто не состоит, но обязан состоять на воинском учете, в случае если поступил, соответствующий запрос. Форма сообщения приведена в Приложении N 10 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета.

Данные документы должны представляться в военкомат в двухнедельный срок.

Ежегодно, в сентябре, в военкомат представляются списки работников мужского пола 15- и 16-летнего возраста по форме сообщения, приведенной в Приложении N 11 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета.

Ежегодно, до 1 ноября, в военкомат представляются списки работников мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет по форма списка приведена в Приложении N 3 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе, утв. Приказом Министра обороны России от 02.10.2007 N 400).

Проверка ведения воинского учета

Порядок осуществления органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами и органами местного самоуправления контроля за ведением организациями воинского учета, показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, и критерии оценки деятельности указанных организаций приведены в приложении N 2 к Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан РФ (Приказ Министра обороны РФ от 18 июля 2014 г. N 495).

Контроль за ведением воинского учета в организациях может проводиться в рамках комплексной проверки (по отдельным элементам (вопросам) объединенных стратегических командований военных округов и военных комиссариатов или по отдельным планам. Штабы военных округов и военные комиссариаты проверяют ведение воинского учета в организациях в рамках проведения комплексной проверки (по отдельным элементам (вопросам) подчиненных военных комиссариатов и отделов (муниципальных).

Непосредственно в организациях воинский учет проверяют отделы (муниципальные) и органы местного самоуправления, при этом ежегодной проверке подлежат организации с численностью работающих свыше 500 человек, в остальных организациях проверки должны проводиться не реже одного раза в три года.

При проведении контроля за ведением воинского учета в организациях проверяются и определяются полнота охвата граждан воинским учетом, качество осуществления воинского учета граждан, достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организация и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами организаций требований Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и Положения о воинском учете.

Результаты проверок доводятся до руководителей организаций и отражаются в журналах проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, которые ведутся в отделах (муниципальных), в органах местного самоуправления и в организациях.

В соответствии со ст. ст. 9 - 12 Закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проверки могут быть плановыми и внеплановыми, которые, в свою очередь, делятся на документарные и выездные. Для проведения проверки проверяющие должны предъявить приказ или распоряжение о проведении проверочного мероприятия, а также служебные удостоверения.

Обратите внимание! О плановых проверках организация должна быть уведомлена не менее чем за три рабочих дня до начала проверки (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

В распоряжении (приказе) о проведении проверки должны быть указаны обязательные реквизиты, названные в ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, в том числе:

- цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

- правовые основания для проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, сроки проведения и перечень мероприятий по контролю.

Такое распоряжение (приказ) вручается руководителю организации под подпись (ч. 3 ст. 14 Закона N 294-ФЗ).

Какие документы нужно представить для проверки

В п. 39 Методических рекомендаций по воинскому учету определен перечень документов, который должен быть в организации. Именно эти документы и должны быть представлены на проверку.

Среди обязательных документов по воинскому учету в организации должны быть в наличии следующие документы:

1) Приказ "Об организации воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе" (Форма приказа приведена в Приложении 4 к Методическим рекомендациям). В данном документе определяются персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе по бронированию граждан.

2) План работы по ведению воинского учета граждан и бронированию граждан, пребывающих в запасе (п. 37 Методических рекомендаций).

3) Картотека личных карточек работников, подлежащих воинскому учету.

4) Журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ. Форма такого журнала приведена в Приложении к Порядку осуществления органами военного управления Вооруженных Сил РФ, военными комиссариатами и органами местного самоуправления контроля за ведением организациями воинского учета, показателям, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, и критериям оценки деятельности указанных организаций (Приложение 1 к Методическим рекомендациям).

Проверяющие могут потребовать и иные документы, например.

- расписки в приеме от граждан документов воинского учета (форма приведена в Приложении 14 к Методическим рекомендациям);

- служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;

- справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Кроме документов контролеры проверяют выполнение обязанностей работником, ответственным за ведение воинского учета в организации. Например, проверяющие могут проверить, разъясняется ли гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, осуществляется ли контроль за исполнением таких обязанностей.

Основные обязанности такого работника названы в п. п. 27, 28 Методических рекомендаций.

Что будет за неведение или не надлежащее ведение воинского учета в организации

В силу п. 54 Положения граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с административным законодательством. В КоАП РФ нарушениям в области воинского учета посвящена отдельная глава. В соответствии с ней организацию могут наказать за следующее выявленные нарушения:

1. Непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, ответственным за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (ст. 21.1, штраф от 300 до 1000 руб.).

2. Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а также необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет (ст. 21.2, штраф от 500 до 1000 руб.).

3. Несвоевременное представление сведений об изменениях в составе постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (ст. 21.3, штраф от 300 до 1000 руб.).

4. Несообщение сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете (ч. 3 ст. 21.4, штраф от 300 до 1000 руб.).

Как видим, за отсутствие воинского учета или его не надлежащие ведение штрафы предусмотрены не большие. Именно поэтому многие организации и не ведут данный вид учета.

Хотя требования Методических рекомендаций и Порядка ведения воинского учета не такие уж и сложные, поэтому ведение воинского учета не должно составлять большого труда. И хотя ответственность за неведение учета не большая, отсутствие претензий со стороны проверяющих сбережет вам и вашему руководителю и время, и нервы.