Категория: Бланки/Образцы
Александр Никонов пишет:
.
Проверяющий не должен проверять напряжение, но правильность наряда-допуска и соответствие рабочего места наряду-допуск проверить обязан :)
Проверяющий проверяет выполнение технический мероприятий при работе в электроустановках, а проверка отсутствия напряжения является одним из технических мероприятий, проверку отсутствия напряжения осуществляет электротехнический персонал, после обесточивания, перед выполнением работ, указателем напряжения. Наряд выписываются не во всех случаях, если работы проводятся в порядке текущей эксплуатации (должен быть перечень этих работ утвержденный), то не нужно оформлять наряд или распоряжение. Если все же работы по наряду или распоряжению, то в наряде и в соответствующей графе журнала учета работ по нарядам и распоряжениям есть графа для внесения записи о необходимости провести технические мероприятия до начала работ в электроустановках (например, обесточивание, вывешивание плакатов, установка переносных заземлений, проверка отсутствия напряжения)
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Elena Gusarova пишет:
Я новичек. помогите пожалуйста. для того что бы создать службу ОТ необходимо
сделать приказ о создании службы и положение о службе охраны труда? у нас в ООО
чуть больше 50 человек, просто арендованный офис. ничего не производим. работа
на компьютерах. может быть подскажете где взять положение для нашей организации?
:) заранее благодарна :)
в Вашем случае достаточно ввести в штат инженера по охране труда
Т.е. положение о службе охраны труда не нужно?
Сообщений: 36525 Баллов: 182953 Регистрация: 11-01-2012
Elena Gusarova пишет:
Т.е. положение о службе охраны труда не нужно?
Положение не нужно, а обязанности специалиста по охране труда нужно зафиксировать в трудовом договоре или должностной инструкции. Их можно взять из Рекомендаций, утвержденных Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14.
Для получения современной информации о своих обязанностях можете посмотреть проект изменений в квалификационный справочник: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/projects/1318
Изменено: Лёлька - 08-02-2012 13:58:45
На каждое ваше "увы" есть наше "зато"
Сообщений: 338 Баллов: 342 Регистрация: 13-08-2011
Elena Gusarova пишет:
Добрый день. Я новичек. помогите пожалуйста. для того что бы создать службу ОТ необходимо сделать приказ о создании службы и положение о службе охраны труда? у нас в ООО чуть больше 50 человек, просто арендованный офис. ничего не производим. работа на компьютерах. может быть подскажете где взять положение для нашей организации. ) заранее благодарна :)
Мало знать себе цену - надо еще пользоваться спросом
Сообщений: 10397 Баллов: 52203 Регистрация: 06-07-2009
Elena Gusarova пишет:
т.е. положение о службе охраны труда не нужно?
Положение о службе разрабатывается на основании постановления минтруда №14 от 08.02.2000 г. "Об утверждении рекомендаций по организации работы службы ОТ в организациях"
ключевое слово рекомендации см. п. 14-17 данных рекомендаций
плюс (вернее главное) ст. 217 ТК РФ
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда иливводится должность специалиста по охране труда. имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Зная причину, понимаешь суть.
Читают тему (гостей: 1 )
Файлообменник (файлы по охране труда, промышленной и пожарной безопасности)
Регистрация Входзарегистрированное средство массовой информации, свидетельство Эл № ФС77-39732 от 06.05.2010 г.
ВНИМАНИЕ! При любом использовании (цитировании) материалов сайта ссылка на Ohranatruda.ru обязательна (для интернет-проектов индексируемая гиперссылка 'hyperlink').
Любое коммерческое использование материалов сайта и их публикация в печатных изданиях допускается только с письменного согласия администрации портала.
Использование Пользователем сервисов и контента сайта возможно только на условиях, предусмотренных Пользовательским Соглашением .
На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив любого рода ошибку, а также информацию, не соответствующую нормам морали, нарушающую права третьих лиц или законодательство РФ, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift+Enter .
Чтобы любую страницу сайта отправить в "Мои закладки" нажмите Ctrl+Z. После этого ссылка на выбранную страницу будет у Вас всегда под рукой в разделе "Мои закладки". Сервис доступен только для авторизованных пользователей.
Настоящие методические рекомендации устанавливают порядок разработки и внедрения системы управления охраной труда в организациях в соответствии с требованиями СТБ 18001 .
Положения настоящих методических рекомендаций распространяются на организации всех форм собственности и предназначены для руководства при разработке и внедрении системы управления охраной труда.
2 Нормативные ссылки
В настоящих методических рекомендациях использованы ссылки на следующие стандарты:
СТБ 18001-2005 Системы управления охраной труда. Общие требования
СТБ 18002-2005 Системы управления охраной труда. Руководство по применению СТБ 18001-2005
ГОСТ 12.0.002-2003 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения
3 Термины и определения
В настоящих методических рекомендациях применяют термины, установленные в ГОСТ 12.0.002, [1], [2], СТБ 18001, СТБ 18002.
4 Общие требования к разработке и внедрению системы управления охраной труда
4.1 Система управления охраной труда (СУОТ) создается в организации с целью предоставления организации возможности управлять своими рисками в области охраны труда.
Основная задача СУОТ – выявление и реализация управленческих решений по обеспечению безопасности труда.
Основные организационно-технические задачи:
- обеспечение безопасности при эксплуатации производственного оборудования;
- обеспечение безопасности при осуществлении производственного процесса;
- обеспечение безопасности при эксплуатации зданий, сооружений, вспомогательного оборудования и др.
Основные организационно-гигиенические задачи:
- обеспечение гигиенических условий труда;
- обеспечение производственными, вспомогательными и бытовыми помещениями;
- обеспечение лечебно-профилактическим обслуживанием;
- обеспечение оптимального режима труда и отдыха.
4.2 В соответствии с СТБ 18001 (пункт 4.1) СУОТ должна быть разработана, внедрена, поддерживаться в рабочем состоянии.
4.3 Разработка СУОТ основывается на пяти принципах:
- Принцип 1 – обязательства и Политика в области охраны труда.
Высшее руководство организации должно поддерживать философию безопасности, документально оформив ее в виде Политики, в которой четко определены общие цели в области охраны труда и обязательства в отношении СУОТ.
- Принцип 2 – планирование.
Организация должна сформулировать план реализации своей Политики в области охраны труда. Планирование содержит 4 элемента: планирование идентификации опасностей, оценки рисков и управления рисками (СТБ 18001, пункт 4.3.1), законодательные и другие требования (СТБ 18001, пункт 4.3.2), цели (СТБ 18001, пункт 4.3.3), программа управления охраной труда (СТБ 18001, пункт 4.3.4).
- Принцип 3 – внедрение и функционирование.
Организация должна создать возможности и механизмы поддержки, необходимые для реализации Политики и достижения целей в области охраны труда.
Внедрение и функционирование содержит 7 элементов: структура и ответственность (СТБ 18001, пункт 4.4.1), обучение, осведомленность и компетентность (СТБ 18001, пункт 4.4.2), консультации и обмен информацией (СТБ 18001, пункт 4.4.3), документация (СТБ 18001, пункт 4.4.4), управление документацией (СТБ 18001, пункт 4.4.5), управление операциями (СТБ 18001, пункт 4.4.6), готовность к аварийным ситуациям и ответные действия (СТБ 18001, пункт 4.4.7).
- Принцип 4 – контролирующие и корректирующие действия.
Организация должна измерять, контролировать и оценивать свою деятельность в области охраны труда.
Контролирующие и корректирующие действия содержат 4 элемента: измерение эффективности и мониторинг (СТБ 18001, пункт 4.5.1), несчастные случаи, инциденты, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия (СТБ 18001, пункт 4.5.2), записи и управление записями (СТБ 18001, пункт 4.5.3), аудит (СТБ 18001, пункт 4.5.4).
- Принцип 5 – Анализ и улучшение.
Организация должна анализировать и постоянно улучшать созданную СУОТ с целью повышения ее результативности.
Анализ и улучшение содержит один элемент: анализ со стороны руководства (СТБ 18001, пункт 4.6).
4.4 Для осуществления разработки СУОТ необходимо разработать Программу разработки документов по элементам СУОТ в соответствии с требованиями СТБ 18001.
4.5 Действия при разработке, внедрении и подготовке к сертификации системы управления охраной труда включают следующие этапы:
- 1 этап — подготовительный;
- 2 этап — разработка СУОТ;
- 3 этап — внедрение СУОТ;
- 4 этап — подготовка СУОТ к сертификации.
1 этап – подготовительный. Описание этапа приведено в таблице 1.
Таблица 1 – Подготовительный этап
Рабочая группа, уполномоченные по СУОТ, руководители подразделений
4.6 Для обеспечения внедрения системы управления охраной труда организация разрабатывает комплекс документов (стандарты предприятия, документированные процедуры, инструкции и др.) по 17 элементам в соответствии с требованиями СТБ 18001:
4.6.1 Политика в области охраны труда (СТБ 18001, пункт 4.2)
Политика в области охраны труда должна учитывать специфику деятельности организации, характер и масштаб рисков в области охраны труда для каждого структурного подразделения, быть доступной для заинтересованных сторон.
Политика должна быть документально оформлена и доведена до сведения работников.
Для реализации Политики должна быть обеспечена поддержка руководителя организации и необходимое техническое, финансовое и кадровое обеспечение.
Политика организации в области охраны труда должна быть направлена на:
- соблюдение действующего законодательства по охране труда;
- предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- улучшение условий и охраны труда;
- обучение, повышение квалификации работников в области охраны труда, подготовку персонала к локализации и ликвидации аварий;
- организацию контроля за соблюдением требований охраны труда;
- информирование работников об условиях труда, случаях производственного травматизма и профессиональных заболеваний, льготах и компенсациях по условиям труда;
- привлечение всех работников организации к участию в формировании и реализации политики, деятельности по улучшению условий и охраны труда, профилактике несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
4.6.2 Планирование идентификации опасностей, оценки рисков и управления рисками (СТБ 18001, пункт 4.3.1)
В соответствии с требованиями СТБ 18001 организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации опасностей, оценки рисков и внедрения необходимых мер по управлению рисками.
Процедуры идентификации опасностей и анализа рисков должны гарантировать:
- анализ предпринятых мер управления рисками.
Идентификация опасностей осуществляется с целью выявления и четкого описания всех опасностей для дальнейшей оценки и управления рисками.
Идентификация опасностей на рабочих местах должна учитывать:
- ситуации, события, комбинации обстоятельств, которые приводили или потенциально могут приводить к травме или заболеванию работника;
- причины возникновения потенциальной травмы или заболевания, связанные с выполняемой работой, продукцией или услугой;
- сведения об имевших место травмах, профессиональных заболеваниях.
Необходимо оценивать как нормальные условия труда, так и случаи отклонений в работе, связанные с происшествиями, возможными аварийными ситуациями.
Идентификация опасностей производственной деятельности должна включать рассмотрение:
- организации работ, включая безопасность их выполнения;
- проектирования безопасных рабочих мест, технологических процессов, оборудования;
- монтажа, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта оборудования (зданий и помещений);
- характеристик приобретаемых организацией товаров и услуг.
Нецелесообразно излишне усложнять процедуру идентификации опасностей, оценки рисков и управление рисками. Степень сложности этих процедур в значительной степени зависит от специфики деятельности организации, ее размеров, характера и масштаба рисков организации.
При идентификации опасностей под каждую профессию согласно штатному расписанию осуществляется формирование реестра опасностей с указанием:
Опасности по природе воздействия подразделяются на следующие группы:
При идентификации опасностей в зависимости от осуществляемого вида деятельности необходимо определить перечень работ, входящих в осуществляемый вид деятельности.
При идентификации опасностей необходимо рассматривать не только опасности и риски от деятельности, выполняемой своим персоналом, но и опасности и риски, возникающие от деятельности подрядчиков и посетителей, а также от использования продукции и услуг, поставленных другими организациями.
По результатам идентификации опасностей формируется реестр опасностей организации.
Оценка всех выявленных опасностей осуществляется с целью установления рисков, которые представляют наибольшую опасность и требуют управления. Все идентифицированные риски оцениваются с учетом:
- статистических данных по несчастным случаям;
- экспертных оценок надежности оборудования,
- результатов аттестации рабочих мест;
- интенсивности и частоты осуществляемой деятельности.
Для оценки рисков организация разрабатывает методику оценки рисков. Сложность методики оценки рисков зависит от характера и масштабов рисков организации.
Для существенных рисков разрабатываются мероприятия по управлению рисками.
Мероприятия по управлению рисками могут быть связаны с:
- осведомленностью и обучением персонала;
- процедурами по безопасности эксплуатации оборудования, ликвидации аварийных ситуаций, предотвращения несчастных случаев и др.
После выполнения рекомендуемых действий (разработанных мероприятий) проводится повторная оценка рисков с учетом предпринятых действий и анализ эффективности мероприятий по управлению рисками.
4.6.3 Законодательные и другие требования
(СТБ 18001, пункт 4.3.2)
Организация должна установить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру идентификации законодательных и других применяемых требований в области охраны труда.
С целью обеспечения функционирования СУОТ и соблюдения структурными подразделениями в своей деятельности требований в области охраны труда в организации создаются реестр и фонд законодательных и других применяемых требований в области охраны труда.
Формирование, ведение реестра и комплектование фонда осуществляется с целью унификации и поддержания в актуальном состоянии нормативных правовых актов (НПА), технических нормативных правовых актов (ТНПА) и других документов в области охраны труда.
Реестр представляет собой систематизированный перечень НПА, ТНПА и других документов в области охраны труда.
Фонд представляет собой совокупность НПА, ТНПА и других документов в области охраны труда на бумажных и/или магнитных носителях.
Формирование и ведение реестра осуществляется с целью систематизации и постоянной актуализации документов.
Формирование разделов реестра, содержащих НПА, осуществляется юрисконсультом (юридической службой) на основе Национального реестра правовых актов Республики Беларусь, электронных баз данных о НПА.
Формирование разделов реестра, содержащих информацию о ТНПА, осуществляется на основании следующих источников:
- Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (НРПА РБ);
- сборники документов по вопросам охраны труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
- информационный указатель технических нормативных правовых актов (ИУ ТНПА);
- информационный указатель технических условий (ИУ ТУ);
- ежегодный каталог ТНПА в области технического нормирования и стандартизации;
- ежегодный каталог технических условий.
Ответственные по СУОТ в структурных подразделениях на основании реестра по организации формируют перечень НПА, ТНПА и других документов по охране труда, применимых к идентифицированным опасностям и рискам соответствующего структурного подразделения.
Обеспечение структурных подразделений необходимыми документами осуществляется на основании утвержденного перечня.
4.6.4 Цели (СТБ 18001, пункт 4.3.3)
Цели в области охраны труда должны быть направлены на :
- улучшение деятельности организации в области охраны труда;
- устранение причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- минимизацию производственных рисков;
- повышение уровня подготовки персонала по вопросам охраны труда;
- предотвращение возникновения аварийных ситуаций и повышение уровня подготовленности персонала к действиям по локализации и ликвидации их последствий.
Цели должны быть достижимыми, измеряемыми, ограниченными во времени, экономически обоснованными. Цели должны быть доведены до всех функциональных структур и уровней организации.
Актуализация целей в области охраны труда осуществляется:
- в плановом порядке (не реже одного раза в год) по результатам анализа со стороны руководства;
- по результатам актуализации реестров опасностей структурных подразделений.
4.6.5 Программа управления охраной труда
(СТБ 18001, пункт 4.3.4)
Программа управления охраной труда должна включать:
- мероприятия по достижению установленных целей в области охраны труда;
- распределение ответственности за достижение установленных целей в области охраны труда для каждого подразделения и уровня в рамках организации;
- сроки, в которые цели должны быть достигнуты;
- ресурсы, необходимые для достижения установленных целей;
- порядок осуществления контроля реализации Программы.
Программа должна обеспечивать реализацию обязательств, сформулированных в Политике в области охраны труда, и постоянное улучшение деятельности организации в области охраны труда.
Необходимо обеспечить доступность Программы для общественности, надзорных органов, органов власти и контроль хода выполнения Программы, ее актуализацию, принятие корректирующих действий в случае невыполнения отдельных мероприятий.
Необходимо обеспечить разработку специальной программы или дополнения существующей Программы при внедрении новых технологий, оборудования, материалов.
Разработанные и выполняемые Программы управления охраной труда – индикатор функционирования СУОТ в целом.
Реализация программы управления охраной труда будет зависеть от убежденности руководства и творческой работы персонала.
Высшее руководство утверждает Программу управления охраной труда, проводит анализ со стороны руководства СУОТ.
4.6.6 Структура и ответственность (СТБ 18001, пункт 4.4.1)
Обязанности, ответственность и полномочия должны быть определены, документально оформлены и доведены до сведения заинтересованных лиц с целью обеспечения эффективности СУОТ.
Общее руководство работой по обеспечению охраны труда в организации (структурном подразделении организации) возлагается на руководителя организации (структурного подразделения).
Для организации работы и осуществления контроля по охране труда руководитель организации создает службу охраны труда (вводит должность специалиста по охране труда) в соответствии с типовым положением о службе охраны труда организации.
Высшее руководство играет ключевую роль, обеспечивая ресурсы, необходимые для обеспечения эффективной СУОТ. Обеспечение этой возможности – одна из наиболее важных задач высшего руководства.
Высшее руководство предоставляет ресурсы, необходимые для внедрения СУОТ и контроля над ней, включающие кадры, обладающие специальными знаниями и опытом, материальные и финансовые ресурсы.
Высшее руководство организации должно назначить своего специального представителя, который независимо от других обязанностей должен иметь определенные ответственность и полномочия для того, чтобы:
- гарантировать, что требования СУОТ выполняются и поддерживаются на надлежащем уровне;
- предоставлять отчеты о функционировании СУОТ высшему руководству для анализа и в качестве основы для совершенствования СУОТ.
Эффективное распределение ответственности обеспечивает необходимый поток информации и отсутствие пробелов в организационной структуре, без чего невозможно эффективное функционирование СУОТ.
Обязанности и полномочия руководителей и специалистов организации по охране труда определяются их должностными инструкциями.
При перераспределении функций и обязанностей между структурными подразделениями и должностными лицами организации в положение о структурных подразделениях и должностные инструкции должны быть внесены соответствующие изменения или дополнения.
Со своими должностными обязанностями по охране труда руководители и специалисты должны быть ознакомлены под роспись.
При невыполнении своих должностных обязанностей по охране труда, нарушений требований охраны труда работники несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
4.6.7 Обучение, осведомленность и компетентность
(СТБ 18001, пункт 4.4.2)
Организация определяет свои потребности в обучении персонала по вопросам охраны труда и обеспечивает, чтобы весь персонал прошел соответствующее обучение.
Проводится анализ квалификации работников и выявляются те области, где этой квалификации недостаточно.
Ответственность за организацию своевременного и качественного проведения обучения, инструктажа, стажировки и проверки знаний работников по вопросам охраны труда в организации возлагается на ее руководителя, в структурных подразделениях организации – на их руководителей.
Обучение безопасным методам и приемам работы при подготовке, переподготовке, получении второй профессии, повышении квалификации работников организуют специалисты, осуществляющие комплектование и подготовку кадров, с привлечением других специалистов.
Работники должны быть обучены с учетом специфики выполняемых работ, иметь соответствующую квалификацию, компетентность, необходимые для выполнения возложенных функций.
В процессе обучения работников и проверки их знаний по охране труда должны приниматься во внимание различные уровни ответственности, требуемой компетентности, а также деятельность, связанную с повышенным риском.
Мероприятия по подготовке персонала должны предусматривать:
- ознакомление и разъяснение содержания Политики в области охраны труда;
- ознакомление с целями и программами в области охраны труда;
- повышение осознания работниками того, какое влияние оказывает их деятельность на состояние охраны труда и какая польза от улучшения их личных показателей деятельности;
- разъяснение роли работников в реализации политики и достижении целей в области охраны труда;
- доведение информации о возможных последствиях несоблюдения требований охраны труда.
4.6.8 Консультации и обмен информацией (СТБ 18001, пункт 4.4.3)
В рамках СУОТ должна быть обеспечена система как внутреннего, так и внешнего взаимодействия и коммуникаций.
Внутренняя коммуникация означает обеспечение направленного потока информации внутри организации.
Внутренние коммуникации в организации имеют следующую структуру:
А) вертикальный поток информации:
- сверху вниз (организационно-распорядительная, законодательная, методическая документация);
- снизу вверх (отчетная документация, предложения, жалобы, запросы, отзывы);
Б) горизонтальный поток информации:
- поток информации между подразделениями (производственная, методическая документация);
- поток информации между работниками одного уровня (оперативная документация).
Система внутренней связи с персоналом создает условия:
- для повышения мотивации и уровня участия сотрудников при создании и функционировании СУОТ;
- позволяет разъяснить политику в области охраны труда для внутренних заинтересованных сторон;
- демонстрирует серьезность намерений руководства;
- содействует обеспечению контроля и распространению информации о результатах работы среди персонала;
- позволяет определить возможности для совершенствования СУОТ.
Эффективная система внешней связи обеспечивает:
- информирование внешних сторон (органы власти, контролирующие организации, общественные организации, потребители, поставщики, средства массовой информации);
- эффективную и четкую работу в аварийных ситуациях.
Способы коммуникации могут быть следующие:
- информирование, проводимое руководителями на рабочих местах (инструктаж, оперативные совещания, консультации);
- целевые обходы производственных объектов;
- письменное оповещение (служебная записка, пояснительная записка, телефонограмма, уведомление, отчет, протокол, письма);
- телефонная и факсимильная связь;
- доски объявлений, стенды;
- локальные сети и электронная почта;
- средства массовой информации, сайт организации.
Информирование и оповещение при несчастных случаях является обязательным и осуществляется в соответствии с [3].
Процедуры по связям с внешними заинтересованными сторонами должны содержать информацию об ответственных должностных лицах за внешнюю коммуникацию.
В обязанности этих должностных лиц должны входить регистрация, оформление и хранение этих документов.
4.6.9 Документация (СТБ 18001, пункт 4.4.4)
Документация СУОТ организации разрабатывается в соответствии с требованиями СТБ 18001 и устанавливает порядок реализации требований стандарта.
Имеющаяся в организации документация по системе менеджмента качества, системе управления окружающей средой может быть использована при разработке документации по СУОТ.
Документация СУОТ включает:
- Политику в области охраны труда организации;
- руководство по СУОТ;
- стандарты организации по СУОТ;
- технологическую, конструкторскую документацию, рабочие инструкции;
- организационно-методические документы (положения о подразделениях, должностные инструкции) и др.
Внешняя документация по СУОТ включает:
- предписания органов государственного надзора;
- требования заказчиков и др.
Руководство по СУОТ является сводным документом и предназначено для применения всеми структурными подразделениями организации.
Руководство по СУОТ включает:
- область применения СУОТ;
- Политику и цели в области охраны труда;
- организационную схему СУОТ;
- краткое описание СУОТ по элементам СТБ 18001.
4.6.10 Управление документацией (СТБ 18001, пункт 4.4.5)
Организация должна установить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры управления документацией СУОТ в соответствии с СТБ 18001 для обеспечения их:
- периодического анализа, пересмотра при необходимости и утверждения уполномоченным персоналом до их выпуска;
- наличия и доступности в местах проведения работ, важных для эффективного функционирования СУОТ;
- изъятия устаревших документов у всех абонентов с целью предотвращения их непреднамеренного использования;
- идентификации любых устаревших документов, сохраняемых для юридических и/или архивных целей.
Документация по СУОТ актуализируется с периодичностью не реже одного раза в год.
Внесение изменений в действующую документацию СУОТ проводится:
- при изменении законодательных и других требований;
- при изменении порядка существующих технологических операций;
- по результатам проводимых внутренних и внешних аудитов СУОТ.
Выполнение требований документов СУОТ проверяется во время проведения внутреннего аудита подразделений и, в случае необходимости, проводятся корректирующие мероприятия и вносятся изменения в документы СУОТ.
Внешние и внутренние документы СУОТ, действующие в организации, подлежат учету и регистрации в перечнях (картотеках, журналах, базах данных) ответственными за документацию сотрудниками организации.
Поиск внутренней документации СУОТ проводится по ее идентификационным признакам: организация, отдел, подразделение, вид деятельности и/или контактное лицо, наименование и номер документа, дата утверждения или регистрации.
Поиск внешней документации СУОТ, внесенной в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, производит юрисконсульт организации с помощью правовой информационной базы данных, используемой на предприятии, на основании запроса от заинтересованного структурного подразделения.
4.6.11 Управление операциями (СТБ 18001, пункт 4.4.6)
В организации определяются те операции и виды деятельности, которые связаны с выявленными опасностями и рисками в области охраны труда.
Управление в организации процессами и операциями осуществляется при:
- проектировании рабочих мест, технологических процессов, оборудования и новой продукции;
- закупке сырья, материалов и комплектующих;
- транспортировании и осуществлении погрузочно-разгрузочных работ;
- хранении сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции;
- осуществлении производственных процессов;
- техническом обслуживании, эксплуатации и ремонте оборудования;
- обращении с химически опасными материалами и с отходами производства и потребления;
- обучении персонала, обеспечении его компетентности и информированности;
- обеспечении промышленной безопасности и предотвращении возникновения аварийных ситуаций;
- строительстве и реконструкции технологических линий, зданий и сооружений.
Управление процессами и операциями осуществляется путем использования:
- стандартов организации (СТП);
- документированных процедур (ДП);
- технологической документации, включая технологические регламенты, технологические инструкции и др.;
- эксплуатационных документов, включая руководство по эксплуатации, паспорт, инструкции по монтажу, пуску, регулированию и обкатке изделия и др.;
- документов на поставку продукции;
- графиков поверки средств измерений;
- методик проведения испытаний сырья, материалов, продукции;
- планов-графиков технического обслуживания и ремонта оборудования.
Управление операциями осуществляется на основании положений о структурных подразделениях и должностных инструкций.
4.6.12 Готовность к аварийным ситуациям и ответные действия (СТБ 18001, пункт 4.4.7)
Организация должна разрабатывать процедуры по идентификации возможных аварийных ситуаций и обеспечивать их практическое использование.
Эффективная подготовленность к аварийным ситуациям поможет обеспечить защиту персонала, снизить возможные потери и минимизировать время простоя оборудования.
Необходимо проанализировать предыдущие аварии и инциденты и принять меры в местах, где возможны подобные события в будущем.
- установить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации аварийных ситуаций и реагирования на них, а также предотвращения и сокращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, связанных с возможностью возникновения инцидентов и аварийных ситуаций;
- анализировать и пересматривать в случае необходимости процедуры, касающиеся ее подготовленности к аварийным ситуациям и реагированию на них, особенно после возникновения катастрофы или аварийной ситуации;
- при возможности периодически проверять данные процедуры.
Должны быть разработаны планы мероприятий по ликвидации аварийных ситуаций и процедуры для обеспечения надлежащего реагирования на неожиданные или аварийные ситуации.
Организация должна установить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры предотвращения инцидентов и потенциальных аварийных ситуаций.
В процедурах необходимо учитывать инциденты, возникающие или способные возникнуть как следствие:
- нештатных рабочих условий;
- аварий или потенциальных аварийных ситуаций.
При разработке планов по предупреждению аварийных ситуаций и обеспечению надлежащего реагирования на них необходимо учесть следующие моменты:
- потенциальные аварийные ситуации (пожары, взрывы, проливы или выбросы опасных веществ, стихийные бедствия);
- организационные меры на случай аварии и ответственность за них;
- перечень ответственных лиц;
- подробные данные об аварийных службах (контактная информация, номера телефонов);
- планы передачи внутренних и внешних сообщений;
- действия, предпринимаемые в случае различных видов аварий;
- информацию об опасных материалах и мерах, которые следует принять в случае аварийных ситуаций;
- технологические схемы процессов;
- планы подготовки и проверки эффективности (полезно анализировать эффективность отклика на аварию после того, как инцидент произошел). Этот анализ может помочь при определении необходимо ли дополнительное обучение или пересмотр аварийных планов/процедур.
4.6.13 Измерение эффективности и мониторинг
(СТБ 18001, пункт 4.5.1)
Мониторинг и оценка эффективности функционирования СУОТ являются ключевыми видами деятельности СУОТ, которые гарантируют, что организация действует согласно Политике в области охраны труда и утвержденной программе управления охраной труда.
Система мониторинга и измерений основных характеристик операций и видов деятельности, оказывающих существенное воздействие на безопасность персонала, определяется исходя из законодательных и других требований, оцененных рисков и установленных целей в области охраны труда.
В организации в рамках СУОТ осуществляются деятельный и реагирующий виды мониторинга.
Деятельный мониторинг осуществляют для оценки эффективности и функционирования СУОТ.
Деятельный мониторинг включает:
- мониторинг Политики, целей, программ и планов в области охраны труда, коллективного договора;
- периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда в организации;
- мониторинг состояния здоровья работников;
- мониторинг производственной среды;
- мониторинг производственных помещений, оборудования;
- мониторинг программы внутренних аудитов.
Реагирующий мониторинг осуществляется для расследования, анализа и документирования отклонений СУОТ, включая инциденты, несчастные случаи, несоответствия, случаи ухудшения здоровья и нанесения материального ущерба.
Реагирующий мониторинг включает:
- анализ производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- анализ программы реабилитации работников и восстановления здоровья.
4.6.14 Несчастные случаи и инциденты, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия (СТБ 18001, пункт 4.5.2)
Идентификация несоответствий является постоянным процессом, который проводится с целью их устранения и осуществления принципа постоянного улучшения СУОТ.
Процедура идентификации несоответствий включает:
- определение технологических процессов, операций, при осуществлении которых возникают опасности и риски в области охраны труда;
- определение законодательных и других требований, относящихся к технологическим процессам, операциям;
- определение отклонений от установленных требований в ходе проведения технологических процессов, операций (выявленные отклонения являются несоответствиями);
- определение причины выявленного несоответствия;
- регистрацию выявленного несоответствия с указанием причин его вызвавших и виновного в его возникновении.
Действия, предпринимаемые для устранения причин выявленных несоответствий, являются корректирующими и разрабатываются в следующих случаях:
- по результатам мониторинга и измерений;
- по результатам внешних или внутренних аудитов, по предписаниям контролирующих органов;
- по результатам анализа со стороны руководства;
- при авариях и инцидентах, оказывающих влияние на жизнь и здоровье персонала и др.
Действия, предпринятые для устранения причины потенциального несоответствия, являются предупреждающими и разрабатываются в случаях изменения технологических процессов, внедрения нового оборудования, применении новых вдов сырья и материалов.
Расследование и учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний осуществляется в соответствии с [3].
Расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний проводится с целью выявления вызвавших их причин и принятия соответствующих мер по предотвращению повторения подобных случаев.
4.6.15 Записи и управление записями (СТБ 18001, пункт 4.5.3)
Целью управления записями по результатам деятельности в области охраны труда является обеспечение документального подтверждения соответствия установленным требованиям и для оценки эффективности СУОТ.
Записи осуществляют для:
- оценки достижения целей в области охраны труда;
- разработки корректирующих и предупреждающих действий, направленных на уменьшение количества несчастных случаев и инцидентов;
- анализа функционирования СУОТ со стороны руководства;
- идентификации законодательных и других требований в области охраны труда;
Регистрация записей осуществляется в бланках, формах, журналах, предусмотренных стандартами организации, НПА и ТНПА.
Обязательной регистрации в области охраны труда подлежат следующие записи:
- акты предписания контролирующих органов;
- акты предписания подразделений организации;
- акты о несчастных случаях на производстве;
- акты о непроизводственных несчастных случаях;
- акты о профессиональных заболеваниях;
- журнал регистрации о профессиональных заболеваниях;
- журнал регистрации актов несчастных случаев на производстве;
- журнал учета актов предписаний подразделений организации;
- журнал регистрации удостоверений по охране труда;
- протоколы проверки знаний по охране труда;
- протоколы совещаний по охране труда;
- журнал регистрации вводного и периодического инструктажей по охране труда;
- журнал ежедневного контроля за состоянием охраны труда на участке;
- журнал ежемесячного контроля за состоянием охраны труда в цехе;
- ежеквартальный контроль по охране труда в организации;
- журнал учета аварий;
- отчеты по внутреннему аудиту СУОТ.
Записи должны быть разборчивыми, их следует хранить в безопасном месте, защищать от повреждений. Сроки хранения записей должны быть установлены.
4.6.16 Аудит (СТБ 18001, пункт 4.5.4)
Внутренний аудит СУОТ в организации осуществляется в соответствии с разработанной программой.
Цели внутреннего аудита СУОТ:
- оценка соответствия СУОТ запланированным мероприятиям;
- оценка соответствия СУОТ требованиям СТБ 18001;
- оценка соответствия СУОТ требованиям к СУОТ, установленным в стандартах организации;
- подтверждение результативного внедрения СУОТ;
- определение возможных областей для улучшения СУОТ.
В организации должен быть разработан стандарт организации, устанавливающий:
- порядок формирования годовой программы внутренних аудитов, планов аудитов;
- порядок проведения внутренних аудитов;
- порядок разработки корректирующих действий по результатам внутреннего аудита;
- документирование результатов аудитов и поддержание в рабочем состоянии записей;
- информирование о результатах аудита персонала ответственного за проверяемую область деятельности;
- ответственность должностных лиц за планирование и проведение внутренних аудитов, разработку корректирующих и предупреждающих действий;
- проверку предпринятых действий для устранения обнаруженных несоответствий по результатам предыдущего аудита и вызванных их причин.
При проведении внутренних аудитов руководство организации должно обеспечить:
- независимость внутренних аудиторов от должностных лиц, ответственных за проверяемые области деятельности;
- необходимую квалификацию внутренних аудитов для осуществления проверок.
4.7 Анализ со стороны руководства (СТБ 18001, пункт 4.6)
Руководством организации не менее одного раза в год должен проводиться анализ СУОТ со стороны руководства с целью обеспечения постоянной пригодности, адекватности и результативности СУОТ.
Анализ со стороны руководства проводится для определения необходимости изменений политики в области охраны труда, целей, элементов СУОТ, изменившихся обстоятельств и обязательств по улучшению СУОТ.
Для проведения анализа со стороны руководства осуществляют сбор и анализ следующей информации:
- результатов аудитов по СУОТ;
- идентифицированных опасностей и оцененных рисков;
- степени достижения установленных целей в области охраны труда;
- статистики несчастных случаев;
- сведений об инцидентах и аварийных ситуациях, изменениях в НПА, ТНПА;
- изменений в технологии производства выпускаемой продукции.
По результатам анализа со стороны руководства разрабатываются мероприятия, направленные на улучшение деятельности и повышение эффективности СУОТ, а также при необходимости осуществляются изменения целей и Политики в области охраны труда.
[1] Закон Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001г. №8, 2/138)
[2] Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999г. №296-3
[3] Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 30 от 15.01.2004.
Читайте также Навигация Рубрики Свежие комментарии Управление