Руководства, Инструкции, Бланки

Оак Официальный Сайт Руководство img-1

Оак Официальный Сайт Руководство

Рейтинг: 5.0/5.0 (1659 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Следствие взялось за авиационщикаТулякова - Веб компромат

Вице-президент ОАК может стать фигурантом уголовного дела о мошенничестве вслед за ворами из корпорации МИГ

Похоже, что следственные органы наконец-то решили навести порядок в стратегической для страны отрасли авиастроения, в том числе военного. То, что в этой скрытой от общественного контроля сфере, поглощающей сотни миллиардов бюджетных рублей, процветает воровство и коррупция, уже давно не секрет. Отсюда и проблемы у наших самолетов. Чтобы истребители лучше строились и выше летали, давно было пора взять за белые воротнички тех, кто наживается на крыльях Родины. И вот на днях стало известно о том, что силовики арестовали бывших и действующих руководителей самолетостроительной корпорации МиГ, которые провели многомиллионные махинации .

Следственный комитет в рамках расследования о хищениях и незаконной продаже 22 000 кв. м. принадлежащих МиГу, взял под арест экс-гендиректора дочки РСК МиГ — ОАО «МиГ-Рост» Алексея Озерова и замгендиректора ПАО «Туполев» Егора Носкова. Топ-менеджеров обвиняют в том, что в начале 2000-х годов комплекс зданий на Ходынском поле площадью 22 тыс. кв. м был перепродан, и на протяжении десятка лет сдавался в аренду структурам, входящим в Объединенную авиастроительную корпорацию. В рамках этого же расследования был допрошен вице-президент ОАК Александр Туляков, который в начале 2000-х годов руководил в РСК МиГ департаментом по управлению имуществом. Эта должность во вскрытых схемах представляется едва ли не ключевой. Ведь известно, что кто в России сидит на «имуществе», тот его и имеет по полной программе. Между тем, суть аферы такова. В 2001 году РСК МиГ решила избавиться от своего якобы «непрофильного актива», который так назвал Туляков, площадью 22 тыс. кв. м в Москве на улице Поликарпова. Огромная территория на Ходынском поле была передана в хозяйственное управление дочернему подразделению РСК — ФГУП «МиГ-Рост», находящееся под управлением Алексея Озерова. Кстати, идею создания дочерней компании лоббировал Туляков. Уже через два года, в июне 2003-го, эту фирму приватизировали и фактически вывели из-под контроля корпорации МиГ.

После этого земельные активы авиастроителей на Ходынском поле уже оказались обременены договором аренды, заключенным ОАО «МиГ-Рост» (правопреемник приватизированного ФГУПа) 31 мая 2004 года сроком на 11 месяцев. Но самое интересное, в день заключения договора аренды было заключено дополнительное соглашение, продлевающее действие договора еще на 49 лет! Основным видом деятельности ОАО «МиГ-Рост» было заявлено «производство пластмассовых изделий для упаковки товаров». А гендиректором предприятия остался Озеров!

Есть еще одна пикантность. В тот момент глава столичного управления Росимущества Анатолий Шестерюк, который сейчас сам находится под следствием по громкому уголовному делу о хищении более ста объектов недвижимости, пытался добиться смещения господина Озерова с должности. В вину последнему ставилась подозрительно низкая выручка от аренды, получаемая ОАО «МиГ-Рост»! Другими словами, у силовиков есть доказательства, согласно которым Туляков и Озеров фактически прибирали к рукам выручку, принадлежащую МиГу. Дальше – больше. В 2004 году комплекс зданий на улице Поликарпова был продан созданному ООО «Бизнес-Актив». Через год эту фирму с активом в сотни миллионов рублей всего за 10 тысяч рублей (. ) купил бизнесмен Егор Носков, который сейчас является заместителем гендиректора ПАО «Туполев» по имущественному комплексу. Это банальный вывод средств! Уже в 2005 году вся некогда принадлежавшая МиГу недвижимость была перепродана почти за 50 млн рублей ООО «Либерта-инвестмент».

Данная компания сдавала объекты в аренду входящим в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) структурам. С 2011 по 2015 год в качестве арендной платы «Либерта-инвестмент», учредителем которой выступает кипрский офшор Feretto, получила почти 800 млн рублей. По предварительным данным, офшор принадлежит Тулякову, Озерову и Носкову!

С 1993 по 2008 год Александр Туляков занимал различные должности в Российской самолетостроительной корпорации МиГ. Но нас интересует 2001 год, когда у Тулякова случился резкий карьерный взлет. Он становится руководителем не конструкторского бюро, не профильного авиастроительного направления, а департамента по управлению имуществом МиГ.Стоит отметить, что ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» обладает внушительных размеров имуществом. И часть из активов признана непрофильной и подлежит приватизации. Но как так получилось?

Дело в том, что в ОАК есть первый вице-президент ОАК Александр Туляков, который и занимается непрофильными активами. Он пришел в ОАК из ОАО «РСК «МиГ», где руководил департаментом по управлению имуществом. Может быть причастен Туляков и к другому инциденту. Так, тамбовское МВД в прошлом году возбудило уголовное дело в отношении руководства ООО «Моршанскхиммаш», которое растратило 58 из 60 млн рублей, выделенных на проект для ОАК. «По контракту выполнены лишь подготовительные работы: согласованы технологический процесс и технические условия, для этого провели командировочные расходы», — отмечала тогда представитель облпрокуратуры Надежда Истомина.

Но дело затихло… Ведь Туляков считается «правой рукой» президента ОАК Юрия Слюсаря. А его назначение было пролоббировано одной из крупнейших российских госкорпораций «Ростех» и Минпромом. При этом, если экс-глава ОАК Михаил Погосян был серьезной фигурой, которая по факту подчинялась только президенту и главе его администрации, то Слюсарь будет исполнять то, что прикажут ему в госкорпорации. Если внимательнее рассмотреть фигуру Слюсаря, становится понятно — он отношение к авиастроению и к госслужбе имеет очень опосредованное. Ранее высокопоставленный чиновник руководил автономной некоммерческой организацией «РФА» (Российский фонографический альянс). Слюсарь не имеет прямого отношения к авиации, а главное – профильного образования. Ведь в свое время он занимался оптовой торговлей техническими носителями информации и возглавлял совет директоров Национальной федерации производителей фонограмм (НФПФ).

В 2009 году Слюсарь неожиданно стал помощником министра промышленности и торговли Виктора Христенко. В 2010-2012 годах чиновник возглавлял департамент авиационной промышленности Минпромторга, а с 5 мая 2012 года Слюсарь стал заместителем министра промышленности и торговли Дениса Мантурова. По данным СМИ, после того, как Мантуров издал приказ о назначении исполняющим обязанности генерального директора ФГУП «Ведомственная охрана объектов промышленности России» «своего человека», произошел силовой захват головного офиса предприятия.

ОАК из авиационного предприятия медленно, но верно превращается в эдакое МММ. Согласно данным прокурорской проверки, несмотря на «беспрецедентные меры господдержки» в размере 70,5 млрд руб. финансовое состояние предприятий авиапрома не улучшилось. Совокупный долг корпорации превысил 260 млрд рублей, а уставный капитал ОАК из-за снижения стоимости активов дочерних обществ уменьшился на 30,7 млрд руб. И тут снова стоит вспомнить Тулякова. При нем исправно собираемые с дочерних обществ дивиденды размещались ОАК для получения доходов на депозитах, в то время как сами авиастроительные предприятия были вынуждены брать все новые и новые коммерческие кредиты! Отметим, что действия «Аэрофлота» нанесли прямой ущерб отечественной авиастроительной отрасли в этом году. Как это случилось и при чем тут Туляков?

В конце 2015 года было продавлено гендиректором авиакомпании Виталием Савельевым решение о закупке лизинговой компанией «Ильюшин финанско» самолетов компании Bombardier. Сделка совершена в интересах исключительно «Аэрофлота». Об этом свидетельствует и то, что ранее ни одна другая компания не заинтересовалась приобретаемыми самолетами Cseries-300. Скандальности ситуации придает тот факт, что «Ильюшин финанско» изначально обязана была торговать исключительно самолетами российского производства. Подписание же контракта о закупке 32 и опционе еще на 10 самолетов Cseries-300 лишает инвестиций в размере от 2,56 млрд долларов до 3,42 млрд долларов, если сделка будет закрыта. А фактически помог Савельеву в этом как раз господин Туляков, который член Совета директоров «Ильюшин финанско»! Вместо борьбы за российского производителя, ведь Туляков представляет ОАК, он предпочел «социал-соглашательство». Поговаривают, что Туляков согласился не Bombardier не бесплатно… Возвращаясь к ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация». Отметим, что после аудита ОАК, в 2014 году прокуратора заявила о 48 уголовных делах, возбужденных в авиастроительной и судостроительной корпораций. Но особых подвижек нет… Тогда пресс-служба Объединенной авиастроительной коропорации сообщила, что «Корпорация не располагает сведениями об уголовных делах, возбужденных в отношении ОАО «ОАК» или ее должностных лиц. Вместе с тем, есть расследования, ведущиеся по инициативе самой Корпорации, а также в отношении третьих лиц и организаций, не имеющих к «ОАК» и ее должностным лицам никакого отношения». Просто Слюсарь хотел решить проблему без привлечения силовиков, тихо замести следы.

Но, похоже, теперь замести следы не получится. Перед выборами в 2016 году власти решили продемонстрировать, что все-таки борются с коррупцией. Арестованы пока МиГовцы Егор Носков и Александр Озеров. Вскоре будет изолирован и Александр Туляков, по которому у следователей есть огромная база доказательств. Ситуация коснется и главы ОАК Юрия Слюсаря. Что самое примечательное, аресты, скорее всего, произойдут до сентября этого года. Ведь как мы уже отметили, это не просто следственные действия, но и пиар-ход перед выборами. В любом случае, это не освобождает коррупционеров от ответственности.

Другие статьи

ТАСС: Биографии и справки - Объединенная авиастроительная корпорация

Дебаты Тимоти Кейна и Майкла Пенса начались с вопроса о роли вице-президента США

Международная панорама 5 октября, 4:17

Овечкин стал третьим в рейтинге букмекеров на получение "Харт Трофи"

Спорт 5 октября, 4:06

Заемщики смогут отсрочить очередной платеж по кредиту за небольшую сумму

Экономика и бизнес 5 октября, 4:06

В Токио добиваются признания принадлежности Японии всей южной части Курил

Международная панорама 5 октября, 3:54

Компания Boeing заявила о намерении завоевать рынок космического туризма

Космос 5 октября, 3:15

Клинтон заявила, что не помнит, чтобы предлагала убить Ассанжа с помощью БПЛА

Международная панорама 5 октября, 2:51

Трамп: РФ нарушила договоренности по Сирии, так как не уважает США

Международная панорама 5 октября, 2:27

США заблокировали заявление СБ ООН с осуждением обстрела посольства РФ в Сирии

Международная панорама 5 октября, 2:27

Фараж исключил возможность в третий раз стать лидером UKIP

Международная панорама 5 октября, 2:05

Объединенная авиастроительная корпорация. Досье

© Марина Лысцева/ТАСС

ТАСС-ДОСЬЕ. 10 лет назад, 20 февраля 2006 года указом президента РФ Владимира Путина была создана Объединенная авиастроительная корпорация.

ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) - российский холдинг, объединяющий 30 основных компаний авиапромышленного комплекса РФ и более 10 авиаремонтных заводов. Владеет правами на марки гражданских и военных самолетов "Су", "МиГ", "Ил", "Ту", "Як", "Бериев".

ОАО "ОАК" была основана в соответствии с указом президента РФ от 20 февраля 2006 года, зарегистрирована 20 ноября того же года. В последующие несколько лет в собственность корпорации были переданы акции основных авиастроительных компаний. В апреле 2015 года форма собственности компании была изменена на ПАО.

Цели, состав компании

Цель создания ОАК - сохранение и развитие научно-технического потенциала российского авиастроения; занять 10% мирового и более 50% внутреннего рынка гражданской авиации к 2025 году.

ОАК занимается разработкой, производством, реализацией, модернизацией, гарантийным и сервисным обслуживанием, ремонтом авиационной техники гражданского и военного назначения.

В ОАК напрямую входят пять управляющих компаний:

  • "Компания "Сухой" (доля ОАК - 75,94%),
  • Корпорация "Иркут" (86,12%),
  • "Туполев" (95,88%),
  • "ОАК-Антонов" (50%),
  • "ОАК-Транспортные самолеты" (100%).

с их дочерними предприятиями: "Гражданские Самолеты Сухого", "ОКБ Сухого", "ОКБ Яковлева", "Ильюшин".

Также ОАК напрямую владеет более 40% акций конструкторских бюро "МиГ", "Аэрокомпозит", "Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова", "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева" и "Экспериментальный машиностроительный завод имени В. М. Мясищева".

В ОАК входят авиационные заводы в Комсомольске-на-Амуре, Новосибирске, Иркутске, Нижнем Новгороде, Воронеже и Ульяновске, а также компании, обеспечивающие финансирование поставок гражданских самолетов: "Ильюшин-Финанс" и "Финансовая лизинговая компания".

На предприятиях ОАК работают около 90 тыс. человек.

Доля ОАК на мировом рынке поставок военной авиационной техники составляет с 2010 года около 15%, на рынке гражданских самолетов - около 1%.

В 2014 г. общий объем производства воздушных судов на предприятиях ОАК составил 159 штук, из них 33 гражданских лайнера и 124 военных самолета для гособоронзаказа и на экспорт, 2 транспортных самолета.

В 2015 г. заказчикам поставлено 157 самолетов, в том числе в рамках гособоронзаказа - 92 штуки, на экспорт - 34 боевые машины, гражданских и транспортных воздушных судов - 31 единица.

ОАК выпускает четыре вида гражданских самолетов: в 2015 г. заказчикам поставлено 22 единицы Sukhoi Superjet 100. ведется мелкосерийный выпуск Ту-204СМ. Ил-96-300. Ан-148. Заканчиваются работы по сборке первого летного образца средне-магистрального узкофюзеляжного авиалайнера с применением композитных материалов МС-21. первый полет запланирован в конце 2016 г.

В модельный ряд военных самолетов ОАК входят:

  • истребители Су-30 различных модификаций (в 2015 г. поставлено 30 бортов),
  • Су-35 (27 бортов) и Су-27СК,
  • МиГ-29 различных модификаций (не менее 15 бортов) и МиГ-35,
  • бомбардировщики Су-34 (18 бортов),
  • учебно-боевые самолеты Як-130 (12 бортов) и др.

Также корпорация проводит испытания истребителя пятого поколения ПАК-ФА (Т-50). ОАК занимается обслуживанием и модернизацией существующего парка стратегических бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160 .

В 2015 г. было принято решение о целесообразности возобновления производства Ту-160, продолжается разработка Перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА ).

Помимо этого ОАК занимается производством реактивного самолета-амфибии Бе-200. чья базовая конфигурация предназначена для тушения лесных пожаров. В 2014 г. запущено серийное производство модернизированных транспортных самолетов Ил-76МД-90А .

Твердый портфель заказов ОАК на конец 2015 г. - 550 единиц на сумму в 1 млрд 375 млн руб.

По итогам первого полугодия 2015 г. ОАК получила выручку в размере 103 млрд 484 млн руб. (рост на 33,7% по сравнению с тем же периодом 2014 г.). Чистый убыток вырос на 32,2% - до 16 млрд 988 млн руб.

Выручка ОАК в 2014 г. - 295 млрд руб. чистый убыток - 13 млрд 654 млн руб.

Президент, председатель правления ОАК с января 2015 г. - Юрий Слюсарь. Председатель совета директоров - министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

Росимуществу принадлежит 90,44% акций ОАК. Еще 5,6% акций находятся в собственности Внешэкономбанка (ВЭБ). Остальные ценные бумаги принадлежат частным акционерам, в том числе находятся в свободном обращении на Московской бирже.

Официальный сайт - www.uacrussia.ru

Объединенная авиастроительная корпорация концентрирует власть

Объединенная авиастроительная корпорация концентрирует власть

фото: пресс-служба ОАК

Совет директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) утвердил состав управленческой команды . В новом составе правления ОАК значительно расширено влияние блока боевой авиации. Формирование нового правления ОАК также предполагает увеличение роли вице-президентов в управлении дочерними компаниями, отмечают в корпорации.

Решением Совета директоров в новом составе правления утверждены два топ-менеджера из АО «Гражданские самолеты Сухого»: вице-президент по экономике и финансам Алексей Демидов, ранее работавший старшим вице-президентом АО «Гражданские самолеты Сухого» и вице-президент по программам и стратегии Александр Конюхов, который занимал должность первого заместителя генерального директора по программам ПАО «Компания «Сухой». Представитель еще одного военного подразделения корпорации - вице-президент по инновациям ПАО «ОАК», генеральный директор АО «РСК «МиГ» Сергей Коротков также вошел в состав правления корпорации.

При этом контролировать выполнение программ боевой авиации компаний «МиГ» и «Сухой», программ специальной авиации компаний «Туполев» и «ТАНТК им. Бериева» будет вице-президент по военной авиации ПАО «ОАК» Игорь Озар, ранее занимавший пост генерального директора ПАО «Компания «Сухой».

Из новых членов в состав правления вошли вице-президент по гражданской и транспортной авиации ПАО «ОАК» Владислав Масалов (работал на посту генерального директора «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК)) и руководитель аппарата Объединенной авиастроительной корпорации Александр Скоков.

В то же время Совет директоров досрочно прекратил полномочия семи членов правления. Сергей Вельможкин покинул правление, сохранив пост генерального директора ОАО «ИЛ», также состав правления покинул президент ПАО «Корпорация Иркут» Олег Демченко, генеральный директор ОАО «ОАК-Транспортные самолеты» Вильдан Зиннуров, генеральный директор ПАО «Туполев» Николай Савицких и вице-президент по программам и инновациям ПАО «ОАК» Дмитрий Маценов, вице-президент по экономике и финансам ПАО «ОАК» Дмитрий Елисеев, вице-президент по персоналу ПАО «ОАК» Светлана Крайчинская.

«Что касается правления, то оно теперь приведено к практически полному совпадению с вице-президентами, роль которых в управлении дочерними предприятиями ОАК увеличивается», - объяснили Gudok.ru в ПАО «ОАК».

В корпорации также отметили, что изменение структуры позволяет исключить дублирование функций и внутреннюю конкуренцию (речь в частности идет о выводе из состава управления руководителей дочерних предприятий). Новый состав правления позволит сконцентрироваться на развитии синергии, более эффективном управлении ресурсами конструкторских бюро, рассчитывают в ОАК.

Руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев обратил внимание на усиление представительства военной авиации в ОАК. По его мнению, новая управленческая команда сосредоточит особые усилия на взаимодействии с государством – на обслуживании гособоронзаказа. При этом эксперт отмечает сбалансированность команды: «Позиции по гражданскому и транспортному машиностроению в команде достаточно сильны, что позволяет отметить, что эти направления не останутся без серьезного присмотра».

Пантелеев и другие эксперты отрасли, а также опрошенные Gudok.ru сотрудники ОАК ждут утверждения корпорацией концепции своего развития, которая внесет окончательную ясность в смысл произошедших кадровых изменений и расставит акценты в приоритетах работы холдинга.

Объединенная авиастроительная корпорация создана в 2006 году с целью консолидации активов крупнейших авиапредприятий России. В настоящее время государству принадлежит более 85% акций холдинга. Приоритетными направлениями деятельности являются: разработка, производство, реализация, сопровождение эксплуатации, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация авиационной техники гражданского и военного назначения.

В состав ОАК входят ведущие российские конструкторские бюро и самолетостроительные заводы, среди которых компания "Сухой", корпорация "Иркут", "ОАК — Транспортные самолеты", Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина, Нижегородский авиастроительный завод "Сокол", "Туполев", "Авиастар-СП", "ВАСО", РСК "МиГ", ЛИИ им. М. М. Громова, "Аэрокомпозит", "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева" и "Экспериментальный машиностроительный завод имени В. М. Мясищева". Предприятия ОАК выполняют полный цикл работ — от проектирования до послепродажного обслуживания и утилизации авиационной техники.

В ОАК входят авиационные заводы в Комсомольске-на-Амуре, Новосибирске, Иркутске, Нижнем Новгороде, Воронеже и Ульяновске, а также компании, обеспечивающие финансирование поставок гражданских самолетов: "Ильюшин-Финанс" и "Финансовая лизинговая компания".
На предприятиях ОАК работают около 90 тыс. человек.

Доля ОАК на мировом рынке поставок военной авиационной техники составляет с 2010 года около 15%, на рынке гражданских самолетов - около 1%. ОАК ведет деятельность во многих российских регионах и осуществляет совместные проекты с иностранными партнерами. Совместные предприятия с участием Объединенной авиастроительной корпорации действуют в Италии и Индии.

В 2014 году общий объем производства воздушных судов на предприятиях ОАК составил 159 штук, из них 33 гражданских лайнера и 124 военных самолета для гособоронзаказа и на экспорт, 2 транспортных самолета.
В 2015 году заказчикам поставлено 157 самолетов, в том числе в рамках гособоронзаказа - 92 штуки, на экспорт - 34 боевые машины, гражданских и транспортных воздушных судов - 31 единица. Твердый портфель заказов ОАК на конец 2015 г. - 550 единиц на сумму в 1 млрд 375 млн руб. До 2025 года в планы корпорации также входит увеличение объемов выручки до 900 млрд. руб.

ОАК выпускает четыре вида гражданских самолетов: в 2015 г. заказчикам поставлено 22 единицы Sukhoi Superjet 100, ведется мелкосерийный выпуск Ту-204СМ, Ил-96-300, Ан-148. Заканчиваются работы по сборке первого летного образца средне-магистрального узкофюзеляжного авиалайнера с применением композитных материалов МС-21, первый полет запланирован в конце 2016 г.

Чистая прибыль ОАК по РСБУ в первом полугодии 2015 года сократилась в 13 раз, до 116 млн руб. против 1,5 млрд руб. годом ранее. Выручка компании выросла в 10,5 раза, до 14 млрд руб. Валовая прибыль за отчетный период увеличилась до 174,5 млн руб. (рост в 3,6 раза). Прибыль до налогообложения сократилась в 22 раза, до 70,3 млн руб.

Росимуществу принадлежит 90,44% акций ОАК. Еще 5,6% акций находятся в собственности Внешэкономбанка (ВЭБ). Остальные ценные бумаги принадлежат частным акционерам, в том числе находятся в свободном обращении на Московской бирже.

Константин Пукемов, Gudok.ru

Офшорный путь Александра Тулякова

Офшорный путь Александра Тулякова?

Как выделенный бюджетный миллиард на авиастроение оказался на счетах кипрских офшоров.

Как сообщает издание «ВПК.наме». на фоне радужных отчетов руководства одной их крупнейших государственных структур Объединенной авиастроительной корпорации независимые специалисты авиастроительной отрасли и профессиональные летчики констатируют резкий спад производства и внедрения новых технологий в российской авиации. Что происходит в отечественном авиастроении? Кто под видом «оптимизации» присваивает за копейки огромные куски столичной недвижимости всемирно известных авиационных заводов? И кто ответит за сотни миллиардов рублей, выделенных на строительство современных гражданских и военных самолетов, которые, по сути, вылетели в трубу? Обо всем этом специальное расследование.

Статистика отечественного авиастроения не внушает оптимизма. Если в 1990 году, накануне распада Советского Союза, в стране было выпущено около 200 гражданских авиалайнеров, то в современной России за последние десять лет строилось всего несколько самолетов в год. Судя по всему, выправить ситуацию не помогло даже создание в 2006 году Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК. – Прим. ред.). Иначе как объяснить закрытие лучших конструкторских бюро, где создавались флагманы советской, а потом и российской авиации? По данным специализированных авиационных изданий, практически прекратили свое существование конструкторские бюро «Яковлев» и «Мясищев». «Ильюшину» осталась только транспортная авиация.

Вряд ли кто-то кроме узких специалистов знает, что в октябре 2001 года правительство утвердило федеральную программу «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015-го». Согласно этому документу, на разработку, модернизацию и производство 17 типов самолетов, 9 вертолетов и 18 двигателей из бюджета страны выделено более 207 миллиардов рублей. Еще 247 миллиардов на развитие авиапрома в 2007–2012 годах как раз поступили во вновь образованную авиастроительную корпорацию «ОАК».

Если кто-то думает, что вливание в авиационную отрасль почти полтриллиона рублей сдвинуло дело с мертвой точки, то он глубоко ошибается.

Проведенная Контрольным управлением главы государства проверка исполнения президентского указа № 596 от 7 мая 2012 года в части развития авиационной промышленности для нужд гражданского воздушного флота показала: «при полном освоении выделенных средств определенные программой цели не достигнуты». Что это значит? По информации моих коллег, «истратив из федерального бюджета порядка 14 миллиардов целевых рублей, Объединенная авиастроительная корпорация так и не организовала серийное производство самолетов ИЛ-96-300 и Ту-204/214 и не довела их до соответствия международным требованиям. Не дождался промышленного запуска и региональный Ту-334. Истратив на его разработку и изготовление опытного образца 6 миллиардов рублей из федерального бюджета и более 10 миллионов долларов из внебюджетных источников, чиновники из авиастроительной отрасли просто исключили все работы по этому проекту из федеральной целевой программы. Еще 36 миллиардов рублей выделено в 2011–2012 годах на создание новых ближне- и дальнемагистральных лайнеров. 4 миллиарда – на разработку крыла для перспективных гражданских самолетов. 7 миллиардов – на изготовление и производство опытного образца современного двигателя ПД-14. Нет ни обещанного самолета, ни крыла, ни двигателя. Денег тоже нет».

Объединенная авиастроительная корпорация, как мы уже говорили, была создана в 2006 году. В ее состав вошли более двух десятков легендарных авиационных предприятий России со своими разработками, производственными площадями и грандиозными планами на будущее. По первоначальной задумке, ОАК должна была собрать в единый кулак всех авиапроизводителей и, при финансовой поддержке государства, вывести страну в мировые лидеры самолето- и вертолетостроения.

Первым главой ОАК стал Алексей Федоров. Профессиональному инженеру-конструктору Федорову, по словам наших собеседников, изначально были поставлены нереальные задачи. Столкнувшись с деградацией российской авиапромышленности, он был поставлен в жесткие условия – быстрое движение вперед, которого от него требовали, означало закрытие заводов и увольнение людей.

Федорова уволили с поста главы ОАК в 2011 году. Причину этой отставки даже прокомментировал вице-премьер правительства Аркадий Дворкович: «Президент (в 2011 году Дмитрий Медведев. – Прим. ред.) дал оценку работы крупных компаний по использованию инноваций, эта оценка неудовлетворительная». Он напомнил, что госкомпаниям предоставлены жесткие сроки подготовки программы инновационного развития, поэтому за их невыполнение «ответственность будет максимально жесткой, вплоть до увольнения».

Следующим главой ОАК после Федорова стал его заместитель Михаил Погосян.

Люди, лично знакомые с Федоровым и Погосяном, отмечали разный подход топ-менеджеров к работе. Федоров – практик производства, его задачей было «собрать камни». Погосян всю профессиональную жизнь после института работал в конструкторских бюро. Ему была поставлена сверхзадача – создать самолет на 100 мест и истребитель.

Госкорпорация или доходное место?

В официальных отчетах ОАК всегда показывался ежегодный рост выручки корпорации и увеличение количества произведенных самолетов. Так, в 2014 году выручка ОАК увеличилась на треть и составила 285 миллиардов рублей. Количество поставленных гражданских самолетов заказчикам составило 190 штук.

Достоянием прессы стала обратная сторона отчетов ОАК – доклад Генеральной прокуратуры после полномасштабной проверки госкомпании: «Направленные с 2007 по 2012 год из федерального бюджета в уставный капитал корпорации средства в размере почти 50 миллиардов рублей для реализации проектов строительства гражданских воздушных судов отечественного производства доводились корпорацией до дочерних и зависимых обществ на крайне невыгодных условиях. Вместо безвозмездного внесения в уставный капитал обществ, средства, призванные поддержать предприятия авиастроительной отрасли, предоставлялись им корпорацией в виде займов с взиманием до 14,5% годовых.

Помимо доходов от начисленных процентов, корпорация зачастую получала у дочерних и зависимых обществ еще и беспроцентные займы. ОАО «Компания «Сухой», ОАО «НАЗ «Сокол», ОАО «Корпорация «Иркут» в 2011–2012 годах выдали ОАО «ОАК» свыше 2,2 миллиарда рублей беспроцентных займов.

По сути дела Объединенная авиастроительная корпорация функционирует в качестве комиссионера и с любого процесса, происходящего в авиационной отрасли России, имеет свой процент прибыли. Когда государство выделяет средства на развитие отечественной авиации, ОАК забирает себе весьма значительную долю. Что остается, раздавалось авиапредприятиям, причем исключительно в соответствии с личными пристрастиями и предпочтениями руководителя».

Вот что пишет об этом еженедельная газета «ВПК»: «отчет уже Счетной палаты прямо указывает, что, несмотря на предусмотренные Госпрограммой вооружения поставки самолетов, производимых ОАО «Компания «Сухой» и ОАО «РСК «МиГ», в 2010–2012 годах бюджетная поддержка в размере почти 7 миллиардов рублей была оказана только первому.» Напомним, что Михаил Погосян перешел в ОАК из кресла генерального директора именно компании «Сухой». А сверхзадача, поставленная перед ним Владимиром Путиным, по созданию отечественного гражданского авиалайнера также выполнялась на базе «Сухого».

Создание самолета «Сухой Суперджет» стало приоритетной программой для ОАК. Причем настолько приоритетной, что на него были брошены все ресурсы отечественного авиапрома. Результат, по мнению специалистов, не очевиден. SSJ так и не стал привлекательным продуктом на международном рынке. Покупка нескольких десятков самолетов средними мексиканскими и китайскими авиакомпаниями не фееричный показатель. Российские авиаперевозчики предпочитают использовать пусть и подержанные, но зарубежные авиалайнеры. Другие именитые конструкторские бюро фактически остались без финансирования. Но самое любопытное, что и финансовые показатели компании «Сухой» оказались отрицательными.

Так, по информации из открытых источников, по итогам первого квартала 2014 года компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) не досчиталась почти 6 миллиардов рублей. Руководство ОАК подтвердило – валовый убыток ГСС вырос почти в 2,8 раза и составил 705 миллионов рублей.

По данным директора проекта Aviation Explorer Романа Гусарова, SSJ приносит стране колоссальные убытки. Причем чем больше его строят, тем быстрее растут убытки. Согласно годовым отчетам ЗАО «ГСС», убытки по годам составляют: 2010-й – 1,844 миллиарда, 2011-й – 3,859 миллиарда, 2012-й – 4,582 миллиарда рублей.

Топ-менеджер ОАК – юрист и экономист?

Весной этого года в Объединенной авиационной корпорации опять сменилось руководство. Вместо Михаила Погосяна руководить ОАК назначен Юрий Слюсарь. Слюсарь – бывший заместитель министра промышленности и торговли. Как говорят источники в госкорпорации, новый глава ОАК пришел один, без своей команды. И опираться ему приходится на кадры, которые оставил после себя Погосян.

И вот здесь начинается самое интересное. Команду, которая досталась в наследство новому президенту ОАК, сложно назвать профессиональной. Взять хотя бы нынешнего первого вице-президента Александра Тулякова. Начнем с биографии, которая опубликована на официальном сайте государственной корпорации. В графе образование у первого вице-президента ОАК две записи: 2001 год – окончил Высшую школу приватизации и предпринимательства – институт. Специальность «юриспруденция». 2003 год – Институт экономики и финансов «Синергия».

Я зашел на официальные сайты этих образовательных учреждений, чтобы изучить их и убедиться в профессиональной подготовке второго человека в авиастроительной промышленности России.

Высшая школа приватизации и предпринимательства действительно существует в Москве, где родился и сам первый вице-президент ОАК. А так же имеет филиалы в Санкт-Петербурге и Самаре. Но на официальном сайте этого вуза найти упоминание о возможности получения первого высшего образования по специальности «юриспруденция» мне обнаружить не удалось (существуют лишь юридические курсы повышения квалификации и краткосрочные семинары), так же, как и дозвониться до вуза по всем телефонам, указанным на официальном сайте. Может быть, возможность получения юридического образования была доступна в конце 1990-х, а потом специальность «юриспруденция» «исчезла» из перечня направлений подготовки специалистов в этом негосударственном образовательном учреждении? Для меня этот вопрос остался без ответа…

Идем дальше. Институт экономики и финансов «Синергия». Здесь еще интереснее. Сотрудница приемной комиссии, с которой меня соединил по телефону секретариат института, после длительного поиска в базе данных выпускников ответила, что Ф.И.О. Туляков Александр Владимирович ей обнаружить не удалось… А теперь вопрос! Как так получается, что второй человек в российской авиационной промышленности, который реально формирует идеологию и мнение нового руководителя ОАК о предприятиях отрасли, влияет на кадровую политику корпорации, но, судя по официальной биографии, не имеет даже простого образования в авиастроении?

Одновременно Туляков входит еще и в советы директоров практически всех предприятий, входящих в ОАК. Получается, что в России профессионалами-конструкторами с мировыми именами руководит простой специалист в имущественных вопросах?

Изучаем официальную биографию дальше. С 1993 по 2008 год Александр Владимирович Туляков занимал различные должности в Российской самолетостроительной корпорации «МиГ». Но нас интересует 2001 год, когда у Тулякова случился резкий карьерный взлет. Он становится руководителем не конструкторского бюро, не профильного авиастроительного направления, а департаментом по управлению имуществом «МиГ».

В нашем распоряжении оказались любопытные результаты проверки Генеральной прокуратуры самолетостроительной корпорации «МиГ», проведенной по фактам незаконного вывода активов по заниженной стоимости в пользу группы бывших сотрудников этого предприятия.

Согласно материалам прокурорской проверки, по инициативе руководства самолетостроительной корпорации в июне 2001 года «РСК МиГ» передала своей дочерней компании ФГУП «МиГ-РосТ» в хозяйственное ведение производственные здания площадью более 16 тысяч квадратных метров на улице Поликарпова в Москве. В принципе в этом ничего криминального нет. Читаем дальше. ФГУП «МиГ-РосТ», как уверяло в официальных письмах прошлое руководство «МиГ», создано для полного и наиболее эффективного использования производственных мощностей корпорации. А по некоторым данным, идею создания дочерней структуры лоббировал именно Александр Туляков. Уже через два года, в июне 2003-го, согласно прокурорской проверке, ФГУП «МиГ-РосТ» было приватизировано, став открытым акционерным обществом (ОАО. – Прим. ред.) и фактически выведено из под контроля корпорации «МиГ».

А еще через год, в 2004-м, уже ОАО «МиГ-РосТ» продает все здания на улице Поликарпова в Москве некоему ООО «Бизнес-Актив». Согласно базе данных, ООО «Бизнес-Актив» создано в феврале 2004 года, а ликвидировано в июле 2010-го. Дальше – больше. После того как никому не известное ООО приобрело производственное имущество «МиГ», полноправным владельцем «Бизнес-Актива» в 2005 году становится некий Егор Носков. Этот удачливый бизнесмен за стопроцентную долю в фирме, на балансе которой находились 16 тысяч квадратных метров «бесценной столичной недвижимости», заплатил всего 10 тысяч рублей!

Теперь посмотрим, кем же является на самом деле этот счастливчик. Егор Носков, согласно данным прокуратуры, – заместитель генерального директора по имущественному комплексу компании «Туполев», а еще он родной брат Акима Носкова, который по странному стечению обстоятельств, с декабря 2001 по январь 2004 года занимал должность заместителя директора по управлению имуществом ФГУП «РСК «МиГ». Другими словами, Аким Носков был заместителем Александра Тулякова.

Продолжаем изучать дальше результаты прокурорской проверки. В мае-июне 2005 года новоиспеченный генеральный директор «Бизнес-Актива» Егор Носков продает всю ранее принадлежавшую «МиГ» недвижимость, еще одному ООО – «Либерта-инвестмент», которое так же образовано незадолго до совершения этой судьбоносной для него сделки, за 48,9 миллиона рублей. После чего «Бизнес-Актив» прекращает любую хозяйственную деятельность, а Евгений Носков в 2006 году занимает в «Либерта-инвестмент» должность заместителя генерального директора.

Для чего нужна была такая простая, но растянутая на несколько лет схема? А для того, чтобы начиная с 2005 года приобретенные помещения сдавать в аренду – теперь внимание! – все тому же ОАО «МиГ РосТ», но уже по коммерческим ценам. Ревизорами посчитано, что «только за 2011–2015 годы ООО «Либерта-инвестмент» получило со своих арендаторов, а это, помимо «МиГ», еще и ОАО «Авиатехприемка», ЗАО «Аэрокомпозит», ОАО «Вертолетная сервисная компания», все те же «Гражданские самолеты «Сухого» и многие другие, более 785 миллионов рублей!

А теперь про то, куда уходили огромные доходы с, по сути, выведенных из государственного владения объектов. Прокурорами установлено, что совладельцами «Либерта-инвестмент» являются кипрская компания «Феретто инвестментс лимитед» и некий Андреев А. Б. одновременно являющийся конечным бенефициаром кипрской компании. Андреев в свое время вел совместный бизнес в компании «Регион-инвестмент» с Александром Туляковым – первым вице-президентом ОАК, Акимом Носковым – бывшим заместителем генерального директора «РСК «МиГ», Алексеем Озеровым – бывшим генеральным директором ОАО «МиГ-РосТ» и Сергеем Малиновым – бывшим членом совета директоров ОАО «МиГ-РосТ». Как говорится, комментарии здесь излишни.

По точно такой же схеме в руках кипрских офшоров оказались и другие объекты авиастроительной промышленности. Например, здание бывшего профилактория площадью почти 3,5 тысячи квадратных метров во 2-м Боткинском проезде в Москве.

На многие вопросы Александру Тулякову, судя по всему, придется ответить в самое ближайшее время. Но вот что интересно. Что будет говорить первый вице-президент ОАК, если его пригласят на допрос в отдел внутренних дел МВД России по Хорошевскому району города Москвы? Как нам стало известно, 27 мая этого года, по результатам прокурорской проверки, следователь этого отдела возбудил уголовное дело № 152050 по ст. 159 Уголовного кодекса ч. 4 «Мошенничество, совершенное организованной группой лиц в особо крупном размере». Мы будет внимательно следить за судьбой уголовного дела.

Александр Седунов (Совершенно секретно)