Руководства, Инструкции, Бланки

Экологический Паспорт Детского Сада Образец img-1

Экологический Паспорт Детского Сада Образец

Рейтинг: 4.0/5.0 (1609 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Презентация на тему: Экологический паспорт Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида - Детский сад 70 г

Экологический паспорт Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида « Детский сад 70 г. Йошкар- Олы « Ягодка » - презентация Презентация по предмету "Биология и Экология" на тему: "Экологический паспорт Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида « Детский сад 70 г. Йошкар- Олы « Ягодка »". Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Экологический паспорт Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида « Детский сад 70 г. Йошкар- Олы « Ягодка »

2 Цели и задачи экологического паспорта 1. Оценить готовность ДОУ к работе по проблеме экологического образования. 2. Дать оценку экологического состояния района, на территории которого расположено ДОУ. 3. Оценить влияние ДОУ на состояние окружающей среды. 4. Оценить состояние территории ДОУ и прилегающей территории. 5. Составить перспективу развития экологического образования ДОУ. 6. Создать благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ. 7. Привлечь внимание родителей к проблеме экологического воспитания. 8. Установить более тесные связи с организациями по экологическому воспитанию. 1. Экологическая ситуация района. 1.1.Общая характеристика района. Местонахождение дошкольного учреждения: Марий Эл, г. Йошкар- Ола, улица Чехова д.45. Детское дошкольное учреждение 70 располагается в комсомольском микрорайоне города Йошкар-Ола, где нет промышленных предприятий, гаражей, свалок. Грунтовые и поверхностные воды находятся близко. В радиусе 500 м отсутствуют крупные транспортные магистрали. Район зеленый. С восточной стороны в 700 м протекает река Малая Кокшага. Радиационный фон в пределах нормы.

3 1.2.Характеристика непосредственного окружения детского сада. ДОУ 70 расположено в спальном районе, внутри квартала с северной стороны расположена улица Чехова, являющаяся второстепенной, с малым транспортным потоком. С восточной стороны расположен жилой дом, с южной стороны общежитие, с западной стороны жилой сектор. Расстояние от домов до территории ДОУ 15 м и более, что соответствует норме. В 500 м от садика расположен парк, где можно организовать экологическую тропинку, провести экскурсию и оздоровительную прогулку с детьми. В радиусе 500 м отсутствуют промышленные предприятия, свалки, оживлённые транспортные магистрали, источники шумового, электромагнитного и радиационного загрязнения.

4 Характеристика территории учреждения 2.1. Общие данные ДОУ 70 построено в 1976 году. Площадь участка 5940 м 2. Здание ДОУ построено на месте жилых домов частного сектора. Территория обнесена забором, вдоль забора – посадки деревьев и кустарников, что составляет двойную защиту территории от шума. Территория хорошо озеленена и обустроена. Более 50% территории покрыта зеленым ковром, а это составляет 2200 м 2. На одного ребёнка приходится более 20 м 2, при норме 7,5 м 2. Вокруг здания разбиты цветники, где растут многолетники и однолетники, что увеличивает зеленый покров территории, и защищает здание от пыли и шума. Игровые площадки приспособлены для игр и прогулок детей. Территория площадок для ясельного возраста покрыты травяным покровом и имеет площадь 400 м 2 в т. ч. на одного ребёнка 26 м 2 при норме 5 м 2. Площадка для детей садовского возраста более половины покрыты зеленым покровом. Все участки отделены друг от друга живой изгородью, кустами сирени и спиреи. Площадь зеленых насаждений в пересчете на одного ребенка составляет 30 м 2. На каждом участке есть теневой навес: оборудование изготовлено из материалов разрешенных Минздравом. 70% территории под растительностью. 20% под асфальтом 10% оголенных участков. Это создает улучшение здоровья детей. Радиационный фон в пределах нормы. Территория защищена то ветра и шума со всех сторон домами, деревьями, забором. На территории стоят контейнеры для мусора, расположенные от здания на расстоянии 25 метров, которые регулярно вывозятся на свалку города. Территория ДОУ 70 регулярно очищается от мусора, который вывозится на свалку. Территория ДОУ защищена от шума, пыли, радиации, что способствует укреплению здоровья. Растут тополя, береза, липа, клены, рябина, сирень, боярышник, спирея. Почвы естественные, суглинистые. На территории часто можно встретить синиц, воробьев, голубей, ворон, галок, сорок, а в зимнее время свиристелей и снегирей. Из насекомых живут муравьи, кузнечики, жужелицы ; прилетают стрекозы, бабочки, за которым дети устанавливают наблюдения и выбирают объекты для всевозможных исследований. По территории проходит экологическая тропа, где проводятся наблюдения за лекарственными растениями; одуванчиком, мать-и-мачехой, подорожником, ромашкой аптечной, фиалкой трехцветной, календулой, маргариткой.

5 Характеристика здания Площадь здания 1506 м 2. Здание двухэтажное, построено из материалов разрешенных Минздравом. Групповые комнаты большие, уютные - богаты комнатными растениями. Оборудованные группы соответствуют росту ребенка и изготовлено из материалов разрешенных Минздравом. В каждой группе есть свой живой уголок, где много комнатных растений. В группах младшего и среднего возраста растут: фикусы, герань, бегония, традесканция, аспидистра, лигуструм. В старших группах растут: хлорофитум, амариллис, комнатный виноград, камнеломка, узумбурская фиалка, плющ, кливия. Все это способствует улучшению здоровья детей. Коридоры, зал спортивный и музыкальный оформлены материалами разрешенными Минздравом. Это в основном бумага, дерево, комнатные растения. Все помещения хорошо вентилируются и освещаются.

6 Влияние учреждения на окружающую среду. Дошкольное учреждение в среднем расходует 10, 75 м 3 воды в сутки, в том числе горячей 2, 25 м 3 на одного ребенка. Вода используется для приготовления пищи, гигиенические цели, поливки. Питьевая вода поступает из подземных источников. Загрязненные стоки уходят в канализацию. Неисправные трубы и краны своевременно ремонтируются. За воду платит ДОУ. Использование энергии. Учреждение в месяц потребляет 2400 квт. Энергии. Плату осуществляет ДОУ. Энергия поступает с ТЭЦ. Освещенность групп 244 люкс при норме 240 люкс. Используются лампы дневного света и лампы накаливания.

7 Отопление. В помещении паровое отопление. Расход тепла на отопление 249900 ккал/час. В холодный период помещение хорошо утепляется. Температура в помещении регулируется путем проветривания. Температура в игровых 20-22 0, в спальне 18-20 0, в туалете 19 0. Относительная влажность воздуха 52-54% при норме 40-55%. Отходы. В среднем за день выбрасывается пять ведер отходов. В летнее время отходов выбрасывается больше. Преобладают непищевые отходы. Отходы вывозятся на свалку. Учреждение оплачивает утилизацию. Упаковочные отходы для оформления помещений не используются.

8 Химические вещества. Бытовые химические вещества В ДОУ используются моющие, чистящие и дезинфицирующие средства для: * уборки помещений (Ди – хлор) * мытья посуды («Ника») * чистки сантехники («Санитарный», «Пемолюкс» «Утёнок») *мытья рук (туалетное мыло) *уничтожения насекомых и грызунов (по мере необходимости под контролем работников ФФГУЗ * стирки белья (стиральные порошки, хозяйственное мыло). Определен порядок хранения этих веществ (в недоступном для детей месте). Средства, предназначенные для чистки туалета, хранятся в туалетной комнате, для мытья посуды – в шкафу групповой комнаты. Ответственность за хранение этих веществ возложена на помощника воспитателя и воспитателей групп, на медработника и заместителя заведующей по хозяйственной части. Бытовых химических веществ с просроченным сроком годности в ДОУ не хранятся. Средства для борьбы с грызунами находятся под контролем медработника, завхоза и выдаются строго по назначению, помещения обрабатываются в отсутствие детей.

9 Профессиональная и методическая подготовка. В ДОУ 70 используются программы Н.Рыжовой « Наш дом-природа » и С.Н Николаева « Юный эколог ». Детей знакомим с окружающим миром, охраной природы на занятиях, на экскурсиях, во время прогулок. В дошкольном учреждении имеется каталог литературы, которую можно использовать для экологического образования детей и родителей. Богат дидактический материал, где немалая роль отводится охране окружающей среды, который знакомит детей: с растениями, грибами, лекарственными растениями, насекомыми, земноводными, рыбами, птицами, млекопитающими. В ДОУ разрабатывается экологический проект, где будет глубже осуществляться работа по охране природы, окружающей среды, экологическому воспитанию детей и родителей.

Другие статьи

Экологический паспорт ДОУ №26

Экологический паспорт ДОУ №26

Общее количество детей, посещающих детский сад — 160.

Общее количество персонала — 38 человек.

Количество групп — 7

Кадровый состав ДОУ: заведующая, старший воспитатель, воспитатели — 14 человек, младшие воспитатели — 6 человек, музыкальный работник — 1 человек, преподаватель по обучению татарскому языку, логопед, медработник — 1 человек.

С педагогическим коллективом проводились семинары по экологическому образованию, занятия по экологии проводят сами воспитатели.

1. Экологическая ситуация района

1.1. Общая характеристика района

Местонахождение дошкольного учреждения: г. Зеленодольск, Республика Татарстан, улица Тургенева, д. 31.
Вся северная зона, в которой расположен жилой район, характеризуется благоприятной экологической обстановкой. Это объясняется отсутствием крупных промышленных зон, В районе не наблюдается сильное загрязнение почв свинцом, никелем, алюминием. Электромагнитная обстановка в округе нормальная. Уровень радиационного загрязнения — средний по Зеленодольску.

Состояние здоровья населения

Для жителей микрорайона характерен средний уровень распространенности заболеваний органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы среди детей. Также встречается распространенность врожденных аномалий у детей до одного года. В целом состояние здоровья детей в микрорайоне благоприятное.

Рядом с территорией микрорайона расположена лесная зона.

Приведенные данные взяты из официальных материалов о состоянии окружающей природной среды г.Зеленодольска.

1.2. Характеристика непосредственного окружения детского сада

ДОУ находится на пересечении двух улиц, характеризующихся небольшими транспортными потоками. Недалеко от детского сада находится крупная ЛЭП, являющаяся источником экологической опасности. В непосредственной близости от ДОУ расположена лесная зона, представляющая интерес с точки зрения экологического образования и улучшения состояния здоровья детей. Здесь имеются следующие интересные объекты: березовая роща, сосновый, дубовый массив, поляны, берег пруда и др. Не смотря на то, что экологическая обстановка в районе благоприятная, следует уделять большее внимание оздоровлению детей. Необходимо чаще выводить детей в лесную зону, учитывать неблагоприятную погоду (безветренные дни, когда происходит скопление всех вредных выбросов в приземленных слоях атмосферы) и уводить детей от автомагистралей.
Рекомендуется познакомить родителей с экологической обстановкой в районе и с результатами данных исследований и провести разъяснительную работу. Желательно провести описание ближайшего участка лесной зоны, предназначенного для проведения экскурсий с детьми, выделить наиболее интересные природные объекты и оценить возможность их использования с точки зрения экологического образования.

2. Характеристика территории детского сада

2.1. Общие данные:

Год строительства — 1 здание -1959-й, 2 здание – 1991-й
На месте детского сада раньше располагался зеленый массив (тополя, липы, березы).
Общая площадь земельного участка — 4 343,8 кв. м
Общая площадь здания — 1 346,4 кв. м
Территория детского сада ровная, со слабым уклоном к зданию, которое находится в центре. Газоны занимают 70—75% территории, остальная площадь приходится на асфальтовые и грунтовые площадки, дорожки.
Затененность территории достаточно высока, что в летний период создает благоприятный микроклимат для прогулок.
Среди деревьев преобладают лиственные породы, а значит, весной и зимой на участке много света.
На территории имеются игровые площадки, а также отдельные песочницы и игровой инвентарь. Кроме того, есть спортивная площадка с турником, ямой для прыжков, гимнастическим бревном, дорожками для бега.
Территория детского сада огорожена бетонным забором высотой 1,5 метра и в темное время суток освещается мощными фонарями дневного света.

2.2. Растительный и животный мир, почвенный покров

На территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи, лианы, — что дает воспитателям возможность проводить разнообразные занятия по ознакомлению детей с природой.
Деревьев на участке достаточно много. Практически все они в неплохом состоянии. Встречаются как отдельно стоящие деревья, так и группы деревьев. Кроме того, вдоль забора посажены полосы зеленых насаждений (липа, клен, тополь).

Видовой состав деревьев. тополь бальзамический, береза бородавчатая, рябина обыкновенная, липа сердцелистная, клен платанолистный, ива остролистная (верба), туя западная, вяз гладкий.

Фруктовые деревья: яблоня, вишня — всего 12 видов. Среди деревьев преобладают экземпляры средней и пониженной (вплоть до низкой) жизненности.

Кустарники: жимолость обыкновенная, малина обыкновенная, клен американский, рябина, ирга, сирень обыкновенная, черная смородина, снежноягодник белый, желтая акация (карагана древовидная). В отдельных местах кустарники образуют заросли и живую изгородь (в частности — карагана).

Газоны занимают 70—75% территории. Культурные травянистые растения многочисленны и вытесняются сорными видами. Сорные же растения распространены практически по всей территории участка.

Сорные травянистые растения. крапива двудомная, яснотка белая, полынь обыкновенная, ромашка пахучая, подорожник большой, одуванчик лекарственный, ярутка полевая, пырей ползучий, райграс пастбищный, лопух паутинный, осот розовый, лебеда раскидистая, бодяк полевой, пастушья сумка, чертополох курчавый, клоповник сорный, щавель конский, сурепица обыкновенная, щирица запрокинутая, гравилат городской.

На территории детского сада встречаются: вороны, галки, воробьи, трясогузки, снегири, различные виды насекомых (бабочек и жуков, в том числе божьи коровки, жужелицы, а также мухи, комары, осы, шмели, пчелы, муравьи) и пауки. Перечень обитателей не полный. Животный мир требует дополнительных исследований.

На территории детского сада преобладают искусственные грунты со щебнем и другими строительными остатками. Удобрения не используются, но привозится песок, торф, есть участки насыпных почв. На территории разбросаны отдельные кирпичи, камни.
На игровых площадках вытоптанность достигает 20%; грунт очень плотный, песчаный. Такая же степень вытоптанности наблюдается и на наиболее крупных тропинках. Вытоптанность газонов небольшая, как правило, покрытие растений составляет 80%. Можно выделить участки с уплотненным грунтом вблизи некоторых деревьев — тех, возле которых часто играют дети. У некоторых из таких деревьев обнажены и отполированы корни.

2.3. Зонирование территории

Различные зоны территории детского сада, тропинки, клумбы, газоны, отдельно стоящие пни и вся растительность отмечены на картосхеме. Организована альпийская горка на территории участка.

Территория регулярно не посещается посторонними; вход на участок ограничен.

2.4. Загрязнение территории

Запыленность территории низкая, так как автодороги отделены от нее деревьями и кустарниками, несколькими рядами домов.
Ветровой режим благоприятный, так как участок с четырех сторон окружен зданиями и деревьями, смягчающими порывы ветра.

Шумовой фон умеренный (для Зеленодольска), с расстояния три — пять метров свободно слышен тихий разговор и даже шепот. Основным источником шума являются автомобили. Шум проезжающих машин слышен в восточной части участка, прилегающей к забору.
Территория посещается легковыми машинами и грузовиками, привозящими продукты. В результате асфальт загрязняется бензиновыми пятнами.

Участок в целом чистый, регулярно убирается штатным дворником.

3. Оформление помещения

3.1. Характеристика здания и помещений

Здания кирпичные – 2 шт. Этажность зданий: 2. Общая площадь 2-х зданий — 1346,4 м2

Помещения для занятий: экологические, живые уголки в группах, физкультурный зал, музыкальный зал.
В помещениях групп существует разделение на зоны: выделены зона игр, учебная зона и зона сна, зона живого уголка.
В оформлении групповых помещений и коридоров используются пластик под дерево, деревянные спилы, аквариумы, искусственные, живые и засушенные растения, картины, панно.
При оформлении внутренних помещений использованы в основном синтетические материалы: пластик, моющиеся обои, синтетические ковры. Из природных материалов использованы деревянные спилы, сухие ветки и натуральные камни.

3.2. Живой и экологический уголок в группах
В зимнем саду ДОУ находится аквариум с рыбками и специальные уголок, где живут хомяки, черепахи и морские свинки. Животные для живого уголка были подарены родителями детей и сотрудниками детского сада.
Наиболее распространенные растения, которые находятся в помещениях групп: хлорофитум, традесканция, фиалки, бальзамин, герань, бегонии. Алоэ, кактусы и др. колющиеся растения в групповых помещениях не держат во избежание несчастных случаев.

Обитатели живого уголка: волнистые попугайчики, попугаи, морские свинки, хомяки, черепахи.
Обитатели аквариума: морские черепахи, гуппи, скалярии, гурами, золотые рыбки, сомики, улитки.

Оформление: фотообои, спилы деревьев, камни, стеллажи споделками детей.
Состав растений. амариллис, кливия, папоротник, сансевиерия, папирусная пальма, бегония, олеандр, фикус. Оборудование и учебные материалы. ракушки, семена, кора, листья различных деревьев, коллекция камней, дидактические пособия.

4. Влияние ДОУ на окружающую среду

Отходы: за день выбрасывается приблизительно 30 кг отходов (в основном пищевых). Практикуется использование отходов для изготовления поделок детьми.

Отопление центральное. На зиму производится утепление окон и дверей во всех помещениях.
Используемые химические вещества: хлорамин — используется для дезинфекции. Хранится в медицинском кабинете, раствор готовится медсестрой и передается воспитателям. Также используются стиральные и моющие порошки, сода, горчица. Вся дезинфекция помещения, борьба с грызунами и тараканами производится районной ДЭЗ-станцией.

5. Программы и методики

В работе с детьми используются следующие программы: Рыжова Н.А. «Наш дом — природа», Николаева С.Н. «Юный эколог», Российская государственная программа, а также отдельные разделы программы «От рождения до школы» Н.Е.Веракса.

5.1. Используемая методическая литература:

Гусев В. «Животные у нас дома», Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду», Петров И. «Растительный мир нашей родины», Букин А.П. «В дружбе с людьми и природой», Гусев В.Г. Витте Л.А. «Наши питомцы», Рыжова Н.А. «Невидимые ниточки природы» и др.

5.2. Дидактические материалы:

1) Экологические игры:
«С какого дерева листок»,
«Лишний предмет»,
«Грибы, овощи, фрукты» и др.

2) Лото:
«Где что растет»,
«Что за птица»,
«Какое время года»,
«Магазин “Семена»,
«Вершки и корешки»,
«Зоологическое лото» и др.

3) Экологические кубики.

4) Аудиозаписи «Голоса птиц», «Шумы природы».

5) Папки, альбомы, наборы открыток

5.3. Основные направления работы

В течение года в детском саду осуществляется проектная деятельность, проходят экологические праздники и театральные экологические представления, проводятся викторины, выставки, конкурсы. С ребятами проводятся занятия по экологии на территории детского сада и в находящемся рядом лесном массиве.
В подготовке и проведении всех экологических мероприятий участвуют родители.

6. Дополнительные сведения

Анализ заболеваемости детей за последние три года:

Экологический паспорт детского сада

ФГОС ДО. Экологический паспорт МДОУ №5 с.Каново

Краткий географический очерк

Село Каново расположено в западной части Курского района. В 12 км от районного центра Курская и 60 км от ближайшей железнодорожной станции Моздок. Курская и Каново связаны между собой дорогам» с твердым покрытием. Территория с.Каново входит во вторую засушливую зону крах. Среднегодовое количество осадков колеблется от 120 до 450 мм. Летом часто суховеи. Рельеф - степная равнина. В с.Каново 315 дворов, население - 1494 чел. Промышленных предприятий нет. Основное занятие жителей села -земледелие и животноводство. Основное население работает в колхозе «Кановский», которое занимается выращиванием озимых, яровых культур и овощей.

Курский район расположен в юго-восточной части Ставропольского края. По природной зоне наш район относится к двум типам:

Сухая степь с темно-каштановыми и каштановыми почвами.

87,5% земель района не подвержены эрозии. Господствующими ветрами в целом являются ветры восточных румбов, дующие с Каспийского моря. Летом горячие, сухие, зимой сильные ветры сдувают с полей снег, усиливают промерзание верхнего слоя почвы, уменьшение влаги. Для сохранения влаги вокруг полей насаждаются почвозащитные лесополосы. В них произрастают: луб. ясень, клен, вяз, гледичия, акация, тополь, орех. Эти леса играют пылезащитные функции, они могут задержать от 21 до 86% пыли. На территории района находятся 6 лесных хозяйств: Кановское, Курское, Пиевское, Галюгаевское, Торосовское, Рощинское. В лесах и лесополосах этих хозяйств водятся дикие животные и птицы: лиса, волк, дикий кабан, енотовидная собака, заяц-русак, серая куропатка, фазан, барсук. За последние годы произошло резкое сокращение поголовья птиц и зверей. Так, совсем не осталось лося, оленя, косули. Сократилось поголовье дикого кабана.

Это происходит частично по вине человека из-за браконьерства. А поголовье волков возросло, сейчас их в районе в порядке 4500 штук, приходится нести отстрел серых разбойников.

Территория Курского района находится на водоразделе рек Терека и Куры. В пределах района протекает небольшая река Кура. Имеется несколько крупных водохранилищ: Курское, Ростовановское, Мирненское.

Состояние окружающей среды в Курском районе.

За последний год в атмосферный воздух Курского района выброшено 5,5 тыс. тонн загрязняющих веществ, в том числе 5,0 тыс. т. от первичных источников загрязнения и 0,5 тыс. т. стационарных.

Несмотря на то, что основной вклад в общее загрязнение атмосферы в районе вносят передвижные источники выбросов, вопросы организации и проведения контроля токсичности выхлопных газов всех видов автотранспорта в районе остается не на должном уровне.

Водоснабжение и водоотведение.

Хозяйственно-питьевое водоснабжение базируется на применении подземных вод. В настоящий период в эксплуатации находится порядка 200 артезианских скважин и 50 колодцев. Сантехническое состояние водозаборника сооружений в подавляющем большинстве сельхозпредприятий г хозяйств продолжает оставаться неудовлетворительным. Из-за недостаточного материально-технического финансового обеспечения водозаборы не могут привести в надлежащее сами гарно-техническое состояние и эксплуатировать на должном уровне. Канализация в районе в основном на поглощающих и частично выгребных ямах, что способствует загрязнению подземных вод.

Сооружения по очистке сточных вод работают в аварийном режиме, не обеспечивают эффективной очистки. Не достаточно очищенные сточные воды сбрасываются в реку Куру, что приводит к загрязнению ее вод и ухудшению экологического состояния всей ее акватории.

В районе ни один из населенных пунктов не имеет полигона для утилизации отходов, в результате чего образуются стихийные свалки. Не упорядочены вопросы транспортировки и хранения минеральных удобрений и ядовитых химикатов. В сельхоз предприятиях практически нет типовых навозохранилищ.

Состояние водоохранных объектов

На территории района протекает река Кура, Терек. В ряде хозяйств допускаются нарушения режима водоохранных зон (устройство стихийных свалок, отводы земельных участков под застройку, размещение объектов и т.д.). Эксплуатируемые уже свыше 50 лет Курское и Ростовановское водохранилища в настоящее время значительно загрязнены, выведены из строя регулирующие водоспуски, то создает реальную угрозу возможного разрушения дамб и затопления части ст.Курской. В районе не утратил своей актуальности вопрос опустынивания пастбищных угодий и проблема закрепления песков на бурунных землях остается одной из основных в ряду природоохранных задач и мероприятии. Все более насущным становится в районе вопрос необходимости очистки русла р.Куры, особенно в черте населенных пунктов района и в первую очередь ст.Курской. Русла рек и озер постоянно нуждаются в очистке. Дно и берега замусорены, захламлены бытовыми отходами и отбросами, что создает неблагоприятную экологическую обстановку. За последний год в атмосферный воздух Курского района выброшено в порядке 5,5 тыс. тонн загрязняющих веществ.

Из всех приведенных фактов следует вывод, что человек несет ответственность за дисбаланс в природе.

Каждый обязан чувствовать свою личную вину за загубленные деревья, отравленную реку, уничтоженное животное.

В целях улучшения экологической обстановки в районе в качестве первоочередных мер предлагается:

Осуществить строительство очистных сооружений, канализации для ст.Курской.

Начать работы по расчистке русла и берегов р.Куры в черте населенных пунктов.

Начать работы по ремонту Курского и Ростовановского водохранилищ.

Привести в надлежащее сан. техническое состояние водозаборные сооружения в хозяйствах района.

Обеспечить соблюдение экологических требований при транспортировке, хранении и использовании ядохимикатов и минеральных удобрений в хозяйствах района.

Организовать действенную систему контроля токсичности и дымности отработанных газов передвижных источников выбросов в атмосферу.

Продолжать работы по восстановлению растительного покрова на подвижных песках в бурунной зоне.

В целях сохранения уникальных природных комплексов в районе созданы два заказника краевого значения «Степан Бугор> и Гапогаевский».

Обеспечить сокращение гу муса в почве за счет внедрения органических удобрений.

Детский сад работает по образовательной программе МДОУ № 5 и Н.А. Рыжова «Наш дом - природа».

Основные цели нашей работы по экологии.

Дать экологические знания.

Воспитывать защитников природы.

Научить быть милосердными.

Любить и беречь родную природу.

В детском саду работают два педагога-воспитателя со второй категорией.

Имеется определенная методическая база по экологии. Накопили материал по работе по программе Рыжовой «Наш дом - природа».

Список пособий, д/игр прилагается. Методическая литература по экологии постепенно накапливается. Список методической литературы прилагается.

Работа по экологическому образованию детей будет продолжаться и в последующие годы. Предстоит изучить ряд вопросов, касающихся экологического состояния д/сада и окружающей его территории. А для этого надо наладить связь с другими организациями, занимающимися вопросами экологии, с органами охраны природы, с экологическими центрами. Продолжать экологизацию среды, улучшить состояние территории, оформить помещение д/с, ставить вопрос о повышении квалификации кадров.

МДОУ №5 расположено в с.Каново. по ул.Школьная, 35. Д/с находится в экологически чистой зоне. Вблизи нет промышленных предприятий, автомагистрали, бензоколонок. По ул.Школьной проходит асфальтированная дорога (не оживленная). В метрах 35-40 от д/сада спуск к реке Куре. Пойма Куры загрязнена мусором, сама Кура заросла камышом. Вода в Куре грязная. Подземные воды расположены очень близко. По ул.Школьной вдоль всего д/с проходит поливной канал.

Уровень радиационного фона соответствует норме. Уровень шумового фона тоже.

Характеристика здания детского сада

Детский сад расположен в трех приспособленных зданиях. Общая площадь составляет 540 кв.м. Общая полезная площадь жилых помещений - 303,3 кв.м. На каждого ребенка приходится полезной площади 7,6. Средняя высота зданий 2,9 м.

Освещение - электрическое. Освещение соответствует санитарным нормам, деревья на затемняют группы.

Характеристика строительного материала.

Наружные и внутренние стены - кирпич.

Чердачное перекрытие - деревянное.

Оконные проемы - двойные.

Внутренняя отделка - штукатурка, побелено. Отопление - газовое, водопровод - центральный. Канализация - местная. Мусоропровода нет.

МДОУ-д/с № 5 построен в 1962 г. Раньше на этой территории был пустырь

Площадь земельного участка 4394,5 м2

Застроенная площадь — 778.2 м2Грунт - 3616,3 м2Объем-941 м3

Общая полезная площадь - 3033 м2Основные площади — 250.8 м2

Влияние ДОУ на окружающую среду

ДОУ употребляет в сутки 50 ведер воды. Вода используется для стирки, для приготовления пищи, для мытья посуды, уборки, летом для полива, купания детей. Летом воды употребляется больше чем зимой. Питьевая вода поступает из башни, которую качают из-под земли. Вода санитарным нормам соответствует. Загрязненные стоки уходят в канализационные ямы, откуда потом выкачивает машина. За воду платит муниципалитет.

Неисправных кранов нет.

Детский сад в месяц употребляет энергии кВт*ч. Светильники - лампы

накаливания. Энергия поступает с ГЭС. Отопление газовое, своя котельная. На холодный период помещения утепляем, заклеиваем окна. Температуру регулируем.

В день выбрасываем одно ведро отходов, летом бывает больше.

Отходы выбрасываем в специальные ямы, а пищевые (картофельная кожура, капуста на корм животным микрофермы).

Из химических веществ используем хлорку, хлоромин, для обработки помещений, посуды. Хранится у медсестры. Помещения обрабатываем в отсутствии детей.

Детский сад со всех сторон огражден сеткой. Вся территория разделена на игровые площадки, спортивная площадка, клумбы, огород, сад, кустарники. На территории д/с растут такие породы деревьев, как тополя, березы, каштаны, тли. ива, вяз, клен.

Участки друг от друга отделены кустарники: самшит, сирень. Из фруктовых деревьев на территории д/с растут: яблоня, орех, вишня, абрикосы, боярышник, альта, слива, кизил.

Разбит огород, где выращиваем огурцы, помидоры, лук, чеснок, морковь, зелень, тыкву, кабачки. На наших цветниках цветут: тюльпаны, розы, астры, георгины, нарциссы, календула, дубки и многие другие цветы.

Площадь зеленых насаждений составляет 1800,8 кв.м. что составляет 44 кв.м. на ребенка. На наш участок прилегают типы: дятел, скворцы, ласточки, синицы, снегири, воробьи, совы, стрижи.

Из животных: на деревьях живут белки, летом встречаются ежи.

Насекомые - муравьи, божьи коровки, стрекозы, различные жуки, пауки.

Естественный растительный состав - разные травы, лекарственные растения, хмель, солодка, ряска и другие.

Процентное отношение территории

Оголенные участки - 10%

Участок д/с посторонними лицами не посещается. Автомобили на территорию не заезжают. За территорией д/с имеется яма для отходов и мусора.

Окружающая д/с территория мусором не загромождена.

Методическая литература по экологии.

1. С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

2. Л.И. Грехова «В союзе с природой»

3. Научно-методический журнал «Экологическое образование до школы, в школе, вне школы»

4. Н.А. Рыжова «Воздух - невидимка»

5. «Экологическое образование дошкольников» опыт работы дошкольных учреждений по проблемам экологического образования

«Я и природа» - Н.А. Рыжова

7. «Волшебница вода» - Н.А. Рыжова

«Мир вокруг нас» - Т.И. Попова

9. «Игровые экологические занятия с детьми» - Л.П. Молодова

10. «В союзе с природой» - Л.И. Грехова - 2ч

11. «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников» - Л.И. Егоренко

12. И. А. Рыжова - «Экологическое образование в дошкольных учреждениях. Теория и практика»

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Коханова Инесса, Рыжова Наталья

Сейчас почти во всех регионах страны дошкольные учреждения составляют «Экологический паспорт» своего сада, форма которого в свое время была предложена Н.А. Рыжовой. Многие детские сады хотели бы иметь образец, опираясь на который можно оформлять собственные материалы. Мы предлагаем вам познакомиться с фрагментами самого первого «Экологического паспорта ДОУ», который разрабатывался в детском саду
№ 1908 г. Москвы (экспериментальная площадка по экологическому воспитанию с 1996 г. и по настоящее время). Материалы этого «паспорта» обсуждались на коллегии Московского комитета образования, с ними познакомились многие слушатели семинаров по экологическому воспитанию, проводимых Центром «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Хотим подчеркнуть, что перед вами — всего лишь один из вариантов «Экологического паспорта». Вполне вероятно, что ваш собственный документ будет отличаться от него, однако в целом логика подачи материала вряд ли может измениться. Советуем особенно обратить внимание на раздел «Выводы и рекомендации». Опыт показывает, что именно он вызывает у педагогов наибольшее количество вопросов, являясь в то же время наиболее важной частью «Паспорта».

Общее количество детей, посещающих детский сад, — 175. Общее количество персонала — 46 человек. Количество групп — 7, из них одна группа круглосуточная.

Кадровый состав ДОУ: заведующая, методист, воспитатели — 14 человек, помощники воспитателей, младшие воспитатели — 3 человека, ночной младший воспитатель, помощник воспитателя по уходу за животными и растениями, музыкальные работники — 2 человека, преподаватель по изобразительной деятельности, преподаватель физкультуры, преподаватель ручного художественного труда, медработники — 2 человека.

В детском саду отсутствует ставка эколога. С педагогическим коллективом проводились семинары по экологическому образованию, и занятия по экологии проводят сами воспитатели.

1. Экологическая ситуация района

1.1. Общая характеристика района

Местонахождение дошкольного учреждения: г. Москва, Восточный административный округ, район Перово; 2-я Владимирская улица, д. 26.
Вся Юго-Восточная зона, в которой расположен жилой район Перово, характеризуется крайне неблагоприятной экологической обстановкой. Это объясняется влиянием таких крупных промышленных зон, как ЗИЛ, Волгоградский проспект, Южный порт, железнодорожная сортировочная станция, завод «Прожектор», и др.
В районе наблюдается сильное загрязнение почв свинцом, никелем, алюминием. Электромагнитная обстановка в округе нормальная. Уровень радиационного загрязнения — средний по Москве. Грунтовые воды в прилегающих слоях очень сильно загрязнены. В составе загрязнителей — тяжелые металлы, органика, микрофлора. В воздухе наблюдается превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) висмута и свинца.

Состояние здоровья населения

Для Восточного округа характерен высокий уровень распространенности заболеваний органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы среди детей. Также высока распространенность врожденных аномалий у детей до одного года. В целом состояние здоровья детей в округе крайне неблагоприятное.

На территории округа расположены Измайловский и Кусковский лесопарки, Перовский парк.

Приведенные данные взяты из официальных материалов о состоянии окружающей природной среды г. Москвы.

1.2. Характеристика непосредственного окружения детского сада

ДОУ находится на пересечении двух улиц, характеризующихся большими транспортными потоками.
Недалеко от детского сада находится несколько крупных промышленных предприятий, являющихся источниками экологической опасности.
В непосредственной близости от ДОУ расположен Измайловский лесопарк, представляющий интерес с точки зрения экологического образования и улучшения состояния здоровья детей. Здесь имеются следующие интересные объекты: липовая аллея, сосновый массив, дубовая аллея, поляны, берег пруда и др.
В связи с тем, что сложившаяся экологическая обстановка в районе крайне неблагоприятная, следует уделять большее внимание оздоровлению детей. Необходимо чаще выводить детей в Измайловский лесопарк, учитывать неблагоприятную погоду (безветренные дни, когда происходит скопление всех вредных выбросов в приземленных слоях атмосферы) и уводить детей в самый дальний от автомагистралей и самый зеленый угол сада.
Рекомендуется познакомить родителей с экологической обстановкой в районе и с результатами данных исследований и провести разъяснительную работу. Желательно провести описание участка Измайловского лесопарка, предназначенного для проведения экскурсий с детьми, выделить наиболее интересные природные объекты и оценить возможность их использования с точки зрения экологического образования.

2. Характеристика территории детского сада

2.1. Общие данные:

Год строительства — 1967-й.
На месте детского сада раньше располагался жилой массив (каменные дома).
Общая площадь земельного участка — 9425 кв. метров.
Общая площадь здания — 1947 кв. метров.
Территория детского сада ровная, со слабым уклоном к зданию, которое находится в центре. Газоны занимают 70—75% территории, остальная площадь приходится на асфальтовые и грунтовые площадки, дорожки.
Затененность территории достаточно высока, что в летний период создает благоприятный микроклимат для прогулок.
Среди деревьев преобладают лиственные породы, а значит, весной и зимой на участке много света.
На территории имеются игровые площадки, а также отдельные песочницы (песок утрамбован, загрязнен) и резиновые протекторы (шины), использующиеся как игровой инвентарь. Кроме того, есть спортивная площадка с турником, лабиринтом и качелями.
Территория детского сада огорожена решетчатым забором высотой 1 метр и в темное время суток освещается мощными фонарями дневного света.

2.2. Растительный и животный мир, почвенный покров

На территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи, лианы, — что дает воспитателям возможность проводить разнообразные занятия по ознакомлению детей с природой.
Деревьев на участке достаточно много. Практически все они в неплохом состоянии. Встречаются как отдельно стоящие деревья, так и группы деревьев. Кроме того, вдоль забора посажены полосы зеленых насаждений (липа, клен, тополь).
Видовой состав деревьев: тополь бальзамический, береза бородавчатая, рябина обыкновенная, липа сердцелистная, клен платанолистный, ива остролистная (верба), туя западная, вяз гладкий.
Фруктовые деревья: яблоня, вишня, слива, грецкий орех, груша — всего 12 видов. Среди деревьев преобладают экземпляры средней и пониженной (вплоть до низкой) жизненности.
Кустарники: жимолость обыкновенная, малина обыкновенная, клен американский, рябина черноплодная, сирень обыкновенная, снежноягодник белый, желтая акация (карагана древовидная). В отдельных местах кустарники образуют заросли и живую изгородь (в частности — карагана).
Газоны занимают 70—75% территории, однако они недостаточно ухожены. Культурные травянистые растения малочисленны и вытесняются сорными видами. Сорные же растения распространены практически по всей территории участка.
Сорные травянистые растения: крапива двудомная, яснотка белая, полынь обыкновенная, ромашка пахучая, подорожник большой, одуванчик лекарственный, ярутка полевая, пырей ползучий, райграс пастбищный, лопух паутинный, осот розовый, лебеда раскидистая, бодяк полевой, пастушья сумка, чертополох курчавый, клоповник сорный, щавель конский, сурепица обыкновенная, щирица запрокинутая, гравилат городской.

На территории детского сада встречаются: вороны, галки, воробьи, трясогузки, снегири, различные виды насекомых (бабочек и жуков, в том числе божьи коровки, жужелицы, а также мухи, комары, осы, шмели, пчелы, муравьи) и пауки. Перечень обитателей не полный. Животный мир требует дополнительных исследований.

На территории детского сада преобладают искусственные грунты со щебнем и другими строительными остатками. Удобрения не используются, но привозится песок, торф, есть участки насыпных почв. На территории разбросаны отдельные кирпичи, камни.
На игровых площадках вытоптанность достигает 100%; грунт очень плотный, песчаный. Такая же степень вытоптанности наблюдается и на наиболее крупных тропинках. Вытоптанность газонов небольшая, как правило, покрытие растений составляет 70—80%. Можно выделить участки с уплотненным грунтом вблизи некоторых деревьев — тех, возле которых часто играют дети. У некоторых из таких деревьев обнажены и отполированы корни.

2.3. Зонирование территории

Различные зоны территории детского сада, тропинки, муравейник, отдельно стоящие пни и вся растительность отмечены на картосхеме.
Территория регулярно посещается посторонними; вход на участок свободный; через него осуществляется транзитный проход (по главной асфальтовой дороге). Кроме того, забор во многих местах поломан, сделаны проходы, которыми часто пользуются родители, ведущие детей в сад. На территории часто гуляют подростки и мамы с маленькими детьми, приходящие сюда из соседних домов; производится выгул собак. Все это осложняет оформление участка.

2.4. Загрязнение территории

Запыленность территории средняя, так как автодороги отделены от нее несколькими рядами деревьев и кустарников, но возможно попадание вредных веществ (твердых и газообразных). Решетчатый забор пропускает пыль, снег, шум.
Ветровой режим благоприятный, так как участок с трех сторон окружен высокими зданиями и деревьями, смягчающими порывы ветра. С четвертой, восточной, стороны оживленная автомагистраль отделена от участка тремя рядами деревьев.
Шумовой фон умеренный (для Москвы), с расстояния три — пять метров свободно слышен тихий разговор и даже шепот. Основным источником шума являются автомагистрали. Шум проезжающих машин слышен в восточной части участка, прилегающей к забору.
Территория посещается легковыми машинами и грузовиками, привозящими продукты. В результате асфальт загрязняется бензиновыми пятнами.
Участок в целом чистый, регулярно убирается штатным дворником, но отмечаются небольшие временные свалки в угловых участках (в основном упаковочный мусор). Иногда встречаются отдельные жестяные банки, бумага, оставляемые посторонними прохожими. На территории детского сада мусоросборника нет.

3. Оформление помещения

3.1. Характеристика здания и помещений

Здание блочное. Этажность здания: 3. Общая площадь здания — 1947 кв. м.
Помещения для занятий: экологический класс, живой уголок, физкультурный зал, музыкальный зал, кабинет рисования, кабинет ручного труда.
В помещениях групп существует разделение на зоны: выделены зона игр, учебная зона и зона сна, зона живого уголка.
В оформлении групповых помещений и коридоров используются пластик под дерево, деревянные спилы, аквариумы, искусственные, живые и засушенные растения, картины, панно.
При оформлении внутренних помещений использованы в основном синтетические материалы: пластик, моющиеся обои, синтетические ковры. Из природных материалов использованы деревянные спилы, сухие ветки и натуральные камни.

3.2. Живой уголок и экологический класс

Обитатели живого уголка: волнистые попугайчики, попугаи нимфа-карелла, морские свинки, петух, курица, хомяки, черепахи.
Обитатели аквариума: морские черепахи, лягушки, гуппи, скалярии, гурами, золотые рыбки, сомики, улитки.
Во многих группах находятся аквариумы с рыбками и специальные уголки, где живут хомяки, черепахи и морские свинки. Животные для живого уголка были подарены родителями детей и сотрудниками детского сада.
Наиболее распространенные растения, которые находятся в помещениях групп: хлорофитум, традесканция, фиалки, бальзамин, герань, бегонии. Алоэ, кактусы и др. колющиеся растения в групповых помещениях не держат во избежание несчастных случаев.
Площадь экологического класса — 70 кв. метров.
Оформление: фотообои, спилы деревьев, фонтан, камни, аквариум, стеллажи с наглядными пособиями и поделками детей.
Состав растений. амариллис, кливия, папоротник, сансевиерия, папирусная пальма, бегония, олеандр, фикус.
Оборудование и учебные материалы: ракушки, семена, кора, листья различных деревьев, коллекция камней, дидактические пособия.

4. Влияние ДОУ на окружающую среду

Отходы: за день выбрасывается приблизительно 25 кг отходов (в основном пищевых). Практикуется использование отходов для изготовления поделок детьми.
Отопление центральное. На зиму производится утепление окон и дверей во всех помещениях.
Используемые химические вещества: хлорамин — используется для дезинфекции. Хранится в медицинском кабинете, раствор готовится медсестрой и передается воспитателям. Также используются стиральные и моющие порошки, сода, горчица. Вся дезинфекция помещения, борьба с грызунами и тараканами производится районной ДЭЗ-станцией.

5. Программы и методики

До открытия экспериментальной площадки в работе с детьми использовались следующие программы: Рыжова Н.А. «Наш дом — природа», Николаева С.Н. «Юный эколог», Российская государственная программа, а также отдельные разделы программ «Детский сад — дом радости» и «Радуга».

5.1. Используемая методическая литература:

Гусев В. «Животные у нас дома», Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду», Петров И. «Растительный мир нашей родины», Букин А.П. «В дружбе с людьми и природой», Гусев В.Г. Витте Л.А. «Наши питомцы», Рыжова Н.А. «Невидимые ниточки природы» и др.

5.2. Дидактические материалы:

1) Экологические игры:
«С какого дерева листок»,
«Лишний предмет»,
«Грибы, овощи, фрукты».

2) Лото:
«Где что растет»,
«Что за птица»,
«Какое время года»,
«Магазин “Семена”»,
«Вершки и корешки»,
«Зоологическое лото».

3) Экологические кубики.

4) Аудиозаписи «Голоса птиц», «Шумы природы».

5.3. Основные направления работы

В течение года в детском саду проходят экологические праздники и театральные экологические представления. Совместно с другими детскими садами проводятся викторины. С ребятами проводятся занятия по экологии на территории детского сада и в находящемся рядом Измайловском парке.
В подготовке экологических праздников участвуют родители.

5.4. Связь с другими организациями

6. Дополнительные сведения

Заболеваемость детей (данные на 1. 09. 96 г. за последние 6 месяцев): ОРЗ (грипп) — 157; бронхит — 8; ангина — 6; скарлатина — 1; отит — 5; гастроэнтерит — 4; гастрит — 3; коклюш — 1; в/о — 12; прочие случаи — 9. Общее количество случаев: 206. В среднем пропущено одним ребенком по болезни — 10,7 дней. Пропущено одним ребенком из-за ОРЗ — 7,5 дней.
С 1 сентября 1996 года детский сад является окружной экспериментальной площадкой по экологическому образованию дошкольников.

7. Выводы и рекомендации

7.1. Выводы и рекомендации, основанные на информации об экологической ситуации в районе.

7.2. Благоустройство и использование территории ДОУ

Территория детского сада недостаточно хорошо ухожена. Растительный покров на территории достаточно разнообразен и может неплохо использоваться в целях экологического образования. Однако следует окультурить значительную часть газонов, заменив сорные виды на газонные злаки. Отдельные группы сорных растений должны быть оставлены для проведения занятий. При подборе видов для озеленения территории следует учитывать освещенные и увлажненные зоны (они отражены на картосхеме).
Рекомендуется расширить видовой состав культурных растений, разбить цветники и огород, посадить лекарственные, пищевые и декоративные растения. Возможна организация альпийской горки на территории участка.
Для снижения уровня шума и поглощения вредных веществ желательно посадить по всему периметру участка (вдоль забора) кустарники. Вдоль сторон участка, обращенных к автомагистралям, рекомендуется посадить карагану (желтую акацию), которая наиболее эффективно поглощает вредные вещества, содержащиеся в выхлопных газах.
Необходимо вскопать почву вокруг ряда деревьев, так как во многих местах наблюдается сильное вытаптывание, и огородить ствол деревьев в наиболее посещаемых детьми местах.
Для привлечения на участок птиц следует увеличить количество кормушек, развесив их на разных деревьях. Кормушки рекомендуется сделать из использованных пакетов из-под молочных продуктов или подобного материала.
Убрать мусорные свалки из углов территории. В целях соблюдения санитарно-гигиенических норм запретить выгул собак и кошек на территории.
Все вышеперечисленные рекомендации выполнимы только в случае прекращения транзитного прохода через территорию и ее закрытия для посещения посторонними. Поэтому необходимо отремонтировать забор и, по возможности, заменить на более прочный, препятствующий проникновению посторонних.
Все прогулки с детьми проводить в глубине участка, избегая зон влияния транспортных магистралей.
Заменить песок в песочницах.
На основе проведенных исследований была разработана схема экологической тропинки с рекомендациями по ее использованию.

7.3. Оформление помещений

Внутреннее оформление детского сада производит благоприятное впечатление. В помещениях есть необходимые условия и оборудование для экологического образования детей. Однако сильно увлечение искусственными материалами. Поэтому рекомендуется применять при оформлении помещений как можно больше природных материалов. По возможности не использовать обои с полимерным покрытием, так как обои с пленочным покрытием не впитывают влагу и не пропускают воздух, что может привести к нарушению воздушно-влажностного режима помещений. Также стараться не использовать и ковры из полимерных материалов, недостатком которых является образование на их поверхности электростатических разрядов. Это приводит к притягиванию пыли к ковру и существенно ухудшает гигиенические условия в помещении. Кроме того, при хождении по таким коврам происходит механическое истирание и разрушение синтетического волокна и образование мельчайших ворсинок, которые поступают в воздух комнаты и могут попадать в верхние дыхательные пути. Следует учесть, что организм ребенка гораздо более чувствителен к неблагоприятным воздействиям, чем организм взрослого человека.
Составить списки имеющихся комнатных растений и животных с рекомендациями по уходу и использованию в целях экологического образования.
Добавить вьющиеся формы растений и кактусы.
Луговые растения: полевица тонкая, ежа сборная, кульбаба осенняя, клевер ползучий, клевер луговой, тысячелистник обыкновенный, мышиный горошек.
Вдоль тропинок преобладают горец птичий, подорожник большой, лапчатка гусиная. На одном из участков отмечены лесные растения: сныть обыкновенная, будра плющевидная. Влажные места выделяются присутствием лютика ползучего, ситника, горца землеводного, зеленых мхов.
В одном из угловых участков территории находятся заросли крупных сорных растений (крапивы, лопуха и других) высотой до 1,5 метров. В целом на газонах преобладают злаки и разнотравье.

7.4. Влияние на окружающую среду

Нужно отметить, что работниками детского сада совершенно не учитывается использование ресурсов. Необходимо провести более детальный анализ использования воды и электроэнергии и, по возможности, сократить их потребление. Также необходимо проанализировать состав отходов с целью сокращения их объема. Возможно использование органических отходов (например, яичной скорлупы) в качестве удобрения.

7.5. Профессиональная и методическая база

Для проведения занятий с детьми и организации методической работы необходимо ввести ставку эколога. Возможен обмен опытом с другими дошкольными учреждениями г. Москвы, занимающимися аналогичными проблемами.
Пополнить существующий книжный фонд периодическими изданиями: «Свирель» (экологический детский журнал) и «Вестник АсЭКО» (методический журнал). Регулярно проводить семинары по экологическому образованию среди педагогического состава.
Посвятить ряд родительских собраний экологическим вопросам; привлечь внимание родителей к оздоровлению детей. Заинтересовать их в проведении работ по благоустройству территории детского сада.
В живом уголке можно повесить карту, на которой флажками отмечать страны — родину растений, животных, находящихся в живом уголке.

Паспорт составлен в 1996 г. в самом начале экспериментальной работы. С тех пор большинство рекомендаций, отмеченных в последнем разделе, коллективом детского сада выполнены.

Наталья РЫЖОВА,
доктор педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца,

Инесса КОХАНОВА,
заведующая ДОУ № 1908 г. Москвы