Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Заявление На Оспаривание Кадастровой Стоимости Земли img-1

Образец Заявление На Оспаривание Кадастровой Стоимости Земли

Рейтинг: 4.1/5.0 (1658 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Оспаривание кадастровой стоимости

Оспаривание кадастровой стоимости

Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка, квартиры, иной недвижимости

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и/или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) (порядок создания и работы комиссий утвержден Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены:

- физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц;

- юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц;

- органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Оспаривание кадастровой стоимости в арбитражном суде осуществляется в установленном законодательством порядке рассмотрения судебных споров.

Причем для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Однако для юридических лиц и органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в суде возможно только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в течение месяца с даты его поступления.

Возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии предусмотрена статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ и порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263.

Комиссии созданы и функционируют при каждом управлении Росреестра по субъекту Российской Федерации.

Оспорить результаты определения кадастровой стоимости в комиссии возможно только в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости, в том числе на определенную дату, а также дату ее внесения в государственный кадастр недвижимости и ее определения, можно получить бесплатно в виде кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, форма которой утверждена Приказом Минэкономразвития России от 01.10.2013 № 566, обратившись в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъекту Российской Федерации с запросом, оформленным в соответствии с Порядком предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 27.02.2010 № 75.

В Комиссиях кадастровая стоимость может быть оспорена по следующим основаниям:

- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Для обращения в Комиссию необходимо оформить заявление о пересмотре кадастровой стоимости:

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» п рошу пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - ____________________________________________________________________

(вид объекта недвижимости – земельный участок, здание, помещение, сооружение, объект незавершенного строительства)

с кадастровым номером _______________________________________________,

расположенного по адресу: ____________________________________________,

в связи с тем, что кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости затрагивает мои права (и/или) обязанности в связи с _____________________________________________________________________

(обоснование затрагивания прав (и/или) обязанностей заявителя)

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

? недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

? установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Приложения с указанием количества листов и экземпляров:

1. Кадастровый паспорт объекта недвижимости (подлинник) – на ______ листах в 1 экз.

2. Нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости) на ______ л. в 1 экз.

3. Документы, являющиеся основанием для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости:

Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от «___»_______20__ г. №__________ (подлинник) - на _____ л. в 1 экз. ( указывается в случае установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости );

Положительное экспертное заключение о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (подлинник) – на ___ л. в 1 экз. ( указывается в случае установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, а также в случае если рыночная стоимость земельного участка отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов).

Документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости - наименование и реквизиты всех документов ( указывается в случае оспаривания по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости ).

4. Иные документы: __________________________________________________ _____________________________________________________________________

(наименование и реквизиты иных документов, обосновывающих требования)

_______________ ___________ / _____________________

дата подпись ФИО

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» п рошу пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - ____________________________________________________________________

(вид объекта недвижимости – земельный участок, здание, помещение, сооружение, объект незавершенного строительства)

с кадастровым номером ___________________________________________,

расположенного по адресу: ________________________________________,

в связи с тем, что кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости затрагивает мои права (и/или) обязанности в связи с

(обоснование затрагивания прав (и/или) обязанностей заявителя)

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

? недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

? установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Приложения с указанием количества листов и экземпляров:

1. Кадастровый паспорт объекта недвижимости (подлинник) – на ______ листах в 1 экземпляре.

2. Нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости) на ______ л. в 1 экз.

3. Документы, являющиеся основанием для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости:

Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от «_____»_______20__ г. №__________ (подлинник) - на _____ л. в 1 экз. ( указывается в случае установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости );

Положительное экспертное заключение о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (подлинник) – на ___ л. в 1 экз. ( указывается в случае установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, а также в случае если рыночная стоимость земельного участка отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов).

Документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости - наименование и реквизиты всех документов ( указывается в случае оспаривания по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости ).

4. Иные документы: __________________________________________________ _____________________________________________________________________

(наименование и реквизиты иных документов, обосновывающих требования)

_______________ ___________ / _____________________

дата подпись ФИО

В целях выявления оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости заявитель вправе обратиться к заказчику работ (информацию о заказчике работ по определению кадастровой стоимости можно уточнить в Управлении Росреестра по субъекту Российской Федерации) в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в ходе проведения государственной кадастровой оценки, или в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (Управление Росреестра по субъекту Российской Федерации), если стоимость определена в ходе осуществления кадастрового учета объекта недвижимости или кадастрового учета изменений объекта недвижимости, с запросом о предоставлении сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В течение семи рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик работ и орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, обязаны предоставить заявителю соответствующие сведения.

Уточнить, каким образом определена кадастровая стоимость объекта недвижимости (в ходе государственной кадастровой оценки или в ходе осуществления кадастрового учета объекта недвижимости или кадастрового учета изменений объекта недвижимости) можно в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъекту Российской Федерации.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить:

- кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

- нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

- отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

- положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии (указанное экспертное заключение необходимо представить в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов).

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.

В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

Для получения информации, необходимой для работы комиссии, председатель комиссии вправе обратиться с запросом к исполнителю работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается, в случаях и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

Если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:

- об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;

- о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Порядок голосования комиссии устанавливается порядком создания и работы комиссии.

В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» срок.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.

В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в течение пяти рабочих дней с даты его принятия комиссия направляет в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (Управление Росреестра по субъекту Российской Федерации), и орган кадастрового учета (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъекту Российской Федерации) копию указанного решения. В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании определения в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости комиссия в течение пяти рабочих дней с даты принятия такого решения также направляет:

- отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который составлен в форме электронного документа и на основании которого оспорена кадастровая стоимость, и (при наличии) соответствующее положительное экспертное заключение, составленное в форме электронного документа, в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (Управление Росреестра по субъекту Российской Федерации);

- сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъекту Российской Федерации).

Другие статьи

Исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости земли, земельного участка, дома или квартиры в Москве

Исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости

Индивидуальный подход к каждому клиенту "Академии Права"


  • Ценим время клиента и своё время. Работаем на результат.


  • Используем только законные методы для решения задач в судах.


  • Прозрачная и полная отчетность о статусе ведения дел.


  • Всегда в курсе нововведений в законодательстве.


  • Успешный опыт ведения дел по 25 направлениям права

    Этапы сопровождения сделок с имуществом (недвижимостью):
    • Изучение прав владельца объекта, желающего передать его в чью-либо собственность на определенных условиях. Этот этап предоставления услуг юриста по недвижимому имуществу включает подробную и тщательную проверку документов, которые подтверждают заявленные права владельца имущества.
    • Подготовка договора между сторонами сделки и сопровождение самой сделки - купля-продажа, мена или другая операция.
    • При оказании услуг юриста в отношении жилых помещений – работа с БТИ по получению документа (свидетельства о праве) на нового собственника.

    Недвижимость предполагает сделки на крупные суммы. Свести к минимуму риски при сделках с имуществом (недвижимостью) призвана специальная отрасль в сфере юридических услуг.

    Однако доверить сопровождение своей сделки при покупке, продаже, дарении, обмене недвижимого имущества следует только проверенным профессионалам с достойной репутацией.

    © 2001-2016 Академия права юридическое бюро

    Продвижение юридического сайта - Akatovmedia

  • Образец заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка - Медиа портал

    Примерные формы - росреестр

    принципиально отметить, что в этом случае новенькая кадастровая цена применяется только с 1 января того года, в котором истец обратился с заявлением о ее пересмотре. Готрибуналарственная кадастровая оценка земли проводится в согласовании с законодательством рф об оценочной деятельности ( закона от 29. Ярославле (дзержинский, заволжский, ленинский, фрунзенский, кировский, красноперекопский отделы управления росреестра по ярославской области).

    Актуализированная редакция снип, сп (свод правил) от года 59. Кадастровая палата выдала справку о кадастровой цены земли с неправильной датой установления кад. Вас рф в случае роста кадастровой цены земляного участка.

    Заявление о пересмотре кадастровой стоимости - assessor ru

    В истинное время в госдуме находится законопроект о приостановлении способности оспаривания кадастровой цены недвижимости. Оспаривание делается с неотклонимым дотрибуналебным воззванием в комиссию по спорам о кадастровой цены, а только позже можно в трибунал с административным иском. С 15 июля росреестр закончит выдавать свидетельства о гос регистрации прав. Да, подходит, в административном иске в отношении оспаривания кадастровой цены дома могут маленькие аспекты.

    Оспаривание кадастровой оценки нюансы процедуры

    Споров о результатах определения кадастровой цены. эталон контракт купли - реализации квартиры ( по доверенности). Практика указывает, что кадастровый орган нередко устанавливает кадастровую цена задним числом и здесь ничего не поделаешь. Это очередной пылесос для выкачивания средств с населения в пользу бюрократической прослойки.

    Плательщиками госпошлины признаются организации и физические лица в случае. Что такое кадастровая цена недвижимости, земляного участка. Федеральный закон русской федерации от г. Как и при работе комиссии в трибунале оспаривается не только сама цена, приравниваемая к уровню рыночной, но и на основании недостоверных сведений, использованных при оценке. эталоны заявлений о пересмотре кадастровой цены для.

    Заявление на оспаривание кадастровой стоимости земли образец - Обновленный материал

    Заявление на оспаривание кадастровой стоимости земли образец

    Ленина, 8, 400005, г. Волгоград, пр-т Ленина, 53 А Тел. Ленина, 8, 400005, г. Волгоград, пр-т Ленина, 53 А Тел. СПРАВКА о результатах обобщения судебной практики по рассмотрению дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости за период с августа 2014 года по март 2015 года. СПРАВКА о результатах обобщения судебной практики по рассмотрению дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости за период с августа 2014 года по март 2015 года. В соответствии с планом работы Волгоградского областного суда на 1-е полугодие 2015 года проведено обобщение практики рассмотрения Волгоградским областным судом по первой инстанции гражданских дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. На обобщение представлено 115 гражданских дел названной категории, из них: 101 рассмотрено по существу с вынесением решений; - по 7 производство прекращено; - 4 заявления оставлено без рассмотрения; - 3 передано в другие суды. Кроме того, за указанный период времени судьями Волгоградского областного суда было вынесено 358 определений, в соответствии с которыми в связи с выявленными недостатками оставлено без движения - 320 заявлений; возвращено заявителям - 35 заявлений; отказано в принятии - 3. Примерно равное количество гражданских дел возбуждено как по заявлениям граждан, так и по заявлением юридических лиц, обращающихся в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов. Калач-на-Дону, равной его рыночной стоимости. В обоснование заявленных требований было указано, что заявитель является собственником вышеуказанного земельного участка, кадастровая стоимость которого по состоянию на 01. Установленная кадастровая стоимость земельного участка в несколько раз превышает рыночную стоимость, что возлагает на заявителя обязанность по уплате земельного налога в необоснованно завышенном размере. Решением Волгоградского областного суда от 2 марта 2015 года заявление Аналогичным образом Волгоградский областной суд разрешал дела, где с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков обращались юридические лица. При этом, суд в каждом случае выяснял, был ли соблюден заявителем досудебный порядок разрешения спора, установленный ст. В частности, в абзацах 1 и 3 названной статьи закона содержатся положения о том, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом, для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Государственным органом, который в силу приведенных положений закона уполномочен на досудебное рассмотрение обращений юридических лиц в порядке оспаривания кадастровой стоимости земельных участков в Волгоградской области, является Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области Калинина ул. Вместе с тем, Комиссия при каждом обращении в неё заинтересованным лицом в рассмотрении заявления об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка фактически отказывала, ссылаясь на то обстоятельство, что в силу пункта 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08. Следует отметить, что обращение в Комиссию при рассмотрении судом названной категории дел имеет еще одно существенное значение, направленное на реализацию прав юридических лиц, права и обязанности которых затронуты результатами определения кадастровой стоимости земельных участков. Таким образом, установление даты обращения юридического лица в Комиссию и приведение названной даты в судебном акте является необходимым действием суда, от которого зависит, в полной ли мере будут восстановлены нарушенные права заявителя. В большинстве судебных актов Волгоградского областного суда сведения об указанных обстоятельствах не содержатся. Справедливости ради, следует отметить, что необходимые письменные доказательства в оговоренной части имеются во всех делах, что не лишает суд в порядке разъяснения решения ст. При обращении в суд заявители представляют следующие документы: заявление с копиями по числу заинтересованных лиц; квитанцию об уплате государственной пошлины; документы, подтверждающие право заявителя на спорный земельный участок; документы из ФБУ «Кадастровая палата» по Волгоградской области, свидетельствующие о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости; отчет независимого оценщика о рыночной стоимости земельного участка; положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности; решение письменный ответ Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области. При определении совокупности документов, необходимых для представления заявителем в суд, судьи Волгоградского областного суда ориентированы на положения статьи 24. В настоящий момент такой подход представляется верным, тем более, что в соответствии с частью 2 статьи 246 вводимого в действие в 15 сентября 2015 года Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Федеральный закон от 08. Обязательным условием с названной даты будет предоставление отчета и положительного экспертного заключения, в том числе, и в электронном виде. По-разному подходили судьи областного суда к оформлению документов при принятии к производству заявлений об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков. Непредставление подлинников документов в суд в ряде случаев служило основанием для оставления заявления без движения. Так, например, определением судьи от 01. Обоснованность такого вывода представляется спорной. Из анализа приведенной нормы во взаимосвязи со ст. Вместе с тем представленные копии документов должны отвечать общим принципам и требованиям, предъявляемым к письменным доказательствам. С учетом указанных обстоятельств судья обоснованно определением от 12. С достаточной регулярностью судьи оставляли без движения заявления об оспаривании кадастровой стоимости, ссылаясь на необходимость указании в заявлении в качестве заинтересованных лиц - должностных лиц государственных органов установивших кадастровую стоимость земельных участков, и собственников этих участков. Так, в ряде судебных актов об оставлении заявления без движения, судьи приводили следующую мотивировку. В силу положений ст. Между тем, истец в исковом заявлении не указал в качестве третьего лица названное должностное лицо и не представил для него копии документов, на которых основаны исковые требования. Не указан, кроме того, в качестве третьего лица и собственник спорного земельного участка - Администрация г. Волгограда, права которого затрагиваются предъявленным в суд иском. Другим основанием для оставления заявления без движения являлось представление отчёта об оценке рыночной стоимости земельного участка, в котором, как полагал судья, дата определения рыночной стоимости была установлена оценщиком неверно. При этом, судья на указанной стадии гражданского судопроизводства фактически делал вывод о несоответствии представленного суду письменного доказательства требованиям ст. В качестве иллюстрации сказанного следует привести следующий пример. Определением судьи от 3 декабря 2014 года заявление В определении указано, что согласно ст. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей. Как усматривается из приложенных к исковому заявлению В соответствии с требованиями ст. Вместе с тем в исковом заявлении отсутствуют сведения о том, является ли спорный земельный участок ранее неучтённым или сведения об участке в государственный кадастр вносились в связи с изменением его качественных или количественных характеристик. Соответствуют требованиям процессуального законодательства определения о возвращении заявлений по мотиву не соблюдения досудебного порядка урегулирования спора. Судьей указано, что в силу ст. Поскольку из заявления истца и приложенных документов не следовало, что заявитель обращался в соответствующую комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, судья с учетом п. Одним из оснований, в соответствии с которым судьи областного суда оставляют заявления об оспаривании кадастровой стоимости, является обращение заявителей в суд в порядке искового производства, в то время как, по мнению судьи, названная категория дел подлежит рассмотрению в суде в порядке, установленном главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Указанный вывод является верным и к настоящему моменту подтвержден позицией Верховного Суда, отраженной в ряде судебных актов. Так, например, в определении от 17. Между тем действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, если таковая определена пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. В таком случае сведения о рыночной стоимости земельного участка учитываются при определении налоговой базы пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации. Приведенные законоположения свидетельствуют о том, что установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, а также органы местного самоуправления, устанавливающие земельный налог, которые обладают властными полномочиями по отношению ко второму участнику названных правоотношений, определяют порядок и условия вступления в данные правоотношения. Указанную правовую позицию используют судьи Волгоградского областного суда. В том случае, если к производству суда уже принято исковое заявление, судьи выносят определения о продолжении рассмотрения дела в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений глава 23 ГПК РФ. В отдельных случаях судьи, вынося определение о принятии искового заявления к производству суда, указывают, что дело будет рассматриваться в порядке, предусмотренном Главой 23 ГПК РФ. С учетом изложенного представляются преждевременными выводы судей, оставляющих без движения исковые заявления об оспаривании кадастровой стоимости исключительно по мотиву обращения в суд в порядке Главы 23 ГПК РФ. То обстоятельство, что лицами, права которых нарушены установлением кадастровой стоимости земельных участков превышающей их рыночную стоимость, требования заявлены в порядке искового производства, не свидетельствует о ненадлежащем выборе способа защиты права, поскольку требования об оспаривании кадастровой стоимости подлежат рассмотрению судом в порядке главы 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Правильной представляется позиция судей Волгоградского областного суда, когда на стадии принятии заявления к производству суда путем оставления заявления без движения определяется правильный состав сторон по делу. Так, например, оставляя 6 февраля 2015 года исковое заявление Вместе с тем в заявлении Особую значимость при рассмотрении приведенной категории гражданских дел имеет правильное определение заинтересованных лиц по делу, участие которых является обязательным. К настоящему моменту судьи Волгоградского областного суда исходят из того, что при рассмотрении дел об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка к числу надлежащих заинтересованных лиц по делу относится, прежде всего, орган, осуществляющий государственную функцию по организации государственной кадастровой оценки земель, коим в силу пункта 5. Другим обязательным участником названной категории дел являются получатели земельного налога - муниципальные образования, на территории которых находятся спорные земельные участки. Интересы указанных заинтересованных лиц в суде представляют местные администрации. Выбор еще одного из заинтересованных лиц по делу зависит от того, каким органом утверждалась кадастровая стоимость земельных участков. В Волгоградской области такими органами являются: 1. Губернатор Волгоградской области, принявший 20. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области» в том случае, когда имели место обстоятельства, установленные ст. Такими обстоятельствами, в частности, являются: - осуществление государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости; - включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости; - внесение в государственный кадастр недвижимости сведений при изменении качественных или количественных характеристик объектов недвижимости, влекущее за собой изменение их кадастровой стоимости. Решением Волгоградского областного суда от 29 апреля 2015 года заявление Привлекая филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области к участию в деле в качестве заинтересованного лица, суд исходил из того, что названный орган определил кадастровую стоимость спорного земельного участка по состоянию на 18 марта 2010 года в связи с актуализацией сведений о кадастровой стоимости в порядке, установленном ст. В другом случае, исключая «Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области из круга лиц, участвующих в деле в качестве заинтересованного лица по гражданскому делу по заявлению При этом сделан вывод о том, что разрешение вопроса об установлении рыночной стоимости сформированного и состоявшего на учете объекта недвижимости на дату определения его кадастровой стоимости со всей очевидностью не затрагивало прав и законных интересов ФГБУ «ФКП Росреестра». С учетом изложенного особое значение для защиты прав и законных интересов заявителей является приведение в судебных актах сведений о времени обращения обладателя прав на спорный объект недвижимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд. Эти сведения приводятся судьями Волгоградского областного суда в мотивировочной либо резолютивной части судебного решения. К моменту составления настоящей справки судебная практика относительно даты, на которую следует определять рыночную стоимость спорного объекта оценки, в основном сформировалась и эти вопросы не вызывают каких-либо затруднений. В случае, если имели место обстоятельства, установленные положениями ст. Волгоградским областным судом не принималось к настоящему моменту решений о взыскании судебных расходов по настоящим делам. Однако разъяснение по указанному вопросу содержится в Определении Верховного Суда РФ от 11. В соответствии со статьей 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины издержек, связанных с рассмотрением дела. Перечень издержек, связанных с рассмотрением дела, определен в статье 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, Верховный Суд РФ указал, что расходы на оплату оценки и экспертизы и услуги по оценке и получению положительного экспертного заключения, оказанные заявителям на стадии досудебного разбирательства и произведенные во исполнение обязанности по представлению обязательных документов, предусмотренных статьей 24. При выборе лица, на которого следует возлагать обязанность по возмещению судебных расходов, Верховный Суд РФ предложил исходить из того, что одной из сторон спорных правоотношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки или утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Кроме того, в зависимости от конкретных обстоятельств судом в качестве заинтересованных лиц к участию в деле могут быть привлечены органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, выступающие в качестве получателей налоговых доходов и арендных платежей, а также органы, выполняющие функции по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету. ФГБУ «ФКП Росреестра» и его территориальные органы вправе определять кадастровую стоимость исключительно в отношении определенных объектов недвижимости с учетом положений статьи 24. Возлагать на названный орган обязанность по возмещению судебных расходов можно только в том случае, если кадастровая оценка спорного земельного участка была определена не в результате массовой государственной оценки, а по правилам статьи 24. Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда.

    Результаты процедуры вносятся в государственный кадастр недвижимости.