Руководства, Инструкции, Бланки

Положение О Суот В Организации Образец img-1

Положение О Суот В Организации Образец

Рейтинг: 4.5/5.0 (1662 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Положение о системе управления охраной труда на предприятии

Положение о системе управления охраной труда на предприятии

Александр Никонов пишет:
.
Проверяющий не должен проверять напряжение, но правильность наряда-допуска и соответствие рабочего места наряду-допуск проверить обязан :)

Проверяющий проверяет выполнение технический мероприятий при работе в электроустановках, а проверка отсутствия напряжения является одним из технических мероприятий, проверку отсутствия напряжения осуществляет электротехнический персонал, после обесточивания, перед выполнением работ, указателем напряжения. Наряд выписываются не во всех случаях, если работы проводятся в порядке текущей эксплуатации (должен быть перечень этих работ утвержденный), то не нужно оформлять наряд или распоряжение. Если все же работы по наряду или распоряжению, то в наряде и в соответствующей графе журнала учета работ по нарядам и распоряжениям есть графа для внесения записи о необходимости провести технические мероприятия до начала работ в электроустановках (например, обесточивание, вывешивание плакатов, установка переносных заземлений, проверка отсутствия напряжения)

Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.

Elena Gusarova пишет:
Я новичек. помогите пожалуйста. для того что бы создать службу ОТ необходимо
сделать приказ о создании службы и положение о службе охраны труда? у нас в ООО
чуть больше 50 человек, просто арендованный офис. ничего не производим. работа
на компьютерах. может быть подскажете где взять положение для нашей организации?
:) заранее благодарна :)

в Вашем случае достаточно ввести в штат инженера по охране труда

Т.е. положение о службе охраны труда не нужно?

Сообщений: 36525 Баллов: 182953 Регистрация: 11-01-2012

Elena Gusarova пишет:
Т.е. положение о службе охраны труда не нужно?

Положение не нужно, а обязанности специалиста по охране труда нужно зафиксировать в трудовом договоре или должностной инструкции. Их можно взять из Рекомендаций, утвержденных Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14.
Для получения современной информации о своих обязанностях можете посмотреть проект изменений в квалификационный справочник: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/projects/1318

Изменено: Лёлька - 08-02-2012 13:58:45

На каждое ваше "увы" есть наше "зато"

Сообщений: 338 Баллов: 342 Регистрация: 13-08-2011

Elena Gusarova пишет:
Добрый день. Я новичек. помогите пожалуйста. для того что бы создать службу ОТ необходимо сделать приказ о создании службы и положение о службе охраны труда? у нас в ООО чуть больше 50 человек, просто арендованный офис. ничего не производим. работа на компьютерах. может быть подскажете где взять положение для нашей организации. ) заранее благодарна :)

Мало знать себе цену - надо еще пользоваться спросом

Сообщений: 10397 Баллов: 52203 Регистрация: 06-07-2009

Elena Gusarova пишет:
т.е. положение о службе охраны труда не нужно?

Положение о службе разрабатывается на основании постановления минтруда №14 от 08.02.2000 г. "Об утверждении рекомендаций по организации работы службы ОТ в организациях"
ключевое слово рекомендации см. п. 14-17 данных рекомендаций
плюс (вернее главное) ст. 217 ТК РФ
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда иливводится должность специалиста по охране труда. имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Зная причину, понимаешь суть.

Читают тему (гостей: 1 )

Файлообменник (файлы по охране труда, промышленной и пожарной безопасности)

Регистрация Вход

зарегистрированное средство массовой информации, свидетельство Эл № ФС77-39732 от 06.05.2010 г.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании (цитировании) материалов сайта ссылка на Ohranatruda.ru обязательна (для интернет-проектов индексируемая гиперссылка 'hyperlink').

Любое коммерческое использование материалов сайта и их публикация в печатных изданиях допускается только с письменного согласия администрации портала.

Использование Пользователем сервисов и контента сайта возможно только на условиях, предусмотренных Пользовательским Соглашением .

На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив любого рода ошибку, а также информацию, не соответствующую нормам морали, нарушающую права третьих лиц или законодательство РФ, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift+Enter .
Чтобы любую страницу сайта отправить в "Мои закладки" нажмите Ctrl+Z. После этого ссылка на выбранную страницу будет у Вас всегда под рукой в разделе "Мои закладки". Сервис доступен только для авторизованных пользователей.

Другие статьи

Системы управления охраной труда

Системы управления охраной труда. Порядок разработки и внедрения системы управления охраной труда

Настоящие методические рекомендации устанавливают порядок разработки и внедрения системы управления охраной труда в организациях в соответствии с требованиями СТБ 18001 .

Положения настоящих методических рекомендаций распространяются на организации всех форм собственности и предназначены для руководства при разработке и внедрении системы управления охраной труда.

2 Нормативные ссылки

В настоящих методических рекомендациях использованы ссылки на следующие стандарты:

СТБ 18001-2005 Системы управления охраной труда. Общие требования

СТБ 18002-2005 Системы управления охраной труда. Руководство по применению СТБ 18001-2005

ГОСТ 12.0.002-2003 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения

3 Термины и определения

В настоящих методических рекомендациях применяют термины, установленные в ГОСТ 12.0.002, [1], [2], СТБ 18001, СТБ 18002.

4 Общие требования к разработке и внедрению системы управления охраной труда

4.1 Система управления охраной труда (СУОТ) создается в организации с целью предоставления организации возможности управлять своими рисками в области охраны труда.

Основная задача СУОТ – выявление и реализация управленческих решений по обеспечению безопасности труда.

Основные организационно-технические задачи:

- обеспечение безопасности при эксплуатации производственного оборудования;

- обеспечение безопасности при осуществлении производственного процесса;

- обеспечение безопасности при эксплуатации зданий, сооружений, вспомогательного оборудования и др.

Основные организационно-гигиенические задачи:

- обеспечение гигиенических условий труда;

- обеспечение производственными, вспомогательными и бытовыми помещениями;

- обеспечение лечебно-профилактическим обслуживанием;

- обеспечение оптимального режима труда и отдыха.

4.2 В соответствии с СТБ 18001 (пункт 4.1) СУОТ должна быть разработана, внедрена, поддерживаться в рабочем состоянии.

4.3 Разработка СУОТ основывается на пяти принципах:

- Принцип 1 – обязательства и Политика в области охраны труда.

Высшее руководство организации должно поддерживать философию безопасности, документально оформив ее в виде Политики, в которой четко определены общие цели в области охраны труда и обязательства в отношении СУОТ.

- Принцип 2 – планирование.

Организация должна сформулировать план реализации своей Политики в области охраны труда. Планирование содержит 4 элемента: планирование идентификации опасностей, оценки рисков и управления рисками (СТБ 18001, пункт 4.3.1), законодательные и другие требования (СТБ 18001, пункт 4.3.2), цели (СТБ 18001, пункт 4.3.3), программа управления охраной труда (СТБ 18001, пункт 4.3.4).

- Принцип 3 – внедрение и функционирование.

Организация должна создать возможности и механизмы поддержки, необходимые для реализации Политики и достижения целей в области охраны труда.

Внедрение и функционирование содержит 7 элементов: структура и ответственность (СТБ 18001, пункт 4.4.1), обучение, осведомленность и компетентность (СТБ 18001, пункт 4.4.2), консультации и обмен информацией (СТБ 18001, пункт 4.4.3), документация (СТБ 18001, пункт 4.4.4), управление документацией (СТБ 18001, пункт 4.4.5), управление операциями (СТБ 18001, пункт 4.4.6), готовность к аварийным ситуациям и ответные действия (СТБ 18001, пункт 4.4.7).

- Принцип 4 – контролирующие и корректирующие действия.

Организация должна измерять, контролировать и оценивать свою деятельность в области охраны труда.

Контролирующие и корректирующие действия содержат 4 элемента: измерение эффективности и мониторинг (СТБ 18001, пункт 4.5.1), несчастные случаи, инциденты, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия (СТБ 18001, пункт 4.5.2), записи и управление записями (СТБ 18001, пункт 4.5.3), аудит (СТБ 18001, пункт 4.5.4).

- Принцип 5 – Анализ и улучшение.

Организация должна анализировать и постоянно улучшать созданную СУОТ с целью повышения ее результативности.

Анализ и улучшение содержит один элемент: анализ со стороны руководства (СТБ 18001, пункт 4.6).

4.4 Для осуществления разработки СУОТ необходимо разработать Программу разработки документов по элементам СУОТ в соответствии с требованиями СТБ 18001.

4.5 Действия при разработке, внедрении и подготовке к сертификации системы управления охраной труда включают следующие этапы:

- 1 этап — подготовительный;

- 2 этап — разработка СУОТ;

- 3 этап — внедрение СУОТ;

- 4 этап — подготовка СУОТ к сертификации.

1 этап – подготовительный. Описание этапа приведено в таблице 1.

Таблица 1 – Подготовительный этап

Рабочая группа, уполномоченные по СУОТ, руководители подразделений

4.6 Для обеспечения внедрения системы управления охраной труда организация разрабатывает комплекс документов (стандарты предприятия, документированные процедуры, инструкции и др.) по 17 элементам в соответствии с требованиями СТБ 18001:

4.6.1 Политика в области охраны труда (СТБ 18001, пункт 4.2)

Политика в области охраны труда должна учитывать специфику деятельности организации, характер и масштаб рисков в области охраны труда для каждого структурного подразделения, быть доступной для заинтересованных сторон.

Политика должна быть документально оформлена и доведена до сведения работников.

Для реализации Политики должна быть обеспечена поддержка руководителя организации и необходимое техническое, финансовое и кадровое обеспечение.

Политика организации в области охраны труда должна быть направлена на:

- соблюдение действующего законодательства по охране труда;

- предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- улучшение условий и охраны труда;

- обучение, повышение квалификации работников в области охраны труда, подготовку персонала к локализации и ликвидации аварий;

- организацию контроля за соблюдением требований охраны труда;

- информирование работников об условиях труда, случаях производственного травматизма и профессиональных заболеваний, льготах и компенсациях по условиям труда;

- привлечение всех работников организации к участию в формировании и реализации политики, деятельности по улучшению условий и охраны труда, профилактике несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

4.6.2 Планирование идентификации опасностей, оценки рисков и управления рисками (СТБ 18001, пункт 4.3.1)

В соответствии с требованиями СТБ 18001 организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации опасностей, оценки рисков и внедрения необходимых мер по управлению рисками.

Процедуры идентификации опасностей и анализа рисков должны гарантировать:

- анализ предпринятых мер управления рисками.

Идентификация опасностей осуществляется с целью выявления и четкого описания всех опасностей для дальнейшей оценки и управления рисками.

Идентификация опасностей на рабочих местах должна учитывать:

- ситуации, события, комбинации обстоятельств, которые приводили или потенциально могут приводить к травме или заболеванию работника;

- причины возникновения потенциальной травмы или заболевания, связанные с выполняемой работой, продукцией или услугой;

- сведения об имевших место травмах, профессиональных заболеваниях.

Необходимо оценивать как нормальные условия труда, так и случаи отклонений в работе, связанные с происшествиями, возможными аварийными ситуациями.

Идентификация опасностей производственной деятельности должна включать рассмотрение:

- организации работ, включая безопасность их выполнения;

- проектирования безопасных рабочих мест, технологических процессов, оборудования;

- монтажа, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта оборудования (зданий и помещений);

- характеристик приобретаемых организацией товаров и услуг.

Нецелесообразно излишне усложнять процедуру идентификации опасностей, оценки рисков и управление рисками. Степень сложности этих процедур в значительной степени зависит от специфики деятельности организации, ее размеров, характера и масштаба рисков организации.

При идентификации опасностей под каждую профессию согласно штатному расписанию осуществляется формирование реестра опасностей с указанием:

Опасности по природе воздействия подразделяются на следующие группы:

При идентификации опасностей в зависимости от осуществляемого вида деятельности необходимо определить перечень работ, входящих в осуществляемый вид деятельности.

При идентификации опасностей необходимо рассматривать не только опасности и риски от деятельности, выполняемой своим персоналом, но и опасности и риски, возникающие от деятельности подрядчиков и посетителей, а также от использования продукции и услуг, поставленных другими организациями.

По результатам идентификации опасностей формируется реестр опасностей организации.

Оценка всех выявленных опасностей осуществляется с целью установления рисков, которые представляют наибольшую опасность и требуют управления. Все идентифицированные риски оцениваются с учетом:

- статистических данных по несчастным случаям;

- экспертных оценок надежности оборудования,

- результатов аттестации рабочих мест;

- интенсивности и частоты осуществляемой деятельности.

Для оценки рисков организация разрабатывает методику оценки рисков. Сложность методики оценки рисков зависит от характера и масштабов рисков организации.

Для существенных рисков разрабатываются мероприятия по управлению рисками.

Мероприятия по управлению рисками могут быть связаны с:

- осведомленностью и обучением персонала;

- процедурами по безопасности эксплуатации оборудования, ликвидации аварийных ситуаций, предотвращения несчастных случаев и др.

После выполнения рекомендуемых действий (разработанных мероприятий) проводится повторная оценка рисков с учетом предпринятых действий и анализ эффективности мероприятий по управлению рисками.

4.6.3 Законодательные и другие требования

(СТБ 18001, пункт 4.3.2)

Организация должна установить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру идентификации законодательных и других применяемых требований в области охраны труда.

С целью обеспечения функционирования СУОТ и соблюдения структурными подразделениями в своей деятельности требований в области охраны труда в организации создаются реестр и фонд законодательных и других применяемых требований в области охраны труда.

Формирование, ведение реестра и комплектование фонда осуществляется с целью унификации и поддержания в актуальном состоянии нормативных правовых актов (НПА), технических нормативных правовых актов (ТНПА) и других документов в области охраны труда.

Реестр представляет собой систематизированный перечень НПА, ТНПА и других документов в области охраны труда.

Фонд представляет собой совокупность НПА, ТНПА и других документов в области охраны труда на бумажных и/или магнитных носителях.

Формирование и ведение реестра осуществляется с целью систематизации и постоянной актуализации документов.

Формирование разделов реестра, содержащих НПА, осуществляется юрисконсультом (юридической службой) на основе Национального реестра правовых актов Республики Беларусь, электронных баз данных о НПА.

Формирование разделов реестра, содержащих информацию о ТНПА, осуществляется на основании следующих источников:

- Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (НРПА РБ);

- сборники документов по вопросам охраны труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

- информационный указатель технических нормативных правовых актов (ИУ ТНПА);

- информационный указатель технических условий (ИУ ТУ);

- ежегодный каталог ТНПА в области технического нормирования и стандартизации;

- ежегодный каталог технических условий.

Ответственные по СУОТ в структурных подразделениях на основании реестра по организации формируют перечень НПА, ТНПА и других документов по охране труда, применимых к идентифицированным опасностям и рискам соответствующего структурного подразделения.

Обеспечение структурных подразделений необходимыми документами осуществляется на основании утвержденного перечня.

4.6.4 Цели (СТБ 18001, пункт 4.3.3)

Цели в области охраны труда должны быть направлены на :

- улучшение деятельности организации в области охраны труда;

- устранение причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

- минимизацию производственных рисков;

- повышение уровня подготовки персонала по вопросам охраны труда;

- предотвращение возникновения аварийных ситуаций и повышение уровня подготовленности персонала к действиям по локализации и ликвидации их последствий.

Цели должны быть достижимыми, измеряемыми, ограниченными во времени, экономически обоснованными. Цели должны быть доведены до всех функциональных структур и уровней организации.

Актуализация целей в области охраны труда осуществляется:

- в плановом порядке (не реже одного раза в год) по результатам анализа со стороны руководства;

- по результатам актуализации реестров опасностей структурных подразделений.

4.6.5 Программа управления охраной труда

(СТБ 18001, пункт 4.3.4)

Программа управления охраной труда должна включать:

- мероприятия по достижению установленных целей в области охраны труда;

- распределение ответственности за достижение установленных целей в области охраны труда для каждого подразделения и уровня в рамках организации;

- сроки, в которые цели должны быть достигнуты;

- ресурсы, необходимые для достижения установленных целей;

- порядок осуществления контроля реализации Программы.

Программа должна обеспечивать реализацию обязательств, сформулированных в Политике в области охраны труда, и постоянное улучшение деятельности организации в области охраны труда.

Необходимо обеспечить доступность Программы для общественности, надзорных органов, органов власти и контроль хода выполнения Программы, ее актуализацию, принятие корректирующих действий в случае невыполнения отдельных мероприятий.

Необходимо обеспечить разработку специальной программы или дополнения существующей Программы при внедрении новых технологий, оборудования, материалов.

Разработанные и выполняемые Программы управления охраной труда – индикатор функционирования СУОТ в целом.

Реализация программы управления охраной труда будет зависеть от убежденности руководства и творческой работы персонала.

Высшее руководство утверждает Программу управления охраной труда, проводит анализ со стороны руководства СУОТ.

4.6.6 Структура и ответственность (СТБ 18001, пункт 4.4.1)

Обязанности, ответственность и полномочия должны быть определены, документально оформлены и доведены до сведения заинтересованных лиц с целью обеспечения эффективности СУОТ.

Общее руководство работой по обеспечению охраны труда в организации (структурном подразделении организации) возлагается на руководителя организации (структурного подразделения).

Для организации работы и осуществления контроля по охране труда руководитель организации создает службу охраны труда (вводит должность специалиста по охране труда) в соответствии с типовым положением о службе охраны труда организации.

Высшее руководство играет ключевую роль, обеспечивая ресурсы, необходимые для обеспечения эффективной СУОТ. Обеспечение этой возможности – одна из наиболее важных задач высшего руководства.

Высшее руководство предоставляет ресурсы, необходимые для внедрения СУОТ и контроля над ней, включающие кадры, обладающие специальными знаниями и опытом, материальные и финансовые ресурсы.

Высшее руководство организации должно назначить своего специального представителя, который независимо от других обязанностей должен иметь определенные ответственность и полномочия для того, чтобы:

- гарантировать, что требования СУОТ выполняются и поддерживаются на надлежащем уровне;

- предоставлять отчеты о функционировании СУОТ высшему руководству для анализа и в качестве основы для совершенствования СУОТ.

Эффективное распределение ответственности обеспечивает необходимый поток информации и отсутствие пробелов в организационной структуре, без чего невозможно эффективное функционирование СУОТ.

Обязанности и полномочия руководителей и специалистов организации по охране труда определяются их должностными инструкциями.

При перераспределении функций и обязанностей между структурными подразделениями и должностными лицами организации в положение о структурных подразделениях и должностные инструкции должны быть внесены соответствующие изменения или дополнения.

Со своими должностными обязанностями по охране труда руководители и специалисты должны быть ознакомлены под роспись.

При невыполнении своих должностных обязанностей по охране труда, нарушений требований охраны труда работники несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

4.6.7 Обучение, осведомленность и компетентность

(СТБ 18001, пункт 4.4.2)

Организация определяет свои потребности в обучении персонала по вопросам охраны труда и обеспечивает, чтобы весь персонал прошел соответствующее обучение.

Проводится анализ квалификации работников и выявляются те области, где этой квалификации недостаточно.

Ответственность за организацию своевременного и качественного проведения обучения, инструктажа, стажировки и проверки знаний работников по вопросам охраны труда в организации возлагается на ее руководителя, в структурных подразделениях организации – на их руководителей.

Обучение безопасным методам и приемам работы при подготовке, переподготовке, получении второй профессии, повышении квалификации работников организуют специалисты, осуществляющие комплектование и подготовку кадров, с привлечением других специалистов.

Работники должны быть обучены с учетом специфики выполняемых работ, иметь соответствующую квалификацию, компетентность, необходимые для выполнения возложенных функций.

В процессе обучения работников и проверки их знаний по охране труда должны приниматься во внимание различные уровни ответственности, требуемой компетентности, а также деятельность, связанную с повышенным риском.

Мероприятия по подготовке персонала должны предусматривать:

- ознакомление и разъяснение содержания Политики в области охраны труда;

- ознакомление с целями и программами в области охраны труда;

- повышение осознания работниками того, какое влияние оказывает их деятельность на состояние охраны труда и какая польза от улучшения их личных показателей деятельности;

- разъяснение роли работников в реализации политики и достижении целей в области охраны труда;

- доведение информации о возможных последствиях несоблюдения требований охраны труда.

4.6.8 Консультации и обмен информацией (СТБ 18001, пункт 4.4.3)

В рамках СУОТ должна быть обеспечена система как внутреннего, так и внешнего взаимодействия и коммуникаций.

Внутренняя коммуникация означает обеспечение направленного потока информации внутри организации.

Внутренние коммуникации в организации имеют следующую структуру:

А) вертикальный поток информации:

- сверху вниз (организационно-распорядительная, законодательная, методическая документация);

- снизу вверх (отчетная документация, предложения, жалобы, запросы, отзывы);

Б) горизонтальный поток информации:

- поток информации между подразделениями (производственная, методическая документация);

- поток информации между работниками одного уровня (оперативная документация).

Система внутренней связи с персоналом создает условия:

- для повышения мотивации и уровня участия сотрудников при создании и функционировании СУОТ;

- позволяет разъяснить политику в области охраны труда для внутренних заинтересованных сторон;

- демонстрирует серьезность намерений руководства;

- содействует обеспечению контроля и распространению информации о результатах работы среди персонала;

- позволяет определить возможности для совершенствования СУОТ.

Эффективная система внешней связи обеспечивает:

- информирование внешних сторон (органы власти, контролирующие организации, общественные организации, потребители, поставщики, средства массовой информации);

- эффективную и четкую работу в аварийных ситуациях.

Способы коммуникации могут быть следующие:

- информирование, проводимое руководителями на рабочих местах (инструктаж, оперативные совещания, консультации);

- целевые обходы производственных объектов;

- письменное оповещение (служебная записка, пояснительная записка, телефонограмма, уведомление, отчет, протокол, письма);

- телефонная и факсимильная связь;

- доски объявлений, стенды;

- локальные сети и электронная почта;

- средства массовой информации, сайт организации.

Информирование и оповещение при несчастных случаях является обязательным и осуществляется в соответствии с [3].

Процедуры по связям с внешними заинтересованными сторонами должны содержать информацию об ответственных должностных лицах за внешнюю коммуникацию.

В обязанности этих должностных лиц должны входить регистрация, оформление и хранение этих документов.

4.6.9 Документация (СТБ 18001, пункт 4.4.4)

Документация СУОТ организации разрабатывается в соответствии с требованиями СТБ 18001 и устанавливает порядок реализации требований стандарта.

Имеющаяся в организации документация по системе менеджмента качества, системе управления окружающей средой может быть использована при разработке документации по СУОТ.

Документация СУОТ включает:

- Политику в области охраны труда организации;

- руководство по СУОТ;

- стандарты организации по СУОТ;

- технологическую, конструкторскую документацию, рабочие инструкции;

- организационно-методические документы (положения о подразделениях, должностные инструкции) и др.

Внешняя документация по СУОТ включает:

- предписания органов государственного надзора;

- требования заказчиков и др.

Руководство по СУОТ является сводным документом и предназначено для применения всеми структурными подразделениями организации.

Руководство по СУОТ включает:

- область применения СУОТ;

- Политику и цели в области охраны труда;

- организационную схему СУОТ;

- краткое описание СУОТ по элементам СТБ 18001.

4.6.10 Управление документацией (СТБ 18001, пункт 4.4.5)

Организация должна установить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры управления документацией СУОТ в соответствии с СТБ 18001 для обеспечения их:

- периодического анализа, пересмотра при необходимости и утверждения уполномоченным персоналом до их выпуска;

- наличия и доступности в местах проведения работ, важных для эффективного функционирования СУОТ;

- изъятия устаревших документов у всех абонентов с целью предотвращения их непреднамеренного использования;

- идентификации любых устаревших документов, сохраняемых для юридических и/или архивных целей.

Документация по СУОТ актуализируется с периодичностью не реже одного раза в год.

Внесение изменений в действующую документацию СУОТ проводится:

- при изменении законодательных и других требований;

- при изменении порядка существующих технологических операций;

- по результатам проводимых внутренних и внешних аудитов СУОТ.

Выполнение требований документов СУОТ проверяется во время проведения внутреннего аудита подразделений и, в случае необходимости, проводятся корректирующие мероприятия и вносятся изменения в документы СУОТ.

Внешние и внутренние документы СУОТ, действующие в организации, подлежат учету и регистрации в перечнях (картотеках, журналах, базах данных) ответственными за документацию сотрудниками организации.

Поиск внутренней документации СУОТ проводится по ее идентификационным признакам: организация, отдел, подразделение, вид деятельности и/или контактное лицо, наименование и номер документа, дата утверждения или регистрации.

Поиск внешней документации СУОТ, внесенной в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, производит юрисконсульт организации с помощью правовой информационной базы данных, используемой на предприятии, на основании запроса от заинтересованного структурного подразделения.

4.6.11 Управление операциями (СТБ 18001, пункт 4.4.6)

В организации определяются те операции и виды деятельности, которые связаны с выявленными опасностями и рисками в области охраны труда.

Управление в организации процессами и операциями осуществляется при:

- проектировании рабочих мест, технологических процессов, оборудования и новой продукции;

- закупке сырья, материалов и комплектующих;

- транспортировании и осуществлении погрузочно-разгрузочных работ;

- хранении сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции;

- осуществлении производственных процессов;

- техническом обслуживании, эксплуатации и ремонте оборудования;

- обращении с химически опасными материалами и с отходами производства и потребления;

- обучении персонала, обеспечении его компетентности и информированности;

- обеспечении промышленной безопасности и предотвращении возникновения аварийных ситуаций;

- строительстве и реконструкции технологических линий, зданий и сооружений.

Управление процессами и операциями осуществляется путем использования:

- стандартов организации (СТП);

- документированных процедур (ДП);

- технологической документации, включая технологические регламенты, технологические инструкции и др.;

- эксплуатационных документов, включая руководство по эксплуатации, паспорт, инструкции по монтажу, пуску, регулированию и обкатке изделия и др.;

- документов на поставку продукции;

- графиков поверки средств измерений;

- методик проведения испытаний сырья, материалов, продукции;

- планов-графиков технического обслуживания и ремонта оборудования.

Управление операциями осуществляется на основании положений о структурных подразделениях и должностных инструкций.

4.6.12 Готовность к аварийным ситуациям и ответные действия (СТБ 18001, пункт 4.4.7)

Организация должна разрабатывать процедуры по идентификации возможных аварийных ситуаций и обеспечивать их практическое использование.

Эффективная подготовленность к аварийным ситуациям поможет обеспечить защиту персонала, снизить возможные потери и минимизировать время простоя оборудования.

Необходимо проанализировать предыдущие аварии и инциденты и принять меры в местах, где возможны подобные события в будущем.

- установить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации аварийных ситуаций и реагирования на них, а также предотвращения и сокращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, связанных с возможностью возникновения инцидентов и аварийных ситуаций;

- анализировать и пересматривать в случае необходимости процедуры, касающиеся ее подготовленности к аварийным ситуациям и реагированию на них, особенно после возникновения катастрофы или аварийной ситуации;

- при возможности периодически проверять данные процедуры.

Должны быть разработаны планы мероприятий по ликвидации аварийных ситуаций и процедуры для обеспечения надлежащего реагирования на неожиданные или аварийные ситуации.

Организация должна установить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры предотвращения инцидентов и потенциальных аварийных ситуаций.

В процедурах необходимо учитывать инциденты, возникающие или способные возникнуть как следствие:

- нештатных рабочих условий;

- аварий или потенциальных аварийных ситуаций.

При разработке планов по предупреждению аварийных ситуаций и обеспечению надлежащего реагирования на них необходимо учесть следующие моменты:

- потенциальные аварийные ситуации (пожары, взрывы, проливы или выбросы опасных веществ, стихийные бедствия);

- организационные меры на случай аварии и ответственность за них;

- перечень ответственных лиц;

- подробные данные об аварийных службах (контактная информация, номера телефонов);

- планы передачи внутренних и внешних сообщений;

- действия, предпринимаемые в случае различных видов аварий;

- информацию об опасных материалах и мерах, которые следует принять в случае аварийных ситуаций;

- технологические схемы процессов;

- планы подготовки и проверки эффективности (полезно анализировать эффективность отклика на аварию после того, как инцидент произошел). Этот анализ может помочь при определении необходимо ли дополнительное обучение или пересмотр аварийных планов/процедур.

4.6.13 Измерение эффективности и мониторинг

(СТБ 18001, пункт 4.5.1)

Мониторинг и оценка эффективности функционирования СУОТ являются ключевыми видами деятельности СУОТ, которые гарантируют, что организация действует согласно Политике в области охраны труда и утвержденной программе управления охраной труда.

Система мониторинга и измерений основных характеристик операций и видов деятельности, оказывающих существенное воздействие на безопасность персонала, определяется исходя из законодательных и других требований, оцененных рисков и установленных целей в области охраны труда.

В организации в рамках СУОТ осуществляются деятельный и реагирующий виды мониторинга.

Деятельный мониторинг осуществляют для оценки эффективности и функционирования СУОТ.

Деятельный мониторинг включает:

- мониторинг Политики, целей, программ и планов в области охраны труда, коллективного договора;

- периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда в организации;

- мониторинг состояния здоровья работников;

- мониторинг производственной среды;

- мониторинг производственных помещений, оборудования;

- мониторинг программы внутренних аудитов.

Реагирующий мониторинг осуществляется для расследования, анализа и документирования отклонений СУОТ, включая инциденты, несчастные случаи, несоответствия, случаи ухудшения здоровья и нанесения материального ущерба.

Реагирующий мониторинг включает:

- анализ производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

- анализ программы реабилитации работников и восстановления здоровья.

4.6.14 Несчастные случаи и инциденты, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия (СТБ 18001, пункт 4.5.2)

Идентификация несоответствий является постоянным процессом, который проводится с целью их устранения и осуществления принципа постоянного улучшения СУОТ.

Процедура идентификации несоответствий включает:

- определение технологических процессов, операций, при осуществлении которых возникают опасности и риски в области охраны труда;

- определение законодательных и других требований, относящихся к технологическим процессам, операциям;

- определение отклонений от установленных требований в ходе проведения технологических процессов, операций (выявленные отклонения являются несоответствиями);

- определение причины выявленного несоответствия;

- регистрацию выявленного несоответствия с указанием причин его вызвавших и виновного в его возникновении.

Действия, предпринимаемые для устранения причин выявленных несоответствий, являются корректирующими и разрабатываются в следующих случаях:

- по результатам мониторинга и измерений;

- по результатам внешних или внутренних аудитов, по предписаниям контролирующих органов;

- по результатам анализа со стороны руководства;

- при авариях и инцидентах, оказывающих влияние на жизнь и здоровье персонала и др.

Действия, предпринятые для устранения причины потенциального несоответствия, являются предупреждающими и разрабатываются в случаях изменения технологических процессов, внедрения нового оборудования, применении новых вдов сырья и материалов.

Расследование и учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний осуществляется в соответствии с [3].

Расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний проводится с целью выявления вызвавших их причин и принятия соответствующих мер по предотвращению повторения подобных случаев.

4.6.15 Записи и управление записями (СТБ 18001, пункт 4.5.3)

Целью управления записями по результатам деятельности в области охраны труда является обеспечение документального подтверждения соответствия установленным требованиям и для оценки эффективности СУОТ.

Записи осуществляют для:

- оценки достижения целей в области охраны труда;

- разработки корректирующих и предупреждающих действий, направленных на уменьшение количества несчастных случаев и инцидентов;

- анализа функционирования СУОТ со стороны руководства;

- идентификации законодательных и других требований в области охраны труда;

Регистрация записей осуществляется в бланках, формах, журналах, предусмотренных стандартами организации, НПА и ТНПА.

Обязательной регистрации в области охраны труда подлежат следующие записи:

- акты предписания контролирующих органов;

- акты предписания подразделений организации;

- акты о несчастных случаях на производстве;

- акты о непроизводственных несчастных случаях;

- акты о профессиональных заболеваниях;

- журнал регистрации о профессиональных заболеваниях;

- журнал регистрации актов несчастных случаев на производстве;

- журнал учета актов предписаний подразделений организации;

- журнал регистрации удостоверений по охране труда;

- протоколы проверки знаний по охране труда;

- протоколы совещаний по охране труда;

- журнал регистрации вводного и периодического инструктажей по охране труда;

- журнал ежедневного контроля за состоянием охраны труда на участке;

- журнал ежемесячного контроля за состоянием охраны труда в цехе;

- ежеквартальный контроль по охране труда в организации;

- журнал учета аварий;

- отчеты по внутреннему аудиту СУОТ.

Записи должны быть разборчивыми, их следует хранить в безопасном месте, защищать от повреждений. Сроки хранения записей должны быть установлены.

4.6.16 Аудит (СТБ 18001, пункт 4.5.4)

Внутренний аудит СУОТ в организации осуществляется в соответствии с разработанной программой.

Цели внутреннего аудита СУОТ:

- оценка соответствия СУОТ запланированным мероприятиям;

- оценка соответствия СУОТ требованиям СТБ 18001;

- оценка соответствия СУОТ требованиям к СУОТ, установленным в стандартах организации;

- подтверждение результативного внедрения СУОТ;

- определение возможных областей для улучшения СУОТ.

В организации должен быть разработан стандарт организации, устанавливающий:

- порядок формирования годовой программы внутренних аудитов, планов аудитов;

- порядок проведения внутренних аудитов;

- порядок разработки корректирующих действий по результатам внутреннего аудита;

- документирование результатов аудитов и поддержание в рабочем состоянии записей;

- информирование о результатах аудита персонала ответственного за проверяемую область деятельности;

- ответственность должностных лиц за планирование и проведение внутренних аудитов, разработку корректирующих и предупреждающих действий;

- проверку предпринятых действий для устранения обнаруженных несоответствий по результатам предыдущего аудита и вызванных их причин.

При проведении внутренних аудитов руководство организации должно обеспечить:

- независимость внутренних аудиторов от должностных лиц, ответственных за проверяемые области деятельности;

- необходимую квалификацию внутренних аудитов для осуществления проверок.

4.7 Анализ со стороны руководства (СТБ 18001, пункт 4.6)

Руководством организации не менее одного раза в год должен проводиться анализ СУОТ со стороны руководства с целью обеспечения постоянной пригодности, адекватности и результативности СУОТ.

Анализ со стороны руководства проводится для определения необходимости изменений политики в области охраны труда, целей, элементов СУОТ, изменившихся обстоятельств и обязательств по улучшению СУОТ.

Для проведения анализа со стороны руководства осуществляют сбор и анализ следующей информации:

- результатов аудитов по СУОТ;

- идентифицированных опасностей и оцененных рисков;

- степени достижения установленных целей в области охраны труда;

- статистики несчастных случаев;

- сведений об инцидентах и аварийных ситуациях, изменениях в НПА, ТНПА;

- изменений в технологии производства выпускаемой продукции.

По результатам анализа со стороны руководства разрабатываются мероприятия, направленные на улучшение деятельности и повышение эффективности СУОТ, а также при необходимости осуществляются изменения целей и Политики в области охраны труда.

[1] Закон Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001г. №8, 2/138)

[2] Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999г. №296-3

[3] Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 30 от 15.01.2004.

Читайте также Навигация Рубрики Свежие комментарии Управление